Фильм одного из голливудских мэтров Дэвида Финчера, мастера психологического и детективного триллера, получивший колоссальное признание, в том числе цитирование и описание рассуждений главного героя в песне российской рэп-группы «Многоточие», выходил в то время, которое было «лихим» не только для России, уничтожая и в других странах миллионы жизней путём наркомании, когда также свирепствовали агрессивные субкультуры типа скинхедов, и на улицу было страшно выйти в широких штанах — это кино нашло свою эпоху и вышло в аккурат под настроение толпы, часть которой не знала, зачем сейчас стоит жить. Именно этим вопросом задаётся главный герой фильма, который испытывает проблемы с психическим здоровьем, но пока что никто, в том числе и он сам, не знает, на что он способен как личность. Конечно, после просмотра фильма, выдохнув и «переварив» шокирующую развязку и остыв от впечатления, производимого гениальным по сюжетной структуре триллером, можно сказать, что фильм пропагандирует далеко не светлые стремления и даже человеконенавистнические настроения, а главного героя нужно было отправить в психушку в самом начале фильма, чтобы уберечь людей от него и его самого от себя, но впечатление остаётся впечатлением, когда фильм переполнен потрясающими диалогами и сюжетными поворотами, а персонажи и их пути — философией. Вся наша жизнь — примитивная конструкция, Схемы рычагов, сводка причин и следствий. Знаешь инструкцию — готов к эксплуатации, В твоей жизни только эти манипуляции. Хватай, если сможешь; заставь, если получится, Уступи, если не хватит сил, ведь скоро всё забудется. Родился, вырос, расслаблялся, напрягался, В итоге износился до смерти, на свалке тел остался! Одиночество подобно смерти — слова правы! Не смотри, что ещё дышишь — мы все уже мертвы! Это уникальная история человека без имени, потерявшего смысл жизни и пытающегося найти себя среди инвалидов, страдающих жуткими болезнями, и посещающих социальные мероприятия для помощи безнадёжным инвалидам, но вскоре герой видит, что, кроме него, ещё одна таинственная женщина Марла посещает такие мероприятия. Главный герой живёт на всём готовом, и стандартные детали его жизни, повторяющиеся изо дня в день, надоедают ему. Но однажды, при очередном перелёте, он знакомится с неким Тайлером, загадочным типом, который занимается производством мыла. Когда у главного героя взрывается квартира, он обращается за помощью именно к Тайлеру, у которого останавливается переночевать. Квартира у Тайлера напоминает то жилище, которое описывает известный российский бард-юморист в песне «Квартира в Москве» — словом, жить там невозможно, но гость быстро привыкает к такому бомжатнику. Тайлер также балуется вставкой порноэлементов в киноплёнки, за чем его никто не может засечь. Неожиданно Тайлер просит своего нового друга ударить его посильнее, что вызывает удивление у практически друга этого человека, но удар происходит и перерастает в драку, которая настолько понравилась этим двоим, которым словно именно этих ощущений не хватало в жизни… Тайлер желает доказать, что он выше Бога, и ему плевать и на рай, и на ад. Фильм можно обвинить во многом, и эти обвинения будут небезосновательны и справедливы, а потому стоит привести в его защиту аргумент, который напоминает о времени выхода фильма, когда тематика всяческого рода насилия и наркомании господствовала в кино и на ТВ, неся с экрана информацию о жестокости реальности, плюс поставить строгое ограничение до 18 лет, которое обозначит предназначение фильма только для окрепшего зрителя, который не вынесет из фильма призыв поступать подобно главным героям, идя на кровавые «подвиги», а увидит здесь историю человека повреждённого ума, который, несмотря на свою недееспособность, которая не была вовремя установлена, оказывается в состоянии свернуть горы, что в данном случае вовсе не «круто», и что фильм представляет собой не пример для подражания, а предмет для осмысления и размышления. - Что это с тобой? - Захотелось уничтожить что-то красивое. Впрочем, данная лента и не выглядит как благородного вида дорогостоящий блокбастер, несмотря на немаленький бюджет — из дорогих декораций здесь только воображаемый героем лабиринт со сталактитами, из экстремальных сцен только проезд по встречной полосе, а из спецэффектов только разгром кафе с помощью сдвинутого с места декоративного гигантского шара, а также финальная сцена. То, что выясняется за полчаса до финала, вызывает глубокий шок и выдох со словом «гениально», тем же самым подтверждая вышесказанное насчёт психологической составляющей фильма. Главный герой, как и те, кто за ним последовали — несчастный человек, и он ищет счастье в саморазрушении и разрушении того, что рядом с ним — увы, именно этот путь выбирают многие и многие молодые люди (особенно много молодых людей пошло по этому пути в эпоху выхода данного фильма), и, возможно, целью фильма было не призвать зрителя к такому жизненному пути, а предостеречь от него. Главное только, чтобы зритель это правильно понял. В глубине своей души нащупанные стены лжи, С первых обманов, со следствием злости внутри. Порабощён, подавлен, но есть тяга к высоте, Где защита своих взглядов — первая ступень в тебе. Всё было не так, а с точностью наоборот: Он был виноват, а я дорогой своей шёл вперёд, Через слёзы, ненависть и грязь, фальшь и тоску! Я слышал каждого из вас и был как будто в плену! Не надо — всё, хватит, я сам смогу, сам буду решать! Учителя жизни, книжники — хорош поучать! Максимализм юноши — может, оно и так, Но в ваших домыслах мне тоже виден неизбежный крах. 10 из 10
Интересный факт: на написание романа «Бойцовский клуб» Чака Паланика вдохновила драка, в которой он сам участвовал. После нее у писателя остались ушибы, синяки и ссадины, но его коллеги почему-то не стали узнавать, что случилось. Именно этот факт послужил основой для первого правила Бойцовского клуба. Через 3 года Дэвид Финчер снял одноименный фильм, который впоследствии стал культовым. Пришло время его разобрать. Сюжет. Протагонист работает консультантом по страховым выплатам в крупной компании. Ему надоедает скучная жизнь, состоящая из вечных перелетов по стране и оценки брака автомобилей. Во время одной из командировок он знакомится с Тайлером Дерденом — человеком, который смотрит на мир весьма своеобразно… Новый взгляд на произведение Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» привнес и необычную философию, в которой зрителю предложили как следует покопаться. К фразе про положительное отношение Тайлера к саморазрушению можно относиться по-разному, но трудно спорить с тем, что размышление над идеями основателя Бойцовского клуба могут привести к переосмыслению картины мира или даже к некоему просветлению. Конечно, не стоит принимать всю концепцию за модель идеального поведения, но борьба с обществом потребления (хотя бы внутренняя) вполне имеет право на жизнь. Между книгой и фильмом есть несколько несущественных отличий, например: знакомство Рассказчика и Тайлера происходит на пляже/в самолете; в книжном варианте переход к проекту «Разгром» выглядит более плавным и логичным; отношения между персонажами и их характеры раскрываются по-разному. Финал в ленте тоже отличается от концовки романа Паланика, но, на мой взгляд, результат отнюдь не в пользу картины. Фильм старается выиграть за счет интересного эпизода на парковке, но все-таки не дотягивает до мозговыносящего книжного завершения. Кстати, сцена с движением нервного импульса в самом начале фильма произвела на меня гораздо большее впечатление, чем нелепая концовка, оставившая после себя много вопросов. Атмосфера. Эффектные драки мужчин, воспитанных женщинами, и последующее перерастание подпольного клуба в «домашние задания», несущие хаос и разрушение на улицах города — что может быть лучше? Мрачная картинка и хорошая работа с освещением создают настоящую гротескную атмосферу. Среди актеров выделю потрясающего Брэда Питта (Тайлер) и великолепную Хелену Бонэм Картер (Марла). Эдвард Нортон (Рассказчик) в целом нормально справился с ролью, но во время просмотра у меня сложилось впечатление, что на его место могли взять кого угодно. Музыка. Мне понравились представленные в ленте трэки. Все они получились в духе сумасшедшего стиля ленты с оглядкой на смену темпа повествования. Отметил бы композицию «Stealing Fat» под авторством «The Dust Brothers» и прекрасную песню «Where Is My Mind?» группы «Pixies». Итог. Странный фильм, обладающий удивительной притягательностью. При помощи набора необычных приемов он легко может заставить вас по-новому взглянуть на свою жизнь. Кино напоминает учителя боевых искусств, который не будет рассказывать вам нудную теорию, а будет колошматить и дубасить вас до полусмерти, пока вы хоть что-нибудь не усвоите. 8 из 10 (80%), вступай в Бойцовский клуб!
