А вы когда-нибудь задумывались, что станет с вами, вашей семьей, со всем тем, что вы нажили, если однажды придет судный день и настанет конец света? Если в живых останетесь вы одни и с пары десяток людей, которые от голода уже превратились в каннибалов и жаждут вашей смерти? А если на вашем попечении ваш ребенок, на вашей ответственности ваше чадо, и вам нужно найти где-то ему укрытие, место, где он смог бы быть счастлив? Готова с вами спорить, что нет. Джон Хиллкоут снял нам «серый» фильм. Серый – потому что нет радостей, потому что мир превратился в пепел, потому что не известно будет хорошо или плохо, потому что уже вроде как устал, но жить надо. Самотерзание главного героя нам показано очень отчетливо. Каждую ночь, перед тем как заснуть, он видит обычную жизнь, как они радовались с женой, как не знали горести, а все проблемы что были кажутся теперь забавной мелочью. Засыпая, его мучают кошмары, полные противоположности воспоминаниям, его жена не смогла больше справляться, она устала выживать и однажды просто ушла, бросив их с сыном, ушла умирать. Они бредут на юг, надеясь, что там теплее, и они смогут перезимовать. В его пистолете всего 2 патрона: ему и сыну. На их пути встречаются группы каннибалов, полуслепой старик, вор, который забирает у них все. Хоть фильм и выполнен в серых тонах, зато все важные моменты выглядят потому очень ярко, эффектно и надолго западают в душу. Очень запоминается мальчик. Полуслепой старик, которого они встретят, принимает его за ангела. Мальчик светлый. Да, он уже видел смерть, но он по-прежнему по-детски наивен. Он старается помочь каждому кто встретится на их пути. И еще не до конца различает плохих людей от хороших. «-Мы ведь не едим других людей, потому, что мы хорошие? -Да! Мы хорошие!» Отец пытается научить сына выживать. Он дает ему советы, наставления, учит пользоваться револьвером. Он готовит его для жизни без себя, прекрасно понимая, что двоим им не выжить. Фильм пропитан болью, страданиями и безысходностью. Нейтральный отзыв лишь потому, что конец подверг в полное недоумение и вызвал негодование. Не вдаваясь в подробности, просто обойдусь вопросом: «Почему эти люди им не помогли? Ведь было столько боли и столько опасностей». Фильм достоин просмотра однозначно.
Очередной обыгрыш постапокалипсиса, снятый по одноименному роману Кормака Маккарти. К сожалению, не знаком с оригиналом, потому сравнить книгу и фильм не могу, но, насколько я знаю, режиссёр Джон Хиллкоут практически не отошёл от канона. По сюжету, Землю поразили катаклизмы, которые уничтожили почти всю флору и фауну. Выжившая горстка людей пытается выжить любыми способами — кто-то объединяется в группы и занимается каннибализмом, кто-то пытается сохранить человеческий облик и питается только консервами, заготовленными до этих страшных событий. Наши герои принадлежат ко второй категории. У них нет определенной цели, они просто пытаются выжить в это тяжелое время. Атмосфера безысходности буквально просачивает всю картину. В фильме ни разу не появляется солнце, всегда мрачно, дождливо — в общем то что нужно для подобного рода фильмов. Также свою лепту в атмосферность вносят и отношения между людьми — тотальное недоверие друг к другу, враждебность, стремление урвать свой кусок и не оставить другому ничего. Это, конечно, реалистично — в таких условиях нас меньше всего будет заботить благополучие чужих людей. Главных действующих лиц двое — отец и его малолетний сын, родившийся уже после апокалипсиса. Отец получился ещё ничего, хотя и слишком параноидален, а вот актер, сыгравший мальчика — просто никакущий. Мало того что его актерская игра посредственная, так ещё и вдобавок он умудрился изобразить своего героя мерзким, вечно ноющим куском дерьма, который бесит на протяжении ВСЕГО фильма. Пару раз во флешбеках показали их прошлое, когда еще была жива его мать. Честно говоря, я так и не понял, для чего её ввели. Ценность персонажа — нулевая, а её поступки до омерзения алогичны. По сюжету никаких нареканий, в принципе, нет. Задача была показать выживание отца и сына, у них нет конкретной цели, всё что им нужно — избегать различные передряги в поисках лучшей жизни, и с этой задачей создатели фильма справились. В целом, перед нами однозначно хороший фильм. Фанатам жанра смотреть в обязательном порядке. Только не пытайтесь отыскать в нём оригинальность, ничего нового конкретно для жанра постапокалипсиса картина не несёт. Просто погрузитесь в атмосферу и наслаждайтесь фильмом. 7 из 10
Существуют фильмы, которые производят на зрителя удивительное впечатление, невольно заставляют задуматься и, возможно, делают из него чуточку другого человека. Одним из таких фильмов является постапокалиптическая драма 'Дорога' режиссёра Джона Хиллкоута. В центре картины - отец с мальчиком, выживающие на разлагающихся остатках прежней цивилизации. Мир, который мы все так хорошо знаем, умер, растворился в прошлом. Теперь вместо него только мрачная, глухая пустошь. Еды, воды, животных почти не осталось, и с каждым днём становится все меньше. Самой большой опасностью стали другие люди, голодные, отчаявшиеся, готовые прибегнуть к грабежу и даже каннибализму. 'Сначала стреляй - потом спрашивай' стало уже неким непоколебимым правилом, постулатом выживания. Этот маленький мальчик - единственное, что осталось у мужчины, его смысл жизни, его друг и лучик счастья в непроглядной тьме. И отец всеми силами старается не только защитить его, уберечь от страданий и тягот, бесконечно преследующих тех, кому еще не довелось погибнуть, но и дать веру в жизнь. Он говорит ему: « У нас внутри горит огонь. Потому мы хорошие люди. И ты береги этот огонь, не дай ему угаснуть. Что бы ни случилось...» В своей степени мальчик тоже воспитывает отца. Он еще ребёнок, не испорченный всеми ужасами нового мира. В нём бьётся доброта, доверчивость и желание помочь, которые порой не дают угаснуть этим же чувствам и в сердце отца. « Ты говорил остерегаться плохих людей, а этот был хорошим. Похоже, ты совсем разучился разбираться в людях ». - однажды говорит мальчик. Конечно, ребёнок еще не понимает тех вещей, с которыми приходится сталкиваться его отцу, однако, между выживанием и жестокостью существует тонкая грань, почувствовать которую взрослые могут не всегда... Скоро наступает зима, еще более холодная и лютая, чем прежде, и их спасение - в походе к югу, в более теплые земли по дороге. Дороге, которая принесла им немало тягот и опасностей. Дороге, не собирающейся кончаться и не сулящей в конце ничего хорошего. Они идут по дороге. Два бродяги, никому не нужные, забытые богом, как и всё остальное. Идут, голодные, измученные, усталые, экономя каждую крошку, каждый патрон. Но идут, храня внутри себя тот самый огонь, прочной хваткой цепляясь за своё существование, в надежде на лучшую жизнь. Вот так просто сдаться, умереть для них считается роскошью, которой человек не достоин. По сути, человеческая жизнь и представляет из себя дорогу. У каждого дорога своя и никто не знает, чем она кончается. Но только взяв себя в руки и изо всех сил идя к цели, не утратив веру в неё, можно к чему-то прийти... что бы ни случилось... Конечно, это далеко не единственный смысл фильма, каждый при просмотре обязательно примет какие-нибудь выводы для себя. Великолепный фильм, бесспорно, тяжёлый, но крайне впечатляющий и атмосферный до костей. Реалистичная игра актёров, прекрасное музыкальное сопровождение и захватывающие декорации, заставляющие поверить в действительность происходящего на экране. Фильм смотрится на одном дыхании и заставляет переживать за главных героев. Я считаю, что фильм заслуживает твёрдую оценку 9/10. Когда смотришь 'Дорогу', понимаешь, насколько прекрасен тот мир, в котором мы сейчас живём.
