Майкл Коллинз: отзывы и рeцензии

Павел Шульц
Павел Шульц25 октября 2017 в 16:30
Хороший? Плохой? Злой?

Нам показали ладно скроенную и крепко сшитую историческую драму. Всё в лучших традициях. Здесь есть «хорошие» ирландские повстанцы, есть и «злые» британские имперцы. Они творят зло, а мы платим за зло справедливостью. Да здравствует свобода! И всё бы хорошо, да вот только… Внимание, сейчас будет спойлер. Но спойлер не к этому замечательному фильму, а к событиям, на которых он основан. Как вы помните, события «Майкла Коллинза» начинаются с подавления в Ирландии Пасхального восстания в 1916. Минуточку! На дворе 1916 год! Что творится в мире? А в мире сейчас самый разгар первой мировой. На полях Европы ад. Вовсю свирепствует жутчайшая мясорубка битвы за Верден, вот-вот начнётся не менее свирепое сражение на Сомме. И обе эти битвы по своему значению и по своей ярости сопоставимы с боями за Сталинград и Курск И Британия не остаётся в стороне. Тысячи и тысячи молодых солдат грузятся на пароходы, отправляющиеся через пролив во Францию, полные решимости спасать мир от людоедских полчищ кайзера Вильгельма. И в этот самый напряжённый момент, когда решается судьба и Империи, и цивилизации в спину Британии нанесён удар. Удар подлый, болезненный, предательский — ирландцы учинили резню! Именно тогда, когда на счету каждый штык, который так нужен там, на Сомме, Британия должна снять часть своих войск и направить их на подавление этого очередного по счёту мятежа. И ещё, на минуточку — как-то интересно получается, что оружие-то у ирландских боевиков сплошь германского производства. Что должен думать всякий скромный англичанин, провожая сына в армию? Бей их, Томми! Не посрами, сынок. Кто теперь «плохие» парни, а кто «хорошие»? У меня нет ответа. Думайте. Смотрите фильм. А, посмотрев, ещё раз задумайтесь. PS. Из песни слов не выкинуть: в мае 1945 года один из главных персонажей этого фильма, Имон де Валера, в прошлом герой антианглийской борьбы, а ныне Президент Ирландской Республики, выразил официальные соболезнования народу Германии в связи со смертью Адольфа Гитлера

Tristo
Tristo5 октября 2016 в 12:49
«Способность к самообману — наша великая панацея для выживания.» — Майкл Коллинз

