Академия Рашмор: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск26 сентября 2009 в 18:48
Если человек получил шанс прожить удивительную жизнь, он не может сделать это в одиночестве.

Не люблю критиков, хотя понимаю, что без них никуда, но не люблю за то, что все им нужно определить, распределить, разложить и представить в ожидаемой и разжеванной форме для ленивого, порой сонного зрителя. Ах, да! – здесь мы посмеемся, не от души, а как-то грустно и нелепо, потому что в кадре мелькают неизменные глаза Билла Мюррея, и пусть он еще не натянул на лицо (или – стянул! – кто знает...) скафандр разочарованного мечтателя из «Водной жизни» с вечным вопросом: «Почему они смеются? Разве я сказал что-то смешное...», а держится вполне бодрячком, скачет и прячется за деревьями, как это должен делать, скорее всего, пятнадцатилетний Макс Фишер... Но нет. Фишер, маниакально одухотворив само название, как и картины, так и академии, рвется напролом, все с большим натиском, вперед, быть лучшим, быть единственным, и не замечает как подхватывает и засасывает в водоворот своих сочинительств, фантазий и идей потухшие, остановившееся жизни, сталкивая их друг с другом, точно умелый драматург. Только вот на сцене можно все изменить, переиграть, сымпровизировать, удивить!.. В жизни – каждый остается при своем. И это по-настоящему грустно. В десяточку! Уэс, в десяточку! Вы в меня попали... Много поклонников у Уэса. Возможно, в первую очередь, благодаря тому миру, яркому, неповторимому, как там еще – самобытному, уникальному, преимущественно с одним и тем же актерским составом... Да. Семья. Вот что всегда на первом месте у Уэса. И не обязательно в прямом понимании – ма, па, ну и еще несколько деток – балбесов или гениев. Ведь родным и близким человеком может стать кто угодно. И он будет дороже вам всех родственников на свете. А в дружбе я плохо разбираюсь. Как и Макс Фишер. Я немного ушла в сторону, так сказать, лирическое отступление... пададидуда... Так вот... Сколько поклонников, столько и умников, готовых броситься, разгромить ту сцену, на которой ведет свои представления Фишер-Андерсон. Но это всего лишь игра. Загляните глубже. И вы увидите. Нет. Лучше не надо. Лучше посмотрите на представление, кому какое дело, что там – внутри... – Вот о чем Андерсон, сочинитель грустных сказок о себе. И еще один камень полетел в сторону зелененькой, ухоженной лужайки... где-то там, только не здесь. Вроде есть смех... Есть улыбка. Но отчего-то грустно. Очень грустно. - Она мой Рашмор, Макс. - Я знаю. Она была и моим тоже. Желаю всем найти свой RUSHMORE, что бы или кто бы им не оказался. И... «будем надеяться на хороший конец». 10 из 10

gepard931
gepard93113 декабря 2014 в 15:28
Второй фильм гениального Уэса Андерсона.

Предисловие Herman Blume: What's the secret, Max? Max Fischer: The secret? Herman Blume: Yeah, you seem to have it pretty figured out. Max Fischer: The secret, I don't know... I guess you've just gotta find something you love to do and then... do it for the rest of your life. For me, it's going to Rushmore. Глава I: Макс Фишер Макс Фишер - гений, написавший пьесу в 2-ом классе, благодаря которой попал в престижную Академию Рашмор. Он влюбляется в учительницу и всеми способами пытается ей понравиться. На его пути стоит опасный соперник-лучший друг, который тоже любит её. Глава II: Театр в кино Уэс Андерсон хоть и режиссер кино, но он ещё и любитель театра. В каждом из своих фильмов он добавляет частичку театра. В данном фильме в начале каждого месяца открывается красный занавес, делящий фильм на несколько частей. Сентябрь - экспозиция, октябрь - развитие действия, ноябрь - кульминация, декабрь - спад действия и январь - развязка. Так называемая 'Freytag's pyramid'. Глава III: Шварцман и Мюррей Шварцман отлично сыграл Макса Фишера. Это его первая роль и он с ней справился на все 100. В дальнейшем мы будем встречать его в лентах Уэса Андерсона, но в основном качестве второстепенного персонажа. Билл Мюррей - потрясающий актер. Один из любимых актеров Уэса Андерсона. Не могу представить как же он был рад принять такого человека себе в семью. Tак вот, было очень забавно смотреть как они стали друзьями, потом врагами, потом друзьями. Два мужика стали детьми благодаря прекрасной женщине. Итог Мне фильм очень понравился. Все здесь гениально и просто. Отличный актер - есть, отличный сценарий - есть, отличный режиссер - есть, здесь есть ВСЕ!!! Этот фильм обязателен к просмотру. Возможно вы найдете частичку себя в этом фильме, возможно захотите написать свою пьесу и стать знаменитым, или сделать что-то невозможное ради любимой девушки. Может после фильма, вы поймете в чем секрет. P.S. Макс Фишер - Уэс Андерсон в молодости. 10 из 10

flametongue
flametongue3 октября 2014 в 08:13
Песни невинности

Если бы моя жизнь была пьесой, все бы в ней говорили, как мистер Герман Блум. Если бы я в этой пьесе был главный герой, я бы получил не одну физическую (и душевную) рану. Если бы по сюжету мне надо было влюбиться, я бы сделал это в самый неподходящий момент – и выбрал бы самую неподходящую кандидатуру. Если бы избранница моя не оказалась на пятнадцать лет старше, она бы, может быть, ответила мне взаимностью. Если бы я сам вдруг постарел на пятнадцать лет, я бы подумал – пфф, какие глупости! Если бы режиссёр этой ленты решил переосмысливать свой юношеский опыт в более зрелом возрасте, возможно, из обаяния и эксцентричности главного героя вырос бы ответ на вопрос, зачем Земля до сих пор вертится. Если бы не было в мире «Над пропастью во ржи», мы бы аплодировали Андерсону стоя. Если бы Джейсон Шварцман в очках с роговой оправой и сигареткой в зубах так не походил на, прости господи, хипстера, мы бы восприняли его более серьёзно. Если бы Оливию Уильямс не одевали в бесформенные свитера и не завязывали бы ей волосы резинкой, мы бы поверили, что в её чудаковатую героиню можно влюбиться. Если бы Билл Мюррей «дожал» образ незадачливого миллионера с тоской в глазах, он получил бы «Золотой глобус» на пять лет раньше. Если бы сюжет не развивался так же хаотично, как увлечения шестнадцатилетнего юнца, вся эта история смотрелась бы куда увлекательней. Но в мире слишком много фильмов о школах и взрослении. И Шварцман выглядит на двадцать восемь, а не на шестнадцать. И Андерсон захлёбывается в своём желании быть искренним, и с трудом превращает воспоминания в художественный вымысел. И невыгодно для самого себя «Рашмор» звучит вначале нотками «Общества мёртых поэтов», подсовывая Мюррея вместо Уильямса. И синий школьный пиджак теряет свою метафоричность, оказываясь деталью гардероба. И романтические чувства, поданные с насмешкой, перестают волновать. И хочется уже быстрей перенестись к финалу, чтобы обернуться и сказать: «Какие глупости!» Ведь ничего, кроме винилово-чёрных титров и скрипящего банджо… Ничего, кроме странных ситуаций и легкомысленного мечтательства… Ничего, кроме красиво шелестящей аллитерации She was my Rushmore.

