«Солист» — фильм о бездомном виолончелисте Натаниеле Айерсе, страдающем от шизофрении (Джейми Фокс) и журналисте Стиве Лопесе (Роберт Дауни мл.). Фильм меня очень тронул своей историей. Размышления в фильме «Солист» берут за душу. Я люблю монологи и диалоги, наполненные смыслом, которые заставляют задуматься и оставляют послевкусие. Очень впечатлила актерская игра Роберта Дауни мл., пронизанная искренностью. У Роберта Дауни мл. просто удивительно глубокие и выразительные глаза. Я верила его персонажу, чувствовала его боль, а в конце фильма чуть не заплакала. Роберт Дауни мл. играет журналиста не впервые. Ранее он играл журналиста в фильме «Зодиак». Но характеры персонажей в этих двух фильмах разные. В «Зодиаке» журналист пусть и обладает незаурядным интеллектом, но прожигает жизнь и не хочет ничего менять. А в Солисте журналист серьезный, глубокий, человечный и склонный к рефлексии. Он меняется, развивается в первую очередь благодаря профессии, а потом общению с другом, так непохожим на него, придается рефлексии, осмеливается заглянуть в глаза своей боли, спрятанной где-то глубоко, и склонен признать свои ошибки, в отличие от журналиста в фильме «Зодиак». Эти роли показывают, насколько Роберт Дауни мл. разносторонний актер. Актера Джейми Фокса я увидела впервые. Джейми Фокс ранее играл роль музыканта в фильме «Рэй». Могу сказать, что он достойно справился с ролью в фильме «Солист», раскрыв образ многогранного Натаниеля изящного, мягкого, миролюбивого с одной стороны, а с другой стороны безумного, слышащего голоса, отрицающего свою проблему и периодически подверженного вспышкам гнева и нестабильному эмоциональному состоянию. Стив Лопес встречает бездомного музыканта и заговаривает с ним. Как талантливый журналист он находит повод для написания интересной статьи, которая найдет отклик в сердцах людей. Его работа заключается в том, чтобы рассказывать истории. Это его хлеб. Изначально интерес Стива Лопеса коммерческий. Трогательные истории хорошо продаются. Он общается с Натаниелем, собирает информацию для статей, открывая внутренний мир музыканта. Они становятся друзьями. Натаниель играет на двух струнах. Он любит Лос-Анджелес. Он привык жить на улице, вдыхая воздух и чувствуя душу города. Натаниель живет музыкой, а музыка живет на городских улочках. Он визуализирует музыку, окрашенную яркими цветами. С детства Натаниель воображает Бетховена и чувствует, что он где-то рядом. Однажды, читательница журнала, впечатленная историей одаренного музыканта, оказавшегося на улице, передает Стиву Лопесу виолончель. Стив Лопес вручает виолончель Натаниелю Айерсу с условием, что тот переедет в приют. Натаниель сначала протестует, ведь здесь на городских улочках душа города, и здесь он может творить. Как он бережно относится к виолончели, словно к живому существу! Натаниель играет, и замирает весь мир, окутываясь волшебной мелодией. Музыки в фильме много, и она восхитительна! В ней все краски жизни. Музыка успокаивает, приносит радость или грусть, волнует, помогает понять ценность жизни и ее дорогих моментов, словно выворачивая душу наизнанку и заглядывая в глубину сердца, напоминая о сокровенном и важном, давая пищу для души. Стив слушает Натаниеля, закрыв глаза и испытывая удивительные чувства, которые Натаниель дарит музыкой. Стив Лопес показывает своим примером, что журналист может не просто написать историю, но и изменить жизнь человека к лучшему. Правильные слова, написанные на бумаге – первый шаг помощи. Сила слова невероятна. Важно разглядеть человека без мишуры, увидеть талант в человеке, который со стороны кажется обреченным, не отмахнуться и протянуть руку помощи. Стив проникается симпатией и восхищением к Натаниелю. Он говорит бывшей жене: «Я не любил так женщин, как он любит музыку!» Стив пытается помочь Натаниелю. Он нанимает для него учителя музыки, еле как уговаривает переехать в квартиру, в которой проходит репетиция. Стив настаивает на том, что Натаниелю нужно лечение. От всей души он хочет ему помочь, но Натаниель, благодарный Стиву, вдруг проявляет агрессию, не желая мириться с диагнозом шизофрении. Человека нельзя изменить против его воли. Мы не можем раскрыть глаза на то, что он должен что-то изменить, если он сам не хочет меняться. У каждого своя правда. Натаниель безумен, но талантлив. У него есть свое видение мира, ощущение музыки. Быть может, безумство – часть его характера, философии, благодаря которой он удивительно одарен. Он живет на улице. Довольствуется малым. Ему лишь хочется мира и добра. А для счастья у него есть музыка и этого достаточно. Стив хотел вылечить Натаниеля, изменить его жизнь к лучшему. Натаниель оказался благодарным другом. Это совсем другой человек, радующийся обычным вещам и обладающий интересным взглядом на жизнь и искусство. Стив не смог изменить Натаниеля. Это Натаниель изменил Стива. Стив увидел другую жизнь и уже не мог быть прежним. Если для Стива писательство было просто работой, приносящей доход, то для Натаниеля музыка была его жизнью. Мечтательный, чувствительный Натаниель пробудил в Стиве сентиментальность, сострадание, доброту и научил не предавать свою веру. Натаниелю была чужда циничность, а его взгляд на мир, мужество быть собой, принятие себя, смирение и вера в силу искусства перевернули внутренний мир Стива. В фильме освящены проблемы бездомных в Лос-Анджелесе. У них разные истории. К слову, в фильме сняли настоящих бездомных и тем интереснее посмотреть иную жизнь, о которой не покажут по телевизору, о которой не напишут в глянцевых журналах. Мы все знаем о гламурной стороне Лос-Анджелеса, о достопримечательностях, моде, верим в американскую мечту, увиденную в фильмах. И совсем мало говорим о проблеме бездомности, которая существует в богатейшем регионе. Бедность сосуществует с богатством. В приюте Стив, общаясь с людьми, услышал искренние рассказы, заглянул в глаза бездомных. Эти люди живут совсем другой жизнью, но они какие-то настоящие, они могут быть безумны или неудачливы, но в них нет фальши. Они могут быть талантливы, но оказаться на обочине жизни по стечению обстоятельств. Чаще всего люди отмахиваются от бездомных, даже не послушав их, а ведь и среди них есть хорошие и даже исключительные люди, интересные и неограниченные, которым просто не повезло, которые просто другие, но ничем ни хуже остальных. Неожиданно, но они могут чему-то научить и заставить пересмотреть свою жизнь. «Солист» — трогательный, добрый фильм о дружбе людей, оказавшихся рядом в важные друг для друга этапы жизни; проблемах, существующих в обществе; умении разглядеть прекрасное и настоящее; жизненных ценностях; переосмыслении приоритетов; безусловной любви к искусству. Это фильм для тех, кто любит фильмы со смыслом. Он будет интересен музыкантам, психологам, врачам и ценителям прекрасного. 10 из 10
