В далёкие времена дециметровых каналов довелось мне увидеть «шедевр» отечественного боевика под названием «Рэкс-1: «Тридцатого уничтожить». Речь в этом выдающемся творении кинематографа, созданного руками писателя- детективщика Виктора Доценко, известного по серии «Бешенный» рассказывает, собственно об этом самом «Бешенном» (Игорь Ливанов) - бывшем спецназовце по прозвищу Рэкс (своих боевых товарищей, Мухтара и Барбоса, он, видимо, потерял в Афгане). Вернувшись с войны, он попадает в лапы подпольной преступной организации и вместе со своим братом (его играет брат Ливанова Аристарх) решает бежать. Естественно, как и положено в любом уважающем себя боевике, в этом есть коварный злодей в лице Станислава Садальского, который собрав группу наёмников пускается следом за дезертирами… Надо признать, лет двенадцать назад фильм казался мне просто идеалом, выше его был лишь другой классический представитель постперестроечного боевика – «Амэрикен Бой». Но надо же было такому, как пела Алла Борисовна, случится, что «30-го уничтожить» случайно попался мне на глаза буквально пару недель назад. После этого просмотра, картина, как боевик, умерла окончательно и бесповоротно. Ходульные диалоги, уморительные сцены перестрелок (автоматы видимо, вообще заряжены не были, даже холостыми, потому пришлось «изображать» отдачу, получилось до колик смешно) и трюки на уровне примерно детских: «Тадыщ, и вооот так моя машинка полетела» или « И потом я только ба-ббах разбил окно», превращают кину в первоклассную комедию, чему помимо прочего отлично способствуют попытки сделать из младшего Ливанова Ван Дама, в ход идут не только воспоминания о великом учителе (где он нарисовался посреди Афганистана?), но и заправские крики «Кий-яя» при каждом ударе. Короче говоря, такого заряда позитива от просмотра нарочито «серьёзного» и пафосного боевика я давно не получал. Советую ценителям.
Некогда популярная серия остросюжетных романов Виктора Доценко про Бешеного удостоилась в 90-х целых двух экранизаций – «…По прозвищу «Зверь»(1990) Александра Муратова и собственно «Тридцатого уничтожить»(1992) режиссуры самого Доценко. Если первый фильм представлял собой преимущественно тюремный фильм, то второй был чистым боевиком. Главного героя, ветерана Афгана Савелия Говоркова по очереди сыграли Дмитрий Певцов и Игорь Ливанов. Ввиду неопытности Виктора Доценко на режиссерском фронте, 2-я часть о подвигах Бешеного получилась мягко говоря угловатой. Сказались и ограниченные возможности перестроечного периода, поэтому многое снимали кустарным способом. Результатом всего этого стало низкое качество картинки (хотя это характерно для большинства лент тех лет), слабый монтаж в экшн-сценах и неубедительная постановка боевых эпизодов. Игорь Ливанов исполнял все трюки сам, но эффектней бы было, если бы вместо него работал каскадер, особенно в рукопашных сценах. Невооруженным глазом в фильме видно обилие дешевых элементов вроде имитации повреждений техники, некачественных декораций и эффектов, и даже имитации изображения «из видеокамеры» путем подсовывания в кадр обычной рамки. К чести Доценко нужно отметить, что он всё-таки пытался экспериментировать с камерой. Кстати, режиссер самолично исполнил роль колоритного капитана буксира. В целом же актерскую игру можно отнести к плюсам ленты, особо выделив работы Куравлева, Проховщикова и Марины Зудиной, а вот Садальский явно не на своём месте. Не убедителен и Аристарх Ливанов, который выглядит явно старше своего экранного брата и больше годится ему в отцы. Тем не менее фильм Доценко – это экшн с душой, что отличает его от большинства голливудских жанровых собратьев. История о брошенном на произвол судьбы ветеране войны, вынужденном существовать где-то на задворках Средней Азии, одиноком и несчастливом, не лишена драматизма. Идя тупиковой дорогой вперед по жизни, он постоянно натыкается на врагов и предателей, и лишь встреча со своим боевым товарищем изменяет ход событий. «Тридцатого уничтожить!» - это фильм о дружбе, взаимовыручке, о верности и любви к Родине в любых обстоятельствах. И как свойственно практически всем полудраматичным боевикам тех лет, он не сильно оторван от реальности и лишен большинства голливудских клише. К достоинствам ленты также можно отнести немалый размах боевых действий, превосходный арсенал по обе стороны баррикад и отдельные каскадерские трюки, выполненные на высоком уровне. К «Тридцатого уничтожить!» можно относиться по-разному, но не отменить того факта, что советская школа боевика существовала и фильмы «Фанат» (1989), «…По прозвищу «Зверь» и «30-го уничтожить!» хорошие тому подтверждения. Если бы не скоропостижный развал СССР, то мы могли бы увидеть ещё ряд достойных боевиков, и наверняка в гораздо более качественном техническом исполнении. Но не случилось.
