Империя Солнца: отзывы и рeцензии

Alex Croft
Alex Croft25 октября 2016 в 18:07
Империя солнца

Фильмов на тему второй мировой войны за всю историю кинематографа было снято весьма приличное количество. При этом, с каждым годом количество фильмов на данную тему становится лишь больше и больше. Что не удивительно. Ведь вторая мировая война до сих пор является одной из самых заметных и ужасающих страниц в мировой истории. Вот и гениальный режиссер Стивен Спилберг неоднократно обращался к данной теме в своих картинах. Будто в качестве продюсера как было с сериалами 'Братья по оружию' и 'Тихий океан', или же в качестве режиссера как было с 'Боевым конем' и 'Спасти рядового Райана'. Особое место среди данных картин занимает именно 'Империя солнца' - затерявшаяся на фоне более именитых картин постановщика и незаслуженно оставшаяся в тени. В отличии от большинства фильмов на данную тему, режиссер данной ленты Стивен Спилберг не ставит целью в очередной раз пересказать отдельный отрывок событий Второй мировой войны. Более того, задвигая эти самые военные действия лишь на второй план и в качестве орудия манипуляции как над зрителем, так и над главным героем ленты. Ведь по своей сути, данный фильм режиссера Стивена Спилберга представляет собой полноценную картину взросления маленького мальчика на фоне ужасающих событий Второй мировой войны, историю превращения из невинного и непорочного ребенка в сломленного и истерзанного ужасами войны подростка. Фильм режиссера Стивена Спилберга получился очень и очень жестоким. Если в 'Спасти рядового Райана' и других своих работах Спилберг опирался о визуальное отображение насилия многочисленными увечьями приобретенными солдатами, то в данной ленте Спилберг переходит в отражение иной степени жестокости - эмоциональной. Фильм переполнен внушительным количеством эмоционально тяжелых, жестоких и суровых сцен, которые испытывают зрителя на прочность на протяжении всего двух с половиной часового хронометража. Трогая за душу отдельными моментами, сжимая сердце в кулак другими, но не оставляя равнодушным происходящему на экране абсолютно точно и в отношении каждого зрителя. Во многом, подобный эффект достигается поистине мощнейшей игрой еще совсем молодого Кристиана Бэйла, который задолго до всемирного признания и перевоплощения в Темного рыцаря Готэма трилогии Кристофера Нолана, продемонстрировал одну из сильнейших ролей в своей карьере. Ведь нельзя остаться равнодушным тому, насколько убедительно Бэйл демонстрирует каждую приобретенную его героем душевную травму, которая медленно, но уверенно убивает в нем детство и ломает его личность на протяжении всей ленты. Отдельно хочется выделить великолепный перфоменс Джона Малковича, который создал на экране крайне убедительный и естественный образ. Отсюда и не удивительно, что наблюдая за великолепной игрой актера, искренне и очень сильно проникаешься лютой ненавистью и презрением к его персонажу. Словно он настоящий. 9 из 10 Империя солнца - это однозначно одна из лучших работ в творчестве Стивена Спилберга. Очень суровая, жестокая и тяжелая с эмоциональной точки зрения, но несущая в себе важнейшее послание и художественную ценность картина. Более того, мощнейший дебют гениального Кристиана Бэйла как актера еще в ранние его годы.

Tristo
Tristo26 июля 2012 в 12:15
Сам за себя

Стивен Спилберг один из тех режиссёров, которые любят и умеют снимать кино о детях с вовсе недетской подоплёкой. Если 'Инопланетянин' стал первой заметной работой в этом направлении, то последующая - 'Империя Солнца' - уже была куда суровее и жёстче и основной аудиторией фильма стало взрослое поколение. 'Война - детям не игрушки', так бы можно было этнически близко, по-родному озаглавить превью к 'Империи Солнца'. Этот фильм рассказывает о нелёгкой судьбе мальчика, который из-за вторжения японских войск в Китай, потерял в толпе родителей и вынужден был сам заботиться о себе. По мере того, как продвигается ход фильма, мы наблюдаем за взрослением ребёнка. Мальчишеские забавы ему уже ни к чему, его главная задача - выжить среди нищеты и голода. У него нет друзей, единственный кого он считал другом, мелкий мошенник и авантюрист, бросил его, хотя парнишка всеми силами пытался уберечь его от, казалось, неминуемой гибели от рук японского офицера. Все ужасы военной оккупации, разрушения, человеческие лишения мы видим по истории этого мальчика. Спилберг не создаёт военный фильм, в практическом его понимании, как раз война существует, он показывает её отголоски, то, что происходит в тылу, а не на фронте, а также тех людей, что подневольно оказались среди обломков того, что ещё когда-то считалось жизнью. Спилберг даёт возможность узреть войну с её другой стороны, где не считаются ребёнок ли ты или же взрослый, они все оказываются на краю гибели, не от пуль, так от голода и болезней. Многочисленными критиками, которые с удовольствием, думаю, лицезрели новое кино от Спилберга, создателя 'Парка Юрского периода' и 'Индианы Джонса', когда он сумел сотворить глубокую драму со своеобразной эстетикой. Но кроме этого, они отметили находку Спилберга. Речь идёт об исполнителе главной роли мальчика Кристиана Бэйла. Да, это мы сейчас все о нём знаем и даже 'Оскар' он успел уже получить за лучшую роль второго плана в ленте 'Боец', но тогда он был мальчишкой и сыграл он очень талантливо. Возможно, он где-то переигрывал, заставляя верить в нереальность происходящего, но больше к этому относится надо так, что он ребёнок и он ещё не понимал той опасности, что постигла его, поэтому и ведёт себя вседозволенно (особенно это проявилось в сцене в автомобиле, когда он позволил себе спорить с японским солдатом). Не всегда удачные детские роли приводят к тому, что повзрослев они становятся 'звёздами', но Бэйлу это удалось и сейчас он сохраняет статус одного из самых востребованных актёров современности, став новым и всеми узнаваемым Бэтменом. Очень был важен персонаж и у Джона Малковича. Скажем так, что уважения он не оставляет (это я о персонаже, а не об актёре), человек он неприятный и скользкий, но именно во время так называемого форс-мажора проявляются все черты характера человека, вот и проявились они у героя Малковича и хочется всем пожелать не сталкиваться в наших реалиях бытия с такими. Довольно 'живой' видеоряд, сохранение эстетики, антураж и депрессия от невольного участия в войне, причём ещё и в чужой стране - это составляющие 'Империи Солнца', которые не оставляют равнодушными. 8 из 10

Егоркин2
Егоркин212 марта 2025 в 13:24
Скукота.

