После всех прочитанных рецензий могу сказать только 2 вещи: 1). Фильм в свое время (посмотрел в кинотеатре в 1990-м году) был для меня просто бомбой - после него я уже не мог смотреть боевики, так обильно хлынувшие на пределы нашей Родины - они мне стали казаться примитивными и унылыми, каковыми и являлись в действительности, просто появился эталон, где каждый выстрел оправдан по сюжету и несет нехилую психологическую нагрузку. 2). А второе - ну много уже было снято фильмов про побег из тюрьмы (только на днях написал рецензию на 'Побег из Претории' - кому интересно - прочтите, но речь сейчас не только о нем), - но вот какая вещь - ни в одном из них так лаконично и динамично в двух словах не показана тюрьма. Да-да, тюрьма (и жестокость режима далекой страны), и это при том, что к сюжету фильма это имеет весьма косвенное отношение - в 15-ти первых минутах фильма легкими набросками выражено все то, чего в том же 'Побеге из Претории' авторы не смогли выразить за весь фильм. 10 из 10
Великолепный фильм. Одним словом это шедевр, который останется на все времена в сердцах зрителей. Этот фильм можно смотреть бесконечное количество раз и каждый раз как новый. Его я посмотрел впервые, в далеком 95 году. Не понимая еще, что этот фильм настоящий алмаз кинематографа. Меня больше интересовала, чтобы главный герой надавал по морде всем нехорошим дядькам и был таков. Взрослее я стал относиться к этому фильму по-другому. Жан-Поль Бельмондо. Для которого эта роль ворота к славе и признанию. Каждый парнишка того времени мечтал быть таким же крутым как герой Бельмондо. Его образ олицетворял настоящего мужчину. Мужчину, в котором справедливость не порок. А храбрость и обаяние не главные его козыри. Не стоит задумываться, как раскрыл образ своего героя Бельмондо. Потому что Бельмондо это Бельмондо он и есть профессионал. И не, потому что в то время не было подходящих актеров на эту роль. Просто эта роль специально для Жан Поля. Музыка. Все, что творит Морриконе, это лучшее, что есть в музыке. По крайней мере, лично для меня. Музыка, которая была в профессионале, отражает, что-то великое. То, что боишься потерять и хочешь приобрести. Она отражает душу. Эта музыка дарит человеку, то от чего под сердцем становится тепло. Незабываемый фильм. 10 из 10
Мой самый любимый фильм! Мой самый любимый актёр! Моя самая любимая музыка! Культовое кино! Мировой киношедевр! Что еще скажешь? Да, такие фильмы не стареют! Пересматривал этот фильм десяток раз, и каждый раз, как первый. Буду пересматривать и обязательно покажу его своим детям! Очень рекомендую молодому поколению. Я рад, что тут царит почти полное единодушие. Фильм действительно снят блестяще. Финал - нет слов. Это драматический рассказ об офицере разведки, который способен выполнить любое задание, не смотря ни на что, когда предали почти все. Фильм полон философии и глубоких душевных переживаний, которые пропускаешь через себя. Такие фильмы нужно смотреть с самого начала и до конца ни на что не отвлекаясь. Выключить все! Телефоны, чайник, посудомоечную машинку... все то, что могло бы отвлекать наслаждаться потрясающим фильмом! А музыка Эннио Морриконе - это нечто! Желаю всем удачного просмотра ещё много раз... 10 из 10
Мой самый любимый фильм. Смотрел его раз 10 и все время нахожу в нем что-то новое. Это история о вечных человеческих эмоциях: дружбе и ненависти, верности и предательстве, малодушии и настоящем мужестве. Божественна музыка Морриконе, которая передает все, что может чувствовать душа. Одним словом, эа картина на все времена.
Драматическая роль Жослена Бомона в фильме 'Профессионал' считается одной из вершинных, лучших в творчестве Жан Поля Бельмондо. Этот секретный агент получает задание от своих ликвидировать президента некой африканской страны. Но уже в начале фильма, разоблаченного Бомона судят в этой стране, поскольку ситуация меняется и 'свои' решают сдать героя местным властям. Дальнейшая судьба героя их не то чтобы не волнует, безразлична. Возможно они даже заинтересованы в том, чтобы Жослен не вернулся. И он проходит через кошмарные пытки и страдания, муки в этой стране: местная тюрьма, каторжные работы. Но в нелегком положении находится и местное население страны. Ему нужна помощь и поддержка. Все это стремительно и динамично показано в первые мгновения, минуты фильма. И через эти муки, страдания, он словно очищается. Однако и тут ему удается найти товарища среди местных. Именно с ним они перебегают реку, которая словно разделяет два мира, являясь спасением из мира мук. Но Жослен возвращается в Париж, в другой мир. Но позади остались ли все муки? Теперь 'свои' начинают на него охоту уже здесь, на родине. Фильм поставлен так, чтобы показать противостояние героя, одиночки, упрямо идущего к своей цели и целой системы, которая меняясь, как окраска хамелеона под цвет окружающей среды в своих целях, принципах, морали является нехорошей. И безусловно Жан Поль Бельмондо сумел передать драматизм образа одиночки, который вынужден бороться и со своими и с чужими - со всем миром. Он поставлен в такое положение. Да он сыграл в этом образе героя, упрямого, отважного и бескомпромиссного. Обаятельного, не теряющего силы духа. Способного быть своим и для попутчика-беглеца в экзотической Африке и для нищих Парижа, с которыми он также найдет общий язык. Поскольку все люди равны и едины. Жослена, который сможет вернуться в Париж к своей любимой женщине после стольких лет разлуки. И их чувства, любовь окажутся уязвимыми в этой заварухе. Фильм динамичен: перестрелки, гонка по городу на машинах, романтическая любовь, в которой счастье сиюминутно и кратковременно, поскольку будущее неопределенно. Но за что он борется? Является ли из начально правильной, благородной цель его 'миссии' в Африканскую страну? Какова цель: убить человека. Непросто человека. Это преступление, зло в огромных масштабах. Ни спецслужбы, ни Жослен Бомон, ни кто-либо еще не имеют никакого морального, нравственного права на убийство человека. Возможно, что Бомон - жертва обстоятельств, ответственность не на нем, а на тех людях, которые поручили ему дело. Они виноваты перед ним в том, что его жизнь и судьба искалечены. Они и на родине устраивают на него охоту. Но ответственность лежит и на нем. Ответственность за свои собственные дела лежит на самом человеке. Как в стихотворении А. Пушкина 'Анчар' ответственность за гибель людей от древа яда лежит не только на владыке, а и на самом исполнителе, который принес это древо. По хорошему, Бомону вообще нужно было отказаться от выполнения этого задания изначально. А его упрямое нежелание остановиться только усугубляет все. Зачем эта принципиальность? Но в финальной сцене пистолет оказывается незаряженным, а пули выпущены героем из рук просто на пол. Эта деталь говорит о многом. Видимо, он хотел отстоять право на свою жизнь, на свое доброе имя, репутацию, на свою любовь. Больше ничего. Все что он получил - это возможность идти к вертолету, дорогой бесконечно долгой и напряженной. Где каждый миг будет непредсказуемым. А он, как профессионал, как просто человек, заслужил большего. И своеобразной 'визитной карточкой' этого фильма является эта мелодия Эннио Морриконе. Нежная, трогательная, затрагивающая некие струны души сильно, глубоко, нежно и пронзительно. На многих поворотах сюжета этого фильма эта мелодия звучит стабильно. Словно только она остается статичной. Эта мелодия стала настолько популярной, яркой, значимой, что даже когда актер Жан Поль Бельмондо, как гость, был на программе Андрея Малахова в современное время проигрывали эту мелодию вновь также нежно, трогательно и пронзительно, что нахлынули воспоминания об одном из главных фильмов в жизни актера. 8 из 10
