Пролетая над гнездом кукушки: отзывы и рeцензии

Александр Попов
Александр Попов16 декабря 2020 в 15:14
Форман против Кизи

Помню, мой приятель-синефил удивлялся по поводу бешеной популярности этой картины Формана в России: «Неужели других фильмов нет?!» Действительно, с точки зрения художественной формы, законченности, структурности, проработанности всех элементов есть и более выдающиеся ленты, чем «Пролетая над гнездом кукушки» (даже у самого Формана, например, те же так недооцененные публикой и критикой «Волосы»). Однако, именно этому фильму наряду с «Заводным апельсином» суждено было стать для нашей молодежи эталоном контркультурного жеста в кино. хотя если лента Кубрика расширяет и обогащает первоисточник, то картина Формана обедняет и сужает суть романа «Над кукушкиным гнездом». Если углубляться в неизбежные сравнения романа, который тоже небезупречен, и фильма, который совсем уж прост и реалистичен, то Кизи, конечно берет верх над Форманом. Ведь поток сознания рассказчика-индейца, его галлюцинации и психотическое, но при этом глубинное видение сути тиранических порядков в больнице, образы, метафоры, символы, которые он использует (чего стоит один «Комбинат»!), полностью отсутствуют в фильме. Выведение Форманом на первый план в экранизации витального Макмерфи, с его шутками-прибаутками, неугомонной пластикой, хохотом и песнями, невписываемостью ни в какие рамки и сам факт того, что Николсон справился с ролью блестяще, нюансированно, брутально, завораживающе, создавая здесь один из самых ярких образов в своей фильмографии (правда, уступающий, на мой взгляд мятущемуся пианисту из «Пяти легких пьес» - ленте, на голову выше формановской картины), - все это было рискованным шагом, давая повод к дерзкой интерпретации романа только как истории Макмерфи, чем он, безусловно, не является. В «Пролетая над гнездом кукушки» постановщик сделал акцент на контркультурный аспект книги, ослабив его гуманистическую интонацию, связанную как раз с историей индейца, его родни и детства, воспоминаниями и обобщениями. Однако, детальная проработанность того, что перед нами – притча о, как выразился Игорь Волгин в обсуждении книги в телепередаче «Игра в бисер», «благожелательной тирании», призраке демократии, где даже санитары ходят с бабочками, - все это и многое другое пошло фильму на пользу, усиливая его драматический эффект. Имея все, пациенты психиатрической клиники в фильме, не имеют ничего, - главное, не имеют свободы. И пусть Макмерфи предлагает им, по сути, сугубо телесные удовольствия, его задача – сломать железный распорядок больницы, созданный старшей сестрой, дать волю многообразию и хаосу, которые животворны, витальны и позитивны для человека (так считают Кизи и Форман). У нас в стране этот фильм (книгу в меньшей степени, больше потому, что люди вообще больше смотрят кино, чем читают) любят особенно, возможно, из-за темы «карательной психиатрии», применяемой с СССР, и борьбы с инакомыслием, которая приобретала формы прямого насилия над свободой личности. Однако, факт, что эмигрант Форман, конфликтовавший с «совком» и бежавший в США из Чехословакии на фоне преследований, вызванных разгромом «пражской весны», и уже на новом месте снявший откровенно контркультурную вещь, этот факт подтверждает утверждение, что «бэби-буммеры» по обе стороны «железного занавеса» сражались с одним и тем же – с удушением свободы со стороны ригидных, неповоротливых социальных структур, которых в наше время уже нет. Конечно, надо оценить по достоинству мужество Формана, не побоявшегося критиковать буржуазный мир после того, как критиковал до этого мир «реального социализма», это делает его подлинным «новым левым», как того же Годара, например. «Пролетая над гнездом кукушки» в отличие от многогранного романа Кизи – это всецело притча о подлинной и мнимой свободе, но парадокс его в том, что даже Макмерфи не дает пациентам клиники тотальной свободы: он дает лишь свободу тела, но не духа. И еще в заключение один момент. Форман допустил в экранизации помимо обеднения сложной символики романа две существенные ошибки: он лишил облик старшей сестры привлекательности и сексуальности, которой она обладала в романе, сведя на нет измерение гендерного противостояния, которое имело место у Кизи, и во-вторых, он излишне педалировал то, что действие ленты происходит в сумасшедшем доме, цели чего служат многочисленные крупные планы лиц персонажей, дробящие речь других (вообще операторская работа Хаскелла Уэкслера здесь просто ужасна, на мой взгляд, непонятно, за что ее ценят), из-за чего разрушается базовая интенция романа – что герои нормальны, а не психи. Все-таки эту экранизацию стоит посмотреть, особенно, если вы читали роман, в любом случае сначала стоит прочитать Кизи, а потом смотреть Формана, иначе восприятие этой истории будет неверным, урезанным и не совсем адекватным.

Mister_Christmas
Mister_Christmas7 февраля 2020 в 22:14
#сел_посмотреть 'Пролетая над гнездом кукушки'

Как я недавно узнал, «кукушкино гнездо» — это английская идиома, которая обозначает психиатрическую лечебницу. Все равно, что Розочка для города, из которого я родом. И поэтому смысл названия «Пролетая над гнездом кукушки» становится более ясным. В 1975 году фильм Милоша Формана получил пять Оскаров в ключевых номинациях ('Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль») и стал единственным, кто смог повторить то же самое на «Золотом глобусе». Можно сказать, что это по большей части успех Майкла Дугласа. Причем здесь Дуглас, если он в фильме вообще не снимался? Ну, он числился одним из продюсеров фильма, а до него правами на экранизацию владел его отец, не менее знаменитый актер по имени Кирк, к сожалению, недавно умерший. Это сейчас Майкл — известный актер, а тогда его никто не воспринимал всерьез. А тут первый продюсерский проект — и сразу гроздь высших кинонаград. Зашибись, чётко. Сценарий к фильму помогал писать автор первоисточника Кен Кизи, вот только, как это с большинством писателей и происходит, он разочаровался, что из его творения сделали, и сказал, что никогда не будет смотреть данную киноадаптацию. Мда, хоть из фильма выкинули парочку моментов, которые я бы не счел лишними, да и события идут не в том порядке, что в книге, но скажу, что авторам удалось сохранить основной костяк истории. Шебутной хулиган и картежник Рэндл Патрик Макмёрфи так наигрался в тюрьме, что его решили сплавить в дурдом. Вот только оказалось, что в психушке жизнь хуже, чем в тюрьме. Всем заправляет медсестра Рэтчед — авторитетная гадюка, заигравшаяся в Большого Брата. Макмерфи не согласен с устоявшимся режимом, и решает любыми способами устроить бунт, превратив больничку в самый настоящий сумасшедший дом. Невозможно поверить, что за фильм, который будет из года в год входить в список лучших, поначалу ни одна студия не хотела браться. Кирк Дуглас пригласил на пост режиссера чеха Милоша Формана, а Майкл уболтал Джека Николсона на главную роль, параллельно набив состав лицами, которые позже станут знаменитостями, как например, Дэнни ДеВито и Кристофер Ллойд. Сейчас мы с фырканьем оцениваем тот факт, что Николсона взяли на роль не совсем нормального парня, хотя возникает вопрос — кто, если не он? Джек отыгрывал и дурачился на полную. Медсестра Рэтчед (в моей книжке, кстати, её перевели как Гнусен) в исполнении Луизы Флэтчер хоть и проходила со спокойным лицом, но во взгляде чувствуешь, что она тут матка. Но есть один момент, с которого мне хочется пообкладывать персонажа бранью — а именно, её признание. Понимаете, медсестра Милдред Рэтчед входит в топ лучших кинозлодеев, и мне непонятно, а за что? Да, она тетка с характером, да, она контролирует все и вся. И что тут особенного? Я в каждой второй муниципальной поликлинике могу найти потенциальную Рэтчед. Может, психологическое воздействие и является мощным оружием, но просто когда ты входишь в список с такими ребятами, как Ганнибал Лектор и Джокер, то ожидаешь от персонажа реальную жесть. А так злодейка из неё не сказать, что серьезная. И не могу не заметить, что данное творение отлично раскрывает мысль о свободе личности и о том, как важно оставаться собой, какими бы не были обстоятельства. Чтоб у тебя всегда было желание, например, взять лодку и отправиться с друзьями порыбачить, потому что захотелось. В одиночку с системой трудно бороться, но главное оставаться собой. И кстати, после такой книги хочется задать парочку неловких вопросов Стивену Кингу, а то «Побег из Шоушенка» уже не кажется таким великим. «Пролетая над гнездом кукушки» оставил у меня такое же впечатление, как и «Сияние» Кубрика — окей, фильм классный, но у него много недосказанностей, пойду лучше книжку почитаю. Существует, кстати, легенда, что много лет спустя Кен Кизи щелкал по телевизору каналы в поисках интересного фильма, и нашел одну такую киноленту. Только спустя несколько минут до него дошло, что он смотрел.

