Семь самураев: отзывы и рeцензии

grishatavro
grishatavro5 апреля 2021 в 19:34

Я вовсе не большой ценитель азиатского кинематографа, тем более середины прошлого века, потому просто могу не понимать в чём же заключается культовость данной ленты, поэтому буду оценивать данную картину, в большинстве случаев не учитывая фактор времени. В первую очередь, вас мог отпугнуть космически большой хронометраж — 3 с половиной часа, но смею вас заверить, что у фильма есть на то основания. Его спокойно можно смотреть в несколько подходов — как минисериал, а ещё в нём предусмотрен перерыв (чуть меньше двух часов после начала). Мне повезло посмотреть всё в один заход и я могу сказать, что, в целом, фильм не чувствуется сильно затянутым относительно своего хронометража. Итак, суть максимально простая — бедные крестьяне, желая защититься от бандитов, идут в город и нанимают семерых самураев, готовых помогать почти что за милую душу. После того, как крестьяне с большим трудом взяли опытного старика заодно с мальчишкой, который захотел стать его учеником, организуется целая кампания по поиску достойных самураев. Когда набирается достаточно воинов, они идут в деревню и учат крестьян, готовя их к обороне своей деревни. С самого начала можно начать замечать клише: от персонажей и до сюжетной логики. Взять хотя-бы Шимаду или Кикучио- эти герои представляют собой обобщённые образы определённого типа, и история разворачивается так, чтобы персонажи ощущали себя в привычных им условиях. Многие вещи также являются клише, но одновременно с этим и частью японской культуры — в этом плане фильму нечем удивить современного зрителя. Хоть в фильме и полно всякого рода клише, но это отнюдь не плохо: с каждым паттерном авторы работают и всячески его детализируют, органично вписывая в повествование. Здесь можно наблюдать пример правильно применённых и интерпретированных клише, в которых кинолента не теряется, а наоборот — раскрывается. Но такая детализация основной истории приводит к неполноценности картины в следующем смысле: начиная новую тему, фильм не доводит её до конца, возвращаясь к основному сюжету, откуда он начинает сначала. Так было с обличительной речью Кикучио: да, он сказал свои неласковые слова и в сторону самураев и в сторону крестьян, потом его слова подтверждаются, но что с того? Эта линия так и осталась незаконченной, хотя и помогла в понимании персонажа. Лента имеет неплохой скрипт с точки зрения глубины главного сюжета, но эта глубина достигается путём добавления так называемых «костылей», эффективность которых вполне можно оспорить. Хоть кино и сделано с явным старанием, но все же это не лишает его слабых мест. Здрасьте, как вам такой ход: добавляем в фильм условную карту-джокер, которая способна развалить органичность ленты и бездарно слить ключевых персонажей, а именно это сделали авторы, судя по всему, посчитав, что это хорошая идея. Также старание режиссёра сделать картину максимально понятной, при этом сохраняя азиатский колорит вызывает ощущение, что режиссёр принимает зрителя за идиота. Суть в следующем: многозначительные молчаливые кадры сменяются на пояснения этих кадров. Так, гениальная немая сцена в конце становится нелепым и избыточным итогом всей ленты. Несмотря на данные обстоятельства, почти вся затянутость ленты связана в первую очередь с постановкой: если надо показать, как бандиты приезжают на лошадях, задумчиво чешут репы, стреляют из ружья и неторопливо разворачиваются и уезжают, или, например, как необразованные крестьяне смеются с не очень-то и смешных шуток по полторы минуты — именно это зритель и увидит, причём почти что без единого слова. Саунд-дизайн. Это то, за что ленту могли бы наградить отдельной премией. Он шикарен: саундтрек представляет собой типичную (наверное) музыку для Японии того времени, а звуки природы и окружающего мира отлично вписаны в композицию и даже дополняют характеры героев. Операторская работа интересна: с одной стороны, в ней можно видеть крутые художественные приёмы, а с другой — её недостаточно, чтобы в полной мере понимать пространство в фильме — она содержит только необходимые вещи, чтобы зритель не потерялся в конкретной сцене, но не более того. К сожалению, сцены экшна (их и не так много) по большей части реально плохи — но это может быть как проблемой оператора, так и проблемой того времени, в котором снимался фильм. «Семь самураев» — целая эпопея как для своего, так и для нашего времени, она рассказывает не очень-то интересную историю в своей сути, но она имеет такую степень детализации, что это просто отходит на второй план. Сделанная с немалым старанием, но закрывающая на многое глаза лента может быть уникальной по своему масштабу, но не по идее. 7 из 10

