Первые видеосалоны в перестроечной России и этот фильм. Сказать, что на десятилетнего ребенка такие фильмы производили яркое впечатление, это не сказать ничего. Кто-то смотрел боевики с не убиваемыми восточными актёрами. А я любил и люблю ужастики. Атмосфера таких фильмов заставляет чаще мечтать. Думать. Рассуждать мысленно. Я не очень люблю слешеры. В них нет той атмосферы. Просто мясная лавка в день нарубки. А вот коктейль из мистики, которая даёт фильму свою атмосферу загадочности, и драйва всех этих преследований, противостояний и тд — это будоражит. Конечно сейчас Фантазм я воспринял не как тогда в детстве. И тут скорее всего виной возросшее качество постановки и спецэффектов в современных ужастиках. Но вот атмосферы такой в новом кино нет. Это же 80-е! Люди наивнее и проще. Нет этого вездесущего сейчас цинизма. Мужчины спасают «принцесс» А принцессы не стесняются обнажится, не превратив при этом фильм в порно. И не стараются занять место мужчин. Правильное время. И меня к нему тянет. Конечно нужно делать поправку на совершенно маленький по современным меркам бюджет. И сейчас атака маленькими «зомбиками» смотрится как недорогая интерпретация с Youtube. Но всё равно фильм цепляет. Он необычный. Он идейный. Это как первое что-то, что сделано человеком ещё переполненного желанием создавать и переполненным идеями. Это не попытка заработать на очередном блокбастере. Это именно идея показать — «Вот посмотрите, что я придумал» И действительно. Некоторые идеи очень оригинальные. И фильм непредсказуемый. А это важно. Ты не знаешь, что от тебя прячет сценарий. Что там за той дверью… Может он их просто жрёт… Примитивно? Согласен. Нет, оказывается всё значительно интереснее и глубже. Да, фильм не раскрывает всего своего мира и не отвечает на вопросы «Зачем? Почему? Откуда?» И это немного разочаровывает, но в то же время оставляет возможность додумать всё самому. Единственное, чего я не понял, так это концовку. Конец фильмы как будто из разных версий. И эта «склейка» такая внезапная и резкая. Что вводит в состояние ступора. Как будто авторы под конец хотели подвезти к чему-то своему, к чему-то другому. А не к тому к чему их вёл сам фильм. Загадка. И не думайте, что история это просто выдумка. Это полученный сигнал. В данном случаи его принял режиссер фильма и изобразил его в своей истории так, как его увидел.
Без спойлеров *** Мизерный бюджет в 300 000 долларов, батя в продюсерах, режиссерский опыт на уровне плинтуса и такой офигенный фильм… Я думаю Дон изначально понимал, что на 300 тысячах долларов далеко не уедешь, даже если брать в расчет, что на дворе 1978 год. Были огромные проблемы с аппаратурой, локациями, но разве это помешало молодому режиссеру? Конечно нет. Сюжет вертится вокруг паренька, который в один прекрасный день увидел высокого человека-гробовщика. Будучи любопытным малым, он очень заинтересовался персоной гробовщика. Что происходило дальше, думаю можно описать фразой Теодена «Итак, началось». Зомби карлики, сферы убийцы, какие-то параллельные измерения, твисты, прямо праздник. Хочется сказать, что кино невероятно атмосферное. Путем саундтрека (кстати, отдельный респект Фреду за это), локаций, зловещего тумана, невероятного Ангуса Скримма напряжение так и сочится через экран. Единственное, нужно просматривать данный фильм ночью, иначе атмосфера может теряться, кино всё таки старое. Да, минусы есть, проверку временем этот фильм прошел не до конца, всё таки бюджет 300к, кое где действия героев выглядят нелогично и клишировано, но если в ужастике года 2019 попытки героев пойти в адское место вызывают смех, желание пробить себе рукой лицо, выключить его, то тогда это было нормой и не таким заезженным. Ну и не стоит забывать, что это еще ребёнок. Игра актеров тоже не очень. Тащит только Ангус, но он как будто родился для этой роли. Мрачный, безэмоциональный, криповый я бы сказал, самое то для малобюджетного фильма ужасов. Остальные актеры профессионализмом не отличаются, но ругать их и не хочется, так как вырвиглазной игры нет ни у кого. Всех жалко, за всех переживаешь. Вообщем за 300к долларов Дон Коскарелли сделал настоящий шедевр малобюджетного хоррора, невероятно атмосферный, тревожный фильм, с довольно необычным злодеем, хорошо (для своих денег) снятый. Не придраться ни к чему. Я оценил этот фильм больше, чем мой друг. Смело рекомендую к просмотру. Любителям ужасов (если еще не посмотрели) обязательно к просмотру. 8 из 10
Однажды Майкл посмотрел в свой бинокль и увидел человека, высокого человека… Фантазм Молодое поколение, которое сейчас растет на различных «Астралах», «Заклятиях», «Паранормальных явлениях» и т. д., не смогут прочувствовать весь кайф «Фантазма», но вы ведь у меня бунтари. Вы ведь знаете, что перед нами великая классика. Один из самых необычных фильмов ужасов. «Фантазм» поражает уже на первых минутах. Чертовски атмосферно. Нужно отдать должное композитору Фреду Майроу (частенько сотрудничал с Коскарелли). Дядька проделал колоссальную работу и сделал прекрасное музыкальное оформление. Тревожная музыка Фреда — превращает «Фантазм» в жуткую фантасмагорию. Самое важное — низкий поклон отцу Коскарелли. Да-да, именно отец являлся спонсором, т. е. дал денег на съемки фильма. Отец верил в сына, поддерживал, это же великолепно, повезло Коскарелли с батей. В итоге — Дон стал культовым постановщиком, а франшиза «Фантазм» навсегда вошла в историю хоррора. Первая часть появилась в 1979 году. На момент съемок, внимание, Дону Коскарелли было всего 23 года! Держите эту информацию в голове, когда включите «Фантазм». Он лично накатал сценарий. Плюс, отвечал за монтаж и операторскую работу. Одним словом — вундеркинд. Конечно, если рассматривать ленту под лупой, то можно придраться. Внешне «Фантазм» все-таки устарел, да и в сценарном плане присутствуют непонятки (один из героев полез именно ночью в похоронное бюро, хотя могли бы сходить все вместе днем). Только я не буду этого делать. Почему? Элементарно! Двадцатитрехлетний пацан снял безумно интересный хоррор. Здесь вообще ведь целая вселенная! Дон создал мир. Это очень круто. В «Фантазме» хорошие актеры. Особенно выделяется Ангус Скримм. Его Высокий Человек, а-хи-хи, с легендарной фразой — «Бо-о-о-ой!», заставляет понервничать. Плюс, присутствует небольшая обнаженка и даже погоня на машинах с пальбой. Проскакивают волнительные нотки, переживаешь за героев. Изумительный хоррор! Сиквелы сиквелами, другой разговор. Но, первую часть, ребят, стыдно не знать. Многогранное тире авторское кино. Коскарелли — сила. Рекомендую! 8,5 из 10
