'Если ты когда-нибудь подумаешь, будто жизнь несправедлива...', отыщи этот фильм на старой полке, внимательно посмотри и будь счастлив. Голливуд вряд ли когда-нибудь снимет что-то подобное, а впрочем этого от него никто и не ждет. Европейское кино почти всегда отличается такой удивительной душевностью, причем каждая страна и каждый режиссер эту 'душевность' преподносят по-разному. И трудно сказать в чем же именно секрет - возможно, в отсутствии пафоса, присущего каждому второму американскому фильму, а возможно, все дело в иной специфике воспитания европейцев, да и вообще иному отношению к жизни, системе ценностей - иной истории, одним словом. Америка - страна построенная на умышленном прививании идеалов всей нации; проще говоря, построенная как бы искусственно, но с чрезмерным размахом; американское кино же точь-в-точь такое, как и его родина. Европа же отличается тем, что каждый словно бы 'сам за себя' и волен решать как ему поступать, не спрашивая свое государство - и фильмы здесь отличаются 'независимостью', отсутствием фальши или напрасного преувеличения реальности, смешанного с патриотизмом. Русский зритель склонен отдавать предпочтение первым - наверное, сказывается количество и распространенность голливудских фильмов в России, да и вообще развитость американского кинематографа. Как бы там ни было, европейское кино такого формата как 'Фантомная боль' вряд ли рассчитано на русского зрителя (про американского я вообще молчу); более того, скорее всего оно вообще ни на что не рассчитано - это кино снятое не просто 'от души', но и 'для души', а никак не ради денег, славы и прочей выгоды. Я извиняюсь за такое обширное отступление и все же считаю, что оно было необходимо в первую очередь для тех, кто фильм еще не смотрел. Вероятнее всего, если вы решили прочитать отзыв к этой картине, то вас заинтересовал Тиль Швайгер, а не тот факт, например, что фильм снят в Германии, а следовательно не является привычной глазу американской драмой. Вряд ли вообще кто-то смотрел этот фильм по той причине, что он европейский - я, впрочем, тоже взялась за него не поэтому. Просто очень хочется, если не оградить, то по крайней мере предупредить, ибо неприятно будет читать потом негативные отзывы об этой картине от тех, кто ожидал 'чего-то большего'. История банальна и проста, так же как и ее повествование. Вообще все в этой картине банально и просто, и даже нельзя сказать, что во время просмотра так и тянет поплакать. Так что воспеватели психологической запутанности или угрюмой сентиментальности могут выключать экраны. И, конечно, не стоит забывать, что это драма, а значит любители экшна и бурного повествования отпадают тут же. Что, спрашивается, такого хорошего в этом фильме? Та самая, упоминавшаяся ранее, душевность и 'европейская реалистичность'? А ведь на самом деле и добавить нечего. Кажется, негусто, хотя на самом деле в двух словах и пересказывается вся соль этой, с виду ничем непримечательной, но в своем роде потрясающей ленты. Я выросла на мощных голливудских картинах, которые частенько отличаются как кучей достоинств, так и морем недостатков, а вот душевностью не отличаются. Но так уж вышло, что в 'Фантомной боли' мне поразительно чего-то не хватает, да и всегда будет не хватать практически в любой ленте, сделанной на границах моего полушария. И это не значит вовсе, что фильм плох - он вышел отличным по всем пунктам, включая и актерский состав, и операторскую работу, и музыку - но он такой 'неамериканский', что аж не по себе от этого. Хотя от того, что теперь я осознаю себя таким непоколебимым приверженцем голливудской лихорадки, мне не по себе еще больше. 'Фантомная боль' в некотором роде глубокий и сильный фильм, при всей его простоте и незамысловатости, снятый настолько искренне, что безраздельно отдаешься ему и проникаешься всей душой. Это фильм не о физическом недостатке, а недостатке душевном; фильм о воле, дружбе, любви, справедливости. Фильм о жизни - в первую очередь - о жизни, а потому несколько сумбурный, не без переизбытка тем и тематик. А, впрочем, разве в нашей жизни мало тем, о которых невозможно молчать? 8 из 10
Прекрасное кино, повествующее нам историю человека и открывающее жизнь такой какая она есть и какая может быть. Историю в которой есть разочарование и оптимизм, романтика и суровые реалии, есть настоящая беда и настоящая любовь, а так же искренняя дружба и осознание себя. Главный герой, являясь человеком ищущим свободы внутренней, тем не менее не справляется с реальной жизнью. Являясь человеком с сильным характером он не показывает это, скрывая свои переживания за ширмой прекрасного чувства юмора. И вот находясь в постоянном поиске смысла, зачастую ища ответы в раннем детстве, потеряв работу, Марк (а именно так зовут персонажа Тиля Швайгера) попадает в аварию, которая, как кажется на первый взгляд, оказывается почти концом, если не жизни, то концом настоящей страсти и любви к велоспорту. Но быть может конец этой жизни-это начало новой. Не новой в физическом ее проявлении, ведь наш герой жив, новой морально, духовно. Да, Марку предстоит настоящее сражение, и уже не на трассе, но на пути, своем жизненном пути. Не сломавшись под обстоятельствами судьбы, будучи спортсменом, Марк начинает шаг за шагом выбираться из той пропасти в которой оказался. В этом ему оказывает помощь друг. Как ни странно, но именно в этот период становятся ясными, как бы вырисовываются главные вещи, то, что действительно важно и что имеет огромную значение в жизни. Происходит своеобразное перерождение личности главного героя, все медленно но верно становится на свои места, обретая смысл, наполняя душу, успокаивая ее. Марк выбирается из пропасти, обретая себя, и обретая, как награду за мужество, то очень важное без чего человек не может жить полноценно и дышать во всю грудь, Марк находит любовь! Великолепный, жизнеутверждающий фильм, полный философских размышлений, с замечательной игрой актеров и прекрасным музыкальным сопровождением. Очень тонкий и трогательный, ироничный и драматичный, но несомненно начинен под завязку не поддельным оптимизмом, любовью жизни, страстью к увлечению, борьбой и обретением себя! Конечно немаловажен тот факт, что фильм основан на реально произошедшей истории, что безусловно увеличивает интерес и делает эмоции от просмотра фильма более яркими. 9 из 10
