Ричард Линклейтер- независимый режиссер, любимец публики Берлинского кинофестиваля, в 2014 году выпускает экспериментальную драму, над работой которой у него ушло порядком 11 лет. Что же можно было сотворить за такой довольно длинный отрезок времени? Давайте попробуем вычленить идею автора. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как растет и меняется мальчишка Мейсон, вместе со своей семьей. Старшая назойливая сестра, мать и отец в разводе, вечные переезды- в общем типичная американская семья, ничего примечательного. «Отрочество» на первый взгляд полная противоположность ранее вышедшей у режиссера трилогии «Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью», но все же, на наш взгляд, определенная часть концепции сохранилась, когда в трех фильмах главных героев играют одни и те же актеры, Линклейтер кладет в основу «Отрочества». Съемки проходили по нескольку дней раз в год и благодаря монтажным склейкам мы можем наблюдать за изменениями героев, за взрослением: подростковое бунтарство, гормональные всплески в пубертатном возрасте. Но все это не так волнует режиссера, как сам процесс протекания жизни: где одни мечтают о «взрослой свободе», другие же жалеют об упущенных моментах. На это нас наталкивает диалог Мейсона с его мамой, во время транспортировки своих вещей в машину, дабы отправиться на свой дебютный учебный год в колледже. С одной стороны подростки со своим виденьем свободы, с другой взрослые со сказавшейся на них реальностью: свадьба, рождение детей, развод. «Я надеялась на большее»- тихо негодует Оливия. В итоге мы приходим к умозаключению: не мы ловим момент, а момент нас- своеобразная константа нашей жизни. Фильм- вдохновитель. Время неумолимо движется вперед, наслаждайся каждым моментом, которой снисходит на тебя. «Хочешь кому то понравиться- выделись, принеси что-нибудь новое миру». В который раз режиссер подтверждает слова из своего фильма. Для него время- это моменты, где из каждого он берет максимум. Так не упускайте и вы шанса прожить яркую жизнь. 9 из 10
История длиной в 12 лет охватывает все этапы взросления мальчика Мейсона. Взлеты и падения его семьи, постоянные переезды, взаимоотношения с родственниками и сверстниками — жизненный пазл, сложенный из десятков небольших эпизодов. Каждому зрителю знакомо неуютное чувство, когда на экране одного и того же персонажа в разные периоды времени играют едва похожие люди. Если речь идёт про Доктора Кто, то вопросов не возникает, в остальных же случаях включается режим вынужденного самообмана. С «Отрочеством» подобного диссонанса возникнуть не может. Режиссер Ричард Линклейтер провел удивительный киноэксперимент, взявшись за проект в 2002 и завершив его лишь в 2013. Причем сами съёмки за всё это время заняли лишь 45 дней. За более чем два с половиной часа главный герой Мейсон прямо на глазах превращается из младшеклассника в студента. Метаморфозы персонажей завораживают — внимание максимально фокусируется на каждой новой сцене, напоминающей о неумолимом течении времени. Однако, за ширмой шикарной идеи вдруг теряется сюжетная состовляющая, так как без мишуры временного масштаба фильм представляет собой максимально усредненную мелодраму без какой-либо изюминки. Сюжету просто нечего предложить из-за своей буквально документальной дотошности про совершенно обыкновенную семью. История не цепляет бытовым трагизмом, а проблемы персонажей порой упрощены до наивного: кто-то взрослеет, кто-то стареет. Вспышки острой семейной драмы в огромном хронометраже едва уловимы. Если допустить намеренное отсутствие явных конфликтов и инертность главного героя в угоду созерцательности, то вышло это с переменным успехом, так как к медиативности на манер того же «Древа жизни» Малика подобраться всё же не получилось. С чем не промахнулся Линклейтер, так это с актерским составом. Помимо детей, которые смотрелись вполне органично, основной груз лег на плечи замечательных Патриши Аркетт и Итана Хоука. Воплотить столь сложные образы разведенных родителей — профессионализм, которому стоит поучиться многим. Персонажи создают ощущение максимальной реалистичности, а их изменения за счёт проходящего времени добавляют особой атмосферы. «Отрочество» при всех своих минусах обаятельно даже в своей простоте и заслуживает внимания за колоссальное упорство причастных к его созданию. Здесь нет как таковой «магии кино» из-за чрезмерной естественности образов, но есть плодородная почва для самостоятельных размышлений о жизненных ориентирах. Семья, любовь и умение ценить время точно будут в приоритете. 7 из 10