Год 1978. Фантазм - Кольт заставляет человека упасть, и он так и остается лежать. И вновь передо мной франшиза. Может по популярности она и не сравниться с мастодонтами хорроров, однако определенную любовь в рядах любителей ужасов снискала. Сейчас пойдет речь о фильме «Фантазм». На момент 2018-го года вышло уже целых пять частей. Что примечательно, почти все заглавные герои (и актеры, исполняющие их роли) сохранились на протяжении всей пенталогии. А эта серия фильмов существует аж с 1978 года, последняя серия которой вышла в 2016. Итак, разберем первый фильм. В маленьком городке происходит череда загадочных убийств. Тринадцатилетний Майк, после одних из похорон, случайно становится свидетелем странного происшествия, когда высокий могильщик увозит гроб с покойником с кладбища. Начав расследовать это дело, Майк понимает, что все ниточки ведут в похоронное бюро. Я ознакомился со всеми пятью фильмами серии, и могу с уверенностью сказать, что это лучший из всех. Не потому что первый и самый страшный. А потому, что здесь еще есть небольшое зерно логики и смысла. Остальные же части сериала (почему-то хочется назвать его именно сериалом) постепенно утрачивают их, все больше скатываясь в откровенный бред. В оригинале же еще можно зацепить толику здравого смысла, хотя это произойдет лишь при очень внимательном просмотре. Сюжет раскачивается очень быстро. Уже на первых минутах нас знакомят с главными героями и начинают разгонять сюжет. Постепенно в повествование вплетаются все новые подробности и происходят первые «кувырки» сюжетной линии. Также присутствуют и небольшие второстепенные сюжетки. Но на них лучше не обращать особого внимания, т. к. они стараются увести зрителей от главной мысли фильма и запутать, дабы заранее не предугадывалась развязка. А финал действительно стоящий. Хотя немного и абсурдный. Атмосфера тоже выдержана в стиле лучших ужастиков 70-х — 80-х. Ну тут надо отдать должное режиссеру. Несмотря на относительно скромный бюджет (по тем временам), Дон Коскарелли не стал экономить на локациях, да и визуале фильма. А локаций тут представлено немало, и все они выполнены в разных тонах. В целом это образует очень интересный визуальный ряд. Постоянно меняющаяся картинка, с солнечного дня в тихом городке, до ночного кладбища, укутанного туманом и мрачного похоронного агентства- все это грамотно сбалансировано, и создает реально пугающую, неповторимую атмосферу. Актеры. Как я уже говорил, некоторые из них протащили «Фантазм» на протяжении почти сорока лет. Как ни странно, но для многих этот долгоиграющий проект стал практически единственным в их фильмографии. Стоит отметить А. Майкла Болдуина, Билла Торнбери и Рэджи Бэннистера — неизменно исполняющие свои роли. Этот фильм стал первым из них. Ну и куда уж без главного антагониста Ангуса Скримма. Уже не отделим от роли высокого верзилы, а его знаменитое «Boooy» вызывает мурашки и по сей день. 6 из 10
Год 1978. Фантазм - Кольт заставляет человека упасть, и он так и остается лежать. И вновь передо мной франшиза. Может по популярности она и не сравниться с мастодонтами хорроров, однако определенную любовь в рядах любителей ужасов снискала. Сейчас пойдет речь о фильме «Фантазм». На момент 2018-го года вышло уже целых пять частей. Что примечательно, почти все заглавные герои (и актеры, исполняющие их роли) сохранились на протяжении всей пенталогии. А эта серия фильмов существует аж с 1978 года, последняя серия которой вышла в 2016. Итак, разберем первый фильм. В маленьком городке происходит череда загадочных убийств. Тринадцатилетний Майк, после одних из похорон, случайно становится свидетелем странного происшествия, когда высокий могильщик увозит гроб с покойником с кладбища. Начав расследовать это дело, Майк понимает, что все ниточки ведут в похоронное бюро. Я ознакомился со всеми пятью фильмами серии, и могу с уверенностью сказать, что это лучший из всех. Не потому что первый и самый страшный. А потому, что здесь еще есть небольшое зерно логики и смысла. Остальные же части сериала (почему-то хочется назвать его именно сериалом) постепенно утрачивают их, все больше скатываясь в откровенный бред. В оригинале же еще можно зацепить толику здравого смысла, хотя это произойдет лишь при очень внимательном просмотре. Сюжет раскачивается очень быстро. Уже на первых минутах нас знакомят с главными героями и начинают разгонять сюжет. Постепенно в повествование вплетаются все новые подробности и происходят первые «кувырки» сюжетной линии. Также присутствуют и небольшие второстепенные сюжетки. Но на них лучше не обращать особого внимания, т. к. они стараются увести зрителей от главной мысли фильма и запутать, дабы заранее не предугадывалась развязка. А финал действительно стоящий. Хотя немного и абсурдный. Атмосфера тоже выдержана в стиле лучших ужастиков 70-х — 80-х. Ну тут надо отдать должное режиссеру. Несмотря на относительно скромный бюджет (по тем временам), Дон Коскарелли не стал экономить на локациях, да и визуале фильма. А локаций тут представлено немало, и все они выполнены в разных тонах. В целом это образует очень интересный визуальный ряд. Постоянно меняющаяся картинка, с солнечного дня в тихом городке, до ночного кладбища, укутанного туманом и мрачного похоронного агентства- все это грамотно сбалансировано, и создает реально пугающую, неповторимую атмосферу. Актеры. Как я уже говорил, некоторые из них протащили «Фантазм» на протяжении почти сорока лет. Как ни странно, но для многих этот долгоиграющий проект стал практически единственным в их фильмографии. Стоит отметить А. Майкла Болдуина, Билла Торнбери и Рэджи Бэннистера — неизменно исполняющие свои роли. Этот фильм стал первым из них. Ну и куда уж без главного антагониста Ангуса Скримма. Уже не отделим от роли высокого верзилы, а его знаменитое «Boooy» вызывает мурашки и по сей день. 6 из 10
Год 1978. Фантазм. - Кольт заставляет человека упасть, и он так и остается лежать. И вновь передо мной франшиза. Может по популярности она и не сравниться с мастодонтами хорроров, однако определенную любовь в рядах любителей ужасов снискала. Сейчас пойдет речь о фильме «Фантазм». На момент 2018-го года вышло уже целых пять частей. Что примечательно, почти все заглавные герои (и актеры, исполняющие их роли) сохранились на протяжении всей пенталогии. А эта серия фильмов существует аж с 1978 года, последняя серия которой вышла в 2016. Итак, разберем первый фильм. В маленьком городке происходит череда загадочных убийств. Тринадцатилетний Майк, после одних из похорон, случайно становится свидетелем странного происшествия, когда высокий могильщик увозит гроб с покойником с кладбища. Начав расследовать это дело, Майк понимает, что все ниточки ведут в похоронное бюро. Я ознакомился со всеми пятью фильмами серии, и могу с уверенностью сказать, что это лучший из всех. Не потому что первый и самый страшный. А потому, что здесь еще есть небольшое зерно логики и смысла. Остальные же части сериала (почему-то хочется назвать его именно сериалом) постепенно утрачивают их, все больше скатываясь в откровенный бред. В оригинале же еще можно зацепить толику здравого смысла, хотя это произойдет лишь при очень внимательном просмотре. История раскачивается очень быстро. Уже на первых минутах нас знакомят с главными героями и начинают разгонять сюжет. Постепенно в повествование вплетаются все новые подробности и происходят