Low Si
Low Si5 июля 2010 в 20:03
Мои любимые фильмы #2

'Быть не таким как все' Что значит 'быть сумасшедшим'? Пробовали ли вы хоть раз задать себе этот вопрос? Как определяются те вещи которые мы называем 'не нормальными' и где находится та грань, переступая которую, люди начинают считаться сумасшедшими? Скорее всего, сумашествие - это то, что выходит за рамки обыденных нам вещей, что-то необычное, не такое как всё что мы привыкли видеть. Но ведь каждый человек по-своему не такой как все, по-своему другой. Следовательно, как мы можем отличать сумасшедших людей от нормальных, и можем ли мы с уверенностью утверждать что сами не сошли с ума? Лентяй и бездельник МакМёрфи, стремясь избавиться от своей ненавистой работы, скрывается в стенах психиатрической лечебницы абсолютно не будучи больным. МакМёрфи привык подстраивать обстановку под себя, больница - это его санаторий, где он играет в баскетбол, карты, выигрывает у других обывателей клиники сигареты. И пускай окружение МакМёрфи не совсем вменяемо, главное что он на время избавился от работы и любой другой ответственности. Но как быть с другими обывателями клиники - её рабочим персоналом, а в частности с санитаркой Рэтчед? Что же впрочем она из себя представляет? Она хладнокровна по отношению к каждому пациенту клиники, она не стремится помогать больным - это всего лишь её работа. Её разговорные терапии лишь ухудшают состояние пациентов, лишь дальше отдаляют их от выздоровления. Но видит ли это кто-нибудь кроме МакМёрфи? Рэтчед, и вообще весь персонал клиники - это мессиво из хладнокровия и безразличия. Они находятся в утопии, и считают свои действия по отношению к больным единственно правильными. Здесь не идёт речи о том чтобы прислушаться к желаниям пациентов, попытаться понять то, что происходит у них внутри. Каждая попытка бороться за свои права и желания - жестоко наказывается. Рэтчед превращает пациентов в загнаных животных, лишая их каких-либо чувств. Кто же является в этой клинике сумасшедшим? Пациенты или персонал клиники, которые сами вязнут в своей пучине безразличия. Лишь МакМёрфи пытается разнести привычные устои. Он совершает небольшой побег из клиники на рыбалку, даря пациентам возможность вновь почувствовать себя живыми. Он борется за свои права и побуждает других делать также. Благодаря ему, пациенты вновь обретают вкус жизни. МакМёрфи убегал от ответственности, но в конце концов там её и приобрёл. Он несёт ответственность за каждую судьбу в палате. Свобода совсем рядом, уйти легко, но в конце картины МакМёрфи не уходит из-за Билли. Один человек сумел вернуть к жизни всю клинику. МакМёрфи не видел в них сумасшедших, ненормальных. Они такие же люди как и он, только немного другие, со своими странностями, но разве можно осуждать их за это? Болезнь пациентов не сумашествие, а саморазрушение. Имея возможность уйти из клиники и радоваться жизни, они гниют за её стенами. МакМёрфи обретает ответственность, меняет жизни людей ценой своей собственной. Он дарит им желание ЖИТЬ. Отдельной похвалы заслуживает прекрасная игра Джека Николсона. Благодаря ему картина получилось такой насыщенной и яркой. Как всегда бесподобно. Спасибо за прекрасное кино.

мадам Венера
мадам Венера22 июля 2009 в 16:17
Система порабощения запущена. Вариант един - понимать и молчать?

Книга Веселого Проказника Кена Кизи- это Библия свободомыслящих личностей, тех, кто знает, что такое жизнь и как её стоит прожить. Я знала, что талантливую книгу экранизировать сложно, но ведь есть примеры обогатившие мысль автора. В них корнем картины оставался сам автор. Мне не понятна цель режиссера. Развлечь публику историей о бунтующем психе, который и не решил-то ничего? Фильм на столько исказил смысл книги, что зрители делали совершенно невероятные предположения! Все в восторге от фильма, получившего Оскар, уйму помпезных наград, в отзывах писали, что заставляет о чем-то задуматься. Я хочу соотнести авторский материал с тем, что мы увидели на экране, это две совершенно различных истории! Но услышьте, о чем та, которую Форман пытался рассказать, а вышло так- нашептал что-то важное, что хочется осознать, но разобрать-то удалось лишь бессвязные обрывки фраз. А услышать нужно. Р. П. Макмерфи – это сильный, своевольный человек. Он не вписывается в рамки, он не сделан на «Комбинате», он не продукт массового производства, на конвейере которого в каждого старательно вкладывают отлаженные детали- мини-системы ущербности, покорности, трусости, смирения, а потом старательно выводят отличительные знаки- рост, вес, адрес, профессию, серию паспорта. И вот- продукт готов! Ему еще предстоит закрепиться в Системе, осознать свою непонятость в яслях, свою беспомощность в детском соду, свою незначительность в школе, к совершеннолетию пройти последнюю вспышку отчаянного, судорожного сопротивления и наконец покориться Системе, оправдать работу «Комбината», стирающего личность, контролирующего механическую работу каждого своего продукта. Выходящие из строя, как сломанные часы отправляются на починку- в психиатрическую больницу. Там завинтят все гайки, наладят пружины, запустят встроенный механизм, которого больной мозг пациента вывел из строя. Да, их мозг перестал выполнять должную работу- направлять тело к железнодорожной кассе, пульту телевизора, супермаркету, загсу, борделю, на вечеринку шефа. Он стал задумываться о бессмысленности каждодневных монотонных прелюдий к жизни, которую так и не проживаешь, возмущаться навязчивой обязанностью делать то, чего не хочется, что придумал какой-то безжизненный, ледяной комок человеческого безрассудства. «Комбинат»- это извечное устройство ПОРАБОЩЕНИЯ человека человеком. Не даром Кизи сделал ГЛАВНЫМ Вождя. История индейца из порабощенного, коренная. Вождь, как и его отец, был сильным, понимал, что его сознание убивают, связывают могучие руки невидимыми путами, играют его судьбой, заставляя жить не как он хочет, как привык, а как хотят они. Они «работают над ним» - встраивают в его голову свои системы контроля и манипуляции. Он боролся, пока были силы, пока не осталось никого, кто бы верил в него, кто бы любил и ЗАМЕЧАЛ. Его отца предала мать, сделала маленьким, она убила его суть, продав землю племени, променяв ЕГО ЖИЗНЬ на бумажки с изображениями белых завоевателей. И Вождя никто не поддержал, запуганные друзья понимали и молчали, предпочитая не замечать его, его гибель. Поэтому и сам Вождь предпочел понимать и молчать, став хроником психбольницы. Но главная сестра - незамужняя престарелая кукла, набитая до предела ненавистью к людям. Самоутверждается за счет порабощения слабых людей, которые осознают свою непричастность Системе и надеятся на помощь. Но им придется полностью отказаться от мыслей и чувств став куклами в её игре: знать, что за таблетки тебе дают не положено, тебе пустят их в кровь, если будешь отказываться, унижать друга, всей группой смакуя подробности его интимной жизни нужно, иначе ты от сюда никогда не выйдешь. Да эта Луиза Флетчер ни в какое сравнение не идет с настоящей Рэтчед! Разве вы в своей жизни не встречали такой ужасной пародии на человека? Явно не знающего, что такое любовь, дружба, милосердие, веселье? И облик выдает это: дикий цвет волос, омерзительно кровавые ногти, карикатурная огромная грудь, бесцветные мышиные глазки. Актриса пыталась передать холодность и неумолимость, но она не явила собой лицо- гримасу «Комбината». Героиня Флетчер лишь заведенная по установленной программе узколобая стерва. Но Рэтчет хуже – она питается чужой кровью, как курица на ферме, заклевывающая своего больного собрата. Находит ранку и указывает всей группе на неё- вот слабое место, бросайтесь, забивайте. И с упоением наблюдает устроенную бойню. Большим плюсом фильма является игра Джека Николсона. Хорошая мимика и неординарность Николсона делают его героем. Но в фильме Мак не сыплет остроумными шутками по поводу глупых порядков больницы, которые и вылечивали пациентов, боявшихся раньше и заикнуться о своих правах. Героической решимости не ощущается в фильме, настоящий Мак не просто паясничал, он поставил на кон свою жизнь, вполне осознавая это. Да попробуйте вы управлять таким здоровым парнем! Знает в жизни толк – много пьет, дерется и трахается. Это его Вещь, то, что составляет его счастье- быть сами собой. Р.П. Макмерфи никому не позволит себе указывать. Опасный субъект! Да он же всех заразит жаждой жизни! Книга великая для тех, кто хочет думать и чувствовать, а не оставаться глухонемым. В некоторых отзывах существует мнение о том, что Мак не получил свободы, никого не спас, кроме Вождя. Это заблуждение, которое навязал зрителем Форман, перечеркнувший все стоящее в фильме этим искаженным финалом. Мак и так свободен! Они поработили его тело, но сам он, Р.П. Макмерфи остался самим собой до конца- а это и была его свобода. Он не удрал в открытое окно Отказаться от всех своих убеждений- это свобода? Он повел этих ребят за собой, хотел помочь, и уйдет в такой момент? Да он выбил из этой пародии на женщину всю дурь! Рванул халат, за котором она прятала эти нечеловеческие сиськи и душил, чтобы истребить зло, под налетом деланной улыбки и заботы, хранящим нечеловеческую жестокость! Ведь она убила Билли! Надавила на слабость- мать, заставила отречься от Мака. Все свидетели этого больше не подчинялись «Комбинату». Непростительный минус фильма- не было показано, что все острые ушли от Рэтчет. У нее больше не осталось передвигающихся пациентов. Посмотревшие фильм считают, что ничего не изменилось в их сознании! Нет, они не играли в карты на следующий день, они вышли на свободу, которую открыл им Р.П. Макмерфи! Остался Вождь, но лишь для того, чтобы проследить за телом Мака, он не мог оставить его «подделанную куклу» ей как трофей. Я призываю не ограничивайтесь навязанной вам искалеченной в фильме великой историей Кизи. Он положил всю жизнь на то, чтобы донести до людей смысл свободы. Он, как и Мак, придумывал разные смешные вещи, чтобы оживить закостенелых людей. Может быть у него и не получилось побороть «Комбинат». Но вы-то знаете, что тот ящик все-таки возможно поднять. Можно хоть попытаться.

