С этого фильма Нолан начинает путь в большое кино, поскольку получает в руки свой первый бюджет, на который тот не потратил ни джоуля своих физических сил. С данным фильмом познакомился недавно, но уже с первого знакомства картина зацепила. Ещё в «Преследовании» режиссер показал, что может придумать хорошую детективную историю и закладывать нестандартные решения в любую драматическую ситуацию. Этот фильм способен вас удивить. Далее поделюсь впечатлениями от увиденного, и некоторыми мыслями по этому поводу. Повествовательный критерий или нарратив. Главный герой этой истории носит имя Леонард Шелби. Однажды он просыпается в номере дешевого мотеля и пытается вспомнить, что делал пятнадцать минут назад. Если говорить о сюжете вкратце, то этого описания вполне достаточно для первичного понимания того что вы увидите. Вот здесь Нолановский перевертыш кроется в логике раскручивания событий. Такой приём требовал правильной подачи, поскольку зритель должен разбираться в происходящем немного подробнее, чем главный герой. По сути, перед нами не только первое высказывание о важности контроля своего подсознания, но крутое воплощение инверсии в повествовательном пласте. Мы будем следовать от конца к началу, и при этом интерес не пропадет, а только усилиться. Умение сохранить интригу в условиях, когда любой другой сценарист все запорол бы ещё одна из фишек Нолановского стиля и манеры повествовать. Главный герой вынужден выводить на теле все важные события и факты, чтобы восстанавливать правильную хронологию событий. Смотреть за действиями главного героя, следующего указанием не менее интересно, поскольку диалоги как всегда великолепны, слушать, что говорят персонажи — одно удовольствие, поскольку братья Ноланы умеют не только в содержание, но и в форму подачи сценария. И понимание этого приходит с первых кадров. Визуальный критерий или техническое оснащение. Со временем пришёл к мысли, что «Помни» является лучшим фильмом раннего Нолана, поскольку в нём он докрутил некоторые идеи из Преследования, к примеру, в обоих фильмах чудесные диалоги. Но в этом фильме уже чувствуется, что у творца был более весомый бюджет, поскольку чёрно-белые кадры перебиваются кадрами цветными, что значит наличие более дорогой плёнки. Плюс удивительно цельный монтаж, каждая сцена взаимодействует с другими, склеенные воедино и ранжированные именно в том порядке, в каком их задумал режиссёр, они составляют цельную картину, а не калейдоскоп не связанных никакой концепцией наклеек. Уолли Пфистер находится в лучшей своей форме и выдаёт чёткую и максимально детализированную организацию кадрового пространства. Его мастерство выражается способностью творить особую атмосферу самыми обыкновенными средствами. Всё что отвечает за картинку, прекрасно работает и на текстовое пространство фильма, создавая необходимый стык содержания и формы. Также необходимо отметить саундтрек, мелодии Дэвида Джульяна звучат всегда своевременно, работая на создание настроения сцены и атмосферы всего фильма. Некоторые мелодии стали бы украшением вашего плейлиста. Актёрские работы. Общее впечатление от фильма усиливается благодаря отличной актёрской игре Гая Пирса. На экранах он появляется редко, поэтому говорить о том, что я поклонник его таланта трудно, но здесь он максимально вложился в своего персонажа. Ему удалось максимально натурально и реалистично, показать паранойю, свойственную его персонажу. При этом актёр сдержан и не переигрывает, что делает ему честь. Джо Пантолиано — мастер с большим диапазоном образов, поэтому способен сыграть любого. Его персонаж Тедди неоднозначен, но от этого не менее интересен, мы воспринимаем его персонажа через призму впечатления от него главного героя, но у него будет шанс перетянуть одеяло на себя. Кэрри-Энн Мосс также справилась со своим неоднозначным персонажем, в начале фильма она с одним характером, в середине она более эмоциональна, потом показывает холодность и отстранённость, всё это актрисе удалось воплотить в своём персонаже Натали. Немного о Дубляже. Гая Пирса писал Леонид Белозорович, этот актёр и режиссёр дубляжа всегда отличается тем, что берёт на себя самые сложные роли. Эту роль простой ну никак нельзя назвать. Любовь Германова писала Натали, у неё достаточно узнаваемый тембр, часто озвучивает документальное кино. Советую посмотреть документальные циклы про Рюриковичей и Романовых, как мне кажется, там она раскрывается лучше всего. Здесь ей удалось придать голосом персонажу необходимую характерность. Вадим Андреев писал Тедди, непривычно воспринимать его именно в контексте этой роли, но Вадим Юрьевич справился как всегда блестяще. В качестве вердикта. Ни на что не похожий фильм, который снова демонстрирует нам режиссёрский гений Кристофера Нолана во всей красе. Ладно скроенный детективный триллер в котором есть нестандартные сюжетные ходы и сильная детективная линия. Фильм получает от меня максимальный балл, и рекомендую к знакомству всем ценителям жанра и хороших историй. Всем здоровья, добра и хорошего кино! 10 из 10
Начну с того, что для меня было удивлением, что данный фильм снял Кристофер Нолан. Я узнал данный факт в момент начала просмотра кино. И мне стало понятно, что данный фильм будет не прост в просмотре, как итог, так и оказалось. После просмотра я собирал фрагменты фильма, в голове и выстроил историю, рассказанную автором. На протяжении всего фильма, я запоминал моменты, начала сцен и конца. Сюжет фильма рассказывает историю Леонарда, который помнит, что его жена была изнасилована и убита, но он не помнит кто это сделал, так как страдает потерей кратковременной памяти, и не помнит, что с ним было 15 минут назад, для этого Лео разрабатывает свою систему ведения воспоминаний, и живёт при их помощи, чтобы найти и отомстить убийце жены. Кристофер Нолан разделил повествование истории фильма на несколько веток, точнее на три. Первая ветка — это воспоминание Лени, которые он вспоминает и помнит всегда. Вторая ветка — это прямая ветка она является черно-белой, с неё и нужно запоминать историю. Третья ветка является цветной, она идёт задом наперёд, с неё начинается фильм. Нолан построил свое кино, таким образом, что у него начало фильма это его конец, а конец — это начало. И нужно помнить все моменты, и смотреть внимательно. Актеры: Гай Пирс, исполняет роль Леонарда, и у него получилось воплотить в жизнь, героя, который ничего не помнит, и должен делать тату и вести учёт и следовать своей системе. Следя за главным героем в фильме, ловишь себя на мысли, что одновременно растерян и в тоже время собран. Джо Пантолиано, исполняет роль Тедди, данный персонаж, скользкий тип, что общается с Лео ради своей выгоды. Кэрри-Энн Мосс, её персонажа зовут Натали, и с ней у меня складывалось двоякое впечатление, ей как бы и сопереживаешь, и как бы нет. Хочется так же отметить манеру повествования в фильме, Нолан рассказывает свою историю не торопливо, понятно, поначалу, конечно, я сидел в недоумении, но ближе к одной четвёртой фильма, я разобрался, что да как, и понял на, что нужно обращать внимание. Я знаком с такими работами Нолана, как Интерстеллар, Довод, который я считал его самым сложным фильмом, Трилогия о Темно рыцаре и Начало, но после просмотра Мементо, я сижу в раздумьях, и набираю эту рецензию, и думаю над последними словами главного героя. Так же хочу отметить, хоть Мементо и является детективом/триллером, Нолан может разрядить обстановку вставив в диалоги героев пару уместных шуток. Если вы решите посмотреть данный фильм, то советую выбрать хорошую компанию или смотреть одному, также убрать телефоны и просто следить за сюжетом, может по началу и будет что-то не понятно, потом все поймёте.
