10 мая 1979 года на кинофестивале в Каннах проходит показ предфинальной версии картины «Apocalypse now». Странная, местами жестокая и наполняющаяся холодным безумием в конце картина Френсиса Копполы переносит зрителей в события недавно окончившейся десятилетней военной кампании США во Вьетнаме. Сам режиссер, позднее выскажется точно и лаконично: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег, и понемногу сходили с ума». И действительно, подобно тому, как звёздно-полосатые, ввязываясь в войну с «крестьянами», рассчитывали на красивую и быструю победу, а взамен получили 50 тысяч убитых ребят и ещё 300 тысяч инвалидов, так и съёмочная группа, планировавшая снять фильм за 5 месяцев, провела на Филиппинах больше года, Чарли Шин получил инфаркт, а сам Коппола вложил почти все личные средства в съёмки, не раз подрывая и личную жизнь. Апокалипсис сильно отличается от собратьев (Охотник на оленей, Взвод), входящих в тройку знаковых фильмов о Вьетнаме. Здесь условное деление на чёрное и белое с ходом повествования стирается и остаётся лишь огромная серая каша, полная отчаяния, сомнений и безысходности. Фильм начинается с постановки боевой задачи – устранение «выбившегося из системы» полковника. С виду не самый сложный путь по реке для героя оказывается настоящим философским путешествием в один конец, прежним вернуться ему уже не суждено. Его глазами мы видим всю абсурдность и безыдейность Вьетнамской войны для американских солдат. Это не те эпохальные сражения Советского Союза и Фашистской Германии, где бойцы обеих сторон сходились в рукопашную и, преисполненные яростью, бились до последней капли крови. Это не те бойни, когда отдаются приказы «ни шагу назад». Здесь солдаты лишь воплощают амбиции своих политиков. Лично им не нужна эта война, у них отсутствуют стимул и желание принимать в ней участие, так как лично для себя они ничего не завоёвывают и ничего своего на чужой земле не защищают. Но всё же это война…и она меняет людей так же, как и любая другая, а людей скучающих (не имеющих той святой цели, что помогает концентрироваться) она меняет вдвойне. Именно поэтому людей не пугает отсутствие цены у человеческой жизни, а лишь начинает возбуждать «запах напалма поутру», им ничего не стоит уничтожить целую деревню ради серфинга и хорошей волны. Главный герой из предельно простой жизни по уставу - «приказ-выполнение» попадает в котёл, где после первых выстрелов выкипает всякая логика, а десятки и сотни людей просто перевариваются, при этом, совершая нечеловеческие поступки, наполненные необъяснимой жестокостью, несвойственной даже зверью (ведь хищник никогда не убьёт просто так). Продвигаясь вместе с капитаном Уиллардом вглубь территорий, мы видим, как возрастает безумство происходящего вокруг. Стрелка жизненного компаса героя ломается, и он, как и все вокруг, теряет связь с далёким и разумным миром, погружаясь в массу из запутавшихся и отчаявшихся людей и людишек. Чем глубже он утопает в этот жиже, тем массивней и уверенней на горизонте смотрится силуэт полковника Курца – единственного человека на всю окрестность, имеющего свои твёрдые убеждения, делающие его богом для остальных. И если в начале пути поступки и мысли Курца казались сумасшедшими, то ближе к эпицентру они становятся единственно верными. Познать Курца Уилларду удаётся, лишь пройдя его путь. И именно поэтому, предчувствуя скорую развязку, в прибывшем капитане, полковник видит своего священного приемника (которым тот всё таки не становится, не видя на примере Курца будущего). В целом фильм снят достойно, сцена вертолетной атаки поражает размахом и жестокостью. Но вместе с тем ощущается и мятый сюжет (свойственный картинам, чью отснятую длительность создатели вынуждены сокращать вдвое и втрое). При этом многие сцены и переходы наоборот кажутся излишне затянутыми, но именно эта вялотекучесть и позволяет ощутить в полной мере упаднические настроения от затянувшейся войны всех, присутствующих в кадре героев. Прообраз Курца из книги «Сердце тьмы» - старый и смертельно больной добытчик слоной кости. Но тот известный факт, что вопреки ожиданиям Копполы Брандо не только не похудел, но и заметно набрал вес, на мой взгляд идёт на пользу, и делает его персонажа ещё более внушительным, наделяя образ первобытной мощью, делая на фоне низких вьетнамцев божеством не только духовным, но и физическим. Апокалипсис Сегодня - не тот фильм, который захочется пересматривать несколько раз, да и скорее всего не каждый осилит один полный просмотр без перемоток (так как угнетающих сцен всё-таки много). Но, тем не менее, посмотреть его стоит каждому, уважающему себя человеку. Здесь прекрасно представлена не прекрасная война и метаморфозы людей, принимающих в ней участие. Недаром фильм оказал огромное влияние на массовую культуру, и отсылки к нему всплывают в других картинах, литературе и даже компьютерных играх. Лучше всего рецензию закончить популярными словами самого режиссера: «Мой фильм – не о Вьетнаме. Он и есть Вьетнам». 9 из 10
Очень много слышал об этом фильме. И все никак не удавалось посмотреть. То найти не мог, то жесткий диск форматировал по глупости, то настроения подходящего не было. Да и предубеждений было много. Думал, что увижу пафосную патриотическую муть, которую невозможно будет смотреть. Как же я ошибался… Смело могу сказать, перед нами лучший фильм Френсиса Форда Копполы. По крайней мере, мой самый любимый, и однозначно самый необычный. Но обо всем по порядку. Я смотрел режиссерскую версию, ту, которая идет 192 минуты. И не смотря на это, фильм смотрится на одном дыхании и не вызывает скуки, разве что легкую сонливость (хотя не думаю что в этом был виноват сам фильм). Не то что тот же «Дракула», который идет почти в два раза меньше, но смотрится крайне затруднительно. Конечно же, это не какой-то попкорновый блокбастер для вечернего просмотра, фильм довольно специфический и необычный, но смотрится неожиданно легко. Просто нужно настроиться на нужную волну, у меня было какое-то подходящее настроение, и фильм пошел на ура. У него великолепная атмосфера, очень затягивает и не отпускает. Да вдобавок оставляет долгое послевкусие. Пожалуй, атмосфера главное достоинство этого фильма. Наверное, это самый реалистичный фильм о войне. Хаос, сумасшествие, ужас показаны отлично. Вообще это довольно жуткий фильм, пострашнее большинства ужастиков. К тому же снят он отлично. В первую очередь это, конечно же, драма. Но, несмотря на это, техническая часть на высоте. Работа оператора Витторио Стораро великолепна, монтаж невероятно красивый, даже постановка боевых сцен очень хороша. Особенно впечатляет сцена вертолетной атаки под музыку Вагнера. Размах съемок поражает воображение. Самый эффектный боевик того двадцатилетия. Ну и, конечно же, очень радует великолепный саундтрек, в первую очередь бессмертная песня The Doors – The End, во многом из-за нее мне захотелось посмотреть этот замечательный фильм, хотя и остальная музыка великолепно подобрана. Нельзя не упомянуть про актерские работы. Мартин Шин гениален, сыграл лучше всех. Марлон Брандо как-то не так впечатлил, хотя сыграл довольно эффектно. Роберт Дювалл довольно хорош. Очень удивило присутствие Лоренса Фишбёрна, оказывается, ему тогда было всего 14 лет, но сыграл он замечательно. Альберт Холл еще понравился. Харрисон Форд побыл на экране немного, но запомнился. Деннис Хоппер очень впечатлил. Ну и камео самого Френсиса Форда Копполы очень позабавило. Странно, что многие называют этот фильм патриотической агиткой, скорее это антивоенная агитация. Насколько я знаю, в романе Джозефа Конрада «Сердце тьмы», по мотивам которого написан сценарий как раз была именно военная агитация. Возможно, именно из-за этого и возникли такие странноватые мысли. Да, перед нами не только самый реалистичный, перед нами самый лучший фильм о войне. Несмотря на то, что на первый взгляд эта лента интересна только американцам, на самом деле она куда более глубокая и интернациональная. Как минимум он про то, как война губит и сводит с ума людей, на эту тему снято довольно много фильмов. Но здесь тема раскрыта намного более глубоко, чем во всех других подобных фильмах вроде «Повелитель бури» или «Взвод» и уж тем более лучше, чем в советском шизофреническом опусе «Иди и смотри». Но проскальзывают еще более глубокие мотивы о смешении добра и зла, черного и белого, нормального и сумасшедшего, которые смешиваются в полнейшем хаосе. Вывод:один из лучших фильмов двадцатого века, и точно лучший фильм о войне. Психоделический шедевр. Смотреть обязательно! Оценка: 10 из 10