Вот уже несколько лет я пропускал фильм, который настолько хорош, что его интересно смотреть. «Отрочество» — великий долгострой, с сюжетом, охватывающим 12-летний период жизни одного мальчика-подростка. Он (фильм) не имеет идеи, ни проблемы, ни задумки. Это просто жизнь. Жизнь, которую мы знаем и которую проживаем. Юная жизнь мальчика несет в себе скрытую сущность философии в нескольких её видах: исследования, познания истинного бытия, счастья и прочего, ради чего нужно ценить жизнь. 12 лет съемок добавляют фильму особого реализма, чего нету у «Ирландца» Мартина Скорсезе, но это не делает фильм Скорсезе плохим, а наоборот тоже хорошим. «Отрочество» — маленький эпизод из жизни каждого из нас, о котором приятно вспоминать. 8 из 10
«Отрочество» — легендарный долгострой Линклейтера, растянувшийся на двенадцать лет, картина, которая будучи лишена острой конфликтности, могла бы выйти скучно-политкорректной, однако, в результате мы имеем дело с лентой выдающихся художественных достоинств. Что же так покоряет в «Отрочестве»? Прежде всего — запечатленная длительность, большой промежуток времени, в течение которого одни герои взрослеют и мужают, а другие — стареют, при этом подана эта длительность естественно, без типичных для кино титров («прошло пять лет», «десять лет»), эпизоды спаяны плотно, без лакун и пауз, при этом мы воочию видим, как меняются персонажи. Кто-то из рецензентов сказал, что «Отрочество» — это наблюдение, а не рассказ, имея, видимо, в виду отсутствие очевидных завязок, кульминаций, развязок, вообще драматургического нерва. И он прав. Но вместо концентрированного драматизма жизненных конфликтов, которые обожает показывать искусство, мы видим естественное течение жизни и времени, ту скрытую витальность мира, его глубинную, скрытую суть, которая всегда чурается каких-то острых событий. То, что мы называем рутиной или магмой повседневности, однако, поданной без отупляющей каждодневной серости. Обойдясь без насилия и постельных сцен, даже почти без сквернословия (его герои грязно чешут языками лишь раз — на подростковой вечеринке), Линклейтер хотел показать типовую жизнь американской глубинки, обойдясь без идеологической критики, бичевания и обличения. Он никого не хотел ругать, но рассказать о том, что жизнь несмотря на чехарду президентов и правительств, гибридные войны и социальные преступления власти в своей сути остается неизменной. Можно, конечно, ругать «Отрочество» за то, что это беспроблемный и бесконфликтный фильм, однако, полной тиши и глади в нем все равно нет: ругаются разведенные родители героев, досаждают пьющие отчимы-неудачники, в школе травят за застенчивость и хорошую учебу. Но все это не нарушает глубинной константности жизни, ее мудрого спокойствия, запечатлеть которую фильм Линклейтера и должен. В «Отрочестве» есть какая-то планетарность охвата жизненных процессов, почти как у Одзу: дети вырастают и уходят от родителей, для первых — это радость, для вторых — горечь. Глубоко раскрытые, подсмотренные у жизни, характеры и ситуации, в которых нет ни грамма искусственности или лжи, гармоничные, без надлома и надрыва личности, спокойно растущие посреди лишь внешне меняющейся жизни, никаких особых трагедий и драм, просто люди, которых миллионы — наверное, так видит нашу жизнь Бог в Своей неизменности. Мы привыкли думать, что обычные, простые люди — это стадо, так глубоко въелась в сознание человека ХХ века ницшеанская этика, но зачастую именно на них, а не на титанах культуры, которые чаще расшатывают мир, чем созидают его, именно на них вселенная и держится. «Кроткие наследуют землю» — эти евангельские слова о том, что именно незаметные, простые, беззлобные сердца населяют землю, именно им она обещана за беззлобие и терпение. «Отрочество» — фильм действительно простой и невероятно, по-человечески теплый, в отличие от бытующего мнения о том, что он запечатлевает американскую ментальность во всей ее социальной индифферентности и поверхностности, это кино все же не о США, оно вообще почти никак национально не окрашено. Оно — всего лишь о людях, населяющих землю, об их типовой жизни, которая и есть Норма в самой своей сути. Линклейтер чудом воздержался от того, чтобы не превратить свой фильм в очередную толерантную притчу о социально стигматизированных меньшинствах, ибо его герои — вопиюще нормальны (как это вообще оценила наша эра легитимации перверсий, удивительно, но фильм был номинирован на «Оскар). В этом смысле фильм Линклейтера идет в противоход современным тенденциям, как в целом и все его творчество, порой такое среднее, ничем не выдающееся, нормальное, запечатлевающее жизнь в ее рутине. Однако кинематограф Линклейтера, что удивительно, никогда не критикует повседневность, а рассматривает ее в микроскоп. И пусть это не всегда получается удачно (ведь по большому счету, эстетических побед у этого режиссера только две — это «Пробуждение жизни» и «Отрочество»), все же Линклейтер, как бы не были разнообразны его фильмы, утверждает гуманность жизни, ее «прекрасность» (как бы выразился писатель Евгений Попов, написавший книгу с одноименным названием), а мыслить жизнь средствами искусства не только как страдание, трагедию и боль, способны немногие, тем ценнее такие исключения из набивших оскомину правил, как Ричард Линклейтер.
