Психо: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск17 июля 2013 в 15:40
Мама Хичкока.

- Что нужно делать, чтобы девушка понравилась маме в данной ситуации? - Бежать!!! Начну с того, что это первый фильм Хичкока, который я посмотрел. И скажу без лицемерия, мне картина понравилась, замысловатый сюжет, игра актеров воодушевляет, особенно запомнился образ Нормана, который воплотил Энтони Перкинс. Вера Майлз тоже заслуживает положительные оценки в ее адрес. Конечно же главный маэстро этого психологического триллера — Альфред Хичкок, именно благодаря ему можно насладиться столь динамичной и живой картиной. Теперь можно определенно перейти к сюжету. Молодая секретарша Марион Крейн пускается в бега после того, как украла большую сумму денег. Нарастающее напряжение изливается в ее мыслях и суждениях когда она начинает делать выводы о случившимся. Можно сказать, что это прием Хичкока, передающий подробно волнующее состояние героев зрителю, заставляя его сопереживать, делает картину отличительной, но все же он фирменный, притом действует моментально. Героиня останавливается в мотеле владельца Нормана Бейтса, где собственно происходит главное событие сюжета, в дальнейшем развязка будет известна только в конце. Теперь я с удовольствием могу перейти к герою актера Энтони Перкинса, который возможно определил его дальнейшую судьбу, но это лишь мое личное предположение. Этот персонаж собственно мне понравился больше всех. Норман Бейтс на вид спокойный, воспитанный, дружелюбный молодой человек, живущий со своей мамой и уважительно почитающий ее требования и интересы, но конечно бывает и не всегда так (только в исключительных случаях). В общем, герой отрешенный от всего мира ради своей мамы, твердо настаивающей на постоянстве его присутствия в мотеле и категорически против его знакомств с девушками. Что сказать на этот счет? Мама строгая, заботиться о сыне и предостерегает его от распущенности и порочных связей. Мотивы ее понятны, но нельзя и ограничивать в большей мере и свободные права сына, поэтому она не встревает на тот момент, когда Норман знакомится с Марион, и он в дальнейшем, доводит это теплое знакомство до легкого флирта. Его мимолетное сравнение с птицей, когда героиня, аккуратно приступив к трапезе, слегка приоткрыла рот, было так свойственно окутывающей атмосфере, которая так непринужденно их сочетала. Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что главный герой романтик и мечтатель, а присутствующий пейзаж лишь подчеркивает и выделяет его на фоне серости и мрачности. Тогда бы это была лирическая мелодрама, в большей мере про любовь с первого взгляда, воспевающая о всех прелестях любви. Но ведь это психологический триллер! Это Хичкок! Поэтому все интересное еще впереди. Повествование мое ограничится на встрече двух противоположностей, возможно дополняющих друг друга. В дальнейшем могу только сделать вывод, но сначала хотелось бы еще отметить таких актеров как Джанет Ли, очень красивая актриса, мужественного Джона Гэвина, его можно увидеть в «Спартаке» Стенли Кубрика, ну и конечно же маму Энтони Перкинса, ей огромное спасибо за то, что она подарила миру такого талантливого актера. Мой вывод определенно твердо будет стоять на том, что эта картина классика всех триллеров и возможно послужила истоком многим другим шедеврам такого жанра. Альфред Хичкок предстал мне в образе «Психо», возможно мне следовало начать с других его картин (что в последствии и будет), но тем не менее, разочарован я не остался. Не знаю, может мне нравятся фильмы психоделической тональности, скажем «Заводной апельсин» Стенли Кубрика у меня самый любимый, несмотря на то, что «Космическая одиссея» для многих является сокровищем кинематографа, естественно я ничего не имею против, мне самому открылся яркий мир удивительного и загадочного космоса, несущий в себе глубокую философскую мысль о бесконечности. Но все же Апельсин меня веселит, вот такой я человек. Поэтому не исключено, что «Психо» останется для меня главной ассоциацией с Хичкоком и возможно любимой. Ps: «Это все лишь мои первые шаги в мире Хичкока, несмотря на то, что мне уместнее было бы тщательнее изучить все творения режиссера, дабы узреть более масштабное представление о происходящем, неустанно продолжая свой путь, но я не удержался остановиться и позволил поддаться искушению, которое воплотило эту рецензию. Все — таки первые впечатления дорогого стоят. Еще. Последняя сцена в мотеле, именно в подвале заставила меня неистово смеяться над происходящим, подытожив все так называемые приемы Хичкока, этот был для меня самым неординарным. С большой честью отдаю дань уважения актерским данным Энтони Перкинса.» 10 из 10

AntonRedHead
AntonRedHead28 марта 2022 в 20:34
Он написал Голливуд.

Эпоха старого Голливуда в 1960-м году дала трещину, и счастьем тому - Альфред Хичкок. Формально в его картине 'Психо' не нарушены правила из этики Уильяма Хейса, однако нетипичность, выразительность нового триллера британского режиссера гравируют эпитафию к кино уже прошлого, к архаике для кисточки Шлимана. Потому что никто больше не будет снимать тусклые нуары - тусклые и в плане художественной эмоциональности, и в почти бытовых хитросплетениях. Они, бесспорно, останутся классикой и просто отличным кино, но даже Марлен Дитрих или Барбара Стейнвик не в силах будут посоперничать с новой хичкоковской блондинкой, которой пришлось пожертвовать в угоду поставленной им истории. Истории достаточно незамысловатой после просмотра: ну да, кажется, очередной детектив, очередной рабочий день для Хичкока, с классической цепочкой расследования, где повествование ведет зрителя, словно в школьной задаче по математике, из пункта А в пункт Б. В конце он обязательно узнает, кто убийца, каковы его или ее мотивы, увидит его или ее жуткую улыбку со взглядом исподлобья - не сказать, что будет слишком тяжело все внять, как в том же 'Головокружении'. Вот только реальность, метафизика, первоначало произошедшего в этом саспенсе не даст ему успокоиться. Слишком уж много неординарных вещей для заурядного фильма, не цветного, со скромным бюджетом и без суперзвезд на экране. Он написал убийство. Жестокое, со вкусом шоколадного сиропа, чего и при остром взгляде не заметишь на черно-белой пленке, с масками кошмара и смерти. И, пожалуй, величайшее убийство в истории кинематографа. Хотя что в нем такого особенного - только ли полувековая давность и звание первого от рук загадочного маньяка с кухонным ножом? А за первым будет и второе, не менее шокирующее благодаря постановке сцены преступление, с обильной струей сиропа на лбу новой жертвы - вот и второй достойный номер в одном произведении. Получается, не одной расправой в душевой сия история красна. Так ради чего же пострадала роковая красотка Мэрион Крейн и затем вторая личность? А ответ прост. Всеобъемлющий ужас, душераздирающий хоррор. Скрипки, разрывающие тишину еще со стартовых титров, окинутые тенью злобные лица с дьявольскими ухмылками, одинокий мотель со странным хозяином Норманом Бейтсом и его мертвыми животными, темная ночь на отшибе автострады и ни души вокруг. Когда этого всего нет, есть элементы-антиподы, из-за которых чувство тревоги не менее держит за горло. Сам сюжет начинается не с резни в ванной, а с волевого решения героини Джанет Ли украсть с работы сорок тысяч долларов и пуститься прочь от жизненной суеты, в погоню за американской мечтой, в золотое сердце Америки. И первым делом свести с ума, затрепетать заставляет героиню патрульный в солнцезащитных очках. Кажется, дотошный полицейский серьезно вцепится в отчаянную блондинку, и у той проносятся лихие мысли в голове, а суета действий ее приводит к возможному разоблачению. Но нужно ли открытое разоблачение странному копу - может, он и есть психо? Однако не одними кричащими девами и скрипичными партиями страшен фильм, когда это еще и социальный хоррор. Порождение настоящего маньяка далеко не то же самое, что полет фантазии; Фредди Крюгер или Франкенштейн никогда не сравнятся с настоящим убийцей (с Эдом Гейном, скажем). Такие патологические социопаты сидят скромно у теплых каминов в ожидании своего часа икс, и никогда не предугадаешь их поведения. Как и Мэрион, кому не посчастливилось попасть в безлюдный мотель странной семьи Бейтсов, давно стоящий вне главной дороги, не повезло не распознать в молодом человеке извращенца, подглядывающего за ней через отверстие в стене, и как минимум отдалить от себя судьбу на расстояние нескольких комнат, не повезло не поинтересоваться распрями в фамильном особняке с обсуждением новой приезжей. И ведь есть оправдание тотальной череде случайностей, лишившее женщину последней бдительности: она все-таки воровка и находится в бегах, и что там с молодым человеком неясно, и с полицейским тоже - у самой в мыслях раздрай, а тут еще... В общем, до разбирательств с Норманом и его ханжой матерью дело не дошло, и силуэт ее по-прежнему виден из окна. Слепая власть, Левиафан с пучком на голове. Они, по словам сына, жили счастливо, и никакая левая девка не нужна последнему, судя по его же словам. Но отвечает ли Бейтс за свои желания, находясь под чувственной каббалой той самой единственной родительницы? А только ли под чувственной? А стоило лишь оставить их в одиночестве. Богом забытое тихое болотистое место, по ночам подсвеченное неоновой рекламой, люди не должны были посещать никогда... Не видна ли в данном существовании некая аллюзия на сам Голливуд с его безропотным сценарным набором, где смерть от пистолета до сих пор устарело отображается с немым экспрессионизмом? Хейс был бы только рад. Экранизируя книгу Роберта Блоха, Альфред Хичкок избавляется от прошлого. Он прощается со старым детективом, к которому сам прикладывал руку. Он отбрасывает корысть как мотив преступной деятельности - Норман сам выбрасывает этот сверток в багажник машины, не взглянув на деньги, - а до любви дело и вовсе не доходит. При этом старый жанр дает о себе знать до последнего усилиями сестры, еще одной потенциальной блондинки режиссера, Сэма, незадачливого парня-должника, и частного сыщика Арбогаста. И надо всеми Хичкок посмеется: кого напугает до истошных криков, кого погубит, подобно проворовавшейся служащей, а кого оставит у разбитого корыта одураченным недошерлоком - тот-то думал, что разобрал невероятное дело, а оно оказалось вуайеризмом во плоти, посторонней, чужеродной, неортодоксальной философией. Мэрион до кражи денег сменила белое нижнее белье на похоронное черное, и теперь ее вопль знает каждый синефил. Смена оказалась символической: бюстгальтер и трусы здесь не только смерть, но и инструмент, скрывающего самое потаенное - женские органы, эротику, какие-то сугубо подсознательные причины вырождения дьявольщины. Их и срывает старина Хичкок, не боясь брюзгливого руководства. Женщине оказалось не суждено сменить фамилию на Сэмюэлс, поскольку ее, как старый нуар, выбрал в жертву отец ужасов, завернул в шторку и утопил. Да так хладнокровно исполнил режиссерскую волю актер Энтони Перкинс, без лишних содроганий, что приход нового времени в системном американском кино утверждается аксиоматически. Да, 'Психо' не был первым слешером и стал идеалом для будущих творцов, подражавших этому хоррору, в том числе и постыдных работ. Увы, не миновала и саму картину череда бездарных сиквелов, эксплуатировавших кассовый успех и признание оригинала. Но и если бы тех не было, 'Психо' не стал бы тусклее - таков результат смеси монтажа, звукового сопровождения, актерской игры, хичкоковского стиля и психиатрического этюда, из-за чего фильм становится нерукотворным памятником искусству. 10 из 10

