Чем заняться стареющему респектабельному шляпнику Леону Лаби промозглыми дождливыми вечерами в небольшом, сером городке, где все друг друга знают, все ходят в одну пивную, играют в одну карточную игру, спят с одной проституткой и читают одну газету? Куда деваться, если дома тебя ждет парализованная и не покидающая пределов вашей комнаты вот уже пятнадцать лет жена, которая, к счастью, не утратила дар речи и неустанно напоминает истериками о своем горе, и вопит о твоей извращенности и распутных связях со шлюхой Бертой и кухаркой Луизой? А ты и рад бы согрешить, но прекрасная Берта вечно занята, а несчастная кухарка, как назло, уродлива и угрюма. А еще напротив проживает любопытный сосед- портной Кашудас, жалкий иммигрант, бегающий за тобой по пятам и чуть ли не влюбленный (как знать, может и не без взаимности, хе-хе), стремящийся в твоем лице приблизиться к местечковому, пусть и не бог весть какому, но все-таки бомонду. Достоверно неизвестно, когда именно у месье Лаби от напряженного поиска выхода из этого замкнутого круга начались неполадки с головой, да только в один прекрасный день он сделался больным, так сказать, на всю голову. Зато выход был найден, правда, несколько экстравагантный и, увы, временный... И вот сонный городок сотрясает серия громких преступлений. Загадочный душитель методично убивает немолодых женщин, и шлет в газету письма с угрозами дальнейших расправ. Леон Лаби, искренний и наглый в своем помешательстве, не слишком беспокоится о конспирации. Его то и дело душат приступы радостного смеха - так забавны эти 'глупые дураки', сидящие рядом, и так никогда и не сподобившиеся увидеть ничего дальше собственного носа. - Вы, похоже, очарованы этим душителем. - А вы нет? - О, нет... Все они только и рассуждают о незнакомом и таком необычном душегубе ибо 'Все неизвестное представляется величественным' (с) Тацит. А тот кто рядом ведь уже давно никому не нужен и не интересен, и, вполне вероятно, явись господин Лаби за карточный стол с удавкой в руках - никто и не обратит внимания. Никто, кроме верного 'пса' Кашудаса. И порою кажется, что только ради него - единственного внимательного зрителя, спятивший шляпник ломает всю эту страшную комедию - Какое приключение, Кашудас!.. Но спектакль не может длиться вечно, рано или поздно зрители уходят, и действующие лица (жертвы) не бесконечны. И тут становится понятно, что ты не всесильный автор этой пьесы, а усталый, одинокий психопат, такая же игрушка в руках у своего безумия как и твои жертвы, и не в твоей власти остановить это действо до тех пор, пока не будет исполнен уже другой, неизвестный тебе замысел... Когда имеешь дело с самостоятельным художником, каковым, безусловно, является Клод Шаброль, трудно однозначно определить жанр повествования. 'Призраки' балансируют между психологическим триллером, драмой, и откровенно черной комедией. И все же, прежде всего это - социальная драма, продолжающая извечную шабролевскую тему 'странных' историй из жизни французского среднего класса. Но, пожалуй, самая веская причина, по которой стоит посмотреть фильм - Мишель Серро в роли шляпника. Его Леон - наверное, одна из лучших актерских работ в мировом кино.
Фильм снят по рассказу Жоржа Сименона 'Маленький портной и шляпник'. В центре внимания рассказа - маленький, ничтожный человек, который в этом мире не защищён и боится потерять последнее, шкурный, животный страх зверька. Его антипод Лаббе - респектабельный, холеный, ему говорят: 'Месье'. Даже убийства он совершает уверенно, не теряя самообладания. Никто и не думает подозревать 'такого' человека. Это тема 'толстого' и 'тонкого'. Гениальность Шаброля состоит в том, что он не экранизирует рассказ, а идёт дальше, показывает постепенный распад личности Лаббе и доходит до трактовки скрытой причины этого распада. Разные финалы у рассказа и фильма. Великолепная игра Мишеля Серро и Шарля Азнавура и сама постановка даёт вторую жизнь произведению Жоржа Сименона. В атмосфере фильма - тонкое нагнетание ощущения страха, напряжённости, уязвимости, скрытой неполноценности в устройстве мира и природе человека...
Очередное воплощение любимой идеи Клода Шаброля: смертельная угроза скрывается под маской респектабельности! Действие фильма разворачивается в небольшой бретонской деревне, где дождь идет непрерывно, а ночь кажется длиннее дня. В этой атмосфере клаустрофобии друг за другом присматривают два соседа: шляпник и портной. Они живут дверь в дверь, но в совершенно разных мирах. Каждый по-своему ищет покоя, но методы достижения цели у них диаметрально противоположные. По сути, это черная комедия. В отличии от большинства фильмов Шаброля, в ней минимум диалогов, нет изысканности картинки. Но есть главное – детальная разработка характеров. Мишель Серо в роли шляпника великолепен! Он создал персонажа, который вызывает сочувствие, снисходительную улыбку, но в то же самое время может до смерти напугать. И, как мне кажется, именно блистательная игра Серо позволяет придать объем образу портного в исполнении Шарля Азнавура. Но! Лишь первая треть фильма действительно хороша. Чем дальше, тем меньше напряжение, очевиднее история, больше зрительская усталость. Ближе к финалу уже хочется просто побыстрее дождаться развязки. Фильм стоит посмотреть, но не связывайте с ним слишком больших ожиданий. 7 из 10