4 декабря 1937 года. Как только японские снаряды полетели на нас с неба, я велел открыть ворота и пустить людей. Женщины и дети укрылись и ждали, чем всё закончится. Флаг буквально стал бомбоубежищем. Японцы прекратили бомбардировку, как только заметили флаг... Йон Рабе - немецкий предприниматель, генеральный директор компании «Siemens». К тому же, член НСДАП. Но он далек от того, что происходит в Германии и своей Родиной скорее считал Китай. 5 декабря 1937 года. Я и представить себе не мог, что этот день полностью перевернёт мою жизнь. Остаться или уехать. Изображать героя или тайком сбежать. Перед Рабе встает непростая дилемма. В то время в Нанкине решают создать комитет, который будет заниматься созданием зоны безопасности. Рабе предлагают стать его председателем и он решает остаться. Перед этим решая отправить свою жену Дору в Берлин на корабле. На самом деле создатели просто соединили два факта, существовавших по отдельности. Японцы действительно разбомбили последний корабль из Нанкина и был поезд, который тоже разбомбили японцы. В реальности жена Рабе покидала Нанкин на поезде, где попала под обстрел. 19 декабря 1937 года. Тела лежат штабелями перед воротами. Японцы их не трогают. И нам запрещено их трогать. В глазах европейца это выглядит просто чудовищно. Масштабы проводимых казней ужасающие. Зачастую просто расстреливают бараки с пленными из пулемётов. А тела сбрасывают в реку. Используя документальные кадры, режиссер картины - Флориан Галленбергер, показывает нам тот ужас «Нанкинской резни», который скрывался долгие годы. Это первый столь масштабный фильм Галленбергера. Все таки 20 000 000 долларов для немецкого кинематографа немалые деньги. Стоит отметить и прекрасный кастинг этого фильма. Главную роль исполняет Ульрих Тукур («Серафина из Санлиса», «Белая лента»). В начале его герой вызывает мало симпатии, но отношение к нему кардинально меняется в течении фильма. Стив Бушеми – нанкинский доктор, которому ежедневно приходится сталкиваться со смертью. Из-за жестокости японцев, нехватки медикаментов на его руках гибнут сотни людей и он ни как не может помешать этому. Собственно из-за этого безумно харизматичного актера я и смотрела фильм. Он и Ульрих Тукур отлично дополняют друг друга в кадре. Чего только стОит их совместное исполнение шуточной песенки. 23 декабря 1937 года. Завтра Рождество. Петля затягивается. Мы больше не в состоянии содержать зону. Как я любил говорить – 'Никогда не останавливайся.'Время само рассудит'. Эта фраза идеально подходит к моменту.. .. Так и есть, Рабе получает рождественский пирог и понимает, что Дора жива. Пожалуй, это есть единственная и самая большая награда, которую он получил. 25 декабря 1937 года. Весть о том, что принц Асака хочет зачистить зону молниеносно распространилась. Сотни людей вышли за ворота зоны и перекрыли входы. Они решили пожертвовать собой, чтобы защитить её. У него было оружия, кроме моего партийного значка и повязки со свастикой на руке, но это не помешало отстоять Нанкин. 29 декабря 1937 года. На встрече с дипломатами принц Асака утвердил зону. Хотя эта победа стала и нашим концом. Наш комитет распустили. Большинство фото и видео-материалов выдали японцам, которые сразу же уничтожили. Я покидаю город сегодня. Зато я снова увижу Дору. До сих пор не могу в это поверить. Борьба окончена.. .. По сегодняшний день японское правительство отказывается официально признать «Нанкинскую резню». По возвращении в Германию Йон Рабе был арестован по подозрению в сотрудничестве с китайцами. Ему запретили писать отчет о увиденном в Нанкине. Его дневники конфисковали и рассекретили только 60 лет спустя. После окончания войны Йон Рабе перебивался случайными заработками. Он умер в бедности в Берлине в 1950 году. Его имя всплыло лишь полвека спустя, газета «New York Times» назвала его «Шиндлером из Нанкина». Своей решимостью он спас более 200 тысяч человек.
