Замечательный фильм. Честно говоря, я видел его в первый раз в далеком детстве, но изрядно подзабыл, и вот много лет спустя освежил свою память. Чем же он так хорош, этот черно-белый фильм 1970 года выпуска? Во-первых, хотя снят он не на «Мосфильме» или еще какой нибудь уважаемой большой фильмофабрике, а всего лишь на Саратовской студии телевидения и актеры в нем заняты совсем не «звездные», так и хочется сказать – «Сделано в СССР», я имею в виду качество в лучших традициях. В некоторые моменты до того веришь, что смотришь этот фильм, почти как документальный. Это чувство усиливается тем, что картина снята по событиям, которые действительно имели место. К тому же действие происходит в те годы, когда он снимался, то есть, нет места неправдоподобным декорациям, машинам, одежде и т.д. Наоборот, я бы посоветовал посмотреть его в качестве учебного пособия «Как тогда на самом деле было» тем, кто задумал снять фильм про ту эпоху. Во вторых, фильм компактен. В двух сериях уместилось столько событий, сколько в современных сериалах не вмещается и в десяток серий. Отсюда и динамика развития событий, и постоянный интерес к действу по ходу развития всего фильма. У этого фильма один большой минус, впрочем, как и у других, ему подобных – такие фильмы редко показывают по телевидению. А жаль. В плане воспитания патриотизма и подрастающего поколения, это один из лучших образцов того, что следует смотреть. Чтобы знали. Чтобы помнили. Всегда. 10 из 10
Увы, этот отличный телефильм, снятый, кстати, на киноплёнку (поскольку в те советские годы ВСЕ телесюжеты снимались 'на кино'- переносных видеокамер ещё не было!) я вчера посмотрел впервые, и был им приятно удивлён... и не удивлён одновременно. Объясню, почему. Сам себя цитирую: 'в те советские годы' даже местные телестудии порой могли позволить себе такую 'роскошь' как снять небольшой игровой фильм (у нас в Воронеже- тоже!). Но саратовцы просто 'убрали' всех, выпустив (да ещё с показом по ЦТ!) ажник двухсерийную, полнометражную ленту 'Без права на пощаду'. Нет сомнения, что этот проект, тем более основанный на реальном 'деле', получил солидную поддержку от правоохранителей, возможно даже финансовую. Хотя его микробюджетность видно невооружённым глазом: в сценах военной поры не видно ни полицая, ни фрица (я сам в картине 'Ночь на кордоне' играл и того, и другого) в форме и с оружием. Это сейчас можно нанять для съёмок какой-нибудь военно-исторический клуб, занимающийся реконструкцией событий ВОВ, который вам и танк пригонит. А тогда... Зато недостаток средств с лихвой окупается художественными достоинствами картины, которая поставлена и снята (даже с оригинальной музыкой и песнями!) ничем не хуже какой-нибудь тогдашней ленты 'Ленфильма': этот 'чистый', классический детектив-расследование цепко держит и не отпускает внимание зрителя все два часа! Работа оператора-постановщика выше всяких похвал- высокий профессионализм, находки... А как актёры играют (скорее всего местные, из саратовских театров)! Даже в эпизодических ролях я не углядел фальши- 'школа Станиславского'. Тогда актёры ИГРАЛИ за копеечные советские 'ставки'. Современные же сериальщики СНИМАЮТСЯ за большие 'бабки'. Сравните и почувствуйте разницу между золотом и дерьмом... ...А через 15 лет на телеэкраны Страны Советов вышел масштабный проект С. Арановича/Ю. Семёнова 'Противостояние', на ту же тему- выявление нацистских преступников/предателей. Так вот, мне показалось, что тамошний муровец полковник Костенко во многом схож с прокурором из 'Без права на пощаду'. Или не показалось? 7 из 10
Фильм 'Без права на пощаду' - это почти документальное повествование о сути и методах криминалистической экспертизы и всей судебно-юридической практики, основанной на фальсификациях улик и постановочных 'проверочных' акциях. В первом же кадре следователь демонстрирует наколку на руке, а в ходе расследования упоминается имя 'михал иваныча' - известного персонажа из сатирической картины 'Брильянтовая рука', под именем которого замечательно играли Чекан и Папанов, создавая образ авторитетного милиционера - типичного портового урки-жулика в погонах. Заказное убийство заводской общественницы, которая, видимо, чем-то помешала коррумпированному поселковому начальству, представлено в двух сомнительных версиях, разоблачающих безграмотность и полную зависимость от воли крупных партийных бонз органов правопорядка. Первая - бытовое внутрисемейное преступление на почве неприязни и алкоголя (хотя по сюжету муж жертвы любил свою жену и давно не употреблял горючего). Вторая - военно-диверсионная окраска уголовного дела с участием замаскированного под образцового советского гражданина респектабельного (врача) бывшего полицая, который почему-то действует как полный идиот или пьяный молодой хулиган, решивший поприставать к случайной попутчице, а не как опытный зрелый шпион (контрразведчик), всю жизнь соблюдавший конспирацию. То есть, налицо грубая фальсификация следственного материала. Все показания, которые дают свидетели и участники, звучат как заученный заранее текст и больше похожи на процесс согласования плана действий а не на выяснение обстоятельств реального дела. Эпизод со следственным экспериментом который проводят для себя сыщики для установления 'точного времени' выглядит как проф-подготовка к совершению преступной акции для обеспечения алиби исполнителю. В картине показано. как тщательно проводятся так называемые следственно-розыскные мероприятия. целью которых является не раскрытие, а сокрытие фактов. Тема 'бывших пособников нацистов', которые 'нелегально' живут годами по чужим документам (что немыслимо в условиях жесткой паспортно-номенклатурной системы, где каждый гражданин находится под негласным надзором), ведут респектабельную свободную жизнь, имеют важные и приличные должности и профессии. А если и попадают 'под пристальное внимание контролирующих организаций', то только 'случайно' и 'по глупости' - раскрыта замечательно. И то, что все структуры заполнены такими вот оборотнями - 'героями войны' - рассказано прямо. Это, безусловно, интеллектуальное кино рассчитанное на умных людей, несмотря на уголовно-бытовой сценарий и патриотическо-идеологические рамки сюжета.