Впервые этот фильм посмотрел где-то в две тысячи восьмом или девятом году. Точно не в год выхода, поскольку из того времени помню только фрагментами отсмотренный трейлер. Поводом к новому знакомству стало нахождение четырёхсерийной телевизионной версии. Обычно телевизионные версии длиннее прокатных раза в два и там даётся больше деталей быта, вырезанные при монтаже сцены, важные для раскрытия характеров персонажей или логики повествования. Последнее имеет место быть и здесь. Готов поделиться с вами впечатлениями от знакомства и некоторыми соображениями относительно данной картины. Повествовательный критерий или нарратив. Перед нами предстаёт едва-едва открывшийся Царскосельский лицей для образования детей дворян по высшему разряду. Выпускаться отсюда будут будущие деятели, достойные сыны своего отечества. И среди обучающихся можно встретить самых разных людей. Среди них можно встретить кудрявого мальчика лет пятнадцати с назревающими Бакенбардами и выговором французским. Но это всё отвлеченные басни. В основе конфликта лежит расследование череды убийств милых девушек, невольным свидетелем которого становится один из лицеистов. Весь фильм я наблюдал не столько за историей, сколько за тем как организован распорядок дня студента. Много времени уделяется нравственно-этическим вопросам, общественным наукам, химии и физике. Видно несомненное влияние сериала 'Кадетство'. Пусть сюжет простой, а детектив не самый запутанный. Но мне понравилось, что атмосфера того времени была передана хорошо. В детстве я мечтал оказаться в том времени. Но это всё мечты. Визуальный критерий или техническое сопровождение ленты. Снят фильм отлично, вступительные титры оформлены в стиле рисунков из альбома, где помимо самих фотографий записывались послания, мадригалы, элегии. Оператор Юрий Райский выхватывает камерой все необходимые детали кадра, чтобы позволить зрителю составить представление о происходящем на экране. Обзорные планы флигеля, театра, аллеи возле дворца красивы, а некоторые стоп-кадры так и просятся в качестве оформления вашего декстопа. Также хорошо поставлена хореография боёв, особенно в этом плане отмечу бой на шпагах. Музыка отлично подчёркивает настроение и атмосферу фильма. Особенно хороши мрачные темы, в меня они как-то особенно проникли. Некоторые вполне достойны посещения ваших музыкальных коллекций. Актёрские работы. В этом фильме некоторых актёров открыл для себя впервые. Стас Белозёров запомнился больше всех, поскольку он показал классика русской литературы парнем темпераментным, любвеобильным, но пока ещё не умеющим сочинять на русском языке. Этот навык Пушкин прокачивает быстро. Степан Балакшин в образе князя Горчакова показывает выдержанного мужчину с впитанными с молоком матери понятиями о чести и достоинстве. Сергей Друзьяк также неплох. Старички также молодцы, особенно отмечу Богдана Ступку, он здесь великолепен. Большая часть преподавателей в прошлой жизни были соотрудниками уголовного розыска. Но Евгений Дятлов мне нравится в своей роли. Бондарчук как всегда пафосный и напыщенный, но парики все же плохо скрывают его лысину. Только сейчас разглядел в персонаже второго плана Денисова будущего Нюхача Кирилла Кяро. Его здесь мало, но он стоит каждой минуты появления в кадре. В качестве вывода. Кино получилось хорошим, несмотря на не самую сильную детективную линию и быстро разворачивающийся сюжет. Фильм на удивление атмосферен и полностью погружает в эпоху, даже костюмы хороши. Советую к просмотру ценителям такого жанра картин и атмосферы золотого века русской литературы. Всем здоровья, мира и хорошего кино!
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Я с большим трепетом отношусь к Александру Сергеевичу, поэтому к любому фильму, так или иначе с ним связанному, отношусь с большим предубеждением. Впрочем, фильм о любом известном человеке, заслужившем мировое признание, заставляет мня скептически приподнять бровь: позвольте усомниться в достоверности. К тому же меня не покидает мысль о том, что ленивые режиссёры просто приписывают имя гения к свои слабым лентам, от чего страдает как память о человеке, так и наше зрительское восприятие, измученное киношным уродством. Как ни странно, '18-14' никакого негодования у меня вызвал, даже напротив - понравился. А дело всё в том, что никто именами Пушкина, Пущина, Дельвига не спекулировал: они лишь обозначены тонкими мазками, как на искусной картине, к тому же ряд ярких эпизодов отражает историческую судьбу России. Я не говорю о подлинном историзме (бог мой, это же художественный фильм!), но любой образованный человек, имеющий представление о литературе, с лёгкостью согласится, что существовал такой круг нерушимых приятелей Пушкин-Пущин-Дельвиг-Кюхельбекер-Данзас-Корчаков, и вклад каждого в историю Родины и в её искусство, неоценим. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Кто-то удивляется некой развратности и откровенности фильма. Помилуйте, никакой развратности здесь и не наблюдается! Нам показаны молодые годы лицеистов во всей их красе и безрассудстве. Сашеньке Пушкину в те годы было пятнадцать, и рос он вовсе не тем одарённым поэтом, который подарил нам 'Евгения Онегина', 'Барышню-крестьянку' и 'Песнь о Вещем Олеге', а шебутным мальчуганом, который был не прочь побезобразничать и повеселиться. В плане поэзии и собственно литературного творчества надежды возлагал Дельвиг, который первым из друзей получил публикацию в журнале. Собственно, эта публикация и стала причиной первой совместной попойки. К тому же неужели вы думаете, что Александр Сергеевич всю жизнь прожил с нимбом над головой? Почитайте его первые стихотворения, например, 'Безверие', написанное по заданию преподавателя словесности, и вы увидите, что юный Пушкин не только не гнушался эротики, но и совершал поползновения в адрес религии, неслыханные в те времена. Что удивительно - понравились мне молодые актёры, исполнившие столь важные роли. И поругать-то хочется, да не за что. Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе... Почему-то очень узко и бедно в фильме показан такой персонаж, как Горчаков. Причём фигурирует он в качестве парня-попойки, что очень обидно, потому что сей юноша, хоть и не стал великим поэтом, больше всего времени из остальных уделял учёбе и окончил Лицей с отличием. Да и дружба с Пушкиным его была крепче и заходила выше, чем просто дружеское поднятие стакана вина или посиделок в доме княжны. О Дельвиг мой, твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, И бодро я судьбу благословил. А вот Дельвиг получился как нельзя хорошо. Нескладный юноша, в очках, не по годам одарённый, но трусоватый, порой зажатый более смелыми и худыми приятелями... Он непременно стал бы также знаменит, как и Пушкин, если бы не отдал свою душу издательскому делу. А актёр, здесь его сыгравший, был очень убедителен, особенно в сцене дуэли со сбитой шляпой, когда замер, будто громом поражённый. Прекрасно сыграно! И уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам? И Кюхельбекер попал в точку. Долговязый, с копной вьющихся волос, он будто сошёл с учебника литературы. Приятно... А уж сколько волнений вызывает первая лицейская дуэль 'Кюхли' и 'Обезьяны' - просто не описать. И именно Вильгельм и Сашенька Пушкин преподают нам урок настоящий дружбы, когда одна пуля летит в сторону, а вторая сбивает шляпу друга. 'Пелена на глаза была, Обезьяна, точно пелена!' Поэта дом опальный О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил. О Пущине можно и умолчать, и вовсе не потому, что я не ценю заслуг этого человека - отнюдь! Почитайте его биографию, не человек - герой! Просто о дружбе этих двух товарищей написано море литературы, да и вообще не сказал лишь ленивый. Отмечу лишь, что к актёру в данном случае я отношусь предвзято, потому что к Макаревичу питаю неслабые трепетные чувства, и потому поругать не посмею. Пушкин же... Да не Пушкин это вовсе, хотя парень явно даровитый и актёр талантливый. Но не даёт мне покоя маленький пушкинский рост, а тут мальчик-дылда. Не доглядели... Но бакенбарды, кудри и пылкая фраза 'и кюхельбекерно, и тошно' выдают хотя бы то, что режиссёр знаком с биографией поэта. Хотя кто из нас не знаком? Но всё же на роль великого поэта нужен был другой актёр. Фильм, при всём своём высокопаром языке, подгоняемом под век семнадцатый, не лишён изрядной доли юмора. '-Пушкин-с подавился собственными стихами. -Бедный! Хорошо, что он не увлекается рисованием, потому что рисовальные холсты гораздо толще'. Нет режущих глаз отступлений, кривобоких фраз - стилизация выполнена чётко до кропотливости, что ставит фильму отдельный плюс. Стоит заметить, что в этом небольшом по хронометражу фильме, собран весь цвет российского кино. Ступка, Гармаш, Лыков, Гуськов, Баширов - люди, которые не дают умирать нашему кинематографу. Итог: приятный фильм. Смотрела с высочайшим интересом, абстрагировавшись от тех литературных и исторических знаний, которыми обладаю. К тому же те крупицы лицейской жизни, которые нам продемонстрированы, выполненны чисто, без помарок, и мне гораздо приятнее было смотреть за балбесничеством наших юных героев за гоголь-моголем, играми и перешёптываниями в комнате, чем за неспешными балами и театральными представлениями. К слову, сюжетная канва с уюийствами показалась мне абсолютно лишней. Зачем было портить фильм? Раз уж взялись за историю Лицея, так и ведите её, тем более получается это живо и интересно. Не омрачайте повествование! А если уж захотели сделать их фильма детектив, то зачем тогда голос Константина Хабенского вещает нам знаменательные даты, перечисляет имена и события? Не лишне ли это, если жанр детектив, а не художественный фильм с историческими вкраплениями? Всё-таки лицейская жизнь интереснее, и присутствие лишней сюжетной линии заставляет меня снизить оценку. А так фильм неплохой, неплохой. Пируйте же, пока ещё мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет; Судьба глядит, мы вянем; дни бегут... 7 из 10
Я посмотрела этот фильм 4 года назад. Тогда он произвел на меня сильное впечатление. Как позже оказалось еще и неизгладимое. Не знаю почему, может потому что я вообще увлекаюсь литературой и историей, может потому что мне нравится все, что связано с 19 веком, но эта картина вошла в список моих не просто любимых, а избранных фильмов. Он так красиво снят, такие костюмы, такие пейзажи, а ГЛАВНОЕ молодые российские актеры. Здесь вообще главную линию занимает детектив. Но, поверьте, увидев главных героев, вы забываете об этой линии. Она как боковая, второстепенная. ВСЕ актеры справились со своими ролями больше чем просто на 10 из 10. Все лицеисты - харизматичные, статные, уверенные в себе аристократы. Они безудержно веселы, они молоды, источают жизнь и веселье. Особенно отмечу Степана Балакшина и Стаса Белозерова. Степан неотразим. Он замечательно играл. Вылитый князь