Если вы смотрели 'Рэй' и помните потрясающий бенефис Джейми Фокса, то точно не пожалеете о потраченном на просмотр времени. Здесь Джейми, радует нас непревзойденной игрой уже на других инструментах, но новый персонаж получился гораздо трагичнее и никогда не ступал даже на порог славы. Страдающий от недугов, как от душевных, так и от физических, тот занимается очисткой участка подле дороги от окурков, оттачивает мастерство владения скрипкой, и саморазрушается внутри. Но всё меняется, когда его встречает потерявшийся в своих амбициях и личной жизни (что, кстати, не соответствует действительности, в реальной жизни у него всё хорошо) журналист 'Таймс'. С ролью, которого отлично справился Роберт 'наше всё' Дауни младший, этот артист сумел не потеряться с оскароносцем Фоксом, и порой даже обходил в эмоциональном плане своего визави. Но если вы сначала смотрите 'Солиста', потом 'Рэя' то последний не удивит вас так сильно, всё-таки есть сходства между героями, хоть они и являются реальными людьми. Как Джейми Фоксу удается так виртуозно передавать чувства музыканта? Сказалась собственная музыкальная карьера и раннее знакомство с музыкой. Удивительный человек, про которого, несомненно, снимут не только документальный фильм, но и полнометражную картину. Так же на экране в изобилии мрачные пропитанные фатумом, кадры из самого злачного приюта бездомных в Соединенных Штатах, на которые смотреть без боли не получается. Режиссеру удалось укрепить в нас веру в людей, в самые простые формулировки дружбы, любви, смирения. Ведь у лишенных всего людей порой самые подлинные эмоции. А герой Натаниэля Айерса шепчущий молитву перед сном, желающий спокойных снов всем людям на земле, оставленным и беспечным, спящий на жалком лежаке ассоциируется с 'загнанным мессией', что успокаивает страждущих упоительной игрой. Один из самых недооцененных фильмов, но из-за недолгого провисания, ненужных кадров и слабого повествования о главном персонаже, порой задаешься вопросами, как тот очутился там то и там, с живыми то родственниками? Еще бы немного и быть шедевру, однако не всегда это выходит. 7 из 10
Английский режиссёр Джо Райт набил руку, когда работал в Европе над фильмами 'Гордость и предубеждение' по роману Джейн Остин и 'Искупление' по мотивам книги Иэна МакЮэна. Обе эти картины получили похвальные отзывы критиков и нашли отклик у зрительской аудитории. Но можно заметить, что Джо Райт будто бы театральный постановщик от кино, который берётся ставить загодя подготовленное действие. Правда, делает он это талантливо, так что тут и нечего придираться, что, мол, Джо Райт работает на всём готовеньком. Что же касается драмы 'Солист', то и здесь у Джо Райта, а также сценаристки-адаптатора Сюзанны Грант, было чем воспользоваться - сюжетным фундаментом 'Солиста' стала череда статей лос-анджелесского журналиста Стива Лопеза про бездомного музыканта Натаниэля Айерса, с которым он совершенно случайно столкнулся, но биография этого человека оставляет живой след и в душах читателей 'Лос-Анджелес Таймс' и зрителей фильма 'Солист'. Тут надо сказать, что фильм представляет из себя не только биографию Айерса, лента больше рассказывает про дружбу журналиста и бездомного, играющего на нескольких музыкальных инструментах с виртуозной ловкостью, превозносящего до небес великих композиторов, но, к сожалению, его гениальный мозг поразила тяжёлая форма шизофрении. Как-то до вначале не веришь, что Айерс настолько болен, думаешь, а быть может излечение его возможно, точно также думал и Стив Лопез, но Натаниэль, к которому журналист прикипел всем сердцем, неизлечимый душевнобольной и его поступки невозможно предсказать. Кроме показанной дружбы двух совершенно непохожих людей по всевозможным параметрам, Джо Райт и оператор фильма Шеймас МакГарви показали сам Лос-Анджелес с местами, где дают приют таким как Натаниэль. И знаете, что? Не всё так уж и гладко в стране свободы и демократии, там тоже хватает тех, кому необходима помощь, но остальные предпочитают проходить мимо. Так что эта изнанка жизни американского мегаполиса тоже показана грамотно и уживается в общей концепции ленты. Но огромную же часть фильма, как говорится, сделали его актёры. Стива Лопеза сыграл Роберт Дауни младший, а Натаниэля Айерса - Джэйми Фокс. Больше важных персонажей в этом фильме не понадобилось, разве что стоит отметить участие Кэтрин Кинер в роли бывшей жены Лопеза (это, кстати, идёт врознь с настоящей биографией журналиста - он преспокойно живёт в счастливом браке). Актёров в этом фильме прекрасно добавляет музыка, ради который и живёт Айерс. Вернёмся к актёрам. Так вот, они проделали свою работу в блистательном стиле, прекрасно исполнили свои роли, поэтому зачем нужны были ещё какие-то дополнительные персонажи? Их двоих было вполне достаточно (ну и музыка, конечно же!). Роберт Дауни младший создан для таких ролей - он как рыба в воде, когда нужно показать мужчину с характером, дотошного в своём деле. После 'Солиста' он это ещё раз великолепно продемонстрирует в драме 'Судья'. Но вот что в нём ещё есть в 'Солисте' - это его глаза: в них отображается та бескорыстность, с которой он желает помочь гениальному человеку и та боль, потому что вылечить его не получается. И он предлагает дружбу, настоящую, мужскую дружбу. Если так всё было на самом деле, то Стиву Лопезу хочется крепко пожать руку. Джэйми Фоксу не в первый раз приходится играть людей близких к музыке. В 2005-ом он даже получил 'Оскар' за лучшую мужскую роль в картине 'Рэй', потом были 'Девушки мечты', а совсем недавно он вновь давал вокальные номера в киномюзикле 'Энни'. Но в 'Солисте' его роль подобна 'Рэю' - гении, которых ещё надо поискать, но их жизнь полна слёз и боли. И пускай Натаниэлю Айерсу далеко не всё понятно в нашем мире, он живёт по каким-то своим законам, которые ему подсказывает его нарушенная психика, но талант не пропить - эта сакральная мысль нашего народа вполне применима к Натаниэлю: он же продолжает играть и играет он на разных музыкальных инструментах, исполняет выдающиеся композиции и делает это поистине гениально. Он говорит, что музыку ему подсказывает шум огромного города, ведь он играет её возле автострады, в тоннеле. Что же, может и так, но когда Натаниэль без музыки, то это совсем другой человек: Фокс блестяще передаёт его, когда тот словами пытается догнать свои же мысли, но они у него путаются, он перепрыгивает с темы на тему. Но вот ещё одна мысль, имеющая полное отношение к Натаниэлю Айерсу: к хорошему человеку приходят хорошие люди, вот так и произошло с Айерсом и Фокс показал за счёт чего одинокий бездомный шизофреник получил крепкую опору в лице Стива Лопеза. Очень трогательная и очень драматическая история дружбы журналиста и бездомного музыканта, которая случается в нашем мире уже так редко, наши реалии - рабочие будни, которые привели к тому, что мы отворачиваемся в тот момент, когда нужно протянуть руку помощи. Стив Лопез не побоялся этого сделать и заслужил этим большое уважение к себе, а Натаниэль Айерс стал жителем города Лос-Анджелеса, а не ещё одним отбросом для безразличных белых воротничков. 8 из 10
На улицах Лос-Анджелеса, как и на улицах любого другого большого города, можно повстречать многих людей, шатающихся по жизни без работы, без семьи, без дома, без какой-либо цели... Но порой среди них можно найти настоящий бриллиант, уникальный талант, которого жизнь выбросила на обочину. Мимо него многие будут проходить мимо, не замечая, но один любопытный журналист обратит на него внимание и расскажет о нем всему миру. Основываясь на реальной истории журналиста Стива Лопеса, чьи заметки об одном бродяге-музыканте нашли огромный отклик в сердцах читателей, режиссер Джо Райт снимает одну потрясающую остросоциальную драму, позволяющую по-новому взглянуть на жизнь и музыку. Если человек ищет интересную историю, то он ее обязательно найдет. Но в этом случае Стив Лопес находит гораздо большее, чем просто материал для своей колонки. Он находит редкий музыкальный талант, завернутый в хрупкую человеческую душу. Стив знает, что он может сделать что-то хорошее для своего нового друга. Но он не знает наверняка, придет ли Натаниэль в приют, на урок или согласится ли он жить в квартире. Только Стив все равно верит в своего друга, а порой бывает достаточно поверить в человека, чтобы он сделал шаг навстречу. Но будет ли одной веры достаточно в этом случае? Сможет ли Стив действительно изменить жизнь Натаниэля к лучшему или все, что он может сделать для бездомного музыканта, это просто быть ему другом и принимать его таким, какой он есть, не пытаясь изменить? Роберт Дауни мл. отлично сыграл свою роль, показав, как порой трудно быть кому-то другом и смириться с тем, что не можешь полностью все исправить в его жизни, но не стоит сдаваться, особенно если знаешь, что можешь ему помочь. Его герой вдохновляет своим