Нил Джордан на ряду с Джимом Шериданом может считаться по праву лучшими ирландскими режиссёрами последних лет этак тридцать. Если уж говорить за Джордана, то стоит отметить, что он никогда не боялся переходить из одного жанра своих фильмов в совершенно другой, причём это могут быть взаимоисключающие жанры. Например, в 1988-ом году Джордан снимает комедийное фэнтези «Бодрость духов», а уже в следующем году работает над криминальной мелодрамой «Мы не ангелы», в 1994-ом выходит, пожалуй, самая известная работа Джордана — мистическая драма «Интервью с вампиром», а через два года он ставит политическую биографию «Майкл Коллинз», о которой, собственно, и пойдёт речь в данной рецензии. Для съёмок фильма Джордан заручается поддержкой сильного актёрского ансамбля: от Лиама Нисона и Джули Робертс до эпизодического появления Джонатана Риса-Майерса. Оператором становится двукрастный победитель «Оскара» Крис Менгес («Поля смерти», «Миссия»), а музыку пишет будущий лауреат конкурса Эллиот Голденталь («Фрида»). А вот сценарий к «Майклу Коллинзу» Нил Джордан пишет самостоятельно. Хотя как самостоятельно — он его основывает на реальных фактах из биографии борца за свободу от оккупации Ирландии Англией, которого, собственно, и зовут Майкл Коллинз (играет его Лиам Нисон). Нил Джордан предоставляет этого человека как истинного патриота родного острова, о чём говорят его биографы, а между тем ещё и талантливым политиком, оратором и настоящим национальным героем, у которого были собственные взгляды на ту борьбу, которую свободолюбивые ирландцы вели с Англией. Да только ничего человеческое Майклу Коллинзу не чуждо, он тоже умеет любить (его возлюбленную Китти играет Джулия Робертс), да только его значение в обществе, влияние на формирование тогдашней истории взаимоотношения двух соседских стран и его политическая деятельность приведут к трагическим последствием, но всё равно даже умирая Майкл Коллинз не отступится от своего патриотического кредо и можно его назвать Уилльямом Уоллесом ирландского происхождения начала 20-го века. Можно понимать, что для ирландцев их страна — это нечто такое, что всегда живёт внутри них и пусть у кого-то в паспорте будет записано иное гражданство ирландец всегда остаётся ирландцем. Как доказательство Джим Шеридан в 1993-ем году снимает свою знаменитую драму «Во имя отца» с выдающимися ролями от Дэниела Дэй-Льюиса и Пита Постлетуэйта. Нил Джордан только лишь на три года опоздал и напомнил всем, в том числе англичанам, историю своей страны и её лидера, показав англичан в достаточно неприглядном свете. Сцены на улицах Дублина или же на стадионе, где идёт игра по регби заставляют ужаснуться и прикинуть, что англичане не самая-то толерантная нация. Не знаю, возможно сцены те созданы для придания драматизма и особого отношения к борьбе главного героя, чтобы он был ещё более героическим, но всё же что-то подсказывает, что не всё там художественный вымысел. Ну а то как показываются выступления на митингах, какой мощной энергетикой они обладают — это заслуга Криса Менгеса, в третий раз номинированного на «Оскар». Но разумеется, что создать хорошую панорамную картинку — это одно, а сделать так, чтобы твоя фигура, точнее образ играемого героя — это совсем другое. Безусловно, что Лиам Нисон прямо-таки вжился в свой образ, превратившись на некоторое время реинкарнацией Майкла Коллинза. Нисон играл так будто всё действие происходит не на съёмочной площадке, а на самом деле и вот-вот он поведёт людей за собой добиваться заслуженной свободы. Кубок Вольпи в Венеции и номинация на «Золотой глобус» — это справедливо заработанное Лиамом Нисоном своей работой. Но при этом вовсе не желали находиться в тени актёра его коллеги по «Майклу Коллинзу». В очередной раз доказывал насколько разносторонним актёром может быть Алан Рикман. По его персонажу складывается неоднозначное мнение, но в любом случае Рикман играт более чем отлично. Не теряются Эйдан Куинн и Стивен Ри (у него жена — бывшая участница ИРА, а начинал Ри с труппы, которую запретила Маргарет Тэтчер после запрета на «Шинн Фейн» — националистической организации Ирландии). И очень удачной ролью отметилась Джулия Робертс в образе дамы сердца героя-патриота, причём любовная сюжетная линия выделена в фильме и такое чувство, что только ради самой Джулии. Имя Майкла Коллинза для нашего человека малоизвестно, всё же мы слишком далеко от островной Ирландии и что там происходило и происходит нас касается меньше всего, как в том известном анекдоте про Гондурас. Но жаждущему знаний зрителю можно ознакомиться с лентой «Майкл Коллинз», которая хоть и поставлена в жанре политической биографии, но пускай это не пугает, потому что она замечательно поставлена режиссёром «Интервью с вампиром» Нилом Джорданом, а также потому что все актёры здесь выкладывались на полную катушку, особенно в этом деле преуспел Лиам Нисон. 8 из 10

rinatkhamatov
rinatkhamatov31 августа 2015 в 15:55
Michael Collins

Жизнь — это борьба. Одни борются со смертью, преодолевая болезни, другие — с нищетой, некоторые отдают полжизни за неразделенную любовь, в итоге, добиваясь своего. Но есть и те, которым есть место среди великих в истории человечества. Им уготована другая судьба, книги, памятники, фильмы… Конечно, судить о человеке по фильму сложно. Иной раз, проживая с человеком достаточно долго, можешь толком и не узнать его. И кто, кроме Господа и нас с вами, знает нас самих до конца? Так и этот фильм — это лишь отражение человека, словно ожившая фотография, которая все-таки передает картинку и звук, но не более того. И на том спасибо. Фильм интригующе передает антураж времени, перелистывая известные факты истории, по крайней мере хочется верить, что именно так оно и было. Поэтому можно попробовать понять главного героя, его мысли, поступки, чувства. И это великое дело. Особенно для меня, человека достаточно ленивого до исторических книг. Спасибо хорошему кино. Спасибо, что оно есть и просвещает. 8 из 10

