Количественный криминальный перегной продукции канала НТВ обязан был выдать хоть один действительно выдающийся проект. Таким проектом стал 40-серийный «Острог. Дело Фёдора Сеченова». Если проводить сравнения данного фильма с аналогами, то на ум приходят не формально близкие (пусть и добротные) «Зона», «Бригада» и прочее мыло для мальчиков, а американские «Lost», «Prison Break», «Damages», «Dexter» и т.п. Сравнение по технологии производства, выработки самой истории построенной на бесконечном количестве обманок и непредсказуемости сюжетных ходов. Бюджет у нас, конечно, поменьше, но уровень профессионализма актёров намного качественнее. Вообще, понятие «профессионализм» (редкое для наших киношников) применяемо для всей съёмочной группы телеромана. Рекордная, для качественного продукта, протяжённость фильма не позволяет расслабиться до последнего эпизода. Обилие персонажей и сюжетных линий развиваются в тесной взаимосвязи, не допуская нестыковок и ляпов. При втором просмотре обнаруживаешь дополнительные неслучайные мелочи и подсказки, убеждающие, что работа над фильмом шла при окончательном филигранном сценарии, без дописок по ходу съёмок. Руководителем сценарной группы выступил матёрый автор Владимир Брагин, а главным режиссёром дипломированный психолог Сергей Мац. Однако лучшему российскому сериалу за последние годы не повезло. Премьера состоялась в 2006 году в летнее нерейтинговое время на волне успеха узкопрофильного шоу «Зона», который к тому времени ещё шёл. В результате, «Острог» попал лишь в поле зрения фанов тюремного мыла, которые неспособны оценить весь смысловой подтекст картины. С 2006 года ни одного повтора по ЦТ, полное умалчивание о существовании фильма, никакого материала в сети. Сергей Мац больше не снял ни одного фильма. Уникальные работы Сергея Удовика, Людмилы Свибильской и других замечательных актёров остались без внимания. Роковая мистическая аура сюжета так и подталкивает к, часто произносимой в фильме, фразе «странно всё это, странно»… Возможно кому-то выгодно создавать ажиотаж вокруг, пусть и качественных, но банальных по воплощению, «Бригады» или «Глухаря» замалчивая о настоящем остросоциальном отечественном кино. Действие «Острога» происходит в 1992 году на территории бывшего СССР. Означенное время не случайно, но это понимаешь ближе к финалу. На деле, параллели с сегодняшним днём очевидны. Пользуясь жанровой детективно – мистической фабулой, авторы вовлекают зрителя в круговорот обличительных несоответствий и парадоксов окружающих человека во всех государственных структурах, уродующих понятие о норме, как таковое и разрушающих возможность объективного анализа того или иного явления. Ощущение атмосферы далёких 90-х и пугающая узнаваемость дня сегодняшнего создаёт пессимистичный концепт при анализе недавних исторических событий, наследие которых живо до сих пор. В данном случае, моделью глобального исторического анализа служит СИЗО некой провинции, где происходит 80% сюжетного пространства. При этом назвать «Острог» фильмом про зэков или про тюрьму было бы ошибкой. Кино о людях без эпизодических статистов. Здесь нет проходных героев для продвижения сюжета. Обоснованность появления и полнообъёмность каждого образа уникальна. В каждом видишь человека, но без излишней мотивированности при восприятии персонажа. Учитывая, что большинство актеров, занятых в картине, не являются медийными фигурами - целостность персонажей не замыливается, отчего неоднозначность большинства характеров усиливается. Круговерть колоритных образов вертится вокруг двух полюсных героев Фёдора Сеченова и Романа Клыкова, причём первенств в баталиях и количества экранного времени у последнего больше. Подзаголовок в названии может ввести в заблуждение. Почему «Дело Фёдора Сеченова», если он не является заключённым, а по отведённому его герою времени не может соперничать со злым гением Романом Валерьяновичем? Название концептуально, о чём узнаёшь в самом финале, понимая, что с Сеченова вся эта беспредельная бесовщина и началась. Таких героев, как Сеченов, наш кинопром не выдавал давно и, видимо, не выдаст уже никогда. Боевой офицер, лишённый карикатурности, не желающий прогибаться и ломаться под натиском опаснейших обстоятельств, просто потому