Этот фильм рассказывает о малоизвестных страницах истории ХХ века. Декабрь 1937 года. Японские войска вошли в столицу гоминьдановского Китая - Нанкин. И началось то, что после назвали «нанкинской резней». У японских солдат это называлось «принцип трех дочиста» - «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста». В течение первых 5 дней погибло больше 50 тысяч человек. Десять лет спустя на Токийском процессе над главными японскими военными преступниками, будет объявлено, что за несколько недель в Нанкине было убито 140 тыс. человек. Китайские историки называют совсем другую цифру – 300 тыс. человек. Жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, убивали без разбора – пленных, женщин, стариков, детей. «Japanese Advertiser», выходившая в Токио газета на английском языке, опубликовала в те дни следующую заметку: «Старший лейтенант Мукаи и старший лейтенант Нода устроили дружеское соревнование, состязаясь в том, кто первый сразит мечом сотню китайцев…идет упорная борьба. Пока результат таков: на счету Мукаи – 89, а на счету Ноды – 78. В этом состязании Мукаи слегка повредил клинок. По его словам, это случилось, когда он рассек одного китайца пополам».В немецком фильме кошмар происходящего отражен достаточно полно, но в нем нет атмосферы того безысходного и необъяснимого ужаса, который охватывает зрителя во время просмотра «Города жизни и смерти». Те, кто выжил в той жуткой резне, спаслись в основном благодаря «Зоне безопасности», созданной проживавшими в городе иностранцами. Главой международного комитета, управлявшего зоной, был избран Джон Рабе, немецкий бизнесмен, член НСДАП, живший много лет в Нанкине. На американцев и англичан японцы не обращали тогда внимания, а с немцами вынуждены были считаться. В своем дневнике Джон Рабе писал: «Снова и снова японские солдаты врывались в мой дом, но завидев свастику тут же ретировались…У меня не было оружия, кроме моего партийного значка и повязки со свастикой на руке». В фильме, однако, Рабе ходит с повязкой Красного Креста на рукаве. Зато есть впечатляющий эпизод с огромным полотнищем нацистского флага, под которым во время налета японской авиации укрываются китайцы. Я люблю такие фильмы – о «героях поневоле». Немецкий актер Ульрих Тукур замечательно «попал» в образ Джона Рабе. Перед нами предстает честный, ответственный человек с мужественным и добрым сердцем. Именно такие люди лучше всего проявляют себя в экстремальных обстоятельствах. Их негромкий героизм стоит куда больше, чем суперменские подвиги героя с автоматом наперевес. Что осталось за рамками фильма? Джон Рабе, «Живой Будда» Нанкина умер 5 января 1950 г. в возрасте 67 лет, в бедности, забытый всеми, кроме жителей города, которых он спас. А спас он почти двести пятьдесят тысяч человек. В Китае его почитают как национального героя, его подвиг знают со школьной скамьи. Его именем часто называют детей. Спросите себя: сколько китайцев погибло во время Второй Мировой войны? Спросите себя: сколько лет продолжались военные действия между Японией и Китаем? Скорее всего, вы не знаете ответа на этот вопрос. У нас была своя война, и людей погибло – миллионы. Какое нам дело до китайцев, их так много… Россия говорит – наша жертва была самой большой. Запад снимает бесконечные фильмы о Холокосте. Но дело не в том, на сколько миллионов больше погибших и у кого. Есть у Константина Симонова замечательные строки: «Чужого горя не бывает…» Японцы после атомных бомбардировок в 1945 г. стали почему-то невинными жертвами. Да, понятно, в Хиросиме и Нагасаки погибли в основном мирные жители – женщины, дети, старики. Но это было в 45-ом. А что творили японские вояки все предыдущие годы в Китае и в Юго-Восточной Азии? Сколько погибло бы в России, если бы эти самураи вторглись в 1941 г. в наши восточные пределы (у них уже был жутковатый оккупационный «опыт» в Приамурье в 1918-1919 гг.)? Полюбопытствуйте, если у вас крепкие нервы, посмотрите фотографии, снятые в Нанкине, или кадры из японского концлагеря для американских военнопленных в Маниле. На их фоне блекнут даже «достижения» эсэсовских зондеркоманд… Уж не знаю, по какой причине, но последнее время тема «неизвестной войны» в Азии стала выходить из забвения. Китайцы сняли «Город жизни и смерти», немцы – «Джона Рабе», американцы стартуют с проектом «Герои Нанкина», главную роль в котором исполнит Кристиан Бэйл. Мне кажется весьма знаковым, что два моих любимых актера – У. Тукур и К. Бэйл участвуют в фильмах, тема которых так давно меня волнует. 10 из 10
