Юрьев день: отзывы и рeцензии

sasharello
sasharello11 апреля 2009 в 22:26
Россия в буйной фантазии гламура

Сразу оговорюсь, что я родом из маленького городка, где долгое время жил и не редко бываю... В фильме меня сразу начало поражать то нелепое, а главное ложное представление об унылости Русской глубинки. Да, провинция разительно отличается от Москвы. Да, во многом не в лучшую сторону. Но! Совсем не так как показано в фильме. Золотое кольцо - это торговцы всякими разными сувенирами, это большое число туристов, это обязательное наличие гостиниц (к слову сказать, в Юрьеве три вполне себе приличные гостиницы). Этого не было. В провинциальных городах люди не проходят мимо тебя, если ты хочешь их о чем-то спросить, готов поспорить на что угодно, что в Юрьеве практически нереально отыскать человека, который не знает название местной речушки. Также уверен, что среди жителей имеется и довольно серьезная прослойка людей не пьющих, и интеллигентных, и творческих, для которых подобная подача материала должна показаться обидной. Кроме того, в подобных городках своих героев знают. И если б столь известная певица родилась не в самом Юрьеве, а хотя бы в Юрьевском районе - ее бы знала каждая собака. Тоже промах. Так что тема образа Русской глубинки не раскрыта, а вернее раскрыта не верно и однобоко, что еще хуже. Понравился образ милиционера, который не собирался шевелиться следуя инструкциям(3 суток). Если не принимать во внимание, что пропал сын известной личности - то очень реалистично и натурально, причем не для глубинки, а для России в целом. Понравилась сюжетная линия перелома личности героини. Понравился небольшой монолог про исчезновение людей, очень сильно. О пропаже людей в нашей стране стоит снять отдельный фильм. Игра Ксении Раппопорт понравилась. Но что следует из этих понравилось? Что хотели нам сказать авторы картины? Чему хотели научить? Я не понял. Не покидает ощущение, что режиссер работает по принципу 'сниму уныло, серо, грязно ... опять сочтут что гениально'. Ставлю 4 из 10

fevralska
fevralska6 сентября 2008 в 12:45
сложный и достойный фильм

Юрьев день на Руси был тем днем, когда крестьянин без препятствий мог перейти от одного хозяина к другому, тем самым меняя свою судьбу. Так же меняется и судьба главной героини. Перед тем, как уехать на ПМЖ в Германию, известная оперная певица Люба привозит сына в российскую глубинку - проститься с родиной. Для нее эти места - красивая романтика и стихи русских поэтов. Сын уходит смотреть экспозицию местного кремля и исчезает. Просто исчезает. И не так важно, что с ним стало. Важно только то, что этого человека в жизни его матери уже никогда не будет. Люба сначала ищет сына, а потом остается в глухом городе – просто ждет, что ее Андрюша вернется. Постепенно она становится другим человеком. Нет больше и следа той красивой женщины. Оперная певица Любовь теряет сына, голос, судьбу, становится грубой уборщицей Люсей. И в этом новом человеке появляются новые качества. Например, милосердие. Трудно сказать, чем является это растворение в той России, которую не знают жители крупных городов - падением или очищением. Думаю, создатели и не пытались ответить на этот вопрос. Каждый сделает свои выводы. Главное, что этот фильм дает почву для размышлений. Все герои – даже второстепенные, являют собой какую-то сложную историю, которую нужно увидеть и почувствовать. Этот фильм - достойный представитель 'другого кино'. Во время просмотра следует несколько отключить логику и чувствовать-чувствовать-чувствовать. Фильм сильный и сложный во всех отношениях. Смотреть нужно, но только в том случае, если готовы на честный и серьезный диалог с самим собой. 9 из 10

kolyamkh
kolyamkh21 марта 2022 в 17:36
Люся/Люба.

История оперной певицы Л-ю-б-ы, которая вернувшись с нервным сыном на малую глубокую родину, перед отъездом в Германию, теряет всё. Но теряет ли она на самом деле всё? И что это - всё? Долгий проезд из Москвы, сопровождающийся снежной метелью, арией, которую сейчас разучивает Люба для выступления в Германии и её же нравоучениями сыну. Белое вступление, разворачивающееся на фоне заснеженных деревьев, на безлюдной дороге, которая, кажется, еще не тронута машинной революцией. Споры поколений о ценности музыки. Сменив арию на не менее концептуальное звучание скрипок (выбор сына Андрея), режиссёр Кирилл Серебренников сразу определил настроение фильма — экзальтированно-скрипучее, резкое и неслучайное, с туманной проседью. Город. Город встречает всех новых и вновь прибывших запахом дровяных печей, неприветливыми жителями, как странниками, выплывающими из тумана и в нём же растворяющимися, храмами, соборами и колокольнями, которые стоят как призраки — все белые. Забравшись на монументальную колокольню, построенную между 1685 и 1688 годах, Люба кричит: «Я — чайка!» и слышит в ответ крик вороны, пролетающей над восьмигранным столбом-тумбой с широкими лопатками на углах и над карнизами. Люба заставляет сына впитывать воздух Родины, которого скоро не будет, и впитаться в него самому, вторит ему о величественности этого места, уже с нарочито эмигрантской тональностью, с чем он озадаченно соглашается и начинает процесс растворения с антифона «Благослови, душе моя, Господа». Отправившись смотреть время Багратиона, Андрей напоследок говорит матери: 'Ну, что, увидимся в Вене?, — несколько секунд смотрит ей в глаза и удаляется, но оглядывается, она же не поднимает на него взгляд, не чувствует надобности, он — прощается. Задремав на промозглой лавочке, на территории Михайло-Архангельского монастыря и проснувшись от оклика рыжей работницы, Люба переместилась во времени. Вернувшись на некую точку преломления, бесконечную точку невозврата, очарование запустения, которым она была так охвачена, поглотило и засосало артистку глубоко в себя или в портал между временем настоящим и временем прошедшим, заставило пройти вновь её тернистый путь от Л-ю-с-и к Л-ю-б-е, от рыжей участницы церковного хора к заслуженной оперной певице РФ (как она сама представляется, не без удовольствия и даже не без яростного пафоса). Первым, что она видит после пробуждения — рыжие волосы работницы, которые являются определенной меткой жительниц, самая дешевая краска «Интимный сурик», в которую она же сама и выкрасится после долгого пребывания в городе. Теперь фильм показывает историю жизни Люси, которую и узнают в Любе в местной рюмочной, конкретно намекая на ее происхождение. Процесс разложения начат. Сам фильм напоминает болезненный трип - интро к новой работе режиссёра «Петровы в гриппе» с максимально метафоричным концом, дающим надежду на ангельскую милость. Стоя у Георгиевского собора, Люся-Люба вместе со своей подругой Татьяной слышит доскакивающие до них звуки изнутри. — А кто это там поет? — Ангелы, — отвечает Татьяна и отправляет Люсю на истинный путь исправления, в церковный хор. Она выстрадала свое счастье. Фильм мог бы с легкость начаться с истории Люси, не создавая двойников и не рассказывая о втором человеке — Любе, тогда картина вышла бы стандартизированной историей успеха, историей, где маленький человек все-таки вырастает, но показав её путь от поломойки до оперной дивы, режиссёр обозначил её могущество и могущество разрушения, некую осязаемую силу момента, которая может отнять всё в считанные секунды и вновь одарить тебя благодатью. Несмотря на беспросветное драматичное повествование, у фильма все равно оказался счастливый финал, хотя бы только по тому, что тело сына Любы так и не нашли, а значит надежда на перемещение во времени все-таки есть, хотя, это можно приписать непрофессионализму местных кадров (что более вероятно), но ведь жить с надеждой в сердце легче, не так ли?