Это хороший фильм для одного, максимум для 2 просмотров. Причём одного вполне хватит на всю жизнь. Сюжет: Место действия Китай. Период японо-китайской войны. Главный герой мальчик в британской семье. У этой семьи всё хорошо, несмотря на то, что живут они в Китае, они окружены всем привычным для них. У них типичный британский (или скорее европейский) домик, типичная обстановками внутри, ухоженный садик, куча слуг (в том числе личный водитель). Ну и естественно их круг общения - это такие же британцы, живущие в Китае. Но японские войска уже близко и скоро им придется менять свою жизнь. А точнее сама жизнь изменится несмотря на их волю и желания. Минусы: 1) Главный минус - это скука. Причём это не только моё мнение, большинство тех, кому этот фильм не понравился, говорят о скуке. Брошенный мальчик посреди города, а потом посреди различных концлагерей (если эти курорты можно так назвать). Вот и весь сюжет. 2) Откровенная глупость и оторванность главного героя (а также его семьи) от реальной жизни. Все его так называемые знания, это какие-то глупости, которые он не может применить в жизни. Но это ребёнок, тем более ребёнок богачей. Его можно понять и простить, тем более что он потом довольно быстро стал учиться и проявлял изобретательность, и главное живучесть. Но что с его семьёй? Идёт война, причём идёт уже давно. Снаряды буквально рвутся в нескольких километрах от города. Всё время летают вражеские самолёты над головой. Но его отец никак не поймёт, что пора бы уже уезжать, а его мать вообще как будто под сильными препаратами. 3) Странное дело, я не историк, поэтому не очень понимаю, почему Шанхай заняли японцы в 1941-м, ведь заняли они его намного раньше. Либо я что-то не так понял, либо ошибка авторов фильма. 4) 2 часа 30 минут. Именно столько длится фильм. Это довольно много для фильма, в котором мало что происходит. Плюсы: По сути плюс один. Довольно хорошо показана одна вещь. Кем бы ты ни был в одной обстановке, в одной системе, в одной какой-то группе людей и т.д., ситуация может измениться и вот ты уже никто и звать тебя никак. И все твои знания, навыки и умения гроша ломаного не стоят. И чтобы выжить, нужно учиться, причём учиться всему и у всех, кто может чему-то научить. Это очень крутой ход и это очень ярко показано. Вывод: Один раз посмотреть можно. А так в основном это кино для очень умных, очень разбирающихся, и для больших эстетов (к коим я не отношусь от слова совсем).

LonelyThrowBack
LonelyThrowBack15 января 2023 в 23:46
Война глазами ребёнка – 2

Вторая мировая война затрагивает силы Японии и Китая, когда первые вторглись на территорию Шанхая. Стивен Спилберг представляет видение войны сквозь маленького мальчика из аристократической английской семьи. А ведь действительно, как реагируют иностранцы, живущие в других государствах, когда на эти государство вторгаются вражеские силы? Становятся такими же беженцами, которым нужно спасать свою жизнь. Спилберг проводит сильные параллели в начале картины и в конце, демонстрируя изменения героя. Для Кристиана Бэйла «Империя солнца» стал дебютом в большом кино, и парень постарался на славу. Картина показывает разбалованного мальчика, который привык к роскоши, который всегда получал, что хотел. Увлечение самолётами отлично списывалось в грядущее перемены, и если родители начинали немного беспокоиться из-за новостей с фронта, то мальчик Джим чувствовал какие-то мелкие колебания в устоявшейся, роскошной жизни. Лента демонстрирует красивое сочетание военного самолёта и модели Джима, чтобы совмести в себе реальное положение вещей и фантазии мальчика. Драматично и напряженно военные действия вытесняют привычный мир Джима, чтобы показать, что может произойти, когда мамы с папой рядом нет. Спилберг не стал слишком жестоко адаптировать биографический роман, но военные потери всегда имеют место быть. Поэтому у нас на первом плане не ужасы Империи Солнца, а сложности выживания Джима. Красиво представлена мнимая свобода, когда мальчик остаётся один. Баловство пытается заглушить драму, но внезапно привычные вещи вдруг оказываются не такими положительными, какими их привык видеть Джим. Это отражается и в поведении слуг, и в заканчивающемся провианте, и в отношении к нему окружающих. Война расставила свои приоритеты, и ты больше не можешь прикрываться влиянием отца. Бэйл представил не плохого человека, просто мальчика, который привык к роскоши, который всегда знал, что родители могут решить все проблемы. Каково же положение теперь? На этом ключе Спилберг бросает мальчика в игру на выживание, знакомя с разными людьми. В непривычном образе предстаёт Джон Малкович, которого из-за волос совсем не узнать. Фильм демонстрирует поиск пищи, поиск наживы, места для ночлега. Повсюду процветает ложь, конфликты и споры. Но если японцы и китайцы могут ещё идентифицировать друг друга, то с европейцами дело обстоит иначе. Здесь режиссёр уже запустил процесс изменения в поведение мальчика, который учится ценить то, чего не замечал ранее. Лагерь для перемещённых лиц, куда необходимо девать иностранных граждан. Это не такое ужасное место по сравнению с фашистскими концлагерями, но всё равно это лагерь военнопленных. Именно данная локация представляет нам шустрого, быстрого Джима, который приспособился к выживанию, который всегда может то, чего не могут взрослые. Привязанность к Бэйзи, который Малкович, постоянные грёзы о встрече с родителями. Великолепное преобразование ужасных условий в место для свободы духа и тела. Ограждённые колючей проволокой европейцы стараются выжить, когда кругом дизентерия, ссоры за порцию еды, японцы вымещают злость на них. Данное место меняет не только всю систему жизни, но и представление юного мальчика. За детскими играми всё сложнее прятать драму утраты, а попытки добиться расположения важных для себя лиц, направлены только на свободу. Картина показывает, как могут существовать люди в 40-х годах, если их лишить привычного образа жизни. Холод, голод, болезни, смерть! Условия проживания, питания косят население не хуже вражеских пуль, пусть и медленнее. Выживает сильнейший. Поэтому отражения внешней политики войны задевает и европейских заключённых. Опасно и тяжело Джим проходит это ужасное испытание. Отдельная тема прослеживается и в завершении начальных эпизодов, и в понимание происходящего, и в осознании ужасов войны в целом: неважно кто перед тобой – японец, китаец, англичанин или американец, важно то, как человек ведёт себя по отношению к тебе. Именно в ужасающих принципах войны, в непонимании действительного положения вещей, происходят ужасные вещи. Эпизод с японским мальчиком – это своего рода противостояние войне, это то, ради чего люди живут. Красиво и драматично.

DavidHayter
DavidHayter26 сентября 2010 в 17:34
Я забыл, как выглядит моя мать (с)