примером, напоминая, что журналист может не только написать о чей-то жизни, но и изменить ее. Кто же этот странный мужчина в яркой одежде, обитающий вместе со своей скрипкой возле памятника Бетховену? Натаниэль Айерс, некогда учившийся в престижной школе искусств Джуллиард, теперь всего лишь бездомный, чье поведение невозможно предсказать. Зато его преданность и любовь к музыке стала еще крепче, ведь музыка – это все, что у него есть. А потом вдруг у него появился заботливый друг, и видя, как тот стремится ему помочь, Натаниэль изо всех сил старается не разочаровать мистера Лопеса. И в то же время, он постоянно напоминает журналисту о том, что Натаниэль сам является хозяином своей судьбы и будет сам выбирать свой путь. Джейми Фокс очень тронул своей игрой, теперь его Натаниэль Айерс является одним из моих любимейших персонажей в кинематографе. Пятью годами раньше он получил Оскар за то, что сыграл другого музыканта – легендарного и признанного Рэя Чарльза. Но Натаниэль Айерс абсолютно не похож на него. Тут актер создал образ простого человека, живущего в мире музыки, в мире Бетховена, и лишь иногда возвращающегося в реальность. Эту кинокартину стоит посмотреть хотя бы ради той сцены в тоннеле, когда Стив привез Натаниэлю виолончель, и он устраивает этому инструменту «тест-драйв». Такие настоящие эмоции музыканта и журналиста в тот момент, великолепная музыка, проникающая под кожу и растекающаяся по всему телу, и это потрясающее ощущение, будто эти звуки разносятся по всему городу, поднимаясь все выше и выше, до самых облаков. На протяжении фильма еще несколько сцен, подобно этой, позволяют не просто услышать, но и увидеть музыку и то, как она преображает окружающий нас мир. Есть здесь и комедийные моменты, порой это чистый фарс, вызывающий улыбку и показывающий, что каждому из нас не везет по-своему, и когда еще можно посмеяться над своей неудачей, то все еще не так страшно. Посмотрите на тех людей, которых Стив встречает в квартале для бездомных, вот им действительно не повезло в жизни, но даже они временами находят силы радоваться, любить и жить так, как могут. Отойти от привычного жанра исторической мелодрамы для Джо Райта было очень рискованно; и этот фильм действительно не стал успешным, в отличие от его двух предыдущих картин, зато он получился очень неординарным, рассказал миру об удивительном Натаниэле Айерсе и дал бездомным людям голос, обратив внимание на то, насколько важно помогать тем, у кого ничего нет. Замечательно, что режиссер в третий раз решил сотрудничать с композитором Дарио Марианелли. Благодаря его стараниям музыка здесь является той силой, которая и связывает все воедино, тем светом в темноте, который дает надежду и позволяет разглядеть красоту в нашем несправедливом, жестоком, но порой таком чудесном мире. Иногда настоящему таланту совершенно не нужен большой концертный зал, смокинг и изысканная публика, ему достаточно одного инструмента, и вот уже его музыка наполняет весь город.
Если бы кто-то взялся провести конкурс на новое название для этого фильма (правда, я не могу представить, кому, кроме меня, подобная дичь может прийти в голову) несомненно выиграл бы вариант 'Воскрешая музыкального чемпиона'. Для тех, кто видел фильм 2007 года 'Воскрешая чемпиона', думаю, явные параллели между двумя этими картинами очевидны. Разница, по сути, в единственном очень существенном моменте - одна история оказывается искусно построенным воздушным замком, а другая - реальной трагедией одаренного человека. Доставая на свет божий, являя занятому и шумному Лос-Анджелесу историю Натаниэля Айерса, бывшего виртуозного музыканта, играющего свои композиции среди городских трущоб и каменных джунглей, журналист Los Angeles Times Стив Лопес не только воскрешает для общества и музыки своего Лазаря, но и для себя открывает истинный смысл профессии, которой он посвятил долгие годы, понимает, что не деньги должны двигать журналистом, а жизнь - во всем ее величии и многообразии. Преображается Лопес не только в профессиональном, но и в человеческом плане, открывая для себя такие понятия, как дружба, сострадание, терпение, доброта. Это немного сказочное кино в том смысле, что тяжело представить в наше циничное время, что какому-то журналисту на самом деле есть дело до бед бездомного чудака, пиликающего на скрипке и вечно что-то бормочущего. Но как хочется верить, что такие истории случаются на самом деле, что не совсем мы еще очерствели, что не совсем умерло в нас все хорошее, подавляемое одним лишь мотивом и двигателем - жаждой денег. Признаюсь, я был приятно удивлен игрой Джейми Фокса. На первый взгляд, это совершенно не его роль. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что этот актер гораздо многоплановее, чем думалось сперва. Что же касается Роберта Дауни-младшего, то этой ролью он окончательно меня покорил. Ничего особенного он в кадре не делает, но какой же ЧЕЛОВЕЧНЫЙ у него получился герой. А еще в нем, по-моему, слились черты трех обожаемых мною людей: короткий жесткий седой ежик и борода Довлатова, грустная красота Клуни и волевой подбородок Бардема. А еще меня приятно удивила музыка. Точнее даже не сама музыка, а условия, необходимые для рождения этой музыки. Это история о виртуозе, страдающем шизофренией. Но вместе с шизофренией в голове его проснулись голоса, говорящие на одной волне с большим городом. Этот симбиоз привычных уличных звуков и блистательной игры на виолончели производит поистине незабываемое впечатление. 9 из 10 P.S. Вспомнилось коротенькое произведение Патрика Зюскинда 'Контрабас'. Через этот текст связь Натаниэля Айерса с инструментом понимается еще лучше.
В этой рецензии я не буду писать об актерском составе, людях которые делают всю работу для создания кино, так как в таком фильме важна идея, смысл и сама суть. Немного о сюжете: В поисках очередной истории для газеты L.A.Times журналист Стив Лопез, интересного человека по имени Натаниель Айерс, который очень талантлив в музыке и сильно влюблен в нее, но живет на улице и страдает шизофренией. Казалось бы, все идет как обычно, интересный человек-статья-публикация-отзывы- гонорар. Но после первой статьи он не останавливается, потому что это заинтересовало не только читателей, но в большей степени и его самого, он хочет узнать дальнейшую судьбу, помочь ему на этом пути и вывести в хорошую жизнь, развить дальше его талант и вести наверх, но сложность в том что Натаниель болен и черты его характера меняются так часто что и не успеваешь понять как и в чем ему угодить. Он привык быть на улице, слышать звуки города, спать в переулках и он отвергает квартиры, парадную одежду и боится людей, для него они злые и чужие. Но журналист Стив несмотря на все эти сложности все таки пытается найти лазайки к его личности и помочь, так как он принял на себя ответственность за этого человека и поставил перед собой цель 'спасти' талант, но надо ли спасть что-то, неужели нельзя оставить все как есть? Может все напрасно, и все усилия будут напрасны, но Лопез идет на риск, так как считает это важным. Проходит время и они становятся друзьями, даже больше Натаниель считает Стива своим Богом, и все слова Лопеза для него указ Божий, и журналист пользуясь этим загоняет музыканта в квартиру, приводит учителя устраивает пробный мини-концерт и все казалось бы хорошо, до тех пор когда все доходит до разговорах о лечение, все сразу же крушится в один шаг и любовь превращается в ненависть, вражду и Стив терпит неудачу и не понимает что делать дальше? Как все восстановить? В чем его вина? И помочь дальше продолжать свое дело не смотря ни на что, помогает любимый человек, который верит в него, когда она сам уже оставил веру. О концовки фильма я не буду делиться своими мыслями, для каждого они свои, очень тяжело разобраться во всем этом и поэтому мое мнение будет при себе.
