В продолжении темы Горького: вполне вероятно, что слоганом к фильму мог бы стать следующий перефраз: 'Человек! Это звучит гнусно!' Картина начинается с крупного плана сосущихся (пардон, но по-другому и не скажешь) Венсана Касселя и неизвестной статистки. Соответствующие чмокающие звуки, обильные слюни и мелькающие склизкие языки прилагаются. Больше всего такой зачин подходит для порнофильма, чем данное кино по сути и является. Такое впечатление, что из картины вырезали откровенные куски, но дух порно, бессмысленный и беспощадный, остался нетронутым. Подобная атмосфера совершенно типична для арт-хауса 90-х годов. В ту пору большинство европейских режиссеров снимали фестивальное кино по принципу: 'Чем хуже, тем лучше'. Стоит ли удивляться, что создатели ленты руководствовались несложной идеей показать любовные отношения между людьми в их худшем физиологическом и морально-этическом проявлении. Никакого разрешения нравственных дилемм или катарсиса после просмотра фильма не испытываешь, из послевкусия только гадливость. Понятное дело, что извращениям не чужды даже лучшие представители человечества, что каждый из нас когда-то оказывается, как в шкуре предаваемого, так и в шкуре предателя, каждый совершает поступки, о которых лучше не распространятся, но делать из этого манифест, что 'все человеки - сволочи', это как-то слишком банально и даже не шокирующе, а скорее незрело. Ну похулиганили артисты перед камерой, ну вывалили свой подростковый протест, покопались в экскрементах наших самых отвратительных деяний, плюнули в 'лицемерную морду' общества, а дальше-то что? Да ничего. Утереться, отряхнуться, поправить пиджачок да и пойти себе дальше, что и делает в последних кадрах маньяк-убийца, неожиданно оказывающийся чуть ли ни самым положительным образом из всего представленного ранее цирка уродов. Занятно, что дело кинокопрофагии живо и поныне, и продолжает худо-бедно копошится в работах Гаспара Ноэ, отчасти Гай-Германики или Балабанова, а также многих других. Ну или Тома Солондза, хотя тот изящнее и не в пример талантливее. Вывод: язвы загнивающего общества успешно вскрыты, гной пахучими фонтанчиками сочится наружу, только вот лечение предложить забыли. Тухни, мол, распотрошенный зритель в наших помоях. Спасибо, умники. 5 из 10
Люди, услышьте меня, я страдаю. Молодой солдат, частично парализованный после тяжелого ранения, страдает на больничной койке. Он молод, ему повезло – он не овощ и не импотент, но он никогда не будет ходить. Молодой актер страдает от невозможности реализоваться в профессии. Девушка, с которой его связывают многолетние отношения, изменяет ему из «гуманных» побуждений и не скрывает этого. Ее семья его презирает, считает никчемным. А потом оказывается, что он болен СПИДом. «Подавленная депрессией старая кошелка» - так называет немолодую, но еще очень привлекательную женщину любимый ею муж, который на старости лет перестал скрывать свою бисексуальность. Ее хотят молодые мужчины, а она хочет своего мужа. Успешный юрист, стареющий красавец (при всей моей любви к Касселю Микеле Плачидо в этой роли буквально затмил мой мозг) остался вдовцом («подавленная депрессией старая кошелка» все-таки повесилась). Теперь он может себе позволить отдаться своему влечению к молодым мужчинам. Но приносит ли удовлетворение любовь за деньги, алкоголь, наркотики? Молодая, красивая, неглупая, циничная, и конечно одинокая порноактриса преданно ухаживает за превратившимся в «овощ» после автоаварии братом. Все деньги, заработанные по ее собственному выражению «скользким делом», уходят на его лечение. И нет в этой жизни никакого просвета. Молодой богатый харизматичный красавец страдает от безделья. И развлекает себя убийствами женщин в момент наивысшего возбуждения. А потом влюбляется, на какое-то мгновение появляется проблеск надежды, что получится разорвать порочный круг, что удастся «завести детей и жить долго и счастливо, пока смерть не разлучит». Но возлюбленная не хочет жить, не может. Море боли и страдания морального и физического. И только мощный гормональный удар тестостерона, эстрогенов, прогестерона и других гормонов, называемый сексуальным наслаждением, на время может заглушить эту боль, чувственное удовольствие – подавить страдание. И герои истово