Тогда я спросил его: «Почему ты такой позитивный?», Штефан недоуменно посмотрел на меня и сказал: «Я не знаю, друг, но ощущение - будто только что проснулся от комы» (из блога phantomschmerz-blog.de) Ноги павлина У каждого человека на земле есть душевный тайник – место, где мы старательно оберегаем свои опасения. На дно этого тайника камнем падает обида прошлого - то осуждение равнодушного к тебе отца, которое давно стоило пустить по воздуху с прахом уже умершего родителя; туда же во тьму погружается неумение полюбить, довериться, остановиться перед лицом одной-единственной; и эти угнетающие мысли покрывает страх, что твою рукопись, созданную под пьянящей волной вдохновения, не признают. История Марка, прототипом которой послужил автобиографический рассказ Штефана Зумнера, начинается с эпилога героя, держащего в руках фотокарточку – символ заветной мечты. Зрителя ждет затягивающее и волнующее погружение в мир персонажа, одиноко рассекающего велосипедными педалями утренний воздух. Но Марк так привыкает к своему волчьему одичавшему образу, что не замечает, как в груди его дочери распускается таинственный цветок поэта; и уже он сам становится тем, мрачная тень которого преследовала его самого – своим невнимательным отцом. Хотя спустя время он признает, что все же ему передалось и хорошее от отца – знание, что жизнь, наперекор расхожему мнению, справедлива. Всё вокруг взаимозаменяемо, и, когда взамен утраченной конечности Марк получает даже больше, чем у него было при здоровом теле, зритель убеждается в силе тех моральных ценностей, которые, собственно, и пропагандирует режиссер Маттиас Эмке. Это сила преданного дружеского плеча, способного помочь тебе встать на ноги и обрести прежнюю веру в будущее; это и теплые объятья на крыше многоэтажки с той, которая, кажется, готова принять тебя таким, каков ты есть; это нуждающиеся в тебе глаза дочери… Все мечты, которые были у Марка прежде, - это «есть лишь запах цветка, которого мы еще не нашли, эхо мелодии, которую мы еще не слышали» (Клайв Льюис), и ему пришлось пройти через семь кругов ада, чтобы узреть этот цветок и услышать мелодию истины. «Мне сценарий так понравился, что я его трижды перечитал», - Тиль Швайгер в интервью КП. Немецкий актер и режиссер, Тиль Швайгер в 2009 году праздновал сразу три масштабные премьеры, но в каждой из лент он отработал на профессиональном уровне с полной самоотдачей. В этой ленте Тиль предстает в ином свете – здесь он больше размышляет, чем говорит, его обольстительная улыбка уступает место угрюмым насупленным бровям, а короткая стрижка – растрепанным волосам со спадающей на лоб челкой. Роль Марка помогла Тилю отточить своё актерское мастерство несколько больше, нежели другие роли - такой бесценный опыт объясняется той задачей, которая стоит перед Швайгером в момент сьёмок: обрести естественную походку неполноценного физически человека. Яна Палласке в компании актера такого ранга смотрится в кадре гармонично: возможно, потому, что при выключенных камерах Швайгер не перестает раздавать шутки, а, может, и потому, что с Яной они встречались еще на площадке Квентина Тарантино. Её героиня, - яркий пример любви к жизни и впечатлениям, - становится первым и главным читателем летописи жизни Марка. Верный друг Маттиас Эмке, главный режиссер картины «Фантомная боль», создал фильм, понятный в каждом уголке земли. Будучи непосредственным героем этой истории, ему единственному выпал шанс рассказать все так, как видит это он сам и его друг Штефан. Маттиас самоотверженно подарил часть себя Штефану, и дарит по сей день, собираясь написать об этом книгу и поставить пьесу в театре. Но этот «подарок» другу не смотрится, как самодельная открытка на Рождество – это напротив запоминающееся произведение кинематографического искусства, сохраняющее в себе лучшие законы кино и предлагающее свои собственные драматургические решения. Этот фильм становится одним из тех биографических, но не документальных, лент, когда отражение жизни определенной личности становится прекраснее, чем сама жизнь этого человека. Мир, созданный любящими руками Маттиаса, малознакомым русскому зрителю оператором Чао Нго, сумевшим все кадры окунуть в романтическую дымку - будь то боль, или любовь, и Мартином Тодшаровым, чьи чувствительные композиции запомнились еще после 'Соблазнителя'... Мир, который уносит в те дали, возвращаться из которых совершенно не хочется... 10 из 10
Неустроенная личная жизнь, свидания с ребёнком по выходным, безденежье, необъяснимые внутренние барьеры, мешающие заняться любимым делом и осуществить мечту. Что же нужно, чтобы всё сбылось, срослось, чтобы жизнь прекратила, наконец, пробуксовывать? Так уж у Марка получается, что мало быть красавчиком, умницей, мало иметь друга – почти волшебника. Словно толстенным канатом, ржавой цепью, привязан герой Швайгера ко всем своим маленьким несчастьицам, вместе превращающимся в его какую-то нелепую, необъяснимо-неполноценную жизнь. На создание именно такого чувства работает по-европейски неяркая картинка режиссёра Маттиаса Эмке словно оборванные вручную кадры – болтовня с другом, съем красотки-официантки, утро с… с кем? – не важно, просто с очередной – всё либо без начала, либо без конца. Сцены кажутся почти осязаемыми, интерьеры чуть ли не родными, узнаваемыми. Зритель понимает, что подглядывает за реальной жизнью, но ни на секунду не лишается ощущения кино – как Эмке это удаётся? С одной стороны Марк – «маленький человек» - ни особых заслуг, ни выдающихся возможностей, ни великих устремлений. Но