lorddarling
lorddarling19 декабря 2012 в 08:27
Эволюция Макса Фишера

Фильм наполнен множеством смыслов, главными мотивами являются преданность, умение прощать, вера в настоящую дружбу. Главный герой покажется абсолютному большинству зрителей очень знакомым. В любой школе есть такой парень: чудаковатый внешний вид, множество непонятных хобби, навязчивая, приставучая манера знакомства, стремление быть в гуще событий. При этом он не пользуется популярностью у других школьников и не получает приглашения на дни рождения, тусовки и прочие мероприятия. Нашего героя зовут Макс Фишер. Учитывая то, что отношения между детьми в школе (а в фильме для усиления эффекта события разворачиваются в элитной школе) складываются в системе 'свой-чужой', этот парень находится на периферии. Для него школа является смыслом жизни, нет ничего важнее, чем участвовать в жизни школы и развиваться, расти в ее стенах. Отношение к нему руководства школы строго отрицательное, ведь он не успевает по нескольким предметам. Зато его так называемая социальная активность просто зашкаливает. Этим он и привлекает других школьников. К нему невозможно равнодушно относится, он всегда на виду, участвует во всех мыслимых-немыслимых мероприятиях, кружках. Проверкой на прочность для него и его окружения становится нежданная, (не)типичная первая любовь. Откровенно говоря жаль главного героя, ведь его характер, честолюбие, юношеская прямолинейность не позволяют ему адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Но вместе с тем эта любовь стала важным духовным опытом, неким прорывом для него. Он сумел сохранить дружеские отношения с теми, кто верил в него и с теми, кто разочаровался в нем, но сумел понять его чувства и дать ему второй шанс. Безусловно, эволюция Макса налицо: он пережил такие сильные чувства и нашел в себе силы идти дальше, заниматься своим любимым делом и заводить новых друзей, не забывая про старых. Вообще, мне очень нравится как Андерсон серьезно воспринимает подростков и их чувства. Он рассматривает их как полноправных членов общества, без скидок на возраст. Если дружба, то это всегда и предательство, и недопонимание, и умение просить прощения. Если любовь, то это взрыв (в данном случае с негативными последствиями), осознание подростком своей сексуальности и желание сделать невозможное, чтобы доказать свои чувства. Визуальная составляющая как всегда у режиссера на высоте. Скурпулезно, с душой выстроенные кадры с мельчайшими деталями. Мои любимые 'горизонтальные перемещения', они особенно удаются режиссеру. Складывается впечатление, что ты не фильм смотришь, а некую инсталляцию с живыми людьми. Еще почему это важный прием. Он позволяет режиссеру переносить зрителя из одного пространственного измерения в другое. Все декорации пьесы, поставленной в обычной школе, выглядят несколько пластмассовыми, но актерская игра подростков, их желание проявить себя в этих декорациях подкупает и не может оставить равнодушным. Среди актеров лично для меня самым ярким, но отнюдь не главным персонажом стал Билл Мюррей. Образ бизнесмена, который давно ненавидит свой брак, своих детей, да что там говорить и себя, выглядит очень ироничным. Но за маской мизантропа скрывается хороший человек. Он наравне общается с Максом и наравне с ним соперничает, что также, безусловно, вызывает иронию и даже усмешку. А чистота его души, желание сделать что-то действительно стоящее в жизни, отказаться от своего богатства ради более высоких ценностей помогает ему расставить приоритеты. Он не приемлет фальшивок, фэйков и с легкостью отпускает их. Но этого могло и не случиться, если не Макс. Фильм стоит смотреть, искать в нем свои смыслы, оценивать себя с позиций главного героя и других персонажей. Да просто посмотрите фильм Андерсона, его всегда приятно смотреть!

Cassandra_Fox
Cassandra_Fox24 апреля 2016 в 13:40
А на что ты готов ради любви?

Талантливый мистер Макс Фишер поражает всех тем, как умело успевает все на свете, он президент всех клубов, которых только можно себе представить, да еще и к своим 15 годам он сценарист, пьесы которого обожают от мала до велика. Одна из идей фильма, на которую я бы хотела обратить внимание это та, что образование, как и серебряные ложки с младенчества могут абсолютно не играть роли в том успешен ли будет человек. Талант, это не оценки в дневнике. Умение общаться с людьми и быть предприимчивым, увы, не купишь не за какие деньги. Непоколебимая уверенность и рассудительность располагает к главному герою, всех без исключения. Но все-таки этого недостаточно чтобы стать взрослым. Герой должен пройти испытание, чтобы стать сильней, и ни что лучше любви так не испытывает и не закаляет. Испокон веков эта тема остается неизменной. В фильме любовь вдохновляет, зажигает и окрыляет. Она учит ждать, терпеть и трудиться. Иногда любви не суждено сбыться в той форме, которой мы хотим, но это не значит, что ей нужно умереть. Жизнь учит Макса, что не все делиться на черное и белое, что такое настоящая дружба и любовь. «Я спас латынь. А что сделал ты?» Не все что мы хотим действительно нам нужно. Женщина, что была для него всем, не любит его, но вдохновляет его снова и снова. Складывается вопрос, а была ли это любовь в том смысле, который мы вкладываем в него? Любовь, не обращенная из мечты в реальность, так и остается мечтой, значит, она не заканчивается никогда. Он смог открыть в своей жизни другую страницу и заново построить ее. Ради любви можно сотворить невероятные вещи, которые меняют не только тебя, но и окружающих. 'Это стоило мне 8 миллионов! И это все чем вы готовы поступиться?' Юное безрассудство, это то, чего так не хватает нам в обыденной жизни. Мечтать, творить, воплощать, любить. Уметь прощаться с прошлым, бороться за свое счастье. Макс Фишер словно факел зажигает всех вокруг и заставляет верить во что-то большее. Приятный фильм о жизни во всех ее проявлениях с фирменным юмором и картинкой от Уэса Андерсона, это были отличные полтора часа моей жизни. 8 из 10

mulder_94
mulder_9417 июня 2012 в 18:40
Сказки Уэса Андерсона. Про дружбу, любовь и еще раз дружбу.

Итак, в преддверии выхода 'Королевства полной луны' я решила поближе познакомиться с творчеством Уэса Андерсона. И кажется, наконец нашла 'своего' режиссера. -Ты похож на старого капитана, ты обручен с морем. -Да, это верно. Но я давно не был в море. 'Академия Рашмор' - это удивительно душевная история о странноватом мальчике Максе Фишере. Он невероятно амбициозный и активный молодой человек, являющийся основателем-президентом-участником с десятка школьных клубов и одновременно худшим учеником по успеваемости в школе. Он пишет странноватые пьесы с кучей спецэффектов. Он не слышал про препятствия при достижении какой-либо цели. Но когда в его жизни появляется любовь...вот тут он и узнает, что такое настоящее препятствие. Это фильм прежде всего про дружбу. Про странную, нелепую дружбу между маленьким мальчишкой, парнем-подростком, взрослой учительницей и директором школы в преклонных годах. И если вы думаете, что самый маленький среди них - мальчишка, вы глубоко ошибаетесь. Этот фильм также о любви. Не самой счастливой, немного безответной и в целом такой же нелепой. Но в этом и заключается все очарование сей кинокартины. Пожалуй, в фильме есть нечто особенное. Он определенно снят с душой, и после просмотра на лице остается добрая улыбка. Формированию такой атмосферы способствует и замечательная музыка, подбранная со смысом. Часто слова песен перекликаются с происходящим на экране. Ну и конечно, неотъемлемая составляющая всех подобных фильмов - это юмор. Добрый, иногда грустный, иногда забавный юмор. Он не застваляет хохотать до упаду, нет! Но поверьте, иногда вызвать легкую улыбку гораздо труднее, чем безудержный хохот. Но ничего вышеперечисленного не вышло, если бы не работа актеров. Раньше с Джейсоном Шварцманом я сталкивалась только во 'Взломщиках сердец'. Но в 'Академии Рашмор' я определенно лучше оценила его игру - великолепно! А Билл Мюррей с его взглядом измученого жизнью бедолаги? По-моему, он не меняется из фильма в фильм, но данный момент совсем не делает этого человека плохим актером. Наоборот, в каждый свой образ он приносит чуточку особенного шарма. Большой ребенок с грустными глазами. Пожалуй, именно эти двое взрослых детей в сотрудничестве с еще одной малолетней душой - Уэсом Андерсоном создали такое по-настоящему волшебное кино, которое оставило после себя не менее волшебное настроение. И я еще раз повторюсь, что, наверное, нашла 'своего' режиссера. Действительно, фамилия Андерсона не зря созвучна с фамилией датского сказочника. Он тоже своего рода сказочник кинематографа. И вы это почувствуете, когда ощутите атмосферу его фильмов. Однозначно рекомендую для просмотра. 10 из 10

