Конец XIII века. В Шотландии набирает силу освободительное движение за независимость от английской короны. В центре повествования судьба легендарного национального героя Уильяма Уолласа, который поднял свой народ на борьбу против короля Эдварда Длинноногого и его приспешников… Всякий раз с некоторым предубеждением (особенно после знакомства с режиссёрскими опытами российских актёров) смотришь кино, поставленное кем-то из известных артистов. Причём, чем известней исполнитель, тем значительней бывает это самое предубеждение. Надо признать, Мел Гибсон приятно удивил своей второй режиссёрской работой (первая - «Человек без лица» - во многих отношениях, что называется, оставляла желать). Он не просто совладал с масштабной трехчасовой исторической сагой об освободительной борьбе шотландцев, но и сделал её по-настоящему увлекательной, обновив отдельные составляющие героического жанра. При просмотре «Храброго сердца», одним из главных достоинств которого следует считать впечатляюще батальные сцены, в памяти всплывали - 'Александр Невский' Эйзенштейна, 'Спартак' Кубрика, 'Ран' Куросавы… Все военные сражения сделаны тут не просто с размахом, но ещё и изобретательно организованы. Акценты поставлены, в первую очередь, на тактических особенностях поединков того времени, а не на кровавых деталях бойни. Почти все вооруженные столкновения оказались внятно смонтированы, в результате Гибсону удалось передать нюансы военной драматургии, а не просто некий боевой хаос, когда, условно говоря, правые сражаются с левыми. Не надо забывать и то обстоятельство, что его задача многократно осложнялась необходимостью играть главную роль и потому лично присутствовать почти в каждом кадре. Как и следовало ожидать, 'Храброе сердце' оказалось насквозь патетично. Но пафос этот не что иное, как дань демократическим идеалам. Не устаёшь удивляться, с какой целеустремленностью американское кино продолжало (и продолжает) культивировать вроде бы архаичные для конца XX века идеи о национальных освободительных войнах. Дефицит собственных исторических событий систематически подвигает американцев обращаться к более насыщенной европейской истории. Только шотландскому освободительному движению в 1995-м году были посвящены сразу две ленты. Так чуть раньше «Храброго сердца» на экраны вышел «Роб Рой», тоже ставший соискателем в оскаровской гонке, правда, в менее престижных номинациях. Вообще, сражение за 'Оскар' по итогам 1995-го года отличалось повышенным 'артистизмом'. Мало того, что Мелу Гибсону уже загодя начали сулить статуэтку за режиссуру (его постановочный талант перед тем был дружно признан аккредитованными в Голливуде журналистами, вручившими ему свой 'Золотой глобус'), но среди соискателей главной премии обнаружилось имя ещё одного известного актёра – Тима Роббинса, также всерьёз намеревавшегося стать лучшим режиссёром с лентой 'Мертвец идёт'. Но ещё дальше голливудских звёзд пошла англичанка Эмма Томпсон, претендовавшая на позолоченную статуэтку не только как актриса, но и как «адаптер» романа Джейн Остин 'Здравый смысл и чувствительность'. Похоже, что к концу ХХ века актёры окончательно избавились от комплекса зависимости и начали с максимальной выгодой эксплуатировать свои умения и познания в области кино. К слову сказать, режиссёры не остались в долгу: Майк Фиггис, например, числился ещё и автором музыки в другом фильме-соискателе - 'Покидая Лас-Вегас'.
Никогда не хотел смотреть 'Храброе Сердце' - думал типичный средний фильм про Средневековье. Толком никогда не видел фильмов с Мэлом Гибсоном. И вот решил все же посмотреть - раз уж такие рейтинги и столько наград у картины. Картина снята в 1995 году и получила 5 Оскаров. Ожидал действительно отличного фильма, даже шедевра. Получил намного больше. Синопсис: События фильма происходят в 1280 году. Данная картина рассказывает о борьбе Шотландии за свободу от Англии. Главный герой - Уильям Уоллес, который рано потерял отца(его убили англичане), с помощью дяди смог получить достойное образование в Европе. Затем Уильям возвращается на родину, живет мирной жизнью, тайно женится. Но его жену убивают англичане, и он поднимает восстание за Свободу. Сложно выделить главные плюсы фильма, их бесчисленное количество. С каждой минутой становится только интереснее, фильм втягивает в себя зрителя. Но все же отмечу кое-что, что лично мне понравилось больше всего, но хотелось бы отметить, что каждый в фильме может найти что-то свое. Уильям Уоллес. Это настоящий герой, лидер, воин. В нем есть все наивысшие человеческие качества, все должны стремится быть такими, как он. Такой человек существовал на самом деле. Он, с помощью своих ораторских качеств, смог побудить весь шотландский народ пойти за ним и наконец обрести свободу. Уоллес всю жизнь посвятил борьбе за свободу. Пейзажи. Они завораживают. Вот они гораздо лучше любых спец-эффектов, даже тех, что будут в 2500 году. Они придают фильму именно ту атмосферу Средневековья, передают все, что там было, объясняют каждую деталь. Это невозможно полностью описать, это все надо увидеть. Музыка. Ровно так же, как и пейзажи, музыка делает всю атмосферу фильма. Она идеально подходит для картины про Средневековье. Масштабные сражения. Они поражают своим размахом. Конечно, при нынешних технологиях уже снимают подобные побоища лучше(300 Спартанцев например), но для тех времен это просто сногсшибательно. Рейтинг R наиболее всего подходит фильму, если бы был PG-13 было бы гораздо хуже. Повторюсь - сражения просто эпические. Операторская работа: Некоторые сцены меня впечатлили, именно то, как они были сняты. Например сцена с оленем, она действительно была снята гениально. Оператор не без грехов, но все равно его работа заслуживает похвалы. Режиссер. Мэл Гибсон заслуженно взял Оскар за лучшую режиссуру. Фильм смотрится на одном дыхании, невзирая на свой хронометраж(3 часа).Я думаю именно он сделал фильм таким шедевром на все времена. Всякие Титаники и Хатико с ним никогда не сравнятся, фильм сильно распирает на эмоции. Лично я плакал при просмотре. Фильм - легенда на все времена, и чтобы описать все его достоинства нужно написать поистине громадную рецензию, которая наверняка будет рекордной по размеру. Данное произведение искусства всегда будет входить в мой личный топ-10 фильмов в истории. Такое не поддается оценке, но если она так важна - 10 из 10
Может быть, главное достоинство этого фильма в том, что он пробуждает интерес к истории. И, когда после (а порой даже во время) просмотра открываешь Википедию, чтобы узнать подробности о персонажах, с неприятным удивлением узнаёшь, что фильм, в общем-то, псевдоисторическая сказка, где для сюжетной искры намешано много того, что, мягко говоря, не соответствует действительности, начиная с притянутого за уши права первой ночи и заканчивая романом Уоллеса и Изабеллы, красивым, но полностью выдуманным, поскольку настоящая Изабелла была в то время маленькой девочкой. Но ведь на это можно закрыть глаза, не так ли? Воспримем фильм Гибсона как нечто самодостаточное. Здесь есть некий исторический размах, и антураж, и дух эпохи, так, что в действие погружаешься если не с головой, то как минимум по пояс. Но всё портит сам Мэл Гибсон. Может быть, он хорош как режиссёр, но в роли Уоллеса он выступает просто как разрушитель художественных достоинств собственной картины. Уоллес, предводитель восстания, должен быть, по идее, жестоким парнем, тёртым калачом без 'телячьих нежностей', а здесь мы видим ужасной неправдоподобности супермена, который и принцесс соблазняет одним взглядом, и англичан крушит одним ударом, и умён как сам дьявол, и полиглот, и патриот, и швец, и жнец, и на дуде игрец! Ребята, это же вам не комиксы - такого просто не бывает. И даже если бывает - то точно не здесь. К счастью, герои второго плана очень историчны, очень хороши. Софи Марсо прекрасна просто слов нет как. Очень понравились английский король Эдуард Длинноногий, шотландец Роберт Брюс, несчастная Мэррон, харизматичные соратники Уоллеса, список можно продолжать. Ещё достоинства - во-первых, натуралистичность (жёсткость некоторых сцен шокирует) и, во-вторых, отличнейшие битвы, которых, к сожалению, не очень много, но которые страшно завораживают - пожалуй, те моменты, когда два войска выстраиваются друг против друга и понимаешь, что скора завяжется порядочная буча - лучшее, что есть в фильме. 'Храброе сердце' - эпическая драма о патриотизме, любви и жертвенности. Смысл красив, силён и понятен каждому - когда настанет роковой час, необходимо отдать жизнь за Родину. В фильме трогательные любовные линии: чистота чувства Мэррон, выраженная в эпизодах с чертополоховым платком, словно подпитывает Уильяма на дальнейшие свершения. Уоллес сам раскрывает причину своих геройств - он уверен, что любимая наблюдает за ним с небес. Такие эпизоды действенны, поэтому можно сказать, что фильм воспевает лучшие стороны человека. С другой стороны, от ура-патриотизма, который хлещет здесь через край, до национализма - всего пара шагов, и фильм порой балансирует на тонкой грани. Эта картина вовсе не шедевр, а так, напыщенный голливудский блокбастер с внушительной обоймой увеселений, но посмотреть, думаю, всё же стоит. По крайней мере, Гибсону и команде удалось сделать далеко не самые скучные в жанре три часа, совсем неплохо передающие, как бы высокопарно это не звучало, дух и суть эпохи. За битвы и роскошных второстепенных героев - отдельное спасибо. 7 из 10
