Наверное, любой человек скажет, что самым темным временем в истории всего человечества является Средневековье. Все самое грязное, зловонное, темное и отвратительное сконцентрировалось именно в эпоху Средневековья. Ну и с самым страшным, с чем пришлось столкнуться современникам тех времен, это, конечно же, чума. Пандемия чумы была страшнее любой войны и скосив половину населения Европы, она по праву стала считаться самой смертоносной болезнью. Собственно, по названию фильма - «Черная смерть» - становится понятно, о чем будет вестись повествование. Начало фильма действительно хорошо передает тот ужас, который творился на улочках средневековой Англии. Повсюду гниющие черные трупы, которые просто-напросто не успевают хоронить. За стенами города горят погребальные костры, в которых подобно братской могиле, находятся десятки мертвых тел. Ну и главным атрибутом фильма, да и вообще, чего угодно, о чуме, является чумной доктор. Его маска с длинным клювом, а также кожаное одеяние в виде длинного плаща, до сих пор будоражит сознание человечества и вызывает неподдельный страх где-то на генетическом уровне. В самом начале нас знакомят с молодым священником Осмундом (Эдди Редмэйн), который влюблен в девушку, что уже является преступлением ведь обеты – дело святое. Она ставит ему ультиматум и ему ничего не остается, кроме как отправится в путь с сомнительного вида воином по имени Ульрих, которого сыграл актер-спойлер Шон Бин. Ульрих хочет, чтобы Осмунд проводил его войско через болота, в которых находится поселение, где, по некоторым сведениям, промышляют некромантией, а это, как известно, не угодно Церкви. Осмунд же, в свою очередь, по пути планирует встретиться со своей возлюбленной. Потеряв некоторое количество людей в схватках, войско Ульриха добирается до места назначения. Приветливая деревенька выглядит вполне себе спокойно, но это лишь на первый взгляд. На фоне чумы, в этом фильме нам пытаются донести, что человеческая вера в Бога непоколебима и только она способна победить все невзгоды. И это уже вызывает много вопросов, ведь как известно именно вера, стала этаким катализатором многих социальных проблем, из-за чего разрушения от пандемии стали поистине огромными. Но, справедливости ради, вера в фильме показана не такой уж и «святой», особенно в концовке. Вопросы возникают и к сценарию. Мне так и не понятно для чего было заморачиваться с тайным обрядом и показывать его Осмунду. Для чего он нужен этой деревне? Как Ульрих продержался столько времени, если нам показали, что у него все печально и он уже давно должен был лежать в сырой земле? И в чем вообще заключается зло в этой деревне, если ничего необычного, по итогу, там и нет? Сидят себе спокойно людишки, прячутся от чумы и очень даже успешно. Тут приходит орава каких-то солдат и все идет не самым лучшим образом. В принципе, фильм не так уж и плох. Основным минусом «Черной смерти» является то, что местами он скучен и не логичен, да и главный сюжетный поворот, что уж греха таить, угадывается. Но огромным плюсом является мрачная «чумная» атмосфера, которая хорошо передана в этом фильме и ярко показана сама чума, хоть и немного. В общем, неплохой фильм, которым можно занять свободное время, особенно если интересна такая напасть, как чума. 6 из 10
Мистический жанр фильма, действие которого разворачивается во времена Инквизиции, костров для ведьм и крестоносцев, не может не будоражить кровь и фантазии. Всегда хочется, чтобы такое кино имело хорошую сюжетную платформу, хотя бы какую-то связь с историческими фактами и иметь обязательную многослойную загадку. Лента 'Чёрная смерть' не имеет такового. Она выстроена в логической цепочки событий, произошедших несколько веков назад, когда эпидемия чумы (по-английски 'Black Death') косила людей хуже самой опустошительной войны. В то страшное время несколько воинов под предводительством посланника Епископа отправляются в деревню, которую, по слухам, не затронула страшная болезнь. Фанатичные верующие солдаты верят в то, что это работа сил Зла, надо бы разобраться. По пути они появляются в монастыре, где берут себе проводника-молодого монаха. 'Чёрная смерть' не является классическим мистико-историческим фильмом. Думается, что основная ставка была сделана на приближённость к реализму менталитета и быта той эпохи. А также максимально верно дать звуковой эффект, когда кровь хлещет из разрезанных ран мечом или кинжалом. Плюс показ характеров людей тех времён и их мысленную направленность, основанную на преданности церкви. Эти моменты удались, 'Чёрная смерть' практически не имеет аналогов. Но в минус оригинальности идёт игра актёров. Один-единственный известный актёр Шон Бин уже появлялся в рыцарских латах в саге 'Властелин колец', это обмундирование ему очень идёт, здесь, в 'Чёрной смерти', ему тоже всё к лицу, но вот от его игры запала не получаешь, я бы сказал, что он сильно переигрывает, чрезмерные и бескрайние эмоции, постоянный переход в крик, такого вожака воинов не представляешь, он больше смахивает лишь на его правую руку, грозного и злобного сержанта. Остальные актёры вообще никаких эмоций не вызывают. Игра ниже среднего уровня, а главный герой, по идее, в лице монаха Осмунда (Эдди Редмэйн) был похож на детку, который вот-вот заплачет. Сильный минус, никуда от него не деться, видно уж очень. К своим любимым фильмам жанра 'Чёрную смерть' я не отнесу, на за явную попытку создать что-то иное, что-то не похожее на общую массу, отдельное спасибо. 6 из 10
Хотите увидеть настоящее Средневековье? Или захватывающий, непредсказуемый триллер? А может, и то и другое? Тогда вам стоит посмотреть «Черную смерть». Кристоферу Смиту удалось в своей картине все то, что так позорно провалил Ридли Скотт в «Робин Гуде» - создать правдивую историческую атмосферу и удержать интерес зрителя до конца - причем за несравнимо меньшие деньги. Тема «охоты на ведьм» и, шире, инквизиции в кино довольно заигранная, однако ее классическими вариантами были и остаются абсолютная невиновность одной стороны и абсолютное зло, воплощенное в другой. Стороны при этом выбираются в зависимости от симпатий режиссера и сценариста. В жизни и в «Черной смерти» все намного сложнее – абсолютно правых нет. Да, церковь в лице ее «псов господних» свирепствовала, но невежество и страх были обоюдными. Темный и ведомый инстинктами народ был склонен верить любым бредням, а уж особенно перед страхом смерти. В годину чумы по всей Европе прокатились погромы евреев, церквей, торговых кварталов – объятая животным ужасом толпа искала виновных в распространении заразы, и даже буллы Папы Римского с угрозами отлучения для зачинщиков подобных инцидентов не везде оказывали должное воздействие. Церковь была тем единственным стержнем, на котором крепилось средневековое общество, и этот стержень должен был быть прочен. Чего бы это ни стоило. Другое дело, что носителем церковной идеи в фильме выступает лишь один персонаж – Ульрик в исполнении Шона Бина (этот актер как хорошее вино, с годами становится все лучше). Все остальные, хоть и «добрые католики», но уроды разной степени тяжести - профессиональные вояки и палачи, которым, в общем-то, все равно за что биться и кого пытать, трусливый насильник и экзальтированный молоденький послушник, разрывающийся между желанием прославиться на службе у Господа и познать плотские утехи с любимой девушкой. Для Осмунда, в отличие от Ульрика, вера никогда не была абстрактно-чистой идеей, она служила, и как покажет финал, продолжит служить ему средством решения его собственных, личных проблем. По другую сторону баррикад (а точнее, болота) – безбожники, жители деревни. Их истинная религия – равнодушие. «Моя хата с краю» - вполне можно было бы написать над входом в деревню в качестве девиза. Может, потому они и поселились на болотах, чтоб их не трогали, чтобы весь мир оставил их в покое, не морочил своей верой, своей заразой и всем прочим. В Средневековье таких богом и людьми забытых глухих деревень было немало. Очень интересная получилась ведьмочка. Нестандартная красота, пластика, голос, хорошая актерская игра. Дама пришлая, умная, властная, она добилась власти над деревней ласками, искушениями и угрозами, но есть вещи, против которых и она бессильна. И опять, что характерно, ее безбожие тоже не от идей идет – это личное, месть за уничтоженного инквизицией мужа, страх за собственную участь. Повторюсь, бессребреником во всей этой истории является один Ульрик, но и у него на то глубоко личные мотивы. Пересказывать сюжет не вижу смысла – пропадет все удовольствие от просмотра. Расскажу лишь о моменте, который меня задел за живое: в начале и в конце фильма есть две характерные сцены. В одной из них Осмунд, не зная, какое принять решение, просит Господа дать ему знак. Во второй, почти в самом финале, возвращаясь с Осмундом в монастырь персонаж, от лица которого читается закадровый текст, просит старого монаха позаботиться об Осмунде, на что тот отвечает: «В этом нет нужды. О нем позаботиться Бог». Это так легко – сказать «на то божья воля», свалить ответственность за жизненно важное решение или за судьбу другого человека на Всевышнего. Все то же равнодушие, и если жители деревни прямо говорили, что они сами за себя, то у церковников, всего лишь, более изысканная формулировка. А ведь, может, позаботься тот монах об Осмунде, поговори с ним, - и он мог бы не стать тем, кем он стал. Я не согласна с утверждением, что во всем виновата ведьма. То, что проявилось в характере Осмунда после похода в деревню еретиков, жило в нем всегда – неприятие собственной ответственности, стремление решать свои проблемы за счет других, желание сделать церковную карьеру. Да, ему помогли – ведьма своими мистификациями и монастырская братия своим равнодушием – но это был его выбор. Только его.