Саморазрушение как последствие биполярного расстройства — эволюция или деградация? Для чего мы живем и как следует жить — одни из самых главных и вечных вопросов человечества. Перейдя от этапа — добудь себе пищу сам с помощью физической силы, человечество перешло к новому этапу, чтобы пища всегда была рядом. Лень — двигатель прогресса, но в тоже самое время человек прокрастинирует, утопая в ней. Что же произойдет, если отпустить себя и попытаться вернуться к животному — Тайлер. По мне — самое настоящее зло, без альтернативы, жестокое и подавляющее. Этот образ не задумывается о других, а ведь это главное, что отличает человека разумного — забота о других, без нарушения их свободы. Цель саморазрушение может быть поставлена, но только перед самим собой, но не перед другими, даже в клубе, люди решили сами действовать так или иначе. Но за пределами клуба, посторонних может не устроить это «обнуление». Что если то, что Тайлер называет никчемностью на самом деле и есть благая цель. В начале герой плачет и это помогает, но противоположность этого действия — драка, насилие. То есть от эмпатии в агрессию. Что это, если не чувственная деградация. Конечно, рассказчик жалеет себя, а не других. Легче с каждой дракой ему не становится. А разница между просто подставить плечо и нанести увечья — пропасть. Ненависть к обществу, в котором ты живешь, ведь оно наполнено серостью, ты просто пятно и создать свое общество, свой клуб, который и существует за счет этого серого общества это ли не трусость? Что понимает в конце рассказчик? Он — трус, он не борется, разрушение не даст тебе победы или другим, ты не ощутишь удовлетворения. Ведь ты сам создал этот культ, поэтому ты в ней — король. Беспокойство за своих соучастников отражается в полном безразличии к параллельному миру в котором живут эти неудачники. Ведь все в этом клубе — неудачники. Самодостаточный человек не захочет рушить то, где он есть, но Клуб хочет, чтобы и он страдал — «Око за око». Такой образ жизни не долговечен, сам попадаешь в собственную ловушку, а как выбраться уже не знаешь. В этом и есть разница между Тайлером и Марлой, Марла — женственное начало, созидательное, она никогда не будет в этом клубе как и клубу она не приятна. Разрушение и вред начинается с себя, разрушишь себя, возьмешься за других. Начиная с сокровенного вопроса: «Что мне нужно?» до деградации. Ведь то от чего убегает главный герой — рассказчик — общество потребления и послушной жизни, именно к ней он и приходит. Создаст ли он что-то на своем своеобразном пути дзена? Ведь то, кем мы хотим себя видеть в мечтах может быть монстром в реальности. Бойся своих желаний. Финчер затронул интересную тему перехода от возрождения из пепла до сжигания вокруг себя всего. Отличная задумка, неоднозначный ответ. Но нет желания пересмотреть, ведь грань осуждения и согласия здесь слишком тонка и каждый может ее воспринять как захочется. Конечно, много вопросов к воплощению главного твиста, уж слишком ирреально. Актеры — отличные. Но в тоже время, иногда персонажей слишком много, мне не нужно их столько, внимание рассредоточивается. Главные персонажи — трио, химия между ними — безумна, они как и фильм притягивают и отталкивают. Думаю это и была главная цель. Грязный, немного противный и пограничный фильм. Это ощущение удваивается благодаря прекрасной работе оператора с ракурсами, работа с цветом, тонами, все это для погружения. На протяжении всего фильма главное не перейти в Зазеркалье. Фильм ироничен. Но вопрос остался, а был ли Марла? Фильм напоминает Гессе «Степного волка», но в этом сходстве есть и огромное отличие. Ведь в «Степном волке», герой искал себе, в чем — то саморазрушаясь, но в чем — то созидая. Здесь же только destruction.
Мне через 2 месяца будет 30 лет, и только вчера я первый раз посмотрел «Бойцовский клуб». Если говорить об общем впечатлении, то мне фильм понравился, но есть вещи, которые меня озадачили. Дисклеймер! В рецензии нет явных спойлеров, но многие мои умозаключения могут вас запутать, если вы ранее фильм не видели. 1. Сюжет В фильме есть основная сюжетная линия главного героя (в дальнейшем ГГ), которая продвигает нас по сюжету фильма. Также есть параллельная сюжетная линия ГГ, которая раскрывается позднее, и кульминация фильма происходит при их пересечении. Вопросы же вызывается мотивация ГГ в отношении этих сюжетных линиях. Если проблемы со сном и явная депрессия ГГ нам показывают на первых минутах, то мотивация в отношении финансового анархизма в принципе не подымается на протяжении всего фильма, и ближе к концу падает как кирпич на голову. Да, можно попытаться связать всё белыми нитками с работой ГГ, но его работа никак не относится к кредитным системам. Если говорить в общем про «общество потребления», то тут удочка закидывалась пару раз, но всё равно на этом не было акцента, и нам скорее показывали деградацию и моральное разложение ГГ. Второстепенные персонажи прописаны очень по разному, так как например начальник ГГ отлично отыгрывает свою роль, его действия понятны, и не вызывают вопросов. Но если взять в пример персонажа Брэда Питта, то как по мне актер не заслужено ел свой хлеб, так он его просто не вытянул, так как он выглядит довольно пресно. Персонаж Хелены Бонем Картер вовсе весь фильм вызывает отвращение, и в принципе он является четкой сюжетной дырой, так как если в начале фильма нам персонажа представляют, как того кто может влиять на сюжет, но затем на протяжении всего фильма нам её персонажа показывают… как типичную распутную даму с психическими отклонениями без какого либо намека на любовную линию с ГГ… да потом выясняется, что какая-то относительная связь была, но это всё равно никак не должно было вызывать то, что случается в последних кадрах фильма. Если говорить честно, то у меня сложилось мнение, что у автора была изначальная идея, то потом ему начали пихать дополнительные идеи, и именно поэтому всё превратилось в этот цирк с внезапными сюжетными линиями, и совершенной не мотивированными действиями тех или иных персонажей. 2. Техническое исполнение К картинке у меня нет вопросов, так как постановка, декорации, операторская работа, постановка кадра и монтаж выполнены на высочайшем уровне. Отдельно хочу сказать в отношении заключительной сцены фильма… она никак не вписывается в основной тон подачи фильма, и даже смотрится чужеродно, но как она выглядит! Это просто шикарные кадры. Глаза от этих кадров просто испытывают оргазм. С чем у фильма в техническом плане есть проблемы? Это звук! И более всего это заметно в начале. Год назад я хотел посмотреть этот фильм, и у меня это не вышло именно из-за звука, так как он сведен отвратительно. Я тогда списал это на проблемы у стриммингового сервиса, и в начале этой недели я купил Blu-ray диск, но и там оказалась та же проблема. Если перетерпеть первые 30 минут фильма, то в дальнейшем таких явных проблем нету, как в начале. 3. Актерская игра Нортон свой хлеб ест не просто так, и он великолепно отыграл свою роль, как и множество других актеров. Лишним по мне тут является Брэд Питт, который явно не справился со своей ролью, и использовался в этом фильме скорее для обхвата большей аудитории. 4. Итоги Если бы я посмотрел этот фильм в 16—18 лет, то скорее всего я бы даже не обратил внимание на огромную черную дыру в сюжете фильма под эмоциями с окраской максимализма, но к счастью мой просмотр данной картины произошел сейчас, когда на эту дыру закрыть глаза уже не могу. Но кино на то и кино, чтобы оно задавало у нас вопросы, и мы осмысливали сюжет для получения ответов. Но при всех минусах фильма, есть атмосфера и метаморфозы ГГ, которые дают насладиться просмотром фильма. Многие этот фильм называют шедевром, но тут я не согласен, так как фильм скорее является просто хорошим фильмом (чуть выше среднего), и возможно в 1999-ом годы данная картина была прорывной в каких-то аспектах, но сейчас имея за спиной не одну сотню просмотренных фильмов он у меня не вызывает тех эмоций, как у людей, которые нарекают его шедевром. 7 из 10 P.S. Кстати, теперь я понимаю, что авторы сюжета «Mr.Robot» вдохновлялись именно этим фильмом.