«Апокалипсис сегодня» не просто о Вьетнамской войне, это фильм про все её реальные и сюрреалистические ужасы. Сюжет вкратце - Американский солдат, капитан Бенджамин Уиллард ветеран уже бывавший во Вьетнаме, сидит в отеле в муках от того, что он больше не приспособлен жить нормальной жизнью. Потихоньку попивая и сходя сума, он ждет следующего задания. И вот, в один из дней к нему приходят несколько военных, и оповещают о новом спец задании - найти и убить полусумасшедшего полковника, который создал нечто вроде своей жестокой иерархии. Собственно, сам по себе фильм не о войне, а о ее ужасах, как я сказал выше. По пути к выполнению своего задания, капитан Уиллард и его команде плывущий на катере попадаются разные места с разными людьми, у которых разные мнения об этой войне. Собственно и у зрителей будут разные мнения и разные эмоции после просмотра этой киноленты. Спецэффекты, актерский состав, а особенно техника очень порадовали. Несколько широкоэкранных камер, снимающие с разных фокусов и сторон. Несколько вертолетов, отличная массовка, куча оружия, куча техники, куча дымовых приспособлений (иногда кажется, что во время всего фильма идет дым). Подобрана отличная музыка. 'The Doors – The End' прямо таки передает состояние всего фильма. Про актеров скажу отдельно. Мартин Шин отлично сыграл протагониста, передав все эмоции и чувства, но на его месте мог также отлично сыграть и Аль Пачино, или же Харви Кейтель. А вот главный антогонист, полковник Курц, его сыграл Марлон Брандо, и никто не смог бы сыграть полковника так, как сыграл он. Его образ очень подходил этому герою. Марлон Брандо отлично сыграл в 'Крестном отце', и многие наверное узнают его именно по этому фильму, но в 'Апокалипсис сегодня' ему подобрали неузнаваемую внешность - лысина, военное тряпье, камуфляж. Все это так подходило ему. Его монолог, его импровизация просто захватывает, образ этого героя заинтересует любого. Однозначно можно сказать - после просмотра фильм заставляет задуматься любого. Я считаю, фильм строго предназначен людям не младше шестнадцати лет, так как сам по себе фильм сложно понять, тем более детям. Советую для людей, которые любят размышлять о жизненных ценностях в целом. 9 из 10
'Народ разделился на патриотов и предателей, и никто не в силах отличить одних от других' Марк Твен Была ночь. За окном тишина. Дым, который за эти дни стал почти родным, никак не хотел уходить и наполнял комнату своим присутствием. Жарко, чертовски жарко. В жалких попытках уснуть я всё время натыкался на непреодолимую стену бессилья. Пот тёк ручьём. Подушка превратилась в солёный огурец, который отчаянно не давал покоя. И так уже почти две недели. Это выматывает. Я уже забыл когда мне снились сны, а не кошмары. Стараясь взболтать застоявшееся сознание я сел на своё ложе. А пот всё тёк. Я дошёл до холодильника и со страстью выпил половину бутылки. Чёрт возьми, я за эти дни выпил воды, как за всю жизнь. Остатки сна меня спешно покинули и я утратил надежду их вернуть. Надо было чем-то заполнить пустоту сновидений и поэтому я решил посмотреть 'Апокалипсис сегодня' от Френсиса Форда Копполы. Первые кадры. Летящий вертолёт, горящие джунгли и неимоверная отречённость на лице Мартина Шина. И понеслась. Я с первых кадров попал в водоворот событий и настроений фильма. Я, можно сказать, потел вместе с героями фильма. Эта лента Френсиса Форда Копполы затягивала с первых секунд и не отпускала до финальных титров. С самого начала безраздельно царила атмосфера безысходности, жестокости и сожаления. 'Полковник Васин приехал на фронт со своей молодой женой. Полковник Васин собрал свой полк и сказал им: Пойдем домой. Мы ведем войну уже семьдесят лет. Мы считали, что жизнь это бой, Но по новым данным разведки, мы воевали сами с собой' Аквариум 'Апокалипсис сегодня' - это типичный road-movie, со всеми его контрастами, противоречиями и глубокой мыслью, засевшей с самого начала и обогащающейся по мере повествования. Мыслью о бессмысленности всего происходящего. Все видят в фильме что угодно, но эту мысль стараются засунуть поглубже. Потому что тогда придётся переосмыслить всю свою жизнь и понять, что делается всё не ради какой-то высшей цели или банального добра, а всего лишь для жалкой похоти тех кто выше нас по званию, но но ниже по восприятию. Вы видели в этом фильме трупы, много трупов. Так ответьте мне, для чего?! Для чего они эти миллионы убитых? Конечно больше чужих чем своих, но они что не люди?. Чтобы земля не досталась коммунистам? Француз правильно сказал, что американцев они, пожалуй, ненавидят меньше чем китайцев и русских. И всё это оказывается для того, чтобы несколько людишек сохранили свою власть. Молодых мужиков они заставляют заботиться не о процветании страны, а о безопасности себя. А их жён и детей лишают покоя и сна. И всё для того чтобы закрыть огромную дыру внутри страны, миллионами убитых душ. То же творится сейчас в Ираке и Афганистане. И полковник Курц в исполнении великолепного Марлона Брандо это понял, понял ещё задолго до Вьетнама. Ещё тогда, когда ему отказывали в обучении в десанте. Правительству не нужны умелые командиры, им нужны марионетки, на которых в случае неприятностей, можно свалить всю вину. Таким например был Килгор. Он конечно заботился о своих солдатах и всё такое, но победа ему по сути не нужна. Да и вообще складывалось впечатление, что победа никому не нужна кроме Курца. Все заботились о развлечениях, бабах, о своей шкуре, но не о прекращении войны. Всюду гибли солдаты, на их места приходили новые. Все продолжали развлекаться, но с мёртвой точки всё так и не сдвигалось. Эдакий пир во время чумы. Всё это больше похоже на рукотворный апокалипсис. Все свои проблемы начальство решало пушечным мясом, которое в избытке предоставляли американские семьи. И за морем крови никто не мог разглядеть истинного виновника ситуации. И полковник Курц, увидев это, понимает что такая служба ему не нужна. Будучи лучшим в курсе и по сути одним из лучших в войне, он понял что всё чего он достигал всю свою жизнь - ложь. Казалось бы, какая может быть на войне ложь. Там просто не должно хватать времени на всё это. Но всё оказалось ещё лживей чем на гражданке. И Курц взял дело в свои руки. И чем дальше он шёл, тем сильнее понимал что это никому не нужно. 'Принципы хороши до поры до времени, но что от них толку, если ты проиграешь?' Дик Чейни Наблюдая все эти пирушки и пляжные вечеринки, поначалу может сложиться впечатление что это курорт, разбавленный человеческими смертями, нарочито легко воспринимаемых солдатами. Но чем выше поднимаешься по реке, тем слабее это впечатление. Смерть здесь уже косит всех без разбору и ломаются те, кто раньше считался нерушимым. Кто-то находит выход в наркоте, кто-то в убийствах, а кто-то в стихах. Но каждый, кто заглянул чуть дальше чем нужно, навсегда изменился. И в каждом теперь борется тот кто любит и тот кто убивает. Можете называть это сумасшествием, как штабные крысы, но имеем ли мы право судить? Борьба человека в человеке показана режиссёром потрясающе. Битва добра и зла выходит на новый уровень, наконец-то отошедши от банального убить-простить. Патриотизм здесь сталкивается со здравым смыслом и разбивается пух и прах. По меткому высказыванию Марка Твена: 'Патриотизм - это вечная верность родине и верность правительству, когда оно того заслуживает'. Вот именно, заслуживает. К сожалению найти тонкую грань между правым и неправым, очень сложно, а зачастую невозможно. Френсис Форд Коппола создал не просто кино - он создал мир. Мир жестокий, несправедливый и злобный. Но даже в этом мире есть люди честные и искренне любящие Родину. Полковник Курц и капитан Уилард осознали больше, чем дано человеку и поэтому им нет места среди людей. А Марлон Брандо и Мартин Шин сделали войну с человеческим лицом. Лицом в крови и шрамах. Великолепные сцены с молчаливым Брандо и отчаявшимся Шином надолго западут в душу. Сцены бойни и трупы будут вспоминаться вам какое-то время, пока не пропадут в темноте сердец. Музыка The Doors ещё какое-то время будет возвышаться над привычным миром звуков, но скоро тоже осядет где-то на задворках вселенной. А вот фильм навсегда останется у вас в памяти. До рассвета оставался час или около того, когда я закончил просмотр. Мучительно переваривая увиденное, я уснул. И мне снилась война. Трупы, много трупов. Горящие джунгли моего сердца. Напалмовые лёгкие с болью вдыхали свежий воздух. Рука, превратившаяся за время службы в карабин, с горечью ощупывала ранение. Душа истекала кровью, но я ничего не мог поделать...