Чёрная земля, высохшие деревья, покорёженные автомобили, заброшенные дома и тяжёлая тишина – картина мира после катастрофы напоминает локации игры «Сталкер». По пустынной дороге идут отец с сыном. Идут в поисках земли обетованной, идея которой прочно осела в их сознании под словом «на юг». Они не знают, что их там ждёт, их ведёт лишь надежда. Дорога как вечный символ поиска есть лишь средство познать себя и других. По пути им встречаются разные люди, хорошие и плохие, но большую часть времени двое путников озабочены поиском пищи и убежища. Атмосфера вокруг напоминает открытый космос – разряженное глухое пространство, ещё несущее, впрочем, на себе следы прошлого. Что-то Голливуд в последнее время удивляет пессимизмом. «Район №9», «Аватар», теперь вот это. Такое ощущение, что кто-то позволил себе усомниться в американской модели мироустройства!? Впрочем, если отбросить сарказм, перед нами – очень качественный продукт, замечательный прежде всего непоказушной попыткой размышления о судьбах человечества. Мир в нас, или жизнь после смерти – как вам будет угодно. Как ни странно, в картине заложен глубокий философский смысл. Два мира, один из которых – старый – олицетворяет Отец, другой – новый – Сын. Вполне очевидны параллели с Библией, где Ветхий завет основан на традиционной морали родственных уз и принципа «око за око» (Отец), Новый же, напротив, наполнен состраданием к падшим и освобождает понятие семьи от оков крови: если человек «хороший», то он уже семья, и относиться к нему надо как к самому себе (Сын). Постапокалиптическое будущее представляется зарёй новой эпохи, ознаменованной рождением Нового человека. Общество воссоздаётся заново, и понятно, что оно уже не может быть таким как раньше, ведь катастрофа – следствие старой, отжившей свой срок морали, заведшей человечество в тупик, а вовсе не результат развития технологий. Отец учит ребёнка выживать, он показывает ему материальную сторону этого мира, сын тоже учит отца, но совсем другому – быть Человеком, открывая ему тем самым духовное измерение бытия. И несмотря на то, что они часто спорят, и отец раздосадован наивностью и легкомыслием своего дитя, он всё же делает так, как хочет сын (сцена возвращения к негру), словно чувствуя внутреннюю правоту рождённого в апокалипсис, ведь эпоха отца ушла, он сам – лишь бледная тень её. Обретение новой семьи в конце фильма – категорическая констатация факта: мир, где каждый сам за себя, обречен; созидание – синоним любви, а тот, кто пошёл по пути каннибализма, будь то буквального или же фигурального, поедает сам себя, даже не подозревая об этом. Каждая дорога заканчивается на берегу моря. А какого цвета будет море и что окажется на другом его берегу, зависит только от нас, ведь море – в наших глазах. 10 из 10
Вы никогда не задумывались, что будет, когда мир умрет? Что будет со всеми людьми, заселявшими его? Этого никто не может знать. Нельзя быть готовым к тому, что может произойдет, а может и не произойдет. Никогда не знаешь, каким будет завтрашний день. После первых минут просмотра можно прочувствовать всю боль и безысходность, которая может наступить в конец света. Я посмотрел достаточно фильмов такого жанра, как 'постапокалиптика', и ни в одном из всех просмотренных не было той сильной атмосферы, какая передана в данной картине. Я считаю, что та атмосфера конца света, какая показана нам в 'Дороге', все происходящее в фильме и является истинным кошмаром, который может последовать за тем, когда мир погибнет. Люди пытаются выжить разными способами. Кто-то сводит концы с концами в поисках еды, ночлега, теплой одежды, а кто-то добывает все это силой. Кто-то сохранил в себе человеческие качества, а кто-то превратился в дикого зверя, который ведет охоту на людей, как на предмет пищи. Герои картины 'Дорога' не могли и предположить, что может случится нечто подобное. Главные персонажи фильма - это отец и сын. Два близких человека, которые цепляются за жизнь из последних сил ради друг друга. Изменившийся мертвый мир не повлиял на главных героев. Они из последних сил стараются выжить, оставаясь при этом 'хорошими людьми'. Смею заметить, что отец в 'Дороге' очень напомнил мне персонажа сериала 'Ходячие мертвецы' Рика Граймса. Рик, как и наш главный герой, постоянно говорил своим людям, что сдаваться нельзя ни за что. Нужно постоянно бороться и стараться выжить. Нельзя меняться в худшую сторону, как это сделали многие. Как бы тяжело не приходилось. Почти тоже самое твердил отец сыну. 'Главное, чтобы огонь внутри тебя не погас', - говорил он. Этот фильм вызвал у меня чудесные чувства, за что я благодарю его режиссера Джона Хиллкоута. Он великолепно передал всю боль, горесть потери, безысходность и неизбежность конца света в своем творении. Я смело могу назвать эту картину достойной экранизацией романа Кормака Маккарти. Никогда не знаешь, что будет, когда все вокруг погибнет. Подобные фильмы, как 'Дорога', помогают нам окунуться в разрушенный мир, пережить невзгоды и потери вместе с главными героями. Прочувствовать все самому. И молить Бога о том, чтобы подобного в настоящей жизни никогда не случилось. 10 из 10
Вот, новый поворот, и мотор ревёт, Что он нам несёт, пропасть или взлёт, Омут или брод И не разберёшь, пока не повернёшь За поворот. Именно так я и представлял себе истинную «постапокалиптику», как жанр литературы, кинематографа, живописи или любого другого искусства. Но такое представление может легко вызвать как восхищение, так и отторжение, ярую ненависть. Читать книги, несомненно, куда лучше, чем смотреть кино, ибо фильмы, при всей своей драматичности, не идут ни в какое сравнение с тем, что можно прочитать. Одноименная книга Кормакака МакКарти получила одну из самых престижных премий в мире литературы, – премия имени Джозефа Пулитцера, или просто «Пулитцеровская премия. К сожалению, я ее даже в глаза не видел, и принялся за просмотр ленты Джона Хиллкоута, не имея при себе ни достаточных знаний жанра, ни сюжета книги. Надо сказать, что сюжет, строящийся на неких скачках из реальности в прошлое, посредством снов главного героя, увлекает именно этим ярко-выраженным контрастом. Лучше всего это заметно в моменты воспоминаний добрых, красивых, трогательных, другое дело – ругань, споры, сложные решения. Сама по себе, история двух главных персонажей не вызывает нареканий в плане резких поворотов и неожиданных моментов. При внимательном просмотре можно даже назвать ленту пустой в плане чего-то оригинального и действительно нового. «Дорога» - фильм, честно говоря, ни о чем и обо всем. Такой вот парадокс и заключает в себе многоуровневую конструкцию самой композиции, как отдельно-взятого элемента. И в фактической линейности истории таится множество наиважнейших событий, так или иначе влияющих на развитие сюжета. Смотреть такое кино ради атмосферы – глупо, пусть и атмосфера здесь лучше некуда. Последствия апокалипсиса кажутся наиболее реальными, ибо как раз таки каннибализм и отсутствие всякой человечности могут спасти вас от гибели в такие вот моменты. Но не зря действующие лица картины именуются «героями», так как ни человечность, ни рассудительность, ни уж тем более надежду они не теряют. Они идут весь фильм в этих ужасно необычных и просто отвратительных костюмах. Мешки на теле, полиэтиленовые пакеты на ногах; толстый слой ветхого одеяния уже не спасет от того, что творится на планете, некогда именовавшейся Земля. Путешествуют Коди Смит-МакФи и Вигго Мортенсен под изумительные композиции Ника Кейва, Уоррена Эллиса. Музыкальные темы подчеркивают не только нежелание сдаваться и борьбу за выживание, но и такие явления, как потеря надежды, поникнувшие лица и отсутствие всякой веры во что-либо. Музыка скачет в одних местах и плавно, медленно тянется в других. Она не однообразная, но очень четко и верно отражающая характер любой из сцен, любого из диалогов, каждого героя. Что до самих путников, то, если еще маленький МакФи выдать что-то сугубо драматичное ему не по силам (за исключением последнего диалога картины), то Мортенсен весь фильм ведет себя однообразно, но настолько честно и трогательно, что в нужные моменты у зрителя обязательно пойдут слезы. Уйдя от привычных рамок, абстрагировавшись от чужих мнений, «Дорога» выступает в качестве некого роуд-муви, ведущего в никуда. Но ведущего по извечным библейским канонам и заповедям, успевая при этом и упрекнуть Бога в безразличии, и помочь нам найти самих себя в этих немногочисленных, но точных образах выживших людей во всем этом хаосе. Данный фильм – философская, где-то мерзкая, отвратительная, мертвая, но чуткая и проникновенная притча про любовь, надежду и веру.
