Клер Дени, француженка, режиссёр, номинант и лауреат ряда национальных и международных премий. Мари Ндьяй, французская писательница и драматург, получила Гонкуровскую премию за роман 'Три сильные женщины'. Одна из ее последних работ - сценарий фильма Клер Дени 'Белый материал' (2009). Такой вот творческий тандем двух талантливых женщин, одна из которых белая, а вторая - черная, но обе неравнодушны к проблемам Африканского континента. Как настоящий мастер 'авторского кино' в фильме 'Белый материал', К. Дени намеренно демонстрирует нам семью французских колонистов, владельцев кофейной плантации, где все такие белокожие: и мама, и папа, и сынок. Стопроцентный 'белый материал'. Но мне кажется, что вопрос, связанный с цветом кожи героев фильма, не так важен при решении социальных и общечеловеческих проблем. Разве Мария обращала внимание на цвет кожи окружающих ее людей, разве она не оказала помощь раненому чернокожему предводителю повстанцев, думая что это родственник ее работника? Но вот перед нами сытый, уверенный в себе чернокожий мэр, который снизошел до общения с белым, бывшим мужем Марии Андре, по двум причинам: чтобы за бесценок скупить плантацию кофе семейства Виаль и за деньги переправить за границу Андре с его нынешним чернокожим семейством. Так кто в этом случае 'униженный и оскорбленный'? Выйдя из плоскости рассмотрения фильма про хороших белых, плохих черных или наоборот, мы попадаем в эпицентр социального взрыва, когда бедные хотят просто наестся досыта и найти виновных в своей бедности. Во время просмотра фильма не покидало ощущение, что сюжет знаком и напоминает что-то наше, родное. Скупое и лаконичное течение фильма, без всяческих кинематографических штучек, больше напоминает театральный спектакль с прекрасной драматургией. Начало 20-го столетия, среднерусская полоса. Помещица Мария озабочена сбором урожая со своего сада, единственного источника существования. Крепостного права нет, нужно нанимать сезонных рабочих из ближайших деревень. Муж Марии Андрей мало интересуется ведением хозяйства, его больше интересует молодая кухарка, с которой он прижил сына. Законный сын - гимназист Моня не определился со своей жизненной позицией и поэтому с утра до вечера болтается без дела. Мария за хлопотами сбора урожая не видит, что мужичок пошел уже не тот. В уезде появилась кучка революционеров, призывающих народ к свержению власти и ненавистных помещиков... Дальше можно не продолжать, сюжет известен. Я думаю, что на творчество драматурга Мари Ндьяй не могло не оказать влияния наследие Чехова и Горького. Старая история на новый лад. Актерский состав подобран безупречно, все номинанты и призеры кинопремии 'Сезар'. Изабель Юппер актриса, которая может сыграть все, и равной ей во французком кино нет. Николя Дювошель и Исаак де Банколе сыграли очень убедительно свои роли. Заявления критиков о возвращении Кристофа Ламбера в арт-хаусное кино просто смешны, никуда он и не уходил, снимать надо уметь. Пожелание тем, кому не понравился фильм или они его не поняли. Посмотрите с середины фильма и до конца, а потом - с начала и до середины. 9 из 10
Африка, пожалуй, лишь во времена первобытных обезьян считалась более менее комфортабельной, спокойной территорией. Мы же знаем, что с незапамятных времен Черный континент был охвачен колониальной бойней за землю, алмазы и рабов. Выжженные Солнцем и залитые кровью саванны и пустыни вполне привычный образ, оставшийся в наследство от Жюля Верна и Луи Буссенара, новостных сводок середины XX века. Казалось, что когда европейские захватчики покинут африканскую землю, то на ней воцарится если не благополучие, то хотя бы мир, но раз за разом рушатся недавно образованные страны, а одни народности подчистую вырезают другие, при дележе доступа к ресурсам, вернее того, что от них осталось после британского и французского владычества. Многое связывает с Африкой и французского режиссера Клер Дени, которой она посвятила свой последний фильм с Изабель Юппер в главных ролях - «Белый материал». Белым материалом называют слоновую кость и белых