создатели фильма так постепенно дополняют образ, дорисовывают его, что становится понятно - герою тесновато в этом “S”-размере. Нет-нет, на “XXXL” никто не претендует, но хотя бы выпрямиться, плечи расправить ведь каждому необходимо. Причину, приведшую к такому положению дел, авторы выводят в название – фантомная боль. Отца Марка давно нет, но место, которое он занимал в душе молодого человека, болит постоянно, глухо, монотонно. Оказывается, очень важно до конца выяснять отношения даже с умершими. Ясно, что сделать это, мягко говоря, не просто. Ведь, на самом деле, разбираться придётся с собой. Причины для начала таких разбирательств должны быть вескими, возможно, избыточными, боль, пусть и фантомная, должна перейти из хронической в острую. Вот этого-то Марк и не допускает. Из фильма мы узнаём об этом очень просто – герой отказывается говорить со своей дочерью о деде – «О чём угодно, только не о нём». Что ж, милый, - словно говорит судьба - не хочешь по-хорошему, устроим по-другому, ведь главное, чтобы ты понял. И вот уже Марк скатывается на своём драндулетике с дороги, сбитый встречной машиной. Больница. Операционная. Ампутация. Будь герой по сценарию (да и в жизни, ведь история взята из неё), например, музыкант, ему бы ампутировали руку. Но наш упрямец – спортсмен-велосипедист. Значит – ногу. И вот только теперь Марк способен охватить взглядом всю свою жизнь. Физическая фантомная боль нестерпима, ужасна, она мучает тело, но излечивает душу. Только пережив настоящее несчастье, Марк справляется с несчастьем фантомным. Постепенно ему удаётся найти в себе силы на любовь к женщине, на призвание, на мечту и… на отца. Видимо, чтобы совсем уж непроницательный зритель не запутался, не позволил себе поверить, что фильм про физическое увечье, приступы боли в отсутствующей ноге показаны всего пару раз, кратко и без подробностей. А вот история отца звучит на протяжении всей ленты. Как получается у Марка отпускать шуточки про свое увечье, так обретает он теперь способность веселить окружающих выдуманными историями про своего отца. В фильме удивительно красиво показано движение. О! Как он едет на своём велосипеде! Ни человеческий глаз, ни фотообъектив не способны так фиксировать перемещение. Только благодаря кино появилась способность к созерцательности движения, почти бесконечного, развёрнутого в пространстве. И ведь едет он, в основном, в первой части фильма, когда этот почти полёт обостряет ощущение застывшей жизни. Совсем другое движение в конце фильма – это больше не бег на тренажёрной дорожке, это настоящая устремлённость вперёд, открывшаяся Марку только после того, как он заново научился ходить и крутить педали. «Фантомная боль» - фильм о честном преодолении своего прошлого, которое нельзя забывать, глушить в себе, о преодолении настоящего, даже если оно кажется бессмысленным, необратимо изуродованным. И не только об этом. Людям необходимо периодически напоминать о том, что в любой ситуации можно остаться собой, а, возможно, и найти себя. Напоминанием может быть история из жизни военного лётчика, летавшего с протезами или оглохшего композитора. Таким напоминанием может служить почти сказочный фильм про мальчика-инвалида, жизнь которого была похожа на коробку шоколадных конфет, или просто репортажи с параолимпиад. В очередной раз о таком маленьком, но таком настоящем человеке рассказала «Фантомная боль»
Фантомная боль. Словосочетание, давшее название фильму, в данном случае не только понятие из медицины, а на мой взгляд это состояние души Марка. Да вообще вся его жизнь – это фантомная боль. Боль душевная, переходящая в боль физическую. Что его жизнь до аварии? Это череда любовных несерьезных встреч, это дочь, которой надо платить алименты и с которой у них не простое общение, это две работы (а с одной вообще уволили), это переживания, связанные с отцом. И всё, что он имеет – как будто не ценится им. Это его тяготит, он этого боится, он не дает волю чистым чувствам, которые возможно есть в его душе. Он закрывается от всего этого, надев маску безразличия и некоего равнодушия с оттенком беспечного сожаления (он так сокрушительно говорит бывшей жене, что нет денег, ему вроде и жаль что так получилось, но поделать он ничего не может). Дескать, уволили - ну и пусть, нет денег на алименты – извини, дочь спрашивает о дедушке – он накладывает табу на эту тему. И я еще молчу про отношения с девушками. К ним вообще потребительское отношение. Он запирает душу на замок. Болит то, чего нет, болит то, что заперли. Есть еще одно – страсть к велосипедным поездкам. И этим увлечением он пытается заглушить все неурядицы. Но не становится счастливым от этого. Ведь его лицо не озарено радостью во время поездок, оно скорее несчастно. Он одинок. А что же после аварии? Жизнь лишила его ноги. И вся боль душевная трансформируется в боль физическую. И опять болит то, чего нет. Жизнь отняла одно, чтобы заставить понять другое. Заставить понять, что дочь гордится им и любит его, что девушка, которая рядом возможно не равнодушна к нему, что можно и нужно принять все, что связано с отцом. Все это как будто мелочи, но именно они, как мозаика, составляют полноценность нашей жизни. Особенно меня удивило, сколько людей было у него в палате, после операции. Его никто не забыл, его любят, о нем беспокоятся. Особенно брат. И это тоже, на мой взгляд, внесло свои коррективы на его переоценку своей жизни. Но надо отдать должное, Марк сильный человек, потому что собрав всю свою волю в кулак, справился со своей бедой. Он как будто снял оковы своей прошлой 'доаварийной' жизни, и стал полноценным человеком. Великолепный фильм, спокойный, размеренный, фильм который заставляет сочувствовать главному герою и будто бы с ним переживать все вместе. Лично мне было больно смотреть на Марка без ноги. Посмотрите этот фильм. Он дает почву для размышлений о своих ценностях в жизни. P.S. В жизни все справедливо и сбалансированно.