Храброе Сердце - я назову первым высокобюджетный исторически-героическим эпосом. Снятый 17 лет назад, фильм о борьбе Шотландии за независимость по прежнему популярен! Сюжет XIII век. В фильме рассказывается история национального героя за независимоть Шотландии - Уильяме Уоллесе. Потерявший в детстве почти всю свою семью и воспитанный дядей, Уильям хочет жить спокойной жизнью, завести семью. Но Англия во главе с Эдуардом I по прозвищу Длинноногий не желает развития Шотландии и вводит унизительное право первой ночи. Уильям женится на подруге детства Маррон тайно. Но ее убивают английские войска. Уоллес жаждет отомсить и начинает войну против тирании Длинноногого. Несмотря на многие исторические неточности(происхождение Уоллеса, ошибки в битве при Стерлингском мосту, отношения с Изабеллой, несуществующие в XIII веке килты и т.д.), фильм получился зрелищный. Мэл Гибсон очень хорошо показал нам и эпические сражения, и любовную историю, и прекрасные виды Шотландии. Гибсон проявил себя как талантливый и дальновидный режиссер(2 Оскара за режиссуру и лучший фильм - заслужены справедливо!). Актеры Мэл Гибсон(Уильям Уоллес) - вот как выглядит настоящий герой! Он простыми средствами докажет свою правоту и, не оскорбляя чувств окружающих, покажет свое первенство. Он своими речями о свободе и справедливости поведет за собой армию, которая уже собиралась покинуть поле боя. Он рвется в бой в первых рядах. Ему можно верить. Он поможет Вам. С ним не страшно умереть на поле боя. Его дух никогда не будет сломлен: чего стоит сцена, где он обессиленный громогласно кричит 'Свобода!'. Аплодисменты, переходящие в овацию! Патрик МакГуэн(Эдуард Длинноногий) - показал нам жестокого, властного, самовлюбленного правителя. Он не привык мириться с бунтами. Он привык побеждать. Он не терпит неповиновения. МакГуэн создал образ весьма реалистичный. Мы можем лишь догадываться, какие правители были в Мрачное Средневековье. Благодаря МакГэну мы можем иметь хоть небольшое представление. Софи Марсо(Принцесса Изабелла) - правильно сделали, что на роль французской принцессы пригласили французскую актрису. Софи великолепно передала обаяние, красоту и шарм женщины, известную всем под именем Французской Волчицы. Здесь Изабелла - положительный персонаж, также сражается за истину, только на другом поле боя. Но в конце фильма ее образ уже больше ассоциируется с уже известным прозвищем. Ангус Макфадьен(Роберт Брюс мл.) - герой, почитаемый в Шотландии не менее Уоллеса. В фильме Брюс еще молод, не уверен, постоянно сомневается в своих решениях. Советуется с отцом, который старается на благо своего сына, невзирая на благо Шотландии. Брюс совершает ошибки, в которых потом сокрушается. Отличная работа Ангуса Макфадьена! Также стоит отметить Брендана Глисона(Хэмиш) - верный друг и соратник, отличающийся огромной силой. Настоящий воин! И надо также сказать о Кэтрин МакКормэк(Маррон) - очень нежная героиня. В ее взгляде чувствуется доброта ко всем. Пейзажи и музыкальное сопровождение Весь фильм мы наблюдаем вечнозеленую и прекрасную Шотландию. Все говорит нам: это свободная страна! Бескрайние леса, величественные горы, широкие поля, прозрачные ручьи... Все это сопровождается мелодиями на волынках(национальный инструмент). Проникаешься духом независимости полностью! Итог Героический эпос. Историческое кино. Великолепная режиссура. Потрясающая атмосфера. Можно до бесконечности хвалить Храброе сердце. Но факт остается фактом - поистине великий фильм! 10 из 10 P.S. Спасибо, Джереми!
ХРАБРОЕ СЕРДЦЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УМИРАЕТ, НО НЕ КАЖДЫЙ ЖИВЕТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Будущий национальный герой Шотландии Уильям Уоллес родился примерно в 1270 году. Он был младшим сыном шотландского рыцаря сэра Малкольма Уоллеса. В 1296, когда Уильяму было 26 лет, армия короля Эдварда I вторглась в Шотландию и завоевала всю страну. Но уже через год созрело восстание, возглавляемое Эндрю Морреем на севере и Уильямом Уоллесом на юге. Роберт Брюс уже на первом этапе присоединился к Уоллесу. 11 сентября 1297 года люди Уоллеса на голову разбили англичан на Стерлингском мосту. Большая часть Шотландии была освобождена, а Уоллес стал настолько популярен, что получил поддержку всего народного ополчения и был избран Хранителем Шотландии. Но в 1298 году Эдвард снова вторгся в Шотландию, приведя свыше 12 тысяч воинов, включая 1000 тяжеловооруженной конницы, и, как результат, шотландцы терпят сокрушительное поражение в Фолкеркской битве. Уоллес пытался заключить соглашение с королем Франции, но тот как раз в это время выдавал свою дочь Изабеллу замуж за сына Эдварда и не хотел видеть Англию в качестве врага своей державы. Так что Уильям вернулся в Шотландию, где был предан шотландским рыцарем Джоном Де Ментейсом, и 23 августа 1305 года он был казнен через четвертование в Лондоне. Однако, национальное движение за освобождение Шотландии не остановилось. Знамя борьбы поднял Джон Комин, а позднее – Роберт Брюс. Ну а в 1995 году Мэл Гибсон взялся за постановку эпопеи об Уоллесе и борьбе за свободу Шотландии, сыграв в нем самую главную роль. Потрясающий фильм!!! Конечно, с точки зрения исторической достоверности кто-то может заикнуться, что неточностей там хватает. Хватает, есть такое. А вы попробуйте снять фильм о событиях, произошедших более 700 лет назад, чтобы все, как в учебнике истории. Все это с лихвой компенсируется режиссерским и актерским талантом Гибсона, отличной актерской игрой других актеров, мегареалистичной постановкой батальных сцен, отличным художественным воссозданием реалий того времени и многим другим. И заметьте, это 1995 год. Битва при Стерлинге снималась без какого-либо добавления компьютерных эффектов. Все люди настоящие. Тысячи людей – это тысячи костюмов, куча оружия и доспехов. И все это на общем фоне старались снять одним дублем, ведь это нереально – заставить тысячную армию массовки снова и снова занимать позиции и бежать заново в атаку. Также хитро было придумано с лошадьми. Естественно, ни одна лошади не пострадала. В сцене, когда кавалерия англичан натыкается на длинные пики шотландцев, зрители видят, как в бедных коней втыкаются и обламываются внутри эти копья, а всадники перелетают через головы своих коней и летят в гущу шотландцев. Чтобы это снять, на переднем плане был сделан железный конь на монорельсе длиною в пару метров. На нем сидел каскадер в доспехах английского кавалериста, и, когда конь достигал конца рельса и резко останавливался, каскадер перелетал через него. Когда добились идеального и реалистичного падения, на заднем фоне просто дорисовали целую колонну таких же лошадей и всадников. Но опять-таки, без серьезных технологий. Что же касается крупных планов, когда нам показывают, как ведут бой главные герои, тут уже Гибсон развернулся на всю. Такой ассортимент ударов, наносимых самым разнообразным оружием по самым разным частям тела, причем каждый удар сопровождается своим звуком, то ли это приглушенный бум, то ли звонкий стук, - в общем, это просто потрясающая работа, по сравнению с которой многие фильмы 21 века выглядят каким-то детством. Мэл Гибсон сыграл великолепно. Мало кто сможет забыть его растерянный и отрешенный, полный непонимания взгляд, когда по фильму на поле боя Уоллес обнаруживает под шлемом английского рыцаря Роберта Брюса. Его глаза, оценивающе изучающие с ног до головы магистрата, убившего ни в чем не повинную жену Уильяма. Да масса моментов, от начала и до конца, сыграны Мэлом блестяще. Другая отличная роль – Эдвард Длинноногий. Ее исполнил Патрик МакГуэн. Действительно, жестокий тиран, готовый убить вас за вашей же спиной, если это понадобится. С другой стороны истинный король, способный держать в узде всех подчиненных, весь народ. Дьявольски умный, даже хитрый, но в то же время по-своему мудрый, планирующий каждый свой шаг на пять ходов вперед. С таким иметь дело по-настоящему страшно. Классно смотрелись Брэндон Глисон в роли Хэмиша (давнего друга Уоллеса, здорового такого парня, который весь фильм бился в одном ряду со своим папашкой), Дэвид О'Хара в роли Стивена (Ирландия – это мой остров!) и еще очень понравились обе женские роли: Кэтрин МакКормак в роли Маррен и Софии Марсо в роли Изабеллы. Роберта Брюса сыграл Ангус МакФадден, неплохая в целом роль, вроде бы похож. Фильм идет три часа, но это тот случай, когда тебе и этого мало. Для меня «Храброе сердце» до сих пор является эталоном того, как надо снимать фильмы-эпопеи. Потрясающее кино, на веки вечные, аминь! 12 из 10