Оговорюсь: я не знал, что это «кино» делалось 12 лет, когда его смотрел, поэтому впечатление было без ВАУ эффекта, отсюда и оценки. В основе любой истории должна, как в настоящем бургере котлета, лежать драма. Так вот: нельзя просто так взять и сказать- «взросление- это уже и есть драма». Это не сработает. Как раз такого пациента мы и препарируем. На 40-ой минуте я, реально, задался вопросом- «а за чем мне следить? где конфликт?». А его нет, в прямом смысле слова- драмы в взрослели нет никакой, драма в моментах, и, иногда, все таки, я сопереживал, но не главным героям- детям, а матери, решения и последствия этих решений которой мы только и видели. Фильм закончился, а я даже не помню, как звали паренька-главного героя, настолько серый он, или это его характер? Спорно… Плюсом идет просто куча моментов, когда драма вот уже, вроде, начала рождаться, а режиссер забывает о ситуации? Таких моментов полно в этой ленте, отчего это больше начинает походить на рандомные флешбеки больше, чем на осознанное повествование. Я бы заспойлерил, но нечего спойлерить! Нам просто показывают, как гг ходят и выдают реплики, их куда везут, потом они опять ходят, что-то делают и так почти три часа, но во всех их действиях нет смысла, ведь за ними не интересно следить, хотя следить, в общем-то, и не за чем. Возможно, для американского зрителя это будет кино для ностальгии, но, увы, в нашей стране люди взрослеют иначе, поэтому для нашего зрителя: это просто мимо цели, возможно, именно поэтому я и не проникся. Но опять же, у каждого детство, если его пытаться вспомнить, наполненной историями, историями, КАРЛ! Истории с чего-то начинаются, и кончаются тоже чем-то. Но у режиссера, видать, мнение другое. В итоге, я не могу, даже делая скидку, на то, что я не жил в Америке, прочувствовать переживания героев, потому что их… Нет? И хочется, все таки, спустить гильотину- 12 лет, столько понадобилось, чтобы сделать неинтересное кино, настолько неинтересное, что эти самые 12 лет не делают ему чести, а скорее наоборот- затягивают петлю на шее. Сложно критиковать то, от чего ты просто в недоумении:«нет, ну это серьезно фильм без драмы?». Переоценено. 4 из 10
Я знаю что опоздал на 4 года, и что каждый первый пропустит мою рецензию, но меня просто переполняет волна эмоций от увиденного. Начнем с того что картину снимали ДВЕНАДЦАТЬ лет. Сама задумка в показе взросления маленького мальчика в самостоятельного парня и старения родителей просто взрывает мозг. И именно в лице одних и тех же актеров. Это ли не гениально? Следующее что хотелось бы отметить — это диалоги. Как сказано в одном из хороших источников, «сценарий переписывался из года в год», и всё попадал в точку. Так например, отец рано или поздно расскажет детям про секс и как избежать появления детей, или как однажды юноша расстанется с девушкой и будет испытывать некую обиду за это. И это лишь верхушка айсберга. Работа режиссера — просто запредельная. Имею в виду такие «долгострои» на ум приходит лишь «Отрочество» и «Викинг»(но как известно, наше кино мягко говоря плохое и после просмотра остается ощущение того, что нас где-то обманули, сказав про семь лет съемок). Наверняка при непосредственной работой над фильмом Линклейтор вспоминал истории из воспитания своих детей. И самое-самое как по мне — игра актеров. Что за перфоманс выдали неповторимая Патрисия Аркетт и блистательный Итан Хоук. Смотря на нее веришь ее героине, что она мать-одиночка, пытающаяся найти свое женское счастье и вырастить детей. Наблюдая за персонажем Итана замечаешь его переход от распутного мужика, до заботливого отца. Да и сам мальчишка не подвел, хотя он просто проживал свою жизнь вновь. «Отрочество» — один из самых лучших фильмов в истории кино. По моему мнению его должны посмотреть все хорошие парни. Кино простое, жизненное и чертовски теплое. Обязательная рекомендация на просмотр этого фильма. И если вы дочитали эту статью до конца, позвоните Маме, разве это сложно? 10 из 10
«Отрочество» структурно отражает свое название — мы будто действительно врываемся в период жизни одного конкретного человека, и так же неожиданно и отрывисто прощаемся с ним. Нам мало говорят о глубоких переживаниях героя, фильм воспринимается как легкая философия жизни, если вообще существует такой термин. Немного проанализировав, я пришла к выводу, что слово «жизнь» по отношению к этой картине лучше не употреблять, правильнее было бы сказать, что это воспоминания парня подростка о ключевых моментах его отрочества, о родителях, сестре и всех близких ему людей. Для «жизненного» фильма тут не недостаточно драмы, но это не значит, что она там в принципе нужна. Задумка состояла не в этом. Неспешное повествование совсем не кажется монотонным, оно как раз таки и позволяет подумать, вспомнить что-то сокровенное, почувствовать атмосферу. (Да, к этому фильму как никогда подходит эпитет «атмосферный»). Впечатление от фильма схоже с впечатлениями от просмотра домашнего видеоархива — ностальгия, приятное осознание прошлого. Финальная фраза как апогей всей 3х часовой хроники — «момент — это всегда сейчас». Воспоминания состоят из моментов и фрагментов, они зачастую расплывчаты и немного абстрактны, но это именно то, что остается нам от всей гаммы пережитых и прожитых чувств. 10 из 10