К 1986 году, накопив в своей карьере целую серию невероятных коммерческих хитов, режиссер Стивен Спилберг решает отвлечься на время от зрелищно-развлекательных проектов в пользу куда менее популярной военной тематики. Сначала он снял ленту «Цвет лиловый полей», которая, несмотря на драматический аспект, была просто перенасыщена мелодраматикой и слезливыми сценами. Последующая после нее военная драма о маленьком британском мальчике, вынужденном выживать в оккупированном японцами Китае была куда более сбалансированной и трогательной. Эта эпическая история, несмотря на двух с половиной часовой хронометраж, захватывает с первых минут и не отпускает до финала. За мальчика начинаешь переживать сразу же после японского вторжения. Конечно, любители динамичных пострелялок вряд ли будут в восторге, поскольку здесь не столько динамика, сколько эмоции правят балом. И именно из-за этих эмоций фильм хочется смотреть дальше. Самое главное, что в этой ленте практически полностью отсутствует вся эта слезливость и выдавливание соплей из зрителя страшными военными буднями. Это ведь и так ясно, что там жизнь была далеко не сахар, но так смаковать детали будут делать, пожалуй, лишь не особо талантливые режиссеры, дабы этим самым натурализмом скрыть очевидные недостатки своих фильмов. Здесь Спилберг отказался от повышенного натурализма и давящей на нервы атмосферы вы почти не увидите. Создатели фильма вообще отдалились от всяческих политических подтекстов и никого не возвышая или принижая, просто рассказывают историю о мальчике. Картина просто переполнена гениальными и действительно запоминающимися эпизодами. Невероятно захватывает дух знаменитая сцена возле японского самолета, когда Джэми отдает честь японским летчикам-камикадзе, идущим на смерть. Аж больно на сердце становится, как наблюдаешь за превращением чистого и не замученного мировыми проблемами мальчика в жесткого и ушлого мальчугана, который моментально адаптируется к новым условиям и в курсе всего и вся. Не для этого Бог дал человеку детство. Когда в финале оператор показывает нам крупным планом лицо мальчика Джэми, мы уже не видим наивного мальчика. Мы видим изможденного старика, пережившего за свой столь малый возраст столько ужасов, что стать прежним у него уже не получится никогда. Несмотря на столь малый возраст и совершенно никакой опыт в съемках кинофильмов, молоденький тогда еще актер Кристиан Бейл уже тогда доказал всем и вся свой величайший талант. Далеко не каждому, особенно в таком малом возрасте, дана возможность настолько изящно и правдоподобно продемонстрировать на экране закалку внутреннего духа главного героя и его взросление, которое проходит на фоне бесконечных лишений и бед. А вы вспомните тот самый взгляд в финале, когда мы понимаем что внутри у мальчика детства больше не осталось. Оно ушло, он выкинул его в море, вместе с тем самым сундуком с вещами. Джон Малкович здесь конечно тоже превосходен, хотя остался немного в тени своего юного коллеги. Циничный и беспринципный, его герой учит молодого Джэми как выжить в этом аду. На протяжении всего фильма к его персонажу испытываешь самые противоречивые чувства: в какой-то момент его жалко, в какой-то момент его уважаешь, а в какой-то ненавидишь за то, что он так поступает с маленьким Джэми. Кстати, очень удивился, увидев здесь молодого Бена Стиллера. Сразу же вспомнил, что всю свою молодость он хотел быть драматическим актером и пытался играть чуть ли не во всех военных драмах. Думаю, у него неплохо бы получилось. Но теперь мы этого уже никогда не узнаем. Империя солнца – потрясающая военная драма, по уровню эмоциональности и трогательности является одной из лучших лент на подобную тематику, хотя и чуток уступает другим лентам режиссера на эту тему («Список Шиндлера», например). Однако её обязательно стоит посмотреть всем, кто ценит в кино эмоции и душу. 9.5. из 10

UndeR
UndeR30 июля 2010 в 15:11

Не могу понять почему, но я всегда с некоторым опасением относился к этому детищу Стивена Спилберга. Все как-то оттягивал просмотр, но в голове стояла четко определенная задача – мне обязательно нужно посмотреть эту ленту, во что бы, то, ни стало. И вот, момент настал, фильм был просмотрен. Теперь я задаю себе многочисленные вопросы – почему же я раньше не оценил эту ленту? По мне так такие творения должен смотреть каждый, уважающий себя киноман. Хоть лента и не представляет собой чего-то истинно шедеврального, но посмотреть ее стоит хотя бы из-за того, что: а) режиссером является сам Стивен Спилберг; б) есть возможность посмотреть на еще совсем юного Кристиана Бэйла; в) перед нами замечательный сценарий, к которому приложили руку 3 человека. Конечно, надо признать, что лента само по себе тяжеловата, но есть масса различных вещей, которые просмотр сглаживают. Итак, действие этой картины происходит в Шанхае, это 1941 год. Война. Пока еще Шанхай живет своей жизнью, довоенной, можно сказать, мирной, спокойной. Но это только пока, ситуация накаляется с каждым днем все больше и больше. Еще совсем немного времени и люди могут обжечься. Постепенно начинают вспыхивать различные беспорядки, сокрушения, волнения. А на фоне всего этого проходит жизнь в Шанхае английской семьи с фамилией Грэхем. Английскую семью пока Вторая Мировая война никак не касается. В этой семье живет маленький мальчик по имени Джим. Юнец ни в чем не нуждается, его родители богаты, они живут в большом особняке с бассейном и едят самую роскошную еду. Джим имеет одну страсть – любовь к самолетам, да и вообще авиации. Он настолько изучил все это дело, что может считать себя профессионалом без какого-либо преувеличения. Дни напролет он проводит за изучением летательных аппаратов, играется со своими многочисленными моделями. Но вот, беззаботное время заканчивается. Война затронула и шанхайскую мирную жизнь. Японские вооруженные силы вторглись в Шанхай. Так случается, что многие семьи разрезаются пополам. Ну, а что самое страшное, это то, что от родителей отделяют детей. Дети теперь самостоятельно вынуждены приспосабливаться к реалиям этой зверской жизни, выживать. Вот и наш бедненький Джимми становится предоставленным самому себе. Он вынужден скитаться, сначала в поисках жилья, а потом и в поисках еды. В итоге так случается, что мальчик попадает в лагерь для заключенных. Здесь Джиму предстоит пережить еще большие страдания, но оставить надежду на то, что родители рано или поздно найдут его. Насколько я знаю, эта картина является самой нехарактерной для творчества режиссера Стивена Спилберга. Я, наверное, соглашусь с этим. Ведь здесь показано все происходящее с самой трезвой точки зрения, все повествование приближенно к истине. Мы можем наблюдать во все свои очи за той жестокой, злой правдой, которая хранит в своих отсеках жизнь. Здесь нет каких-то прикрас. Да и какие тут могут быть сглаживания? Ведь перед нами Вторая Мировая война во всеоружии. Не до шуток и не до чуда, знаете ли. То, как сыграл совсем еще юный Кристиан Бэйл, это вообще отдельная тема. За последнее время я не видел такой сильной игры молодого человека. На протяжении всей ленты переживаешь за его персонажем по имени Джим, это нечто. Сразу же захватывают все эмоции, все чувства и переживания, которые смог изобразить маленький Кристиан. Он четко показал, как в тяжелых и жестоких условиях может развиваться мужество. Могу вспомнить и сравнить Бэйла с героем Алексея Кравченко в советской ленте 1985 года режиссера Элема Климова “Иди и смотри”. Кстати, у меня постоянно возникали параллели между этими двумя картинами. Ох, жаль, что Кристиан Бэйл не может играть на протяжении всей своей жизни так, как сыграл в одной из самых первых своих ролей здесь. Из других актерских работ хочу отметить игру Джона Малковича. Который сыграл парня по имени Бэйзи. Малкович сыграл просто без всяких нареканий. А его персонаж оставил двойственные впечатления. Не знаешь, как к нему относиться. С одной стороны, он помогал Джиму, с другой стороны издевался над ним. С одной стороны, он спасал мальчишку, с другой стороны, бросил его. В общем, это из разряда под названием “решайте сами”. Хочу похвалить операторскую работу Аллен Давио. Он подарил нам запоминающиеся виды замечательной природы. А вместе со Стивеном Спилбергом они сняли отличные моменты. Например, многочисленные игры с самолетиками Джима на фоне военных действий. Эта лента Спилберга, как я говорил в самом начале этой рецензии, тяжеловата для просмотра. Некоторые моменты кажутся затянутыми, другие чрезмерно жестокими, но это все теряется на фоне игры малолетнего Кристиана Бэйла и серьезной военной темы. Еще хочу сказать, что как-то финальная сцена не выжала из меня никаких эмоций абсолютно. Не знаю, почему, может быть, дело во мне. Эта сцена мне показалась тоже скучноватой. Но сам по себе фильм мне понравился. Уж точно буду еще пересматривать, чего и вам советую.