К сожалению, с одноименной книгой Кормака Маккарти я не ознакомлен, а потому буду судить о фильме просто как о самостоятельном проекте. Обычно фильмы на тему последствий апокалипсиса преследуют куда более масштабные цели, нежели просто реалистичное отображение «жизни после катастрофы». В «Безумном Максе 2» нам показали, как люди стремятся к местам, где «все по-другому», где помимо Пустоши есть еще и жизнь. В «Книге Илая» акцент сделали на религии и обретении веры. В том же «Терминатор 4: ДА придет спаситель» люди сражались с машинами, чтобы победить. В данном же фильме акцент сделали именно на отображении жизни. Нет какого-то одного врага или какой-то одной ясной и четкой цели. Нет никаких предпосылок к переменам, мир будет таким еще очень и очень долго, а главные герои просто идут и идут, безо всякой цели. Их задача лишь одна – выжить. И вот на этом строится весь сюжет: фактически без завязки, без кульминации и без какой-то определенной развязки. Это просто эпизод из жизни того возможного будущего, в котором можем оказаться и мы, если что-нибудь в отношении тех или иных стран разладится. Что тут сказать? Атмосфера в фильме и вправду реалистичная и невероятно гнетущая. Пожалуй, еще ни в одном постапокалипсическом фильме не было такого отчаяния и ощущения полной безнадежности. В других подобных фильмах ближе к середине зрителей радуют зарождением надежды на то, что впереди будет лучше и все персонажи начинают к этому стремиться – к улучшению нынешней ситуации. Самое страшное, что здесь даже надежды нет, и зрителю четко и ясно дают понять: нет здесь ни спасителей, ни главных злодеев, и никто этот мир сейчас менять не будет. Приходится адаптироваться. Это пожалуй лучшая черта фильма – после нее прямо-таки депрессия накрывает. Из-за подобной концепции, правда, возникает ряд других проблем. Здесь нет конфликта, который заставлял бы наблюдать за происходящим до самого конца (по сути, держит у экрана лишь вопрос «останется ли кто-нибудь из них в живых?»), нет четкой развязки и нет четкой сюжетной линии. Весь фильм это просто набор эпизодов, где центральные герои встречают ряд эпизодических персонажей, которые, по сути, никак не влияют ни на сюжет, ни на самих героев. Отсюда и некоторая затянутость и парочка конкретно лишних эпизодов, которые никак не обогащают фильм, а лишь делают его более тягомотным. Также отмечу и еще одно недоразумение, которое лично мне доставило некоторый дискомфорт. Роль жены, исполненная Шарлиз Терон мало того, что была абсолютно лишним персонажем в истории, так еще и чудной какой-то она оказалась. Лично я не верю, что мать так мечтает о суициде, когда рядом так страдает её сын. Где, черт возьми, её материнский инстинкт? Да и сама её смерть в итоге ни к чему не приводит, а флэшбэки с её участием не более чем светлые воспоминания главного героя о былом довоенном времени. На протяжении всего фильма я размышлял что «скорее всего, поставлю 7», но после финальных титров понял, что ниже восьмерки никак поставить не могу. И дело здесь в той самой атмосфере и отображении жизни. Это очень проработанный мир, в котором невозможно усомниться. Здесь нет голливудских улыбок у актеров и нет чистых волос у лиц женского пола. Все-таки времена не те. Отдельно также хотел отметить местный саундтрек. Просто шедевральная музыка, которую можно послушать и отдельно от фильма. Особенно хочу отметить финальную композицию «The Beach», от которой просто плакать хочется. Тот, кто говорит, что Вигго Мортенсен плохой актер и везде играет Арагорна, либо еще ребенок, либо из фильмографии актера смотрел лишь «Властелин колец». Свою актерскую мощь он доказал в «Идеальном убийстве» и в фильмах Дэвида Кроненберга «Оправданная жестокость» и «Порок на экспорт». Здесь он не менее шедеврален, а в особо драматичных эпизодах так и вовсе играет, чуть ли не лучшую свою роль. Остальные известные актеры, к сожалению, не более чем имена в титрах, поскольку те крохотные роли, которые они здесь играют, никак не способствуют положительному соприятию. Роберт Дювалл и Гай Пирс здесь просто маркетинговое украшение, также как и Шарлиз Терон (её персонаж вообще лишний и совершенно ненужный повествованию). Их персонажей могли сыграть абсолютно любые другие актеры. Дорога – мощная драма в мире постапокалипсиса, в которой отображается самое реалистичное видение мира после катастрофы. По-моему больше ни в одном подобном проекте вы не увидите столько отчаяния и обреченности. Перед просмотром надо пару дней настроится, ибо после него меня накрыла жуткая депрессия и даже спать перехотелось. После этого я и решил, что все-таки поставлю оценку не ниже восьмерки, ибо плохие фильмы не могут вызывать никаких эмоций, а после просмотра этой ленты эмоции были. Еще какие. Но фильм не без недостатков. Отсюда и… 8 из 10
Одноименную книгу Кормака Маккарти мне не довелось читать, поэтому об удачности экранизации романа не могу говорить, однако сам фильм получился интересным и позволяет зрителю окунуться в атмосферу антиутопического будущего. В картине ничего конкретного не говорится о происшедшем катаклизме и его характере, но есть вполне явные намеки режиссера на ядерную сферу. Постоянный мрак, холод и облака высокой плотности, которые задерживают солнечные лучи это признаки 'ядерной зимы'. Все живое на планете либо уже погибло, либо в предсмертном состоянии. Города в разрухе, все в руинах и полуразрушенном виде, по состоянию людей можно предположить некие стадии облучения. А также краткий рассказ главного героя в начале фильма о том, что он видел яркий свет, а потом последовало несколько сильных ударов. Все выше перечисленное указывает на ядерный конфликт с мгновенными массовыми ударами и с ужасающими последствиями, а также закатом эры нашей цивилизации (таково моё представление о катаклизме в фильме). Сюжет наполнен драматизмом и переживанием. Главные герои идут на юг, в надежде на что-то лучшее. Голодные, износившие свою обувь и одежду до дыр, они напуганы шайками каннибалов, которые поедают всё съедобное на своем пути. Страшная драма картины заключается не только в каннибализме одних и суицидах от безнадежности других, но и в том, что отец готов убить сына, дабы облегчить ему страдания, а также он учит ребенка как правильно застрелиться в безвыходной ситуации, если отца не будет рядом. Печально, что единственной радостью ребенка является еда, огонь, возможность наблюдать радугу и искупаться в холодном водопаде. Он спрашивает - 'Что это?' - при виде банки газировки и с радостью вкушает столь редкий, никогда не встречавшийся ему 'плод'. Драматично, что ребенок никогда не знал и не узнает другого мира, ему предстоит существовать и бороться за свою жизнь в мрачной и холодной разрухе наполненной человеческой жестокостью и различными катаклизмами. Игру актёров, я думаю, даже обсуждать не стоит, сами поймете, если посмотрите фильм. Великолепно переданы страдания и мучения героев, которые ещё более чем окружающая обстановка позволяют зрителю погрузиться в столь жуткий мир. Понравилась не обнадеживающая, но приятная концовка. Герой все-таки найдет, что искал и надеялся встретить весь фильм, хотя это точно не повлияет на мировую ситуацию в целом, но может облегчить существование героя. В итоге после просмотра остаются размышления о сложной судьбе человечества в случае катаклизма мирового масштаба, о не простых решениях отца, желающего любой ценой уберечь своего сына и помочь ему освоиться в постапокалиптическом мире, и о добром ребенке, которому все ровно придется стать жестоким, дабы спасти себя и своих близких. Мне картина представилась интересной и с глубоким смыслом о понятиях добра и зла, а также об отношениях отца и сына. Если вы любитель антиутопических картин с пессимистическим настроем на 'мир будущего', со спокойным, но очень интересным сюжетом, и если готовы к отсутствию динамичных сцен и шикарных спецэффектов, то уделите внимание ф. 'Дорога'. P.S. Пускай ядерная война и её ужасные последствия остаются только в мире кино. 8 из 10