стремятся к наслаждению… Блестящий ансамбль, где каждый актер еще и режиссер, сценарист и продюсер, показывает нам тесно переплетенные истории, в которых второстепенные персонажи становятся главными и наоборот. Как кусочки мозаики поступки героев и их мотивы разбросаны по новеллам этого истинно французского кино. Только европейцы, а французам это удается лучше всех, заставляют намеками, построением сцены, текстом включать воображение зрителя таким образом, что никакому натурализму с кровью, «обнаженкой» и откровенными демонстрациями совокупления за ним не угонится. Как филигранно авторы оставляют своим героям и зрителям тонкую соломинку, ухватившись за которую, можно выбраться на твердую почву убеждения, что сексуальное наслаждение есть результат любви и неотъемлемая часть простого человеческого счастья! Помните, порноактриса, откинувшись на грудь своего бесчувственного брата, листает журнал, где на одной из страниц фотография светящейся от счастья молодой пары: солдат в парадной форме и в инвалидном кресле, а рядом рыженькая улыбчивая медсестра с заметным животиком (герои первой новеллы)? В конце концов, если у мужчины «работают голова и яйца», он сможет сделать женщину счастливой. Браво! 10 из 10
Складывается впечатление, что фильм снимался не ради неких, заложенных в нём идей, а ради самой актёрской игры. Где ещё можно увидеть Венсана Касселя в роли серийного убийцы, влюблённого в свою очередную жертву, а Микеля Плачидо в роли стареющего гомосексуалиста? Фильм состоит из отдельных эпизодов, в каждом свой сюжет и герои, но сюжет не герметичен: каждый эпизод плавно перетекает в другой, герои могут сталкиваться друг с другом, являясь второстепенными лицами в другой истории, после завершения свой собственной. Каждому актеру отведена небольшая часть экранного времени, но актёры выкладываются по полной, темы эпизодов раскрываются ярко, со всеми, порой очень острыми и откровенными подробностями. Наслаждение которым одержимы абсолютно все герои - это секс. Парализованный солдат живёт только чувствами к медсестре, пресыщенная порнозвезда в поиске новых острых ощущений встречает маньяка, уборщик ночного клуба, перед глазами которого мелькает множество сексуальных женщин, любовный треугольник, в котором муж одновременно испытывает и ревность и вожделение к молодому поклоннику своей жены... Секс, секс, секс... но не эротика, и не драма - арт хаус в котором талантливые актёры получают удовольствие играя со страстью кто кого: страсть поглотит их целиком, или они овладеют ею. Остальное не важно, главное - Наслаждение. 8 из 10
Создатели фильма вероятно решили с помощью элегантной джармушевской манеры выхватывать бытийность провести собственное исследование о влечении и либидо. Без оценок и инсинуаций. Только факты. Новеллы и факты. Вот покалеченный парнишка фактически оказывается сексуально поддерживаем доброй медсестрой. Для нее это нечто большее, чем просто доброжелательность. Это образ жизни. Разумеется, жених узнает обо всех похождениях. Все ведь взрослые люди. Ну а вот, перед нами проносится случайная встреча двух незнакомых геев. То ли из политкорректности, то ли ради демонстрации режиссерского кругозора. Но кроме того, что одного из них сыграл Микеле Плачидо, история вовсе совсем не информативна. Ну встретились, время провели. Дальше то что? А в завершении нам покажут неожиданный пикап весьма распущенной девушки брутальным красавцем. Венсан Кассель, собственной персоной. Ну и прямо как в 'Триллере' с Майклом Джексоном, в самый ответственный и интимный момент уединения в лесу мы получаем неожиданное признание о том, что один из персонажей - маньяк. Наверное, в этой разрозненности мы должны как сквозь калейдоскоп сложить определенную мозаику, поразмышлять. Только вот, получается, что размышлять то в сущности и не о чем. Ну - странные любовники, ну - геи, ну - маньяк. Каждому свое. И наверное для кого-то даже такая скудная информативность вызовет какие-либо эмоции. Но вот по моему мнению фильм получился совершенно неинтересный и пустой. К слову сказать, однажды схожие по тональности новеллы были великолепно обыграны в 'Париже, я люблю тебя'. И вот, в сравнении, тот фильм брал именно объединительным замыслом, идеей. В 'Наслаждении' же все слишком просто. 1 из 10