Бывают хорошие или плохие люди. Но большинство людей не хорошие и не плохие. Все мы где-то посередине. С одной стороны фильм «Черная смерть» можно понимать буквально. Инквизиторы католической церкви шли за некромантами и еретиками. С целью уничтожить их. И найденная ими деревня оказался именно тем местом, которое они искали. Получается, несмотря на всю свою жестокость, члены отряда Ульриха были положительным персонажами. И если они служили господу, то кто как не жители деревни являются воплощением зла? Однако не все так однозначно. Перед нами мир средневековья и бушующая чума. Есть деревня, которую эта болезнь обошла стороной. Деревня, которая не навязывала другим свою волю огнем и мечом. Деревня, где не было бандитов и крови. Да, жители не поклонялись Христу, но разве нужно ему поклоняться, если без него жизнь лучше, чем с ним? Это преступление жить без веры в Бога? Любая религия – инструмент власти и денег. Она запугивает и карает. Именно с такой целью пришел в деревню отряд. Не дать лучшую жизнь, а забрать ту жизнь, что есть. Посмотрите на жителей – все чисто одеты, все здоровы, медицина на высочайшем уровне – монах сразу признал, что лекарство подействовало быстро и эффективно. Да, жители оказались некромантами. Они воскрешают мертвых. А целом, что с того? Врачи тоже возвращают пациентов с того света. И не всегда получается вернуть их полностью дееспособными. Но от этого врачи не становятся злом. Ради воскрешения одного человека в этом фильме не убивают другого. Ни одно животное не принесено в жертву. О ужас, даже дьяволу никто не поклоняется. Разве кто-то из воскресших в этом фильме стал преступником? Убил ради забавы или корысти? Превратился в модных нынче зомби? Зомби – это те, кто больны чумой. Это они распространяют заразу. В «Черной смерти» это как раз христиане. Даже в отряде инквизиции таковых оказалось двое, и оба скрывали свою болезнь от других, ставя чужие жизни под угрозу. В этом вся сила и духа и гуманность любой религии. Как и сказал один из них: «Я тут из-за денег». Думаете у остальных другие причины? В деревне нет христианства, нет чумы. Ничего плохого. Даже своего оружия нет. Жители пользовались только оружием инквизиторов, с которым те пришли. С чем пришли, от того и погибли. Убить инквизиторов – это единственный способ сохранить в деревне покой. У жителей нет другого выбора. Нельзя оставлять «пришельцам» жизни. Отпустишь их, они приведут других. Тогда начнется смерть и чума. Могли ли быть они более гуманны? Да. Могли убить быстро. Но это инквизиторы и концовка фильма показывает, что они все виновны. Они убивали людей намного более страшными способами. Как виновных, так и невинных. Без разбора. Поэтому отряд Ульриха в коем случае нельзя считать положительными героями. Они не воплощение зла, но и не добро. Почти каждый хвастался тем, что он убийца, насильник или садист. Жалости по ним нет, и не может быть. Даже к Ульриху. Не из-за силы духа и веры он не отказался от Христа. Он знал, что его убьют в любом случае. К чему привел этот поход? Только к смертям. Если бы отряд Ульриха не добрался до деревни, они бы сохранили себе жизни, как остались бы в живых и жители деревни, и девушка молодого послушника. Но ведь верующий человек не способен не мешать жить другим. Не способен не говорить о силе своего бога и том, что ему нужно обязательно поклоняться. И что именно его путь, путь веры – самый правильный. На бумаге идеалов столько, сколько в жизни крови. А в реальности мир никогда не видел некромантов или таких счастливых поселений, которые могли избежать смерти. Зато была инквизиция, которая убивала людей без разбора и справедливого суда. Только для того, чтобы укрепить власть своей церкви и запугать остальных. Религия всегда насаждалась силой, огнем и мечом. И служители любого бога проливали реки крови. Как это продолжал делать молодой послушник. Что касается самого фильм. Он не плохой, но и не хороший. Он как любой из нас – где-то посередине. Как в жизни. Здесь нет счастливой концовки и морали, которая подытожит сюжет. «Черная смерть» определенно задает много вопросов о религии, но каждый найдет свой ответ. 6 из 10
За год до выхода голливудского мистического блокбастера, показавшего невероятный фэнтэзи-аттракцион для любителей религиозных страстей, название которого я вывел в название рецензии; англичанам, не имеющим, в отличие от американцев, возможности показать даже в большом кино дорогостоящий экшн с шикарной графикой, удалось даже при существенном отставании от кино США снять свой блокбастер на тему средневековой чумы и тогдашних религиозных предрассудков, которые породили множество жестоких казней. 'Чёрная смерть', в отличие от 'Времени ведьм' 2011 года, снята без особых 'понтов', а именно, в скромных (но не убогих) декорациях средневековой Европы, без дорогущих экстремальных сцен и графики в огненных тонах, но с завораживающей историей, представляющей собой образцовый религиозный триллер, как вы сами поймёте, без мистики, а потому можно не ждать появления магических актов и демонических существ - просто занимательная история о том, что могло иметь место в те страшные времена, когда жизнь каждого человека висела на волоске и могла оборваться из-за любой мелочи - например, религиозного предрассудка. Это Средневековье, в которое никто из нас не захотел бы жить, но посмотреть на это дикое время с удовольствием могут ценители исторического кино. Нам рассказывают об эпидемии чумы в средневековой Англии, и о том, что одни считают, что это кара Божья, а другие думают, что это козни дьявола. В центре сюжета юноша-подросток и его девушка, от которой он уходит в деревню в качестве проводника, чтобы узнать, почему этого места не коснулась чума. По пути они проезжают мимо деревни, которая наполовину вымерла, в чём местные жители обвинили женщину и пытались сжечь, но один из путников избавил её от страшной смерти, зарезав своим ножом, после чего объяснил, что иногда для человека большего сделать невозможно. Один из путешествующих рассказал жуткую историю о том, как в одной деревне сожгли всех женщин и стали заниматься скотоложством - диалоги здесь шикарные, хоть и вгоняют в жуть. В деревне, в которой пропало уже несколько засланных божьих людей, главного героя исцеляет от раны местная целительница, в то время как один из воинов обнаруживает на одной из местных девушек медальон, такой же, какой был на одном из пропавших. Как на самом деле удаётся местной целительнице совершать чудеса, и почему в этой деревне не признают христианство? Ответы на эти вопросы вас шокируют. За просмотр столь занимательного, наполненного изящными раскрытиями тайн и интригующими диалогами, фильма, спасибо моему старшему брату, который рассказывал об этом фильме, смакуя жестокие сцены, на которые я раньше был особенно падок, а сейчас более осмысленно отношусь к брутальному кино, и, если многие дешёвые ужастики сейчас вызывают стыд за то, что когда-то такое нравилось, то 'Чёрная смерть' ничуть не разочаровала при повторном просмотре спустя 4 года, потому что это не банальный кровавый хоррор, а умное кино, рассчитанное на понимающих. Даже если этот фильм - от начала до конца вымысел на основе общеизвестного факта чумы в Европе, то ругать фильм только за придуманных персонажей и всю эту легенду было бы глупо, потому что авторский вымысел ещё никто не запрещал. Максимально захватывающее кино, которое способно заставить переживать за исход действия, несмотря на отсутствие экшна. 10 из 10