Горчаков - был за компанию со всеми и весел и бездумен, но в меру. Стас - нечего и говорить. Прирожденный актер. Я влюбилась в его образ Пушкина и даже теперь, через 4 года (да и, наверно всю жизнь) образ Пушкина у меня будет вязаться с ним. Но никак не его образ с Пушкиным, так как после просмотра короткометражного фильма 'Алчность' по незаконченной повести Гоголя я поняла, что он прекрасен и искренен в любой роли. Иван Макаревич, Сергей Друзьяк, Иван Мартынов, Александр Быковский - они все просто замечательные. Молодые и талантливые актеры. Их драки, дуэли, шуточки по отношению к княгине, любовные похождения - все передано безукоризненно искренне. Спасибо им за то, как они создали эту атмосферу молодости, необдуманности поступков, развязности, но и сумели передать крепкую привязанность к друг другу, преданность. Однажды к философу Буало пришли иезуиты и принялись его увещевать. Философ спросил: «Что они за люди?» И те ответили, что из общества Иисуса. Тогда философ спросил: «Иисуса рождающегося или Иисуса умирающего?». Ведь Иисус родился в хлеву среди скотов, а умер на лобном месте среди разбойников. Так кто же такие иезуиты? Скоты или разбойники? (Стас был неотразим, когда произносил эти слова.) Отдельно отмечу режиссера Андреса Пуустусмаа. Я благодарна за то, что фильм не вышел ограниченным, безыдейным, бездуховным. Я не могу объяснить, но иногда фильмы выходят такие ужасные в смысле операторской работы. Вот например Анна Каренина, отечественного производства, 2008 года. Но этот фильм совершенен и в этом отношении. Очень и очень жаль, что я не вижу этих актеров в новых крупномасштабных фильмах. После этого фильма они разбрелись кто куда, по каким то третьесортным низкопробным сериалам. Они достойны намного большего, каждый из них. Жаль, что мы снимаем в крупных проектах одних и тех же людей, несмотря на то что у нас есть такие золотые актеры как эти. 10 из 10
За ужином объелся я, да Яков запер дверь оплошно, Как было мне, мои друзья и кюхельбекрно и тошно... Фильм не могла посмотреть очень давно, но когда на филологическом факультете начали повторять творчество Пушкина, вспоминать поэтов-лецеистов, захотелось все же оценить эту историю. И я, наконец, у делила время просмотру. История. Да, осенью 1819 года Пушкин стрелялся с Кюхельбекером, да, В. Ф. Малиновский - первый директор Царскосельского лицея, да, его сын – один из друзей Александра Сергеевича..! Всё верно! Сюжет. Царскосельский лицей…Пушкин и его верные друзья: стихи, дружба, любовные утехи, приключения… Но ничего кроме идеи, никакого достойного развития, сюжета я так и не увидела. Весь фильм - череда зарисовок вроде привычной жизни лицеистов и непрекращающихся убийств, никак не связанных между собой и не несущих особой смысловой нагрузки. Ни начала, ни конца, ни переломных моментов. Я надеялась увидеть развитее героев, их взросление, вхождение во взрослую жизнь. И это очень важно, поскольку для каждого из этих мальчишек самым важным в их возрасте являются их собственные эмоции от открывающегося им мира. Да, я это увидела. Но, позвольте, господа, в фильме прозвучало от силы два-три стихотворного творения Пушкина. Это же великий русский поэт и основоположник русского литературного языка…Как так? Почему личность такого великого человека (пусть в те годы Пушкин еще и не являлся таковым) уделено такое малое время на экране? Думаю, идея создания фильма направлена на то, что страна должна знать людей, которые меняли её историю и достойнее было больше уделить внимание лицеистам, а не душегубцу. Детективная история не давала целостного представления как о героях, так и о фильме в общем. Актеры. БРАВО! Браво всем молодым актерам, сыгравшим лицеистов. Я смотрела на них не отрывая глаз и, повторюсь, хотелось их видеть на экране чаще. Взаимовыручка, дружба, первые успехи в лирике, любовные утехи неугомонных мальчишек и «гоголь-моголь». Я как будто побывала невольным свидетелем то эпохи: великолепный Пушкин (Белозеров), по-детски притяный Пущин (Макаревич), статный Горчаков (Балакшин) и др. Пейзаж и музыка. Здесь – выше всяких похвал. Меня захватила игра молодых актеров и сама атмосфера фильма! Поразительно, насколько эстонский режиссер смог передать колорит и дыхание эпохи. Но…сюжет и отсутствие внимание к творчеству лицеистов! За это просто не могу поставить высшую оценку. 7 из 10
Начну с самого главного плюса данной картины - отличная рекламная компания: сразу видно, рекламщики-маркетологи профессионалы. По трейлеру было понятно, что фильм о молодых годах самого великого достояния нашей необъятной родины, Александре Сергеевиче Пушкине. И вот я, свято веря в это, села смотреть фильм. И теперь, посмотрев его, с уверенностью могу сказать, если б вместо Саши Пушкина был бы какой-нибудь Ваня Бобриков, абсолютно ничего бы не поменялось. Да и я сомневаюсь, что фильм претендует на звание исторического: весь сюжет выдуманный от и до, не считая имён, взятых тупо для пиара. Ну если с историей получилось не очень, то в плане детектива всё отлично. Действительно до конца не понимаешь, кто же убийца и зачем он всё это делает. Так же можно отметить знаком '+' работу актёров и молодых, и не очень. Кстати сказать, актёрский состав (я имею ввиду старший) целиком и полностью всеми любимые, талантливые, известные актёры, почти даже Мэтры отечественного кинематографа. Так что рекомендую этот фильм любителям детективов, 19 века и милых мальчиков.