2vaasmontenegro
2vaasmontenegro27 сентября 2018 в 18:54
БОЛЬШИМ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ СОБОЙ, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО РОСТА.

Глазами Бромдена, через все его галлюцинации и воспоминания, мы наблюдаем как бездушная Система про помощи строгих правил, групповой терапии, электрошока и лоботомии делает из людей 'добропорядочных среднестатистических американцев'. А те, кто не поддается, автоматически сортируются на хроников и овощей. Пожалуйста, поймите: мы не устанавливаем для вас правил и ограничений без того, чтобы тщательно взвесить их терапевтическое действие. Система тщательно пережевывает человеческую массу и выплевывает шлаки. И вот Макмерфи вступает с ней в неравный бой. Он почти с первых дней понимает, что многие пациенты осознают, что находятся под каблуком у старшей сестры, но это их устраивает. Хотя многие понимают, что не живут по-настоящему. Хотя им это приносит ощутимую пользу, ведь не нужно вписываться в рамки общества, подстраиваться под его законы, и отвечать за свою жизнь. Тут же жизнь и смерть пациентов находится исключительно в руках старшей сестры. Макмерфи, видя это, пытается каждого растормошить и заставить понять, что цена, которую они платят за свою изоляцию от общества, слишком высока. Макмерфи вторгается в их жизнь, и в каждом начинается борьба, каждый в какой-то момент хочет скинуть эти оковы и выйти на свободу. Ирландец не желает подчиняться системе, но и не может смотреть, как это делают другие. На этом импровизированном ринге борцы стоят друг друга, и противостояние получается очень даже колоритным – 'дурдомным', абсурдным, анекдотичным и развязно-балаганным. Сестра Рэдчет сама является частью системы, и не собирается уступать Макмерфи свое право вправлять мозги пациентам. И вроде бы книга про психов… Но потом из тумана начинают проступать вопросы. Кто такой Макмерфи, что он бросил вызов Системе? На что он надеется? Сломать годами установившиеся правила, пойти против узколобости и закостенелости взглядов и мнений? Или просто весело провести время, издеваясь над не совсем здоровыми людьми? И не является ли он сам психически ненормальным, если смеет вызывать Систему на дуэль? Потому что он заведомо обречен на провал. Значит, любой человек, отстаивающий свое 'видение' мира — психически ненормальный? Возможно… Только, по-моему, книга не об этом. Макмерфи бросил вызов не столько системе, сколько тому, что не подлежит изменению – человеческой сущности, страхам, желанию подчиняться и прятаться от жизни. Ведь не все пациенты клиники в действительности были душевнобольными, многие оставались в этой завуалированной 'тюрьме' по доброй воле. Потому, что боялись, что были добровольными заключенными своего страха. Боялись лишиться раз и навсегда заведенного порядка, боялись хаоса, связанного с изменениями, боялись заглянуть вглубь себя. А это, по сути, есть желание смерти. Тем более порядок этот заведен и поддерживается вне зависимости от желания человека. Просто потому, что так принято, так надо. Многие вещи люди делают не потому, что так хотят, не из чувства долга – а просто потому, что так принято. Принято оценивать сотрудника по времени его нахождения на работе с 9 до 18, а не по его эффективности, принято отдавать детей в армию, где они будут строить дом очередному генералу, но не служить, принято ходить на философию студентам физтеха, принято здороваться с бабушками у подъезда. Только это не несет в себе никакой пользы, и не делает мир лучше. Просто принято. И вот когда один человек, каким бы широкими взглядами на жизнь и каким бы свободомыслящим он бы ни был, начинает бороться с, мало того что, 'принято', так еще и с человеческим желанием смерти — он неизбежно проиграет. Здесь невозможно одержать окончательную победу — здесь можно выигрывать только отдельные бои, один за другим, бесконечно. Но рано или поздно ты оступишься — и ты проиграл. Навсегда. Да, Система пожирает все. Ты можешь плевать на общество вместе со всеми его армиями, философией или работой, ты можешь выплевывать таблетки, которые впихивают в тебя санитары, ты можешь выходить в окно, когда в доме есть сотни дверей. Но одно ты не сможешь сделать никогда – изменить человеческую натуру, человеческую сущность. Люди, которым служил Макмерфи, которым он показал, как жить без страха, не захотели рушить привычный уклад, они не захотели спасти его. И даже невероятно сильная любовь Макмерфи к жизни, которой он безоглядно делился со всеми желающими, не смогла стать тем лучом света, за которым люди пошли бы на край света. Страх победил. Не выделяться, не высовываться, быть как все, не сметь нарушить правила, не быть, не жить… И только Вождь Бромден смог найти в себе силы к благодарности за все, что сделал для него Макмерфи. И вся его любовь к этому сильному, живому, солнечному человеку выразилась через один единственный честный поступок… Эта книга не о психах, не о вызове Системе, и даже не о Свободе. Это книга о Любви. О любви человека к жизни, ко всем ее проявлениям, какими бы они ни были. Почему то я сама была как тот индеец Бромден, который своим глухонемым протестом оплакивал судьбу своего народа и нации. Можно молчать, можно прятаться от жизни, можно закрываться от нее железобетоном, можно быть в разных ипостасях, но одно я знаю точно. Любой, каждый, рожден для проявления Любви, и все мы продираемся через туман жизни в надежде обрести безусловную любовь мира. Макмерфи яркий пример того, что не нужно бояться быть собой, не нужно прятаться по углам в надежде усмирить своих демонов внутри. Нужно смеяться над своими проблемами и пытаться хотя бы что-то сделать! … надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесие, иначе мир сведет тебя с ума. И ты смеешься. Смеешься. Идешь сквозь страх, сквозь несправедливость, сквозь проблемы и неудачи, сквозь частокол чужой души и смеешься. Прячась в уборной от санитаров, я глядел в зеркало и удивлялся, что кому-то удается такое неслыханное дело — быть собой. И ты прячешься по углам, пьешь таблетки, притворяешься глухонемым, воюешь со своей сестрой Рэдчет, со всеми своими страхами, болью и разочарованиями только затем, что бы сохранить кусочек самого себя. И, не смотря на это, Кизи оставляет читателям маленькую надежду. И надежда эта заключается в том, что благие намерения чреваты лоботомией. Но только поэтому они достойны, что бы их воплощать.

Кинопоиск
Кинопоиск1 апреля 2014 в 14:31
5 незаслуженных «Оскаров» Милоша Формана

Я посмотрел фильм. Прочитал книгу. Не поверил своим глазам. Пересмотрел фильм в надежде увидеть в нем хоть намек на гениальное произведение Кена Кизи. Увы, не получилось. Обычно я начинаю рецензии с оценки сюжета, но в этот раз не сдержусь и первым делом скажу о том, что меня больше всего возмутило при просмотре фильма, а именно: его абсолютная безыдейность. Форман, кажется, не вполне понимает, что существование оригинала еще не освобождает экранизацию от необходимости нести в себе какую-то идею, какой-то смысл. Основная тема книги - противостояние личности и общества, одиночки и толпы, революционера и консерваторов, если хотите. В фильме ничего этого не показано. С одной стороны мы имеем насильника, педофила и неуравновешенного драчуна по имени Макмерфи, с другой - полностью преданных своему делу, искренне радеющих за порядок медсестру Редчет и санитаров. И на протяжении всего экранного времени зрителям усердно и даже назойливо объясняют, кому же на самом деле надо сочувствовать, а кого - считать порождением Зла и угрозой обществу (потому что, как ни странно, это далеко не очевидно). Да, свобода личности - это прекрасно, но стоит ли брать пример с таких негодяев, как Макмерфи из фильма: он ведь не только преступник, но еще и не умеет отвечать за свои действия, предпочитая искать виноватых в лице каждого встречного. Да и суровая, но, по сути, всего лишь соблюдающая правила сестра Редчет - тоже так себе злодей. Вот теперь остановлюсь подробнее на сюжете. Во-первых, из книги пропало несколько достаточно важных сюжетных линий, самая главная из которых - история Вождя. Надо сказать, я вообще был поражен, узнав, что у Кизи все действие описывается с точки зрения Вождя, который в экранизации предстал лишь непонятно почему молчащим громилой со шваброй. Во-вторых, изменена хронология событий. Причина мне не ясна - лучше это фильм не сделало точно. Ну и наконец, что мне просто бросилось в глаза: действие фильма идет своим чередом совершенно независимо от того, что мы видим на экране. Ключевой для сюжета момент? Так и быть, отведем на него пару минут. Крупный план зубоскалящего не по делу Макмерфи? Не проблема, найдем и на него те же пару минут. Хотелось бы все-таки, чтобы съемочная группа хотя бы хронометражем расставляла акценты. Отдельно хочу отметить игру Джека Николсона. Я всегда считал его прекрасным 'актером одной роли' - а если точнее, то роли психопата и маньяка. В этом фильме он снова в своем коронном амплуа. Вот только Макмерфи по книге - борец за свободу, революционер, а у Николсона он получился буйнопомешанным психом. На эту роль точно следовало взять другого актера, и желательно рыжего. Остальные актеры ничем особенным не запомнились, хотя сыграли достаточно достойно. Единственное 'но' - Сидни Лэссик, исполнитель роли Чесвика, явно переигрывал и к концу фильма стал уже раздражать своими кривляниями. За потерянную идею книги, небрежную обработку сюжета, не слишком удачный кастинг и - в целом - за нереализованный потенциал я бы с радостью поставил фильму 0, но так как минимальная оценка - один, то пусть будет 1 из 10 за... ну, скажем, несколько смешных моментов в начале.