Начало девяностые (имеется в виду после 1991 года) стали для нашего кино настоящим крахам. Нормальных фильмов практически не было, и были одними только комедии и трешовые боевики. Однако был фильм, который можно было назвать нашим ответом на фильмы про Рэмбо, и это фильм Тридцатого уничтожить. И хотя многие считают, что это звание принадлежит дилогия Брат, и они как всегда правы, но Тридцатый был первым в этом деле, а дилогия Брат - вторым. И ещё пара слов об этом фильме, он является экранизацией одного романа из цикла Бешеный, а точнее Возвращения Бешеного, о котором мне нечего не известно. Можно так же сказать, что была ещё одна экранизация из этого цикла, и это фильм 'По прозвищу Зверь'. Но не смотря на то, что фильмы по одному циклу сняты, они все же не связаны, и дел не в разных имен героев (все таки в этом фильме у него другое имя), а в том, что их биографии немного различаются. Итак наш герой - это ветеран Афганистана, который после плена скитался по разным странам, и даже обучался боевым искусствам у одного гуру. И он наконец то возвращается на родину. И тут его обманом берут к себе террористы (в фильме их называют почему то мафией). Узнав об этом он бежит от них, а они за ним. Вообщем сюжет стандартный для боевиков категории Б, хотя тогда у нас все было в категории Б, а категории А не было. Фильм сам делается на две половины: скушанную и очень крутую. Скушанная можно сказать отбивает смотреть фильм, потому что там такая нудятина, что диву даешься. Но и эта часть может развеселить, и это происходит тогда, когда наш герой попадает на базу террористов. И тут создатели сделали все сделано для того, что бы раздавить скуку: пьяные драки, серьезность организации и подготовка бойцов. Однако, это нечто по-сравнению со второй половины этого фильма, и те кто дотерпел до нее могут почувствовать себя счастливыми. Потому что нас ждет такой безумный экшен, который напоминает, что то среднее между играми Call of duty и фильмами про Безумного Макса, ибо герои (все таки он сбежал вместе с братом) устраивают настоящий ад на дороге. Эпичные взрывы, эпичные смерти антагонистов, Slow-mo и сбивания нескольких вертолетов заставляет зрителей визжать от восторга. Честно признаюсь, если бы были у создателей ещё пару баксов на фильм они бы создали шедевр в квадрате! И настолько меня поразило, что мне жалко, что продолжения этого фильма так и не сделали. Подводя итоги можно сказать, что этот боевик для меня самый лучший, что сделали в девяностых. И жалко, что таких боевиков в девяностых больше не создавалось. 8 из 10
Больно хлопотно это Фильм Виктора Доценко снятый также по его сценарию, увы не сумел пройти проверку временем. Смотря этот фильм сейчас, порой не понимаешь почему он мне нравился тогда. Но в 90-е годы, русские боевики делали очень качественно и красиво, что говориться с душой. Сейчас так не умеют, и от этого становиться очень жаль. Такие боевики как 'Фанат', 'Америкэн бой', 'По прозвищу зверь' были лидерами в своём жанре, причём остаются таковыми и сейчас. Среди них была и данная кинолента 'Тридцатого уничтожить!', которая очень сильно им уступает, и сейчас смотрится очень неправдоподобно и дёшево. Те минусы картины, которые я не замечал когда крутил этот фильм на видеомагнитофоне, при просмотре на сегодняшний день, кажутся очень очевидными. Главный герой фильма бывший 'Рэкс', сыгранный младшим братом Игорем Ливановым, получился очень блеклым. По сюжету фильма он настоящий профи в боевых искусствах. Но вот на экране, зритель этого практически не наблюдает. Не хватает Игорю Ливанову той харизмы которая была у Серебрякова, Певцова, Пескова, Иншакова, которые являются настоящими звёздами советских, а после, российских боевиков. Рукопашных боёв в фильме очень мало, да и те которые есть, честно говоря не впечатляют. Погони, перестрелки, и другие экшен сцены, даже на тот момент казались сделанными на троечку. В принципе сама экранная история Доценко получилась интересной, но её воплощение, явно у создателей фильма не получилось. В фильме, кроме братьев Ливановых, получил свою сюжетную линию Стас Садальский, который здесь сыграл предельно серьёзного злодея, что ему очень несвойственно. Также небольшую роль получил Леонид Куравлёв. Но в целом, фильм очень средненький, местами слабенький. И только из-за уважения к нашим боевикам ушедшего столетия, не охота говорить, что фильм плохой. Просто всему своё время. Это творение Доценко, оказалось кинолентой не на все времена. 5,5 из 10