Есть одна ключевая причина, по которой стоит потратить более двух с половиной часов на этот фильм — это ВРЕМЯ. Потраченное не на просмотр, а на создание этой картины. Работа над «Отрочество» шла долгих 12 лет (!!!) с 2002 по 2014, при этом основных героев фильма (двоих детей, их мать Оливию, ее бывшего мужа и др.) играют одни и те же актеры, что делает эту картину уникальной. Это фильм-история жизни Мейсона (которого играет Эллар Колтрейн) — его детства и юности. Взросление Мейсона проходит в череде все время сменяющихся мужей-пьяниц Оливии — матери Мейсона, которую гениально сыграла Патриция Аркетт (Оскар за лучшую женскую роль второго плана) — частых и вынужденных переездов, новых знакомств и влюбленностей. Первые наркотики, первый алкоголь и многое другое. Фильм можно было бы назвать фильмом-напоминанием. Напоминанием про то, что время юности — это то время, когда у тебя есть много возможностей и путей, когда ты переживаешь полный букет эмоций и моментов, удач, неудач и многого другого. Но, как сказал отец Мейсона (неподражаемый Итан Хоук), важно не переставать чувствовать жизнь, пока твоя «кожа» еще не огрубела и впитывать от неё все. Создается такое впечатление, что именно события которые он пережил, в среде которых «варился» Мейсон, и сформировали в нем этот стержень, которым он и выделялся, иной взгляд (зрелый не по годам) на жизнь, а впоследствии и талант к фотоискусству. Очень интересна сама подача фильма в виде оживлённого фотоальбома из жизни Мейсона, режиссёр здесь пытается провести параллель со страстью героя к фотоискусству. При просмотре фильма, невольно вспоминаются события и из своего детства, как будто ты окунулся в «Омут памяти» или пересматриваешь свой старый фотоальбом и одним из факторов такого восприятия является отсутствие каких либо подписей на подобии «2 года спустя» и т. д, тонкий, но эффектный прием, который идеально вписался в этом фильме. Это фильм-напоминание о том, что ТОТ самый момент — это всегда сейчас, правда этот посыл не лежит на поверхности и не для каждого он очевиден. Да, фильм затянут, да, не идеален, игра некоторых актеров на среднем уровне, но посмотреть его определённо стоит. Наверняка каждый для себя почерпнет что-то полезное и интересное для себя. Приятного просмотра. 8 из 10
Посмотрев фильм впервые, он меня не особо впечатлил, но через какое-то время после просмотра у меня появилось дикое желание его пересмотреть. Оно росло с каждым днем, я испытывал какую-то ностальгию к ленте. Это, пожалуй, один из самых личных фильмов режиссера. Те мысли, которые Мейсон-старший вкладывает в своих детей, Линклейтер сам хотел вложить в свою дочь. Так же Ричард Линклейтер отказался от смены лет обычными вставками: «прошел год». Понять, что Мейсон стал старше, можно по окружению, одежде, игрушках, новых гаджетах, другой прическе. Вместе с тем как Мейсон взрослеет, стареют его родители. Каждый год снимали в настоящем времени, поэтому реакция детей на новые приставки и телефоны — искренна. За это время мир довольно сильно изменился. Снимать это 12 лет было лучшим решением. В картине нет какого-то экстремального развития. Линклейтер показал что жизнь обычного парня может быть интересной. Он снял своеобразную оду взрослению. Жалею что этот фильм снял не я. 10 из 10
Все таки редко выпускают простые фильмы о жизни, без надуманных сложных сюжетов, которые вроде и восхищают своей витиеватостью и закрученностью, но верится в реальность персонажей этих фильмов с трудом. В этом фильме все ситуации воспринимаются, как будто они происходят с реальными людьми и ты наблюдаешь за чьей-то жизнью со стороны. Каждый человек, в не зависимости от возраста, найдет здесь близкий для себя характер, ведь вместе с Мэйсоном взрослеют и живут и все вокруг него. И вы вместе с ними переживете все взлеты и падения, надежды, несбывшиеся ожидания, радости этих людей. И этим «Отрочество» мне очень напомнил фильм «Москва слезам не верит», после его просмотра так же смотришь на свою жизнь, на жизнь тех кто живет рядом с тобой, видишь, что каждый поступок в жизни имеет свои последствия. Очень понравился передача эмоций и мыслей актеров — жестами, взглядами, в которые вложено больше, чем в любые слова, что крайне редко встречается в фильмах, всегда куда легче передать мысль просто монологом актера. Люди здесь это не просто статичные персонажи, их характеры раскрываются с каждой новой сценой и меняются до неузнаваемости по ходу фильма. Только вчера второй муж Оливии уверенный в себе профессор, хоть и воспитывающий своих детей в строгости, но мы ведь все не совершенны. И вот он уже постепенно, шаг за шагом превращается в тирана, алкоголика и горе-голфист. Или третий «муж» Оливии — красавчик, спортивного телосложения, защитник своей страны и патриот, а сейчас он уже рассказывает как он много сделал в их совместном доме с Оливией и какую они купили развалюху, получая при этом комплименты за свои труды, а Оливия в это время договаривается с рабочими, как сделать ремонт, а далее и вовсе получая многозначительный мимолетный взгляд Оливии во время обсуждения семейного бюджете. Отдельного рассказа стоит история создания этого фильма, как вы можете заметить — героев фильма в разные возрастные периоды играют одни и те же актеры. Саму же историю вы можете прочитать на любом сайте, посвященном кинематографу, в том числе и любимом нами «Кинопоиске». Этот фильм, без сомнения, войдет в список моих любимых, и эмоции от его просмотра я сохраню на долгие годы.