Однозначно - 'Апокалипсис сегодня' одна из самых загадочных и таинственных картин кинематографа. Я даже заметил интересную закономерность - 'загадочные и таинственные' произведения всегда очень мастшабны и всеобъемлющи. Будь то 'Евгений Онегин', 'Космическая Одиссея 2001', 'Мастер и Маргарита', 'Фауст' или 'Божественная комедия'. Поэтому и работу Копполы я поставлю в один ряд с этими творениями - чем больше тем мы затрагиваем, тем больше между ними остаётся тёмных пятен. Структурно фильм использует такой приём как 'градация' - начиная с самого простого и лёгкого для понимания, к концу - действие плавно перетекает в далёкие глубины подсознания и обдуманности. Прежде всего: за 3:04 чистой продолжительности фильма, действие НИ РАЗУ не повторяется. Я говорю не просто о картинке, а о сути происходящего - показывая ВОЙНУ, режиссёр показывает ТОЛЬКО ОДНУ перестрелку в чистом виде. Одна вертолётная атака, одна база военных и так далее. Фильм хрестоматийно эпичен, у него просто нет времени на то, чтобы показывать нам одно и то же - поэтому во время просмотра просто не успеваешь заскучать - постоянно улавливаешь новые ситуации, лица, картины... Главный герой с несколькими солдатами следуют к цели свей операции - проплывая, кажется, через весь Вьетнам. Интересно заметить, что все остальные персонажи фиксированны - они никогда не двинутся со своих мест, и это заставляет задуматься. Почти для всех это положение и есть тот самый Horror, о котором говорит слоган фильма. 'У каждого свой ад', и каждый человек фильма находится в нём. Отличным примером этого служит блок-пост, который уже несколько месяцев существует автономно от руководства - всё начальство давно погибло. Остатки рядовых - без разума, только на инстинктах отстреливаются от волн наступающих вьтконговцев. Именно в этот момент приходит осознание УЖАСА. Даже не от насилия и убийств - от того, что это могло бы длиться вечность. 'Наш' же солдат весь фильм ведёт себя как достаточно серый персонаж - минимум говорит, принимает правильные решения... В общем действует так же, как любой из сотен других. 70% фильма он является просто 'повествователем', который показывает нам всё вокруг - и не нужно даже пытаться следить за ним. Ведь весь фильм демонстрируя 'уже готовых' людей - достигших своего окончательного состояния, последние 40 минут мы видим сам процесс падения в себя. Тут начинается 'второй фильм', о котором я говорил в заголовке. Падение (или развитие?) человека. Его мысли, чувства, эмоции во время _изменения_ души - этому отводится пусть и не бОльшая, но важная часть фильма. Режиссёр нарочито меняет декорации, население, музыку - он всеми силами 'разъединяет' две картины. Хотя, безусловно - концовка является апофеозом всего действия, её без особой потери смысловой нагрузки можно смотреть отдельно. Как во многих великих работах современности, герой Марлона Брандо (который, кстати, играет абсолютно чарующе!) представляет нам целую философскую теорию - причём невероятно сложную для понимания. У него выработанная жизненная позиция, ему поклоняются как Богу - а сам он хочет... Этот фрагмент вообще невозможно передать словами. Я скажу что он мрачен, вязок, тяжёл, и ОБЯЗАТЕЛЬНО оставляет после себя пустоту - как будто вот он, невесомый дух абсолютного понимания происходящего... Который постоянно от вас ускользает. ...Чем больше тем работа затрагивает, тем больше между ними остаётся тёмных пятен. И пятна эти зритель для себя заполняет сам - находя те ответы и пути, которые создадут для него образ произведения. Персональный образ. Именно в таких случаях говорят - это просто нужно видеть. 9 из 10 хотя вообще сложно ставить балл подобному произведению...
Ну что могу сказать? Очень много прочитано рецензий, просмотрено фотографий и статей об этом шедевре. Вот и я добрался до него. Стоит похвалить каждого члена съемочной группы за те силы, которые они затратили на съемки ни много ни мало 194 минут. Этот труд поистине заслуживает уважения. Сюжет казалось бы тривиален, о безумии в мясорубке боевых действий, но я честно никогда не видел, чтобы он был так мастерски обыгран. Здесь большой плюс в копилку и Мартину Шину, медленно, но верно, теряющему рассудок и человеческий облик, Марлону Брандо, который пытается донести свою собственную философию(с которой я частично согласен), Деннису Хопперу, эдакому посреднику между Брандо и Шином. Актеры подобраны как нельзя лучше. Что касается самой технологии съемок, то для 79 года это просто потрясающе. Начало фильма так вообще моментально погружает в атмосферу полной безысходности...Спокойный тропический лес, пролетает вертолет, и уже волна напалма губит прекрасную азиатскую природу. У меня дыхание сперло от этой сцены. Цвета - вот что еще примечательно в данной картине. Витторио Сторраро недаром получил свои три Оскара, один из них-за 'Апокалипсис Сегодня'. Необычайная насыщенность только добавляет масла агрессии в огонь безумия войны. Массовые сцены так грамотно сняты, что и не придерешься ни разу. Особенно харизматичный командир отряда, умудряющийся спокойно гулять и смотреть на близлежащее разрушение как на какую-то театральную постановку. Вообще, очень удачно прикреплены разные типы военных. Дает возможность рассмотреть все действо с разных позиций. Ну, и музыка. Эннио Морриконе не пишет плохих вещей, ему прямо отдельное спасибо за то, что написал такие потрясающие саундтреки. Касательно диалогов - Коппола не постеснялся изобразить американцев как хозяев мира. Которых они придумали себе сами. Ему наверняка был отвратителен весь ужас этого ада на земле. Да и очень примечательна концовка, которая заканчивается словами 'ужас, ужас', из уст Мартина Шина. Я считаю это более чем превосходным завершением как и ритуальной сцены-апофеозом царящего кругом смрада, так и фильма в целом. Итого: безоговорочные 10 из 10
Мое мнение такого, что Коппола уделил максимум внимания визуальной части этого фильма, в ущерб смысловой. К сожалению великолепные по красоте кадры, сменяя друг друга, создают впечатление модного слайд шоу, но не действительности. Все герои живут только 3 часа. Их не было до начала путешествия и их нет после. Обильное использование разноцветных дымовых шашек, не к месту взорванных фейерверков и непонятные медитативные упражнения разных героев обусловили полную неправдоподобность. Все это обман. Но обман приятный и вкусный, как сахарная вата – большая и аппетитная, но наесться невозможно. Сцены бомбардировок, вертолетных ударов под Вагнера впечатляют своей масштабностью и детальной проработкой ландшафтов. Игра светом, яркий грим, цветовое решение – все на высшем уровне. Красота неописуемая. Курение под The Doors. Все очень стильно. Военный под LSD. Вкусовые качества создателей определили изящную эстетику фильма. Но все это не едино, а как бы по отдельности. Гармонии нет, нет цельности. На языке все время вертелся вопрос “Почему?” С ним я обращался к сюжету, но тот был нем и глух. В ответ он показывал мне красивые картинки. Как куча отрубленных маленьких рук – здесь не ужас войны, не ее фанатичность, а стильная притча о жестокости, так и вся лента это не переживания героев, не их чувства… это (уже) стандартное пафосное путешествие по кипящему Вьетнаму. В общем, сегодняшнего зрителя одной красотой не усыпишь. Ему подавай еще и драматургию! 7 из 10
А полковник был совсем не сумасшедшим. Тупое поклонение убивает в человеке человека. 'Сбросьте бомбу - уничтожьте их всех'. Он породил ужас, толпу нелюдей, способных по приказу уничтожать всех, кто не в их толпе. Только глядя в глаза смерти, он это понял. Тех, чьей силой он восхищался (рассказ про отрубленные детские кисти рук, куда делались прививки), он решил уничтожить. Ибо такая сила несёт только ужас, она бесчеловечна, как и сама война. Война в этом фильме не главное - это лишь арена, на которой царствуют наши демоны. Коппола дал возможность этим демонам посмотреть нам в глаза. Показал эту зыбкую грань, отделяющую человека от слепого в своей жестокости животного. На самом деле фильм начинается только с появлением в кадре героя Брандо. Всё, что происходит на экране до этого - лишь прелюдия, подводящая зрителя, и прелюдия, по которой можно снять не один самостоятельный фильм. Фильм, конечно, шедевр, но не всех времён и народов. 8 из 10
Голос Джуди Гарленд уже не вдохнет оптимизма, как во Вторую Мировую. Радуги рассеялись под желтыми поветриями напалма. Певчие птицы разлетелись, испугавшись голодных до душ и плоти вагнеровских “Валькирий”. Лимонные леденцы сменил горький привкус забродившего бурбона. Кажется, в комнате отеля ты одинок: можно скрыться от опостылевших рож сослуживцев, от назойливой жены, от мерзкого командования, утирающего жирный ростбиф с губ, пока молодо-зелено жрет в окопах вчерашние бобы. Но нет, капитан Уиллард. Ты еще не в Огайо – ты по-прежнему в Сайгоне, и лопасти вентилятора под потолком напомнят тебе об этом. Так что будь добр - вставай, пьяное чмо, родина зовет! Иди и мочи желтопузых фанатиков коммунизма или на кого Никсон пальцем покажет! Ты же давал присягу на Stars and Stripes, равно как и твои дохлые друзья, превратившиеся в груз-200 или в ужин для тигра. Бейся за них! Не хочешь? Дядька в цилиндре с козлиной бородкой придумает другую причину. Все равно ты погряз, Уиллард. Синдром войны расползся, как ВИЧ, и от него нет сил отказаться. Можешь прихватить с собой Джима Моррисона и Мика Джаггера, когда соберешься. 