Суровое испытание: отзывы и рeцензии

ananasix
ananasix6 октября 2009 в 11:38
Казнить нельзя помиловать

17-ый век. Человечество воспринимает мир совсем иными глазами, во всём, что происходит - Божья воля или козни Дьявола. И что бы человек ни делал, всё это в одну минуту могло обернуться против него. Люди были марионетками в руках церкви и суда. Думаю, авторы фильма попытались разобраться, что же случилось в конце 17-ого века в городе Салем, штат Массачусетс, опираясь на пьесу драматурга Артура Миллера «Суровое испытание». Вера в Дьявола и жажда разоблачить его слуг настолько пожирает жителей городка, что они готовы казнить всех без разбору, веря в Божий суд, сами не понимая, что грешат еще страшнее... И когда они сами совсем запутываются в своих показаниях, в своей вере, тогда становится уже слишком поздно. О фильме вроде и так всё ясно - девушки, разоблаченные в колдовстве (больше уж в детской шалости) в лесу, прикидываются, что это всё козни Дьявола. По цепочке, они, как бешеные, обвиняют людей в сговоре с Дьяволом. Не трудно понять, что больше обвинений получают те люди, которые ненавистны им или мешают. На эти обвинения штурмом заявляется судья из Бостона с помощниками. Они безукоризненно верят всем словам девочек, даже самым бредовым. Начинается охота на ведьм, люди обвиняют друг друга, кто из зависти к большей земле соседа, кто из ненависти с давних времен. И чем дальше это заходит, тем азартнее люди становятся, у них совсем не остается трезвого разума... Фильм меня очень впечатлил, хотелось бы прочитать пьесу. И даже если всё происходящее выглядит фарсом или бредом, атмосфера передана очень четко, вера в высшие силы настолько сильна, что человек уже не контролирует себя. Фильмов о ведьмах и колдовстве не так уж много, хотя, может и этот фильм трудно к таким отнести, так как здесь выше стоят отношения людей, понимание чести и здравого смысла. Но всё же - фильм отличный, вполне отображающий события тех жутких времен. 9 из 10

selifonik
selifonik11 марта 2009 в 11:33

В 1692 году в городе Салем, штат Массачусетс по обвинению в 19 человек было повешено, 1 человек раздавлен камнями и около 200 человек заключено в тюрьму, а данные события стали именоваться как «салемская охота на ведьм». Фильм воссоздает события, произошедшие в Салеме, так как их интерпретировал в своей пьесе Артур Хиллер. Застигнутые в лесу танцующими голышом возле костра молодые девушки, дабы избежать наказания, начинают заявлять, что пали жертвами колдовства и злых духов. В результате чего виновной в колдовстве признали служанку-рабыню. Вскоре в колдовстве начинают обвинять и других, основываясь на показаниях девушек, которые утверждали, что видели, как те насылали духов. В результате «ведьм» становится все больше и больше для чего назначается специальный суд и вот уже в Салеме начинаются казни «прислужников сатаны». В экранизации Миллера акцент делается на отношения Эбигейл Уильямс, племянницы местного пастора и Джона Проктора. Эбигейл будучи влюбленная в Джона умышленно оклеветывает его и его жену, а так же иных якобы «ведьм» в собственных интересах, убеждая окружающих, что она и другие девушки стали жертвами колдовства. Реальный же социальный подтекст случившихся событий, согласно данным историков, а именно земельные споры и трудное экономическое положение, отходит на второй план. Сам «процесс охоты на ведьм» в фильме выглядит как фарс, в некоей игривой форме, поэтому когда «пойдут» первые повешенные каких-то эмоций это не вызывает. Такое ощущение, что была простая шутка, которая неожиданно закончилась трагедией. И уже ближе к концу фильма, события приобретают драматический окрас. Да и сам судебный процесс показан в фильме как явный фарс, который все упорно не желают замечать. Несмотря на это фильм смотрится в принципе легко, но как я говорил его беда, в том, что он не создает нужного для такого рода картин первоначального эмоционального фона. К тому же в фильме подобрался отличный актерский состав. Дэниэл Дэй-Льюис, который как говорится, играет «редко, но метко», не самая сильная его роль, но все равно очень запоминающаяся. Неплохо показывает себя Вайнона Райдер. Но вот самыми запоминающимися актерскими работами в фильме являются роли Пола Скофилда и Джоан Ален. Последняя была номинирована за свою роль на премию Оскар за исполнение второплановой роли. Помимо этого в копилке у фильма номинация на Оскар за сценарную адаптацию. 7 из 10