Infernal_Rabbit_15
Infernal_Rabbit_1522 ноября 2015 в 17:26
Поехавший.

По правде говоря, не понимаю особенного смысла, который так старательно вкладывают в эту картину. По факту, под эту историю можно подогнать великое множество схожих, где будет фигурировать сумасшедший маньяк, проецирующий ужас на большой экран посредством избиения младенцев под аккомпанемент диалогов с альтер-эго. За что так любят этот фильм? Да за музыкальное сопровождение, поскольку это - единственное, что вызывает хоть некоторую долю напряжения во всём действии, ибо, в отличие от сцен, в которых эта музыка играет, сама дорожка нигде не пародировалась. Возможно, к списку плюсов можно приписать также убийство частного детектива (убийство детектива в детективе без ответного удара в адрес бандита - это поистине нонсенс в произведениях данного жанра), ну и представительницы прекрасного пола под угрозой, ибо кого-кого, признаемся честно, мы меньше всего хотим видеть убитыми, особенно, подобными методами. В остальном... Во-первых, каким бы олицетворением Эдипова комплекса по Фрейду, как многие, возможно, справедливо заметили, ни являлся Псих - а именно так следовало перевести название этого фильма, похоже, локализаторы решили соригинальничать - невозможно отрицать очевидного: он нелеп и комичен: вспомнить, хотя бы, сцену с утоплением машины в трясине: по его выражению лица, он аж был готов запрыгнуть на крышу и прыжками загнать автомобиль с телом в толщу грязи. Это, кстати, ещё одна странная деталь его образа: он всё время корчит недвусмысленные гримасы, описывающие его безо всяких слов, причём, нисколько этого не смущается, напротив, демонстрирует это полным ходом, мигая красной лампочкой, чёрт возьми, даже тем, кому не следовало бы, ибо росчерком сценаристского пера он всё равно неразличим ровно до последнего момента, в противном случае, первая его жертва сразу бы просекла, что имеет дело с потенциально опасной единицей, от которой в её состоянии было бы нормально держаться подальше. О последней мы ещё поговорим, а пока завершим описание несостоявшегося сюрприза картины в том, что весь ужас его поступков - в вопиющей их вседозволенности, ибо только человек, упивающийся вседозволенностью, может нагло идти в упор с поднятым ножом на другого мужчину, явно к бою готового. Во-вторых, совершенно не понятно, к чему нам рассказали историю с деньгами, ввели тучу совершенно лишних персонажей, которые в фильме не играли, ровным счётом, никакой сколько-нибудь весомой сюжетной роли, и которая, отняв у зрителя, ровным счётом, около часа лишнего времени, лишь слабо толкает внимание созерцателя в сторону интриги? Неужели если бы жертва просто заглянула в отель и этой же ночью была... кхм... зарезана в душе (и об этом тоже будет ниже), у зрителя не возникло бы банального вопроса: 'Зачем?', ибо, учитывая то, что стало, в итоге, с украденными средствами, вопрос и без того возник, так зачем дополнительно морочить людям голову? А самое весёлое - в том, что она напрочь убивает логику сцены, о которой - ниже. Ну не могла затравленная, загнанная всеми девушка вот так просто расслабиться и довериться случайно попавшемуся юноше, который, по всем признакам, неадекватен. Или если шерифской звезды не носит, так, значит, деньгами невзначай не заинтересуется или не выкинет какой-нибудь фортель в духе душевнобольных? Кстати, о последствиях... В-третьих, та самая сцена в душе. Преступник картинно размахивает ножом у тела женщины, никаких звуков, хрипов, стонов - ле-по-та. При этом, где-то за кадром разбивается флакончик с тёмной краской (тоже бесшумно), ибо вплоть до выноса тела - никакой крови. И я, пожалуй, не стану добавлять, что зрачки у бедняжки каким-то образом сузились после смерти, особенно, от инфаркта (а есть ещё варианты после бесконтактного применения холодного оружия?). Так стоит ли говорить, что 'Псих' aka 'Поехавший' (куда более прозаичное название) - мерзость, недостойная просмотра? На удивление, нет. Интрига, хотя и очень странно реализованная, есть, напряжение есть, интересные персонажи, в общем-то, тоже есть. Но переоценивать явно не стоит. 4 из 10

Nancy Wilson
Nancy Wilson27 июля 2011 в 06:41
Мы все иногда сходим с ума.

Говоря о классике подобного рода, надо быть особо осторожной в выборе выражений, дабы не сболтнуть лишнего и ничего не приукрасить. Хотя... как можно приукрасить шедевр?! Шедевр! Именно такой синоним я могу подобрать, характеризуя нетленную работу Хичкока. В своё время экранизация романа Роберта Блоха вызвала широчайший общественный резонанс: от восторженных дифирамб до гневных писем со стороны зрителей в адрес режиссёра. Ясно одно - фильм оставить равнодушным не способен! Переходя к анализу и углубляясь в суть, рядовой рецензент-любитель вроде меня, наверняка столкнётся с проблемой. Проблема - с чего начать рецензию. Пожалуй, сперва стоит обратить внимание на то, что вызывает некоторое негодование среди киноманов и книголюбов. Почему на роль Нормана был приглашен именно Перкинс, молодой и симпатичный парень? Почему образ Нормана на экране разительно отличается от того же образа, но книжного? Ведь, как известно, в романе Блоха главный злодей представляет собой весьма омерзительного низкорослого мужчину, награжденного от природы лишними килограммами. Но режиссёр на своем поприще - царь и Бог. Идея сделать убийцу привлекательным и обаятельным принадлежит самому Альфреду. Признаюсь, по моему скромному субъективному мнению, картине в целом это пошло только на пользу, добавив 'ужасающего' очарования. С самого начала фильм поглотил меня полностью, вселив в меня чувство нервного страха и напряжения. Кто бы что ни говорил, а саспенса у картины не отнять! Это и плюс. Раньше я не особо жаловала черно-белое кино, считая, что те или иные картины просто потеряли свою сочность и живость, будучи лишёнными красок. Однако, к шедевру Хичкока это не относится. Чёрно-белый фон подходит фильму стопроцентно и я даже не знаю, получился бы он таким атмосферным и устрашающим, будь он цветным. Идея сделать не просто кино - это стезя Хичкока! Когда твой фильм разбирают по кусочкам на цитаты, когда образы героев прочно осядут в памяти, а имена и вещи становятся нарицательными, - это говорит о многом. Видно, с какой любовью и с каким старанием сделан данный фильм. Даже некоторые сцены, занимающие хронометраж в несколько секунд порой переснимались десятки, а то и сотни раз. Хичкок - тонкочувствующий мастер, который скажет 'вот оно!', и с ним уже не поспоришь... Как однажды заметил сам Альфред, напряженным и пугающим фильм получился благодаря музыке. Не могу ни согласится. Бернард Херрманн - гений в компании гениев. Вы же помните сцену в подвале? Мурашки по коже... 'Психо' стал эдаким жанровым эталоном, породившим на свет кучу клише и дав пищу для ума современным создателям кино (ну, достаточно, к примеру, обратить внимание на список похожих картин нашего времени). 'Психо' символичен и аллегоричен. Прочитав в 'интересных фактах' кое-какие детали, я была слегка удивлена. Естественно, я заметила это в фильме, но вопрос о нарочитости тех или иных элементов был для меня без ответа...до теперешнего момента. Всё не просто! Тяжело писать отзыв на подобные киноленты, когда профессионалы, любители, общественность, сам создатель сказали уже всё за тебя. Но я просто не могла не удержаться, чтобы не начеркать своё скромное мнение. 'Психо' - этот тот фильм, который останется в памяти надолго, возможно, на всю жизнь. Это тот фильм, который будет переходить из поколения в поколение и над которым не властны года.'Психо' - это определённо лучшая картина из всех, что я видела или пересмотрела за последнее время. Загадочная, осмысленная, чарующая, ужасающая, страшная... Браво, Хичкок! 10 из 10 P.S.: Мы все иногда сходим с ума. Порой и одного раза бывает достаточно...