Tristo
Tristo17 октября 2020 в 09:41
'Если один человек получил шанс прожить удивительную жизнь, он не может сделать это в одиночестве.'

Дебютом в кинематографе для режиссёра и сценариста Уэса Андерсона можно считать 1993-й год, когда ему было 24 года. Тогда в соавторстве с братьями Люком и Оуэном Уилсоном он поставил короткометражку в жанре криминального драмеди 'Бутылочная ракета'. Фильм был оценён в узкий критических кругах, так что спустя всего два года на экраны вышла уже полнометражная версия 'Бутылочной ракеты'. Так уже более-менее широкая аудитория смогла оценить уровень таланта Уэса Андерсона, хотя и фильм получился несколько неоднозначным. Но в любом случае Андерсон забрал свою первую награду - приз канала 'MTV' в категории 'Лучший режиссёр-дебютант'. И всё же первой шлифовкой узнаваемого стиля Андерсона принято считать ещё одно драмеди (на сей раз без криминала) под названием 'Академия Рашмор', которое вышло в 1998-ом году. В центре сюжета находится подросток по имени Макс Фишер. Он явно выделяется среди других учеников академии Рашмор, так как увлечённо посещает все кружки и секции, а некоторые сам же создаёт и ими же руководит. Но это пагубно сказывается на его учёбе - он один из самых отстающих учеников и, в конце концов, терпение директора академии лопается и он в последний раз предупреждает Макса, что если пойдёт так дальше, то его исключат. Макс в свойственной для себя манере воспринимает угрозу, но она мгновенно отходит на второй план, когда в академию приходит новая учительница мисс Розмари Кросс, а ещё Макс заводит знакомство с флегматичным предпринимателем Херманом Блюмом. Макс, как можно догадаться, принимает симпатию к новому преподавателю как любовь и начинает настойчиво добиваться её внимания, а Блюм видит в подростке самого себя, принимая того настолько близко, словно родного сына. Это лишь синопсис и хоть сюжетное повествование от Уэса Андерсона, подготовившего его вновь совместно с Оуэном Уилсоно (да-да, тем самым, которого мы прекрасно знаем по работам с Джеки Чаном и Беном Стиллером) - важное условие в произведениях Андерсона, а по-другому его картины и не назовёшь, но всё же сама стилистка и форма 'Академии Рашмор' уже тогда выделило Андерсона из сотен других постановщиков, сделав его столь же оригинальным, как и необычным, поставив его в один ряд особых режиссёров со своим взглядом и манерой постановки, как, скажем, Джим Джармуш, Тарсем Сингх либо Тим Бёртон. Обтекамость форм, плавность подачи, глубокомыслие и философия диалогов, которые можно принять либо за гений, либо за безумие, а, как известно, между ними весьма тонкая грань. Уэсом Андерсоном можно либо восхищаться, ежедневно пересматривая его работы с художественной уникальностью, либо же чувствовать отчуждение и невосприятие подобного материала. Меланхоличность и методичность в действии - тоже один из фокусов Уэса Андерсона, которые столь выпукло выражаются в 'Академии Рашмор'. Можно понять эксцентричность картины, если затронуть хотя бы название его, когда становится понятно, что это не просто учебное заведение, а это смысл и образ жизни для некоторых. Андерсон не раз называл классиков кинематографа и их работы, которые повлияли на формирование его уникального стиля, о всё же хотелось бы в субъективном плане отметить, что всё происходящее будто бы сродни со сказкой Льюиса Кэрролла про девочку Алису, попавшую в удивительную страну. В 'Академии Рашмор' получается нечто подобное: с одной стороны - реалии, но с другой - это будто бы сказка, будто бы эксцентричная театральная постановка автора-новатора, который видит мир по-своему. В 'Академии Рашмор' получается одновременно и смеяться и грустить. И чтобы всю необычность 'Академии...' можно было поставить без дополнительных усилий, Андерсон подбирал актёров себе по нраву. А как же иначе, если уж он записал себя в отряд последователей американского независимого кино. Например, роль Макса Фишера досталась Джэйсону Шварцману, двоюродному брату самого Николаса Кэйджа, связанного кровными узами со знаменитой богемной семьёй Коппола. Но Шварцман больше позиционировал себя как музыкант, но он отлично вписался в концепцию 'Академии...', так что другого Макса Фишера сложно представить. Любимый многими комик Билл Мюррэй предстал в совершенно неожиданном амплуа, но сыграл так, что его встретили аплодисментами, так что он стал признанным актёром независимого кино и его талант раскрылся в ленте 'Трудности перевода' (2003), которую срежиссировала ещё одна представительница династии Коппола - София Коппола. Так вот, в 'Академии...' Мюррэй играет Хермана Блюма и, наверное, это одна из лучших драматических ролей комика с драматическим уклоном. За активным Максом и флегматичным Херманом как-то уходит в тень персонаж Оливии Уилльямс, сыгравшей мисс Кросс, но это не вина актрисы, а больше то, что Шварцман и Мюррэй несут первоочередную выразительность 'Академии...'. В целом, этот фильм можно считать прорывным в карьере Уэса Андерсона. Призы и номинации на различных престижных кинонаградах, отметки и отклики критиков и зрителей за эксклюзивность манеры и индивидуальный почерк постановщика. Актёры, которые внезапно открылись для нас. Своеобразная сказочность, граничащая с толикой сумасшествия. И вот это всё и есть 'Академия Рашмор', фильм, ставший столь необычным, что даже сейчас котируется в кругах авторитетных издательств, вносящих его в список самых важных лент за историю кинематографа. 8 из 10