Когда в стране разруха, на нормальное кино можно было не надеется. И многие оставив надежду на наше кино решили смотреть зарубежное кино. Однако наше кино способно было удивлять, и один из таких фильмов был фильм Тридцатого уничтожить. Фильм который больше ассоциируется со словам 'русский Рэмбо', чем дилогия Брат. Фильм, который был снят по роману писателя, который сам этот фильм снимал (вот это поворот). Фильм, который говорил, что продолжения будет у него, но что-то помешало этому продолжению воплотится в реальность. И в конце концов, это фильм о котором все напрочь забыли, и лишь не многие помнят. Прежде всего я должен сказать о том, что мне не понравилось в фильме. Во-первых это секретарша Первого. Дело в том, что у неё голос просто жуть! Такой писклявый, мерзкий и тонкий голосок, что у меня конвульсии. И они ещё больше начинают проявятся, когда она начинает говорить на английском, ибо все это плюс её отвратительный акцент увеличивает раздражительность от нее в 2 раза. И честно Александр Невский (Курицин) говорит на этом языке лучше. Во-вторых это первая половина фильма, потому что она через чур затянутая и через чур скушенная. Теперь о том, что мне понравилось в этом фильме. Во-первых это воспоминание про Афганистан. И дело не в том, что там есть экшен (который уступает основному экшену), а в том, что это один из редких фильмов, где Афганистан показан не горной пустынной равниной как это бывает во многих наших и американских фильмах бывает, а горы, где выпадает снег. Честно, больше не где такого не увидишь. Во-вторых это главный герой фильма под кличкой Тридцатый, он же Зверь (хотя трудно поверить, что По прозвищу Зверь связан с этим фильмом), он же Рекс. Мало того, что он десантник и ветеран Афганистана, так ещё его обучали в Тибете единоборству один старец-мудрец. И это поистине честный, добрый и благородный малый, который всегда может помочь. И да, это клише всех героев боевиков, но этот малый имеет ещё харизму, а харизма всегда помогает герою в борьбе за любовь к зрителю. В-третьих это вторая половина фильма. Ибо там увлекательная погоня за Тридцатым и его братом по пустынной дороги. И на этой дороги они делают ад, уничтожая толпы боевиков мафии (хотя по серьезности этой организации её трудно назвать мафией). Все это походит на видео игру настолько это выглядит круто! Да даже, там есть два босса-вертолета, которых с легкостью наши герои ликвидируют. И эта погоня у меня засела в памяти так же, как сцена из Охоты на пиранью, где Мазур убивает всех наемников Прохора на заброшенном заводе. В общем эпичный экшен. В-четвертых это грустная и печальная песня, которая звучит почти всегда. В принципе меня она просто цепляет. В общем Тридцатого уничтожить - это один из немногих российских боевиков, которые реально цепляют. Всем рекомендую посмотреть, даже не смотря на скучную первую половину. 9 из 10