Память интерпретирует, а не фиксирует Прошло полчаса, а я все пытаюсь понять, что же произошло на самом деле, и моя версия напрямую касается этой фразы. Сэмми-Ленни — созвучные имена и, кажется, память Леонарда сыграла с ним злую шутку: она не фиксировала его наблюдения за пациентом, а подменила героев (его самого на Сэмми). А Тэдди — аферист, использующий Леонарда в своих целях: убийств наркоторговцев было уже, кажется, немало (на это указывает фраза, что люди с именем 'Дж. Г' море!) Это для тех, кто, возможно, как и я поначалу, не понял смысл (но за свою правоту не ручаюсь, хотя и похоже на истину!). Что касается впечатлений, то картина оригинальна и интересна — это радует теперь, в 2017 году. Атмосфера мрака. С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий! Так и здесь: не понимаешь совершенно, куда несет нас 'рок событий': кто враг, кто друг; кто убийца, в конце концов, кому верить. И даже по окончании не сразу осознаешь, что ты посмотрел и как докопаться теперь до истоков.
Странно, что на самые глубокие и необычные фильмы я натыкаюсь случайно. И 'Помни' не стал исключением, хотя начинала его смотреть исключительно для того, чтобы подтянуть английский (интонации героев непередаваемы, посмотрите с субтитрами, если будет желание), а в результате пишу эту рецензию, чтобы поделиться тем, что я вынесла из этого фильма. Прежде всего стоит отметить качественную игру актёров, которые удивительным образом погружались в своих персонажей. Каждый характер ярок, наблюдать за такой качественной работой и режиссёра, и актёров - одно удовольствие. Сам же фильм состоит из отдельных эпизодов, перемешанных, словно кусочки мозаики, часто - в совершенно не хронологическом порядке. И это выделяет фильм, хоть и немного затрудняет его восприятие - фильм точно не лёгкий и не для 'нечего-делать'. Сюжет увлекает, тем более, что у главного героя есть довольно серьёзное препятствие в поисках убийцы - редкая форма амнезии. Но практически сразу становится известно, кто именно убийца, и что произошло дальше, и лишь потом перед зрителем выстраивается логическая цепочка происходящего. Зритель знает, что происходит, смотрит на всю картину целиком, в отличие от главного героя, и разворачивающийся сюжет поражает. Тонкая и, безусловно, смелая игра убийцы, который играет с огнём, пытаясь отвести от себя подозрения. Ловкие действия Натальи, глядя на которую не сразу скажешь, в чьих интересах она действует. Настолько продуманные персонажи, повторюсь, выгодно выделяют фильм из ряда подобных. Поражает, что главный герой остаётся максимально собранным и внимательным, несмотря на свою болезнь. В течение фильма зритель всё больше погружается в его состояние, учится замечать каждую мелочь, чтобы потом сопоставить всё воедино. Именно поэтому так цепляют короткие фразы, часто небрежно брошенные одним из героев, те фразы, которые заставляют задуматься каждого, кто смотрит внимательно. Сколько раз главному герою было сказано, что то, что он делает - бессмысленно, что он сам строит свой мир из ошибочных воспоминаний. Несмотря на то, что знаешь развязку сюжета, кажется, что Леонард способен опустить руки и сдаться. 'Каждому необходимо зеркало, чтобы помнить, кто он есть на самом деле'. Фильм выводится за рамки 'детектива о парне, который ничего не помнил и снимал фотокарточки, чтобы не забыть', и становится фильмом, который спрашивает каждого зрителя: готов ли он сам помнить абсолютно всё, что с ним было? Ведь память, как говорит главный герой, не слишком надёжна. Всё, что есть у героя - факты, зачастую ложные, которым он вынужден верить. Были мнения, что фильм оборван и не завершён. На первый взгляд может так показаться - ведь финальный кадр - лишь середина истории. Фильм заканчивается не на логической развязке, а на самой мощной мысли, оставляя зрителя один на один с вопросами, которые задаёт режиссёр. Какими - каждый зритель решит сам. Одно можно сказать точно - фильм не на один раз. А если говорить об оценке, то с уверенностью можно поставить 10.