Наткнулся я на этот фильм абсолютно случайно, и решил посмотреть исключительно из-за Шона Бина, поскольку фильмы о средневековье европейского производства не являются моим любимым зрелищем из-за обилия чернухи. Второй веской причиной, побудившей к просмотру, стал Редмейн, в 2010 году, конечно, еще бывший никем, но к 2017 ставший уже звездой если и не первой, то второй величины точно. В принципе в своих подозрениях насчет чернухи я не ошибся, если бы не одно но. Что хотели сказать авторы? В Британии чума. Никто не знает откуда она взялась и как ей противостоять. Диверсионный отрят под руководством рыцаря Ульрика по приказу одного из архиепископов отправляется в затерянную на болотах деревню, над которой, по слухам, чума не властна, на предмет разведать, а нет ли там какого колдовства, а если есть - колдовство это извести, а еще лучше, обезвредить и доставить под светлы очи архиепископа, для дальнейших развлекух в виде инквизиции и показательного костра. По дороге отряд заезжает в монастырь, аббат которого дает Ульрику в проводники послушника Осмунда, обуреваемого жаждой спасения человечества и похотью к возлюбленной Эйверил, которая, сбежав от чумы из города, назначила ему рандеву на развилке лесных дорог. Что сказали авторы? Поначалу было откровенно скучно. Подтверждались все мои предубеждения об европейском кино о средневековье - грязища, кровища, говнище. Ну, то есть, натуральность в полном объеме. А вот когда отряд прибыл в деревню, я встрепенулся. Во-первых действие пошло быстрее и оторваться от экрана было сложно, потому что действие внезапно превратилось в неученный эпизод 'Игры престолов'. Как сказали авторы? Увидеть в одном фильме, примерно в тех же декорациях Неда Старка и Мелисандру было чертовски интересно. Не знаю, обязаны ли этому фильму Шон Бин и Кэрис ван Хаутен своим ролям в сериале, но, замечу, что линия Боромир - Ульрик - Нед Старк прослеживается настолько явно, (впрочим как и Лонгива - Мелисандра), что я не поверю, если мне скажут, что продюсеры 'Игры' сделали свой выбор не на основе этого фильма. Отдельной строкой хочу выделить Редмейна. Переживания и перерождения послушника Осмунда сыграны выше всяких похвал. По актерской работе я бы сказал, что этот парень выступил посильнее самого Шона Бина. Как перевели сказанное? Неплохо. Очевидных ляпов нет. Перевод фильма не портит. Что со всем этим делать? Я думаю, что просмотр данного фильма - неплохой вариант провести время. Вряд ли стоит его смотреть с девушкой или семьей (см. грязища, кровища, говнище), но для одиночного вдумчивого просмотра - то, что надо. Ну и следящим за 'Игрой престолов' считаю надо смотреть обязательною 7 из 10
Я помнил этот город с давних пор – Рассадник скверны, где безродный сброд Колотит в гонги и молитвы шлет Чужим богам из чрева смрадных нор. «Из центра кромешного мрака лучами во всех направлениях расходились улицы бесконечной ночи. И невольно в голову закрадывалась мысль, что здесь прочно укоренилось мировое Зло, чье назначение – проглотить города, погубить народы смертоносным дыханием чумы.» - Г. Ф. Лавкрафт. Фильм про английское средневековье, да еще и от режиссера, слишком надолго запомнившегося мне «Крипа». Даже ничего больше не зная об этом кино, можно относительно ясно себе его представить. Англичане – нация слишком мрачная, кроме шуток, даже самые лучшие английские комедии и те про похороны. А уж если жители Британских островов поставят себе целью относительно реалистично изобразить Англию 14-го века, слабонервным зрителям придется довольно туго. Но эта картина чем-то меня уже давно привлекала (признаюсь честно, наличием Шона Бина и Кэрис Ван Хаутен, да еще любопытным сюжетом), короче говоря, как только мне предоставилась такая возможность, я сразу же посмотрела фильм. С началом средневековья статус женщины-колдуньи в европейской общине резко меняется. Теперь это уже не та, перед которой благоговеют и бояться, а та, которую просто бояться. А причину страха нужно изничтожать на корню, чтобы больше страшно не было. О святой и инквизиции и охоте на ведьм известно даже самому безграмотному. То было страшное время, и фильм это великолепно отразил. Но иногда было и так: «последний (охотник на ведьм - прим.) разбился насмерть в 1933 году, свалившись с очень высокого дерева в Кэтерхеме при попытке получше разглядеть действо, которое он принял за сатанинский шабаш самого извращенного пошиба; на самом деле это был ежегодный обед Ассоциации рыночных торговцев Кэтерхема и Уайтлифа, с играми и танцами.» - Н. Гейман «Добрые предзнаменования». Прошу прощение за отступление, не могла удержаться. Атмосфера фильма очень напомнила мне недавнего «Соломона Кейна» и «День расплаты», который, однако обошелся без мистики, хотя ничего от этого не потерял. Шон Бин (как для меня Боромиром был, так им, наверное, и помрет, кого бы он ни играл) для образа рыцаря идеально подходит. Кэрис Ван Хаутен – что тут можно сказать, очаровательна, просто очаровательна. Правда, здесь она неожиданно блондинка, что, впрочем, ее нисколько не портит. Мне бы очень хотелось воздержаться от сравнений, да и предыдущие режиссерские работы Смита были абсолютно не такими, просто не сказать о том, что в данном фильме он, как режиссер значительно вырос, невозможно. В «Черной смерти» даже проскакивает что-то общее с Нилом Маршаллом, который всегда столь любовно проводит параллели между людьми и животными. Религиозные распри, правда, никогда не входили в число приоритетов того же Маршалла, но ведь человек может стать зверем по любой причине, и с очень легкой подачи. В данном же кино автор словно бы спрашивает у нас: кто же более жесток – христиане с их гонениями на ведьм, либо же язычники с не менее жестокими ритуалами? И оправдывает ли искренняя вера поступки героев? А в одной из последних сцен, когда религиозная вражда перерастает в кровавую резню, мне и самой до жути хочется спросить: а где же в это время был Бог – хоть какой-нибудь? Что ж, вздыхаю, и отвечаю сама себе – Бог он там, наверху, откуда дует холодный ветер. Подводя итог, можно процитировать Артура Мейчена: «Нас окружает таинство зла, так же, как и таинство добра, и, по моему глубокому убеждению, мы живем в незнакомом мире – мире пустот, теней умерших и духов сумерек. Возможно, человек когда-нибудь вернется на путь эволюции, но я верю, что доктрина зла еще не умерла». И в заключение хочется еще добавить, что ведьмы на самом деле никуда не исчезли. Сейчас они не носят черных колпаков и не летают на метлах (как, впрочем, не делали этого и раньше). Сейчас они разъезжают в дорогих машинах, носят одежду от самых известных кутюрье, и, как и прежде вводят во грех слабовольный мужской пол. Еще один моментик, если пару лет назад большинство фильмов про ведьм выглядело как просьба о прощении за то, что много невиновных сожгли просто так. То последние произведения на тему можно прямо-таки выпускать под заголовком: «Извините, что не успели сжечь всех». Так-то. 10 из 10
1348г. Группа средневековых коммандос под предводительством Ульриха (Шон Бин) и щупленького монаха-проводника Осмунда, отправляются в деревушку среди болот и лесов, дабы казнить тамошнего некроманта за его далеко недетские грехи. Причин у бравых ребят масса; ходят слухи, якобы колдун нагло, и никого не спросив, воскрешает мертвых- это раз. По земле гуляет чума, и косит уйму народа, а выжившие добивают друг друга на кострах, выжигая, как правило, женщин, напрочь не задумываясь о продолжении рода. А тем временем в деревушке ничего!