Max_Go
Max_Go3 сентября 2022 в 21:06
Мистер Андерсон…

Интеллектуальное кино. Многослойное, глубокое, философское, скучное. Признаюсь, у меня проблемы с просмотром Андерсона, т. к. многие его картины не цепляют и не вызывают никаких эмоций. “Академия Рашмор” не из таких. Но есть нюанс. О нем ниже. Фильм многослоен и поднимает много, слишком много тем. При этом обернуто это все в третьесортную мелодраму. На мой взгляд, проблема в том, что все эти темы сшиты белыми нитками, они искусственно посажаны на каркас повествования без какого-то синтеза. Вот только некоторые из них: взросление, семья, одиночество среди толпы, публичное образование, любовный треугольник, творчество, столкновение желаемого и действительного, проблема элит и расслоения общества и многое, многое... Даже тема войны присутствует. Вопрос только зачем это все тут? Автор показывает эти темы, с какими-то играет, но не более, ни одной не раскрывает, не прорабатывает ни через персонажей, ни через повествование. Это только наброски, а зрителю нужно приносить краски и фломастеры с собой и делать все самостоятельно. Представляю разочарование тех, кто пришел посмотреть комедию про жизнь в академии. Персонажи. Макс Фишер - не плейбой, не миллионер, не филантроп. Хотя пытается строить из себя фигуру не меньше Старка. У Макса есть бэкграунд, он помесь Стива Джобса (хороший организатор и менеджер, который красиво рассказывает и работает с публикой) и Барта Симпсона (бездарь с низкой успеваемостью, мстительный, обидчивый, эгоистичный). Все время хотелось зарядить оплеуху этому персонажу. Это и есть тот самый нюанс, единственные сильные эмоции, которые вызывает фильм. Хвала актеру, который прекрасно отыграл свою роль, но для меня он остался просто неприятным героем, который творит дичь по соусом подросткового максимализма, влюбленности и дум о высоком. Билл Мюррей - это грустный Билл Мюррей, такой же как и в десятке других фильмов. Если вы смотрели любое кино, где был грустный Билл Мюррей, вы сможете описать его персонажа в любом другом произведении, не смотря его. Визуал. Это ранний Андерсон и тут не так виден его фирменный и знаменитый стиль. Картинка застряла в сером фильтре, музыка есть и не перетягивает одеяло на себя. Интересно обыграны театральные сцены “Апокалипсиса сегодня” и “Серпико”. В целом видно, что режиссер еще набивает руку (это его второй полный метр). Итог. Фанатам Андерсона картина обязательна к просмотру, как и для синефилов (тут очень много отсылок и этим можно развлекать себя). Для остальных - это лотерея. Мне не повезло и в меня этот фильм не попал ни комедией, ни драмой, ни мелодрамой, но определенно, он не плох. 6 из 10

iRonMen77
iRonMen7714 марта 2012 в 13:31

Зрительный зал полон, в воздухе витает аромат свежести: так как все предвкушают зрелище от режиссера, который еще вчера был зеленым новичком. Актеры за кулисами волнуются, кто-то пытается вжиться в образ, кто-то, наоборот — выйти из него. Вместо звонка, играет песня «Making Time», медленно гаснет свет. Занавес поднимается. Уэс Андерсон один из немногих режиссеров, кто лирично и тонко может рассказать обычную история, показать ее под необычным углом. Фильмы его — словно вино, которое нужно пить маленькими глотками, наслаждаясь вкусом и ароматом, но зная меру: просмотрев несколько картин подряд, можно насытиться ими по горло. У Андерсона — своя эстетика, свой ярко выраженный стиль. Каждый раз он делает необычными затертые до дыр истории, будь то семейные дрязги или поиск себя. Но в «Рашморе» была задета тема куда более высокая — поиск смысла жизни, смысла существования. «Академия Рашмор» при просмотре, кажется до боли личной. Главный герой Макс Фишер, с которым поневоле начинаешь себя отождествлять, ищет себя, представляя свою жизнь как определенный круг действий, нарушение которого (угроза изгнания из столь привычного места) заставляет испуганную рыбку пытаться вернуть все назад… что никогда ни у кого не получается. Но по сюжету не все так просто, очередным возбудителем спокойствия оказывается новая учительница, глядя на «чувства» других герой не хочет отставать, решаясь тоже поиграть в такую игру, а соперником становится его друг. Обычная затравка сюжета подана под соусом тонкой красоты, поэзии Максимализм Фишера зашкаливает, попытка участвовать во всем, кажется лишь страстным желанием стать живым, нужным кому-то. И, несмотря на меланхолию персонажей, общий драматизм ситуации, Андерсон снабдил эту историю внушительной долей иронии и юмора, благодаря которым каждый персонаж оживает, а слово «фальшь» ни разу не приходит на ум. Гремучий коктейль из романтики и цинизма (естественно у режиссера и эти понятия звучат по другому), сочетает несочетаемое. Герои «театра жизни» (вспомните Шеспира) — меланхоличны, с ворохом проблем, которые, по сути, незначительны, а вопрос лишь в том, когда герои найдут ответ на вопрос. Жизненный урок, который эта ситуация им предоставила будет усвоен и обязательно приведет к относительному хеппи-энду, который по Андерсону — лишь спокойствие и умиротворение. Простота и изящество, достойные зависти. Выход главного героя на сцену — попытка отойти от своего я, стать кем-то другим, более крутым. Каждая роль которого — новый образ, который Фишер мечтал примерить. Юношеский максимализм и внутренняя энергия Фишера, тушит кризис среднего возраста героя Мюррэя. Все это вступает в схватку друг с другом за героиню Уильямс, которая на первый взгляд — лишь обычная девушка, еще вчера ходившая в школу и тот самый максимализм утратившая. Один видит в ней умелый противовес своему рвению, второй успокоение своего кризиса. Но нет, смысл не в любви, и даже не в том, что если победишь соперника сильнее себя — обретешь счастье. Атмосфера - тягучая, теплая, этакая «не здесь и не сейчас» - затягивает с каждой минутой все сильнее и сильнее. Происходящее все глубже западает в душу, делая ленту родной, личной. «Академия Рашмор», по сравнению с множеством стандартных, признанных народом, но совершенно бездушных постановок на ту же тему, кажется Луной и Плутоном. Большинство сцен хочется пересматривать и пересматривать, режиссура невероятна. А при просмотре понимаешь, что с эстетической точки зрения, то что творится на экране – идеально. Филигранная работа, где все работает так, как и должно работать. Это кино как старые, подаренные другом часы: точные и красивые, но, главное, дорогие сердцу. Вещь, которая была с тобой много лет, которая помнит много событий, и которую не хочется терять. В общем, прекрасное кино. Занавес закрывается. Аплодисменты.

VasekVVV
VasekVVV21 апреля 2009 в 19:12
«Дружба крепкая, не сломается…»