людей, чаще всего, господ. Это абсолютно расистское выражение абсолютно закономерно, и в то же время удивительно для многих людей. Ведь мы привыкли слышать о сегрегации и дискриминации чернокожих людей в Америке, но Клер Дени идет совсем в другую сторону, показывая «идеальный тип» намечающегося геноцида белого человека, задержавшегося на колониальных задворках африканской страны. Причем, у страны в фильме Дени нет названия. Нет имен и у народностей, затеявших гражданскую войну. Разве это существенно, когда подобное происходит по всему континенту. Есть территория, есть коренные жители, сотни лет эксплуатируемые французами, есть французская семья, не желающая покидать кофейную плантацию, которая даже не приносит дохода, а только ввергает в долги. Хозяйка плантации Мария Виаль (Изабель Юппер), выросшая здесь, всеми силами держится за землю, ставшую ей родной, не взирая на грозящую расправу. Даже получая предупреждения от французских военных покидающих страну, мужа, друзей, да попросту от тех, кто грозится вырезать их, она до последнего борется, чтобы собрать урожай, а в перспективе, пересидеть волнения и остаться дома. Ей нечего делать во Франции, вся ее жизнь среди бушев. Мария говорит, что во Франции она не сможет проявиться своего мужества и привыкнет к комфорту. Хрупкая рыжеволосая женщина, регулярно попадая под прицел автоматов, ищет новых работников, взамен бежавших старых, а тем временем в ее доме прячется главарь повстанцев «Боксер», беспорядки нарастают, и даже маленькие дети, вооружившись мачете и копьями, становятся реальной угрозой для нескольких белых человек, которым во что бы то ни стало надо выжить на Черном континенте. А как известно, первыми летят головы чужаков, а потом уже переключаются на «своих» из другого племени. Для Марии это не аргумент… Несмотря минимализм в действиях героев, 'Белый материал' брутален и жёсток. В вечной резне неважно, чье горло вскрыли первым. В тишине и последовательности фильма, в полнейшей неразберихе политической ситуации, когда доверять нельзя даже друзьям, рождается настоящий ужас, и трудно представить, как героиня до последнего надеется, что опасность ее минует, когда насилие уже захлестнуло ее дом и даже проникло в ее сына, обрившего голову наголо и примкнувшего к повстанцам. Клер Дени демонстрирует попросту дикие, но показательные проявления расизма и жесткости, будь это тихая поножовщина, или запихивание «золотых» волос, приносящих несчастье, в глотку черного человека. Политкорректностью в фильме Дени и не пахло. Она смело и безжалостно исследует противостояние господ и рабов, сталкивая расы и инициируя архетипический страх белого человека, теряющего контроль над колонизированными территориями, своим имуществом, а ведь в дальнейшем, черный человек, отвоевав свою землю, может нанести ответный удар уже на территории врага. Изабель Юппер как всегда прекрасно справляется с поставленной задачей, перевоплощаясь в последнего выжившего рыцаря, защищающего дальние бастионы, ставшие ему уже родными. Не сказать, что ее жалко, но и правда становится страшно смотреть, как она лихо дает распоряжения черным работникам, ожидая, что те в любой момент могут с ней расправиться. В этом триллере нет ничего необычного. Все по Марксу. Эксплуатируемые народы свергают господ, а господа крепко держатся за свою землю. В фильме Клер Дени со своей спецификой, конечно. Но как же жутко за этим наблюдать. 8 из 10
В чем-то вредоносная картина. Вот прошел умеренно удавшийся чемпионат мира по футболу в Африке. Показалось на секунду, что Африканский континент чуть больше, чем практический пример первобытности, и опа - вот тебе фильм, основанный, как я понимаю, на личном опыте, почти документальный по содержанию, и приближенный к таковому по форме, отрицающий возможность исправления Африки в принципе. После этого фильма в пору становится еще большим расистом, потому что мораль этого личного кино: в Африке никогда не будет ничего толкового, когда со всех сторон необразованные дикие, да, просто, первобытные жители континента. Кто-то кто