После того, как я впервые ознакомилась с этим фильмом, прошло уже больше недели, а я так и не подобрала нужных слов, чтобы выразить все те эмоции, которые вызвал у меня этот фильм. Мне кажется, тут одного слова достаточно: шедевр. Главная сложность в написании отзыва на это кино заключается в том, что каждый, абсолютно каждый поймет этот фильм по-разному. Для меня это минус, ведь я всегда привыкла точно и четко выражать свои мысли о просмотренном. А вот для кино - огромный плюс. Вот скажите мне, много ли вы найдете таких фильмов, который за 117 минут преподнесет вам столько уроков? Это ведь главная изюминка фильма. Кого-то он научит проявлять милосердие, кого-то - относиться ко всем на равных. Другому он расскажет, что в жизни главное - это не деньги, не слава, не карьера. Есть что-то более важное. Дружба. Любовь. Добродушие. Все это нам показывают с нестандартной стороны. Журналист встретил на улице бывшего виртуозного музыканта, страдающего шизофренией, и неожиданно для самого себя решает помочь ему, написав о нем статью. Ну, простой сюжет, скажете вы. Но я не соглашусь. Стоит только посмотреть, как нам показывают этот 'простой' сюжет, и вы больше никогда не скажете такого. Ведь вся изюминка заключается именно в том, что это просто. Каждый день можно встретить на улице бездомного человека. Бездомного человека, играющего на музыкальном инструменте, тоже можно встретить, но реже. И у каждого из них своя судьба, своя, на других не похожая, история. И смотреть на то, как нам показывают одну из таких историй с позиции успешного, талантливого журналиста, крайне интересно. Эмоционально. Живо. И очень по-реальному, если можно так выразиться. Фильм не был бы таких живым, если бы не актеры. Джейми Фокс, сыгравший Натаниэля, скажу вам сразу, меня поразил. До этого я не смотрела ни одной работы с Фоксом, но это, наверное, зря. Он сыграл потрясающе! Только представить, как сложно было ему с этой ролью, сколько нужно усилий, контроля над своим телом... И, заметьте, в этой роли важна каждая деталь. Мимика, речь, движения, голос, взгляд, поведение... Каждая деталь создавала полноценный образ. Только представьте, каких это стоило усилий. Роберт Дауни мл., сыгравший журналиста Стива, поражает меня уже который раз, что мне нечего написать, кроме одного слова: талантливый. Ведь он действительно самородок. Он интересно преподносит своего героя, и так четко, ясно, что у меня нет наслойки на другие его роли. А ведь это немало важно. Как часто было такое, что роли одного и того же актёра перемешиваются, и получается какая-то каша. А здесь, нет. Четко. Ясно. Гениально. Кэтрин Кинер я помню еще в фильме 'Перси Джексон и похититель молний'. Еще тогда она мне запомнилась своей нестандартной внешностью, но в том фильме, к сожалению, у неё была важная, но короткая по временным рамкам роль, что не дало мне как следует вглядеться в её игру. В этом фильме мне выпал такой шанс. Хоть её роль здесь не столь велика, но она входит в редколлегию газеты, и показывает другие стороны журналистского мира, что будет крайне интересно тем, кто интересуется этой профессией. Теперь хочу немного написать о музыке в данном фильме, хотя, наверное, это будет лишним. Что еще писать, когда в фильме - классическая музыка, гениальная в своем роде! С помощью музыки режиссер подчеркивает важные, ключевые моменты кино, но в то же время она сопровождает ленту на протяжении всего времени, что делает просмотр куда более интересным и живым. Еще один пункт, про который мне хотелось бы написать, так это о фоне, на котором происходит развитие фильма: журналистика. Фильмов про журналистов не так уж и много, а ведь интересующихся данной профессией людей в наше время большое количество. Лично мне было интересно посмотреть на то, как живут журналисты, чем живут. Я очень много чего плохого слышала о данной профессии, но сама лично считаю, что это одна из таких работ, которую можно боготворить или судить лишь самому испытав её на себе. Конечно, кино не является полноценным знакомством с журналистикой, но безусловно, смотреть на все это со стороны крайне интересно. Я думаю, что это большой плюс фильма, крайне весомый. За все приятные эмоции, красивую музыку и уроки, ставлю, без размышлений, 10 из 10
«Я надеюсь, что эти дети божьи доживут до утра. Заснут, и им будут сниться сны». А дети божьи продолжают сходить с ума, каждый по-своему… Если бы меня попросили описать фильм одним словом, не смогла бы… Как минимум, два: захватывающий и возвышающий. «Солист» смотрится на одном дыхании, два часа проносятся незаметно. Он из разряда тех фильмов, когда ловишь каждый жест актера, каждое мимическое движение. А музыка! Она божественна! Фильм основан на реальных событиях, чем собственно и привлек мое внимание. Уже после просмотра, было интересно узнать, что реальный Стив Лопес, по книге которого был написан сценарий фильма, в целом положительно отозвался об экранизации своего произведения. Сюжетная линия - развитие отношений двух человек - на столько сильная и насыщенная, что всякие, назову их сопутствующими, сюжеты (веселое катание тележки с пожитками Натаниеля, развешивание мочи койотов на деревьях) можно рассматривать как точку на определенном этапе развития событий. Эта история – рождение дружбы. Она запоминается метаморфозами, происходящими с двумя людьми. Для рождения настоящей дружбы в какой-то момент необходимо, наконец, стать самим собой и позволить другому быть иным. Хочется особо отметить один момент. Примерно в середине фильма (сюжет, где Натаниеля и Стива пригласили на репетицию) есть место, когда затаив дыхание, ждешь начала музыки... Повисает тишина, ты понимаешь, что сейчас грянет музыка и вздрагиваешь при первом звуке, но не от страха, а от того, что возобновился мыслительный процесс. Вот этот самый момент ожидания есть настоящая тишина (большая редкость сегодняшних дней), когда все мысли, подчиняясь невидимому режиссеру, вдруг останавливаются. Дух захватывает! Несомненно, это один из сильных режиссёрских приемов. В целом фильм - прекрасный пример слаженной работы создателей фильма и актеров. Подобные работы ценны тем, что находят отклик в сердце и душе зрителя... «Время от времени в этой цитадели зла власть предержащие творят добро… Время от времени слова, которые я пишу, не просто скачут со строки на строку. Случается, что мои слова находят читателя и бьют точно в цель. Время от времени сердца, души и кошельки городских чиновников открываются… И если это случается, время от времени город преображается…» 10 из 10
На улицах Лос-Анджелеса живут 90000 бездомных... Этот фильм - один из самых лучших, что я смотрела за последнее время. В нем есть всё, что определяет по-настоящему хорошее кино, начиная от атмосферы заканчивая идеей, которая будет донесена всему миру. Есть один человек, который живет ради музыки, он живет музыкой. Говорят, что все великие и талантливые склонны к сумасшествию. И Натаниел тоже сумасшедший. Возможно, именно это определяет его талант. И есть ещё один человек. Всеми любимый, амбициозный и потерявший себя в жизни журналист, Стив Лопес. Возможно, встреча с Натаниелом - самый крутой поворот в его жизни. Сюжет, конечно, не пестрит движением, это не тот тип фильмов. Зато, в фильме очень много осмысленности, простой красоты. В нем полно эмоций, большинство из которых запросто переходят на зрителя. По сути, за эту эмоциональность нужно сказать спасибо очень правильному подбору актеров. До сегодняшнего дня, до просмотра фильма 'Солист' я не рассматривала Джейми Фокса как актера. Этот фильм круто изменил мое представление. Джейми - первоклассный актер, прекрасно перевоплотился в страдающего шизофренией гения. Его лицо то напонено одухотворенностью, то гневом. Его глаза - в них видны все переживания Натаниела. Такая игра должна награждаться. Ну, конечно же, я не могу не похвалить и моего любимчика. Роберт Дауни младший - идеальная пара для Джейми Фокса. Столь же эмоциональный, он, в какой-то степени схож своей игрой с Джонни Деппом. Он создает очень ярких, живых героев, играя так, что, такое ощущение, держится на грани между игрой и переигрыванием. И тем не менее, его Стив получился абсолютно живым человеком, полным внутренних переживаний и своих тараканов в голове. Ещё мне очень понравились его выразительные глаза. В конце фильма, у меня даже навернулись слезы. Как и любая музыкальная драма, фильм наполнен музыкой. Классическая музыка дополняет атмосферу, созданную режиссером. Она нагнетает обстановку. Каждый раз, когда играет музыка, она настолько вписывается в кадр, что кажется, что картинка и музыка - две абсолютно неразделимые вещи. И ещё мне понравилась идея с ассоциацией музыки с цветом. Это не только очень красиво, но и погружает нас в мир восприятия Натаниела. В фильме очень много по-настоящему 'сильных' сцен, однако я хочу особенно выделить несколько. Первая сцена - то, когда Натаниел получает скрипку и играет в переходе. У Джейми Фокса в кадре очень одухотворенное лицо, а Роберт Дауни очень гармонично смотрится в этой сцене, сидя на корточках и склонив музыку. У меня даже навернулись слёзы. Сцена вторая - в которой Натаниел читает молитву. Честно говоря, я чуть было не расплакалась во время этой сцены. Третья сцена - когда Натаниел попадает на концерт. Он сидит в зале и мы видим его глаза - невероятно живые, наполненные смыслом и восхищением. Это один из самых сильных моментов в фильме. Сцена четвертая, она же последняя - сцена, в которой Стив ищет Натаниела. Это именно та сцена, в которой Роберт Дауни показывает все свои актерские способности, потому что он играет очень живо, такое ощущение, словно он и вправду потерял что-то очень дорогое. Итак, чувствую, что мне пора закругляться. Но написать меньше я не могла, потому как просто поражена этим фильмом. Это очень атмосферное, душевное и светлое кино, которое я советую к просмотру всем. А ещё, это кино с настоящей игрой актеров. Если вы не любите пластиковых слащавых актеров, то этот фильм для вас. 10 из 10 Приятных просмотров!