первые «кувырки» сюжетной линии. Также присутствуют и небольшие второстепенные сюжетки. Но на них лучше не обращать особого внимания, т. к. они стараются увести зрителей от главной мысли фильма и запутать, дабы заранее не предугадывалась развязка. А финал действительно стоящий. Хотя немного и абсурдный. Атмосфера тоже выдержана в стиле лучших ужастиков 70-х — 80-х. Ну тут надо отдать должное режиссеру. Несмотря на относительно скромный бюджет (по тем временам), Дон Коскарелли не стал экономить на локациях, да и визуале фильма. А локаций тут представлено немало, и все они выполнены в разных тонах. В целом это образует очень интересный визуальный ряд. Постоянно меняющаяся картинка, с солнечного дня в тихом городке, до ночного кладбища, укутанного туманом и мрачного похоронного агентства- все это грамотно сбалансировано, и создает реально пугающую, неповторимую атмосферу. Актеры. Как я уже говорил, некоторые из них протащили «Фантазм» на протяжении почти сорока лет. Как ни странно, но для многих этот долгоиграющий проект стал практически единственным в их фильмографии. Стоит отметить А. Майкла Болдуина, Билла Торнбери и Рэджи Бэннистера — неизменно исполняющие свои роли. Этот фильм стал первым из них. Ну и куда уж без главного антагониста Ангуса Скримма. Уже не отделим от роли высокого верзилы, а его знаменитое «Boooy» вызывает мурашки и по сей день. 6 из 10
Я проваливаюсь в сон, как кэрролловская Алиса в кроличью нору. Однако, там меня поджидают далеко не вычурные атрибуты «страны чудес». Падая в колодец, ощущаю, как черные глубины цепенящих кошмаров все ближе подбираются ко мне. Хотя подсознание, охваченное незримой волной страхов, овеяно подростковыми фантазиями. Может, поэтому слух не пронзает долгий вой, проносящийся в темноте над заброшенными погостами окраин, а сквозь пелену ночного тумана вырисовывается силуэт прекрасной блондинки с обнаженной грудью и полуоткрытыми от возбуждения губами. Но и здесь приготовлен сюрприз: сновидение разрывается и вместо «горячей штучки» появляется высокий человек с синдромом Марфана — как у Линкольна и Рахманинова. Его взгляд прожигает насквозь, заставляя трепетать от страха — похлеще, чем от видения зловещих зомби, в провалах раззявленных ртов которых торчали почерневшие зубы, крошащие ошметки окровавленной плоти… В истории хоррора «Фантазм» занимает почетное место, но стоит несколько особняком от других киносериалов ужасов. Мало кому придет в голову сравнивать его с «Кошмаром на улице Вязов» и «Пятницей,13-е» или тем же «Хэллоуином». На самом деле, внятно объяснить секрет успеха пенталогии у поклонников жанра вряд ли сможет даже его бессменный сценарист и режиссер Дон Коскарелли: каким-то непостижимым образом он разгадал природу того чувства, которым сопровождаются жуткие сны, заставляющие вскакивать в холодном поту. Смешав два самых сильных ингредиента в первой части франшизы — страх и влечение — он, сам того не осознавая, вывел новую формулу, а точнее — новое направление, которое только-только раскручивал Стивен Кинг. Сюжет разворачивается на фоне надгробных плит и навевающих мрачные мысли гробов. Впрочем, мрачные мысли преследуют далеко не всех: как уже упоминалось, кино стартует с весьма пикантной сцены, где влекущая к себе леди в голубом, оседлав молодого паренька, дышащего тестостероном, страстненько прижимается к его телу. Ее крепкие холеные ноги вдавливают «счастливца» в землю, и парень, распахнув рубаху на густо покрытой растительностью груди, постанывает от удовольствия. Возможно, это начало эротического фильма, но только не у Коскарелли. Любовные утехи на холодной кладбищенской земле дорого стоили жеребцу с модными, как у «Песняров», усами и пижонскими бакенбардами. По традиционным киномеркам, «Фантазм» нелогичен, плохо сыгран и неумело снят, но при этом цепляет не на шутку и абсолютно органичен — это разгул неконтролируемой фантазии и гимн ночным кошмарам. Такие картины не нуждаются в большом бюджете (у Коскарелли его и не было), все с успехом достраивает воображение. Зритель, рассыпав по полу кинотеатров попкорн и пролив пивасик на брюки-клеш, поначалу не принял всерьез дешевую страшилку. Зато у фильма открылось второе дыхание в вечернем свете гостиных семейных особняков и американских квартир. Да и не только американских. Видеомагнитофоны вновь и вновь прокручивали ленту кассет, заезженных до дыр. В принципе, здесь нет ничего необычного. В домашнем кресле приятней и увлекательней следить за событиями: легче расслабиться, а значит — поддаться страху. Главный герой — обычный парнишка, гоняющий по провинциальным улицам на мотоцикле, подозревает неладное. По сути, история его взросления проходит у нас на глазах. Только вместо драк с ровесниками и робкими ухлестываниями за девчонками в коротких платьицах, паренек разгадывает тайну странного исчезновения членов своей семьи. Этот хоррор не фильм ужасов в привычном понимании слова. Мистика и фантастика идут рука об руку: телепорт, позволяющий путешествовать между мирами, сменяется заклинаниями старой провидицы. Как ни странно, топорный монтаж и неуверенная игра актеров пошли фильму на пользу. Смонтированная абы как кинолента с обескураживающими сюжетными поворотами огорошивает вопросами, на которые не так-то легко найти ответы, тем самым невольно принуждая зрителя ломать голову над ребусом. И здесь важнее всего вопросы не в связке «Что будет дальше?» и «Где грань между сном и реальностью?», и даже не примитивный «Боишься ли ты темноты?» Скорее, «Ощущаешь ли ты подкожно те чувства, которые испытывают герои?» Складывается впечатление, что Коскарелли неким заклинанием вызвал на свет порождения страшных снов и эманации его подростковых кошмаров отозвались на призыв. Ведь не трудно догадаться, что режиссер воплотил на экране многое из того, что пугало его неокрепший ум в юном возрасте. Похищение кадавров дьявольским верзилой вкупе с таинственной летающей сферой, высасывающей мозги у тех людей, которые еще минуту назад жили полнокровной жизнью, а теперь их остекленевшие глаза, выпученные в пароксизме боли, вперились в потолок,- такой расклад может напугать до жути. Карлики в черных капюшонах, преследующие подростка. Кустистые брови, узловатые пальцы, длинная сутулая фигура, зловещий оскал — образ злодея действует на психику безотказно: оглушающей, парализующей волной на зрителя наваливается слепой панический ужас. Это и есть начала хоррор-культа, созданного деталями. Именно деталями. … Я выныриваю из жуткого сна, как из океанской пучины, чуть не поглотившей меня в свои воды, до сих пор не разобрав — сон это был или явь? Дыхание мое прерывисто: я еще ощущаю на шее мерзкое прикосновение холодных костлявых пальцев. Перед глазами встают изображения просверленных черепов и вытекающей оттуда желтой как горчица жидкости. На стене висит огромное зеркало, и вдруг — я вижу в нем отражение Верзилы. Я оборачиваюсь и в упор смотрю на него, замерев от страха. Я загнан, я в капкане. Или это просто болезненный бред?