Svetlitsa
Svetlitsa21 февраля 2022 в 11:35
Люся-Небоюся или О чем молится послушник?

Решила посмотреть фильм после пересказа сюжета коллегой и нелестной оценки ею данной. Прочла здесь отзывы. Потом не давал покоя один вопрос: почему же такую всю великую оперную диву режиссер не устроил работать учительницей, например. Ответ на этот вопрос я для себя примерно сформулировала. Осталось подтвердить или опровергнуть просмотром фильма. В итоге, моя оценка фильму 10 из 10. Забегая вперед отмечу, что фильм феноменальный. Каждый элемент на своем месте. Попробуйте заменить героя, его занятие, одежду, время года, стоянку для машины, заботы настоятеля монастыря - и история станет уже совсем другой… Стань героиня учительницей - это был бы уже совсем другой фильм. Итак, базируется сюжет на двух мирах героини. Один - знакомый ей, понятный, с определенными, совершенно специфичными, навыками жизни в нем, с принятым в этом мире поведением и свойственными ему привычками. Второй, наоборот, выдуманный, совершенно незнакомый, нацеленный на подмену действительности, поэтому совершенно туманный (туман зимой в полях - намек просто загляденье! Как и все прочие намеки в фильме). Но этот второй мир не имеет никакого отношения к безобидным грезам. Это планомерное, хоть и сбивчивое выстраивание в голове некоего сюжета. Кто из нас не репетировал перед зеркалом какой-то предстоящий разговор, чтобы выглядеть презентабельно? Героиня пытается заместить свой реальный грязный мир презентабельной иллюзорной картинкой. (Здесь снова можно опереться на намек: вспомним парня-туберкулезника с его рассказом об отце-капитане дальнего плавания. Такое вот отзеркаливание) Почему же оперная певица, а не, например, балерина? Вспомните, кем она окружена на телевизионном экране, вдруг появившемся во время блужданий по городку? Всмотритесь. Правильно - это хор. А любительский хор - вполне доступное искусство, искусство, которое всегда было в жизни героини (и даже в рамках ограничения передвижений оно возможно) и продолжает быть сейчас. Это то, что знакомо людям её реального круга. Именно там могло быть посеяно зерно величия, будь у Люси другая жизнь. .. Отчего же не явить себя в этой роли? Для чего, вернее, для кого эта выдумка? Тут обратимся к триггеру - упоминанию о разных ботинках на потерявшемся 'мальчике'. Мальчике! Что символизируют разные ботинки, какой период жизни человека, какой момент этого периода, почему явились столь ярким зрительным воспоминанием для героини? Когда на ребенке могут появиться разные ботинки? И почему послушник говорит: 'Вы мне не мать' вместо уважительного извинения в адрес этой несчастной женщины... Защемило ли моё сердце? Да. В момент, когда пришло осознание, что родители походя, совершенно бездумно перекладывают ответственность за свои поступки на плечи своих детей... А придет ли осознание к этим родителям, и, более того, покаяние – вопрос риторический… С какой целью ищет героиня своего сына спустя много лет? Что может принести встреча её сыну? Где же, на мой взгляд, кульминация? Думаю, в эпизоде с горящей елкой и выключением телевизора - момент, возвращающий героиню к себе реальной, осознающей невозможность осуществления задуманного. Каждый кадр фильма - это буква из ребуса, частичка из набора пазлов. По каждой сцене можно написать развернутую рецензию. Находка для вдумчивых кинокритиков. PS: одно не смогла я разгадать в этом ребусе, а именно – какую смысловую нагрузку несет образ велосипедиста? Если вы разгадали, расскажите мне. Буду надеяться, что моя рецензия поможет кому-то в просмотре фильма.

svantasha
svantasha1 февраля 2021 в 17:17
'Изолентой замотайте и все дела.'

