Агитбригада «Бей врага!»: отзывы и рeцензии

Качнувшийся
Качнувшийся12 октября 2018 в 01:59
Насмешливая аллигория

Виталий Мельников прожил долгую, счастливую жизнь. Счастливую, разнообразием фактуры одарившую его. Как художника. Как натуралиста. Портретиста, если хотите. Ну, конечно же портретиста, а как иначе? 'Старший сын' - разве не портретная галерея настенных образов близкая каждому. Останавливаешься - замераешь. Всматриваешься любуясь. И льются слова 'легенд' - Е. Леонов, Н. Караченцев, М. Боярский, С. Крючкова... Диалоги-диалоги. Наше научение. Наша мораль. Наша совесть. Прозрение. А 'Отпуск в сентябре' с мятежным человеком-струной? Играет О. Даль роль или живёт в ней как в клетке? Зилов-Зилов-Зилов - рефлексирующий Печорин. Вдруг оживший. Капитану Блинову в 'Выйти замуж за капитана' и вовсе благодарная публика слала письма олицетворяя Виктора Проскурина с созданным образом. Не разделяя. Не соотнося вымысел с реальностью. Почитали. Почтение. 'Начальник Чукотки' и 'Здравствуй и прощай', 'Бедный, бедный Павел' и 'Женитьба', 'Ксения, любимая жена Фёдора' - каждая лента захватывающая киноповесть достойная хвалебных эпитетов. Их раздавали и раньше. Они слышны сейчас. И ещё многие-многие годы будут будить восторги приобщающейся публики. Свежо. Интересно. Художественно. Очистительная слеза - 'Агитбригада 'Бей врага!' Беззлобная, трогательно-насмешливая аллигория. Автор подводит итоги своей жизни. Виденного, слышанного, того чему сам был свидетелем. Итоги стране, всплывшей из неоткуда, просуществовавшей на поверхности семьдесят лет и вновь погрузившуюся в безбрежную пучину. Нет её. Осталась лишь горькая память отрыжкой пережитого времени. Каждый образ - едва ли не социальный институт общества. Судите сами: Кольчугин - ВЛАСТЬ. И фамилия, подходящая. Никанор Калинкин - КОНТУЖЕННАЯ АРМИЯ (только копает, мыслить не может). Вера Владимировна и Вадим Алексеевич - ИСКУССТВО в ЗАГОНЕ. Раднэр - ДИТЯ НОВОЙ ЭРЫ (из ИНТЕРНАТА-СПЕЦПРИЁМНИКА). Зина - НАРОД (сибирская, простодушная баба), так и хочется сказать - дура-дурой, что с неё взять... И вот всё это. .. 'общество', разношёрстное, разномастное, если позволите, 'ВЛАСТЬ' отправляет в АГИТПРОГОН по реке жизни. По стране. По просторам. Несите искру времени в людские сердца - кино, музыкой, сценическим искусством, словом пропаганды... Несут. И что же зрителю показывает автор? Где остановка у этого эшелона? С кем он соприкасается? Да много с кем. Тут тебе и дремучие хуторяне (8 душ) и не признающие никого кроме Бога, старообрядцы. И высланные поволжские женщины-немцы с нормами по лесозаготовкам, и бабы рыбачки не видевшие мужиков несколько лет. И колымские этапы калмыков с юртами, и чистенькие прибалты под надзором автоматчиков. А ещё кулаки, пионеры... и свободный охотник живущий радостью промысла... Но час его пробил. Оточенные зубы ВЛАСТИ уже занесены над ним. Свободы нет. Свободными люди могут быть только мёртвыми. Горькая правда. И амбалы в тельняшках вершат суд. Удивительно, как без плача, без злобы режиссёру удался этот 'капустник', этот скетч. Искромётный, живой, сатирический. Многообразный в образах, лицах. Наверное сам он мог бы ответить словами тех самых старцев (именно киношных. Мы же с Вами в кино)... что из 'Белого солнца пустыни', - давно здесь сидим... Да. Действительно. В 1928 году режиссёр родился. Выстрадал свои наблюдения болью сердца. За прожитые годы не очерствел душой. И трансформировал опыт в шутку. ПОТРЯСАЮЩЕ. Ничего не скажешь, МЭТР. СВЕТОЧ. ФИЛОСОФ. Спасибо за образное мышление. Спасибо за эпоху. Спасибо. 7 из 10

KiD_dika
KiD_dika15 ноября 2007 в 17:59
Кругом вода. . .