Надо признать,что даже не слышала о таком фильме и совершенно случайно посмотрела его. И что же...была приятно удивлена! Хочется прежде всего сказать о молодых актерах - БРАВО! Ребята просто молодцы, очень удачно сыграли лицеистов того времени, настоящих друзей! Благодаря такой игре фильм смотрится очень легко и хочется пересмотреть еще раз! И что самое главное - вели себя, как подобает настоящим дворянам. А эта очень важная деталь, о которой очень часто забывают некоторые отечественные режиссеры. Также очень порадовало то, как именно снят фильм - прелестные цвета, музыка к фильму очень удачно написана, подходящие костюмы и ,конечно, грех не отметить красоты Царского Села, сразу вспоминаешь этот восхитительный парк и величественный дворец! Единственное, что, на мой взгляд, можно было убрать из фильма - это всю эту историю с 'любовницами' Пушкина и Горчакова. Ничего особо важного в них нет. А так, в основном хочется поздравить! Наконец-то сняли что-то 'наше', что можно назвать фильмом! Оценка: 7 из 10
Очень лёгкое, веселое, ободряющее и освежающее кино: светлые краски, великолепные костюмы, юмор. В центре повествования - молодость и дружба. Это беззаботная, буйная молодость людей, ставших элитой Российской Империи, поэтами, дипломатами, офицерами. Цвет нации. Это дружба молодых дворян, избалованных и заносчивых, но настоящая, крепкая дружба; такая дружба могла быть только тогда, когда слово 'честь' было не пустым звуком. Достоинств фильма не умаляет даже тот факт, что это ОЧЕНЬ слабый детектив(блёклая фигура следователя, отсутствие интриги). Всё дело в том, что детективная сторона сюжета, на мой взгляд второстепенна, она была нужна лишь для того, чтобы заставить современного зрителя обратить своё внимание на подобное кино, потому что у нас, к сожалению, обыкновенно мало интересуются историей и приходится как-то привлекать массы. Мне понравился актёрский состав(Бондарчук не в счёт): много новых, молодых лиц и признанные мастера, вроде Сергея Гармаша. Правда, иногда я всё же теряла ощущение нахождения в другой эпохе, сквозь александровскую Россию просвечивали не то 'Кадеты', то что-то в этом роде... Не знаю, почему. И, по-моему, не правдоподобно про тех легкомысленных, невоспитанных барышень, в компании которых коротали вечера Пушкин и Горчаков. Но как создавать массовое кино без подобных пикантных вещей? Думаю, если бы сами лицеисты увидели этот фильм, то им бы понравилось. 7 из 10
Просто прелестная картина. Очень 'в точку' подобраны актеры, молодые и, на мой взгляд, очень талантливые. Этим паренькам выпала честь, играть таких великих лиц в нашей истории - Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Иван Пущин... Показать их темперамент им удалось. Дуэли, сочинительства, влюбленность, - все отражено. Эмоциональные порывы героев прекрасно отыграны. Красивы костюмы и декорации. Стоит обратить внимание и на тон голоса актеров, у каждого он, как-будто, поставлен. Это напоминает советские уставы, когда актер должен был быть идеален во всем, и голос его имел не последнее значение. В общем и целом все очень изыскано.
В принципе, неплохой фильм. Такая своеобразная попытка снять молодежный триллер, присоединив интригу о маньяке-убийце к рассказу, об одном периоде из отрочества Пушкина, который «наше все», и его друзей, в будущем также известных деятелей, - Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, Горчакова и прочих, - во время учебы в Царскосельском лицее. Правда, иногда режиссер как будто забывает, что у него, кроме задачи показать нравы лицеистов того времени, есть еще и история о Царскосельском Душегубце, которая даже основана на реальных событиях, и слишком уж увлекается бытописанием, отчего интрига, наметившаяся вначале, очень скоро отходит на задний план и фактически там и остается до самого конца, когда главного злодея триумфально разоблачат все те же царскосельские подростки. Но, при всей историчности фильма, во время просмотра не возникает радостное чувство узнавания каких-то реалий, историй, знакомых по школьным учебникам. Кажущаяся теперь забавной манера говорить старым слогом, в фильме абсолютно естественна и ненавязчива, и, пожалуй, как раз она и придает ему особое очарование, сглаживая даже неловкую игру юных актеров в главных ролях. На кого действительно было приятно посмотреть в «18-14», так это на таких мастеров старой школы, как Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Алексей Гуськов. Запомнилась и эпизодическая, но весьма яркая роль Федора Бондарчука (граф Толстой). Большой плюс фильма состоит в том, что он легкий. Он не относится к категории «must see», но при случае его вполне можно посмотреть. 6 из 10
А знаете? Мне понравилось! В этом фильме потрясающая атмосфера. Дворяне, цвет и гордость нации, Царскосельский Лицей...Все это знакомо, все это на слуху, все это щемит душу: а ведь были! Были такие ребята... После просмотра у меня сложилось впечатление, что детективная линия была создателям фильма чуточку в тягость: так и хотелось перейти к веселым лицеистам,в чем я их полностью поддерживаю. Все актеры отыграли замечательно, кастинг однозначно удался. Запомнились многие сцены и, конечно, друзья: Обезьяна, Кюхля, Франт и другие...С историей этих исторических личностей, помимо Пушкинской, я особо знакома не была, поэтому узнать, что же в конце концов случилось с некоторыми из них - как обухом по голове. Сразу пронеслась мысль: как же так, такие молодые, такие счастливые... Грустно. Я даже загорелась идеей прочитать книги о лицеистском переоде жизни Пушкина, тут же помчалась за томиком стихотворений Пушкина периода 1814 года... А веселое все-таки было времечко, господа! 9 из 10