Историческое кино является одним из моих любимых жанров, поскольку оно никогда не было однозначным в трактовке событий, когда не призвано в целях агитации за ту или иную идею, политическую платформу. Период средневековья интересен, поскольку этот период столь же романтичен, сколь и жесток. Фильмов и книг много, но война за независимость Шотландии стала маленькой, но значимой частью этого исторического периода. В который раз пересматриваю эту картину, и каждый раз она не успевает надоесть. Далее поделюсь впечатлениями и мыслями по этому поводу. Повествовательный критерий или нарратив. Лента в большей степени автобиографична и рассказывает о жизни и подвигах Уильяма Уоллеса. Ему выпал шанс не просто получить хорошее образование и выучить несколько языков, но и стать символом сопротивления. В качестве образа абсолютного зла здесь выступает персонаж Эдуард Длинноногий. И он озабочен не только объединением островов вокруг своей персоны, но и престолонаследием, а там есть обстоятельства не связанные с ним лично. Там личный выбор сыночка спутал королю все карты. Но жизненно важно поставить на место выскочек Шотландцев. На самом деле посыл истории жизнеутверждающий о свободе как непреходящей человеческой ценности и за нее стоит сражаться. Хорошая правильная героика заложена в этот фильм, создавая правильную атмосферу. Визуальный критерий или как снято. Техническое оснащение картины хорошее. Операторская работа потрясает. Ракурс выставляется в таких пропорциях, чтобы мы видели как бьются две армии на фоне потрясающего природного вида. Голубое небо, зеленая трава и скалистые местности. Также отметим постановку сражений и племенных речей перед битвами. Летят головы отрубленные, из ран льется кровь и испытываешь крутой эффект присутствия. Плюс музыкальное сопровождение срабатывает на все двести, а основная тема, идущая красной нитью через весь фильм, так и просится в плейлист. Актерские работы. Мэл Гибсон сам снял картину и сыграл в ней главную роль. Уильям Уоллес у него получился так как надо — сердце воина, любящая душа и праведная жажда возмездия. В нашем дубляже говорит голосом Владимира Антонина, который в таких ролях звучит органично. Брендан Глисон сыграл его брата по племени и оружию. Если Уоллес привык сначала думать, прежде чем делать, то Хэмиш олицетворение поговорки — сила есть и ум не нужен. Софи Марсо в роли принцессы Исабель. При внешности первой леди она — дальновидный стратег, сторонник переговоров, зачем кулаки когда можно просто поговорить. Энгус Макфадьен воплотил образ благородного Роберта Брюса, видевшего как Шотландию раздирают войны кланов. В качестве вердикта. Может и не самый исторически достоверный фильм, но он завлекает качественной режиссурой, операторской работой и актерской игрой. После него испытываешь патриотические чувства и желание совершить подвиг ратного воина. Однозначно максимальный балл и рекомендация к знакомству. Всем здоровья, добра и хорошего кино! 10 из 10
Эпиграф: “Некоторых птиц в неволе не удержишь.” к/ф Побег из Шоушенка Вкратце: песнь свободы Детально: Самая большая ошибка, которую можно сделать при просмотре данного фильма - это считать, что он претендует на историческую достоверность. Не знаю, как его позиционировали сами авторы в далеком 1995 году, но факт остается фактом - исторические события и персонажей здесь перекроили, при том, что основные вехи (ситуация с женой Уоллеса, битва при Стерлинге, битва при Фолкерке и т.д.) - вроде бы и на месте. Но думаю, что авторов интересовала не столько достоверность, сколько фон для рассказа о свободе, о любви к свободе и борьбе, опять же, за нее. Свобода в контексте данной кинокартины - в первую очередь свобода выбора, которую, собственно, и олицетворяет главный герой. Выбранный путь, принятие решения и ответственности за него - это то, чем он занимается. Определенным образом ему противопоставляется Роберт Брюс, который в фильме обладает гораздо большими возможностями и ресурсами, но он слаб духом и внутренней свободы лишен, потому как следствие - постоянно делает то, что говорят ему другие, более волевые и харизматичные персонажи. Зато когда мы понимаем, что рассказчиком и закадровым голосом как раз и был Роберт Брюс, акцент фильма неожиданно смещается. Из рассказа о борьбе патриотически настроенных шотландцев за свою независимость фильм превращается в историю о выращивании в себе внутренней свободы. Но следует отметить, что одни люди не мыслят жизни без свободы, а другие - не представляют свободы без жизни, образно говоря. И, возвращаясь к 'кардинальным переменам' в личности Брюса - неизвестно, надолго ли хватит его внутреннего порыва. Из плюсов: Идея воспевания свободы через создание конфликта между довольно однозначными и понятными персонажами достигает не ума, но сердца, возносит и вдохновляет, заставляет переживать катарсис. Поэтому в целом выбранную форму повествования и раскрытия героев в контексте общей цели можно считать удачной. Главная актерская работа здесь, конечно же, у Мела Гибсона, который уже своей внутренней харизмой затеняет всех и заставляет поверить, что за этим человеком могла пойти толпа. А точные и, что отрицать, довольно высокопарные, диалоги и речи, довершают указанный эффект. Следует также отметить батальные сцены, созданные с высокой степенью достоверности и мастерства. Они одновременно и поражают масштабностью показанного, и не превращаются в броуновское движение кучи людей, бегающих туда-сюда и непонятно чем занимающихся. В атмосфере пыла битвы можно четко видеть, кто, куда, кого, чем и зачем, что положительно сказывается на восприятии картины. А поскольку значительный процент хронометража отведен на эти самые битвы, это очень важный плюс. Из минусов: слабая историческая достоверность хоть и не может быть сама по себе минусом для художественного фильма, но в данной картине присутствует слишком сильное разделение на черное и белое, что сводит ее к роли сказки с именами реальных исторических персонажей. С другой стороны, такая форма изложения соответствует своему времени, так как приближает фильм к стилистике средневекового героического эпоса, вроде французской 'Песни о Роланде', например. И никто не знает, каким бы он вышел, если бы пытался скрупулезно и точно воспроизводить исторические события и мотивацию, так что названный недостаток почти превратился в достоинство. И если предыдущий минус весьма сомнителен, то следующий, на мой взгляд, вполне себе реален. Женские персонажи. Их в фильме два. Первый - жена героя. Абсолютно схематичная, введена исключительно ради сюжетной завязки. И, например, когда далее Уоллес, восхищаясь принцессой Уэльской, говорит ей что-то вроде 'Вы похожи на мою жену. В вас - ее сила ', возникает даже определенный когнитивный диссонанс, ведь во время раскрытия образа жены никакой особой 'внутренней силы' нам не демонстрировали, поэтому остается лишь верить Уильяму Уоллесу на слово. Второй персонаж - собственно принцесса Уэльская в исполнении Софи Марсо. И вроде все с ней в порядке, она показана умной, решительной, дипломатичной, способной приспосабливаться, при необходимости придерживаться отведенной ей роли в 'семьи', при необходимости - выходить из нее. Но все это нивелируется фактом ее романтической влюбленности. Все ее дальнейшие действия в первую очередь объясняются только ею и ничем другим. Не тем, что она поняла мотивацию Уоллеса, или прониклась его идеями, или стремилась к справедливости, или еще что-то. Просто у женщины, которую не любит муж, заиграли гормоны. Если бы была хоть одна сцена, где она прямо вербально мотивировала бы свои действия чем-то другим, кроме сексуального желания.. . но ее не будет. Даже на прямой вопрос о ее мотивации она в ответ заводит проникновенную романтическую беседу. В принципе, может это и правдивый и даже неплохой персонаж для 13 века. Но похоже на то, что она стала сильной и положительной героиней для удовлетворения запросов женской аудитории, по крайней мере как их представляли себе авторы. Резюмирую: впечатляющий и зрелищный героический эпос о свободе на околоисторическую тематику. 8 из 10 Цитаты: Мы все умрём, вопрос только как и для чего. Истории пишутся теми кто вешает героев. Тебя восхищает этот Уильям Уоллес, бескомпромиссными людьми легко восхищаться, у собаки тоже есть храбрость. Умение идти на компромисс - именно это делает человека знатным. По-вашему, народ существует чтобы обеспечивать вам ваше положение, а я считаю ваше положение существует чтобы дать народу свободу.