Она успешна, талантлива, умна, красива, богата. Она известная оперная певица, которую показывают по телевизору и разрывают на автографы. Она должна уехать из страны навсегда. Назревает вопрос, зачем приезжать в родной город, если никто не ждет. Только грязь, бедность, невежество, краска для волос 'Интимный сурик' и русский холод. Отчий дом давно стал рюмочной. Какое-то глупое сентиментальное желание отправиться путешествие на двадцать лет назад. Да и для сына оно совсем ничего не значит. Но её тянет, причем правдиво и безутешно. Это уже общерусская национальная идея - раствориться в воздухе Родины, ведь скоро его не будет. Люди вообще часто с особой верой живут тем, чего нет. Главная героиня представляет такой собирательный образ матери. Матери человечества. Каждый для нее сын или брат. Причем одинаково снисходительна она как для юного попа, так и для туберкулезников – арестантов. Героиня проходит сложный путь от светской дамы до больничной уборщицы, от оперного театра до храма и благого пения, от Любови до Люси. Однако это не про деградацию и духовное опустошение, а наоборот про рост, молодость и жизнь в глазах, всепрощение и исцеление. Картина Кирилла Серебренникова - изображение принятия. Себя, других, обстоятельств, пороков, бедности, жизни, какая она есть. Кабала с самим собой. Притча - предназначение, которое порой обесценивает. Это история о том, как потеряв все, можно наконец обрести себя настоящего.

Фаталистка
Фаталистка25 января 2021 в 07:14
Как хтоника побеждает высоколобость, или почему все цивилизации будут гибнуть от варваров.

Бывает, скажешь: 'Я сегодня сделаю то-то и то-то'. И всё, не сделаешь. Даже если это какая-то бытовая ерунда типа варки борща. Обязательно что-то помешает, и всё пойдёт не так. И когда это повторится неоднократно, вдруг всплывёт из младенческого бессознательного бабушкино: 'Бог даст, сделаю'. И вот уже, поначалу робко и неуверенно (неужели это работает?..) добавляешь к своим планам 'Бог даст'. А лучше вообще не озвучивать эти планы. Потому что это - гордыня. Потому что: 'А как Бог даст, Люба, так и будет'. А ещё бывает, с брезгливым недоумением покосишься на чью-то жизнь и скажешь: 'Да как он(а) может так жить?' И будь уверен - скоро жизнь поставит тебя в те же самые обстоятельства, и выяснится, что в них только один и есть тот самый способ существования, который ты считал недостойным такого прекрасного себя. Словно кто-то свыше учит: 'Ты спрашивал, как ТАК можно? Так вот знай, КАК'. Ушедший 2020-ый год многие жизни перелопатил до основания, многое разрушил, но и новые горизонты открыл, и вскрыл в нас новые силы, доселе нам самим неведомые. И если я, потеряв по весне работу, отчаянно голосила 'что же теперь будет', то моя мудрая подруга, не забывшая свои крестьянские корни, отвечала 'а что людям, то и нам'. Жизнь не заканчивается с потерей статуса, денег и комфорта. Она просто переходит на другой уровень, а там - тоже люди, не знающие, что они выживают. Они ЖИВУТ. Радуются, любят, помогают. И не боятся жизни, 'ведь в мире столько красоты '. Да, знаю, это из другого фильма, который был мне ближе и понятнее, ведь и красота там покрасивше, чем в 'Юрьевом дне'. Чтобы понять красоту по-русски, мне пришлось прожить 'Юрьев день' в реальности. А года два назад я с возмущением выключила этот фильм где-то на двадцатой минуте, гордо уверенная, что это не про нас, что 'мы не такие' и что 'хватит очернять свой народ '. Не досмотрела, не узнав, что фильм этот - великий акт любви и принятия своего народа, именно ТАКОГО народа, а снобизм был именно в моём горделивом отторжении 'мы не такие'. Для моего вразумления Господу угодно было переместить меня с географической окраины на окраину социальную, в мир тяжёлой работы в экстремальном климате и сигаретном дыму, в мир людей, разговаривающих матом, но незаметно направляющих на тебя все обогреватели в помещении, потому что и обувь у тебя неправильная, и варежки. А как правильно одеться и как часто пить чай, и как распределить работу, чтоб не надорваться - расскажут, покажут как бы небрежно, стесняясь собственной доброты, стесняясь обременить тебя грузом благодарности. Ведь благодарят - чужих, благодарят - за услуги, а какие услуги между своими? И по мере узнавания этого нового мира возникало свербящее чувство: где-то что-то было подобное... А, так это же 'Юрьев день'!.. И, впиваясь глазами в ноутбук, всё узнаЮ, всё понимаю: глаза другие. Понимаю, почему не отвечают мировой знаменитости провинциальные жители: они её просто НЕ ВИДЯТ. Они не быдло и не хамы, они живут в своём измерении, и там её попросту нет. Думаете, она их видит? Ха, как бы не так! Она видит их изображение на экране своего монитора, это всё равно, что ждать ответа от телевизора. Но простая женщина Таня впустит и обогреет, как сама Россия, впускавшая веками всяких чужестранцев и растворяющая их в своих снежных просторах, оставаясь всегда собой - дремлющей, но неукротимой стихией. И замена модной одежды на ватник, а стильной причёски на 'интимный сурик' - такая мизерная плата за возможность растворения в этом морозном паре и слияния с природой и другими людьми, за возможность стать частичкой хтоники и этники, частичкой мироздания, преодолевшей тесную клетку косного, ригидного эго. И утрата своего витиеватого, 'импортного' отчества в обмен на обращение 'мать', и ответное 'сынок' - ещё вчера чужому человеку, вот такая она, красота по-русски... Я уже не знаю, где тут о Любе, где обо мне... Самые плохие рецензии профессиональных критиков, что мне доводилось читать - именно на этот фильм. Плохие - в смысле плохо написанные, нечеловечески перегруженные заумными терминами в попытке отгородиться от жизни стенами своих лбов. Но там, по ту сторону этих высоких лбов я углядела судорожную растерянность: 'А вдруг это - правда? А вдруг они, действительно, - такие?' И упрёки Серебренникову в фальши - это такая бравада, такое детское подбадривание самих себя в тёмной комнате: 'Там в углу никого нет, это просто стул с одеждой'. Но мы - есть. И мы - такие. Мы - живые и сильные, а не бездушные и безмозглые упыри из всех звягинцевских 'нелюбвей'. Звягинцевские упыри очень льстят нашим 'элитам', навевая им сладкую грёзу о быдле, не способном ни на что, так что можно спокойно обжираться плодами своих 'непосильных трудов', не ожидая вилы в бок. От серебренниковских персонажей можно ожидать чего угодно. Они сильны и неприхотливы, потому что живут в своей собственной реальности, управляемой Богом, и им ничего не надо от мира, где правит золотой телец. ПОКА не надо. Пока есть 'капуста в огороде, картошка под ногами', они милостиво позволяют 'элитам' закусывать рябчиков ананасами. Но отнимите у них последнее - и они придут за вами, и разрушат ваш искусственный мир, потому что нет сильнее того, у кого ничего нет. Ничего, кроме Бога. 9 из 10 P.S. Даже не знаю, почему не 10. Наверное, потому что верхние места в моём личном рейтинге заняты давно и прочно. А объективно, конечно, шедевр.