Политический триллер 'Профессионал', вышедший на свет 21 октября 1981 года, не слишком точно и лаконично повторяет заветы французского режиссёра Анри-Жоржа Клузо, который примечателен тем, что, благодаря своим захватывающим фильмам получил прозвище 'французский Хичкок'. Более правильно будет сказать - он вообще не повторяет этих заветов. Фильм Жоржа Лотнера подобает, скорее, Голливуду с его эпичными экшнами в духе 'Первой крови' или новеллам о Джеймсе Бонде, снимаемым тогда чуть ли не ежегодно кинокомпанией United Artists. И упрекнуть создателей 'Профессионала' в попытке сделать кино чужого формата трудно, ведь эта самобытность рисовалась с незапамятных времён и самими классиками французской новой волны, привнёсшей в тогдашнюю индустрию новые идеи для развития. Лента Лотнера даже чем-то отдалённо может 'смахивать' на новую волну, вот только с момента окончания её периода прошло почти 15 лет. Схожесть виднеется именно для Франции и её киноискусства, где боевики никогда за всю историю не были на первом плане, уступая место комедиям и драмам. 'Профессионал' кажется новаторским продуктом, так непохожим на моду этой страны. И дело даже не в жанровых особенностях, боевики снимали всегда. Удивляет то, как из фильма с не самым замысловатым и вариативным сценарием, с копеечным по тем временам бюджетом в 20 миллионов франков (эквивалентно 4 миллионам долларов), удалось запечатлеть по-настоящему зрелищное и не теряющее адекватности кино, не переходящее в бестолковую аркаду с пушками и пулями на первом плане. Никакой тупизны, никакого абсурда. История, в которой преданный родиной майор Жосслен Бомон (Жан-Поль Бельмондо) совершает своё справедливое возмездие в масштабах вымышленной африканской страны Малагави и самой Франции, показана и рассказана на фоне вполне возможных жизненных обстоятельств, которые хоть и кажутся мудрёными и наигранными, уподобающимися фильмам с тем же спецагентом британских служб, всё равно цепляют и заставляют верить в себя. События в 'Профессионале' складываются в единую логическую картину уже с первых минут, когда Бомон находится в лагере и бежит оттуда вместе с товарищем, а армейское подразделение, посланное по следу, безжалостно уничтожает деревню: расстреливает животных, решетит пулями дома, сжигает их огнемётами, а в самой тюрьме охранники избивают обессиленных заключённых из-за их невозможности работать на жаре. Эта вымышленная страна предстаёт в глазах главного героя и зрителей скотным двором, концлагерем, бедным и не имеющим шансов на зарождение гуманности. А с другой стороны перед Бомоном встаёт его родная Франция - правовое, богатое государство, где человек сыт и не боится получить пулю в затылок ежеминутно. Но и там - чудовищное предательство властей, пожертвовавших своего сотрудника в угоду новой политике. Что же остаётся делать человеку, который едва выжил в этой фарсовой неразберихе? Его попытки вершить свой суд над чиновниками - диктатором-президентом, другом-предателем, сыщиком с маниакальной ассистенткой, откровенно тупыми полицейскими при правительстве, - здесь как бы предстают должным, настоящим наказанием, для которых аккредитация в прессе станет ослепляющим ударом. При этом действия героя не являются последствиями сумасбродства, ведь он ведёт себя хитро и расчётливо, всегда будучи за спиной у оппонента. И он не совершает дуболомной резни, подобно Джону Рэмбо, на Елисейских полях или в стенах парижских домов. Он не отчаивается в попытках освистать политиков, меняющих ядерные бомбы на нефть и наоборот. Жосслен Бомон - это незаметный герой нашего времени, который даже эмоции оставляет вне работы; на таких людях и держатся мировые державы, весь мир в конце концов. Это также проявляется в лице женщин, о которых герой позаботится вне зависимости от отношения к ним. Оттого всего фильм и носит название 'Профессионал', выявляя эталонную степень оного. Конечно, этот фильм больше раскрывается как триллер с приставкой 'политический', ведь все завязи в сюжете концентрируются на 95 процентов там. Но он не избежал крутых заворотов в сторону привлекающего внимание экшна. И тут-то режиссёр с группой технических создателей наступил на грабли. Главная проблема фильма в том, что он даже на первый взгляд кажется слишком дешёвым и грубым. Человеческая кровь здесь ярче светофора, она похожа на акварель. Драки, где персонажи по-дурацки кривлялись, падали в позах какой-то камасутры, а иногда и вовсе били по воздуху (другие, соответственно, отлетали от воздуха). Те же солдаты Малагави стреляли по собакам и курицам, будто они - гангстеры из 30-х с Томми-ганами - от бедра, ритмично перекачиваясь по сторонам. В общем, огромное расстройство от такой постановки. Спасает положение набор некоторых других элементов, главным из которых стоит отметить погоню, снятую в высокой динамике. Однако в целом в плане техники фильм не выглядит новаторским, что для Франции весьма нетипично. Возможно, сказался именно невысокий бюджет. Основным преимуществом 'Профессионала' служит его доходчивость. Фильм, несмотря на свою глубину и пограничную тематику, - очень лёгкий и понятный. Он соткан из смеси драмы и боевика, который при желании вообще можно было бы изъять и не потерять морали. Знаменитый саундтрек композитора Эннио Морриконе - не единственная здесь особенность. Зрительские симпатии только подтверждают это суждение. В премьерный уик-энд на картину пришли свыше 300 тысяч парижан, а под конец проката по всей Франции её посмотрело 5 миллионов, плюс 3 миллиона в Германии. Примечательная особенность здесь тоже есть, ведь огромному кассовому и зрительскому успеху поспособствовала как раз заглавная тема 'Chi Mai', в те недели находившаяся в ротации французских радиостанций. В результате 'Профессионал' стал самым коммерчески-успешным проектом для режиссёра Жоржа Лотнера и самым просматриваемым среди фильмов с Жаном-Полем Бельмондо. Впечатляет, что 'Профессионал' не потерял актуальность и сейчас, имея, например, на КиноПоиске 61 тысячу оценок от зрителей с рейтингом 8,1. 8,5 из 10
Данная картина французского режиссера Жоржа Лотнера пользовалась большой популярностью в советском прокате и завоевала огромную любовь отечественной публики. В остальном мире успех был не таким большим, но и там ленту встретили достаточно тепло. Французы вообще знают толк в остросюжетных триллерах и криминальных драмах. Но здесь авторы решили отойти от привычного стиля и представили оригинальный шпионский, политический триллер - боевик, но в несколько ироничном ключе. Фильм снят по мотивам романа британского писателя Патрика Александера «Смерть зверя с тонкой кожей». Это безусловно история про супергероя, крутого агента французских спецслужб Жосслена Бомона, который стремится отомстить своим предыдущим нанимателям за свое предательство. Картина рассказывает вымышленную историю, но апеллирует к реальным событиям. Так что политический подтекст, занимает важное место в сценарии. Противопоставляя человека государственной системе, режиссер иронизирует на подобном образе крутого мачо. Это заметно хотя бы на примере любовных приключений главного героя. Если считать количество клише и штампов, то общая цифра выйдет неприличной. Здесь нет философской глубины и экзистенциальных размышлений, как в другой легендарной французской картине «Самурай» Жан-Пьер Мельвиля. Порой фильм скатывается в комедию и фарс, это особенно заметно на фоне того с какой легкостью Бомон вводит за нос преследующих его спецслужб. Логика это не то, чем может похвастаться данная лента. Все эти кривые драки, когда кулак пролетает в полуметре от лица, но все равно наносит ощутимый удар сопернику. Или погоня на фоне Эйфелевой башни. Краска, которая имитирует кровь. Это все выглядит глупо, но обладает неким обаянием, легкого приключенческого боевика с ироничным посылом. Ну и нельзя не отметить шикарное музыкальное сопровождение легендарного итальянского композитора Эннио Морриконе. Две совершенно очаровывающие музыкальные темы «Chi Mai» и «Le Vent Le Cri» обрели просто колоссальную популярность в России. Они оказывают просто гипнотическое воздействие на слушателя. Это один из самых лучших саундтреков на моей памяти. Браво. Жан-Поль Бельмондо со своей неотразимой улыбкой не очень подходит на роль крутого агента спецслужб, но его обаянию трудно сопротивляться. Это ироничный образ супергероя, человека чести, восставшего против системы. Очень понравилась Сирьель Клер, но здесь дело больше в привлекательной внешности актрисы. Робер Оссейн изобразил достаточно колоритного злодея. Игра на хорошем уровне, но не более. Профессионал это классика французского кинематографа. Знаковая картина для отечественного зрителя. В современных реалиях она выглядит как добротный приключенческий боевик, легкий и ироничный посыл не позволяет воспринимать данное кино, как серьезное произведение. Это хорошее кино, но многого ждать не стоит. 7 из 10
