С самого начала и до самого конца этой картины меня не покидало ощущение того, что это самое неозоновское кино из тех, что я у него видел (мне осталось отсмотреть две картины у Франсуа). В 'Рики' Озон впервые реальность мешает с фантастикой и до поры до времени (да что там - до финала) у зрителя остается ощущение недосказанности, недопонятости, покуда не приходит осознание того, что к этой истории нужно относиться, прежде всего, как к некой притче. Ранее Озон уже исследовал такую прослойку населения, как буржуа ('Крысятник', '8 женщин'). Теперь он заглянул на огонек к рабочему классу, не сразу найдя в холодных мрачных и безликих многоэтажках живую и интересную семью. И ведь как время подгадал, стервец! Зашел с визитом ровно об ту пору, как в ничем не примечательной, даже жалкой семье произошло чуд о - на свет явился мальчик с крылышками. Название предыдущего (по отношению к этому) фильма Озона - 'Ангел' - как бы намекает зрителю на то, с чем он столкнулся. Ангел. Всамделишный. Выведенный не путем каких-то сложных технологий, не из стерильных пробирок, родившийся не у образцовых родителей, а у случайных партнеров после случайного полового акта в случайном месте - общественном туалете. Все тот же циник этот месье Озон! Даже рассказывая о чуде, он облекает рассказ в нарочито реальную и упрощенную форму - без пафоса и сумасшедших воплей. Он направляет ангела туда, куда ни одному ангелу добровольно не захотелось бы идти, но и туда, где появление этого чуда всего необходимее. Подготовив почву для своего эксперимента, Озон слегка отстраняется и с легкой грустью смотрит на то, как люди реагируют на чудо. А люди ведут себя как люди. Они не только не готовы чудо принять, но и относятся к этому, как уродству, желая зрелища и заработка на хлеб на этом зрелище. Мне в какой-то момент Озон напомнил булгаковского Воланда, который наблюдает за москвичами, пытаясь понять, изменилась ли их природа: 'Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…'. И тут бы самое время грустному созерцателю Озону оставить вместе со своим крылатым помощником этот мир и этих неизменных человеков, но Озон дает шанс человечеству. Он продолжает грустить, но уже грустит светлой грустью, оставляя для себя и для других надежду. Кем был Рики? Продуктом мутации клеток двух родителей, работающих на химическом заводе? Результатом их непрочной связи, сперва вовсе не похожей на любовь? Плодом воображения? Чудом? Обычным больным ребенком, который не выжил...? Выбирайте любое. P.S. Очень понравилась статичная камера с эпизодом 'зачатия' в уборной. Озон словно поставил ее и оставил безучастно, неподвижно фиксировать то, что будет происходить. Прежний Озон обязательно бы пошел в атаку, заглянул бы своим зорким оком за перегородку кабинки, чтобы показать (непременно со страстью и некоторой даже грубостью) что там происходит. Но это прежний Озон, ранний. Озон нынешний словно случайно забыл свою камеру на кафельном полу, а она просто делает свое дело, словно случайно фиксируя сцену с едва ли не довлатовским заголовком 'Встретились и разбежались'. И разбежались бы, наверное, навсегда, если бы не Рики, который, возможно, был самым обычным ребенком, к которому, однако, как и к любому ребенку стоит относиться, как к чуду... 8 из 10
Если душа родилась крылатой Что ей хоромы — и что ей хаты! Особо бурным эстетам-агрессорам всегда по душе сколько-нибудь неформатная картинка. А если к картинке ещё и подобрать грамотное описание, то аудитория и вовсе входит в раж, отыскивая несуществующие красоты тропических лесов в примитивнейшей пустыне кинематографа. Самый наглядный пример такому поведению обывателя - 'Рики'. Фильм, который рассказывает о великой, чистой, божественной и непорочной любви двух испанцев и ребенке-ангеле, рожденным от этого божественного, чистого, непорочного союза. Ну, все так, если верить синопсису и восторженным отзывам. На деле имеем примитивную реальность, от которой даже малость подташнивает ввиду её непростительной серости: женщина уже не молодая, но и ещё и не старая, Кэти, работает на заводе за сущие копейки, не без труда одна воспитывает дочку, а потом решает, что всё ей надоело и пора бы уже дать волю чувствам и гормонам, после чего отдается коллеге по цеху в местном туалете. Такая вот любовь. С одной стороны, все вроде бы логично: будучи измученной, безмерно уставшей женщиной, Кэти попросту ищет некоторого удовлетворения и источник денег, который помог бы прокормить дочь. Все понятно, кроме того, где здесь божественность и чистота. Любовная история двух голубков разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости посредством нескольких нелепых, торопливых совокуплений, одно из которых мешает спать многострадальному, слишком рано повзрослевшему ребенку. А кончается все, нет, вовсе не Чудом, коего все ждали, а самым обыкновенным залетом, с которым остается только смириться. Дальше начинаются и вовсе кошмарные сцены быта: новорожденный Рики не очень-то и тепло воспринимается в своей семейке, превращаясь скорее в плачущую без начала и конца куклу, которую просто передают друг другу из рук в руки все члены семейства, сжав зубы и про себя мечтая лишь о тишине и спокойствии. Снова не очень-то божественно. Но, по крайней мере, до этого самого момента лента напоминает некоторую исповедь о жизни второсортных людей, обреченных существовать на минимум денег, обреченных реализовывать себя и свои чувства лишь частично. По крайней мере, эта часть картины раскрывает все трудности быта и все возможные неприятности семейной жизни вроде подвыпившего мужа или беспочвенных скандалов с криками и пощечинами. Но то самое событие, переворачивающее историю с ног на голову, говорит лишь о том, что лента без тени стеснения признается: не было никакой идеи, была погоня за оригинальностью. Режиссеру хотелось извернуться и завоевать сердца аудитории, которая