В Царскосельском лицее учатся друзья - одна из самых знаменитых 'компаний ' в российской истории. Здесь их молодые проказы, любовные похождения, горячие порывы молодых душ, здесь же их школьная скамья; здесь же происходят таинственные убийства молодых женщин, для расследования которых вызван сыщик; здесь же против лицея разворачивается чуть ли не интрига в высших кругах, с целью приструнить учащихся и учителей; тут же, рядом, и судьбы простых людей; и театр-опера - родник культуры с подневольными актерами и организатором-негодяем... Видимо, будучи под впечатлением от открытой для себя исторической информации и не удержавшись, авторы решили навалить в фильм все, что поместится в хронометраж (небольшой, по сегодняшним меркам). В итоге более-менее раскрытой оказалась лишь тема лицейской жизни компании наших молодых поэтов, романтиков и мечтателей. Интрига в высших кругах улетела на свои высоты, театр остался совершенно не у дел, сыщик оказался бесполезен, а важным подробностям убийств (все же существенной, вроде как, части сюжета) просто-напросто не уделили места. Что даже обидно, честно говоря, - зачем тогда вообще было поднимать эту тему и занимать ею время. Куда интереснее, по-моему, было бы увидеть просто повседневную жизнь лицеистов, с их проблемами и надеждами, мечтами, выходками и похождениями. Но нет. Видимо, 'таинственные убийства ' в данном случае использовались авторами как популяризующий фактор для привлечения 'среднестатистического ' зрителя. А жаль, ведь авторы таки смогли, по моему мнению, создать атмосферу того времени и лицейских лет; к тому же яркие, сочные съемки и замечательная музыка, и актеры, отыгравшие, как минимум, вполне прилично (лишь в паре моментов 'не поверил ' юнцам), при хорошем, логично выстроенном сюжете могли бы дать великолепную, совершенно серьезно - великолепную историческую ленту. Но, к моему глубочайшему сожалению, господа, cкомканный без меры сюжет все испортил. Однако, хотя бы раз посмотреть непременно стоит - пусть даже ради одних лишь забав и проделок лицеистов.
Несмотря на то, что, вроде бы, сюжетная линия фильма - расследование загадочных убийств, поиски 'лицейского душегуба ' лента представляет собой рассказ о великих учениках Царскосельского лицея - Пушкине, Пущине, Кюхельбекере, Дельвиге, Горчакове и других, а также эпохе, в которую они жили. На мой скромный взгляд, лучше бы и вовсе не было никаких убийств а больше показано жизни ребят, молодых и талантливых. Восхищения вызвал шик, и блеск дворянства того времени - это научились снимать, браво. Красиво в Царском Селе красиво, надо бы побывать там. Актеры все сыграли неплохо. Фильм достаточно динамичный, смотреть интересно. Во время финальных титров совершенно не к месту звучит дискотечный микс (я так понял, диджея Грува) - не очень понятно, о чем думали создатели. Итак, российское кино развивается - молодцы. 9 из 10
Для начала стоит отметить, что фильм не претендует на звание историко-биографического, что делает все нападки на его правдивость не состоятельными. Это историко-приключенческая картина, в основе которой конкретная эпоха и личности. В ней освещается нереалистичная остросюжетная интрига. Безусловно, она вымышлена, ведь это кино, а не учебник по истории литературы (хотя мы не можем быть уверенными и в его истинности). Более того, фильм не рассказывает историю жизни величайшего национального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, об этом можно догадаться, прочитав описание или даже просто взглянув на афишу. 'Старшему восемнадцать, младшему четырнадцать' - в названии заявлено, что это история о нескольких юношах. Это эпизод из жизни учеников Царскосельского лицея, которые известны не понаслышке тем, кто бывал на уроках истории и литературы в школе. Многие события, освещенные в фильме имели место быть. Например, известный факт, что Пушкин в лицее был сорванцом и имел плохую успеваемость. История про гоголь-моголь так же является реальной. Образы героев отлично удалось воплотить и передать их темпераменты, увлечения, взаимоотношения друг с другом и со старшим поколением. Отмечу так же, что в фильме ясно изображено внутреннее состояние Пушкина в тот период времени. Тогда поэт был еще по-юношески глубоко не уверен в себе, его сверх эксцентричное поведение является попыткой самоутвердиться, выразить себя. Не стоит ругать создателей фильма за то, что вам не нравится поведение героев. Увы, до того, как они стали прославленными политическими, литературными, революционными деятелями, они были простыми мальчишками и чудили, делали глупости, порой жестоко шутили, бунтовали. В конце концов, они являлись выходцами из знатных семей, потому чувствовали, что, в какой-то степени, им все позволено. Невозможно не обратить внимание на место действия фильма - собственно, сам лицей. Натуральная обстановка, отсутствие искусственных декораций усиливают общее впечатление, полностью передают атмосферу главного учебного заведения России девятнадцатого века. Оператор и художники отлично справились со своей работой - картинка получилась насыщенной, интересной, и действительно красивой. Для российского кинематографа 2007 года очень даже качественная и достойная работа, без пафоса и подражания Голливуду. Хочется видеть больше подобных фильмов от отечественных кинопроизводителей. 8 из 10