Когда в 1995 году Линклейтер без излишней аффектации и романтического угара буквально из воздуха соткал любовь из простых диалогов, фраз, взглядов и намеков в фильме «Перед рассветом», кому-то это показалось кинематографическим трюком, другим — магией кино. Когда в 2014 году на экраны вышло его же «Отрочество», ни у кого, кто мало-мальски разбирается в кино, не осталось сомнений, что режиссер обладает секретами киномагии, когда еще с большей убедительностью и близко к шедевральности — уже просто из, на первый взгляд, рутинных минут, часов и дней, серости будней, восходов, закатов, встреч, расставаний, разговоров, улыбок, слез, простых радостей жизни, ошибок, побед, без спецэффектов, джедаев и аватаров — сделал Кино. Кино, естественное как жизнь, легкое как дыхание, свободное как ветер, настоящее, сильное, смелое и простое. Кино, таким, каким оно должно быть. Каким уже давно не было. И вряд ли уже будет. 8,5 из 10
В центре событий шестилетний мальчик Мейсон, родители которого разводятся. Раз в несколько недель снимаются небольшие эпизоды из его жизни, показывающие взросление и отношения с родителями ребёнка, подростка, юноши… Не хочу вдаваться в сильные подробности сюжета, лучше посмотреть фильм самому и сделать свои собственные выводы. - Актерская игра довольно неплоха и реалистична. - Ситуации довольно жизненная. - Есть юмор и грусть. - Нет лишней жестокости или пошлости — только такие моменты, которые могут присутствовать в реальных условиях. Для меня лично фильм получился очень интересным, в некоторых моментах я увидел себя. Фильм дает предостаточно почвы для размышлений. Но при этом, не нужно от него ждать слишком большого драматизма, он не настолько тяжелый, как это может показаться на первый взгляд. Всем рекомендую посмотреть, а если вы сомневаетесь, что фильм слишком длительный, то в любом случае не останетесь разочарованным. p.s. фильм снимали 11 лет. 9 из 10
Поразительный фильм, оставляющий в душе глубокий теплый след… Очень многие признают заслугу этого фильма как эксперимента, возможно единственного фильма, рассказывающего одну и ту же историю с одними и теми же главными героями в течение 12 лет. Только, мне кажется, не все понимают, что эксперимент здесь не самоцель, а лишь приемом ведения рассказа. На мой взгляд, главное достоинство этого фильма — это его безусловная честность и правдивость. Мы видим настоящих людей меняющихся, взрослеющих, стареющих за те 11 лет, в которые развивается история, мы видим, как меняется мир вокруг этой семьи, как выходят новые книги о «Гарри Поттере» (который правда был самым ярким атрибутом взросления детей того поколения), как меняются технологии и сменяют друг друга президенты. Очень здорово, что эта история не подается в вакууме, а оказывается вписанной в контекст. В конце концов, мы видим, как меняется сама семья, и именно это вызывает у зрителя наиболее сильные эмоции. Так же честно, избегая всяческих клише, режиссер показывает жизнь обычного мальчика (уже поэтому не стоит искать в нем каких-то исключительных характеристик), обычной семьи, проходящей через все подробно описанные в социологии этапы взросления. Хотя, конечно, все они в некоторой степени необычны (ровно так же, как необычно большинство людей): не каждый мальчик думает, что осы берутся из воды, не каждая мать обладает таким терпением и такой мудростью, не каждый отец так искренне общается со своими детьми. Философские разговоры (а я думаю, собственно авторская философия — это едва ли не самое главное в этом фильме), особенно сцена в кафе, очень напоминают предыдущий фильм Ричарда Линклейтера «Пробуждение жизни». Очевидно, у режиссера сложился свой авторский почерк (а это очень высокий показатель), в который отнюдь не вписываются резкие и драматические повороты сюжета. Фильм настолько же остросюжетен, насколько остросюжетна жизнь обычного человека, по крайней мере, на этапе взросления. Плавный и степенный ход истории разбавляется резкими переменами, происходящими в жизни персонажей. Эффект правдивости, конечно, поддерживается актерской игрой, она совершенно незаметна, у актеров получаются простые настоящие люди, и это очень украшает фильм. Особенно хорошо играют Патриция Аркетт и Итан Хоук. По-моему, это замечательный фильм, благодаря своей реалистисности непохожий ни на что, снятое раннее.