LennoxL
LennoxL7 августа 2019 в 15:56
А могло ли такое быть?

«Юрьев день» фильм тяжелый, с какой стороны не посмотри, чтобы его посмотреть надо обладать желанием и терпением. Я запасся и тем и другим, потом переваривал увиденное и только после этого решил написать. Я весь в противоречиях после просмотра, т. к. немало ездя по стране вижу жизнь и за МКАДом, и гипертрофированное изображение провинциального невежества меня покоробило очень сильно. Да жизнь в провинции отличается от московской, да люди там другие, но это люди, которые живут, ходят на работу, имеют свои мечты и стремятся их осуществить. Что же я увидел у Серебренникова – грязь отношений, черствость, пьянство и безысходность. И как столичную оперную диву переломил и поглотил этот провинциальный уклад, что она забыла обо всем на свете и рухнула на дно жизни. Вот что удалось показать режиссеру, так это деградацию героини – буквально несколько дней и все, нет оперной певицы Любы, есть Люся, которая кроме алкоголя имеет утешение только в заботе о больных заключенных, из творческой интеллигенции в хабалки очень стремительный переход. Но почему это произошло, что так надломило героиню, горе от потери сына? Так ребенка надо было искать, а не деградировать, понимание, что жила не той жизнью, и ее место внизу социальной лестницы, тогда не понятно с чего эти мысли ее одолели и привели к подобному. Ах да, погружение в город детства не дал ей второго шанса всплыть и она пройдя чистилище провинциальной жизнью нашла свой путь к Храму. Видимо именно такой библейский мотив и хотел режиссер донести до нас, только зачем обеспеченной и известной женщине надо опускаться для этого на дно жизни, как минимум почувствовав в себе потребность помогать людям, могла бы открыть приют, хоспис, да мало ли чего, чтобы реально помочь людям, а не уничтожая в себе личность перерождаться в Люську. Идея с тем, что с потерей сына, голоса ей стала ненужна мишура прошлой жизни, не выдерживает критики, т. к. нет объяснения поступкам героини. «Легче надо жить» фраза конечно гениальная, но мне она не нравится от слова совсем, это как понимать – потребности удовлетворил сегодня (выпил, поел, потрахался) и будь счастлив? Очень примитивно, и не верю я в такое отношение к жизни у людей, кроме законченных люмпенов, остальные думают о дне завтрашнем. И что больше всего меня покоробило, это сцена хора в церкви, показаны одноплановые, серые, отрешенные от жизни женщины, это что собирательный образ прихожан? И что там делает Люся? Мотивы ее так и остались не раскрыты. Ксения Раппопорт сыграла хорошо в заданной системе координат, деградация героини в считанные дни удалась, Сергей Сосновский со своим закосом под Жеглова и нехитрой философией жизни тоже смотрелся неплохо, а больше и выделить некого. Ощущение, что посмотрел какой то лубок к сожалению превалируют над любыми идеями фильма. Именно так видится жизнь за МКАДом из ресторана на Бульварном кольце, имеет это отношение к действительности – думаю нет. Несмотря на некоторые плюсы, фильм мне не понравился.

Сергей Петров
Сергей Петров18 января 2018 в 18:59
Сердце фильма (?)

Режиссер задумывает фильм. Режиссер воплощает свою мысль. А то, что у него получается как результат - достается вольной трактовке для зрителя, как говориться на его суд. Здесь, далее и всегда - субъективный взгляд. Завязка: Дама - оперная певица, перед отъездом в Германию, тащит сына в свой родной город, где родилась и выросла. Сын теряется, что и задает дальнейший сюжет. Уверен, что читают рецензии те, кто фильм уже посмотрели, потому это все по пересказыванию сюжета, а ниже мои мысли об этом фильме: С самого начала режиссер демонстрирует нам отношение между матерью и сыном. И, разумеется, как 'мы в ответственности за тех, кого приручили', так и поведение сына есть следствие воспитания родителя. Сын демонстрирует явный вызов, старается идти против матери (соблюдая некоторые рамки), привлекает внимание. Взглянем на действия матери к сыну, которые нам демонстрируют: - навязывание своего взгляда на мир (вся поездка и проч.) - незаинтересованность в жизни сына (его интересы, увлечения) - вечная опека/гиперзабота (вспомните хотя бы, как она врывается в участок с криками 'мальчик пропал!', а потом выясняется, что ему уже за 20 лет!) Результат сего - она вырастила бунтаря-инфантила, который быть может и сам сбегает (ради привлечения внимания), а может и попадает в другую историю. Это не важно. А важно то, чем это становится для самой матери и какие уроки она принимает от жизни. Урок, кстати, довольно простой и, одновременно, очень сложный - живи сама и дать жить другим. В ее случае - благодаря таланту, который она имеет, петь, тем самым неся прекрасное в мир и вдохновлять людей, а так же найти мужа, перестав держать клещами сына и душить его. Подтверждений этой теории не мало в фильме. Но вот интересный знак, который мне особенно понравился (хотя кто-то его будет трактовать по-другому): В одном из зданий громко работает телевизор. Из открытого окна мать слышит запись своего выступления. Она подходит ближе, а тут рядом в помойке горит елка. Не это ли аллегория на Божественный куст и ее истинное предназначение? Не это ли указание свыше, что пора бы ей принимать сильные решения пока не слишком поздно? А поздно еще как может быть, что и происходит в конце фильма. Героиня так и не находит сил принять урок и отпустить сына. А нам, зрителям, остается наблюдать лишь ее падение - то, как работает ее привязанность к сыну и то, как изменится это проявление в его физическом отсутствии. Да, фильм выходит довольно тяжелым, ведь непривычно видеть героя в кульминации, который не вознесся, не проработал свою проблему. Именно потому фильм оставляет ощущение опустошенности, незавершенности. Но и это наглядный урок, отголоски которого, может найти в своей судьбе каждый человек.