Shtainer
Shtainer25 апреля 2015 в 16:47
Ирландский «Ленин» на велосипеде, или парень из их города…

Фильм рассказывает историю Майкла Джона Коллинза, борца за независимость Ирландии начала XX века. Непростая судьба была у Ирландии — много крови пролили там британцы за семь веков, много зла причинили. И лишь в начале 1920-х очередной раунд борьбы таки закончился в пользу Ирландии, и она, пройдя террор и небольшую гражданскую войну, получила, наконец, независимость (хотя и частичную, на первых порах). И большую роль в этом сыграл именно Майкл Коллинз. Фильм снят добротно, и смотрится хорошо, сюжет динамичный. Хороший политический боевик на фоне биографии главного героя. Англичан совсем уж не демонизируют как, например, в фильме «Ветер, который качает вереск», где всё же несколько перегнули палку. Лиам Нисон и Алан Рикман играют отлично, даже Джулию Робертс, у которой и так роль второго плана, вообще умудрились невзначай задвинуть совсем куда-то «на задворки» фильма. Что интересно, фильм совершенно не оставляет ощущения некоего политзаказа или агитки, хотя англичанам, полагаю, он всё равно не очень понравился. 9 из 10

Topacio
Topacio23 января 2015 в 14:53
Претензия на историческое кино

Скомканное кино. Началось с перестрелки, никакой прелюдии, сразу ирландцы против англичан — хорошо, но почему все эти люди во главе с президентом (!!!) непризнанной Ирландской Республики бились прямо в Дублине против английских солдат? За что они сражались? Почему им так ненавистна власть англичан? Для нас ирландско-британская история покрыта туманом и мраком, возможно, фильм снимался для тех, кому все эти нюансы известны. Но дальше пошли такие логические неувязки, что остаётся только руками развести. Майкл Коллинз сотоварищи всегда одеты с иголочки, перед ними не стоит проблемы, чем питаться и где ночевать. Огромные номера отелей, в которых ночует Коллинз, вообще произвели странное впечатление — неплохо, оказывается, быть революционером! Не единожды подчёркивается, что Коллинза англичане в лицо не знают, при этом он совершенно свободно перемещается по Дублину, ни от кого не скрывается, ужинает в ресторанах, и свободно обсуждает политические дела, не стесняясь посторонних ушей. И это при наличии хвалёной британской разведки! Кроме начальной перестрелки, Коллинз до конца фильма оружие в руки так и не взял, а все восстания отсиживался в безопасном месте, спрашивая у случайных гонцов «Ну как там?». И это герой? Президент Ирландской Республики де Валера вообще эпизодический персонаж (у замечательного Рикмана роль минут на 10), практически не имеющий значения. Сюжет несется вперёд, обрастая неувязками каждую минуту, важные события либо замалчиваются, либо проговариваются вскользь. Визит Коллинза в Лондон с требованием о признании Республики не показан вообще, а его итоги нам преподносят в готовом виде. Реакция де Валеры на результаты этого визита смехотворна, мотивации поведения никакой. Концовка скомкана, как и весь фильм: Де Валера только что рыдал по погибшему помощнику, потом его люди убивают Коллинза, а напоследок нам приводят комплиментарные слова де Валеры о Коллинзе, сказанные в 60-х годах. Смысл-то в чём? За что боролся Коллинз? Почему его договорённости с Англией были восприняты в штыки? Чего хотел де Валера, отправляя его в Лондон и зная, что англичане Республику не признают? Почему Коллинза убили свои же? С какой стати де Валера, спустя 40 лет после описанных событий, записал в герои человека, которого убили уж точно не без его ведома? Ничего не ясно. Ах да, надо было оставить время на Джулию Робертс.

A_E_L_I_T_A_
A_E_L_I_T_A_30 января 2014 в 20:52
«Но он же один из них, сэр!» — «Нет, сынок, ты не понимаешь! Он был одним из нас!»