Была история, а не фильм. При чем история не про какую-то интересную личность, а про самого обычного подростка и его сестру. Честно, мне не понятно зачем это снималось целых 10 лет. Вы только представьте 10 лет снимали картину, в которой ничего толком-то и не показали… Кто-то скажет, что в этом фильме нам рассказали про взросление детей, про их подростковые проблемы, переживания и так далее… Но нет и этого в фильме. Ни один персонаж не был раскрыт даже на половину. Чуть не 3 часа, нам показывали самую обычную историю, наверное самой обычной американской семьи. Единственное что порадовало, так это появление Итана Хоука в фильме. Его актерская роль, единственная в фильме, от которой меня, извиняюсь, не тошнило. Я уже промолчу об актерской игре детей в самом конце фильма… Итог: Возможно, я просто не уловил смысл данной картины, но кажется, что его тут просто нет. Рекомендую ли я смотреть? Наверное да, если совсем не чего делать или есть желание посмотреть 3 часа на историю обычной семьи. Здесь нет сюжета, интриги, философского подтекста, ровно ничего здесь нет. Просто обычный, не интересный парень, которого снимали 10 лет… 4 из 10
Начну с того, что Ричард Линклейтер один из моих любимых режиссеров. Просматривая некоторые его работы, я перематываю диалоги и слушаю их ещё и ещё раз. Очень много философии и поистине литературного смысла вкладывает Линклейтер в свой сценарий. Кстати, он хотел стать писателем и даже изучал литературу в университете Хьюстона, к которому, кстати, отсылает нас фильм. Шагнём ближе к Отрочеству. Я далеко не первый, кто скажет, что это самая масштабная работа Линклейтера. Это некая притча, сборник жизненных правил и ошибок становления личности. Мы наблюдаем за тем, в кого превращается маленький мечтатель, наблюдаем за жизнью непростого, интересного и многогранного человека и тех, кто его окружает. Ещё до просмотра я знал о том, что работа длилась 12 лет. Интересно было смотреть как меняются герои. Мне кажется, режиссёр изначально по-вселенски глобально отнесся к Отрочеству. Он хотел добиться максимальной реалистичности и безусловно добился. Вызвав интерес не только смыслом, но и переменами героев. «Вот же они», как на ладони, и мы видим, как они взрослеют. Удивительно. Прочитав рецензии, я пришёл к выводу, что часть зрителей негативно отнеслась к «скучному» сюжету. Ну а что же вы здесь искали? Это Линклейтер-это учитель жизни, это духовный наставник. К нему не нужно идти за поворотами сюжета. Кинематограф и так переполнен остросюжетными работами и грех жаловаться на действительно сильное произведение. Этот фильм наполняет, этот фильм вдохновляет, но исключительно тех, кто считает жизнь чем-то большим, чем просто существование. 8 из 10
Подростковый период — пожалуй, самый важный этап в жизни любого человека. Именно в этом время человек по-настоящему начинает познавать мир, открывает для себя новые грани. Это период ярких взлетов и сокрушительных падений, время, когда человек должен определиться с тем, какой путь он должен будет выбрать в жизни. Эта идея была хорошо отображена в семейном фильме-притче «Отрочество». Синопсис. Мы наблюдаем за 12 годами из жизни Мэйсона, начиная с его семилетнего возраста, когда он был вынужден переехать с матерью и старшей сестрой в другой город, и заканчивая его 18 годами, когда он поступает в колледж и, наконец, обретает свой жизненный путь. С момента знакомства с творчеством Линклейтера я заметил, что его картины отличаются талантливой и жизненной игрой актёров. В «Отрочестве» я был более всего впечатлен игрой Итана Хоука и Партиции Аркетт, исполнивших роли родителей Мэйсона. Итан Хоук сыграл роль веселого и задорного отца, который не нагулялся в этой жизни, а посему не был готов к семейной жизни, что ему, однако, не помешало быть заботливым и верным отцом. Патриция Аркетт воплотила драматический образ матери-одиночки, которая практически всю себя отдавала детям, периодически делая неудачные попытки обрести обычное женское счастье. Режиссёра Ричарда Линклейтера заслуженно можно отнести к числу культовых, поскольку каждая его картина обладает ему собственным режиссерским почерком. По сути дела, творчество Линклейтера — это отражение внутреннего мира самого режиссера. Хотя действие «Отрочества» происходит на протяжении 12 лет в начале 2000-х, возможно, через призму судьбы Мэйсона режиссер решил передать описание пути на важном жизненном этапе любого человека. Он таким образом нам показывает корни постоянного уныния Мэйсона, которые все-таки сумел обрести себя. Сценарий фильма является одновременно его достоинством и недостатком. Недостаток заключается в полном отсутствии какой-либо интриги. Мы просто наблюдаем за тем, как главный герой переживает 12 лет своей жизни. Однако тут раскрывается достоинство фильма, поскольку мы видим те события в жизни Мэйсона, которые существенно повлияли на него, включая развод родителей, неудачный второй брак матери, жестокий отчим-алкоголик, новый приятель матери, первая любовь и т. д. Мы выдим те вещи, которые только поспособствовали взрослению Мэйсона, чтобы в итоге, наконец, найти свой жизненный путь. Итог «Отрочество» — действительно, необычная и запоминающаяся картина. Пускай в фильме отсутствует какая-либо сюжетная интрига, но его огромным достоинством является жизненность. Мы видим, через какие сложности приходится пройти Мэйсону, который через свои ошибки и ошибки близких учится жизни, учится правилам и общечеловеческим ценностям. Поэтому я рекомендую фильм к просмотру. 9 из 10