'Помни' - фильм Кристофера Нолана, послуживший режиссеру трамплином на пути к славе техничного, вдумчивого и просто талантливого постановщика кинокартин. В своем втором по счету полнометражном проекте Нолан выступил не только в качестве режиссера, но и сам создал сценарий, поражающий способностью намертво приковывать внимание зрителя к экрану на 2 часа. Ниже я попытаюсь насколько возможно подробнее представить мастерство Кристофера Нолана, которое он проявил при создании 'Помни', избегая раскрытия основной интриги сюжета. Главный герой фильма Леонард Шелби страдает от антероградной амнезии: неспособности вспомнить новую информацию усвоенную человеком после события, спровоцировавшего амнезию. Его жену убили, а он получил травму головы. И теперь бедняга не может вспомнить, что с ним происходило 10 минут назад. Но он пытается с этим справляться и делает это относительно успешно, потому что у него есть цель, которая определяет порядок его жизни. Что бы он не делал, он делает все только ради одной этой цели: найти убийцу жены и отомстить. Расследование убийства предполагает сбор и анализ данных, взаимодействие с разными людьми. И эти процессы значительно усложняются, если главным их участником является некто вроде Леонарда, неспособного удержать у себя в голове ни даты, ни факты, ни имена, ни лица, ни события. Погоня собаки за собственным хвостом - вот как должны были бы выглядеть поиски главного героя. Но Леонард упорствует, и на пути к своей цели сделал уже довольно много. Он избрал оригинальный способ хранения информации: на своем теле. Основные факты расследования он вытатуировал на себе: от инициалов убийцы до номерного знака его машины. У него есть папка с материалами дела, заведенного полицейскими, и он сам является такой же папкой. Из плоти и крови. Чтобы продвигаться в поисках, Леонард вынужден оставлять себе записки с напоминаниями и делать фотографии наиболее важных мест и событий, и они, как вехи, направляют его дальше в его поисках. Все, чему он может доверять, это его почерк и его полароид. Грустно. Немного мрачно. Но Леонард не производит впечатление одинокого и разочарованного человека. Он идет вперед бодрой походкой, спотыкаясь и оглядываясь назад, но все же не останавливаясь. На недоумение на лицах людей, с которыми он знакомиться каждый раз заново и которым он рассказывают свою историю, он отвечает улыбкой, говорящей 'Была бы цель, а средства найдутся'. И Леонард мог бы стать ярким положительным героем, способным вдохновить кинозрителя на преодоление самых больших препятствий на пути к их цели. Если бы не удивительная развязка, разрушающая представление о Леонарде, как о примере для подражания, которую для нас приготовил Нолан. Невозможно не отметить технику, которая была использована при создании фильма. Для более эффектной подачи сюжета Кристофер Нолан применил им же созданный вид композиции, называемый 'инвертированной композицией'. Повествование разделено на две плоскости. В одной из них изложение разбито на пятиминутные отрезки, которые следуют друг за другом в обратном порядке. Каждый следующий сегмент показывает, чем обусловлены события предыдущего. Пятиминутные отрезки перебиты трехминутными черно-белыми вставками, в которых время течет в обычном порядке. В конце фильма обе сюжетные линии сходятся воедино и черно-белая картинка обретает цвет. С этого момента зритель может восстановить полную хронологию событий. По началу кажется, что такая работа монтажёров только сбивает столку. Но потом приходит осознание: режиссер заставляет нас вспоминать события каждого предыдущего эпизода, как это делает главный герой. Он вызывает у зрителей понимание, сочувствие, направленные на героя. Он усиливает их вовлеченность в историю. Он задерживает их внимание на происходящем так, чтобы они не могли отвести в сторону ни взгляд, ни мысли. Это тонкое взаимодействие с тем, кто находится по другую сторону экрана, поражает. А техничность, с которой был выполнен прием, впечатляет. 'Помни', на мой взгляд, занимает отдельное место в кинематографе. Он сравним с чудом: он был создан силами, природу которых люди неспособны понять до конца, и другого такого, как он, уже не будет. Все попытки повторить то, что сделал Нолан и его команда, в сознании зрителей будут оставаться только лишь копией этого фильма. Даже если вы не любите триллеры или детективы, вы не можете обойти вниманием 'Помни' так же, как вы не можете не послушать однажды 'Лунную Сонату' Бетховена, даже будучи совершенно незаинтересованным классической музыкой. 9 из 10
«Помни» — это не фильм, а состояние, когда ты просыпаешься в незнакомом месте, и путанная записка у тебя в руке — с твоим же почерком. История, которая идёт задом наперёд и всё равно попадает в сердце. Фильм, который не просто рассказывает о памяти, но заставляет её прожить. Или потерять. Наш герой – Леонард Шелби страдает редкой формой амнезии: он не может создавать новые воспоминания. После личной трагедии он ищет человека, разрушившего его жизнь, полагаясь на фотографии, татуировки и записки, которые сам себе оставляет. Но как быть уверенным в этих подсказках, если сам себе не можешь доверять? И вот с первых минут тебе становится тревожно. Всё вроде «как надо» — нуарные полутона, расследование, таинственная незнакомка, мораль, которая держится на волоске. А потом к Леонарду присоединяются герои Кэрри-Энн Мосс и Джо Пантольяно — и весь мир приобретает привкус симуляции. Как будто они забылись и слишком рано покинули Матрицу. А может они как раз в нужном месте. Может «Помни» — это симуляция? Урок, который мы обречены повторять, пока наконец его не усвоим. Это второй фильм Нолана, и уже здесь он строит свой лабиринт, в котором мораль — не компас, а игрушка. Лента Мёбиуса, по которой герой бежит, думая, что приближается к истине, но на деле снова и снова делает круг. В центре сюжета — не столько тайна, сколько человек, сломанный временем. Или отсутствием времени. Прошлое Леонарда исчезло, а настоящее превращается в серию подсказок. Кто он? Мститель? Жертва? Преступник? Или просто человек, который отчаянно пытается удержать себя в «сейчас»? Это греческая трагедия, только без хора. Злой рок здесь — не внешняя сила, а структура самого сюжета. Фатальность не в том, что что-то произойдёт, а в том, что оно уже произошло. И теперь мы просто отматываем назад, чтобы найти в этой пьесе хоть намёк на справедливость. Ведь корабль разбивается в первые секунды, но ты хочешь верить — может, в этот раз всё будет по-другому. «Помни» не оставляет после себя ответов (не за это мы любим Нолана), но оставляет мысли. Что делает нас нами? Воспоминания? Что останется, если их стереть? Мысль, которая не отпускает: может, никто из нас не ищет правды, и мы просто создаём удобную для себя версию? Может, нам не нужна истина, а нужна хоть какая-то структура? И ты заканчиваешь фильм с тихим дрожанием внутри. Не от страха или боли — от неуверенности. В этом есть что-то по-настоящему честное. Возможно, единственное настоящее, что у нас есть, — это желание понять. Даже если память не всегда на нашей стороне. 8,5 из 10 Потому что чувства будут жить без памяти.
