Я не кинокритик и не знаю, в чём секрет таких фильмов с тонкой лирической, даже ностальгической ноткой в звучании. Это звучание отдаётся в твоей душе, и ты сравниваешь свою жизнь с жизнью героя. Даже если ты не похож на него, то иногда появляется ощущение, что это и про тебя тоже. Мысли и чувства в итоге: 1. Счастье иметь большую и дружную семью, независимо от того, удовлетворён ли ты полностью своей жизнью в каждый данный момент. Семья даёт ощущение стабильности в такой сложной реальности нашего времени. 2. Грусть оттого, что невозможен идеал, почти невозможен правильный выбор между любовью, склонностью, влечением, страстью - назовите, как угодно - и долгом, комфортом ежедневного существования, привычкой, тоже любовью - только немного другой... 3. Как долго тянется порой какая-то ситуация в жизни и как быстро пролетает, в сущности, сама жизнь. И как бы долго она ни длилась, её всегда не хватает, чтобы всё осмыслить, всем насладиться, за всё повиниться, всё решить. Жизнь уходит - вопросы остаются... В общем, отличный фильм!
В очередной раз приятно наблюдать мягкий слог повествования, такой простой казалось бы семейной биографии, представленной великолепным итальянским режиссером Этторе Сколой. Действие картины не выходит за рамки большой итальянской семьи и даже квартиры, при этом не происходит топтания на месте, а плавно и поступательно день за днем, десятилетие за десятилетием мы узнаём историю одного дома. Методично и очень тонко, практически рисуя психологический портрет каждого из членов семьи, Скола знакомит нас с каждым, проводит по комнатам через длинный коридор, показывает самые личные и близкие сердцам семейства вещи. Режиссер занимается анализом «повседневности». Жизнеописание итальянской семьи происходит вокруг Карло разрывающегося между силой внутренних убеждений, ценностей и степенью лояльности, которую он может получить взамен, сделав некий выбор (или-или), на каждом жизненном этапе разный – политический, любовный и т.д. удобный для каждого из многочисленных родственников и друзей. На каждом историческом этапе есть своя некая символика, дух времени, но она лишь косвенно затрагивает этих людей, не являясь лейтмотивом для построения взаимоотношений между членами семейства. Приняв однажды решение в пользу стабильности с одной женщиной Беатриче, он упускает, возможно, единственно давшийся ему без всякой внутренней борьбы шанс быть с другой, любимой женщиной Адрианой. Карло не находит покоя все последующие годы и постоянно возвращается к событиям своей молодости, но чем старше он становиться тем слабее или (наоборот сильнее?) их внутренняя связь. Адриана теперь просто гостья, кажется, они лучше научились понимать друг друга. Три раза Адриана покидает его дом в спешке и если в первых двух случаях мы наблюдаем что-то похожее, то к последнему ее уходу Карло абсолютно равнодушен. Забавно как им хочется уколоть друг друга, когда уже можно подводить черту: – Я красивый? – Ты из того типа мужчин, которые в молодости ничего особенного собой не представляют, а в старости становятся еще хуже. – Знаешь, тебя зовут туда. – Я не слышала. – Потому что ты глухая. Последним штрихом будут как всегда мастерски наведенные мосты, неуловимые связи сквозь время, запечатленные на фотографии в день восьмидесятилетия Карло.