смачно капает слюнями на словечко 'арт-хаус'. У мальчика на спине появляются два внушительных синяка, которые мамаша принимает за последствия побоев, в связи с чем и выставляет нерадивого отца за дверь. Тот не особо расстроен, напротив, ему теперь удастся пожить в тишине и уюте. Однако выясняется, что разводы темного цвета на спинке - это вовсе не синяки, а зачатки крыльев. Ребенок стремительно становится похожим на окорочок. И вот здесь главный обман: не было никакого ангела. Можно трактовать произошедшее как угодно: мутация, воля Божья, очередная биологическая загадка... Но нет, это не результат большой и чистой любви. Нет, это не символ. Рики испытывает некоторые очевидные неудобства в связи с крылышками, ибо слишком легко ранит себя при неумелых полетах, а толком прогуляться по улице с ребенком родительница опасается, зная, каким интересом будет пользоваться её дитятко, если тайное окажется явным. Сплошные проблемы, свалившиеся, словно снег, на голову и без того несчастной семье, продолжают накапливаться и процветать, пока отведенное фильму время не подходит к концу и не случается финальное 'ничего'. Ведь действительно, лента напрочь лишена морализаторства, она просто подкидывает вам 'эдакую ситуацию', а потом приводит вас к развязке. После подобного приключения можно всласть позевать и через пару секунд напрочь забыть об увиденном. Был ли Рики ангелом? Если вам это угодно, то да, был. Не нравится подобная версия? Да пожалуйста, не был. Не возникает сомнения, что Озон просто экспериментировал в попытке отличиться или переосмыслить прошлое творчество. Единственная внятная мысль, которую он пытается высказать устами своих персонажей, - подобное чудо-юдо не приживется в современном обществе и окажется либо экзотическим зверьком, в которого все будут тыкать пальцем, либо изгоем, не похожим на представителей человеческого вида. При желании историю, наверное, можно было подать совсем по-другому, придав ей куда более глубокий смысл, но 'Рики' превратился в незначительно бытовое кино с вкраплением фантастики, причем последняя оказалась явно лишней и не сумела гармонично вписаться в мир Озона. Минималистская, светлая картинка, простейшие диалоги и примитивно прописанные характеры - казалось бы, так даже ближе к реальности. Но сюжет, даже рассматриваемый в фантастической плоскости, видится высосанным из пальца. И если бы Озону захотелось сделать картину еще особеннее и моднее, то он отрастил бы отцу рога, а матери копыта, после чего сослал бы животную семейку в далекие леса. Однозначный провал в своей тотальной бессмысленности и попытке выдать желаемое за действительное.
Об идее 'Рики' - это история чуда в обыкновенной жизни обыкновенных людей. Франсуа Озон смог в очередной раз удивить, придумав этакую фантастическую историю про младенца с крыльями. Возможно, кто-то скажет, что он переборщил с красками, перегнул палку, но лично я воспринял историю совершенно спокойно, но это совсем не значит, что она меня не тронула. О претворении в жизнь Перед зрителями неполноценная семья: мать, вечно работающая на производстве, и её семилетняя дочка, любящая мать и дорожащая каждой минутой, проведенной с ней. Но мать - прежде всего женщина, поэтому ей без тепла и ласки, могучей спины и опоры со стороны мужчины очень тяжело. И когда проскакивает искорка во взглядах с одним из рабочих на этом же заводе, то мимолетная связь в кабинке туалета во время обеденного перерыва просто неизбежна. Но видимо и мужчине без тепла и ласки со стороны противоположного пола тяжело, поэтому через некоторое время эти двое сходятся. Озон не стал сильно акцентировать внимания на взаимоотношения между падчерицей и 'новым папой', а также делением мамы, а сразу перешел к рождению Рики, с виду совершенно обычного младенца, но таящего в себе тайну. На этом поприще Франсуа хорошенько проехался, заводя речи о великой материнской любви и недалекости осознания большинства мужчинами, что они стали отцами. После чего благополучно развел две половинки видимо не одного целого и превратил обычного младенца в летающего. О действительности И именно тут Франсуа хлесткими ударами соприкасает нашу современную дейстивтельность: нездоровый интерес толпы, обидные выпады в сторону невинного существа, который лишь крыльями отличается от обычных, а также желание обогатиться, завуалированное под благими намерениями. В итоге Озон оставляет только одного положительного героя, мать Рики, которая, залюбовавшись полетом сына, выпустила веревку из рук, спасая не только себе жизнь, но и жизнь мальчика, обреченного на постоянные исследования и косые взгляды толпы. Сначала она переживает и хочет покончить жизнь самоубийством, но к ней прилетает сын и окончательно расставляет все точки в этом несовершенном и злом мире современности. 8 из 10
Либеральный «Берлин», щедрый на номинации, обошел и в этот год Франсуа Озона. Нет, Месье признанный режиссер и фестивальный пестун, но больших наград от «большой тройки» так и не получал. Ситуация сродни истории Мартина Скорсезе и «Оскара» до ее благополучного, пусть и спорного, разрешения на вручении премии в 2007 году. Впрочем, 9 лет назад, тогда еще совсем молодой режиссер Озон получил приз Teddy, что как нельзя ярче подчеркнуло его тематический, сюжетный и стилистический конек, к которому прибегал автор до недавнего времени и за который в нашей стране его до сих пор считают провокационным. Но о наградах позже, с Озоном уже не первый фильм что-то происходит. Этот симпатичный парень так рано начал снимать, что ему просто приходилось взбираться на плечи разных «гигантов» (Бунюэль, Пазолини, Фасбиндер, Антониони), но при этом он неустанно высеивал свое. Так и «Рики» начинается «в стиле братьев Дарденн или Кена Лоуча», реконструируя серую жизнь обыкновенных людей в серых рабочих районах. Все настолько реалистично и прозаично, что так и посещают сомнения