Будни каморры — неаполитанской мафии — складываются самым рутинным образом. Главбух общака предоставляет субсидии родственникам преступников, находящихся в тюрьме. Два опрятных джентльмена заняты захоронением токсичных отходов. Парнишка тринадцати лет мечтает о судьбе настоящего гангстера. А два каких-то уж совсем диких гопника, найдя тайник с оружием, не мечтают об этом: они тут же начинают претворять грёзы в жизнь. «Оружием можно покорить весь мир», — замечает один. «Мир будет у наших ног», — соглашается другой. Если мир не покорился Тони Монтане, то уж с чего он должен покориться какой-то уличной шпане, пусть даже вооружённой «калашниковыми»? Ответ скрыт в названии ленты: библейской аллюзии. «Гоморра» — это, конечно, метафора. Рифмуясь с каморрой не только на фонетическом, но и на смысловом уровне, фильм Маттео Гарроне («Таксидермист») предстаёт непростым двухчасовым зрелищем. Отчётом из жизни преступного синдиката. Картиной, перегруженной сюжетными линиями и перенаселённой действующими лицами. Это, если угодно, фильм-открытка. «Добро пожаловать на Апеннины, — как бы предупреждает она. — Здесь вы найдёте все преступные развлечения Вселенной. Справа вы видите, как тринадцатилетний парень только что лишился души. Слева — двух психов, в одних трусах бегающих по кромке берега и стреляющих из автоматов по воображаемым мишеням». В «Гоморре» говорят много. Но слова тут чаще всего лишены смысла, а диалоги конструктивной основы. Показательна сцена в больнице, когда член мафиозного цеха в трениках (спортивные костюмы, кстати, — рабочая одежда местного бандитизма) фанатично допытывается до мальчика, уже готового перейти на тёмную сторону Силы, с ними он или нет. «Конечно я с вами». «Конечно или нет?». И далее в том же духе. Ещё «Гоморра» — это неповоротливое представление. Оно тормозит, провисает, редко взрывается и не может подолгу удержать внимание. Проезды камерой по итальянским кварталам и жилым комплексам порой даже усыпляют. Но, нет сомнений, — это концепт. Кто вообще сказал, что жизнь мафии полна романтики? Коппола? Де Пальма? Однако старообрядческие идеалы, по всей видимости, нынче уже не в авторитете, и на место «крёстных отцов» и «лиц со шрамом» заступила обыденность, залитая кровью. Жестокость, отлитая в равнодушие. Спрут, чьи щупальца (только, правда, сицилийского толка), если кто помнит, когда-то изрешетили капитана Каттани. А теперь стали ещё ненасытнее, жёстче и толще. Без каких-либо даже отдаленных представлений о чести. Когда журналист Роберто Совьяно работал над своей провокационной книгой «Гоморра», лёгшей в основу этой экранизации, он знал, о чём пишет. Если бы это было не так, ему тогда, наверное, не пришлось бы эмигрировать из Италии, где, как он сам говорит, ему надоело жить в страхе из-за риска попасть под раздачу злопамятных мафиозных кланов. Что же, закономерная расплата за такой труд, оценённый по достоинству даже больше преступными структурами, чем простыми читателями.