Знаете, чем примечательны фильмы начала века? В них режиссеры чаще экспериментировали со знакомыми образами, выставляя их в неординарные ситуации. Разумеется, не все фильмы можно отнести к данной характеристики, но 'Мементо' - отличный пример этому утверждению. Здесь вы встретитесь к персонажами из классического детектива, историю которых вам расскажут с конца и до начала. Казалось бы, что в этом может быть интересного? Да, интересно точно будет, ведь режиссер умеючи играет с нашим любопытством, рассказывая подробности истории, которая кажется понятной с первого взгляда. Очень сложно описывать данный фильм без спойлеров, ведь режиссер использует множество интересных сюжетных ходов, чтобы намного лучше заставить нас сопереживать герою. Один из таких - интересный слом четвертой стены, в процессе которого, герой рассуждает у себя в голове. Лично мне хотелось бы отдельно похвалить актера, сыгравшего главную роль - Гая Пирса. Посмотрев несколько фильмов с его участием, я удивился насколько он может быть разноплановым (несмотря на кажущееся отсутствие таланта). Данный фильм - не исключение. Я считаю, что данный фильм должен находиться в учебниках под названием 'Как снимать триллеры', ведь он отлично вырывает зрителя из зоны комфорта, заставляя следить за повествованием и сопереживать главному герою.
Полностью шизофреническая, как сперва кажется, цепочка событий, разобранный конструктор, постепенно складывающийся создателями фильма обратно. Кристофер Нолан, ещё с ранних работ его творчества (а это именно такая) не оставляет зрителю возможности расслабиться, а заставляет размышлять, выстраивать догадки, включать мозги (в том числе и уже после просмотра). В последние годы стало трендом использовать реверсивную хронику событий, как основную 'фишку' сюжета, однако кинолента «Помни», по-моему, самый успешный пример подобной 'обратной' хронологии. Больше ни слова — если вы не смотрели ещё фильм, обязательно исправляйте это и обдумывайте собственные гипотезы. Кстати, положительно отзываться о фильме, на самом деле, тяжелее, чем проливать негатив! Так и норовит написать что-то вроде: Гай Пирс — красавчик, режиссёр — мастер, сценарист — гений... Но пусть лучше моя оценка свидетельствует об этом. 9 из 10
Вторая полнометражная работа тогда еще почти никому не известного Кристофера Нолана, основанная на рассказе его брата Джонатана, вывела его на звездную орбиту и заставила с восторгом говорить о нем, как об одном из самых талантливых и многообещающих молодых американских режиссеров. Гай Пирс играет Леонарда, человека, страдающего анероградной амнезией (у него отсутствует механизм долговременной памяти, он не помнит ничего из того, что произошло 2-3 минуты назад) Это не мешает ему искать убийцу своей жены. Убийца, соответственно, и нанес ему травму, явившуюся причиной недуга. Постоянно нанося себе татуировки с деталями своего расследования, записывая факты на клочки бумаги и фотографии Леонард лавирует над бездной неизвестного, цепляясь за свои подсказки и пытаясь не упустить такую скользкую и ненадежную нить истины. Помогают ему в этом нелегком деле его «друзья» Тедди (Джо Пантолиано) и Натали (Кэрри-Энн Мосс). Но кем они являются на самом деле? Не преследуют ли свои цели? Да и можно ли доверять сведениям, добытым Леонардом, если он не помнит откуда и при каких обстоятельствах их добыл? Главной фишкой и художественным ходом Нолана является необычная структура повествования. Фильм начинается с, гхм, финала, который по идее мы должны увидеть в конце. Дальше сюжет развивается по одной линии, но в противоположных направлениях. Если взять хронологическую последовательность истории как отрезок, где A – это начало, B – середина, а C – конец, мы поочередно отслеживаем путь героя из A в B и из C в B. В интервью Нолан говорил, что его целью было заставить зрителя на своей шкуре почувствовать какого это, не знать, что случилось несколько минут назад. Это дополнительно сбивает с толку, усложняя понимание сюжета и заставляя внимательно вглядываться в каждый кадр, молясь, чтобы своя собственная память не подвела, удержав все детали и сюжетные повороты. Но, надо признать, ход действительно мощный и художественно оправданный. Следить за развитием сюжета необычайно интересно, действие не отпускает ни на секунду и после финального твиста остается только сидеть с отвисшей челюстью и пытаться осмыслить увиденное. А подумать есть над чем. Ведь наша память по природе своей избирательна, мы помним то, что хотим помнить, мы по своему, в зависимости от нашего состояния, внешней среды и других факторов интерпретируем происходящее. То, что является истиной для нас не обязательно является объективным положением дел. Да и существует ли вообще объективная реальность, если любую информацию мы получаем через призму своего или постороннего опыта и мировоззрения. Нолан, как разумный человек, не дает четких ответов на эти вопросы, но заставляет задуматься над ними и отказаться от одностороннего мышления. В такой истории вовлеченности в сюжет создается актером, взятым на главную роль. И с ним фильму очень повезло. Гай Пирс великолепно передал состояние человека, который к концу разговора не может вспомнить имя своего собеседника. Его Леонард, как говорит сам герой, дисциплинирован и организован. Несмотря на растерянность в глазах и улыбку непонимания он мастерски убеждает зрителя, что знает что и как нужно сделать для достижения своей цели, заставляя сочувствовать своему персонажу. Группу поддержки составляют Джо Пантолиано, идеальный в образе мутного парня, который явно что-то скрывает и Кэрри Энн-Мосс, героиня которой тоже не так проста, как кажется. В итоге мы получаем отличный образец современного нуара, с отличной идеей, закрученным сюжетом и великолепно сыгранными персонажами. За 10 лет до еще одного своего шедевра Нолан поиграл с нашей памятью, успешно внедрив туда идею о том, что независимое авторское кино из Голливуда может быть не только умным, но и безумно увлекательным. 9 из 10