Джон Хиллкоут поставил по книге Кормака Маккарти «Дорога» один из наиболее реалистичных фильмов про выживание, когда отец и сын вынуждены скрываться на американских широтах от банд кровожадных людоедов, стремящихся растерзать и сожрать каждого, кто попадется им на глаза. Кругом полное запустение, города и мегаполисы проседают и рушатся, животных и птиц уже не осталось, поэтому остаткам выживших приходится сражаться за скудное пропитание или есть себе подобных, чтобы таким образом продлить свое жалкое существование. По сюжету отец и сын идут на Юг, выполняя последнюю просьбы матери, ушедшей по среди ночи в темноту и больше не вернувшейся обратно. Скорее всего, она погибла за кадром, но для главных героев сей поступок напоминает о жестокости бытия, в котором любой путь приведет тебя в никуда. Нам не говорят даже о том, что случилось с цивилизацией и почему опять люди ступили на острую грань катастрофы, потому что это на самом деле и не важно. Хиллкоут старается подвести своего зрителя к краю пропасти, чтобы тот вжился в образ обездоленных путников. Странствуя по заброшенным улицам, домишкам и особнякам, они столкнутся с одной лишь болью, страхом и отчаянием, когда озверевшие толпы каннибалов то тут, то там устроят на них настоящую охоту, добавляя для отца очередную дилемму, которую не разрешишь с наскока. В его револьвере остался один патрон, так что решение может быть одно – стрелять в ребенка, а самому принимать мученическую смерть. О да, это кино не оставляет почти никакой надежды, ясно давая понять, что здесь всякий прохожий окажется изгоем, чужаком и скитальцем, чьи дни сочтены. Персонаж Вигго Мортенсена каждый день просыпается с мыслью о том, жив ли его сын, постоянно прикладывая руку к его груди. Вечно голодные, холодные, скверно одетые и обутые, эти бедолаги вынуждены толкать впереди себя тележку с жалким скарбом, среди которого ребенок до сих пор хранит плюшевую игрушку. Дите скучает по матери, не зная почти ничего о старом мире, когда все жили спокойно, счастливо и относительно нормально. Мальчик с удивлением смотрит на радугу, а его родитель вымученно улыбается, гася внутри себя вспышку обреченности. Хиллкоут изредка толкает героев в непроходимое болото ужаса и кошмара с той лишь целью, чтобы обнажить истинный лик обезумевшего вида, где человек растерял все доброе, вечно и правильное. В этих закоулках былого величия уже не отыщешь маленьких детей, ибо их в первую очередь хотят съесть, тут не звучат радостные голоса матерей, а стариков и вовсе не встретишь, разве что очень редко. Дорога изнурительна и опасна, она высасывает из путников все силы и соки, чтобы в один из пасмурных дней выбить у тех почву из-под ног. Выживать так можно какое-то время, но о жизни не идет и речи, потому что цивилизация сгинула, оставив после себя лишь жалкую инфраструктуру, чьи оборванные провода, искореженные остовы машин или величавые опоры мостов взирают свысока на своих жалких создателей, не сумевших сберечь то, ради чего когда-то жили и умирали. Отныне везде витает запах смерти, от нее нигде не скрыться, так как старуха с косой отметила своей костлявой дланью все потаенные места на карте. В домах, особняках, оврагах и устьях рек мы столкнемся с жутким увяданием жизни. Отец, глядя на скорый закат старого миропорядка, приучает сына жить иначе, где жалость и слезы могут тебя подставить, сломить и погубить, не дав и шанса на исправление. Для мужчины его дитя – это Бог, но идти с ним рука о руку бывает слишком опасно, вот и приходится герою Мортенсена идти на все, чтобы оградить мальчишку от пагубного влияния постапокалипсиса. Они не избежали угроз, грабежа и мародерства, но смогли обойти стороной грех людоедства, чего оба так сильно бояться познать. Честно говоря, от подобных мыслей всякий может сойти с ума. Желудок сводит, ноги не держат, а тут еще и ливень льет почти каждый день, размывая поля и ту самую дорогу до состояния непролазной грязи, через которую трудно прорываться к убежищу. О чистой воде и сытной еде они уже не мечтают, довольствуясь тем, что изредка находят в подвалах, на полках магазинов или в брошенных зданиях. Отец не теряет надежды, но трудновато бывает идти к горизонту, когда в голове есть понимание того, что и на Юге откроется схожая картина. Он так страстно желал дойти туда, что уже не помнит ничего другого. Хиллкоут сгущает краски, безусловно, чтобы зритель испытал тревожное чувство безнадеги, ярости и кромешного зла, когда старые законы и догмы морали испустили свой дух, уступив место всякому непотребству, когда слабых можно убивать и раздевать догола прямо там, где и стоишь. Этот мир стал настолько суров, что поневоле начинаешь думать о том, что именно так и будут поступать люди, если вдруг наша реальность полетит в тартарары и никогда больше не оправится от удара. И уже вряд ли скажешь, кому из них повезет больше – одиночкам или семейным парам? Когда у тебя на руках ребенок, то за него ты несешь ответственность куда большую, чем за себя. Вот и отец старается отдать последнее, что у него есть, так как глубоко в душе он уже приговорил себя к гибели, пусть и слегка отсрочив наступление тьмы. Они оба спасают друг друга, но ближе к финалу зритель видит крен в стороны мальчика, которому судьба криво усмехается и предлагает идти по этому смертельно опасному миру в одиночку, нагло ему подмигивая, дескать, папаша-то твой не вечен, подумай, юноша! Что ждет его за очередным поворотом дороги? Ответить на сей вопрос трудно, но мы будем надеяться, что в нем все-таки не погаснет огонь, и он не превратится в чудовище. 7 из 10
Роман «Дорога», за который писатель Кормак Маккарти (автор «Старикам тут не место») получил Пулитцеровскую премию в 2007 году, вверг меня в состояние полнейшей прострации. Прочитав книгу в «один присест» - за день, а потом всю ночь смотря красочные, но «покрытые серым пеплом» сны о том, что я – главный герой, что бредет по «Дороге» без цели, я загорелась желанием посмотреть фильм. Я заранее приготовилась к тому, что кино меня разочарует, как это, к сожалению, часто случается с экранизациями: они заведомо проигрывают оригиналу – книге. К тому же, трейлер, который выглядел так, словно его снимали для фильма-катастрофы, не мог не напугать. Но, как ни странно, фильм понравился. Конечно, он сильно уступает роману Маккарти по силе воздействия, несомненно не оставляет после себя гнетущего чувства безысходности (это в хорошем смысле), но, вряд ли, эту книгу можно было экранизировать лучше. Плюсом несомненно послужил актерский состав – кого-то, более подходящего на роль отца, чем Вигго Мортенсен, мне представить сложно. Черты лица - резкие, грубые, как будто высеченные из камня очень подходят к характеру персонажа – ожесточившегося человека, всеми силами пытающегося делать вид, что жизнь еще не кончена. Мальчик, роль которого исполнил Коди Смит-МакФи, выглядел именно таким, каким представлялся во время прочтения книги – очень наивным, добрым, и, наверное, единственным нормальным существом в постапокалиптическом мире. При том, что родился через пару дней после «конца света», и уже не застал мир «до» - его домом навсегда стал мир «после», другого он не знал. Шарлиз Терон было очень мало, и сказать о ней что-либо осмысленное очень трудно. Просто светлый и чистый образ, но эти минуты на экране могла бы быть любая другая актриса. Сложно сказать, почему так вышло, но фильм вышел более простым, чем книга. Мысль, столь поразившая меня в романе – «Там, где человеку не выжить, богу делать нечего», была утеряна. Диалог главного героя со стариком Илаем выглядит лишь попыткой вставить в фильм то, что на протяжении всего повествования тянется сплошной ниточкой. Бесцельное путешествие в сторону океана, самообман, предпринятый, чтобы не сидеть на месте, в ожидании смерти, в фильме оказался вполне адекватным способом выжить – перебраться в более теплый климат. Остатки деградировавшего общества, разделившегося на добычу и охотников, рыскают по стране, представляя собой пародию на игру в прятки. Пейзажи, по которым следуют главные герои, мало напоминают книжные – менее шокирующее, какие-то туманные, не завораживают, не пугают. Вместо туч пепла - серый туман, дым, вместо трупов, застывших в расплавленном гудроне – голые стволы деревьев. Думаю, что снять более «книжные» пейзажи никто не решился – из фильма и так был вырезаны кадры с обезглавленным и выпотрошенным трупом младенца, поджаренным на вертеле. Начинала, как хвалебную рецензию, а вышла скорее критика. В итоге ставлю 7 из 10 за добротную попытку экранизации.