Что уж говорить, в первую очередь данная картина привлекает своей грандиозностью. Съемки продолжались так долго, что захватывает дух, а волна удовольствия от того, что актеры в молодости и во взрослой жизни имеют одно лицо (а не подобраны абы как), проносится по всему телу и можно насладиться качеством видимой картины. Ей-богу, мне показалось, что у меня выделялись гормоны счастья от этого! Но это наружная оболочка, которую смогут посмаковать все, даже если будут смотреть фильм краем глаза. А внутренняя оболочка фильма представляет собой жизнь подростка со всеми ее вытекающими — взаимоотношения с родней, друзьями, курение, алкоголь, первая любовь, сложность выбора, поиски себя, подростковая философия. Причем, картина показывает весьма непростую жизнь главных героев. Дети мучаются из-за постоянных переездов, родители развелись, когда они были совсем детьми, потом пришлось преодолеть диктаторство отчима… Проблемная окружающая среда тоже формирует личность подростка, как она отразилась на главных героях, мы можем видеть в данной картине. Интересным персонажем выдалась мать, которая постоянно, по ее мнению, делала неправильный выбор, совершала ошибки. Ее линия дает немного пищи для размышлений, мы можем задать себе вопрос «а как бы сделали мы сами?». На этот счет у каждого может быть своя точка зрения. В целом, можно сказать, что картина стоит просмотра. Это размеренный, не динамичный фильм, который приятно смотреть, а после просмотра — порассуждать. При этом остается теплое послевкусие.
Режиссёр Ричард Линклейтер замахнулся на грандиозный проект — показать за три часа игрового времени весь период не только отрочества, но и взросления человека — от 6 лет до 18, то есть практически все школьные годы. Чтобы не было разрыва в восприятии роста героев, их играют одни и те же актёры, которые росли (дети) и старели (взрослые) по ходу съёмок фильма, работа над которым велась в течение двенадцати лет. Главным героев картины стал мальчик Мейсон Эванс (Эллар Колтрейн). Именно за его судьбой, вернее, ключевыми моментами становления его личности, возмужанием, развитием, трудностями пубертата следит зритель. Обычный паренёк, определённо не глупый, коммуникабельный, спокойный, склонный к размышлениям, довольно-таки покладистый, но и не пай-мальчик, он растёт в тени старшей сестры, роль которой исполняет дочь режиссёра. Мать, отец, отчимы, учителя, друзья, родственники — все они так или иначе влияют на мальчика. Все двенадцать лет Линклейтер собирал на несколько дней в году съёмочную группу снимал новые эпизоды картины — как Мейсон и его окружение изменились за прошедший период. Фильм при этом акцентируется на наиболее типичных и значимых событиях жизни подростка: встречи на выходных с отцом, общение в семье, вечеринки с друзьями, развод матери, создание новой семьи, первая любовь, первые размышления о смысле бытия, общественная жизнь, церковь, походы, самые сильные мальчишеские увлечения. И сценарий также изменялся по ходу течения жизни. Новые политические, культурные реалии, невозможные в первых эпизодах картины, появляются в фильме совершенно естественно и гармонично. Нет ни намёка на цельный сюжет, но фильм смотрится, затаив дыхание, заставляя переживать за героев, и переживать с любовью и радостью — в картине живёт какой-то сэлинджеровский дух. И хотя она насквозь добрая — но никаких розовых глупостей, никакой сентиментальности в ней нет. Правдивость, психологическая достоверность — одно из главных её достоинств. Жизнь в её естественном, даже патриархальном, течении. Явственно ощутима связь поколений, одним лишь звеном цепи которой становится Мейсон. 9 из 10
Ричард Линклейтер, вне всяких сомнений, личность незаурядная и его трилогию о Селин и Джесси я полюбил с первого же просмотра. Как в случае истории пары, к которой мы возвращаемся каждые девять лет, режиссер провел еще один грандиозный кино эксперимент, который привлек всеобщее внимание. Производственный процесс занял двенадцать лет, сохранив одну стилистику, актерский состав и сюжетные линии. И хотя «Отрочество» признали одним из лучших фильмов поколения, я остался им разочарован и ниже объясню почему. Я еще раз вернусь к параллелям с трилогией «Перед рассветом/закатом/полуночью». Зритель буквально влюблялся в героев с первых же кадров, сопереживал их отношениям, ощущал прилив ностальгии с каждой новой главой истории. Здесь же, несмотря на титанический охват лет, главные герои вызывают лишь слабую эмпатию, в особенности главный персонаж, за взрослением которого мы, собственно, наблюдаем. Мейсон лишен как примечательной внешности, так и характера, в рамки