Фильм оставляет впечатление какой-то странной стерильности, возможно из-за съёмок по большей части на декорации из двух-трёх улиц, с почти постоянным для правдоподобия трамваем. Нет ощущения подлинной жизни большого города, даже не смотря на хорошо организованную массовку. Нет неизбежных грязных подворотен, обшарпанных домов и прочих 'радостей' мегаполиса. Этот искуственный город через пару сериалов начинает навевать скуку, вместе с периодической потерей динамики действия, неубедительностью, а то и карикатурностью некоторых персонажей - скажем комической 'тройки' из Сталина, Берии, Ворошилова. Невольно возникает вопрос - как с такими 'вождями' мы ухитрились выиграть самую страшную в истории войну? Или скажем - главный персонаж, то ли обрюзгший, то ли наоборот напичканный модным нынче ботексом для 'омоложния', в плохо, мешковато сидящей одежде, что-то периодически невнятно бубнящий себе под нос и есть наш советский гений разведки? Хороший актёр Домогаров? Несомнено. Но такое чувство, что какие-то возрастные изменения в нём, повлекли за собой потерю части мужского и актёрского обаяния и, на мой взгляд, его прямой противник, японец-контрразведчик в сериале, отчасти тоже несколько'картонный', всё же более органичен. Да и успех Домогарова-Зорге у женщин, равно равно как и у его друзей мужчин, представляется за отсутствием у персонажа харизмы как таковой - сомнителен. Конечно, в некотором смысле похвальна попытка авторов показать фашистов 'с человеческими лицами'. Дескать тоже люди. Умные, обаятельные, любящие и проч. Но Руденский, мне кажется, настолько увлёкся, по известной формуле, 'играя плохого - ищи в нём хорошее', что на поверку вышло, - только ленивый не обведёт вокруг пальца такого доверчивого 'мякиша', включая задушевного друга. Да ещё по пьяни этот друг запросто ломится в его дом (это посла-то!). Право не хочется дальше 'ловить тараканов' и в виде откровенных 'ляпов' - их немало. Но на фоне бездны никчёмных, бездарных, бепомощных,, а то и лживых телесериалов - данный тоже хоть и не шедевр, но как известно на безрыбье и...По прежнему в 'шпионском жанре' увы, равняемся на 'Семнадцать мгновений весны'.
Фамилия Синоды в качестве режиссера этого биографического фильма не оставляет сомнений в привлекательности этой ленты. Масахиро снимать умеет и практически каждая его лента не получается ниже, вполне смотрибельного уровня. Так происходит и на этот раз. История про шпиона, который сотрудничал с Японией, Советами и Германией в годы предшествующие Второй мировой вызывает интерес. Но, при этом важно что автор не сгущает краски в сторону сентиментальной лиричности и не идет по пути сухого позитивизма, фиксируя лишь значимые факты. У Синоды фильм получается достаточно сбалансированным. И это притом, что лента идет около трех часов. Немного созерцательности лишь усиливают эффект. Но нужно понимать, в центре внимания просто несколько лет из жизни известного шпиона в годы Второй мировой. И это ничего, что лента мне не слишком пришлась по душе. На мой вкус, вышло слишком поверхностно - лишь зарисовка об известном человеке. Не более. Впрочем, нельзя не отметить и плавный режиссерский почерк, не позволяющий фильму сбиться в 'телевизионный биографизм', и очень достойное (хоть и не слишком глубокое по эмоциональному накалу) актерское исполнение Иана Гленна. Так что, мои впечатления о фильме в полной мере нейтральны. Фильм вышел длинным, односложным, затянутым и при этом небезынтересным. К просмотру порекомендую едва ли, да и не отнесу к лучшим фильмам Масахиро, но и слов плохих сказать нельзя. 5 из 10
По большому счёту, фильм слабый. Создаётся впечатление, что японцы прочитали статью в Википедии и экранизировали её, только читали не слишком внимательно, а в процессе работы многое перезабыли. Не буду долго говорить о наивности в изображении русских. Только один пример приведу. Помните, как Зорге выпрашивает себе недельку на личные дела в Москве и приходит к Кате? Его приезд для неё сюрприз. Они входят в конуру, изображающую квартиру девушки. Балалайку вы, конечно, приметили и, верно, думаете, что я про неё хочу сказать? Да нет, шут с ней, с балалайкой. Там на столе ещё бутылка водки стоит, а рядом – гранёный стакан. В квартире у девушки. Угу. И ведь вот любопытно: про гранёный стакан японцы, значит, знают, а труд подумать, как это девушка должна из него давиться сорокаградусной, на себя не взяли? Бред какой-то. Однако ж в сторону наивность, а заодно и сугубо японский взгляд на историю ХХ века, в котором я, честно говоря, не слишком разобрался (и не совсем понял, что авторы фильма хотели сказать последними словами: «Если бы не Зорге, мы все были бы другими»; можно догадаться об уважении к умному и сильному противнику, каким был, с их точки зрения, советский разведчик в Токио, что они сокрушаются об участии Японии во Второй Мировой, но при чём тут Берлинская стена?). С чисто художественной точки зрения картина тоже слаба. После сильного начала идёт почти час действия квёлого и до крайности наивного. В этот час Зорге не делает вообще ничего. То есть шпионствует, конечно, но как-то позёрски, с этакой джеймсбондинкой – то есть позирует перед камерой, а дело за него само собой делается. Я тоже прочитал статью в Википедии и помню, там сказано, что японский журналист Одзаки стал важным информатором Зорге. Но ведь не единственным