В первую очередь хочу выразить благодарность другу, порекомендовавшему мне этот фильм. Это было невероятно сильное, душераздирающее и просто страшное зрелище, впечатление от которого не стерлось даже спустя много дней после просмотра. Фильм захватывает, пугает, шокирует. Это простая, не приукрашенная, и очень правдивая история, которая показывает нам ужасающие реалии мира постапокалипсиса. Того мира, когда все нравственные границы и система общечеловеческих ценностей стерты начисто как помеха на пути к выживанию, и встреча с другим выжившим человеком несет в себе верную смерть. Люди перестают быть людьми, и превращаются в подобие диких зверей, с той разницей, что пожирают себе же подобных. Обломки разрушенной цивилизации, тоска, безнадежность, отсутствие надежды на лучшее будущее, холод, голод, грязь. У немногих уцелевших остается только одно. Желание выжить. Здесь рассказана история отца и сына, идущих на юг, в места более благоприятные для жизни, где могли остаться не задетые катастрофой места. Путь их долог, страшен, полный смертельной опасностью на каждом шагу. И эта пара единственный луч света среди царящего ужаса, мрака и безысходности. Потому что они сохранили в себе все лучшее, чего достигло человечество в нравственном плане - любовь, преданность, доброту, готовность сделать все для близкого человека. Для отца сын это все, это смысл его жизни, причина продолжать бороться за жизнь в этой страшной реальности. Он прививает сыну истинные ценности, хотя сам часто вынужден поступать вопреки им, поскольку того требует закон выживания в постапокалиптическом мире. Да, порой он жесток, но он делает это исключительно ради сына. Сын напротив, не успел усвоить всю жестокость нового мира, а потому стремится к справедливости и человеколюбию, часто осуждает поступки отца. При этом отец в свою очередь для него все - единственный любимый и близкий человек. Оба вызывают сильнейшие сопереживание и симпатию, за них действительно переживаешь, не как за вымышленных героев, а как за реально существующих, очень симпатичных тебе людей. Так хочется, чтобы они добрались до цели путешествия благополучно. Приспособлены ли они для нового мира? Мальчик еще может научиться адаптироваться, а отец, хотя и научился выживать в новой реальности, не может принять ее. В старом мире осталась вся его жизнь, все хорошие воспоминания, любовь и счастье. На протяжении фильма мы наблюдаем отсылки к его воспоминаниям о прошлом. Пара слов об актерах, воплотивших этих героев столь убедительно. Во многом подлинных авторах фильма. Вигго Мортенсен создал здесь невероятно сильный образ, его игра поистине завораживает. Это гениальный актер, которого я к своему стыду до этого фильма не знала. Не менее завораживает и Коди Смит-Макфи в роли мальчика. Тот нечастый случай, когда дети на экране получаются не менее настоящими и убедительными чем взрослые. Немного об остальных. Небольшая и интересная роль у Роберта Дьювалла. Как всегда прекрасная и трагичная Шарлиз Терон в роли матери из воспоминаний. И под конец не может не улыбнуть короткое появление Гая Пирса, который показал себя как хороший актер и в мелочах. Нельзя не упомянуть атмосферу этого фильма. Здесь создается невероятной силы напряжение. Каждый шорох, каждый звук шагов заставляет содрогаться даже закаленного зрителя. Есть несколько очень пугающих моментов, когда при просмотре забываешь, что это всего лишь кино. Визуальный ряд можно назвать скорее впечатляющим, чем красивым, хотя и есть в нем что-то сроднее красоте, своего рода мрачная зрелищность. Панорамы разрушенных городов, мрачные пейзажи, пугающие интерьеры заброшенных домов создают ощущение полной безысходности, без малейшего света в конце тоннеля. Так мог бы выглядеть загробный мир, будь то чистилище, или сам ад. Серая и мертвая выжженная пустыня. Фильм цветной, но производит впечатление черно-белого, поскольку яркие краски в нем отсутствуют, а преобладают серые и коричневые - цвета тлена и разложения. Так о чем же эта история? О том, что нельзя терять надежды, надо любить близких и оставаться человеком в любой ситуации. Даже, когда, казалось, нечего терять. О том, что любовь и человечность помогут сделать самый страшный ад не столь ужасным, дадут силы в борьбе за жизнь. Вы можете сделать и более глубокие, не столь поверхностные выводы, можете в чем-то со мной не согласиться, но этот фильм оставит у вас сильнейшее впечатление. Его не самый высокий рейтинг связан лишь с тем, что фильм слишком шокирующий и пугающий для широкой аудитории. Моя же оценка будет однозначной. 10 из 10
Доброго времени суток, уважаемые товарищи. С Вами Мир, и сегодня Мы рассмотрим самый достойный, на мой взгляд, фильм про постапокалиптический мир. По моему мнению, писать про тяжёлые фильмы, несущие в себе огромную смысловую нагрузку довольно сложно сложно, но всё же, Я попробую сделать это максимально ясно и просто. Сюжет Фильм с самого начала погружает нас во мрачный, пустой мир, каковым я его не видел ни в одном фильме про конец света. Если Вам интересна эта тема, и Вы не ждёте большого количества экшена и быстрой развязки, то этот фильм для Вас. Я с первых же минут погрузился в этот опустошённый катаклизмами мир. Мир, в котором сама земля уничтожило практически всех людей, животных и растительность, застелив небо тучами, через которые едва проходит солнечный свет. Это мир, в котором уже сложно быть человеком, но всё же у наших героев это получается, но об этом позже. С самых первых минут Я всецело переживал за героев. А когда они были на грани гибели, Я места себе не находил, вертясь на стуле и ругая монитор. Актёры и их герои Все актёры показали верх мастерства. Они заставили меня поверить в их чувства и переживания. Поверить в то, на сколько это всё страшно. При этом единственное знакомое мне имя в актёрском составе было Шарлиз Терон. Но речь пойдёт не о ней. Главными же героями являются мужчина и мальчик. Ещё одна изюминка фильма - никаких имён. Как сказал герой Вигго Мортенсена - 'Я - никто'. Причём эту 'изюминку' Я заметил только к середине картины. Режиссёр таким образом хотел показать, что в мире, который он создал в этом великолепном фильме, ничего не имеет значения, только выживание. Но наши герои оставались людьми. До самого конца. Не такими людьми, как те, кого они встречали, а настоящими, людьми с моральными ценностями, 'хорошими людьми'. Правда сын не всегда понимал действия отца, но это вечная проблема отцов и детей. Но здесь это не столько проблема, сколько недопонимание. Вывод Этот фильм непременно заслуживает Вашего внимания. Не жалейте два часа на его просмотр, эти два часа того стоят. Фильм задевает проблемы, которые имеют место в нашем мире. Так же он хорошо показывает, что эти проблемы никуда не денутся, пока на земле есть люди. Лично меня, как человека верующего в перерождение души, он заставил задуматься. Куда моя душа бы переродилась в подобном мире? P.S. А Вы были бы 'хорошим'?
Джон Хиллкоут, на счету которого самая малость снятых фильмов, делает длительную пробежку в сторону апокалиптического кино. Сам жанр катастрофического кино уже дорос до такой степени, что имеет отдельные категории: непосредственно описание самого разрушения всего живого, но и истории о выживании людей в руинном мире после самой катастрофы, а такие истории, как правило наделены особым глубочайшим смыслом, способным влиять на социум в лучшую сторону. 'Дорога' - именно драматическое произведение, в котором желающий напряжения вряд ли дождется эффектного триллера, да и сами приключения отца и сына сквозь каннибалический ад, полную туманом природу не способны полноценно войти в жанр приключений. Самое главное приключение выразительного дуэта - сама жизнь, она и является для них дорогой, которая порой становится тупиком. Но рано или поздно дорога заканчивается. Мир потерялся. Люди точно не знают какой сейчас месяц, а их волнует лишь поиск еды. Перед нами пожалуй самый реалистичный вариант жизни человечества после катастрофы - голод, вследствие которого появились группы людоедов, из чьих ловушек как раз-таки придется выбираться главным героям картины. 'Дорога' выполнена в довольно мрачных, сероватых тонах, а главное, что все происходящее - жизненно и реалистично, что не всегда принято у фильмов подобной тематики. Хотя существует момент, присутствующий практически в каждом фильме, описывающем жизнь после катастрофы - неясность. Нам неизвестно что произошло с человечеством, каким образом все живое стало вымирать, но думаю стоит согласиться, что для 'Дороги' это вовсе не главное. Само происшествие не должно тревожить зрителя, куда страшнее жизнь после случившегося. А это разве можно назвать жизнью? В фильме раскрывается самая важная тема для постапокалиптического кино - бесчеловечность людей. Страшнее людей никого нет, да и в катастрофах виноваты конечно же сами люди. 'Дорога' окунается в человеческие отношения, в мир 'хороших и плохих' людей, а выбор дороги остается конечно же за самим человеком. Путь сына и отца не наделен определенным эффектом, яркими людьми, но зато имеет действительно серьезный смысл, по мере встречи с различными героями размышлений становится все больше. Кино действительно грамотное, эстетическое, не для любителей скоротать вечерок развлекательным постапокалиптическим произведением.