Amateur44
Amateur4410 июля 2012 в 18:12
Образцовый бунт по-американски

Простой американский парень, Рэндел Патрик МакМёрфи, попав в тюрьму по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней, не стал покорно нести бремя своего срока. Отличаясь импульсивным темпераментом и своенравным поведением, он добился того, что его заподозрили в психическом отклонении и направили на обследование в психиатрическую больницу. И больница ему попалась не простая, а образцовая, с особенно чутким и ответственным персоналом, посвятившим себя служению долгу помощи слабым и беззащитным людям. И всё было бы хорошо, если бы не две проблемы. Во-первых, МакМёрфи ни за что не соглашался признать себя слабым и беззащитным. Во-вторых, он не хотел признавать таковыми и своих однокашников, относясь к ним, без всякой фальши, как равный к равным. Здоровое чувство жизни и стремление к свободе столкнулись с системой, взявшей людей в опеку и раздающей им счастье порциями, на подносиках, со стаканчиками для запивания. Что из этого могло выйти? Только трагедия. И она вышла на славу. Роль МакМёрфи стала для Джека (он же Джон Джозеф) Николсона первой по-настоящему «звёздной», за неё он получил свой первый Оскар. Именно здесь раскрылся мощный и самобытный талант актёра, его способность без напряжения фокусировать на себе зрительское внимание, естественным образом делаться центром событий, органично вплетая в свою игру элементы гротеска. Его игрой восхищаешься так же, как пациенты больницы восхитились своим новеньким товарищем по несчастью, – с того самого момента, как МакМёрфи, освобождённый от наручников в вестибюле больницы, дико захохотал и расцеловал своего охранника. Но, надо сказать, соперник МакМёрфи-Николсона не уступает ему в выразительной и правдоподобной игре. Практически неизвестная до тех пор Луиза Флэтчер, сыгравшая роль старшей сестры Рэтчед, столь же восхитительна – но уже не до любви, а до ненависти. Характерна фраза, произнесённая Флэтчер на церемонии получения своего Оскара за эту роль: «Иногда бывает здорово, что все тебя ненавидят». Передо мной до сих пор стоят серые глаза мисс Рэтчед, медленно и стеклянно светлеющие при виде очередного балагана, устроенного неутомимым МакМёрфи, – когда он сделал вид, что смотрит бейсбольный матч по телевизору и с заправским видом принялся его комментировать, к вящему удовольствию обитателей палаты. Причём психи в изображении Брэда Дурифа, Кристофера Ллойда, Дэнни ДеВито, Уилла Сэмпсона так же убедительны и бесподобны, как и главные герои. Что ни говорите, такая концентрация актёрской игры высочайшего класса бывает только в шедеврах. Если вы скажете, что система была неправильная, порочная и вообще тоталитарная, а МакМёрфи бунтарь, герой и просто молодец, то вы ошибётесь. Старшая сестра Рэтчед, олицетворяющая отлаженную систему заботы о психически немощных личностях, – вовсе не тиран, не садист и тем более не скрытый коммунист. Она искренне следует своему долгу и выполняет работу как умеет. Она внимательна и заботлива к своим пациентам, даже когда мучает их (ради их же блага, разумеется). Можно даже сказать, что она любит их – если к этой женщине применимо понятие любви. В душе её нет ничего, кроме стремления бесконечно поддерживать раз навсегда заведённый порядок, но зато этому порядку она предана всей душой. А ведь порядок необходим системе, без него система развалится! С другой стороны, МакМёрфи не помышляет ни о долге, ни о бунте и помогает своим новым друзьям не из каких-то высоких стремлений, а просто потому, что они попали в круг его общения, ему интересно с ними, они способствуют его самоутверждению. В сущности он – обыкновенный разгильдяй, мелкий уголовник и неисправимый анархист. Идеализировать его могли только хиппи и наркоманы 70-х (что они с успехом и делали). Бунт героя Николсона стихиен, лишён цели и потому обречён. Правда, он разбудил могучего индейского Вождя Бромдена – подобно тому, как когда-то давно декабристы разбудили Герцена. Но, как и декабристы, он сделал это случайно, совершенно не представляя себе последствий. Тема противостояния бунтаря и общественной системы – сквозная в творчестве Милоша Формана. Уже в первых фильмах маститого режиссёра, снятых им ещё до эмиграции в США, в родной Чехословакии, – «Чёрный Пётр», «Бал пожарных» – заметно глубоко критическое отношение к социалистической действительности. Но Форман, как и его герой МакМёрфи, не был противником какой-то одной определённой социальной системы. Он болезненно относился к упорядочивающему и контролирующему давлению общества вообще и стремился исследовать различные аспекты постоянно, стихийно, тут и там вспыхивающего бунта индивидуума против социума. При этом режиссёр прекрасно понимал невозможность успеха таких попыток, и все его герои (МакМёрфи, Колхауз Уокер из «Рэгтайма», Амадеус, Ларри Флинт) одновременно как борцы с системой, так и жертвы её. Но зато как восхитителен был глоток свободы, доставшийся этим одиночкам! Зрители всего мира до сих пор облизываются.

Alicia Nash
Alicia Nash27 августа 2011 в 15:09

Я думаю, что этот фильм можно назвать культовым. Режиссёр Милош Форман поднимает в нём актуальную проблему взаимоотношений человека и общества. Двадцатый век является временем расцвета тоталитарных режимов. После длительных периодов социальных потрясений людям нужна была стабильность во всех сферах жизни. Такое положение вещей дало шанс обрести власть сильным и жестоким вождям, которые ради порядка были готовы подавить волю человека. Психиатрическая больница, где происходит действие фильма, представляет собой модель замкнутого общества. Медсестра Рэтчед олицетворяет ту силу порядка, стремящуюся держать под своим контролем всё, даже личные чувства человека. Она стравливает друг с другом пациентов, чтобы потом было легче контролировать каждого из них. А обитатели больницы настолько запуганы, что им даже в голову не приходит сама мысль о борьбе. Тоталитарная система уничтожила их волю к внутренней свободе. Особенно чётко это проявляется в те моменты, когда пациентам надо принять решение, которое противоречит правилам распорядка. Но появление нового «пациента» Р. П. МакМёрфи всё меняет. Медленно, но верно его влияние одерживает победу над властью бессердечной медсестры. Пациенты вновь ощущают вкус жизни (рыбалка, вечеринка в больнице), вновь обретают голос. Нарушение правил перерастает в серьёзное противостояние. Героиня Луизы Флетчер (медсестра Рэтчед) на первый взгляд кажется хорошей, дисциплинированной медсестрой, но уже во время первого сеанса социальной терапии, можно увидеть, какое удовольствие она получает, провоцируя пациентов взаимную травлю. В её глазах читается превосходство над «жалкими» людьми. МакМёрфи не глуп, он прекрасно это понимает. И именно поэтому так ненавидит её. Луизе Флетчер гениально удалось сыграть свою героиню. У медсестры лицо как у бессердечной куклы, а глаза как у безжалостного убийцы. И всё это при том, что открыто она никогда не выступает. Спокойствие, дисциплина, жёсткая логика – главное оружие медсестры. Она является очень интересным воплощением зла, порождённым «Комбинатом». Джек Николсон не менее гениально воплотил на экране образ свободолюбивого американца. Он всех заражает своей энергией и жаждой жизни. И каким бы эгоистичным он ни показался в начале фильма, ему не безразлична судьба других обитателей больницы. Ради них он рискует всем. Меня восхищает его смелость быть самим собой. Он не изменил себе в течение всего фильма. МакМёрфи показал, что всегда необходимо бороться за право быть внутренне свободным. У фильма открытый финал. По моему мнению, режиссёр Милош Форман принял верное решение. Нельзя сразу одолеть систему. На это нужно немало времени. И пациенты, наверное, пока не готовы к тому, чтобы начать новую жизнь. Известно только одно: влияние, оказанное МакМёрфи на обитателей больницы, ни для кого не пройдёт даром. 8 из 10