gordy
gordy28 февраля 2008 в 12:36
Жизнь одинокого мальчика

Спилберг давно зарекомендовал себя мастером масштабных массовых сцен. В «Империи солнца» он со всей своей мощью развернулся в бушующем людском море, заполнившем улицы оккупированного Шанхая. Ожидаемое и неизбежное шествие японских танков. Ошалевшие от испуга европейцы, спешащие поскорее убраться подальше из этих мест, стремясь успеть на мифический последний паром. Сотни, тысячи людей в массовке, взмывающая в небесную высь камера, охватывающая всевидящим оком обширные городские панорамы, чтобы, опустившись на землю, превратиться в Джеми Грэхема, провожающего растерянным взглядом своих родителей, которых водоворотом толпы уносит от него в пугающее неизвестностью никуда. Благополучный английский мальчик, еще вчера ходивший в школу для особо важных персон, в мгновение ока превращается в голодного беспризорника, пытающегося выжить в холодном одиночестве домашних стен, становясь легкой добычей опытного пройдохи Бейси, которому встреча с парнишкой стоила помятых боков и отправки в лагерь для перемещённых лиц. Действие закручивается и разворачивается вокруг малолетнего Джеми, которого Спилберг поставил в центр своего рассказа о дальневосточной части второй мировой войны. Он выбирает необычного главного героя. Ребёнка – англичанина, пусть и слишком юного, но знакомого с благородными манерами, имеющего представление о существе понятия джентльмен и сопутствующих ему свойствах - рыцарстве и благородстве. Влюблённость в самолёты и их моделирование, восхищение перед теми, кто поднимает в воздух боевые машины, - всё это составляет характер мальчишки, волею судеб борющегося за выживание в неволе. Уроки, которые стремится преподать Джеми беспринципный Бейси, накладываются на собственный опыт мальчика, всерьёз считающего его школой жизни, многократно показывая окружающем действенность своего обретенного знания. Поступки и поведение Джеми не укладываются в логику взрослого человека. Но тем и интересен этот спилберговский взгляд на военное время, взгляд английского мальчика, стремящегося помогать и быть полезным другим, наивного, обманутого и заблуждающегося, но вместе с тем стойкого и решительного, когда того требуют жизни других. Он искренне салютует японским летчикам, олицетворяющим его уважение перед людьми этой благородной профессии и завязывает безмолвную дружбу с молодым авиатором, разгоняющим за колючей проволокой игрушечный планер. Однако, кажущееся противоестественным вполне адекватное возрасту поведение парнишки, в итоге воздаётся ему чудесным и неожиданным избавлением от смертельной угрозы. Необычная роль отлично сидит на примерившем образ Джеми, тогда совсем ещё молоденьком, Кристиане Бэйле приятно удивляющим отменной органикой и естественностью реакций в самых сложных моментах изощрённых спилберговских сцен. Но сила Спилберга не только в правильном выборе главного актёра, но и в выверенной постановке, где режиссёр точно расставляет визуальные акценты, будь то камерные сцены немудрёных диалогов или яркий экшн налётов американской авиации. При этом картина везде сохраняет динамику и не теряет ритма, поддерживая концентрацию внимания на всем протяжении этого достаточно длинного фильма. Глядя на войну глазами тринадцатилетнего Джеми, Спилберг обеспечивает своей картине отстраненный взгляд на события второй мировой, избавляя его от политических аспектов и связанных с ними наслоений, отчего ужас и страх перед происходящим обретает чистое и нервное звучание нравственного камертона. Война – это драма для всех. И Спилберг не делает разницы между обреченными узниками лагеря и побеждёнными японскими летчиками, он никого не возвышает и не сравнивает с землёй, он прочно стоит на земле, рассказывая о людях долга и о долге людей. И отчаяние юноши-камикадзе встречает понимающий взгляд его друга, когда свобода одного становится трагедией для другого. Нет в фильме зауми высокопарных слов, нет месива растерзанных тел. Есть горький крик Джеми, называющего «нашей» взлетно-посадочную полосу японского военного аэродрома. «Нашей» – потому, что в неё закатаны кости тех, кто умер на её строительстве. Спилберг помещает своего героя в разные ситуации, сводит его с разными людьми, подсвечивая картину нравственными и этическими явлениями человеческих отношений, будь то семейная пара или целый барак одичавших заключённых, представляя нам кино о жизни четырнадцатилетнего мальчика, который уже устал жить.

elena str
elena str18 июня 2011 в 20:09
Страна боли и надежды

Война имеет невероятную и ужасную силу уничтожать все, что только есть прекрасного в человеческой жизни. Она в считанные дни разбивает все мечты, отбирает даже самое скромное богатство, разъединяет семьи, калечит и убивает. Она оставляет каждому мизерные шансы на выживание, поэтому, даже находясь за многие километры от линии фронта, необходимо каждый день бороться, чтобы дождаться победы своей страны. И даже самому юному и беззаботному ребенку в скором времени предстоит стать взрослым ради шанса еще раз увидеть своих родных. Режиссер Стивен Спилберг несколько раз возвращался к теме Второй мировой войны, и каждый раз ему удавалось создать неповторимую историю, делая акцент то на геройство, то на ужасы войны, и даже на комедийность. В середине 80х, будучи уже достаточно известным режиссером, он решает оживить автобиографический роман писателя Джеймса Балларда, чтобы показать нам душераздирающую историю о судьбе мальчишки, который изо всех сил старался выжить в период оккупации Китая японскими войсками. «- Дай им жару, Р-51, Небесный кадиллак!» Главный герой кинофильма представляется нам беззаботным Джимом Грэхемом, чья жизнь всегда была безоблачным приключением с захватывающими играми, веселыми шалостями и светскими событиями. Он строит реалистичные модельки самолетов и мечтает летать на самых быстрых из них. Но война приходит и на порог его роскошного особняка, отбирая все, что было дорого его сердцу – игрушки, крышу над головой и любящих родителей. Теперь Джим вынужден питаться чем попало, остерегаться воров и держаться тех, у кого наибольшие шансы остаться в живых. 13-летний Кристиан Бэйл отлично справился со сложной ролью, перевоплотившись в наивного, хитрого и очень упрямого мальчишку, на чью судьбу выпало немало испытаний и ужасов войны. На протяжении всего кинофильма в его детских глазах горел огонь, а его взгляд будто заглядывал в самую душу, пытаясь найти ответы на уже взрослые вопросы. Кристиан сумел показать внутреннюю борьбу своего героя и, несмотря на все лишения, его Джим сохранил в себе самые лучшие свои качества. Он повзрослел, но остался все тем же мальчишкой, чьи глаза при первых же звуках двигателя устремляются в небо, в надежде увидеть одну из своих моделек в натуральную величину. «- Купля-продажа, Фрэнк. Такова жизнь.» Одним из тех, кому было просто суждено пережить войну, оказался мошенник Бэйзи, для которого личная выгода была превыше всего. У него не было друзей, ведь остальные держались рядом, чтобы жить в относительном уюте, а не спать в общих бараках. Но когда он встречает Джима, то обретает в его лице настоящего преданного друга, оставшегося рядом даже в тяжелую минуту. Джон Малкович превосходно сыграл своего эгоистического персонажа, героем которого совсем не назовешь, но, чтобы выжить во время оккупации, нужно было быть именно таким беспринципным, подлым и умелым манипулятором, как Бэйзи. Ведь в такое время ценится не столько доброта, сколько умение схитрить и припрятать что-то съестное. Среди многочисленных персонажей больше всего запомнилась героиня миссис Виктор. Этот образ является одним из тех немногих, чей исход оказывается трагичным. До лагеря она была очень красивой, изысканной женщиной, но за несколько лет мучений от нее остается лишь бледная копия той прежней миссис. Миранда Ричардсон впечатлила такими изменениями своей героини, показав, что в военное время смерть всегда ходит рядом с жизнью. Кинокартина с первых кадров готовит зрителя к серьезной истории, чистой драме, которая покажет обратную сторону войны, без великого геройства и смертей на поле боя. Стивен Спилберг оставляет за кадром бои, показывая жизнь тех, у кого нет возможности защитить себя от оккупантов. Большим плюсом его фильма является отсутствие излишнего трагизма, которое заполняет надежда главного героя на скорый конец войны. Хорошим ходом было то, что режиссер выбрал историю, которая случилась в Азии, ведь большинство кинофильмов предпочитает рассказывать о Второй мировой войне в Европе, забывая о том, что происходило на другом конце континента. Атмосфера кинокартины благодаря опустевшим пейзажам, полуразрушенному городу и кроваво-красному восходящему солнцу порождает самые мрачные эмоции, но светлое небо и волшебная музыка Джона Уильямса вызывают легкую улыбку и дарят надежду на то, что у этого доброго мальчишки есть все шансы когда-то вновь стать тем, кем он не был долгие четыре года. Многие сцены, в частности финал, очень сложно смотреть без слез, ведь страшно даже представлять, что однажды столь юному человеку приходится идти не в школу, а в лагерь заключенных. Часто за те войны, которые начинают взрослые, приходится расплачиваться детям.