Когда телеканал СТС начал рекламировать фильм Андреса Пуустусмаа «18-14», я, честно говоря, рассчитывал на сериал, а не на полнометражный фильм, который показали в кинотеатрах. И не зря. Одним из главных недостатков фильма было то, что он какой-то поверхностный - всего по чуть-чуть. Даже некоторые персонажи кажутся нераскрытыми (например, лицеисты Малиновский и Комовский, мелькнувшие лишь в нескольких сценах). Причём, очевидно, что из-за большого отснятого материала, картина была яснее, логичнее, а потом для кинотеатральной версии нарезали куски и, в результате, все как-то вышло кособоко. К тому же не к месту здесь был ремикс DJ Грува во время титров. Я уважаю творчество Грува, но нужно было выпустить отдельным синглом данную композицию, а не вставлять сразу в картину. Это не означает, что этот фильм мне не понравился. Я считаю такие хорошо снятые фильмы, к тому же на темы, касающиеся истории России, очень полезными, особенно для мало читающей и мало знающей современной молодежи. Глядишь, кто-нибудь и узнает, что-нибудь для себя новое и возможно обратится к литературе. «18-14» повествует о Лицейском периоде жизни дворян, среди которых будущие поэты, литераторы, военные и декабристы. Судьба впоследствии распорядится их жизнями по-разному. Конечно же, самым известным из них станет Александр Пушкин – «солнце русской поэзии», которому в лицее дали прозвища «Обезьяна» и «Француз». Но помимо Пушкина главными героями так же являются Александр Горчаков («Франт»), Иван Пущин («Жанно»), Антон Дельвиг («Тося»), Вильгельм Кюхельбекер («Кюхля»), Константин Данзас («Медведь»). Вместе они будут хулиганить на занятиях, бегать на свидания, пробовать себя в литературе, и даже участвовать в дуэлях, пока не подвергнутся опасности. Здесь хотелось бы выразить признательность создателям фильма за то, что решились затронуть историю «Царскосельского душегуба», поскольку этот факт был мало кому известен, и новая сюжетная линия лишь приукрасила картину. Поэтому то, что начиналось. как приключенческий фильм постепенно переросло в детектив. В результате, «18-14» сложно охарактеризовать одним жанром. Среди достоинств фильма отмечу то, что все съемки проходили на реальном месте событий - в музее-заповеднике 'Царское Село'. Благодаря всему этому, фильм вышел правдоподобный и атмосферный. Очень понравилась игра актеров, сыгравших «взрослых» (Ступка, Лыков, Гармаш, Черневич, Громов). Даже несмотря на свою неопытность, юноши сыграли безупречно. Каждый смог понять, почувствовать своего персонажа и его характер. Особенно это удалось Степану Балакшину (Горчаков), Ивану Макаревичу (Пущин), Станиславу Белозерову (Пушкин). Кстати, это большой плюс тому, что ребята малоизвестные актеры (только Ивана Макаревича я видел до этого в «Бой с тенью»). Надеюсь, что они сумеют реализоваться в кинематографе. Подводя итог, хочу сказать, что фильм не шедевр, но по-своему хорош. Порой складывается впечатление, что ничего с тех времен не изменилось. Даже сцена клятвы дружбы ребят отчасти напомнила подобную клятву в другом известном сериале СТС «Кадетство». Но все же такие понятия, как честь, патриотизм, отвага, актуальные и сегодня, очень хорошо здесь изображены. К сожалению, этот фильм не для детей (сцены, где крупным планом показывают, как убийца режет горло жертве, можно было бы и не показывать). Да и сцены с подругами Горчакова и Пушкина особого смысла не имели. «18-14» неплохой пример костюмированного историко-приключенческого фильма со скомканной сюжетной линией, который вполне себе можно разок посмотреть. 8 из 10
Впервые этот фильм посмотрел где-то в две тысячи восьмом или девятом году. Точно не в год выхода, поскольку из того времени помню только фрагментами отсмотренный тре. Поводом к новому знакомству стало нахождение четырёхсерийной телевизионной версии. Обычно телевизионные версии длиннее прокатных раза в два и там даётся больше деталей быта, вырезанные при монтаже сцены, важные для раскрытия характеров персонажей или логики повествования. Последнее имеет место быть и здесь. Готов поделиться с вами впечатлениями от знакомства и некоторыми мыслями по этому поводу. Повествовательный критерий или нарратив. Перед нами предстаёт едва-едва открывшийся Царскосельский лицей для образования детей дворян по высшему разряду. Выпускаться отсюда будут будущие деятели, достойные сыны своего отечества. И среди обучающихся можно встретить самых разных людей. Среди них можно встретить кудрявого мальчика лет пятнадцати с назревающими Бакенбардами и выговором французским. Но это всё отвлеченные басни. В основе конфликта лежит расследование череды убийств милых девушек, невольным свидетелем которого становится один из лицеистов. Весь фильм я наблюдал не столько за историей, сколько за тем как организован распорядок дня студента. Много времени уделяется нравственно-этическим вопросам, общественным наукам, химии и физике. Видно несомненное влияние сериала «Кадетство». Пусть сюжет простой, а детектив не самый запутанный. Но мне понравилось, что атмосфера того времени была передана хорошо. В детстве я мечтал оказаться в том времени. Но это всё мечты… Визуальный критерий или техническое оснащение ленты. Снят фильм отлично, вступительные титры оформлены в стиле рисунков из альбома, где помимо самих фотографий записывались послания, мадригалы, элегии. Оператор выхватывает камерой все необходимые детали кадра, чтобы позволить зрителю составить представление о происходящем на экране. Обзорные планы флигеля, театра, аллеи возле дворца красивы, а некоторые стоп-кадры так и просятся на рабочий стол. Также хорошо поставлена хореография боёв, особенно в этом плане отмечу бой на шпагах. Музыка отлично подчёркивает настроение и атмосферу фильма. Особенно хороши мрачные темы, в меня они как-то особенно проникли. Актёрские работы. В этом фильме некоторых актёров открыл для себя впервые. Стас Белозёров запомнился больше всех, поскольку он показал классика русской литературы парнем темпераментным, любвеобильным, но пока ещё не умеющим сочинять на русском языке. Этот навык Пушкин прокачивает быстро. Степан Балакшин в образе князя Горчакова показывает выдержанного мужчину с впитанными с молоком матери понятиями о чести и достоинстве. Сергей Друзьяк также неплох. Старички также молодцы, особенно отмечу Богдана Ступку, он здесь великолепен. Большая часть преподавателей в прошлой жизни были сотрудниками уголовного розыска. Но Евгений Дятлов мне нравится в своей роли. Бондарчук как всегда пафосный и напыщенный, но парики все же плохо скрывают его лысину. Только сейчас разглядел в персонаже второго плана Денисова будущего Нюхача Кирилла Кяро. Его здесь мало, но он стоит каждой минуты появления в кадре. В качестве вердикта. Кино получилось хорошим, несмотря на не самую сильную детективную линию и быстро разворачивающийся сюжет. Фильм на удивление атмосферен и полностью погружает в эпоху, даже костюмы хороши. Советую к просмотру ценителям такого жанра картин и атмосферы золотого века русской литературы. Всем здоровья, добра, и хорошего кино! 8 из 10