...Волшебство не так далеко. Оно всегда где-то рядом... А порой его творят люди. Обыкновенные простые люди, которые своим талантом и своей работой создают настоящие шедевры. И будь то выдающиеся спортивные результаты, результаты в политике, экономике, искусстве - всё равно иногда случаются такие, что явно выделяемы на фоне остальных. В том числе в кино. Для меня Мэл Гибсон всегда олицетворял собой гиперхаризматичного героя боевиков и исторических фильмов. Он был прежде всего очень классным актером! Но, почти параллельно тому темпу, с которым Мэл все больше отдает предпочтение режиссуре, я проникаюсь к его режиссерским работам и познаю то, что пытается вот уже столько лет, но не так, к сожалению, часто он до нас донести. А доносит, вот уже в который раз, он громогласно... и не оставляя равнодушных... Его фильмы прекрасны. Его фильмы очень мощны в эмоциональном потоке. Его фильмы вечные... ...А это ли не волшебство?!.. Уильям Уоллес - его персонаж по 'Храброму сердцу' во истину удивительная личность. Талантливый стратег, смышленый тактик, лидер и храбрец по своей натуре, он встречает нас будучи обыкновенным романтиком. Без всякой бравурности и брутальности. Он очень добрый человек и это прекрасно видно. Он уже не молод, но ведь всё счастье у него ещё впереди. И он может себе позволить пока ещё мечтать о самом сладостном будущем, какое только возможно. Он влюблен. Он силен. И он мечтает просто... жить! ...Мэл Гибсон не дает излишних уточнений касаемо того, как смог быстро превратиться храбрый романтик, в уверенного в себе лидера войска. Скорее он ссылается на боевитый дух его родных и предков. Как впрочем, Мэл Гибсон не дает излишних уточнений по поводу тех или иных событий, где это было бы излишне. Он не нагромождает фильм ненужными детали. Но 'Храброе сердце' - как раз-таки тот редкий, если не единственный фильм, когда КАЖДОЕ ружье, висящее на 'стене фильма', ОБЯЗАТЕЛЬНО выстреливает! Фильм абсолютно несложный. Он ложится в один ряд с такими же подобными и чудесными картинами как 'Гладиатор' и 'Идеальный шторм'. В таких фильмах, как правило, не мудрствуют лукаво. А уделяют активное внимание обстановке, атмосфере, музыке, трагедии. И пускай, в таких фильмах не изобретают Америки, но они ВСЕГДА интересны, ВСЕГДА душевны, а ощущения от них - непередаваемы! Ну а Гибсон, талантливый Мэл Гибсон, превосходен не только в режиссуре в этот раз. Для меня он открылся как актер ещё с одной новой грани! Мы не будем придираться с вами к возрасту его персонажа, но отметим однозначно - что не будь на месте главного героя Мэла Гибсона - фильм Мэла Гибсона был бы совсем не тем!.. 10 из 10 Да будут опорочены все те, кто убрал из большого кино легендарного человека искусства на долгих и безвозвратно утерянных 10 лет!!!
Наверное, это особенно круто смотрится в юношеском возрасте, ведь когда-то именно юноши читали Вальтера Скотта, а сейчас всякое там фэнтези. Гибсон, как кажется, угадал перелом эпох, включив и средневековье в духе того же Скотта и нечто современное, но... по размышлении не особо сказочное. Хотя как сказать. Историки на этот счёт многое бы накрутили у виска - по количеству исторических ляпов сложно Храброе сердце обогнать. С другой стороны, жанр не вполне исторический, а, скорее, поэтический - баллада о свободе и легенда о родине. И немного ночная серенада о любви, причем о двойной с замесом адюльтера и 'истинного' происхождения английских королей (сейчас смотрится иронично). И все это разбавлено голыми задницами героев... даже и без килтов, а ещё и не особой, прямо скажем, корректностью к геям, невозможной в наши дни. Зато луки, стрелы, копья, кони, длинные волосы и богатырская силушка с сопутствующим благородством и доблестью почти как в наших былинах. Эх, кабы ещё не предательство... Но тогда не было бы Роберта Брюса - воина и поэта. 5 Оскаров - перебор, пожалуй, но за музыку был бы справедлив - Джеймс Хорнер уже был готов к Титанику.
