Фильм потрясает. Очень качественная работа. Великолепный актерский состав. Особенно меня потрясла игра Кирилла Пирогова. Это великолепный актер, один из лучших. Роль Воинова - это его роль, настолько в ней органичен. То, как он сумел передать внутреннюю трагедию, боль и смерть души своего героя - все это заставляет сжиматься изнутри. Его трагедия пронзает впечатлительные души зрителей. И все это происходит благодаря мастерской игре актера. Лично меня очень тронуло. Этот фильм, на мой взгляд, не для массового зрителя. Для многих, кто не стремится 'копаться в себе', фильм может показаться скучным, хотя может и заинтересовать детективная линия. Лично меня привлекло другое - то, как показана 'смерть души', то, как человек был разрушен, потерял свой внутренний мир. Жить с мыслями Воинова невозможно. Легче сойти с ума или умереть. Фильм великолепный, заслуживающий только самых теплых слов. Как бы хотелось, чтобы таких фильмов снимали больше. Такие фильмы учат чувствовать, не оставляют равнодушными. 10 из 10
«Дневник убийцы», изначально вырядившийся функцией по заполнению прайм-таймовых брешей телеэфира, спустя десять лет оказался под неожиданными грифами «недооценённое», «незаслуженно невспоминаемое». С хорошими вещами такое бывает: не успеешь запомнить в подробностях, как уже беспамятно любишь; не успеешь, отношение своё нежное закрепить повторными ознакомлениями, как оказывается, что объект восхищения – фантом, раритет и погоревшая рукопись. Но век у нас не девятнадцатый и, даже не двадцатый, а посему, что записано на цифру – обречено жить в легионах безымянных болванок. Обречено быть случайной строкой в реестрах созданного именитым Кириллом Серебренниковым. Рядовой сериал о двенадцати эпизодах в списках шедевров не значится. Ну и пусть! Пусть считают «авторских» изображённых жертв с юрьевыми днями – вехами и откровениями, которые, по сути – сущее ничто в режиссёрском скарбе по сравнению с «забытой» заказухой от федеральной кнопки на дистанционном пульте. Николай Воинов не помышлял о славе или вечности, когда фиксировал свою нелепую исповедь на страницах безымянного винтажного, по нынешним меркам, носителя – тетради именуемой дневником, кои вели раньше все добропорядочные люди именующие себя интеллигентным сословием. Дворяне к тому времени вышли, а господа ещё не успели окончательно обратиться в товарищей. « Я убийца. Я убил пять человек». И это в 1918-1919 году…когда убивали все. Из наганов или указующими перстами. За дело революции, за «боже царя храни» или по шкурному интересу. Время такое было, смертоубийственное. Право на счастье устранили, как и букву «ять». Позволение дано на самое страшное. Счетчик грехов стабильно на нуле, т. к. в роли счетоводов – безумцы. Божья жница – блаженная девка указала его 35-м замыкающим, потому что 36-му быть не случилось. А комиссар Роза вложила ему в руки маузер и сказала стрелять других пятерых, ставших в строй волею жребия. Но, ни студент Воинов, ни красные палачи не знали, что эти пятеро уже встречалась с костлявой кумой и ею же остались помилованными. Снова жребий. Снова случай, который отныне уместнее звать закономерностью. «Я есть случай. Я есть судьба». Страдальцу Коке ещё предстоит прийти к этим разрушительным выводам, плетясь неспешными шажками по паутине окаянных дней умирающей Империи. Осознавая себя то - пауком, то - мухой, он не отличит подарков судьбы от её проклятий. Не поймёт, гдё нежданность, а где неизбежное. Но Кока успеет влюбиться, успеет быть любимым, успеет познакомиться с Блоком, успеет не раз спастись от верной смерти и наконец-то узнать правду о том страшном дне, обглодавшем душу Николая Воинова, о котором сам герой теперь уже рассуждает только в 3-м лице, только как о живом мертвеце. Менее чем через век, в том же городе, где всё началось, история повторится. Спасённые счастливчики начнут умирать повторно и на этот раз безвозвратно, но счетовод в этот раз – не лик хаоса, а идейный мокрушник. Букву «ять» в обращение не вернули, время не перестало быть окаянным. Быть маньяком – дело обычное, а убиенных никто уже не путает с убитыми. Записки бывшего студента, исполненные боли и отчаяния будут служить хладнокровной методичкой к действию уроду нового времени. Пласт первый. Декадентская монохромная гладь под эгидой аутентичного Кирилла Пирогова в роли Воинова, с прописью поверх картинки, с закадровым голосом, с повторяющимся текстом. С литературным духом Бунина, Набокова, Газданова, Шмлёва и в особенности Агеева. «Роман с кокаином» без кокаина (почти) и в других сюжетообразующих обстоятельствах (почти). Пласт второй. Крепкий детектив, с достойной интригой, с отточенными диалогами и самобытными типажами. Завершение недожато, малость клишировано, но вполне добротно. Пласт общий. Кинематограф – как кладовая снов, мечтаний и впечатлений. Кинематограф – как зеркало правды и орудие лжи. Ключевой расстрел запечатлеет для истории допотопный аппарат с крутящимся рычагом. Убийства в нулевых останутся призрачными видениями в формате vhs, в режиме sp. Фильмы и хроники – те же дневники, рукописи, которые не горят. Которые имеют собственные почерка, собственный ход мыслей, собственные взаимоотношения со временем. Отношения эти изменчивы и изменяемы. Как и соотношение случайностей с закономерностями.