Тот, кто понял этот фильм – тот не видел этот фильм. Кристофер Нолан, собственной персоной и никак иначе. Опять нестандарт съёмок, опять абстракция мышления, опять деформация реальности, и опять зритель не получает явного смыслового ядра. 2000 год - вышедшая мозгоиграющая картина со странным построением съёмок поначалу остаётся незамеченной. Однако спустя время, «Memento» набирает обороты и хватает одобрение «высоких» критиков, загребая параллельно награды и премии. Предыстория фильма говорит сама за себя – двое Ноланов, однажды путешествуя на машине, придумали рассказ об одном детективе, который жизнь свою положил на поиски убийцы жены. И дабы добавить ту самую перчинку, из-за которой такая банальщина станет интересной, братья решили отобрать у своего персонажа долговременную память. «Помни» - некая тренировка для вашего мозга и выдержки просидеть два часа на стуле, смотреть всё происходящее и ни разу не обратиться к создателю с вопросом «что здесь происходит». И не важно, что и где происходит, главное, что происходит всё в реверсивном порядке – от конца к началу. Сюжет. Главный герой Леонард (Ленни) ведёт собственное расследование убийства жены, страдая при этом потерей крайней памяти. Все его действия забываются спустя 5 минут и единственное, что он знает о себе - это имя и цель найти убийцу с именем на букву G. Он пытается выбраться из сложившейся ситуации и не стать жертвой обмана, борется с самим собой, заставляя помнить и думать, оставляет себе стикеры на теле в виде татуировок и набивает дорогой пиджак записками. Флешбэками истории главного персонажа режиссёр к сожалению не балует, и всё что смотрится и видится – додумывайте сами. Все показанные люди, так или иначе, участники этой запутанной истории, они помогают герою находить ниточки творящегося абсурда и в частности, напоминают зрителю, что всё просмотренное ещё имеет логическую подоплёку. Братья Нолан сделали героя параноиком, так тщательно пытающимся находить смысл жизни в мести за жену, тем самым проверяя себя и свою память на предмет воспоминаний. События настолько мозаичны, что наблюдать и следить остаётся только за реакцией самих героев и за их актёрским талантом. Гай Пирс, в последствие ставший известным благодаря кинобомбам как «Король говорит», «Секреты Лос-Анжелеса», два часа пытается ковыряться в своей неудачной жизни цветном, то в чёрно-белом кадре. Он неплох, он интересен, и он цепляет. Кэрри-Энн Мосс («Матрица», «Шоколад») – сопутствующий персонаж, чья история колеблется от плохой героини к положительной. Замечательный Джо Пантольяно – сомнительный детектив в прозрачных очках с «непогодам» придуманным именем Тедди. Оригинальность – да, необычность – троекратное да, но в чём задача? Это решать приходится зрителю, что собственно не удивительно, так как Нолан, не изменяя своему почерку избегания конкретики, преподносит смотрящему право на самостоятельное определение смысла и цели. Однозначно одно, любителям «попкорных» триллеров с отточенными до блеска файтингами и фантастическими возможностями киносостава находится в атмосфере фильма будет неловко.. не вынесут, не оценят.
При первых же минутах просмотра становится известна концовка фильма. И глядя на картину задом наперед, зная развязку, интерес к ней ничуть не угасает. Непременно хочется увидеть начало всей этой истории. И, более того, во время просмотра, ты сливаешься воедино с главным героем – ведь он тоже ничего не знает. Информация выдается порционно ему-тебе. Ты не просто зритель с попкорном, а участник всего происходящего. Смотришь без отрыва и без пауз, два часа проживаешь жизнь в экране. Фильм заставляет думать, принимать решения. Если некоторые хорошие фильмы хочется пересматривать ради самого процесса, чтобы снова ощутить эмоции первого просмотра, то фильмы, подобные «Помни», фильмы-головоломки, пересматриваешь, чтобы понять, узреть упущенные моменты, сделать дополнительные выводы.
После того, как кинофильм 'Начало' подтвердил все подозрения о том, что Нолан - молодец, решил посмотреть остальные его произведения, которые раньше по каким-то причинам не видел. С Миядзаки, кстати, была аналогичная ситуация. Заглянув в фильмографию Кристофера, решил начать с его первых фильмов. Короткометражку 'Жук-скакун' и фильм 'Преследование' с ходу не нашел. А, вот, 'Помни' (Memento) 2000 года выпуска обнаружил, причем в отличном качестве. Вчера с Ненаглядной ознакомились и остались в полном восторге. Фирменный стиль Нолана заметен уже тогда. Фильм снят неожиданно и захватывающе. Простая, в общем-то, идея о том, как может идти к своей цели человек, который тут же забывает все, что с ним только что происходило реализована на все 100%. Три-четыре актера, три-четыре сцены + полароид и татуировки дают в результате потрясающий по своему эффекту коктейль. Рекомендуется к просмотру всем, кто вдруг по какой-то причине еще не видел этот кинофильм!
'Помни' не забывается. Сколько бы эмоций, догадок, ощущений после просмотра вам ни подарил этот фильм, он прочно займёт своё место в вашем сознании. Конечно, вышесказанное относится к тем, кто досмотрит его до конца. Данный триллер с примесями психологического жанра поначалу смотрится через 'не хочу'. Выбор преподнесения информации зрителю пал на обратный отсчёт, причём отрывками, к чему сразу сложно приспособиться. Но Кристофер Нолан расставил такое количество поворотов, а игра Гая Пирса до того искренне побуждает докопаться, в чём же загвоздка, что смотришь сквозь внутренние противоречия. Леонард Шелби, в прошлом страховой агент, а теперь - жаждущий мести одержимый, страдает потерей короткой памяти. Что это и как проявляется очень подробно и ярко описано. Кто убил его жену? Как найти убийцу? Пара друзей в окружении помогают герою, но друзья ли они? Самое главное — помнить, но ещё важнее — забыть. Очень нехорошие чувства порождаются внутри при просмотре данного кино. И они плохи не оттого, что фильм не удался - фильм обязательно стоит посмотреть, - именно происходящее на экране, сама ситуация, вход в положение героя дают такой результат. По сути, потеряв самых родных и близких, человек остаётся одиноким. Больше он никому не нужен. Помочь ему сможет только он сам. Режиссёр 'Помни' вообще не умеет разочаровывать, как мне кажется. Потому что после каждого его фильма зрителя непременно ожидает рой мыслей в голове, за что я и ценю киноискусство. На свете много разных истин. Из них человек выбирает ту, которая ему нужна. Финал выше всяких похвал в плане неожиданности. На то, чтобы его предсказать, уйдёт масса попыток, в итоге победит иная. На меня он произвёл ужас, морально тяжело дойти до такого завершения. Браво, Кристофер Нолан. А после сидишь и думаешь, что же будет дальше, Леонард Шелби? В памяти крутятся его слова о том, что он '...забыл забыть...'. Обязательно посмотрите 'Помни'. Как-нибудь. Только настройтесь на то, что вам не придётся его забыть.
