Удивление от содержания увиденного в кино - чувство, все реже посещающее умы и сердца зрителей, которые, кажется, видели уже все, и дальше больше. Но ещё страннее - чувство удивления, сродни со страхом и чуждым будним ощущениям трепетом перед неизведанным, будто общением с потусторонним или давно прошедшим. Порой это можно испытать при соприкосновении с произведениями прошлого, которые по закону жанра должны отвечать вопросам своего времени, но никак не способствовать рефлексии на современность. Тогда речь уже не о явлениях популярной культуры, а о жанре классического, к чему трудно отнести кино лишь в силу своего неофитства среди способов отражения реальности. Михаил Лермонтов двести лет назад рассуждал о явлении «героя нашего времени», который далеко не герой в общепринятом понимании этого слова, да и время по-лермонтовски понятие далеко относительное, измеримое лишь частотой внутренних терзаний героя или их отсутствием. Странно, что о явлении этих «героев времени» массы мечтают, а после их недолгого залпа энергии ещё долгое время анализируют и страдают об ушедшей эпохе с такими смелыми ребятами на передовой. Самый типичный из них - Данила Багров, дембель в поисках постсоветской правды, вышедший из-под кисти тоже героя своего времени, но только другой ступени, Алексея Балабанова. Будто и двадцати лет не хватило, чтобы избавиться от послевкусия покорения Америки и ухода из жизни символа целой эпохи. Портрет почти балабановской Америки, а точнее Нью-Йорка 70-х годов, со всей порочность мегаполиса в глазах отшельника - в фильме «Таксист» (1976) Мартина Скорсезе. Фатализм и отчаяние толкнули к насилию юного по современным меркам, но бывалого с точки зрения биографии героя Роберта де Ниро по имени Тревис Бикл. В попытке скрасить бессонные ночи, ветеран вьетнамской войны устраивается на работу в такси. Но не находит ни удовлетворения, ни спокойствия - в городе царит беспредел, и даже пресыщенный порнофильмами и военным прошлым мозг молодого человека не может и не хочет смириться. Тревис пытается любить - но блондинка Бетси не хочет принимать правила его игры в контркультуру. Тогда он решается спасти ее, а заодно и всею страну от сенатора Палантайна. Тревис пытается спасать - он заказывает услуги Айрис, 12-летней проститутки, чтобы попытаться образумить беглую девочку, которая считает нормальным вместо учебы в школе жить с сутенером. Тогда он решается уничтожить притон и его хозяев. 4 пистолета: 2 кольта, 2 вендетты, Последний поцелуй, Пора бежать. Со своим пониманием правды, герой ДеНиро отчаянно кричит в лицо собственному отражению, делает ирокез и выходит на улицу, где устраивает настоящее ультра-насилие. Фанатик-антиглобалист, не сумевший обрести спокойствия в мире без войны, он находит новый способы делать то, что получается у него лучше всего: выполнять приказы с ухмылкой сомнения: Ты со мной говоришь?
«Таксист» по праву можно назвать не только одним из значимых фильмов Нового Голливуда, но и первым важным проектом в жизни режиссёра Мартина Скорсезе, плотно вошедшим в поп-культуру американского кинематографа. И хотя уже спилберговские «Челюсти» (1975 г.) феноменально прошли в кинотеатрах, а «Звёздные войны» (1977 г.) Джорджа Лукаса ещё не вышли, именно «Таксист» в 1976 году стал одним из последних кассовых хитов того, авторского проблемного кино, прежде чем настала новая эра - эра блокбастеров. Вообще специфика кинематографа Нового Голливуда заключалась в полной авторской свободе самовыражения и освещении актуальных проблем американского общества при финансовой поддержке студийных боссов (и их невмешательстве в съёмочный процесс). Так, в начале 1970-х гг. Пол Шредер, переживая личностный кризис, связанный с безработицей, разводом и отсутствием жизненных целей, написал сценарий, вдохновившись собственным опытом, «Тошнотой» Сартра и творчеством Фёдора Достоевского. История одинокого молодого ветерана войны во Вьетнаме, который после демобилизации пытается занять своё место под Солнцем, работая по ночам таксистом, заинтересовала голливудских режиссёров того времени (среди которых были Стивен Спилберг, Брайан де Пальма, Френсис Форд Коппола). Но воплотить замысел сценариста удалось лишь к середине 1970-х, когда за дело взялся создатель «Злых улиц» Мартин Скорсезе, согласившись работать за малый бюджет картины. Будучи уроженцем Нью-Йорка, Скорсезе настоял на переносе места действия фильма из Лос-Анджелеса в свой родной город, который он очень хорошо знал. Однако режиссёру не удалось заполучить актёра Харви Кейтеля в качестве исполнителя главной роли, поскольку отдать главную роль Роберту Де Ниро (с которым Скорсезе уже работал в «Злых улицах») было решение студии «Columbia Picturies». В качестве утешительного приза Кейтель всё же снялся у своего друга в роли сутенёра - пусть даже в роли второго плана. Лично я считаю, что решение студии было правильным и молодой актёр, недавно получивший «Оскар» за роль Вито Корлеоне в «Крёстном отце-2», блистательно справился с задачей (причём настолько успешно, что я даже не могу представить в этой роли кого-то ещё, хотя бы даже Кейтеля). Как и положено хорошим произведениям искусства, «Таксист» оказался фильмом глубинным и непростым для понимания. С одной стороны, это яркий слепок той Америки 70-х со всеми вытекающими проблемами тех лет (для фильма даже не пришлось особо стараться для воссоздания нужной атмосферы - в то лето, когда проводились съёмки, на улицах города было грязно из-за забастовки мусорщиков, так что отчасти кадры, снятые из салона автомобиля, напоминают хронику). С другой стороны - проблемы главного героя, оказавшегося не нужным этому обществу, оказались близки зрителям не только Америки, но и всего мира, что не делает историю Трэвиса исключительно американской. За примерами далеко ходить не приходится, ведь можно с уверенностью назвать неким аналогом «Таксиста» российские криминальные драмы «Брат» Балабанова и «Кремень» Мизгирёва (у «Кремня» даже развязка похожа фабульно на то, что было у Скорсезе). В обоих фильмах героями оказываются молодые люди, вернувшиеся из армии со своим мировоззрением. Только один идёт вершить правосудие, подавшись в киллеры в «лихие 90-е», а второй - работать в милицию, где царят свои бесчеловечные законы и порядки. Что же касается главного героя, то его личность и по сей день вызывает вопросы как у поклонников фильма, так и у тех, кому «Таксист» не понравился. Он - нетипичный герой фильма, который, по идее, должен обладать набором положительных качеств, за чьей судьбой зритель хотел бы следить с удовольствием. Скорее антигерой за счёт отталкивающих манер и двойных стандартов, заключающихся в его противоречии в поступках и намерениях. Живущий в захламлённой квартире Трэвис не замечает грязь в собственном доме, но способен рассуждать о нечистотах улиц Нью-Йорка и о той грязи и мерзости, что его окружает. И если бы дело было только в людях, окружавших Трэвиса и не принимавших его таким, какой он есть (или в фильме фигурировали бы фрагменты его боевого прошлого, наложившего отпечаток на психику молодого человека), то ему ещё можно было бы хоть как-то посочувствовать. Но Скорсезе не говорит ничего о том, чем занимался Трэвис в морской пехоте. Хотя скорее всего на войне он всё же был (об этом можно судить по шрамам на спине героя в одной из сцен). И даже попытка расправиться с сутенёром, под предлогом спасения