Драматическая составляющая фильма - накатывает постепенно. Вначале, как-то вяло реагируешь на некоторые вещи: про 2 пули, например, или как правильно вставлять пистолет в рот и прочее – «а кому сейчас легко», обычный постапокалиптический быт. Почти рутина. Сопереживание приходит в течение просмотра, когда показанная мрачная картина, обрастает подробностями, эмоциями, предпосылками и туманным будущим (уже сам не веришь, что оно будет светлым – хоть каким-нибудь). Как в музее, когда серая, мрачная, безрадостная картина, с рассказом экскурсовода – наполняется серыми, мрачными, безрадостными эмоциями. Для меня, кульминацией картины и ее смыслом – стала фраза мальчика: «…Потому что мы – хорошие люди. И в нас горит огонь». Воодушевляешься историей этой маленькой семьи из отца, сына и сильного человеческого духа. В мире, где, казалось – умерла даже надежда – эти люди остаются людьми, сохраняя все самое светлое, что присуще Человеку. Кажется, что даже Всевышний погиб от ядерной войны, или что там еще произошло. Бог сохранился только в душах оставшихся. В совсем немногих, душах. В большинстве – поселился голодный дьявол. Большую часть картины смотришь с тоскливо сжатым сердцем и впитываешь преподносимые азы человечности – то, что должно остаться в сухом остатке человеческой сущности – за вычетом всего материального и наживного. «Человеку хорошему» здесь противопоставляется «человек плохой» - настолько плохой, что особо впечатлительным лучше не смотреть. Этот фактор - вносит в фильм элемент трэша. Мысли вслух о некоторых эпизодах: «если ты, собака, так опустился, то и мочись прямо под себя – нечего стыдливо отходить к овражку», «несмотря на то, что Мортенсен усиленно выставляет ребра – не особо они худые здесь, малой – так вообще упитанный ангелочек», «Гай Пирс – выглядит как обдолбанный маньяк-педофил. Но вроде - положительный», «найдено новое применение для степлера – на заметку офисным работникам». Несмотря ни на что, фильм можно охарактеризовать, как «хороший». В самой чистой, почти детской формулировке. Получаешь даже какой-то киношный катарсис, при просмотре. Душа подвергается встряске и на поверхность всплывает пласт или крупицы внутреннего добра - что-то из серии «позвоните родителям». 10 из 10
'Если бы я был богом, я бы сделал этот мир именно таким и никаким другим' «Дорога» - фильм потрясающий, уникальный. Е можно отнести к категории постапокалиптических фильмов – некий глобальный катаклизм, изменивший привычный нам мир, умирающая планета, жесточайшие условия, выжить в которых практически невозможно и единицы отчаявшихся людей, скитающихся в поисках пищи и воды. Но, даже если и отнести этот фильм к этой категории, то он будет стоять совершенно отдельно от десятков остальных. Потому что здесь нет ста миллионного бюджета, нет навороченных зрелищных спец. эффектов, цунами, ядерных взрывов, ураганов, пришельцев, пандемии, нет непрерывного экшена и постоянно прогрессирующего сюжета во главе с брутальным и всемогущим американским пехотинцем, который в одиночку спасёт весь мир. Именно поэтому это кино не для широкой попкорновой публики. Это кино для зрителя, который хочет увидеть кино со смыслом, с идеей, с моралью, которое натолкнёт на размышления, возьмёт за живое, заставит переживать и чувствовать. Это серьёзный и очень сильный эмоционально фильм, настоящая драма. Признаюсь, это самый реалистичный фильм о жизни после глобального катаклизма, каким бы он там не был, самый правильный, самый яркий, несмотря на почти бесцветный светофильтр. И самый атмосферный. Единственный фильм на эту тему, чья атмосфера так же реальна и правдиво устрашающая это «Письма мёртвого человека», сильнейший фильм. Тут нет каких-то долбанутых панков, какого-то сумасбродства «Безумного Макса», каких-то гипер корпораций, правящих оставшимся миром. Перед смертью равны все, все окажутся в равных условиях. Фильм прекрасен своей правдивостью. И всё нацелено на эмоциональную сторону, в центре всего два персонажа – безымянный отец и его сын, которые, следуя посмертному напутствию жены, движутся на юг, надеясь найти там спасение, которого не существует на самом деле ни на юге, ни на севере, ни в любом другом месте. Мне очень понравилось, что в фильме не уделялось никакого внимания самому катаклизму, судя по всему это было что-то природное, какое-то глобальное землетрясение и пожары. Но здесь это не важно, важна не сама катастрофа, а то, что после неё. Фильм показывает мир таким, каким он может стать в действительности, может через 10 лет, может через пол века, может быть завтра. Человечество оказывается за пару дней в каменном веке, и никакие триллионы долларов, никакие власти никакой страны, никакие писанные законы больше не имеют значения. Вы должны просто выживать. Вот об этом фильм. И он до боли правдив. И поэтому пугающ. Вот и тут такая же семья, у которой были какие-то традиции, любимые занятия, увлечения, жизнь. И всё исчезло, всё потеряло смысл. Атмосфера безысходности, безвыходности, страха голодной смерти – всё это давит, угнетает, убивает волю, надежду, отбирает последние силы, гасит тот огонь, что горит внутри. Актёры бесподобны. Конечно главный герой – персонаж Мортенсена. Сыграл он просто потрясающе, восхитительно. Настолько сильно эмоционально, правдиво, душевно, трогательно, заставляет верить. Искренне сопереживал ему на протяжении всего фильма, брал за живое, очень сильно пробирало местами, признаюсь. И над собой он поработал ради роли очень серьёзно, заслуживает серьёзного уважения. Необычайно трудно представить себя на его месте, то, как его постоянно терзают сны, воспоминания о былой жизни, в которой ещё был свет, были краски, было место улыбке и безмятежности, свободе выбора. Очень трудно просто сухо передать словами полноту и глубину тех чувств, которые вызывает фильм, это нужно просто посмотреть. Шарлиз Терон вызвала очень неприятные эмоции, не как актриса, нет, она сыграла замечательно, но её персонаж. Её поступок нельзя оправдать, нельзя простить. Несмотря на всю тяжесть положения, на весь ужас и страх у неё не было просто ни морального права, ни как жены, уж тем более ни как матери так поступить, это удел слабых и безвольных так сдаваться, мне было просто по-человечески жалко главного героя, я не могу себе просто представить, как он смог пережить такое предательство, такой удар, как он сам не сдался. Нужно иметь невероятное мужество и силу духа, чтобы справиться. И он, несмотря на всё, находит в себе ещё силы не просто помогать сыну выжить, но и воспитывать его, радовать, пусть очень редко, но дать почувствовать себя ребёнком, это искренно трогает. Двоякое ощущение вызвал мальчик. В книге, наверное, сказано сколько ему лет, в фильме нет, но судя по его виду, я думаю, что мальчику как минимум лет 12. И образ постоянно кислого, плаксивого и беспомощно жалкого сопляка меня не тронул, я не поверил в него. Живя, взрослея в таких жесточайших условиях просто нельзя было стать таким, как его показали постоянно хнычащего как девчонка, неспособного ничего держать в руках и сделать, неспособного даже элементарно оценивать очевидную ситуацию. В таких условиях мальчик вырос бы сильным, грубым, внимательным и осмотрительным, приспособленным. Складывается впечатление, что мальчик живёт в своём вымышленном сказочном мире, а реальность он не принимает. Поэтому, на мой взгляд, образ такого недоразвитого депрессивного плаксы нелогичен и не совсем правдив. Но, с другой стороны, мальчик очень хорошо играет свою роль, некоторые эпизоды и ситуации трогают, безусловно, но в большей степени вызывают жалость. В фильме сильнейшая атмосфера, мне очень интересно, где проходили съёмки, потому что как мне показалось, не все пейзажи были смоделированы. Очень сильное впечатление производит очень тонкая и выверенная игра с красками и светом. Основная гамма угольно мрачная, серая, что подсознательно угнетает и лишь подчёркивает опустошённость и безжизненность мрачного мира, погружённого в пепел и туман одиночества и грусти. Но когда отец и сын забираются на ночлег в палатку или какое-то убежище и загорается свеча, то мы видим, на что падает этот хрупкий свет, приобретает цвет. Очень интересная и красивая аллегория. Или радуга на водопаде – самое яркое, кажется, что было в фильме. Очень трогательно, своеобразная метафора, что лишь надежда и вера могут осветить путь. Как и то, что гораздо легче потушить свет в себе, чем разогнать тьму вокруг, вот только тьма останется, а разжечь пламя заново может уже не получится. Также понравилось то, что идеи, заложенные в фильм, переданы философскими фразами и диалогами, не было псевдо религиозной чепухи как в «Книге Иллая». Фильм сильнейший, очень сильный и эмоциональный, заставляет задуматься о многих вещах, взвесить свои поступки, задуматься о ценностях. И хочется посмотреть на небо, пока оно голубое, и увидеть море, пока оно синее… Потрясающий фильм! 10 из 10
В начале прошлого года я смотрел постапокалиптический фильм 'Книга Илая'. Я о нем много слышал и очень его ждал. Фильм получился красивый, интересный и, хотя из-за своей религиозной пропаганды не оправдал своих ожиданий, тем не менее произвел положительные впечатления. Нет, он мне не понравился на десять из десяти - но семерочку за виды, экшен и некоторые диалоги я бы поставил. Многие советовали посмотреть 'Дорогу', аргументируя, что фильм получился значительно лучше, чем 'Книга Илая', и я наконец-то до него добрался. 'Дорога' мне не просто не понравилась. Она мне вынесла все остатки мозга полным отсутствием логики и осмысленности в происходящем. Итак, двое героев - отец с сыном - бредут по дороге, стремясь попасть на юг Америки и думая, что там может быть что-то лучшее. Отец - явно депрессивный тип не в своем уме. Сначала он говорит, что его сын - главное, что есть у него в жизни и что заставляет его жить дальше. Затем думает о том, как его убить и пытается обучить самого сына самоубийству. Если у человека есть цель в жизни, то обычно он пытается ее достигнуть, а не уничтожить на середине пути. Сын же все начало фильма производит впечатление то ли немого, то ли вообще дауна. Видимо, пытается так выбить из зрителя слезу и указать на тяжелую ношу отца-одиночки. Весь путь по дороге сопровождается воспоминаниями о прежней жизни, о жене. Ощущение, что диалоги писал какой-то школьник. Разговор с женой сводится к трыньдению двух попугаев на жердочке. Он говорит, что сделает все, чтобы защитить их, она в ответ говорит, что хочет умереть. Эти две фразы в немного различающихся формах повторяются раза три-четыре. В результате жена решает уйти в ночь, а он, хоть и говорит, что хочет ее удержать, на деле не принимает никаких усилий, чтобы этого добиться. По мере пути по дороге у отца развивается шизофрения, в результате чего он считает, что каждый встречный следит именно за ним. Я не спорю, что мир в этом фильме опасный и жестокий. Но кидаться к каждому, даже живущему в своей собственной квартире, со словами 'Зачем ты за мной следишь?' как минимум просто тупо. Вообще паранойя отца удивительна. То он носится и думает только о безопасности сына, то спокойно оставляет его одного: на берегу пляжа или снаружи собственного дома. Лучше всего его бред проявился в бункере с едой - услышал шум собаки снаружи и сразу же решил собираться и убегать оттуда. Ага. Именно тогда, когда собака как раз проходила сверху. Болезнь отца из-за которой он блюет кровью не поддается медицинскому и логическому обоснованию. Либо у него внутреннее кровотечение, но тогда он умер бы очень быстро, либо у него инфекция в легких, но тогда она передалась бы и сыну. Не надо на меня сейчас так смотреть - я шесть сезонов Хауса пересмотрел, я знаю, о чем говорю! Вообще диалоги производят впечатление, что писал их какой-то школьник. Но об этом я уже упоминал. Еще в фильме есть каннибалы. Упоминаются, как главная опасность для людей, но в фильме фигурируют не так уж часто. Особенно убила сцена, когда главные герои находят большой дом каннибалов. Изначально уже то, что двери забаррикадированы изнутри, а в доме сравнительно чисто должно было навести героев на мысль, что в доме есть обитатели. Но нет, они продолжают его исследовать и натыкаются на подвал, где содержатся похищенные каннибалами людьми. Каннибалы держат их голодными и периодически отправляют 'в коптильню'. В общем, пленники дико напоминают узников какого-то концлагеря. Ну не понимаю я логики каннибалов! Зачем надо доводить свою жертву до состояния 'кожа да кости', когда никакого мяса на них уже нет, и только потом их есть - когда есть-то уже практически нечего??? Логики у каннибалов нет абсолютно никакой. Вообще создатели фильма и сами актеры совершенно не имеют представления о том, что такое голод, как ведут себя люди во время голода, что и где при этом у них болит и т.д. О том, что такое вообще боль, создатели фильма тоже имеют самое поверхностное представление: когда отец вытаскивает стрелу из ноги, делая при этом себе огромную рану ножом и зашивает затем эту рану степлером, он лишь чуть громко стонет. Кровотечения особого при этом, кстати, почему-то не наблюдается. Фильм 'Книга Илая' далеко не идеальный. В нем полно минусов. Но в нем есть один большой плюс - все элементы в нем взаимосвязаны. Из-за этого фильм стал для меня цельным самостоятельным произведением. Даже каннибалы там - это действительно каннибалы, настоящий элемент мира. 'Дорога' же показалась унылой, скучной, полной бессмысленных халтурных диалогов и совершенно безатмосферной. Она словно бы собрана из различных кусков ткани - вот тебе счастливое прошлое, вот тебе красивый вид разрушенного города, вот тебе остатки леса, вот тебе море - но вместе эти фрагменты для меня так и не стали цельной картиной.
