С детства я восхищалась деятелями науки - первопроходцами, первооткрывателями, поэтому навсегда влюбилась в этот фильм и в этих людей. Вот она, настоящая, насыщенная жизнь – такая, какой должна быть жизнь человека. Это фильм об увлечённых натурах, которые не могут «проспать» ни дня, они постоянно заняты поиском истины – как научной, так и личной. Жизнь быстротечна, стремительна и глубока как река – а как много нужно успеть, как много прочувствовать, узнать, испробовать, ощутить, ничего не пропустить, не пройти мимо, а если надо – плыть против течения или броситься в густой омут. Решающий выбор на перепутье жизни – честность и борьба или подлая сделка с собой – каждый определяет сам. Эта картина не столько о том, как в тяжёлых условиях группа учёных открывала пенициллин, она не только и не столько о жестоком мире исследователя, сколько о жизни вообще – во всей её захватывающей многогранности. Как прекрасно показана здесь юность - полнота впечатлений, безраздельность счастья, пылкость чувств и вера в бесконечность. Как прекрасно показана старость – мудрость и умиротворение, отрешённость, покой, но всё неутихающий интерес к миру. Любовь – каркас всего – неразделённая, робкая, нежная, неуверенная, зреющая и зрелая, спасительная, счастливая – вся она в этой картине, воплощенная прекрасными актёрами – Юрием Богатырёвым, Ией Савиной и Натальей Дикаревой. Уникальный актёрский состав говорит сам за себя, в фильме задействованы Олег Табаков, Елена Соловей, Георгий Тараторкин, Владимир Басов (какой трогательный образ отца),Олег Ефремов. Великолепно дополняет фильм музыка – динамичная, сильная, как бурлящая волна. Потрясла операторская работа. У нас было великое кино и таланты! Это фильм – калейдоскоп, со множеством ярчайших фрагментов жизни. И каждый раз сочетание выпадает разное. Фильм не для всех, но для каждого. О чём он? О жизни, о науке, о любви, о смерти, времени, выборе, силе, разуме, борьбе, о счастье, о поиске… Человек может блистать как звезда, и жизнь может струиться чистой энергией. Посмотреть «Открытую книгу» должен каждый, чтобы ответить себе на вопрос – а есть ли в моей жизни большая страсть и цель; зачем иду я по этому пути и чего хочу? 10 из 10
Просмотрел фильм, который оставил двойственное впечатление. С одной стороны - мастерская работа режиссера и всей актерской группы. Хотя сейчас бы такие длительные и часто повторяющиеся пейзажные съемки снять бы не дали. С другой стороны - много издержек советской идеологии. Где же голод, репрессии, которым скорее всего, подверглись бы большинство из героев фильма? Опять же, разделение на героев, которые или чисто положительные, или сугубо отрицательные... Да и сюжет по большей части затянут изрядно. 7 из 10
Чистые персонажи Каверина. Чистые в своей многогранной определённости. Причём, не играет роли характеристики их человеческие - положительные или отрицательные они - главное цельность этих черт и спаянность с действиями и реакциями на происходящее. И да, здесь калиброванные мерзавцы противостоят на всём протяжении фильма главным, безусловно положительным героям, сменяя один-другого, но неизменно оставаясь в рамках подлости, лжи, клеветы - но не переходя в открытое противостояние - всегда улыбаясь в лицо гг. И да, положительные персонажи - гг и их окружающие - показаны неумолимо твёрдыми в своих убеждениях и целях - правда они менее определены чем цели их антагонистов - с целями которых всё ясно - деньги, власть, почёт и т.д., вокруг которых и кучкуются люди столь чётко определённых в фильме конституций - но так и в жизни 'положительному' человеку всегда тяжело объяснить зачем быть смелым и справедливым, упорным и трудолюбивым если можно иначе... Но всё же некоторые, хотя бы абрисы целей и понятий мы можем увидеть и почувствовать в действиях гг. И этому немало способствует одна из музыкальных тем фильма, а именно 'Пульс жизни' - настолько точно передаёт название то состояние которое резонирует в зрителе с её звучанием - настолько точно она передаёт то что без этого пульса - а он, чёрт возьми, передаётся словами чётко и определённо как '- Бороться и искать, найти и не сдаваться!' - нет и жизни. Жизни как постоянной 'дороги без начала и конца'. Жизни без счастья творца и удачи победителя. Или правоты мудреца. И вполне заявлен 'дао' по нахождению этого нерва -пульса жизни - 'Делай своё дело и будет, что будет' - только хорошо делай... эдакое стоическое непротивление. Что же, у экранных персонажей это вполне получается. Но как кинематографическим языком выписаны эти герои! У отрицательных проще определяемые и чётче обозначенные черты и действия - от бытовой подлости до подлости можно сказать державной, у положительных сложнее выделить и показать их ведущие черты - кроме научной страсти к познанию и тяги к справедливости тяжело выделить из их образа линейные черты, скорее присущий им некий общий образ, хотя даже жажда справедливости, ух, как она многогранна и неуловима в описании. А отрицательные показаны великолепно и прищурами глаз, и вазомоторикой, великолепно структурированной сценографией противостояний, одеждой их типажей, освещением и цветом эпизодов с ними и даже некоторой кафкианностью - когда присутствуют в кадре некоторые мало объяснённые типажи, выполняющие вполне определённую задачу - показать 'прилипал' к персонажу достигшего поста приличествующего такой свите. Но сквозь наслоения мифологичности борьбы доброго человека со злом - от ДрГр, через сюрреализм и патетику соц. реализма - можно рассмотреть интересную картину борьбы интеллигенции за 'место под солнцем', методы и приёмы ею применяемые в описанные годы. И если наше сопереживание несомненно на стороне положительных героев, ибо так построена история, да и подана в картине с усилением на этом методами кинематографичными - то нельзя не отметить, что в реалиях скорее всего было равновесно не так. И приёмы, и методы были обоюдо-остры - сейчас вскрываются и становятся известными факты перекрёстного кляузничанья в научных, технических, культурных и т.