Несомненно, о культовом значении этой картины говорить не приходится, поскольку то, какие проблемы в ней поднимаются и, самое главное, как они решаются требует дифференцированного философского анализа, во всеобъемлющем научном дискурсе, как парадигмы. Актёрская игра, безусловно, вызывает лишь положительные эмоции, героям веришь, проявляешь эмпатию и недоумеваешь, в некоторых моментах, Нортон и Питт украшения данной киноленты, пожалуй, одна из лучших их ролей. Аудиовизуальная составляющая, от режиссёра Дэвида Финчера, соответствует должному качеству и даже сейчас смотрится, куда лучше, чем большинство новинок. Потрясающая цветокоррекция, передающая психологизм, композиции подобраны грамотно и задействованы там, где должны. Экзистенциализм, с уклоном в Ницшианскую мировоззрение, разумеется, грамотно сочетается, тут и тема антиномий, при этом уклоны и в объекта, и в субъекта, как такового, наличие стагнации, ввиду рабочих будней, вызванных отчуждением труда, благодаря чему протагонист теряет личностную индивидуальность, становясь винтиком рыночной системы, продолжать можно ещё долго. Из вышесказанного можно сделать вывод: фильм обязателен к просмотру, каждый найдёт в нём то, что его окружает в повседневности, а также иные порывы мысли.
Общее впечатление: Шедевральная лента Дэвида Финчера, занимающая 9 место в списке 250 лучших фильмов по версии сайта КиноПоиск. Уже знаете 1 правило «Бойцовского клуба»? Не упоминать о «Бойцовском клубе»! Ах, я проиграла, ведь я уже назвала. Кино опирается на одноименный роман Чака Паланика, который завоевал сердца как критиков, так и читателей. Все начинается с закадрового голоса сотрудника страховой компании (Эдвард Нортон), который страдает хронической бессонницей и отчаянно пытается вырваться из мучительно скучной жизни. Он проводит время в рутине: дом — работа — дом. Но болезнь дает о себе знать, уж сложно отличить где горизонт реальности, когда мало спишь. Судьба подбрасывает герою знакомство — Тайлер Дерденом (Брэд Питт) — харизматичный изготовитель и продавец мыла. Его философия пугает и настораживает одновременно, одного, наш герой мгновенно сдружился с Тайлером. Друзья находят себе занятия: мордобой. Сначала они размахивают кулаками друг с другом, а после собирают в свою команду мужчин. Так что же это? Такой способ выброса агрессии, или новый виток философии от Тайлера Дердена? Динамика повествования филигранно вальсирует в сюжете, закольцовывая важные моменты. Суть кроется в интриге, которую с большим трудом спрятали создатели ленты! Финалочка готовит зрителю взрыв мозга, ради которого нас собрали в начале, поверьте, если вы не видели этот фильм, вам захочется пересмотреть ленту снова, дабы расставить все детали на своей виртуальной полке. Уэ сколько эмоций готовит повествование, я уже завидую всем, кто начнет смотреть! В ленте поднимается множество проблем, как с собственно душевное состояние: борьба с депрессией, и однообразные действия, так и борьба с обществом: социальное порицание и работа из под палки (есть ли радость в жизни?!). Столь разные герои сплелись воедино в одной ленте, настоящий контраст! Один спокойный и в меру уравновешенный парень, второй этакая зажигалка, готовый громить, крушить, ломать систему. Не зря Тайлер появляется в жизни нашего рассказчика (к слову, за фильм, герой Нортона безымянный), он меняет его и изменения начинаются сразу с знакомства, приглядитесь! Стоит отметить насколько громко заявляет о своем «Я» Тайлер. Нарочитая мужественность одна из черт пропагандируемая фильмом. Фильм снят в темных тонах и практически основная часть повествования — темное время суток. Обусловлено это психическим состоянием ГГ, т. е для придания атмосферы и затягивания в цепкие лапы хронической бессонницы. Особые дифирамбы надо петь тандему Питт-Нортон. Перевоплощение дико потрясающее, конечно, не забывать о Марле в исполнении Хелены Бонем-Картер, ох, уж это яркая женщина, потягивающая сигарету и непонимающая сути проблемы. Марла единственный женский персонаж в этом фильме, это о многом говорит. «Бойцовский клуб» — кино, которое нельзя пропускать! Скорее смотри! 10 из 10
«Бойцовский клуб» является произведением уникальным — социально-философским по своей сути, но притом, вопреки обыкновению, лишённым отвлечённости и созерцательного характера. Напротив, решительным, проникнутым исступленным желанием чуть ли не прямого влияния на окружающий мир, на существующее положение вещей, особенно в человеческом обществе. Прежний рекламщик и клипмейкер дебютировал в большущем кино, как думает он лично, неудачно: «Чужой 3» принято считать худшей работой Финчера. После чего атмосферные и мрачнейшие неонуары «Семь» и «Игра» сотворили ему репутацию одного из самых спецефических режиссеров Голливуда. Впрочем статус культового Финчер заработал исключительно после «Бойцовского клуба» — скандального, шокирующего и виртуозного фильма, будто бы закрывшего ХХ век. Центральный конфликт «Бойцовского клуба» связан с кризисом общества потребления, которое стало чересчур комфортным для его обитателей, — потому в нем неизбежно случится взрыв, бунт, террористическая революция. Вместе с квартирой, обставленной мебелью из IKEA, у главного героя — безымянного рассказчика — сгорают все мосты и пути к отступлению. Дальше — только сопротивление. С этой радикальной траекторией идентифицируют себя многие зрители. Сам Финчер настаивает на том, что «Бойцовский клуб» не активистское кино. Режиссер не занимает ни одну из позиций и только наблюдает за своим героем, не осуждая и не одобряя его действий. Кто мы такие? Мы просто потребители, одержимые атрибутикой преуспевания. Война, голод, насилие -все это не волнует нас. Нас волнуют знаменитости и скандалы, чье имя на бирке трусов, тупые блоги социальные сети. ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО — это современное рабство. В наше время это приобретает все больший масштаб. Средства массовой информации, реклама, реклама, реклама, реклама, реклама абсолютно везде. Общество потребления — это привитая обществу мода на постоянные покупки. Причем большая половина покупок, которые мы совершаем, не являются для нас жизненно необходимыми. Нам внушили, что возможность покупать все больше разных удобных и красивых вещей — это хорошо. Это наша награда за нашу цивилизованность и прогресс. Но мы уже доказали сами себе, что мы не цивилизованы. И что наш прогресс в общей картине мира остается на одном месте, потому что пока одни богатеют — другие беднеют, пока растут города — растут и зоны экологического загрязнения. Такой прогресс все равно что удлинение одной ноги за счет укорачивания другой. мы покупаем вещи согласно моды, а не их реальной надобности мы покупаем новые автомобили и вынуждены оплачивать дорогой сервис, что бы сохранить гарантию. нам постоянно предлагают купить новую модель телефона или компьютера. Каждые три месяца. С каждым поколением надежность и долговечность вещей падает, что бы мы снова и снова покупали телефоны, пылесосы, телевизоры, мебель, автомобили… абсолютно все. нам рекламируют дорогие бренды, внушая, что владение ими это престижно. Финчер первоначально хотел пригласить для работы над музыкой к фильму Radiohead, но в конце 1990-х те находились на пике славы и еще не хотели писать для кино. Дуэт американских продюсеров The Dust Brothers, известных по семплам Beastie Boys и Бека Хансена, создали для картины свой первый инструментальный саундтрек — мрачный и энергичный. Пластинка также заслужила культовый статус, оставшись единственным оригинальным релизом The Dust Brothers. Нас сознательно превращают в животных, развивая интерес к яркой тряпке, обилию пищи, плохим привычкам и необузданному сексу. Содержать животное прибыльнее, чем раба, ведь для этого нужны еще цепи и надзиратели..
Но и «я/мы Марла Сингер». Как-то вдруг пришло понимание, что чем больше я откладываю просмотр «Бойцовского клуба», тем дольше я его не посмотрю, а значит, момент получения удовольствия от просмотра так и будет/был бы за горами. Итак, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера. Лично для меня этот специалист состоялся как режиссёр ещё аж с момента его дебюта с картиной «Чужой 3». Нет резона ещё раз вспоминать про творческую мясорубку с «Фоксами». И тем более он вернулся на студию. Вернулся уже статусным покорителем зрительских сердец триллером «Семь». «Бойцовский клуб» же был в то время встречен спорами и претензиями. И только спустя время именно это самое время стало потрясающим судьёй, поставившим всё на свои места и вынесшим безоговорочный оправдательный приговор ленте. Мы видим человека, по уши погрязшего в рутине до апатии, ведущего самую серую жизнь, разбитого бессонницей. Этот человек почти безымянный. Ну, назовём и мы его для удобства Джеком. Джек придумал для себя решение: посещать курсы анонимных больных. В этом он черпал свою жизненную энергию. Это даже помогло ему уснуть как младенцу и даже справиться с недугом. Бессонница отступила… И… сначала появилась Марла. Она, как и названный автором Джек, стала приходить на собрания. Потом — это, кстати, на мой взгляд, определяющий момент в понимании кто такая Марла — она появилась там же, где Джек увидел пингвина. А уж если повспоминать, что говорит Марла главному герою, то продукт Финчера и вовсе может заиграть другими красками… Но… конечно, нам интересен тот, кто толкнёт историю далеко вперёд!.. Тайлер Дёрден!.. Это кладезь жизнеутверждающих позиций. Поэтому наш Джек, с которым, к слову так легко позиционировать себя, сближается с этим сгустком энергии! Парни, скоро ставшие друзьями, открывают клуб по интересам. Это драки. Но «Бойцовский клуб» — это фильм не про драки. Отнюдь. Хоть и этот момент, безусловно, присутствует. Причём даже с блестящей постановкой. Это фильм о другом. Это просто ходячая методичка по новой философии. Философии помойки, скажете вы? Опять же, отнюдь! Кто как, а я считаю, что «Бойцовский клуб» с блеском венчает эпоху кино 90-х. Он не один такой, само собой. Но речь же буквально о нём!.. Брэд Питт тут просто горящий огонь! И это я не на молодёжном сленге. Отличен и органичен тут и Эдвард Нортон. О, то ещё было время, когда он не подпортил своё реноме. Ну и — как я мог! — Хелена Бонем Картер. Тёмная звёздочка всей картины, без которой бы не было бы того «Бойцовского клуба», что мы знаем!.. Также здесь можно заметить и Джареда Лето. Но его вклад выглядит не таким значительным. Или его затмили эти три кита, на которых всё держится… Конечно, «Бойцовский клуб» заслуживает не только повторного просмотра, но и детального изучения! Причём последить хоть за вкраплениями «двадцать пятых» кадров, хоть даже хотя бы просто посмотреть глазами зрителя, знающего твист… Чего и говорить, когда картина поразила даже Чака Паланика — автора первоисточника!.. Не знаю, ошибусь ли я, назвав «Бойцовский клуб» идеальным творением? Говорят, он переоценён. В корне с теми не согласен. 10 из 10
Мыло как критерий цивилизованности или материал для бомбы? И то и другое. Мыло как символ объединяющий две противоположные тенденции — культурность и ее отрицание. Отрицание в виде насилия. Вторая составляющая мыла забыта и вытеснена. Вытесненное возвращается в лице Вождя и Племени и возвращение его (вытесненного) угрожает смертью самой системе, его породившей. Вытеснение желания так же опасно как и его исполнение. Где-то на стыке этого противоречия возникает культура и личность- как нелепая попытка его разрешения. Белые рибоки пахнут кровью и потом рабочего во Вьетнаме (и еще пластиком)- так пахнут наши города. Мылом я отмою этот запах, а после — усну в теплой кроватке. Мой крепкий сон будут нарушать кошмары — они угрожают друг-другу, но поставляются в комплекте.