Первый фильм известного актёра Мела Гибсона несёт в себе исторический-биографически характер. Главный герой - шотландец Уильям Уоллес - став свидетелем несправедливой расправы его жены английскими солдатами решает начать новый крестовый поход против тирании этого государства. Сначала движимый местью, а потом желанием приобрести свободу, Уильям начинает неравную войну, и ему придётся много чем заплатить, прежде чем получить то, ради чего он борется. Первое, что хочется сказать, так это то, что фильм - один из лучших представителей жанра 'исторического кино'. Жестокое, захватывающее, полное драматизма и мужества повествование никого после своего просмотра не оставит равнодушным. Мелу Гибсону удалось не только грамотно отнестись к истории, но и подать её зрителю нужным образом, порою пестря довольно уникальными моментами. Главная мысль - цена свободы - подана с замечательной достоверностью. Герой понимает, что начинает неравную войну, но он идёт до победного конца, ведя за собой свой народ. В глазах английских правителей, он и его народ всего лишь дикари, но когда их армия начинает таять на глазах, они понимают, что столкнулись с жестоким и беспринципным противником. За свободу герой платит не мало. С каждой битвой гибнут его люди, кто то боится войны и бросает поле битвы, а кто то и вовсе его предаёт. Но война жестока, и она никогда не меняется, и только мужество духа позволит войну пройти до конца, а если придёт смертный час, то он должен встретить её достойно. Главный герой в великолепном исполнении Мела Гибсона пример мужества и отваги, ведь неслучайно, Мел выбрал Уоллеса как историческую личность в качестве героя фильма. Став свидетелем жестокой расправы жены, он не кидается на солдат с обвинениями. Он словно воин приходит к ним, готовый встретить их, как равных себе, и победить. Ради свободы он готов на многое, ради неё он и проходит через этот ад, и зрителю остаётся лишь восхищаться его мужеством и силой воли, особенно в моменты, когда он со стойким терпением в конце проходит через пытки и истязательства. Сам фильм снят на высшем уровне. Практически каждая сцена, несмотря на длинный хронометраж, не считается лишним. А сцена баталии выглядят по истине захватывающими, способны вызвать неповторимые эмоции, и желание рассматривать каждый кадр. Именно такими эффектами не каждое кино может похвастаться. Как и грамотной актёрской игрой, где каждому персонажу веришь, и ни в ком не сомневаешься. 'Храброе сердце' - по своему уникальное кино. Этим фильмом Гибсон доказал, что он не только отличный актёр, но и отличный режиссёр, который сумел своей режиссурой подать зрителю главный смысл фильма - свобода превыше всего. Великолепно. 10 из 10
Это мой любимый фильм. И то ли не нашлось еще более гениального кино для меня (хотя я пересмотрела немало фильмов), то ли сыграли роль детские воспоминания о просмотре Храброго сердца, которое я уже тогда зачарованно пересматривала на видеокассете, но это произведение искусства до сих пор остается для меня шедевром. Первый раз я посмотрела этот фильм в 10 лет. Конечно, в таком возрасте ребенок не может прочувствовать всей глубины и авторскую идею, но я чуть ли не параноидально вновь и вновь перематывала кассету на начало, невольно выучивая текст. 'Шотландия. Тысяча двести восьмидесятый год. Я поведаю вам об Уильяме Уоллисе...'. И тут ты попадаешь в этот своеобразный мир, из которого не хочется возвращаться в реальность. Сейчас, в более зрелом возрасте, я оцениваю этот фильм как потрясающий, гениальный. И некоторые киноляпы, которые кстати незаметны при обычном просмотре, вовсе не снижают рейтинг кино. Игра актеров, сюжет, музыкальное сопровождение, всё - высший класс. Это история о воле к свободе, о любви и о борьбе, о переживаниях одной личности и целого народа. История, которую нельзя понять двояко или понять неправильно, всё рассказано простым, доступным языком, но пробирает до глубины души, заставляет задуматься. И хотя фильм длится почти 3 часа, он смотрится на одном дыхании. Боясь быть спойлером, я практически ничего не сказала о сюжете, но думаю мнение о фильме передала целиком, и оно окажется кому-то полезным. 10 из 10
Историческое кино – один из самых сложных жанров кинематографа. Сложно сохранить достоверность, воссоздать картину прошлого, воплотиться в героев далекой истории. Этот фильм сделан просто восхитительно, не взирая на тот факт, что есть отклонения от реальной истории давно минувших лет. Сюжет. Шотландец Уильям Уоллас рано остался сиротой – его отец и старший брат погибли, сражаясь в бою с англичанами. Когда Уильям превратился во взрослого мужчину, его страна была полностью под гнётом Англии. Народ жил в страхе, бесправии и бедности. Когда англичане варварски убивают невесту Уильяма, он начинает отчаянную борьбу. За свободу. За Родину. За свой народ. За своих близких. Те, у кого есть причина для того, чтобы сражаться на смерть, имеют храброе сердце. Вера главного героя крепка, он становится военным руководителем, призывает людей – и люди идут за ним. Уильям Уоллес становится народным героем, о котором начинают слагаться легенды. Эта история - о человеке с огромной силой волей, мужеством и храбростью. О настоящем мужчине, честном и справедливом. Эта история – водоворот событий, войн, любви, предательств, побед и поражений. Съемка. Над фильмом проделана колоссальная работа. Декорации, костюмы, грим настолько реалистичны, что чувствуешь дым от пожаров и запах крови, проникаешься в Средневековую атмосферу, становишься частичкой этой истории. Без всяких спецэффектов, тысячи полностью экипированных статистов бились в баталиях. И сложно поверить, что это не по-настоящему, что сейчас скажут «Стоп, снято!» и все пойдут по домам. Это – настоящий подход к кино, идеальное исполнение. Когда полностью воссоздается век, о котором снимают фильм, детально и тщательно. И на фоне всего этого великолепия – музыка, воинственная и грустная, безоговорочно подходящая. Мэл Гибсон. Он является режиссером и исполнителем главной роли. Ему удались обе эти работы. Мощное впечатление от преподнесенного сюжета, плюс харизматичный персонаж – чего еще можно желать? Уильям Уоллес – красивый мужчина, с волевым взглядом ясных глаз, с недюжей силой, твёрдым характером и крепкой верой. Мэл Гибсон заслуживает всех похвал за отличную передачу характера своего персонажа. «Храброе сердце» - это картина одновременно и о патриотизме, и о силе духа человека. Почти 3 часа прошли как одна минута, и вместе с тем, как целая вечность – захватывающая, прекрасная и горькая до слёз. Всем рекомендую этот фильм. Пусть, что-то здесь отличается от реальных событий, но это кино, а не учебник по истории. Просто насладитесь этим завораживающим действием. 10 из 10
Человек был ребенком. Он жил обычной, детской жизнью, пока жестокий мир не уничтожил все, что он знал. У человека погибли отец и брат. И тогда человек, не в силе противостоять врагу в связи со своим малым возрастом, ушел. Время прошло. Человек повзрослел и жил обычной, взрослой жизнью. Он полюбил. И в момент, когда человеку нравилось все - от крошечной травинки возле покосившегося от времени дома до улыбки прекрасной и молодой жены - пришла беда, и уничтожила все, что он знал и любил. И тогда человек не ушел. Он в полном молчании уничтожил обидчика и даже освободил то, что знал. Но спаслось не все. И тогда человек, которого в детстве ранили злодеи, поднял свой меч. И за ним подняли свои те, кого он знал. Прошло еще немного времени. Человек, любивший свою страну стал сражаться не за законы, не за титулы, не за деньги, а за родину. Его силы крепчали, и к тем, кого он знал, добавились те, кто знал его. Время неумолимо шло, и вот уже человек стоит во главе армии и сражается за свободу. Свою, тех, кого знал и тех, кто знал его. И он смог. Он одолел врагов. Но это еще нельзя было назвать победой. Человек воевал за идею, за свободу, и вот уже про него стали слагать легенды те, кто не знал ни его, ни тех, кого он знал. Его сила росла. Его боялись. А человек же, следуя своей судьбе и зову храброго сердца сражался и за себя, и за тех, кого знал, и за тех, кого не знал, и даже за тех, кто слагал про него легенды. Человеку везло, ведь он был добром. Он приобрел друзей на стороне врага, и друзья на его стороне оказывали всяческую поддержку. Но вечно вести не могло, и целая плеяда предательств оставила на душе человека глубокие следы, которые не залечили бы ни те, кого он знал, ни те, кого он не знал, ни даже те, кто слагал легенды. Но человек оправился от предательства. Он смог собрать силы и вновь заявить о себе. Но, к сожалению, проиграл. И вот человек уже стоит перед озлобленной толпой. Его судят за правду. Его судят за свободу. И рядом нет даже тех, кого он знал. И тогда человек поднимает глаза и задается вопросом: проиграл? Нет, он не проиграл! Ибо семя свободы залегло в каждом - и в тех, кого он знал, и в тех, кто знал его, и даже в тех, кто слагал о нем легенды. И тогда с губ человека срывается единственное слово, и это не войдет ни в легенды, ни в мифы. Слово войдет в храбрые сердца людей, в их сознание, в историю... ...Фильм действительно великолепен. Я думаю, что многие уже до меня говорили о прекрасной игре актеров (в частности Мела Гибсона), о великолепной, захватывающей дух музыке, своими незамысловатыми мотивами навевающей трагически-торжественное настроение, о прекрасной работе оператора (отмеченной даже оскаром), о великолепных баталиях, костюмах, о прекрасной атмосфере, переданной Гибсоном как режиссером. Поэтому заострять на этом внимание не буду. Я отмечу лишь, что этот исторический фильм до боли правдоподобен, а также при просмотре этого фильма я впервые остался доволен количеством батальных сцен. В общем, блестящее творение Мела Гибсона как режиссера и актера. 10 из 10 'Умирают все. Но не все по-настоящему живут.'