Итак. Стив Лопез - журналист Лос-Анджелес Таймс случайно знакомится с одаренным, бездомным музыкантом Натаниелем, который когда-то заболел шизофренией, и это разрушило его карьеру. Стив пытается помочь Натаниелю, тем самым сближаясь с ним... Фильм цепляет с первой минуты, если учесть, что он основан на реальных событиях. События, которые пошли в основу этого сюжета, на самом деле заставляют задуматься. Сама по себе история очень грустная. И мало кто о ней знал. Я очень благодарна создателям этой картины за смелость, за отвагу, которую они все же использовали. Такие истории просто не должны оставаться незамеченными. Спасибо Джо Райту за то, что он повествовал это людям. Конечно, если фильм о музыке, стоит ее отметить. Талантливый же парень Джейми Фокс, его музыка действительно завораживала. Она вводила меня в транс и по окончанию композиции осознаешь, что это фильм. Действительно, было красивое звучание. Дружба... Пожалуй, это было основной темой картины. Она рассказывает нам о связи двух совершенно противоположных людей, пусть не слишком понимающих друг друга. Дружба... придала этому фильму грусть из-за разногласий. Было очень жаль Натаниеля. Ведь он бездомный музыкант, у которого есть свои принципы, который борется за чистоту в окружающем мире. Было жалко и Стива, пусть он и грубый, но все же он многое сделал для своего друга. Оскорбления от Натаниеля в его адрес давали понять, что у Стива есть сердце. Очень трогательно! Актеры. Они выложились на все 100%. Джейми Фокс. Сразу нужно отметить его не только безупречную игру, но и мастерство владения музыкальными инструментами. Отлично воплотил в жизнь отсталого музыканта. При его виде у меня слеза наворачивалась. Браво! Еще хочется отметить замечательного актера дубляжа Петра Иващенко. Так как я смотрела этот фильм в дублированном варианте, я не могла не обратить внимание на 'половину' фильма. Звук имеет огромное значение, это тоже игра. Когда я это пишу, мне сразу вспоминается выражение: 'Если остаться без обоняния, то можно съесть красный перец и ничего не почувствовать'. Так же и с актерами дубляжа. Если мы останемся без них, мы не проникнем в суть фильма. Благодаря Петру мы можем с удвоенной грустью понимать Натаниеля. Блестяще! Роберт Дауни мл. По идее Стив эгоистичен, самовлюблен, но это не помешало ему совершить такой героический (для меня) поступок. Думаю, Роберту не привыкать играть героев, которому свойствен пофигизм. И как всегда придавал комедийный акцент фильму, пусть и не так ярко выражено. Молодец! 'Я женщин так не любил, как он любит музыку.' Определенно: 10 из 10
Я купила диск с этим фильмом пару месяцев назад. Но решила посмотреть совсем недавно. И не жалею. Фильм мне понравился. Джо Райт, который понравился мне еще после экранизации книги 'Гордость и предубеждение', в этот раз рассказывает почти что притчу, драматичную биографию бездомного музыканта, Натаниеля Айерса. Эта история о добре, о дружбе и о любви к ближнему. Все эти серьезные вещи рассказаны простым понятным языком, так что напряжения при просмотре не чувствуется. Мне очень понравилась операторская работа, то как показана музыка. Мы видим ее глазами Натаниеля: то она вместе с птицами воспаряет над городом, то она предстает перед нам разноцветными вспышками, брызгами, вкаплениями... Я и не представляла что музыку можно изобразить так прекрасно... Теперь о сюжете. Простой журналист Стив Лопес, который ведет свою колонку в газете, случайно встречает бродягу. Но этот человек не просто бродяга, он необычайно одарен в плане музыки, хотя на его скрипке всего две струны. Стив проникается историей Натаниеля и решает о нем написать. Так начинается их дружба. Эта дружба в равной степени принесла пользу: мистеру Лопесу она помогла заполнить пустоту в душе, а мистеру Айерсу... Ему она подарила человека, который беспокоится о нем, стремится помочь и поддержать. Об актерской игре. Роберту Дауни мл. не в первый раз приходится играть журналиста. И каждый раз у него получается новый образ. Динамичный и реальный. Его игра не вызывает никаких сомнений, Стив Лопес был именно таким. Он отыграл эту роль настолько хорошо, насколько требовал сценарий. И ни на каплю меньше. Что тут скажешь? Роберт один из самых талантливых и харизматичных актеров этого десятилетия. Джейми Фокс, без сомнения, тоже хороший актер. Ему удалось очень точно и правдоподобно изобразить человека больного шизофренией, все его странности и галлюцинации, от которых невольно содрогаешься. Но мимика этого актера однообразна, она не меняется на протяжении нескольких фильмов, а это немного смущает. В целом, он отлично сыграл своего персонажа. Что тут скажешь? Этот фильм отличная биографичная драма, которую я советую смотреть всем. 10 из 10
Спокойно, размеренно, ровным шепотом шелестит действие этого фильма. Едва повышая голос разговариваю герои, и даже шизофрения принимает безобидно-апатичный облик. С одной стороны такой прием дает нам хорошую возможность рассмотреть персонажей изнутри, проникнуть в идеи автора, не отвлекаясь на крики или истерику, но некоторый зритель может уснуть, так ничего и не поняв. Актеры. Джейми Фокс, которого многие знают по фильму Рэй, показал, что актер может быть бескрайне разносторонен, или ненормально разнолик - как вам больше нравится. Больше чем неожиданностью было, увидеть его на экране в образе нищего музыканта-шизофреника. Но он великолепно воплотил каждый миллиметр своей роли, и каким-то невероятным образом показал нам и страшную сторону забытья, галлюцинаций, гнева, и всепоглощающее наслаждение музыкой. Его герой раскрылся больше, чем можно ожидать от фильма. Роберт Дауни мл. сыграл очень достойно, но иногда было ощущение 'лишнего человека на экране', это когда актер не полностью вживается в свою роль и продолжает существовать параллельно, иначе говоря - переигрывает. Кэтрин Кинер внесла немного женского обаяния, но также полностью сравняла с землей одну из сцен, превратив ее в подобие слезной мыльной оперы. Второстепенный каст подобран так хорошо, незаметно. Режиссер и сценарий. Джо Райт не разочаровал. Все выстроено очень профессионально, четко, есть пара интересных моментов и необычно воплощена идея соединения миров героев в один. Действительно создается впечатление, что постепенно два разных произведения срастаются все больше и больше. Но существует огромное 'но', в котором Райт не виноват, все же... Сценарий был написан по реальным событиям, адаптировала его Сюзанна Грант. И изначальная задумка была, что музыка будет