1969-й. Пик безумия вьетнамской чумы. Нет, Рэй Манзарек и его синтезатор не скроют терзаний потерянного офицера. Он заблудился в выжженных джунглях, скрываясь то от гуков на деревьях, то от каких-либо еще симптомов, и не может выбраться. Все равно найдется мальчик на побегушках, который через холодный душ затащит его на променад с Ханом Соло, а следом – на очередной рабочий день для внештатного Джеймса Бонда. Дайте ему пачку Мальборо – и он ваш. С удовольствием присоединится к полоумному подполковнику Килгору, дабы убить полоумного Курца, убившего американских двойных агентов. Killing in the Name – девиз новой войны, где вчерашние школьники рисуют на касках знак мира, разряжая во вьетконговцев магазин М16, где вертолеты стройными рядами зачищают деревни под классическую музыку. Там человек становится пазлом вне зависимости от расы или идеологии, кричит: “Твою мать, как больно!”, не осознавая, что осколок бомбы отрезал ногу и навсегда заковал в сиденье с колесами. И этот Вьетнам не закончится даже на пляжах Калифорнии – всегда найдется “задание, которого никогда не существовало”. Круг замкнут. О да, капитан понимает!.. Это конец, мой единственный друг. Килгор вытащил тебе пикового туза. Прими смерть или вдохни запах напалма. “It smells like… victory”, - скажет воин-победитель в ковбойской шляпе, переступая меченые картами ошметки человеческого мяса. Поехавший террорист наслаждается, как гражданские заживо закисают в этой липучке, не оборачиваясь на взрывы, а убить нужно другого. “Зеленого берета”, посмевшего пойти против машины капитализма. Все просто: один подчиняется приказам, другой игнорирует их, предпочитает скрываться в камбоджийских зарослях и рассказывает проповеди о людской черноте. Уилларду с каждым днем становится проще понять Курца, пусть до него Меконг переплывать. Зачем его вообще “устранять безвозвратно”? Пусть ползет себе, как улитка по лезвию бритвы, а марионетки-убийцы расправятся с Хо Ши Мином или с сотней-другой крестьян. Килгор даст одному напиться из собственной фляги – вот и необходимая бравада, показной героизм, жест справедливости в отношении ублюдка. Страна храбрецов, свободных страна… Партизаны уничтожают вражеские вертолеты и получают очередь в спину. Местные паразиты ожидают в грязи дырявых тел, дабы сгрызть их за сутки. Никуда не денешься, Уиллард. Цикл замкнутый, непрерывный. Никто не даст молочный коктейль и зонтик, а осознания пока что хватает отказаться от серфинга. Но кто тебя поймет… Бухло отобрали вместе с одиночеством, лучшие лекарства не входят в ИРП рейнджера специального назначения. Отсюда за счастье встреча с девушками из “Плейбоя”, на которых потянет поглазеть весь фронт. Герой Мартина Шина уловил суть, посему и берет соплякам “зайчиков” за пару бочек мазута: пусть развлекаются, а он отдохнет в тишине, без суетливых расправ с раскаленным пулеметом и нытья по женским буферам. Только этот кролик окажется белым, как у Jefferson Airplane, и догнать его не получится и в штанах. Капитан подарил бойцам плацебо – то, что поможет тому пареньку из задницы в Южном Бронксе, пока он не дорос до Морфеуса, Шефу и серфингисту. То, до чего эти лопухи уже не дотянутся даже в мечтах, которые The Doors запретили в самом начале эпопеи. Лишь командир катера, матерый вояка, также побудет в одиночестве. Он уже знает, что перед смертью не надышишься. И вот молодчика нет. Шальная пуля, пусть и не алмазная, отправляет статиста под разодранный флаг США. Мечты матери о внуках навсегда останутся в могиле. Увы, ты не Карим Абдул Джаббар и не сын сенатора, чтобы на ровном месте запротестовать и получить белый билет. Во Вьетнаме их, таких Клинов, легли сотни тысяч. Поколение – в помойку. Все ради попытки ужалить СССР и распространить звездно-полосатый империализм, стравить белоголового орлана с медведем в гнезде с ускоглазыми “Чарли”. Так, а не иначе. Но Фрэнсис Форд Коппола еще пытается выудить смысл из кровавой бойни. И тем более тщетны его попытки, чем количество адептов войны возрастает. Для Лэнса бойня превратилась в погоню за последней таблеткой ЛСД. За кислотой мир кажется чертовски красивым, правда? Только для идиотов. Зарево пожаров, отвоевавшиеся до бессрочного ПТСР солдаты у моста – только сдавшийся мог выбрать такую реальность… Есть и другая реальность. Она неведома героям Копполы, и тот, кажется, от бессилия самостоятельно прыгает в кадр, прогоняя армию перед новостной хроникой, призывает беспечного ездока Денниса Хоппера. Помогут такие вещи извне познать философию Курца? Не Копполе. Спустя несколько лет после вывода войск из Вьетнама американский режиссер очень хочет, но не знает, как объяснить Вьетнам, отчего и пытается помутить рассудок зрителя ЛСД из кровавых пейзажей и сумасшедшего полковника, который грезит апокалипсисом и откровенно бредит. Так, может, и познавать некого? Коппола не хочет верить, что его нация бесславно проиграла из-за обыкновенных шкурных интересов, поэтому настойчиво нашпиговывает фильм бессвязными аллегориями и красивыми цитатами, пытающимися оправдать сие кошмары. Хотя необходимо было просто признать - да, человек жесток и скорее отрубит себе руку, чем даст неприятелю сделать прививку от полиомиелита, да, в Сонгми зверствовали не обдолбыши и блаженные, а законченные паскуды. Равно как и признать то, что умалишенных килгоров, курцев, больных фотографов и много другого здесь вообще быть не должно, но оно есть, чтобы козырнуть метафоричностью. Режиссер показывает зло в одном из самых сочных, насыщенных военных фильмов в истории, но пытается замаскировать его. Он абстрагируется устами Уилларда: “Ужас… ужас”, не докапываясь до корня ужаса. Возможно, американцам так было легче принять болезненный финал позорной кампании. 5,5 из 10.
Если спросить кого-нибудь про фильм, который первым приходит на ум при упоминании войны во Вьетнаме, то с большой вероятностью будет упомянут легендарный фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». И это не случайно, ведь Апокалипсис, наверное, первый фильм, который был снят на данную тематику. Ну и что уж греха таить, никто масштабнее фильм о Вьетнаме пока еще не снял, да и не снимет скорее всего. «Цельнометаллическая оболочка», «Взвод» и «Апокалипсис сегодня» - это три главных фильма о военных событиях во Вьетнаме, которые сняли три великолепных режиссера. В каждом есть свои плюсы и минусы и речь пойдет о плюсах и минусах фильма «Апокалипсис сегодня». Капитану Уилларду (Мартин Шин) поручают сложное и опасное задание по уничтожению полковника Курца (Марлон Брандо), так как последний окончательно сошел с ума и стал неугодным властям США. И на протяжении большей части фильма, а фильм далеко не маленький, капитан Уиллард с командой солдат на борту военного катера, постепенно будет приближаться к логову полковника Курца, встречая на своем пути множество военных людей, которых объединяет одно – безумие. Именно безумие тонкой нитью проходит через весь сценарий фильма и в конце завязывается в узел, который каждый сам для себя должен распутать, чтобы понять весь смысл, преподнесенный Копполой. Говорить много об этом фильме уже не имеет смысла, каждый сказал слово, которое в той или иной мере походит к этому творению. Для кого-то это переоцененное и скучное действо с претензией на глубокий смысл, а для кого-то это действительно великий фильм, который является непревзойденным мерилом хорошей военной драмы. Я бы и сам отнес его к скучному «роуд - муви» о войне во Вьетнаме, если бы не пара факторов, которые надолго закрепились в голове. Первый фактор – это, конечно же, актерский состав и игра каждого актера, в частности. Каждому из них веришь, веришь в их безумство. И самым безумным персонажем в этом столпотворении военной вакханалии стал для меня, конечно же, нет, не Марлон Брандо, а ставший уже культовым персонажем командир вертолётного подразделения авиации подполковник Билл Килгор, сыгранный Робертом Дювалом, с его монологом о том, как он любит запах напалма по утрам. Абсолютный безумец, для которого война отодвинута на второй план и является чем-то вроде развлечением. И именно его часть в фильме является самым запоминающимся моментом во всем фильме. Не полковника Курца было мало, а подполковника Килгора. Второй фактор – масштаб. Трудно было поверить, смотря этот фильм, что он снят в уже далеком 1979 году, а начинались съемки и того раньше – в 1976 году. Настолько качественных военных сцен и сейчас очень редко встретишь. Не встретишь, потому что сейчас так мало кто снимает, а именно – в живую, не на зеленом экране. И да, видно, что все эти взрывы и стрельба являются ничем иным, как фейерверками, но ощущение масштабности и грандиозности не улетучивается ни на грамм. Если говорить в общем о фильме «Апокалипсис сегодня», то его конечно же необходимо посмотреть каждому. И пускай не пугает его возраст в 40 лет, это совсем не замечается. Напугать также может и его продолжительность, но хоть фильм местами мне показался и скучным, но это в силу моей неосведомленности в том или ином вопросе, как пример диалоги с французами, но этому кино есть что показать за эти три с небольшим часа. Показать войну во всем ее безобразии и ужасе. Обязательно запомнится сцена пролетов вертолетов под «Полет Валькирий», также, как и запомнится сцена с падшими звездами Плейбоя, а заключительная аллегоричная сцена с убийством коровы постарается укрепиться в голове, как что-то из разряда самого отвратительного, ведь корову убивают по-настоящему. И каждая сцена буквально пропитана безумием и ужасом. Безумием и ужасом. 9 из 10
Скажу сразу: история – ни к черту. Нет никакой истории. Вообще. И это упущение тем непростительнее, что во время просмотра этого фильма как никогда понимаешь значение слова «постановщик», периодически добавляемого переводчиком титров к «режиссеру», «оператору», «художнику». «Апокалипсис сегодня» не просто снят. Он сделан! Воссоздан! Настолько убедительно, настолько качественно, что… ну не верится просто в отсутствие внятного сюжета. Ты ждешь его до последнего. Готов увидеть глубочайший смысл в любой мелочи, в любом намеке. Бесполезно! 3-часовое повествование начинается, как известно, с непонятного обвинения и, по сути, такого же заочного приговора. А заканчивается… Принято считать, что осознанием этой непонятности. Но, прямо скажем, не факт! Тем более что вынесенный приговор никто не отменял и, как принято говорить, обжалованию он не подлежит. Нет, я понимаю, что всегда можно прибегнуть к помощи спасительной формулировки «открытый финал», но… Это не тот случай. Финал, каким бы он ни был, предполагает все-таки развитие событий (желательно хоть как-то взаимосвязанных) на протяжении всего времени, ему предшествующего. А здесь… Суть фильма сводится к на удивление точно подобранной фразе из «краткого содержания»: «по пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны». Под этим можно с легкостью подписаться. Так оно и есть. Понятно, что наибольшей популярностью у зрителей пользуется зарисовка на тему «напалма по утрам». Во-первых, это практически самое начало картины. Во-вторых, налицо предельная четкость формулировок и никаких проблем с диагнозом. В-третьих, это война в привычном ее понимании. Дальше, конечно, сложнее… Временами – еще более-менее улавливаешь идею, но в целом – именно что сюрреализм. Кто что хочет, тот то и видит. Апогеем представлялась долгожданная встреча героев М. Шина и М. Брандо, но… Она не оправдывает ожиданий, если честно. Последний много говорит, но, право слово, так и хочется воскликнуть: «Когда Вы говорите, такое чувство, что Вы бредите!» Два-три внятных посыла на дюжину высокопарных цитат и бессмысленных аллегорий… Не убеждает. Поэтому, собственно, я и не понимаю, чем заканчивается фильм. Красивый, настоящий, но… пустой. На 7 из 10
