Шесть степеней отчуждения: отзывы и рeцензии

Веселов
Веселов10 января 2021 в 22:43
Двухсторонняя картина

Австралиец Фред Скеписи решил экранизировать пьесу Джона Гуара, перенеся на экран жизнь обитателей нью-йоркского истеблишмента, нарушенную появлением чернокожего юноши. Первой его жертвой становится семья перекупщика произведений искусств, куда попадает названный сын Сиднея Пуатье — Пол. Его обаяние, общительность и интеллект привлекают к себе внимание не только чопорных владельцев художественной галереи, но и их друга — белого магната из Южной Африки. Подумать только, что всего несколько месяцев назад юноша, не знал и половины имён о которых так вольно говорит — Кандинский, Сезанн, Сэлинджер etc. Богемные взрослые, раскрыв рот, слушают концепции по сути мальчишки, не смея ему возразить, ибо если и читали книги, то уже давно и вряд ли о них когда-либо рассуждали. Но здесь новый, свежий взгляд на привычный порядок вещей, что только и остаётся слушать и внимать! Однако визитёр, назвавшийся сокурсником детей хозяев дома, начинает вести себя нагло и вызывающе. Доходя до того, что приглашает в чужую квартиру уличного хастлера, с которым беззаботно проводит время в чужой же спальне. Выброшенный на улицу, он, полный сил и амбиций, продолжает искать слушателей как в высшем обществе, так и среди черни Центрального парка. Этакий Остап Бендер по-американски. Кстати, с тамошним законодательством он дружит. Семья, первой приютившей самозванца, пытается добиться сатисфакции, или на худой конец найти своего визитёра, чья жизнь, отделившись от реальности, начала обрастать слухами и легендами, превращаясь не то в фарс, не то в анекдот. Дочь выходит на человека, сведшего её семейство с мошенником, но мать всё больше и больше проникается любовью, сочувствием и состраданием к негритянскому юноше, показавшему сколь интересным, насыщенным и ярким может быть существование рядом пусть и с самозванцем, а не с приторным и чопорным обществом по сути глупых, но воспитанных буржуа. Впрочем картина сделана словно слоёный пирог. Каждый отведает свою начинку. Чего только стоит одна лишь подсказка с двухсторонней работой Кандинского вкупе с операторской работой. А актёры? Уилл Смит, Стокард Чэннинг, Дональд Сазерленд, Иэн Маккеллен и прочие. Всем любителям тонкого, остроумного и интеллектуального кино.

Unstruck
Unstruck12 мая 2016 в 23:51
На шаг ближе

Сюжет этого фильма родился на основе биографии американского мошенника Дэвида Хэмптона, в начале 1980-х годов выдававшего себя за сына Сидни Пуатье — одного из самых успешных темнокожих актёров в истории кино. Тех, кто видел фото Хэмптона, наверняка удивляло немалое сходство с популярным актёром Уиллом Смитом, которому на заре карьеры выпало играть именно «сына Пуатье», только зовут его не Дэвидом, а Полом. Однажды он нежданно-негаданно появляется в доме на Пятой авеню, принадлежащем супружеской паре арт-дилеров Киттредж. Вначале молодой человек представляется приятелем их детей и заявляет о том, что его ограбили и ранили в Центральном парке Манхэттэна, но постепенно в его биографии появляются ещё более любопытные детали. Поразив хозяев красноречием и кулинарным талантом, Пол добивается почти что максимума из возможного результата, но его интимные пристрастия остановятся камнем преткновения, который рушит всю идиллию и побуждает Уизу с Флэном начать расследование истории темнокожего парня, вполне предсказуемо оказавшейся далеко не очевидной. Задолго до того, как автор пьесы и сценарист фильма Джон Гуар придумал свою театральную многоходовку, литературный мир озарила очередная любопытная концепция под названием теория шести рукопожатий. Впервые она была озвучена венгерским писателем Фридьешом Каринти в 1929 году в одном из произведений. Несколько десятилетий спустя теория была взята на вооружение американскими психологами, и суть её сводится к утверждению, что на земле нет абсолютно чужих друг другу людей, и все опосредованно знакомы в среднем через пять человек. Самые интересные результаты апробирования теории к реальности показали социальные сети, а первым творческим актом стал фильм австралийца Фреда Скеписи «Шесть степеней отчуждения». Тандем семейного режиссёра и драматурга-психолога во многом оправдал свои ожидания, поставив во главу угла изысканный театральный стиль, вычурные интерьеры и красочные диалоги и пропустив через них извечно неудобные проблемы рас, сексуальной ориентации, классового сознания и семьи в США. За отсутствием в фильме прямых подтверждений есть основание предположить, что отчуждение в жизни Пола началось с его семьи. Зачастую именно там происходит первоначальная отработка сознания себя частью ближнего круга и окружающего мира, причём, зачастую третий или пятый по важности член в какой-то момент замещает того, кто прежде был ценен более остальных. В персонаже Уилла Смита главной загадкой остаётся не раскрытие его личности, а то, что приводит в движение его мотивацию идти в чужие семьи не для того, чтобы пожить за чужой счёт или своровать, а ощутить свою принадлежность к этим людям, стать полноценной частью их общей жизни и на шаг ближе к ним, преодолев одну из шести ступеней отчуждения. Ведь не все, у кого были проблемы с семьёй, включая детей-сирот, находят в себе силы построить всё с нуля, и даже те, которые чего-то достигают, всё равно остаются вечными детьми неизвестных родителей, которых не заменит ни одна живая душа во всём мире. На протяжении фильма Пол примеривает на себя ряд других образов. Помимо основной легенды про Пуатье, он называет себя и внебрачным сыном Флэна Киттреджа, жестоко отвергнутого им из-за цвета кожи и социальных обстоятельств. Фундаментом этих вымышленных образов являются важность сыновней роли по отношению к тому или иному «отцу», чувство принадлежности к семье и право быть сыном. Выбор Пола в пользу семейного космополитизма, прннимая форму множества потенциальных сыновей, лишь поначалу вызывает вопросы, а в итоге оказывается весьма верным средством выживания в губительной коллективной среде. Любимая им чета Киттреджей, окруживших себя сомнительной роскошью, не может похвастать беззаветной взаимной любовью со своими детьми. Степень их взаимной антипатии достойнее всего выражают слова Уизы в адрес Пола: «за несколько часов он сделал для нас больше, чем наши дети за свою жизнь». Каким бы ни был Пол, в нём есть то, чего нет ни у мужа Уизы, ни у её детей — внесистемное восприятие мира, где основную роль играет воображение, т. е. то, что дано человеку от рождения и при должном развитии может сделать его жизненный путь интересным и необычным. Полу не удалось произвести идеалистической революции и сдвинуть стандарт, но удалось доказать свою нестандартность в особо важной общественной теме. К счастью, Уиза оказалась ещё не полностью атрофированной в ментальном плане женщиной, и ей явно есть за что бороться.