в авторстве. Ведь в своих лучших лентах Озон с самого начала помещал героев в некую искусственную среду, в некоторую изначально метафору, которая, без прочих оговорок, позволяла органично существовать всем персонажам и реализовываться всем метаморфозам. Нет, безусловно, Франсуа Озон мог быть и прямолинейным как первая менструальная кровь на ладошке девочки или связанный труп женщины в палатке, но и тогда все это оставляло возможность смысловых вариаций. А тут мать-одиночка сходится с поизносившимся испанским мачо французских городских окраин, быстрый секс в рабочем туалете, знакомство с малолетней дочкой, и вот, новая ячейка общества. Венцом всей этой прозы становится беременность главной героини. И вот тут и начинает расправлять свои крылья метафора. Радость рождения ребенка была веками затерта до статистического события многомиллиардной постиндустриальной цивилизации. И дело здесь не только в современных макрореалиях, но и в самой прозе жизни: бессонные ночи, траты, памперсы, ссоры, отсутствие личного времени и секса. Словом, выходит не романтический «флер де ви», а прагматичный «анфан террибль». Но за всей этой прозаичностью факт остается фактом – ребенок величайшее чудо на земле, не чудо схождения Благодатного Огня в Храме Гроба Господня на Пасху, а самое простое и доступное чудо, чудо самой жизни. Но как вернуть чуду статус чуда? Месье Озон находит выход со всем присущим ему французским изяществом, он наделяет ребенка крыльями. И получился то ли ангел-ребенок, то ли ангельский ребенок, то ли просто «белая ворона». Такой изящный и лаконичный «взмах крыла» создал зеркало для героев ленты и дал взглянуть на все «старыми глазами», ведь не важна суть оперения – ангельское ли оно или нет – важно то, что для каждой материи, по Озону, ее чадо - это «шер анфан» и сущий ангел, несмотря на всю прозу жизни и амнезию некоторых матерей. Но, едва не заведя ленту в жанр фантастики, режиссер схлопывает метафору «крылатого дитя», превращая ее во вполне однозначный и метафизический образ. Но свет, разлитый им в душах и жизнях всех героев, уже, хочется верить, не угаснет до самого, самого конца. Получилась вполне простая и симпатичная история, которая в этом компоненте соревнуется лишь с его ранними короткометражными работами. Но что еще примечательно, уже в которой ленте Озон отказывается от эпатажа, от вызова и провокации, от сексуальности как аспекта в отношениях людей. И лишь в одном эпизоде «Рики» есть легкий эротизм как штрих к портретам и отношениям главных героев – Озон есть Озон. Что значат эти перемены - эксперимент ли это или нам стоит ожидать нового Озона, сложно сейчас сказать. Да месье режиссер и сам толком не знает: «... я, видимо, стал более зрелым человеком, более спокойным... Но кто знает, может, уже завтра у меня снова слетит крыша, я снова стану немножко сумасшедшим...», но будущий его фильм «Убежище» продолжит тему материнства. «Бон шанс»! П. С. Если бы Франсуа Озон решился поехать с 'Рики' на главный кинофестиваль страны неосвоенного «материнского капитала», то чиновники от кино, реализуя очередную федеральную программу, с радостью бы наградили ленту, но, hélas! Моему дорогому и 'непрозаичному' другу.
Молодая мамаша (Александра Лэми) одна воспитывает дочь, работает на заводе и однажды, когда ей становится скучно, понимает, что ее ребенок не должен расти без отца. Подойдя к этому вопросу со всей ответственностью, она знакомится с мужчиной (Сержи Лопес) – за этим следует быстрый секс в грязном туалете, затем ужин, затем снова секс, только на этот раз в по-домашнему милой обстановке. Через некоторое время на свет появляется Рики, и своим криком доводит мамашу до исступления, а когда на спине ребенка появляются синяки, она выгоняет бедного отца из дома, снова вернувшись к тому, с чего начала. Если коротко, последний фильм Франсуа Озона – о превращении человека-курицы в человека-сову, который потом превращается в маленького x-mena. Любимые темы Озона, которые есть почти в каждом его раннем фильме, это – убийство, гомосексуализм и тонкий черный юмор. Три лучших фильма молодого француза – короткометражные «Летнее платье», «Посмотри на море» и, наконец, вершина творчества – рвущий мозг на полосы первый его полнометражный «Крысятник», в котором собран весь набор из извращений, попраний морали и прочих прелестей. Причем ясно, что иногда это всего лишь эпатаж ради эпатажа, легкомысленное кино без претензий на значимость. Все, что делал Озон после «8 женщин» (исключая, пожалуй, только «Бассейн») это уже не издевательства над киноштампами и обществом, это не буйный Озон, а Озон, который с этими штампами согласился и использует их на всю катушку. Сам режиссер говорит, что его поздние фильмы это более глубокий протест, выраженный в классической форме. Проще говоря, Озон постарел, заматерел и перестал быть интересным. «Рики» напоминает недавний его фильм «5x2» - та же пустота, бессмысленность повествования и сухость. Та же любовь, названная необыкновенной, вызывающая только тошноту и жалость к обоим. По Озону любовь – это секс в туалете, уход в трудную для семьи минуту и возвращение, когда все снова наладилось. Причем, желание выразить через фантазийные крылья метафору разбивается о слишком реальное все остальное. Протеста не получается; если раньше Озон смеялся над инцестом, над легкомысленностью молодости и над трупами в подвале, то теперь роняет ребенка на пол и несколько раз показывает фекалии (брр). Образ матери как минимум странен – то она души в ребенке не чает, то с отвращением говорит «он виноват», отпускает веревочку, а потом снова любит его всей душой. Самое большое, наверное, разочарование заключается в диссонансе между мысленным «убей их всех» и банальным хэппи-эндом на экране. Так и ждешь, когда прилетит какая-нибудь большая птица (по примеру крысы в Крясятнике) и больно клюнет каждого героя в лоб.