Olegich1337
Olegich133725 августа 2019 в 18:50
Экскурс в старое, но такое свежее кино

Поначалу я думал, что фильм 1954-го года не может представлять самоценности для меня — человека, который практически не видел картин старше 2000-го года. Да и к тому же черно-белый, снятый на квадратную такую древнюю линзу и 3,5 часовой. Но оказалось, что фильм просто приятно смотреть сам по себе, а не как предмет сравнения и анализа. Но я все-таки прибегну к сравнению с современным кино, но не для того чтобы принизить «Самураев», а наоборот, продемонстрировать их достоинства. Скажу про визуальное восприятие. Во-первых, картина черно-белая, и как и во всех черно-белых фильмах, если уметь и знать на, что смотреть, то можно без проблем оценить достоинства данного вида съемки. У оператора пропадает один из важнейших способов манипулировать вниманием зрителя — цвет. И за неимением цвета, приходится прибегать к другому визуальному ключу и выжимать из него по максимуму — тону. И как итог, картина наполнена сильными контрастами между персонажами, персонажами и окружением, а свет как правило сильный — из-за этого изображение отлично читается и всё видно очень отчетливо. Во-вторых, так как картина снята на квадратную линзу, мы видим необычную композицию кадра. В наше время, когда подавляющее большинство фильмов идут в масштабе 16:9 или еще шире, и уже каждый ребенок знает про rule of thirds и golden ratio, кадры в современных фильмах выглядят очень однообразно. И это конечно красиво, но ОЧЕНЬ однообразно. В этом плане «Семь самураев» становится глотком свежего воздуха, потому что находясь в других условиях, оператору приходится иначе подходить к вопросу управления нашим вниманием и выстраивания композиции, расположения объектов в кадре, и это выглядит интересно и непривычно. Если же касаться сюжета, диалогов и того, что происходит на экране, то определенно чувствуется разница с современными фильмами. Так как фильм длится 3,5 часа, он может позволить себе много диалогов и демонстрацию персонажей, выстраивание отношений между ними. Поэтому, например, вместо сцены «привет чувак, пошли с нами» и приходящего в ответ «гаддэмн летс ду зис бой», мы видим более сложные конструкции, когда персонажи ищут подход друг к другу, они конфликтуют, отказываются, встречаются вновь, ведут беседы — за этим приятно смотреть. Ну а еще фильм душевный. Думаю здесь сыграл немаловажную роль японский дух, но в картине нет пафоса современных американских блокбастеров, когда герои, даже находясь в одной команде смотрят друг на друга как минимум как на чужака. В данном фильме главные герои, которые собираются сражаться, и понимают, что шансы на победу мизерные, становятся друг другу братьями, между ними очень много тепла. Ну и конечно, фильм несмотря на непривычно долгий хронометраж смотрится динамично, бодро, с интересом. И несмотря на отсутствие спецэффектов он может заинтриговать, продемонстрировать смекалку и интересные решения, драматургию. Отдельный плюсик от меня — фильм является хранилищем кадров японской стилистики — одежда, дома, внешность. Мне как фанату Азии было крайне любопытно это наблюдать, и до сих пор в папочке лежит под сотню скриншотов из фильма. 8 из 10