которого хочется поместить собственную ностальгию по юношеству. И хотя герой явно прописывался именно таким, итоговая безэмоциональность, извините, пресность, и серость рушит все желание отождествлять два с половиной часа своего времени с титульным персонажем. В голове закрадывается ирония, что с годами оказалось, что исполнитель обладает сомнительными актерскими качествами. Абсолютное большинство людей наверняка отнесет фильм к категории скучных и затянутых, и будут не далеки от истины. Дело в том, что «Отрочество» требует полного вовлечения в происходящее и проекцию собственных воспоминаний о юности на рассказанную историю. Путь от маленького мальчика, который видел отца несколько раз в жизни, до студента-бунтаря, удаляющего свой аккаунт Facebook. Линклейтер поступательно продвигает историю от классической семейной драмы до современных реалий. Из заслуженной гвардии хочется отметить Итана Хоука и Патрисию Аркетт. В целом же просмотр дается тяжело, не из-за серьезных тем и эмоций, а в силу невыразительности истории. 7 из 10
«Boyhood» — один из главных фильмов 2014 года, триумфально прошедший по наградному сезону и собравший не только весомую коллекцию всеразличных призов и похвалы критиков, но и огромную симпатию зрителей, в особенности на родине, в домашней аудитории. Что, впрочем, не делает данную картину непонятной для остальной части населения, в чем и заключается одно из главных достоинств работы Ричарда Линклейтера. Уникальность «Отрочества» заключается как в эксперементальном и в некотором роде даже показательном подходе к процессу создания фильма, так и в его сюжетно-драматургической концепции. При желании творение Линклейтера можно отнести к жанру воспитательного романа, поднимающего острые социальные проблемы как эпохи постмодернизма, так и вечной актуальности, обуславливая становление личности их несомненным влиянием на нее. Нетрадиционный нарратив в «Отрочестве», не имеющий как таковой базовой основы и привычного структурированного порядка повествования, делает зрителя не просто свидетелем происходящего на экране, но и в некоторой степени его участником — 12 лет, ушедшие на создание фильма, и немалые 3 часа хронометража обеспечивают полное погружение в жизнь главных героев, что характерно, не имеющих ярко выраженных внешних конфликтов и элементов антогонизма. Нарративная нетрадиционность в итоге приводит к неоднозначности воприятия. Неозднозачности в оценке поведения персонажей, неоднозначности посыла, который несет зрителю Линклейтер, и, в конце концов, к неозднозначности итогого целостного впечатления. Создается огромный простор для трактовки событий картины и действий героев, напрочь лишенных дуалистического начала. При этом раскрытие персонажей имеет отнюдь не обусловленный характер. Этому также способствует наличие в картине множества внутренних конфликтов, часть из которых эволюционировала в показательно-открытые. Помимо истории взросления, выступающей лейтмотивом повествования, Линклейтер также исследует институт брака, хрупкость семейных отношений и отношений вообще. При этом затрагивая острые социальные проблемы, такие как алкоголизм или насилие в семье. А меж тем, за отсутствием всех присущих классической фабуле элементов, история неспешным шагом раскрывает каждого из персонажей, давая лишь тонкие намеки на их фактическую конверсию. Только выделив из художественного полотна образы и синтезировав их, можно придти к понимаю мотивов героев. Время — пожалуй, не только базис данного фильма, но и главный элемент посыла, не раз выраженный по ходу фильма его героями. Линклейтер, как истинный философ нового поколения, рассматривает эту величину с позиция некого романтизма, тихо призывая — но не обязывая — зрителя рассматривать каждый свой шаг как новый опыт и и каждый следующий Момент нашей жизни как безусловный и неповторимый. Эту мысль Линклейтер высказывал еще в «Перед рассветом», сведя в чужом городе вместе двух незнакомых друг другу людей, которых объединил тот самый Момент. Неспроста талантом и главной увлеченностью Мейсона была выбрана фотография. Линклейтер подобно фотографу запечатлевает неуловимость жизни на пленку, делая из обыденных моментов историю, сотканную из кадров. Линклейтер иллюстрирует не только изменчивость внутреннего мира персонажей, но и некую динамику в развитие социума, в котором герои находятся, пусть и в несколько обобщенной форме. Едва заметным фоном тематики взросления выступают политические движения и общественные трансформации, позволяющие лучше прочувствовать антураж данной истории. «Отрочество» — на данный момент, самая монументальная работа уже ставшего классиком американского независимого кино Ричарда Линклейтера; это поэтизация взросления и настоящая неподдельная поэтика жизни; это, безусловно, одна из самых тонких картин о метамарфозах взросления; и, пожалуй, главный американский фильм 21 века. - А тебе знакомо такое выражение «Лови момент»? Не знаю, мне кажется, всё совсем наоборот. То есть момент ловит нас. - Да. Да, это константа. Момент… момент — это всегда сейчас, согласна?