юной проститутки выглядит подвигом лишь со стороны общественности - для зрителя, проследившим за героем Де Ниро с самого начала до конца, это трактуется иначе. Он - как минимум, странный персонаж, находящийся «на своей волне». Это наглядно продемонстрировано в его попытках общения с коллегами по цеху, а так же в попытках ухаживания за девушкой из предвыборного штаба. Говоря о «Таксисте», невозможно не отметить также и ту атмосферу депрессии и нуара, сложившуюся благодаря музыке композитора Бермана Херрманна (скончавшегося до выхода фильма на экраны) и операторской работы Майкла Чепмана. Гнетущее и давящее чувство фатального одиночества главного героя, вынужденного наблюдать за происходящим сквозь стёкла автомобиля, стало главным «козырем» картины. Кстати, нечто похожее попытался сотворить Рёфн в своём фильме «Драйв» про молчаливого водителя-каскадёра в исполнении Райана Гослинга. Совсем недавно «Таксисту», не получившему «Оскар» как «Лучший фильм», но завоевавшему главный приз Канского кинофестиваля, исполнилось 45 лет. И в связи с этим событием хотелось бы вспомнить какое важное место в мировом кинематографе занимает эта картина. Успех картины кассовый и зрительский в миг сделал «Таксиста» классикой американского кинематографа. Чего стоит одна только сцена разговора Трэвиса перед зеркалом, цитирующаяся во многих других фильмах и сериалах. Кроме того, помимо упомянутых росийских лент «Брат» и «Кремень» у этого социально-психологического триллера имеется современный наследник - «Джокер» Тодда Филлипса (в котором присутствует несколько прямых цитат из «Таксиста», а так же в обоих фильмах снялся Роберт Де Ниро). Так что современному зрителю столь неторопливое кино может и не понравиться, но оно определённо стоит того, чтобы его посмотреть раз в жизни. 10 из 10
В 70-е кино еще было искусством, поиском правды и смысла, еще можно было показывать реальность и называть вещи своими именами. Сегодня кино — это зазеркалье, где добро и зло поменялось местами, и мы сейчас смотрим эти старые фильмы, как бандерлоги, сидящие на осколках цивилизации)) А еще это правда об Америке. Не голливудский глянец, а реальность. В те годы было несколько похожих реалистичных фильмов, например, «Полуночный ковбой» 1969 года с Джоном Войтом в главной роли, отцом Анджелины Джоли. Это та реальность, куда попадали наши эмигранты в 70-е и от ужаса сходили с ума. Их ждали безработица, нищета, грязь, убогость, детская проституция, преступность… Хорошая медицина и образование — роскошь. Но главное — моральное разложение человека, когда человек человеку — волк, и главное — выжить. Это было то время, когда Запад в прямом смысле этого слова загнивал. До того, как СССР проиграл в холодной войне, став колонией Запада и оплатив ему возрождение. В Нью-Йорке тогда горели целые кварталы и их не тушили, это были каменные заброшенные джунгли, населенные бандитами. Но человеческая душа везде ищет одного и того же — любви, доброты и страдает, не находя их. Изучение этой души — источник для настоящих шедевров, так было со времен Достоевского и Чехова.. История Трэвиса — история исковерканной души в неестественных для жизни условиях мегаполиса, где неврозы множатся и выливаются в преступление. До момента развязки сюжет был чем-то похож на «Преступление и Наказание»: одинокий невротик от неудач в личной жизни и безысходности начинает винить окружающую его грязь, жестокий мир, и решает очистить его от этой грязи хотя бы частично, спасти хотя бы одну заблудшую душу. В этом кстати невольная отсылка к чеховскому «Припадку», где наивный юноша пытается наставить проститутку на истинный путь. Но здесь параллели с русской классикой заканчиваются, финал весьма неожиданный, и он как-то не приклеивается к основному повествованию... Тем не менее почти документальные реалии Нью-Йорка в этом фильме — бесценны.
Говоря о творчестве именитого режиссера Мартина Скорсезе, киноманы практически всегда охотно вспоминают его первоклассные гангстерские фильмы типа 'Славные парней', 'Казино', 'Банды Нью-Йорка' и более именитые картины режиссера. Когда как, лично для меня одной из самых лучших картин режиссера всегда был именно 'Таксист'. Практически став олицетворением отдельной эпохи, которая дала путь смелым, амбициозным и талантливым режиссерам со смелыми и новаторскими идеями, которые отлично воплощены именно в данной ленте знаменитого режиссера. События данной ленты режиссера Мартина Скорсезе развиваются вокруг обычного на первый взгляд таксиста Трэвиса Бикла, который всю ночь разъезжает по городу в поисках клиентов и развозя их до выбранного пункта назначения. Вернувшись после войны во Вьетнаме в родную Америку и открывая её для себя с новой и неожиданной стороны на примере ночного Нью-Йорка. Погрязшего в преступности, грязи, похоти и смраде, который и испытывает главного героя ленты на прочность. Если в большинстве картин центром повествования является именно история, то в данной ленте этим самым центром оказывается сам Трэвис, раскрытие персонажа которого и оказывается обращением зрителей к актуальным и болезненным по тем временам темам. Начиная с абсолютно ненужной войны во Вьетнаме, которая погубило тысячи молодых жизней, ставших пушечным мясом в угоду политическому курсу отдельных лиц и заканчивая абсолютно безразличным ко всему и вся современным обществом, которое начало заступать на путь саморазрушения. Тем самым и толкнув Трэвиса на путь совершения собственной справедливости именно такой, какой она кажется ему. При этом, настолько сильно стирая границы морального компаса, что остается открытым не только финал, но и главная фабула картины. Безумен ли Трэвис на самом деле или же он является единственным честным и нравственно правильным обитателем показанного Скорсезе 'Большого яблока'? Одной из главных выдающихся особенностей картины является великолепная режиссура Мартина Скорсезе, которая на тот момент была жадна на многочисленные эксперименты, поиски авторского я и реализацию юношеского максимализма. Пожалуй именно этим и добившись великолепного воплощения нуара в данной ленте. Где абсолютно полностью стерты границы между добром и злом, правильным и не правильным, белым и черным. Лишь усиливая впечатления аутентичными локациями самого Нью-Йорка и великолепной музыкой композитора Бернарда Херрманна. Пожалуй одной из лучших в его творчестве. Делает картину столь выдающейся и великолепная актерская игра Роберта Де Ниро, которую можно уверенно назвать одной из лучших в богатой фильмографии знаменитого и безумно талантливого артиста. Де Ниро не просто сыграл своего персонажа, а буквально прожил его и стал этим самым Трэвисом Биклом на экране. Отдельно хочется отметить пусть и не продолжительное, но весьма заметное и интересное появление еще совсем юной Джоди Фостер и великолепного Харви Кейтеля, которые создали весьма колоритных персонажей на экране. 10 из 10 Таксист - это безусловно одна из выдающихся и лучших работ режиссера Мартина Скорсезе, которая великолепно реализовывается в качестве философской притчи и образцового нуара образца 'старого Голливуда'. Очень глубокий с идейной точки зрения и выдающийся с точки зрения подачи фильм, при каждом повторном просмотре которого, он раскрывается с еще более и более новых сторон. Но одно остается неизменным - виртуозная актерская игра Роберта Де Ниро, ради одной которой уже и стоит посмотреть фильм.