Tristo
Tristo30 августа 2014 в 11:56
Ведьмы и законы общества 17-го века

Номинант на Золотую пальмовую ветвь в 1995-м году за свою дебютную работу 'Безумие короля Георга' английский режиссёр Николас Хитнер следующим своим фильмом выбрал экранизацию пьесы Артура Миллера 'Суровое испытание' (Миллер сам затем адаптировал её для съёмок фильма), основанную на резонансном процессе по ведьмовству в городке Салеме, что в Новой Англии. Главную мужскую роль Джона Проктора исполнил Дэниел Дэй-Льюис, который за предыдущую картину 'Во имя отца' был номинирован на 'Оскар' в этой же категории, а женский персонаж Эбигэйл Уильямс воплотила Вайнона Райдер, которая в 1994-м году была номинирована на 'Оскар' за Лучшую женскую роль второго плана в фильме 'Эпоха невинности', в котором она играла вместе с Дэй-Льюисом, и вот теперь их пути вновь пересеклись и у фильма были все шансы стать заметным событием. Среди моих близких и знакомых проценты тех, кто что-то слышал о Салемских ведьмах и тех, кто впервые об этом узнал, разделились ровно пятьдесят на пятьдесят. Но вообще эта история довольно занимательная, если прикрыть глаза на ту средневековую жестокость и отсутствие целомудрия, из-за которых отправлены на верную смерть были два десятка человек. Можно сколько угодно придумать версий из-за чего же девочки, сговорившись, рассказали историю про то, что их околдовали. На этом фоне были выпущены и книги, и компьютерные игры (сам играл в квестовую игру по мотивам этой страшной истории), и, как можно заметить, кинокартины, а количество упоминаний об этом факте суда в Салеме вообще не счесть, особенно если его заметно насытить мистическими компонентами. Но Артур Миллер (номинация за Лучший адаптированный сценарий за 'Суровое испытание') не стал уклоняться в сторону мистики, он обратился к драматическим отсылкам, которые привели к оглушительному процессу. Миллер расписал некоторые связи, связи любовные и драматические, которые образовались в Салеме накануне суда. Эбигэйл Уильямс была влюблена в Джона Проктора, который был старше её, но он целиком и полностью посвятил себя жене (её сыграла Джоан Аллен, номинация за Лучшую женскую роль второго плана в этом фильме). Первой жертвой испуганных девочек, которые пошли из-за своей страсти к развлечениям и запретному плоду в лес на какой-то шабаш, схожий на ритуал магии вуду, стала негритянка Титуба (кстати, по другим источникам Титуба была индианкой). Девочки были именно испуганными, потому что побоялись, что за ночной церемониал они будут строго наказаны. Затем они уже не отказались от своего вранья и всё больше и больше людей попадали за стенки темницы. А судья Томас Данфорт устроил настоящее гонение на жителей городка. Вот исходя из этих связей, исходя из того, что шокирующий сговор случился на фоне страха перед наказанием от старших, которые хранили законы жизни настоящих пуритан, и основал свою версию событий Артур Миллер. Он выразил свою идею в формате 'Преступление и наказание', только 'Преступление' совершили одни люди, потом ещё и усугубив его новыми, более жестокими, а 'Наказание' понесли другие, которые лишь отличались от общества и имели неосторожность, скажем, не пойти в церковь, а также Миллер рассказал о самопожертвовании. Он не оставил и шанса судить зрителю, кто прав, а кто виноват, он выразил всё абсолютно в открытом виде. Нам остаётся только любить или же ненавидеть Эбигэйл Уильямс, а вот законы того общества являются откровенным осуждением. Суровый век, суровые законы, вот и суровое испытание... Игра актёров помогает нам это осознать, сочувствовать им и желать того, чтобы суд был справедливым, а не основывался на каких-то странных словах маленьких девочек. Мощная игра Дэй-Льюиса, невинного заложника обстоятельств, затем сделавшего мужественный поступок, заставляет уважать и восхищаться его ролью в этом фильме. Вайнона Райдер всегда была подходящей кандидатурой, которая смогла бы отлично сыграть роль в какой-то драме, случившейся век-другой назад. А Джоан Аллен... Номинация заслуженная вне всяких сомнений. Фильм довольно тяжёлый, иногда он смотрится невольно, силком, а всё это из-за угнетающей атмосферы его. Места для радости там нет, есть только место для размышлений и уверенности в том, что хорошо, что живём не в век, когда за непосещение церкви могли запросто отправить на виселицу. 7 из 10