Ты не встретишь участья у бедных зверей, Называвшихся прежде людьми. А. Блок. Вообще не смотрю сериалов. Конституциональная особенность - не умею. И за этот не взялась бы, не случись 'Ученика' Кирилла Серебренникова. О режиссере прежде наслышана была, про 'Машину Мюллер' про восемнадцать обнаженных людей в качестве пластической декорации к яркому остроумному блистательному действу. Все только в превосходной степени. Не вижу оснований не верить; чтобы составить собственное мнение, нужно жить в столице и иметь десять тыщ свободных денег. 'Ученик' увиден, впечатление сильное и хочется больше знать о человеке, который сделал фильм. Кто он, что он, что говорит миру, когда говорит не об этом? А-га, 'Изображая жертву' - сто лет, как люблю это кино. Эпизоды с трупом невесты в биотуалете и бассейн, и фраза, что Федя Бондарчук поднатореет и тоже Оскара возьмет, до сих пор смешат. Но я отклонилась. Что еще? 'Измена' - это позже; 'Юрьев день' - говорят, невыносимо тяжелый фильм. А что такое 'Дневник убийцы'? Заманчивое описание, не поглядеть ли серию? Просто чтобы иметь представление Пропадаю сразу на эпизодах красного террора времен гражданской. То, что окаймляет - детективная история из наших дней, вообще неинтересно. Да и обветшала современность за четырнадцать прошедших лет. Благо, техника позволяет отделить вставную новеллу от основного действа. Смотрю только историю Николая Воинова, общим хронометражом чуть больше двух часов. История Агасфера, оскорбившего Бога и принужденного вечно скитаться, не находя покоя. Смерть всякий раз обходит стороной и нет прощения за проступок. Именно так - не пресупление, лютой злобы исполненное, но проступок. Ты что-то такое сделал и жизнь твоя с этой минуты кончилась, но ты все еще живешь. Это потрясающе хорошо (теперь не о библейской легенде - о фильме). И совершенно никакой возможности оторваться. не досмотрев. Такая история России, которой вы еще не видели и вряд ли где уже увидите. Нет многофигурных массовых сцен, а впечатление всеохватности, вселенского масштаба катастрофы: 'На всем белом свете - ветер'. Невыносимой пронзительности и горечи сцены счета и расстрела, встречи с матерью убитого друга. Чудесный эпизод с Блоком. Мрачная фантасмагория в босховом стиле с кокаином и романтичная в гриновском - с имением и Настенькой. И снова в гриновском, но другого периода - с цирком. Это надо смотреть, видеть самому, рассказывать бесполезно. Смотрится на одном дыхании и потраченного времени не то, чтобы не жаль - понимаешь, что лучше провести его ты просто не мог бы. Так а в чем все-таки было преступление? А знаете, большого вреда не будет, если скажу, что в 'Острове' Лунгина то же, только чуть иначе воплощенное. И проступок, и искупление. 'Ибо что есть на свете более важного для тебя, чем ты сам?' Удивительным открытием стал Кирилл Пирогов, вроде знакомое лицо, где-то видела, да не вспомню. Один из... После этого фильма - один из лучших. И он композитор, знаете ли. Да, чудная тема к 'Питер FM', вообще вся музыка к фильму написаны Кириллом Пироговым. Как так дает Бог многих талантов? Ну вот, как-то дает.