'Помни' представляет собой нудный фильм - ребус, в котором зрителя ведут вслед за героем, страдающим потерей краткосрочной памяти. Знающий о своём недуге персонаж пытается раскрыть как тайну собственного существования в забытый им период, так и тайну убийства его жены. Подсказами служат татуировки, предварительно сделанные им на собственном теле (пожалуй, единственная талантливая находка то ли режиссёра, то ли сценариста), а также всякого рода зацепки, что герою в ходе собственного расследования удаётся найти. Проблема в том, что сам ребус, мягко говоря, не блещет интересностью, да ещё и развязка из разряда 'где-то мы это уже видели'. Не то чтобы банальная, где-то даже неожиданная, но уже вовсе не оригинальная. Догадаться, каковой она будет, смогут многие, взглянув лишь на один список похожих фильмов. Главная же лажа у Нолана случилась в эмоциональной составляющей ленты. Фильм совершенно сух, безлик и бездушен. Эдакая история про больного полупростачка, вокруг которого все всё знают. Жизнь даёт ему небольших пинков под зад, от которых героя слегка шатает из стороны в сторону, и всю картину Леонард делает нелепые попытки понять, за что ему такое счастье. Гай Пирс играет всё время с одним, под конец уже совсем заколебавшим меня выражением лица взрослого ребёнка, впервые увидевшего мир. Глаза по три копейки, челюсть отвисла, рот открыт. Вот каждый и суёт ему в голову, что хочет. Не удивительно, что этот актёр долгое время после ничего толкового не играл. Что касается Нолана, то даже забавно, что в дальнейшем он превратился в совершенно мейнстримового режиссёра (видать понял, что в авторском кино делать ему нечего), снимающего псевдоглубокие блокбастеры с бюджетом африканской страны, которые воспринимаются на ура как зрителем среднестатистическим, так и с уровнем ниже среднего, так и даже чуть выше среднего, но подвергающиеся нещадной критике киноведов. Ничего удивительно, что его псевдоискусство зачастую имеет более высокую оценку на кинопоисках и айэмдэбэ, чем многие настоящие шедевры мирового кинематографа. 4,5 из 10
Вторая картина Кристофера Нолана... И сразу видна определённая экспериментальная составляющая - режиссёр пошёл путем, который проще описать, сказав; 'Все дороги выводят из Рима'. Фильм на первый взгляд можно признать за неприятный, даже нудный. Но, тем не менее, послевкусие просто изумительно. Довольно интересный ход - снимать фильм по книге брата. Самое главное, что это удобно: если при обычных обстоятельствах видение режиссера может разойтись с видением автора идеи, а если автора уже нет, то вызвать бурные обсуждения, дискуссии и т.п., то здесь есть возможность учитывать мнение писателя. Правда, я не знаю историю создания этого фильма, но мои мысли должны быть достаточно логичны. Слабое место этого фильма, на мой взгляд - композитор. Музыка сильно утомляющая, хотя вкусы у всех разные и кто-то может не согласиться. Но для второй работы режиссёра это превосходит ожидания!
Я прекрасно помню свои чувства в 2000-м году, когда впервые смотрел этот фильм. Тогда он меня не завлёк, мне было 13 лет и явно мало, что понимал в таких глубоких фильмах, он казался мне не особо интересным. И я понятия не имел кто такой Нолан... Спустя 24 года я посмотрел это кино снова. Эмоции просто зашкаливают. Насколько всё же огромен Нолан. Вместе со своим братом Джонатаном он создал реальный шедевр. В который ты погружаешься и получает весь спектр эмоций. Тебе весело, тебе смешно, ты много думаешь, зная исход событий ты всё равно очарован тем миром, который создал Нолан. Каждая деталь, каждое действие заслуживает внимание. Всегда поражался и поражаюсь как он из любой истории, даже из самой простой делает настоящее искусство, он даже не передаёт его. Он в нём живёт. Мир в Мементо просто великолепен и не меньше. Мне очень понравилось как идёт повествование, тут был и триллер и детектив, и довольно неординарная концовка после которой действительно начинаешь задумываться о многом. Этот фильм очень хорош для мозгов и при этом есть на что отвлечься. История Леонарда Шелби - это история очень глубокая и привлекательная. На 2 часа ты погружаешься в мир очень непростого человека. Он по сути ничего не помнит и это действительно интересно за всем этим наблюдать. Вроде как всё очевидно с одной стороны, но с другой стороны вообще неочевидно, так как весь фильм ты проживаешь с ним словно одну жизнь и собираешь некий пазл и это вдохновило и заставило задуматься о многом. Гай Пирс. Его частенько видел в отрицательных амплуа. Роль Леонарда мне кажется одна из самых глубокий и самых запоминающихся, которые я мог видеть. Тут образ очень неординарный и заслуживающий внимания. Смотреть за его путешествию по своему прошлому и попытками разобраться, что же