Недавно столкнулась с колоритным фильмом под названием «Фантазм». Мне посоветовали ленту и все таки решила уделить ей внимание. Что с этого получилось, читайте дальше. Первое что хочется отметить так это колорит фильма. Америка 70-х, прически и одежда явно пропитали дух ленты. Двое братьев сталкиваются с неким Верзилой который несет разрушение и смерть. Но на самом деле мне стало несколько обидно за главного антагониста. Сидел себе в доме со своими гномами, никого особо не трогал, а тут пришел маленький мальчик и накостылял карликам и Верзиле. Вот так вот, никакого уединения!Если быть серьезным, сюжет не особо поражает, некоторые сцены явно нелогичные и несуразные. Поражает своей смелостью младший брат которого явно можно назвать сорвиголовой. Ночные прогулки по кладбищу, борьба с нечистью и вождение авто в экстремальных условиях ставит парня на уровень супергероев. Всем бы такое отсутствие чувства самосохранения. Старший брат не оставил никакого впечатления, да, он был, к концу фильма о нем вообще забыли. Особого внимания стоит злодей, он вышел оочень колоритным и зловещим. И… вы знаете что?Уж очень сильно он напоминает мне злодея из «Твин Пикс». Да и вообще некоторые сцены явно похожи, по крайней мере так сложилось мое впечатление во время просмотра фильма. За неимением компьютерной анимации, атмосфера даст фору современным триллерам. Наивные спецэффекты умиляют и сразу ясно какого года фильм. К сожалению, я нашла больше минусов чем плюсов, надеюсь, продолжение будет лучше нежели первая часть. 6 из 10
Начну издалека. Во времена моего детства мне довелось посмотреть (на тот ещё момент) трилогию «Фантазм». И знаете что? Тогда он сотрясал меня до глубины души. Я лежал на кровати и вжимался под одеяло в приступе страха. Волновали ли меня тогда сюжетные перипетии? Волновала ли меня мотивация персонажей и их раскрытие? Конечно же нет. И вот недавно я решил перед Хэллоуином посмотреть что-нибудь подстать празднику. Ожидал я по-настоящему страшный и атмосферный фильм. А что в итоге? Уйма немотивированных поступков, секс на кладбище (у них там, что, других мест нет?) и конечно же сюжетные повороты, которым позавидовал бы любой человек, ни разу не смотревший абсолютно ничего в своей жизни! Ещё там есть слишком быстрые сцены. Они не дают атмосфере этого фильма раскрыться должным образом. Ведь «Вот мы грустим о чём-то или думаем, а теперь уже играем на гитаре» сильно сбивает с толку. Из хороших сторон можно отметить саундтрек, а точнее, главную тему фильма. Она ещё тогда, в детстве, въелась мне глубоко в память, как и Гробовщик, который запомнится вам надолго, уж поверьте мне! Что же мы имеем в итоге? Если вы вдруг захотели простого и незамысловатого ужаса из 80, то вам следует посмотреть «Фантазм». В противном же случае, можете даже не начинать смотреть его. Лучше заново пересмотрите какой-то из любимых вам фильмов. 4 из 10
Думаете это история про маленького мальчика, который находит в небольшом городке на кладбище врата в мир тьмы? На мой взгляд тут все совсем не так очевидно. Очевидно, что все действие фильма происходит в некоем континууме, схожем с Красной комнатой из линчевского «Твин Пикса». Главный герой — маленький мальчик Майк пытается понять тайну кладбища, которая его манит и затягивает. Тут ему повстречается Высокий Человек с которым вскоре наладится такое жесткое противостояние, что эстетское малобюджетное кино превратится в самодостаточную франшизу. Но так ли все просто? Можно предполагать, что фильм о смерти, которую символизирует Высокий Человек. Смерть забирает поочередно всех членов семьи Майкла и он не знает, что поделать с этим. Вместо того, чтобы принять жестокую реальность он бежит в дебри своего подсознания и придумывает фантастический мир, наполненный всякими злобными карликами, оживающими трупами и шарами, автоматически уничтожающими любую живую субстанцию. Если верить Дону Коскарелли, то он снимал именно про это. Но в то же время, нельзя исключать и прямолинейную трактовку. Реальный мир маленького городка настолько причудливо и правдоподобно превращается арену столкновения сил Добра и Зла, привлекая к себе множество поклонников. Однако, на мой взгляд, все происходящее оказывается гораздо глубже. В фильме мы сталкиваемся с тремя главными героями — мальчиком, его братом и Высоким Человеком. Вся динамика фильма зависит от их противостояния. Обратите внимание, что по-большему счету нам известна история лишь одного из них — маленького мальчика Майкла, переживающего смерть своих родителей. Так вот, если взглянуть на все это с позиции классического психоанализа, то мы встречаем мощное противоборство различных элементов человеческой личности. Очевидно, что переживающий страх и иные яркие эмоции ребенок — это Ид. Рассудительному брату, всегда выручающему и ведущему себя соответственно любым обстоятельствам отводится позиция Эго. А вот Высокий Человек — это Супер-Эго. В таких вводных получается, что весь конфликт между героями обусловлен подавлением Супер-Эго бессознательной части нашей психики. Финальная оговорка о том, что часть фильма представляла собой сон лишь поддерживает этот вывод. Однако, как бы мы не относились к этому фильму, какую бы трактовку не выбрали, безусловно одно — фильм получился очень изысканным. Коскарелли не перегружает ленту диалогами, недосказанность ей только на пользу. Работа оператора и монтажера оказывается также едва ли не хрестоматийна. Каждый кадр и каждый план погружает нас в атмосферу безумия. Я могу только перечислять успешные находки: желтая кровь, Энгус