« - Я не хотел бить вашу жену – меня комиссар заставил. - А я тебя не хотел бить – меня жена заставила.» ( с ) Одно время модно было снимать психологические триллеры и остросюжетные драмы о несправедливости современного общества, о тотальном контроле специальных структур за гражданами страны, о несвободе личности в пределах системы. Так же было модно ставить картины о героях – одиночках, по воле рока оказавшихся вне закона и идущих против государственных институтов, которые со временем перестали помнить о том, что создавались служить обществу а не диктовать ему свою волю. Особенно много подобных картин создавалось в пессимистичные 70 – ые, когда собственно этот под жанр и появился на свет. Однако, рассматриваемый в данной рецензии драматический боевик французского производства – не совсем из той же категории. Да, общая с реалистичными триллерами об «открутившихся винтиках начавших мешать работе машины» канва имеется, так же как и одинокий герой жаждущий добиться справедливости. Но на этом сходство и заканчивается, хотя бы потому, что сыгранный легендарным французским актёром Жаном – Полем Бельмондо – спецагент французской разведки Жослен Бомон – весёлый и жизнерадостный персонаж. Который вовсе не является разменной пешкой в игре политиканов и высокого начальства, поскольку он сам выходит с ними на связь и вместо желанного для бывших командиров возвращения на службу – уведомляет свою «контору» о намерении завершить некогда возложенную на него миссию. То есть, сам «обиженный» герой навязывает спецслужбам опасную «игру». И проходить она будет по его правилам, в отличии от охоты на «проштрафившихся» агентов из подобных остросюжетных картин… К слову, сценарий фильма написанный Жаком Одиаром в содружестве с самим постановщиком Жоржем Лотнером – был основан частично на детективно – приключенческом романе английского писателя Патрика Александера «Смерть Раненного Зверя с Тонкой Кожей», а частично на основе реальных политических событий того времени. Например французское правительство под началом Жискара Д’ Эстена имело интерес в африканских месторождениях урана, поэтому сотрудничало с военным диктатором Бокассой – которого после его свержения заботливо разместили в одной из шикарных французских резиденций. Косвенно имеется аллюзия и на операцию «Барракуда» - которая после подписания государственных соглашений между Центральноафриканской Империей и Францией – кардинально изменила ход событий. Следовательно, при адаптации книги были сделаны значительные изменения. Так главного героя превратили из англичанина во француза, а Лондон сменили на Париж. Так же частично был переписан финал, в котором герой романа погибал от руки африканского президента – на которого готовил покушение. По сюжету картины – французская разведка отправляет в африканскую страну своего лучшего агента, которому поручено устранить действующего местного диктатора – полковника Нджалу. Но в последний момент политическая ситуация резко меняется и до этого строптивый африканский лидер соглашается на международное сотрудничество. Начальство принимает решение сдать своего человека властям своего нового партнёра. Так капитан Жослен Бомон оказывается схвачен и предан публичному суду, на котором признал себя одиночкой. Желая доказать свою лояльность французскому правительству, президент Нджала отменяет смертный приговор вынесенный Бомону судьями и отправляет того на каторгу. Проведя два года в настоящем Аду, но сумев сохранить свои навыки, пережив все издевательства и побои, непосильный физический труд и долгий путь на родину, Жослен Бомон совершает побег и возвращается домой. Но вместо визита к начальству, он отправляет своим командирам телеграмму, в которой предупреждает их о своём намерении довести начатое до конца. Как велит ему его профессиональный кодекс. Теперь бывшие соратники начинают на героя – «возвращенца» охоту, пытаясь достать его прежде, чем тот совершит задуманное и убьёт африканского президента. Который как на грех в эти дни прилетает по государственным делам в Париж… Думаю не будет преувеличением, если я скажу, что роль агента французской разведки Жослена Бомана – одна из лучших в карьере Жана – Поля Бельмондо. А картина «Профессионал» - наверное самый популярный и любимый зрителями боевик с его участием. Тем более на территории бывшего СССР – где фильм Жоржа Лотнера даже был в позднем советском кинопрокате! Да и в довольно обширной фильмографии режиссёра Жоржа Лотнера – это самое важное его произведение. Несмотря на то, что позже они ещё встретятся с Бельмондо для совместной работы ( известная комедия «Папаша из Ниццы» ), остросюжетный триллер «Профессионал» - так и останется их лучшим проектом и визитной карточкой режиссёра на долге годы вперёд. Снимался фильм на небольшом по западным меркам бюджете ( что то около 4 миллионов $ ) – но глядя картину финансовой «ограниченности» не чувствуешь совершенно. В картине имеются все положенные жанром атрибуты боевика: рукопашные драки, автомобильные погони с последующими авариями, перестрелки и взрывы. Даже сегодня, когда в общем то видна «постановочность» этих трюков – смотрится фильм на одном дыхании. Этому во многом способствует яркая игра занятых в картине исполнителей – которые на момент создания фильма вовсе не были знаменитыми актёрами, но смогли попасть в предложенные им образа. Если по поводу игры национального любимца – Бельмондо и так всё понятно – он всегда брутален, ярок и харизматичен, тем более что является главной «звездой» картины - на обаянии которого держится весь драматический сюжет, здорово разбавляемый его забавными шутками – то некоторых других, думаю следует выделить. Это Мишель Бон в роли старого друга Бомона – по сути предавшие его своим приглашением, Робер Оссейн – сыгравший крутого комиссара Розена идущего по следу героя, Элизабет Маргони в роли жены Бомона – Жанны и сыгранная красивой брюнеткой Сирьель Клер Алиса – сотрудница спецслужб и давняя любовница Бомона. А так же чернокожий актёр Пьер Сентон в роли президента Нджалы, Мари – Кристин Декуар в роли элитной проститутки мисс Фредриксен и Бернар Доннадьё сыгравший помощника инспектора Фаржа. Саундтрек картины вообще вещь особая, поскольку львиная доля успеха и даже драматичности «Профессионала» держится как раз таки на звучащей фоном музыке. Написал которую не нуждающийся в каких то представлениях живой классик и один из величайших композиторов современности «оскароносец» Эннио Морриконе. Уверен, что благодаря созданной им главной темы картины – финальные кадры с трагическим, но вместе с тем вполне ожидаемым исходом героя Жана – Поле Бельмондо запомнятся зрителям на всю жизнь, после первого же просмотра. А у особо сентиментальных даже смогут вызвать слезу по крутому, но излишне отчаянному профессионалу по «шпионажу и дракам», ловеласу и шутнику - Жослену Бомону…
1. Первый булыжник моего гнева летит вдогонку композитору фильма (ответственного за подбор композиций). Можно как угодно относиться к одному из самых заезженных произведений Морриконе, но построить всю музыкальную дорожку картины из постоянного (12 раз!) повторения этой композиции - то же, что пережрать эклеров, потому ничего больше не остается, как два пальца в рот. 2. Когда Бельмондо было 27 и он угонял тачки, прыгал куда-то, неожиданно появлялся откуда-то и трахал короткостриженных соотечественниц, это смотрелось естественно, настолько органичным и устойчивым был его образ. Когда он же в 48 проделывает те же трюки, трахает дочек тех короткостриженных и вообще в каждом кадре бесконечно крут — это вызывает стыдливую усмешку за него. 3. Сюжет любого боевика бывает оригинальным только в завязке, всё остальное — штопанное штампами покрывало на трупе злодея. Герой победил и получает всё. Сам стержень повествования — Бельмондо должен убрать заказанного два года назад президента африканской страны, несмотря на то, что «заказ» потерял актуальность. Подобное желание идти до конца, гипертрофированную упертость в отношении службы сложно понять (рыцарскими панталонами попахивает). Майор жандармерии — не напичканный наркотой зомби-террорист, не скинхед и, вроде как, не шизофреник, потому его одержимость убийством незнакомого человека слабо оправдана. 4. Актерский состав «Профессионала» - что-то типа средненькой футбольной команды, где все играют на единственную звезду. Персонажи второго и третьего плана — не более, чем манекены с пушками, либо с сиськами. 5. Нелепая беспомощность полиции, необоснованная ненависть к герою Бельмондо антигероев и преданность, видимо, бывших любовниц и жены; записочка «я вернулся» и по-детски сыгранные и поставленные сцены в джакузи, дорожной погони и развода с бомжами. Всё это — любительский уровень, особенно после великих детективов шестидесятых-семидесятых («Красный круг», «Самурай» и т.д.) 6. Мне сложно понять народную любовь к этому фильму (8.208 на Кинопоиске). Экшн достигается неплохой операторской работой и монтажом, не более того. «Профессионал» - безыскусно выпиленный элемент французской киноиндустрии восьмидесятых — явно не лучшего для нее десятилетия.