Однажды был свидетелем жаркого спора по поводу силы и ранга культовой значимости двух лент, вышедших под режиссурой Фрэнсиса Форда Копполы. Один из спорщиков утверждал, что 'Крёстный отец' больше всего повлиял на развитие кинематографа, второй же неистово утверждал тоже самое, но с картиной 'Апокалипсис сегодня'. Встревать в данный спор я не увидел смысла, во-первых, при споре двух сторон виноватой будет третья, а, во-вторых, что мне показалось основным, фильмы абсолютно, абсолютно разные по жанру и спорить об их влиянии на развитие кинематографа просто бессмысленно. Но также отметил про себя, что 'Апокалипсис сегодня' намного, намного больше поразил моё сознание, нежели криминальная трилогия. 'Апокалипсис сегодня' до сих пор, несмотря на свой возраст, является одним из лучших фильмов на военную тематику. Удивительная работа, никто ещё не снимал в столь реалистичных тонах жанр сюрреализма. Как художник Фрэнсис Форд Коппола наносит мазки на полотно и с первого взгляда они кажутся причудливыми, даже уродливыми, но при пристальном просмотре начинаешь восхищаться тем ужасающим сознание моментам на полотне. А моментам этим есть вполне кинематографическое название: 'сцены'. Именно в огромном количестве будоражащих, пугающих, а от того они запоминаются надолго, если не навсегда, сцен строится тот фундамент, благодаря которому 'Апокалипсис сегодня' стал культовым фильмом. Не раз и не два в памяти могут всплывать картинки с летящими вертолётами под музыку Вагнера, можно вспомнить и сумасшествие на базе солдат уже на окраине Вьетнама, ну а сцены с государством насилия уже в финале уже и топором вырубить не получится. Восхитительная работа оператора даёт возможность прочувствовать весь ужас и бессмыслие вьетнамской войны. Когда герои плывут по реке, то на самом деле ощущаешь гарь от напалма, вкус солоноватой воды больше от крови, чем от содержания соли и осознаёшь отчего же бравый солдат потерял рассудок (или же на самом деле это не так?). Витторио Стораро (оператор 'Апокалипсиса сегодня') проделал просто потрясающую работу, благодаря оной начинаешь понимать все метаморфозы войны и как меняется сущность человека. Фрэнсис Форд Коппола и Кармине Коппола (он был композитором в проекте) подобрали бесподобное музыкальное оформление. Не только столь запоминающаяся бойня под музыку Вагнера, но и весь фильм пронизан нотами, которые работают под стать атмосфере картины: они настолько накрывают и увлекают в происходящее, что и это стоит отметить, как мощнейший фактор для статуса культового фильма. Поразили и все актёры. В своё время в прессе просочилась информация, как Фрэнсис Форд Коппола добился наиболее реалистичной игры от своих исполнителей и назвать их гуманными невозможно. Но актёр - это тоже профессия, поэтому иногда даже стоит представителей этой профессии основательно погонять. Все без исключения актёры справились со своими задачами. Особо не хочется кого-либо выделять, так как даже исполнители второго плана иногда выходили на первый и показывали такую игру, что достойных на номинации за лучшие роли здесь очень приличное количество. Столь сильного, столь страшного, столь неожиданного фильма, где вроде бы фантазия граничит с реальностью на военную тематику я не встречал до сих пор. Иногда пересматриваю его, чтобы насытить нутро полнотой эмоций. 10 из 10
Мало кто не слышал про это нашумевший в свое время фильм знаменитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, который до этого создал великолепного «Крестного Отца». Лично я первый раз посмотрел «Апокалипсис сегодня» давненько и помнил его разве что по отдельно взятым эпизодам. Недавно решил что нужно освежить воспоминания и пересмотреть эту культовую ленту. После повторного просмотра могу сказать что эта картина лично для меня является не самым лучшим фильмом связанным с войной во Вьетнаме. «Взвод» понравился куда больше, хотя и эта лента очень хороша, просто несмотря на вроде бы общую военную тематику, эти две работы абсолютно разные, ведь если в фильме Оливера Стоуна речь шла именно о войсках, о их внутреннем мире и переживаниях, то здесь же сюжетная линия просто напросто проходит по декорациям той ужасной войны и не особо затрагивает основную её тему, а именно освобождение зверской натуры человека и «праздник» жестокости созданный американскими солдатами, но не буду уходить от темы и начну более подробно рассказывать собственно о самом фильме, который может много чем похвастаться. Помимо знаменитой сцены с вертолетами, которые бомбят вьетнамскую деревню под композицию «Полет Валькирий», мне лично еще запомнилась сцена с умерщвлением коровы в конце, хотя запомнилась она мне потому, что в этот самый момент я ел и как бы наблюдать как бедному животному парочка свихнувшихся аборигенов сносит топором голову не очень приятно, а также сцена где парочка солдат по приказу одного из командиров отправляется во время осады одного из поселения кататься по волнам на досках для серфинга. Это все выглядело весьма забавно, особенно когда видно нежелание этих самых солдат купаться в такое время, ведь совсем рядом взрываются снаряды и гибнут люди. Вообще в фильме присутствует еще очень много интересных и весьма неординарных и оригинальных моментов, все даже не перечислишь. В общем и целом мне «Апокалипсис сегодня» понравился. Если честно, то первый час я пристально сидел у монитора и с интересом наблюдал за происходящим и лишь немного сумбурная концовка слегка подвела, ведь после сверх крутого и стильного начала, когда на фоне взрывающихся джунглей и пролетающих вертолетов играет шикарная песня группы The Doors «The End», ожидания были таковыми, что весь фильм будет в таком же стиле, но не тут то было. Несмотря на все это кино очень качественное и интересное, хоть и немного затянутое, ведь три часа довольно большая продолжительность, которую спокойно просидеть очень тяжело, но картина того стоит. Ну вот наверное пришло время немного написать о сюжетной линии, так что начну. Сюжет рассказывает про капитана Уилларда, который столько всего поведал за время Вьетнамской войны, что он даже понемногу начинает сходить с ума от психического расстройства. Герой живет во Вьетнаме и ожидает своего следующего задания и вот к нему являются высокопоставленные начальники и приказывает ему отыскать некоего полковника Куртца, который в свою очередь абсолютно полностью и бесповоротно сошел с ума. Теперь Куртц скрывается где-то во Вьетнамских джунглях и найти его не так уж и просто. Чтобы отыскать спятившего полковника, Уилларду предстоит пройти сквозь весь Вьетнам и увидеть самому какие ужасы там до сих пор творятся. По пути, герою встретятся разные личности, например храбрый и смелый, но помешанный на серфинге подполковник одного из взводов, который может еще до окончательной победы над войсками противника начать праздновать успех, а также Уиллард и его маленький отряд встретятся с девушками из Плэйбоя, свихнувшимися аборигенами и странными французами. Главной же целью остается Куртц, с чьей биографией Уиллард знакомится более подробно по ходу путешествия и чем больше он узнает о спятившем полковнике, тем больше проникается к нему симпатией и уважением... Сценарий очень хороший, хоть и немного странный и даже в какой-то мере возмутительный, но зато весьма оригинальный и интересный. Дополнением к отличному сценарию является великолепный, звездный актерский состав. Начну с главного героя в исполнении Мартина Шина, который кстати говоря произвел очень приятное впечатление, хотя запомнился меньше, чем многие другие, второплановые актеры. Играл Шин все равно очень здорово и за свои старания Мартин заслуживает только высочайших оценок и лестных отзывов в свой адрес. Вот кто смог затмить главного героя, так это Роберт Дювалл и конечно же непревзойденный Марлон Брандо, которому лысая голова и хмурый, таинственный взгляд очень идут. Несомненно стоит отметить и небольшие роли тогда еще молодых и малоизвестных Харрисона Форда и Лоуренса Фишберна. Если будущего Морфиуса я узнал довольно быстро, то вот найти Форда было не так уж и просто. Из остального актерского ансамбля отметил бы еще придурковатого, но очень забавного героя в исполнении Денниса Хоппера. Все актеры сыграли замечательно и каждый может занести роль здесь к себе в актив. Про саундтрек много разглагольствовать не буду, ведь и так понятно что музыкальное сопровождение гениально, чего стоит только культовый «Полет Валькирий». Не забуду похвалить за прекрасную постановку и Фрэнсиса Форда Копполу, снявшему великий фильм, который уже прочно занял место в списке лучших картин за всю историю кинематографа. «Апокалипсис сегодня» пример того, как можно сделать из темы войны во Вьетнаме шикарный художественный фильм, который может похвастаться отличным саундтреком, великолепными актерскими работами и качественной постановкой. Культовое кино, которое наверное должен посмотреть каждый. 8 из 10 «Войну ведут глупые и расчетливые клоуны, которые после всего этого забудут весь этот цирк!»