Polidevk
Polidevk14 августа 2011 в 06:12
Грустный век, грустные нравы

Когда-то давно, в юном и нежном возрасте я читал произведение Кена Кизи. И, должен признаться, ничего не помню. Совсем. Поэтому смотрел фильм, можно сказать, с чистого листа. И не пожалел. Если бы смотрел сразу после прочтения, неизбежны были бы параллели с книгой – а это почти всегда не в пользу кино. А сейчас имею возможность говорить о фильме как таковом. Итак, «плохой парень» МакМёрфи (Джек Николсон) волею судеб оказывается в психиатрической клинике. Сам он считает это неким приключением, лёгкой прогулкой. Но оказавшись внутри, понимает, что всё не так просто. Внутри царит атмосфера железной и жёсткой дисциплины и всеобщей добродетели, насаждаемая сестрой Рэтчет. Это всего рода мини-общество, микромир, в котором она – Бог, создатель, судья и палач в одном лице. И никто не смеет выступить против этого. В такой атмосфере МакМёрфи пытается сохранять свои привычки, оставаться собой, но здесь другие порядки. Нужно быть таким же как все, делать то, что скажут. Ворвавшись ураганом в сонное царство, Мак пытается оживить людей, встряхнуть, пойдя против системы. Против тех, кто, прикрываясь заботой о ближнем, творит самое страшное, что можно сделать с человеком – отнимает свободу, уничтожает разум и жажду жизни. И каково быть здоровым среди психов? Ненормальность – понятие, конечно, относительное. Половина тех, кто видит призраков и каждое утро завтракает с Всадниками Апокалипсиса – вполне нормальны, просто видят больше, чем остальные. Но как назвать того, кто добровольно находится в клинике на лечении? Вот уж кто воистину ненормален. С другой стороны, может для кого-то это хоть какая-то возможность не сойти с ума от серых будней и отчаянной скуки. Неоднозначное произведение. Крайне неоднозначный фильм. Но чего не отнять – это шикарная актёрская игра. Никто лучше Николсона не справился бы с ролью МакМёрфи. Остальные тоже смотрятся очень сильно – каждый персонаж это отдельный образ, отдельный мир. Максимум того, что можно было создать на экране. Особенно поразителен молодой Дэнни Де Вито, столь не похожий на себя обычного. Ну и, конечно, же дебютанты - Брэд Дуриф, чуть-чуть не добравший до Оскара за лучшую роль второго плана, и Кристофер Ллойд, получивший мировую известность после роли Эммета Брауна в киноэпопее «Назад в будущее». Оскаров просто так не дают – это в полной мере соответствовало духу киноакадемии раньше. Результат перед нами. Фильм Милоша Формана получил 5 Оскаров, 6 Золотых Глобусов, 6 призов Британской киноакадемии. Жаль, что подобных фильмов становится всё меньше, и академики порой вынуждены награждать откровенную ерунду, которая ни по задумке, ни по реализации не идёт ни в какое сравнение с фильмами подобными «Пролетая над гнездом кукушки» 9 из 10

Ogurechnaya
Ogurechnaya11 июля 2011 в 12:18
Гнездо или раковина?

МакМерфи и был тем, кто по стечениям обстоятельств «пролетел» над этим «гнездом» - психиатрической больницей. Мак Мерфи — сильная личность, и пробовал изменить рутинную и никчемную жизнь окружающих его умалишенных людей. Все, что он хотел — это выбраться на свободу, и заодно показать ее остальным. Показать свободу людям, по собственной воле отрезанные от жизни и спрятанные от своих проблем в унылую раковину больницы. МакМерфи показал им, что такое настоящая жизнь. Дал увидеть воочию, что бесконечный прием таблеток, игра в карты и одинокие, безнадежные дни — это лишь прозябание. МакМерфи показал людям свободу — и дальше узники решали сами — уйти из тюрьмы или остаться «дома».. Стремление освободиться и потянуть за собой остальных в корне вырубала медсестра Рэйчел. Она следует установленным правилам и требует того же от других. Она-то, под прикрытием заботы о больных, и сколачивает своим пациентам гроб. Рэйчел делает из них зомби, систематизируя буквально каждое действие. Она противостоит свободолюбивому МакМерфи, опасаясь, что он разрушит степенный распорядок больницы. Джек Николсон.Что и говорить - мастер. Получил Оскар абсолютно заслуженно. Кажется, что лицо макМерфи, его характер и повадки - это настоящее лицо самого Николсона. Эта потрясающая мимика, ни грамма не наигранная ярость, жизнелюбие и самодовольство...Эх, Николсен бесподобен! Луиза Флетчер Изобразила эдакую фурию, синий чулок и просто бессердечную женщину. Она, как строгая мамаша, сидит на своем гнезде, но тепла птенцам совсем не дает. Напротив - видна неприязнь, отчуждение Рейчел от пациентов, холодная формальность. Рейчел всего лишь выполняет свою работу, и не допускает никаких теплых отношений между собой и пациентами, их проблемы ее совершенно не интересуют. Холодное сердце и заслуженный Оскар. Д. Де Вито, К. Ллойд, Б. Дуриф и другие их соратники по больнице. Хорошие из них получились слабоумные. Трудно сыграть их так, чтобы было не смешно от наигранности происходящего, а печально. Этих людей действительно жаль. Жаль их тоскливые, попорченные жизни. Каждый актер, сыгравший больного, достоин награды. Денни Де вито. Таой безобидный, доверчивый человечек с лукавой улыбочкой. Он - как ребенок, заколоченный в теле низкорослого мужчины. Кристофер Ллойд Немного пугающий, агрессивный тип, но все еще не зачерствевший в стенах больницы - и его безумное лицо, бывало, прорезала улыбка. Брэд Дуриф Тщедушный и болезненный подросток. Он загнан в себя больше, чем остальные пациенты. За порывы свободолюбия его преследуют жестокие муки совести. Этот персонаж, хоть и отталкивает своим малодушием и пассивностью, все же вызывает жалость. Это фильм о сильных и слабых людях. Слаб тот, кто по собственной воле обрек себя на медленную смерть от одиночества и однообразия, тот, кто не способен изменить свою жизнь к лучшему, пусть даже требуется приложить усилие. Сильны же те, кто находит в себе силы надорваться, но вырваться из паутины, предпочитающие бороться за свое счастье и достойную жизнь. Фильм заставляет окинуть взглядом собственную жизнь - а свободен(на) ли я?Не заперт(а) ли в свою раковину?И хотелось бы мне так же, как и пациентам, отгородиться от всех проблем, каждый день наблюдая лишь таких же несчастных, как я? 10 из 10

Тирион
Тирион17 марта 2011 в 13:17
Вечная классика

Фильм Милоша Формана по праву считается шедевром мирового кинематографа. Этот фильм заставляет по-другому взглянуть на жизнь. Ведь зачастую мы не замечаем всю прелесть свободы: свободы выбора, свободы мышления, свободы личности. Именно этой теме посвящен фильм. Сюжет: Итак, в центре сюжета находится Рэндл Макмёрфи, который оказывается в тюрьме на незначительный срок. Ему становится скучно, и он решает устроить себе каникулы, в психиатрической больнице симулировав сумасшествие. По своей природе Макмерфи - вечный бунтарь, идущий наперекор общественным нормам и правилам. Он имеет собственный взгляд на жизнь и не привык изменять своим принципам. Оказавшись в психиатрической больнице, он понимает насколько ошибочным было его мнение о психиатрических клиниках. Здесь царят ужасающие порядки. Персонал полностью угнетает права и человеческое достоинство пациентов. Макмерфи не может мириться с существующим положением дел и пытается изменить устоявшиеся законы тоталитарного учреждения, воплощением которых является деспотичная медсестра Рэтчед. Игра актеров: Джек Николсон – один из моих любимейших актеров и именно в этой роли он проявил свой невероятный драматический талант. Он создал на экране абсолютно живого персонажа, который заставляет переживать каждую эмоцию вместе с ним. (Заслуженный Оскар за главную мужскую роль). Так же меня поразила игра Луизы Флетчер. Ее персонаж вызывает совершенно противоречивые чувства: от простой антипатии до ненависти. В целом актрисе удалось воплотить один из наиболее запоминающихся образов злодеев в истории кинематографа. Эта работа так же достойно была оценена Киноакадемией. Стоит отметить и игру Брэда Дурифа, для которого данная роль стала дебютом на большом экране. Роль неуверенного в себе, закомплексованного паренька, угнетаемого матерью и боящегося отстаивать собственное мнение, была замечательно принята как зрителями, так и критиками. Подводя итог, стоит сказать, что фильм «Пролетая над гнездом кукушки» настоящий шедевр, совершенно заслужено занявший достойное место в списке величайших фильмов в истории кино. 10 из 10

New_York_Girl
New_York_Girl13 марта 2010 в 06:37

«Пролетая над гнездом кукушки» - это уже классика, как мировой литературы, так и мирового кинематографа. Рассказ о человеке, который не подстраивался под других, не прогибался под мир, в любой ситуации оставался самим собой и смог помочь в этом другим. Макмерфи, конечно, не идеальный человек, он преступник и лентяй, но он самодостаточен и уверен в себе, и это подкупает зрителя. Этот образ завораживает и заставляет смотреть фильм от начала до конца. Таких людей как Макферфи мало, если бы он выбрал жизнь чесного человека, то добился бы огромных успехов. Джек Николсон в этом фильме, уже в который раз подтвердил свое мастерство, но кроме него все актеры сыграли потрясающе. Ведь это очень трудно – абсолютно адекватному человеку, без шуток и вдумчиво сыграть душевнобольного. Все образы прописаны отлично, именно такими их и представляешь, когда читаешь книгу. Есть кое-какие расхождения с сюжетом, но в основном все выдержанно правильно. Этот фильм стоит посмотреть, но сначала (мой совет) прочтите книгу. 10 из 10