Гениальное произведение Чака Паланика, снятое гениальным режиссером Дэвидом Финчером. Лучший фильм в мировом кинематографе! Главный герой — обычный человек, серая масса, идущая вместе с потоком, на работу, с работы, и по кругу. Лишенное личности, сознания, и даже имени(на самом деле его не зовут Джек, его настоящее имя никому не известно), теперь просто тело, страдающее бессонницей, приходящее на собрания людей с раком, туберкулёзом, алкоголиков и так далее, для разгрузки сознания, с помощью этих собраний он начинает спать как младенец. Пока не появляется Марла. Марла — странный, противоречивый персонаж, Хелена Бонем Картер отлично справилась с такой ролью. Марла всегда и везде курит, даже на собраниях людей с раком легких. Рассказчик снова не может спать, потому что понимает, что Марла — такая же как он, она ему мешает разгружать себя. Далее рассказчик знакомиться с Тайлером Дерденом. Тайлер — бунтарь, абсолютная противоположность всей серой массы. Его отличие от всех выделяется сразу. Живет тайлер в старом «доме», в котором обычный человек жить не будет. Вместе с рассказчиком Тайлер создает подпольный Бойцовский Клуб, в котором такие же как наше тело рассказчика люди, будут драться, вымещая всю свою злость на оппонентов, тем самым все учасники помогают друг другу, весьма нестандартным способом. Но потом открывается то, чем этот фильм сразил 100% людей, просмотревших сей шедевр. Актеры Один из лучших актеров современности Бред Питт. Гениальный, и мною почитаемый Эдвард Нортон. Нортон гениально сыграл свою роль, как и Бред Питт. Ну и сногсшибательная Хелена Бонем Картер, сексуальная даже в старой и грязной одежде, с синяками, и закисшими от сна глазами. Очень многие люди, в том числе и я, не смотрели этот фильм, думая что он про драки и все, я переубедил всех своих друзей и знакомых посмотреть, все в один голос кричали: «Шедевр!», здесь я с ними согласен. Повторюсь, Бойцовский Клуб — лучший фильм среди всех фильмов. Рекомендую к просмотру всем и каждому! 10 из 10
Начну с того, что на этот фильм я наткнулся случайно, в поиске хорошего кино, но несмотря на то, что я смотрел много фильмов разных жанров, именно этот фильм сподвигнул написать мою первую рецензию. Главный вопрос который оставил фильм после просмотра, а поменялась ли жизнь главного героя, и чего он по-настоящему хотел? Но начну издалека, в чём суть фильма, в чем заключается его главная мысль? На мой взгляд как таковой главной мысли здесь нет, каждый её осознаёт как ЖЕЛАЕТ, как хочет, но основополагающими я считаю:1) Преодоление себя по принципу, отречения от социума и отказ от правил жизни, навязанных нам компаниями. 2) Показ самого социума, как стадо баранов несущихся на «красивую обёртку», лишь бы звучало складно. 3) «Чтобы что-то построить новое, сначала надо разрушить старое». На мой взгляд это три главных темы которые показывает фильм, и казалось бы эти темы довольно большие по объему, чтобы вместить их в один фильм, ведь даже фильм сконцентрированный на одной теме порой не может раскрыть её полностью, а значит фильм показывающий эти темы похож на кашу, которая в итоге не раскрывает ни одну тему, но, посмотрев этот фильм до конца, ты осознаешь, на сколько это гениально, ведь все эти темы, раскрываются полностью буквально в двух, трёх сценах и это поражает. Так вот возвращаясь к вопросу о том, «чего хочет герой?». На мой взгляд он хочет власти, он задаётся вопросом почему слабые слушаются сильных, он ходит на собрания дабы понять, а чего хотят слабые, ведь на этих собраниях отчаявшиеся люди говорят правду, ту которая нужна нашему герою. Собрав последователей, он хочет разрушить то, за что держится мир построенный на потребление, устроить анархию и быть спасителем и освободителем в глазах «овечек». Вот чего хочет герой-быть главным, поэтому от так нервничает, когда не знает про все планы СВОЕГО клуба, на секунду ему кажется, что он потерял власть. Фильм классный, советую к ознакомлению! 10 из 10
«Я острое чувство отчуждения Джека» Совсем ещё недавно я пребывал в глубокой депрессии. История, пожалуй, долгая, да и совсем не к месту. Большую часть моего свободного времени составили фильмы, чаек, пледик и все в этом духе. Настроение было паршивое и совершенно не хотелось никакой романтики, приключений, комедий. Стена рухнула и потому я начал обозревать жестокие реалии. Триллеры и детективы в основном. И в какой-то момент я вспомнил про старый, почти забытый мною, Бойцовский клуб. Смотрел я его до этого всего один раз (больше и не осилил) и было это так давно, что из сюжета фильма я запомнил лишь то, что там есть Бойцовский клуб и кто то дерется. И вот я начал смотреть. За прошедшие почти два часа (не считая титров) мною овладевали многие эмоции и состояния. Непонимание, неприятие, переосмысление, осознание, сопоставление, симпатия, недоумение, сосредоточение, снова переосмысление, ну и под конец полный восторг. Я посмотрел много фильмов и прочитал не одну книгу, и скажу честно, я просто впал в неистовство. Я стал искать фильмы, ну хоть отдаленно похожие на то, что я увидел и… Не нашел. Может статься, что я приложил недостаточно много усилий, но сказать по правде, этот фильм уникален. И уникален он тем, что он аморфен. Он не имеет крепкого стержня, и в зависимости от фантазии зрителя, может пониматься сколь угодно по разному. Кто то видит главное в том, кто то в этом. Он вместил в себя тонкую философскую мысль (и не одну), невероятный сюжет, и пожалуй, что самое важное, он был с нами до жестокости откровенен. Он не застилал нам глаза сладкой историей с трогательным хэппи эндом, не убаюкивал и отвлекал от проблем, не забирал время, а брал за голову и говорил: «Смотри! Внимательно смотри! Думал сбежать от проблем! Это не выход! Вот к чему такое приводит!» Лично мне фильм, фигурально выражаясь, дал крепкого леща. Заставил, принудил задуматься о многом. И не только задуматься, но и начать что то делать. Очень мало чего производило на меня такое впечатление. Это произведение — плевок в сторону конформизма, его фактическое высмеивание. Ведь нарочито вульгарны и антисоциальны Тайлер и Марла. Суть не совсем в том, что они говорят или делают, а в конечном итоге в том, что они вырывают нас и главного героя из зоны комфорта. Я по своему рад за тех людей которым не понравился фильм, ведь отрицание это одна из стадий принятия. И ещё дам совет. Не надо понимать идеи фильма слишком буквально, тут главное читать между строк. А между строк у этого произведения еще несколько произведений. P.S Само собой разумеется оценку фильму я даю максимально возможную, и всё же это неимоверно мало. 10 из 10
Бойцовский Клуб — одна из лучших экранизаций книг, снятых на данный момент. Фильм наполнен большим количеством интересных вещей, которые невозможно разглядеть или понять, посмотрев фильм лишь раз. Отличный каст, отличная игра, режиссура, операторская работа — все это в совокупности превращается в хороший фильм не из ряда «на один раз». С самого начала нам показывают намёки на суть того, что будет происходить дальше. Сцена, где рассказчик повествует нам о работе Тайлера оператором кинотеатра, в частности о том, как одна бобина с лентой сменяет другую — это называется переключением. Фильм продолжается, зрители ничего не замечают. Прямая параллель переключения от раскрасчика к Тайлеру и наоборот. Снова и снова. Рассказчик работал в крупной компании, часто бывая в командировках, просыпаясь в разных городах с разными отсчетами времени «Если можно проснуться в таком месте, где идёт другой отчёт времени, нельзя ли проснуться другим человеком?» В общем и в целом Бойцовский Клуб — это некая критика системы, той системы которая мешает быть человеку индивидуальным.