Скримм, слепая бабушка и ящик в которую просовывается рука (прямо как испытание Пола Этрийдеса из «Дюны»), злобные карлики, смешение сна и реальности, замещение персонажей брата и его друга, резкий финал, сцены в помещении на кладбище с открыванием гробов, и наконец, превосходный саундтрек. Все вместе это делает ленту одним из самых заметных явлений в кинематографе 1979 года (кстати, едва ли не одним из лучших фильмов того года). И я думаю, что в числе фанатов этого фильма не только обычные зрители. Очевидно, что «Инферно» Дарио Ардженто и «Дом на краю кладбища» Лючио Фульчи сняты не без влияния Дона Коскарелли. Скорее всего, пересматривал «Фантазм» и Дэвид Линч перед тем, как снимать свое «Шоссе в никуда». Да и «Кошмары на улице Вязов» есть не что иное, как вольная вариация на тему. Правда куда более легкая. А он ведь крут. Вглядитесь в жизнерадостный взгляд Дона Коскарелли. Это глаза уверенного в себе человека, который смог подчинить себе свою судьбу и стать значительным кинодеятелем не привлекая для этого мало-мальски значительных финансовых средств для этого. Мне кажется, что не похож он на заурядного мастерового, штампующего однотипные жанровые подделки. При всей своей очевидной браваде, это человек глубокий и многогранный. 10 из 10
Ring around the rosie Pocket full of posies Ashes, Ashes We all fall down Люди боятся. И им это очень нравится. Остатки старых инстинктов заставляют держать разум и тело в тонусе и быть готовым к опасности, даже такой мнимой и невозможной, как налоговая инспекция в шкафу. В детстве, когда мне было запрещено смотреть ужастики (а я честно выполнял наставления родителей), я придумывал себе страхи сам. Жуткие рисунки, обрывки незаконченных рассказов, узоры на шторах и отражения от выключенного телевизора. В детстве, перед сном, мне надо было выключать свет в другом конце длинной комнаты. Это было целое приключение. Я щёлкал по выключателю, погружался во тьму и бежал до кровати, спотыкался и ломал ноги о разбросанные игрушки, выбивал плечи об шкафы, бился и резал голову об люстру, и в финале прыгал на кровать, как Sаутин в бассейн, переламывая оставшиеся кости. Довольный, я заворачивался в одеяло и представлял, как по моей комнате ходит нечто и никак не может меня найти. Вся живость образов заключалась в том, что я никогда чётко не знал, чего я боюсь. Ни лиц, ни очертаний — я мог выразить лишь других существ, которые генерировал тот самый первичный. Это было … Что-то. Этого Чего-то я боялся до смерти. И именно это помогло мне вырасти. Ring around the rosie What do you suppose we Can do to fight the darkness In which we drown? Я не помню, как встречался с ним, не помню, что он мог. Разорвать? Утащить во тьму? Съесть? По прошествии времени мне начало казаться, что он просто смотреL. Возможно, я был единственной его жертвой. Так или иначе, я знаю, что он был где-то там. Мой страх. И Eго силу не разжигали никакие ужастики, подслушанные на переменах от одноклассников. Я был представлен сам себе. В ужастиках я всегда ценил больше всего неизвестность. Когда до конца не ясно, чего именно нужно бояться. Это всегда были самые гнетущие и впечатляющие фильмы, там никогда не была важна ни графика, Nи актёрская игра — важен был лишь месседж. Dаже так: чем менее хорош визуал картины, тем более грандиозные образы могло выстроить воображение при грамотном настрое. У меня простая жизнь, я не незнаком с кладбищами. Как большинство. Я посещал их не раз. И это не мешает мне не обращать внимания на разъезжающих по зарытым могилам подростков, которые валятся на ровном месте из-за оскорбившихся в лучших чувствах телекинетиков. Я осознаю, что такое кладбище, и это не мешает мне долго и с чувством шагать по пустым мраморным коридорам похоронного дома, ведь я — взрослый, я не боюсь всяких детских тем про ходячих мертвецов. Не обращаю внимания, как гробовщик поднимает одной рукой гроб и забрасывает Eго в катафалк. Я просто цепляю девчонок вечером в баре и веду их на кладбище, ведь сексуальное шевеление моих длинных и непослушных волос 80-х отбивает любой страх из иррациональных девок и разум из меня. И не обращаю внимания на бледные силуэты в похоронных костюмах на границе кладбищенского леса. Я слишком главгероен. Природу страха объясняют все, кому не лень. От психологии до биологии. Превращают это чувство в набор отвратительных симптомов. Никогда я не считал, что возможно объяснить логически то, что я чувствую, когда замечаю, как он стоит у окна и молчит. Я просто брал Rужьё, которое сам Хичкок повесил на мою стену, и словно нигер с района угрожал молчаливому силуэту. Никакие отрубленные пальцы с аппетитно вытекающей горчичкой и злобные и смешные карлики не могли вывести меня из равновесия так, как он. Я просто выстрелил в окно, и это впустило его внутрь. Ring around the roses This evil thing, it knows me. Lost ghosts surround me I can`t fall down. Прошли годы, я повзрослел и стал бояться ещё больше вещей. Ипотека, универ, увольнение, беременность в случайной связи, заусенцы на ногтях, прописка и т. д. И никакого понимания вещей не пришло, когда я вспоминаю ту старую картину Дона Коскарелли. Что там должно было Mеня напугать? Человек с живым лицом? Пффф! Бабушка в пустом метро, охотящаяся за школьником в Ералаше с тем же кривым лицом была в разы страшнее. A Скримм великолепен. Великолепен, но не страшен. Я с теплом вспоминаю детство и тот свой страх, когда сажусь за горы работы. Скрип оконного стекла. Еле слышное шуршание в комнате. Его безликий силуэт. Давай, разорви меNя и избавь от ужасов этого мира.