Если вы всегда хотели быть гангстером, и все ваши сведения об итальянской мафии черпаются исключительно из старых добрых фильмов, и вы ни под каким предлогом не хотите расставаться с этим идиллическим неведением, то «Гоморра» - не ваш фильм. Кажется, что режиссер Маттео Гарроне с помощью своей ленты «Гоморра» хотел развенчать славу «Крестного отца», выставив на передний план не историю одного клана, приукрашенную и идеалистическую, а самую грубую действительность, не сдобренную художественным вымыслом. Даже актеры второго плана – это абсолютно реальные люди, которых итальянские зрители знали в лицо. Гарроне взял несколько совершенно не связанных друг с другом сюжетных линий, мелко нашинковал их и соединил в единый фильм, где все подчинено собирательному главному герою – каморре, неаполитанской мафии. Кажется, что он просто выхватил из реального времени и пространства несколько людей и представил их на суд зрителя, - такой будничной выглядит жизнь Аппенинского полуострова. Перестрелки, убийства, кровь рекой, живые люди вместо мишеней, деньги, - все это выглядит не как нечто необычное, выходящее за пределы нашего понимания, но как обыденное и привычное, и не вызывает в нас ни отвращения, ни жалости. Эти люди влачат свое бесцельное существование в ржавых трущобах, больше похожих на огромный железный муравейник, сплошь состоящий из длинных коридоров, в конце которых иногда мерещится свет. Они убивают друг друга, считают деньги, ведут пустые и бессмысленные разговоры, не замечая, что все они находятся под контролем каморры. На самом деле, этот фильм очень трудный. Нам тяжело дотянуть до середины фильма, но тот, кто досмотрит его до конца, пожалуй, что-нибудь осознает. Кажется, что каждый момент длится целую вечность, время здесь как будто застыло и стоит на месте. У этих людей нет ни прошлого, ни будущего: о прошлом они либо не помнят, либо не думают, а будущего не видят за пеленой повседневности. На экране постоянно что-то происходит, но ничего не меняется. В этом неаполитанском муравейнике, состоящем из тысяч коридоров и тысяч дверей невозможно выбрать правильный путь. Его просто нет. «Всегда оставаться человеком, всегда оставаться собой, что бы случилось, что бы ни произошло». Этот совет, который дает зрелый мужчина двум молодым бездельникам, кажется смешным и теряется в общем хаосе пустых разговоров и пустых событий. Слова, даже такие, как человек, теряют здесь всякий смысл. Наверно, в этом мире невозможно остаться просто человеком, потому, что это означает одно – смерть. За всем этим хаосом и беспорядком трудно понять, что происходит на экране. Оказывается, что один герой – ссужает деньги родственникам заключенных, другой ищет место для нелегальной утилизации радиоактивных отходов, а у двух отморозков нет никакого будущего и никакой цели. То же ждет и мальчика-подростка, который в свои 13 лет стремится занять свое место в банде. Мафия в изображении Гарроне тоже не имеет никаких положительных качеств. У него вообще нет положительных героев. Его каморра жалка. Она ничто. Ветошь. Пустота. Режиссер не оставил и камня на камне от той мафии, которую разные режиссеры изображали то романтичной и изысканной, то коварной и жестокой. Эта мафия – лишь видимая частица, которая все вокруг превращает в хаос. Именно в нем и приходится существовать героям целую жизнь. Хотя словосочетание «целая жизнь» кажется абсурдным: мало кто доживает до старости. Здесь ни у кого нет будущего и свет в конце его коридоров всегда обманчив. Как и библейская Гоморра, этот город, где попираются все моральные устои общества, как и все его обитатели, обречен на смерть. Причем смерть эта без похорон, а значит обреченная на полное забвение. На Каннском фестивале картина получила Гран-при и 5 наград Европейской киноакадемии наук за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучший операторскую работу и лучшего актера. На мой взгляд, абсолютно заслуженно.
Человек, написавший книгу, по которой, собственно, и снят этот фильм, вынужден каждые два дня менять место жительства, чтобы сохранить свою жизнь. Он очень редко видит свою семью. К нему все время приставлены несколько полицейских для охраны. Он поставил на карту буквально всё, чтобы донести до мира тонкости и всю правду о функционировании огромного преступного муравейника под названием Каморра (в фильме - Гоморра, чтобы излишне не злить неаполитанских 'дядей'). Хотелось бы сразу отметить для особо великих юных кинокритиков, что этот фильм не пытается заявить, что, мол, так печально, что молодежь не может найти своего места, что так плохо, что молодые парни проходят крещение через выстрел в грудь. Это ни мэйнстрим, ни арт-хаус, ни документальный фильм. Посмотрел бы я на психа, пытающегося снять документальный фильм о Каморре. Думаю через пять минут он бы уже лежал с простреленной башкой. Это фильм-жизнь, голые факты, истории жизней в том виде, в каком они действительно имели место. А далее уже каждый волен делать для себя выводы и проводить параллели. Этот фильм показывает нам ту скрытую и ужасную область жизни Италии, куда почти невозможно проникнуть и откуда очень тяжело выбраться живым. Спасибо Роберто Савиано за то, что он донес до мира всю правду об этой организации, и Маттео Гарроне, воплотившего эту правду в формат киноплёнки. 9 из 10
Несколько историй, не связанных между собой: по речным заводям в трусах бегают нервные гопники с калашами, конкуренты валят гангстеров в спа-салонах, крутой мафиозо втягивает сына в теневой бизнес, пацан на побегушках мечтает стать членом Камморы и растаскивает наркоту, а модельер, подрабатывающий у китайцев, разочаровывается в жизни – по телику он видит обворожительную Скарлетт Йоханссон. Жизнь простых неаполитанцев подчинена бесшумному ходу преступного мира: люди рождаются, растут, попадают в кланы, стреляют, убивают – но, чаще остального, сами падают намертво с простреленной головой. Самая многообещающая картина прошедшего Каннского фестиваля, итальянская «Гоморра» режиссера Маттео Гарроне при всех очевидных достоинствах, в целом, оказалась небольшим, но разочарованием. Хотя, думаю, основная проблема в аудитории, не в кино. Мы как-то все дружно привыкли, что если гангстерское кино, то непременно монументальность по Копполе, оголенные нервы Скорсезе или как минимум бразильская жизнерадостность «Города Бога» с ее вечно пузырящейся энергетикой уличных разборок. И когда из фильма про мафию делают выматывающее синема-верите, спрессованное в два часа с лишним, про примитивизм каждодневной жизни бандосов – получается длинно, скучно и не очень-то, если честно, интересно. В фильме даже такой страшный и напряженный эпизод, как боевое крещение подростков выстрелом в грудь, снят с максимальным равнодушием, почти документальным бесстрастием. Впрочем, Гарроне преследовал определенную цель, каждый кадр его ленты словно говорит - пусть, мол, киношники резвятся, саспенс создают, а у нас в Италии, да, такая вот обыденная жизнь. Сухая и бессмысленная.