В свое время книга Чака Паланика произвела на меня впечатление. Но фильм превзошел книгу в разы. Фильм, даже спустя годы не теряет своей актуальности. Паланик создал нечто многослойное, при просмотре которого необходимо быть внимательным к деталям и диалогам. Лично мне потребовалось как минимум посмотреть кино три раза, чтобы пазл начал складываться. Для меня этот фильм является классикой, периодически его пересматриваю, и каждый раз нахожу для себя что-то новое. Паланика можно поистине считать мастером изречений. Весь фильм состоит из метких афоризмов, которые мы давно уже используем в привычной жизни. Поражаюсь, почему до сих пор так мало экранизаций его романов. Ведь это просто сюжетный кладезь. Но не только причастность Паланика, как автора послужила успехом фильма. Тут все в совокупности. Дэвид Финчер снял поистине мрачный, параноидальный, передающий всю атмосферу книги фильм, с присущим только ему стилем. Он взял из книги только самое лучшее. Не думаю, что нашелся бы режиссер, который бы смог снять круче. Актерские работы также на высшем уровне, каждый из них — это прямое попадание в книжный образ. Брэд Питт здесь реально очень крут, Эдвард Нортон похож на маниакально-депрессивного психа, Хелена Бонем Картер — просто идеальная Марла. Все это приправлено безумным и динамичным саундом от Dust Brothers. А финальная песня от Pixies своим текстом отражает всю суть фильма. «Когда-то мы зачитывались порнографией — теперь каталогами IKEA». Концепция фильма гласит, что все мы — потребители. Мы так одержимы культурой потребления, что потеряли контроль над собой, вещи, купленные нами, превратили нас в рабов и только избавившись от всего этого хлама мы можем обрести истинную свободу. В реальной жизни, нормальный человек не решился бы на такое, что устроили главные герои, хотя шизиков на свете хватает. Мы настолько привыкли к благам цивилизации, что стоит лишить нас ее атрибутов, и мир погрузится в хаос. Такими материями живет добрая половина населения Земли. Работай на нелюбимой работе, пялься в телевизор, трать заработанные деньги на ненужное дерьмо. Ты — не живешь, а существуешь. И так до конца своих дней. «Мир скоро пойдет ко дну, так что пора плюнуть на все диваны и зеленую обивку» Все мы винтики огромной системы. Каждый день подобен дню сурка, мы устали от всей этой преснятины и скучности бытия. Философия Тайлера Дердена — это встряска для современного общества. «Наплюй на все!» — вот его девиз. Он убежден, что современный мир исчерпал себя и требует перезапуска. Тайлер и Джек создали идеальную для себя утопию, где господствует диктатура, а невыполнение намеченных целей — карается. Всегда ли такие методы оправдываются? На пользу бы пошел тот план, что разработали Тайлер и его шайка? Отчасти. Фильм демонстрирует нам, что бывает с человеком, когда привычная жизнь надоедает и просто необходимо поменять все. Хорошо ли жить в самосовершенствовании, или свобода в саморазрушении и хаосе? Фильм оставляет после себя много вопросов. Но в любом случае, кино носит в большей степени развлекательный характер и воспринимать всерьез происходящее и думать: «А дальше то что?» — не стоит. «Бойцовский клуб» — это ода бунтарству и оригинальности. Это — ломка стереотипов, захватывающая и умная фантасмагория.
«Бойцовский клуб» возглавляет список тех фильмов, которые на момент выхода встречаются общественностью довольно прохладно и часто проваливаются в прокате, но с течением времени приобретают статус культовых. Сам автор оригинального произведения Чак Паланик после просмотра фильма остался под большим впечатлением и сожалел, что определенные художественные приемы превосходили его стиль написания и сильнее влияют на зрителя. Роман является манифестом среднего класса против устоев общества, где постепенно распространяется хаос. В киноленте персонажи следуют заветам книги, параллельно погружая себя в сигаретный дым, алкоголь и собрания тайного общества мужчин, избивающих друг друга для толчка к собственной свободе и самореализации. История вертится вокруг безымянного сотрудника страховой компании, который выглядит как я после занятий в универе — готов отдать все что угодно, лишь бы чуть вздремнуть. В стремлении как-то расслабиться он посещает всевозможные группы поддержки больных, чтобы побывать в атмосфере царящей печали и взаимопонимания. И все у него вроде налаживается, пока на этих собраниях он не встречает женщину по имени Марла Сингер, которая также ходит на эти группы, чтобы обрести душевное равновесие. И снова наш герой теряет волю к жизни, пока не встречает Тайлера Дердена — таинственного человека, который своими действиями подрывает устоявшиеся положения в обществе. Он мочится в супы, которые разносят официанты, вклеивает в кинопленки различные порнокадры и продает мыло, сваренное из человеческого жира — иными словами, и жнец, и молодец и на дуде игрец. Случившийся мордобой между приятелями привлекает внимание других мужчин, которые собираются в клуб, где происходят драки между разными людьми. Однако постепенно все ведется к тому, что Тайлер трансформирует Бойцовский клуб в нечто большее, он ставит в основу философии, что именно разрушение является толчком к развитию… Чак Паланик вообще известен как писатель-провокатор, и свое знакомство с ним я начал непосредственно с «Бойцовского клуба». Некоторая жестокость описанных сцен и нетипичное повествование соседствует с цитатами, которые разобрали на статусы ВКонтакте, считая себя высокоразвитыми индивидами. Мало добавить фразу «Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу», необходимо вникать в саму суть описанного. Мы видим именно что историю человека, который по своему укладу жизни ничем не отличается от миллионов других. И когда он встречает другого человека, с совершенно противоположными взглядами, его философия кажется нечто революционным. У него цель — сеять хаос, Тайлер высмеивает слой потребителей, стремится заявить о среднем классе общества. Беспринципный, жестокий, целеустремленный человек-анархия наподобие V из графического романа «V — значит вендетта». Теперь по актерам. Брэд Питт отошел от образа «смазливая мордашка», и в его внешнем виде прослеживается некоторое безумие. Цветная рубашка, красноватые солнцезащитные очки, волосы ежиком, скол на зубах. Он не считается ни с кем и ни с чем, его мечта — наварить побольше мыла, так как из его компонентов можно синтезировать взрывчатку, и заставить весь мировой порядок взлететь на воздух. Рассказчик был сыгран Эдвардом Нортоном, и от меланхоличного человека, находящегося в режиме «День сурка» 24/7 он переходит к свободе действий. От Марлы Сингер, исполненной Хеленой Бонем Картер, также веет безумием, она относится к жизни самым пофигистическим способом. Её вообще не парит феномен всего происходящего, у нее лицо из разряда «мне плевать на все, но для приличия вздрогну». С технической составляющей я могу сказать одно — Дэвид Финчер реально разошелся! Помимо темных тонов в картинке и небольших проходок больших расстояний в один дубль, у него еще есть тузы в рукаве. В одной сцене создается эффект дрожащей пленки. Когда один из членов Бойцовского клуба обливает человека из шланга, камера трясется, потому что оператор угарает. И первые десять минут необходимо крайне внимательно смотреть, потому что туда 25-м кадром вписали силуэт Тайлера Дердена, как он сам вписывает порно-картинку в детский мультфильм. Один из тех немногих фильмов, что со второго раза производят на меня гораздо большее впечатление. Показанная история заставляет реально задуматься — неужели мы реально не можем делать в жизни то, что захотим? Вы прочитали все, что хотели прочитать? Подумали обо всем, о чем хотели подумать? Докажите себе, что вы живы. Выйди на улицу, затей драку, позвони бабушке. Just do it. Если вы этого не сделайте, то так и проживете свою жизнь. Я вас предупредил.