на самом деле произошло с ним очень интересно. Весь фильм герой находится в поиске себя и ходит вроде бы по кругу, ты влезаешь в его кожу и начинаешь его понимать и принимать. Джо Пантолиано. Отлично дополнил этот неординарный фильм своим присутствием. Смотреть за Тедди также безумно интересно. У него явно есть стиль и стержень. Мементо - это непросто фильм Кристофера Нолана. Это непросто фильм из детства, который можно глянуть из-за ностальгии. Нет. Это в первую очередь поразительная и увлекательная история, которая заставляет и переживать и думать, и получать весь спектр эмоций. Режиссура, сценарий, концовка, актёрская игра всё бесподобно. Финальный монолог просто вызывает сильную симпатию и сильные чувства. С большим удовольствием когда-нибудь ещё раз хочу погрузиться в мир, который создаёт Кристофер Нолан. Где каждая мелочь уникальна. 10 из 10
И это всё?.. Именно такая мысль билась у меня в голове, когда погас последний кадр данного произведения. После всех хвалебных эпитетов и множества восторженных рецензий, это и всё? А где невероятно интересные персонажи? Где оригинальная идея и подача сюжета? Где, в конце концов, сногсшибательная непредсказуемая развязка? Единственное чувство, которое у меня осталось после просмотра данного фильма - это чувство, что меня обманули. И всего что мне обещали, я практически ничего не получила. Для начала персонажи. Более-менее яркая личность - это Леонард, главный герой. Личность необычная, но необычная в силу дисфункции головного мозга и комплекса психических заболеваний. Поэтому личность получилась очень простая. Сложным данный герой в силу указанных ограничений быть не может. Его заболевание не даёт ему ни единого шанса, хоть сколько-нибудь проработать очередной шаг. Все его действия спонтанны и определяются его внутренней психологией. При этом получается, что психом он был всегда, вот только до этого, пока был полноценным членом общества, он эти желания подавлял. Но травма головы вскрывает его сущность, его сознание постоянно отключается, поэтому на первый план выходит подсознание. И вот тут выясняется, что он любит боль - постоянное посещение тату салонов доставляет ему наслаждение. Он любит сам причинять боль. И любит убивать. Всё это лежит на поверхности. Причём аналогичные персонажи (в разных смыслах) были в других фильмах уже не раз. Поэтому, по большому счёту Леонард не впечатлил. Остальные персонажи и того хуже. Все они созданы под кальку, все - личности из криминального мира, и все они считают, что Леонард - это просто подарок, посланный им. В силу того, что он сильно мотивирован своей внутренней психологией, но не помнит ничего дальше последних 10 минут, все они используют Леонарда по полной программе. Каждый считает своим долгом поиметь выгоду от психически неполноценного. В общем, сплошь мерзкие личности. Но не глубже этого. У Тарантино в том же 'Криминальном чтиве' каждый криминальный персонаж был личностью, со своим внутренним миром. Тут всё пусто. Подача сюжета - рваная. Она как бы ставит зрителя на место Леонарда. Все эпизоды нарезаны на маленькие фрагментики продолжительностью не более того, что Леонард способен запомнить. Вот только зритель, в отличие от главного героя, помнит всё. И событий в фильме не так уж и много. Поэтому расставить эпизоды по порядку не вызывает труда. После фильмов, например, Девида Линча, понять сюжет пара пустяков. Тем более что основная нить сюжета выстроена ровно в обратном порядке. Поэтому мы идёт от конца к началу. И вот тут получается главный прокол. Мне обещали неожиданный финал, непредсказуемую развязку. Но когда личность главного героя очень проста, его «внутреннее я» раскрыто наружу, а основная канва сюжета идёт в обратном порядке, то догадаться с чего всё началось не так уж и сложно. Я же до конца прибывала в напряжении, что же такого мне такого покажут в финале, что перевернёт моё представление о фильме. И вот финал, вот пошли титры. А ты сидишь в растерянности и единственное чувство которое в этот момент испытываешь - это чувство недоумения. И это всё? Это то, что лежало на поверхности. Это то, что приходит в голову в первую очередь. Это самая логичная и скучная завязка (она же развязка) истории. Подведя итог, скажу, что фильм меня разочаровал. И большая часть разочарования пришлась на излишне завышенные ожидания от фильма. Мне столько обещали, а по факту я получила просто «пшик». Мне обещали самый сложный и умный фильм в мире, а по факту он далеко не дотягивает даже до «Твин Пикса», а это, на минуточку, сериал. Мне обещали необыкновенный финал, а он оказался до ужаса банальным. В общем, тем, кто особенно не любит думать над фильмами, «Помни» может понравиться. Остальным следует смотреть этот фильм как обыкновенную жвачку.