- её чума, каким-то непостижимым образом, обошла стороной, и все там живы и розовощеки, а это очень подозрительно- это два. Все это, до изжоги, бесит богобоязненного Ульриха и его бородатых друзей, и они решают- надо ехать, срочно! Покрошить в труху странную деревушку, остатки и жителей на костер, а колдуна заковать и привезти на справедливый суд, тем самым выполнить священный долг- таков план, и пятьдесят процентов сценария. С этого и начинается странное, по крайней мере, наше путешествие по киноленте 'Черная смерть'! Хотел уж было закончить, но не могу остановить персты печатающие следующие строки- фильм 'Черная смерть' еще раз доказал что; дефицит интересных сценариев, это не шутка; режиссер, которому я симпатизировал после 'Треугольника', сделал ставку на явно банальный и скучный драматизм в этой работе, и проиграл; актерская игра, это совсем и никуда игра, пардон за каламбур; гадкие и жуткие времена средневековья, время костров, ведьм, палачей и чумы, очень трудно показать в фильме с таким небольшим бюджетом, зритель нынче искушенный, и хочет большего. И, в частности. Первый раз на экране увидел Эдди Редмэйна, и мигом выключил кино... Но потом включил, и зря; не имею представления что он делал с собой, но столько напряжения, страдания и мук в одном лице я не видел никогда, клянусь честью. Складывалось жуткое впечатление, что у молодого человека, простите, несварение. Явный перебор с игрой, и четкий вынос головного мозга, во всяком случае у меня. И, последнее- Шон Бин. Я начинаю за него волноваться- он когда-нибудь снимет с себя реквизит из кинофильма 'Властелин колец'? Вопрос серьезный. Есть подозрение, что и дома он спит в доспехах, с мечом наперевес, на коне... И снять надо не только кольчугу, но и мрачную мину с лица, а то сердце кровью за него... будто душа болит у Шона, со времен все того же 'Властелина'. Не стоит забывать и популярный сериал с его участием, минор на челе Шона невероятный. И все же!- фильм досмотрел до конца, и заслуга в этом Шона Бина, его харизма действует на меня как удав на кролика, каким бы фильм не был. Спасибо ему за это. 3 из 10
Знаете есть такие фильмы, на которые нужно настраиваться... Посмотрев трейлер в кинотеатре, я понял, что несмотря на всю мою любовь к историческим фильмам посвященным средневековой тематике - я не готов 'принять' работу Кристофера Смита. Прошло некоторое время и фильм вновь 'напомнил' о себе. Я не люблю разочаровываться в фильмах, от которых многого жду поэтому устраиваясь перед экраном телевизора, я на всякий случай еще раз переспросил себя: 'А стоит ли смотреть?' - и на сей раз ответ внутри меня был однозначным - 'Да!' Сюжет фильма погружает нас в средневековую Англию, охваченную целой серией бедствий, главной из которых являлась эпидемия чумы именуемая 'Черной смертью'. Люди опутанные горем и страхом ищут спасение в религии, считая страшную эпидемию - гневом Божьим. На фоне этих страшных потрясений мы знакомимся с персонажем юного монаха - Осмундом. Молодой монах терзаемый мыслями о религии и любви, просит Всевышнего помочь ему в правильном выборе и явить свой знак. Как известно знаки судьбы каждый воспринимает по-своему: кто-то видит послание Бога в снах, кто-то в житейских мелочах, Осмунд же нашел свое 'спасение' в образе рыцаря Ульрика ищущего проводника. Атмосфера фильма завораживает с первых секунд. Мрачные тона и великолепно подобранные пейзажи фильма полностью погрузили меня в самую загадочную и противоречивую эпоху человечества. Жестокость и благородство, милосердие и беспощадность - все это с невероятной точностью и достоверностью показано в фильме. Чрезвычайно интересно представлены персонажи. Смелый и набожный рыцарь Ульрик - свято верующий в значимость своего долга перед Церковью и прежде всего перед Богом... Монах Осмунд - воспринимающий Ульрика бессердечным и жестоким человеком не способным на жалость. Невероятно трагический финал картины в очередной раз доказывает то, как неизмерима сила Духа и Веры человека...В независимости от умения управляться мечем и щитом, независимо от количества орденов даже самый матерый и испытанный воинами рыцарь - может оказаться бессильным перед лицом страха и смерти. И только сильные духом и волей люди способны отстаивать свою Веру до конца, не побоявшись пыток и унижений. После просмотра я долго был под впечатлением и как верующий человек конечно задался вопросом: А смог бы я умереть за своего Бога? ' 'Черная смерть' - фильм потрясший мое сознание, я считаю, что эта картина лучшая экранизация отражающая суть эпохи средневековья... Гениально. Низкий поклон создателям этого шедевра. 10 из 10
Триллер. Помниться в далеком тринадцатом году, когда я работал в магазине по продаже дисков, данная картина привлекла мое внимание, в первую очередь довольно дешевой ценой (учитывая, что Blu-ray диски в то время стоили минимум пятьсот рублей) и Шоном Бином естественно. Решил посмотреть - оказался середняк, вот это я запомнил с первого просмотра.Решил вот пересмотреть, и оказалось, что я вообще все забыл, какие события в картине происходили. Почему? Не знаю. Каков же окончательный вердикт после второго просмотра - крепкий середняк, но с плюсом. Это и будет моим кратким мнением. Теперь мы разберем достоинства и недостатки данной картины. Итак, достоинства: 1. Шон Бин - именно его участие и заставило меня посмотреть картину, по большей части. Ведь мы все знаем его амплуа (даже не думайте отвертеться, не получиться). На нем фактически и держится данная картина, поскольку к тому моменту он единственный из всех игравших здесь актеров имел большую известность, и неудивительно, что создатели решили сделать на это ставку - и не прогадали (хоть картина и провалилась в прокате). Шон и здесь меня не разочаровал. 2. 'Чумная' атмосфера - за это я готов пожать руку каждому причастному к созданию картины. Дело в том, что история происходит на фоне Черной Смерти - чудовищного мора, который унес жизни едва ли не двух третей населения Европы. Кучи трупов, выжившие с повязками, религиозный фанатизм, общая нервозность происходящего и гнетущая атмосфера обреченности, грязь, кровь - все это удалось сделать отлично, несмотря на довольно средний бюджет. Зритель буквально проникается этой давящей атмосферой. 3. История - картина повествует о молодом послушнике и жестоком инквизиторе, которые должны найти деревню, где по слухам удалось справиться с болезнью. Сильно вдаваться в подробности я не имею права, но скажу, что поначалу сценарий вот вообще не зацепил, но начиная с середины мне стало не все равно, что происходит с героями. Стало интересно наблюдать за происходящими событиями. Конечно же, многое было очевидно, но интерес от этого не убавился, что для такого искушенного зрителя как я - большая редкость. 4. Мрачный финал - как вам? Счастливого конца не будет. Честно сказать, подобный прием очень редко применяется в кино сейчас (да и пожалуй всегда). Лично я ожидал другого финала, но этот мне понравился гораздо больше. Скажу больше - он логически более правилен, поскольку последняя треть картины явственно указывала на это. Так что финал получился мрачным и суровым. Итак, недостатки: 1. Мистика - зачем это указали как жанр данной картины? Ведь ей вообще не пахнет здесь. Может это было сделано, что бы зритель повелся? Ну, это возможно, но после начала просмотра даже самый недалекий поймет, что мистики тут нет. Обман чистой воды. 2. Не раскрытие героя - как то так получилось, что основных героев, даже с помощью всего лишь нескольких реплик удалось раскрыть, но про одного из главных героев забыли - это герой Эдди Редмэйна. Почему? Вот и я до сих пор задаюсь данным вопросом. Немного о главных героях: 1. Осмунд в исполнении Эдди Редмэйна - послушник монастыря, отправившийся в опасный путь с инквизитором, в котором ему предстоит пройти испытание на верность своим убеждениям. Следует признать, что Эдди однозначно умеет играть, поскольку даже здесь, еще до общего признания он умело использует эмоции своего героя, что бы зрителю было не все равно. 2. Ульрик в исполнении Шона Бина - жестокий и опытный инквизитор, которому поручили задание найти лекарство от чумы. Человек, сломленный в результате трагедии, которая сделала из него жестокого убийцу. Вот так вот, Шон здесь играет и положительного и отрицательного героя одновременно, ему сочувствуешь и ненавидишь. Так уж получилось. Ну а про его судьбу я думаю распространяться не нужно - ибо она всем ясна. Очередная хорошая роль Шона. 3. Лангива в исполнении Кэрис ван Хаутен - травница деревни, но явно с каким то страшным секретом. Я долго присматривался. Она или не она? Это она - Мелисандра, только здесь с белыми волосами. Я так думаю именно участие в этой картине и помогло ей получить роль Красной Женщины (как и участие Шона - Нэда Старка). Здесь тот же пронзительный взгляд, та же решимость, та же сила воли. Кэрис просто красавица! В итоге имеем атмосферный триллер про эпидемию чумы с хорошими декорациями, интересной историей, мрачным и суровым финалом и хорошими актерскими работами. 6 из 10