Андрей Медведь
Андрей Медведь23 мая 2018 в 16:48

Япония 16 века. Банда разбойников грабит деревню и после сбора урожая намерены прийти еще раз. Тогда крестьяне отправляются на поиски ронинов, наемников-самураев для защиты деревни. Им удается найти семерых, готовых за жилье и пищу противостоять бандитам. Классика мирового кино и один из самых известных фильмов Акиры Куросавы. Впоследствии сюжет этой ленты использовался не раз. Достаточно вспомнить «Великолепную семерку». А уж сама идея формирования команды по различным умениям, которую Куросава придумал одним из первых, до сих пор эксплуатируется в кино (см. «Неудержимые», «Грязная дюжина» и т. д.). Авторская версия фильма идет аж 200 с лишним минут. Гигантская картина и есть определенные провисания и порой ощущения затянутости, что при подобном хронометраже неудивительно. Надо сказать, что я гораздо раньше посмотрел «Великолепную семерку» и по сей день остающуюся любимым моим вестерном. Просмотр фильма Куросавы произошел гораздо позже и, в целом, на меня картина не произвела какое-то особое впечатление. Главное в картине безусловное мастерство режиссера и актерская игра. Бандиты, да и, в общем, селяне тут не особо идентифицируются (разбойники и вовсе обезличенная масса). В центре образы самураев. Прежде всего это лидер группы Камбэй в исполнении Такаси Симуры. Именно за ним идут остальные самураи. Стоит отметить мастера меча Куидзо и молодого самурая Кацусиро. Именно последнему тут досталась романтическая линия с селянкой, трагическая из-за кастовых различий. Но всех тут переиграл Тосиро Мифуне в роли Кикутие, бывший крестьянин, который хочет быть самураем. Типаж яркий и сыгран экспрессивно с долей стеба. Безусловно, знаковый фильм и для Куросавы и для мирового кино в целом. Смотреть можно и нужно, как-никак классика. Ежели только не отпугивает огромный хронометраж. Но картина стоит просмотра. 7,5 из 10

MaryDillinger
MaryDillinger21 мая 2018 в 17:56
Кино, которое может не понравиться современным зрителям (в чем они частично будут правы), но имеет огромное влияние на последующие киноленты.

Фильм «Семь самураев» был снят всего через 2 года после освобождения от американской оккупации. Это был четвертый, после прославившего японское кино «Расемона», фильм Куросавы. В это время народ еще не восстановился после войны, дух был в упадке. Куросава наконец смог не опасаться цензуры и снимать свои фильмы, которые смешали жанр вестернов, поклонником которых был режиссер, а также дзидайгэки. Самураи были как воинами чести, так и служащими у своих хозяев, даже если это служение доходило до опресссий и убийств простых людей. Поэтому самураев не приветствовали низшие классы. Когда самураи по какой-то причине оставались без хозяина, т. е. становились ронинами, они кто чем занимались: перебивались маленькими заработками, даже могли стать бандитами. Таким образом герой Тосиро Мифунэ ненавидит самураев за то, что они разрушили его деревню в детстве, но одновременно и ненавидит трусость, жадность, хитрость, тупость крестьян, которая есть у него по вине самураев. Фильм имеет антивоенный подтекст. Подобно тому, как императоры в 16 веке прессовали своих людей, правительство оставляло в бедности свой народ в годы войны. Японские крестьяне в фильме — это простой народ в послевоенное время. Самураи — это армия. Бандиты могли быть армией США. Режиссер показывает контраст между простой челядью и благородными воинами. Последняя сцена, когда самураи стоят у могил своих собратьев, а крестьяне занимаются своими заботами, даже не помня тех, кому они благодарны, является краеугольной метафорой контраста между классами. «Семь самураев» колоссально повлияли на кинематограф. Много фильмов позаимствовали у кинокартины то сюжет, то великолепные приемы операторской работы. Джордж Лукас, вдохновленный работами Куросавы, создавал Звездные воины (само словно «джедай» он взял из названия жанра японского кино — дзидайгэки). Серджио Леоне «За пригоршню долларов» был под влиянием японского режиссера, ремейк «Великолепной семерки», где мечи заменены оружием. Фильмы Спилберга и Коппола, как и многие другие фильмы, не появились бы на свет без Куросавы. Один знаменитый японский солдат Хиро Онода, не поверил, что война закончилась капитуляцией страны, за которую он воевал, поэтому вплоть до 1974 г. бегал в Филлипинских лесах, отстреливая и грабя местных жителей. Не удивительно, почему «Семь самураев» играет огромную роль не только во всемирном кинематографе, но и в жизнях обычных японцев с их непростой историей.