п. интеллигентных 'сферах'. И не слишком честная борьбы за ресурсы - будь то слава, деньги и престиж. И не всегда победитель был назначен по справедливости. Впрочем он, таки, должен был предъявить 'на суд' хоть что-то значимее предыдущего этапа (хотя, благодаря интригам и не лучший из доступных вариантов). Сейчас же и этого нет необходимости предъявлять - ну - то такое... в сторону от фильма, в котором присутствует некоторое упрощение - свойственное молодости, а с подачей на уровне осознания и мифологичности - даже на уровне детства - вот блуждание по степи со светящимися пробирками, размеренные воспоминания о детстве - подёрнутые, буквально ощущаемой при просмотре, дымкой времени - всё это вкупе с чётким нервом стремлении к знаниям на протяжении всего сериала должно было формировать (и формировало!) определённую жизненную позицию и соотношение себя в обществе. Почему с детства - оттого, что, повторюсь, чётко проявлено противостояние свой(хороший) - чужой(плохой) - а такая бинарность отличительная черта юности. Отсюда вытекает невозможность восприятия современными детьми данной картины - больно сопротивление злу доказательством в перспективе своей правоты ограничивает в инструментарии - так безусловный носитель этой парадигмы персонаж Смоктуновского из 'Белого праздника' В. Наумова - вызывает на дуэль сутенёра своей дочери ибо только такой образ действий ему известен из книг. И к сожалению ничего другого такие персоны противопоставить реальному злу не могут - нет нужного инструментария в их 'арсенале'. А вот противодействие на уровне Планктон - Губка Боб, действенное и яркое вполне служит и подоплёкой действий далее и привлекает к себе внимание лучше чем данный сериал. К сожалению противопоставить этому нечего, нет образов действий в нынешней культуре с одной стороны противлению лжи, с другой - современной и справедливой.
Великолепная экранизация одноименной книги Вениамина Каверина. Кому, как не Каверину знать эту историю – ведь все это происходило у него на глазах – история великого Подвига советских ученых, создавших первый отечественный пенициллин в 1942 году и тем самым спасших сотни тысяч бойцов от неминуемой гибели. Фильм достойно увековечивает память ученых-микробиологов, самоотверженно трудившихся не только в лабораториях, но и ездивших в опасные эпидемиологические экспедиции, а затем – работавших на полях сражений во время Великой Отечественной Войны, не боявшихся ездить в самое пекло – в сражающийся Сталинград, чтобы там, под бомбежками, остановить распространение холеры среди бойцов и жителей города. Что меня больше всего поразило в этом фильме (и в книге) – это то, насколько правдиво и честно рассказаны некоторые «неудобные» моменты. Не верьте тем, кто говорит, что в советские годы была «жесткая цензура», которая все запрещала, это неправда. В фильме мы видим, как открыто показаны и несправедливый арест Андрея Львова (прототип – советский ученый Лев Зильбер), и ложные доносы, которые писали завистливые коллеги-ученые на своих более успешных коллег с тем, чтобы занять их место. И то, какой сложный путь пришлось пройти Татьяне Власенковой (прототип – советский ученый-создатель пенициллина Зинаида Ермольева), чтобы в итоге прийти к революционному открытию в области медицины – к созданию первого советского антибиотика пенициллина-крустозина – всё это в фильме показано. И то, с каким открытым недоверием со стороны коллег сталкивалась Татьяна Петровна Власенкова в процессе работы (что это такое – лекарство из плесени, вы что, с ума сошли, Татьяна Петровна?), и то, какое противодействие ей оказывал ее руководитель – директор НИИ (как так, какая-то молодая ученая хочет отобрать у него славу и признание в обществе!), - все это мы видим и проживаем вместе с героями фильма. В книге еще также описаны и трусливые чиновники, которые заботились в первую очередь о сохранении своего тепленького местечка, а не о благе народа (знакомая ситуация, не правда ли? сейчас это сплошь и рядом) – и все это было напечатано и опубликовано еще в 1950-е годы. Так что «Открытая книга» полностью оправдывает свое название и поражает своей открытостью и правдивостью изложения. Стоит также отметить и великолепную музыку, которая погружает зрителя в атмосферу того времени – время, вперед! – нужно как можно больше успеть и создать за короткий промежуток времени, построить, запустить в производство, сделать научные открытия! Ну а о великолепной актерской игре и говорить нечего. Стоит лишь отметить, что в фильме играют такие титаны советского кино как Ия Саввина, Олег Табаков, Юрий Богатырев, Георгий Тараторкин – каждый актер – бриллиант! Каждый актер – как отдельный мир! Каждый вносит свой неповторимый вклад в общее повествование фильма и заставляет зрителя навсегда запомнить это произведение искусства. 10 из 10