Реконструкции исторических событий на экране или экранизации биографий известных людей вызывают всегда неоднозначный интерес. Историки пристально следят за достоверностью фактов, поклонникам важно видеть в исполнителе главной роли схожие черты с их кумиром, а злопыхатели требуют показать темные пятна в биографиях или исторических событиях. Ну, а простые обыватели хотят яркого и красочного действа. Имя Майкла Коллинза мне было неизвестно ранее, исторические события, лежащие в основе фильма, известны в общих чертах, но я прониклась, меня тронуло. Фильм повествует о становлении как революционера, как политика, как военачальника ирландского борца за независимость Майкла Коллинза. О его участии в Ирландском Республиканском Братстве, организации погромов, о выходе на политическую арену, о подписании Англо-ирландского договора и участии в гражданской войне. На фоне политических событий развивается любовная линия, где Коллинз и его друг и соратник Гарри Боланд борются за любовь очаровательной девушки Китти. Трудно судить о созданных актерами образах, не зная реальных прототипов, но, сравнивая с другими ролями, скажу, что я в восторге от персонажа Эйдана Куинна. Он сыграл лучшего друга главного героя — Гарри Боланда. Он производит самые положительные впечатления, потому что остается не только верным другом, но и в больше степени верным своим идеалам. А вот Джулия Робертс мне показалась неубедительной в образе Китти, все же она девушка из 90-х. И хотя я не имею права судить, но по идеологическим соображения в гражданской войне мои симпатии на стороне людей преданных Республике, не желавших присягать на верность Британской короне. Можно привести много фактов, которые доказывают, что больше, чем удалось добиться на переговорах Коллинзу, получить мирно было невозможно. Но в тоже время целью борьбы была именно республика, полная независимость, и потеря Северной Ирландии выглядела, как предательство по отношению к ее жителям. Наверное, поэтому Майкл Коллинз вызывает у меня неоднозначные эмоции, благодаря ему была достигнута независимость, но он добивался ее путем убийств, но, опять же, это была война. Я — пацифист и гуманист, мне одинаково жалко всех людей и поэтому плакать приходиться только над несовершенством этого мира, где справедливости добиваются с помощью оружия. И еще немного о кино. Очень красиво, по кадрам, переплетаются сцены исторических событий и любовная линия фильма, прям осознаешь ненависть и любовь живут рядом. 7 из 10