Спецназовец Сергей Черкасов по прозвищу Рэкс сбегает из афганского плена и после лечения тибетскими монахами попадает в некую азиатскую страну без документов и средств к существованию. Его там замечает некий бизнесмен Григорий Маркович и помогает вернуться на Родину. Не найдя работы в России начала 90-х он вербуется инструктором в спецслужбы и попадает на сверхсекретную базу в Средней Азии. Здесь он встречает потерянного на войне брата и узнаёт, что это на самом деле тренировочный лагерь для бойцов мафии. Режиссёрский дебют писателя Виктора Доценко, автора популярной серии о Бешеном получился неплохим. У него получилось снять приличный отечественный боевик, не уступающий зарубежным образцам того времени. Снято всё с размахом и разнообразным экшеном. Тут и перестрелки, и погони, и рукопашные бои. Хватает военной техники, герои используют различные тактические хитрости и ловушки для врагов. А злодеев убивают много и разнообразно. Главная роль стала звёздной для Игоря Ливанова. Актёр всё трюки исполнил самостоятельно и без дублёров. Благодаря хорошей физподготовки (с пятого класса Ливанов занимался бокса, а также проходил срочную службу в морской пехоте) весь экшен в картине он тянул на себе. Его брата по фильму играет брат актёра в реальной жизни Аристарх Ливанов. И хотя последний был в то время более известным актёром, основное экранное время уделено Игорю и он справился очень неплохо с ролью своеобразного русского Рэмбо (фраза 'Хлопотно это!' помнится до сих пор). Да и остальной актёрский состав неплох. Леонид Куравлев в роли продажного мента, Александр Пороховщиков, Станислав Садальский, Владимир Ивашов, Марина Зудина как возлюбленная героя. Стоит выделить саундтрек от известного грузинского композитора Собо Барданашвили и финальную песню 'Неужели беда'. Конечно, у фильма хватает недостатков. Постановка и монтаж многих экшен-сцен так себе выглядит и по тем временам. Также у фильма нудное и скучноватое начало, пока фильм разгонится придётся подождать полчаса экранного времени. Ну и ляпов и типичных штампов жанра хватает. Но, в целом, перед нами неплохой постперестроечный боевик, отличающийся от многих подобных отечественных образчиков жанра того времени, размахом постановки и действия. Финал фильма определено намекал на продолжение, но его, к сожалению, так и не последовало. 7 из 10
Ну вот, осталось добить обзор на последний из тройки любимых постперестроечных боевиков. Америкэн Бой, Чтобы Выжить и вот Тридцатого Уничтожить! -наш сегодняшний пациент. По телевизору его в свое время казали ох как часто, и я непременно смотрел. Тогда казалось что все, это потолок - идеальный русский боевик, лучше уже не снимут. Это несмотря на качество изображения, характерное для тех лет -как будто корове пленку скормили, она ее переварила и выкакала, извините. По-другому описать не получится, боль для глаз. Хорошую пленку давали только режиссерам уровня Гайдая, да и то... Ну что имеем. А имеем на самом деле один из лучших боевиков что сняли в СССР и на постсоветском пространстве. Долго растекаться мыслью смысла нет, не фестивальное кино чай обозреваем. Первое -отличный экшен и, что необычно, масштабный. Я минут 20 вспоминал в каких еще российских фильмах и сериалах взрываются вертолеты. И кроме 'Тридцатого' и 'Чтобы Выжить', входящих в 'святую троицу' смог вспомнить только сериал Сармат, но там настолько это тухло выглядит что лучше б в нем по-мультяшному на весь экран слово KABOOM! написали, чем такой позорный эффект сделали. Между прочим, пиротехника -важная часть экшена, я вот в детстве больше красивых взрывов в кино любил не знаю...только ножки Софи Марсо, наверное. Ну, в Тридцатом с бабахами просто супер -пиротехникам надеюсь хорошо заплатили. Рвутся вертолеты, трактора, автомобили, придорожные рыгаловки, вагоны поезда... Земной шар в конце бы разнесли -совсем прекрасно было бы. Стрельба (выстрел -тоже маленький взрыв) похуже -в перестроечном кино была какая-то очень странная фигня, что при стрельбе из автоматов из ствола валил черный дым, видимо уже потом стали пороха больше класть для зрелищности. Драки -тоже так себе, хотя в свое время казались просто верхом крутизны. Дело, как обычно в монтаже и операторской работе. Если в Америкэн Бое акцент был сделан именно на рукопашке и снимали ее максимально смачно, а стрельба и все остальное -так, то в Тридцатом -наоборот. Пострелять, взорвать, метнуть нож - окей, а рукопашные эпизоды... Игорь Ливанов, что интересно, в жизни драться умеет - и бокс и восточные единоборства, вот и в фильме в духе времени