все понимает, ничего не делает ни в какую сторону, потому что ему выгодно быть умнее, прозорливее и смотреть как одни бессмысленно выступают против неизвестно чего, убивая неизвестного кого, чтобы потом другие, подавили и убили их. Охота племен друг за другом, только с новыми возможностями и оружием - вот все, что есть Африка, и никакой цивилизации, никакого положительного влияния белых, которых заодно подавляют. Впрочем сюжет говорит об этом опосредованно, показывая кофейную плантацию трех белых материалов, оказавшихся сначала между, а потом и в центре легкого внутреннего волнения. Волнение передается и самим хозяевам, теряющим контроль над ситуацией и внутри себя, в выражении беспутного сына, побрившегося в скины, чтобы воевать с белыми... Совершенно не родилось никакой жалости, и никакого чувства справедливости ни к кому фильме, в том числе к Юппер в роли бессловесного катализатора слепоты. Странно было видеть в таком фильме Кристофера Ламберта, и то что, я его поначалу не узнал, положительный момент его персонажа. Снят фильм пыльно: картинка желтоватая, старательно подогнанная под действительность в которой происходит действие, мягкой нечеткостью и ручной камерой, так и не выразившей эмоций. Или это задумано и я попал в точку. Фильм очень долго раскачивается, имеет в себе молчаливое развитие действия, при этом без созерцательности - это замедляет его. И это тоже не на пользу и так бедному действию, когда каждый второй шаг становится событием. Чисто на любителя. В сухом остатке: prima authora. Для тех кому оно понравится. Мне не очень, хотя стиль выдержанный и зрелый.
Владелица кофейной плантации в неназванной африканской стране, каллено-бледная Мария Виаль принадлежит к белой расе, презрительно именуемой аборигенами «белым материалом». Тем не менее, Мария слепо любит эту неродящую землю, не отвечающую ей взаимностью, и этот народ, с которым отождествляет и себя. Она пытается доказать самой себе, что не существует аналога «осетрины второй свежести» применительно к цвету кожи, и все люди - братья. Но с ней категорически не согласны ни ее бывший муж – меркантильный обладатель одутловатого лица Ламберта (совершенно невечного как для Горца), ни сын – садист и вырожденец. Тем не менее, драма разворачивается отнюдь не в плоскости взаимоотношений членов давно разрозненного семейства, ибо мужчины довольствуются всего лишь ролями корней, коими, помимо треклятого кофе привязана героиня к Африке. Закипающие страсти напоминают африканский вариант «Свадьбы в Малиновке» с той лишь разницей, что, сменяя друг друга, по району каруселят не только пришлые вооруженные группировки, но и напуганное население – ибо «переобувкой» буденовки уже не отделаться, голову легко снимут заодно с убором. Правда, ужасных повстанцев как таковых зритель не увидит. Но их успешно заменяет негатив питерпэновской детскотеки - черные не только цветом кожи, но и сознанием дети, олицетворяющие неподлежащую приручению душу этого континента. Умильные на первый взгляд отроки с лошадиными, полными жалости глазами, даже поодиночке быстрее кинговских лангольеров разрушают все, что видят, и с искренним невинным смехом нашкодивших амурчиков разбегаются до появления недоумевающей жертвы их проделок. Однако при росте критической массы свыше 50 килограмм на десять метров квадратных, мал-мала-меньше доходяги, которые поутру «Ингремы» на себя одевают раньше трусов, по степени своей кровожадности превосходят всех горилл, акул и больших злых крокодилов вместе взятых. Поэтому дальновидным белым остается только улепетывать на вертолетах быстрее преследуемых конницей фараона подопечных Моисея. Но заваруха не является сутью фильма – скорее, катализатором вынужденного пересмотра излишне романтизированных взглядов на жизнь, свойственных героине Юппер. Пересмотра кардинального, в результате которого напоминающая в первых сценах «ялетаюявраю»-йскую Ренату Литвинову жизнерадостная женщина за два дня событий превращается в старуху, в навсегда приопущенных уголках губ и околобровных морщинах которой сосредоточен запас