Тяжело, будучи дочерью или племянником Френсиса Форда Копполы, не стать успешным или известным кино-деятелем. Примеры Софии Копполы, Николаса Кейджа и Джейсона Шварцмана подтверждают правило об одной из самых известных кино-династий современности. Но вот Уэс Андерсон обратный пример, он в кинематографе один такой, ни родственников, ни предшественников нет. Самобытный юмор, легкая безмятежная атмосфера, практически стабильный и очень качественный актёрский состав – визитная карточка фильмов Андерсона. А Джейсон Шварцман неотъемлемая часть этих фильмов. Даже в романтической короткометражке «Отель «Шевалье» в дуэте с Натали Портман был задействован один из постоянных актёров режиссёра. «Академия Рашмор» был дебютным фильмом для актёра Шварцмана, Андерсон то к тому моменту имел уже опыт съемок, сняв два фильма с одинаковым названием - «Бутылочная ракета». Здесь же, впервые к Андерсону присоединился (и больше никогда уже не отцеплялся), один из лучших комедийных актёров конца ХХ века – Билл Мюррей. Картина о шустром школьнике, успевающем везде и всегда, кроме учебы, не лишена ироничности. Главный герой обладает уникальным даром заряжать окружающих своими дикими идеями, ставит пьесы, фехтует, дерется на ковре, но ничего не может поделать с успеваемостью и полностью стать своим для сверстников. Фильм, идущий в русле неразделенной любви между школьником и учительницей, демонстрирующий большой разрыв возрастов в круге общения героя (а это «второклашка», учительница и мужчина в полном рассвете сил) оказывается серьезным фильмов о взаимоотношении людей, об их мотивах к совершению тех или иных действий. Герои Шварцмана и Мюррея время от времени ведут себя как дети, превращаются из друзей во врагов и всё ради учительницы в исполнении Оливии Уильямс. Притом лента даже в финале не превращается в мелодраму, до конца оставаясь фильмом Уэса Андерсона, а там жанры чередуются от эпизода к эпизоду. К слову песня из концовки напоминает мелодии, которые Андерсон использовал в последующих своих фильмах (по крайней мере, в тех, в которых сотрудничал с композитором Марком Мазерсбо). Главной же темой «Академии Рашмор» остается тематика дружбы. Весь фильм режиссёр создает конфликты между главным героем и всеми его тремя друзьями, так сказать, проверяя их дружбу. Решение проблем Андерсону виднеется не в поисках компромисса, его тут даже искать никто не будет, а в победе здравого смысла, притом самими героями. Никто человеку не объяснит лучше, что он был не прав, кроме него самого, и если он сумел это сделать - честь ему и хвала. Уэс Андерсон – уникальный режиссёр, каждый его фильм обладает необъяснимым магическим свойством привлекать внимание, смешит и дает почву задуматься. Парадокс. Часто ли задумываешься над, чем смеешься? Андерсон задорно рассказывает о простых вещах, не придумывает им особо сложные оболочки, не прячет далеко от взора, его понять не тяжело. Он вообще, судя по фильмам, считает, что жизнь это веселая штука, даже в самые сложные моменты.

Mister_Christmas
Mister_Christmas24 января 2020 в 18:36
#сел_посмотреть 'Академия Рашмор'

Первым фильмом Андерсона считается 'Бутылочная ракета' - история о том, как братья решили совершить ограбление, но что-то пошло не так. Картина провалилась в прокате, да и сам Андерсон не сказать, что любит вспоминать о ней. А вот Мартину Скорсезе фильм очень даже зашел, и он подкинул Уэсу и его однокурснику Оуэну Уилсону парочку полезных контактов для следующего проекта. Поэтому полноценным дебютом режиссера признана 'Академия Рашмор', ибо уже в ней видны страсть постановщика к симметрии, выработка собственного стиля и плюс на главные роли подрядились племянник Фрэнсиса Форда Копполы Джейсон Шварцман и Билл Мюррей, который после этой картины приобрел статус актера независимого кино. 'Рашмор' была очень важна для двух друзей, так как они перенесли свои личные переживания. Оуэн был отчислен из престижной школы, а Уэс в свое время был влюблен в женщину постарше него. И все же в характере подростка Макса Фишера, вокруг которого разворачивается действие, видно больше черт Андерсона, даже внешность списана со студенческой фотографии режиссера. Макс - активист академии, его усилиями обучающиеся занимаются во всевозможных кружках, но при этом его успеваемость по предметам хромает. В ходе испытательного срока он влюбляется в учительницу младших классов, но дело осложняется тем, что на неё положил глаз и местный промышленник Херман Блюм, с которым Макс раньше неплохо общался. И ты вот закатываешь глаза, в ожидании фильма о всяких подростковых рефлексиях уровня 'Риджмонт-Хай'. Но в то же время понимаешь, что тебя прикалывает наблюдать за этой 'гонкой'. Персонаж Мюррея и герой Шварцмана ухитряются дружить и враждовать одновременно. Хотя враждой назовешь с натяжкой - так, мелкие пакости (кроме случая с перерезанным тормозом, тут уже за рамки парень вышел). Возможна ли такая химия между 15-летним пацаном и 50-летним мужиком? Определенно, да. Кстати, Мюррей так проникся сценарием, что согласился играть за очень маленький по его меркам гонорар - 9000 долларов, и вдобавок покрывал мелкие расходы Андерсона. Макс Фишер имеет типаж подростка, столь популярного в 90-е - странный, одутловатый, не по годам умен и постоянно стремится показать однокурсникам, на что он способен. Определенно, в этом образе Уэс воплотил себя в юности, и даже моменты, когда Макс носится с очередной пьесой, не выглядят актом самолюбования. Тема отвергнутой любви и ревности гармонично вписана, но режиссер дает понять, что порой важно принимать отказы и поражения. Противостояние между Максом и Блюмом стирает разницу в возрасте персонажей, превращаясь в детсадовские шалости. А ведь иногда надо просто быть выше всего этого и жить дальше.

slipmetal
slipmetal30 марта 2018 в 19:42
Сложности дружбы

Эта картина является вторым полнометражным фильмов в режиссерской карьере Уэса Андерсона. Со сценарием ему помогал, как и в первом фильме, Оуэн Уилсон. На этот раз в актерском составе места ему не нашлось, но нашлось оно для его братьев (небольшие эпизодические роли). Картина повествует в первую очередь о дружбе. Дружба эта предстаёт перед нами в различных обличиях, да и возраст друзей довольно сильно разнится. Некоторые моменты, описанные в данном фильме, случались со сценаристами и в жизни: Уилсона выгнали из школы после 10 класса, а Андерсон был влюблён в женщину старше него. Да и кому как не им, хорошим приятелям, которые поработают вместе ещё не над одной картиной, рассказывать историю о всех сложностях дружеских взаимоотношений. Теперь перейдем к сюжету. Макс Фишер учится в престижной академии Рашмор. Учится — это конечно слишком сильно сказано. В основном он тратит всё свое время на различные кружки, начиная кружком пчеловодов и заканчивая секцией борьбы, а также на постановку пьес собственного сочинения в школьном театре. Во многих из них он является главным заводилой. Но вот беда: за неуспеваемость в учебе его хотят отчислить. Параллельно этим событиям он знакомиться с Хермом Блюмом - миллионером и отцом двух сыновей-оболтусов. Херму нравится Макс, так как он кажется ему очень деловитым молодым человеком. Но, как и всегда, на сцене появляется женщина. Вот такая завязка ждёт вас в этом фильме, дорогой читатель. От сюжетных перипетий двинемся к актерскому составу. Костяк его составляют актеры, которые уже играли у Андерсона или в будущем закрепятся в его фильмах на постоянной основе. Роль Херма Блюма исполнил несравненный Билл Мюррей. В этом фильме он впервые играет у Андерсона, но потом он исполнит ещё много отличных ролей у этого режиссера. Этот фильм как будто бы открыл второе актерское дыхание у Мюррея. Он отлично исполнил свою роль, которой он придал изрядную долю комичности так, как только он и умеет. А главная роль досталась, на тот момент юному, Джейсону Шварцману. Он так же станет потом довольно частым гостем в фильмах Андерсона. А в выходящей в этом году картине 'Остров собак' Шварцман помогал Уэсу и со сценарием. Главная женская роль досталась Оливии Уильямс. Она неплохо сыграла учительницу начальных классов, которая рано овдовела, и она же стала причиной разногласий между двумя мужскими персонажами, сыгранными Мюрреем и Шварцманом. Фильм 'Академия Рашмор' впервые в полной мере нам явил гений Уэса Андерсона как режиссера. Именно в этой картине уже можно обнаружить приёмы, которыми и полюбимся он зрителю. Можно не любить стиль Андерсона, но после просмотра его фильмов всегда остается прекрасное настроение. Вот так и в 'Академии Рашмор', преодолевая с героями различные преграды (которой порой могут быть довольно комичными) в отношениях, получаешь позитивный настрой и прекрасное расположение духа, как бы драматично не развивались события.