Случай, именно это слово чаще всех, на мой слух, фигурирует в фильме и это оправдано. Иного ответа я не нахожу, потому как, практически все актёры, задействованные в сериале, оказались в нём случайно, именно такое ощущение они оставляют своей игрой. Ощущение складывается, что снималось параллельно два сериала, затем их просто склеили, опять-таки непонятно зачем, ибо историческая часть, с её тонами, актёрами и кадрами гораздо интереснее и более интригующа, нежели 'современная' часть. В которой, на мой взгляд, просто царит нелогичность. Актёрскую игру можно увидеть только у Пирогова, только за счёт него и досмотрел сериал, он хорош, правдоподобен и убедителен. Остальные же персонажи изображают жалкие потуги, а некоторые даже и не изображают. Заставка и саундтрек - отдельный разговор, дань времени, ничего не поделать, только начали осваивать компьютерную графику и синтезатор. В целом было единственное желание - досмотреть, как можно скорее, чтобы приступить к просмотру чего-то более приятного глазу.
Привычка краснеть за отечественное кино, а уж тем более сериалы, так сильно впиталась в сознание русского зрителя, что некоторые просто из принципа не смотрят ничего из родного. И уж тем более, почти ничего не пересматривают из старенького. Ну, разве только проверенные временем и зрительской любовью шедевры советского кино. Не хотят люди лишний раз разочаровываться. А тем временем, эта тотальная «кинорусофобия» почти не оставляет шансов на выживание достойным представителям экранного искусства. Одним из таких незаслуженно ушедших в забвение, считаю «Дневник убийцы», снятый в тесном сотрудничестве с оригинальностью, талантом и глубоким смыслом, который оставляет большое поле для размышлений о том, что же движет миром — случай или судьба? 1919 год. Небольшой южный городок. Вихри красного террора бушуют по всей России. Молодой студент Николай Воинов (Кирилл Пирогов), пытавшийся скрыться от революционных зверств, оказывается одним из приговоренных к расстрелу. Казнь приходится на день рождения предводительницы провинциальных большевистских бесов — Розы и она великодушно решает расстрелять не всех, а лишь каждого шестого. Воинов в этом расстрельном списке последний, но пятый, не шестой! Должен жить! Несправедливо! И мелкая красная сошка готова подарить ему жизнь, при условии, что он собственноручно расправится с остальными без вины виноватыми... Остаться в живых ценою жизни 5 человек? Нет, исключено… Но именинница не терпит отказов и сама вкладывает в его руки пистолет. От одной только мысли, что он может стать палачом пяти невинных душ, герой падает без чувств. Очнувшись, увидит оружие убийства и пять безжизненных тел… Все дни страха перед революционной мясорубкой, все предыдущие годы его жизни в один короткий миг потеряют смысл. Не в силах смириться с ценой своего чудесного спасения он начнет записывать печальные откровения своей души в дневник: «Я убийца. Я убил пять человек. Жизнь моя немедля прекратилась…» Но дальше ему предстоит узнать, что все убитые незадолго до своей смерти уже были на волоске от гибели, и судьба даровала им спасение. Так за что же в этот раз она, в лице молодого студента, их наказала? Ошиблась? Довела начатое до конца? Или эта ужасная ситуация, в которой оказался молодой студент — просто воля страшного случая? Спустя чуть меньше века, в архиве исторического музея дневник случайно найдет компания выпускников. Находка попадет в руки маньяка, который использует ее в качестве методички для совершения преступлений уже в наши дни. Как и много лет назад здесь начнут погибать люди, еще недавно чудом спасшиеся. Современную часть сериала Серебренников отправился в свою родную Ростовскую область, в зеленый городок на берегу Азовского моря, подаривший миру Чехова и Раневскую — Таганрог. Это и мой родной город, поэтому могу только стоя поаплодировать невероятной работе, которую проделала съемочная группа, сумев ювелирно вписать красивые пейзажи и старинную архитектуру Таганрога в детективные перипетии фильма. Конечно сегодня, избалованная современными иностранными деликатесами, публика найдет сотню изъянов в сериальном детище Кирилла Серебренникова. Сможет поспорить о неравнозначной важности двух частей или пнет за тривиальность детективной линии. Но тогда 10 лет назад, когда на арене цирка выступали «ментовские войны» и ярко светили «улицы разбитых фонарей», этот сериал совершил уверенные попытки выйти за грань мелкокалиберных штампованных сериальчиков российского телевидения. Маленький шажок для режиссера, но огромный шаг для всего русского кинематографа, который так и остался почти незамеченным в этой бесконечном топоте русской армии мусорного сериального ширпотреба. Незаслуженное забвение сериала «Дневник убийцы» — что это? Судьба и участие злого рока, заманившего его на полки незаслуженно забытых редких экземпляров российского кино? Или закономерный итог для отчаянных попыток снять нечто особенное в российском кинематографе? «Дневник убийцы» — пусть и антикварный рецепт приготовления стандартного блюда, но создан он весьма старательно, приправлен историческими специями, насыщен философскими размышлениями и, именно поэтому оставляет после себя не чувство безмерного киноголода, а приятное послевкусие цельной картины, той, которую не стыдно пересмотреть и сегодня!