+44
+445 ноября 2009 в 07:48

Расскажу я вам одну историю. Сидел я как-то с одной женщиной психотерапевтом знакомой, общался (нет, сам я пока в консультации не нуждаюсь) и всё расхваливал кинозлодея из фильма Пятница, 13-е: мол, мотив у него есть и прочее. А она мне заявляет, Да нет, говорит, милый, самый любопытный маньяк в истории кино – это Норман Бейтс из фильма Альфреда Хичкока Психо. Я ей Стоп отвечаю, Психо 2 я видел и героя знаю: испугаться есть от чего, но не более. С тех пор прошло время и только сейчас я случайно добрался до оригинала. Расхваливая специалистов психологии за чутьё, скажу, что поведение Бейтса действительно достойно изучения и ни один профессионал не упрекнёт авторов в некомпетентности. Поведение Бейтса логично и последовательно. Главная загадка персонажа: существует ли его мамаша на самом деле или у героя раздвоение личности. За старания отдельная благодарность Энтони Перкинсу, который не изображал психически неуравновешенного человека, а являлся таковым на экране. Взгляд сверкающий и блуждает в стрессовых ситуациях, уголки губ дрожат от злости, движения нервные, конвульсивные. А вот теперь, убедившись в разумности слов знакомого специалиста, приступаю к тому, что удивило меня больше всего. У Психо необычная конструкция сюжета... Новые персонажи только успевают появляться и это не вызывает раздражения. Эти люди должны были так или иначе включится в действие и другие варианты лишили бы Психо интриги – поймают злодея или нет. Вообще, исключительная заслуга Хичкока в том, что он создал не столько страшный триллер, сколько волнующий. За действием интересно следить. Это как хороший крепкий детектив про убийцу, орудующем в одиноком замке на холме. Или сказка у пионерского костра, только для взрослых. Вторая часть, вышедшая спустя 22 года, не хуже первой, хоть и содержит заметное количество приветов оригиналу. Сейчас, внимание, абракадабра: появилась она благодаря тем фильмам, которые появились благодаря первому фильму. Успех Хэллоуина и Пятницы, 13-й заставил авторов пойти по тому же пути, что и младшие братья Психо – мы знаем кто убийца и просто нервно ждём финальной беготни от разбушевавшегося маньяка, у которого в руке нож и на пол капает слюна.

Юля!
Юля!5 февраля 2009 в 15:26
Классика

Потрясающий психологический триллер! Это один из самых известных фильмов режиссера, который стал классикой. Невероятно напряженный фильм, при просмотре эмоции накалены до предела. Перед премьерой картины Хичкок скупил все возможные экземпляры романа, по которому она была снята, чтобы зрители не знали, каким будет финал. Когда фильм вышел на экраны, режиссер не разрешал запускать зрителей в кинотеатр после начала сеанса, потому что иначе потерялась бы задумка и не прочувствовался весь смак киношедевра. Фильм начинается как история о краже сотрудницей Мэрион денег фирмы из банка. С большой суммой наличности она едет в другой город к своему любовнику. Очень напряженная поездка - кража вышла спонтанно, героиня боится быть пойманной, ее мучают угрызения совести. Все, кто встретил ее во время поездки, подмечают ее нервозность, которая не может не вызвать подозрения. На первый взгляд думаешь, что сюжет будет вращаться именно вокруг этого события. Начинает казаться, что фильм будет скучным и обычным. Но тут Мэрион свернула с основной трассы и попала в мотель, в котором посетители очень редки, - и сюжет начинает принимать совершенно иной оборот. Владельцы мотеля — очень стеснительный, где-то даже милый и симпатичный юноша и его мать. Юноша селит героиню в комнату и любезно приглашает поужинать вместе с ним. Завязывается казалось бы непринужденная беседа, но всё — и интерьер комнаты, и напряженность главной героини, и подозрительная обходительность юноши — всё вселяет какую-то жуть. Приемы, нагнетающие страх на зрителя, были новаторскими для тех лет, они и сейчас продолжают выглядеть столь же сильно. Хичкок, водя нас за нос на протяжении картины, в самом конце в течение буквально нескольких минут всё расставляет по полочкам, а ты остаешься сидеть перед экраном совершенно ошеломленным и сбитым с толку. Немалую роль в создании нагнетающей атмосферы сыграл саундтрек, очень известный, он играет уже с начальных титров. Поймала себя на мысли, что, первый раз смотря 'Психо', ассоциирую эту музыку именно с Хичкоком. Из актеров хочется отметить Энтони Перкинса - он очень хорошо прочувствовал своего героя и какими-то полутонами, мимикой, жестами очень тонко передал его состояние и эмоции. Альфред Хичкок - непревзойденный мастер саспенса. Любя пошутить, а где-то даже поиздеваться над зрителем, играя эмоциями и поворачивая сюжет в совершенно непредсказуемое русло, делал это очень умело. 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск25 августа 2008 в 06:57

В основу фильма легла подлинная история Эда Гейна, психопата прославившегося не столько количеством трупов, на его счету было «всего» две жертвы, сколько тем, что он проделывал с найденными мертвецами. Гейн отыскивал и выкапывал тела, которые казались ему похожими на мать, затем отрезал от них уши, носы, соски, и пр. в том же духе, что бы сохранить это на память (зачастую он просто распихивал останки по дому, отчего в помещении царила нестерпимая вонь которая впрочем Гейна не беспокоила). Также он обдирал с трупов кожу, из которой шил себе брюки, жилетки и другие предметы гардероба. Естественно внешне Гейн ни сколько не напоминал образ созданный Перкинсом, но нельзя считать его персонаж полностью вымышленным. Ведь Блох по чьему роману снимался фильм, брал за основу личность Гейна: его привычки, желания, черты характера. Мэрион Крэйн ведет обыденное существование, на работе четко выполняет указания начальства, но не забывает и о личной жизни, в обеденный перерыв она убегает на встречу с любимым. Зная исполнительность Мэрион, начальник поручает ей отнести в банк сорок тысяч долларов наличными, полученные от очередной сделки. Но при взгляде на пачки долларов, на девушку напал ступор, она не могла оторвать взгляда от конверта с деньгами, он притягивал её внимание, не отпуская от себя. После недолгих колебаний Мэрион решает сбежать со всей суммой. Она случайно съезжает с шоссе, и сбивается с пути, что бы не плутать ночью в незнакомой местности она останавливает в ближайшем мотеле. Хозяин заведения Норман Бейтс принимает Мэрион очень радушно, он показывает ей номер, приносит перекусить, совершенно очевидно, что девушка ему нравиться. Норман страстно рассказывает ей о своем хобби – таксидермии, чучела птиц расставлены повсюду в мотеле, в целом молодой человек производит приятное впечатление. Правда в нем видна некоторая нервозность, но Мэрион объяснила это тем, что Норман сильно волновался в присутствии такой красивой девушки как она… К тому времени Хичкок уже стал заслуженным мастером и мог позволить себе вольности, как например, снять фильм за гроши, да ещё на черно-белую пленку, хотя в то время старались снимать исключительно в цвете. Неожиданно эта работа, задумывашаяся не иначе как каприз мастера, стала не только самым кассовым фильмом Хичкока но и навсегда осталась в памяти киноманов как эталон жанра триллер. «Психо» пожалуй, не знает равных в умении создавать напряжение, в ленте присутствует множество моментов, от которых у зрителей побегут мурашки по телу. Весь фильм пронизан неизвестность, которая закручивает нервы в спираль, каждая минута будет приносить массу неожиданностей. Удивительно, но даже простое восхождение по лестнице выглядит здесь крайне динамично. На мой взгляд, одна из составляющих успеха картины это игра Энтони Перкинса, его привлекательное лицо внушает доверие, мимика, жесты, манера речи, все в нем призвано успокоить внимание. Перед нами симпатичный молодой человек, с хорошими манерами и правильной речью, но в его образе явственно просматривает надлом, какая-то трещина, натыкаясь на которую у нас разрушается первое положительное впечатление. Но даже эта толика сомнений не позволяет зрителю подготовиться к ужасному зрелищу, которое ждет его ближе к финалу. Судьба Перкинса сложилась печально, в 1956 и 1957 годах он выдвигался на Оскар, ему сулили большое будущее. Но после «Психо» ему не давали столь же интересные роли, в итоге о нем постепенно забыли. Структура фильма довольно необычна, он словно разделен на две части: одна из них по жанру ближе к классическому детективу: девушка похищает деньги, убегает из города, активно заметает следы, во второй части появляется элемент психологического триллера, так как именно в ней перед нами раскрываются все аспекты личности убийцы. Если в начале фильма внимание было сосредоточенно исключительно на Мэрион, то второй отрезок картины отдан Бейтсу. Хотя лента и держит в неведении до самого конца, лишь в финале раскрывая всю фабулу, которая преподносит нам образ Бейтса в совершенно новом свете. Но это отнюдь не мешает вновь и вновь просматривать картину, она совершенно не теряет своей уникальной атмосферы, даже если знаешь что случиться в следующую минуту. 9 из 10