The Lone Ranger
The Lone Ranger30 января 2015 в 10:39
Если Бог на небе — значит, он летает?

Джима Грэхема интересует всё, что связано с небом, он явно мечтает стать пилотом. Но он - пока всего лишь одиннадцатилетний мальчик из достойной английской семьи, которая живёт в Шанхае. На дворе 1941 год, но он беспечно носится повсюду с моделями самолётов, пишет книгу про бридж и очень любит поболтать об интересующих его вещах. Родители мальчика выглядят довольно скучными английскими богачами и им самим занимаются мало, и страсть сына к самолётам едва ли разделяют. О чём скоро пожалеют, ибо картина детской кроватки с кружащими над ней игрушечными самолётами быстро сменяется для Джима жужжанием настоящих в небе низко над городом. В толпе спасающихся бегством людей он останавливается, чтобы подобрать любимый самолётик (о, дети!), и осознаёт, что отпустил руку матери. Именно о злоключениях маленького Джима и пойдёт речь в этом нетипичном для Стивена Спилберга фильме. Он повстречает на улицах Шанхая предприимчивого проходимца Бэйзи и вместе с ним на четыре долгих года окажется в плену в японском лагере, где и проявит свои лучшие качества. Фильм оставил у меня светлое, но неопределённое впечатление. Возможно, это связано с тем, что Спилберг взялся за съёмки уже сотни раз обыгранной военной тематики, рассмотренной режиссёрами разных стран с самых разных сторон. Поэтому привычно наблюдать за постепенно меняющимся характером Джима, осваивающегося в лагере и проявляющего недюжинное старание, чтобы угодить мерзавцу Бэйзи. Тот многое обещает ему, а мальчик - нет, уже почти юноша - слишком доверчив. Да, вновь перед нами раскрывается тема лишений, предательства, твёрдости духа и веры в мечту. Может, режиссёру и трудно было бы раскрыть все карты менее, чем за два с половиной часа, - всё же фильм великоват, хотя я бы не назвал его скучным или затянутым. Просто это характерная особенность военных лент. Главное достоинство 'Империи Солнца' скорее в визуальной и музыкальной составляющих. Недаром я говорил о светлом впечатлении - в фильме действительно можно почувствовать как бы силу солнца и радости и их победу над мрачной реальностью в те моменты, когда Джим проявляет свою детскую непосредственность. Он постоянно не даёт себе скучать, занимаясь порой странными вещами, к примеру, катаясь по дому на велосипеде; в плену внешняя суровость и закалка не убивают в нём желания всем помочь и всех спасти; о том же говорит и его наивная преданность Бэйзи. И есть у него ещё одна черта, которая, как мне кажется, является для режиссёра основополагающей: он не ощущает в себе ненависти к врагу, как таковой. И мне он напоминает героя Тома Конти из фильма Нагисы Осимы 'Счастливого рождества, мистер Лоуренс', который был своего рода посредником между британскими военнопленными и начальником японского лагеря (сюжет фильма почти тот же самый) и при этом чтил японцев и их культуру, не делая из них монстров и нелюдей, намеренно издевающихся над пленными. Так же и Джим: для него японские лётчики - пример беспредельной человеческой храбрости, и он из уважения к ним отдаёт им честь и даже провожает песней в смертельный полёт. А его ангельски чистый и звучный голос поражает всех до глубины души и даёт понять истинную, незамутнённую войной суть вещей. Любопытно, что Спилберг сменил в режиссёрском кресле двух других постановщиков, одним из которых был Дэвид Лин, снявший ещё одну известную ленту про войну и тоже с похожим сюжетом - 'Мост через реку Квай'. Кто знает, может быть, этот фильм был бы иным, останься Лин у руля. Но в любом случае Стивен Спилберг вместе со своим постоянным коллегой, композитором Джоном Уильямсом (именно он автор всей замечательной музыки), проделал хорошую работу, снял всё-таки убедительный, в меру пафосный, драматичный и главное - не такой уж зрелищный фильм, что по грустной иронии сказалось на его провале в американском прокате, в отличие, скажем, от его же картины 'Цветы лиловые полей' (не самая плохая, но явно типичная слезливая американская мелодрама). Вот так чаще всего и случается - стоит режиссёру немного повысить планку творческой серьёзности, как зрители тут же инстинктивно реагируют неприятием. Делайте выводы сами. И, конечно, отдельная заслуга принадлежит тринадцатилетнему Кристиану Бэйлу, сыгравшему свою первую серьёзную роль, благодаря которому 'Империя' и обрела свет 'Солнца'. Запоминающейся была и роль Джона Малковича, у которого настоящий талант тонко играть отрицательные роли. И ещё - в фильме якобы засветился неизвестный тогда Бен Стиллер, но что-то я его не признал. А 'Империя Солнца' получает 8 из 10