'Если вас и это не напугает, значит вы уже мертвы!» — гласил один из слоганов популярного ужастика. «Фантазм», который я давно хотел увидеть, меня особо не напугал. Либо я мертв, либо, как и многие, перекормленные более страшной реальностью, я уже не вздрагиваю от высоких дядек и серебряных сфер. Но, оценивая объективно с точки зрения своего времени, жанра и бюджета, фильм оказывается лучше многих коллег и обнаруживает достоинства, которых с высоты сегодняшнего дня можно сперва и не углядеть. В 1978 он и вправду стал новым словом в жанре и люди вскрикивали в кинотеатрах, расплескивая Колу и роняя поп-корн, когда смотрели лучшее детище Дона Коскарелли. Сейчас фильм слегка пощипывает нервишки в своих лучших сценах. Но дай бог каждому современному ужастику такой успех, любовь и армию почитателей, какие оказались у «Фантазма» много лет назад! Фильмы ужасов стареют быстро. В основном, технически. Но атмосферу не променяешь на спецэффекты. Она чувствуется у Хичкока спустя пол века, у Рэйми или Кроненберга, как бы ни состарились их творения. Есть она и в «Фантазме». Плотная, удушающая, нервная — липкая и запоминающаяся, как сам страх. И это важно и незаменимо. Еще раз подтвердилась моя теория о том, что только кинематографист с незаурядным чувством юмора может создать по-настоящему страшный фильм. Ибо смех и страх — взаимозаменяемы, часто идут рука об руку, и инфаркт от смеха можно заработать не реже, чем от страха. Среди доказательств этой теории — Хичкок и Спилберг, Данте и Лэндис, Бертон и Верхувен, Крейвен и Коскарелли. Первые его фильмы были подростковыми комедиями. И в одной из них был эпизод с монстрами на Хэллоуин, который должен был вызвать смех. Вместо этого зрители в кинотеатрах активно потели и вздрагивали. Тогда-то начинающий режиссер нашел свое призвание — пугать людей. Правда, от этого не сделался менее веселым человеком. Настрочив за 2 недели не ахти какой сценарий (он сам признавался, что многие сцены и диалоги придумывались прямо на съемках, а финалов и вовсе было штук десять!), который при хорошем воплощении мог бы напугать, он собрал команду из своих друзей, семьи, одноклассников и партнеров по прошлым фильмам, в основном, непрофессионалов, занял деньги у папаши, вооружился молодостью, энтузиазмом, хитростью, заменяющими мастерство и приступил к созданию будущей нетленки. На съемках царило веселье и ребята от души прикалывались, делая свое страшное кино. А результат оказался таков, что тридцать с гаком лет входит во всевозможные списки самых культовых, самых страшных и, что самое неожиданное для режиссера, самых прибыльных в истории. «Фантазм» по доставляемому удовольствию напоминает «Зловещих мертвецов» Рэйми, и сделан он так же дешево, не слишком серьезно и при этом энергично и весьма увлекательно. Коскарелли повезло с приятелями, музыкой и с местами для съемок. Мрачный парк, превращенный в кладбище студентами-строителями, эпический особняк, естественное освещение — работают сами на себя, а друзья-товарищи, на счастье оказавшиеся весьма талантливыми актерами, спасли не блещущую спецэффектами ленту. Ну и переливчатая нервная мелодия, которая играет в голове несколько дней после просмотра — подтягивает картину. Но самое главное для меня — атмосфера вязкого полусна и ненароком запавший в фильм психоаналитический подтекст. То, что творящееся в фильме может быть сном или является им, объединяет фильм с шедевром Крейвена о маньяке из детских кошмаров — но не только это. Здесь важен и герой-ребенок, потерявший всю свою семью и создающий воображаемый сценарий, который заполняет неопределенность, пробелы в охваченном страхом и болью потери сознании. В сущности, это и есть психоаналитическая расшифровка термина, которым был не случайно назван фильм. Коскарелли весьма эстетично трансформирует реальность вокруг своих персонажей, придавая ей ирреальный, сновиденческий ракурс, и пугает именно этим смешением правды и неправды или кажущейся правды или ее полным отсутствием. В этом ему помогает рваный монтаж и сюрреалистически эффектные кадры, которые наполняются смыслом лишь в общей канве сюжета — например, вроде бы бессмысленная пробежка младшего брата за старшим или долгая прогулка последнего по кладбищу. А в некоторых сценах фильм еще и приобретает черты научной фантастики, придавая традиционным представлениям о смерти и потустороннем мире иной оттенок, что, с одной стороны, кажется полным бредом (превращение мертвецов в карликов-рабов для другой планеты), но с другой как бы приоткрывает ту самую вечную тайну о том, что нас ждет после смерти. И подобная трактовка весьма оригинальна и смотрится не такой уж глупой в контексте фильма. Конечно, связывать «Фантазм» с психоанализом станут немногие, но мне интересна именно эта, символическая его сторона — трансформацией каких комплексов и страхов в ребенке стал Высокий? Когда именно случился перелом в его сознании? Чем обусловлена такая трактовка реальности? И тогда не приходится ругать ребенка, раздражающе сующего нос во все дела. У него на это, в отличие от героя «Одного дома», есть право — он копается в себе и то, что не может объяснить — те страхи, боль, ожидания, заменяет фантазиями, фантазмом. Очень неплохо сыграли актеры, привнеся неожиданную искренность в сцены, в которых напряжение эпизода ложится исключительно на них, поскольку бюджет не мог предоставить соответствующие задумке спецэффекты. Ну, а Энгус Скримм в роли Высокого так и вовсе стал иконой хоррора, вроде Вурхиза или Крюгера, обеспечив себя на всю жизнь не пыльной работенкой, хотя на мой взгляд, явно экономил силы и не электризует кадр, как Роберт Инглунд, например. С «Кошмаром на улице Вязов» фильм связывает еще и финал — открытый, непонятный и сюрреалистический. Было все это или нет? Кто умер? Кто вернулся? Где был сон, а где явь? Люблю я все-таки, когда в финале ужастиков остаются подобные вопросы и не люблю, когда в мистических фильмах все оказывается четко и однозначно. Так быть не должно. Фанаты «Фантазм» обожают. Есть за что, между прочим. Хотя я, даже отдавая ему пальму первенства в придумывании многих замечательных жанровых находок, шагнувших в том числе в фильмы Крэйвена и Рэйми, не стану называть его шедевром. Этот ярлык для него громковат, да и качественно он значительно уступает творению Крэйвена — плюс пугать этот фильм уже почти не может, хотя напряженная атмосфера никуда не испарилась. Позднее удачливый режиссер Дон Коскарелли более или менее аккуратно продолжил переносить на экран пугающие и мистические сюжеты «Повелителя зверей», «Борьбы за выживание» и т. п., стараясь сохранить свою команду, однако так и остался режиссером франшизы «Фантазм», в которой он обнаружил неожиданную резвость подхода, не по годам зрелый стиль и чувство страшного, и которым оставил свой след в кинематографе. 8 из 10