StalkerAE
StalkerAE3 августа 2007 в 17:34

Что делать, когда большинство фильмов выходящих в настоящее время на экраны, радуют не так сильно, как хотелось бы, а часть и вовсе вызывает стойкое отвращение? Правильно, нужно смотреть проверенные временем фильмы, которые может, не так совершенны в техническом плане, но зато дадут фору всем остальным в плане атмосферы и профессионализма не только режиссера, но всей съёмочной группы. Вот и сейчас, когда на экраны выходит очередной триллер или ужасы, ничего нового ждать от них не приходится, и когда старые идеи используются из рук вон плохо, хочется увидеть эталонный фильм, который дал толчок для последующих творений в этом жанре и породил не только несколько сиквелов, но и один римэйк (который, по мнению критиков и зрителей не обладал и частью того, что было в оригинале), но тогда в 1960 году, когда фильм “Психо” выходил на экраны никто и представить не мог, какой успех ожидает эту картину. А сомнения могли закрасться ещё на стадии производства, т.к. решение о съёмках картины в чёрно-белом цвете, могло показаться немного странным, ведь уже вовсю использовали цветное изображение, но как выяснилось при просмотре, на это были свои причины, да и актёры приглашенные на главные роли были мало известными, но в ком не могло возникнуть никаких сомнений, так это в режиссёре, Алфрэде Хичкоке, который тогда был известен зрителям своими работами. Начало картины вовсе не настраивает на тот лад, что зрителю представят что-то страшное и пугающее, да и история о краже денег не настолько интригующая чтобы ожидать из такой нехитрой завязки что-то очень интересное, но постепенно фильм набирает обороты и оторваться от происходящего просто невозможно, в первую очередь из-за нагнетающейся атмосферы ужаса, но создается она не с помощью каких либо погонь и бесконечных убийств, а благодаря музыки, которая настолько грамотно подобрана к происходящему на экране, что в купе с картинкой (крупные планы лиц) создаёт нужный эффект и трудно предугадать, что может произойти в следующую минуту. Пожалуй, черно-белое изображение, это один из несомненных плюсов всей картины, т.к. именно с помощью него создаются очень интересные кадры, в большинстве таких моментов игра тенями на лицах главных героев, да и не только на них, делает своё дело, а музыка только больше повышает напряжение и создаётся нужная атмосфера, и с каждой секундой начинаешь ждать, что произойдет что-то страшное и ужасное, и как раз в тот момент, когда зритель меньше всего этого ожидает – оно происходит, убийство поставлено настолько мастерски, что при минимуме показанного насилия, хочется закрыть глаза руками и не следить за тем, что творится на экране, а игра с тенями на лице убийцы и вовсе может повергнуть в шок неподготовленного зрителя. Пожалуй один из тех моментов, который и спустя десятки лет будут смотреть всё с тем же интересом, что и раньше (почти ни один современный фильм, и тысячью убийств и постоянной беготнёй не может добиться такого эффекта). После этого история в фильме делает такой резкий поворот, что неподготовленный зритель может быть сбит с толка подобным развитием событий, на сцену выходят новые герои, а сюжет, начинает преподносить много сюрпризов, которые явно не ожидаешь увидеть, что только благотворным образом сказывается на всей картине. Отдельного внимания заслуживают актёрские работы, но особые слова благодарности стоит сказать Энтони Пэркинсу, который настолько умело, передал образ своего героя, немного неуверенного в себе человека, что шокирующий финал картины смотрится ещё более неожиданно. Вот так более сорока лет назад Альфред Хичкок снял фильм, в котором режиссура, работа оператора, музыка были на очень высоком уровне, да и актёры выглядели очень убедительно. 'Психо' это лента, которая и сейчас может дать фору многим картинам того же жанра.

Chaosmaster
Chaosmaster5 октября 2018 в 16:32

Культовый фильм, с которым необходимо ознакомиться всем ценителям жанра, чтобы знать, откуда растут ноги у всех его ныне существующих законов. Как детектив, на сегодняшний день искушённого зрителя «Психо» вряд ли удивит, т. к. подобный поворот событий уже неоднократно использовался в сотне фильмов и сериалов. Лично я угадала концовку сразу, как только карты были розданы. Однако это никоим образом не испортило впечатление от просмотра. В «Психо» собраны все каноны, на которых строятся современные фильмы подобного типа: ночь, проливной дождь, полузаброшенный мотель, странные и загадочные хозяева, живущие в доме на отшибе и т.д. и т.п. Начинается фильм как обычный детектив, продолжается как триллер, а заканчивается уже практически как хоррор. Потрясающее сплетение жанров! О режиссуре Хичкока, я думаю, и говорить ничего не надо: то, как он играет со зрителем, обманывая все его ожидания банальных скримеров и непрестанно удивляя его, просто бесподобно и неподражаемо! Король саспенса, что ещё сказать. Каждый кадр он точно и аккуратно подаёт на блюдечке зрителю, фильм затягивает и держит в напряжении. Единственное, мне показалось, что заключительный монолог-разъяснение был несколько затянут, но это полностью скрасил эпичный финальный кадр. Также возникло ощущение, что должное быть эффектным и неожиданным последнее появление убийцы в доме было несколько смазано, но – опять же – это полностью окупается другими, абсолютно культовыми, кадрами. Что касается персонажей, то героиня, ставшая первой жертвой, неожиданно порадовала некоторыми весьма разумными действиями на экране (чего стоит только одно её решение спрятать деньги на самом видном месте!), в то время как её сестра вела себя, как классическая жертва любого ужастика, не хватало лишь сцены, в которой бы ей дали возможность пятиться в угол. Очень забавно и на сегодняшний день уже китчево смотрелся эпизод, в котором она достала из унитаза не смывшийся клочок бумаги, на котором была как раз та информация, которая нужна ей для «расследования»! CSI нервно курит в сторонке! Если говорить о сюжетной линии, то показался весьма интересным тот факт, что никому из действующих лиц, включая сестру героини, пропавшей без вести с деньгами, не пришёл в голову вариант, что её просто могли ограбить в переулке или что она могла вляпаться в какую-нибудь иную, более сложную, передрягу из-за денег, лежащих у неё в сумке. Думаю, любящие люди в первую очередь подумали бы в эту сторону. Здесь же как-то сразу все заладили, что она смылась, украв вверенную ей наличку. Видимо, даже её близкие не были в ней уверены и не считали «ангелом», подсознательно ожидая от неё подобных фортелей. Однако нефиг размахивать крупными купюрами перед носом (в абсолютно прямом и унизительном смысле этого слова) у секретаря на мизерной зарплате. Старому жлобу сочувствовать совсем не выходит, а начальник – дурак и простофиля, раз позволяет таким суммам валяться в дамской сумочке своей секретарши, поэтому как-то автоматически принимаешь сторону последней, не воспринимая её как отрицательного персонажа или какого-то злоумышленника. Как ни морализируй, а она всё равно – невинная жертва. Актёры очень порадовали! Энтони Перкинс был восхитителен – персонаж у него получился очень колоритный и попал в мой умозрительный список самых ярких и запоминающихся злодеев в истории кино. В общем, даже несмотря на то, что на сегодняшний день подобные сюжеты стали уже приевшейся предсказуемой классикой, поданной в самых разных жанрах, сюжет хичкоковского «Психо» всё равно интригует, затягивает и смотрится очень легко и интересно. Советую к просмотру!

shnur777
shnur77712 мая 2016 в 17:20
'Галопом за Хичкоком'. Эпоха шедевральности, заезд девятый: 'Ужас, который всегда с тобой'