На этот раз, режиссер Кристофер Смит не стал изобретать велосипед, как это было в его предыдущем творении, в «Треугольнике». Целью, скорее всего, стал образ человеческой натуры, способной в определенной ситуации меняться по совершенно немыслимым эллипсам. И чтобы это изобразить, как водится, достаточно заковыристого подтекста, ну хотя бы религиозного. 1348 год. Территории современной Англии. Юный монах Осмунд в исполнении Эдди Редмэйна присоединяется к группе рыцарей под предводительством Ульриха (Шон Бин). Цель группы Ульриха – посланника епископа Бишопа, - найти деревню в Грейд Марш, в которую якобы не добралась так называемая «черная смерь» - бубонная чума. Та самая, которая «скосила» треть населения всей Европы в тот временной период. Но на самом деле мотивы такой «кооперации» монаха и представителя Преосвященства совсем иные. Осмунд хочет спасти свою девушку, идя наперекор своим религиозным убеждениям. Ульрих же ищет некроманта, - человека, по мнению церкви всемогущего, способного оживлять мертвецов, погибших от чумы… В данной картине зрителю представились некие весы, как глобальное противостояние двух чаш, как с одной стороны, - языческой, так и с другой – христианской. И в данном контексте зрителю совсем необязательно принимать ту или иную сторону. Черная смерть – фильм не о религии, и не о бубонной чуме как таковых, а фильм о том, насколько человек разуверившись в себе, в Боге, способен нести собою весьма разрушительную силу. Эта история - рассказ о юном монахе Осмунде, сердце которого очерствело, где в тени своей скорби он находит отнюдь не просветление, а ненависть, и во имя Господа, он берется, в конце концов, за оружие. Именно месть стала его главным идолом и вероисповеданием. Ведь оружие лишь средство… Уверен, что для фильма категории «Б» картинка и звук на редкость удачны, как и подбор актеров. Шону Бину не привыкать к образу рыцаря, а Эдди Редмэйну после «Окиси» и сам Бог велел играть печальные образы. Единственное, что по-прежнему коробит, так это некоторая аляповатость в работе оператора, если брать аспект батальных сцен. Ну а в целом, это твердые семь баллов из десяти.
Самому убиваемому актёру (такая вот забавная 'слава' у этого человека) доводилось сниматься в разных шедеврах, за авторством которых стояли его соотечественники (причём, шедеврах без кавычек), будь то 'Властелин Колец', 'Эпоха Героев' или фильм, который будет рассмотрен в этой рецензии. Много ли снято фильмов, где чума - рассмотрена, как феномен (что такое чума, как она приобретается, как с ней живут, умирают, в конце концов, как себя ведут люди, оказавшиеся в такой ситуации, как эта ситуация проявляется в различных ипостасях)? Во всяком случае, один такой уже шесть лет, как имеется в анналах североевропейского кинематографа. Причём, название своё фильм оправдал полностью от начала и до конца. Однако, сам фильм - не только о чуме. 'Чёрная смерть' сумела передать то, что довольно редко удаётся кинолентам, снятым, по идее, по мотивам неких исторических эпох, а именно, передать контекст высокого Средневековья, тем самым, здорово разнообразив и углубив смысл собственного названия, ибо достоверно в фильме преподнесена не только матчасть (инфицированные, шагающие в ужасающих масках, инквизиторы со своим мрачным пыточным арсеналом, обезображенные трупы в различных позах и т.д.), но и определённую психологию людей того времени: запуганность, богобоязненность и безысходность, доходящая до крайнего отчаяния, излечить которую, дабы спасти свой народ не только от чумы, но и от несчастья вообще, можно, лишь показав нечто, на что способен, согласно известным писаниям, только сам бог, иными словами, явить чудо. И даже в этом случае последствия могут быть далеко не радужные, ибо чёрная смерть всё равно дышит в затылок горлом неопытного влюблённого послушника, зловеще постукивая клинком меча о щипцы для ломки пальцев... Придраться в этом фильме - не к чему. Позабавило, разве что, лезвие кинжала одного из героев, видимо, так была обыграна дамаскинская 'микропила'. В остальном, блестяще. Если что-то и способно отпугнуть в этой ленте, то только вышеописанная безысходность, проступающая в каждом кадре, являющаяся одной из основных составляющих атмосферы фильма. Искренне рекомендую к просмотру. 10 из 10
Пересмотрев фильм спустя 5 лет во второй раз, решил поделиться мнением. Прочитав тогда описание фильма, что речь идет об исторических событиях Средневековой Европы у меня сразу возникло желание просмотреть кино, да и тема религии, веры в бога, в черные силы, в загробную жизнь мне всегда были интересны. Сюжет фильма проходит в темные и мрачные века Европы, когда люди настолько были глубоко верны богу, что их действия стали неразумными и не логичными. Были темными за счет «черной смерти», иными словами, болезни под названием чума, или за счет столь фанатской веры людей в силу Церкви, не могу ответить, хотя то и то вместе делает времена холодными, не приятными и мрачными. И вот история молодого монаха. Ему по случаю жизни, а может по повелению Бога выпал шанс выбраться с церкви, где он вырос и жил до сего момента. А выбраться не просто, выбраться в иную жизнь, туда где его ждала возлюбленная. С не большим количеством войнов отправленными эпископом, он вызвался провести их к некой деревне. Ходят слухи что в деревне живут ведьмы и чернокнижники, что там оживляют мертвых, что жителей деревни покинул Бог. И вот они отправились в путь...а дальше вы должны сами все узреть. Что касается игры актеров, то она хороша. Образ Шона Бина - Ульрих, бесстрашный, опытный в своем деле, повидавший много всего в жизни, верный своей вере до конца, дается ему легко, ну да все мы знаем уже его другие работы. Эдди Редмэйн - получивший недавно золотого, сыграл того послушника- монаха, шедшего просто за своей любовью, в итоге превратившегося в убийцу. На пути к финалу мы видим его терзания, сомнения, боль, утрату близкого человека, злобу на самого себя, раскаяния а позже хилый Осмунд становится холодным и беспощадным, так скажем самим дяволом для девушек. И все эти эмоции, надломившие все мировоззрение его героя, показал хорошо. Кэрис ван Хаутен сыграла таинственную женщину-некроманку. Сильная духом, лидер своего народа, она отлично передала образ. Отмечу что похожий образ она воплощает в сериале-фэнтези, всеми любимом и известном 'Игре Престолов'. Режиссер хорошо показал атмосферу жизни тех страшных лет. Мало кому захочется жить где, по всюду таится неизлечимая болезнь, когда видишь умирающих и мучающихся людей каждыми днями, когда вид трупов на улицах уже не редкость, в таком мире где нет элементарной медицины и науки, где говорят «твоя судьба в руках Бога», где люди по стадому принципу слушаются других «святошек» и считают их слова «истинными». Да, можно разносторонне смотреть на судьбы людей в те времена, да и не только в те, для одних религия это опиюм, для других - это весь смысл существования, для третьих это бизнес, для четвертых, понимающих что вера и религия разные понятия, это просто лишний фанатизм и т. д Но я могу лишь утверждать, что у каждого своя правда 9 из 10