SirAlex25
SirAlex257 декабря 2017 в 15:00
Большая маленькая ложь

Салем. Перед рассветом группа девушек собирается в лесу, дабы приворожить парней, по которым юные особы давно вздыхали. Провести обряд им помогает одна из служанок, негритянка Титуба. Однако, небольшой языческий ритуал девушек не остается незамеченным, да и сам он проходит с небольшим отступлением от изначальных задумок девушек. С этого момента их жизнь не станет прежней. Распространятся слухи, страх породит ложь, которая, как снежный ком, охватит всех без исключения жителей поселения. И начнется самое масштабное судилище Америки в XVII веке. Фильм Николаса Хайтнера – смелая адаптация реально происходившего на излете XVII века процесса над салемскими ведьмами. Режиссер решил подойти к проекту ответственно, максимально правдоподобно рассказав зрителю историю этого злосчастного поселения на фоне безумства религиозной инквизиции. В картине Хайнтера подобрался на редкость сильный актерский ансамбль. Каждый, кто в кадре, будь это судья, пастор, алчный сосед или простые жители деревни, как осужденные, так и суд вершащие – крайне убедительны. Миловидная Вайнона Райдер, как влитая, сыграла образ Эбигейл Уильямс – с виду невинного дитя, чья ревность, злоба, страх и ложь, на ряду с другими девочками, завораживает и пугает одновременно, вызывает отторжение, нетерпимость и даже ненависть. А такая реакция на актерскую игру достойна восхищения. Джоан Аллен и Дэниэл Дэй-Льюис достойны отдельной похвалы. Их чистота, честность, мужество и вера в свои убеждения, даже перед лицом смерти подкупает, им сочувствуешь и сопереживаешь. Выдающиеся эмоции в исполнении экранной пары. А уж монолог Джона Проктора «о своем имени» - невероятная сцена, пробивающая на скупую мужскую слезу. Браво. Также хотелось бы отметить операторскую работу, труды декораторов и костюмеров, благодаря которым столь отчетливо чувствуется атмосфера той самой эпохи. «Суровое испытание» - тяжелый, но без преувеличения, выдающийся фильм, оставляющий горькое послевкусие после просмотра. Для меня большое разочарование, что картина не сыскала большой популярности у зрителей, возможно, в силу своей жанровой специфики и всеобщей угнетающей атмосферы. Однако, каждый ценитель настоящего кино должен счесть своим долгом ознакомиться с данной лентой. Я убедительно прошу вас это сделать. Не проходите мимо. А от меня - высший балл.

Laudavic
Laudavic22 сентября 2014 в 20:32
'Бог умер!'