Фильм, о котором много говорят. О котором много слышала. Который давно находится в списке «обязательно посмотреть!», но всё никак руки не доходят… И вот, наконец-то, дошли. Обратим взор на одно из культовых произведений тех лет, когда кино и литература отражали растущую обеспокоенность социума формированием общества потребления. Главный герой предстаёт перед нами достаточно успешным сотрудником что называется «среднего звена», с таким стандартным набором радостей и проблем: презентабельная квартира в фешенебельном районе, мебель из последних каталогов, безупречно сидящие на нём (равно как и на миллионах остального «планктона») бельё и одежда с известнейшими фамилиями на бирках (а иначе зачем вообще жить?) — радости(а так ли это? Сам ли он думает так?), ради возможности получения которых приходится ходить на нелюбимую работу, где тебя кругом окружают цифры и бумаги, сволочь-начальник, безликие одноразовые «друзья», где всё сквозит ложью и лицемерием, а самое важное, что ты осознал — ничтожность человеческой жизни в сравнении с пачкой банкнот и сверхприбылью корпораций. Мир, где человек настолько озабочен достижением высших (как ему кажется) ступеней пирамиды Маслоу, что на основу у него просто нет сил и времени(сон, комфорт, уверенность, защищённость? Не, не слышал). И вот, постепенно карабкаясь вверх по этой извращённой пирамидке, уже на пути к вершине социальной лестницы, когда он реализовался во всём важном, в чём мог (и обязан!) — то бишь сбор коллекционирование атрибутов успешности, всех этих «специй», герой задумывается о «еде». И из-за облаков показывается вершина, где саморазвитие достигается путём саморазрушения. Путь нашего героя далеко не уникален — примерно то же мы можем наблюдать в «Американском психопате» — когда осознаёшь, что эти безделушки никогда не были твоим я, что это просто мишура, когда хочется чего-то действительно стоящего и настоящего, находится достаточно странный выход в виде реализации самых низменных животных потребностей. Наш герой не одинок. Таких как он, в самых разных слоях общества, десятки, стони, тысячи…. Отринуть всё, что не имеет подлинной ценности. Барахло не ты сам. И, кажется, окружающим нравится именно твоё второе, «настоящее» я: члены клуба, Марла — все они без ума именно от Тайлера. Твой мир, несмотря на разруху у и мерзость окружения становится идеальным. Но через какое-то время, идя на поводу у своего внутреннего зверя, герой осознаёт, что тот и вовсе спущен. Он не просто вышел из-под контроля, он посеял настоящий хаос. Путь саморазрушения, вопреки вере и ожиданиям, привёл к совершенно иному итогу — снова толпа истуканов и рабы идеи, жадно ждущие дальнейших установок, для которых человек никто. Сама суть и идеи клуба тоже погребены под слоем мишуры. Ничего не изменилось: общество осталось ровно тем же, поменялся только набор специй. Этот вывод преподнесён очень ярко: герой теряет двух важных в его жизни людей: Боба и Марлу. Людей, которые были его отдушиной в прошлом мире, благодаря которым он вышел на поиски собственного я. Это служит толчком и мотивацией героя. Он наконец признаёт все свои я. Становится тем, кто есть на самом деле и действует так, как считает нужным. В фильме зрителю во всей красе представлены две крайности, чтобы он осознал, что ни одна из них не есть верный путь. Все мы своего рода эквилибристы под куполом цирка, пытающиеся удержать равновесие в этом безумном мире.
«Бойцовский клуб» возглавляет список тех фильмов, которые на момент выхода встречаются общественностью довольно прохладно и часто проваливаются в прокате, но с течением времени приобретают статус культовых. Сам автор оригинального произведения Чак Паланик после просмотра фильма остался под большим впечатлением и сожалел, что определенные художественные приемы превосходили его стиль написания и сильнее влияют на зрителя. Роман является манифестом среднего класса против устоев общества, где постепенно распространяется хаос. В киноленте персонажи следуют заветам книги, параллельно погружая себя в сигаретный дым, алкоголь и собрания тайного общества мужчин, избивающих друг друга для толчка к собственной свободе и самореализации. История вертится вокруг безымянного сотрудника страховой компании, который выглядит как я после занятий в универе — готов отдать все что угодно, лишь бы чуть вздремнуть. В стремлении как-то расслабиться он посещает всевозможные группы поддержки больных, чтобы побывать в атмосфере царящей печали и взаимопонимания. И все у него вроде налаживается, пока на этих собраниях он не встречает женщину по имени Марла Сингер, которая также ходит на эти группы, чтобы обрести душевное равновесие. И снова наш герой теряет волю к жизни, пока не встречает Тайлера Дердена — таинственного человека, который своими действиями подрывает устоявшиеся положения в обществе. Он мочится в супы, которые разносят официанты, вклеивает в кинопленки различные порнокадры и продает мыло, сваренное из человеческого жира — иными словами, и жнец, и молодец и на дуде игрец. Случившийся мордобой между приятелями привлекает внимание других мужчин, которые собираются в клуб, где происходят драки между разными людьми. Однако постепенно все ведется к тому, что Тайлер трансформирует Бойцовский клуб в нечто большее, он ставит в основу философии, что именно разрушение является толчком к развитию… Паланик вообще известен как писатель-провокатор, и свое знакомство с ним я начал непосредственно с «Бойцовского клуба». Некоторая жестокость описанных сцен и нетипичное повествование соседствует с цитатами, которые разобрали на статусы ВКонтакте, считая себя высокоразвитыми индивидами. Мало добавить фразу «Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу», необходимо вникать в саму суть описанного. Мы видим именно что историю человека, который по своему укладу жизни ничем не отличается от миллионов других. И когда он встречает другого человека, с совершенно противоположными взглядами, его философия кажется нечто революционным. У него цель — сеять хаос, Тайлер высмеивает слой потребителей, стремится заявить о среднем классе общества. Беспринципный, жестокий, целеустремленный человек-анархия наподобие V из графического романа «V — значит вендетта». Теперь по актерам. Брэд Питт отошел от образа «смазливая мордашка», и в его внешнем виде прослеживается некоторое безумие. Цветная рубашка, красноватые солнцезащитные очки, волосы ежиком, скол на зубах. Он не считается ни с кем и ни с чем, его мечта — наварить побольше мыла, так как из его компонентов можно синтезировать взрывчатку, и заставить весь мировой порядок взлететь на воздух. Рассказчик был сыгран Эдвардом Нортоном, и от меланхоличного человека, находящегося в режиме «День сурка» 24/7 он переходит к свободе действий. От Марлы Сингер, исполненной Хеленой Бонем Картер, также веет безумием, она относится к жизни самым пофигистическим способом. Её вообще не парит феномен всего происходящего, у нее лицо из разряда «мне плевать на все, но для приличия вздрогну». С технической составляющей я могу сказать одно — Дэвид Финчер реально разошелся! Помимо темных тонов в картинке и небольших проходок больших расстояний в один дубль, у него еще есть тузы в рукаве. В одной сцене создается эффект дрожащей пленки. Когда один из членов Бойцовского клуба обливает человека из шланга, камера трясется, потому что оператор угарает. И первые десять минут необходимо крайне внимательно смотреть, потому что туда 25-м кадром вписали силуэт Тайлера Дердена, как он сам вписывает порно-картинку в детский мультфильм. Один из тех немногих фильмов, что со второго раза производят на меня гораздо большее впечатление. Показанная история заставляет реально задуматься — неужели мы реально не можем делать в жизни то, что захотим? Вы прочитали все, что хотели прочитать? Подумали обо всем, о чем хотели подумать? Докажите себе, что вы живы. Выйди на улицу, затей драку, позвони бабушке. Just do it. Если вы этого не сделайте, то так и проживете свою жизнь. Я вас предупредил.