При просмотре фильма меня дико смущала именно операторская работа - камера всё снимала крупным планом, вздрагивала, т.е. не покидало ощущение того, что я смотрю любительскую съёмку, хотя позже именно этот эффект помог буквально проникнуть в сам фильм, стать его частью, очевидцем. Хорош он тем, что всё показано беспристрастно: каждый волен сам решить, что грустно, а что омерзительно, что правильно, а что есть полное безрассудство. Я сделала для себя выводы после просмотра. Он тяжеловат, но его стоит увидеть каждому хотя бы для того, чтобы избавиться от стереотипа, что мафиози - закоренелые эстеты, знакомые с нормами морали. 10 из 10
Сериал «Гоморра» Я никогда не был поклонником жанра бандитской тематики: украл- выпил-в тюрьму, старушка мама, сучара прокурор, благородные воры и прочая блевотина, так активно льющаяся в уши под видом русского шансона. Поэтому, начиная смотреть этот сериал по совету моего друга, готов был прекратить просмотр, как только возникнет минимальная неприязнь. И не остановился. Смотрел, не отрываясь. Что я знал об итальянской мафии? Да, пожалуй то же, что и все. Практически, весь скудный запас знаний почерпнут из романтических фильмов «Спрут» да «Крестный отец», которые после просмотра «Гоморра», смотрятся наивной детской сказкой. Кварталы Секондильяно и Скампиа, где происходит действие - самые бедные и самые опасные районы Неаполя. Здесь нет красивых пейзажей неаполитанского залива, ослепительного синего неба, бескрайнего моря. В этом фильме нет накала страстей, нет великолепной игры актеров, от которой сжимается сердце. На фоне безликой музыки развивается сюжет, где убийства обыденно. Монотонность подчеркивает рутинность происходящего. Жизнь проста и страшна. С 9- 10 лет ты уже на подхвате, к 25 – ты убит. Культ смерти - это слишком высокопарно. Скорее, естественный ход вещей. Здесь нет положительных героев. С какого о момента, ты запутываешься в кровавой чехарде разборок, и да это и не важно. Все против всех, предательство – норма, да и не предательство это, а желание выжить. Не зря членов комморы другие мафиозные структуры, имеющих какой - никакой, но кодекс чести, называют обезьянами. Здесь нет законов государства. Тут правит Система, как они сами называют каморру. Государство выкинуло этих людей - живите как хотите. И они живут, как могут. А чем, в сущности государство отличается от каморры? Только более щадящими методами управления. Если ты в Системе, у тебя есть работа, тебе оплачивают школу и лечение, помогают при потере кормильца. Не вписался - выкинут за ненадобностью: или пристрелят или сам сдохнешь. Каморра это токсин, разъедающий Италию изнутри, который вывести почти невозможно. Да только ли Италию? Этот фильм проникает в тебя и ты, зараженный, уже ничему не удивляясь, смотришь и смотришь эти почти документальные кадры. Но, знаете, мне, совершенно не гуманисту, через какое то время становится жалко этих мразей, убивающих детей, жен, мужей, друзей. Жалко, зная, что они не заслуживают жалости. Потому что, они как не странно, тоже люди. Я не могу советовать этот сериал, но, тот кто его посмотрит, поймет главную истину: или ты или тебя. И на самом деле, это та самая, глубинная биологическая правда жизни, в которой мы живем, просто она прикрыта флером цивилизованных отношений. Дай Бог, нам не столкнуться с ней в полном объеме. 10 из 10