же, блин горелый! А тут он катается по Шанхаю на мотоцикле и, предположительно, крутит роман с Агнесс, а между делом говорит: «Слышь, друг Одзаки, мне нужны планы твоего правительства по поводу Китая». Нужны, так нужны, в следующей сцене друг Одзаки (которому в фильме почему-то запретили быть коммунистом) приносит планы: «Нате». На втором часу действие понемногу набирает обороты, и даже Зорге приходится иногда шевелиться. Однако единой сюжетной линии из его телодвижений не выстраивается, так что действие распадается на отдельные, не связанные друг с другом куски. Одзаки, местами занимающий место главного героя, тоже замирает с одним и тем же выражением потрясённого патриотизма на лице... Вообще, по части актёрской игры замечаний тоже немало. Лично мне понравился только окинавец, да и то, подозреваю, лишь потому, что он никогда не задерживался на экране подолгу; по той же причине недурна была Агнесс, но вообще, эпизодичность не спасает большинство ролей. Вспомните хотя бы лысого немца из посольства – образ его намечен недурно, и в первую минуту актёр играет прекрасно, но потом так и не меняет выражение лица до самого конца фильма (то есть лет пять, по хронологии событий), и это ужасно. Третий час картины наиболее динамичный и драматичный, тут уже смотришь с интересом, хотя и морщишься порой от регулярных выплесков наивности, граничащей с... ну, неважно, с чем именно. Так, в пограничном состоянии, герои докатываются до финала, который авторы приправили неожиданными и даже шокирующими сценами. Общее впечатление поверхностности работы с темой. Однако, справедливости ради, отмечу, что некоторые эпизоды очень хороши; как экскурс в малознакомые (да что там – вообще незнакомые для нас) области истории фильм даёт немного, но всё-таки даёт – хотя бы пищу для размышлений и направление поисков информации. А ещё музыка очень хороша, прямо на удивление. Смотреть или не смотреть – решайте сами. Определённого интереса фильм заслуживает, и лично я бы сказал, что, если есть время, познакомиться с сим творением вполне можно, хотя бы для того, чтобы покритиковать (в хорошем смысле этого слова, т.е. обдумать возможную аргументацию, а думать, как известно, дело отнюдь не вредное ). И, конечно, соглашусь с предыдущим рецензентом: на фоне абсолютно бездарных отечественных поделок на тему истории ('Штрафбат', 'Диверсант') смотрится посвежее и поумнее. Но это субъективное мнение, а вы знаете, как доверять чужим вкусам.
Поразительно, но не в Советском Союзе, ни в России до сих пор не снято ни одного кинофильма, ни одного телесериала о крупнейшем разведчике 20 века. Популяризацией подвигов Рихарда Зорге по-прежнему занимается зарубежный кинематограф, в то время как отечественный штампует бредовые с художественной и исторической точки зрения байки о похождениях вымышленных суперагентов во время Второй мировой войны. Между тем, еще в 1961 году на экранах мира (в том числе и в СССР) с огромным успехом демонстрировалась французская картина «Кто вы, доктор Зорге?», посмотрев которую, как утверждают очевидцы, Никита Хрущев приказал вернуть из забвения имя великого разведчика. Но если фильм Ива Чампи, увы, грешил несуразностями и нелепицами, то произведение мэтра японского кино Масахиры Синоды – достоверная и впечатляюще снятая история «шпиона Зорге». Главная заслуга которого – даже не создание суперсети по добыче ценнейшей информации, а прямое влияние на принятие руководителями японского государства политических решений, выгодных Советскому Союзу. Именно агенты Зорге, внедренные в самую верхушку японского истэблишмента, не допустили нападения Японии на Советский Союз. Современные историки уверены, что войну на два фронта – с Германией и полчищами потомков самураев, наша страна вряд ли бы выдержала. Картина Синоды – масштабный и эпический по размаху кинороман, показывающий жизнь Зорге с момента приезда в Японию и организации небывалой по КПД шпионской «паутины» вплоть до его трагической гибели. Авторы фильма не скрывают своего искреннего восхищения деятельностью, кипучей энергией и жизнелюбием этой уникальной личности, талантливо изображенной британским актером Айеном Гленом. В книгах про Зорге подчеркивается, что, несмотря на чудовищные психологические перегрузки, несмотря на почти ежеминутную опасность провала и разоблачения, в реальной жизни он был обаятельным, артистичным, чертовски харизматичным человеком. Именно поэтому ему удавалось покорять сердца многих женщин. Именно поэтому он пользовался успехом и в любой мужской компании, с легкостью заводя ценных друзей во всех слоях общества. Именно таким его показывает замечательный английский актер. Значительное в место в фильме занимает сюжетная линия о взаимоотношениях Зорге с послом Германии в Японии, генералом Ойгеном Оттом (отличная роль знаменитого после «Жизни других» Ульриха Мюэ), который настолько доверился своему приятелю, что разбалтывал ему самые секретные сведения, вплоть до точной даты нападения Германии на Советский Союз. Последняя их встреча – одна из сильнейших сцен фильма. Нельзя не отметить уважительного отношения создателей фильма к истории. Здесь нет искажения фактов, пренебрежения важными деталями ради красивой выдумки и потакания невзыскательному зрительскому вкусу. Это мастерское и захватывающее произведение, приоткрывающее завесу над многими тайнами прошлого века.