Доктор Гонза
Доктор Гонза28 октября 2009 в 09:16

Экранизации всегда судить трудно. Очень не хочется свалиться к простому сравнению. Попробую быть последовательным. Скажу сразу, что книгу я прочел уже после просмотра картины. Возможно именно поэтому моя оценка с 10, которую я хотел поставить изначально, опускается лишь до 8. Если бы последовательность была иной, я был бы менее лоялен. Игра актеров нареканий не вызывает, более того за столь шикарную подборку хочется сказать Милошу Форману спасибо. Джек Николсон и Брэд Дуриф просто потрясающе, Дэнни ДеВито и Уилл Сэмпсон выше всяких похвал, остальные тоже на уровне. Хотя Флетчер, по моему мнению, до Оскара не дотянула. Теперь о главном источнике споров - пресловутом адаптированном сценарии. Между прочим, удостоенном Оскара. Сценарий весьма и весьма отличается от книги, и, на мой скромный взгляд, в худшую сторону. Я попробую разбить внесенные изменения на две группы группы. 1. Придающие динамику. В первую очередь это отказ от сдвоенного центра Вождь-МакМерфи в пользу выигрывающего на экране последнего (как можно больше Николсона в кадре! - вот девиз Формана). Кроме того это изменение позволило убедить зрителя, не читавшего книги, в глухоте Швабры, тем самым добавив элемент неожиданности. Далее. Уменьшение числа пациентов отделения с 40 до 24 (и это несомненный плюс), угон автобуса с психами (в книге поездка была легальной). 2.Убивающие суть. Абсолютно не раскрыт образ Вождя. Пусть даже Форман делал упор на Мака, но эпизоды из детства и молодости индейца просто необходимы в фильме. Можно было сделать их в виде снов последнего. А теперь, на мой взгляд, о главном. О том, что даже гениальная игра Николсона не делает образ МакМерфи многогранным. А ведь он не только изменил жизнь и мировоззрение пациентов, но и менялся вместе с больными. А ведь и у него случались моменты отчаянья, и он не всегда был 'большим как гора'. Форман бы очень многое приобрел не откажись он от эпизода с самоубийством Чесвика. С самоубийством, случившимся именно из-за того что Рэндл Патрик МакМерфи промолчал. P.S. Далеко не все потрясающие книги экранизируются, а экранизацией такого уровня (не смотря на все замечания) могут похвастаться единицы. Спасибо Форману. Низкий поклон Кизи. 8 из 10

AlSher
AlSher12 августа 2009 в 22:11
Противостояние

Два часа напряжённой психологической внутренней борьбы и ты готов броситься на мисс Рэтчед (Луиза Флетчер), чтобы придушить её собственными руками... Она просто отвратительна!!! Это эмоции, а теперь мысли. Увы, не знаком с творчеством Кизи, поэтому, оценивая 'Пролетая над гнездом кукушки', ориентируюсь исключительно на фильм. Давно известно, что пациенты накладывают отпечаток на врачей, но я можно ли было предполагать, что столь сильный отпечаток. На протяжении всего фильма не мог отделаться от мысли, что медицинский персонал больницы гораздо более похож на сумасшедших нежели их пациенты. Но нет. В данном случае всё сложнее - они нормальные, но именно это и ужасает. К ним можно применить всё то, что они сами говорили о Макмёрфи (Джек Николсон): они не сумасшедшие, но весьма опасные. На фоне медиков сумасшедшие смотрятся безобидными плюшевыми кроликами - у них есть свои проблемы, но они держат их при себе, тихо страдая, и не причиняют беспокойства другим. Но что будет, если таких безобидных ребят возглавит парень, который по своей сути относится к первой группе? Тогда получается противостояние - противостояние со своими удачами и поражениями, противостояние с неизбежными жертвами... Фильм пугает контрастами, вызываемых ощущений - внутренне ты постоянно перемещаешься из полнейшего штиля и благолепия в ужасный шторм. Но, как это часто бывает в жизни, этим же он и притягивает. И если по началу притяжение и отталкивание идёт с переменным успехом, то к концу последнее явно сдаёт позиции. Это вновь эмоции, постараюсь откинув их сказать несколько слов об актёрских работах. На мой взгляд, большинство героев 'пойманы' верно и очень точно передают всё то, что хотят сказать авторы. Но есть одно но. Мне кажется, что фильм не позволяет достаточно раскрыть образ Вождя (Уилл Сэмпсон). Этот персонаж может быть показан гораздо более многогранно и должен сыграть в этом произведении большую роль, чем та, которую ему отвели... Но это уже не вина актёра... Не часто удаётся посмотреть фильмы, после которого эмоции захлёстывают разум. Поэтому не стоит упускать такого приятного момента! 10 из 10

Grigor1919
Grigor191910 августа 2021 в 02:29
Самые любимые шедевры. Часть 1.

«Ну я хотя бы попытался, черт возьми, хотя бы попробовал» В рамках данной рубрики я поведаю о самых важных и знаковых для меня фильмах разных лет и стран. Это те картины, что сильнее всех повлияли на моё мировоззрение и взгляд на искусство и кино, в частности. Среди них, будут, как и общепризнанные мировые шедевры, так и гораздо мене известные сейчас картины, о которых на мой взгляд несправедливо забывают. И начать я хотел бы с ленты, которая всегда помогает мне в минуту душевного беспокойства, картины которую я стабильно пересматриваю каждый год и не перерастаю восхищаться её художественной мощью. Шедевр Милоша Формана – «Пролетая над гнездом кукушки». Основой для фильма послужил культовый одноименный роман Кена Кизи. Книгу, я прочитал уже после просмотра киноленты и несмотря на её безусловную силу, она не произвела на меня столь яркого впечатления. Быть может если бы прочтение состоялось до просмотра, эффект был бы обратный, но вышло как вышло. Однако же настоятельно рекомендую ознакомиться и с книгой, для более полного погружения в историю. Ибо в экранизации многие моменты были опущены, таким образом некоторые сюжетные моменты стали смотреться как-то рвано и не законченно, особенно это касается финала. Жанровую специфику фильма определить непросто. С одной стороны, у ленты явный комедийный уклон, а у Формана как у режиссёра к этому есть явная предрасположенность и чутьё. С другой, история крайне трагична и серьёзна. Полагаю, картину Формана имеет смысл отнести к разряду этакой чёрной трагикомедии, в которой драматизм ситуации, контрастирует с ярким комедийным элементом, тем самым вызывая целый спектр противоречивых, но от того не менее ярких эмоций. И кино, и книга, в первую очередь повествуют о борьбе. Борьбе за свободу с режимом, который подавляет её. Свободу выбора, свободу слова, даже право на одиночество ущемлено. Деспотичная сестра Рэтчед, держит всю жизнь в отделении под чётким контролем, и любое даже малейшее отступление от плана воспринимается как хаос и немедленно пресекается. Даже начальная сцена фильма, с руки отточенной режиссуры Формана, демонстрирует ту самую повседневную монотонность в жизни отделения. Так происходит до появления нового пациента, бунтаря и симулянта – Рэндела Патрика Макмерфи, который предпринимает вдохнуть дух свободы воли в несчастных и в край запутавшихся 'больных' Своим вмешательством и попытками пойти наперекор привычному укладу, он выявляет в каждом новое доселе невиданное ими же начало, будто заново рождает в них давно потерянное чувство самоуважения и волю. Авторы предлагают зрителю порассуждать на тему того: где пролегает та граница, что разделяет норму и психическое отклонение? Есть ли эта граница? И что такое «норма»? Ни для кого не секрет, что роль Макмерфи стала звёздным часом для Джека Николсона. Его яркий, озорной, безалаберный и в то же время мужественный образ, резко контрастирует с холодной и сухой сестрой Рэтчед, его главным антагонистом в фильме, роль которой мастерски исполнила Луиза Флэтчер. Главное, что мне кажется стоит упоминуть — это дуализм присущий её персонажу. Ведь нельзя назвать её злодейкой или даже плохим человеком, она просто хорошо делает свою работу и даже искренне верит, что её методы благотворно влияют на пациентов. Она этакая строгая учительница, которая чётко следуя плану, и не желая зла для своих учеников, невольно душит каждого из них, подавляя волю и окончательно разрушая разум. Флэтчер прекрасно справилась со своей ролью, и как мне кажется смогла нащупать ту самую нить, что создаёт дополнительную глубину её персонажу. Остальные актёры также заслуживают внимания. Каждый вжился в роль и сделал историю живой и естественной. Отдельно хочу отметить Брэда Дурифа, очень натурально воплотивший роль зайки Билли Биббита, Сидни Лэссика, Уильяма Редфилда, как всегда, яркого и задорного Скэтмэна Крозерса в роли ночного сторожа Тёркла, и конечно прекрасных Кристофера Ллойда и Дэнни Де Вито, для которых роли психический нездоровых пациентов в «кукушке» стали дебютными. Упомяну также музыку композитора Джека Ницше, его причудливые индейские мотивы, ещё долго будут звучать у вас в голове после просмотра. Итог: «Пролетая над гнездом кукушки» - это безусловный шедевр на все времена. Смешной, трогательный, глубокий, отлично поставленный и сыгранный фильм. Темы, раскрытые что в кино что в книге, остаются актуальными и по сей день. Режиссура Формана, с его тонким комедийным чутьём, великолепная игра актёров и совершенно невероятной силы и трагизма история. Финал фильма, каждый раз доводит почти до слёз, одновременно грустных и радостных. Lets go… 9 из 10