После просмотра фильма я два дня думала о нем. Мне показалось сперва, что фильм очень уж поверхностен, не передает никаких проблем и не несет смысловых нагрузок. И вот сегодня я вдруг поняла весь скрытый смысл фильма, у меня все разложилось по полочкам. - У павлинов самые красивые перья, на зависть всем другим птицам. И он знает, когда хвастается своим оперение – это высокомерно. Проблема в том, что у павлина самые уродливые ноги. Говорят, когда он смотрит себе под ноги, он смущается, и сразу становится смиренным и скромным. - Значит жизнь справедлива и все сбалансировано? - Точно. Он убедился в этом на своем примере. Он был ловеласом и заядлым велосипедистом. В этих двух вещах он видел смысл жизни. Девушки приходили и уходили в его жизнь, он легко делил с ними свою постель, но никому не открывал свою душу. Он очень одинок и боится признать это. Только в компании с велосипедом и дорогой он раскрывается. Только им он признается что одинок и очень страдает. Он испытывает фантомную боль в отношении своей души – «душевную фантомную боль». У него болит то, чего нет. Можно сказать, что у нашего героя «нет души» - в таком смысле, что он не любит, не верит в то, что может сам полюбить, не испытывает простые человеческие радости. Он бездушен, и зациклен только на тупом сексе с постоянно меняющимися девицами и своих тренировках. Даже в отношениях с дочерью он не был искренен до конца. Не мог рассказать ей про своего отца, не смог помочь ей в написании стихотворения. Он прятался как будто в своей скорлупе, не веря людям. Произошедшая трагедия повлияла на переоценку его ценностей. Он смог преодолеть все сложности благодаря своим близким людям и огромной силе воли, желанию полноценно жить. После аварии ему отняли ногу. И теперь он переживает уже настоящую «физическую фантомную боль». Постепенно мы наблюдаем за переменами героя. Он обретает душу, его душевная фантомная боль отступает, уступая место другой. Он сблизился с дочерью, сказал ей то, чего не мог сказать. И еще он по настоящему влюбился. Кажется, после аварии равновесие и гармония восторжествовали в этом человеке – за отнятую ногу судьба подарила ему новое мировоззрение, обновленную душу и искреннее открытое сердце, верящее в любовь. Грубо говоря, до аварии он был физически полноценен, но был 'инвалидом на чувства'. А после - он стал человеком с ограниченными физическими возможностями, но он научился любить и доверять людям. 10 из 10 P.S.: Тиль Швайгер, как всегда, неотразим и великолепен. А музыка в фильме заслуживает отдельных 10 баллов...
Боль – это нечто большее, чем физика. Всегда. Ведь, боль – это что-то неестественное. Если что-то болит, значит что-то не в порядке. Это плохо, ведь так?.. Неизвестный дебютант в полнометражном кино написал сценарий и посвятил фильм своему хорошему другу, профессиональному велосипедисту, судьба которого отобрала у него смысл жизни. Посвятил фильм самой главной человеческой особенности – воле к жизни. Он пытается прочувствовать всё, через что проходит сильный человек, потерявший свою самодостаточность, но, размениваясь на детали, он далеко ушёл от каких-либо социальных подтекстов, сделав фильм индивидуальным. Пытаясь заставить каждого считать себя единственной личностью, целым миром. Пытаясь сосредоточить все проблемы на себе любимом. Марк лежит в палате и боится даже взглянуть под одеяло. Он лежит и понимает, что теперь-то уж точно утром не встанет с другой ноги. Это тяжело. Ведь Марк был доволен своей жизнью, хоть и признавал, что она была серой. Он мог легко соблазнить девушку, а наутро он всегда регулировал свой велосипед и катался на нём в гордом и одновременно грустном одиночестве. Он вспоминал, как это его хобби, его смысл жизни, уничтожало в нём всякую ответственность. Он забывал обо всём, пока нёсся по пустым пригородным дорогам в специальном костюме, обгоняя всех велосипедистов. И именно этого ощущения лишила его судьба. Чувства лживой свободы. Чувства сладких иллюзий. Марк не был обычным человеком. Он был хорошим спортсменом, приятным человеком и просто великолепным сказочником. В таком мало кто увидит себя. Скорей таким все бы хотели стать. Матиас Эмке создал кино неровное, очень спокойное и одновременно экспрессивное. Кино истинно трагическое, сделанное по заветам старых драматургов. Он с неистовством Дьявола чередовал позитивное с негативным, но при этом каждая позитивная сцена оказывалась гораздо трагичней негативной. И из-за этого фильм выглядит несколько угловатым и обрывочным. Словно десятки маленьких короткометражек, в каждой из которых всё хорошее обязательно заканчивается неестественными слёзами Швайгера. Эмке представил хобби главного героя, как его главного демона. Демона, который отталкивает от Марка людей, делая его человеком безответственным. “Я понял, что наибольшая роскошь одиночества в том, что никто не обращал внимания на то, что твоё счастье безосновательно…” Тяжкое бремя одиночества. Капли дождя, слёзы мира, проливаются, когда он в