Фильма, который по праву считается одним из величайших произведений о войне. Фильма, который не просто показывает боевые действия, а залезает тебе под кожу, в череп, и ковыряется там ржавым ножом, вскрывая самые тёмные уголки человеческой души. Речь, конечно, об «Апокалипсисе сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Это не кино для попкорна. Это — двухчасовое путешествие в самую дыру мира, в сердце тьмы. И обратно из этого путешествия мало кто возвращается прежним. Кино — не про героических американских солдат, которые несут демократию дикарям. Это кино не про «хороших» и «плохих». Это кино про то, что война — это безумие. Абсолютное, концентрированное безумие, которое стирает тонкий налёт цивилизации и превращает человека в зверя. И Вьетнам здесь — не просто место действия. Это — метафора ада на земле, где все человеческие законы отменены. Пункт первый: Это не боевик, это — философская притча. Сюжет, на первый взгляд, простой. Капитан спецназа Уиллард получает секретное задание: подняться вверх по реке вглубь Камбоджи и ликвидировать полковника Курца, «зелёного берета», который, дескать, сошёл с ума, создал собственное королевство из дикарей и ведёт свою собственную войну. Классическая история про «найти и уничтожить». Но чем дальше Уиллард и его команда плывут по этой проклятой реке, тем яснее становится: они плывут не просто по реке. Они плывут вглубь человеческой души, в её самые первобытные, тёмные закоулки. Каждый поворот реки — это новый круг ада. И чем ближе они к Курцу, тем больше безумия вокруг и внутри них самих. Коппола не показывает нам войну как череду бодрых перестрелок. Он показывает её как сюрреалистический кошмар. Как кислотный трип, из которого нет выхода. И чем дольше ты в нём находишься, тем больше ты сам становишься его частью. Пункт второй: Галерея безумцев. Персонажи в этом фильме — это не герои. Это — разные стадии разложения человеческой личности под воздействием войны. Капитан Уиллард (Мартин Шин). Это — не герой-спаситель. Это — выжженный дотла профессиональный убийца. Он уже был во Вьетнаме, он уже видел ад. Вернувшись домой, он не смог жить в нормальном мире. Он — как наркоман, которому нужна доза. И его доза — это война. Он — идеальный инструмент для грязной работы, потому что у него внутри уже ничего не осталось. Его путешествие к Курцу — это не просто миссия. Это — путешествие к своему собственному отражению, к тому, кем он сам может стать. Подполковник Килгор (Роберт Дюваль). Один из самых гениальных персонажей в истории кино. Это — не просто командир. Это — воплощение американской военной машины. Технологически совершенной, культурно высокомерной и абсолютно безумной. Его знаменитая фраза: «Люблю запах напалма поутру», — это не просто бравада. Это — философия. Он готов уничтожить целую деревню, сжечь всё живое напалмом, и всё ради чего? Ради хорошей волны для сёрфинга. Он — бог войны, который включает Вагнера во время атаки, потому что это «пугает дикарей». Он — идеальный солдат своей эпохи, для которого война — это не трагедия, а весёлое сафари. Он страшен не своей жестокостью, а своей искренней, детской радостью от всего этого безумия. Полковник Уолтер Курц (Марлон Брандо). А вот это — сердце тьмы. Финальная точка путешествия. Кто он такой? Предатель? Сумасшедший? Нет. Он — самый здравомыслящий человек в этом дурдоме. Он — гениальный офицер, который посмотрел на всю эту войну, на всю её ложь и лицемерие, и понял: чтобы победить в этой игре, надо отбросить все правила. Его знаменитый монолог про то, как вьетконговцы отрубили руки всем детям, привитым американцами, — это ключ ко всему фильму. Он увидел врага, у которого есть воля. Абсолютная, безжалостная воля к победе. И он понял, что американская армия, со своими правилами, со своей пропагандой, со своими генералами в тылу, — проиграет. Потому что у них нет такой воли. Они боятся посмотреть в лицо настоящему ужасу. И Курц решил стать этим ужасом. Он отбросил мораль, отбросил лицемерие, отбросил цивилизацию. Он стал тем самым первобытным, жестоким богом, которого требует война. Он не сошёл с ума. Он — обрёл ясность. Страшную, нечеловеческую ясность. И система, которая его создала, теперь боится его до усрачки и посылает такого же, как он, убийцу, чтобы заткнуть ему рот. Пункт третий: Ремесло — как создавался шедевр. Про то, как Коппола снимал этот фильм, ходят легенды. Тайфуны, которые сносили декорации, сердечный приступ у Мартина Шина, Марлон Брандо, который приехал на съёмки толстым, неподготовленным и нёс отсебятину. Коппола заложил свой дом, вложил все свои деньги, он сам был на грани безумия. И именно поэтому фильм получился таким. Это не холодный, отстранённый продукт. Это — кусок жизни, вырванный с мясом. Каждая капля пота, каждая капля крови на экране — настоящая. Операторская работа Витторио Стораро — это не просто картинка, это — живопись. Каждый кадр можно вешать в рамку. Использование музыки — от «Полёта валькирий» до The Doors — создаёт ту самую гипнотическую, кошмарную атмосферу. Это — не просто кино. Это — погружение. Ты не смотришь на войну со стороны. Ты — плывёшь по этой реке вместе с Уиллардом, и с каждым километром тебе становится всё страшнее и неуютнее. Итог «Апокалипсис сегодня» — это не фильм, который можно «посмотреть и забыть». Он застревает в голове, как шрапнель. Он не даёт ответов. Он задаёт самые страшные вопросы: что такое человек? Где та грань, за которой кончается цивилизация и начинается первобытный ужас? И что страшнее — безумие войны или холодное, расчётливое безумие тех, кто её развязывает? Это — тяжёлое, мрачное, почти невыносимое кино. Но смотреть его надо. Обязательно. Чтобы понимать, что война — это не бодрый боевик, а путешествие в один конец, в самое сердце тьмы. И если ты заглянешь в эту бездну, бездна заглянет в тебя. Безусловный шедевр. Монументальное полотно, которое не устареет никогда. 10 из 10
Вьетнам. Капитан Уиллард занимается тем, что убирает нежелательных людей. В начале фильма он скучает в сайгонской гостинице и ждёт новое задание. Наконец ему его дают: нужно найти в Камбодже полковника Курца, который создал среди аборигенов собственный культ, и убрать его. Он отправляется туда в сопровождении нескольких военных, и на пути их ждут различные приключения. Американские солдаты во Вьетнаме получают от родной страны бифштексы, пиво (или газировку) в жестянках, шоколад, доски для сёрфа и секс-поддержку. Они расстреливают из пулемётов мирное население, а потом предлагают им лечение. Этот фильм - стёб, самоирония над самими собой - американцами, и тем, что они делали во Вьетнаме. Не знаю, насколько там всё точно передано, но по крайней мере их отказалось поддержать правительство США, т. к. их точки зрения на эту войну различались. Режиссёр Френсис Форд Коппола нашёл наиболее подходящее место для съёмок - Филиппины. Президент Филиппин выделил им для съёмок вертолёты с лётчиками. Примечательно, что в то время там шла гражданская война, и президент мог в любой момент отозвать со съёмок вертолёты для подавления восстания. Молодой Мартин Шин невообразимо похож на молодого Чарли Шина. Лоуренс Фишборн - подросток. Если бы я не видела, что он там играет, я бы его не узнала. Марлон Брандо должен был похудеть для съёмок, а он, наоборот, поправился. При этом он отказался выучивать роль и импровизировал. Впрочем, режиссёру его импровизация понравилась. Деннис Хоппер постоянно не выходил из под кайфа, из-за чего ему пришлось дать другую роль. Женские груди. Это мемный фильм. Кажется, я понимаю откуда растут ноги у картинок с вертолётами. Несмотря на то, что вышел он в 1979 году, и сейчас его смотреть интересно. Режиссёр между съёмками впадал в депрессию, уходил в загулы, т. к. ему казалось, что этот фильм никогда не будет закончен. К сожалению, этот фильм не может похвастаться фразой 'Ни одно животное не пострадало', и это портит всё впечатление. Если бы не это, то он бы, наверное, стал по-настоящему культовым. Со стороны создателей это выглядит довольно цинично, так как в перерывах между съёмками они тратили много денег и на наркотики в том числе, и можно было вместо этого соорудить более-менее похожий муляж. Я понимаю, что мы все едим мясо, и я тоже не вегетарианка, но давать зрителю на такое смотреть без предупреждения - не знаю, о чём они думали. Этот фильм стоит посмотреть - и тем, кто хочет посмотреть хорошо сделанное кино, и тем, кто хочет 'поугарать'. Но хочется предупредить, что там есть жестокая сцена с животными, и она настоящая. 9 из 10