Прошло почти 2 года со дня премьеры этого фильма, но есть люди, которые еще его не смотрели или хотели бы посмотреть его еще раз. Признаюсь, что мне не достаточно было одного просмотра для правильного восприятия фильма. Фильм меня потряс до глубины души. 'Рикки'- фильм необычный, с глубоким смыслом и посмотреть его 'в полглаза'- все равно, что не посмотреть совсем. Один жанр переходит в другой, сюжетная линия переламывается, поэтому смотреть нужно очень внимательно до мелочей, особенно в конце. Сюжет о том, как у вполне обычной пары Кэти и Пако рождается необычный ребенок. Через некоторое время у малыша появляются крылья. Фильм «Рикки» немного напомнил фильм «Лабиринт Фавна» с тем же Сержи Лопесом, в котором так и остается загадкой, то ли все происходящее на экране фантазии девочки, то ли она на самом деле принцесса. Только в «Рикки» фантастическая составляющая выражена не так ярко. Фильм заставил о многом задуматься. Крылья в буквальном или переносном смысле — это способ уйти от непонимания окружающих, неготовых воспринимать и понять тех, кто хоть чем-то отличается от остальных Рискну заметить, что этот фильм революционный. Конечно, немало фильмов про монстриков, х-менов, ангелов, но тут затронуты совсем другие темы. Режиссер Озон не делает акцента на происхождении феномена. Озон лишь слегка намекает и тут же отрицает на возможные варианты. Зрителю самому приходится догадываться, кто есть Рикки. Первая близость родителей Рикки произошла на химзаводе в туалете во время аварии. Крылышки у малыша появляются не сразу и сначала без перьев, затем покрываются серо-бежевыми перышками, а не белыми. У меня сложилось впечатление, что крылышки и не появились бы вообще, если бы мать не обвинила отца, а тот не ушел бы после таких слов из семьи. Словно выросли в наказание за грехи родителей. Хочу отметить такого немаловажного персонажа, как семилетняя Лиза. Девочка ревнует к малышу (если вспомним хотя бы эпизод с ножницами), но она и очень любит братика, просто она знала про Рикки и его тайну гораздо больше, чем взрослые и боялась его потерять, а с другой стороны, когда это случилось, Лиза не переживала. Фильм 'Рикки' можно сравнить с неким полотном. Франсуа мастерски сделал эскиз, а нам предстоит самим раскрасить картину в тех тонах, каких мы это видим. Каждый человек имеет право на свое мнение и на свое отношение к чуду. Рикки - чудо-ребенок и с этим не поспоришь. Он настолько прекрасен, что наш мир стал отторгать его. Однажды это безгрешное существо покинуло жестокий мир людей, принеся себя в жертву как плату за человеческие грехи. Отношение родных Рикки к малышу противоречивое. Они то любят его, то совершают в той или иной мере предательские поступки по отношению к Рикки. Но не стоит осуждать их за это. Все мы не без греха. Режиссеру удалось передать трагедию матери от расставания с ребенком. Кэти, отпустив веревочку, спасает малыша, а Рикки затем сам прилетает на озеро и спасает свою мать. Краткий, но своевременный визит Рикки был очень важен для Кэти. На мой взгляд, эта сцена на озере - самая важная и трогательная в фильме. Она чуть приоткрывает завесу тайны Рикки, и кое-что становится понятно. Иногда создавалось впечатление, что Озон жестоко играет на чувствах молодых мамочек (я сама являюсь такой), заставляя лить слезы по малышу. И волнует дальнейшая судьба Рикки. Если бы фильм сняли, например, в Голливуде, то все было бы понятно. Мы точно бы знали, для чего Рикки пришел в этот мир, куда улетел, почему и будет ли прилетать снова. Но «Рикки» - европейское кино и режиссер не собирался показать нам все, а оставил важные элементы за кадром, заставляя зрителя думать. «Рикки» - словно головоломка, которую полностью не разгадать никогда. Озон очень осторожно касался фантастических элементов, словно боялся их преподнести зрителю. Что касается поступка Кэти, то она не могла не отпустить малыша, а он не мог остаться. Трудно смирится с потерей. Но порою через потери, страдания, боль мы приобретаем гораздо больше. Кэти страдает от потери малыша. Она много пережила в своей жизни и была вознаграждена за страдания. Особо хочу сказать про последние эпизоды. И дело даже не в явных физиологических переменах, произошедших с Кэти и отношениях в семье. Я заметила один краткий фрагмент с Кэти, позволивший поверить в сказку. Все- таки это фильм про чудо-ребенка. Режиссер не разочаровал. Финал получился одновременно грустным и теплым. В фильме звучит замечательная музыка – грустная и проникновенная, особенно главная тема. После фильма осталась на сердце грусть, ведь возможна другая трактовка... Но лучше все-таки верить в сказки.
Нельзя сказать, что 'Рики' нечто абсолютно новое для Франсуа Озона. Месье давно занесло в сторону критического реализма, и это, конечно, странно. Был разрушитель морального облика буржуа, а вдруг стал бытописателем среднего и чуть ниже класса. Тенденция наметилась еще со 'Времени прощания' и на '5Х2' казалось, что все потеряно, но вот вышел 'Рики' с интригующей фабулой ребенка-ангела, и это был тот же '5Х2' с ноткой фантастического реализма, благо, что с долей критики. В мутации месье Озона наметились положительные сдвиги. Несмотря на простую фабулу, историю Рики можно трактовать очень по-разному. Рождение ангелоподобного ребенка бедной пролетарской французской семьей кажется случаем чрезвычайным, толкающим на вопрос, а чем эти люди заслужили такое чудо. Мать-одиночка Кэти, встретившая на химзаводе крепкого испанского эмигранта Пако, умудряется зачать Рики в туалете, параллельно растя в серых кварталах края гвоздик, средь бетонных коробок, маленькую дочь. Со крипом мужчина входит в женскую ячейку, привнося с собой многочисленные конфликты искусственного формирования семьи, но вроде и Лизи смиряется с новым папой, и Кэти привыкает к мужчине в доме, и второй ребенок родился премилым, все же новая семья сшита не крепко, и Рики, как лакмусовая бумажка, обнажает неровные швы. Все-таки доверять малознакомому человеку трудно, а уж если на теле ребенка появляются синяки, то здесь можно даже не оправдываться. Жизнь Кэти, кажется, становится еще более невыносима с двумя-то детьми на руках. Вся первая часть фильма смотрится как очередной плохой европейский арт без малейшего намека на грядущее чудо. К счастью, на этот случай, существуют краткие описания фильмов, и перед просмотром, все оповещены, что 'Рики' о крылатом ребенке, наживка закинута. Выдержав бытовые тридцать минут, мы оказываемся свидетелями интригующей сказки. У младенца из спины вырастают куриные крылышки, и оперившись, он взмывает под потолок. Тут уже невозможно выключить фильм, не узнав чем кончит это чудо, и Озон нас вновь обманывает. Притча о чуде оказывается не только философской, но и социальной. Франсуа Озон, итак раскритикованный за предыдущие работы, поднапрягся и даже реабилитировался, не изменяя своему новому художественному видению. Озадаченному зрителю на сей раз придется самому делать выводы, что есть Рики. Загадка такова, что герои теряют чудо, не удерживают его. История в очередной раз преломляется в тот момент, когда Кэти отпускает веревку на глазах восхищенных журналистов, снимающих парящего ребенка. И здесь два возможных толкования. Возможно, по мнению месье Озона люди не готовы к чуду. Рики для них лишь аномалия, новостной повод, за который можно выложить кругленькую сумму, и Кэти придется всю жизнь жалеть за свою оплошность, что мы видим в последующих галлюцинациях на озере, когда ей кажется, что Рики подрос и прилетел. Но трагедия не омрачает историю в целом, финал наиболее тепл и светел, что рождает вторую трактовку. Возможно Рики в принципе и не было, а возможно и был. Кэти отпускает веревку, чтобы защитить ребенка от мира, который не готов его адекватно принять и грязящего сделать из него лабораторную крысу. Конечно, она осознает, что будет жалеть всю жизнь, ведь это значит потерять малыша, но Кэти всегда воспринимала Рики как дар Божий, не так как 'своего', и глядя, как он свободно парит под облаками, не могла его не отпустить. Есть в фильме Озона один кадр, где Пако и Кэти обнимают дочь. Они складывают руки у нее на спине, словно крылья. После ухода Рики, семья, наконец, становится по-настоящему счастливой, без швов. Я склоняюсь к тому, что история Рики о том, что каждый ребенок - это ангел, и все мы рождаемся с крыльями. Не буквально, конечно, но если в семье присутствует любовь, то возможность полета не так фантастична. 8 из 10
