Божья коровка, улети на небо: отзывы и рeцензии

Александр Попов
Александр Попов13 февраля 2016 в 11:47
Скромное обаяние пролетариата (часть1)

«Божия коровка, улети на небо» — прекрасный образец зрелого Лоуча, его фильмов о бедняках и пролетариях, которые лишены марксистского пафоса, но проникнуты уважением к достоинству человека и неподдельной гуманностью. Лучшие картины Лоуча: «Отбросы общества», «Град камней», «Меня зовут Джо» были сняты в это же время. Талант Лоуча страдает, когда он пытается реконструировать реалии прошлого, как в «Земле и свободе», тогда он действительно превращается в художника социалистического реализма, не самого худшего образца, но, тем не менее, и не самого лучшего. «Божия коровка…» по тематике и способу воплощения психологических противоречий личности, нокаутированной обществом, сближается с его ранней работой «Семейная жизнь», где психические расстройства героини увязывались с ее социальным окружением. Острие социальной критики в «Божией коровке…» направлено против социальных служб, забирающих детей, прямо от колыбели матери: стоит человеку раз проштрафится, и он — уже в маргиналах, в аутсайдерах, общество ему не доверяет, соответственно и человек становится все более эмоционально неуправляемым, испытывая унижения от общества. Но не так важно содержание, как деликатная документальная форма, в которую облечено повествование: атмосфера бедных пабов, дешево обставленных квартир, непрофессиональные исполнители, играющие на кокни лучше заправских мастеров психологического реализма. Лоуч обанкротил очень многие стилевые ухищрения современного кино своим безыскусным знанием жизни и человеческих характеров, напрочь лишив свои фильмы глянца и рафинированности. Его документальная, даже телевизионная манера напоминает фильмы братьев Дарденнов, его самых смелых и ярких последователей, которые, однако, всегда поднимают конфликт с социального на экзистенциальный уровень. Лоуч же — социолог, он может путем метких, лаконичных штрихов описать ситуацию в мире, показав, что из нее нет выхода кроме революции, ибо классовая борьба остра ка никогда, но его прирожденный гуманизм не позволяет ему вопить об этом на каждом углу, проникновенность человечной интонации, отсутствие публицистичной прямолинейности, способность проникнуть в тихие, мелкие радости простого человека, делает его подлинным поэтом «маленьких» людей. И пусть главная героиня «Божией коровки…» так истерит, что зритель уже всерьез сомневается в неправоте социальных служб, отнявших у не детей, в этом и заключается мастерство режиссера, который сумел показать объемность конфликта, объективно высветив достоинства и недостатки каждой из сторон. Все это очевидно, удивительно лишь то, что такая искренность возможна в эпоху постмодернистских игр, что такая простая, безыскусная человечность выглядит прямым упреком изощренному интеллектуализму Гринуэя, Линча и многих жрецов арт-хауса наших дней, забывших простого человека и его чаяния. Лоуч переживет свое время, это удивительно искренний режиссер, сохранивший верность идеологическим и эстетическим принципам своей молодости, и пусть в его лентах маловато тонкого юмора и иронии его соотечественника Майка Ли, Лоуч все равно останется флагманом кинематографического гуманизма на многие годы для как для простых зрителей, так и для синефилов, которые устали от извращенности постмодернистских игр и хотят просто гуманного кино.

Нежный_Демон
Нежный_Демон18 июня 2014 в 20:45

Остросоциальный Лоуч привычно рвет сердце зрителя. В этот раз — с особым пристрастием. И как ему это удается? Вариация на тему замкнутого круга и безысходности на этот раз сосредоточена на материнском инстинкте и борьбе с системой в лице социальных служб. Мэгги подвергалась насилию в семье с детства, но тогда некому было ее защитить, и соцработники не приходили домой, проверяя как поживают неблагополучные элементы. Девочка выросла, но теперь она и ее дети, пятеро о разных отцов, проходят круги ада повторно. Новые мужчины бьют Мэгги на глазах ее детей, да и вообще ведут себя слегка неадекватно. Героиня выводов не делает, окунаясь в непечатную субстанцию раз за разом. По-другому она не умеет, не знает как. Кажется, что в ее жизни не будет ничего хорошего, и она будет сосредоточена на борьбе за выживание, разрываясь между непостоянными заработками и попытками создать детям как можно лучшие условия жизни, но в итоге происходит трагедия, в результате который соцработники отбирают всех ее детей. Тем не менее, Мэгги вытягивает-таки счастливый билет в лице парагвайского беженца Хорхе. Он любит Мэгги, морально поддерживает ее в безуспешных попытках вернуть детей, работает, создает «тихую гавань», в которой возможно семейное счастье, а самое главное — терпит невыносимый, неуравновешенный характер Мэгги, который во-многом приводит героиню к усугублению ее положения. Казалось бы, выпал шанс, и им нужно воспользоваться. Но как, если с самого детства у Мэгги деформированные понятия нормы и блага. А заодно вагон комплексов, недоверие к людям, непонимание общепринятых принципов взаимодействия среди нормальных людей. Да, можно списать на тяжелое детство, деревянные игрушки, прибитые к полу. Но все же, человек — разумное существо, и в процессе накопления жизненного опыта надо учиться делать выводы. Ибо жизнь жестоко проучивает тех, кто наступивши на грабли однажды, продолжает с мазохистским упоением на них наступать в дальнейшем. Мэгги не стала исключением, внимание социальных служб к ее семье и новым детям от Хорхе особо пристальное, отбор потомства идет по накатанной, хотя теперь есть и дом, и хороший муж — те самые составляющие «островка благополучия». Но не изменилась сама Мэгги, и именно ее поведение формирует отрицательное отношение к ней сторонних людей. Но она видит причины в ком угодно, только не в себе. Вследствие великолепной игры актеров и «острой» темы, фильм вызывает бурю эмоций. Лично у меня это — желание поставить Хорхе памятник при жизни, а Мэгги — ударить по голове тяжелым предметом, который выбьет из нее дурь и склонность к истерикам. Однако здесь Лоуч оставляет нам конфетку, подсластить пилюлю. Фильм основан на реальных событиях, и в конце мы узнаем, чем все закончилось. Улыбка сквозь слезы, гнетущий осадок. Отличное кино. 9 из 10