Данный фильм основывается на, так называемом, судебном процессе над салемскими ведьмами, который еще раз показывает всю жестокость, бесчеловечность и богохульство католической церкви. Казалось бы, после того, как 'праведная' католическая церковь, называя себя рукой Божией, на протяжении более полутысячи лет сжигала на кострах ни в чем не повинных людей, мотивирую это их, якобы, ересью, небогоугодностью и связями с Дьяволом и злом, не способна ни чем более удивить, но этот фильм говорит о диаметрально противоположенном. Конечно же, увиденное на экране только лишний раз удостоверило меня, что такие понятия, как Вера и Религия не имеют между собой ничего общего. Ибо вера в Бога - это нечто исключительно духовное, не поддающееся принуждению, а Религия, в данном случае, католичество - это исключительно подневольное заточение и пленение. Несогласных же ожидают изощренные и извращенные пытки, а так же публичное сжигание заживо на костре. Помимо всего прочего, людьми в былые времена руководил первобытный страх неизведанного. Любое непонятное и пугающее происшествие неминуемо связывали с Божьим промыслом или же, как в этом фильме, с кознями Дьявола. И чем больше люди, толпа, народ боялись, тем бескомпромисснее они жаждали увидеть процесс наказания квазивиновных. И не важно, кого прилюдно повесят: убийцу, пьяницу, честного гражданина или же доброго человека преклонных лет, а слабовольные католические священники беззубо потакали разъяренной и напуганной толпе, что и привело к казни, по меньшей мере, девятнадцати человек. Если же говорить о кинематографических составляющих, тот здесь все на крайне добротном уровне. Хотя, режиссуру и нельзя назвать выдающейся, однако актерские работы достойны наивысших похвал. Дэниэл Дэй-Льюис, впрочем, как и всегда, был просто великолепен. Свойственная ему мощная, убедительная, сильная, аутентичная актерская игра твердо врезается в память. Вайнона Райдер так же была невероятна. Самоотверженное погружение в роль дало свои плоды. Пожалуй, это одна из самых значимых и монументальных работ Вайноны Райдер в ее карьере. Ее экспрессивность, выразительность и взрывающаяся ярость в глазах создают должное впечатление. Джоан Аллен была удостоена за свою роль номинацией на Оскар, что говорит само за себя. Советую вам увидеть эту самоотдачу своими собственными глазами. Роб Кэмпбелл запомнился мне не меньше вышеперечисленных имен. Потрясающая актерская игра, заслуживающая аплодисментов и внимания. Напоследок хотелось бы отметить Пола Скофилда. Непоколебимость, непреклонность, авторитетность и, увы, пагубно влияющая на окружающих, приверженность католическим догмам его героя придают фильму леденящую атмосферу и подлинное ощущение беспощадной реальности того страшного времени. Компилируя все вышесказанное, хочется посоветовать этот фильм, чего уж мелочиться, всем. Не имеет значения, представителем какой конфессии вы являетесь. Человечество никогда не должно забывать о том, какие адские зверства вершила порочная и падшая католическая церковь. 7 из 10

Дмитрий Давидович
Дмитрий Давидович5 ноября 2014 в 17:36
I am but God's finger, John. If he would condemn Elizabeth, she will be condemned!