КД
КД31 июля 2013 в 17:33
Перемоем миров города

«Пропал как-то Бог на 7 дней. Возвращается счастливый. Ангелы тут же спрашивают: — Где пропадал? - Создавал новую планету, Земля называется. И все у меня получилось там сбалансировано и контрастно. Вот видите Северную Америку? Там будут жить богатые люди. А в Южной — бедные. В Европе люди будут белые, а в Африке — черные. - А что это за маленький зеленый остров на севере? - О, а это Ирландия! Место, где будут рождаться веселые, жизнерадостные люди, великие писатели и музыканты. Они будут много путешествовать и варить божественный темный напиток Гиннесс. - А как же баланс и контраст? - Вы еще не знаете, каких ублюдков я собрался заселить на соседний остров…» Анекдот. Есть ощущение, что Ирландию и Великобританию отделяют не только воды Ирландского моря, но еще и какая-то не видимая глазу глухая стена. Народы похожи, но всегда между ними существовали культурные и политические различия и разногласия. Вступительный монолог рассказчика в «Майкле Коллинзе» говорит, что ирландские восстания были всегда, но каждый раз их и подавляли мощные войска британской империи. Все это было до заглавного героя. Несмотря на то, что «Майкл Коллинз» абсолютно всем, включая заглавие, позиционируется как биографическая драма, сам фильм находится ближе, скажем, к политическому триллеру, основанному на реальных событиях. Эти самые события в «Коллинзе» развиваются временами слишком стремительно: иногда течение фильма напоминает ряд исторических анекдотов (в самом не смешном смысле этого слова) навешанный на сюжетную ленту. И вроде как радует, что фильм достаточно бодро чередует сцены и декорации, но повествование временами кажется ну уж очень рваным и складывается ощущение, что создатели хотели вместить слишком многое в слишком короткий хронометраж. Безусловно, фильмы о национальных героях никогда не обходятся без определенной доли «чепчикобросательства» и «флагомахательства», без исторического пафоса и летописной степенности. Не исключение и «Майкл Коллинз». Тем не менее, в фильме Джордана события преподносятся также с долей иронии к происходящему, несмотря на общую серьезность и даже трагичность событий. В определенном смысле это роднит «Майкла Коллинза» со спилберговским «Линкольном»: восприятие главного исторического персонажа не отдает «юным Ильичом» — скорее, наоборот: Коллинз выступает в фильме фигурой приближенной к «одному из нас». В этом и ирония — чего хотя бы стоит лидер революционного движения разъезжающий по Дублину на велосипеде. Именно такой он был, Майкл Коллинз: жизнь всегда пишет выразительных персонажей. Эта ироничность и «осязаемость» главных действующих лиц и Коллинза в особенности, безусловно, идет фильму на пользу. Еще и Лиам Нисон будто создан для исполнения таких ролей: он — то Майкл Коллинз, то Оскар Шиндлер, то Жан Вальжан (этот вообще из века предыдущего), то Квай-Гон Дж… Нет, это из другой оперы. Коллинзовский велосипед (сначала ассоциативно, а потом и вполне аналитически) наталкивает на сходство с фильмом Джорджа Роя Хилла «Бутч Кэссиди и Санденс Кидд», тоже кстати биографического. Параллели, намеренные или случайные, во многом: сюжетная линия любви и дружбы Коллинза, тот же велосипед, но более всего тотальная «романтизация» Майкла Коллинза как персонажа. Из заглавной пары фильма Хилла Майкл Коллинз — Бутч и Санденс в одном флаконе, только гораздо более значительный и монументальный. Конечно, эта значительность обусловлена исторической основой «Коллинза» и бережным отношением создателей-ирландцев к своему национальному герою. То, что Коллинз — фигура героическая не вызывает сомнений уже с первых кадров, когда он протестует перед летящими в воздух кепками, и тезис этот подтверждается трагичностью судьбы Коллинза и исторического, и киношного. Джордан иногда слишком убыстряет события, тем самым убавляя исторической степенности и прибавляя «триллера», но все равно, фильм нельзя воспринимать вне культурного контекста. Ведь, по большому счету, именно Коллинз поспособствовал настоящему современному «обособливанию» ирландской культуры. Он практически отделил Гинесс от чая, указал, где закончатся U2 и начнутся Oasis, поменял чопорный британский цилиндр на пролетарскую кепку и рыжую бороду. И так самобытную ирландскую культуру Коллинз и его соратники оформили в ровную половинку очень живописного острова. Этим и объясняется то, что некоторые сцены можно условно описать, как «лепрекон, собирающий трилистник», но какой же патриотический фильм обойдется без, собственно, патриотизма? Не секрет, что отношения сторон пролива Св. Георга и сейчас далеко не самые теплые: террор остался террором, Ирландия хочет свой Север, но Англии ирландский Север тоже нужен. Негласная война продолжается, а это значит, что Коллинз умер и дело его вместе с ним — ни о каком мире сейчас разговоров не идет. Тем не менее, Коллинз как историческая личность сделал для Изумрудного Острова слишком многое, чтобы похоронить свои деяния вместе с собой: это подтверждает футуроспективная концовка фильма, чем-то напоминающая опять спилберговский «Список Шиндлера». Нет, весь Коллинз не умер и когда-нибудь у ирландского народа все будет хорошо. У тех, кто придумал Jameson, просто не может быть плохо.

F_2014
F_201418 октября 2009 в 16:54

Этот фильм сложно назвать выдающимся или хоть сколько-нибудь неординарным. В нём нет потрясающих воображение спецэффектов, сюжетных ходов, ярких характеров. Это всего лишь рассказ о событиях почти вековой давности, которые интересны, пожалуй, только ирландцам да англичанам (мало кто интересуется даже текущей непростой политической ситуацией в тех краях). Но это история. Пусть и довольно обычная: кто-то делает грязную, но необходимую работу, а потом получает за это от бывших товарищей удар в спину; судьбы народов вершат нечистоплотные политики; жизнь получают далеко не самые смелые и достойные, — довольно банально, зато это реальность, где практически невозможно найти правых и виноватых. Радует, что съёмочная группа так бережно к ней относятся, что помнит своих героев и тот поистине непростой выбор, который они сделали в своё сложное время. Видно, что фильм не заказан по идеологическим соображениям, не рассчитан на коммерческий успех, а снят, потому что режиссёр и его команда не могли его не снять, не могли не отдать дань уважения противоречивой фигуре Майкла Коллинза и его соратникам, добившимся значительного прогресса в деле независимости Ирландии. Очень хочется, чтобы и в нашей стране так же трепетно относились к историческим деятелям.