Смотря подобные ленты, понимаешь, насколько человек может быть бесчеловечным и как сильно походить на тварь. Но среди огромного количества подобных тварей может-таки найтись несколько добрых и отважных людей, которые бескорыстно помогут тем, кто нуждается в помощи, рискуя своими жизнями. Такими людьми оказались Джон (Йон) Рабе и его соратники. Джон Рабе, которого, кстати, окрестили «китайским Оскаром Шиндлером», был руководителем китайского подразделения фирмы «Сименс» и членом национал-социалистической партии. Успешный предприниматель, отлично руководящий большой фабрикой, лишается своей должности и вынужден покинуть страну, в которой прожил много лет. Героизм Рабе заключается в том, что он, имея шанс спокойно покинуть страну и сохранить свою с женой жизнь, решил остаться ради спасения беззащитных мирных жителей, создав так называемую «Нанкинскую зону безопасности» для оных. История реальна. Флорин Галленбергер, снявший сей фильм, предлагает нам масштабную картину с черно-белыми документальными вставками, на которых запечатлены ужасные кадры тогдашней столицы Китая, города Нанкин, которые плавно переливаются в цветное полотно, снятое режиссером. Основа фильма – дневники Джона Рабе, которые отобрали у него после возвращения на родину и дальнейшего ареста. Полвека они лежали в каком-то подвале и были найдены лишь в начале девяностых годов. И теперь, одна из страшнейших и малоизвестных трагедий в истории человечества, которую прозвали «Нанкинской резней», в которой погибло несколько сотен тысяч человек (максимальная оценка, судя по одному из источников, 500 тысяч человек!), перенесена на экран. Радует, что режиссер подошел ответственно к съемкам фильма. По его словам, было просмотрено много часов хроники той поры, архивов, и фильм был снят будучи максимально приближенным к тому времени и к тем страшным событиям. Вымыслы в картине есть, но они придают еще больше трагичности и совершенно не являются лишними или особо нарушающими реальность происшедшего. Что важно, в картине нет чрезмерного пафоса, который облюбовали многие американские режиссеры. Крепкая работа оператора, красивые планы, отсутствие такого понятия как «дрожащая камера» и прочих неприятных вещей, раздражающих просмотр, дают нам понять, что камерой управляет мастер своего дела. Безупречный актёрский состав, отменная игра актеров, все на своем месте, никто не переиграл, никто не доиграл. Всё взвешенно и четко. В особенности хочу выделить актерские работы Ульриха Тукура и Стива Бушеми. Первый уже успел получить несколько наград в Германии. Ему отлично удался образ умного, порядочного руководителя. Строгого, но и добротой отличающегося, заботящегося о своих подчиненных. Как говорил сам актёр, он убедил режиссера сделать так, чтобы его образ по началу не вызывал симпатии у зрителя, а постепенно развивался, показывая всё новые и новые стороны. Задумка удалась. Действительно, по ходу развития картины Рабе, открываясь нам, показывал свою доброту, сочувствие, щедрость, отвагу, смелость и ранимость. Получился глубокий персонаж, сыгранный шикарно. На другой чаше весов лежит никто иной, как доктор Роберт Вилсон, которого сыграл Стив Бушеми. Едкий остряк, который не особо скупится на всевозможные словечки, умеющие «уколоть», ненавистник Гитлера и его партии, человек, любящий не молчать, а говорить все, что думает в лицо, поначалу фактически соперник, но потом соратник Джона Рабе. Снова-таки стопроцентное попадание в образ. Бушеми как будто самого себя играл. Легко и непринужденно. Описанием остальных актерских работ заниматься не буду. Если быть кратким, то с ними всё в порядке. Фильм примечателен трагической атмосферой, передающей безысходность и надежду, тонкие лучики счастья и горе. Просветы и минуты счастья появляются тогда, когда невинным людям дают крышу над головой, приют и защиту. Но вся эта радость беспощадно сметается безысходностью и страхом, когда понимаешь, что крыша над головой не устоит перед снарядом, а 'зона безопасности' не особо оправдывает своё название. Картина о сущности человеческой, о человеческой природе. Картина о бесчеловечности и жестокости стольких сердец. Война и саморазрушение у человека в крови. Это наша сущность, это есть мы. Но к счастью не все подвластны тому, что заложено в нас. В противовес этому, из кучи грязи и беспросветной тьмы появляется добро, которое могут отыскать в своих сердцах те люди, которым оно дороже, чем убийство, зло и саморазрушение. Страшные и реалистичные сцены фильма мало кого оставят равнодушными. Режиссер не скупился на реалистичность определенных действий, и как видно, постарался всё сделать как можно натуральнее. Места так называемому «мясу» нет, баланс между ним и недобором реалистичности соблюден. Потрясающая музыка придаёт еще большей грусти фильму. Ноты прекрасных печальных мелодий как будто подхватывают определенные моменты в сценах и пронимают каждую струну души, возбуждая еще более острые чувства. Идеальное сочетание картинки и звука. В картине нет ощущения незавершенности, не чувствуется и затянутости вовсе. Еще один баланс между батальными сценами, сценами бомбежек и уделением внимания главным персонажам так же удалось соблюсти режиссеру. Трагичный и глубокий фильм с крепкой структурой, не идеален, не шедевр, но достоин внимания каждого и является одним из лучших на военную тематику. А такие люди, как Джон Рабе будут жить вечно. Он вошел в историю как настоящий герой. Но далеко не всегда героям суждено умирать в богатстве и лаврах. Рабе умер в полной нищете, потеряв свободу и не пользуясь снисходительностью к своей персоне в Германии. Такие поступки делаются безвозмездно, они исходят из самого сердца человека. Рабе сделал свой выбор, лишив себя жизни, но подарив ее сотням тысяч людей. Подвиг, дающий звание «великого» этому человеку.