Это потрясающая, трогательная история человека, который делает все, чтобы оставаться верным самому себе, человека, который бросил вызов всем лицемерным политиканам, запутавшимся самим и путающих других людей в сложных проблемах морали, пичкая всех иллюзорными идеалами о родине дабы реализовать свои грязные корыстные цели. К слову сказать, вокруг нас тоже самое...На улицах можно легко встретить человека-'патриота', который орет во все горло РОССИЯ и, который, я уверен на 99%, не читал 'Войну и мир', не слушал Чайковского и Глинки, не видел картин Сурикова...Итак, перед нами два патриота: тот, что кричит на футбольном поле РОССИЯ и тот, что молча сидит дома и читает классику. Сравнивая их, каждый сам определяет, кто из них истинный патриот. Это история человека, который попадает в удивительно сложную ситуацию и, тем не менее, сохраняет чувство юмора. Это спецагент с невероятными качествами личного характера, настоящий профессионал своего дела. Однако, в сердце этого киллера есть место любви. Хотя он боится смерти, все равно сжигает все мосты и бросается в самое пекло жизни, и, тем не менее, 'играет белыми и выигрывает, имея ход в запасе', принимает реальность такой, какая она есть, и творчески подходит к каждой ситуации в жизни, потому что 'он выдумщик по натуре и импровизатор по стилю', для него каждый миг жизни последний. От него отворачиваются практически все, но зритель его, несомненно, полюбит. Он всегда начеку, его не раздирают мысли о том, что ХОРОШО и что ПЛОХО, поэтому он всегда присутствует в моменте, ему нельзя заговорить зубы, он лишь честно выражает себя, как говорил когда-то Брюс Ли. Вокруг него кипит жизнь, но внутри него ничего и не шелохнулось. Да, он убивает, да, в фильме есть сцены насилия, но они неяркие и тусклые, и не задевают душу, не сеют в ней чего-то разрушающего, не только потому, что технические средства в 1981м не позволяли, а потому как, на мой взгляд, не в этом послание автора, а в том, чтобы мы наблюдали КАК живет этот человек. И наблюдать за этим истинное удовольствие! Герой заставляет политиканов запутаться в их же противоречиях, и стоит обратить внимание на финальную сцену и на то, КАК они выносят решения... Этим все сказано! Фильм держит внимание с первой и до самой последней секунды, от титров до титров, сопереживание и соучастие герою сохраняется до последнего. Бельмондо бесподобен! И заправлена эта картина потрясающей и, пожалуй, самой известной музыкой Морриконе, которая играет в ритм сердца, а потому не может не радовать...
«Профессионал» - французский фильм 1981 года режиссера Жоржа Лотнера с неповторимым Жан-Полем Бельмондо в роли супер-агента французской секретной службы Жосса Бомона. В одной из стран Чёрного континента Жос по заданию французской секретной полиции должен был ликвидировать диктатора этой страны. Однако, пока Жосс готовил покушение, политика Французской республики в отношении диктаторского режима поменялась на 180 градусов и узурпатор власти в одночасье превратился из врага Франции в её партнёра. Французская секретная служба сдаёт своего агента Жосса в руки палачей. Бывшие товарищи и коллеги супер-агента не сомневались, что Жосс долго не протянет: умрёт либо под пытками, либо в заключении. Действительно: герой Бельмондо оказывается на каторге, откуда живым ещё никто не возвращался. Однако он не был бы супер-агентом, если не бежал из заключения, пусть и через два года. Во время побега он своими глазами видит, как каратели сжигают целые деревни, убивая их жителей, включая стариков, женщин и детей. Жосс возвращается в Париж с твёрдой целью: привести приговор в исполнение – убить диктатора, который должен прибыть в столицу Франции с официальным визитом. О своём намерении он извещает бывших коллег и товарищей, который вовсе не рады его возвращению из ада. Начинается смертельная игра. Бомон всегда на шаг, а то и на два, впереди своих экс-друзей. Ответственный за нейтрализацию Бомона - комиссар Розен (Робер Оссейн - этого актера мы знаем по многим французским лентам 60-х-80-х годов, в частности, по великолепной картине Жюльена Дювивье «Мороз по коже, которая считается классикой французского неонуара). Комиссаром Розеном – зеркальное отражение Бомона. Жос – супер-агент, но он – не убивающая машина. Он - скорее последний рыцарь разведки, для которого такие понятия, как честь и справедливость – не пустой звук. Розеном движет честолюбие. Для Розена цель оправдывает средства, даже если это средства из арсенала гестапо. Он стремится покончить с Бомоном, чтобы самоутвердиться и доказать коллегам, что он – сильней суперпрофессионала Жосса. Меня этот фильм, популярный в нашей стране в 80-е годы, потряс по нескольким причинам. На мой взгляд, в роль Бельмондо в «Профессионале» - одна из его лучших работ. Бельмондо создаёт на экране образ умного, благородного, обаятельного и сильного мужчины, который прекрасно оценивает ситуацию и использует малейшие ошибки тоже очень неглупых противников, чтобы нанести молниеносный, смертельный удар в элегантной и остроумной манере. Фильм «Профессионал» отличает сбалансированное сочетание комедийных элементов и по-настоящему сильной драмы. Превосходно снята сцена погони центре Парижа, на фоне Эйфелевой башни. Сцена дуэли между Бомоном и Розеном сделана в любимой манере Серджо Леоне (классика «спагетти-вестерн»). Камера задерживается на крупных планах антагонистов: Жоса и Розена, несколько мгновений тишины, Бомон успевает выстрелить первым, замешкавшийся Розен падает - и звучит скорбная музыка Эннио Морриконе, его знаменитый Chi Mai. Мелодия Мариконе, которая звучит на протяжении всего фильма, ещё одна причина, по которой фильм «Профессионал» стал шедевром. Конечно, фильм подкупает и своей откровенностью, показывая спецслужбы с неприглядной стороны. Эта традиция, кстати, найдёт продолжение в таких шедеврах современного французского кинематографа, как «Набережная Орфевр, 36» и «MR 73» (режиссёр Оливье Маршаль). Интересно, что за два года до «Профессионала» вышел боевик Жоржа Лотнера (который известен и как мастер комедии, и как мастер политического детектива) с Жан-Полем Бельмондо в главной роли – «Полицейский или проходимец» (в советском прокате он вышел под названием «Кто есть кто»). В «Кто есть кто» герой Бельмондо (комиссар Станислас Боровиц, который, работая под прикрытием, выдаёт себя за бандита Антонио Черутти) обаятелен тоже. Он стильно одевается, катается на спортивном кабриолете старого образца, соблазняет замужнюю женщину (её играет очаровательная Мари Лафоре, больше