Yurasik_Jivago
Yurasik_Jivago24 августа 2017 в 12:11
Любовь в маленьком городе.

Фильм Кирилла Серебренникова вышел в 2008 год и рассказывает историю женщины, потерявшей сына, и о произошедших с ней изменениях. Знаменитая оперная певица Любовь (Ксения Раппопорт) везет своего сына в провинциальный российский городок, где когда-то росла. Скоро они уедут жить в Германию, и для женщины это прощальный жест своей малой родине. А также попытка показать сыну своеобразную эстетику запущения, контрастирующую с его беззаботной жизнью. Вскоре после приезда мальчик бесследно исчезает. Любовь остается в городе и бросает силы на его поиски. Фильм преисполнен чудовищным изображением убогости жизни людей в маленьком провинциальном городке, который затягивает внутрь потерявшую рассудок от горя женщину. После тщетных попыток отыскать ребенка, она остается ждать его возвращения. Чем больше времени она проводит в этом городке, тем сильнее проникается нехитрой философией местных жителей, копошащихся в своем туманном мирке, где не видно никого, кроме себя. Атмосфера апатии и отчаяния внутри женщины находят внешнее выражение во всем, что происходит в городе, пропитанном пьянством, бездействием и наплевательское отношение ко всему. Материальная нищета жителей обнажает нищету их души. Несмотря на возвышающиеся над окрестностью купола собора, бог давно покинул эти места. Вскоре некогда богатая и известная женщина забывает о своей старой жизни, полностью слившись с суровой действительностью. Так в городе наконец-то появляется Любовь. Преувеличение происходящего, якобы отражающее жизнь в российской глубинке, иметь цель здесь не оболгать и унизить кого-то, а лишь показать, что творится внутри этой женщины, потерявший сына, показать те чувства, который она испытывает, взяв за оболочку нарочную утрированность безысходности. Очень любопытная работа. 7 из 10

yalexey
yalexey16 марта 2017 в 20:20
Без возврата

Снимает Серебренников очень круто. Также, как и от Измены, от этого фильма невозможно оторваться. Но чувства от него совершенно другие остаются. Противоречивые. Какой-нибудь отвлечённый от российской действительности зритель может воспринять видеоряд, как набор гениальных метафор. Сюжет ведь метафоричен. Только, к сожалению, это не метафоры, а почти документалка в плане антуража и атмосферы. Примерно так же, как и в Левиафане Звягинцева. Когда я размышляю об этом фильме, у меня в сознании переплетаются два арт объекта: Да! Теперь - решено без возврата... Есенина, и Груз 200 Балабанова. Намеревался ли режиссёр сделать именно такой микс? Как в 'Елене', почти все герои вызывают отвращение. Но среди них зачем-то помещена центральная фигура, вроде бы, противостоящая этому аду. В голове моей не укладывается, чего автор хотел добиться, погружая прекрасную Ксению в это духовно-патриотично-ностальгическое говно. Чего хотел до меня донести. Изначально, наличие образка на торпеде приличной машины указывает на имеющиеся проблемы с мозгом у героини. Но не до такой же степени.

vital4ikk
vital4ikk21 ноября 2016 в 19:26

Это какой-то отечественный не до артхаус, где сценарий имеет вторичное значение, а вот мнение режиссёра выпячивается на главный план. Но что самое печальное, это мнение не блещет новизной, ни глубиной и вполне сгодиться на устный пересказ. Вся эта глубинка, ну то есть наша Родина, куда приезжает успешная мадам прощаться, напыщенно ненавидит людей, прячась за скромной нелюдимостью. На прекрасном фоне царит абсолютная грубость, которая лихо трансформируется в несуществующую женскую дружбу. Конечно, в наличии наша полиция, кстати, вполне и вполне интеллектуально обогащённая, которая также мелко всех ненавидит, но ей положено, она власть. И всё это показано через призму традиционно-алкогольных паров. Действие с самого начала даёт понять, что серьёзного кина не будет, затем, ожидаемо, всё благополучно скатывается в откровенный фарс. Смотреть не скучно, зрителя всё же забавляют всякой юрондовиной, типа, детективной жилки, которая ещё больше усугубляет положение, поэтому до конечных титров досидят все, но вот недоумение достигнет большинство - смысл увиденного настолько прозрачен, что становится очевидно, что часы потраченные на фильм были бессмысленны. Вот такие вот дела. Картину явно спасают шикарные актёрские работы. Раппопорт, по своему обыкновению, прекрасна и чрезвычайно талантлива, на неё можно смотреть бесконечно. Но главное актёрское достоинство, это всё же второстепенные персонажи, ведь так уж повелось в нашенском артхаусе, что любой задействованный актёр работает на оскар, с полной отдачей, погружая зрителя в происходящее. Фильм можно порекомендовать к просмотру, но несколько вяло, без энтузиазма, ведь от красного цвета мой отзыв спасли актёрские дарования, которые вытаскивают это глубокомысленное недоразумение до смотрибельного уровня. Кому-нибудь да пожелаю приятного просмотра!!!