elsaudek
elsaudek13 ноября 2015 в 17:15

Каждому свое. «Империя солнца» не стала для меня «моим» фильмом, а уж тем более шокирующим откровением, но, стоит сразу оговориться, что это не вина Спилберга или Бейла (хотя вот его дубляж был отвратительным), а скорее проблема того, что этот фильм был отсмотрен намного позже того времени, когда он мог произвести действительно большое впечатление. Я бы сказала, что яркость красок и мягкость этого фильма -одновременно его величайшее достоинство и особенность, но и недостаток, который мешает в полной мере погрузиться в фильм людям взрослым, много читавшим и смотревшим. Как ни странно, но при такой серьезной и болезненной теме, кино производит впечатление скорее приключенческого полотна, плотно ассоциируясь с американской культурой, в первую очередь с героями Марка Твена. Джим в картине сообразителен, находчив и неунывающ, совсем как Том Сойер или Гелькберри Финн, детский взгляд на мир ограждает его от лишних мудрствований и переживаний. Простодушие спасает его от морально-этический терзаний. Для героя и американцы интересны и японские летчики благородны, и китайцы его вообщем-то не смущают, и когда окружающие взрослые страдают из-за чести, идеологии и проблемы выбора, он успевает и тут и там(так же как и герой Малковича-его наставник в процессе выживания). Несомненно, это придает изюму фильму, и показывает войну с совершенно другой стороны. Тем не менее, тем зрителям, кто уже посмотрел «Список Шиндлера», «Пианиста» «Иди и смотри» или «Иваново детство», да что уж там «Жизнь прекрасна» или «Мальчик в полосатой пижаме» исполнены большего драматизма, тем зрителям, включая меня, кино может показаться легковесным. Вторая проблема возникает в контексте непосредственно русского восприятия фильма. Множество источников от школьных учебников и художественной литературы до подробных документальных фильмов описывают ужасы лагерей. Как известно, пленные из разных стран содержались в разных условиях. У Воннегута есть интересный пример где-то на периферии «Бойни номер пять»: несколько бараков занимали англичане, которым доставало еды, курева, свободного времени, чтобы вообщем неплохо там существовать и ждать окончания войны, а по соседству содержали русских -естественно, хуже чем собак. И в этом фильме как нигде, прекрасно осознается разность менталитетов и отношения к событию: для нас Великая Отечественная -священна, героична, мужественна и жертвенна, это величайшая трагедия, для американцев, не хочется судить радикально, но, в любом случае, это не защита отечества и близких, но военные действия на чужой территории. Именно поэтому для российского зрителя проблемы и страдания юного Джима выглядят легкой прогулкой по сравнению с испытаниями, выпавшими на долю 'наших'. Тем не менее, считаю фильм вполне достоверным и отдаю должное Спилбергу, который отказался от нагнетания излишнего драматизма и выдавливания слез из зрителя, которыми грешат множество военных картин. Резюмируя: «Империя солнца» -хорошее кино для определенного возраста и определенного времени. Наверное, посмотри я этот фильм лет 6-7 назад, моим восторгам не было бы предела, но, как говорится, все течет, все изменятся, поэтому моя оценка нейтральна.

olia_1995
olia_199512 сентября 2012 в 18:18
Будем добрее...

Империя Солнца... Что приходит на ум при этих словах? Представляется что-то величественное, прекрасное, спокойное; представляется японский флаг - белый, с восходящим ярко-красным шаром Солнца. Но война, как известно, разрушает людское благополучие, счастье и мечты, забирает надежду, стирает с лица Земли целые города, обрывает жизни, и приносит только муки и страдания. Я люблю фильмы о войне, и посмотрела их довольно много, как советских, так и зарубежных. В фильме Стивена Спилберга 'Империя Солнца' война показана с другой стороны - здесь нет крови, чрезмерной жестокости; события фильма разворачиваются в оккупированном японцами Китае, и главный герой здесь - обычный мальчик, на долю которого, как и на долю миллионов детей в те времена, выпало не по годам тяжёлое испытание. Итак, англичанин Джим Грэхем проживает в Китае в богатой семье. И живёт их род там уже сто лет, у отца Джима фабрика, так что мальчик даже ни разу не был на своей настоящей родине. Его, как и многих мальчишек, захватывают полёты, у него огромная коллекция моделек самолоётов, и один из этих самолётиков всегда у него в руках. Его можно назвать счастливым ребёнком - он ни в чём себе не отказывает, его любят родители. Но и в его жизнь вмешивается война. Она разлучает Джима с родными на целых 4 года. Первое, что мне хотелось бы отметить - это музыка. В 'Империи Солнца' просто божественная музыка. Мне очень запомнилась уэльская песня Suo Gan, которую для фильма исполнили Джеймс Рэинбёрд с детским хором. Также волшебна и оркестровая музыка Джона Уильямса, она очень украсила фильм, она придала ему что-то особенное, какую-то атмосферу, схожую с 'Зелёной милей' Фрэнка Дарабонта. Ну, теперь актёры. Наверно ни для кого не секрет, что роль Джима исполнил маленький на то время Кристиан Бэйл, и мне было безумно интересно наблюдать за ним в этом фильме. В свои 12 или 13 лет он продемонстрировал очень высокий уровень актёрской игры, эмоции его персонажа были очень искренними, не фальшивыми, начиная от радости при виде разбитого японского самолёта в начале фильма, и кончая яростью и болью, во время убийства его друга. Да и вообще, на протяжении всего фильма я не помнила, что Джим - это Бэйл, будущий Бэтмен и обладатель премии Оскар. Также не могу не выделить Джона Малковича, замечательно сыгравшего противоречивого, по вызванным к нему эмоциям, персонажа. А ещё в паре сцен я увидела молодого Бена Стиллера. Также впечатляет масштаб съёмок. Хоть сцен сражения и не много, но в некоторых сценах задействовано огромное количество народа. Ещё мне запомнился большой стадион, заставленный различными вещами, а также взрыв атомной бомбы. И, конечно, пейзажи. Поля и небо. Фильм довольно длинный, но чувство времени теряется при просмотре, фильм как-будто обволакивает тебя. Несмотря на тяжёлые события, описанные в 'Империи Солнца', фильм смотрится легко, и при этом задевает какие-то струны души. Он заставляет задуматься. Джим и японский юноша смогли найти общий язык, они смогли подружиться, их объединило что-то, хотя, по сути, они были друг другу врагами. В них была доброта. Мы все должны быть добрее друг к другу, ведь мы жители одной планеты, и нам нечего делить. Замечательный фильм, который я посмотрю ещё не один раз. 10 из 10

as_apollon
as_apollon31 октября 2013 в 09:42
Человек может все перебороть

Фильм Стивена Спилберга о Второй Мировой Войне. Который в первую очередь придет в голову? 'Спасти рядового Райана'? 'Список Шиндлера'? До этих шедевров был снят не менее сильный, не менее роскошный, не менее увлекательный фильм-драма связанный с событиями Второй Мировой Войны. Только в отличии от указанных выше фильмов, тема раскрывается не в Европе, а в Китае, во время оккупации Японией. Английский мальчик по имени Джимми живущий в Шанхае, привыкший жить в роскоши и достатке, оказывается один наедине с суровой правдой военного времени. Мальчик начинает учиться выживать, не забывая о своей человечности и о своей мечте. И мы видим, что несмотря на все невзгоды и лишения, все обиды и предательства его душа не черствеет, он все тот же Джимми. Главную роль исполняет Кристиан Бейл, исполняет фантастически живо, реально, не переигрывая, вызывая подлинные эмоции у зрителей. У мальчика есть талант, что мы можем видеть и сегодня, даже когда он вырос и стал одним самых востребованных актеров сегодняшнего дня. И Оскары за лучшую мужскую роль второго плана просто так не раздают. В фильме он не теряется на фоне взрослых и более опытных коллег. А среди них есть такие мастера своего дела как Джон Малкович, Джо Пантолиано, Миранда Ричардсон. Их работы тоже заслуживают похвалы. Но отдельно я бы хотел отметить игру японского актера исполнителя роли сержанта Нагаты. Настоящая японская хладнокровие, отсутствие эмоций на лице, все сделано просто на высоте. К сожалению его судьба не раскрывается в фильме, и меня всегда интересовало, что с ним случилось потом. Обсуждать работу режиссера не хочется, так как мы все знаем кто такой Стивен Спилберг. Это признанный мэтр, один из самых выдающихся режиссеров всех времен, режиссер, которые получил признание и как создатель кассовых фильмов и как создатель фильмов для фестивалей и кинопремий. В этом фильме он также выполнил свою работу как мы все привыкли от него ожидать. Фильм обязательно нужно посмотреть, обязательно иметь в своей видеотеке. Фильм близкий к шедевру, фильм который навсегда останется в памяти. В моей памяти точно. Спасибо Вам, Стивен Спилберг! 10 из 10