известная как певица), стреляет без промаха и лихо бьёт морды негодяям. Он попадает в разные переделки, мафия похищает его дочь. Но во время просмотра фильма я ни на мгновение не усомнился в конечной победе «хороших» над «плохими». Несмотря на то, что в «Кто есть кто» Лотнер показывает сращивание мафии и полиции, это - развлекательное кино, очень похожее на голливудское. «Профессионал» - совсем другое дело. Жосс Бомон живёт на последнем дыхании, будто он вырос из Мишеля Пуаккара, его героя в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». То, что Мишель – преступник, дела не меняет. И Мишель, и Жосс всерьёз играют со смертью без всякой надежды на счастливый исход. Только если в финальной сцене Мишель бежит, он совсем ещё молод, он не хочет погибать, а опытный Жосс спокойно идёт, зная, что его спина находится в оптическом прицеле снайперской винтовки. В фильме «На последнем дыхании» очень много цитат из американского нуара. Мишель подражает героям харизматичного Хэмфри Боггарта. Конечно, фильм Годара, который считает классикой французской «новой волны», мало, что объединяет с «Профессионалом» Лотнера, я бы даже сказал, что это фильмы-антиподы, но всё же в обеих картинах чувствуется влияние нуара. Бельмондо – очень разноплановый актёр. Он снимался у провозвестников французской «новой волны» Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо, в поздних драмах классика французского «романтического реализма» и нуара Марселя Карне («Обманщики», 1958), в криминальных драмах в стиле неонуар (например, картине Клода Соте «Весь этот риск» по сценарию Жозе Джованни, где его партнёром был харизматичный Лино Вентура), в костюмированных лентах – например, таких, как «Картуш» (режиссер Филипп де Брокка). Но после «Безумного Пьеро» Жан-Люка Годара (1965), где главный герой не имеет ничего общего с легендарным французским бандитом 40-х годов, Бельмондо стал играть в основном в боевиках. Своё решение он объяснил тем, что кино должно нравиться людям, а не только кучке интеллектуалов. В «Профессионале» Бельмондо достиг вершины в жанре боевика.
В бывшей французской колонии всем заправляет президент Нджала - типичный африканский диктатор, тиран и злодей, дикарь, научившийся читать и надевший костюм. Чтобы устранить этого негодяя, французские спецслужбы посылают профи из профи Жослена Бомона. Однако, пока Бомон добирался, пока готовился, светлые головы из МИДа решили, что Нджала не диктатор, а законно избранный президент и вообще замечательный лидер, с которым стоит подружиться. И, чтобы подтвердить добрые намерения, французы сдают спецагента властям республики. Ничего личного - только политика. Бомону устраивают показательный суд-спектакль, приговаривают к смертной казни, которую в последний момент милостью Нджала заменяют пожизненной каторгой, которая от ада отличается не очень сильно и не факт, что в лучшую сторону. Француз, тем не менее, не ломается и находит возможность бежать, после чего возвращается на родину - и очень вовремя: в стране с дружеским визитом гостит тот самый африканский президент. Бомон отправляет своему бывшему начальству недвусмысленную телеграмму - задание будет выполнено. В конечном счете, если Нджала два года назад был негодяем - он и сейчас им остался, не правда ли? Лотнер уже не в первый раз брался за рассказ об одиноком стоике-правдоискателе, вступившем в схватку с безнадежно прогнившим миром (допустим, 'Смерть негодяя'). Однако правильное сочетание реальности и притчи, лиричности и жестокости ему удалось ухватить именно в 'Профессионале'. Главный герой, неотразимый супермен-мачо - одновременно личность загадочная и трагическая, что резко выделяет его из однообразной шеренги рыцарей плаща и кинжала. Мотив, который им движет, трудно объяснить; он затевает рискованную игру не из чувства мести, как могло бы показаться, не из чувства долга перед Францией (которой от смерти африканца станет только хуже), даже не из желания облегчить страдания отдельно взятого народа - на смену Нджала придет другой диктатор, может, и хуже. Суть в другом. Проданный и преданный родиной и коллегами, отправленный на медленную мучительную смерть в каменоломни Бомон не ломается только из-за внутренней силы и веры в собственную правоту. И если он, освободившись, откажется от своего намерения, он предаст сам себя - чем он тогда отличается от какого-нибудь Валера, что подал в отставку после сдачи Бомона для успокоения совести, и облегченно вздохнул, когда отставку отклонили? От какого-нибудь Фаржа, что умеет разве что бить женщин да стрелять в спину? От всей этой мировой гнуси, в которой нет ни капли достоинства и постоянства? Он должен убить Нджала не для Франции или спецслужбы - только для себя. Фактически, его поступок - самоубийство самурая ради высокой воинской чести, и все его развлечения перед главным делом - это глоток сакэ и поцелуй девушки перед полетом камикадзе. Поэтому роль Бомона как будто специально создана для Бельмондо. Он никогда не был великим актером, но в этом фильме и не требовалось гамлетовских колебаниях. Его герой не колеблется, он все уже для себя решил, и любые переживания прячет под жизнерадостной улыбкой. В этой твердости герой верен себе до конца, не меняясь в лице даже в момент смертельной опасности - а изображать крутых, хладнокровных и обаятельных парней Бельмондо умеет. Умеет бросаться острыми, меткими фразами и эффектно улыбаться. Ни одна женщина не может устоять перед обаянием Бомона - и это отнюдь не смотрится сюжетной натяжкой, в чем огромная заслуга актера. Такого героя было не стыдно противопоставить целому миру компромисса и соглашательства. Врагов у Бомона много, да достойных мало - почитай, один Розен удостоился честного поединка по ковбойским правилам. Валера и Фарж не ровня ему - они чувствуют его силу духа и проигрывают заранее. Да и начальство не лучше. В ключевой, кульминационной сцене комиссар и министр (фактически, оба - уже бывшие) не в состоянии решить судьбу человека, от которого их личная судьба уже не зависит, и придумывают иезуитскую формулировку 'остановить', умывая руки. А уж дилетант Фарж знает, как остановить врага - особенно если не нужно смотреть ему в глаза. Под финальную мелодию Морриконе низкий жанр боевика превращается в высокую трагедию стоика и мстителя одновременно. 10 из 10 Один из главных фильмов французского кинематографа, шедевр всей карьеры Бельмондо. Динамичный экшн и жестокая притча о долге, достоинстве и предательстве - сочетание, которое редко дает удачный результат. Редко, но метко.
