Песня девственниц: отзывы и рeцензии

irina15
irina155 мая 2012 в 18:11
Эта странная музыка...

Любовь к таинственным и страшным историям, наверное, генетически передалась нам от предков, которые в долгие зимние вечера любили собираться в каком – нибудь из домов по нескольку человек, и рассказывать друг другу истории о ведьмах, чертях, водяных, русалках и прочей нечисти. Ну не сидеть же прясть, вязать или вышивать молча. Или же страстью к этим историям мы заразились в летних лагерях, когда после отбоя в темноте по очереди рассказывали всякие ужасы про Черную или Красную руку, Черный гроб на колесиках, восставших мертвецах, дрожа от страха и любопытства. Такие истории передавались из уст в уста не одним поколением. Ведь даже Гоголь написал свои страшные повести «Вий», «Майская ночь или утопленница», «Пропавшая грамота» и многие другие, основываясь на рассказах, которые слышал с самого детства от крестьян в украинских селеньях. Фильм Джордже Кадиевича «Песни девственниц» – одна из таких историй, ставших легендами, преданиями в народе. Сюжет развивается неторопливо, тайна с самого начала окутывает то, что мы видим на экране, тайна, загадка, печаль, неизвестность – все это великолепно воссоздано в кадре профессиональной работой оператора, игрой света и тени, черного и белого цвета. А ещё завораживающим пением сирен, которое звучит в кадре очень часто, да еще дополненное странной, диссонансной музыкой, как будто где – то играет на арфе безумец – не в лад, то очень быстро, то медленно перебирая струны. Этот черно – белый фильм, снят в Югославии в 1973 году, когда и самого жанра фильма ужасов в наших странах официально не существовало. А вот фильмы такие очень редко, но снимались. И такие раритеты – настоящая находка для любителя страшного кино. Молодой парень Иван путешествует по стране, направляясь в большой город. Под вечер карета добралась до одного села, невдалеке от которого стоял старый замок. Нанятый кучер высадил его, и отказался ехать дальше. Ничего не объясняя, он умчался прочь. Местные жители тоже чужаку не обрадовались, но и дальше его везти не соглашались. Пришлось идти пешком, к старому замку. Местный мальчик стал уговаривать его не ходить в замок госпожи Сивиллы, это опасно. Вылетевшая из-за поворота карета Сивиллы сбивает мальчика. Сама Сивилла испуганна происшествием и просит помочь отвезти мальчика в замок. Иван соглашается и попадает в этот странный замок, из которого слышится странная музыка и пение, и в сторону которого селяне даже смотреть боялись. Мальчика, не смотря на все их старания, спасти не удалось. Сибилла просит не оставлять её в такую минуту. Очарованный её красотой, Иван соглашается с радостью, говоря, что будет с ней, пока будет её нужен. В ответ Сибилла вдруг разражается диким смехом. Она была очень странная, любила вести странные разговоры о смерти, пробуждении от смерти, мести и убийстве. Любила сравнивать себя с птицей. Детей у неё не было. После смерти мужа в замке жили только она и слуга Бартоломео, личность тоже весьма странная. Но Иван так полюбил Сибиллу, что не обращал внимания на такое их поведение. К тому же Сибилла ответила ему взаимностью, они проводили время, бродя по замку. И только странная музыка, доносящаяся из самой верхней башни, не давала ему покоя. Кто играет там, зачем, на чем? Сибилла ответила, что эта музыка – любовь, и тайну её она откроет в самом конце, когда Иван будет уходить. Тогда она обязательно покажет ему эту башню. Ну а пока они могут упиваться своей любовью и танцевать под эту музыку. Ведь два – три дня он может себе позволить остаться тут. Сама эта история, как и атмосфера фильма, очень напоминают мистические произведения Эдгара По. Атмосферой любви, страсти, смерти пропитан каждый кадр, все диалоги и рассуждения героев, так или иначе, сводятся к этим двум вечным понятиям. Иван плывет в этом мороке, не в силах вырваться из него. Он пытается бежать из замка, но звуки странной музыки песни возвращают его назад, как пение сирен заставляло моряков плыть навстречу своей гибели. И уже невозможно уйти, не узнав тайны этой музыки и пения. Какой бы страшной она не была. И чего бы эта тайна не стоила при этом. В этом фильме нет чудовищ и монстров, привидений и прочей жути. Но есть ясное ощущение чего – то таинственного, страшного, что нарастает и нарастает, неотвратимо приближаясь к развязке. Ощущение тяжелого, страшного сна, когда хочешь и не можешь проснуться. Надо отдать должное Оливере Вуко (Оливера Катарина), она просто великолепна в роли Сивиллы. Именно на ней, на её игре держится вся атмосфера тяжелого, вязкого ощущения страха, тайны, беспокойства. Глядя на неё понимаешь, почему она была признанной звездой 70-х. Любители хоррора могут знать её по фильму «Печать дьявола», где она тоже сыграла главную роль. Но здесь у неё роль гораздо глубже и драматически, и психологически, и эмоционально. К тому же сыграна безупречно. Ну а мы можем получить удовольствие и от игры актеров, и от самой истории, и от атмосферы страшной тайны, такой знакомой нам с самого детства.