что хочет честно выполнять свою работу и узнать правду о смерти друга. Такие герои не только не нужны российскому кино, они опасны для государственной системы. Роман Валерьянович – другое дело. Сергей Удовик воплотил в себе не банального экспрессивно-пафосного кинозлодейчика, а настоящее чудовище, у которого, как ни странно, имеется человеческое лицо. Мир героев «Острога» не делится на хороших и плохих. Линия раздела проходит глубже и более часто, при каждом отдельно взятом событии и совершённом поступке каждого персонажа. Свершение «злого» или «доброго» происходит неосознанно, но при твёрдом понимании собственной цели. А хороша ли цель или плоха – право выбора зрителя. Никакой моралистики. Фильм имеет основания для продолжения, т. к. явного финала в картине нет. В плане заданного концепта даны ответы на большинство вопросов, но некоторые сюжетные линии не сведены, оборвавшись в самом разгаре. Последние кадры, опять же, больше напоминают многосезонные западные образцы, но второй сезон не получил финансовой поддержки. И уже не получит, т. к. поднять такую махину спустя столько времени в принципе невозможно. Деталь, конечно, неприятная, но впечатления от грандиозного телешедевра это не портит. Редчайший образец отечественного телевизионного кино, созданием которого занимались ПРОФЕССИОНАЛЫ. 10 из 10
Актрису Светлану Свибильскую телезрители узнали по сериалам и телефильмам. Неизвестно, что в первую очередь привлекает режиссеров в этой актрисе. Судьба подарила ей изумительную внешность, многогранный талант и ярко выраженные драматические способности. В её активе нет проходных ролей, ибо избегать банальностей в её стиле в стиле незаурядного человека. В своем мастерстве использует широкую палитру чувств, путая с толку, приводя в душевную тревогу, то потешная, очень забавная, словно из детства, когда тебя искренне любят и ждут. Светлана Феликсовна находится в расцвете красоты и шарма, олицетворяя гипнотическую неотразимую роковую ЖЕНЩИНУ. Как женщина и актриса Светлана Феликсовна постоянно находится в тонусе и всегда загадочна для окружающих. Фирменное свойство актрисы – её богатый чувственный проникновенный голос, насыщенный естественным лиризмом, который выигрышно сочетается с замечательной сценической внешностью. Растворяющий, мягкий теплый голос пьянит как вино, в нем чувствуется умудренность, сексуальность и любовные бури. Светлана Феликсовна Свибильская является отличной находкой для режиссера. Работа на грани выразительности, разума – редких исключительных качеств, которыми наделена актриса. Харизма, замешанная на врождённой гармонии обаяния, уверенности в себе и одарённости, дана Светлане Феликсовне Богом. Чтобы харизма раскрылась, нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Не знаю театральных работ Светланы, к сожалению, а вот кино начальный отсчёт харизматичности актрисы дало. Шкала медленно поднимается вверх. Составляющими харизматичность Светланы Феликсовны скорее всего являются: интеллектуальность, упорство, талант, характер, умение выбрать правильное решение, духовность. Харизматик Свибильская немыслима без трудолюбия, позитивной энергии, целостности, гармоничности, личной дисциплинированности, амбициозности и силы воздействия. Явный недостаток классического репертуара в творческой кинобиографии Светланы Свибильской восполняется высокопрофессиональным подходом к каждой новой работе в кинофильмах и сериалах. Как Актриса с уже известным именем Светлана Феликсовна - желанная участница разнообразных сценических «проектов». Участие актрисы очеловечивает дух любой постановки до самых глубин и способность Первой Актрисы к игре в коллективе, чувство партнера однозначно доказаны. Роли Светланы Свибильской, независимо от главенства в сюжете, — всегда имеют качественно выраженную ноту. Яркая творческая индивидуальность её игры своеобразна, самобытна, ничем и никем не заменима. В 2006 году на экраны вышел криминальный сериал киностудии «Талан» - «Острог. Дело Фёдора Сеченова». Роль следователя прокуратуры Полины Дмитриевны Римской исполнила Светлана Свибильская. Актриса мастерски передала глубокое внутреннее напряжение своей героини в личной драме, которой, как на разрыв аорты мы видим преломление себя ради счастья других. И в