он с громким боевым воплем в прыжке пробивает кому-то в табло (в слоу-мо причем), но довольно корявая съемка и монтаж а-ля 'пленка в миксере' (особенно заметно по финальной драке в больнице) натурально бесит, особенно в сравнении с лучшими представителями. Хотя есть интересные моменты вроде активного использования цепи - нигде такого не видел. Но это претензия что называется 'по гамбургскому счету', понятно что в то время снимать у нас подобные вещи особо не умели. Персонажи, их мотивы и стремления -тоже важная часть фильма. Герой, который живет (влачит жалкое существование если точнее) где-то в Сирии (страна не называется, но на въезде в аэропорт видна надпись, дающая понять в какой стране бывший 'афганец' мыкает горе) вызывает сопереживание. В детстве мне почему-то не нравилась постоянно завывающая песня 'Неужели беда', но на самом деле она хорошая и даже душевная, особенно: 'Ни крутых берегов, ни раздолья лугов, ни пожара осенней рябины...' -так и веет тоской и придает определенную глубину герою - как будто закадровый голос описывает его внутренние терзания. А фильм-то снимал автор книг про оригинального персонажа -ему ли не знать как надо. Остальные тоже вышли неплохо, хотя несколько выделяется отчаянно переигрывающий эпизодический злодей в исполнении Владимира Епископосяна по прозвищу 'Заслуженный труп' (из-за его привычки постоянно погибать в фильмах...так, кто вспомнил про Шона Бина? Встал и вышел из класса!). Сюжет прост, но с приличной интригой. Как и в 'Чтобы Выжить' есть тема заговора государственного масштаба, но детали раскрыты крайне обрывочно -возможно была надежда на сиквел, но чёрта лысого мы получили. Сам Виктор Доценко, режиссер фильма и автор книг про 'Бешеного' (герой данного фильма) снимал мини-сериал 'Возвращение Тридцатого' (с богоподобным Джигурдой) и Яном Цапником (отличным, без дураков, актером) в роли Рекса... Да вы че, серьезно?! И даже выложил смонтированный пилот у себя на канале на youtube. Короче, финансовые проблемы не дали миру увидеть новый шедевр, скорей всего оно и к лучшему. И таки подводя итоги - получился годный боевик. Простоватый и с техническими огрехами, но на удивление смотрибельный даже сейчас и душевный в определенном смысле. Как и с Америкэн Боем -сиквела хатю, ну позязя, дядя Витя!
Боевики не надо смотреть слишком внимательно и вдумчиво, это фильмы для получения организмом адреналина от увиденного. Есть адреналин - фильм получился, нет адреналина - сами понимаете. Вдумчиво надо смотреть драмы. В этом фильме адреналин есть. К чести создателей сюжетные линии книги были практически целиком сохранены, впрочем, учитывая что написал книгу и снял фильм один и тот же человек, это неудивительно. Можно спорить о том, что боевые сцены сняты нереалистично, но герои прописаны неплохо, хотя Садальский здесь как-то не к месту - он актер харАктерный, а 'Четвертый' - мастер рукопашного боя, фактически - боевая машина, не уступающая ГлавГерою по боевой мощи. Для такой роли Садальский, откровенно говоря, рыхловат. Похоже, с подбором актеров были серьезные проблемы. Но тогда время было такое, что у всех были трудности, это в определенной степени чудо, что фильм вообще появился на свет, и фильм не самый плохой. Хотя и затянутый в начале, скомканный в конце. Куравлев? Служил в СМЕРШе?! Ему на момент событий фильма уже должно было быть за 60, а то и за 70. Так и хочется поерничать: подумать только, такой молодой - всего 60 лет - и уже капитан! Что же с ним будет к 70? Наверное, майора получит. Еще мне не очень понятно, каким образом главный герой из Средней Азии волшебным образом, не иначе, перенесся в конце фильма в Москву, чтобы повидаться с подругой. Один, без поддержки, без денег. В книге это раскрыто, в фильме - нет. Но в целом, фильм неплохой, опять же, учитывая, когда он появился на свет. Смотреть или нет - советовать не буду. Нынешней молодежи он, скорее всего, не покажется интересным, это для ностальгирующих по 90ым, скорее.