Знаете как бывает. Ты смотришь списки, понимаешь, что всё уже смотрел, но тут находится он...да да, старый добротный фильм, что запылился на полке. Ты его не смотрел, но знаешь, что он хорош. Знаешь и предвкушаешь вкус вашей встречи. Именно такое рандеву у меня случилось с лентой Мартина Скорсезе 'Таксист' Трэвис Бикл События фильма отправляют нас в Америку 70-х годов. Небоскребы, сумасшедший ритм мегаполиса, желтые такси, в общем ничем не прикрытая, Скорсезе, любовь к Нью-Йорку. Большой муравейник в котором затерялся один человек. Главный герой Трэвис (Роберт Де Ниро) возвращается домой после армии и в возрасте 26-и лет устраивается на работу в такси. Каждую ночь, после дневных размышлений о смысле бытия, герой уезжает 'бомбить' по ночному городу, наблюдая за тем, в каком грязном мире он живет. Трэвис пытается жить как все, но на фоне этого безумия, он начинает вынашивать план. Лично мне герой показался хорошим человеком, не нашедшем себя в этом мире. Он пытается жить как все, но сюжетные повороты не дают этому произойти. К слову сюжет, а именно атмосфера мне напомнила бунтарный фильм 'Бойцовский клуб', да простят меня критики. Одинокий человек, хочет нормальной жизни, но что есть норма? Скорсезе конечно мастер! Наблюдая за картиной большого мегаполиса не покидает ощущения одиночества. Людей в кадре полно, но чертовски тоскливо. Роберт Де Ниро просто великолепен. В одном персонаже но смог уместить чуткого, доброго, правильного и в то же время обозленного, агрессивного, находящегося на пороге безумия человека. Правильно о нем сказала девушка в начале фильма: 'Ты сам себе противоречишь' Нет слов. Лучшая игра Де Ниро на мой взгляд. Итог На самом деле я не ожидал такой подачи от фильма 1976 года. Нет нет, я ничего не имею ввиду против проверенных временем фильмов, даже наоборот. Я не ожидал, что лента будет настолько свежо и так актуально смотреться в 2017. Настоятельно рекомендую к просмотру. 10 из 10 P.S Да кстати, тот мужик в финальной сцене врятли сможет зажечь спичку; )
Разглядывая творчество американского режиссера Мартина Скорсезе через призму новаторских экспериментов, можно обнаружить яркое влияние Французской новой волны, пропагандирующей отличие от коммерческих реалистичных картин и предсказуемых кинематографических конъюнктур. Экзистенциальный триллер «Таксист» поначалу носил характер противоречивых мнений кинокритиков, акцентирующих внимание на бесцензурных сценах насилия и концептуальной развязке, заложившей краеугольный камень широкой популяризации личностных толкований на тему происходящего после кровавой бойни в борделе. Режиссер даже был имплицитно обвинен в апологии и солидарности с манерой повествования сцен насилия. Однако, компромисс с цензом Американской ассоциацией кинокомпаний все-таки был достигнут за счет цветовой коррекции отдельно взятых эпизодов эксцентричной картины. В 1976 году лента была удостоена «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале и на данный момент имеет статус неподдельного культа. Художественный конфликт картины плотно лежит в основе понимания ее проблематики, образуя социально-философскую притчу с нотками антиутопии. Конструкция ленты представляет собой радикальный метаморфоз фатального одиночества и самоизоляции от общества, отдельно взятой личности, в бич самосуда, падающего на голые спины порочного общества. Идеология картины была прекрасно адаптирована в некую метафору, сопоставляющую главного героя с образом апокалипсического дождя, который должен смыть порочные грехи социума. Стоит отметить, что герой по началу ищет пути своего приобщения к обывательской серой массе, однако постепенно начинает видеть в своем ниспослании свершение радикальных изменений общественного грехопадения. С аспекта морали и нравственных ценностей герой представляет собой подобие антиглобалистического фанатика-социопата, но парадоксальная особенность фильма заключается в том, что режиссер твердо навязывает амплуа таксиста в качестве героя-освободителя. Это проглядывается и в письме родителей Айрис, и в дальнейшем отношении общественности к его поступку, да и в самом понимании концепции фильма. Образ дьявольского Нью-Йорка был изящно воссоздан эстетикой операторской съемки, которая абстрагировалась от консервативных постулатов. В ленте прекрасно гармонируют плавные переходы и смазанный, искрящийся фон со слиянием колоритных и темных оттенков. Импрессионистические цветовые композиции подчеркивают эмоциональное и психическое состояние героя, что в тандеме с музыкой на блюзовый лейтмотив мастерски передало угнетающую, но в то же время убаюкивающую атмосферу картины. Камера неоднократно вплотную фиксировала скользящий взгляд таксиста с целью созерцания его нравственного отношения к отбросам общества. Сценарий Пола Шредера нисколько не страдает дотошными экспозициями и провисающей фабулой, но в противовес детализировано и досконально раскрывает сущность героя. В нем заключены подспудные этапные переходы структуры произведения от завязки к развязке, а также эстетика закадрового голоса, читающего выдержки из дневника героя. Актерская работа талантливого Роберта Де Ниро вошла в историю как одна из лучших ролей в истории кинематографа. Он отдал всего себя на роль главного героя, грациозно передав тяжелый и полный тайн образ социального революционера с боевым ирокезом. Олицетворить всю эмоциональную составляющую своего персонажа удалось с помощью мимической игры лица, глубинностью взгляда и эталонной манерой воплощения характера. Несмотря на отсутствие опыта у молодой Джоди Фостер ее игра оказалась эквивалента хорошей стилистике. 10 из 10
Нью-Йорк. Столица мира, всех его пороков, денег, власти, хаоса. Он может казаться символом могущества, если смотреть издалека, благоговея перед бетонными параллелепипедами Манхэттена. А может быть и помойной ямой, заполненной людскими отбросами всех видов. Светло в ресторанах, и в театральном центре, и в банках. Чисто на главных улицах и в местах, где живут хозяева или готовящиеся к этому. Что может чувствовать человек, который не может заснуть в городе, который никогда не спит? Уже ничего, а сойти с ума легко. Что делать ночью, когда даже таблетки не помогают уснуть? Работать в такси. Город перед тобой, внутри тебя, вокруг тебя. Вонь, люди, толпы людей, мятые деньги в картонной коробке, бутылка виски в бумажном пакете и «дорогой дневник»: 8 мая, 10 мая, 26 мая… Красивая ухоженная женщина за большим окном офиса. Работает на политика. Не знает, чего хочет, но точно не эту офисную крысу, которая крутится вокруг неё и чего-то там пытается изобразить. Надо с ней познакомиться, в кино сводить, к ней напросится, не в свою же конуру приглашать. Мда, странно, что ей не понравился порнокинотеатр на Таймс-сквер. Чего она там такого увидела, чего не знала и не видела раньше? Познавательный шведский фильм. Да люди сюда семьями ходят! Такая же как и все: гламурный лоск и лицемерие внутри. Чего ты, крыса офисная, руками машешь?! Да вызывай ты свою полицию, вызывай! Ушел я, ушел. Ночь, дождь, неон. Народ всякий попадается. Сенаторы даже случаются. Ну и что, мол, что лимузин опоздал, в такси я ближе к народу. Ну, а я ближе к тебе, сенатор, как там тебя, Пэлэнтайн, кажется. У меня и знакомая в штабе твоем работает. Красивая, но странная. Кино не любит шведское. Так вот, что я тебе скажу, сенатор, надо чистить этот город, который как открытая канализация смердит и все дерьмо на поверхности, а чего там внизу разлагается, так и подумать страшно. У меня голова раскалывается от запаха, который источают эти твари. Кислотой тут все выжечь, хлоркой залить, перестрелять ублюдков. А, Пэлэтайн, куда тебе. Этому городу нужен бруклинский итальянец. Нет, не режиссер какой-нибудь, а хотя бы мэр. Короче, увидишь парня с «ирокезом», бойся его, ибо это смерть твоя. Но вот же незадача – Secret Service не дремлет. Стерегут слуг народных. Дождь, ночь, неон. Много народу всякого лезет в такси. Вот итальяшка черноглазый, с ухоженной бородкой. Встань, говорит, вот здесь, счетчик не выключай. Видишь силуэт женский в окне - это моя жена. С негром. Молодец парень, думаю, ты пришел к успеху в семейной жизни. Даа, уж кто-кто, а я тебя понимаю. Пристрелить мне тоже многих хочется. Да что многих - всех. И себя тоже. Стволов только прикуплю. «Магнум-44» хорош. Слона завалит. «Вальтер» - немецкое качество. Короткоствольный, тупорылый «Вессон 36» - крепкий и боевой как бульдог. «Смит&Вессон Эскорт» маленький, но удобен в руке. Приблуду какую к нему придумать, и из рукава: «'You talkin' to me?'. «Easy», ты чемодан то не закрывай, я тут все куплю. Вот что с этим городом не так. Тринадцатый год идет девчушке, ей в куклы играть, а она с глубоким знанием вопроса рассуждает о том, какой знак зодиака лучше трахается. Ты чего творишь, детка?! Вот этот хлыщ твой сутенер? «Спортивный» парень, а уж как похож на молодого Харви Кейтеля. Слушай, чего я тебе скажу, «спортивный» ты мой: в пузо пулю хочешь? Тебе в пузо, а этой старой гниде, которая сдает номера на 15 минут с двенадцатилетними «гетерами», пальцы отстрелю, чтобы брать эти деньги больше нечем было… Весь в крови как свинья на бойне. Пора и себя. Щелк! Щёлк! Где патроны, я вас внимательно спрашиваю?! Мягкий свет. Теплый вечер. Почти нуар и благодать. Я герой, я в газетах, а родители пишут мне письма, благодарят за спасение своей дочери. О, какие люди! Как там наш сенатор? Через две недели выборы. Vote for Palantine! We Are The People!, и все такое. Говоришь, читала обо мне в газетах? Да, я такой, хотя газеты склонны преувеличивать. Вот только не надо так томно смотреть, отвлекаешь меня, а нью-йоркская улица полна неожиданностей. В кино не хочешь? Знаю один кинотеатр на Таймс-сквер. Милое уютное место. Там сейчас неделя немецкого кино. Теплый вечер, живописный свет неона, журчащий джаз. Это что, сказка со счастливым концом? Да вы издеваетесь, мистер Скорсезе…