Теперь не уходят из жизни, Теперь из жизни уводят И если кто-нибудь даже Захочет чтоб было иначе, Бессильный и неумелый Опустит слабые руки Не зная, где сердце спрута И есть ли у спрута сердце Стругацкие, «Трудно быть богом» Как правило, фильмы, в которых фигурирует преступность условно подразделяются на два типа. В первом случае - это история о благородных бандитах, у которых высокие моральные принципы и люди они неплохие, но в силу обстоятельств идут против закона. Второй тип - это кино о героях с полицейскими значками, благородных и самоотверженных, ставших надежной стеной между опасными преступниками и мирными гражданами. Так вот, Gomorra - совершенно о другом. В фильме нет эстетизации преступного мира или героизации полицейских. Кроме того, сцен с полицейскими в фильме почти нет. Прежде всего Gomorra - это демонстрация быта людей, проживающих в не самом спокойном регионе Италии. Поскольку эта территория принадлежит преступным группировкам, то, разумеется, банды имеют сильное влияние на их жизнь. Вне зависимости от возраста и статуса. Gomorra - это не мир 'Крестного отца', который стал символом итальянской мафии. То, что Дон Калреоне расценивал как позор, infamita, теперь успешно практикуется итальянскими преступниками: убийства женщин и продажа наркотиков детям стало для них привычным делом. И в фильме нет того, кто хотел бы это исправить. Все смирились с этой реальностью, потому что знают - за инициативу придется расплачиваться, скорее всего, жизнью. Многое роднит фильм Gomorra с 'Городом Бога' и южнокорейской криминальной драмой 'Жестокий зимний блюз'. В данных кинокартинах зрителю демонстрируется драма человеческих взаимоотношений, разворачивающихся на фоне криминальной среды. Но из этих трех фильмов 'Гоморра', пожалуй, наименее драматичный и эмоциональный. Здесь только бытовые факты, только жизнь и только смерть. Из-за необычного построения сюжета, где мы наблюдаем несколько историй разных людей, которые никак не пересекаются и криминальной атмосферы, возникают ассоциации с романом 'Когда хочется плакать, не плачу', который написал венесуэльский писатель Мигель Отеро Сильва. Трех героев романа, родившихся в один день ждали совершенно разные судьбы: революционера, гангстера и беспечного прожигателя жизни. И пересеклись они все только два раза: в роддоме и на кладбище, так как погибли они также в один день, но за жизнь не встретились ни разу. Стилистические особенности фильма и романа словно перекликаются между собой. Нельзя оставлять без внимания и колоритный саундтрек. Песни, которые мы слышим в 'Гоморре' - исключительно на итальянском языке, что позволяет подчеркнуть колорит и сделать акцент на некоторых ценах фильма. Эту итальянскую музыку можно назвать аналогом русского шансона, который популярен в криминальной среде в России. Итальянские бандиты мало чем отличаются своих иностранных 'коллег' - говорит нам Gomorra. И говорит так, что хочется поверить. 7 из 10
Если вы не хотите чтобы ваши отпрыски восторгались имиджем брутального преуспевающего мафиози, то показывайте это кино. Наряду с 'Убрать Картера' с Майклом Кейном в главной роли или фильмами из цикла Варг Веум. Последующий телесериал показывает только эффектные кадры, по которым жизнь мало-мальски причастного к мафиози человека - это роскошные особняки, тысячные купюры в карманах в любое время, красавица-жена, на которую не смеют пялиться даже знакомые, 'Шарм-Эль-Шейх' или где мы будем отдыхать? У Гарроне мафиозная жизнь состоит в вечном выполнении бессмысленных рутинных поручений - торчать на одном месте, разносить деньги семьям 'сидельцев за мафию'. Это вечная настороженность, когда нельзя напоказ выставлять свою принадлежность к гангстерам, нельзя нарушать негласные правила, это всегда слишком много ограничений и обязательств. 