Наверняка каждый сталкивался с тем, когда при просмотре фильма в голове невольно возникала мысль: «Да это какая-то киноподделка, снятая на любительскую камеру! Я и то лучше снять могу…» При этом никто, как правило, не задумывается над тем, что кино могло быть снято на профессиональную камеру, а все проблемы с любительской съёмкой — наши с вами выдумки из-за того, что кино нам не понравилось. Любительская съёмка, знаете ли, куда как «пострашнее» с виду. Веду разговор к тому, что видимое зрителем на экране зависит в первую очередь от таланта людей, отвечающих за фильм. Засим удивительно, что по всем определениям настоящий инди-фильм, «Фантазм», с первых же минут смотрится как действительно серьёзное хоррор-высказывание, ни на секунду не давая вспомнить про любительскую съёмку. Сразу видно, что талант у Дона Коскарелли имеется: «Фантазм» не на шутку умудряется пугать зрителя в самые неожиданные моменты. Кино отлично сбалансировано в плане сценария, который был написан за три недели: во-первых, концовка реально ошеломляет, хотя вроде и весь фильм по привычке ждёшь какого-то подвоха; во-вторых, на протяжении просмотра зрителю не дают заскучать — интересные и жуткие события случаются регулярно. Наверное, Дону постоянно казалось, что картине, им тщательно создаваемой, не хватает страшных моментов — возможно, он даже перегнул палку в плане различных инсценировок, которые случаются в фильме в самые неподходящие моменты. Хотя сие можно в принципе посчитать за плюс: знаете ли, что-то оригинальное и отличное от другого — всегда, как минимум, интересно. Напоследок хочется отметить, что «Фантазм» цепляет в первую очередь своей атмосферой: в воздухе постоянно кружит мистическая таинственность, чувствуешь некую загадку, которую так и хочется разгадать. А чтобы её разгадать — надо обязательно досмотреть фильм до конца. Вот как раз тем, что Дон Коскарелли умудрился своим дебютом вызвать у зрителей подобные чувства, он достоин отдельной похвалы, а его картина — обязательно должна стоять на золотой полке хорроромана по соседству с каким-нибудь «Кошмаром на улице Вязов». Вердикт. Довольно сильный ужастик, который не растерял с годами своей атмосферы и по-прежнему смотрится с замиранием сердца. 9 из 10
«Фантазм» — своего рода мистический триллер с элементами фантасмагорий и необъяснимых событий. В 1978 году это фильм не произвёл особого фурора, но породил фанатов, и сделал молодого режиссёра Дона Коскарели знаменитым. Сейчас же, этот фильм смотрится не так эпично, как тогда — в 70, но интерес от этого не пропадает. Несмотря на общую сюжетную линию, фильм полон странных, необъяснимых сцен. 14-летний Майкл становится очевидцем того, как некий «Высокий» самолично разоряет могилы, в это же время в городке Моргинсайт пропадают люди. Пытаясь разобраться в происходящем, парень попадает в цепь жутких происшествий: в похоронном доме разгуливают маленькие, но очень коварные карлики, летают серебряные сферы, буравящие головы незнакомцам. Никто ему не верит, и всё усугубляется тем, что сам «Высокий» начинает охоту за героем. Несмотря на довольно скромный бюджет, фильм необычен. Необычен тем, что весь фильм будто и есть галлюцинация, ведь общей целостности у фильма нет. Есть небольшие сценки, мало связанные между собой, но некоторые из них способны напугать даже отрешённого зрителя. Карлики, безумная девушка-маньячка, убивающая людей, Высокий, громко шагающий к герою, сферы, таинственные звуки и шорохи, врата в параллельный мир… Добавьте ко всему этому захватывающую автопогоню, короткие перестрелки, и шикарный, по-настоящему пугающий саундтрек. И это не всё. Стоит поверить, что погоня «Высокого» за героем способна напугать, а концовка данного фильма оставить после себя ряд вопросов. Что это было? Фантазия главного героя, или пугающая явь? Кто такой «Высокий»? Вопросы, вопросы, зато сколько мистики и необъяснимого. За актёрскую игру стоит особенно похвалить Ангуса Скримма, успешно воплотившего на экране образ «Высокого». Его персонаж полон мрачности и ужаса, и его появление на экране способно напугать даже самого отрешённого зрителя. Молодой М. Болдуин, несмотря на некоторые промахи в игре, всё таки не лишён наивности. Вердикт: Фантасмагория от Коскарелли. Первая, и самая гениальная часть франчизы. 10 из 10
Фильм «Фантазм» один из тех ужастиков, которые были созданы с минимальным бюджетом, но это не повлияло на высокую степень популярности, культовый статус, появление продолжений и даже получение приза на Международном кинофестивале в Авориазе с номинацией на премию «Сатурн». «Виноват» в этом режиссёр картины Дон Коскарелли, являющийся так же сценаристом, оператором, и монтажёром создавшим свою собственную историю. В его голове возникла самобытная нива фильма ужасов, которая вмещает гармоничный симбиоз из дурного сна, детских иррациональных страхов, пагубного всеобъемлющего любопытства, жути за гранью смерти, мертвецов в гробах, иных демонических миров, отталкивающих незнакомцев. Со всем этим предстоит столкнуться нашим героям. Вначале запредельное Зло лишь заметит маленький мальчуган, впоследствии втянувший в неравную схватку старшего брата и его друга. На мой взгляд, специальный уклон на детскую основу весьма удачен, ведь герой картины находится в таком возрасте, который помнит каждый из зрителей независимо от страны. Тогда в идентичные годы жизни, все точно так же слонялись без дела, забот, и тяги к противоположному полу, когда дни казались бесконечными, где в городе обязательно существовали некие жуткие места, а какой-нибудь угрюмый сосед напоминал выходца из иного мира. Посему детское любопытство, смешанное с пьянящим куражом отлично передаётся с экрана, конечно не без талантливой музыкальной подводки. Вообще музыка отдельная специфическая грань восприятия происходящего. Она полноценный сегмент погружения, изображающий степень накала тревог и постепенного откровения при постижении мира магического кладбища, служащего Вратами в демонический мир зомби-карликов. Несмолкающее леденящее душу гудение, словно гигантский камертон полнит пространство своим нудным смертельно опасным звуком, отлетая от стен с мраморными плитами хмурого погребального бюро. Когда слышно подобное — хорошего не жди, где-то обязательно притаилось нечто рыскающее под ногами в образе диких атакующих существ, или блестящая летающая сфера вынырнет из-за угла с безумным свистом, вонзаясь в жертву!.. В этом ночном мире со сверчками меж надгробных плит множество опасностей, они загадочны, поэтому неожиданны. Отрицательный образ Верзилы в исполнении актёра Энгуса Скримма ещё не получает полновесного хронометража, как в иных частях; он призрачный фоновый символизм Смерти — худой, немногословный, угрюмый, седовласый, неестественно громко шагающий, словно показательный маятник отсчёта неумолимых минут жизни пред тотальным фиаско. Вместе с тем, нельзя назвать «Фантазм» идеальным. Порой точно замечаешь, что прописанный сюжет наполнен чёрными дырами, поглощающими поступательный смысловой ключ в поведении героев ленты. Однако это всецело простительно, ведь нужно помнить, что на момент выхода авторского произведения Коскарелли не насчитывалось и тридцати лет! На дворе стоял конец 70-х, да и непередаваемая угнетающая атмосфера смертельной тайны других миров, недосказанность загадки, и близость смерти удалась в самом лучшем воплощении. Думаю, для зрительского удовольствия любителям хоррора этого окажется сполна, чтоб наслаждаться просмотром. Ночь на кладбище, погребальное бюро с рыскающими рычащими карликами, жёлтая непонятная кровь, вход в иной мир, высокий предвестник смерти с ужасной механической сферой, похищенные трупы из гробов, настигающий катафалк, соблазнительная красавица-оборотень, не унимающийся металлический гул в ушах, навязчивые кошмары во сне и наяву, а также близость с некой тайной — всё это ждёт Вас в замечательном произведении с коротким, но ёмким названием. 8 из 10