этой проверке, как в месиве чужих судеб, золотники чувств, переживаний, мыслей Римской. Интеллигентность героини Свибильской проявляется в её прозрении, понимании, осознании того, что второго рождения любви не будет. И в усталом её взгляде такой зов, такой силы болевой порог, что невозможно и подумать, что перед нами на самом деле не прокурор, а ЖЕНЩИНА с красивыми глазами и чувственным, тревожащим душу зрителя голосом. Женщина, рожденная для любви, но в силу обстоятельств свыше, всей глубины любви не испытавшая. От того и взгляд Римской порой намного содержательней, чем слова. Лицо актрисы Светланы Свибильской свободно вписывается в тип современной женщины. На протяжении всего сериала мы видим, что героиня Светланы Феликсовны, Полина Дмитриевна Римская способна без посторонней помощи решать самые сложные проблемы и задачи. Голос Свибильской окрашен неповторимыми оттенками переживаний героини сериала. То он томим гущей нюансов и своей манящей глубиной, то цепко захватывает нутро и разум острыми режущими плоть клешнями, пронзая его насквозь и унося его в мир измерений Римской, туда, где боль и страдания просеивают душу, оставляя ожоги неимоверной разрушительной силы. И выжить здесь может лишь человек с железной волей и характером. Такова героиня Светланы Феликсовны, и раздвоений быть не может, и мыслей быть не может у неё: биться до конца или дать проломить свой хребет. Она сильная. Жестокая в своей правоте за сына. И тот, кто наперевес к ней «с мечом» так и не узнает, что честь дороже жизни, ибо второго у него уже не будет, а первого не дано. Чувствование исполненного тревогой зова души Полины Дмитриевны, понимание природы её поступков, стремлений, желаний, помогает зрителям глубже постичь что-то очень важное, значимое в себе самих. Разобраться в сути безумных, мельтешащих, сплетенных в кровеносный клубок дней-часов-действий. Ос-та-но-вить-ся!!! Подумать не о себе, подумать о тех, кто искренне Вас любит. Отчаянье, напоившее вены Римской, стальной волевой дугой сковано у сердца, и не прорвать ему обороны, не сломить её дух. Как там у Розенцвейга? «Великое отчаяние всегда порождает великую силу». На том и стоят такие вот слабые сильные ЖЕНЩИНЫ. В Римской есть всё: ум, красота, прозорливость, неоднозначность, умение делать своё дело так, как никто другой его сделать не сможет, желание облагородить поступки человека, растлившего в себе нравственное начало. Своеобразный интонационный стиль, с которым делаются ею короткие замечания, характеристики, оценки совсем не легки и не однозначны. В игре Свибильской зритель четко видит ее отношение к своей героине. И яркое разнообразие актерской игры Светланы Феликсовны особенно четко проявляется в ансамбле сторонников игры на грани нервного срыва, умении расширить творческие способности, убедить зрителя конкретностью, жизненной узнаваемостью. Решение моральных проблем для героини Светланы Свибильской кармически выстраивается в сложный многогранный угол. И Римская решение это не затягивает по времени, не закручивает проблемы узлом, её стезя конкретный ход-действие, такой четкий шаг, который похож на мгновенный удар, короткий меткий бросок жала скорпиона. Действия, противные чести, зверство, жестокость, алчность, пропитавшие души обитателей острога и тех, кто по долгу службы их охраняет, настолько жгуче обнажены, что Римской остается одно: бескомпромиссный бой, в котором деликатности и тонкости предпочитается холодный разум, проницательность и чуткость реакций. Возможно ли в условиях современного кинопроизводства сыграть роль, равную по силе воплощения? Роль, воздействие которой на умы зрителей, так бесспорно? Воплощать образы меньшего размаха будет уже небрежным и несерьёзным. И здесь предусмотрительной оказалась сама актриса. В следующей роли (мистический сериал «Девять неизвестных») Светланой Свибильской открыт новый характер с необычайно интересной трактовкой образа. Актриса начала сниматься относительно недавно и уже сегодня можно смело говорить о том, что с каждой работой она подтверждает истинную жертвенность к искусству филигранного душевного анализа своих героинь. Сериал никого из зрителей не оставил равнодушным ибо в полной мере отражает гнойные нарывы социально-нравственных проблем общества.