Никогда не была поклонницей Озона и этот фильм не посмотрела бы, но заинтересовал сюжет: посмотреть на ребенка-ангела, не в сказочном и даже не в фантастическом формате, показалось очень любопытным. Первые минут двадцать фильма приходилось бороться с большим желанием нажать кнопку ускоренного просмотра, все эти затянутые интерьерные планы (вот здесь у нас туалет, нет-нет присмотритесь хорошенько - да, теперь вы наверняка поняли, что это именно туалет) или нескончаемое погружение в реальный мир героев (типа: чищу зубы, так. .. полоскаю рот, мою руки - с мылом, теперь вы понимаете насколько герой ответственно относится к своей гигиене). При всей моей любви к интеллектуальному кино каждый раз задумываюсь - это такой штамп, как нет хорошего боевика без взрывов, или способ увеличить хронометраж, когда показать больше нечего? Но! Борьба моя была вознаграждена, когда автор наконец переходит к собственно сюжету. Вопреки моим опасениям фильм не получился слишком тяжелым, хотя отражает действительно нелегкую жизнь характерной героини, которая не боится взять на себя весь немалый груз ответственности за свою жизнь и жизнь своих детей. Совершает при этом ошибки, за которые ее стыдно винить, ведь все мы, люди, не безгрешны. Но фильм не об этом, не о тяготах одиночества и низких зарплат, он... о любви. И вовсе не о любви, в которой зачали маленького ангела. Очень, кстати, удивилась, прочтя в аннотации про магическую любовь, благодаря которой Рики появляется на свет. Вы бы тоже удивились, что встречу двух одиноких людей ради секса назвали любовью с первого взгляда. Ну, у меня на коробке из под диска вообще написано, что это фэнтези. Так что фильм, как видите, неоднозначный, но, после всех тягот просмотра первой его части, он завораживает. И уже даже обычные будничные сцены не вызывают раздражения, потому что понимаешь, что и это все тоже о любви, о любви матери к своей дочери, сестры к брату, о любви семейной. Кстати, концовка порадовала тоже. Может это только я такая не проницательная, но весь фильм даже не представляла чем это все может закончиться, а если и представляла, то только самое худшее. Но это был тот самый случай, когда неожиданная развязка действительно расставляет все по своим местам. А разве вам не интересно как бы могла развиваться жизнь ангела, родись он в реальном мире? Потому что всецело веришь, что быть все могло именно так.
После дерзких экспериментов молодости Озон впал в творческое замешательство, нынче он явно не знает куда податься. Его предыдущий опус «Ангел», сентиментальную до тошноты мелодраму, можно было проглотить только по признанию за ним большой художественной уловки, эдакой издевки над жанром, да и то, честно говоря, с натяжкой. Невольно в таком же ключе хочется воспринимать и новою работу режиссера – историю о крылатом малыше с лаконичным названием «Рики»,- но тщетно, фильм по большой части старательно и честно хмурит брови, иронизирует лишь по случаю, а за занавеской, где раньше сидел втихаря посмеивающийся автор, теперь совсем пусто. Искать в кинематографической основе фильма второе дно это все равно, что попытаться отметить пересечение параллельных прямых, невозможно, да и глупо. Поначалу кажется, что Озон попросту пытается уловить модные фестивальные течение, в былые времена им игнорированные, а на счет принятые лишь после последних творческих неудач. Однако «Рики» совладает лишь с требуемой эстетикой, а вот добиться должного уровня реализма, чего уж там, даже психологической точности не в состоянии. Фильм сражает наповал своей неестественностью и надуманностью, натянутостью художественных ходов и неоправданного никакой драматургической логикой поведения героев. Так вот, например, мать в появлении на спине малыша непонятных синяков с ослиным упрямством обвиняет отца, на что тот реагирует еще более недостойно – с грохотом захлопывает дверь и покидает семейство. Видно, за время совместной жизни доверия между полами не возникло нисколько! Ко всем прочему добавляется еще и то, что сюжет развивается прямо как писано в нашей народной сказке – «по щучьему велению, по моему хотению», - в данном случае по хотению Озона-сценариста, совершенно не желающего выстроить логичное в данных обстоятельствах повествование. Вот и выходит так, что при всех резких сюжетных поворотах (чаще всего это неожиданные полеты малыша) возникает непреодолимое ощущение, будто кто-то сверху невпопад дергает за ниточки, то и дело вмешивает в созданную в рамках художественного произведения среду. То есть по сути, «Рики» - это такой театр марионеток, а не модный фестивальный фильм, хоть им старательно и притворяется. Но как бы то ни было и это творение Озона не лишено ума. За раздражающим плачем младенца, на который, к слову, в совокупности из общего хронометража приходится минут десять, не меньше, скрываются как никогда актуальные проблемы индустриального общества. Мы действительно разучились видеть чудо! Само понятие Озон возводит в мощный гротеск, добавляет нужных красок контрастом с эстетикой реализма (правда, порой переходящего в чудовищное несоответствие формы и содержания) и наглядно демонстрирует, что нынче-то им могут наречь разве что человека с прорастающими крыльями индейки, да и то, скорее всего, с научным пафосом обзовут «феноменом» и потребуют на исследования или эксперименты. А ведь на самом-то деле чудеса каждый день с громким ревом врываются в нашу серую действительность, комочки жизни, образованные слиянием двух гамет, рождение ребенка – не чудо ли? Впрочем, и этот посыл с легкостью разбивается о тот факт, что родители необычного малыша работали на химзаводе… Тогда вопросы тут поднимаются скорее экологические, нежели духовно-социальные. Давно известно, химикаты крайне негативно сказываются на строении ДНК и могут побудить нежелательные мутации. Или же просто вдыхаемые вещества породили целый ряд немыслимых галлюцинаций у родителей, что, кстати, в какой-то мере как раз и оправдывает нарушение в сценарии причинно-следственных связей. Так или иначе, фильм у Озона, какие бы смелые интерпретации не получил, вышел довольно скучным, лишенным прежней страстности, да и вообще свежих идей. А обаятельное дитя Рики так и останется в умах многих зрителей «не мышонком, не лягушкой, а неведомой зверюшкой».