Начну с далёких воспоминаний. Первый раз этот фильм я посмотрел лет пять назад. Подросток смотрит 3,5 часа ленту о Вьетнаме с уходом в глубокий психологизм Достоевского. Ясное дело, что понять что-либо с высоты прожитых на тот момент лет было сложно, почти невозможно. Собственно, я мало что понял. Но что-то всё-таки задело мою душу в этом кино, застаило задуматься об очень серьёзных вещах. Фильм стал для меня настоящим откровением. И вот, спустя эти самые пять лет, я снова посмотрел ленту. Чувства куда более глубокие окутали меня головы до ног, я провёл бессонную ночь после просмотра. Бессонную хорошем смысле этого слова - в размышлениях о жизни, времени, смерти. И это прекрасно. Именно это и должно давать людям Высокое Искусство. А фильм 'Апокалипсис сегодня' как раз и принадлежит к нему. В Третьяковке висит картина прославленного русского художника Верещагина 'Апофеоз войны'. Именно так, наверное, можно охарактеризовать ленту Копполы - апофеоз всех войн человечества, в частности Вьетнама. Нет, это фильм не только о вьетнамской войне - куда более глубже надо смотреть. Коппола пытется конуть в самое ядро человеческой души, взглянуть в неё через призму войны. Ведь в тяжёлой обстановке наиболее ярко проявляются скрытые черты характера. На протяжении всего фильма в моей голове возникали несколько слов: фальш, ложь, безумие. Война безумна и античеловечна по своей природе - такую, казалось бы банальную, мысль пытается наглядно донести в своей ленте Коппола. Но жаль, что именно такие банальные до боли вещи никак не могут дойти до сердец людей уже многие тысячелетия. «Не столько фильм о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не знать» (Роджер Эберт) Что касается картинки, звука и прочего, то претензий вообще никаких нет. Великолепные съёмки в Филлипинах, каждый пейзажный кадр - это произведение искусства. А ближе к концу фильма всё пронизано первобытной мистикой, которая пробуждает в тебе непонятные умом чувства. Будто что-то из далёкого тысячелетнего прошлого обвивает твоё тело - и ты не можешь (да и не хочешь) сопротивляться этому. Подкрепляется этот праздник мистики великолепным музыкальным рядом от Кармине Копполы. Ну а песня 'The End' группы The Doors известна каждому знатоку кино. В 1980 году этому фильму, на мой взгляд, незаслуженно не присудили премию 'Оскар' в главной номинации. 'Апокалипсис...' не только тянул на 'Оскар' - он во многом переплюнул его. В очередной раз нужно говорить о том, что премия Киноакадемии - не показатель. К слову, в Каннах фильм оценили по достоинству - Пальмовая ветвь поехала к Копполе. В итоге - один из лучших фильмов мирового кинематографа. Именно благодаря таким шедеврам ты веришь в силу киноискусства.
Во время войны во Вьетнаме капитан американской армии Уиллард отправляется с секретным заданием вглубь Камбоджи, чтобы найти и убить полусумасшедшего полковника Курца из отряда зелёных беретов. Курц дезертировал из армии и создал в джунглях собственное королевство насилия, сделав себя диктатором и божеством для местных аборигенов… Этот фильм не столько антивоенное кино о вьетнамской бойне, сколько – «грандиозная опера в джунглях». Она в полной мере отражает веру великого Фрэнсиса Форда Копполы в то, что «чем больше затрачивается времени и средств, тем значительней должен быть художественный результат». Режиссёр вдохновлялся идеей показать, как работает машина истребления, превращающая в лунный пейзаж выжженную напалмом землю. Метод, который он при этом исповедовал, мало чем отличался от методики ведения военных действий: экспедиция его киногруппы по сути своей дублировала настоящую армейскую операцию. Соединив возможности новейшей кинотехники с собственной одержимостью неисправимого перфекциониста, Коппола задался целью показать беспредельный ужас войны в его натуральную величину. При этом он снимал совсем не реалистическое кино, по возможности придавая происходящему аллегорическое звучание. Так, например, идентичную передачу шума и грохота боев венчала знаменитая, и сразу ставшая хрестоматийной (привет «Падению «Чёрного Ястреба») сцена симметричной атаки летящих вертолётов, атакующих вьетнамскую деревню под музыку вагнеровского «Полёта валькирий». Коппола вложил в этот проект всё, что у него было - от недюжинного здоровья до огромного состояния, заработанного на «Крёстном отце». Но во время съёмок на Филиппинах группу настигал один форс-мажор за другим: тайфун, а затем ещё и землетрясение (!) уничтожили декорации стоимостью более одного миллиона долларов. Актёр Мартин Шин, играющий Уилларда, войдя в экстаз, по-настоящему порезал себе руки о битое стекло, а потом чуть было не отдал концы после сердечного приступа. Деннис Хоппер не слезал с наркотиков. Марлон Брандо полнел на глазах, как носорог, и его приходилось заменять дублёром. От всех этих неурядиц впору было удавиться и Коппола от полного отчаяния зверел и закатывал истерики… После завершения экспедиции он ещё два года доводил фильм до ума, и за это время его успел обойти и «сорвать банк» молодой Майкл Чимино с фильмом «Охотник на оленей», получившим все главные «Оскары» по итогам 1978-го года. А Копполе пришлось «пойти по рукам» - он был вынужден отрабатывать в сомнительных проектах приобретенные во время съёмок долги. Меж тем Apocalypse Now, вольно пересказывающий мотивы романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, стал самым «авторским» фильмом режиссёра – не очень внятным по мысли, да к тому же отягчённым загадочным финалом. Коппола ставил цель снять не 'антивоенный', а именно 'антилживый' фильм, основная идея которого заключалась в том, что культура не может не отражать то, что действительно происходит на войне. И что люди, принимавшие в ней участие, ожесточены, замучены, искалечены и морально уничтожены. Незнание этого увеличивает возможность новой войны. Однако его благие намерения не нашли отклика у публики: фильм долго не мог окупить вложений, и Копполе пришлось заложить, а потом и продать личную студию. Горькая ирония заключается в том, что одновременно схожую трагедию переживал другой, русский, гений – Андрей Тарковский, чей уже отснятый материал «Сталкера» загубили при проявке. Тарковскому всё пришлось начинать сначала, только вот, в отличие от Копполы, делал он это не за свой счёт… «Апокалипсис сегодня» - масштабная трагическая фреска о добре и зле, философское исследование мифологии войны с отсылками к Библии, Ницше, кодексу бусидо. Она органично дополнила собой культурный пейзаж «психоделических» 1970-х. Название фильма – перевернутая надпись Paradise Now (Рай немедленно), которой хиппи украшали стены университетов в конце 1960-х. Картина оказалась пророческой, поскольку предвосхитила те ужасы, что принёс в 1979-м в Камбоджу режим Пол Пота и красных кхмеров. Через 20 лет Коппола случайно увидел свою картину по телевидению. Его поразило, что фильм, который был когда-то так своевременен и так странен, оказался довольно скучным. Этот случай, да плюс многочисленные отзывы, которые он получил за прошедшие годы от людей, видевших оригинальный 4-часовой авторский вариант, подтолкнули его вновь вернуться за монтажный стол и сделать другую – абсолютно авторскую версию. В течение шести месяцев, начиная с марта 2000-го года, он повторно монтировал и переозвучивал картину с нуля. В результате к классической прокатной версии образца 1979-го года, удостоенного «Золотой пальмовой ветви», были добавлены 40 минут, которые ранее отсутствовали. В частности появился большой эпизод на французской плантации, и были расширены сцены с «Плейбой-шоу» и патрульным катером в начале путешествия по реке. Добавился план с участием Брандо, который из-за произносимых в нём слов никто бы не разрешил вставить 20 лет назад. Тогда в стране, где «парням не позволялось писать матерные слова на самолётах, но в то же время их учили сжигать огнём людей», эта тема была покрыта толстым слоем лжи и лицемерия. Коппола одним из первых увидел и передал не только безумие, наивность, ужас, но и эту моральную дилемму самой кошмарной войны Америки. В 2001-м году обновленная авторская версия фильма была выпущена в ограниченный прокат. А в ноябре 2002-го года комиссия в составе 50 ведущих британских критиков и экспертов в области кино назвала 'Апокалипсис сегодня' лучшим фильмом последней четверти ХХ века.