ImNotThere
ImNotThere8 ноября 2016 в 20:07
'Все прежние менты, теперь либо сидят, либо занимаются криминалом. А за такие копейки только зеки и будут работать. Вот мы и поменялись'

Признаюсь, долго мне не давало покоя название этого фильма. Я все пытался понять, почему именно день, перехода русского раба от одного хозяина к другому. Силился понять, что я упустил из виду, какую деталь пропустил?! И ответ пришел, даже захотелось крикнуть «эврика», но решил лучше описать все тебе, читающему эту рецензию. Но в начале хочется тебе предупредить, что будет очень много спойлеров, поэтому все на твой страх и риск. И так, название, здесь оказалось все довольно просто, но нужно было правильно разобраться в контексте. Как я уже сказал ранее, Юрьев день это в первую очередь перемена для раба, так вот, наша героиня тоже раб, но раб добровольный, вспомни только тех крестьян, которые служили у своих помещиков даже после отмены крепостного права, ну так вот, она добровольно погружает себя в пучину безумия и невыносимого (по мне так бесполезного) чувства вина за смерть сына и в попытке изменить жизнь полностью, наверное, рабы тоже были полны надежд на лучшую жизнь, при смене очередного хозяина, героиня попадает в рабство религии и безвозмездного (бестолкового) служения людям. Однако все не так просто! Сюжет на самом деле лихо закручен и маскируется даже детективом и так не любимыми «Я не читал, НО осуждаю» чернухой. Теперь все по полочкам… Известная певица, после смерти сына, не может примериться с его утратой, начинает разговаривать с ним и видеть его, подсознательно защищаясь от чувства вины. Она бросает все и приезжает в город своего детства, по словам главной героине на 20 лет назад в прошлое. Пока она осматривает местные достопримечательности, люди конечно косо на нее смотрят, ведь она общается сама с собой, ее подсознание начинает разыгрывать перед ней злую шутку, оно насильственно, правда прежде попрощавшись, убивает ее сына, создавая иллюзию пропажи. И тут певица уже не в силах покинуть это место, начинает поиски сына, которого здесь никогда не было. В какой-то момент она частично смиряется перед утратой, отдавая свою жизнь служение церкви и не излечимо больным людям. Кстати, если ты сомневаешься, что она оттуда уже не выберется, то пересмотри самое начало фильма, тот момент, когда из тумана появляется бабка с рыжими волосами и испугано смотрит на мальчика, понимая, что вот он, ее сын! Ну что ж, фильм довольно оригинальный! Не часто приходиться для фильма так напрягать мозг, ища подсказки в повествовании. Осталось дождаться, когда в сети появиться новый фильм Серебренникова «Ученик». 8 из 10

Люба Козлова
Люба Козлова15 июля 2016 в 01:28
Путь в никуда.

Не планировала пересматривать этот фильм, но он внезапно всплыл в моей памяти. Я помню, как 5 лет назад он показался мне едва ли не кармическим. Успешная талантливая женщина теряет всё, оказавшись на месте, из которого так хотела сбежать. Зачем она приехала туда? Зачем вернулась? Там нет ничего, что стоило бы её внимания и внимания её сына. Там нет даже дома её предков, на месте его построили рюмочную. Быть может, если б она действовала более осознанно, ничего подобного бы не случилось, и она жила бы счастливо и вырвалась из этой чёрной дыры? Быть может, это расплата за какие-то её грехи? Существует ли вообще вселенская справедливость, карма, рай или ад? Счастлива ли она теперь, под гнётом своих ошибок и бессознательности, ведь она с готовностью совершает такие поступки, на которые решались бы годами многие люди? Конечно же нет. Мне больно смотреть на героиню Ксении Раппопорт, мне тяжело, потому что я всегда стараюсь прочувствовать главных героев. Она упала в яму, из которой так долго выбиралась и по итогу оказалось, что эта яма - её дом. Она там и должна быть, там её место, это её выбор. Сквозь успех и талант эта яма манила её все эти годы, и вот она, наконец, дождалась и поглотила её. Любовь превратилась в простую деревенскую девушку Люсю, любимый сын превратился в грубого туберкулёзника. Всё потеряно, ничего нет, но Люся видит в этом свой смысл. Я раньше не понимала, почему мне первый раз так понравился этот фильм, а теперь поняла: мне просто интересно наблюдать, как решительно может проходить погружение человека, добившегося определённых жизненных успехов, на дно. С какой готовностью он может прыгнуть в эту бездну деградирования и уныния. Редко, к счастью, в реальной жизни удаётся наблюдать подобное. Я понятия не имею, зачем сняли этот фильм и для кого он. Для меня это способ в очередной раз посмотреть на мир под другим углом. Для меня это фильм о том, как низко может пасть человек. Для меня это фильм о России в частности, ведь неспроста начинается фильм именно с намерения главной героини покинуть страну. О том, как сложно из неё вырваться иной раз, даже имея для этого все средства. Я не люблю свою страну, и это взаимно, поэтому мне довольно легко прочувствовать этот фильм. Все эти деревеньки с мизерными зарплатами и ужасными условиями жизни, и людьми, которым алкоголь заменил смысл жизни. Я вижу таких людей каждый день, хотя сама живу в мегаполисе. Этот фильм может довольно сильно травмировать какую-нибудь тонкую душу, которая живёт в мире розовых пони, но в общем и целом этот фильм полезен для просмотра, как неотъемлемая, к глубочайшему моему сожалению, часть России. Конец фильма, когда я вижу пар изо рта героини, поющей в старой церкви, и осознаю, что...это конец во всех смыслах... Это очень сильно. Это тяжело принять, но так живёт большинство людей в России. Принимают эту дурацкую реальность, от которой меня тошнит, потому что сама жизнь в России не оставляет тебе выбора. 7 из 10 Приятного просмотра.

Katerina987
Katerina98731 июля 2014 в 19:41
«Юрьев день»

Оперная певица Любовь принимает судьбоносное решение: уехать навсегда в Германию, где видит радужные перспективы, но как истинная артистка на прощанье она делает эдакий театральный жест – отправляется проститься со своей «малой родиной». Но здесь ее подстерегает удар: в Юрьеве пропадает ее сын, который сопровождал Любовь в поездке. Героиня впадает в отчаяние, она безуспешно пытается разыскать своего ребенка, но все тщетно... В один момент ее, казалась бы, успешная жизнь рассыпается в прах. Певица окунается в атмосферу провинции с ее до этого незнакомыми ей проблемами. Но пройдя сквозь испытания, наша героиня словно прозревает, в ней просыпается милосердие и добродетель. Завораживающий и проникновенный фильм о взаимоотношениях народа и интеллигенции, о духовном прозрении, и о том что в любой момент наша жизнь может разрушится словно карточный домик… И что тогда делать?!