Я в замешательстве после этого фильма. С одной стороны - мне понравился, с другой стороны - как-то не совсем. Понравилась - история жизни этой женщины, странная судьба, больше похожая на российскую, чем на французскую. Стереотип, что Франция - красивая страна, европейская, цивилизованная, с Парижем, С Эйфелевой башней, с самыми лучшим и дорогим парфюмом, с шикарными ресторанами, с красивыми пейзажам и улицами..и т.д. - развевается сразу же. Да, мы и так знаем, что и во Франции есть рабочие кварталы с серыми многоэтажками, обшарпанными подъездами и жильцами, работающими на заводе. НО - как-то забываем об этом, когда звучит это слово 'Франция', мы представляем другое уже на подсознательном уровне. С точки зрения - судьбы, мне этот фильм понравился. Одинокая женщина, немного неразборчивая в своих связях - уже осталась с одним ребенком на руках, но на этом не остановилась - и продолжила крутить любовь с приезжим испанцем, особо не стесняясь секса в туалете, в грязном подъезде. Не подумайте, я не ханжа. Но в данном контексте - это не было экзотикой, скорее - реальностью, она к этому привыкла, другого видно - в ее жизни не было. Первые полчаса - она откровенно вызывала у меня отвращение своей бестолковой жизнью. Эдакая непутевая мамаша, чья дочка, не по годам взрослая, вынуждена сама себе готовить завтрак и ждать с опасением, как мама приведет в эту квартирку нового хахаля и будет ночью стонать и охать с ним на пару. Уважение к ней проснется - дальше, после рождения Рикки. Материнский инстинкт. С точки зрения реальности - вся та серая жизнь, которую я описала выше - реальность, крылья у человека - бред. Так вот сама реальная жизнь, снятая без прикрас - мне понравилась, а вот идея с окорочком - нет. Хотя последнее - и есть та перчинка, возле которой и крутится весь сюжет. Единственный плюс - этого не было раньше, это- что-то новое. Но новое не значит удачно. Однажды в какой-то газете я прочитала статью про рождаемость. Ведь не для кого не секрет, что у нас в России - демографический кризис, что пришло к нам из Европы вместе с повышением уровня жизни. Люди стали гнаться не за количеством, а за качеством. То есть пошла тенденция к повышению уровня жизни, своих жилищных и покупательных способностей, а не к увеличению потомства. 'Сначала заработай на жизнь - потом роди'. Поэтому рожают либо богатые в большинстве, либо бедные без особых требований к жизни. Последнее - как раз показано в этом фильме. Правильно это или нет, судить не мне. У каждого своя правда, кому - что по душе. Последний кадр - мне очень понравился. Голубой диван, на который падает свет и беременность - новая жизнь. Надежда на будущее. Озон впервые меня разочаровал своим фильмом 'Ангел'. Он не был похож на остальные. Но это не было его изюминкой, скорее промахом, уж слишком он был обычен и предсказуем, не зацепил ничем. Будто это был не Озон. Похоже на кризис среднего возраста - когда надоели сюжеты, похожие друг на друга с вечной нетрадиционной ориентацией..и надо что-то придумать новое, измениться. Ведь талант - он многогранен. 'Рикки' не разочаровал, он удивил скорее. И это опять не Озон. Я искренне надеюсь, что этот 'кризис среднего возраста' пройдет, и я снова увижу Настоящего Озона. Но, если даже не пройдет - я всего равно буду его обожать за предыдущие картины. Жаль, последние никогда не войдут в список моих любимых.. 7 из 10 (за надежду в конце и во всем)
Иногда кажется, что Франсуа Озон нас просто всех дурачит, не оставляя зрителю единого, категорического мнения о своем фильме и его персонажах. Малыш Рикки заявлен в описании к фильму как ребенок любви. Но любовь у Озона уж больно странная. С одной стороны такой легкости и простоте событий можно даже позавидовать: любовь с первого взгляда, секс в туалете в этот же день, «Пако будет жить с нами». Все завязалось легко и непринужденно, да и разве нужны сомнения для настоящих чувств? Простотой и сухостью повествования Озон как будто исключает из фильма все «лишнее». Мы практически не видим здесь эмоций, криков, не знаем, о чем наверняка думает тот или иной герой. Когда Пако с легкостью уходит из семьи, в глазах Кэти отчетливо читается осознание того, что она вновь уже смирилась с одиночеством. Все кажется настолько безболезненным, что Пако с такой же легкость возвращается, а Кэти