очередной раз оставляет девушку в постели одну. Слёзы дождя впиваются в кожу, когда он мчится одиноко по пригородной дороге на велосипеде, и при этом на его лице нет счастья. Словно это единственное то, что хотя бы не вгоняет неудавшегося писателя в депрессию. Слёзы этого маленького никудышного сломанного мира, где хобби не приносит счастья. Всхлип времени. Горечь утраты выражается в дикой боли. Боли в месте, которого нет больше. Боль в человеке, который исчез вместе с возможностью крутить педали. Эмке слишком увлекается тем, что пытается вернуть к жизни своего героя. Он водит его по барам, он позволяет ему заниматься сексом. Он всё сильней отдаляет Марка от зрителя, пытаясь обернуть его минус в ноль. И Марк всё чаще видит бессмысленность в переменах. Он просто перестал кататься на велосипеде. Но боль… боль жестока. Как вспышки нежеланных воспоминаний, фантомная боль заставляет думать о том, чего нет, и возможно именно эта боль и представляется главным спасением инвалида. Потому что этот мир явно сломался, если инвалид продолжает полностью здоровую жизнь. Марк говорит, что нельзя даже пытаться изменить природу. Мир – это баланс. Создатель попытался внести в классическую историю оригинальность и, гоняясь за ней, он запихивал туда всё, что только как-то можно было привязать к сердцевине сюжета. Дружескую преданность, кризис писателя и тягу к осознанию истинной любви. Он предложил свой вариант ответа на вопрос, действительно ли горбатого исправит только могила? И в погоне от штампов, он дал неожиданный ответ. Красивый и жизнеутверждающий. И слишком золотой, чтобы принять его за хорошую попытку. Ведь боль … она реальна. Боль – это память. Если ты чувствуешь боль – значит, ты всё ещё дышишь. Значит, у тебя ещё есть шанс сразиться за собственную жизнь…
Про этот фильм думаю надо начать немного издалека, а именно отсюда с небольшого предисловия к фильму, постановке и сценарию. «Фантомная боль» - удивительное явление человеческого организма, которая не отпускает человеческую часть тела от боли, даже после утраты этой части. А то, что так назвали фильм, удивляет в хорошем плане и, естественно интригует. Главный персонаж данной картины Марк, простой человек – как мы с вами, зрители. Нечего особенного, не герой, но в то же время совершает подвиги повседневности, не красавец, но любовник, не семьянин, но имеет удивительную дочь, которая всепрощающе держит его на плаву. И, конечно же, его доброта души заметна с первых же минут, пусть прикрыта маской «демонов отца». Был он, так сказать, не удачлив по отношению к социальной жизни – уволен с работы, за квартиру не проплачено, бывшая жена смотрит свысока и так далее. Но все же за всем этим персонаж Тиля Швайгера удивляет своей насыщенностью жизни. Весь фильм имеет скудный бюджет, но режиссер, несмотря на это, создал удивительную картину. Хорошим плюсом является то, что он уже работал с Тилем Швайгером и знал, на что способен данный актер – их совместная работа «На колесах», так же является удивительным примером немецкого кино, пусть даже комедией, но все же. Именно таких драматических картин очень мало – а жаль, ибо такое кино вдохновляет и удивляет своей открытостью и непринужденностью, своей жизненностью. В этом фильме рассказаны не сказки бытия, не сказки взаимоотношений, и в общем ничего такого – если вы сказочник и любите необычные явления в фильмах, этот фильм не для вас. Он для людей, кто живет, чувствует жизнь, для тех кто видит радости жизни в «мелочах» (а как говорится, мелочей не бывает). Эта простая история одного человека, пусть малого, но все же периода жизни и то, что с ней связано, прогулки с лучшим другом, развлечения, девушки, пустая работа и самое главное его мечта и велосипед. Фильм основан на реальности событий, жизни и конец фильма замечателен – Марк наконец перестал бороться с «демонами отца», он пусть не сказал, но написал слово на букву «Л», и действительно изменился после той аварии. Данный фильм действительно заставляет задуматься, и этим он и замечателен. Плюсом всей картине идет то, что актеры справились на твердую пятерку, пусть даже что вы не знаете большинство актеров данной картины, но скажу с уверенностью, мне понравилась их игра. Особенно отмечу естественно Тиля Швайгера в роли Марка, Стипе Эрчега в роли Алекса (но актер еще известен по фильму «Воспитатели») и Луны Швайгер в роли Сары – дочери Марка (которая уже снималась с отцом в фильме «Красавчик»). В общем, получилась прекрасная драма, с насыщенностью взаимоотношений людей, и простых аспектов социальной жизни. На мой взгляд, замечательная картина, ставлю фильму 10 из 10