При анализе «Храброго сердца» Мэла Гибсона обязательно начинаешь проводить параллели с более поздним проектом Ридли Скотта «Гладиатор» – история Максимуса даже висит первой в рекомендациях к истории Уильяма Уоллеса. Действительно, на первый взгляд это похожие судьбы двух сильных людей, чётко идущих к своей цели. Но «Гладиатор» рассказывает больше о личности, о простом вояке, которому хватает глобального, и который хочет вернуться к частному. «Храброе сердце» же целиком и полностью посвящено извечному стремлению человека к свободе. Да и история реального Уоллеса из средневековой Шотландии мрачна, жестока и правдива, тогда как история вымышленного Максимуса добрее, мягче и всё-таки изначально задумана коммерческой. Не буду здесь разбирать причины популярности «Гладиатора», но «Храброе сердце» захватывает исключительно своим упомянутым выше благородным свободолюбием, всегда находящим отклик в зрительских сердцах, ибо человек – существо свободное (яркий пример – извечное лидерство в списке лучших фильмов «Побега из Шоушенка» (Страх – это кандалы. Надежда – это свобода.)). Конечно, всякое кино о свободе может показаться пафосным и чересчур простым, так как это великое человеческое желание простое само по себе. Но то, чем оно окружено, сложно и не так легко поддаётся осмыслению. К примеру, парадокс: полной свободы не существует, но всякий всё равно стремится к ней. Или вот: чем меньше свободы, тем проще жить – ан нет, никто сознательно простоту не выберет. И, наконец, наиболее полным образом «Храброе сердце» освещает известную дилемму – жить рабом или умереть за свободу. И причина того, что многие, на первый взгляд, нелогично выбирают смерть, кроется в том, что жизнь без свободы неполноценна, а значит, жизнью не является. То есть, либо стопроцентная смерть, прикрытая видимостью жизни, либо пятьдесят на пятьдесят – свобода или честная гибель за неё. Честный человек выберет второе. Но отчего же тогда так успешно процветала по ходу истории индустрия рабства и силового подчинения? Почему все рабы и вассалы не восставали постоянно против господ? Да потому, что система рабства – как Матрица, изменить дано только Избранному. Отдельный человек, попытавшийся сразиться за свою свободу, не имеет тех пятидесяти процентов на победу, ему гарантирована ликвидация. И потому свобода перестаёт быть личным достоянием и становится достоянием коллективным, ведь только вся Шотландия, восстав, может скинуть гнёт английского короля. А чтобы всё же получить свою половину шансов, надо подчиниться такому Избранному, Спартаку, Уильяму Уоллесу, который имеет в себе силу объединять массы в движении к общему благу. То есть, ради свободы надо принять власть над собой. Почему люди её принимают, ведь сами хотят полной свободы, и уж точно не все исповедуют христианское смирение? Потому что эта власть не гнетёт людей – она не устанавливает налоги и обязанности, которые кому-то нравятся, а кому-то нет, она нужна абсолютно всем, объединяя в стремлении к свободе. Люди сдерживали атаку машин на Зион, давая время Нео, люди умирали рядом со Спартаком и царём Леонидом (вот, кстати, Спарта – власть свободы, истинная демократия, а не то жалкое её подобие, из-за которого слова «свобода» и «демократия» приобрели негативно-презрительный оттенок), люди бились за Уильяма Уоллеса, люди были едины во главе с Робином Гудом – но те же люди сдали Емельяна Пугачёва Екатерине. Снова: почему? Да потому, что Пугачёв дал не свободу, а нового царя в своём лице, от власти которого бежали его единомышленники. Смерть во имя прихоти лже-Петра lll взять тот или иной город людей не устраивала, Емельян благополучно закопал свой талант Избранного. Уильям Уоллес же развернул этот талант настолько сильно, что даже после его смерти люди сражались во главе с его идеей («Под этой маской не человек, под ней идея, а идее пули не страшны» (V значит Вендетта)) и победили. «Храброе сердце» – отличная эпическая кинопостановка талантливого режиссёра и актёра Мэла Гибсона, повествующая о великой личности легендарного шотландского борца за независимость Уильяма Уоллеса. Этот фильм будит в человеке одно из величайших чувств – жажду свободы, учит единству и доверию, а также великолепно погружает в атмосферу мрачного средневековья, когда человеческая жизнь не стоила практически ничего, а любое неподчинение власти жестоко каралось. Тем значимее заслуга Уоллеса перед историей.
'Храброе сердце' один из самых лучших исторических фильмов, если вообще не самый лучший. Может с исторической точки зрения он не идеален, как и любой другой исторический фильм, т. к. режиссер конечно хочет как-то приукрасить события и добавить своего, но все равно это потрясающий фильм, который с невероятным интересом пересматриваешь много раз. Про Уиляма Уолесса думаю нет смысла писать, о нем знают все, но все же напишу о нем несколько строк. Уоллес был настоящим национальным героем Шотландии, и в картине Мэла Гибсона это отлично показано. Уильям вдохновлял всех на борьбу за независимость страны и на борьбу против Англии. В прочем в фильме это все прекрасно видно и показано просто отлично. Пусть нет большого схожества во внешности у Гибсона с Уильямом Уоллесом, но все же это далеко не самое главное. У Мэла Гибсона это была вторая режиссерская работа, и она по настоящему всех захватила своим размахом и масштабностью. Думаю пять Оскаров, в том числе главный и еще столько же номинаций подтверждают мои слова. И как всего для второй картины фильм получился просто шедевром. Гибсон проделал невероятную работу что бы получился этот фильм. Он был режиссером, продюсером и исполнителем главной роли. Конечно это далеко не редкость, но не у всех же получаются такие картины, которые по праву можно назвать настоящим шедевром. Актерская игра поражает. Мэл Гибсон как по мне сыграл свою самую лучшую роль. Пусть я видел не очень много фильмов с его участием и уверен, что он очень талантливый актер, но все же после Уильяма Уолесса не думаю, что можно увидеть более лучшую роль. Не думаю, что кто-то справился бы с этим героем лучше его. В нем было абсолютно все: храбрость, некая ненависть к врагу, эмоции и все, что нужно для исполнения данной роли. А она ведь очень сложная в плане эмоциональности. До сих пор не могу понять почему его не номинировали на Оскар за эту роль, а это было большое упущение. И отдельное спасибо Владимиру Антонику за прекрасный перевод героя. Но актерская игра это далеко не единственный плюс в картине. Наверно то, что я буду помнить еще долгое время это бои. Их массовость по настоящему поражает. Красота и эмоции. Таких сражений, имеется ввиду в исторических фильмах, я не видел ни когда, и наверное в ближайшее время не увижу. Во время просмотра сцен баталий, не различаешь где актеры которые играют главную роль, а где эпизодическую. Выкладываются все. На любом лице видна масса эмоций и ненависть героя к своему противнику. За частую в таких сценах эпизодические герои не проявляют должного энтузиазма, но тут все было на высоте. Так же хочу отметить великолепную работу оператора. Джон Толл с поставленной задачей справился на все сто. А как он снял сцены боев. Это было отлично. И Оскар за проделанную работу он получил вполне заслуженно. Музыка в фильме была просто великолепна. Во время просмотра картины погружаешься и чувствуешь себя на полях сражений, а музыка просто не дает вернуться назад. Спасибо Джеймсу Хорнеру за прекрасную музыку, которая так же как и фильм не оставляет зрителя равнодушным. Костюмы были подобраны отлично. Не представляю какой нужно проделать труд что бы одеть такое огромное количество людей в такую одежду. У англичан конечно одинаковая форма, но у шотландцев она у каждого разная. Да, похожа, но все же разная. За это костюмерам огромное спасибо. Конечно костюмы до Оскара не дотягивали и в конечном итоге его получил фильм 'Королевская милость'. И конечно конец фильма. Казнь Уильяма Уоллеса. Эта сцена не оставит равнодушным любого человека. Хоть это и фильм, но все же поражаешься героизму, преданости и мужеству Уильяма Уоллеса. Мэл Гибсон снял потрясающий исторический фильм. Его стоит посмотреть всем. Даже не любителям этого жанра. В нем есть абсолютно все, что должно понравиться человеку. Во время просмотра восхищаешься работой всех, кто принимал участие в создании этой картины. Спасибо вам большое.