Книгу, как ни пытался осилить — так и не удалось, слишком тяжелый слог, взгляд будто вязнет в словах — поэтому пришлось ограничиться экранизацией. Очень хорошо показана метаморфоза главного героя через призму раздвоения личности. Осознание иллюзорности социальных конструктов преследует на протяжении нескольких дней после просмотра. Иначе начинаешь воспринимать вроде такие обыденные и привычные вещи: работу, школу, походы в бар с коллегами, покупку нового телефона последней модели… тут главное не пойти по стопам героя фильма и не начать собирать вокруг себя единомышленников… в обществе потребления такие революционеры долго не живут. Фильм не зря получил культовый статус. Есть о чем задуматься, помечтать и взгрустнуть. Отдельных аплодисментов заслуживает актерская игра Нортона и Питта! Бонем-Картер, как всегда, просто восхитительна. Гротескно-мрачный образ, словно вырванный из произведений Тима Бертона, идеально характеризует ее героя. Дополнительно стоит отметить игру Джареда Лето. Да, это тот самый «слишком блондин», которого не сразу пустили на порог, а впоследствии превратили в выходца из «Города грехов». Режиссёрская и операторская работа просто на высоте. Остаться равнодушным к фильму сложно! 10 из 10
Очень соблазнительно было бы начать этот разговор с первого правила Бойцовского клуба, но это было бы слишком предсказуемо. В любом случае, поговорим не о клубе, а о тех, кто создал его, и том, чем он стал сегодня. В 1999 году, когда фильм Дэвида Финчера вышел на экраны, сразу же приобрел черты культовости: имя Тайлера Дардена стало почти нарицательным, Чак Палланик был превращен в одного из главных авторов глубокомысленных цитат в социальных сетях, кадры и эпизоды бесконечно тиражируются. А с развитием феномена мемов как современного коллективного творчества лицо главного героя и вовсе приобрело статус некоего фольклорного персонажа. И чем дальше, тем все более устойчивой становится эта культовость «Бойцовского клуба». Его изучают, трактуют, ищут подтексты и строят конспирологические теории, а последнее ярчайший признака того, что превратилось в общественный феномен. Кажется, в наше время первый просмотр этого фильма сродни обрядам мужских инициаций — посвящению мальчика в мужчину, переходу из детства во взрослость. Сегодня, когда для этого нет крещения боем (как и других тяжелых испытаний), некоторые обязанности взял на себя фильм Финчера. Было ли со времен его появление что-нибудь столь же брутальное и знаковое для нескольких поколений подростков в разных странах мира? Что-то не припоминается… Вообще поводом для разговора об этой картине стал ее повторный прокат: в первом «Бойцовский клуб» провалился, к тому же был более чем прохладно встречен критиками. Но судьбу фильма определило не это, а зрительское отношение. Поэтому повторный прокат оказался не просто кстати (он, конечно, был актуален в любой момент), но вызвал бурные порывы радости. За двадцать лет желание смотреть фильм не уменьшилось, а возможность увидеть его на большом экране, еще и с субтитрами вместо дубляжа, — это какой-то особый синефильский деликатес. Спасибо кинотеатрам, которые взяли ленту в свой прокат. Хотя, что касается выбора момента для повторного проката, пожалуй, стоит учесть, что все стремительнее приближается к нам 8 августа — день российской премьеры тарантиновского «Однажды в… Голливуде». Так что избежать соблазна сравненить молодого и зрелого Бреда Питта практически невозможно. Здесь, в «Бойцовском клубе» он, кажется, предстает в своей лучшей форме — на вершине типичной питтовской харизматичности. Их тандем с Эдвардом Нортоном уже стал хрестоматийным — и фактурный контраст, и актерское взаимодействие создают особый образ, который ярче неожиданнее раскрывается к концу фильма. А участие Хелены Бонем Картер вносит струю сумасшедшинки: она в роли Марлы отвратительно-прекрасна и хочется постоянно вглядываться в ее лицо. Тем более, что именно оно становится тем зеркалом, в котором зритель может найти отражение разгадки сюжета. Смешение в этом сложном сюжете первобытной силы и тонкой психологичности, иронии и ужаса, жестокости и легкости для каждого зрителя делает «Бойцовский клуб» если не культовым в пределах его индивидуальной судьбы, то уж точно незабываемым. Все-таки надо было начать этот текст со слов: «Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе», но тогда пришлось бы молчать…
Тот ооочень редкий случай, когда я люблю и книгу, и фильм. Книгу чуть больше, потому что мое собственное воображение всегда рисует выразительнее. Но тут разрыв не велик. Насчет концовки — не могу не согласиться с Чаком Полаником: в кино эффектнее. Зато в книге есть масса любопытных моментов, которых не было в фильме ни намеком, а жаль — очень яркие. Благодаря отрывистому стилю письма книга с легкостью растаскивается на цитаты. Можно взять почти любую строчку. Я ее именно так иногда и перечитываю. Раскрываю на любом месте и пошел процесс. Стоит, наверное, отметить, что книга была прочитана намного позднее фильма. И это тоже делает ситуацию уникальной — обычно я совсем не в состоянии оценить книгу после кино, такое было только с Толкиным. Фильм люблю не столько за тему, сколько за цельность и за изумительную актерскую игру. В определенном смысле он зажил своей жизнью благодаря игре двух главных актеров и общей атмосфере. Редко можно увидеть, когда все сделано так ясно, внятно и доходчиво. Прекрасное погружение. Сам бунт не вызывает у меня большого энтузиазма и я прекрасно понимаю тех, кто не восторге от основной мысли фильма. Это просто фильм-гнев. Никаких решений, никакого движения по линии «эмоции — действия». Главный герой выражает себя и ставит диагноз. До лечения не дошло. А снести все к чертям — это не лечение, это отчаяние и нервный срыв. С другой стороны тех, у кого с гневом все непросто, должно восхищать и цеплять. Этот фильм — как отрывашка. Срывает клапан и все, что было внутри, вырывается наружу. Очень полезно с психотерапевтической точки зрения. Лично у меня с гневом порядок, в открывашках не нуждаюсь. Поэтому, конечно, в фильме наполнения мне не хватило, и не могло хватить. Но я и не настаиваю. Редко когда увидишь такую качественную вещицу, которую даже тянет пересматривать, уже за одно это спасибо.