MidnightMen1987
MidnightMen19872 мая 2012 в 13:12

Хоть этот фильм вышел в семидесятых, а его манера съёмки и стиль повествования пристально точно следуют годам сороковым, а то и чуть раньше. Зритель получает замечательный образец классических чёрно-белых тонов, в виртуозной подаче постоянных падающих теней и белоснежных контрастных пятен. На этом строгом художественном полотне каждый кадр обретает картинный образец, любой маломальский жест подчёркнут точной огранкой, пластика лиц с движеньями глаз поэтично выразительна. Готический фон каменного зубчатого фасада замка, внутреннее убранство помещения, с метающимися вытянутыми огоньками на вершинах свечей, как нельзя лучше создают ауру мрачной чарующе-пугающей сказки, скорее – устной народной легенды, воплощённой из подсознательных людских страхов. Её корень исходит к знакомым притчам-назиданиям многих народов о неких прекрасных страстных женщинах с губительным нравом по отношению к мужчинам, угодившим под их обольстительные чары. Любовь – это бесспорно магия и волшебство, вот и ныне это невидимое природное колдовство окутывает историю целиком и полностью в своей пугающей грани, погружая зрителей в одинаковый путь с героем киноленты туда, где будет тёмный замок с красивой хозяйкой. Её речи такие убаюкивающие, странные, немножко сумасшедшие, воздушные в сравнениях себя с птицей, а внешний вид – грациозно манящ. Но резко что-то тяготит её настрой; бегущий взгляд наверх, туда откуда в гулком пространстве исходит щемящий пугающим подозрением обрывистый наигрыш на арфе. Она обещает открыть эту тайну, преграждающую признания в любви, но после, лишь в самом конце… А конец, это только начало, начало же конец… Весь экранный путь зритель большим счётом проводит в комнатах замка, словно немого склепа для зловещей тайны, ранее будет натуралистичная зарисовка крестьянской деревни, с происходящим прологом точь-в-точь, как из классического рассказа о графе Дракуле: молодой городской человек встречает лишь скрытные намёки о беде, заточённой в округе, что «притча во языцех» у местных. Собственно лишь только на его пути объявится владелица земли, как герой и зритель вместе с ним, невольно сконцентрирует всё внимание на ней, когда другое сойдёт на второй план, и лишь безумные путаные речи будут выдавать скупые намёки на обещанный фатальный конец. Монологи извечно бродят вокруг почти идентичных смысловых равенствах таких понятий, как Любовь и Смерть. Здесь одно немыслимо без другого, больной рассудок опустошён от чёткости, его затуманили напевы этой постоянной чердачной песни Девственниц. Сюжет и не пробует скрывать зловещий финал, можно сказать, вся история и выстроена таким образом, дабы лишь подводить под него все наделы. Этот психологический триллер хорош неспешной медитативной колеёй погружения в эпоху прошлого, где всё так плавно и поэтично, без всякой оглядки на время, кое явно перестало существовать при встрече с уготованной тайной. Образ манящей и настораживающей госпожи отлично передан Оливерой Вуко, с её природной живой энергетикой располагать к себе, даже взглядом выражая множество смешанных эмоций. Остальные персонажи невольно второстепенны – сценарий и оператор этого никак не оспаривают – из-за главенства выделения героини, своего рода попытки заглянуть в мрачные уголки сознания мифической обольстительницы, своей песнью чувств приводящей к гибели всех случайных путников. Однако особых откровений причины и следствия не найти, этот фильм лишь воплощённая сказка о сложившихся характерах, неотступно играющих свои узнаваемые роли. Музыкальное сопровождение отдельная тема истории. Оно полностью отсутствует в инструментальном эквиваленте, лишь с малыми вкраплениями песни сверху, а в остальном это только могильная тишина и естественный призрачный отзвук каменных пустот с коридорами. И когда, внимательно вслушиваясь в женский монолог, натыкаешься на безумный контрастный смех, то заложенный жутковатый эффект усугубляет ожидание конечного подвоха. Тем самым, этот небольшой по хронометражу кинофильм, сделанный для телевизионного показа, проходит на одном дыхании, при этом, не изобилуя особыми действиями или оживлёнными диалогами. Он погружает в полусказочную страшную притчу, готический обрывок о классическом безумии в мерцающих от огня свечей стенах замка, с роковой красавицей, куда забредает влюбчивый герой. Непередаваемый воздух с тягучими напевами иллюзорной мелодии очаровывает и не выпускает от начала и до конца, даже далее он так всё ещё и стоит в памяти. 8 из 10