Для меня - самый лучший русский сериал. Захватывающая сюжетная линия, которая не отпускает до самого конца. То, как всё сходится в финале просто шокирует. Интересны эпизоды как и в нашем времени, так и в прошлом. Каждая серия сама по себе - маленький шедевр. Не считая пары мелких несуразиц (вроде того, чтобы накормить 40 человек малюсенькой пиццей на дни рождения студента), сюжет вполне продуман. Вплоть до того, что когда показывают в самом начале, кажется, 1997 год, по радио играет песня 'Тучи', которая тогда была хитом. Огромное впечатление произвела песня 'Житейское море'. Просто сердце разрывает. Даже не замечаешь, как невольно начинаешь всхлипывать. Актёрский состав тоже хорош. Пирогов идеально вписался в роль интеллигентного Воинова, страдающего 'горем от ума'. Славных девушек подобрали на роль Полины и Лёки. И само собой, Гуськов и Марьянов, создали замечательный дуэт соперников и друзей. Буду наедятся, что когда-нибудь наши снимут что-то по уровню близкое этому сериалу. 10 из 10
К этому сериалу я периодически возвращаюсь. Как говорил Гоша, он же Жора, он же Гога – тянет! И всякий раз нахожу в нем что-то новое. Такое редко случается с сериалами, поэтому каждое исключение из правил для меня особенно ценно. Итак, в сериале параллельно развиваются две сюжетные линии. Первая – детективная, происходящая в наши дни. В историческом музее случайно обнаруживают «Дневник убийцы», который попадает в руки маньяка. Далее следует череда загадочных убийств. Всех жертв объединяет одно обстоятельство: все они в свое время избежали смерти, по счастливой случайности, и теперь умирают именно той смертью, от которой спаслись. Несмотря на имеющиеся сюжетные нестыковки, смотрится все это с интересом. Личность маньяка тщательно скрывается до последней серии, как и положено хорошему детективу. Финал, накрепко сплетенный с параллельной линией фильма, если и не шокирует, то вполне может претендовать на оригинальность и право на существование. Судьба штука странная, непредсказуемая. Иногда она совершает такие обороты, что способна пошатнуть психику любого нормального человека. Эту часть фильма я практически не пересматриваю. И не столько по очевидной причине осведомленности в ее окончании, сколько из-за более интересной второй части. Где действие основано на реальных событиях. Интереснее этого и быть-то ничего не может. А если уж и задерживаюсь на определенных моментах, то только для того, чтобы еще раз насладиться прекрасной актерской игрой Веры Воронковой в роли сумасшедшей Лизы и Максима Лагашкина в роли Башкина, причем Вера буквально гениальна, а Максим стопроцентное попадание в нужное время и место. Несмотря на то, что они играют второстепенных героев, запоминаются гораздо лучше остальных. Главные роли исполняют Алексей Гуськов (хороший актер, но он мне как-то не по душе), Дмитрий Марьянов (тоже хороший актер, но он мне не по душе еще больше, чем Гуськов) и Александра Куликова и тут обойдусь без скобок, представляющая из себя белое пятно, постоянно маячащее в кадре и мешающее смотреть. Давайте поскорее перейдем ко второй сюжетной линии пока воспоминания об игре Александры Куликовой окончательно не вогнали меня в тоску и уныние, ибо это не лучшее состояние для того, чтобы продолжать рассказ. Вторая линия – автобиографическая и исторически достоверная, основанная на дневнике петербуржского студента Николая Воинова. Этот дневник, как вы, наверное, догадались, и есть тот самый «Дневник убийцы» попавший через несколько десятков лет в руки маньяка, который