«Все мы бываем немного не в себе, ведь так?» Норман Бэйтс. История 'Психо' началась в ноябре 1957 года в южноамериканской деревушке под названием Плейнфилд с населением в семьсот человек, когда полиция принялась за поиски пропавшей торговки миссис Ворден. В расчетных книгах последним покупателем числился Эд Гейн, безобидный местный идиот. Отряд детективов наведался в заброшенное поместье Гейна, окруженное сто шестьюдесятью гектарам заброшенной земли. Хозяина дома не оказалось. Полисмены уже собрались уходить, как перед их взором случайно открылась кошмарно-сюрреалистическая картина, превосходящая самые смелые фантазии Йеронима Босха. На кухне они увидели «две пары человеческих губ на веревочке, миску носов, четыре стула, обитые человеческой кожей, аккуратный ряд оскалившихся черепов, аккуратно вырезанные лица четырех женщин, нарумяненные, накрашенные и прибитые к стене как картины». Также обнаружились пять «запасных» лиц, упакованных в пластиковые пакеты, десять женских голов с отсеченными до бровей макушками, свернутая пара кожаных лосин и костюм, сделанный из кожи матери Гейна, нарядившись в который, он расхаживал по своим одиноким владениям. В сарае, подвешенный на крюках за пятки, покоился свежевыпотрошенный, обезглавленный труп миссис Ворден. Нетипичного коллекционера задержали. Психиатры констатировали шизофрению и упрятали маньяка в лечебницу, где Гейн и провел ближайшие тридцать лет, не явив за все время ни одного случая буйства или агрессии. Спустя пару дней, в тридцати девяти милях от Плейнсфилда, писатель Роберт Блох, просматривая местные хроники натолкнулся на крошечную статью, информирующую читателей, что «силами окружной полиции была пресечена деятельность убийцы-потрошителя, на счету которого, по предварительным данным, числится не менее десятка жертв». Больше всего Блоха заинтересовала информационная скудость статьи. Он попытался добыть еще сведений – поехал в Плейнсфилд, но жители упорно молчали, поднял документацию, однако данные оказались засекречены правительством. Тогда Блох обратился к самому надежному источнику – собственной фантазии и решил буквально «влезть в кожу» Гейна. Впоследствии выяснилось, что нарисованный его воображением психологический портрет убийцы оказался почти документально точен. Узнав об этом, писатель долгое время боялся смотреть в зеркало, опасаясь увидеть в отражении взгляд маньяка. Постепенно фантазии Блоха оформились в полноценное художественное произведение, которым заинтересовался Хичкок. Многие удивились вниманию маэстро к совершенно нетипичному для него формату. Однако сам режиссер преследовал вполне определенные задачи по «преодолению самого себя» и созданию принципиально нового и нестандартного контента. Студийные боссы «Парамаунта» тут же открестились от картины, и, не боясь заспойлерить весь труд Хичкока, называли ее не иначе как «история про сельского педика с ножом». Тогда маэстро поставил на кон не только свою репутацию, но и состояние, решив самостоятельно проинвестировать съемки. Ограничения в бюджете лишь усилили художественную целостность фильма, снятого в документальной манере с использованием минималистских приемов, апеллирующих к воображению зрителя. Выписав съемочную группу своего сериала, умеющую работать быстро и дешево, маэстро приступил к работе. Через тридцать шесть дней фильм был готов. Суммарные затраты на производство составили 806 947 $ и 55 центов… Выйдя на экраны, «Психо» стал самым кассовым черно-белым фильмом в мировой истории. Зрители стояли за билетами в километровых очередях. Спустя пару лет даже самые скептические критики вынуждены были признать, что картина изменила сам вектор развития кинематографа. Действительно, благодаря ей возникли целые жанры: слешер, джалло, чиллер. Она смела все цензурные запреты, и явила чистейший образец смертельного эротизма, впоследствии так никем (даже Хичкоком) и не превзойденный. Главное же достижение «Психо», на мой взгляд, заключается в том, что это первая попытка применения абсолютно нестандартной формы взаимодействия между фильмом и публикой, решительно новая ступень в развитии кино как вида человеческой коммуникации, расширившая сферу восприятия зрителей. В чем же именно новаторство? Композиция, идеология и техническая реализация в «Психо» достигают идеальной степени соответствия. Структура картины двухчастна. Первая половина представляет из себя полудокументальную детективную историю о любви и воровстве, вторая – символическое путешествие в область абсолютного хаоса. Начинается фильм с того, что Мэрион Крейн, ослепленная страстью, крадет у босса сорок тысяч долларов и поспешно покидает город. Ночь она решает провести в придорожном отеле, управляющим которого является крайне интеллигентный и внимательный юноша Норман Бэйтс. В первой части Хичкок применяет весь классический инструментарий идентификации зрителя с персонажем. Однако именно в тот момента, когда публика полностью сливается с раскаявшейся героиней, ее самым шокирующим образом (70 резких коротких плана в 45 секунд) убивают. Следом дается монтажная склейка: длинный наезд и крупный план черной (символ «черной дыры») воронки, в которой бесследно исчезает кровь, после чего сразу накладывается крупный план смотрящего на зрителя глаза мертвой героини при обратно-симметричном отъезде камеры. Аудитория оказывается в невозможном положении вуайеров, наблюдаемых…трупом. Начинается самое интересное. Режиссер выводит на пустую сцену Нормана, «уничтожающего» последствия кровавой резни. Зритель рефлекторно соотносит себя с героем и даже сочувствует этому приятному персонажу, аккуратно смывающему кровь с кафеля, заворачивающему в клеенку труп и потопляющему автомобиль. Вторая часть эмоционально и визуально приглушена. Однако нарративную статичность безуспешных поисков Мэрион взрывает гениальная сцена второго (совершенного в поместье, т.е. строго симметричного первому) убийства, в котором динамика съемки с движения опять соотносится с интерсубъективными планами, снятыми с точки зрения маньяка. Однако главное располагается в конце. Неоднократно смотря на мир глазами безумца, мы неожиданно видим сам его взгляд, устремленный на нас и…идентифицирующий себя с нами, будто чувствующий взаимное родство душ. Хичкок косвенно возвращает нам все наши раскрывшиеся деструктивные тенденции. Более того, взгляд «матери» в камеру является рефреном сцены с воронкой, следующей после убийства Мэрион. Таким образом, можно сказать, что взгляд засасывающей бездны, «смотрящей в нас» претерпел на протяжении фильма полную трансформацию – от объекта без субъективности (воронка) через объективного субъекта (труп Мэрион) к чистому субъекту без тела-объекта (Мать). В этом взгляде убийцы заключен шифр, который априори не может быть разгадан в здравом уме и рефлексивными средствами. Это нечто ужасающее, архаичное и необъятное, скрытое за обманчивой иллюзией повседневности и цивилизованного существования, которое не поддается никакому анализу и дрессировке. Характерный для фильма разрыв между поверхностно-обыденным и глубинно-ужасающим фиксируется на всех уровнях: техническом (идентификация зрителя попеременно с маньяком/жертвой), композиционном (история Мэрион/Нормана), визуальном (готический особняк Бэйтсов (с оппозицией подвала, где обитает «тело» матери и верхних этажей, пристанища ее «образа») / современная одноэтажная гостиница) и т.д. В более широком смысле его можно трактовать и в историческом аспекте, как дисгармонию между традиционной культурой и современностью. И, согласно интерпретаторам, Норман – это посредник между двумя крайностями, чья сущность была принесена в жертву расколу. Но на его месте может оказаться любой, ведь безумие всегда где-то рядом и обитает оно не в далеком Плейнфилде, а в центре самого нашего существования.

Marrrrrusia
Marrrrrusia25 марта 2016 в 10:51
Psycho: Фильм, который смотрелся лучше в 60-е

Начать стоит с того, что я не являюсь поклонницей Хичкока. При этом объективно я могу оценить его новаторский подход, уникальный стиль, отличную операторскую работу, след в истории, значение в кинематографе... Но субъективно я начинаю клевать носом ровно на 20-й минуте каждого его творения, просто магия какая-то. При том, что я совершенно уверена, что кипятком бы писала, глядя это фильм в кинозале в 60-х. Но посмотрела я его первый раз 56 спустя - более полувека! Да, да, это многое говорит о моем культурном развитии, никто не спорит, речь сейчас не об этом. А о том, что до этого пресловутую сцену в душе я видела столько раз в триллерах и пародиях, что оригинал не вызвал у меня ни малейшей реакции, кроме позевывания. Да дело даже не в том, что все gasp-моменты фильма сто раз проспойлерили уже. Но кино, как и любая индустрия, постоянно развивается, и уникальные находки Хичкока были не просто повторены х1000000 раз, а переиграны, переделаны и - чего уж там - переплюнуты, простите за высокий слог. Последний раз я, кажется, реально роняла челюсть в конце Usual Suspects. С тех пор было просмотрено столько фильмов с gasp-концовками, что трудно чем-то удивить. Вот и Психо это не удалось - при том, что я оцениваю все культурное значение этой работы. Актеры играли, как было принято в то время, очень театрально - опять же я такое не люблю. От этого давно ушла американская индустрия (я имею в виду нормальных ее представителей, конечно), так играют сейчас в современных российских фильмах - все действия тщательно проговариваются, брови изумленно поднимаются, глаза широко раскрываются и т.д. Женщины женственные, мужчины мужественные, все как положено. Понравился только великолепный Энтони Перкинс - актер уникального дара и редкой для того времени тонкой игры. Поскольку на нем все и держалось, это огромный плюс фильму *сказала она снисходительно про работу Хичкока*. И все же можно было бы смело убрать из хронометража добрых 20, а то и 30 минут. Насколько динамичнее, неожиданнее, увлекательнее смотрелся бы фильм! Ну очень много лишних слов - герои проговаривают каждое свое действие по несколько раз, потом нам очень долго показывают выполнение этого действия, потом герои обязательно обсуждают, как у них получилось с этим справиться... Да понимаю я, что это стиль такой, что специально показали, как героиня Джанет Ли много раз перепрятывает деньги - ее мучает страх и немного совесть + мы должны запомнить, где она их в итоге оставила, это будет важно для дальнейшего повествования - но я, привыкшая к динамике современных экшенов либо к тонкой загадочности триллеров, не нуждаюсь в разжевывании. Когда мне 15 минут показывают то, что я поняла за три, мне становится банально скучно. Ловила себя на мыслях в течение почти всего фильма 'ну и?', 'да поняли уже!', 'ну давай же!' Ну не поклонница я излишней театральщины, каюсь. Все мои зевания стоили отличной концовки. И не столько в неожиданности дело (как я уже написала выше, поразить пресыщенных всякими шьямаланами зрителей сейчас довольно сложно), сколько в шикарной игре Энтони Перкинса - удивительно тонкая для того времени подача образа, браво. Я не жалею, что посмотрела этот фильм, но больше для галочки - как главный фильм в творчестве легендарного режиссера - чем для удовольствия. Если я захочу немного пощекотать нервы, то для повторного просмотра выберу, например, Мистера Брукса или другой более-менее современный триллер. Возможно, это немногое говорит о моем кинообразовании, зато честно

James_K
James_K22 сентября 2015 в 19:49
-Все мы иногда бываем не в себе.