Душевная неуравновешенность и полная неопределенность, как с нынешней, так и с будущей жизнью. Можно совершенно точно сказать, что подобные чувства посещают каждого человека, прочувствовавшего всю горечь военных действий, которая отзывается эхом в твоем измененном сознании, и таковое стал замечать за собой Трэвис Бикл, побывавший во Вьетнаме. В Нью-Йорке уже нет ощущения того уюта, что был раньше, и если все не изменилось кардинально, то уж точно перевернулся собственный разум, подвергшись душевным трансформациям, волнениям, пробирающим от головы до пят. И здесь же появляется бессонница, не дающая расслабления в любые минуты суток, и чтобы хоть как-то разбавить свои мучения, соседствующие с мучительным одиночеством, Трэвис устраивается ночным таксистом. В витающей атмосфере тяжелого воздуха, наполненного страхом людских сомнений, 26-летний парень, словно во сне следует из улицы в улицу, из квартала в квартал, выворачивая руль то вправо, то влево. Ему не важно, где работать, он готов колесить по всему Бруклину и Гарлему, где в ночное время просыпается совсем другой город, полный грязи, насилия, этакая темная сторона луны, как завещали Pink Floyd. Безобидный контингент дня сменяется на сутенеров со своими подопечными, на убийц, извращенцев, воров, ненормальных, драгдиллеров и другую нечисть, что будет похлеще мифических вампиров и других обитателей мрака. На фоне всего этого у Бикла, который, будучи ночным таксистом, невольно стал наблюдателем, порой выслушивающим всякий бред сумасшедших, он постепенно начал поддаваться активировавшимся собственным процессам, они давно созревали в этом достаточно необычном человеке. Стремление очистить город, предать ему здоровый вид, отдавшись собственному психозу, потеряться в безумном желании, что стремилось все активнее вырваться на свободу, уничтожить свое вездесущее одиночество – таков был Трэвис Бикл в исполнении Роберта Де Ниро, который своим странным поведением и зачастую бешеными глазами внушает зрителю, что он на самом деле тот самый таксист, что в своем нутре хранит личность, разделенную надвое, причем одна из них превращается уже в нечто ему самому неподвластное. И порой, осознавая всю тяжесть изображенного, теряешься сам в необходимости выводов на этот счет. После выхода “Таксист” Мартина Скорсезе подвергся критике, которая главным образом основывалась и упиралась в показанную жестокость, так или нет, но картина стала культовой и принесла немалую известность на тот момент 34-летнему режиссеру, а Роберт Де Ниро был достоин как минимум номинации на премию Оскар, но и без того он стал все увереннее закрепляться как талантливый актер и любимец публики в фанатских сердцах. Появление же картины Скорсезе совпало с обостряющейся ситуацией на американских улицах, поэтому ее признали бунтарским призывом и одобрением насилия. Что касается смысловой нагрузки, то в данном случае стоит только отметить, что при всей своей злобе лента не потеряла ни капли актуальности. И в нынешнее время ничего не изменилось, перенеси повествование в любую другую страну сейчас, и станет понятно, что практически все просто смирились со случающимися вокруг ситуациями. А герой по имени Трэвис Бикл все равно бы решил бросить вызов всем и каждому. В эпицентре здесь стоит личная трагедия человека, желавшего душевно оправиться после тех событий, что ему пришлось пережить во Вьетнаме, а через какое-то время оказалось, что этот парень из одного пекла за рулем такси переехал в другое, которое оказалось даже нещаднее прошлого.
Чертовски удачный дуэт Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро в полной мере проявляет себя в 'Таксисте', имеющем две полярные грани оценки: или скучно и ни о чем, или шедевр. Что-то среднее о 'Таксисте' трудно вывести. Для меня эта картина перекликается с шедевром Вима Вендерса 'Париж, Техас', рецензию на который вы тоже можете прочитать у меня. Героев объединяют две вещи: они невероятно одиноки и их обоих зовут Трэвис. 'Таксист' снят раньше и даёт очень своеобразный взгляд на одиночество. Трэвис Бикл ведёт интровертый образ жизни. Он недавно вернулся из Вьетнама и вероятно, страдает птср. И бессонницей. Именно из-за бессонницы он идёт работать в Такси в ночные смены, дома ему все равно нечего делать. Никакого лечения, никаких попыток разобраться в себе. Бессмысленное скитание по ночным улицам города грехов, безумно красивым на общем плане, но уродливым в деталях. Трэвис предпринимает попытку выйти из этой ситуации, не прибегая к рефлексии. Он встречает Бетси, девушку, работающую в офисе предвыборной кампании. На какой-то момент кажется, что у них всё идёт хорошо, но Трэвис — это 'вещь в себе'... И с ним трудно. Если рассматривать фильм в парадигме двух Трэвисов, то в отличие от своего тёзки из 'Париж, Техас', Трэвис Бикл выглядит абсолютно опустошенным. У него нет никакой цели, и у него нет прошлого — кроме Вьетнама нам ничего не известно, да и вероятно, сам Трэвис не помнит. Его родители живы, но он даже не думает к ним обращаться. Он пытается выйти из круга одиночества по наитию, вслепую, не думая о том, как его изменила жизнь. В результате у него появляется цель — но необдуманная, в какой-то мере извращённая, но всё-таки цель. И она его устраивает, потому что вписывается в его текущие жизненные устои. Он делает именно то, что должен делать, и по-другому ему не поступить. Этот фильм о человеке, не смогшем собрать себя после удара судьбы. Трэвис не смог нормально перевязать рану, нанесённую ему в душу, и неудачная попытка спасти себя приводит к тому, что рана только оголяется. Швы накладывать безнадёжно. Его рассудок замыкается и в нем мелькает калейдоскоп из лиц, городов, огней и тьмы. Абсолютной тьмы. 'Таксист' говорит об очень многом, но это недостаточно просто услышать, это нужно прочувствовать. Это драма о маленьком человеке, и что-то в судьбе Трэвиса есть от произведений Достоевского. Главное не ждать быстрого повествования и слезовыжимающей истории, потому что главный герой слишком человечен — а поэтому, ему трудно сочувствовать.
Фильм не особо понравился, но я смог его досмотреть, а такое бывает далеко не всегда — я не большой любитель кино. По духу фильм чем-то напоминает «Драйв», но есть принципиальные отличия. Драйв строится вокруг загадочности главного героя — непонятно, что у него в душе, однако, он вроде бы знает, как ему жить. В итоге жизнь сама вовлекает его в некий круговорот событий. В «Таксисте» главный герой на первый взгляд чем-то напоминает водителя «Драйва», при этом он в течении фильма периодически выставляет наружу свой внутренний мир, и по итогу оказывается простым и прямым как штык, можно даже сказать, примитивным. В то же время он неприкаянный, он знает, чем заниматься, лишь отчасти. Другая его часть ищет себе какие-то приключения, от которых я не ощутил никакого пафоса, который, на мой взгляд в этом фильме был необходим. Почему не ощутил? Наверное, потому что все эти события мало связанны друг с другом, а сюжетные ветки пересекаются слабо. Женщина, которая понравилась Трэвису, работает на политика-кандидата — ладно. Но ветка политика-кандидата в итоге никуда не ведёт — он оказывается персонажем даже не второго, скорее третьего плана. Проститутка и сутенёр сами по себе, они пересекутся с первой веткой лишь в финале и очень натянуто. Работа Трэвиса, в честь которой назван фильм, связанна с остальными событиями весьма посредственно. Ощущение, будто авторы фильма хотели изобразить причинно-следственные связи как в реальной жизни обычного человека, не заостряя на них внимание. И у них это получилось. Мол, вот, работал таксистом — поэтому случайно наблюдал за Бэтси, а затем стал свидетелем такой сцены с Айрис. Однако, фильм всё равно не становится похожим на жизнь — в отдельных проявлениях Трэвис слишком неестественен и, несмотря на свой возраст, поведением напоминает то дурака, то подростка, лишённого всякой рефлексии по этому поводу. Скрытая агрессия, которая появляется у Трэвиса, возможно, в ходе его работы – интересная задумка. Но некая метаморфоза, которую он претерпевает в течении фильма, выглядит так, будто на самом деле он вовсе не меняется, а лишь обретает решимость наконец-то себя проявить. И фильм не отвечает на вопрос, почему у бывшего морского пехотинца её не было раньше. Наверное, можно посмотреть, чтобы понять — каким было кино в те времена. В других целях — наверняка есть что-то получше.