Pakkomielle
Pakkomielle14 мая 2014 в 18:02
Превращение

С самого начала картина Серебренникова приковывает взгляд цветовой гаммой и атмосферой. Зимние пейзажи как ничто другое передают настроение. Глушь, в которую приехала главная героиня Люба с сыном Андрюшей, словно обита войлоком. Сюда не добрались понятия, которые сегодня у всех на слуху и в сознании: толерантность, свобода, право. Люди в этом городе говорят на другом языке, не перенасыщенном сложными определениями. Люба прощается с родными местами перед тем как уехать жить в Германию, но при неизвестных обстоятельствах исчезает её сын. Родина ли не пустила? Пред глазами героини проносятся страшные и мрачные реалии, напоминающие лишь сон. В поисках сына она знакомится с местными жителями, каждый из которых со своей, далёкой от чьих - то мечт, судьбой. И тут мы наблюдаем главное - превращение. Люба становится Люсей, выпивая с новой знакомой. Люба становится Люсей, одевая пуховый платок. Люба становится Люсей, нося передачки. А была ли Люба? Потеряв сына, она остаётся матерью, находя образ Андрюши в незнакомых. Уже не Люба, а Люся открывает в себе милосердие. От тяжёлой судьбы люди в этой российской глубинке агрессивные, недолюбленные, каждый со своей правдой. -Там человека порезали! -Там нету людей. Среди этой обречённости и беспросветности, потеряла Люба или нашла? Будучи когда - то оперной дивой она снова обретает себя, уже без статуса. Возвращаясь к истокам, уживается среди людей, не имеющих представления о моральных нормах, живущих лишь ощущениями. Именно поэтому во время просмотра картины нужно чувствовать и чувствовать. А уже после - думать и думать. Особенное кино, дающее почву для размышлений, заслуживающее высокую оценку. Или, как минимум, внимания. Спасибо.

kris.daos
kris.daos25 сентября 2013 в 20:50
И скучно, и грустно...

Так себе кинцо: на качественную чернуху (типа 'Груза 200') не тянет - слишком комично выглядит гламурная Раппопорт на фоне неправдоподобных туберкулезников. На хорошую интеллектуальную драму тоже - вневременная мысль о единоначалии всех людей (помните, как у Иешуа Га-Ноцри: 'Все люди добрые, просто одни несчастные, а другие счастливые'), выраженная автором в пропавшем сыне, собираемом мамой 'по частям' в разных мужчинах, встречаемых ею на пути - не дотянута до завершения. Любовная линия тоже повисла где-то посередине... Нагромождение проходных персонажей, не несущих никакой смысловой нагрузки, но имеющих какие-то реплики и занимающих эфирное время, модная нынче 'рваная' операторская работа, надрывная и неестественная Раппопорт - все это как-то не сложилось в хорошую эмоцию или мысль. Но Боже мой, как же широко Ксения умеет раскрывать рот. Это что-то невероятное! Надеюсь, когда-нибудь она посмотрит, как это делают оперные певцы в реальной жизни: ) 4 из 10

LavDiasMyLove
LavDiasMyLove18 декабря 2012 в 12:14
Раствориться в воздухе Родины. Volume III. «Юрьев день».

Фраза, вынесенная в заголовок этой рецензии, подходит ко многим современным продуктам российского кино. К фильму талантливого, на мой взгляд, режиссера Кирилла Серебренникова она подходит, пожалуй, лучше всего. Благо, эта фраза - цитата из данного фильма. Начало фильма не может не навести на мысли о работе Карена Шахназарова 'Город Зеро' - тоже как-то все абсурдно, город полупустой, все рыжие. Едут мать с сыном по дороге, едут... А потом сынок - так же абсурдно - вдруг исчезает. С концами. И начинается вторая часть фильма - чистейший 'Silent Hill'. Только не простой 'Silent Hill', а 'Silent Hill' в российских реалиях. Представляете себе это, да? Героиня Ксении Раппопорт все ищет своего сына, ищет, вроде находит, а вроде и нет. Вроде смиряется, но все равно борется. Вроде был этот самый сын, а вроде его не было. И тут начинается третья часть 'Дня' - одновременно напоминающая 'Груз 200', 'Счастье мое', 'Жить', 'Сибирь. Монамур', 'Дом', 'Остров'... (нужное подчеркнуть). Фильм, начавшись как фантасмагория, перейдя стадию триллера, в итоге превращается... в элегантную 'чернуху', символизируя тем самым это самое растворение в воздухе Родины. И если каждая из частей напоминает разные, но, в общем-то традиционные по своей сути фильмы, то в общем и целом 'Юрьев день' - это самый настоящий 'Mulholland Dr.' Линча со всеми вытекающими. Только вместо нежных любовных лесбийских чувств и разбитых мечтаний - чувства материнские и что-то тоже разбитое. Так до конца и не ясно. Плюсы - хорошие работы операторов, сценариста и, собственно, режиссура. Красивые пейзажи, красивые мрачненькие интерьеры, редкая, но хорошая музыка... Но самое главное - Раппопорт. Она тут просто великолепна. Ее работу в 'Дне' начинаешь особенно ценить именно сейчас, после работ в отвратительных ' Сказка. Есть' и 'После школы'. Пора бы Ксении уже остановиться... Но, впрочем, мы отвлеклись. Теперь о минусах, точнее о минусе (он тут один) - огромное, гигантское количество заимствований. Все вышеперечисленные параллели с различными кинопроизведениями - не отрывки из статьи 'Забавные сходства', а именно что заимствования. И это печально, ведь в остальном фильм хорош. Но забирать (не могу сказать воровать - слишком грубо) идеи из высказыванний предшественников - не есть хорошо. А так - кино отличное. 7 из 10