Данный фильм, на мой взгляд, лучше смотреть в 80-90е годы, чтобы пронести через время любовь к этому фильму. Я же посмотрел его на днях в первый раз. И он мне не понравился. Вернее, не оправдал моих ожиданий. Раньше я смотрел только концовку и мне казалось, что при такой концовке и весь фильм должен быть очень хорошим, продуманным, напряжённым, то есть действительно одним из лучших в карьере Бельмондо. Но на деле, на мой вкус, фильм отнюдь не силён. Сюжет хорош, бесспорно. При таком сюжете, лично мне хотелось бы, чтобы герой Бельмондо был более угрюм, серьёзен и притягателен. Но 'профессионал' оказался шутливым, юрким белозубым крепышом. Не идёт этот образ по сюжету. В 'Великолепном' он смотрелся шикарно. Но там комедия. Мне не понравились многие поступки главного героя. Он несколько лет не видел жену, а при встрече легонько её обнял и принялся несмешно шутить, словно начинающий комик. Меня не бывает полтора месяца дома из-за сессии, так я потом от своей девушки оторваться не могу. Но герой Бельмондо скучал вот так. Затем спокойно переспал с ней. А после началось самое интересное. Будучи 'профессионалом' он подверг опасности свою жену, прекрасно осознавая, что к ней придут, ей возможно сделают больно, ей будут угрожать и долго не оставят в покое. Но его это не заботило. Ему главнее было выпендриться перед противниками. Вот такая любовь. Его придумка с будильником вовсе убийство времени. Смотрелось с интересом, мол, интересно, что он там задумал. Но оказалось, весь спектакль, длившийся 10 минут нужен был лишь для того, чтобы Фарш узнал (в графине мать) в бродяге нашего 'профессионала'. И то на следующее утро только. Во многих рецензиях восхищённо пишется о сексуальности героя Бельмондо. Это для суперагента самое главное. Шпион должен уметь быть невидимым, не привлекать внимания, скрыться, слиться, уметь быть сдержанным и хладнокровным. Штирлица вспомните. Но французких агентов, судя по фильму, отбирают только из ряда самых сексуальных и обладающих обаятельной, неотразимой улыбкой. Иначе с заданием не справится. Если фильм строится и держится на харизме и сексуальности героя, то тогда есть 'Великолепный', где это доведено чуть ли не до абсурда. А снимать криминальный детектив с подобным героем - непонятно, что хотели добиться. Нет, по сравнению с другими фильмами Жана-Поля, 'Профессионал' меня разочаровал. В основном тем, что ради пафоса герой действовал так, что в его хоть мало-мальский профессионализм не верится. Кроме того, драки поставлены не ахти. 'Одиночка' в плане мордобоя смотрится куда убедительней. Хороший сюжет испортили невнятным клоунским героем и некоторыми мелкими постановками. Конечно, на музыку язык не повернётся хоть слово плохое вякнуть. Она пробирает до мурашек, вызывает очень яркие образы. Но в фильме она поставлена неумело. Её ставят чуть ли не в каждый эпизод. Если деликатеса очень много, то он перестаёт быть деликатесом. Ну сделайте вы так, чтобы музыка зучала раза 3-4 за фильм. И тогда её хочется слушать, перематывать назад или вперёд и снова слушать, и снова смотреть этот фильм. Но в фильме она ж звучит порой без всякого повода. Ну нельзя ж на одном саундтрэке весь фильм держать. Начало и концовка - хороши. Середина фильма - одно сплошное разочарование. 5 из 10
Майор Жослен Бомон присягал родине, но приказы ему, как водится, отдавали начальники, исходя из своего понимания объективности и целесообразности. Бомон доверял своим начальникам, когда они послали его убить дикаря-диктатора, но резко поменял свое мнение о руководстве, когда оно в интересах государства раскрыло врагу намерения засланного агента. И вот теперь усталый боец оглядывает затуманенным взглядом стены неправедного суда: просторный зал с деревянной отделкой, как в замках его благословенной Франции, только над дверью висит не голова трофейного оленя, а зажатое в узкий ободок портрета лицо держателя местной власти. Пародия. Торжествующий прокурор при помощи мастеров заплечных дел разводит накачанного «химией» подсудимого на откровенное признание и чистосердечное раскаяние, а несостоявшаяся жертва тонет в упоении безграничного самолюбования. Фарс. Почему-то не внизу, а где-то наверху, на хорах сидят зрители, главным образом женщины и дети, завершая театральное оформление неправедного судилища. Комедия. Жан-Поль Бельмондо. Лучшего кандидата на роль Бомона и во всей Франции не сыскать. Пародия, комедия, фарс – это его стихия, да ещё чтобы героическим был персонаж, пусть не Джеймс Бонд, но в горячем деле. Речь, конечно, о свежем Бельмондо, ещё бравирующем своим обаянием и спортивной внешностью. Подвешенное за ноги, висит перевёрнутое вниз головой тело. Показать мученическую гримасу на осунувшемся лице, вздувшиеся вены на висках – нет, герой Бельмондо должен быть всегда доволен, с фирменной улыбкой от уха до уха. Поэтому без крупных планов. Просто мешок, а все чувства – в трёх тактах скрипичных всхлипов. Та-та, та-та-та, та-та… А чтобы скрипочки не слишком нагоняли тоску, актёр резко обрывает их вспыхнувшей ухмылкой - довольно! На Родину не обижаются, её к суду не привлечёшь, но как разобраться с теми, кто тебя сдал? Надо заставить уважать себя, показав, что твои оппоненты ну просто полный ноль без палочки, не достойные ходить с тобой вместе по этой бренной земле. Только как во Франции найти столько идиотов? Штук пять можно насобирать, не больше. На одну комедию хватит. Он – яростный лев, одинокий Д`Артаньян без трёх мушкетёров. Старый наставник в инвалидной коляске, матёрый «капитан де Тревиль» ему уже не помощник. Слабаки робко жмутся в неуютных позах. Коллеги в растерянности, а министерский чин - лишь тень кардинальской изворотливости. Только неугомонный комиссар Розен с настырством графа Рошфора преследует своего отчаянного визави, слабо полагаясь на помощь недалёких подручных. Площадка идеально зачищена, чтобы великолепный Бельмондо отработал своё фирменное соло. Разыграл комедию в компании парижских клошаров, повалял ваньку с незадачливыми филёрами, в гангстерском стиле погонял на тачках по Елисейским полям (кадр на фоне Эйфелевой башни – обязателен) и устроил с главным врагом ковбойскую дуэль со стрельбой от бедра, в лучших традициях Дикого Запада. Осталось обаять пару женщин и сделать то, на чем его остановили – совершить заказанное убийство, показав всем этим хилым, кто тут единственный профессионал, ради которого все кино обратили в комедию. Бельмондо. А что хозяина чужой страны встречают Марсельезой – мгновение сатиры, больше похожее на неуклюжий плевок. То, что одиночка в одиночку переиграет всех немудрено, если остальных выставить дураками, их и разводить не надо, потому, что сценарий уже расставил каждого на свои места. Дело сделано, но цены герою это не добавляет. Ведь дураки остались. Потому, что…. (скрипочки) Та-та, та-та-та, та-та… Морриконе написал гениальную музыку, к которой сняли неподходящий фильм.