Картинка красивая, сюжет тоже какой-никакой натянули, актеры симпатичные, но смотреть ску-у-учно! Полфильма я честно выдержала развязность и разболтанность подростков, сосущихся по кустам, которых создатели фильма пытались мне всучить в виде отпрысков благороднейшего и воспитаннейшего сословия России 19-го века ('НЕ ВЕ-РЮ! НЕ ВЕ-РЮ! ') Потом уже просто прокручивала кусками, чтобы банально узнать, чем закончится. Очень рада, что не пошла в кинотеатр, иначе было бы очень жаль потерянного времени и денег. Александр Роднянский уверяет, что этот фильм - его благородная попытка сделать не 'музейное ', а современное кино о том времени, которое будет интересно современному зрителю. Но разве современный ритм в кино не может сочетать в себе также правдивого воссоздания того времени? Я не историк, но даже я могу уличить Александра Роднянского в элементарном невежестве! Во-первых: воспитанникам Царскосельского лицея преподавали стихосложение, поэтому друзья Пушкина не могли смеяться над тем, что он потихоньку пишет стихи. У этих мальчиков урок такой был - стихосложение, вроде как у нас урок математики. А поскольку Пушкину этот предмет давался особенно хорошо, друзья не только над ним не смеялись, но даже иногда просили помочь в выполении 'домашнего задания ', потому что Пушкину это было раз плюнуть (все равно, что современному отличнику задачку по математике решить). Во-вторых, эти ребятки были хоть и барчуки, но до приезда в лицей они воспитывались все-таки дома, и достаточно строго воспитывались. С малых лет им внушалось уважение к себе и к окружающим людям, независимо от чинов и званий; так что ни один из них не опустился бы до того, чтобы с понтом нувориша покрикивать на 'обслуживающий персонал '. В общем, это всего лишь два грубых несоответствия действительности. На самом деле их там гораздо больше (фильм в основном из них и состоит). Перечислять их можно долго и нудно, но, честно говоря, не хочется. Что ж, могу порекомендовать создателям фильма книгу Муравьевой О. С. 'Как воспитывали русского дворянина '. И думаю, что им должно быть стыдно, что они взялись рассказывать историю о реально существовавших исторических личностях (гордости России!) в манере сказочника Шарля Перо: типа, главное чтобы было интересно и красиво. А какое представление сложится у подрастающего поколения о тех великих людях им наплевать.
Ну что сказать? Удивили, но не сильно. Итак, по порядку. Уж сколько рекламировали, сколько пиарили, сколько денег было на все это потрачено - уйма. Ожидалось, что не зря. Оказалось - ну не зря-то не зря, но все же - уж могли бы и поскромнее себя вести. Фильм о лицеистах - безусловно. Фильм о том, какими Пушкин, Кюхельбейкер, Горчаков и иже с ними действительно были - не о тех канонических портретах в дубовых рамках, которые висят в кабинетах литературы и наводят смертельную тоску на уроках, а о тех живых людях, которые жили, дышали, проказничали, смеялись, играли, любили и хотели быть любимыми. Безусловно, новизны взгляда на 'Наше все ' создателям не занимать. Но дело в другом. Красивые съемки, красивые костюмы, декорации, актеры подобраны грамотно, со вкусом, даже чисто внешнее сходство учли в большей или меньшей степени. Играют все парнишки хорошо. Больше всех конечно Кухля понравился - ну оно и понятно - и обаятельный и просто актер исполнявший роль - постарше, поопытней. Хорошо и что пригласили играть наших 'метров ' - только вот я бы все же отдала роль убийцы другому талантливому человеку (при всем моем уважении к С. Г.) Единственное что показалось странным - почему не Гуськов Аракчеева играл - ну вылитый же! А теперь вернемся все же к ложке дегтя. Очень обидно - все хорошо, но вот сценарий подкачал - ну история получилась прозрачной до невозможности. С самого начала можно было все предугадать и становилось местами скучно. Одна единственная сюжетная линия - и вот от нее ни на шаг ни вправо ни влево - ну господа хорошие, это же не дело! Ведь так столько всего, за что ухватиться можно было - а только чего - думаешь вот она, ниточка то и потянется, ан нет - тебе ее - хрясь! и обрубили. Ведь можно было так лихо закрутить сюжетец - и не то чтобы там привирать и отсебятинки добавить - нет, просто поинтересней обыграть уже имеющееся. А получился - примитив. История склеена, или даже точнее сшита белыми нитками. А жаль. Очень жаль. Хотя с другой стороны - быть может так и было задумано - чем примитивнее тем лучше - зачем школьников-то парить, мозги им забивать еще дополнительными сюжетными вывертами, периферийными сюжетами и др. А так хотелось по-акунински закурченных деталей, из которых потом как мозаику из смальты выкладывается вся картина преступления - ага, герой балканской войны, ага - директор театра, взявший новую крепостную, ага - белыми мышами кормят удава, а зачем там удав? и др. Ладно, в общем тоска по 'интеллектуальности ' может показаться кому-то глупой, но думаю она все же актуальна. А так - хороший фильм. Посмотреть можно.