Не люблю слёзы в фильмах. Точнее то, как глупо большинство их использует. Слёзы - это один из сильнейших эмоциональный жестов, но эту великую силу бросают на службу моментам бессмысленной 'пожалейки'. Или перенасыщают ими ленту, создавая эффект семантического насыщения. В 'Таксисте' нет ни одной слезинки, но меланхоличный тон декаданса от этого только сильнее. Сценарист фильма использовал свой жизненный опыт и основывался на своих переживаниях, когда сочинял эту историю. И это чувствуешь. Поскольку мы в интернете, позволю себе употребить сленг 'жиза'. А поскольку фильм таков, то его смысл заключается в исследовании темы одиночества, его причин и способов его прекратить. Главный герой явно скован некой 'коммуникативной неловкостью'. Весь его мир - это Нью-Йорк с толпами людей, которые говорят друг с другом, держатся за руки, едят мороженное или другими словами являются частью общества. А он в этом мире - наблюдатель, который проносится по улицам и как-будто является частью веселья, но на самом деле сидит в футляре своей машины за барьером своего окна. Обычно такие люди стремятся хотя бы ненадолго вырваться из футляра и каким-то ярким поступком привлечь внимание, стать частью социума. Но момент славы - это вспышка, которая через время становится похожа на сон, а ты вновь глазеешь на людей из окна своей машины. Глазеешь на людей, для которых ты остался мимолётным воспоминанием, образом, который как-будто не существует. Я думаю смысл фильма в том, что причина одиночества находится в самом человеке, она зарыта где-то глубоко в личности. И способ побороть болезнь не заключается в стремлении к мимолётному мгновению единения с людьми, а изменению чего-то внутри себя. Это может быть просто осознать, но не всегда просто почувствовать и принять. Столь сильный и по-настоящему душевный человеческий посыл инкрустирован в корону трёх составляющих, это: перформанс актёров, визуал и музыка. Второе с первых кадров сразу же погружает в меланхоличную романтику. Подумать только, 1976 год, начинающий режиссёр и крохотный бюджет, но как же сочно и красиво снят фильм. Капли дождя на элегантных изгибах харизматичного американского авто, которое проносится сквозь туманные ночные улочки, освещённые рекламой. Если в палате мер и весов нужен будет образец эстетики нео-нуара, то посоветуйте им этот фильм. Картинка с чудесной романтикой декаданса сопровождается тоскливой, но не лишённой какой-то позитивного привкуса музыкой. Композитор не дожил до проката картины, но его лебединая песня была и остаётся очень красивой. Ну и конечно же не стоит забывать об одном из лучших персормансов в кино, а именно перформансе Роберта Де Ниро. Опять же, никаких слёз, никакой пустой и примитивной драмы из пустого места. Тонкими множественными мазками очень сильных закадровых монологов, взаимодействии Тревиса с разными людьми и его действии рисуется не образ, а по-настоящему живой человек. Человек, который может улыбнуться, который в какие-то моменты может чувствовать себя хорошо, но незримая пустота внутри которого влияет на каждое его действие и отравляет жизнь. 'Taxi driver' - это не профессия, это некий жизненный тупик, который исследуется в фильме. Если вы попали в него, посмотрите ленту. Если нет, то тоже посмотрите, а потом оглянитесь вокруг и помогите кому-нибудь из него выбраться. Короткий, но от этого не менее жизненный эпизод из жизни Тревиса Бикла получает оценку... 10 из 10
Фильм «Таксист», ставший на сегодняшний день культовым, я хотела посмотреть давно. Однако правильно дожидалась «подходящего настроения». Фильм Скорсезе – не очередной «проходняк», коих было немало уже и в 70-х годах. Это непростая картина по всем существующим меркам кино. Но, как говорится, обо всем по порядку. Действие фильма разворачивается, конечно, в Нью-Йорке. Перед нами предстает молодой де Ниро в образе социопатичного таксиста Трэвиса. С первых минут мы узнаем, что парень страдает бессонницей, ему все равно в какой черте города работать, а также узнаем о том, что он бывший морпех и любит ходить в ночные порнокинотеатры. С этим «резюме» Трэвис устраивается в такси и работает преимущественно ночью. В ночном городе герой повсеместно наблюдает одну и ту же картину: проститутки, сутенеры, наркоманы повсюду. Весь этот «пейзаж» Трэвис определят одним словом — грязь. И к финалу фильма приходит к весьма радикальному мнению о методах «зачистки» улиц. На протяжении всей картины меня не оставляло ощущение, что я смотрю некий нуар. И не зря. Фильм снят весьма стилистично. Ночные улицы и их обитатели часто представлены через призму лобового стекла такси. «Потеки» городских огней, неоновой рекламы, светофоров и дождя позволяют зрителю проникнуться атмосферой города и настроением главного героя. Одиночеством. Потерянностью. Грязью. Почти все действо происходит в ночное время. Дневные же сцены настолько контрастируют и претендуют на «нормальность» этого города и общества, что хочется поскорее вернуться обратно, в ночь, где всё предельно понятно и ясно — кто есть кто. Главным антагонистом героя Роберта де Ниро стало, конечно, общество. Социальные «устои», которые он не смог принять и попытался избавить улицы города от грязи. Даже можно проследить некую аналогию героя с ветхозаветным пророком, который пришел в этот мир «навести порядки». Эта идея вполне имеет право на существование, но лично я не расцениваю Трэвиса так высокопарно. Социопат, который устал от всего происходящего, предпринимает попытку изменить мир вокруг себя. Просто человек. Больной, одинокий человек. Да, безусловно, нельзя не отметить потрясающую игру Роберта де Ниро. В молодости он был чертовски хорош, от чего приятнее осознавать, что не смазливой мордашкой он завоевал мир кино. Игра была настолько безупречной, что даже на самом первом кадре в глазах Роберта-Трэвиса можно прочувствовать безысходность, одиночество и усталость героя. Что касается игры других актеров, то появление Скорсезе в кадре стало для меня неожиданностью, а понимание того, что это «поворотный» диалог всего фильма только добавило остроты. Харви Кейтель тоже был очень убедителен в роли сутенера-хиппи, наркоторговца и просто отъявленного подлеца. Джоди Фостер для своего юного возраста отыграла вполне достойно. Неубедительны были только её не то слезы, не то истерика в конце фильма. Но тут можно списать на неопытность, все-таки актрисе всего 13 лет было на тот момент. К сценарию тоже особо придраться не могу, он не безупречен, конечно, но и явных «провисов» и «лишки» в нем нет. Где-то хотелось более развернутых диалогов, где-то напротив, можно было и без них обойтись. Но в целом это не бросается в глаза и никак не влияет на восприятие фильма. Особо чувствительным натурам «Таксиста» смотреть не стоит. И тому есть только одна причина — режиссер. Мартин Скорсезе – признанный мастер демонстрации жестокости и насилия на экране. Хотя фильм «Таксист» и достаточно «скромен» на кровь, любителей подобного финал приятно поразит (честно, финальные сцены вызвали у меня восторг, как срежиссировано и снято — конфетка), а вот нежному зрителю лучше вовсе не подходить к его работам. По итогу могу добавить только то, что фильм определенно достоин внимания, он наводит на определенные размышления: на что способен каждый из нас, как принять себя и стоит ли пытаться ломать свою личность для общества, если от себя не уйти и так ли уж необходимо это общество, если ты не «соответствуешь» ему? 8 из 10