использует его как методичку. На этой истории, снятой в приглушенных темно-серых тонах и совершенно отличающейся по стилю от событий цветного настоящего, я и хотел бы остановиться более подробно. Если разделить оба сюжета на отдельные фильмы, то эта, без сомнения, была бы лучшей. Подчас складывается такое впечатление, что ее снимал другой режиссер, настолько независимо и самостоятельно все это выглядит. За что Кириллу Серебренникову отдельное мое спасибо. История жизни Николая Воинова, которого блистательно сыграл талантливый Кирилл Пирогов, наделенный природой совершенно потрясающими, на мой взгляд, выразительными глазами и пронизывающей до глубины души внешностью, очень печальна и трагична. Действие происходит во время октябрьской революции. Всюду царит хаос и беззаконие. Неугодных новому режиму людей казнят сотнями без суда и следствия. Красный террор пролетариата обрушивается на города и села. Проводятся массовые аресты и чистки. В одном из уездных городов бойцы красной армии отчищают народонаселение от затесавшихся в ряды рабоче-крестьянского движения недобитых буржуев. Причем заметают всех подряд вне зависимости от политических убеждений и классовой принадлежности. Оно и понятно: террор он и в Африке террор. И вот в одну из таких зачисток попадает студент Николай Воинов. По закону военного времени его, как и 35 арестованных вместе с ним людей, должны расстрелять. Но в честь освобождения города от контрреволюции объявляется частичная амнистия. Расстреляют только каждого десятого. К сожалению 35 на 10 не делится без остатка и принимается оригинальное решение. Здесь стоит, во-первых, отметить замечательный актерский дуэт Виктории Исаковой (комиссар Роза) и Юрия Колокольникова (красноармеец Максим). Сцену расстрела я пересмотрел раз двадцать. И, во-вторых, Ольгу Альбанову (блаженная Таша). Сыграно великолепно. Комиссар подводит к приговоренным полоумную девицу, которая умеет считать до шести. Именно ей суждено пройтись по выстроенным в ряд арестованным и вывести каждого шестого. Николай стоит последним, тридцать пятым. Но его также выводят из строя и собираются расстрелять. Однако он может избежать наказания, если собственноручно расстреляет оставшуюся пятерку. Далее рассказывать не буду. Придется посмотреть самим. Из наиболее запоминающихся эпизодов я хотел бы отметить встречу Николая с матерью его друга Исайя, которую играет Марина Голуб. Время, проведенное Николаем в усадьбе помещика Ильина в исполнении Андрея Смирнова, который послал телеграмму своим крестьянам: «Жгите дом, режьте скот, рубите лес. Оставьте только одну березу на розги и ель, чтобы было на чем вас вешать». Короткую встречу с Блоком (Валерий Кухарешин), где он читает свои стихи. И, конечно же, изумительную сцену с главарем банды циркачей Большим Бимом, которого играет один из моих любимейших актеров Виталий Хаев. Надо видеть с каким невинным выражением лица Бим говорит своему подручному: «Души его, Карпуша, души так, чтобы жопа пищала». Это просто отжиг по всем параметрам. Николай Воинов всю жизнь наказывал себя за преступление, которого, в сущности, не совершал. Почему же судьба выбрала именно его, тридцать пятого? Произошла какая-то ошибка в этом уравнении. Он не был тридцать шестым. Так почему же? К сожалению ответы на эти вопросы он отыщет гораздо позже. И до полного прощения и душевного покоя ему очень далеко. Стать орудием исполнения предначертанного судьбой плана занятие неблагодарное. Особенно, если у судьбы полоумные глаза и лысая голова сошедшей с ума девушки.