Название фильма, само по себе, оригинальным, в принципе, не является. Только разве что можно взять во внимание то, что любой человек может подумать о разном - кто-то о маньяке, о новом оружии, войне, рыцаре и так далее. Но нет, на самом деле, в далеком-далеком начале шестнадцатого века Англию поразила страшная чума, которая в народе получила огласку 'Чёрная смерть'. Фильм, собственно, и повествует об ужасах того зловещего времени, когда люди ещё не имели достаточных познаний в области медицины, поэтому все подобные моры и болезни считали за божье наказание, которое они получили от господа за неповиновение. Главное лицо в фильме - молодой монах Осмунд, которого сыграл Эдди Редмейн, вызвавшийся проводить рыцарей-инквизиторов, во главе которых стоит богозависимый Ульрик. Задача инквизитора - выследить и убить нечисть, что водится в недалёкой деревушке. По слухам, там живёт некромант, якобы из-за которого чума и одолела родину. И вот, вооружившись до мозга костей, главный рыцарь на вороном коне, а рядом - псы его, забирают совсем 'зелёного' в этих делах Осмунда и отправляются в этот нелёгкий путь. На самом деле, я была очень рада, что роль Осмунда сыграл не кто-либо другой, а именно Редмейн, ведь он как будто бы рождён на свет для таких ролей. Юность, глупость, незнание - всё это можно сказать по внешности Редмейна. И, вместе с этим, он отличный актёр. Со своей ролью в этом фильме он справился на все сто процентов. Весь фильм, от начала и до конца, выдержан в очень мрачной, таинственной, тягучей атмосфере. А сцены переполнены серыми тонами средневековья. Англия показана, так сказать, во всей своей красоте - грязная, чёрная, умирающая, поглощённая кризисом веры. Люди молятся и тут же умирают. На протяжении всего фильма нависает напряжённая атмосфера - правда ли некромант существует? Шон Бин тоже постарался. Мы привыкли видеть его во 'Властелине Кольце', где он сыграл вполне себе трагичную роль. Но тем не менее, Шон влился в эту атмосферу и великолепно сыграл, так сказать, сделал своё дело. Достойно похвалы. В целом, Кристофер Смит не зря старался, у 'Чёрной смерти' хороший сюжет, неплохая операторская работа, да и вообще - это очень долгая и трудная работа, с которой Смит справился на славу. Советую. Особенно любителям исторических фильмов. 6 из 10
Как нетрудно догадаться из названия фильма, посвящен он такой богоугодной теме, как вымирание средневековой Европы от эпидемии бубонной чумы, той самой «черной смерти». Та эпидемия, если мне не изменяет память, выкосила чуть ли не половину населения средневековой Европы, а выживших загнала в век, по своим характеристикам мало отличающийся от каменного, когда неграмотное деревенское быдло боялось нос сунуть в соседнее селение, истово веря, что там живут собакоголовые мутанты-нехристи, поедающие тела людей и навечно уносящие души смертных в дальние и адские местности. Немало способствовала такому развитию событий и истинная христианская вера, за которую рыцари готовы были, не раздумывая, уковылять вместе с конями в дальние дали раздавать люлей сарацинам, а крестьяне, представители исконно самой ленивой прослойки населения, далеко не ходили, а тупо жгли на кострах собственных соседей – ведьмы же! Итак, волей случая монах-э-э-э-девострадалец по имени Осмонд, погнавшийся за своей сбежавшей от наступающей чумы невесты, оказывается втянут в боевую операцию спецназа церкви по поимке некроманта, по слухам орудующего в одной отдаленной деревеньке, где и чумы вроде как нет, и мертвые с косами не просто стоят, но еще и снуют взад-назад. «Невеста монаха» - это, конечно, звучит глупо, но и монах наш умом особо не отличается. Ему говорили: 'Не прелюбодействуй!!!' - ослушался. Променял, паскуда, благодать вечной жизни в Царствии Господнем, на радости минутного соития. Даже не поленился пешком пойти за тридевять земель, туда, где, вроде как, будет ждать его сбежавшая невеста. Ну и заодно охотникам на некроманта путь-дорогу показать к секретной деревеньке. Собственно, вот и весь синопсис, прости Господи, фильма. «Что за ересь, проваславный?» – скажет прочитавший до сих строк и будет в корне неправ. Ибо не ересь сие, а самая, что ни на есть, мякотка: сюжет, хоть и выглядит банальным, на деле, все же, вовсе не глуп. Скорее даже наоборот – сценаристам, сумевшим, по большому счету, избежать штампов, вечный почет и уважуха. Впечатление, остающееся после просмотра фильма, сравнить можно мало с чем. На ум приходят, разве что, немало нашумевшие в прошлом году французские «Мученицы». Да, именно такое же состояние вызывает и этот фильм – чувство полной ошеломленности. Но если «Мученицы» вызывали это состояние во многом благодаря обилию сцен с расчлененкой, подкрепленных крепкой философской составляющей, то «Черная смерть» действует от обратного. Здесь расчлененка тоже есть, но на первом месте все же философия. Точнее даже теософия, ибо вера – вот, все же, главный герой данного фильма. А все события, действия и их последствия – это результат веры человека в бога, или же его неверия. Крепкая сюжетная составляющая не была бы столь воздейственной на зрителя, если бы не работа иных, кроме сценаристов, членов съемочной группы. И в первую очередь работа мозга съемочной группы - самого режиссера, вкупе с художниками картины. Этим людям удалось действительно невозможное: они воссоздали на экране атмосферу дикого Средневековья. Серая, мрачная цветовая гамма картины создает как бы зачатки депрессивного настроения, а задники, наполненные снулыми, умирающими от чумы людьми, пожарищами разрушенных деревень, горами смертельно опасных, инфицированных чумой трупов с копошащимися в них ордами крыс, усугубляют воздействие. И сквозь эти хаос и смерть бредут воины, для которых выполнение задачи превыше собственной жизни. Не стоит обманываться, фильм на удивление лишен всякого пафоса, свойственного фильмам с подобной тематикой. Есть группа людей, наемников, которым нужно отыскать некроманта, оживляющего, по слухам, мертвецов, и если при этом придется погибнуть – ну, так это же просто работа и ничего больше. А уж за актерскую игру всем причастным надо раздать бобинные магнитофоны с хрипящей записью восхищенного крика Станиславского: «Верю, поцоны, ВЕРЮ!!!» Нигде (повторяю – НИГДЕ!!!) со времен ранних фильмов Шварца (и прошлогоднего «хранителя» - Роршаха) не было настолько харизматичных типажей. Каждый из участвующих в повествовании – отдельный человек с душой, характером и непохожий на других. Актерская игра настолько виртуозна, что, несмотря на малочисленность диалогов, каждый персонаж все же видится личностью. Предводитель отряда охотников по имени Ульрих, блистательно сыгранный Шоном Бином, в начале фильма как две капли похожий на Боромира из «Властелина колец», ближе к концу фильма обретает собственный характер, и под крики «Мы не отречемся!» срывает бурные аплодисменты. Энди Найман, виденный мною раньше в блистательной черной комедии «Смерть на похоронах», - этот вообще выше всяких похвал. Сказавший на все 90 минут, что длится фильм, всего пару фраз, его образ надолго остается в памяти, что, мягко говоря, нетипично для второстепенных персонажей. Эдди Редмейн, «звезда» исторических костюмированных драм британского происхождения, сыгравший монаха-девострадальца, весьма достоверен, во время испытания своей веры, испытания, посланного ему «некромантом». Дэвид Уорнер – Аббат, второй человек в банде по фильму - еще один запоминающийся персонаж, одной своей игрой вызывающий уважение к герою. Нескладный, весь какой-то кривой, тем не менее, он создает образ настоящего средневекового бойца, ценящего друзей, но и готового убить друга, смертью быстрой и безболезненной избавляя того от «черной смерти». Подводя итог, скажу: фильм действительно стоит того, чтобы его посмотреть. Интересный, незатасканный сюжет, великолепная мрачная атмосфера, блистательная актерская игра, отличная проработка деталей. Хотите - верьте, хотите – нет, но, сколько я ни пытался, применяя свойственный мне скептицизм, найти в фильме слабые, нелогичные места, у меня это не получилось. Все действия закономерны и последовательны, а там, где логика все же проседает, это можно (и нужно!) списать на средневековый менталитет героев. Единственное слабое место фильма – боевые сцены. Недостаток бюджета виден невооруженным глазом – полное отсутствие спецэффектов, динамику боевым сценам задают обычной быстрой монтажной склейкой и дрожанием камеры в руках оператора. В остальном же фильм православен, благочестив, богоугоден и к просмотру обязателен.