мировой скорби. И можно, находясь в эпицентре хаоса, пытаться делать вид, что все нормально и ничего экстраординарного не происходит. Можно по старой детской привычке в минуты страха зажмуриться и верить, что опасность на самом деле не существует - но рано или поздно глаза придется открывать. И когда в сложившейся ситуации из всех существующих законов – этических, моральных, юридических и остальных – действуют только законы Кольта да физики, гласящие, что пуля, выпущенная с двух метров в голову, не найдет повода и возможности обойти ее стороной, тогда поиск твердой почвы под ногами будет вдвойне сложен. Он потребует духовного перерождения, некоего приобщения к первобытной анархии и, как закономерный итог, крещения кровью на осколках мира, который для вновь обращенного «белого материала» отныне закрыт навсегда. Что примечательно, режиссер фильма Клер Дени не особо заморачивается однозначностью трактовки зрителем сюжетных перипетий, и как следствие, идентификацией собственного стиля. Периодически возникает чувство, что нелинейная (а иногда и просто хаотично выстроенная) хронология повествования - не столько авторская задумка, сколько случайный успех режиссерского непрофессионализма. Дени раскидала большую часть сцен в рамках хронометража в рэндомном порядке – а глубокомысленный зритель пытается, уподобившись гадальщице на костях животных, что-то понять в этом нагромождении элементов символизма. Перемешать сцены иначе – акценты сместятся, и смысл будет иным. Занимательный киноконструктор выходит. И поэтому сложно до конца понять ту проблематику, которую вложила в мрачную зарисовку со светлым названием ее автор. Для одних это картина о диких нравах африканских аборигенов, хотя зритель не дождется ни шокирующей жестокости, чем пронимает «Отстреливая собак», ни социально острых вопросов человеческого различия, поднимаемых «Отелем «Руанда». Для других - о потаенных уголках человеческой души, в которые желательно не вторгаться ни при каких обстоятельствах. Для третьих – скучное морализаторское кинонаставление о том, что иногда нужно вынимать голову из зад… задымленного песка, смотреть на мир глазами реалиста и держать нос по ветру. И истина, как водится в таких случаях, где-то в точке пересечения этих воображаемых медиан. Резюмируя впечатления от картины в целом, Африка глазами Клер Дени укладывается в две перефразированные строки классика «Плантации кофе да детские банды, И казнями там имениты дни». Но при этом почему-то никого не жалко. Никого. Видимо, потому, что смерть в Африке независимо от ее причин - совершенно естественный процесс. Воспетый Элтоном Джоном cirle of life недиснеевской реальности. И когда обжигающий ветер Цабо выбелит непогребенные кости, убийцы с убиенными будут примирены и снова станут равными – белым материалом. 6 из 10
Я так понимаю это последний фильм Клер Дени. На протяжении всего фильм мы идем рука об руку с француженкой (Юппер), для которой африканская земля стала своей, другого места жительства она для себя не видит, несмотря на то, что в стране практически военное положение и опасность на каждом шагу. В фильме не так уж много событий. Маленькая женщина упорно ищет новых работников для своей кофейной плантации вместо тех, что отказались работать, и новые бросают ее. Она постоянно ездит по стране, уговаривает и каждую минуту рискует жизнью в этом хаосе. В ее доме прячется главарь повстанцев, сын побрил голову и встал на сторону восставших, а восставшие сами не всегда знают, чего хотят, и не всегда им важно, кого убивать, чье горло резать. И вот посреди этого безумия Она - белый материал. Это расистское слово придумано африканскими черными для белых. И она старается любыми путями удержаться на этой не гостеприимной земле. Временами фильм напоминает документальный фильм, репортаж с места событий. А показано все очень достоверно. Как с точки зрения красок и пейзажей, так и с точки зрения демонстрации нового вида расизма. Мои друзья, бывающие в Африке, именно так все и описывали. Белым лучше не высовываться из города вечером, вряд ли у них будет шанс вернуться живыми. Да и в городах не везде можно. И что показательно, в тех местах откуда черные выгнали белых, сами черные не поселились и работать не стали. Они особо работать и не умеют и не планируют. Техника брошенная так и простаивает на полях. А война идет. Фильм вот о такой вот Африке. И эта Африка существенно отличается от той, что мы видим из окна джипа, приезжая на сафари. Юппер - молодец как всегда! 8 из 10