Для меня фильмы о войне это всегда нечто особенное, то, к чему я подхожу с осторожностью и крайней разборчивостью. Вообще тема войны в кинематографе очень популярна, очень широко освещается и есть как и хорошие фильмы, так и не очень и среди отечественных и среди зарубежных. На данный фильм я обратил внимания не сразу и до сих пор не понимаю почему, лишь благодаря товарищу я смог до него добраться, ибо он меня заклинал, что, если я не посмотрю этот фильм, то мне вообще нечего делать на этой планете. Начал сначала смотреть фильм в переводе Дмитрия Пучкова и признаться не удалось. Начал смотреть в нормальном, многоголосом, сделанным очень качественно и проникся с первых минут. У фильма есть своя некая атмосфера, которая давит абсолютной безнадежностью, бессмысленностью, особенно это ощущение усиливается от монологов главного героя в самом начале. Весь фильм нам показывают достаточно известные факты о войне, но подносят их в таком первозданном виде, что удивляешься еще больше. Видя как живут солдаты, понимаешь, что для них это даже не война, они не понимают что это серьезно, пока не сталкиваются с врагом напрямую и не начинают рыдать и плакать, взывать к Богу и маме. Для них она как повседневная работа, проснулся, пострелял, попил пива, отбой, а некоторым она даже в удовольствие от смертей, от убийств, от взрывов. Каждая сцена боя это какофония ужаса, видя все это, в душе что то начинает переворачиваться, ты теряешь себя при просмотре, начинаешь витать где то далеко от своего монитора, ощущаешь себя в самой гуще событий и не осознаешь, что же вокруг твориться?! А главное, что вся это война настолько бессмысленна, что люди даже и не понимают почему оказались на фронте, за что они воют, ради чего?! Стоит отметить так же и главных персонажей сыгранных Мартином Шином и Марлоном Брандо, первый все осознает, но не понимает почему он все еще здесь, второй же, так же осознав все происходящее начал отдаляться от реальности, для него ее уже не существовало в том виде, в котором он привык ее видеть и это так же поражает. Насколько же люди меняются во время войны и уже не могут жить как все, ее ужасы преследуют их, сводят с ума. Для них война останется всегда, станет их тюрьмой, тюрьмой разума из которой они не в силах сбежать. Легендарнейший фильм от легендарнейшего режиссера, рекомендуется к просмотру всем и каждому, после его просмотра вы будете относится к войне совершенно по другому, возможно как и к многому остальному, не проходите мимо! Оценка наивысшая!
Тема войны, в частности Вьетнама прославила многих режиссеров. В данном контексте это не имеет отношение к Ф. Ф. Копполе. Являясь лицом нового Голливуда, к моменту выхода фильма он уже состоялся как талантливый режиссер, имея за спиной 'Разговор' и 'Крестного отца'. Сюжет фильма построен вокруг задачи нахождения и физического устранения опального полковника Курца, поставленное военным руководством перед лейтенантом Уиллардом. Но это не самоцель фильма. 'Апокалипсис сегодня' - это мощное философское произведение, лицо войны, его безумство и ужас. Полковник Курц блистательно сыгранный М. Брандо - сильная личность. Это человек который разочаровался в американской политике во Вьетнаме. Самовольное бегство в джунгли это не страх перед войной, это внутренний конфликт главного героя. Крушение идеалов, осознание бессмысленности миссий, побуждают его найти пристанище среди местных аборигенов и единомышленников, стать их вождем. В то же время он понимает все безнадежность своего положения. Это подтверждают его слова в финальном диалоге с Уиллардом. 'Я знал что ты придешь меня убить' Измученный, доведенный до отчаяния полковник протирает влажным платком себе голову, и у него со лба стекается маленькая струя воды. Этот кадр по моему мнению является одним из лучших в истории кино. 'Апокалипсис сегодня' - фильм обличительный, который показал сущность американской военщины. СМОТРЕТЬ НЕОБХОДИМО!
Это слова капитана Уиллорда, главного героя. Так же случилось и со мной. Чем больше я смотрю «Апокалипсис сегодня», тем сильнее меня тянет его пересматривать. Коппола снял шедевр и лучшего снять ни он, никто другой не мог. В этом фильме прекрасно ВСЕ. Не понимаю, почему академики предпочли в 1979 году «Апокалипсису сегодня» – сильнейшей психологической, военной драме, фильм «Крамер против Крамера», легкую мелодраму, с налетом драматических событий. Герои, созданные Мартином Шином, Марлоном Брандо, Робертом Дювалем, Денисом Хопеном навсегда останутся в памяти зрителя. Такое не забудешь никогда. Говорить об игре актеров бессмысленно, все великолепны. В фильме нет актеров, есть герои — капитан Уиллорд, Курц, Шеф, Ленц и другие. Фильм о войне, фильм о мужчинах. О настоящих мужчинах, но не в смысле доблестных, красивых рыцарей Камилота и т.д. Нет, фильм о тех, кого можно встретить в любом месте, простых, без прикрас, с множеством отрицательных качеств. Фильм об обычных людях, попавших на войну. Они никогда не поймут за что, против кого они воевали. За Америку? Но где была их Америка, когда они отрядами погибали во Вьетнаме? Кстати, количество женских персонажей сведено к минимуму, только модели из Playboy, привезенные на край света ради денег, негодяями, нажившимися на этой войне. Фильм завораживает с первых кадров. Голубое небо, пальмы,… но вдруг в тишину врываются вертолеты, точно стрекозы и начинают бомбить... И все это под песню Doors «The End». А потом мы падаем в омут безумия с героем Мартина Шина. Такого шикарного начала фильма я никогда не видела, и, кажется, больше не увижу. Как в любом истинно военном фильме в «Апокалипсисе…» почти отсутствую сентиментальные моменты. И это только придает жесткости, немного грубости картине, делает ее по-настоящему реальной. Мне кажется «Апокалипсис сегодня» – это антиамериканский фильм. Такое могли снимать лишь в 70х, в последнюю золотую эпоху Голливуда. Создавай этот фильм сейчас, из него бы сделали патриотическую ленту, в духе «Спасти рядового Райана», Не подумайте плохо, мне нравиться Спилберг, но смотреть на американский флаг в начале и по окончанию фильма было невыносимо, ведь погибло столько людей, столько загубленных молодых жизней. Ради чего? А Коппола наоборот своей лентой выражает протест против всей этой системы. «Апокалипсис сегодня» – это фильм бунт, это фильм крик (возможно, в пустоту). Я не могу забыть эпизод с расстрелом мирных вьетнамцев. Капитан катера хотел проверить подплывающую лодку. Шеф и другие парни не хотели этого делать и злились, а потом был выстрел, затем следующий. Кто затеял стрельбу, выяснять было уже поздно, погибли все вьетнамцы кроме молодой девушки, она лежала на полу лодки и подавала признаки жизни, ее еще можно было бы спасти, но капитан Уиллорд неожиданно выстрелил в нее, сказав, что она доставит им много проблем. В фильме много таких моментов, порой незаметных при первом просмотре, коротких, иногда это только фраза или взгляд героя, но эти эпизоды очень четко расставляют акценты на жизненных ценностях, моральных принципах. Например, когда после очередной перестрелки погиб один из матросов и пропал щенок, Ленц бегал по катеру и кричал «Где собака? Где собака?». Его волновала пропажа животного, а не человека. Начинать смотреть этот фильм, мне было очень тяжело, я держалась только на энтузиазме новичка киномана и желание увидеть, наконец, Марлона Брандо (ведь именно из-за него я затеяла просмотр данной картины). Но по окончанию фильма, когда на экране шли титры, я никак не могла прийти в себя. Почему? Просто я была поражена, ошарашена, я смотрела фильм, но ужас войны, натуралистичность, сопереживаемость героям ленты – все это было со мной во время просмотра. Конец фильма совершенно не похож на типичные Голливудские финалы. Моторная лодка уплывает снова в пустоту, откуда она и пришла. И, кажется, что надежды нет, все очень скоро закончится. Мы все ждем Конца Света вместе с сопутствующими ему землетрясениями, извержениями вулканов, пришельцами и т.д. А капитан Курц нам говорит, что Апокалипсис уже давным-давно наступил. Спасибо Френсису Френду Копполе за этот шедевр. Очень сложно написать отзыв (рецензию) на один самых любимых фильмов. Я попыталась. Поэтому, пожалуйста, не судите строго. Фильм снят в 1979, а я им восхищаюсь в 2010! 10 из 10 Другой оценки и не может быть. Спасибо.