Иногда один единственный случай способен кардинально изменить привычный взгляд на жизнь. Можно оказаться не в том месте, не в то время, совершить действие или бездействовать... Помню, как один лейтенант в армии сказал мне, что безвыходной ситуации нет и всегда есть решение, которое просто нужно найти.В 2012 г. я видел все в наичернейшем свете и не был с ним согласен. Находясь под впечатлением тогда еще недавно вышедшего фильма Василия Сигарева 'Жить', я ясно помнил свои чувства и ответ на вопрос режиссера 'как жить после такого?' не приходил мне на ум...Сейчас я думаю по-другому, от того и вспомнил эти слова. Но вот главный герой фильма 'Вечерний экспресс 'Сансет Лимитед' так не считает и у него вполне есть на то основания. Такие же экзистенциальные проблемы встают и у Марка, героя фильма 'Фантомная боль'. Именно благодаря бодрости духа, воле, желании осуществить свою идею или мечту силы найдутся даже там, где их, как казалось бы, уже не осталось. Об этом очень чутко написал Виктор Франкл. Наш огонек внутри затухает, когда исчезает вера, теряется смысл завтрашнего дня. И не всегда утренний света луч способен заново разжечь этот огонь. Некоторым так и не удается ответить на вопрос 'зачем?', как герою фильма Луи Маля 'Затухающий огонек'. Любовь способна на многое, но не все готовы ждать. Тьма бывает очень сильной, точно как и вопросы, на которые не всегда есть ответ. Вспомнил как в студенческие общажные времена в комнату залетает девушка соседа и лепит ему пощечину. Мне было очень неловко, знаете ли, смотреть на их серьезные лица, особенно на его раскрасневшееся. У Тиля Швайгера очень хорошо получается пробивать экзистенциальный вакуум. Словно как эта смачная пощечина. Она приводит в чувства, отрезвляет, заставляет осознать, взглянуть по-другому. Только вот Марку досталась достаточно тяжелая пощечина от жизни, оправиться от которой не так легко, как моему соседу... Приятного просмотра.
Что такое фантомная боль? Это боль которую чувствуешь в той части тела которую ты потерял. Ты лишился ее, но ты ощущаешь, как боль пронизывает тебя с головы до ног, она опутывает тебя полностью и приходит внезапно. Так ли мы ценим то, что имеем? Способны ли мы бороться с трудностями, которые преподносит нам жизнь? Просматривая данный фильм, невольно начинаешь размышлять над данными проблемами. Мы видим несостоявшегося писателя, отчаянного велогонщика и любителя женщин. Он живет одним днем и не ценит того, что имеет, он также боится чувства ответственности по отношению к близким людям. Возможно, поэтому от него и ушли жена с ребенком. Но все в его жизни меняется в одночасье… Фильм довольно глубокий и на протяжении всего просмотра этого кино герой, на мой взгляд, так полностью нам и не раскрывается, его сложно понять. Возможно, он не стал писателем, так как боялся трудностей, он испытывал страх отказа, либо просто-напросто не стремился к признанию как таковому. А ведь он мог стать превосходным автором, писать прекрасные книги в своем нестандартном, неповторимом стиле. Он отличный рассказчик и многие люди его слушали и восхищались, они испытывали неподдельный интерес и восторг от всех его рассказов. Но он стал обычным продавцом в магазине велосипедов, а свободное время он посвящал езде на велосипеде. Фильм дает нам надежду на лучшее. Это фильм так же и о любви. Это картина о том, как события, происходящие в нашей жизни, меняют нас самих. Это фильм о силе характера и мужестве. Ведь на самом деле не каждому человеку дано пережить то, что пережил герой фильма и не дай бог кому-то пережить такую потерю. Он теряет не просто часть тела, он теряет возможность. Но мы видим то, как стойко герой принял и смирился с тем, что преподнесла ему судьба и, нашел свою истинную любовь, которая перевернула и всколыхнула в нем и воспоминания и дала надежду и веру в себя и в лучшее. А главное, он перестал бояться нести ответственность за своих любимых людей. Большое уважение заслуживают близкие родственники персонажа. Они несмотря ни на что не бросили его, а помогли пережить все трудности и начать жить с чистого лица. Такими и должны быть близкие, любимые люди. Данный фильм заставляет размышлять о жизни во всех ее проявлениях, показывает суровую реальность действительности и вместе с тем в каждом человеке должно быть место для своей мечты и следует к ней стремиться, даже если тебе кажется, что она несбыточна в данный момент. Каждый найдет в этом фильме что-то свое. В любом случае он никого не оставит равнодушным.
У этого фильма есть кое-какие достоинства, но т. к. в предыдущих рецензиях в основном только о них и говорили, я приготовила если не бочку, то хорошее ведёрко дёгтя. Коллизии фильма и его характеры - это сплошные общие места. Герой - обаятельный раздолбай - сколько таких было? Бывшая жена - мегера (много вы вспомните фильмов, где было наоборот?). Некие сложные взаимоотношения с отцом - опять набивший оскомину Фрейд. Друг, делающий сверхроскошные подарки - вообще из области ненаучной фантастики. Список штампов завершают имена героев и книги, которые читает Марк - когда ему вздумалось обратиться к литературе, немец выбирает (что?) - 'Моби Дика' (опять же вспомним претендующих на некую элитарность героев, читающих про капитана Ахава - их вагон и маленькая тележка). Неужели в немецкоязычной литературе не нашлось ни одного достойного автора?