'Криминальные авторитеты' у Гарроне - толстые невзрачные дядьки с пивным животом, вечно осторожные, просчитывающие каждый шаг и каждую трату. Это постоянное бесцельное перемещение по городу вслед за кем-то, сопровождение опасных токсичных грузов, стояние на 'часах' часами. Никакого внешнего шика и лоска, сплошная обыденность. Савиано в книге повторял, что большинство скрывающихся боссов не могло пользоваться своим богатством, и жили в тайных бункерах, съемных дрянных квартирках и халупах, годами не виделись со своей семьей. И еще возмездие, приходящее из ниоткуда. Когда на твое действие может быть осуждение или 'приговор' других мафиози, Альянса, потому что возникла необходимость сдать кого-нибудь полиции, или наоборот, убить кого-то, или перераспределить силы кланов - тебе просто говорят и ты выполняешь. Ты НЕ РЕШАЕШЬ НИЧЕГО. В сериале, наоборот, подчеркивается то, что каждый день Чиро - как приключения в как в пейнтболе и в стайкболе, сплошные подрывы, силовые акции, большие пушки, мужественная щетина. Маскулинность так и прет из каждого кадра - серьга в ухе, брутальная лысина, на 'ты' с боссом, про тебя снимут фильм, твоя смерть будет запечатлена в телевизоре... Гарроне утверждает - тебя предупредят, тихо, ты даже не поймешь, что это за предупреждение, а потом тебя убьют и выкинут на помойку, и продемонстрируют твой обезображенный труп в неприглядном виде, чтобы каждая царапина свидетельствовала - это наказание за то, что видел то, что не положено, это - за то, что твой язык говорил, когда должен был молчать и так далее. Основной лейтмотив фильма Гарроне - ты всегда будешь по ту сторону. По ту сторону правды, жалости, сострадания и справедливости, ты будешь в бегах, ты не будешь полностью счастлив, радостен, ты не будешь свободен и самостоятелен, ты вообще никто, пешка, тебя вечно преследуют. Честные порядочные люди, полиция, историки со своими учебниками... Или свои же 'коллеги', мафиози, конкуренты, ты всегда в бегах. В жизни мафиози нет ничего романтичного. сверхсобытийного и уважительного. Тебя забудут и будут плевать на твою могилу. Все остальное - медиа-вранье и инсинуации медийных товарных брендов. Падкие на харизматичные мордашки, сексуальные щетины, динамичные сцены погонь и перестрелок телезрители, поклонники демонстраций истинно мужского 'призвания' - защищать свою честь, своего 'работодателя'-босса, быть активным и решительным, готовым постоять за себя кулаками, мачо и проч. - будут жестоко разочарованны. Впрочем это и есть главный посыл фильма - быть мафиози тоже РУТИНА и постоянная неопределенность и непомерная ответственность. И не факт, что тебя покажут героем на телеэкране.
Только после того, как закончился фильм, посмотрела на страну, а во время просмотра была уверена, что действие происходит где-то в Мексике и не поняла, причем тут Венеция и Неаполь. Так что для меня этот фильм в первую очередь был познавательным – оказывается и в Италии такой мафиозный беспредел есть. Зачем нужны мне эти познания, это уже другой вопрос. Например, для меня итальянский мафиозный мир представлялся в виде «Крестного Отца», «Однажды в Америке» и «Славных Парней» - это именно художественные фильмы, которые пусть и идут по два часа и больше, но их интересно смотреть. «Гоморра» тоже идет два часа с небольшим, но это время, начиная где-то с середины, когда я поняла, что не будет никакой одной истории, которая объединит и разъяснит всё, растянулось в бесконечность. Даже не знаю, кому стоит посмотреть этот фильм, может быть, фанатам темы. Фильм и не совсем документальный, и совсем не художественный. Тяжело было смотреть из-за какого-то равнодушного развития сюжета; так же много разных обрывочных событий, которые довольно сложно соединить вместе, чтобы понять, как это всё выглядит в целом. Поначалу было занимательно следить за этими кусочками мозаики, я даже понадеялась, что это будет нечто в стиле «Города Бога», но чем дальше, тем скорее теряешь терпение и понимаешь, что всё, большего не дождешься. Всё же советую воспринимать фильм, как документалку с небольшими художественными вкраплениями, без лишних эмоций, с колоритными персонажами и равнодушной реалистичностью. А уже исходя из этого решить, стоит ли смотреть.