так же просто и с радостью его принимает. Нет, эта безэмоциональность совсем не плохая игра актеров или непродуманный сценарий. Фильм, как каркас, который строит события, а эмоции и переживания мы сами прекрасно понимаем. Очевидно, что Кэти очень тяжело, потому что она снова остается без мужа, теперь с двумя детьми, очевидно, что и Пако не так просто дается решение уйти, скорее это его гордость, усталость и, действительно, обида. Герои вызывают сожаление, но, вместе с тем, мы видим их и плохие стороны. Озон изображает семью не однобоко, не делит людей на хороших и плохих, а в полную меру дает нам ощутить образы персонажей, которые не позволяют их только любить или только ненавидеть. Кэти себя очень странно ведет по отношению к дочери. Моментами даже наплевательски: забывает забрать ее из школы, «мама, а когда мы будем есть?». На дочь возлагается часть взрослых забот, которые она достойно выполняет. Кроме того, очень смущает фраза Кэти по отношению к Рикки «он сам виноват», да и отпустить веревочку кажется уж больно нереалистичным. Но в этом вся «соль» - простое и сухое повествование. Что касается самого Рикки, то этот «птенец» вызывает невероятное умиление. Он постоянно плачет, временами задорно смеется, но больше всего восторгает его первый полет. Отличная идея. Эта маленькая надежда еще и летает. С рождения мальчик был слишком самобытным, возможно поэтому он не попытался вернуться к маме, лишь показался у озера и снова упорхнул. Меня немного огорчил такой финал. Да и новую беременность Кэти тоже можно рассудить по-разному. С одной стороны – новая надежда, с другой – успокоение Кэти в ожидании нового малыша, как будто лишь маленькие детки вызывают у Кэти такой восторг, а когда они вырастают их можно забывать забрать из школы. Все очень двойственно и странно, но за воплощение такой идеи – спасибо. 6 из 10
Ребенок становится результатом быстрого секса в туалете. Кем может быть этот младенец? Постоянно орущим непонятным существом из-за которого по очереди устают отец и мать. Где уж им разглядеть что их дитя -чудо, если к друг другу -то доверия нет. Отец уходит. Вот тут то чудо становится осязаемым. У младенца вырастают крылья. И большую часть фильма он парит и агукает. К слову сказать частоту воспарений можно было бы и сократить. Ну да ладно..А что мама? Мама в удивлении, в умилении, но все ж до конца полюбить сына и принять таким как есть она еще не способна. Особенности ребенка она скорее воспринимает как аномалию. К сыну-ангелу она не готова. Она все еще пытается придать ему 'нормальный' вид. Но и даже при этом отношении Рики придает смысл ее жизни, как всегда бывает с ребенком и матерью. А еще менее готовы к появлению подобного малыша окружающие. Праздное любопытство, желание изучать, все что угодно, но только не решение принять его таким как он есть и позволить расти. Поэтому конечно же закономерно, что этот ангел оставил людей, подарив любовь семье, которую он покинул. Когда смотрела Рики, подумала о фильме Скеллиг, снятом в том же 2009 году Аннабелом Джэнкелом с Тимом Ротом в роли странного больного раздражительного всеми покинутого человека-ангела. Подумалось, что таким мог бы стать малыш Рики в нашем обществе не готовых принимать события и людей такими как они есть если бы остался. В фильме Озона остается под вопросом реален ли ребенок-ангел. Но ведь так всегда с чудесами.. Или веришь или нет.
Долго собиралась оставить отзыв об этом фильме, и долго не могла решить наверняка - понравился он мне или нет. С одной стороны, что-то особенное и трогательное есть в этом фильме, а с другой - сюжет скомканный, нет четкости в действиях главных героев. Неприятным моментом стал именно момент зачатия. Среди грязи. В туалете. Сюжет можно понять по разному. Либо речь идет о нездоровом ребенке, т.е. Озон хотел показать чувства матерей, которые теряют своих детей из-за смертельных болезней. Либо речь идет о том, что все родители воспринимают своих детей как маленьких ангелочков, которые вырастая покидают своих родителей. В любом случае, я считаю, что Рики - это просто образ, и нет тут никакой фантастики, просто Озон решил пофилософствовать, возможно, не на 100% удачно. Все-таки больше склоняюсь к тому, что фильм мне понравился, он заставляет задуматься, о близких, об отношениях, да о жизни вообще.