одним из героев, она должна была передавать все самое главное. И вот здесь, нужен был режиссер, который может дышать звуками, чувствовать их прикосновение - Райт не тот человек. Поэтому главную изюминку воплотить не удалось. А жаль. Оператор. Помимо игры Д. Фокса, работа оператора была самой запоминающейся. Фактически Шеймас МакГарви показал нам все строение мира героев с помощью камеры. Переходы от реалистичной, угловатой напольной съемки к волшебному блику, налетающих друг на друга, кружащихся в воздухе, кадров. Высший класс. Композитор. Дарио Марианелли написал поистине прекрасный саундтрэк. Его присутствие втягивало в атмосферу фильма, однако чем-то особенным не назовешь. Где-то ощущается дребезжание океана, или толпа голодных людей. В этом фильме присутствует тоже, что в этой фразе - отсутствие глубины и завершенности. Но при всех своих минусах, в нем много цепких и новых идей, приемов, взглядов. Он, как недописанный шедевр, который нужно увидеть, просто для того чтобы знать. 7 из 10
Фильмы, рассказывающие о талантливых людях всегда вызывают восхищение и страх. С одной стороны как прекрасно когда ты можешь сделать нечто такое, что тронет чужую душу, вызовет определенные эмоции, но в первую очередь это произойдет с тобой. А с другой, все равно за это надо платить. Тяжелым трудом, потом, а иногда кровью или даже разумом. До глубины души потрясла фраза Лопеса: 'Черт возьми, да я женщин никогда так не любил, как он музыку!'. И задумываясь, понимаешь, что действительно очень мало людей способны любить что либо настолько сильно. Фильм рассказывает о дружбе, когда действительно человек не безразличен другому человеку. Человеку, который весь город объездил и обзвонил когда волновался за, по сути, чужого ему человека, которого он знает от силы несколько месяцев. Солист - прекрасная история, описывающая реально существующие проблемы, но говорящая, что еще не все потеряно. 9 из 10
Вот и состоялось мое второе знакомство с работой Джо Райта. И я одним словом могу выразить мое впечатление об этом фильме - Шедевр. Да, именно так я чувствую. Уже прошло какое-то время после моего первого просмотра 'Солиста', а я до сих пор вспоминаю его с волнением, в ушах еще не смолкла та божественная музыка, звучавшая в фильме. Я знаю, что Джо Райт проделывает очень трудоемкую работу при создании своих фильмов. Он собирает их по крупицам, продумывает каждую деталь, дает актерам возможность поимпровизировать. Его 'Гордость и предубеждение' лучшая, по моему мнению, экранизация книги Джейн Остен. 'Солист' - уникальный по своему составу фильм. Это не просто биография бродяги - виртуоза. Это не только эпизод из жизни журналиста Стива Лопеса. Не нужно глубоко копать, чтобы понять главную тему фильма. Нищета, вот во что мы окунаемся с головой. Не зря в конце фильма нам сообщается ужасная цифра - 90 000 бездомных на улицах Los Angeles. Вы только вдумайтесь в эту цифру! У меня сердце замирало, когда показывали, как все эти люди на ночь укладываются спать на картонки прямо на улице, и посреди всего этого Натаниел, лежащий на такой же 'постели' и читающий молитву, говоря 'Спокойной ночи, всему миру'. Это ли не трагедия человечества? Правдива ли фраза, что 'Все гении по своей природе истинные безумцы', не знаю. Я не могу назвать героя нашего фильма сумасшедшим. И Стив Лопес не смог этого сделать. А что он мог сделать для этого несчастного? Стив стал его другом, его Богом. И он доказал, что нет ничего невозможного, когда искренне хочешь кому-то помочь. Он поднял все свои связи, задействовал все свои возможности, чтобы Такой человек, как Натаниел Эйрс не остался незамеченным. Я снимаю перед мистером Лопесом шляпу за его благородство и за его человечность. Джо Райт сделал музыку неотъемлемой частью фильма. Под аккорды скрипки состоялось первое знакомство Натаниеля и Стива. Подаренная виолончель в руках Эйрса заиграла так, что у меня мурашки побежали по коже. Мне, как и Стиву, хотелось закрыть глаза и просто наслаждаться музыкой. Это было восхитительно, великолепно, захватывающе. Цветовая гамма, которая была использована в этом эпизоде, и полет птиц - я считаю, все это отличным ходом сценаристов. Вот как создатели фильма видели музыку и как мы должны ее почувствовать. И под аккорды симфонического оркестра заканчивается фильм. Дарио Марианелли как всегда великолепен в своем творчестве. Это композитор от Бога. Фильмы, в которых звучит его музыка, стали для меня особенными. 'Солист' вобрал в себя все самое лучшее, что только может иметь фильм - биография или драма. В основном биографические ленты получаются тяжелыми для восприятия. Я не говорю, что плохими, нет. Но картины этого жанра не будешь пересматривать много раз подряд, в виду слишком сильной трагичности, сильного эмоционального переживания. В данном же случае, то ли с легкой руки режиссера, то ли в связи с присутствием замечательных талантливых актеров, то ли божественная музыка так сильно повлияла на мое восприятие, то ли слишком реальная действительность, но я посмотрела его уже 4 раза и не собираюсь на этом останавливаться. Такой эмоциональный заряд я получала только при просмотре 'Титаника'. Я думаю, не маловажную роль в создании атмосферы реальности сыграли настоящие Натаниел Эйрс и Стив Лопес. Уж они-то точно были самыми строгими критиками. Поэтому даже не сомневаюсь в подлинности всего происходящего. Но как быть без тех, кто воплотил их образы на экране? Правильно, никак. Джейми Фокс был очень убедителен в своей игре. Не сомневалась ни секунды, что передо мной настоящий Натаниел. Превосходно. Роберту Дауни-мл. веришь безоговорочно. Харизма - этим все сказано. Многие скажут, что любой актер, оказавшийся на месте этих двоих, сыграл бы точно также. В корне не согласна. Понравился бы мне этот фильм, не будь в нем этих парней или еще каких-нибудь составляющих, что присутствуют на данный момент? Не уверена. Фильм заканчивается словами Стива Лопеса: 'Главное, не терять надежду, что вера спасет тебя'. Очень правильные и мудрые слова. Действительно, хочется верить, что все будет хорошо. Меня очень огорчил тот факт, что фильм провалился в прокате. Он даже не дошел до наших кинотеатров. Почему так произошло? Неужели есть люди, которых этот фильм не тронул до глубины души? Что это - потихоньку ускользающая человечность или неспособность принять нынешнее положение вещей? Очень жаль. Говорят, что музыка - это молитва Бога, обращенная к сердцу человека. Я думаю, так оно и есть. 10 из 10 Была бы возможность, поставила больше.