«По прозвищу «Зверь» с Дмитрием Певцовым, «30-го уничтожить!» с Игорем Ливановым или «Я объявляю вам войну» с Николаем Еременко вполне можно считать классическими российскими боевиками. Они прошли выдержку временем, являются запоминающимися и отражают времена лихих 90-х со всеми «злачными» нюансами той поры. Остросюжетный художественный фильм, в котором сыграли братья Игорь и Аристарх Ливановы рассказывает о ветеранах Афганистана, оказавшихся волею судеб на секретной тренировочной базе в Средней Азии, где проходили подготовку наемники мафии. Хотя первоначально тому же «Рексу» (прозвище Ливанова) говорили, что эта база тренирует специалистов для КГБ. Поняв, где они оказались, «Тридцатый» и «Одиннадцатый» решаются на побег, а за ними по следам отправляются все наемники, причем не только те, что были на базе – к охоте подключаются все – городские рэкетиры, а также продажные менты. Фильм Виктора Доценко, снятый по его же роману, является не более чем зрелищным боевиком с обилием трупов, перестрелок, драк, выстрелов и взрывов. В плане постановки некоторых сцен явно видны очевидные недоработки (но они типичны для многих отечественных остросюжетных картин того времени), как например сцены драк, когда в момент касания кулака или ноги чьего-то лица или корпуса тела, пропускающий удар только через мгновение падает или корчится от боли. Другими словами отсутствует реалистичность и динамика. Сам автор романа и фильма, как и многие авторы тех времен, писал на очень популярную тогда тематику – разгул бандитизма, заговоры в КГБ и прочие атрибуты 90-х. А в данном случае главный упор делается не на четко выстроенную детективную составляющую, а именно на зрелищность, кровавость и обилие жестоких разборок. Взять хотя бы «По прозвищу «Зверь», который тоже написал Доценко, а главный герой этого фильма (тут его зовут Савелий Говорков) – это главный герой из «30-го уничтожить!», только зовут его иначе. Но несмотря на минусы, «30-го уничтожить!» смотрится на одном дыхании и представляет зрителю российский ответ на «Коммандо» со Шварценеггером (хотя сравнивать габарит Арни и Ливанова конечно же будет глупо). Просто оба фильма – это реальное месиво и непрекращающийся экшн. Здесь сложно представить хотя бы минуту, когда не происходит ничего, что привело бы к увечьям или смертям. Фильм представляет собой (в самой зрелищной своей составляющей) эпичную погоню, в ходе которой как и подобает боевикам, события развиваются посредством самых разных видов транспорта и с использованием самых разных видов оружия. На смену пустыне и пыльной дороге приходят асфальт и экскаватор, потом железная дорога, мост, баржа, депо, госпиталь, горящий дом – словом, полный «джентльменский набор»! В финале один из главарей мафии, глядя в окно на Кремль, говорит о том, что до некоего часа «Ч» осталось немного – что под ним подразумевалось, если честно я пропустил. Может быть речь шла о государственном перевороте, не знаю. Но судя по подготовке людей на базе – они могли бы нечто подобное провернуть… На самом деле фильм получился захватывающим и увлекательным. Увидел его в ТВ-программе на днях и не смог отказать себе в том, чтобы глянуть классику российского боевика еще раз. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 8 из 10