Когда училась в школе, смотрела отрывками этот сериал. Я помню, случайно натолкнулась на сцену расстрела... Я была потрясена глазами Кирилла Пирогова, собирающегося с духом, чтобы убить пять случайных жертв. Собственно говоря, именно с этого фильма я стала выделять для себя Кирилла Пирогова как актера. Связка всех актеров, работавших в 'дневниковой' реальности 18-19 гг. - идеальна. Хочется наслаждаться каждым моментом этого давно ушедшего прошлого, и пропускать через себя весь философский смысл этих сцен. Спустя годы я вспомнила о сериале, нашла его и пересмотрела. Если в первый раз от линии Гуськов-Куликова хотелось побыстрее отмахнуться ('Покажите же, покажите скорее Пирогова!), то во второй раз я просмотрела все целиком и полностью и нашла в ней свою прелесть. Сейчас не снимают так сериалы, чтобы все актеры, и главные, и второстепенные, и появляющиеся на несколько мгновений в кадре играли безукоризненно. Обязательно кто-нибудь сфальшивит. В Дневнике убийцы все от первого до последнего кадра снято идеально. Было жаль Леку, было жаль Петра, было безумно жаль Исая Лазурского (Илью Любимова я тоже очень люблю), плакать хотелось от песни 'Житейское море', но в конце все равно осталось светлое ощущение... У этого фильма есть свой смысл. Он не только в хорошо продуманном детективном сюжете. Он в том, что не нужно пытаться прочитать мысли Бога. Их никто никогда не узнает. Николаю Воинову, на протяжении всего фильма искавшему подтверждения своему страшному предназначению, в конце открылось, что он всего лишь человек, и непосильный груз с его души упал. Потому что комиссар Роза, девочка-счетчица и чудесные спасения пятерых жертв - всего лишь случай. И его роль в этом деле - случай. Но он написал дневник, который спустя годы нашел другой человек, и этот человек принялся исправлять деяния Бога. Он поплатился за это, унеся с собою жизни других людей. Этот сериал запоминается, застревает в памяти благодаря особенной атмосфере, которую создал Кирилл Серебренников.
У меня очень сильные впечатления от этого сериала, несмотря на то, что недостатков в нем больше, на мой взгляд, чем достоинств. Но не хочу описывать слабые стороны - они меркнут перед основным смыслом, заложенным в фильме, который можно выразить вопросом: 'Что определяет жизнь человека - Случай или закономерность?' Фильм состоит из двух взаимосвязанных частей. На первый взгляд, точек соприкосновения между двумя историями почти нет, но чем дальше, тем все более явно прослеживается живая нить, связывающая эпоху 'красного террора' и время лихих 90-х. Первая часть с главным героем Николаем Воиновым, по моему мнению, великолепна - игра актеров, режиссерская и операторская работа на высоком уровне. Вторая часть явно слабее, скучнее и прозаичнее, но при этом на уровень выше тех детективных сериалов, которые снимаются последние два-три года. Две части переплетаются и пересекаются между собой очень плотно - то, что происходило в начале века гулко отражается в его конце, отражается как на отдельных людях, так и в целом на течении и закономерностях жизни. Главный вопрос картины - что правит жизнью: случай или закономерность? кто правит жизнью каждого человека: Бог или сам человек? Для меня все эти вопросы чрезвычайно сложны, но в фильме ясно даны на них ответы, во всяком случае через призму взглядов создателей на решение этих 'вечных' вопросов. Для меня одним из главных выводов стало банальное осознание того, что все в жизни связано. Как живешь ты сейчас, обязательно найдет отражение в жизни твоих детей-внуков-правнуков. В зависимости от того, как живет человечество в определенную эпоху, по каким правилам действуют люди, какие преступления совершают - все это гулким эхом отзовется на поступках и законах следующей эпохи. И, на мой взгляд, это главная закономерность, продемонстрированная в сериале. А все остальное - это случай, судьба, стечение обстоятельств, воля Бога... Так вот после просмотра фильма я еще более крепко уверилась в том, что вся наша сегодняшняя жизнь - это одна большая закономерность после той крови, которая была пролита в начале века, особенно крови семьи Романовых. 10 из 10