Don Draper
Don Draper22 мая 2012 в 12:34
Благими делами устлана дорога в ад

В эмоциональном плане, это один из наиболее тяжелых фильмов Кена Лоуча. В нем социальная составляющая достигает своего апогея, начинаешь глубоко сопереживать главным героям картины, угнетаемым системой. Мэгги (Крисси Рок) — многодетная, одинокая мать. Каждый из ее пятерых детей от разных отцов. Каждый из пятерых отцов бросил Мэгги с детьми, некоторым еще удалось изрядно изгадить им жизнь, перед уходом. Безусловно, одинокой матери сложно справляться с детьми и, как это бывает в развитых странах, на помощь пришла социальная служба, которая не только со временем забрала всех детей под свою опеку, но и лишила Мэгги материнских прав. Мэгги знакомится в караоке-баре с парагвайским политическим беженцем Хорхе (Владимир Вега), которого она зовет Джорджем. У них завязывается романтическая связь и Хорхе влюбляется в свою новую знакомую. Мэгги сложно разделять любовный пыл Джорджа, ведь в это самое время идут заключительные судебные заседания и вот-вот будет ясно, останутся дети с ней, либо их заберут, а Мэгги лишат родительских прав. Как это бывает в правдивых историях из жизни, система побеждает. Мэгги, убитая горем, пребывает в глубокой депрессии и если бы не любовь и забота Джорджа, неизвестно куда привела ее извилистая и тернистая дорога жизни. Со временем, новоиспеченная пара находит новое жилье и начинает новую жизнь. Кажется, что в этой новой жизни все будет иначе, ведь теперь у Мэгги есть почти все составляющие для создания счастливой жизни. У них с Джорджем рождается прелестная девочка и кажется, вот он хэппи-энд. Но, как известно благими делами устлана дорога в ад. Социальная служба вновь тут как тут. Сердобольные сотрудники системы уверены, что и своего шестого ребенка Мэгги не сможет достоино воспитать, поэтому приходят и забирают дочь на якобы законных правах. Снова горе, депрессия и снова все по новому кругу… Фильм по своей сути очень тяжелый, но Кену Лоучу удается все ужасы социальной жизни низов британских неблагополучных кварталов, преподнести под пеленой некоторой веры в лучшее, хотя по сути, все становится все хуже и хуже. Оступившись раз, ты будешь падать при каждом следующем шаге и никакие социальные инстанции тебе не убедить в том, что на самом деле, все может быть иначе.

Den is
Den is16 октября 2011 в 00:10
Кино Лоуча

Кино Лоуча очень земное, очень реальное, жизненное. Кино Лоуча публицистично, проблемно. И это не какие-то абстрактные проблемы, нет. Это вполне конкретные существующие проблемы, которые Лоуч четко обозначивает, о которых он честно заявляет. Кино Лоуча — это настоящая журналистика в художественной форме. Кино Лоуча эмоциально. Ибо человечно. Лоуч искренне сочувствует (чувствует), сопереживает. Его сердце болит, а сознание не хочет мириться. «Божья коровка, улети на небо» — фильм социальный, фильм тяжелый, фильм искренний. Смотреть его спокойно невозможно. Душераздирающая картина обыденной реальности. Фильм, который кричит. Фильм, который испытывает боль. И хочется встать и протестовать. Хочется кричать: «Оставьте! оставьте их в покое!» Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки… Там твои детки кушают конфетки… Там твои детки… Твои детки… Детки…