Uzak
Uzak13 января 2018 в 23:49
Что за тайна, Макс?

Макс Фишер, сыгранный Джейсоном Шварцманом, - двоечник, которому можно позавидовать. Он член клуба пчеловодов, постановщик и драматург школьного театра, главный редактор школьной газеты, участник всевозможных кружков и команд. Но вот незадача. Директор дает Максу последую возможность исправить свои школьные оценки. Положение ученика осложняется первой любовью причём в учительницу младших классов. О чём же фильм? О подростком максимализме, о первой любви и поиске себя. Одна из ключевых идей фильме звучит почти в самом начале ленте. “В чём твой секрет, Макс? - Секрет… Не знаю… Ммм… я думаю просто нужно найти дело, которое тебе по душе… и дальше заниматься им до конца своей жизни.“ Для Макса дело по душе это - Рашмор. Второй по значимости герой киноленты это - миллионер, сыгранный Биллом Мюрреем. Он застрял в болоте жизненных обстоятельств, и когда он встречает Макса то узнает в нём себя в школьные годы. Из-за этого героя Мюррея завязывает искреннюю дружбу с Максом. Два главных героя временами ведут себя как дети. Очень забавно наблюдать за их соперничеством. Но дружба их крепка и проверяется это в течение всего фильма. Снял этот фильма знаменитый сейчас, но тогда ещё начинающий режиссер-самоучка Уэс Андерсон. Он и срежиссировал фильм, и спродюсировал фильм, и написал сценарий фильма со своим другом Оуэном Уилсоном. Лично мне кажется, что главного героя Андерсон писал с себя в школьные годы. Уже в Академии Рашмор можно узнать неподражаемый стиль режиссера. Театральность, колкие остроумные комментарии от героев, небольшая отчужденность персонажей от всего происходящего. Многие скажут, что фильм приторный, нудный, не смешной. Но на то это фильм уникального Уэса Андерсона. Его стиль либо сильно нравится, либо вызывает отторжение. В заключение я хочу сказать, что это уникальный фильм о школьной жизни и не похожий на другие американские киноленты в подобном жанре. Возможно многие узнают себя в 15-17 лет, наблюдая за приключениями Макса Фишер. Андерсон снял добрую, простую киноленты о дружбе и поиске дела на всю жизнь.

Danse avec le diable
Danse avec le diable9 апреля 2014 в 22:46
Выпускник

Макс Фишер, ученик элитной академии «Рашмор», на первый взгляд, достаточно заурядный подросток, компенсирующий субтильную внешность врожденными лидерскими качествами. Плюс он вундеркинд во всем, в чем только можно быть, за исключением успеха в собственно, учебе. И вместо того, чтобы тратить время на зубрежку, Макс занимается куда более интересными вещами; пытается завести роман с миловидной учительницей, годившейся ему в матери, дружит с миллионером, который жалеет, что Фишер не его сын, и вынашивает один дерзкий план по перепланировки заведения за другим. Но с отчислением из родных стен приютившей его академии, все резко меняется – и эксцентричному гению приходиться изучать программу в незнакомой для него школе жизни. Уэс Андерсон, сейчас понятное дело, один из самых успешных и знаменитых корифеев американского индии-кинематографа, в конце 90-ых был популярен разве что «за бугром». И в своем дебюте, «Бутылочной ракете», он может, слегка и придавил зрителя своей манерой показать все, на что он способен, но что куда важнее, он не наступил на одни и те же грабли дважды. Здесь, во втором его полнометражном упражнении в постановочном мастерстве (а всего его фильмы – немножечко упражнения), слои равномерно накладываются один на другой, а история взросления замешивается с главенствующим мотивом в его творчестве; во взрослении, в общем-то, мало чего хорошего. Макс со сдавливающим череп мозгом, это такой даже не совсем человек с луны, а почти Холден Колфилд. И это вдвойне важно, учитывая то, как много общего у Андерсона с Сэлинджеровской прозой, где вся депрессивность вычищена из подстрочника, вместо нее – типичная для него безалаберность, но не наплевательство к собственному зрителю. Цветофильтры, расслабленный мотивчик, наигрывающий за кадром, неподражаемый Мюррей в роли ни то друга, ни то врага; все подается в нужное время, все на своих местах, все это, в конце концов, легко и непринужденно. Причем творческая свобода, как обычно, и в несовершенстве, и в каких-то непричесанных, будто так и надо, деталях – пусть позже, возьмем хотя бы его последний «Отель «Гранд Будапешт», Андерсон набитой рукой научиться подчинять действие сильно бросающейся в глаза симметрии. И тут уж станет очевидно, где живость, форменная энергичность, а где – мастерство, съемка по самостоятельно написанному учебнику. И понятно, что в обоих случаях все хорошо и за Дефо, воплотившего на экране инфернальное зло – смешившее до колик – можно многое простить, но разбираемая история взросления лишена главного недостатка практически всех состоявшихся режиссеров – внешней безупречности, которая не может не отдавать выморочностью. Шварцман, в профиль похожий на молодого Хоффмана, приносит своему герою даже не чудаковатость человека, который не то, чтобы всех удивляет, скорее – раздражает, но заканчивает этот образ вечного ребенка, совершенно инфантильного в свой среде, но невероятно развитого в бытовом плане. А надо ли вообще взрослеть? А смешиваться с толпой? Влюбляться в сверстниц? Попытаться скрыть свою странность от более приземленных одноклассников? Возможно, и не обязательно. Как ни крути, Уэс, может сам того не зная, убедительно мелодично распел нам всем гимн о нашем праве на индивидуальность, попутно сделав ощутимо поколенческое кино, не перегрузив при этом культурными референциями ни себя, ни зрителя. За что, учитывая кризис жанра, ему можно в очередной раз сказать спасибо.

Monk Iron
Monk Iron6 июля 2012 в 15:10

Фильм о взрослении. Старшеклассник Макс - мастер на все руки - он является президентом всевозможных клубов - от шахматного до фехтовального, является редактором школьной газеты, а также режиссером и сценаристом школьного театрального кружка. В общем - преуспевает во всем, кроме учебы. Мало было ему проблем с учебой, так он еще и влюбился в овдовевшую учительницу младших классов школы, в которую также влюбился его лучший друг - эксцентричный миллионер, который пребывает в кризисе среднего возраста. Это, наверное, самый правдивый, искренний и трогательный фильм о взрослении, который я видел. Не побоюсь его сравнить с классическим фильмом Соловьева 'Сто дней после детства'. Давно я искал подобный фильм и я очень рад, что посмотрел его. Фильмов про взросление и влюбленность снято было уже много и я думал, что меня уже ничем не удивишь. Но я ошибался. Фильм Андерсона - это яркие персонажи, запоминающиеся фразы, прекрасная музыка, блестящие актеры и трогательная история, в которой каждый может узнать себя и свои переживания в возрасте, в котором пребывает главный герой. Шедевр! Обязателен к просмотру.

bin_bon
bin_bon9 июля 2014 в 14:13

Посмотрела фильм по горячим рекомендациям друзей, мне даже показали начальную сцену, чтобы разжечь интерес. Да, сцена зацепила, стало очень любопытно, что же за человек этот странный Макс Фишер, смотрящий сны наяву. И каково же было моё разочарование, когда вместо фильма про Академию, коллективные действия, вместо панорамы из множества героев, я получаю запутанную мелодраму. Этот фильм не дал мне ничего. При всей внешней очаровательности и выпуклости героев, сюжет остался мне неясен. Такое ощущение, что повествование просто идет по рельсам, вне зависимости от чувств героев. Мне так и не удалось посочувствовать ни одному из участников любовного треугольника. Все события как-то неприятно роботизированы, персонаж просто идет и делает что должен. Мне не хватило эмоций в этой картине. Конечно, все снято красиво и в сюжете много деталей, находчивого Уэсса Андерса, все-таки халтурщиком не назовешь. Но в целом картина не произвела на меня никакого впечатления. Кто такой Макс Фишер я так и не поняла. Кажется, какой-то зануда.