В картине задействованы как широко известные и полюбившиеся публике актеры Виктор Сухоруков, Оксана Мысина, Кирилл Пирогов, так и молодые, но многообещающие дарования. Основное место событий фильма – сибирская река, по которой и должны следовать главные герои с целью поднять «боевой дух» народа в близлежащих поселениях. И именно поэтому все действие словно исподволь подчинено духу водной стихии. Здесь царит то продолжительный штиль, когда слышны каждый шорох, каждое слово – и здесь зритель, будто затаив дыхание, проникается каждой клеточкой своей души атмосферой, созданной режиссером (будь то непередаваемой красоты пейзажи; не предвещающее дальнейших приключений знакомство и задумчивые взгляды действующих лиц; размеренная жизнь в первом попавшемся на пути населенном пункте). То возникает медленно разрастающееся волнение «водной глади» повествования, вместе с которым в сердцах людей, находящихся по ту сторону экрана с его неспешно сменяющими друг друга событиями, появляется тревога (вот недоброжелательное лицо жителя деревушки староверов, его мрачный взгляд и злобно сведенные брови; подозрительное и чуждое замыслам агитбригады поселение «русских» немцев) . То вдруг в самый, казалось бы, неподходящий момент сквозь тучи пробивается лучик света, озаряя сначала миллиметр воды, а затем и всю реку. Точно так же герои попадают в непередаваемо смешные и нелепые ситуации (пусть тому причина - рискованные шаржи художника; самоуверенность «равнодушного ко всему» руководителя бригады, встретившего на своем пути самое невообразимо трудное препятствие в лице простой русской женщины; наивный и трогательно забавный взгляд на жизнь и вытекающие из этого потрясающие диалоги). А дружный смех зрительской аудитории - лучшее тому подтверждение. Но в этой ленте, как и в любом фильме о «воде», неминуемо присутствие шторма (пусть и на реке) ! И как ненавязчиво и тонко крушение маленькой лодочки, с легкой руки Мельникова, совпадает с надломом в жизнях и настроениях действующих лиц (маленький песчаный островок и люди; чувства накалены, но не вырываются наружу, а лишь оголяются под воздействием реальности, забросившей их сюда; появление взявшегося словно из ниоткуда местного жителя, обвиняемого в дезертирстве). Одними из замечательных моментов фильма являются «киносеансы», которые специально проводятся героями в поселениях. Здесь и «Свинарка и пастух», и «Цирк», и даже «Чапаев». Старые черно-белые ленты привносят ощущение еще более острой реальности происходящего не без теплоты, юмора, простоты и душевности, свойственной старым советским лентам. А если учесть, что среди участников упомянутой славной агитбригады весьма колоритные личности (художник-карикатурист Вадим (Кирилл Пирогов), без разрешения оставивший свое место поселения ради певицы Веры; соответственно «возлюбленная» сосланная за исполнение непотребных песен; двое подростков с непростой судьбой – мечтающая о большой и чистой любви девушка и ищущий свой путь в этой жизни мальчик, сын поселенцев), а возглавляет все это сборище контуженный милиционер Никанор (Виктор Сухоруков), то можно без труда предположить, что действие картины действительно обещает быть насыщенным и увлекательным. 9 из 10