_virsaviya_
_virsaviya_4 апреля 2010 в 14:35
Сплошное разочарование

Учитывая, что фильм снят по одноименному произведению Кена Кизи, я решила, что правильней будет сначала прочитать книгу. Наверное, я ошиблась, в выборе этой последовательности, потому что фильм стал слишком большим разочарованием. Объясню. Начнем, конечно, с главного героя, Р. П. МакМерфи. Мимика Николсона, без сомнения, прекрасна. Но за исключением его лица, едва ли что-то в нем соответствует образу его героя. И дело далеко не только в том, что он мелковат для него. Меня, в частности, весьма интересует вопрос: почему он не рыжий? Думаю, Кизи не случайно наделил своего героя огненной шевелюрой, это мощнейший символ, несущий в себе много смыслов. Рыжие волосы рождают ассоциацию с огнем, подразумевая яркость и силу эмоций и духа, рыжие волосы притягивают внимание, рыжие волосы в силу своей относительной редкости делают своего обладателя каким-то особенным, выделяют его из толпы. Кроме того, вспомните, в нашем менталитете понятие 'рыжий' весьма схоже с понятием 'крайний'. Почему именно МакМерфи выпадает бросить вызов сестре, он что рыжий? Да, именно так, он рыжий. Это о внешности. Важнее характер - он не раскрыт. Где та противоречивость, желание заработать не ради наживы, а ради интереса, душевные сомнения - 'своя рубашка ближе к телу' или 'друг познается в беде'. Неоднозначность этого персонажа обозначена также и сомнениями обитателей больницы о настоящих мотивах их героя. Один эпизод говорит об одном, другой – заставляет их убедиться в правильности предыдущего выбора, а третий – сметает все сомнения и оставляет четкую ясность о том, почему ОН так делает. Вождь Швабра, мистер Бромден – индеец, один из ключевых характеров произведения, воплощение автора. Кем он предстает здесь? Просто внешне огромным мужчиной, с извечной шваброй в руках, «глухонемой». В книге четко сказано, почему он так себя ведет, чего ему стоило заговорить и подвергнуться риску разоблачения. Этот характер в фильме вообще не раскрыт. Вообще. Мистер Хардинг – по книге красивый мужчина с танцующими руками. А в фильме – стареющий, невнятный непонятно кто. Опять не раскрыт. Становится похоже на печальную статистику. Билли Биббит – один из немногих, кто внешне соответствует своему персонажу. И в целом, на общем фоне, выглядит гораздо более сносно, относительно других. Мистер Чесвик – внешне неплох, но.. опять не раскрыт. И то, что меня абсолютно поразило, сценаристы сохранили ему жизнь, хотя в романе его смерть – один из ключевых моментов. Этот герой легко выступал за что-то или против чего, но как только над ним нависала опасность, также легко отказывался от своих слов. Он совершает самоубийство. Сам себе выносит приговор. Его извечный мотив страха за собственное существование отходит на второй план, он поверил в то, что что-то можно сделать. Он может что-то сделать. Некоторые важные персонажи вообще отсутствуют - Джордж, например. Именно, защищая его, МакМерфи угодил в буйное, именно благодаря этому эпизоду мы все убеждаемся, что дело не в деньгах и в сигаретах, не в потенциальном заработке, дело в другом. Кажется, что всех промахов фильма и не описать, как их много. А сестра Ретчед? Где акула отделения, державшая всех под пятой – больных, доктора, персонал, неужели – эта женщина в фильме и есть та самая, кто может заморозить, загипнотизировать взглядом, напустить туман на все отделение, у которой везде и все схвачено? Где накрашенная неснимаемая улыбка, и большой бюст, единственно доказывающий, что сестра - женщина. Совсем не та. Совсем. А санитары – неужели это те беспринципные мучители, почерневшие от ненависти. Кажется, уже надо сказать спасибо режиссеру, что они хоть не белые. А сцены? Сцена рыбалки – почти ничего общего с книжной, сцены собраний – а где доктор? Сцена с полотенцем и черными трусами в забавных китах? Трижды разбитое окно? Где это все? Утрачены детали, смыслы, и та грань между здравомыслием и безумством, которую наощупь пытается найти Кизи, режиссер и сценаристы прочерчивают грубо и определенно. Кажется, описать все несоответствия просто невозможно. Проще снять новый фильм. Надеюсь, так и случится когда-нибудь. Главное, не смотрите фильм после книги, не верю, что в такой последовательности он может понравиться. 2 из 10

Akatos
Akatos29 мая 2022 в 11:43
Кукушкино племя

В орегонскую психиатрическую больницу завозят новичка – социопата, дебошира и просто веселого парнишку Рэндла Макмёрфи. В отличие от других пациентов Макмёрфи точно не псих. Да, он порой неадекватен, иногда ведет себя как настоящий кретин, но цель его пребывания в этом заведении проста. Во-первых, он пытается откосить от зоны, а во-вторых, намерен при первой возможности слинять с психбольницы, охраняют которую точно не как тюрьму. Ну а пока Макмёрфи начинает акклиматизироваться на месте, играя с новой компашкой в карты и обучая местных психов премудростям жизни. Очень быстро новичок становится лидером всего отделения больных и это категорически не нравится сестре Рэтчед, у которой здесь свои особые порядки. Постановка Милоша Формана, экранизировавшего главный роман жизни Кена Кизи, в целом хороша. Но именно хороша, а не потрясающая, умопомрачительная или сногсшибательная. Да, игра Джека Николсона заслуживает похвалы. Да, сама режиссура Формана, по духу напоминающая его же «Бал пожарных» еще чехословацкого периода, весьма душевна. Да, игра тогда еще безвестных актеров второго плана, вжившихся в роль сумасшедших, очень натуральна. Но сам сюжетный материал с последующими подводными смыслами ну вот никак не видится каким-то особенным. Кстати, сам Кен Кизи остался очень недоволен экранизацией, но у него были свои резоны. Он то свой роман подал через призму мировоззрения психически больного человека, а Форман сделал акцент на бунт против системы, где психбольница представлена таким себе государством-обществом. Другое дело, что сам бунт под водительством Макмёрфи – это даже не бунт, а больше ребячество. Он как зрячий среди слепых, или не толстый среди жирдяев. На таком фоне легко и удобно быть забавным героем, особенно для внешнего наблюдателя – зрителя. Но вряд ли кто-то в реальной жизни захотел бы такого вот Макмёрфи впустить к себе в дом или оставить наедине с ним свою дочь. Макмёрфи – самый обычный эгоистичный подонок, который оказался в психиатрической больнице даже не потому, что попытался обмануть тюремщиков, а потому, что он противен самому обществу, его здоровой и адекватной части. Непонятна мне и демонизация персонажа сестры Рэтчед. Да, во время коллективных сеансов, она натравливает пациентов, вызывает в них внутренние страхи и вообще, повелевает их свихнувшимися душонками. Все так. Она точно не тот врачеватель, который заслуживает похвалы. Но и не более того. Рэтчед в своих повадках не выходит за рамки среднестатистического паршивого школьного учителя, а уж в сравнении с армейскими сержантами она и вовсе душка. В общем, баба и баба манипулирующая по несколько часов в день дурачками, которые этого даже не замечают. Это не хорошо, но тут нет и преступления подпадающего под УК. Луиза Флетчер, сыгравшая сестру Рэтчед, справилась со своей ролью достойно. Но опять же, она не наиграла на «Оскар» в качестве исполнительницы главной роли. Ее персонаж однозначно второплановый. По Джеку Николсону этих вопросов нет. С пятой попытки он таки заслужил свою статуэтку и был в фильме лучшим. Вообще, Николсон и в 70-е был одним из лучших, а здесь просто с кондачка освоил роль и во многом способствовал тому, что фильм восторженно приняли критики и зрители. Удачным этот фильм стал и для целого набора актеров, которые или дебютировали здесь, или сыграли одну из первых своих ролей. 25-летний Брэд Дуриф, сыгравший психа-заику подавленного своей матушкой, получил даже оскаровскую номинацию. Здесь же появляются еще молодой коротышка Дэнни ДеВито, будущий безумный профессор из «Назад в будущее» Земекиса Кристофер Ллойд, визуальные «уродцы» Винсент Скьявелли и Майкл Берриман. Хорош был в роли Вождя и настоящий индеец-гигант Уилл Сэмпсон. В общем, вся эта колоритная компашка под умелым водительством Джека Николсона создала вполне интересный калейдоскоп когда забавных, а когда и грустных историй. Хорошее, запоминающееся и во многом душевное кино. Но лучший ли это фильм 1975 года? Однозначно, нет. 7 из 10