Фантомная боль. Узнал новое определение этому понятию... Да, с названием явно прогадали. К фильму оно относится в меньшей степени. Идём дальше... Сюжет и атмосфера. Такое впечатление что на просмотр мы опоздали, и смотрим не с начала. Да и вообще весь фильм состоит из каких-то фрагментов, в сочетании не доставляющую той целостности сюжета, что должна быть. Сами эпизоды довольно скучны, и погрузиться в сон нам не дают лишь более-менее удачный юмор, ирония... Пусть и моментами немного пошло. Музыка. Вот это одна из главных достопримечательностей фильма. Сразу же после просмотра возникло желание найти все саундтреки к фильму, но к сожалению пока не удалось. Музыкальное оформление идеально, но вот также ли идеально оно сочетается с фильмом, это другой вопрос. Работу операторов, и актёров особо оценить не могу, не профессионал я в этом деле. К актёрам претензий никаких, а вот к операторам есть. Ту злосчастную ногу и Тиля Швайгера постоянно разделяют. Ни одного эпизода, где они были бы единым целым, или отсутствие одной из них, нет. Показывают дальним планом, где лицо актёра невозможно разглядеть, то скрыто под одеялом и т.п. Резкие переходы, от лица - к ноге, а не плавные манёвры камеры. В общем целом «Фантомная боль» выглядит банально и предсказуемо. На волне успеха таких фильмов, как «Босиком по мостовой» и «Достучаться до небес» возник небольшой (полтора часа) штиль. Но фильм стоит посмотреть. Хотя бы ради показа того, самого трогательного, пожалуй, момента, по реальным событиям которого собственно и сняли фильм. Концовки...
Картина снята очень талантливо. Она имеет двусмысленное понятие, доносит до зрителя много неопознанного внутри себя и имеет поучительное воззрение. Неординарный помысел 'Фантомной боли' заключается не только в названии. Представление о жизни и понимание того, что жанр 'драма' больше, чем одно слово, это то, что зритель получает от картины. 'Фантомная боль' истинным почитателям искусства показывает дорогу в сердце кинематографа и дарит ответы на вопросы. Тиль Швайгер. Лучшая его роль. Тиль Швайгер замечательный актер. Я посмотрел с ним достаточно картин, что сделало его одним из моих любимых актеров. В каждом фильме он играет как надо, но здесь... В этом фильме он полностью обнажил душу перед зрителем. После 'Фантомной боли' у меня появилось неутолимое желание увидеть такого Тиля вновь. В пример могу привести Марлона Брандо, который сделал то же самое в картине 'Последнее танго в Париже'. Великое кино доходит до зрителя не сразу. 'Фантомная боль' - это, на мой взгляд, самая глубокая, совершенная драма в истории. Абсолютное произведение искусства. Я понял, в чём состоит прелесть путешествия в одиночку: никто не может указать тебе, что твоё ощущение блаженства беспочвенно. 9 из 10
Тяжёлый фильм, который заставляет подумать о многом. Только вот отдохнуть под него вряд ли получиться. Герой Тиля Швайгера – Марк, бывший спортсмен, который не задумывался о жизни её будущем, а просто ловил настоящий момент и брал от него всё. Поэтому, когда жизнь совершает с ним злую шутку и приковывает к протезам, отбирая мечту – занятие велоспортом, он впадает в отчаяние. Жена, которая давно ушла к другому, друзья, что внезапно исчезли, подружки, что перестали попадаться под его очарование – наводнили жизнь пустотой. Только дочь не желает сдаваться, взяв под опеку своего калеку-отца. После развода отношения у них как-то не складывались, только общее горе (по-другому дочерью трагедию отца и не воспринимается) сближает их. Постепенно сила духа дочери передаётся и Марку, заставив его вновь поверить в реальность своей мечты, о чём убедительно доказывают нам последние кадры фильма. Отмечу сразу, что это не самая лучшая роль прославленного немецкого актёра Тиля Швайгера. В фильме он не выкладывается по-полному, поскольку его герой постоянно какой-то мрачный и его душевного перерождение улавливается с трудом. Сюжет картины показался мне интересным и запоминающимся. Люблю душевные психологические картины. Очень понравилась игра молодой актрисы, исполнившей дочку, являвшейся, кстати, в действительности дочерью Тиля Швайгера - Луны. Её игра была сильной и убедительной, она хорошо сумела передать несгибаемый характер и оптимизм своей героини. В общем, советую фильм к просмотру, и даже если вам не понравиться сюжет – на определённые размышления он натолкнёт вас уж точно. 6 из 10
Это фильм об огромной любви к жизни, фильм о настоящей дружбе и настоящей верности, о мечте и душевном поиске, гармонии физической и душевной и наверное о том, что нужно ценить каждый миг, каждое мгновение не только личное, но и мгновения близких, которые окружают... Впечатления не передать словами... Фильм удивительно тонок и прекрасен, и всё в нём идеально, ничего лишнего как говорится... А какая музыка... Насколько хрупок мир и насколько он прекрасен... Не стоит вмешиваться в природу... Фантомная боль в конечностях — ощущение боли, возникающее в утраченной конечности или в конечности, которая не чувствуется с помощью обычных ощущений. Данное явление практически всегда связано со случаями ампутаций и паралича. Фантомная боль... ощущение утраты чего то очень важного, воспоминания, борьба, одиночество и... любовь... слово на букву 'Л' Удивительно насколько проникновенно и искренне сыграно, Тиль Швайгер я чувствую скоро станет моим самым любимым актёром, очень проникновенно, очень психологично, особенно его диалоги с детьми (не только в этом фильме) - улыбка невольно появляется на лице при просмотре... А разговор про павлинов... Всё в мире гармонично... И какая музыка... Какая мелодия, какая психология... какая тишина... Дух захватывает... Be my friend Hold me, wrap me up Unfold me I am small I'm needy Warm me up And breathe me (С) В общем, друзья, смотрите и наслаждайтесь, а заодно и о своей жизни подумайте на досуге...