К предыдущим рецензиям мало что можно добавить, в большинстве из них 'всё правильно'- и про грязную ничтожность неаполитанской 'исторической' мафии, и про то, как под её даже незримым влиянием ломаются судьбы простых людей, и про богопротивность этой самой Гоморры-каморры... Но ведь ещё не пролился Божий гнев на город грехов ( а прольётся, и не только на него!), и ещё не поздно обратить внимание всех и вся на чинимые безобразия и публично заклеймить их, пусть и в скупом, холодно-отстранённом, наблюдательном стиле 'ноу комментс', который в нашем случае 'стреляет в цель' лучше, чем какие-нибудь навязчивые моралитэ. Автор книги Роберто Совьяно и режиссёр фильма Маттео Гарроне с честью выполнили свой долг граждан и художников перед итальянским, западноевропейским, да вообще современным буржуазным обществом, с немалым риском для жизни показавшим ему, сытому, самодовольному и равнодушному к чужим проблемам и боли то, что оно само и в упор бы не увидело. И за это им огромное человеческое спасибо! И, что особенно важно: они 'обернулись' на свою Гоморру до её уничтожения, послав, тем самым, сигнал бедствия и воззвав к спасению! А вот библейская жена Лота-праведника, презрев запрет Божий, обернулась, когда уже было поздно, и превратилась в соляной столб отнюдь не только из необузданного любопытства... Вовремя надо оборачиваться, господа! Может, тогда все и живы будем. Не считаю, что фильм 'Гоморра' затянут и скучноват (видел и длиннее, и скучнее). Просто он- для серьёзного, вдумчивого, подготовленного (особо подчеркну) зрителя, который параллельно просмотру не варит борщ и не крутит велотренажёр. И его ни в коем случае нельзя смотреть в возбуждённом, стрессовом состоянии (включайте комедии, приключения). Тогда он только добавит вам раздражения и вы его попросту потеряете как кино, достойное вашего внимания. По мне, он мог длиться и дольше, поскольку я просто проживал вместе с ним жизнь (жизни, хоть и чужие), естественно, как и сам её ход. Но вот авторы картины поставили все точки над 'i'. Кино закончилось. А мы- ещё нет! 7 из 10
Чем заняться молодежи в нищем районе Неаполя? Остается только одно - податься в преступную сферу, которая всем заправляет. Но фильм все-таки не сколько о преступности, сколько о морально-нравственном выборе героев. Кто-то выбирает правильную дорогу и покидает преступный синдикат, а кого-то настолько ослепляют деньги, что те готовы пойти против собственной совести. В картине также отлично показан альтернативный путь - это два подростка решивших существовать вне мафии. Это их и погубило, потому что «либо ты с нами, либо против нас». Закончилось время благородных гангстеров, о которых мы читали в романе Марио Пьюзо или наблюдали в фильмах Мартина Скорсезе. Теперь это просто бандиты, наркоторговцы и убийцы. Отлично передан быт итальянских трущоб, режиссер снимал картину в стиле документального кино, что создавало ощущение собственного присутствия. Настоятельно советую всем и каждому посмотреть эту замечательную картину.
Фильм Маттео Гарроне, получивший Гран-при Каннского кинофестиваля и множество других весьма почётных наград, безусловно, выделяется из общей массы не только содержанием, но и своим поистине итальянским колоритом. Уже первая сцена «цепляет» и заставляет отнестись к просмотру со всей серьёзностью. Такое кино сложно воспринимать, его нужно просто прочувствовать. Сперва может показаться, что «Гоморра» смотрится тяжело, но потом приходит чувство осознания того, что ты только что увидел на экране и самое главное, ты веришь в эту картинку, веришь, потому что выглядит всё это более реалистично, чем хотелось бы. «Гоморра» представляет собой своеобразную конструкцию, состоящую из различного рода элементов, но при этом стоящих на одной платформе. И выстраиваясь, пускай даже в хаотичном порядке, они, всё-равно, составляют единую картину повествования, т.е., общая концепция складывается не сразу, а постепенно, вовлекая нас зрителей в круговорот происходящих событий. Множество героев, множество судеб - всего этого в фильме достаточно. А отсутствие какой-либо прямой связи между ними только ещё раз позволяет нам увидеть как выглядит не какая-то отдельная его часть, но в целом, весь город. А это, на мой взгляд, очень важный момент в понимании основной идеи фильма. Мафия. Мы привыкли ассоциировать её представителей на основе литературных и кинематографических образов. Конечно, то, какой показал нам мафию Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, безусловно, будет выступать в качестве такого негласного эталона, или образца в художественной передаче темы мафиозных кланов и группировок. Но в фильме Маттео Гарроне вам придётся полностью абстрагироваться от того, что вы привыкли видеть: ни дорогих костюмов в стиле «а-ля гангстер», ни шикарных авто, женщин и огромнейших особняков. Здесь всё иначе: жизнь в трущобах, наркотики, убийства, месть, предательство, неоправданный риск, и самое страшное - это дети, которые уже изначально обречены на отнюдь не радужное будущее. Дети, в первую очередь, всегда вызывают к себе чувство жалости, заставляя