Сита поет блюз: отзывы и рeцензии

D-r Zlo
D-r Zlo9 марта 2015 в 20:18

I remember every little thing you used to do I'm lonely Every road I walk along, I've walked along with you © Давным-давно… кажется, это было задолго до христианского рождения Христа, в городе, который называется… да черт его знает, как он называется, в любом случае, это был довольно крупный город где-то на севере Индии, богатый и процветающий, прямо как его повелитель, чей сын – ни много, ни мало – является инкарнацией аж самого Вишну. Но из-за козней одной из жен повелителя бедный Рама лишается короны и отправляется в долгую ссылку, и единственный человек, который не бросает его в эту тяжелую минуту, это его жена, прекрасная лотосоподобная Сита… Нина живёт вместе с бойфрендом в Сан-Франциско. У неё есть кот, хорошая работа, а у любимого человека – перспектива карьерного роста, и, кажется, именно это и называется счастьем. Однако, после переезда в Индию, её любимый начинает как-то странно себя вести и заметно отдаляется от Нины. Та пытается исправить ситуацию, но, кажется, ничего не выходит, и Нина не понимает, в чем же дело и почему её возлюбленный так холоден с ней… Или вот ещё, сама история Ситы – прекрасной возлюбленной принца Рамы, потрясающей жены, верной матери… или брошенной и обиженной женщины, чей мужчина побоялся за свою репутацию и фактически сломал ей жизнь? Это тот самый пример, когда обилие сюжетов не вредит повествованию. Истории чередуются, но не перебивают друг друга: и если две из них (а всего сюжетных линий четыре, ведь ещё не были упомянуты беседы богов, подозрительно напоминающих внешним видом основных действующих персонажей) тесно связаны и фактически рассказывают об одном и том же, только с разных точек зрения, то любовная трагедия Нины – это вполне самостоятельный сегмент сценария. Впрочем, совершенно не противоречащий истории о Раме и Сите, но это уже совершенно другой разговор, при котором спойлеры неизбежны. Очевидно, что это очень личная работа; и я даже имею в виду не столько совпадение имен режиссера мультфильма и главной героини, сколько интерпретацию сюжета «Рамаяны» и его связь с историей Нины. «Рамаяна» в первую очередь трактуется как несчастливая история любви, построенной на недоверии и абьюзе (удивительно, но такая трактовка вполне корректна и не противоречит оригинальному тексту) – и, само собой, в условиях такого понимания сюжета именно Сите и отводится главная роль. Другое дело, что порой методичное сопоставление двух неудавшихся отношений кажется несколько навязчивым, как и явно негативные образы Рамы и бойфренда Нины. Конечно, роль искусства в частности заключается в том, что с его помощью можно поделиться личными проблемами, болью, с которой ты хорошо знаком, и это найдёт свой отклик в сердцах зрителей, не вопрос; с другой стороны, во многих случаях это ведёт к однобокости и излишней субъективности. И, к сожалению, «Сита поёт блюз» не избежала этой проблемы; это, конечно, позволяет проникнуться горем брошенной и обиженной женщины, но порой кажется, что сценарист (он же режиссер, он же ведущий аниматор) излишне демонизирует мужских персонажей любой из своих историй… Тем не менее, это совершенно не портит впечатления от просмотра. «Сита поёт блюз» совершенно потрясающее произведение, с удивительно богатым и крепким сценарием, аккуратной работой с индийской мифологией и прекрасной анимацией – о, об анимации «Ситы» можно говорить часами! Стиль мультфильма эклектичен и разнообразен; тут тебе и перекладка, и рисованная (несколько утрированная и гротескная) двухмерная анимация, и компьютерная цифровая, и коллаж, и силуэтная анимация… Такое стилистическое многообразие, однако, не выглядит китчем и вполне соответствует эклектичному же сценарию. В конце концов, само название «Сита поёт блюз» подразумевает эклектичное сочетание несочетаемого… да и так уж несочетаемого ли? Ведь во все времена, во все исторические периоды, в произведении любого жанра и любого стиля трагедия несчастной любви остается неизменной. И надо просто продолжать жить дальше.

Aster75
Aster758 декабря 2008 в 00:29
Я буду петь о своей любви

Основной сюжет этого полнометражного анимационного фильма основан на индийском эпосе Рамаяна. Бог Рама обвинил обожающую его супругу богиню Ситу в измене. Бедная Сита вынуждена неоднократно доказывать свою преданность и всеми силами пытаться вернуть любовь своего мужа, без которого не мыслит жизни. Вторая сюжетная линия разворачивается в современном Сан-Франциско, где живет и творит художница Нина, брошенная возлюбленным, уехавшим работать в Индию. Невольно напрашивается вопрос – а не свою ли собственную историю рассказывает нам режиссер Нина Пэйли? И мифические боги и обычные люди пытаются решить одни и те же извечные проблемы – как сохранить любовь, пронеся ее в своем сердце через множество испытаний, и можно ли вообще продолжать безоговорочно любить того, кто вероломно от тебя отрекся. Нина Пэйли создавала этот фильм одна на домашнем компьютере. На это у нее ушло целых пять лет. И, надо сказать, результат впечатляет. Режиссер использовала в своем творчестве множество различных приемов, от книжной графики до поп-арта. Одни герои изображены как персонажи театра теней, другие созданы в стиле традиционной индийской книжной миниатюры, третьи словно сошли с полотен Энди Уорхолла. Такой же многоплановостью отличается и музыкальное сопровождение. Основную музыку к фильму написал Todd Michaelsen, джазовые композиции звучат в исполнении Rudresh Mahanthappa, им же и написанные, разумеется, не обошлось и без традиционной индийской музыки, переработанной и исполненной несколькими современными музыкантами. Но самые замечательные, на мой взгляд, в фильме конечно блюзы и джазовые стандарты, которые время от времени исполняет богиня Сита, голосом очень популярной в 20-е годы певицы Annette Hanshaw.