Психо, фильм, снятый Альфредом Хичкоком, стал культовым и по сей день является образцом фильма хоррор. Именно настоящего саспенса, где ужас наводит не то, что главная героиня бегает весь фильм от маньяка-убийцы с топором в руке и из человека фонтаном хлещет 20 литров крови, а то, что для создание должного эффекта Хичкок создал атмосферу напряжения, в которой главные роли играют прежде всего монтаж, игра актеров и совершенно потрясающий саундтрек, написанный Бернардом Херрманном, который для создания музыки к фильму 'Психо' использовал исключительно струнные инструменты. Нужно отдать должное знаменитому режиссеру за его смелость снять такой фильм-эксперимент. Несмотря на то, что в 1960 году техника уже позволяла снимать цветные фильмы, Хичкок снял его полностью черно-белым и не задействовал в съемках известных актеров, люди шли в кинотеатры ориентируясь лишь на имя режиссера, и не зря, зрители были в восторге от фильма, который и сейчас считают одним из лучших за всю историю кинематографа. —Мы все сходим с ума иногда. А вы не сходите? —Схожу. Порой хватает и одного раза… На первый взгляд в сюжете нет ничего необычного, девушка, украв большую сумму денег, уезжает из города, мечтая начать новую жизнь. Останавливается в скромном мотеле на ночевку из-за неблагоприятной погоды. Но затем следует совершенно неожиданный поворот сюжета, который происходит в знаменитой, много раз цитируемой сцены в душе, которая снята в стиле быстрого и дробного монтажа, изобретение которого приписывают именно Хичкоку, также в фильме присутствует его фирменный режиссерский почерк, это излюбленный прием появляться в камео, съемка с точки зрения персонажа, чтобы зритель видел происходящие события глазами самого героя, а также пристрастие снимать в главных ролях блондинок, в данном случае ими являются Джанет Ли и Вера Майлз, которые на отлично справились с своими ролями, Энтони Перкинс, в роли психопата-убийцы с раздвоением личности просто изумителен, а что касается Джона Гэвина, то он тоже вполне достойно справился с пусть незамысловатой ролью красавца-мужчины. -Я не покупаю счастье. Я откупаюсь от несчастья. В итоге мы имеем фильм, с оригинальным сюжетом и нетрадиционными решениями, в последствии ставшими широкоиспользуемыми другими режиссерами, фильм с минимальным количеством крови и орудий убийства, и максимумом саспенса. Безусловно бессмертный шедевр, великого режиссера Альфреда Хичкока.

Nina Syers
Nina Syers8 марта 2015 в 05:29
Открывая великого и ужасного Хичкока. «Психоз»

Это по-настоящему гениальный, завораживающий, захватывающий триллер и шедевр на все времена вне всяких сомнений. И Хичкок не зря зовется гением нагнетания страха. «Психоз» хоть и снят в 1960ом году, но будет актуален вечно. Его фильмы давят атмосферой, диалогами, упор делается на эмоциональную сферу зрителя, его психику, но никак не на примитивные инстинкты. Но, сначала небольшая предыстория. Уже очень долгое время я искала подобного рода фильм, способный напугать атмосферой, да, так, что ты буквально каждую эмоцию героя (героини) сумеешь испытать на себе. Верите или нет, но когда Норман заводит Мэрион в офис с чучелами, я даже представила их запах. Погружение полное. Это фильм представляет собой отдельный мир. В последний раз я настолько сильно прониклась специфичной аурой, магией линчевского «Малхолланд драйв». Здесь нет литров крови, кишок, расчлененки, изуродованных лиц. Здесь наводят жуть улыбки, взгляды, разговоры, крики, и даже вид ножа. В фильме потрясающий психологизм. Чудесно раскрыты страхи, фобии, тревоги, паранойи, и даже шизофрения. «Психоз» это леденящий душу фильм - страх. Депрессивный, тревожный, холодный, но при этом захватывающий, держащий до последней минуты в напряжении. Это по-настоящему проникновенное искусство. У всех у нас имеются в жизни поступки (скелеты в шкафу) в которых нам стыдно признаться даже самим себе. Мы их упорно скрываем под семью замками, а чувствуя, что кто-то может узнать, начинаем вести себя как зверьки, которые вот-вот попадут в ловушку. Ложь порождает за собой другую, жестокость ведет к новой, а преступление, остается преступлением как его не оправдывай. Есть ментальная, психологическая ловушка, а есть физическая ловушка в виде тюрьмы. Но, есть ловушки, в которые мы сами стремимся, и ощущаем себя в них комфортно как герой Нормана в своей. Героиня по имени Мэрион, подумав, что будет очень легко совершить с одной стороны аморальный, с другой, попадающий под категорию преступлений поступок, совершенно спонтанно решает начать новую жизнь. Она ворует деньги у босса, и едет к любимому парню. С этого момента, Мэрион начинает ощущать, как попадает в ментальную ловушку. У нее начинается некоторая паранойа на этом фоне, а ты сидишь как безумный, прекрасно понимая, что она ощущает. Определенно ее мучает страх, сопряженный с чувством неопределенности, и ощущением, что кто-то вот-вот вывернет наизнанку душу, вытрясет скелетов из шкафа, проникнув во все потаенные уголки, и она словно на краю пропасти. И ходит по лезвию ножа. И даже не знаешь, чего она боится больше: тюрьмы, или порицания и унижения? Мы все боимся за свою репутацию, испытать стыд перед обществом, которое будет показывать пальцами, мрачного будущего, в котором нам перестанут доверять. Вот это очень напугало. Очень напугали ее терзания, ощущения надвигающейся беды. Но, интуиция ее не обманула. Беда случилась. Но, она надвигалась не из «прошлой» жизни ( от которой Мэрион очень хотела убежать) а подстерегала в новой, к которой Мэрион стремилась. В момент, когда Мэрион осознала, что лучше несколько часов позора, или даже тюрьма, чем путь прямиком в болото, за нее сделали иной выбор. Это было страшно. Далее, этот безумный отель, стоящий на отшибе. Ты буквально каждый клеткой своего тела чувствуешь его ауру. Там холодно, сыро, одиноко, и можно сойти с ума. И Мэрион там оказалась совершенно случайно, и эта случайность привела ее к трагедии. Ты просто не веришь происходящему. Вот так просто, допустить ошибку, поступить спонтанно, бежать, но прийти к более страшному исходу. Герой Нормана это что-то с чем-то. Безумное, зловещее, полное противоречий. Сцена, где они общаются с Мэрион, нагнала немало жути. Удручает комната с чучелами птиц, и этот парень весьма странный, необычный, хоть и в принципе кажущийся безобидным. Детективная составляющая кино просто шик и блеск. Но, у Хичкока всегда так. Изящно, тонко, логично, и расследования держат в напряжении до последней минуты. Его фильмы это подлинные детективы, которые до последнего не отпускают. И даже если тебе известно имя убийцы, ты все равно захочешь узнать, чем же закончится дело, и главное как. В общем, совместив в своем кино такие жанры как ужасы, триллер, и детектив, Хичкок гениально проработал каждый из них, доведя свое произведение практически до совершенного состояния. Браво гению! Классика навсегда!

Фюльгья
Фюльгья24 августа 2012 в 21:13
Ужасы, говорите? Да детектив это!

На мой взгляд, нет тут ни ужасов, ни триллера, это скорее детектив. Хотя начало фильма совершенно не имеет отношения к его сути, все же наблюдать метания женщины, после десяти лет безупречной службы поддавшейся искушению и укравшей сорок тысяч долларов у своего начальника, довольно интересно. Спонтанное преступление. Вот только что ты и не думала ни о чем таком... и уже едешь куда глаза глядят с ворованными деньгами в сумочке, и шарахаешься от каждого полицейского. Потом начинается суть фильма. Мне очень понравилось, как сыгран Норман, и внешне он весьма привлекательный юноша. Жаль, что Перкинса подкосила эта роль, он был талантлив. Было видно, как Норману понравилась главная героиня, и я уже - к тому моменту совершенно забыв, что смотрю вроде как фильм ужасов, а не бытовую драму о спонтанном преступлении - надеялась на небольшой трепетный роман воровки и этого застенчивого красавчика... Но тут что-то мне напомнило, что расслабляться не стоит. То ли музыка, то ли чучела птиц и разговор о мамаше в маразме, которую ну нельзя же сдавать в дурдом, все-таки мать... И, к сожалению, скоро дало о себе знать то, что фильм старый, полезло все то, что к нашему времени уже стало штампами триллера. Как вы думаете, если прекрасная девушка моется в душе в одиночестве, что с ней случится? Даже те, кто ужасами не увлекаются, знают этот ответ. Также очень криво и театрально сняты сцены убийств. 'Классический' стиль махания ножом а-ля киношный маньяк, переусложненные танцы камеры, вызывающие не саспенс, а скуку - сразу вспоминаешь, что за камерой стоит оператор, который очень старается не показать убийцу и обнаженную натуру. Плюс небольшой ляп - уже как бы мертвая жертва слегка двигает глазами. Но потом действо вновь возвращается к детективу. Не то чтобы непонятно, кто убил, вариантов всего два, но хочется знать всю подоплеку дела и гадаешь, будут ли новые жертвы. При кульминации, наконец, всплывает тот самый кадр, благодаря которому к фильму хоть как-то можно приложить ярлык 'ужасы'. Хотя он совершенно не страшный. В конце несколько напрягает обстоятельный рассказ психиатра, объясняющий несложные вещи с очень умным видом. Зато финальный монолог довольно проникновенен. Становится даже жаль убийцу... хотя я считаю, что безумие не оправдывает такие тяжкие преступления. Но все же... как-то думаешь, что могло сложиться по-другому, будь кто-то в прошлом убийцы чуть добрее, или чуть внимательнее, или, наоборот, чуть строже. В целом, это ретро-детектив, с весьма приличной, а в случае Перкинса и хорошей игрой актеров, в какой-то мере наивный, но вполне смотрибельный.

boulevard
boulevard13 июня 2012 в 14:43
Знакомьтесь – это ‘suspense’.