И даже тут Швайгер играет персонажа, который на высоте в постели. Фильм очень оптимистичный. Марк - потерявшийся в жизни мечтатель-велосипедист, который мало-помалу зарабатывает себе на жизнь. Он разбрасывается интересными, но ни капли не смешными историями и обожествляет такой земной вид транспорта, как велосипед. Фильм пробуждающий. Он побуждает к каким-либо действиям, к активности, рождает энтузиазм, хоть и выдержан в абсолютно не динамичной и спокойной, даже немного нудной и тягучей манере. Он (Марк) шел по стопам отца, скатываясь к алкоголизму, чрезмерной раздражительности и вечной депрессии, но сумел выкарабкаться, просто написав одну цифру, и обведя ее в кружок. Ты можешь стоять на грани между ванной и включенным феном в воде и долгому путешествию твоей мечты, и просмотр этого фильма может склонить тебя ко второму варианту. Я бы назвала этот фильм очень 'кармическим'. Карма - это, своего рода, последствия твоих поступков и воздаяние за них. И бутылка алкоголя может сильно изменить твою жизнь раз и навсегда, но ты можешь вернуться к ней исключительно благодаря силе духа и воли, и не топить в вине недостатки. Нужно лишь бороться. В какой-то момент я начал думать, что отцовские демоны одолели и меня, но одно я знаю точно - я не собираюсь топить их в вине. 6 из 10.
Ну что ж, фильм довольно-таки впечатлил. Вообще люблю творчество Тиля Швайгера и не видел ни одной плохой картины с ним... Ему одинаково удаются как комедийные роли, так и наоборот. И в этом фильме он опять показал высший пилотаж актёрского мастерства! Вообще, фильм достаточно слезливый. Но не всегда происходящее на экране вызывает слёзы горя... Иногда даже очень наоборот! Например тот момент, когда Марк и Ника пускали самолёты. Сцена, заставляющая зрителя улыбаться и испытывать те же эмоции, что и герои фильма... Но, естественно, как в любой нормальной драме есть и сцены, заставляющие глаза наполняться скупой слезой, а в горле образовываться комок... Однако несмотря на обилие драматических сцен, фильм настраивает зрителя на хорошую концовку, что собственно мы и видим... О чём фильм, я думаю, писать смысла не имеет, ибо уж очень много было сказано... В общем, фильм стоит времени, потраченного на его просмотр. Хотя бы даже просто посмотреть на очередную удавшуюся роль Тиля Швайгера.
К написанию рецензии я готовилась примерно три недели... Это очень глубокий, психологический фильм. Я не скажу, что он прошибает на эмоции, нет. Возможно даже наоборот. После финальных титров я сидела в некоем оцепенении, и в голове не было ни единой мысли... Потому что 'Фантомная боль' заполнила весь мой разум. Сначала мне думалось, что фильм нацелен на 'вышибание' у зрителя слезы. Я не плакала. И плакать не хотелось. Была боль... Острое чувство боли. Фантомная? Да нет, вполне конкретная... Для меня 'Phantomschmerz' это фильм об оправдании - раз, и о хороших друзьях - два. После случившейся с ним трагедии Марк пытается оправдать себя, объяснить, почему он прожил такую жизнь... Эта сюжетная линия довольно предсказуема... Для меня было весьма удивительно, как в довольно короткий срок человек, пардон, без ноги смог так быстро 'акклиматизироваться' в обществе: тут вам и протез, и машина, и женщины, и даже в итоге велосипед - дело всей его жизни! Возможно именно из-за того, что его жизнь качественно не изменилась, я и не испытала к герою той должной доли сочувствия... Тиль Швайгер по моему мнению - один из лучших актеров современности, и в 'Фантомной боли' он тоже был на высоте! Конечно, вначале было непривычно видеть его заросшим и небритым... Зато в одной из сцен, когда он наконец-то появился в привычном для него образе, мое сердце возликовало! Итак, резюмируя, 'Фантомная боль' - очень спокойный фильм... В нем нет драйва, экшена, и наверняка он не понравится любителям динамичных фильмов... Но посмотреть все же рекомендую! 6 из 10
Хорошее, сентиментальное кино! По ходу просмотра нет напрряжения, отвращение... Спокойно, сидишь и смотришь чужую историю, обычную чужую историю жизни. По впечатление чем-то напомнило 'Рестлер', но этот фильм что ли добрее и можно даже выразиться, менее 'пессимистичный'. Приятно смотреть фильм до самого конца, а потом сидеть, тупо смотреть в титры и слушать приятную мелодию, выполненную на акустической гитаре. Нельзя пройти мимо этого кино, но и не ждите многого. 8 из 10
Это фильм о дружбе, вовремя подставленном плече, протянутой руке, наконец, просто добром слове. И еще - о самой великолепной любви, которая только может существовать на свете - любви к жизни, способной преодолеть любые сложности и препятствия. О том, что человек даже несмотря на помощь друзей, должен сделать какие-то выводы сам, и именно сам - предпринять какие-то шаги на своем Пути. И когда твоя выдуманная жизнь станет реальной, а твои мечты превратятся в действия, тогда, и только тогда отступит боль и придет любовь. Фильм не зря назван 'Фантомная боль'. Название говорит о том, что каждого в жизни мучает боль о том чего уже нет. И здесь может помочь только движение вперед, не останавливаясь на Пути и не оглядываясь назад. И только движение освобождает от боли и дает сжатым легким глоток нового воздуха, дает жизнь. 10 из 10