Anthony_W
Anthony_W19 марта 2010 в 13:06

Когда фильм превращается в классику оценивать его можно только с позиции понравился или нет. Можно обратить свое внимание на отдельные приемы режиссеров, которые впоследствии будут очень популярные. Данный фильм я посмотрел с интересном. Но к сожалению для меня весь процесс происходящий в стенах клиники оказался не настолько интересен как я мог предположить. К просмотру фильма я подошел спокойно. Я не интересовался его судьбой, влиянием на кинематограф, актерами. Я поставил диск и стал наблюдать за событиями. Первое что меня очень порадовало – это игра актеров. Через какое-то время я вдруг увидел, что в фильме кроме Николсона играет Кристофер Ллойд. В середине я разобрал Винсента Скьявелли. Но когда в конце я увидел, что роль Мартина играет Дэнни ДеВито я был действительно удивлен. Происходящее в фильме имеет ценность. Ввиду и момента связанного с событиями происходящими в клинике и момента жизни персонажей. Как по разному может проявлять момент связанный с насильственным заточением людей и нахождением в клинике по собственному желанию. Является ли сестра Рэтчед одной из самых беспощадных злодеев в кино? Я этого не увидел. Возможно, для своего времени она являлась. Но мне она совершенно не запомнилась. И тут мне кажется я упустил что-то из виду. Может просто эта история не показалась мне чем-то необычным или вопросы поднятые в фильме требовали другой визуализации. В детстве, у бабушки в селе из казармы сделали такую же психиатрическую больницу. Очень часто я общался с такими как эти персонажи, а так же медсестрами и докторами. Пациентов третьей категории, выпускали в город. Вторые мало понимали происходящее. Для первой были созданы условия почти тюремного содержания. Та группа из третьей категории с которой я общался, часто была намного человечней чем здоровые люди. Кто-то из медперсонала был внимательный, кто-то самоутверждался за счет пациентов. Печальнее то, что никто не может дать гарантий. Пролечившись некоторые действительно выздоравливали, но очень и очень часто многие попавшие в эту больницу теряли то, немногое что у них было. Главные минусы фильма – это неясность основного конфликта происходящего вокруг. Не ясен финал. Я понимаю, что режиссер Милош Форман хотел показать фильмом, потому что знаю больше чем в этом фильме показано. Но если брать фильм, то вопросы конфликта и смысл в финале требуют показать другую историю, другие декорации жизни этих пациентов, других врачей, пытки после которых люди уже не возвращаются в сознание. Показать противостояние людей и системы. Этого в фильме Милоша Формана нет. 7 из 10

Vera Lynn
Vera Lynn13 июня 2009 в 13:05

Что есть жизнь в сумасшедшем доме? Неадекватность и безумие. Что есть наша жизнь? То же самое. Нам представлен социальный вопрос, находящийся в рамках дурдома. По сути, наблюдая, на первый взгляд, за ненормальными людьми, постепенно складывается та система, знакомая нам уже очень давно, а именно – современная модель общества. Когда в обществе появляется кто-то, способный кардинально повлиять на общую ситуацию своим отличающимся от других мнением, потревоженные участники событий воспринимают героя по-разному. Такие, как МакМерфи, и являются недостающими звеньями в нашем обществе, они способны повести за собой толпу и обнаружить в человеке нечто большее, чем он кажется на первый взгляд. Короче говоря, личность на все 100%. Оказавшись среди толпы умалишенных, самому таковым не являясь, естественной реакций было непонимание. Попав в психушку, скажем так, немного не традиционным способом, он поднимает на уши всю больницу своим эксцентричным поведением и бунтарскими наклонностями, демонстративно пренебрегая правилами, тем самым вызывая гнев медсестры, которая здесь играет роль «голоса разума», свершающего лживую справедливость и ставящего по струнке каждого пациента. Диктат, расписание, ограничения – разве это не знакомые нам условия? А если ты против системы, тебя обязательно сломают. Героиню Луиз Флетчер и правда начинаешь ненавидеть в процессе просмотра, а судьбами душевнобольных начинаешь проникаться. И тогда становится понятно, что они лишь жертвы общественного мнения. Они зависимы, испуганы и, конечно же, неспособные взять в руки свою жизнь, находятся под давлением тех, кто морально их сильнее. Дальнейший процесс «выживания» - становление для толпы чем-то важным и авторитетным, что, собственно, и происходит в стенах больницы. МакМерфи, пробудивший в пациентах азарт и хоть какой-то, пускай даже искусственный интерес, подогревающийся лишь активностью его самого, берет на себя ответственность за все выходки, противоречащие дисциплине, увеличивая и без того немалый конфликт между ним и медсестрой, который, к слову, успел перерасти в личную неприязнь этих двух людей, что и послужило в дальнейшем мотивом для финала. Безвыходно, если смотреть на всё это глазами реалиста, комично, если смотреть глазами МакМерфм. Таких людей мало. Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. Почему, скажите на милость? Ф. Петрарка 10 из 10

Тима_005
Тима_0056 февраля 2009 в 19:32
'Вождь поднял руку !!!'

Читая тут отзывы о фильме, обратил внимание, что многие в той или иной степени раскритиковали кино, говоря о том, что книга интереснее и т.д. и т.п. Но ведь очень редко, когда кино получается таким же насыщенным, как и литературный текст. Можно долго приводить примеры фильмов снятых по книгам, которые естественно по объективным причинам хуже, но при этом являются качественными и даже культовыми фильмами. Но, тем не менее, мне лично картина 'Полет над гнездом кукушки' очень понравилась. Став, считаю, все же удачной экранизацией книги. Философские фильмы, американского производства можно перечислить по пальцам, но Милошу Форману удалось снять поистине умный фильм. А самое главное, фильм на острую тему взаимоотношения человека и жестокой системы. Этот фильм о том, что может сделать система с абсолютно здоровым человеком, как она может менять людей и превращать в слабоумных рабов, как вырваться на свободу и научиться ее ценить? Действия фильма разворачиваются в психиатрической лечебнице, куда попадает герой Джека Николсона - Мак Мерфи. Больница тут не просто учреждение, но и та самая система, представляемая сестрой Редчед. Старшей сестрой отделения. Это так называемое государство в государстве, где свои сложившиеся порядки, где больные принимают каждый день лекарства по расписанию. Да и в целом, проводят всю свою жизнь по расписанию, установленному мед. персоналом. В этом месте Мак Мерфи чувствует себя некомфортно, т.к являлся всегда вольной птицей даже в подобных закрытых учреждениях, отстаивая всегда свою позицию относительно всего, привык всегда дышать полной грудью, никогда не пропускать мировую серию по бейсболу и жить просто по своим правилам... 'Я даже в тюрьме, в карцере смотрел бейсбол...!' Мак Мерфи не является психом, как и все те, кто находится в этом отделении больницы. Но совершенно очевидно, что люди эти сломлены системой и, боясь, бросить ей вызов живут по правилам лечебницы. Попав в это заведение Мак Мерфи сразу же становится центром всех происходящих тут событий. Ведь он словно прохладный ветерок врывается в обыденную жизнь людей, сломленных этим режимом и привносит туда что-то новое. Он учит своих новых друзей играть в покер на деньги, играть в баскетбол, а также прятать под язык таблетки. Он угоняет автобус и увозит так называемых психов на рыбалку, доказывая всем, а в первую очередь им самим, что они не большие психи, чем сами сотрудники больницы. Люди обретают свое 'Я', общаясь, со свободным Мак Мерфи. И даже мистер Чезвиг осмеливается требовать свои сигареты у сестры Редчед, он больше не хочет, чтобы ему их выдавали, как конфеты маленькому ребенку (с) Но изменить людей, привыкших быть рабами не так уж и просто... - Мак, я буду скучать по тебе... - Так пойдем со мной Билли, давай уйдем вместе! - Нет, Мак. Я не готов... Выясняется, что многие находятся в этой больнице добровольно и даже не хотят что-то менять и уйти, т.к. чувствуют себя домашними животными, неспособными выжить в родной среде, а именно в большом мире. Так и Билли Бибид, отказывается сбежать с Мак Мерфи, будучи повязшим в этой системе и будучи ее рабом, он не мыслит жизни за пределами этой клетки. Но есть тут и люди, приспособившиеся к жизни в лечебнице. Это такие люди, как Вождь. Прикинувшись глухо-немым он живет себе на уме, пускай все его считают тупым, безмозглым - душевнобольным здоровяком. Но он больше всех ценит свободу и найдет к ней путь, забрав с собой на свободу и Мак Мерфи... Вывод: Что такое 'Полет над гнездом кукушки?' Это картина, которая учит любить и дорожить свободой. Это фильм для нас- людей, которые в некоторой степени и являемся Билли Бибитом или теми людьми, которые не подняли руку, когда Мак предложил проголосовать за то, чтобы включили бейсбол по телевизору. Это люди, которые боятся своего мнения даже в таких вещах. Мы часто не можем хотя бы внутренне почувствовать себя свободными. А не став свободными душевно, мы будем всегда рабами. Несмотря на тонкую философскую подачу, считаю, что фильм этот должен посмотреть каждый, даже человек не привыкший думать и размышлять во время просмотра фильма... 10 из 10 Шедевр!