нас обратить внимание на их несчастную судьбу. Но в данном случае, как бы странно это не звучало, «Гоморра» уже с самого начала «уводит» от этого чувства, жалости как таковой нет, но зато присутствует довольно странное ощущение:ты не сопереживаешь героям, потому что понимаешь всю безысходность их положения, ты понимаешь, что ЭТО их жизнь, другой у них нет и не будет никогда, а потому ты бессилен, что либо сделать. И остаётся лишь смириться с тем, что тебе показывают на экране. «Гоморра» - фильм, в основу сюжета которого была положена книга о каморе - неаполитанской мафиозной группировке. Но «озаглавить» своё творение режиссёр решил, используя название одного из библейских городов. И решение это, наверняка, было связано не только по причине созвучности двух слов «камора» и «гоморра», но и с тем, что последнее несёт в себе ту необходимую смысловую нагрузку, которую и задумано было, на мой взгляд, передать посредством данной картины. Что представляет собой тот город, который показал нам Маттео Гарроне? Место на земле, где уже не осталось ничего человеческого, где люди забыли, что такое нравственность, мораль и гуманность? Место, где сосредоточены грехи человеческие? Помнится, что и библейская Гоморра была подобным местом, за что и снесли кару Божью его грешные жители. Но долог ли будет век Гоморры нынешней-вот в чём вопрос. Но ведь это мафия, а мафия согласно известной фразе, бессмертна...?! И поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт.13:13) то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт.19:24–25). 9 из 10
'Гоморра' Матео Гарроне, одна из самых ожидаемых премьер на Каннах, и, пожалуй, один из самых тяжелых для просмотра фильмов. Здесь не надо обливаться слезами, главное - не уснуть. Зрелище для терпеливых и вдумчивых. Главная фишка фильма - видимо, причина по которой 'Гоморре' присудили Гран-При самого престижного кинофестиваля - это реальная подоплека событий. Матео Гарроне перекладывает на киноязык режиссерское расследование Роберто Савьяно, посвятившего свою жизнь разоблачению итальянской мафииозной группировки - Каморра. С одной стороны, что мы не видели, ведь был же 'Крестный отец' и гангстерская романтика... Фильм 'Гоморра' развенчивает этот миф в прах. Несколько разнообразных и одновременно похожих историий, которые не пересекаются, образуя единое вязкое полотно событий. Я бы сравнил это с хождение по болоту - интересно, но за 2,5 часа очень устаешь. За фильмом приходиться следить очень внимательно, потому что есть риск, упустив небольшую деталь, не понять сюжет вовсе, что со мной и произошло. Вообще, тяжело было не выключить сей опус, я путался даже в персонажах. Лишь изредка намечался просвет, я начинал с любопытством следить за происходящим, но потом вновь затмение, и так добрых 140 минут. Впрочем, не хитрая мысль Гарроне доходит и без просмотра. Мафия - это не тот образ, которые рисуют себе мальчишки. Это не единственный способ жизни для детей Сициллии. Брэндовые вещи шьют китайцы, потому как сами дизайнеры подчиняются мафиозным группировкам, что, кстати доказала история Версаче. Радиоактивные отходя не сбрасываются на Плутон, а могут быть закопаны в километре от вас. Мафия бессмертна, это обычные организованные бандиты и гопота. Фрэнсис Форд Кополла скрыл нечто очень важное. Режиссер, а главное журналист Савьяно - герои. Гран-При я бы отдал другим. Да, 'Гоморра' - это один из самых интересных, смелых и концептуальных проектов нашего времени, именно проектов, потому что художественным фильмом творение Гарроне назвать можно с трудом. 5 из 10
Ипостась повседневного насилия и мгновенных убийств составляет основу данного фильма. Ожидаемый сюжет в ожидаемом мире никак не заставляет мозг разбираться, почему произошло именно так. Здесь есть только друг или враг, а если ты сомневаешься в этом, то ты труп. А что вы хотите? Это война!.. Затянутый сюжет не даёт сосредоточиться и вникнуть в происходящее, и уж тем более сопереживать. Всё происходит как будто так, как и должно было быть. Периодические вспышки насилия лишь подчёркивают весь упадок и крайнее разложение описываемого места. Если убийство – то быстро, если ограбление – то без лишних слов, ведь от этого напрямую зависит твоя жизнь. 7 из 10
Фильм правдиво раскрывает всю подноготную деятельности Каморры в Италии. Лозунг фильма - 'либо ты с нами, либо против нас', говорит сам за себя: все, кто хоть как-то связан с мафией (а в фильме с мафией связаны все), могут либо подчиниться, платить и безропотно исполнять приказы, либо умереть или просто лишиться положения в обществе и работы. Всепоглощающая сила Каморры безжалостна и непоколебима, она пронизывает все общество, имеет влияние на всех граждан. Режиссер использовал стиль документального кино, что придает фильму еще большего натурализма. Актеры играют так, будто живут повседневной жизнью. Никакого пафоса и поддельной итальянской напыщенности в фильме нет, только безысходная и превосходно исполненная реальность, где правят деньги, власть и оружие и где нет места сантиментам. Выражаясь короче: 'Гоморра, где правит Каморра!'