Когда я впервые (уже лет 7 или 8 назад) посмотрела 'Таксиста', это вышло совершенно случайно. Как-то ночью, переключая каналы, я наткнулась на этот фильм и не могла оторваться ни на минуту. Невероятная, обволакивающая атмосфера ночного Нью-Йорка, погрязшего в своих пороках, физически ощутимое чувство усталости главного героя, передающееся сквозь экран, эти глаза, безумные глаза Трэвиса Бикла, его невыносимое одиночество среди неоновых огней и грязных улиц... Сумасшедший и совершенно неоднозначный, но невыносимо притягательный образ главного героя, великолепно воплощенный на экране Робертом Де Ниро, надолго остался у меня в памяти и очень, надо сказать, повлиял на меня. И сейчас, спустя столько лет после первого просмотра, мне наконец-то выпала возможность увидеть шедевр Мартина Скорсезе на большом экране. Loneliness has followed me my whole life. Everywhere. In bars, in cars, sidewalks, stores, everywhere. There's no escape. I'm God's lonely man. Для меня 'Таксист' - это не просто один из лучших фильмов Мартина Скорсезе. Это по-настоящему культовое кино, оказавшее влияние на все дальнейшее развитие кинематографа. Его отголоски можно заметить во многих современных лентах, начиная от 'Драйва', заканчивая 'Соучастником'. Главный герой, Трэвис Бикл, молодой человек 26 лет без особого образования и цели в жизни, вернувшийся из Вьетнама, совершенно потерянный, отброшенный на обочину жизни. Он не может уснуть по ночам, страдая, как бы сейчас сказали, от посттравматического стрессового расстройства, поэтому устраивается работать таксистом в ночные смены, пытаясь найти себе хоть какую-то цель в жизни. Погружаясь в мир ночного Нью-Йорка, впитывая в себя его смрадный аромат, наблюдая за жизнью разнообразного сброда, постепенно Трэвис теряет связь с остатками разума, переходя от обычного самокопания к неистовому желанию что-то изменить в этом безумном, извращенном порядке вещей. Подобно современному Раскольникову, да простят меня за такое сравнение, он хочет очистить мир от грязи, выползающей из своих укрытий каждую ночь, и наделяет себя правом совершить поступок, чтобы спасти того, кого еще можно спасти - ангела, застрявшего в этом аду. Now I see it clearly. My whole life is pointed in one direction. I see that now. There never has been any choice for me Повествование в 'Таксисте' ведется от первого лица, что делает фильм безусловно личным: главный герой открывает нам свой противоречивый внутренний мир, благодаря чему мы оцениваем действия Трэвиса отчасти через призму его собственного восприятия. Именно поэтому герой, казалось бы, столь неодназначный, подчас вызывает невероятную симпатию. Де Ниро создает живой, яркий образ, совершенно неотделимый от всей этой безумной атмосферы. Даже музыка направлена на то, чтобы так или иначе подчеркнуть душевное состояние главного героя, переходя от тихих, напряженных нот к яркому, тревожному апофеозу. Можно ли судить главного героя? Метаморфозы, произошедшие с ним, являются ли они результатом постепенного нарастания его безумия, или это просто реакция на весь тот ужас, что творится вокруг? Скорсезе не дает четких ответов, лишь намекая на возможные варианты, предоставляя право зрителю самому ответить на вопрос, чего же на самом деле хотел добиться Трэвис Бикл и что происходило в побритой до знаменитого ирокеза голове. You talking to me? Well, I'm the only one here. Who the fuck do you think you're talking to?
Фильм выше всяких похвал. Такое кино — гордость мировой киноиндустрии. Де Ниро, как всегда, сыграл великолепно; а про качество сюжетной линии не стоит и говорить. Как прекрасно изобразили мрачную, гнетущую, практически безысходную атмосферу Нью-Йорка середины 1970-х гг.! Особенно это понятно мне, который разбирается в обстановке в США тех лет: «вьетнамский синдром», экономический кризис, наступление советского блока по всем фронтам, разочарование в политической системе и политических партиях, моральное разложение американского общества. Произвели огромное впечатление огни вечернего Нью-Йорка, съёмки простых людей на улицах города, проплывающих за окном такси кварталов. «Режущий» фон съёмки (чем-то близкий к матовому) и частый показ ночных пейзажей создавал шикарный колорит, в который сразу втягиваешься и который определяет всю атмосферу фильма. К слову, фильм сам себе вполне «консервативный». Главный герой — индивидуалист, поборник традиционных семейных ценностей, воевал с красными во Вьетнаме, отстаивая интересы страны. В том, что Трэвис отправил на тот свет отребье в лице сутенёров, извращенцев, торчков, нет ничего удивительного. Каждый день он видел гниющую, разлагающуюся изнанку светящегося тысячами огней Нью-Йорка, «города грёз». И его дело — правое, я ему сочувствовал весь фильм. Трэвис показал истинно карлейловскую сущность «героической личности». При этом Де Ниро играл настолько естественно, что не было видно ни капли фальши, всё шло, как и должно было идти. Отлично сыграли и Шеперд с Фостер. Музыкальное оформление — бесподобно. Лучших мелодий для фильма и сыскать. Жаль, конечно, что он вернулся (не важно даже — в реальной жизни или в предсмертных грёзах) в какой-то степени к той жизни, которая ему осточертела. Единственное утешение — помог хорошему человеку и отправил на корм червям парочку негодяев. Трэвис Бикл и есть тот самый очистительный дождь, который должен смыть с грязных улиц Нью-Йорка всех отбросов американского общества. Лично у меня это не вызывало никаких иных эмоций, кроме откровенной симпатии. Посему, без раздумий ставлю высший балл. Мне не к чему придраться, а достоинств у фильма — миллион. 10 из 10
Уже к моменту выхода 'Таксиста' Мартин Скорсезе был известным режиссёром, но наивысшего признания он добьётся позже, к слову, в том числе благодаря неоднократному появлению Роберта Де Ниро в его последующих работах. А за данный фильм Скорсезе получил свою первую серьёзную награду - Пальмовую ветвь в Каннах, а сам фильм стал классикой кинематографа. Вероятно, именно поэтому фильм выглядит более чем достойно, но сыро и кроется в нём много недосказанности - метр предстаёт перед нами в начале своего творческого пути. Трэвис Бикл - ветеран вьетнамской войны, страдающий бессонницей, от чего и решает стать таксистом в ночное время суток. Но монотонность работы быстро поглощает Трэвиса, а специфический контингент, который ему попадается по ночам всё больше и больше подогревает в нём озлобленность. Как я уже писал выше, картина порождает множество вопросов, на которые я так и не смог найти удовлетворительных ответов. Что ж, приступим. 1. Мы вообще ничего не знаем, что было до событий, описанных в фильме. Почему Бикл страдает бессонницей? Ответ, казалось бы, очевиден - страхи войны не дают ему покоя и в мирное время. Однако нам не показывают, что конкретно произошло с ним на войне, мы ни разу за весь фильм не видим, как Трэвис спит, и мучают ли его кошмары. Никаких намёков нет и в словах самого героя - он лишь дважды заявляет, что ветеран войны. Ведь инсомнию можно объяснить также и как следствие того, что бывший солдат не может найти своего места в новом для него мире. Более того, Трэвис не слишком то похож на привычного нам отставника - поначалу он не хранит вообще никакого оружия в доме или на работе (опасной между прочим), мы не видим у него ни парадной дембельской фомы, ни каких-либо военных наград, ни сведений о ранениях и прочем. Военной выправки и строгости тоже нет - сам признаётся, что очень неорганизован, и даже в доме не может навести порядок. Не чувствуется в нём и непоколебимость и закалка. Ни слова о семье или детях, хотя тогда многие молодые парни обзаводились семьёй пораньше, т. к. знали, что их ждёт война, с которой они могут и не вернуться. Неизвестно каким он был человеком до войны - она сломала его или лишь подчеркнула давние проблемы. Ясно, что у Бикла наблюдается какое-то психическое расстройство, но какое конкретно непонятно. Он принимает какие-то таблетки, но неизвестно от чего, от бессонницы, депрессии, других каких-то психических расстройств, или просто от головной боли? 2. Почему вдруг ГГ начинают интересовать моральные проблемы общества - проституция, наркомания, насилие в целом? Это усвоенное правило из войны, что всех плохих парней должно ждать наказание?, или Трэвис нуждается в 'новом враге' для себя, коими предстают аморальные люди - ведь так жизнь становится проще, как на войне. А может он считает, что не для 'такой' Америки и 'таких' людей он и другие ребята проливали кровь во Вьетнаме. Этого нам тоже не говорят. 