Средневековая Европа многих красавиц, хоть немного знающих историю, повергает в дрожь. Ведь всем известны истории о том, как якобы ведьм массово сжигали на кострах. А о чуме, скосившей половину населения в те времена, известно ещё больше. Никого не щадила «кара Божия», что наилучшим образом отражено в фильме «Чёрная смерть». Режиссёр Кристофер Смит проделал титаническую работу, сумев воплотить все ужасы и всю несправедливость эпохи Средневековья. В фильме отражены и вера, и поиски жизненного пути, и самые затаённые человеческие страхи. «Чёрная смерть» - это история без прикрас и недомолвок, полностью отражающая эпоху охоты на ведьм. Главный герой, рыцарь Ульрих (Шон Бин «Властелин колец: Братство кольца», «Солдаты удачи»), отправляется на поиски деревни, спасшейся от бубонной чумы путём отречения от Бога. Жители деревни обвинялись в отсутствии веры, колдовстве и поклонению Сатане. Поход несёт карательные цели. Вот лишь вопрос: кто в итоге понёс наказание? Ведьмы, некроманты или обычные люди, которым просто повезло? Однако переломным этот поход оказался вовсе не для Ульриха, его соратников или невинных жителей деревни. «Чёрная смерть» - это не фантастический фильм и даже не исторический. Это фильм о жизни, о вере, о выборе. Сюжет обнажает правду, омытую жестокостью. Досмотрев до середины, вы уже не сможете просто закрыть глаза или отвернуться. Остаться равнодушным не получится. Чарующая игра актеров, воплощение эпохи от пейзажей и костюмов до слов и манеры поведения, незаурядная идея и совершенно неожиданный конец – вот что даёт вам фильм. Мы не рождаемся добрыми или злыми, мы сами выбираем сторону – вот в чём заключается смысл. Теперь о визуальной составляющей фильма. Отсутствие фантастических батальных сцен, спецэффектов и душевной музыки компенсируется потрясающей игрой актёров Шона Бина, Эдди Редмэйна («Столпы Земли», «Отверженные»), Карис ванн Хаутен («Игра престолов», «Чёрная книга»), прекрасными пейзажами и неожиданным поворотом событий. Особой масштабностью проект не отличается, в полной мере исторических событий не отражает, зато разоблачает человеческие души и истинную веру. Фильм рекомендуется в первую очередь тем, для кого смысл и идея превыше всего. Любители истории тоже наверняка высоко его оценят, как и фанаты сказок о средневековых ведьмах и инквизициях. Однозначно можно сказать одно: фильм заставляет задумываться о высших ценностях, переживать и понимать. Не всё в этом мире справедливо, не всё то чем кажется, и не всегда путь добра – это путь к спасению. 8 из 10
Случайно увидел по телевизору, как Боромир сидит и что-то вещает о важной миссии. Думал – Властелин Колец, потом, думаю – нет, это ж Игра Престолов. Снова нет – Черная Смерть! Решил не переключать и посмотреть. Итак… Инквизиторы. Самопровозглашенные слуги Господа, несущие Его волю и творя богоугодные дела. Чокнутая средневековая организация фанатиков, замучившая, искалечившая и убившая тысячи виновных и невиновных людей с одной целью – служить Всевышнему и нести волю Его. Людей, без разбора, просто заподозрив в ереси, волокли в пыточные камеры и там не протяжении часов и дней «вышибали бесов». Больше всего в средние века доставалось женщинам и даже девочкам – их ни за что могли объявить ведьмами и прилюдно сжечь на костре как Инквизиторы, так и жители родной деревни. - Не нужно тебе думать, что мы плохие. Мы хуже. Именно об этой эпохе и есть этот фильм. Точнее, об том ее периоде, когда свирепствовала эпидемия чумы, прозванной «Черной Смертью». Одни считали, что эта эпидемия – дело рук Дьявола, другие – что это кара Божья. Какая картина разворачивается перед нами: повсюду мор и поветрия, чума и проказа. Всюду снуют чумные доктора, костры полыхают дни и ночи напролет, сжигая еретиков, ведьм и тела тех людей, что пали жертвами чумы. Клубы дыма заслоняют солнце. Кладбища переполнены. Живые молятся богу, не зная, какой же смертью тот их наградит, а вариантов умереть в то время масса. По землям гуляют поветрия, по лесам шныряют разбойники, церковь и инквизиция лихорадочно ищет слуг Дьявола, виновных в эпидемии, убивая своих и чужих без разбора, да и суеверные жители родной деревни могут устроить самосуд, заподозрив кого-то в ереси или колдовстве. Картина того времени обыграна в фильме как нельзя лучше, атмосфера ужасов и отчаяния всецело передана! Унылый «Соломон Кейн» идет мимо, нервно курить в сторонку. Итак, «Гибнут урожаи, а вокруг чума и голод» (с)… В некий монастырь прибывает группа людей, посланных Архиепископом. Они говорят, что их миссия – добраться до одной деревеньки за болотом, которой не коснулась чума. Церковь уверена, что дело в магии. В некромантии – черном колдовстве, позволяющем вдыхать жизнь в мертвые тела. Задача посланников церкви – найти некроманта и доставить Архиепископу, им лишь нужен проводник. На его роль вызывается молодой монах, для которого роль проводника – лишь повод выбраться из монастыря в своих личных целях. - Знаешь, я ведь палач. Могу часами мучить людей, дабы выбить из них нужную информацию. Я умею отличать правду ото лжи. И я чувствую, что сейчас ты лжешь мне. Схема прохождения сценария фильма классическая, наверное, одна из моих любимых. Та же, что и в «Чужой-2,4», «Хищник», «Псы-воины», «У холмов есть глаза-2», «Легион» (не все из выше перечисленного мне нравится) и т.д. Поясню: Есть точка -А-. В ней собирается отряд разношерстных людей. У каждого свой характер, свое прошлое, свое отношение к той или иной вещи, но их объединяет одна цель – дойти в точку -Б-. Из -А- в -Б- начинается шествие. И этот отряд в процессе прохождения начинает гибнуть один за другим – делайте ставки, кто в итоге выживет. Как один из вариантов данной схемы – доходят в точку -Б- и там гибнут один за другим. В конце из всей толпы остается в живых 2-3 человека, а то и вообще один. В смертях врагов и действующих героев нет никакой изощренности - быстро (порой не столь быстро) и жестоко, как и полагалось в средние века. Тем не менее - сцены некоторых смертей и впрямь остаются в памяти. - Если это место ад – то каков же рай? - Выбрось из головы – с твоими грехами в рай тебя не пустят. Да уж, в деревне нас и наших путников ждет нежданчик. А всю дорогу до деревни герои долдонят, вбивая в наши головы: «В деревне некроманты, мы отправляемся в ад, там слуги дьявола, колдуны, некроманты, мы отправляемся в ад, там нечестивцы, богохульники, еретики, некроманты!». Я реально ждал увидеть колдовство, а увидел то, что увидел. И в этом изюминка фильма. Герои фильма, как люди того времени, искренне верят в то, что хотят видеть, и это так убедительно обыграно ими, что я сам поверил! Да, я всерьез ждал колдовства, мертвецов и дьявольских слуг! Фильм заинтриговал меня с первых минут просмотра. Игра актеров хоть и ничем особым не выделяется, она на высоте. Грим, одежда, декорации, окружение – просто, реалистично и убедительно, все как надо! - Да, здесь нет чумы. Но и Бога здесь тоже нет. И за это они поплатятся. Фильмец простой, но эта-то простота именно и цепляет, интригует. Не думаю, что второй раз будет интересно смотреть этот фильм, но, глядя его в первый раз, я смотрел не отрываясь, мне было действительно интересно чем же все закончится. Разве не в этом смысл любого фильма? В этом. И я не разочарован. Почти. Концовка чутка подкачала. Немножко. Зато понравился мрачный «эпилог», показывающий что такое темное время может с человеком сделать, и каким надо быть, чтобы выжить в те времена. А иначе и никак – либо ты – либо тебя. ПС. Бюджет фильма мал, сборы – ничтожно малы! Обидно, что малобюджетные, но по-настоящему хорошие и атмосферные фильмы с таким громким треском проваливаются… 7 из 10
1348 год. Англия. Свирепствует чума. Группа инквизиторов с «усомнившимся» молодым монахом, держат путь в деревню, которую смертельная болезнь, по непонятным причинам, обошла стороной. И пролить свет на «крепкое здоровье» сможет ведьма- целительница, которая возглавляет это небольшое поселение. Итог- полное фиаско данной миссии. И молодому, впоследствии, инквизитору на униженную душу и мутные глаза- клеймо до конца дней, видеть только корень зла, во всех женщинах, ту одну, единственную «главную виновницу всех бед». И это проклятие страшно тем, что личную месть нельзя насытить даже чистосердечным признанием. Своего рода- тупик, как следствие хождения по кругу! Великолепный ответ, на поставленный в фильме вопрос. «Почему вы верили этой ведьме?» Ответ, который полностью обнажает саму суть безбожной жизни. «Потому что она прекрасна, и она настоящая!» Правильный выбор! Все же лучше, чем с завязанными глазами засовывать свою голову в гильотину церковного шарлатанства. Эти палачи свободомыслия воспитывают в человеке только одно качество- покорность, которое уничтожает любое проявление собственного «Я»! Как оказалось, умирать человек должен строго по закону, а нарушать закон, как ни странно, нельзя! Если заболел, занимай позицию невмешательства. Выздоровел- на то воля Божья. Умер- на то воля Божья. Любое самолечение, кроме Соборования, будет рассматриваться как протест против Божьей воли. Жесточайший абсурд! Под эту беспроигрышную тактику, можно подвести любую жизненную ситуацию. Идеальная концепция фанатизма, подкопаться нет смысла, все защищено железными рамками страха. Любой «бегающий взгляд», и ты уже горишь в костре как отступник! Религиозный режим всегда ущемлял мысль человеческую и мешал, как развитию цивилизации, так и становлению человека как личности. Достаточно сплести паутину суеверия и желающих запутаться выстроится нескончаемая очередь. Для того чтобы как- то держать человека в узде, есть социальные нормы и законы. Они, не на много эффективней «поднебесных правил», но они «приземленные», и страх который они внушают, ничем не отличается от страха нагоняемого верой. Думаю в тех «всадниках священного трибунала», вершивших «удары молота», было меньше веры, чем в обвиняемых людях, которые выбрали свою духовную дорогу самостоятельно. Но очевидно то, что не надо закапывать себя в землю при жизни, дабы обрести прозрение на небесах после смерти. Свидетелей нет! Гарантий никто не дает! И чтоб реальность не превратилась в одно сплошное заблуждение, нужно жить Жизнь сейчас, а не потом!