Ustana
Ustana21 ноября 2012 в 13:35
Богоматерь

Фильм довольно лаконичный. Собственно 'позитивчика' я и не ожидала, в СНГ еще не научились вызывать у зрителя эмоции, показывая что-то красивое. При просмотре главное не забыть, что все это просто набор образов, что все это 'понарошку'. Но я, признаюсь, местами перематывала, не в силах сдержать рвотных позывов. 1) Искупление грехов через самоотречение. Богоматерь должна любить всех, она должна сострадать, а самые заблудшие души нуждаются в самой большой любви. 2) Догвилль. Его очень много. О том, как окружение готово искалечить даже самую красивую душу, а грязью можно облить даже самое белое тело. О покорности. Любовь, как и Грейс, не особо сопротивляется, сознательно становится рабом города, сознательно берется за самую грязную работу. Как и Грейс, она отреченно смотрит в потолок, смирившись со всем, что происходит с ее телом. Любовь отказывается от своего тела. Меня и цвет волос городских женщин отослал к Кидман. И под этим углом уже все женщины выглядят, как заложницы города, как рабыни и жертвы, именно на их долю выпадает наибольшая часть страданий. 3) Серый - это форменный Жеглов, который отсидел, состарился и уехал в провинцию, прихватив с собой плащ, шляпу и выходные ботинки. Все, что у него осталось - это ум, но и он не спасает его от убогости, приходится пить, видимо, по-черному. Провинция более чем натурально изображена. Люди как собаки и даже хуже. Спасти может только Вера, т.к. с Любовью уже все кончено.

Buldozer s Ukropom
Buldozer s Ukropom18 июня 2012 в 18:25
Дороги обратно нет

Фильм хороший. Фильм красивый. Фильм смелый. Фильм про нас. Весь сюжет постепенно с небольшими волнами движется вперед. Все идет логично, интересно и старательно. В этом кино есть характеры, и даже не быть милиционера, врача или уличного алкаша, одного лишь характера главное героини хватило бы еще на 2 фильма. Как же все же замечательно, когда в кино есть характер. Характер театральный, живой, подвижный... Но я про другое. Весь фильм меня мучила мысль, есть дорога обратно? Героиня постепенно по своей воли, али нет, погружается в это НОРМАЛЬНЫЙ для нее том месте и в то время мир, погружается целенаправленно, с головой. А есть ли обратная сторона? Может ли, например, какая-нибудь племянница смотрительницы музея выбраться из этого мира, но остаться в городе? Мог ли мент или врачиха больницы как-то утром проснуться и найти в себе силы хоть что-то поменять? Мне кажется, что нет, но как бы хотелось, чтобы это было да... Ведь в конце они поют, поют, а значит, надеяться. Хороший фильм про каждого из нас где-то далеко внутри... 8 из 10

Птица Рух
Птица Рух26 января 2012 в 00:57
'пусть кричат уродина,а она нам нравится, хоть и не красавица, к сволочи доверчива...'

В первую очередь, этот фильм о России, дремучей и самобытной. Не о Москве, не о гламурных звёздах, что мелькают на телеэкранах, а о простых людях, которые живут свои простые жизни за чертой МКАДа. И о деградации русского духа, об отсутствии патриотизма. Недаром, уговаривая приезжую оперную диву ( Ксению Раппопорт) купить майку с медведем, продавщица билетов говорит, что «их ведь больше не будет, медведя с топором, а если и будет, то какой-нибудь Микки Маус». А молодой «бывалый» паренёк кричит в камере туберкулёзников: «Мы народ Ивана Сусанина и Князя Багратиона…мы великий всемирный народ… америкосы всякие должны нам подошвы лизать…» Приводит Кирилл Серебренников в этом фильме и статистику, каждый год в России 40 000 человек пропадают без вести. Но кто знает, сколько людей «пропадают» фигурально, скольких забывают, кто они и откуда вышли.… И, судя по тому, как расставлены акценты в фильме, Кирилл Серебренников считает, что спасение великой страны – в самой её глуши, в кромешной темноте душ неотёсанного люда, в некой их нетронутой чистоте. Очень связана с темой патриотизма и тема религии, ведь Русь испокон веков зиждется на вере и одухотворённости. Само название а - прямая ссылка на день святого великомученика Георгия Победоносца. Любопытно, что фильм критикует не только людей неверующих, но и нынешнюю церковь как институт. Карикатурный батюшка с огромным крестом на груди без устали треплется по мобильнику о сайдинге и печке для бани, на ходу осеняя беспокойных прихожан крестным знаменем, а на вопросы о вере не может ответить и двух слов. Если взглянуть на проблематику фильма в более крупном масштабе, то он - о духовном перерождении человека. Осенний Юрьев день – время, когда весь урожай собран и наступает долгая зима. Вот-вот наступит «зима» и для главной героини. У неё успешная звёздная карьера, практически взрослый сын… Время подводить итоги. Но так ли полноценна её жизнь, как кажется на первый взгляд? Так ли она счастлива? Жива ли она? Режиссёр фильма предоставляет её уникальную возможность перерождения. В Юрьево она теряет все свои материальные ценности, но, в то же время, обогащается духовно. Она певица, и процесс преобразования можно проследить по изменению её голоса. Приехав проситься со своей малой родиной, она, вместе с сыном, взбирается на колокольню и там поёт. Над унылым захолустным пейзажем звучит её академичное оперное пение, элитарное искусство, которое, скорее, показывает мощь связок, чем силу духа. (Ещё одна невесёлая карикатура от Кирилла Серебренникова.) Но после пропажи сына, она теряет свой голос, не может даже говорить, как иногда бывает у подростков, чей голос вот-вот «сломается». И лишь когда она поёт в церковном хоре, в самом конце фильма, мы, наконец-то, слышим настоящий, трепетный голос её души. Завязка фильма заканчивается пропажей сына главной героини. И, в общем-то, мы так и не узнаем, нашёлся ли он. А был ли мальчик, в принципе? Не о потере ребёнка идёт речь, а о потере связи между поколениями, обострённой проблеме отцов и детей. Не случайно в фильме постоянно происходит путаница с фамилиями, и героиня чуть ли не начинает сомневаться, её это сын или не её. Что она знает о своём ребёнке? Возраст, рост, вес, цвет глаз, место учёбы… И всё. Ничего больше. Она потеряла его ещё давно, если когда-то он и был её духовно близок. А теперь она ждёт его, своего блудного сына, зная, что однажды он вернётся к ней и к своей родине.