Глупое название, правда? И тем не менее я пишу так, потому что фильм 'Профессионал' стал для меня не просто очередной увиденной кинокартиной - это было знакомство с Жаном-Полем Бельмондо и преамбула к некоторому душевному изменению. Перед нами Жосслен Бомон, агент оперативной разведки. Суперпрофессионал. Он - жертва родной спецслужбы. Его сдали правосудию африканской страны. Ему грозит смертная казнь. Во время суда (и на каторге) перед нами уже не спецагент высшего класса - перед нами замученный человек, от которого все отвернулись. Но вот он проявляет кодекс чести, заступается за негра - и они вдвоём бегут. После двух лет тюрьмы. Достаточный срок, чтобы про Жосса успели забыть на родине. И в Париже мы уже видим Бомона в его истинном обличье - детище секретной службы, мастер и стрельбы, и рукопашного боя, не лишённый определённого артистизма (сцена с маргиналами). И в дальнейшем он скрутит разведку в бараний рог, без лишних эмоций. Сотрудники конторы выглядят комично. Абсолютно все - министр, полковник Мартен, капитан Валера, который был другом Жосса, 'шестёрка' Фарж - боятся Бомона до потери сознания. И лишь один ведёт себя с определённым достоинством. Кто? Немногословный, мрачный комиссар Розен из особого отдела. Жосслен Бомон проявляет себя с самой лучшей стороны. Кто читал Эсхила - тот поймёт. Главный герой чем-то похож на Прометея, он так же независим и мужествен. Его не сломить ни лишениями, ни каторгой, ни голодом, ни жаждой, ни усталостью. Он что-то вроде сверхчеловека. И при этом полностью лишён каких-то рабских свойств. Вспомним сцену в суде. Очевидно, от осознания того, что с ним сотворило его начальство, Профессионал падает в обморок. Неприятное дело - лишиться чувств от осознания того, что тебя все предали. И сцена в медпункте - лишнее свидетельство того, что самого Жосса попросту тошнит от этого театрального ритуала, что суд, что укол. Потому что за этим - его личная драма, драма спецагента, которого продала чужой стране родная спецслужба. Если бы они этого не сделали - сколько б ещё операций совершил Бомон во славу родного оружия? Но его предали. Это оскорбление. И он его не прощает. Итак, спецслужба в истерике, и только один есть у Бомона достойный противник - комиссар Розен, сыгранный красавчиком Робером Оссейном. Розен не рисуется односторонне. Жосс называет его редкостным негодяем, но тут же оговаривается - полицейский что надо. Сцена с Жанной Бомон - наглядное тому подтверждение. Но Розен тоже истинный профессионал своего дела. Его рассказом о суперагенте, который к тому же и самый способный ученик инструктора, не запугаешь. Он берёт на себя поимку Бомона и пытается это сделать не без изящества. Но попытки взять его на президентскую проститутку и на бывшего друга проваливаются. И в финальной сцене он ведёт себя с глубоким достоинством профессионала. Понимая, что в любой момент его могут убить, он не бежит к вертолёту, а идёт спокойно, понимая - пан или пропал, третьего не дано. Вот оно, лицо Профессионала с большой буквы! Сцена исполнена драматичности - на спину Бомона через прицел смотрит Фарж, звучит мелодия Эннио Морриконе, полковник пытается решить, что делать. Есть в Жосслене какая-то обречённость. Все эти действия человека, решившего мстить, имеют пессимистичную окраску. И начало не обнадёживает - достаточно увидеть лицо Бельмондо через прицел. И всё-таки Бомон - раненый зверь. Его можно сравнить с буйволом. Если не убить буйвола с одного раза, он становится смертельно опасен. Бомон ранен спецслужбой. Прощения предателям нет. Но свою миссию он выполняет, президент Нджала мёртв. Эту проблему решать политикам Франции. Бомоном можно восхищаться, он пример для подражания, такому достоинству и мужеству можно лишь завидовать. Поэтому этому фильму я спокойно ставлю десять из десяти. Царство небесное всем, кто был похож на Бомона!
Я не случайно назвал отзыв словами Владимира Высоцкого. Я считаю его идеалом в области авторской песни. «Профессионал» для меня – тоже недосягаемая вершина, только в кино. Когда появляется желание посмотреть фильм второй раз, значит, это хороший фильм. А «Профессионала» я смотрю всегда, когда его показывают по телевизору, хотя в любой момент могу сделать это, просто достав диск из ящика стола. Как тот чукча из анекдота, который в автобусе покупает два билета, имея еще и проездной на всякий случай. Попробую передать, за что я люблю эту ленту. 1. Музыка Эннио Морриконе. Le Ven`t le Cri и Chi Mai – не просто великолепный инструментал. Эти мелодии настолько органично вписываются в картину, что представить сейчас одно без другого просто невозможно. При первом просмотре просто пробирает до мурашек. Другого такого примера я не знаю. Скажем, даже прекрасная композиция Нино Рота из «Крестного Отца» слушается несколько оторванно и в фильме не производит впечатления. Создать лейтмотив, очаровывающий зрителя с первого до последнего кадра, не так легко. Снимаю шляпу! 2. Жосслен Бомон, герой Бельмондо. К нему невозможно не проникнуться симпатией. Очень хочется быть похожим на него. Безусловно, лучшая роль Актера. 3. «Они убили солдата. Я их ненавижу. И они будут ползать передо мной на брюхе». Фильмы, замешанные на мести, всегда имеют своеобразную магию. Взять хотя бы классический и также любимый мною «Граф Монте-Кристо». Или пример поновей – «Убить Билла», где это блюдо «подавали холодным». В данном случае месть особенная, горячая, элегантная. Главное – не замочить всех плохишей, насоливших герою в прошлом. Борьба идет со всеми и ни с кем, т. е. с системой. «Кого ты больше ненавидишь, Н’Джала или Отдел?» - «Угадай!». Роман Патрика Александра, по которому снят фильм, имеет красивое название: «Смерть раненого зверя с тонкой кожей». Наверное, это ужасное чувство, когда тебя очень больно ранили, а спросить-то не с кого. Нет, всё понятно, но кто конкретно? Ведь все те, кто в фильме был по другую сторону баррикад, кроме, пожалуй, Розена («сволочи, но отличного полицейского»), показаны в общем-то как неплохие ребята. Да, слабые, да, невольники своей работы, но их не назовешь злодеями. Всех, начиная с Валера и заканчивая Мартеном, который в концовке испугался огромной нравственной ответственности и сложил с себя полномочия в разговоре с министром. Но действия Бомона не были отчаянием загнанного раненого зверя. Эта была действительно ИГРА быка с матадором. 4. Как сказали бы спортивные комментаторы, «импровизированная дуэль» Бомона и Розена. «Розен, я всегда у тебя за спиной». Изумительная сцена. КЛАСС! 5. Картина наполнена юмором в мелочах: «Месье Вольфони, мороженое и напитки? Жосс Бомон, шпионаж и терроризм…»; «проиграл последнюю партию - проиграл всё»; «минута нежности – и годы чесотки» и т. д. А как он красовался на балконе перед независимой прессой Франции! Создателям фильма блестяще удалось балансировать на грани между серьезным и легким кино. Это позволяет зрителю самому решать: задумываться над моральными аспектами картины или просто получать удовольствие от ее просмотра. Впрочем, никто не запрещает делать и то, и другое. 6. Я думаю, любители экшена также должны остаться довольны. Фильм захватывает. Погони – на уровне, перестрелки – в порядке, драки – что надо! Вроде всё просто, но запоминается! Каков побег Бомона из африканской тюрьмы! Как суров был при этом взгляд его темнокожего друга! Как Жосс ахнул супостата в гостинице рукой по ноге! А как постоянно морально и физически страдал Фарш! В картине много интересных сюжетных поворотов – «эффект неожиданности» Бомона действует на полную катушку. 7. Известна история, когда киношники, просматривая молодого Бельмондо на предмет дальнейшей карьеры, с иронией спросили: «Может, Вы еще героев-любовников с таким лицом играть собираетесь?». В этом фильме обаятельный Жосслен Бомон скорее использует женщин в своей игре, чем искренне любит. Но это, безусловно, яркий романтический персонаж. Поэтому образы прелестной Алис Анслен, остроумной Дорис Фредериксен и проницательной жены Жан обойти вниманием я просто не мог. 8. Потрясающая финальная сцена. После первого просмотра хотелось кричать: «Ну зачем же так? Неужели нельзя было по-другому?» Но потом понимаешь: нет, нельзя. Только так, и никак иначе. Классика кинематографа. Над фильмом работали настоящие Профессионалы, формирующие у зрителя чувство вкуса. Так что если вы вдруг по какой-то нелепой случайности еще не видели эту картину, бросайте все дела, усаживайтесь поудобнее и наслаждайтесь! 10 из 10.