Этот фильм входит в топ-500 лучших фильмов, один из тридцати лучших фильмов девяносто пятого года. Возглавляет этот список фильм 'Семь', про который мы уже вели речь. Теперь мы повернём вектор своего наблюдения в сторону исторического жанра. И рассмотрим вторую режиссёрскую работу Мэла Гибсона. Она относится к тому жанру, который мне сильно импонирует - историческое кино. Немногие из таких фильмов могу назвать своими любимыми. Но этот один из них. Ленте в этом году двадцать восемь лет и для кино я это считаю немалым сроком. Грустно, что он покинул онлайн-кинотеатры вместе с истечением срока лицензии. Но нашёл способ свести с ним новое знакомство и далее поделюсь с вами впечатлениями от увиденного и некоторыми мыслями по этому поводу. Запасайтесь прохладительными напитками, мы начинаем. Повествовательный критерий или нарратив. Основой для сценария послужила жизнь и подвиги Уильяма Уоллеса - национального героя Шотландии. Средневековье моментами романтизируется, моментами краски сгущаются, но было много моментов, которые достойны увековечивания. Год 1280-й. Шотландия находится в вассальной зависимости от Англии и племя, в котором живёт главный герой вынуждено вести бои, отстаивая свою позицию. В один из таких моментов юный Уильям теряет родителей и уезжает с дядей Оргайлом, который даёт ему образование, учит читать и оттачивать разум. Спустя время возвращается, встречает любовь юности и всё идеально. Но войска Эдварда Длинноногого имеют право первой брачной ночи, чтобы выразить своё 'одобрямс' выбору мужчины. С этими порядками Уильям в корне не согласен. Потеряв свою любовь, он отправился объединять знать и ратиборцев, чтобы выступить большой силой против англичан и продемонстрировать готовность Шотландии к войне за Независимость. Перед нами самый настоящий байопик про исторического персонажа. Это ода его подвигу и воспевание ценности суверенитета. Того, что за самоопределение стоит сражаться. На этом фильме также пробуждаются патриотические чувства. Героический пафос в таком контексте не кажется чем-то неуместным и идеально вписывается в создаваемую атмосферу. Визуальный критерий или техническое сопровождение ленты. С первых же кадров мы можем насладиться операторской работой Джона Толла. Камера неотступно следует за персонажами в эпизодах, где есть действующие лица, но в начале мы отметим мастерство работы с общими планами и пейзажами. Нас встречают Шотландские пейзажи и эти природные красоты уже вселяют чувство величественности. Потом мы это видим в постановке битв, где мы взглядом стороннего наблюдателя участвуем в столкновении противоборствующих сторон. Побоища были кровавыми, то есть не пара капель в одном кадре, а доходило даже до конечностей. В момент произнесения главным героем мотивирующей речи удаётся задеть не только тех, кому она адресована, но и зрителей. По крайней мере тех, у кого внушаемость выкручена на максимум. В этот момент как никогда проникаешься патриотическим чувством и чувством причастности к происходящему. Не в последнюю очередь проявлению всех этих чувств способствует и великолепный саундтрек Джеймса Хорнера. Каждая мелодия своевременна и выкручивает драматургию на максимум. А музыкальные темы с волынками - это отдельные произведения, работающие даже вне контекста фильма. Актёрские работы достойны похвалы. Мэл Гибсон выбил для себя главную роль. Но фактически было так, что ни один из актёров не смог удовлетворить студию и тогда режиссёр взял эту миссию на себя. Плюс у Гибсона обнаружили отдалённые сходства во внешности со своим историческим прототипом. Софи Марсо играет принцессу Изабель - тонкого дипломата, которая способна поддержать кого нужно. При этом в ней есть стать королевских кровей и она меняется на протяжении фильма, а значит способна учиться. Качество, достойное дипломата. Энгус Макфадьен сыграл Роберта Брюса и шотландцы долго бугуртили по поводу его воплощения на экране. Но актёру за это предъявлять не нужно. Он выполнял актёрскую задачу. Из второстепенных персонажей запоминается Брайан Кокс в роли Аргайла Уоллеса и Брендан Глиссон в роли Хэмиша. Также стоит отметить работу актёров дубляжа. Владимир Антоник писал Гибсона и его тембр идеально подходит для крепких моральных стержней и персонажей героического эпоса. Светлана Олешковская писала Софи Марсо и попадание в характер случилось. Сергей Бурунов стал голосом Роберта Брюса. В качестве вывода. Не самое исторически достоверное кино, но лично у меня вызывающие самые положительные чувства. Главные достоинства ленты - актёрская игра, музыкальное сопровождение, сюжет и общий патриотический вайб, достигающийся за счёт слаженное работы всех вышеупомянутых достоинств. К знакомству рекомендую, если вам нравятся большие исторические эпики и не пугают неточности фактологии и большие хронометражи. Всем здоровья, мира и хорошего кино.
С Уильямом Уоллесом, я был знаком ещё по игре «Age of Empires.The conquerors». Оттуда я и узнал про него и про то, что он борец за независимость Шотландии. Поэтому фильм «Храброе сердце» посмотреть я заинтересован был. И я просто разочарован. Этот фильм до ужаса скучный. И дело не в трёхчасовом хронометраже (вспомнить «Властелин колец») а в том, что в фильме ну вообще нет ничего интересного. Повествование очень медленное, Уильям Уоллес произносит редко слова. Мне особенно «понравилась» эта сцена: как в слоу-то Уоллес на коне подъезжает к англичанам, показывает руки, потом вытаскивает мечи и как же эта сцена, долго длилась, она без слов, без действа и я смотрю на это и мне скучно. И так про весь фильм, он скучный и не впечатляющий, хотя хронометрах три часа, бюджет я думаю, был большой. Из этого должен был получиться реально классный, экшованный исторический боевик с атмосферой, чтобы я прочувствовал Шотландию тех времён. Но нет, здесь нету впечатляющей исторической атмосферы, как в «300 спартанцев», Уильям Уоллес не производит никакой харизмы и воли к жизни, как Максимус из «Гладиатора» или тот, же царь Леонид. Уоллес здесь вообще больше как какое-то бревно показан, я может пересмотрел голливудских исторических фильмов, но мне казалось, что если уж главный герой – освободитель, то он должен быть харизматичным оратором или просто испускать энергию, но здесь нет этого. Даже сцена суда над Уоллесом сделана очень пресно и не интересно, вспомните фильм Люка Бессона «Жанна Д’Арк» и как там была сделана суда над Жанной, с такой сильной психологической сценой. А вот «Храброе сердце» этим похвастаться не может, здесь и этого нет. А битвы… По сравнению с «Храбрым сердцем», наш «Викинг» может претендовать на эталон эпичных битв и визуального ряда. Потому что в «Храбром сердце» битвы сделаны очень убого и также не интересно, серьёзно они так театрализовано, поставлены, тут герои медленно шевелят оружием, отчётливо видно как они замахиваются, вот я смотрел и думал: «Что за театр?». Почему в нашем «Тарасе Бульбе» битвы поставлены во сто крат лучше, мощнее и эпичнее. Я серьёзно, в «Тарасе Бульбе» я смотрел сцены сражений я аж в кресло въёживался от ощущений, а здесь же никаких чувств, всё так принтерно сделано. А эта сцена как шотландцы голые задницы показывают англичанам, она же только смех вызывает. Почему я смотрел эту сцену, и у меня на миг возникло ощущение, что я « Шоу Монти Пайтон» смотрю? Вывод: «Храброе сердце» это скучный, неинтересный, утомляющий, нудный фильм. Если хотите увидеть реально классный про народного освободителя, посмотрите лучше «Робин Гуда» 2010г. или «Трою» 2005г. или ещё раз «300 спартанцев». 1 из 10