В 2009-м вышел и китайский фильм 'Город жизни и смерти', так же посвященный событиям захвата Нанкина японцами в конце 1937 года. И с Йоном Рабе с неотъемлемым персонажем истории. При просмотре этой пары фильмов смутила разница эмоций сцены, когда Йон Рабе покидает оккупированный город: вышибающая слезу эйфория европейской версии и истошная паника китайской. Историю конечно знать надо. Но - четко и монументально. Чтобы через фокус настоящего без сучков и зазубрин строить будущее. Покопавшись в сухой истории, предпочтение отдаю китайскому фильму. Йон Рабе был великий человек. Человек мира, не требующий мифологизации евровзглядом (В честь Йона Рабе в Нанкине стоит памятник). Хотя, и китайская версия художественного освещения истории не передает всего безумия, нареченного 'Нанкинской резней'.
Жаль, что многие поставили фильму «Список Шиндлера» десять баллов, не надеясь, что появиться что-то лучше. Тема у этих фильмов одна, они очень похожи, но они все же разные и одной десяткой их не приравнять. Да, фильм можно сказать только вышел, а значит у него еще все впереди и при соответствующем интересе со стороны зрителей, не за горами и высшие строчки в топ 250. В китайском городе Нанкине располагалось представительство немецкой фирмы «Сименс» и управлял ею Джон Рабе. После того как город захватили японцы, он, помимо спасения своих китайских работников, принял непосредственное участие в создании безопасной зоны для всех гражданских лиц Нанкина. Но как оказалось, японцы совсем не хотели видеть в городе эту зону. У них насчет китайцев были совсем другие планы. Фильм длинноват в меру и тут это к месту. Настолько, что есть о чем задуматься и не настолько, чтобы скучать у экрана. Одного просмотра, кстати, вполне достаточно, чтобы понять трагедию еще одного народа в преддверии Великой Отечественной войны. Фильм художественный вперемешку с хроникой, что не дает усомниться в правдивости повествования. Мне было известно, что японцы с давних пор не раз гоняли китайцев, но такую жестокость с их стороны увидел впервые. Немцы - да, но и японцы, получается, от них недалеко ушли, а кое-где их даже переплюнули. Актерский тандем Тукура и Бушеми мне пришелся по душе. Это помимо того, что кроме них присутствовали еще не менее интересные герои. Бушеми я уже видел. Роль импульсивного и язвительного врача местной больницы была, что называется, для него. Можно сказать, что он своей игрой подталкивал обреченный, размеренный сюжет. Тукура видел в первый раз. Роль спокойного и рассудительного немца, главы фирмы, ему тоже удалась. Что касается меня, то данный фильм заслуженно получает положительную оценку и, не применю заметить, что это на два балла больше чем у «Списка Шиндлера». 4 из 10
Этот удивительный фильм мне удалось посмотреть на фестивале немецкого кино. Большинство критиков называют «Рабе» американским «Шиндлером». И правда, оба фильма затрагивают одну и ту же тему, связанную с предпринимателями и их действиями при войне. Эти люди могли покинуть место боевых действий, благо денег хватало, но они остались со своими рабочими, остались, рискуя жизнью. Это сильные, волевые люди, для которых жизнь тысяч дорога настолько, что на кон они ставят свою. О жестокости военных тварей против мирного населения Действия фильма «Джон Рабе» происходят в гуще Нанкина, когда японцы без предупреждения начинают атаковать мирное население. В таких масштабах, жизнь не то что одного человека, а даже тысяч, это пустота, отголосок в воздухе. Но находятся сильные люди, которые готовы рисковать всем, лишь бы спасти жизни, в их числе и немецкий предприниматель Джон Рабе. События, творящиеся в «Джон Рабе» не сколько, не уступают жестокостям, происходящим в «Список