- Поко, возможно, будет жить с вами. - вы поженитесь? - возможно, там посмотрим - у нас будет как будто новая семья? - ага Очередной фильм Француа Озона, который, по всеобщему признания, совершенно не похож на другие, рассказывает историю одной современной семьи. Одинокая мать воспитывает свою 7-летнюю дочь, ходить на работу и просто живет. Однажды она встречает испанца Поко, который снова заставляет ее почувствовать себя любимой, желанной, нужной. Озон окунает нас в подчеркнуто бытовые подробности, детали. Нет ни романтики, ни страсти – герои словно нуждаются в ком-то рядом. Это уже не та любовь, на грани отвращения, которую мы видели в «Ангеле», ни та запретная страсть, которая просачивалась в «8 женщинах». Теперь нам рассказывают историю типичной семьи обывателей, где есть любовь, но она совсем не заразительна. Из союза неприметных героев рождается нечто совершенно удивительное. Вот только это удивительное не может ютиться среди тривиальных декораций, поэтому в определенный момент просто улетает. Проблемы современной семьи в фильме исследованы со скрупулезной последовательностью и многогранностью. Тут маленькая Лизи, которая ревнует маму то к новому ухажеру, то к маленькому брату; Пако, который не принимает последствия рождения детей и флиртует с соседками; Кэти, для которой пропажа ребенка становится невыносимым ударом по психике. Фильм похож на кальку с реальности, картины лишена отчетливой пропаганды идей или воззрений. Однако становится жалко абсолютно всех – безысходно жалко… 7 из 10
Пожалуй, впервые я начинаю писать отзыв на фильм, о котором мало что можно сказать. Не в том смысле, что он безоговорочно плох или безоговорочно хорош. Просто при всей блистательной профессиональности (Озон, как никак), «Рики» абсолютно не располагает к долгим анализам и препарированию. Препарировать-то ведь, по большому счету, и нечего. Сказка, рассказанная бывшим киноэкстремистом Озоном, укладывается – как любая сказка - в пару предложений: жили-были французская женщина с испанским рабочим, и родился у них мальчик. С крыльями. Сюжет про человекоподобных ангелов/ангелоподобных людей, казалось бы, подразумевает высокие обобщения и пафосные метафоры, и большинство книг и фильмов на эту тему (привет Виму Вендерсу с его легендарным «Небом над Берлином») именно на этом и построены. Озон же снимает подчеркнуто бытовую, житейскую историю, где, кроме крыльев маленького Рики, нет ничего потустороннего: рабочие кварталы, заводские сортиры (где, возможно, будущего ангела и зачали), кухни с недоеденной курицей… И среди всего этого – маленький ангелочек. Ребенка на роль Рики, кстати, подобрали очень точно: он и без крыльев вполне ангелоподобен, со своими голубыми глазками и пухлыми щечками. Однако, как пишут на форумах, тема не раскрыта. Есть подозрение, что Озон и не собирался подниматься на уровень метафизики - а иначе с чего вся эта бытовуха и, например, назойливое, чуть карикатурное педалирование темы той самой курицы (то в жареном, то в замороженном виде), периодически присутствующей в семье крылатого младенца (чьи крыла в начальный период и правда очень напоминают куриные). Где-то к середине фильма, когда полеты Рики уже перестают вызывать культурный шок и у зрителя, и у его домашних, встает философский вопрос: «И че?» В том плане - а к чему тогда вообще городили весь этот огород. По большому счету, Озон не устраняет этого зрительского недоумения до самого финала. И лишь в конце, когда Рики, предсказуемо поменявший свою тесную кроватку на бескрайние небеса, на пару минут возвращается повидаться с мамой, а она потом приходит с первыми за весь фильм искренними словами любви к своим близким – появляется такое светлое послевкусие, знакомое по ранним рассказам Бунина. Пусть смысл и сверхзадача авторского высказывания остались до конца не расшифрованными – да и не факт, что они вообще имелись, - но легкое дыхание беспричинной радости жизни становится важнее общей невнятности. 7 из 10
Фильм положительный, и на мой взгляд Рики это всего лишь образ тех чувств которые появляются в семье без отца, когда появляется его замена. Недоверие к своей половине, любовь на грани не любви старшей сестры к младшему брату, чувство переживания потери ребёнка, - многие эпизоды мне показались просто вырванными из жизни. В частности - девочка с ножницами. Я думаю именно так и происходит. Какие-то проявления не любви и зависти наверно присутствуют у всех старших сестёр и братьев при появлении младших. Для чего всё это надо было, весь этот фильм, рождение Рики? Лишь для одного (мой мнение) чтобы в финальном эпизоде девочка прижалась к своему новому отцу и приняла его в семью.
Кто то из известных людей сказал, что дети напоминают маленьких ангелов, но если ребенок и есть ангел, что вы будете с этим делать и как жить. На такой вопрос пытаются ответить создатели этого фильма. Конкретных рекомендаций они так и не дали, но представили зрителю эмоционально богатый сюжет. В заурядной малообеспеченной семье рождается особенный ребенок, после этого события жизнь членов семьи кардинально меняется. Рутинное существование матери наполняется большой любовью и возможностью прощать поступки близких людей. Это эмоциональное возрождение происходит со всеми членами семьи после появление на свет этого необыкновенного малыша. Мне кажется этот фильм служит для настройки далеких струн человеческой души, струн до которых нет времени дотянутся в нашей повседневной суете. Советую посмотреть этот замечательный и добрый фильм всей семьей. 10 из 10
Франсуа Озон небанален. Как и '8 женщин' фильм этот нестандартный (по сценарию, конечно), хотя тот же сценарий хромает на обе ноги (или оба крыла - кому как угодно. Например, в конце фильма герои не бегут искать своего малыша с полицией (а надо бы), а просто пересматривают свои взгляды на жизнь, семью. Возникает прямо как по Максиму Горькому вопрос - а был ли мальчик? Примечательно отсутствие звезд-актеров. Единственная звезда - Сержи Лопес, прославившийся после блистательной роли главного злодея в 'Лабиринте Фавна'. В 'Рики' он располнел слегка, играет роль простого работяги, совершенно незвездная роль. Но в целом всё в фильме подогнано достаточно ладно, продюсеры (огромное мерси Клоди Оссар) и режиссер поработали хорошо, смотреть однозначно - один из самых добрых фильмов последнего времени 7 из 10
Начну с того что это первый фильм Франсуа Озона, который я посмотрел и был приятно удивлен его творчеством. Сначала фильм просто убил меня своей ужасно долгой завязкой (я чуть не уснул), но это того стоило, после нудной завязки, началась великолепная развязка! Фильм порадовал своей оригинальностью, такова увидеть, я честно говоря не ожидал. Такой неожиданный поворот события меня безумно заинтересовал, и я досмотрел фильм на одном дыхании. Ну и хотелось бы заметить, что концовка получилось больно уж «голливудской», хотя это и не минус фильма… Ну фильм вышел незаурядным, нестандартным и оригинальным. Сюжет мне очень понравился, да и идея сама по себе хорошая, к тому же фильм даёт богатую пищу для размышлений. В общем, картина получилось не однозначной, и я советую её посмотреть многим. Тут есть понемногу от каждого из нас, многие увидят в героях себя или своих близких. Фильм хоть и фантастический, но в тоже время отражает наши реальные проблемы, ангел это образ который связывает всю картину в единое целое. Моя оценка фильму 8 из 10 (8 за затянутую завязку)
Каждому из нас даются крылья, а у Рики, родившемся в совершенно обычной французской семье, они особенно заметны. Фильм про каждого из нас, про то, что все мы рано или поздно вылетаем из родительского гнезда. Про то, что каждый родитель не хочет расставаться со своим чадом, но приходится это делать, либо ребенок никогда не научится летать по-настоящему, а останется жить в клетке... Ну и, наверное, немного про нетрадиционность, куда же Франсуа без этого! Браво, Озон! 10 из 10