Norberto
Norberto10 мая 2009 в 18:02
Добро пожаловать в…

«Агитбригада «Бей врага!» является последним на сегодня фильмом режиссёра и сценариста Виталия Мельникова. Мой любимый фильм Мельникова – мелодрама «Луной был полон сад». Умение показать смешное через трагичное, а трагичное сквозь оптимизм всегда отличало этого режиссёра. Так же и в этой драматичной комедии. Музыка композитора Сергея Баневича вселяет надежду с самого начала и до конца фильма. Виктор Сухоруков уже снимался в исторической драме Мельникова «Бедный, бедный Павел». А за роль Никанора был номинирован на премию «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль. Пока вся страна напрягает силы для разгрома врага, а «великий» Сталин в Кремле «куёт победу», советской властью спущено указание мобилизовать агитбригаду из арестованных ссыльных. В число избранных попали артистка Вера Владимировна Ренатовская (Наталья Ткаченко), спевшая песенку про ковбоя, сын врага народа Раднэр Скворцов (Никита Лейтланд) и кинщица Зинаида (Анна Данилова). Возглавлять бригаду поручено контуженному культурному уполномоченному из милиции Никанору Васильевичу Калинкину (Виктор Сухоруков). К тому же к этой весёлой компании присоединяется художник Вадим Алексеевич Юренев (Кирилл Пирогов), раскритиковавший мазню, получившую Сталинскую премию. Задача агитбригады «Бей врага!» плыть себе тихо по таёжной речке и возбуждать ненависть к врагу у местных обитателей посредством фильмов «Свинарка и пастух», «Чапаев», песен, сценок из партизанской жизни и «регулярно меняющихся» вестей с фронтов. И вот несёт агитбригада «Бей врага!» большевистский привет во много- и малочисленные массы. Но и в таком, казалось бы, нехитром деле неудачи бывают. Товарищи артисты попадали сначала в забавные ситуации, а затем и вовсе впутались в историю… Даже там, где не пролетала вражеская пуля, война всё равно прошла. «Как хорошо жилось до войны» говорили местные жители в первой деревне Слушка, куда заехали артисты. Общаясь с верующими людьми, сталкиваясь с немцами-переселенцами, все из агитбригады прочувствовали, что они и сами живые люди, с чувствами, любящие и ищущие любовь. Чтобы быть рядом с любимой Верой Вадим самовольно идёт из одной ссылки в другую – в агитбригаду. Зина просит у Бога хорошего жениха, а Никанор понимает, что совесть то вроде не потерял. Свою главную задачу агитбригада «Бей врага!» выполнила. Дала людям надежду. Победы продолжаются, и ещё долго будут продолжаться. Приятно всё-таки, хоть и война…

Танечка
Танечка18 декабря 2007 в 17:30
Даешь такое кино в каждый дом!

Великолепный фильм! 'Агитбригада ' - это попытка показать другую войну, без крови и боев, но живушую в людях и людей, живущий ею. Причем эта война не всегда с видимым врагом-фашистом, а ещё и с другими, теми кто маскируется под власть и закон, а сам пренебрегает законами жизни. Это ещё и попытка показать жизнь того времени, столкновение судеб. Очень напрашивается на сравнение с 'Перегоном ', та же атмосфера, вроди как и война, все о ней говорят и в то же время герои заняты решением не столько военных проблем, сколько своих личных. Почему-то подумалось, что в советское время был бы невозможным выход на экран подобных фильмов, не пропустили бы их, сказали, что мало патриотизма и героизма (если уж про войну снимать, так с размахом!). Зато нынешнему зрителю эти герои ближе. Я так думаю. Так что могу назвать 'Агитбригаду 'Бей врага ' и 'Перегон ' - новыми российскими фильмами о ВОВ. Обсуждать сценарий и игру актеров не имеет смысла. Смотрите - сами все увидите. 8 из 10

sseroff
sseroff4 ноября 2009 в 18:50
Жизнь. Как она есть.