Действительно немногие жизнеописательные фильмы (я имею в виду, конечно, фильмы, основанные на реальных событиях) могут вызвать у зрителя живой отклик. Чаще всего их считают скучными и, в общем, непримечательными. «Жизненные» фильмы довольно сложны для восприятия, после их просмотра часто остается чувство какой-то недосказанности и противоречивости, и сложно решить, понравился ли фильм, или все же нет. Все, кто не сможет найти этот баланс, скорее скажут, что фильм понравился, чтобы лишний раз не вдаваться в утомительные полемики. 'Солист' относится к той категории фильмов, которые незримо, совершенно мягко и незаметно проникают под кожу и в конце концов полностью завладевают мыслями. Итак, циничный журналист из «Эл Эй Таймс», Стив Лопес (Роберт Дауни мл.) в поисках идей для очередной статьи. совершенно случайно он знакомится с уличным музыкантом Натаниэлем Эйерсом (Джейми фокс), гениальным виолончелистом, больным шизофренией. Материал найден!. Лопес пишет серию статей о своем общении с Эйерсом, между ними завязываются доверительные, даже дружеские отношения. Таков костяк сюжета, скелет, на который нанизано тончайшее полотно повествования. Стив первым заговаривает с Эйерсом, так после долгого тревожного молчания внезапно проснулись голоса в голове Натаниэля. Весь мир, все многообразие жизни для него сосредоточено на двух струнах его старенькой скрипки. В туннеле, где он живет, ему кажется не мешает ни рев двигателей, ни пыль, ни сырые бетонные стены вокруг – он слышит и видит только музыку. Когда он играет на подаренной растроганной читательницей виолончели, все звуки города разом стихают, расступаясь перед мощным потоком музыки Бетховена. Музыка парит над городом под хлопанье голубиных крыльев - самых чистых, самых душевных аплодисментов. Главным героем, незримо стягивающим вокруг себя людей, события, слова и поступки, является музыка. «Господи, да я женщин так не любил, как он любит музыку!» - восклицает Стив Лопес и этой фразой освещает линию жизни фильма – нездоровая, даже маниакальная, но такая прекрасная и бескорыстная любовь Натаниэля к Бетховену. Любовь, которая сродни любви к Богу – ослепляющая, всепоглощающая, но одновременно дающая прозрение. Любовь, которая так же сильна, как любовь к человеку – музыка заставляет нас смеяться и плакать, страдать, любить, радоваться и впадать в отчаяние. Магическая, до конца не изученная сила. Один из самых прекрасных моментов фильма – это музыка глазами Натаниэля. Яркие, сочные тона, резкие вспышки, смутные, расплывчатые образы, рассыпающиеся искрами, резко возникающие и так же быстро затухающие. Возможно, в этом тексте нет места слишком возвышенной патетике, но нельзя упустить вторую главную линию фильма – линия исцеляющей силы человеческих взаимоотношений. Стараясь помочь Натаниэлю, в первую очередь Стив изменяется сам, радуется вместе с ним, страдает, дарит ему хоть какой-то островок безопасности среди окружающей суеты. Отдельного упоминания стоит изображение лос-анжельских бездомных. Женщина, слышащая голоса в голове и страдающая от того, что из-за таблеток они пропали, и «некому дать ей совет», старушка, говорящая без умолку, черный, больной СПИДом парень, любящий ее и тем самым пытающийся хоть как-то наполнить смыслом свои последние дни… все эти люди показаны с необыкновенной душевной теплотой, и невольно посещает мысль, что в современном мире истинной чувственностью и открытостью обладают только безумцы. В фильме открытый финал. Я опасалась предсказуемого навязчивого хэппиенда в стиле «и вот, благодаря целительной силе дружбы (или даже нет, ЛЮБВИ), Натаниэль излечился от шизофрении, а Стив преодолел себя, женился и завел пятерых детей. Конец». И настырно-громкие скрипки под падающий в клубах пыли занавес. но так не бывает, это не сказка и не нравоучительный монолог. Неизвестно, помогли ли Натаниэлю эти отношения, но если есть хотя бы крошечный шанс на это, это уже чего-то стоит. Несколько слов об актерах. Пожалуй, самое сложное для актера, любого актера, - это сыграть действительно существующего, ныне живущего человека. Но в СОЛИСТЕ задействован блистательный актерский тандем: Джейми Фокс и Роберт Дауни мл. профессионализм и интеллект. Восхитительная убедительность Джейми Фокса. Невероятная игра глаз Роберт Дуни. Сплошь превосходные формы! Но все это действительно заслуженно. В диалогах, мимике, во всем видна связь, которую актеры создали между собой. То, как они чувствую друг друга, перехватывают реплики и взгляды, завораживает. Джейми Фокс, уже показавший свою актерскую мощь в другом музыкальном фильме – РЭЙ, и здесь показывает свой невероятный талант, тонкую чувствительность к характеру персонажа. Роберт Дауни, блудный сын большого кино, потрясает (лично я считаю эту роль одним из самых весомых доказательств его потрясающей одаренности). В целом можно было назвать этот фильм прекрасной камерной драмой, однако, он раздвигает границы любой драмы. Это целая жизнь, застывшая в последовательности кадров. Жизнь, со всем ее многообразием. История человечности, история победы музыки над безумием, история настоящей тяги к творчеству. И в конце концов история о том, что гениальный человек, в сознании которого вдруг разрушились несколько хрупких мостиков, обеспечивающих ему твердую, нерушимую связь с реальным миром, не настолько безумен и не заслуживает того, чтобы быть запертым среди сумасшедших и бездомных. Ему нужно всего лишь его искусство и чья-то чистая, открытая, понимающая душа, способная понять и принять его жизнь, балансирующую на двух струнах старой скрипки.
'Солист' - фильм о... ... музыке. Именно о ней. Попробую избавить вас от чтения патетических высказываний относительно чудотворного воздействия музыки на душу, тем более, чем чаще об этом упоминают, тем менее ценной становится данная мысль. Итак, это Вы едите в машине под звуки радио, это у Вас на компьютере пару десятков альбомов, это Вы слушаете плеер с любимыми композициями во время похода по магазинам или на работу (в университет, школу), в конце концов, это Вы ищите саундтреки к любимым фильмам (нужно отдать должное музыкальной составляющей кинорезультата, не раз она буквально спасала атмосферу от тотального разрушения под натиском неудачных реплик или посредственных декораций). Всё время музыка существовала в угоду человечеству, тем ценнее герой Джейми Фокса, Натаниэль, который решил существовать в угоду музыке. ...дружбе. Причём о несколько романтизированной дружбе, ибо слишком легко Стив Лопес прошёл этот мостик, от состояния, когда привязанность Натаниэля в тягость до состояния привязанности обоюдной. В общем-то, в картине показана одна простая истина: невозможно лишь только брать, брать, брать, но ничего не давать взамен. Ничего не выйдет. Герой Роберта Дауни мл. получил всеобщее признание (весьма сомнительное) посредством 'безумного скрипача', наивно полагая, что с лихвой оплачивает истинное обожание квартирами и учителями...но нет. На что-то неосязаемое и ценное нужно ответить чем-то неосязаемым и ценным, либо не отвечать вообще. Но это ведь сказка со счастливым концом, и все 'злодеи' станут в одночасье добрыми (Лопес спохватился и по-новому расставил приоритеты, а Бетховен без промедления ворвался в его жизнь, раз уж Стив открыл свою душу Натаниэлю). ...человечности. Данный аспект меня волнует более остальных, я бы даже сказала коробит. Слишком очевидно расставлены акценты: Натаниэль - светлый лучик в тёмном царстве циничных, жестоких и амбициозных людишек, выбрасывающих окурки из окон машин, несущихся на полной скорости. И эти глаза Лопеса, наполненные слезами - первый шаг на пути к полному очищению. Не буду голословной: момент, когда испуганный бродяга судорожно вертит в руках виолончель, а из зала раздаются смешки, говорит за меня, причём куда более красноречиво. В итоге, это хорошее кино с хорошими актёрами. Но посыл, который несёт в себе фильм, слишком прямолинейный, он обрушивается на зрителя грудой камней, что, кстати сказать, весьма неприятно, поэтому никаких сильных эмоций к титрам и нет. В любом случае, 'Солист' - это то, что нужно увидеть, хотя бы для того, чтобы потом сказать: 'Мне не понравилось'. 8 из 10
Циничный колумнист Лос Анджелес Таймс Стив Лопез в поиске истории, которая сможет привлечь внимание покидающей читательской аудитории натыкается возле памятника Бетховену на бездомного скрипача Натаниеля, играющего всего на двух струнах. Покопавшись в архивах, журналист узнает, что музыкант когда-то учился в музыкальной академии в Кливленде, но после двух лет отчислился, после чего пропал, да так, что даже его собственные родные не знали, где он находится. Зацепившись за эту историю, Лопез не подозревает, куда она его приведет, вдобавок, оказывается, что герой его предполагаемой колонки является больным шизофренией. «Солист» – неплохая драма, но не выдающаяся. Хотя фильм имеет все начальные составляющие, которые требуются для построения истории, за героев которых искренне переживаешь и которым сочувствуешь. Более того, на главных ролях сидят актеры, которые в жанре чувствует себя как рыбы в воде и знают как, а главное умеют передавать эмоции, понятные зрителю. Но, как и при построении дома, где наличие хорошо выбранного места и посадки фундамента не гарантирует качественный конечный результат, так и в «Солисте» хорошей истории и усилий актеров не хватает зрителям для того, чтобы почувствовать, что ты смотришь что-то, действительно берущее за душу. Основная проблема картины - это ее ровный темп. Если завязку истории в первые 10 минут разглядеть можно, то где на протяжении двух часов находится кульминация и когда можно будет готовиться к развязке, совершенно непонятно. Да, есть прекрасные моменты, в которых можно наслаждаться игрой Дауни мл. и Джэмми Фокса, но они производят меньший эффект, чем могли бы, подготовь режиссер зрителей к ним акцентированно или добавь композитор какие-то музыкальные мазки, способные усилить актерские работы. Но этого не происходит. Сценарист же помимо главной линии картины, добавляет еще пару – возникающая дружба между журналистом и музыкантом и вопрос о бездомных, которых на улицах Лос-Анджелеса оказывается огромное количество и которым помимо обычной материальной помощи требуется и моральная, так им не хватающая. Обе темы раскрыто неплохо, первая в большей степени благодаря актерам, вторая – яркими кадрами питомника, где в кадр, по всей видимости, попадают люди, которые и в реальности живут такой жизнью. Пара монологов в этой части картины напоминают документальный стиль ведения съемок и подкупают своей откровенностью, а финальная сцена и вовсе показывает, что именно эта тема должна быть основной, но по какой-то причине оказалось на вторых ролях. В целом, «Солист» оставляет ощущение, что ты посмотрел что-то такое, которое должно находить отклик внутри тебя, так как это будет единственно правильно, но по какой-то непонятной причине не находит. Возможно, именно поэтому релиз картины был перенесен с прошлого декабря на апрель, так как с такой подачей драматической истории в разгар зимних праздников фильм Джо Райта просто бы кассово уничтожили.