Barney Gumble
Barney Gumble25 декабря 2012 в 04:40
Взросление

'Рашмор' Уэса Андерсона первый его фильм, который я посмотрел. И это знакомство, честно говоря, оставило не совсем определенные эмоции. Уже сейчас, просмотрев всю его фильмографию (причем неоднократно), я понимаю, что дело было в ожиданиях от просмотра и настроя перед ним. Не знаю, кто там определяет жанр фильма на обложке дисков... Ну в общем, 'Рашмор' они посчитали комедией... Дальше все понятно без слов... Но несмотря на то, что адекватное восприятие данной картины было обречено, именно она побудила меня посмотреть 'Поезд на Дарджилинг', после которого я навсегда стал преданным поклонником Уэса Андерсона. И вот я решил пересмотреть тот самый первый фильм. Результат - эмоции, еще эмоции, мысли, радость, улыбки, улыбки сквозь (совсем немного грустную) пленку на глазах, счастье... Я уверенно заявляю - этот фильм надо смотреть последним у режиссера. Это самый искренний, самое добрый, самый личный его фильм. Если другие режиссеры обычно заканчивают карьеру неким фильмом-исповедью, то Уэс Андерсон пошел другим путем - он начал с этого. В итоге его мотивы, приемы и мысли, которые в следующих фильмах будут содержаться частично и понемногу в каждом, в 'Рашморе' раскрыты все и полностью. Остальные фильмы Уэса Андерсона рассказывают частные, часто не самые типичные истории, подавая их в более интеллектуальном изощренном ключе, нежели это происходит в данной картине. После него Уэс Андерсон отдалился от зрителя, абстрагировался, как-будто скрыв истинного себя за декорации, бесконечные диалоги и комплексы актеров. А 'Рашмор' создан для зрителя, с любовью к зрителю, с доверием к нему. Это фильм о взрослении душ, об обретении покоя внутри себя, мира с самим собой и в конечном итоге настоящего счастья. Если вам в первый раз не понравится, попробуйте еще разок. Возможно, вы, как и я, никогда об этом не пожалеете...

rondddaaaa
rondddaaaa4 октября 2025 в 10:20
Ты не понимешь, она и есть мой Рашмор!

Фильмы Уэса Андерсона это всегда визуальное пиршество и великолепие. Однако, второй фильм Уэса Андерсона, а именно «Академия Рашмор» ещё не имеет всех отличительных черт его картин. Геометрия ещё не доведена до совершенства, деталей пока вполне допустимое количество и героев пока не очень много. И, неудивительно ведь после «Бутылочной ракеты» этот фильм только начинает карьеру режиссера. Легко смотреть на фильмы в ретроспективе и делать критические замечания из 2025. Но, давайте попробуем отмотать назад и посмотреть на картину под другим углом. Фильм явно рассказывает нам личную историю Андерсона (и он и правда был однажды влюблен в женщину сильно старше себя), съемки проходят в бывшей школе режиссера, и он снова пишет сценарий вместе со своим другом Оуэном Уилсоном. Их дебютный фильм «Бутылочная ракета» хитом не стал и большую кассу не собрал. Но, Уэс Андерсон постепенно находит своего зрителя. Тех, кто приходит на его работы и видит там глубину, нежность и легкое ребячество. В этот раз режиссер хотел и надеялся получить на главную роль большую звезду – Билла Мюррея. И, всё получилось. Именно этот актер будет снимать во многих других работах Андерсона, их творческий тандем окажется весьма успешным. В «Академии» талант Мюррея сходится с талантом восходящей звезды Джейсона Щварцмана. О том, как долго искал своего Макса Фишера режиссера можно почитать в его интервью, и вот перед нами два героя - юноша, познавший первую любовь и разочарованный в жизни ветеран Вьетнама. И, конечно же прекрасная учительница начальных классов, чей муж, по трагической случайности погиб. Именно в «Рашморе» выкристаллизовывается стиль Уэса Андерсона, появляются основные темы его работ. Это и проживание утраты и горевание, и взросление, и обретение надежды и, конечно же инфантильные взрослые и дети, которые ведут себя, как взрослые. Все эти темы будут пронизывать все работы режиссера. Однако, я бы скорее назвала «Рашмор» романом взросления. Главный герой Макс Фишер хоть и пытается быть взрослым, но совершенно по-детски злится, не хочет принимать правду, убегает в мир иллюзий и стесняется своего происхождения. Это ещё не те отважные ребята из «Королевства полной луны», пока Макс талантливый, но одинокий подросток. Но, особенный парень. Тот, что выделяется в пиджаке и красном берете на фоне других голубых рубашек. Интересна и театральная форма фильма. Занавес открывает нам картину с семьей героя Билла Мюррея, показывая нам, что перед нами лишь картинка, лишь пьеса, напоминая нам, о нереальности происходящего. Каждый месяц от сентября до декабря раздвижные кулисы окрашиваются в разные цвета. Может, чтоб мы поняли настроение героев, или чтобы мы уловили атмосферу этого отрывка или просто, чтоб напомнить нам о том, что это фильм, немного вернув в реальность. Уэс Андерсон любит играть с формой и цветами, отчего «Академия Рашмор» окрашивается в холодные, осенние тона с яркими вкраплениями красного. И, почему этот фильм стоит посмотреть? Он очень подходит под осеннюю погоду за окном, он рассказывает нам историю любви, он говорит с нами о том, что нужно верить в свои мечты и продолжать. Это вторая твердая ступень Уэса Андерсона в его фильмографии. И, если вам интересно узнать, как все начиналось, то посмотрите историю Макса Фишера.