Фильм 'Агитбригада Бей врага!' - это гениальный срез советской действительности, местами комичной, местами трагичной, но бесспорно очень реалистичной. Здесь гениально, на мой взгляд всё - сценарий, режиссура, выбор актеров, их игра. К российским фильмам я отношусь предвзято, ибо большое кино в России умерло уже давно. Новые российские блокбастеры, гламурно клонированные по голливудскому шаблону - не в счет. Я увидел этот фильм случайно и не смог оторваться. Он заставляет погрузиться в сюжет и не на секунду не позволяет усомниться в его вымышленности и надуманности. Я посмотрел фильм с начала до конца и не разу не поймал себя на мысли, о том что мне скучно или я не верю какому-то кадру. Досмотрев фильм, я понял, что нахожусь в том состоянии счастливого умиротворения, в каком находится человек, любящий кино и посмотревший прекрасный фильм. Этот фильм позволяет смело утверждать 'Российское кино есть.' 9/10

Andron
Andron12 мая 2009 в 10:43
Гадость

Да уж. Вот ведь как снимут, так хоть стой, хоть падай. И в очередной раз в голове возникает простой вопрос: а зачем? Вот для чего сняли этот бессмысленный и примитивный фильм? Этот глупый и никчемный фарс, дешевую и убогую карикатуру? Лично мне это непонятно. Во всем фильме есть только 1 стоящий момент. Всего один. Это сцена, где мальчишка сравнивает 2 тоталитарных режима, 2 государства. Вот это в точку! Тут реально аплодисменты и овации. Но! Я больше, чем уверен, что даже ради такой сцены не стоило снимать такую откровенную чушь! Ибо всё остальное именно этим словом и называется. И дебильный милиционер в исполнении В. Сухорукова (такое ощущение, что нормальных людей он играть просто не в состоянии, да просят меня его поклонники) – сцена с «Чапаевым» задом наперед – это даже не глупость – это абсурд. И совершенно нереальные «старообрядцы», и сексуально озабоченная «кинщица», которой, такое ощущение, без разницы, с кем залезть в стог сена, и художник-неврастеник со своими совершенно оторванными от реальности проблемами – всё это дико и с бесконечной тоской смотрится на фоне войны, которой, по идее, должен бы быть посвящен фильм. Как-то всё это ненормально, Вам не кажется? Мне, честно говоря, жаль, что я сел ЭТО смотреть, понадеявшись на второй за два дня удачный киносеанс с участием К. Пирогова. Время было потрачено зря – в этом я совершенно уверен. Равно как и в том, что сие творение – неудачная поделка, бездарность, засоряющая собой телеэфир в столь знаменательные для страны дни. Не рекомендую. Категорически. 4 из 10

Orthdx
Orthdx16 мая 2011 в 20:01
История - это люди, а не лозунги

Нынешнее отечественное кино нас уже прочно научило, что если фильм посвящен СССР 40-50-х годов - то либо мы увидим настырное и в подавляющем большинстве случаев примитивное обличение 'проклятого тоталитаризма', либо режиссер пойдет по тропе спускаемого сверху официозного урапатриотизма. Ну или и то и другое будет смешано в невразумительной пропорции. Полутоны умеют выдержать немногие. 'Агитбригада 'Бей врага' - из числа немногих, тех самых, авторы которых избежали искуса обличения/восхваления и пошли путем самым простым и вместе с тем редким - путем искренности, внимания и подлинного сочувствия к живым людям. История - это люди, а не лозунги, и человеческому сердцу легче понять и пережить горе и несправедливость, случившиеся с другим таким же человеком, нежели охватить немощным разумом, а уж тем более пережить сердцем гибель миллионов. Истории поверил, истории сопереживал - и неожиданно для себя, отравленного скепсисом фальшивых обличительно-восхвалительных произведений о войне, ближе к концу ленты поймал мысль, что так оно при этом самом 'проклятом сталинизме', наверное, и было - ничтожные облеченные властью рвачи Кольчугины и туповатые с лица, идеологией контуженные, а душой все ж живые Калинкины. И великое время - война к концу идет - и горькое той гнусью, которая по головам вверх лезла и под красивыми лозунгами дрянь творила. Почувствовал, что и тяжко под гнусью этой жить было, а все ж люди жили, карабкались на свет - чему свидетельством мы с вами, дети и внуки их. И почему же, почему проходят такие вот картины экраны наши стороной? Узнал про фильм совершенно случайно, а посмотрел - и на душе неспокойно, как только после хорошего фильма и бывает. Чувство для нынешнего отечественного кино редкое.