Этот, можно сказать жанр, у меня ассоциируется с одним режиссером. Не у меня одной конечно. Но многие еще с несколькими личностями в кино его ставят в один ряд. У меня же, только с прекрасным – Alfred’ом Hitchcock’ом. Он, полностью перевернул и создал свой жанр. Свой стиль. Те, кто хотя бы один фильм смотрел его, сразу поймет, о каком ‘своем стиле’ я говорю. Я так же уверенна, что раз в жизни, каждый человек, слышал его имя, фамилию. Так как он заслужил, что бы его помнили. Все его фильмы наполнены, шикарным магнитом, которые полностью погружают в картину. На днях, я решила заняться, старым кино, и пересмотреть любимые мною фильмы. Так я добралась до Хичкока. Самое ужасно, что я видела, почти все его фильмы, но никогда не видела, как оказалось фильм ‘Психо’. Да, позор мне. Сама знаю. Этот фильм, показал в который раз мне, что старое кино – это шедевры нашего мира. Этот фильм доказал и показал, настоящее идеально кино. В этом кино, Вы, не найдете чудовища, или фантастики, или еще какой-либо иной мути. Возможно, у вас не будет чувство страха. Но, чувство интереса, завораживания и легко мандража обеспеченно. Для меня, огромный плюс в кино, это конечно цвет. Черно-белый. Это же просто чудо. Всегда показывается, так как есть. Тебе даже не надо придумывать краски для фильма. Всю красоту ты видишь через два оттенка, и это лучше чем даже цвета радуги. Хотя, я даже и не могу представить этот фильм в цвете. Он, просто должен всегда оставаться таким. (Если его возьмутся редактировать и создать ему цвет, я буду протестовать.) Музыка. Мне даже казалось, что она там всегда есть, даже когда были моменты, что нет, я слышала музыку…тоны, этого фильма. Композитор, постарался на славу. На самом деле, расхваливать фильм я не буду. Любителям кино, настоящего кино, просто надо смотреть, ну, кто еще не смотрел. Единственное, о чем можно тут говорить, так это, о том, как испортилось современное кино. Как позабыли и не используют чудесный стиль - ‘suspense’. О, то, что ужасы сейчас идут, хуже и представить нельзя. О том, что многие стали забывать старое кино, и не ценят искусство. Не учатся на нем. Просто проходит время, и люди забывают. Не хочется думать о фразе, которая гласит: время лечит. все проходит. все забудется. Потому, что такое, нельзя забывать. Не правильно. Да и не хочется. Я надеюсь, что люди все же не будут такое забывать.

Лемберг
Лемберг9 июня 2012 в 07:37
Не страшно. Не интересно.

«Психо» - вовсе не ужастик но немножко триллер. Я был полностью разбит этим кино, потому что начав его смотреть, я ожидал нечто невероятное, ведь о фильмах мне еще мало известного, легендарного режиссера Альфреда Хичкока, я слышал исключительно хвалебные рекомендации и читал безумные отзывы, в которых шла речь, что его фильмы шедевры, так ли это на самом деле, я решил и сам убедится. Я составил список всех его самых известных и популярных фильмов, но моим первенцем стала именно, которая имеет первое место в рейтинге лучших фильмов ужасов, я любитель этого жанра, вот и с большим удовольствием приступил к просмотру, где через пол часа очень пожалел. Не было ничего грандиозного и не было ничего замечательного и не повторного, разве что музыка запомнилась своим ужасом, ну а сам фильм чистое разочарования первого сорта. Альфред Хичкок для меня так и остался великим и неизвестным режиссером, я так думаю что все его награды и бесконечные номинации на лучшую режиссуру простыми людьми не давались, это были настоящие знатоки кино, понимающие в нем толк, да и в принципе нельзя осуждать человека, посмотрев только один его фильм, но честно говоря, у меня уже пропало желания, смотреть фильмы Хичкока, но я уверен, что следующие картины полностью изменят мое отношения к этому режиссеру, ну да Бог чтобы так было, а то я уже начинаю себя чувствовать какой то дешевкой, которой не нравится фильмы легендарного режиссера. Сюжет был очень скучный, вся общая картинка мне как бы понравилась, но все развивающие действия утомляли, так как они несли в себе много болтовни и стояния главных героев на том же месте, как для триллера, то было слишком все затянуто, не предсказуемо конечно и в этом плюс, но очень затянуто. Не в коем случаи не подумайте, что на мой отрицательный отзыв, повлияло черно-белая раскраска фильма - это совершенно не так, я люблю любое кино, мне было очень не интересно смотреть этот так называемый ужастик, а если при просмотре фильма, мне становится скучно, и всю эту скуку разгоняет муха залетевшая в мое окно и летающая по всей комнате - это значит что фильм полное говно, но при уважении к такому великому режиссеру, мне не поворачивается язык сказать что-то подобное, но все же я считаю, что фильм получился каким то барахольным. А я еще обрадовался, что на меня ждет еще три части продолжения, ни в коем случаи, что бы не случилось, не буду смотреть эти фильмы. Речь идет о девушке, которая спонтанно украла большие деньги в своего начальника. Сами понимаете, не каждый сможет устоять перед большой пачкой денег, а еще когда собираешься изменить свою жизнь, без денег ну никак не обойтись. Девушка уезжает из города и по дороге поселяется в одном мотеле, где собственно и разворачивается весь ужас, которого нет. Подводя итог скажу, а сказать в принципе ничего, кино ужасно не интересное. 3 из 10

freddi2
freddi214 августа 2012 в 22:12
Прыг-скок. Хич-кок.

Можно начать с того, что я вполне удостоверился в мастерстве Хичкока. Не буду особенно рассыпаться соловьем в дифирамбах, но дядькой Хичкок был матерым. То что я посмотрел фильм 1960 года в один присест - говорит о многом, господа! Не буду оперировать тут пошлостями вроде 'фильм с изумительной атмосферой' и прочей дребеденью, но то что постановка цельная, выверенная, мастерски снята - это точно! Фильму, по нынешним меркам, конечно же не хватает динамики, причем не сюжетной динамики, а операторской (проклятое клипмейкерство!). Все таки темп жизни нынче какой! Это, пожалуй, единственная сложность, которая возникает при просмотре. И еще одно слово, которое мне приходит на ум после просмотра этой ленты и которое, может быть, не совсем уместно - это слово 'стиль'. Да! Именно - стиль. Может я стал жертвой американской классики - одежды, причесок, автомобилей,- но смотрится все действительно очень стильно, несмотря на нешуточный жанр. Все действо, которое происходит перед нашими глазами, воспринимается серьезно. Мотивация у всех героев более чем убедительная. А в конце мы понимаем, что проблематика не шуточная и для современной психологии, а может- в особенности для современной психологии. В наш век информационного бума - раздвоение личности - более чем актуальная тема! Может не такая близкая для каждого в отдельности, но если брать глобальные масштабы...

Jay Jay
Jay Jay14 июля 2011 в 13:51
Мудрый гений.

Гениями называют тех, кто делает сложное — простым, а мудрыми тех, кто видит в простом — сложное. Таким образом мы смело можем назвать Альфреда Хичкока — мудрым гением! Психо (да и остальные фильмы Хичкока) — это такой жанр ужастиков, где вы не увидите хлещущих фонтанов крови, обезглавленных мертвецов или же прочих, вызывающих у многих людей отвращение вещей. Но это не значит, что вам не будет страшно. Этот режиссёр и без этих жутких кадров заставит вас дрожать от ужаса. Вероятно он знал, где у зрителя расположены струны страха и научился мастерски на них играть. В некоторые из своих фильмов он позволял себе добавить каплю юмора. Но некоторые из его кинокартин не позволят вам расслабиться ни на секунду и будут держать в напряжение каждую клеточку вашего тела. Но от просмотра и тех, и других, вы получите массу удовольствия! Психо относить ко второй группе фильмов, потому что даже самые на первый взгляд невинные моменты (как например езда в машине) превращаются для нас в самые страшные и ужасные. В этом и заключается талант непревзойдённого Альфреда Хичкока, которому мир ещё очень долго будет благодарен за его киношедевры. 10 из 10

SoLonelyGirl
SoLonelyGirl19 марта 2013 в 23:08
Лучший друг для парня — это его мать!