Kohane
Kohane12 апреля 2011 в 13:50
Первым делом, первым делом самолеты…

Гениальность кино биографии Стивена Спилберга как всегда широко известна и многогранна. А вот участие юного Кристиана Бэйла в картине «Империя Солнца» было для меня малоизвестным фактом. В первую очередь я смотрела этот фильм, так как люблю военные драмы, связанные со странами востока, ну и, конечно же, созерцать первые шаги юного дарования, было очень приятно. Хочется отметить, что в столь юном возрасте начинающий Кристиан хорошо освоил свою роль, передавая нам детские переживания и радости ребенка пережившего войну. Юный Джэйми Грэхэм, разбалованный британский школьник, может и живет в свое удовольствие, но внушает интерес в своего персонажа. Кроме детской шалости, он обладает хорошим воспитанием, наделен умом и смекалкой. Может потому что он был ребенком, слишком шустрым, чересчур, любопытным, и сыграло в его выживании большую роль. Помимо военных действий и исторических баталий, в картине прослеживается смена ролей: хозяин – слуга – хозяин. Как быстро рушатся взаимоотношения старых связей и возникают все более новые препятствия, когда ты живешь на чужой территории. Меняются люди на твоих глазах, снимая старые маски зажиточной жизни. В этом фильме фигурирует много персонажей, но они всего лишь участники, разделенные войной и суровыми реалиями мира. Стоит отметить роль двуличного американца Бэйси, которую исполнил Джон Малкович. Бэйси своеобразная персона, может он и делал что-то полезное для Грэхэма, но, по сути, он любитель почивать на лаврах, пожиная труды других людей. Хотя в неком роде для Джэйми он стал примеров подражания, что-то вроде старшего брата или друга. За весь фильм происходило множество захватывающихся моментов, но по - настоящему меня потрясли два. Во-первых, это ритуал камикадзе трех японских пилотов, свидетелем которых, рано утром стал Джэйми. Тогда по ту сторону колючей проволоки, он переполненный чувствами церемонии исполнил знакомый ему уэльский гимн. Это действие в фильмы было настолько красивым и трепетным, что даже вызвало у меня слезы. А во-вторых, это увиденная собственными глазами утренняя заря, которая оказалась атомной бомбой, сброшенной на Нагасаки. Называть после всего случившегося Джэйми счастливчиком или неудачником трудно. Он прожил достаточно тяжелый период жизни, его глаза видели большие, чем участники войны, в грязи, в пилы и в унижении, он очень быстро стал взрослым человеком. Война научила не просто жить, а выживать, но даже такого молодого и хилого парнишку, она не проглотила целиком. Бесподобная история! 10 из 10

Mumble
Mumble27 ноября 2007 в 16:40
Если Бог на небе, значит он летает?

В 1941 году Япония и Китай 4 года прибывали в состоянии необъявленной войны. Города настигает суматоха резко и неожиданно, а пока ни о чем, не подозревая семья Грэхэм остаётся жить в Шанхае на своей богатой земле, в большом доме среди прислуг японского происхождения. Джими, сын уважаемых на японской земле родителей, прибывает в мечтах, учится в подобающей родительскому кошельку школе, имеет страсть перед авиатехникой. В один день, когда напряжение в отношениях Японии с другими странами нарастает до предела, родители забирают сына и уезжают в отель. Ночью начинается война, бомбёжка, люди выбегают на улицу, начинается толкучка, среди которой Джими теряет родителей. Стивен Спилберг. Как приятно собирать в охапку его фильмы о войне, не затрагивая «Войну миров» и другие его фильмы о будущем. «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Мюнхен». От них веет своеобразным и добрым талантом режиссёра, который приятно пересматривать несколько раз. «Империю солнца» можно туда же прибавить, но только не возникает желание просмотреть его ещё раз. Посмотрели, запаслись не сильными эмоциями, прослушали историю, остались довольны. Глазами юного Джими мы начинаем наблюдать за происходящем: как плавно и резко нарушается мирная обстановка в Японии, как Джими опустошает последние запасы в доме, как высыхает наполненный когда-то бассейн. Так же и психологическую сторону Джими не упустили. Пройдя через весь этот мрак, который довелось увидеть юному обладателю не в малых количествах силой воли, он не может остаться всё тем же мирным и мечтающем мальчиков с игрушечным самолётиком в руке. На памяти остаётся много смертей, а расщепление атомов показывает ему, насколько становится «добр» мир. Это была не душа мёртвой девушки и не блики солнца, это наступила империя ядерной бомбы. Всегда приятно смотреть на юных актёров. Кристиан Бэйл, был великолепен ещё с детства. Малкович неподражаем, Стиллер не плох. И Спилберг хорош, создал «Пианиста» в юности, только убрал жестокость и давку на голову, благодаря малой доли драматизма. В былые времена «Империя солнца» впечатлил бы сильнее. А последнее время неугомонный гул о просьбе что-то нового с каждым днём всё труднее удовлетворить.

Shurshunyatina
Shurshunyatina11 января 2012 в 16:57
Фильм о настоящем человеке

Когда я слышу, как Стивена Спилберга ругают за фантасмагорию в его фильмах, мне хочется сказать:этому человеку, снявшему 'Терминал' и 'Список Шиндлера', можно порой и побаловаться, выпуская кино с шикарной картинкой. Теперь в лучших работах Спилберга для меня появился третий фильм, 'Империя Солнца'. Юный англичанин Джим живет с родителями в Китае, где разворачиваются военные действия. Для мальчика война не играет никакой роли:это что-то, происходящее за периметром его существования. Однако, война не делит людей на бедных и богатых, и Джим оказывается в лагере для пленных, где ему приходится выживать. Мальчик быстро приспосабливается к такой жизни, на глазах становясь старше и умнее, но в его сердце все еще живет надежда на то, чтобы увидеть своих родителей. Кажется, этот фильм априорно не мог быть плохим: снял его Стивен Спилберг, к сценарию приложил руку Том Стоппард,а главную роль сыграл 14-летний Кристиан Бейл. Но не нужно забывать, что Спилбергу еще не вручили 'Оскара' за 'Список Шиндлера', Стоппард еще не оформил сценарий в блестящего 'Влюбленного Шекспира', а Кристиан даже не помышлял о ролях в 'Престиже', 'Бойце' или 'Темном рыцаре'. Для 1987 года фильм был просто фильмом, а не творением гениальных людей. Все решает сюжет фильма:тема поднятая в нем играет важнейшую роль: война, чужая страна, маленький мальчик, который пытается выжить. Он не знает языка и обычаев, ведь Джим вырос в своей среде, выходя за пределы дома, он становится врагом, а не жителем привилегированного сословия, но мальчик не опускает рук,ведь сдаваться могут лишь слабые . Я всегда чуть завышаю оценку фильмам о детях(особенно, когда в ролях любимые актеры),но кино о детях во время войны-это другое дело. Неважно, какая война: Великая Отечественная или Вторая Мировая, показаны там концлагеря или приюты для сирот. Эти фильмы всегда затронут меня, в конце я обязательно не стану сдерживать слез. Спилберг затрагивает тему лагерей в 'Списке Шиндлера', где мы снова видим Настоящего Человека. Режиссеру удалось сделать невероятные фильмы на тему, о которой всегда нужно помнить. 'Империя Солнца', в первую очередь, фильм не о ребенке, а о мальчике, совершающем взрослый поступок:выживать и жить, когда, кажется, что мир остановился. 10 из 10