Фильм, после которого еще в дошкольные годы началось мое знакомство с творчеством великолепного актера Жан-Поля Бельмондо. Фильм, как я узнал позже, чей кинотеатральный аншлаг во время позднего советского периода был грандиозен. Это – «Профессионал». Уже название говорит само за себя. Здесь мы увидим сильного и бескомпромиссного героя. Майор французской спецслужбы Жосслен Бомон (Бельмондо) отправлен в африканское государство Малагваи, чтобы по приказу из-за политических соображений убить президента Нджалу. Во Франции меняется министр и находит общий язык с африканским диктатором. А Бомон? Его нужно забыть. Или лучше засадить «погреться» в тюрьму (неплохо все сыграно, да?). Только вот не забывает наш герой о своем долге. Его просто продали. Однако цель есть цель. Ее надо выполнить. Да даже из-за того, как с ним поступили его собратья и враги. Размазать им грязь по физиономиям. Теперь он один в поле воин. Он борется за честь своей жены, насквозь видит неуверенность и некомпетентность бывшего начальства. Он идет напролом. Будь что будет! Жосс достигает своей цели. Пусть невероятным путем и тяжелой ценой. Замечательная драматическая история с элементами шпионского триллера и политического боевика. Музыка Эннио Морриконе – стопроцентный шедевр, проверенный временем и поколениями. Каждая грустная нотка характеризует отдельную черточку, отдельную эмоцию главного героя, его внутренне состояние. Отображает в душе «кто и что» его окружает. Сюжет картины, безусловно, захватывающий. Придуманные президент и государство, но непридуманные герой и его предатели. Режиссура тоже на высоком уровне. Жорж Лотнер выстроил очень неспешную и понятную (местами невероятную) цепь событий: суд из-за покушения на президента, ссылка, побег под грохот автоматных очередей, Париж, «вся королевская рать», выполнение поставленной цели. Пусть фильм местами немного пышет излишним героизмом и сентиментальностью. Однако же, его смысл ясен и бесспорен. «Профессионал» - фильм, который учит видеть пред своим носом цель и ценить себя. 10 из 10
Судя по кол-ву положительных рецензий на этот фильм я подразумеваю, что все мои слова ниже покажутся вам немного нелепо и провокационно, я сразу же буду закидан сплошными минусами, но уже просто не хочется молчать, тем более когда меня сейчас так разрывает от боли разочарования в картине, от которой все сходили с ума в детстве... Почему же фильм был так раньше популярен? Может отчасти от того, что в то время к нам не завозили стоящих дорогих голливудских боевиков, и попросту не с чем было сравнить неискушенному советскому зрителю? Вполне возможно. А может просто всех поманило неподражаемое обаяние Жан-Поля Белемондо? И это тоже нельзя исключать. Но как же у нас на родите до такой степени фальшивое и картонное кино стало культовым – Я решительно не могу понять. Вроде и сюжет есть толковый про снайпера-одиночку, выбиравшегося из любых передряг, и набор актеров впечатляющий, и великий композитор Эннио Морриконе, к этому времени проявивший себя уже во всей красе и прославившись на весь мир работой с трилогией Леоне. В общем, составляющие, словно кубики конструктора, у съемочной группы были, оставалось это всё только аккуратно собрать. Вот только сборка подвела, хотели наверно как лучше, а получилось как из знаменитой поговорки… С самых первых кадров в глаза бросается абсолютно всё: многочисленные ляпы, слишком уж бутафорская кровь, больше похожая на вышедшего из срока годности кетчуп, драки, от которых бросает в истерический смех… Реализмом здесь даже и не пахнет, в происходящее совсем не верится, а эмоций от просмотра многолетней давности не остаётся и следа. Ну правда, как можно было купиться на это кино, вышедшее в 81 году, когда намного раньше уже снимали отличные боевики, поднявшие планку качества этого жанра на совершенно новый уровень, взять хотя-бы ту самую трилогию Серджио Леоне, или другие вестерны середины шестидесятых, вроде «Золото Маккенны» и др, которые и сейчас в наше время смотрятся отлично, хоть сейчас завози в кинотеатры и запускай в прокат. Чем же создатели вдохновлялись и откуда брали пример, создавая такие глупейшие перестрелки? Например такую, как в начале фильма. Да и заглавная песня от мэтра Морриконе, к минуте 40ой уже успеет прозвучать раз 5-6, не меньше, чем успеет изрядно надоесть. Да будь она хоть трижды гениальной, но пускать в ход столько раз подряд один мотив где надо и где не надо - не есть хорошо, ведь саундтреки состоят не из одной композиции. В фильме «Хороший, плохой, злой» например, такого дефицита в кол-ве не было, хоть фильм и идёт в два раза длиннее. Подводя итог, хочется сказать что остался крайне разочарован посмотренным… В детстве, когда я впервые смотрел этот фильм у меня были совершенно другие впечатления, диаметрально противоположенные тем, что были написаны выше. Все эти многочисленные ляпы и откровенное слизывание клише с запада оставляют двоякое чувство, первое из которых – желание выключить кино и забросить в самый дальний угол, никогда больше не доставая.
Хороший актер, шикарнейший саундтрек, один из любимых жанров плюс более чем положительные оценки, побудили меня пересмотреть этот фильм, фрагменты которого я видел, когда мне еще и 8 лет не исполнилось. Сейчас я очень разочарован. Но начну, пожалуй, с хорошего: Эннио Морриконе, горячо любим с Долларовой трилогии, постарался на славу. Chi Mai и Le Vent, Le Cri просто вклиниваются в голову, плюс вызывают очень приятные воспоминания. Почетное место в любом плеере, им обеспечено. Что касательно фильма, пять походов перекурить говорят сами за себя. Выключить его хотелось уже на пятнадцатой минуте, только высокий балл подстегивал интерес узнать, за что же 'Профессионал' всеми так любим. Озарение не пришло, только ощущение того, что бездарно потратил два часа своей жизни. Причин, более чем достаточно: Плохой сценарий - скучные диалоги и унылые шутки. Плохая постановка боев (типичная проблема боевиков). И дело даже не в убогости 'спецэффектов' (удары на расстоянии 10 см. от лица и оранжевая кровь), а в манере боя. Глав герой больше напоминает драчуна-затейника из местной рюмочной, чем обученного убийцу. Неинтересные и нереалистичные комбинации обмана недругов (сцена с бомжами). Ну и напоследок - нелепая развязка. Вот вам мой совет, скачайте саундтрек и представьте себе, что и фильм так же хорош. Не разочаровывайтесь, так как я. 5 из 10
Из списка топ-250 я видел почти все фильмы, за исключением 'Профессионала'. 'Доверюсь мнению большинства, может действительно стоящий фильм' - подумал я. Как же всё-таки ошибается большинство. Наверняка в число проголосовавших за этот фильм входили люди, на чью молодость пришёлся этот фильм. Эпоха перестройки, видео прокаты, вся помойка Запада хлынула рекой. Люди, которые ничего подобного не видели, естественно могли посчитать это киношедевром. Но нашему поколению, повидавшему сотни и даже тысячи фильмов, Профессионал покажется адской пародией. Давненько я не видел такого дешевого фильма. В 80-тых уже снимали и неплохие боевики, вспомнить Рэмбо или Терминатора. В 'профессионале', по-моему, намешали всего со всех кассовых фильмов Голливуда: тут и суперагент, и женщины, и плохие полицейские и драки (смешные до коликов в животе) Музыка Морриконе очень красивая, но совершенно не подходит к этому бредовому фильму, где актёры играют так неестественность, что хочется плакать. К счастью, я так и не смог досмотреть до конца фильм, вынести ЭТО было невыносимо. 1 из 10