Kiri2l
Kiri2l22 сентября 2012 в 22:34

Главный вопрос после фильма заключается в том, что же собственно способно помочь каждому из нас преодолеть эти самые шесть степеней отчуждения, которыми разделены все люди в мире — правда или обман? Хотелось бы верить, что первое — быть открытыми, честными с другими и с самим собой, без необходимости ежедневно играть роль. Но к сожалению одной из особенностей правды, абсолютной правды, является то, что порой она скорее разделяет, чем объединяет. Поэтому всем приходится врать, кому-то больше, кому-то меньше. Кроме того — нам нравится быть обманутыми, при условии, что этот обман добавляет в нашу жизнь что-то новое; то, что было нами когда-то потеряно или наоборот то, что еще не было найдено. Граница, между тем, какими мы есть на самом деле, и тем, какими мы хотим быть, иной раз настолько тонка, что обвинять главного героя в обмане как-то неловко. Его обман, с одной стороны, это плевок в лицо тем людям, для которых собственные дети это объект инвестиций, а предметы искусства всего лишь звенья в финансовой цепочке. С другой же, скука и попытка показать как легко он может стать таким, какими они стремятся стать всю жизнь. По крайней мере производить такое впечатление.

Arini
Arini21 февраля 2009 в 20:40
«Мечта о преодоление трудностей одним очарованием»

«Каждый человек новая дверь, открывающая другой Мир…» Запутанная и трагичная история, о проблеме классового и межрасового взаимоотношения людей в современном Мире… Фильм «Шесть степеней отчуждения» снят по знаменитой театральной пьесе Джона Гуэйра, и, наверное, именно театральное прошлое данной картины делает его несколько «тяжелым» для обыденного зрителя (к которым я отношу себя). Сюжет состоит из повествовательной истории, о загадочном, молодом человеке Поле (Уилл Смит), который абсолютно неожиданным образом оказывается в квартиле богатых снобов Уизы и Флэна Киттредж (Стоккард Чэннинг и Дональд Сазерленд), занимающихся торговлей произведениями искусства и делающих на этом огромное состояние. В компании партнера по бизнесу из Южной Африки (Иэн МакКеллен), супруги стремиться показать себя максимально образованной и интеллигентной парой. В сложившейся обстановке, молодой Пол оказывается совсем не лишним, демонстрируя отличные знания в истории, литературе, искусстве и фантастические таланты в кулинарии. При всех своих качествах, случайный гость, является к тому же, сыном выдающегося Африканского актера и режиссера — Сиди Пуатье, и помимо этого другом детей Киттредж по колледжу. Супруги и их партнер по бизнесу, очарованны открытостью, талантами, знаниями и привлекательностью Пола, поддавшись его обаянию, они проводят потрясающий вечер, в результате чего Пол остается у них для ночлега… Но только на следующий день, богатая пара начинает понимать, что оказались в паутине, хитро сплетенной молодым самозванцем… Данная картина по своему сюжету, чем-то напоминает фильм Энтони Мигелла «Талантливый мистер Рипли», те же авантюры, та же цель героя оказаться в мире богатых и тот же налет гомосексуализма… Фильм «Шесть степеней отчуждения», признаться честно, не вызвал во мне никаких хвалебных и позитивных чувств, кроме печали и сожаления, что и такой выдающийся актер, как Уилл Смит, тоже начинал свою карьеру с роли человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией… Так же как и большинство других, известных актеров (например: Джуд Лоу, Джонни Депп, Аль Пачино, Брэд Питт, Хавьер Бардем и т. д.), ему пришлось запятнать свою репутацию этой ролью! И ладно бы фильм был хороший и интересный, а то и он получился абсолютно никудышным и неказистым… Считаю так, несмотря на все недостатки этого фильма, тем не менее, он поднимает многие острые вопросы, которые актуальны и в сегодняшние дни. При этом снят фильм достаточно не обычно, да и актерский состав и их игра, заслуживает лестных эпитетов… Но для меня, как для человека привыкшего к более «разжеванному» сюжету, данный фильм показался слишком сложным и запутанным, где до многих вещей приходиться додумывать самому… И, наверное, именно благодаря этому, Голливудские кинокритики не оставили этот фильм без внимания, наградив его одной из номинаций… Но все же, снимая фильм с такими актерами и по такой известной, театральной пьесе, можно было бы все сделать более аккуратно и понятно… А так, получилось то, что получилось…