Каждое утро Леонарда (Гай Пирс) начинается с самоиндефикации. Он не помнит где он, почему находится в этом месте и что за люди его окружают. Причина в том, что после полученной травмы он потерял кратковременную память. Он ориентируется в происходящем только благодаря разработанной им системе, включающей записки на листках бумаги, полароидные фотографии людей с их именами и татуировки с наиболее важными фактами на собственном теле. Леонард - бывший страховой агент, но сейчас его цель найти негодяя, который изнасиловал и убил его жену Натали (Кэрри-Энн Мосс). Первое ощущение при просмотре фильма, что при монтаже был перепутан порядок склейки отснятого материала. Вскоре понимаешь, что это режиссёрский ход, хотя и не совсем оригинальный. Это уже было успешно использовано Квентином Тарантино в 'Криминальном чтиве'. К этому добавлен бесконечный возврат в исходную точку из 'Дня сурка' Харольда Рэмиса и получилась, как бы, оригинальная идея. Но, как говорят композиторы, нот всего семь. Впрочем, в данном случае, такой ход оправдан тем, что у Леонардо практически отсутствует память о настоящем и нет будущего, оттого его жизнь перевёрнута в прошлое. Кристофер Нолан снял довольно неплохой детектив. Всё профессионально, технически безупречно. Как обычно, практически отсутствует юмор, если не считать за него перевёрнутый сюжет. В целом, хорошая игра актёров, хотя, мне не понравился исполнитель главной роли, но это уже вкусовые пристрастия. Саундтрек мною не замечен. Он конечно же присутствует, но совершенно не запомнился. В нужных местах расставлены смысловые акценты. Ключевые мысли повторяются неоднократно. После просмотра фильма понимаешь, что нам показана версия событий с точки зрения Леонарда, но есть и другая - полицейского Тедди (Джо Пантолиано). Учитывая, что 'память обманчива', как нам неоднократно повторяет Нолан, а тем более в случае с повреждённой 'оперативкой' Леонарда, зрителю самому предоставлено право выбора из двух предложенных вариантов. Хотя, не исключено, что память врёт в обоих случаях. В общем, фильм нужно смотреть, чтобы лучше знать творчество модного ныне режиссёра Кристофера Нолана. 7 из 10
Что формирует нас как личность? Общественные отношения, окружающая обстановка, совокупность полученных знаний, множества ощущений, впечатлений и сложившихся на их основании взглядов, а также пережитого опыта различных событий отложенных в нашей памяти. Да, пожалуй, именно память ключевой элемент всего накопленного для создания собственного «я». Но что если самый главный компонент формирования личности дал сбой, куда это может привести и как изменится наше восприятие всего происходящего в жизни? Картина «Помни», еще начинающего на тот момент режиссера Кристофера Нолана, затрагивает эту тему в головокружительном сюжете, равных которому трудно найти. История главного героя Леонарда Шелби сама по себе неординарна. Он страдает редкой формой амнезии, отчетливо помня свою жизнь лишь до трагического момента убийства неизвестным его жены. Теперь все что волнует его — это лишь месть убийце, найти которого стало для него непреодолимой проблемой и единственным смыслом существования. После просмотра остаешься ошарашенным от того, что ты только что увидел, и еще какое-то время уходит на то, чтобы все это осознать, сопоставить и обдумать. Прежде всего стоит отметить гениальную подачу сюжета — история открывается нам фрагментарно, от конца к самому началу, при этом тесно переплетаясь с отдельной веткой повествования. Но советую также внимательно следить за этой нитью, поскольку ближе к концу фильма она сливается в единое целое с основным сюжетом. Все это нацелено на то, чтобы довести зрителя до такого же смятения от всего происходящего, какое, порой, испытывает из-за своей болезни сам главный герой. Во время просмотра все действие на экране стойко напоминает хаос в чистом виде, однако в этом хаосе незримо присутствует логическая цепочка, которую по крупицам приходится собирать из каждого всплывающего фрагмента фильма. Даже собрав все эти крупицы, далеко не факт, что абсолютно все моменты картины станут вам ясны. По-хорошему стоит пересмотреть этот фильм неоднократно, так как многие непримечательные, но немаловажные мелочи наверняка пройдут мимо. Сама идея так называемого кино наоборот — где повествование идет от начала к концу, не так уж и нова. Еще в 1967 году в Чехословакии была снята картина «Хэппи-энд». Однако там эта фабула служит лишь подспорьем в комедийном жанре фильма, тогда как в «Помни» такой схожий прием необходим для правильной подачи сюжета и нужного восприятия оного зрителем. Гай Пирс замечательно сыграл свою роль, он достоверно передал всю гамму эмоций, захлестывающую главного героя: будь то страх, ненависть, замешательство или же недоумение. Джо Панталиано также отлично вписался в картину, его герой уверенно балансирует своим характером. Он экспрессивен и дружелюбен, ему хочешь доверять и держаться подальше одновременно. Касательно главной женской роли, можно сказать, что Кэри Энн Мосс прекрасно создала налет загадочности у своей героини, а ее игра на экране может убедить в чем угодно даже не страдающего амнезией человека. Этот фильм уникален по своей сути и является антагонистом множества современных картин, сконцентрированных преимущественно на визуальной составляющей. Здесь не так уж много захватывающего зрелища, а основной смысл заложен в потрясающе поданном сюжете, который, наверняка, еще не скоро сможет стереться из вашей памяти.
Почему-то всегда когда я вспоминаю великолепные 'Бойцовский клуб' и 'Остров проклятых' мне советуют посмотреть этот фильм. Было даже когда обсуждали превосходный 'Малхолланд Драйв' мне вдруг поморщив нос сказали, ну в принципе необычно, но до 'Помни' не дотягивает. Это просто бесит. Что тут может дотягивать. Фильм простой, плоский, проходной. С такими шедеврами не сравниться никогда. Я никак не могу понять ту шумиху которая разгорелась вокруг этого фильма. Что может цеплять в этом фильме? Сюжет очень прост. Когда обсуждаем фильмы, почему-то почти все кто пытается пересказать сюжет этого фильма, укладываются в две минуты. Событий мало, действий почти нет. Самые интересные события - это воспоминания главного героя, который, по-сути почти ничего не способен запомнить. Если бы не неудобная подача сюжета рваными кусками, то фильм бы уместился бы в 15-20 минут. Персонажи тоже слабые. Самый интересный персонаж - это Леонард. И интересен он не своим заболеванием, а своим внутренним миром. Он любит боль. Любит боль получать, любит боль причинять, любит убивать. И по сути заметно что это в нём было всегда. Только теперь у него нет маски приличия, она ушла вместе с травмой. Теперь он живёт только поиском жертвы. И ему так жить нравиться. И ему так жить давно хотелось, ещё до того как женился. Мешали только рамки общества. Остальные герои, как мне показалось, достаточно типовые, плоские и не интересные. Они как фон. У всех одна цель - обмануть Леонарда, ведь это в их понимании не очень-то и сложно, а он им сослужит добрую службу сам того не заметив, или не запомнив. Вот собственно и всё. Ничего более рассказать об этом фильме мне и нечего. Ничего более запоминавшегося или поразившего меня не могу припомнить. Смотрится фильм ровно, повествование однотонное, хоть и рваное, но это по большому счёту не мешает. В остальном на фоне унылого действия на экране ждёшь оригинальной развязки чтобы компенсировать спокойный темп фильма и отсутствие значимых событий. Для меня фильм просто кончился. Ничего неожиданного, ничего непредвиденного. Финал не показал ничего чего бы я не знал. А я старался старательно избегать обзоров и рассказов об этом фильме, чтобы ненароком не нарваться на спойлеры. Меня врасплох застал финал этого фильма только тем, что он скоропостижно оборвался. Простите если кого обидел, но мне фильм показался сильно ниже среднего уровня. Так что кто фильм ещё не видел - не ждите от него много.