3. В картине сделан чёткий акцент на женщинах. Случайно ли это? Маловероятно. Но, опять же возникают 'но' и 'почему'. Неизвестно сколь успешным был Трэвис у женщин ранее. Сейчас же мы видим, что он общается с ними прямолинейно, собственно, как и со всеми другими людьми, и переключает своё внимание с одной привлекательной особы на другую, т. к. не единожды терпит неудачу. Пытается ли он таким образом наполнить свою жизнь смыслом, ведь найти себе пару весьма необходимое и привычное дело для обычного человека, а Трэвис хочет им стать?! - возможно. Также это связано с его психическим расстройством, но внятно ответить как, не получается. Из его уст чётко звучит лишь то, что женщины довольно глупы и холодны по своей природе. 4. Трэвис любит порнофильмы. Причём в то время они были более чем специфическими по содержанию. Но он ничего крамольного не видит в этом хобби, ещё и девушку умудрился привести на 'это' в кинотеатр. Этого я тоже не понял, если честно. Такое увлечение ему по душе, потому что он слегка 'умом тронулся', или потому, что ему так посоветовал его товарищ, которому виднее, что в мирное время считается нормальным, а что нет. Трэвис ведь сам говорил, что на такое в кино даже семейные пары ходят. Позже он просто разбивает телевизор, по которому идёт мелодрама. Возможно он чувствует в таком кино фальш, как и фальш и глупость в женщинах, от того его и привлекает порно - своей открытостью и простотой. 5. Бикл самый нестандартный борец за чистоту нравов. Он действует весьма импульсивно, непродуманно и что важно мелкомасштабно. Все силы он отдаёт на спасение одной единственной заблудшей души, хотя их - как звёзд на небе. Трэвис не ставит целью стать карателем в долгосрочной перспективе, его не заботит его безопасность, что, кстати, напрямую перечит слогану фильма - что он хочет отчаянно выжить. 6. Противоречиво отношение ГГ к политике. Он поддерживает местного сенатора, кандидата в президенты, из-за того, что в его штабе работает приглянувшаяся ему девушка. Он не интересуется политикой вообще. А при случайной встрече с сенатором в такси говорит в радикальной форме об очистке улиц от грязи. Однако политик явно поумерил его надежды, своими расплывчатыми ответами. Позже он что-то хотел сделать на встрече с сенатором, но что неизвестно. Что было у него в кармане. Он так проверял их охрану?, вряд ли он хотел убить сенатора?. Этот момент для меня оказался самым непонятным и нелогичным. Вообще, по словам его кратковременной девушки Бэтси, Трэвис противоречив. Вероятно, этим объясняется многие 'непонятки' в фильме, а возможно это символизм - Трэвис воплощение общества, которое запуталось, не знает, что нормально и куда двигаться вперёд - ведь вокруг хиппи, проститутки, наркоманы, незаконная продажа оружия, да и просто полно притворщиков. Однако есть надежда на лучшее будущее. Финал вышел неплохой, однако многозначительный и слегка идеализированный. В целом, фильму не хватает целостности и прозрачности, но что-то вас затягивает и заставляет посмотреть его до конца не отрываясь. 8 из 10
May be, но не в это раз, не в этот день, не в этот год, не в эту вечность. Скорсезе немного-немало пережив возраст Христа, рождает на свет, наверное, самое пессимистичную свою картину. Нью-Йорк в фильме выступает ареной для битвы против человеческих пороков. Протагонистом здесь выступает персонаж Робета Де Ниро, ветеран вьетнамской войны Трэйвис Бикл, который занимается извозом не самых аристократичных слоев общества. А антагонистом зло которое содержится в самой сущности человека. Парадокс картины основывается на том, что герой противостоит жизни, но в тоже время ее и созидает - пытается бороться с пороками, которые сам не приемлет, одновременно, действует не самыми гуманными методами, доверяясь отчасти старому проверенному 'принципу талиона'. Может Трэвис и не уравнивает наказание, но оно обрушивается на мир и заставляет платить по счетам. По-видимому, Мартин оправдывает своего героя, пытаясь показать потенциальное переживание кризиса, которое у экзистенциалиста является неотъемлемым человеческим процессом. Да, а что делать? Перейти в стадию полного отчуждения и неприятия действительности или устраивать линчевание среди бела дня? 'Тварь ли я дрожащая или право имею' - вопросы вечные и довольно избитые, но талант режиссера Скорсезе и сценариста Пола Шредера, заполняет кислородом это этическое пространство. Да и Де Ниро очень умело вживается во вселенную переживаний человека, которому нечего терять, но еще есть для чего жить. Тарантиновский тезис о том, что большие идеи - портят кино, терпит фиаско, напротив, в данном случае они его создают. 9 из 10
Трэвис Бикл возвращается с вьетнамской войны в Нью-Йорк. Война оставила отпечаток на его психике, в частности, он страдает бессонницей, и чтобы скоротать долгие ночи, он устраивается ночным таксистом и наблюдает за ночной жизнью Нью-Йорка. А это криминал, наркотики, проституция. Трэвис покупает пару пушек и начинает отчищать город от зла. Причем он сталкивается с такой интересной ситуацией, что и днём город – вместилище порока и глупости: это и пустые обыватели, работающие в своих конторах, и лживые политики, постоянно произносящие пафосные речи на улицах города. «Таксист» - один из основоположников американской «новой волны». Он стоит у истоков современного кинематографа наряду с «Челюстями» Спилберга, «Крёстным отцом» Копполы и «Звёздными войнами» Лукаса. К тому же «Таксист» является один из зачинателей использования откровенного насилия на экране. Это, кстати, привело к скандалу при вручении фильму «Золотой пальмовой ветви» в Каннах: председатель жюри Теннесси Уильямс долго не соглашался вручать премию фильму, содержащему столько насилия. Этот фильм мгновенно сделал знаменитым на весь мир режиссёра Мартина Скорсезе, молодую Джуди Фостер, Харви Кейтеля и, конечно же, Роберта де Ниро. Роль Трэвиса стала его визитной карточкой, а эпизод репетиции перед зеркалом, где герой произносит знаменитую «Это ты мне сказал?!», вообще считается эталонном игры актера. Эта картина стала последней в карьере Бернарда Херманна, постоянного композитора Хичкока. Ему и посвящен фильм. Конечно, можно часами говорить об этом фильме, о его роли в кинематографе, но будет правильным заметить, что всё-таки главной удачей этого фильма является де Ниро. Его потрясающе откровенная и искренняя игра вызывает сочувствие и абсолютное доверие у зрителей. И в то же время это крайне сложная психологическая роль, поскольку в течение фильма персонаж трансформируется, меняются его взгляды на окружающие вещи, вместе с его мировоззрением трансформируется и его внешность (кто не помнит Трэвиса в куртке цвета хаки, в черных очках и панком на голове). 10 из 10
Потерянный, одинокий, забытый всеми мужчина средних лет мучается от бессонницы. Он находит решение своей проблемы - такси. Где угодно и когда угодно, он согласен развозить людей по самым опасным кварталам Нью Йорка, лишь бы делать что-то. Молодой Роберт де Ниро полностью вошел в роль отчаянного таксиста, пытающегося сделать что-то полезное в своей жизни и помочь, если не себе, то кому-то ещё. Он заставляет поверить в безысходность его ситуации и в старание стать таким же человеком, как и все. Хорошо видно, что ему трудно приспособиться к обычной жизни и он ищет то, что ему поможет. Остальные герои, которые созданы, как бы подыгрывать де Ниро в его адаптации к внешнему миру. Чувствовалось, что некоторые актёры не старались играть так, как могут, надеясь 'выползти' за счёт де Ниро. Если и присутствует музыка в этом кино, я не обратил на неё внимания. Не думаю, что от этого я получил меньше впечатлений, но всё-таки музыка меня не зацепила. Этот фильм нисколько не устарел с тех пор, а наоборот действительность соседствует с ним очень тесно. Всё те же проблемы мучают взрослых, а детей и подростков будут мучить следствия этих проблем, так как они и есть главные герои будущего. Но всегда найдутся люди, которые будут бороться с этим, как герой Роберта де Ниро, хоть и изначально им двигала месть. Чрезмерная жестокость, свойственная Скорсезе, не портит фильм, а только показывает, что это страшная правда, не жестче, чем в реальности. Забыл сказать ещё об одном человеке. Джуди Фостер сыграла не по возрасту реалистично и даже пугающе спокойно для её роли. Самая молодая из её ролей, виденных мной, но убедившая даже больше, чем в 'Молчании ягнят'. Из всех актёров-детей она на втором месте по моему рейтингу. Больше мне понравилась только Портман в 'Леоне'. Советую этот фильм к просмотру всем, кого интересуют жизненные проблемы, рассказанные весьма доходчиво, признанным мастером - Мартином Скорсезе. Отлично! 9 из 10