Потрясающий фильм. Фильм о Каморре и Италии. О том что Мафия, это неразрывная составляющая местного колорита. Это явление столь-же свойственное и неотделимое, как смена времен года. Эти 2,5 часа фильма, лично мне не показались скучными и тяжелыми. Я спокойно(безмятежно) сидел и с интересом наблюдал за картинкой. Наблюдал за тем, как Коморра, ведет свои дела. Вот мафиози, торгуются с владельцем завода. А вот, безусловно талантливый кутюрье, лишь взглянув в баре, на экран телевизора, по которому идет церемония вручения оскара, получил полное представление о покрое платья. Которое, уже завтра, будет массово шиться китайцами в подпольных мастерских.
Итальянский режиссёр показал реальную жизнь кавказских подростков на итальянском языке, поэтому я не увидел ничего нового на экране. Но надо отдать должное Маттео Гарроне и сказать, что шок от просмотра ленты, а вы со мной согласитесь, заставляет о нём говорить и, наконец, вспоминать основные сюжетные линии снова и снова... А ещё хотелось сказать о трёх умниках, которые дают свои отзывы чуть выше. Эти 'маленькие критики' полагают, что они самые умные. Конечно, о вкусах не спорят и т.д., но на самом деле причина их неправильной оценки кроется в неумении разглядеть главного... И я им искренне сочувствую!
Фильм сразу после прочтения синопсиса очень захотелось заполучить и посмотреть. Итак, включаем. Захватывающее начало с безжалостным расстрелом одних мафиози другими в солярии. Не покидает уверенность, что ждет увлекательное повествование о современной жизни преступной части итальянского общества. Но, в итоге постигает жестокое разочарование фильм получился невнятным, чересчур длинным и совершенно не увлекательным, при чем аж на 137 минут. Взбодриться удается только в концовке на жестокой сцене очень реалистично снятой перестрелки. Сюжетные линии совершенно зря не пересекаются. Кажется, хотелось создателям охватить как можно больше уровней деятельности итальянских ОПГ - Мафии / Каморры / Ндрангеты / Сакра корона юниты и т.п. и влияния ее на жизнь итальянского общества (в данном случае речь, видимо, идет конкретно о неаполитанцах, судя по созвучности с названием ленты). Однако смешалось все в одну кучу крайне неудачно: истории про портного, продавшегося китайцам и нелегальное захоронение токсических отходов не очень сочетаются с историями про молодых гопников без тормозов, пацана на побегушках у гангстеров и держателя общака. Все эти линии режиссер показал отдельно: смешав, но не взболтав, в итоге получилось очень скучно. Гораздо увлекательнее было бы снять документальный фильм на эту тему. Ни мэйнстрим, ни арт-хаус, ни документальный. Интересный сюжет, отличный колорит, но конечный продукт получился постным, очень неудачное исполнение. Видимо, хотелось снять 'не как у всех' Сюжет: 7 из 10 Видеоряд: 7 из 10 Актерская игра: 4 из 10 Режиссура: 3 из 10 5 из 10
Еще одно разочарование... Фильм о том, что в наше время большой процент молодежи не находит себе места в жизни, в следствие чего встает на неверный путь и зачастую исчезает с лица земли. Вполне возможно, так оно и есть, печально. Но печален именно факт, а фильм этой печали донести не смог. Вообще, 'Гоморра' - один из тех фильмов, каким создатели кино намереваются шокировать зрителей, дабы посредством шока донести что-то, открыть глаза на ужасающую реальность. Но в данном случае не получилось. Вроде бы, есть сюжет, есть герои, есть идеи... Но после просмотра ты пытаешься найти ответ на вопрос 'А что это было? И зачем это было?' В целом неплохая идея в неудачном исполнении. 5 из 10