'Кто здесь самый лютый судия? Кто здесь самый удалой Господь?' В XIV веке старая добрая Англия вела Столетнюю войну с французами, переживала упадок домениального хозяйства и страдала от чудовищной эпидемии чумы, сократившей население страны почти вдвое. В один прекрасный день в далекий зачумленный город прибывает отряд охотников на ведьм во главе с рыцарем Ульриком. Их миссия – разыскать и доставить ко двору епископа колдуна, обосновавшегося где-то среди окрестных лесов и болот. В помощь они берут проводника из местных – молодого послушника Осмунда. На следующий день воины Господа тронутся в путь. Не секрет, что в мировом кино хороших фильмов про Средневековье до обидного мало. Спецэффектовая революция дала мощный толчок к возрождению жанра фэнтези, а также зрелищных исторических блокбастеров, задачей которых было скорее поразить зрителей широтой размаха, нежели бережно и скрупулезно реконструировать Время. В самом деле, кого будет волновать вопрос, чем жили люди ушедших эпох, чем дышали, во что верили, когда на экране тысячи мужей в сияющих доспехах сходятся стенка на стенку. Именно поэтому выход любого фильма, хоть как-то задающегося такими вопросами, - всегда событие. Даже, если он провалился в прокате, и для массового зрителя прошел почти незамеченным. В снятой на более чем скромный бюджет «Черной смерти» нет ничего от пышной эстетики плюмажно-забральных кинолент с могучими крепостями, принцессами, драконами и прочей сопутствующей жанру атрибутикой. Тут все предельно бедно, грязно и натуралистично. Минимальная массовка, скупые декорации, простые костюмы. Но кто сказал, что в Средневековой Европе было иначе? Здесь рыцарь отличается от простого воина не богатством доспеха, а наличием боевого коня и умением сражаться. После нескольких минут размахивания мечом в кадре герои устают, начинают тяжело дышать и медленнее двигаться. На смертном одре они не произносят красивых и важных слов, но, силясь что-то сказать, умирают, захлебываясь собственной кровью. На звезд картина также не богата: из известных актеров тут Шон Бин, да Кэрис ван Хаутен. Забавно, что оба уже через год продолжат свои амплуа в замечательной «Игре престолов». Пожалуй, главная удача фильма в том, что его создателям удалось максимально достоверно передать душную атмосферу безысходности, ужаса и отчаяния, которая вместе с «черной смертью» поселилась в хижинах и замках Европы. Но где отчаяние, там и вера. Боженька, он ведь в XIV веке был еще совсем рядом – в бубоне и в индульгенции, в щепоти земли, привезенной из Иерусалима, и в камне из фундамента Карлова университета… Всадники Апокалипсиса все ближе: от жара инквизиторских костров плавится мозг, святоши бьются в пароксизмах благочестия, города пусты, по лесам язычники празднуют кровавую тризну. Ничего нового, все как обычно - Средневековье Классическое (100%). Я беру, заверните.
Сюжет Чего боялись люди в средневековье? Что повергало их в шок и трепет? Все необъяснимое, ибо неспособность понять порождает самое сильное отчаянье. Чума накрывшая Англию в 14 веке из той же серии (а это была Велика Чума унесшая до половины жителей Европы), люди не знали как с ней бороться, как противостоять напасти. Объяснение – «Это наказанье Господне, за грехи»- является самым востребованным и понятным. Осмунд – монах из некой обители в средней Англии пытается вырваться из монастыря с двумя целями: - спасти любимую девушку; - сменить печаль на свет. И случай добиться целей ему представляется, в монастыре появляется посланник епископа, которому требуется проводник для похода в дальнюю деревню. И Осмунд вызывается его проводить, только вот путешествие оказалось не столь простым как виделось вначале. Ульрих- посланец епископа – преследует свои сугубо личные цели по истреблению некого поселения некромантов - сатанистов. И в качестве «весомого» аргумента он везет с собой некую пыточную машину. Дальнейшее действо как нельзя лучше демонстрирует нравы и природу человеческих чувств средневековой Англии 14 века. От охоты на ведьм, до отречения от Христа и истинной непоколебимой Веры. Налет мистицизма, замешенного на крови придают особый характер фильму, мороз по коже нет, но действо на экране захватывает. Во многом выбор жизненного пути Осмунда стал результатом похода в селение еретиков, на мой взгляд увиденное не только средневекового, но и современного человека заставили бы сменить взгляд на мир. Актерская работа Шон Бин (Ульрих) неподражаем – все таки актерский талант у этого парня явно в наличье. Фанатично верующий рыцарь, несущий крест не только на плаще и груди, но и в сердце. Его самопожертвование во имя идеи передано жизненно и понятно для зрителя. Относится к его герою можно по разному, но равнодушно точно нельзя. Кэрис Ван Хаутен (Лангива) предводительница некромантов достойный образ антипод Ульриха, его вера равна ее неверию, ее ненависть к христианам равна его ненависти к еретикам. Она своими действиями вывела Осмунда на его жизненный путь. Превосходно сыгранная злодейка, взгляд сковывающий слабоверных и разжигающий огонь в сердцах и головах своих сторонников. Роль сыграна замечательно. Эдди Редмэйн (Осмунд) на глазах зрителя превращается из романтика в беспощадного борца с ересью, мнимой и реальной. Визуальное восприятие Фильм смотрится и смотрится хорошо, местами жутковато, но в целом средневековый мир с его страхами и повседневностью передан очень хорошо. Сцены похорон умерших от чумы усиливают эти ощущения. Неизведанность страшит людей. И как квинтэссенция средневековья перерождение монаха Осмунда в беспощадного охотника на ведьм. Режиссер и оператор постарались не лишать зрителя созерцания всех перипетий происходящих на экране, за что им спасибо. Равно как и художникам по костюмам передавшим колорит эпохи. Очень хороший фильм на тему средневековой жизни в эпоху чумы. 9 из 10