selifonik
selifonik10 октября 2009 в 13:45

Знал ли 11 летний сын британского фабриканта Джим, что круговорот истории захлестнет его по полной программе? А ведь 1941 год стал для многих европейцев живших в Китае судьбоносным. Когда японцы вторглись в Шанхай, Джим потерялся в толпе и вынужден был скитаться, а потом попал в лагерь для заключенных, где и провел всю войну. Лагерь стал его самым главным «институтом жизни». От жизни в роскоши остались только воспоминания, пришлось быстро повзрослеть и научится выживать. Все детские иллюзии разбились. Осталось не потеряться в круговороте хаоса и безумия и сохранить веру в светлое будущее и достоинство. «Империя солнца» вроде и похож на стандартные работы Спилберга, но этот фильм явный переход от красивых эффектов в сторону более эмоционального показа событий. И все же Спилберг все еще пытается выдержать золотую середину, балансируя между красивой картинкой и наблюдением за маленьким человеком в огромном жернове истории. Спилберг только начинает дистанцироваться, пытаясь чтобы зритель был просто наблюдателем, делающим выводы, но все же порой не сдерживается и впускается в излишний мелодраматизм, а в эпизодах, где мелодраматизм как раз был бы уместным почему то пытается от него уйти. Может, я заблуждаюсь, но именно так мне показалось. И все же фильм получился достойным, зрелищным и красивым. Теперь этот фильм один из многих фильмов режиссера, чем то уступающий другим работам, но по крайней мере это не худшее творение мэтра. Юный Кристиан Бэйл отлично исполнил роль английского подростка Джима. Теперь Бэйл звезда, а ведь на то время, когда снимался фильм, он был почти никому не известным юным мальчишкой, только начавшим свою кинематографическую карьеру. Однако кинематографический трамплин оказался для него самым подходящим. Фильм был выдвинут на соискание 5 премий «Оскар» (работа оператора, декорации, костюмы, звук, монтаж, музыка), но оказался под наградным катком «Последнего императора».

Олив
Олив22 августа 2007 в 10:31

Один из моих самых любимых фильмов. Я вообще не очень люблю Спилберга, но этот фильм я очень люблю. Это потрясающая работа основного актерского состава. Кристиан Бейл играет с нечеловеческим надрывом, Джон Малкович блистает в роли Бэззи, Миранда Ричардсон прекрасна в роли измученной миссис Виктор. Да и вообще все актеры на высшем уровне. Работа с массовкой и техникой впечатляет. 10 из 10

сашулька1992
сашулька199213 февраля 2010 в 18:25

Для адекватной оценки данного фильма нужно посмотреть советский фильм Элема Климова «Иди и смотри» снятого двумя годами ранее. Сам по себе роман по которому был снят фильм Стивена Спилберга писался в одно время со съемками советского шедевра. Так что плагиата тут нет, просто есть похожая сюжетная коллизия. Мальчик проходит все круги ада войны, изменяется его внутренний мир, душа и понимание происходящего вокруг. Но Спилбергу не веришь как не веришь и всему фильму, непонятно почему малолетний герой сходит с ума. Веришь Климову где герой переживает действительные ужасы, где убивают его семью, родных, знакомого деда сжигает живьем. В фильме ныне покойного Климова главный герой был простым деревенским пареньком, в Империи солнца же богатым отпрыском, где все его переживания связанны с потерей всех привилегий богатеньких семей: потеря служанок, дорогих игрушек, хорошей еды, роскошной машины и особняка. В обычной жизни я и то видел и переживал больше ужасов чем маленький Кристиан Бэйл в этом фильме. Кстати фильм «Иди и смотри» Спилберг очень любил да и наверное сейчас любит. Но ответа на советский фильм не получилось. Все таки не надо пытаться снять кино о войне где герой сходит с ума от ужасов войны в расчете на семейную аудиторию, и детский рейтинг.

Vikhto
Vikhto14 февраля 2014 в 03:48
Правь Америка…Умами.

Для меня критерием для оценки фильма является степень его затягивания. Это как воронка. Если фильм стоящий и сделан с душой, ты падаешь в этот круговорот, забываешь что это всего лишь постановка. Когда я смотрел « Империя Солнца», постоянно был где то снаружи, постоянно напоминал себе, что это «всего лишь» кино. Какая «замечательная» попытка зарисовать войну в мягких красках, с драматической музыкой. Однако всё кажется таким нереальным, перенасыщенным… Человечество всегда будет накладывать на кости войны шёлковое покрывало и называть это чем более высоким, чем просто смертоубийство. Я всё ждал, когда его чистенький костюм превратиться в лохмотья, от недоедания впадут щёки… Не дождался. Мальчик светился лампочкой, удивлял всех своей выносливостью и смекалкой. Я нисколько не переживал за главного героя. Штамп хорошей концовки отчётлив на его лице. Выходец из высшего общества, сделанный из первосортного масла, он один из первых должен был растаять под палящим лучами «Империи Солнца». Однако, он оказывается сверхчеловеком, кому неведом страх. Он всё умеет и всё знает. Всех умней и проворней. Сказка. Это чувствуется во всём. В чересчур эмоциональных диалогах, слепяще светлых красках и музыкальном сопровождении. Без пропаганды не обошлось. Дядя Сэм показал себя во всей красе… Взрослая сказка для детей.

olgason3
olgason323 февраля 2024 в 07:40

Не берусь судить, насколько художественное изложение военных событий близко к реальности. Хотя, «лагерная» атмосфера по меньшей мере удивляет… больше напоминает лагерь пионерский, в свободном режиме. Тем не менее, я не была нацелена что-то высматривать и искать придирки. И всё потому, что сам фильм, как зрелище, полностью поглотил моё внимание. Правильнее будет сказать, игра главного героя. Игра великолепная, игра потрясающая! Юный Бэйл безоговорочно покоряет своим талантом. Браво! В каждой сцене ты чувствует героя со всеми его радостями — страхами — отчаянием. По-детски и не по-детски, глазами юного мальчика, но со взглядом взрослого человека. Джон Малкович… это Малкович. Красивый и ужасный... Иронично, драматично… Отличная роль эдакого авантюриста! Понравилась работа оператора. Не понравилась, удивила финальная сцена. Если точнее - поведение родителей. Оно более чем странное. Поведение «случайных» людей. Мама — мумия, папа вообще как стоял в стороне, так и затерялся там. Это разве эмоции родителей, которые, во-первых - нашли своего ребенка, спустя несколько лет разлуки? во-вторых, нашли ребенка живым и даже не покалеченным... И всё-таки нелепая сцена не перечеркнула общее впечатление от картины.