Шиндлера», только в первом проявляется агрессия японцев по отношению к китайскому народу, в другом немцев по отношению к евреем. Непонятная злоба застилает глаза противника, который давно перешагнул грань человека, став настоящим зверем, чья жажда убивать, насиловать и грабить только растет с каждым новым преступлением… Актерская работа Наряду с серьезностью темы, поднятой в фильме, все прекрасно исполнено актерами: Ульрих Тукур, Даниэль Брюль, Стив Бушеми — талантливо раскрывают своих персонажей, каждый показывает надрыв и надлом человека, оказавшегося в ужасной ситуации, но способного в какой-то момент взять себя в руки и целенаправленно направляться вперед к цели спасения тысяч жизней. 10 из 10
Фильм произвел глубочайшее впечатление. Я не знаю слов, которые могли бы описать увиденное. Фильм основан на реальных событиях с несущественными додумками в виде личных героев персонажей. Смотреть фильм тяжело - очень много эмоций в связи с происходящим на экране. Понравилось как фильм снят, понравилась актерская игра - верила всему. Однозначно рекомендую фильм. Но с одним условием - особенно впечатлительным все же не стоит. Рядом с нами сидела бабушка с внуком лет девяти. Честно говоря, меня смутил сам факт, что ребенка на такой фильм привели. Дальнейшее меня смутило ещё более. Ребенок совершенно спокойно смотрел фильм, лопая поп-корн и колу. Если абстрагироваться от происходящего на экране, можно подумать, что он смотрел 'Шрека' или 'Бетховена'. Передернуло и от бабушки с абсолютно таким же выражением лица. Муж сказал, что не все пожилые люди восприимчивы к войне, потому что у него бабушку, например, война никак не коснулась. Мне же это очень странно. 10 из 10 P.S. Все-таки не стала бы сравнивать со 'Списком Шиндлера' - фильмы совсем разные. И о разном. И Спилберг оказался всё же немного глубже.
В жизни каждого человека случается момент, когда надо решиться на Поступок. Нет, конечно можно отойти в сторону, спрятаться за чью-то спину, сделать вид что тебя это не касается, пожаловаться на то, что нет приказа сверху. 99 человек из 100 так и сделают. И никто их не осудит, своя голова дороже. А тот - единственный, кто пойдёт против накатывающей волны, будет сметён её силой, затоптан набежавшими людьми, и забыт историей. После выхода на экран 'Списка Шиндлера', в литературе и кинематографе появилась целое направление о людях не испугавшихся идти наперекор самой Истории, и картина 'Йон Рабе' стилистически одна из таких. Но только стилистически. Если углубиться в источники, и узнать биографию подлинного Йона Рабе, то ничего общего с Оскаром Шиндлером вы там не обнаружите. Пожилой человек, страдающий от сахарного диабета, благополучно переживший сначала бойню Первой мировой войны, а затем тяготы разрухи 20-х годов в Германии вдали от родины, искренне полюбивший Китай, Рабе как и всякий self-made-man был убеждённым пацифистом, в забытом смысле этого слова. Он был той самой 'ломовой лошадью', которая в любой фирме тянет на себе всю основную работу, не получая за это положенного вознаграждения. Да оно им и не нужно. Для них главное вознаграждение, это сама работа. Отними её у них, и они моментально чахнут. Вот и спасение китайских рабочих для Рабе это работа. Тяжёлая, нудная, грозящая смертью, но работа. А встречи с генералами японской армии - это типичные деловые переговоры. Только вместо денег, человеческие жизни. 200 000 тыс. из нескольких миллионов. И без всякой надежды на благодарность. Восток - есть Восток, а Запад - есть Запад. И вместе им не сойтись. P.S. Недоумение вызвало лишь то, что роли японских офицеров играют немецкие актёры, ведь китайских рабочих фабрики Siemens играют настоящие китайцы. Но это уже придирка. 8 из 10