После просмотра фильма Джона Хиллкоута на постапокалиптическую тематику 'Дорога', который является экранизацией одноименной книги Кормака Маккарти (получившего, к слову сказать, престижную в писательских кругах Пулитцеровскую премию за этот роман), впечатления были, скажем так, средние по уровню оценки, зато желание ознакомиться с литературным источником - оригиналом данного сюжета, было просто навязчивым. Решил написать рецензию, только прочитав эту книгу, дабы провести аналогию между романом и книгой, выяснив тем самым - сама ли много раз употреблявшаяся идея про постапокалиптический мир приелась, или же все-таки режиссеру не хватило сноровки ее правильно реализовать. Хотя стоит все-таки отметить, что на фоне среди прочего, выходившего в последнее время на эту же тему, фильм выглядит довольно хорошо. В качестве объекта первого сравнения возьму само развитие событий. Фильм довольно близко передает содержание книги, правда, в видении режиссера, с которым я после прочтения книги жарко бы поспорил. Плюс фильма перед книгой в том, что некоторые сцены из нее были вырезаны или две были смонтированы в одну, тем самым укорачивая и без того длительный хронометраж и не растягивая всю эту историю до бесконечных поисков искомого. Ничего существенного потеряно не было, ибо сцены эти имеют место быть в конце второй половины книги и являются самоповторными - читая, как героям уже в который раз повезло найти просто 'райский уголок' в опустевшем мире, крайне надоедало и наводило на вопрос: 'А в чем же трудность их жизни, если им все время так везет?' В этом плане сценарий фильма избежал таких повторов и представил жизнь главных героев более драматично и трагически. Атмосфера постапокалиптического мира, второй объект сравнения, лучше передана в книге. И хотя ни в ней, ни в фильме, ни слова не говорится о причинах сего апокалипсиса, и нет предыстории, объясняющей куда, зачем и почему идут герои, читая книгу лучше понимаешь их движение к неизведанному, где они надеются найти лучшую долю. Более полно в книге прописаны характеры отца и сына, их взаимоотношения, отношение к происходящему, к другим изгоям мира, отношение вообще к любой мелочи, раскрывается их восприятие своего существования и акцент делается на то, как меняет все происходящее это их восприятие. В самом фильме же бо́льший акцент делается именно на дороге и событиях, которые случаются по пути к заветному месту. Чувство времени и пространства - третий объект сравнения, и, на мой взгляд, самое главное положительное отличие книги от фильма. Время, как таковое, стерто с лица Земли, как и все остальное, оно больше не имеет значения. Но в то же время для главных героев играет немаловажную роль, так как их жизнь зависит от его двух промежутков: светло - дорога, темнеет - привал. Это выражается в том, что книга написана маленькими отрывками из жизни героев, идущих по дороге, время и пространство в которых скачет от одного времени и места к другому времени и месту, теряя между этими скачками ненужные детали и подробности. Героев не заботит свое будущее, ибо они в нем не уверены и не знают, что им несет следующий поворот дороги. Давно забытое прошлое возвращается только во снах, ими же и остается. Герои живут только сегодняшним днем и только инстинктами к самовыживанию. С помощью этого приема передается безучастность персонажей к своей жизни, ведомые только дорогой, выискиваемой на потрепанной карте; передаются остатки положительных эмоций, что еще завалялись где-то в глубине души, и невыносимый страх потери; передается накаливание до предела окружающей обстановки, хотя окружает по большей части только пустота. Все это в фильме не чувствуется, а если и присутствует, то ощущается совсем на так, как это выглядит в книге. Самое первое, что пришло на ум после прочтения страниц десяти романа, что в фильме главной его 'фишкой' должен был стать именно монтаж, который бы стер границы пространства и времени. Книга, несомненно, понравилась мне больше, хотя стоит сказать, что и у фильма есть свои положительные стороны. Правда, хотелось бы, чтобы их было больше, а те, что есть, были бы выражены лучше. Это касается игры Вигго Мортенсена и музыкального сопровождения от Ника Кейва. Однако фильм оценивается исходя из того, что в нем есть, а не того, что могло бы в нем быть.