AkhmetovRE
AkhmetovRE30 августа 2025 в 13:07
Глубокая и неожиданно взрослая драма о взрослении под маской абсурдной комедии

Прелесть этого фильма в контексте творчества Уэса Андерсона состоит в том, что, с одной стороны, в нем четко читается классическая художественная структура, благодаря чему можно предельно точно определить, как тут всё устроено, а с другой тут уже не менее четко читается фирменный режиссерский подчерк. Благодаря такому сочетанию, лично для меня фильм, помимо того, что он и сам по себе является великолепной комедией, еще и стал своего рода учебником по творчеству режиссера, но попробую по порядку… Насмотревшись поздних работ режиссера и уже интуитивно понимая, что у него не бывает неважных моментов, практически в самом начале споткнулся о сочетание в одной сцене, казалось, взаимоисключающих фактов – в ней говорится о том, что герой истории Макс принят в элитнейшую школу благодаря тому, что, будучи ребенком, написал пьесу и не абы какую, а про Уотергейт, при этом на момент разговора находится на грани отчисления, т. к. не успевает по ряду предметов, одним из которых является театральное искусство! Тут прям конкретно подвис, подумав даже, что, может, под «Theater», фигурирующим в табеле успеваемости, подразумевается что-то иное, но никаких альтернативных смыслов не нашлось, и, как впоследствии оказалось, данный нюанс является одним из ключевых для понимания эволюции героя. Собственно, на протяжении фильма Макс постоянно что-то ставит, причем по мотивам культовых фильмов, таких как «Вся президентская рать» (1976), «Серпико» (1973), «Лицо со шрамом» (скорее всего, версии 1983 года), однако закрывающая пьеса называется «Рай и ад». По ряду очевидных деталей в ней ясно читаются мотивы фильма «Апокалипсис сегодня» (1979), однако в ней определенно есть что-то ещё, и «ещё» является вторым фрагментом, критически важным для понимания эволюции героя. Как подсказал интернет, этим «ещё» является пьеса «Мисс Сайгон», на что внутри фильма нет прямых отсылок, что крайне странно, т. к. без понимания того, что финальная пьеса – это гибрид, можно только догадаться о природе финальной метаморфозы главного героя. Собственно, пьеса эта является первой осознанной попыткой героя не просто бездумно воссоздать узнаваемые образы, а вникнуть в их суть, переосмыслить и наконец сформулировать что-то своё. Так заостряю внимание на этом моменте потому, что, пропустив эти два не сильно очевидных момента, можно спокойно пройти мимо управляющей идеи истории, но помимо неё тут определённо есть на что посмотреть, посмеяться и подумать. В начале Макс является хоть и очевидно умным, но и не менее очевидно неопытным подростком, с типичными для подростковой психики максимализмом и черно-белым мышлением. Его осознанным желанием является стремление к признанию здесь и сейчас, для чего он подменяет долгий и нудный процесс обучения попыткой взять количеством, что проявляется экстраординарной гиперреактивностью во всё, везде и сразу. Именно таким он предстает перед зрителем в начале, и именно из-за этого директор школы одновременно лезет от него на стену и до последнего с ним нянчится. Всю бурную деятельность Макса в завязке (да и позже) можно утрированно свести к «Вижу цель, не вижу препятствий», и именно из-за этого он влипает в ситуацию, которая дает старт его нелегкому, но неизбежному путешествию во взрослую жизнь. Как уже писал выше, в этом фильме Уэс еще не играется со структурой, поэтому путешествие это четко разделено на пять актов, каждый из которых равен одному месяцу, и в каждом из них происходит ровно то, что и ожидаешь, если знаешь, как работает «пятиактная структура повествования». Тут что-то ещё глобально комментировать — только портить впечатления от просмотра, поэтому позволю себе еще только подсветить пару, как мне кажется, неочевидных нюансов и умеренную критику… Первый нюанс заключается в том, сама история от и до является одной большой пьесой, что является нормой творчества режиссера, но тут на этом прямо акцентируется внимание театральными занавесами в начале, моментах перехода между актами и конце фильма. Второй — портрет в открывающей сцене, на котором изображена семья персонажа в исполнении Билла Мюррея, является хоть и не сильно сюжетно значимым, но крайне занимательным художественным элементом. Хоть на нем формально и изображена семья персонажа Мюррея, по сути он является метафорой того, как Макс видит свою версию идеальной семьи в начале. Именно к ней он стремится и благодаря незаурядным способностям относительно быстро формирует, но в виду её очевидной дисфункциональности она ожидаемо разваливается. Зеркальным отражением открывающей сцены, неожиданно, является закрывающая, где зритель видит новую, уже значительно более крепкую, многочисленную и, что особенно важно, жизнеспособную семью, которую обрел герой. Повторюсь — для сюжета это незначительный элемент, но именно он окончательно убедил меня в том, что Уэс Андерсон предельно трезво смотрит на жизнь и прекрасно понимает, как в ней всё устроено. В завершении добавлю немного дёгтя в бочку мёда – как ни крутил, так и не понял смысл того, как показаны отношения героя Мюррея с его родной семьёй. Он вполне мог совершить всё необходимое для развития истории, будучи без такого открытого негатива. В том же виде, как есть, его поведение иначе как «это семья испортилась, попробую следующую» лично мне объяснить не удалось, из-за чего при всём желании сопереживать ему никак не получалось, в отличие от остальных героев истории, к мотивациям и логике которых не возникало особых вопросов (с поправкой на жанр, разумеется). Возможно, конечно, это какой-то хитрый элемент комедии, но как ни крутил, так и не понял его смысл, из-за него периодически выныривал из безумно ламповой, а местами и откровенно сказочной атмосферы фильма. В остальном же это на удивление крепкая и глубокая история о взрослении, принятии себя, окружающих и своего места в жизни, за которой интересно как просто наблюдать, так и активно анализировать. Особо занимательным в анализе лично для меня оказалось то, что во второй большой работе уже отчетливо читается фирменный авторский подчерк режиссера, которому для окончательного становления не хватает разве что маниакального внимания к деталям да повсеместной легендарной симметрии кадра, для которых, видимо, нужен другой порядок бюджета, в остальном же это уже тот самый Уэс. 9 из 10

breadberry
breadberry28 июля 2023 в 09:31
Лиричная Супергероика

Как правило, лучший фильм - тот, что случился с тобой внезапно. Сегодня со мной случилась чудесная Академия Рашмор от, насколько я понимаю, довольно популярного сейчас режиссёра Уэса Андерсена. Если вы смотрели его кино, то знаете, что это довольно яркий мужик, и его яркость то и дело сочится на фильмы, как краска на полотно. Но сегодня более предметно. Рашмор удивил меня тем, что он в первую очередь о конкретной личности, а уже потом о окружающем её мире, что для Уэса редкость. Его миры всегда визуально насыщенные, светлые и сильно контрастирующие на фоне остальных, что, в принципе, и является одной из основных отличительных его черт, как режиссёра. Рашмор же транслирует яркость немного иначе, чем обычно, через призму восприятия своего главного героя - Макса Фишера, обычного ученика очередной 'престижной' американской школы. И тут стоит сказать, что в реальной жизни людей, как Макс, не существует. Он своего рода супергерой, чьё место только на обложках комикса. Но в этом его привлекательность. Макс остроумен и прямолинеен, в лучших традициях Андерсена, что во многом делает из фильма комедию, хотя он весьма и весьма о грустном. Исключительность Макса становится поводом для его гонения, а после и отчисления. Тема лишнего человека красной нитью прошита через весь фильм, но он не хочет, чтобы вы от этого грустили, представляете, кино хочет, чтобы вы веселились и смеялись - и оно прекрасно с этим справляется. А всё потому, что Макс хоть и не реален, но в него хочется верить и за ним интересно наблюдать. Академия Рашмор - это красноречивая, до жути смешная около рок-н-рольная подростковая комедия, не боящаяся говорить о серьёзном. А такое сейчас редкость. И если Макс и супергерой, то его суперспособность будет под стать ему - такой же прямолинейной и простой. Как бы пошло не звучало, в мире, где каждый хочет спрятаться за условностью, Максу безусловно удаётся одно - оставаться самим собой. 8 из 10