Наткнулся на фильм совершенно случайно и показал маме. Она попросила меня его купить, что я собственно и сделал. Перед просмотром я думал, что это очередной провальный русский фильм, но я оказался не прав. На самом деле фильм оказался очень добротным. Сюжет интересен и очень затягивает - все время хочется узнать, что произойдет дальше, кого убьют, как раскроется тайна. Под фильм нельзя даже заснуть - настолько он захватывающий. Мне понравилось, как создатели передали атмосферу тех времен: красивые костюмы, декорации, оформление, музыка - все просто великолепно! Актеры сыграли отлично. Переданы все эмоции, интриги. Бывает так, что даже хочется посочувствовать главным героям. Из молодых актеров хочу отметить Стаса Белозерова и Ивана Мартынова, ну а из звезд современного кинематографа Сергея Гармаша и Богдана Ступку. 10 из 10
7 января я ходила на '1814 ' - фильм 'не о героях учебников, а о первом поколении непоротых россиян '. Фильм оставил только положительные эмоции. Главное в том, что ты ЗНАЕШЬ, что будет дальше с этими мальчишками (поэтому не боишься, что их убьют), ты ЗНАЕШЬ даже, кто убийца (по крайней мере, я знала, т. к. нашла ту эпиграмму, которую Пушкин декламирует в конце: Сазонов был моим слугою, а Пешель - доктором моим). Ты ЗНАЕШЬ всё это, но тебе всё равно интересно. Интересно взглянуть на молодых лицеистов: на милого, забавного, чуть неуклюжего 'Тосю ' Дельвига, романтичного и восхищённого 'Жано' Пущина, озорного и искромётного 'Обезьяну ' Пушкина, эмоционального, чувствительного 'Кюхеля ' Вильгельма Кюхельбекера, рыжего и обаятельного 'Медведя ' Костю Данзаса, и, наконец, на ироничного дипломата Горчакова, Сашеньку, 'Франта '. Горчакова из истории знала и ранее, но в фильме он открылся мне совершенно с другой стороны. Вообще-то, никогда бы не подумала, что 'правильный князь ' может так же, как и вся честная компашка, пить, бегать к девушкам, спать на уроках (актёр сне уж очень понравился). Отдельное спасибо молодым актёрам - играли достойно, даже очень, и не меркли по сравнению с именитыми гигантами отечественного кинематографа. Большой респект сценаристам за историко-приключенческий экшн, приправленный здоровым юмором, иногда, правда, 'на грани '. Музыка в самом начале, когда только начинается фильм - потрясающая. В сумме, за всех ребят, особенно за красавца Горчакова, за сцену с дуэлью и остолбеневшим Дельвигом, за музыку, за то, что режиссёр-эстонец с уважением отнёсся к русской истории и снял прекрасный фильм - за всё это 10 из 10
Несмотря на то, что фильм не несет в себе никаких глубоких идей и не заставляет задуматься о смысле жизни, именно он, а не 'Адмирал' и не 'Ирония судьбы-2' вселил в меня надежду на то, что для отечественного кинематографа не все потеряно. Кто в итоге окажется убийцей, я не знала, поэтому детективная линия меня увлекла. Но дело, на мой субъективный взгляд, не только в этом. Волшебным образом эта картина перенесла меня в далекий 1814 год и заставила буквально прочувствовать атмосферу тех лет. Больше всего этому способствовал язык, которым говорили герои: браво хотя бы за попытку передать специфику речи XIX века. Ну а больше всего мне, конечно, понравились мальчики-лицеисты. Молодые актеры просто блестяще справились с задачей - им веришь на 100%! Поразилась даже внешнему сходству актеров с историческими персонажами. Я очень благодарна создателям фильма за то, что они 'оживили' для российской аудитории 'наше все' - Александра Сергеевича Пушкина. Для миллионов россиян 'солнце русской поэзии' давно стало иконой, неким абстрактным образом, отделившимся от реальности и парящим где-то в высших сферах. Набившие оскомину 'я помню чудное мгновенье' и 'у лукоморья дуб зеленый' наряду с воспоминаниями о ненавистных уроках литературы мешают нам приблизиться к Пушкину, представить его себе живым человеком. Данный фильм, наоборот, показывает нам великого поэта еще юным мальчиком в кругу друзей, которым также суждено сделать свой вклад в историю страны. С удивлением осознаешь, что они были обыкновенными подростками с теми же проблемами, радостями и шалостями. И вместе с тем современная молодежь могла бы брать с них пример в том, что касается истинной дружбы, чести, патриотизма, стремления к труду и любви к искусству... Очень милый, красивый, качественно сделанный фильм с увлекательным сюжетом и блестящей актерской игрой. 8 из 10