«Белый материал» - тяжелая и сильная французская драма, балансирующая между одиночеством и тем, как выжить белому человеку на черном континенте. Фильм получился необычный, и снят он чисто в европейском стиле. Данное кино может понравится далеко не всем зрителям, вед оно на любителя и снято необычно и по-французски. Мы видим, как в одной из африканских стран идет гражданская война, и белая французская женщина не может отсюда уехать, ведь здесь у нее кофейные плантации, но все уехали или погибли, и ей одной приходится переживать нелегкое бремя, и мы видим шокирующую и драматическую историю, которая пропитана драмой и безысходностью… Французская актриса Изабель Юппер всегда здорово и правдоподобно играет сложные и драматические роли, и весь этот фильм держится именно на ней и на ее эмоциональном состоянии. Она интересная и сильная актриса, и я люблю фильмы с ее участием, особенно если у нее главная роль. Кристофер Ламберт отличный актер, который сыграл во многих достойных и интересных фильмах, и в этой драме мне было приятно его увидеть. Данное кино тянется не спеша и медленно угнетает зрителя своей тяжелой атмосферой и драматичностью, и я должен заметить, что эта драма получилась неплохой, но она не для всех, но лично мне понравилась. Мы видим как отчаянно борется за дело своей жизни француженка в чуждой для нее стране и то, как это чрезвычайно нелегко. Любителям американского кино возможно эта драма не понравится, но ценители чистого европейского кино с его напряженностью, тревогой и атмосферой, данное кино должны оценить. «Белый материал» - драма о безысходности, о том, какой ужас и беспредел творится на «черном континенте», и сколько много ни в чем неповинных людей страдают. Кино получилось не плохое, и я считаю, что его можно один раз посмотреть, и оно заслуживает положительных откликов. 7 из 10
Смотрелось на французском языке с русскими субтитрами. Фильм займет почетное третье место в моем персональном списке кинокартин, в которых изображен африканский континент (2-ой - 'Английский пациент' с опоэтизированными песками Сахары, 1-ый - 'Преданный садовник' с палящим солнцем и каменистыми пустынями). Главная героиня - Мария Вьяль (Юппер) живет на кофейной плантации в условной африканской стране. Неожиданно начинается нечто вроде гражданской войны: повстанцы совершают разбойные набеги, с ними по мере сил сражаются. Весь этот кровавый хаос вынуждает людей сниматься с насиженных мест и отправляться в безопасные области. Мария уверена, что угрозы нет никакой, несмотря на уговоры мужа Андре вернуться во Францию, она считает, что самое главное - не дать пропасть урожаю кофе, который теперь, из-за сбежавших рабочих, собрать некому. Единственный, кто поддерживает её в решении остаться, - её свекр, проживавший на плантации всю свою жизнь. Кстати, кроме тестя и мужа там обретается их сын Манюэль (тот еще, надо сказать), новая подруга мужа Марии и её сын от Андре - Жозе. Хочу признаться, что главная героиня не вызывала у меня никакой симпатии на протяжении всего фильма. Она подвергала опасности всю свою семью ради какого-то там кофе. И на это, видимо по задумке Кдер Дени, у Марии должны были быть глубокие причины. Весь фильм я пыталась понять, что за причины? Сначала мне казалось, что дело в том, что она просто болезненно любит Африку, минуте где-то на 40-50 я полагала, что виной связь мужа с темнокожей девушкой и сын на стороне, затем мне показалось, что она просто не могла реализовать себя на европейском континенте, потому-то не хочет оставлять свой мирок на африканском. Повторюсь, Африка, на мой взгляд, воссоздана неплохо. 5 из 10