Фильм «Фантазм» режиссера-дебютанта Дона Коскарелли, выпущенный в 1978 году, на данный момент обрел культовый статус и стал классикой трэша, как таковым трэшем при этом не являясь. История о двух братьях, Майке и Джоди, ставших свидетелями странных событий на кладбище, а вскоре столкнувшихся с неким Верзилой, рассказана режиссером в весьма оригинальной манере. Фильм как будто стремится поламать все стандарты жанра ужасов, предлагая зрителю новое видение и на зомби-хоррор, и на молодежный слэшер. Фильм не утратил по-прежнему своего очарования и новизны. Учитывая, что Дон Коскарелли является и оператором этого фильма, то зрителя ждет весьма необычная атмосфера и потрясающая, очень стильная картинка. Сценарий, автором которого выступил сам режиссер, порадует зрителя неожиданными поворотами сюжета. Актерская игра тоже стала одним из украшений данного фильма, ведь все актеры, пусть и малоизвестные, играют очень реалистично, особенно Ангус Скримм, исполнивший роль Верзилы — по сути, главного героя ленты. «Фантазм» — один из самых оригинальных и неформатных хорроров, когда-либо снятых в Голливуде. Любителям жанра смотреть обязательно! 10 из 10
В 70—80 года было снято немало культовых и в свое время влиятельных фильмов ужасов и одним из таких стала картина Дона Коскарелли именуемой Фантазм, хотя даже сейчас трудно сказать чем именно она стала столь влиятельной тогда в конце 70-х, ведь сейчас, если б сняли этот фильм, он смотрелся бы как обычный заурядный ужастик. Просто все дело в том, что Фантазм, крайне атмосферен, чем вызывает сильный интерес при просмотре данного фильма и дарит порою своеобразное ощущение сна, будто вы смотрите не фильм, а вам снится сон, но не страшный, а так сказать фэнтезийный. Если говорит о сценарии и сюжете фильма, то стоит отметить, что смотрится сценарий крайне абсурдно, изобилуя всякими недочетами и элементарными глупостями, и данный сценарий на все 100% вытягивает концовка, которая вышла очень даже мощной в этом фильме. И наконец, стоит отметить, что очень важным свойством, которым наделен данный фильм, это то, что Дон Коскарьели таким образом подал зрителю идею, сюжет и визуальный ряд фильма, что смог найти контакт со зрителем, то есть добился такого эффекта, что фильм выглядит так, будто его мог снять любой из посмотревших этот фильм, будто то, что было представлено в Фантазме, было мечтой или даже грезами любого из людей, которые вымещали все свои фантазии, будучи детьми на рисунках или каким-либо другим способом. Фантазм, вышел крайне специфическим и нестандартным для восприятия фильмом, и какого бы вы не были мнения о данной картине, она точно может оставить глубокий след в вашей памяти. Однозначно, один из самых лучших фильмов ужасов того времени. 8 из 10
Наверное, Дон Коскарелли, снимая данный фильм, сам мало верил в успех своего творения. Небольшой бюджет, съемная аппаратура и полное отсутствие режиссерского опыта не предвещали чего-то особенного, но… паренек оказался талантливым! Фантазм собрал целую армию поклонников по всему миру и встал на одну ступень с такими фильмами, как: «Изгоняющий дьявола», «Омен», «Зловещие мертвецы». Более того, он послужил толчком для создания еще более жутких картин. Режиссеры жанра «хоррор» еще долго опирались на него творя свои произведения. Но «Фантазм» так и остался уникальным и неповторимым для подражателей. Являясь ценителем подобного жанра, я бы, прежде всего, выделил сценарий. Он интересен и многогранен. Как молодой 21-летний парень смог создать в своем воображении подобную картину, остается загадкой. Исчезающие из могил мертвецы, электронные шары-убийцы, гнусные карлики, зловещая атмосфера морга, кладбища, крематория… Не разобрать, где заканчивается бред и начинается реальность, которая лучше бы оказалась сном. Другими словами «полный дурдом», от которого при этом невозможно оторваться. В фантазме все сложено и продумано. Каждый персонаж интересен, каждая сцена запоминается своей мрачностью. Фильм конечно с режиссерскими погрешностями и ляпами, но в 70-е по другому было нельзя. Если закрыть глаза на вылупившуюся из отрезанного пальца муху (изготовленную, если честно, весьма бездарно), смотрится очень даже достойно. Актеры отыграли на отлично (Энгусу Скримму вообще хочется пожать руку — перевоплотился на 100%). В общем фильм достойный внимания всех «хоррор-маньяков», и фильм с которого должны начинать новички-любители. Классика! 9 из 10
Один из любимейших фильмов жанра, уникальный родом из детства. Свою уникальность он заключает не только в самой истории, но и в представленных режиссёром — высоком человеке (настоящее леденящее мои и без того суженные сосуды воплощение зля), карликах, шарах. Есть категория фильмов выбивающихся из общей канвы жанровых атрибутов сюжетных линий, героев и т. п. — это как раз именно такой фильм. Я бы сюда ещё отнесла фильмы по Баркеру, некоторые Кроненберга, «ЗМ» Рэйми, первый Кошмар на улице вязов, Гордона (может показаться что я мешаю кислое с пресным, однако отмечу что все они отвечают главному моему критерию в номинации нравится-не нравится — оригинальность, первоисточник). О сюжете говорить не стоит, здесь достаточно замечательных рецензий раскрывающих суть. Значимость, значимость этого фильма, заключается в следующем — Коскарелли подарил зрителю новый страх, не похожий на другие в своем жанре, страх со свежим дыханием. Для меня, как для ретрограда, «Фантазм» не устарел ни морально, ни технически. Я любитель, поэтому стабильно раз в год для поднятия настроения пересматриваю обожаемую классику жанра.
В маленьком городке Морнингсайд творятся необъяснимые вещи. Джоди и Редж, друзья детства, пришли на кладбище проститься со своим покойным другом. Майк, младший братишка Джоди, тайком наблюдал из кустов и увидел странную картину — высокий гробовщик, вместо того, чтобы опустить гроб в могилу, схватил его в одиночку и засунул в катафалк. А затем на Майка напали жуткие карлики в балахонах (напоминающие джав из «Звездных войн»). С тех пор карлики и высокий гробовщик стали преследовать его повсюду. Майкл рассказал всё старшему брату, но тот естественно, не поверил. И тогда бесстрашный пацан решил самостоятельно пробраться в похоронный дом и узнать правду. Этот фильм относится к категории, которую я бы назвал «ультранизкобюджетный шедевр». Снимался он целиком на голом энтузиазме молодого режиссера Дона Коскарелли и его команды, состоявшей из близких ему людей и родственников. Получился необычный фильм, сочетающий задорно-жуткую атмосферу типичного подросткового ужастика с сюрреалистическим контекстом в лучших традициях Дэвида Линча. Главный козырь «Фантазма» — полная необъяснимость происходящего. Весь фильм буквально напоминает липкий кошмарный сон, галюциногенный бред. Хочешь проснуться — просыпаешься и… снова кошмар, снова просыпаешься. Такой подход понравится далеко не каждому, особенно начинающим поклонникам жанра фильм может показаться слишком странным и трудным для восприятия. Через девять лет вышло продолжение, полюбившееся миллионам зрителей, более простое и доступное для понимания, однако не лишенное фирменного стиля. А еще через шесть лет мир увидел третью часть «Фантазма», которая окончательно превратилась в «попкорновый» horror-action-road-movie. Однако истинные ценители и киногурманы остаются преданными первому и самому тонкому фильму. «Фантазм» оказал весьма значительное влияние на жанровый кинематограф. Любители «тёмного искусства» заполучили нового харизматичного персонажа — таинственного гробовщика с невероятно зловещей внешностью, а его оружие — смертоносная серебряная сфера — стала одной из самых уникальных находок в жанре фантастики и ужаса. Если Вы готовы к расширению границ своего восприятия в кинематографе — обязательно посмотрите «Фантазм», и желательно начните именно с первого фильма, чтобы в полной мере ощутить непревзойденную атмосферу липкого сюрреалистического кошмара. 7 из 10