Вступление. Былинно-эпическое И брели они по миру блеклому, представляющему собой нечто среднее между 3D-скетчами к небезызвестному «Сталкеру» в его последних компьютерных проявлениях и серой безжизненной пустыней, в которой вопреки расхожему мнению, ни дивная птица страус, ни ящерка не встретится. И шли они не к солнцу навстречу, как заповедал Макс Покровский в саундреке к весьма прогремевшему в прокате фильму российскому, али как славное воинство малочисленное, эльфов, хоббитов и иную фантазийную мерзость помимо людей включавшую, но туда, куда птицы ранее направлялись при наступлении холодов зимних. Но не было на этот раз у них ни поводырей пернатых, ни компаса заветного, у Джека по прозванию Воробей взаймы взятого. Ибо не было вокруг практически ничего, коли не считать трясины Гримпинской, каннибалов лютых, снега белого да генерала Мороза, около сотни лет тому немчуру поганую повыведшего… Обстоятельства. Метафизическое И шли на юг, выражаясь словами Бродского, отец и сын, меж коими духа нет. Нет времени, но есть пространство, пространство исключительно физическое, потому как духовного пространства вопрос выживания не допускает. Но только в глобальном плане – потому как хорошие люди, которых объединяет огонь внутри и нежелание уподобиться животным в истреблении себе подобных ради пищи, всегда не пользуются имеющимся духовным пространством, но формируют его. И вектора их перемещений пересекаются в определенных точках с векторами перемещений других человеческих единиц… Суть. Философско-лирическое …Хотя людьми в полном понимании этого слова встречаемых героями персонажей назвать можно с определенной натяжкой. Мир изменился внезапно и без объявления войны, окончательно и бесповоротно. Может быть потому, что, как предсказывал Саша Васильев, Бог устал нас любить. Либо же, что вероятнее, «Господь устал от вечности своей. Седой старик – да не судите строго – Залюбовавшись клином журавлей Совсем забыл предназначенье Бога». Как бы то ни было, персонажи Мортенсена (на счету его героев это второй затянувший поход) и Коди Смита-МакФи в своем странствии не одиноки. И это – еще одна тягота в копилку страданий и лишений, и без того щедро выпавших на их долю. «Господи, дай телефон твоей службы спасения». Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян. Кстати, последнего нет, как и другой растительности со зверьем. Или нет, не так – зверья в человеческом облике предостаточно. Потому как голод – не тетка. А как говорил один очень пьющий боцман, имитируя нажатие на спусковой крючок пистолета, «посидишь недельку без питья и еды – и мысль о кончине приходит чаще». Так и жили (то бишь – выживали), тренируясь в манипуляциях с пистолетом и подготавливая себя, словно японские самураи, к неизбежному концу (что абсолютно дико для большинства европейских культур, не говоря уже про янки). Оценка шансов. Картежно-математическое Итак, их всего двое, один из которых сопливый малец. Против целого неведомого мира. В пассиве – сильно мотивирующие чувства вечного голода, холода и опасности. В активе – два патрона к револьверу и надежда на то, что где-то на югах будет лучше. Хотя бы просто теплее. Сказать «господа, я пас» - не получится. Поэтому приходиться играть со смертью каждую минуту на собственные жизни. Но и при такой ставке герои умудряются подкинуть спасительный козырь почти проигравшему игроку по имени Илай (судя по всему, имя Илья уж очень приглянулось всем режиссерам-апокалептикам). Или же отобрать этот козырь у кого-нибудь, осмелившегося сыграть против них самих. И это не есть аморально. Не только потому, что вопрос моральных принципов не рассматривается, когда вопрос стоит о выживании. Просто мораль – категория не столько внутренняя, сколько социальная, то есть срок ее жизни вне общества весьма короток. …Не удивительно, что «Дорога» не вышла на широкие экраны. Этот фильм с постапокалиптическим сюжетом действительно пугает зрителя и создает гнетущее настроение, способное, словно при эвакуации с «Титаника», через полчаса выгнать из зала всех женщин, детей и попкорнопожирателей. Но именно этим воздействием – атмосферой безнадеги, обреченности и отсутствием малейшего намека на хэппи-энд - картина Хилкуота и ценна. По крайней мере, для тех, кто уже готовится наблюдать за грядущим концом света из первого ряда. 8 из 10
«Дорога» - это роман Кормака МакКарти, классика современной американской литературы, мастера глубоких переживаний и нестандартного синтаксиса. Роман, получивший в 2007 году Пулитцеревскую премию и ставший мировым бестселлером. Это жестокая притча, в которой дорога является метафорой поиска смысла жизни в мире, где правит Смерть. Всепоглощающая Смерть, беспощадная, сжирающая на своем пути любые признаки дорогой для каждого существа жизни и теплящейся любви, надежды в сердцах выживших людей - последнего оплота человечества. Безусловно, я ждал экранизацию, ждал, но боялся. Боялся что не получится передать весь пугающий облик погибшего мира, что не получится передать ту глубину психологических переживаний, которые я испытал при прочтении книги. Что же, теперь, после просмотра одноименного фильма смело могу сказать, что я переживал напрасно. Джон Хиллкоут мало в чем уступил книге. Перед нами один из лучших фильмов 2009 года. По сюжету фильма мир был уничтожен, причем без объяснения причины, это не важно, важен лишь конечный и логичный исход существования современной человеческой цивилизации. Спустя несколько лет, во всем этом постапокалиптическом хаосе в живых осталась лишь горстка людей, которые разделились на каннибалов и их добычу. Словно одни в этом ужасном мире, бредут Отец и Сын (имена которых мы так и не узнаем), два человека, стремящихся на юг, к теплым местам, с непреодолимой жаждой к жизни, надеждой и любовью друг к другу. Именно на дуэте Отца и Сына держится весь смысл фильма, вся полнота одолевающих переживаний. Отец, которого просто потрясающе играет Вигго Мортенсен, представлен в образе не какого-нибудь фрустрированного типа, нет, он есть образ самой любви, не угасающей любви в мире Смерти. Изможденный, грязный, напуганный, смертельно больной, он продолжает любить и верить, восстанавливая образ поглощенной темнотой жены (Шарлиз Терон) в своей памяти и перенося свою любовь на рожденного в новом мире Сына (редкий случай - его просто великолепно играет Коди Смит-МакФи, талантливый парень, которому всего-то 13 лет). Сын, который в жизни то своей ничего не видел кроме страха, безысходности, голода, смерти и страшного окружающего мира, просто наполнен надеждой и любовью не только к Отцу, но и к каждому случайному путнику, к каждому хорошему человеку, он готов с ним поделиться даже той малостью и без того скудного продовольствия, что у них с Отцом есть. Случайный старик 90 лет отроду при встрече с Сыном принял его за Ангела, полагая что уже умер. Вы просто вдумайтесь. Невероятно. Так они с Отцом и шли, вселяя надежду не только друг в друга, но и в других людей, продолжающих бороться до конца... Это настолько глубокое произведение, что я просто не в состоянии передать всю полноту нахлынувших на меня эмоций. Помимо прекрасных актерских работ всех без исключения, налицо и отличные работы Джо Пенхалла и Хавьера Агирресаробе. Первый провел серьезную работу над оригинальным сценарием, тщательно соблюдая хронологию происходящих событий, практически не добавляя ничего лишнего, повторяя некоторые диалоги вообще слово в слово. Второй провел одну из лучших операторских работ в 2009 году. Буквально в каждом кадре витает дух опустошения, Смерти. Серые тона, мертвое море, грязь и кости - повсюду дьявольская жестокость, которую не видел еще мировой кинематограф. Впитывая кадр за кадром, на себе испытываешь всю тяжесть атмосферы, угнетение. «Дорога» перекликается с прошлым романом (как впрочем и с экранизацией) Кормака МакКарти - «Старикам тут не место». Там Антон Чигур - образ Смерти в мире живых, здесь Отец - образ любви и жизни в мире Смерти. Концовка «Стариков...» словно предвещала события, которые произойдут в «Дороге». Словно шериф Белл, Сын видит своего Отца сильным, способным противостоять окружающему ужасу, тем незыблемым маяком, который будет освещать его сложный жизненный путь, даже после своей смерти. В заключение скажу, что «Дорога» - это аутентичная экранизация потрясающего романа Кормака МакКарти, невероятно глубокое и сложное произведение кинематографического искусства. Фильм, без лишнего пафоса, соплей и спецэффектов показывает нам страшный и безжалостный мир, где правит Смерть, безысходность и страх, которым может противостоять лишь глубокая любовь, вера в себя и близкого тебе человека, жалость и стремление к жизни. Фильм, в который вложена душа, редкий глоток свежего воздуха в современном кинематографе. И сейчас уже совершенно не важным является факт того, что он так и не сможет получить хоть какую-нибудь награду. Пусть. Со временем «Дорога» получит свое долгожданное и заслуженное признание. В этом я не сомневаюсь.
Фильм является экранизацией одноименного, великолепного романа Кормака Маккарти, за которую он получил престижнейшую Пулитцеровской премию в 2007 году. Так же является автором романа 'Старикам здесь не место', экранизация которой выиграла Оскар лучший фильм в 2008 году. В картине не говорится ни слова, о том, что же все таки произошло на земле, что перестало светит солнце, планета погибает, вместе с ней погибают и люди, как физически так и морально, превращаясь в животных, утративших надежду и милосердие, обескровленных и лишенных пищи, вынужденных поедать друг друга, что бы выжить или же распрощаться с такой жизнью по собственной воле. На фоне этого пост апокалиптического хаоса, идут отец и сын, сохранившие огонек надежды и милосердия в своем сердце, идут туда откуда светит этот лучик надежды, все что у них есть это ржавая тележка с кучей подобранного мусора и два патрона в обойме пистолета, одним из которых приходится воспользоваться, что бы спастись. Великолепно передана атмосфера, фильм очень мрачен, пропитан обреченностью, холодом и смертью, которая повсюду. Здесь нет никаких спец эффектов, нет глобальности всего происходящего, так присущих большинству пост апокалиптическим фильмам, но все это здесь и не нужно, не зря фильм называется дорога, зритель так же как и главные герои не знают, что за пределами видимости той дороги по которой они идут, и не знают, что их ждет впереди. Актерские работы здесь крайне великолепны, Вигго Мортенсен, известный по трилогии Властелина Колец, пожалуй на него легла наибольшая ответственность, но он справился, продемонстрировал весь свой потенциал. Показал все грани своего героя, для которого одна надежда на будущее, это его сын. Но больше всего я хочу отметить кино ветерана Роберта Дювалла, который сыграл полу слепого старика. Его персонаж, может показаться не значительным, однако он играет большую роль в этой истории. Герой Роберта Дювалла полуслепой старик, блуждающий себе одиноко по неизвестной дороге, не зря он именно полуслепой, это крайне важный символизм, он потерянный, давно сбившийся со своей дороги старик, который просто слепо блуждает, как полу слепая овца, видящая на расстоянии своей вытянутой руки (или копытца), потерявший всех близких и какую либо цель или надежду на что то. Он просто блуждает, у него нет конечного пункта и он не видит куда идет Фильм является напоминанием того, что любовь спасет мир, любовь к близким и родным, к семье и внутри семьи и есть главный огонек, лучик надежды для человечества, ведь одну веточку легко сломать, а пучок, на много сложнее. Тем и гениальна концовка этого фильма, который полон символизмов и аллегорий, подтверждающая эту логику.