Фильм – легенда исторического жанра. Фильм – революция во всех смыслах. Первый исторический фильм с категорией «R», содержащий откровенные зрелищные сцены с отрубанием конечностей, ранами, жестким схождением двух армий. Положительно отмечу замедленные съемки поведения героев фильма в целях усиления зрительских эмоций. Я погрузился в эту средневековую эпоху полностью с головой и со слезами: настолько проникновенна и чувственна данная картина. Для меня на сегодняшний день это лучшая картина о средневековье историческо-батального жанра. Мэл Гибсон просто блистал всю картину, а под конец фильма вызвал шквал эмоций. Сколь горькую чашу пришлось испить Уильяму Уоллесу, как трагично и глубоко это передано, нет слов – одни эмоции! Воющая шотландская волынка и музыкальное сопровождение Джеймса Хорнера вне всяких похвал и лишь усиливают глубину эмоций. Считаю, что Мэл Гибсон должен был получить и премию «Оскара» в категории «лучшая мужская роль». Не знаю, настолько же хорошо сыграл Николас Кейдж в фильме «Покидая Лас-Вегас», чтобы удостоиться данной почетной премии, этот фильм я не смотрел. Но, с другой стороны, Мэл Гибсон и так отхватил два «Оскара» как режиссер, и как продюсер, а также хорошие отзывы как зрителей, так и кинокритиков, а это много стоит. Все актеры сыграли своих персонажей великолепно, чего только стоит Патрик МакГуэн, сыгравший вероломного короля Эдварда Длинноногого, или актер, сыгравший омерзительного заживо гниющего отца шотландского принца Роберта Брюса, или Брендан Глисон, сыгравший симпатичного по душе и мощного снаружи друга Уоллеса – Хэмиша, или Софи Марсо и Кэтрин МакКормак в образе возлюбленных Уоллеса, или Питер Хэнли, сыгравший неприятного принца-сынка короля Эдварда и другие. Немая сцена взглядами на поле битвы между Уильямом Уоллесом и Робертом Брюсом цепляет до глубины души, а таких сцен, трогающих душу, в фильме много. А как Вам сильные смысловые фразы из уст героев, типа: «Они смогут забрать наши жизни, но не смогут забрать нашу свободу!». «Все умирают, но не все живут по-настоящему». «По вашему, народ существует, чтобы обеспечивать Вам Ваше положение, а я считаю, Ваше положение существует, чтобы дать народу свободу». «Историю пишут те, кто вешает героев». «Твоё сердце свободно. Имей же мужество слушаться его». «Так всегда делался мир. - Так всегда делались рабы» (фраза о том, что за золото можно достичь перемирия). 10 из 10
Уильям Уоллес - шотландский рыцарь и военачальник, один из предводителей шотландцев в войне за независимость от Англии. Хранитель Шотландии (регент) в 1297—1298 годы. Почитается в Шотландии как патриот и народный герой. Именно о его истории и о его судьбе рассказывается в фильме Храброе Сердце. История о народе, потерявший свою независимость и бьющийся за ее воскрешение. Уильям Уоллес в малом возрасте лишился отца и брата от рук Эдуарда І. Его под свое крыло взял дядя и они вместе уехали в Европу. Вернувшись на родину, Уильям уже стал взрослым человеком и решил создать семью и жить мирной жизнью. По преданию, записанным позднейшим автором, Слепым Гарри, гласит, что Уоллес мстил за свою жену Мэрион Брейдфьюит (дочь сэра Хью де Брэйдфтюита, наследница Ламингтон), которую он, скрываясь, тайно посещал в Ланарке (к тому времени у него родилась и дочь). По рассказу Слепого Гарри, во время одного из посещений Ланарка у Уоллеса вышла вооруженная стычка с английскими солдатами, которые начали насмехаться над ним и его женой. Уоллес отступил в дом Мэрион и оттуда скрылся, шериф же в отместку казнил Мэрион, причем Уоллес видел казнь из своего укрытия. Через некоторое время ночью Уоллес напал на Ланарк, убил шерифа и около 50 человек и поджег несколько зданий. Труп шерифа он разрубил на куски. - так гласит история. В фильме же чуть иначе но суть одна и та же. Первая война за независимость Шотландии началась из-за убийства жены обычного селянина. Где меньше всего ждешь угрозы оттуда она тебя и поджидает. Как видите поводом войны за свободу и права на свою землю оказалась любящая пара, которая всего навсего хотела жить мирно и спокойно. Съемочная группа Это второй фильм Мэла Гибсона. Настолько хорошо и мастерски передал шотландскую борьбу за независимость в свою кинокартину. Шотландцы могут гордиться этой кинолентой. Уильма Уоллеса сыграл сам же Мэл Гибсон. Храброго бойца за свободу, потерявшего отца, брата, любимую и землю. Со своей ролью Мэл отлично справился и смог передать всю боль шотландского народу не только через режиссерскую работу, а еще и через игру главного героя. Фильм Храброе сердце Мэла Гибсона заставляет зрителя улыбаться от изумления своими пейзажами, музыкальным сопровождением Джеймсом Хорнером, актерской игрой, батальными сценами и в тоже время вынуждает наши глаза покрыться слезами (красивая история любви с горьким концом). 9,5 из 10
'Храброе сердце' - эпическое повествование о борьбе за свободу маленького, но очень гордого народа Шотландии. Непосредственно история и поступки героев не поддаются моей оценке, из-за того, что в основе фильма лежат реальные события, а вот оценить режиссерское видение событий можно. Послужной список фильма впечатляющий: целая куча призов по разным номинациям, многочисленные поклонники, и даже некоторый культ. Бесспорно - есть за что похвалить. Но это оченка кинокритиков. Они профессионально оценивают киноленту по разным критериям. Но чаще всего, рядовой зритель порой не способен разглядеть например качество монтажа звука или грим (взять тот же исторически некорректный бело-голубую раскраску лиц). Я не критик, поэтому оценка строится исключительно по впечатлениям от просмотра. Разумеется всё идет с пометкой ИМХО, поэтому строго прошу не судить. Мэл Гибсон здесь представлен в двух амплуа - как актер и режисер. Как актер, по мне, он очень даже неплох. И в этом фильме его роль этакого благородного, образованного, любвиобильного варвара им сыграна убедительно и с огоньком. Но когда Мэл берется за режиссерство - уж очень напоминает мне нашего Никиту Михалкова - этакий и Царь и Бог в одном лице. А еще проглядываются те же идеи с исполнением главной роли, роли мученника, пострадавшего за державу, а также распятием и т.д. Но, как известно, зачастую невозможно погнавшись сразу за двумя зайцами, потчевать себя ужином из обоих. Вызвал недоумение момент, когда Мэл в роли Уильяма забирается на высокую гору непонятно зачем. Видимо, для лучшего вхождения в роль последней надежды Шотландии. А не Гибсон ли похожее делал в 'Патриоте' в качестве последней надежды Соединенных Штатов? Наличие юмора (часто ниже пояса) в подобном жанре, конечно, выглядело диковинно, но иногда тешило зрителя и разряжало обстановку. Смелый ход режиссера - демонстрация некоторых специфических жестов врагу. Но всё же, я бы хотел видеть товарища Гибсона исключительно в том деле, которое ему лучше удается - актерская игра. В сценарии я не заметил ничего сверхъестественного. Сюжет показался очень знакомым - месть за отца, за жену, а заодно за отчизну - дело понятное и благородное. Ход событий довольно предсказуем, но замечу, что сама главная мысль фильма о борьбе за свободу и независимость порой заставляло мое сердце трепетать (интересно, у всех такое было?). Опять же, хотелось бы большей исторической достоверности событий и дат (иначе историческая и биографическая составляющие теряются). Батальным сценам, конечно, далеко до таких, как в лентах 'Троя' и 'Александр', хотя, наверное, можно принять во внимание и меньший размах военных действий в 13 веке на 'туманном альбионе'. Хвала актерам - отыграно в основном убедительно и местами даже с огоньком. Картинка особо не радует зрительное восприятие - уж больно убогие замки, жалкие лачуги, чумазые и волосатые шотландцы. Стоит отметить великолепные пейзажи, зачастую спасавшие ситуацию. Музыкальное оформление фильма вполне уместное и соответствующее. Итог: Довольно качественное кино, но до шедевра не тянет. Зато вполне сойдёт для коротания 3 часов осеннего вечера и получения некорых знаний о становлении Шотландии благодаря патриотизму и мужеству. Можно привлечь к просмотру вторую половинку из-за какой-никакой любовной линии. 7 из 10