Пожалуй, это мое самое любимое творение Хичкока. И хоть я пришла к нему довольно поздно – уже успев посмотреть и «Головокружение», и «Поймать вора», и много всего другого у мастера саспенса, «Психо» мне безумно полюбилось. А откладывала просмотр я по одной простой причине – я боюсь триллеров и ужастиков и стараюсь их избегать в своей жизни. Вообще лучший совет, который хочется дать людям, собирающимся посмотреть «Психо» - не читайте рецензий, не читайте описаний фильма, не читайте абсолютно ничего! Именно незнание здесь дает максимальный эффект. Мы так привыкли, садясь смотреть какой-либо фильм, уже предварительно вкратце знать, о чем он, знать завязку. Но с «Психо» лучше поступить иначе, ибо каждая сказанная фраза может здесь оказаться спойлером… Пусть написанный на сайте синопсис будет достаточным для того, чтобы вас заинтересовать. Я не знала ничего об этом фильме – и это было здорово. Весь фильм держишься в невероятном напряжении, ибо твое воображение рисует такие сцены, что диву даешься. Но то, чего ты себе там нарисовал, либо не случается, либо случается позже, либо случается с точностью до наоборот. Хичкок в этом смысле гений – он знает, за что зацепить зрителя – за его же воображение. Черно-белая пленка подливает масла в огонь, усиливая атмосферу тревожности. Как говорил Хич, порой люди хотят потрепать себе нервишки хорошим триллером. И это уж точно. Я начинала смотреть «Психо» 3 раза за 3 дня. Но таки досмотрела и не пожалела абсолютно! Это гениальнейшее творение, несущее не только удовлетворение от нервного напряжения и в итоге раскрытия всех карт, но так же и смысл – почему и зачем всё это. У нас нет каких-то чудовищ, пришельцев, монстров, огромных тараканов с пауками и так далее.… Такое было бы слишком бездарно для Хичкока. Самое страшное чудовище здесь – человек. И порой что-то в человеческом прекрасном механизме дает существенные сбои... Энтони Перкинс – потрясающий актер. И хотя до «Психо» я видела с ним несколько фильмов, но именно с хичкоковского творения началось мое искреннее восхищение талантом Тони. В фильме он играет, кажется, даже кончиками пальцев и каждой мышцей лица. И, к сожалению, после «Психо» разноплановые роли для него прекратились, оставив его заложником образа Нормана Бейтса. Джанет Ли – видим мы ее в кадре недолго, но после просмотра ещё довольно продолжительное время у тебя перед глазами вырисовывается ее напряженное выражение лица. Не зря она получила награду за столь короткую роль, поскольку сыграла она ее превосходно. Именно игра Джанет настраивает зрителя на верный лад. Все ее опасения и тревоги выражались в одном только взгляде, который был направлен прямо в камеру - и от него становилось неуютно. Музыка в фильме также потрясающа. Даже спустя несколько месяцев после просмотра, если я слышу эту музыку – у меня дрожь по коже бежит. Не знаю, кем надо быть – гением или сумасшедшим, чтобы написать такое. Что чувствовал Херрманн в этот момент – уму не постижимо. Этот фильм вне времени, что ещё раз доказывает: Хичкок - гений. 10 из 10

Mehraj
Mehraj1 марта 2020 в 18:32
Озарение Билли Миллигана

Генетическая дактилоскопия была открыта в 1984 году и используется по сей день при проведении судебно-медицинской экспертизы. Создатели экранизации романа американского писателя-фантаста Роберта Блоха «Psycho» 1959 года не учли того факта, что ДНК людей индивидуальны. Чем больше участков генома анализируется при составлении ДНК-профиля, тем точнее идентификация личности. Проводив ДНК-дактилоскопию, достаточно скоро определили бы место убийства героини психологического триллера режиссера Альфреда Хичкока «Психо» и, следовательно, вышли бы на убийцу. Кинолента с продолжительностью час и сорок восемь минут со слоганом: «Фильм, который изменил кино навсегда», была поставлена в 1960 году и по сей день считается лучшей работой короля саспенса. Картина черно-белая, так как режиссер не желал превышать расходы на бюджет, который в итоге составил 806947 тысяч долларов, тогда как сборы в США превысили 40 млн. долларов. Ошеломительный успех, по моему мнению, картине принес, безусловно, сценарий, который написал Джозеф Стефано. Альфред Хичкок всегда умел находить интереснейшие темы для своих творений, данная работа не стала исключением. Украв 40 тыс. долларов, Мэрион Крэйн в лице обладательницы «Золотого Глобуса» за эту роль Джанет Ли, приезжает в мотель, где находит свою погибель от рук молодого управляющего Нормана Бейтса, которого очень убедительно сыграл американский актер Энтони Перкинс. Хочу отметить, что игра Энтони была до такой степени непринужденной и убедительной, что временами даже жуть брала. Если сравнивать его с животными, то идеальным кандидатом пришелся бы хамелеон. Когда его герой разговаривал с Мэрион, то был обходительным, вежливым и улыбчивым, но через считанные секунды менялся в лице, готовый растерзать барышню в мелкие кусочки. Выяснилось, что Норман страдает раздвоением личности. Надевая одежду давно умершей матери и нацепив женский парик, он безжалостно убивал людей холодным оружием, но уже будучи своей матерю, а не Норманом. Для записи звука ножа, проникающего в человеческую плоть, использовался звук, режущего дыню, ножа. В качестве же крови применялся шоколадный сироп. Частный сыщик Арбогаст вышел на его след, сам того непонимания. Он производил впечатление опытного детектива, однако не сумел правильно оценить ситуацию и пополнил коллекцию трупов маньяка. Когда зрителю сообщают, что излюбленным занятием молодого управляющего является таксидермия, то не сложно понять, что из себя составляет данный субъект, тем более, учитывая его отшельнический образ жизни. На его след выходит сестра Мэрион по имени Лайла, которую сыграла одна из полюбившихся Хичкоку актрис - Вера Майлз. Вместе с любовником погибшей, она останавливает деятельность преступника с двумя личностями. Необходимо заметить, что история маньяка подлинна. Настоящее имя американского серийного убийцы было Эдвард Гин. Он был родом из штата Висконсин. В сцене, где Мэрион едет за рулем, мы слышим закадровые голоса: голос ее шефа, оправдывающегося перед владельцем наличных, который грозиться найти ее и наказать; голоса полицейского и продавца машин, которые сочли женщину весьма беспечной и подозрительной. Мне показалось это превосходным решением сокращения времени на дополнительные сцены и, конечно же, лишних расходов. Декорация в виде мотеля сделана на совесть. Создателям она обошлась в 15 тыс. долларов. Были некоторые помарки, например, очень крупным планом глаз трупа в ванной. Во-первых, зрачок должен был быть расширенным, а во-вторых, он шевелился. Было нанесено женщине множество ножевых ранений, но крови было значительно меньше, чем полагалось быт. Сцена убийства в душе продолжается всего 45 секунд, но для её съёмок было использована около 70 разных планов камеры. Операторская работа, как всегда безукоризненна, однако в этой киноленте я не увидел «операторского шика», как, например, в «Головокружении» или в «Окне во двор». Музыкальная составляющая киноленты вызвала у меня двоякое ощущение. Композитор Бернард Херрманн написал всю музыку для струнных инструментов. С одной стороны, все гармонично, но с другой, в сценах с нападением маньяка, музыка прямо-таки режет слух. Эти душераздирающие звуки напоминали крики разъяренных, истошно кричащих женщин. Выдающемуся мастеру Альфреду Хичкоку в очередной раз удалось погрузить своего зрителя в атмосферу саспенса, и музыка Бернарда Херрманна сыграла важнейшую роль для достижения такой атмосферы. Он показал нам антигероя, человека, который лишен здраво мыслить, порой очень жестокого. Однако, кроме негативных чувств к его маньяку, я чувствую и жалость. Хичкок для меня, словно искусный литератор, который очень точно мог выражать свои мысли. Не каждый режиссер через свои фильмы может поговорить с людьми, донести до них то, что его гложет. Мастер триллеров был именно таковым. Послание в этой кинокартине такова: нет ничего в этом мире хуже одиночества. Нужно ценить окружающих людей, ни в коем случае не отстраняться от них, а наоборот подпускать их в свою жизнь, безусловно адекватных homo sapiens. Одиночество сводит людей с ума, толкает на безумные поступки. Ведь целыми днями, монологизируя с самим собой, в два счета можно утратить себя, превратиться в чудовище, как это случилось с Норманом Бейтсом, у которого со временем появилось диссоциативное расстройство идентичности. Узнав про Билли Миллигана 1955 года рождения уроженца Майами-Бич – самого известного человека с диагнозом «множественная личность», я был поражен и не мог поверить, чтобы в человеке уживались 24 личности. Он был осужден в ограблениях и изнасилованиях, но его защитники убедили судей, что преступления совершил не Билли, а альтернативные его личности. В результате он был оправдан и стал первым человеком, оправданным по причине диагноза «множественной личности», но на десять лет помещен в психиатрическую клинику. По истечении срока, т.е. в 1988 году он вышел и прожил до 2014 года. Его история не переставала подвергать меня в думы и только, посмотрев кинокартину Альфреда Хичкока «Психо», я кое-что понял. Конечно же я не могу с уверенностью утверждать, однако думаю, что после того, как Билли Миллиган посмотрел эту киноленту, ему снизошло озарение. Он понял, что, создав, множество личностей в своей голове, сможет избежать жестокой кары. Возможно ли, чтобы в голове одного человека уживались несколько личностей, я отвечу, что да, допускаю, но 24, да еще у каждой личности свое имя, характер, пол – это уже выше моего понимания, хотя быть может я и ошибаюсь. 10 из 10