ОЧЕНЬ хороший фильм. Я терпеть не могу сериалы, но тут просмотрел все сорок серий на одном дыхании. Фильм сразу же привлекает неординарностью своего сюжета, удачным сочетанием мистики и обыденной реальности нашей страны в начале 90-х. Сюжет фильма до самого конца держит зрителя в напряжении, отсутствует обычное для сериалов 'растягивание ', что резко выделяет этот фильм из числа ему подобных. Хочется сказать огромное спасибо актерам за прекрасную игру. Особенно хочется поблагодарить Сергея Удовика за прекрасно сыгранного Романа Валерьяновича Клыкова. О этом персонаже хочется сказать отдельно. Клыков, на мой взгляд, самая яркая и личность в этом фильме. Он оставляет по всем статьям своего главного 'оппонента ' - Федора Сеченова. Несмотря на название 'дело Федора Сеченова ', именно Клыков играет главную роль во всех событиях 'Острога '. Остальные актеры тоже смотрятся неплохо, но до Удовика им все-таки далеко. Всем тем, кто не смотрел этот фильм, я посоветовал бы купить его на DVD, выбрать несколько свободных деньков и не спеша посмотреть. Сразу предупреждаю любителей 'развлекаловки ': не тратьте понапрасну деньги. Этот фильм не принесет вам ничего кроме жалости о потраченном 'зря ' времени.
Я с детства увлекаюсь пенитенциарной системой и слушаю русский шансон. Появление на широком экране таких сериалов, как 'Зона. Тюремный роман' и 'Острог. Дело Фёдора Сеченова' стало для меня настоящим подарком, хотя в них, конечно же, есть много нестыковок с настоящей жизнью заключенных. Я запоем просмотрел все 40 серий, с нетерпением ожидая конца, и могу сказать, что этот сериал будет интересен не только, таким как я, но и всем любителям мистики. Таких сериалов, как этот я больше не видел- он необычен еще тем, что в нем очень талантливо изображено переплетение мистики с реальной жизнью россиян на заре 90-ых. Хочу отметить замечательную игру неизвестных актеров. И мне очень жаль, что о них никто не знает и не слышал - настоящий талант. Особенно, хочу выразить благодарность композитору - музыка, которая отлично аккомпанирует происходящее на экране и обеспечивает сериалу свою изюминку (жаль, что эту музыку не найти нигде в интернете, да и сам сериал почти нигде не купить). Напоследок хочу сказать, что весь смысл сериала сокрыт в его же названии 'Дело Фёдора Сеченова'. Сперва понимаешь его, как расследование, которое ведет главный персонаж, а во второй половине сериала начинаешь понимать как расследование, которое ведется против него самого. За фантастическую игру актером и огромный проделанный труд авторов 10 из 10