BananaCo
BananaCo14 мая 2008 в 10:30

История борьбы ирландского народа за независимость. Многие сотни лет свободолюбивые кельты жили под властью английских империалистов, и вот в 20 веке им представился шанс обрести независимость. Обрести ее в борьбе, кровавой борьбе, жертвуя своими гражданами и раскалывая общество. героическая борьба за независимость воспевается потомками, но когда дело доходит до гражданской войны, то это позор для нации, смыть который не смогут многие поколения потомков. Один из самых знаменитых ирландцев, великий писатель Джеймс Джойс сравнил свою родину со свиньей: «Ирландия это свинья, пожирающая сових сыновей». Ты сражаешься за свободу, жертвуешь жизнью, а после тебя приходит тот, кто высиживал в засаде, и ждал удобного случая, чтобы сполна попользоваться заслугами тех, кто принес себя в жертву. Вот на такую сложную тему и снял кино Нил Джордан. Снял академично, как и нужно снимать такие фильмы, рассказывая историю, стараясь передать все максимально правдоподобно, и не высказывая личного отношения к тем жутким событиям. Снял с размахом, так, чтобы зритель впечатлился масштабами того противостояния проникся трагизмом ситуации. Достойная картина достойного режиссера. Джордан режиссер достаточно традиционный, его приемы академичны, но есть что-то такое неуловимое, что притягивает в его картинах, заставляет любоваться картинкой и следить за повествованием. Хорошо подобраны актеры, и даже Джулия Робертс смотрится органично (не знаю ее происхождения но по крайней мере имя не исключает того, чт она может быть ирландкой). Фильм станет достойным экземпляром в любой коллекции исторических кинокартин. 8 из 10

Labrit
Labrit24 сентября 2007 в 18:09

Очень часто бывает, что хорошие фильмы проходят незамечанными на фоне самых разнообразных блокбастеров. «Майкл Коллинз» стал именно таким фильмом. Что известного вышло в 1996 году? «Скорость», «Миссия невыполнима», «День независимости», «Крик», «Смерч», «Скала»… Развлекательное кино, расчинанное на хорошие сборы. Они себя оправдали, собрав внушительные кассы. Но из-за них многие другие фильмы прошли мимо. Провалился «Призрак и Тьма», «Герой-Одиночка» и не окупился «Майкл Коллинз». Редко можно встретить фильм, который так здорово сочетает в себе триллер, драму и исторический боевик. Джордану удалось создать настолько яркую работу, что впечатление от фильма запоминается надолго. Режиссура — великолепная. Нил Джордан вынашивал идею снять «Коллинза» много лет, перед тем, как ему предоставилась такая возможность. Когда «Интервью с вампиром» было обласкано критиками и сделало неплохую кассу, «Уорнер Бразерс» разрешило любимому режиссеру взяться за новый проект по его собственному сценарию. Джордан получил 25 миллионов и снял на эти деньги «фильм о человеке, чья храбрость и преданность своему народу изменили историю его страны — Ирландии — и сделали его имя легендой». На кинофестивале в Венеции (1997), «Майкл Коллинз» получил приз за лучший фильм. Игра Лайэма Нисона великолепна, настолько он вжился в образ героя-революционера. На том же кинофестивале он выиграл «Золотого Льва» за лучшую мужскую роль. Вся съемочная группа поработала на славу: и оператор (камера почти всегда в движении, что десять лет назад не особо практиковалось), и отличная музыка, и яркий монтаж (особенно, когда показываются кадры исторической хроники или эпизод, когда фильм из черно-белого медленно переходит в цветной). Но тем не менее кино прошло незамеченным. Правда это только в США, мировые сборы не известны. Я лишь знаю, что в Ирландии он до сих пор занимает вторую строчку по сборам за всю историю кино. В общем, тем кто хочет с интересом провести время, посмотреть фильм, который запомниться надолго, я рекомендую «Майкла Коллинза» — исторический триллер и военную драму; выдающиеся кино, которое вышло далеко за рамки жанра и стало чем-то большим. 10 из 10