Человек заперт в стенах времени внутри своего поколения, будто в тюрьме. То, что он знает о прошлом, и то, на что надеется в будущем, может руководить его поступками. Но живёт он настоящим. Только иногда случается так, что давно ушедшее прошлое неумолимо вторгается в его жизнь, словно включается машина времени и возникает коридор между эпохами. Вот и героев 12-серийного фильма 'Дневник убийцы' сквозняк прошлого пробирает до самых костей. Действие фильма разворачивается в двух временных пластах: в начале 21 столетия, где главную героиню Полину (Александра Куликова), сотрудницу музея истории революции, сопровождает череда загадочных смертей, и в 1919 году, в период красного террора, посреди которого бывший студент Николай Воинов (Кирилл Пирогов) ведёт свой обжигающе трагический дневник - тот самый, страшный в неприглядной обнажённости документ, что стал причиной роковых событий, произошедших в наше время. Соответственно в фильме и две сюжетных линии: одна - детективная, другая - историческая. И хотя по хронометражу обе линии примерно одинаковы, историческая намного глубже, значительней и интересней. В небольшом южном городке красные приговаривают к расстрелу каждого десятого из взятых ими в плен людей, счётчиком они выбирают местную блаженную, которая умеет считать лишь до шести. Таким образом, каждый десятый оказывается каждым шестым. А замыкающий шеренгу арестованных 35-ый - Николай Воинов - тоже, за неимением 36-ого, попадает в число тех, кого должны расстрелять. Такая вот странная кровавая нумерология у революции, которая, помнится, не раз упоминалась в литературе (и 'Сорок первый' Бориса Лавренёва тут вспоминается прежде всего). Судьба преподносит Воинову сомнительный подарок, который сродни проклятию - он может остаться в живых, если расстреляет других приговорённых. И свой дневник он начинает словами 'Я убийца. Я убил пять человек'... Роковые слова из 1919 года аукнутся в 2003-ом, а пока что Воинов обречённо будет скитаться по земным мытарствам, как по семи кругам ада, чтобы понять, что такое судьба, и станет скрупулёзно записывать результат своих невесёлых размышлений. Историческая часть и то, что её связывает, с современной (распространяться об этом не буду, ибо спойлерно), символична. Единственное, что хотелось бы заметить - в фильме присутствует недвусмысленный религиозный подтекст: недостойный проклятия Воинов мучительно погружается в бездну совести ради искупления, а столетние комиссары-расстрельщики проживают долгую жизнь, даже не понимая, что прокляты, как Агасфер. А вот связь с современностью порождает некоторую спорность выводов, которые напрашиваются из сюжета: получается, что освободившийся от проклятия Воинов, который так боялся, что сам стал судьбой, на самом деле не освободился от рока, мало того, он, действительно, сам им стал через многие десятки лет. В исторической линии сюжета эпизодична, но немаловажна сцена с Александром Блоком, которая тоже, думаю, символична. Известно, что Блок сначала служил революции, в 1917 году работал в Чрезвычайной Следственной Комиссии, а спустя всего два года был арестован ЧК, его освободили буквально в два дня, но совесть не давала ему покоя до конца жизни. Он писал в дневнике: '...под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией - ныне'. Измученный происходящим вокруг, не имея возможности вырваться из окружающего его кошмара, поэт уничтожил свои записи, отказался от еды и лекарств и умер. Сценарий детективной части фильма намного слабее. Мне вообще не нравится тенденция нашего кинематографа показывать действительность плоской и вульгарной. Сознательно или нет, но у них это получается, и Серебренников тут не исключение. Рядом с героями прошлого современники выглядят упрощённо, схематично и даже карикатурно. Из-за этого обе части между собой дисгармонируют. В музыкальном оформлении фильма использована замечательная песня митрополита Иосифа Ростовского 'Житейское море'.
В сериале присутствует две части, связанные между собой 'дневником убийцы'. и одна часть всё время мешала смотреть другую. Не хочу много говорить про ту часть сериала, действие которой происходит в наше время. Актёры хорошие, актрисы не особо. Сам сюжет интересен, но снят ужасно. Много лишнего (особенно раздражала реклама препарата от стрессов). А также есть нестыковки, ляпы, про которые говорить тем более не хочу. Другая часть сериала кардинально отличается от вышеупомянутой. Её действие происходит во время Гражданской войны 1917 года. Николай Воинов (Кирилл Пирогов) ведёт дневник, который начинается со строчек 'Я - убийца. Я убил пять человек. ..' И дальше мы наблюдаем за его жизнью, читая дневник. Стало очень грустно, когда я узнала, что дневник реально существовал, и что всё описанное в нём происходило на самом деле. Пересказывать сюжет бессмысленно. Это надо видеть. Фильм производит огромное впечатление. Задумываешься о Судьбе, о случае. Польский сатирик Станислав Ежи Лец сказал 'Всем правит случай. Знать бы ещё, кто правит случаем'. Ответ пришёл сам собой - наверное Бог... Но это уже мои размышления. А вас на какие размышления наведёт этот фильм, не знаю. Мой вывод таков: режиссёр хотел снять отдельный фильм/сериал, но денег видимо не хватало. И тогда нашли выход - соединить в одно два фильма. Вышло неудачно. Но ради второй части можно потерпеть и первую. P.s. Меня поразила песня 'живое море'. Слова её выражают смысл фильма: 'Никто не ручится, Никто не узнает, Что может случиться, Что завтра с ним станет...'