В 1692 году в городе Салем, штат Массачусетс, группа местных девушек идет в лес, чтобы вместе с помощью чернокожей рабыни приворожить своих потенциальных кавалеров. Одна из девушек, Абигейл Уильямс, пьет кровь курицы, желая смерти жены Джона Проктора. В самый разгар ритуала девушки оказываются застигнуты врасплох дядей Абигейл Сэмюэлем Паррисом, местным священником, и они в страхе разбегаются. На следующее утро двоюродная сестра Абигейл проваливается в летаргический сон и перепуганные жители города объявляют это работой Дьявола. В срочном порядке из соседнего города вызывается специалист по экзорцизму, преподобный Джон Гейл, и девушки перекладывают вину на чернокожую рабыню. Слухи о дьявольщине, творящейся в Салеме, доходят до властей и в город присылают коллегию судей для наказания виновных… Судебный процесс над салемскими ведьмами в свое время взбудоражил общественность Массачусетса, он имел важное юридическое значение, и на его тему было создано немало произведений искусства. До сих пор непонятна причина одержимости детей – истерия, сговор или отравление ядовитым веществом. Артур Миллер, автор пьесы-первоисточника, и режиссер данного фильма решили использовать «корыстную» версию. По трактовке авторов, девушки, возглавляемые Абигейл, первоначально руководствовавшиеся законом концлагеря «умри ты сегодня, а я завтра» и на основании этого оклеветавшие чернокожую рабыню, позже «входят во вкус» и начинают обвинять в колдовстве всех на основании личной или материальной неприязни. Фоном процесса служит алчность и лицемерие влиятельных жителей Салема, желающих поживиться за счет других. Они готовы пачками отправлять людей на повешение, чтобы завладеть их территорией, и указывают девушкам на кандидатуры «ведьм» и «колдунов». Местный священник озабочен отнюдь не религией, а сохранением своей репутации и места в приходе. Некоторые жители, сохранившие честь и готовые доказать невинность жертв, незамедлительно попадают на скамью подсудимых, благодаря лжи девушек. Одной из центральных сюжетных линий является влечение Абигейл Уильямс к местному фермеру Джону Проктору. Когда-то Абигейл была служанкой в доме Прокторов и имела интрижку с Джоном, но ее увольняют. Затаив злобу, она при первой возможности пытается уничтожить жену Джона. Вайнона Райдер прекрасна сыграла расчетливую и циничную тварь, к которой испытываешь только презрение. Другие актерские работы также на высоте. Дэниэл Дэй-Льюис в очередной раз продемонстрировал, что лучше играть редко, но метко, чем девальвировать себя бесконечными ролями во второсортных фильмах. Он создал запоминающийся образ, однажды оступившегося, честного и порядочного человека, не готового идти на компромисс со своими убеждениями. Судья Томас Дэнфорд, в исполнении Пола Сколфилда, получился пугающим религиозным фанатиком в судейской мантии. Второстепенные персонажи также получились убедительными и запоминающимися. Подводя итог, хочется сказать, что получился хороший фильм, который однозначно достоин просмотра. 8 из 10

ren.nurullin2013
ren.nurullin201326 июля 2023 в 16:24
Салемские ангелы

'Разве не знаете, что мы будем судить ангелов' 1-е Коринфянам 6:3 Очень страшный в своей реальности фильм о самой знаменитой охоте на ведьм. И казалось бы, открыв Новый Свет, люди должны стать мудрее, но вместо этого они принесли с собой тьму собственных предрассудков, перекладывая с себя ответственность за свою жизнь на невидимые силы. Пуритане, как радикальные протестанты, лишали себя земных радостей, живя лишь религией, отринув здравый смысл. Но какую бы реальность они себе не придумали, истина и природное начало все равно дадут о себе знать, ибо человек рождён, чтобы жить в этом мире, а не хоронить себя заживо. Девушки Салема, пуританской общины в Америке, бросили вызов устоям, собравшись ночью, чтобы приворожить любимых. Шалость обернулась экстазом - внезапная свободе опьянила их, заставив броситься в пляс, скинув одежду. Когда же им пришлось спасаться бегством, увидев священника, блюстителя строгих нравов пуритан, возврат к привычной скованной жизни оказался болезненным - новый опыт и страх перед наказанием вызвал истерию, заставив оговорить горожан, начав Салемские суды над ведьмами. Кто-то воспользовался ситуацией и полным невежеством лицемерных судей, чтобы свести личные счёты. Пуританское мышление заставило видеть зло там где его нет, но не в самих себя. В итоге были казнены невинные люди, а лживых обвинителей, согласно истории, заклеймили позором. Случаи массового безумия происходили и века спустя, доказывая всю хрупкость человеческой натуры вопреки уверениям в обратное. Истинное зло притворяется жертвой в этом фильме и даже самое чистое и доброе сердце неспособно спасти тех, кто впал тьму из страха перед ответственностью за свою жизнь.