Читая рецензии к этому фильму, я не раз пробегала глазами фразу «фильм не зацепил», «не шедевр» и т.п. Многим эта картина не понравилась, как зрителям, так и критикам, потому что ожидали чего-то большего. Но все-таки мое любопытство превзошло, и вот я уже у экрана телевизора, с интересом предвкушаю то, что будет дальше. Стив Лопез, известный журналист Лос-Анджелеской газеты, ведет спокойную, умиротворенную жизнь, потихоньку пишет статьи и довольно равнодушно ко всему относится. Но в один прекрасный день он встречает очень талантливого музыканта, Натаниэля Айерса, который живет на улице да и к тому же болен шизофренией. Он решает написать о нем в своей статье, которая становится очень популярной и находит отклик у читателей. Постепенно корыстный интерес Стива превращается уже в настоящий искренней интерес к Натаниэлю, его таланту и проблемам. Он начинает восхищаться этим человеком и всячески старается помочь, что в конце концов приводит его на улицы города и открывает глаза еще на судьбы сотни бездомных людей. Я бы сказала, что это очень многогранный фильм. Он и о дружбе, и о музыке, и о том, как в одно мгновение меняется человеческая жизнь…это фильм о том, как случайная встреча или скажем событие вдруг меняет представления и взгляды человека об окружающем его мире. На мой взгляд, режиссура в этом фильме весьма интересная, хоть и не раз подвергалась критике. Больше всего мне понравилось, как Джо Райт показал жизнь города, а также как он передал музыку и отношения главных героев к ней с помощью зрительных образов. Что качается актеров, то Джейми Фокс на этот раз удивил не особо. То ли недостаточно эмоций, то ли еще что-то, но честно говоря, его герой не очень зацепил. Твердо уверенна, что он мог сыграть и лучше, потому что его персонаж весьма и весьма интересный, было где развернуться. А вот Роберт Дауни младший как всегда порадовал, было очень приятно смотреть на его игру. Вобщем, на мой взгляд фильм неплохой. Конечно, могло быть и лучше, но все-таки то, что есть тоже довольно хорошо. И хотя я ожидала от конца чего-то более сильного и напряженного, в целом впечатление очень приятное. Есть над чем поразмышлять. 7 из 10
«Возлюби ближнего» - напоминает нам раз режиссер «Искупления», и тогда всё в твоей жизни наладится и обретет гармонию. Помоги бездомному музыкальному гению, и тогда станет возможно безопасно бродить по нищим негритянским кварталам (вы понимаете, что это даже в сказке не возможно?), биться мордой об асфальт, падая с велосипеда (а что такого – есть же страховка), и перестать беспокоиться о финансовом кризисе (зачем вам работа, когда вся жизнь в розовом цвете?). Джо Райт перед началом съёмок явно интенсивно штудировал басню Крылова «Лебедь, рак и щука», потому что уж больно похоже у него получилось: режиссер и два главных актера тянут воз в диаметрально противоположных направлениях. Райт постоянно летает в облаках, и то ли строит социализм, то ли перечитывает библейские заповеди, и спускается на землю, чтобы в очередной раз утопить в моче Дауни-младшего. Роберт, в свою очередь, в сотый раз доказывает, что он вернулся в высшую лигу всерьез и надолго, безупречно отработав гонорар и более чем убедительно исполнив свою роль. Но на каждую запоминающуюся сцену с Дауни есть одинаковое выражение лица Фокса, не меняющееся от фильма к фильму и от роли к роли. Что хотел сказать Райт – понятно без дальнейших рассуждений. Вот только форма и содержание получились какими-то сырыми и невнятными.
Картина режиссера Джо Райта, «Солист», является по своей сути очень мощным и красочным кинематографическим явлением. Она, как нескончаемый сосуд, вмещает в себя много важных вещей. В этом фильме невероятно правдиво отражён весь социальный ужас Лос-Анджелеса, города, который на первый взгляд самый насыщенный и богатый, но у всего есть обратная сторона, даже у Города Ангелов. Фильм повествует трогательную историю об Натаниэле, гениальном музыканте, которого обделила судьба и наградила безмерным талантом, но вместе с этим и шизофренией. Его встречает и пытается помочь журналист газеты Los Angeles Times, Стив Лопес, но он вынужден постоянно сталкиваться с проблемами психики Натаниэля, так что все попытки помочь безуспешны. Роль первого плана в фильме играет музыка - это невидимый актёр. Когда Натаниэль играет на виолончели, абсолютно забываешь про то, что смотришь кино, и погружаешься в мир музыки, полностью отстраняясь от мира, и в тот момент, когда Натаниэль перестаёт играть, и снова перед нами предстают лица актёров, просто находишься в каком-то замешательстве от прерывания такого блаженства. «Вокруг него меняется мир, а ему нужна только музыка» - говорила сестра Натаниэля. «Красота – это искусство. Музыка – это красиво» - говорил Натаниэль. Все мы слышим музыку одинаково, но только не Натаниэль. Он её видит. Момент визуализации музыкальных звуков в калейдоскоп цветных пятен, которые развивались зависимо друг от друга, был просто ошеломляющим и потрясающим воображение. Определённо, музыка может быть стимулом жизни. Настоящим открытием для меня стал Джейми Фокс, который великолепно сыграл сумасшедшего музыканта. Его шизофрения, его критическо-параноидальный синдром – это обратная сторона его гения. Он безупречно меняет ипостаси, превращаясь то в талантливого музыканта, то в истеричного неврастеника. Шикарным партнёром для него стал блистательный Роберт Дауни мл., отлично сделавший своё дело. Взаимоотношения Натаниэля и Стива Лопеса, казалось бы, невероятно сложны. Но почему? Потому, что Стив пытался исправить душевное состояние Натаниэля, но этого не нужно было делать. Стив хотел, чтобы Натаниэль ни в чём не нуждался, чтобы он смог самореализоваться на публику. И только в конце Стив понял, что Натаниэлю это не нужно. Стив хотел исправить Натаниэля, но получилось наоборот. В самом конце фильма Роберт Дауни мл. говорит мудрейшие и правильные слова о том, что мы должны изо всех сил держаться за то, что нам дорого, и тогда мы, возможно, попадём домой. «Солист» - отличное и выделяющееся среди остальных современное кино. 10 из 10