Это сериал моего бурного детства. Почему-то вдруг я вспомнила старый сериал, который смотрела, будучи во втором или третьем классе, толком не помнила сюжета, лишь отдельные моменты и актеров в главных ролях. Тут, с появлением такой хорошей штуки как Интернет и просмотра онлайн, я села и посмотрела весь сериал, полностью освежив его в памяти. Сериал очень интересен и выгодно отличается от остальных российских сериалов, которые в большинстве своем представляют из себя одно и то же, только на разные лады. Исключений мало, и одним из таких исключений является 'Дневник убийцы'. Во-первых, параллельное развитие двух сюжетных линий. Одна происходит в наше время (для меня она, если честно, более интересна), когда происходят таинственные преступления, а другая - в двадцатом веке, во времена красного террора, непростое время для России. Начну со второй, снятой в темных серых тонах, отчего временами кажется, что смотришь хронику. Перед студентом Николаем Войновым встает нелегкий выбор - либо убей сам, либо умри. Сцена расстрела - наверно, одна из самых сильных сцен, где Кирилл Пирогов показал себя во всей красе актерского таланта. На его лице отразилась вся та внутренняя борьба, которую испытывает человек в подобных случаях. А после - его казнь самого себя, отравление его души, души убийцы. Он казнит и наказывает себя сильнее, чем это мог бы сделать любой суд. Походя он записывает свои нелегкие размышления о своей сущности, о судьбе в небольшой дневник, который, как нарочно, попадает в руки маньяку спустя много лет. И на этом завязана вторая линия. Происходят странные убийства, одно за другим. Ответов все меньше, вопросов все больше. Здесь музейный работник Полина пытается понять, кто же тот самый маньяк, который присылает ей по почте старые странички дневника. Ей помогают бизнесмен Петя, у которого погиб по вине маньяка брат-близнец, и Леша, спившийся бывший моряк. Финал потрясает. Если говорить об актерской игре, то временами раздражала Александра Куликова. С одной стороны, ясно, что временами якобы плохой игры требовала ее роль (например, когда она выбегает от бывшего однокурсника-банкира), но иногда она казалась маячившим непонятно зачем пятном. Марьянов и Гуськов справились вполне достойно. В сериале сюжет выстроен вполне логично и последовательно, местами есть даже смешные сцены, над которыми можно откровенно посмеяться. Очень понравился прием - перед очередной сценой из прошлого руки маньяка неторопливо листают странички, и вкрадчивый голос читает написанное. Дальше маньяка начнут показывать все больше и больше - то мы увидим его спину, то его затылок, но его личности до последней серии так и не узнаем. Он пользуется дневником как своеобразным пособием по убийствам. Сериал также интересен своей подоплекой - судьба, случай и закономерность. По ходу поднимаются такие вопросы, на которые не всегда можно дать однозначный ответ. Музыка... волшебные потрясающие звуки, то нагнетающие трагичности, то добавляющие загадочности, поэтому отдельное спасибо композиторам. Режиссура чрезвычайно крепкая - кажется, что эти две линии снимали разные режиссеры. И в сериале есть стиль. Жаль, что он не стал культовым, как некоторые другие российские сериалы куда менее достойного содержания. Но это вполне можно оправдать тем, что он на любителя. Там нет стандартов, чернухи, плоского юмора или глянцево-прилизанных актеров. Нет, это сериал со смыслом, где можно насладиться актерской игрой, операторской работой и увлекательным сюжетом. А еще жаль, что в нем лишь двенадцать серий, и что вряд ли сейчас снимут по уровню еще нечто такое же достойное.