Впервые услышал об этом фильме несколько лет назад в какой-то передаче о кино, там говорилось, что этот фильм стал новаторским в свое время, а ныне считается культовым. Тогда меня это удивило, вроде бы и не слышал раньше, а тут на тебе и уже культовый, но чем-то запомнилось. И вот появился у меня Интернет, нашел кучу информацию об этом фильме и даже успел составить о нем заочное мнение (сугубо положительное), но вот до просмотра все дело не доходило, то времени нет, то настроения а то и просто лень. Но сегодня все-таки решился, даже купил лицензионный DVD-диск, собрался с силами и посмотрел с первого захода. Понравилось даже больше, чем ожидал. В первую очередь у него просто удивительная режиссура. Мне всегда нравился Мартин Скорсезе, видел многие его фильмы и могу смело сказать, что этот один из лучших (если и не лучший). Уровень режиссуры поразителен, практически идеально выверены все детали, исполнение на высоте. Есть мощнейшая атмосфера, очень мрачная и депрессивная, но оставляющая сильное и долгое послевкусие после просмотра. Есть невероятно стильный и красивый видеоряд, за это отдельное спасибо оператору Майклу Чэпмену. Также приятно порадовал саундтрек написанный Бернардом Херрманном (для которого эта работа, к сожалению, оказалась последней, если не считать многократных переделок его музыки). Но еще больше порадовал сценарий. Роман Пола Шредера легший в основу фильма, не читал, но постараюсь это когда-нибудь исправить. Смотреть очень даже интересно и увлекательно, два часа прошли незаметно. Сюжет пусть и не блещет особой оригинальностью, местами даже слегка банален, но и смелости не занимать. В то время снять настолько жестокий и реалистичный фильм было не всем под силу. Удивляет многозначность смысловой части. Во-первых это очень злободневный (и актуальный даже сейчас) фильм о проблемах тогдашнего (да и современного) общества: безработице, преступности, войне, проституции да и простой человеческой глупости. Во-вторых, это в какой-то степени очень жизнеутверждающий фильм (если брать в расчет финал, который по одной из версий был переснят в самый последний момент) о том, что каждый может изменить мир вокруг себя. Ну и в третьих (эта трактовка мне наиболее близка), фильм об одиночестве, и что оно делает с людьми (если разобраться, то можно принять всю историю за бредни главного героя, тогда и финал не кажется таким уж надуманным). И, конечно же, нельзя не упомянуть про актерские работы. Однозначно свою самую лучшую роль сыграл здесь Роберт Де Ниро, я его всегда очень уважал и любил, но здесь он прыгнул выше своей головы. Прекрасно сыграла совсем еще молодая Джоди Фостер, тоже наверное лучшая ее роль. Хорошо сыграла Сибилл Шеперд. Понравилась небольшая роль Харви Кейтеля (непривычно видеть его молодым, да еще и с длинными волосами!). Даже камео самого Мартина Скорсезе есть. Вывод: очень многозначный и неординарный фильм уже давно ставший классикой. Понравится далеко не всем, но все приличные люди должны его посмотреть обязательно. Как-никак один из этапных фильмов во второй половине 20 века. Оценка: 10 из 10
Наверное, мало кто знает, что прообразом Трэвиса Бикля послужил реально существовавший человек – некий Артур Бремер, психопат-одиночка из Алабамы, совершивший в 1972 году попытку убийства местного губернатора. Правда, на тот момент ему исполнилось всего 22, но когда вышел «Таксист» они с Биклем были уже ровесниками. История этого молодого «покушенца» весьма заинтересовала сценариста фильма Пола Шредера, который решил использовать его линию в своем новом киносюжете, но все остальное, конечно же, пришлось додумывать самому. В частности, внутренний мир героя полностью списан с самого Шредера – он, также как и герой Де Ниро, на момент написания сценария, пребывал в жутчайшей депрессии: ни с кем не общался, посещал исключительно порнокинотеатры, а из мыслей в его голове вертелись, разве что размышления о суициде. Наверняка поэтому фильм получился настолько честным и правдивым, а история невыносимого одиночества Бикля показалось такой знакомой и понятной, каждому ее посмотревшему. Роберт Де Ниро несомненно исполняет здесь одну из лучших ролей в своей карьере. Его герой, вынужденный работать ночным таксистом из-за бессонницы, колесит по самым злачным районам Нью-Йорка. Провозя пассажиров из одного конца города в другой, Трэвис постоянно наблюдает вокруг себя лишь насилие и несправедливость. Его коробит от наркоманов, проституток и сутенеров – в душе он мечтает, что наступит однажды тот день, когда «библейский» дождь смоет с улиц всю эту падаль. В фильме очень здорово показано отвращение Бикля к окружающей среде и постепенное его перевоплощение из стороннего наблюдателя в непосредственного участника описываемых событий – неприязнь к повсеместному грехопадению становится в какой-то момент настолько невыносимой, что разгневанный таксист решает сам покарать «неугодных». А тот факт, что герой Де Ниро - ветеран Вьетнама, то есть человек, умеющий владеть оружием и не пасующий перед опасностью, наталкивает на мысль, что это у него непременно получится. Причем гнев Бикля обрушивается и на политическую власть в лице Чарльза Палантайна, нового сенатора Нью-Йорка, который по идеи и должен быть тем самым «дождем, смывающим грязь», но в силу каких-то причин, не ударяющего и палец о палец в решении проблемы, и на, непосредственно, сам «рассадник заразы» в лице сутенеров, наживающихся на торговле «живым товаром». И в том, и в другом случае, Трэвис чувствует равномерное побуждение к действию – он бы просто не смог жить дальше, если бы не взял ситуацию в свои руки. Вопрос в том имеет ли он на это право? Тут все зависит от самого зрителя. Одни посчитают действия Бикля аморальными, лишенными смысла, дескать «все равно всех не перестреляешь», другим же наоборот его «праведный суд» покажется единственно верным решением – фильм тем и хорош, что позволяет каждому самому поразмышлять над увиденным и поставить себя на место главного героя. Но «Таксист» не ограничивается одной лишь темой «греха невмешательства». В картине также прослеживается история безответной любви Трэвиса к девушке по имени Бетси (Сибил Шепард), которая представляется нашему герою не иначе как ангелом – и это неудивительно, учитывая то, какой контраст она производит с теми отбросами общества, с которыми изо дня в день вынужден «иметь дело» герой Роберта Де Ниро. И кто знает, если бы их отношения сложились – пошел бы Бикль на расправу? Блестяще прописанные закадровые монологи главного героя позволяют прочувствовать его всем своим естеством – Де Ниро в этой роли абсолютно гениален. От него прямо таки веет одиночеством, а постепенно наростаемый психоз воспринимается как нечто неизбежное, то, что случилось бы с любым, попади он в такую ситуацию. И, несомненно, стоит выделить выверенную режиссуру Мартина Скорсезе, которого именно «Таксист» вывел в свое время в постановщики «первого ранга», а Золотая Пальмовая ветвь, полученная на Каннском кинофестивале, возвела его работу в степень культа, не прекращающегося и по сей день. 10 из 10