Егоркин2
Егоркин214 мая 2018 в 11:42
Хорошая задумка, плохая реализация

Ну что сказать про данный фильм? Он имеет как плюсы, так и минусы. Сюжет (кратко): Есть некая японская деревня и её бедные жители (примерно XVI век.), есть бандиты — которые постоянно делают на неё набеги (берут что хотят, делают что хотят), есть решение — нанять воинов (самураев) — которые бы отпугнули или перебили этих бандитов, есть самураи — которые берутся осуществить это довольно сложное дело (за довольно небольшую плату). Потом каждый делает своё дело — самураи сражаются, бандиты нападают, жители деревни — кто помогает а кто разбегается, и т. д. Плюсы: 1) Очень хорошая задумка (идея), которая потом, спустя годы, была реализована во множестве произведений — в том числе в кино («Великолепная семёрка» 2016 года, Великолепная семёрка 1960 г. и т. д.). 2) Есть довольно хорошая игра (с оговорками) некоторых актёров. Минусы: 1) Ужасная игра (постоянное переигрывание) основной массы актёров. Возможно так было принято играть, в то далёкое время. Киноактёры в большинстве своём — это выходцы из театра и учили их театральной игре, в которой важно донести всем зрителям — нужную эмоцию и нужный посыл. А чтобы их донести всем сидящим в зале — нужно переиграть и максимально усилить эмоцию. Никаких полутонов и разных полутеней и намёков — всё довольно примитивно и грубо. 2) Батальные сцены тоже ужасны. Они картонные и кукольные. 3) Из-за того, что фильм довольно старый и чёрно-белый, он ограничен в передаче всего многообразия жизни — нет цвета, не видно мелких деталей, плохо видно мимику персонажей и черты их лиц. Всё сливается в одну черно-белую массу, которую довольно сложно наблюдать в течении нескольких часов. 4) Музыка грохочет и дребезжит — иной раз хочется совсем убрать звук или уменьшить его до минимума. Вывод: Смотреть сложно, но можно.

Logsberry
Logsberry3 декабря 2017 в 12:47

Фильм, был увиден мной еще в детстве, но спустя 15 лет по-прежнему являющийся для меня примером настоящего киноискусства. Что касается сюжета, то о нем, наверное, в общих чертах слышали все, кто интересовался темой. Средневековая Япония, крестьяне, которые не разгибая спины пропадают в полях чтобы прокормить себя, банда грабителей, которые тоже хотят есть, но считают что для этого необязательно в земле ковыряться, ведь можно и без. утомительного физического труда обойтись и отряд самураев, которые не хотят поддержать сложившийся порядок из соображений чести и здравого смысла. Куросава мастерски показывает настроения и психологию таких разных сословий, которые в обычной жизни никогда не пересеклись бы — самураи с их кодексом чести и представлениями о добре и зле, и забитые крестьяне, которые озабочены только тем что происходит здесь и сейчас, для которых чужие подвиги не повод даже сказать «спасибо». И есть над чем задуматься — что в Средневековой Японии, что сейчас большинство живет по принципу «своя рубашка ближе к телу, только бы не очень больно стукали», а на тех, кто хочет менять такой сонный порядок смотрят как на пришельцев и не принимают их взглядов — мол, зачем, если все так живут? То, что фильм снят на черно-белую пленку только добавляет ему шарма. И он очень отличается даже по стилю съемки от европейских и американских лент того периода. 10 из 10

TheManWhoSoldTheWorld
TheManWhoSoldTheWorld29 мая 2017 в 17:42
Классика.

Старые фильмы и классика мирового кинематографа вещь неоднозначная. Безусловно, этими фильмами строился кинематограф и классикой они считаются заслуженно, да и критиками ценятся, но рядового зрителя может отпугнуть отсутствие звука, цвета и компьютерных спецэффектов. Но все-таки классику нужно знать, к тому же, не всегда это сложные для постижения произведения, зачастую классические культовые фильмы обладают магией кино, которая затягивает даже самого неискушенного зрителя. Да и культовыми они стали не только из за технических прорывов и нового слова в киноискусстве. Так и с фильмом «7 самураев»: помимо создания сюжетной структуры, которая узнается во многих любимых фильмах, новшеств в операторской работе, Куросава создал многогранный и философский фильм, в котором каждый найдет что-то свое. Картина повествует о Японии 16 века. Жители маленькой деревеньки настрадавшись от нападок разбойников решают нанять самураев для своей защиты. Несколько крестьян отправляются в город на поиски защитников и постепенно они собирают колоритную команду из 7 самураев. За этой простотой скрывается увлекательное и разнообразное повествование. Фильм условно можно разделить на 3 части: Образование команды, подготовка к защите, битва. «Первая» часть понравилась мне больше всего. Множество персонажей с собственными историями и особенностями, а так же обилие юмора не дают скучать. Во второй части происходит встреча самураев и крестьян. По ходу подготовки деревни и тренировки крестьян, происходит раскрытие персонажей, появляется любовная линия. Фильм оживает. В третьей части происходит схватка. Здесь крестьяне показывают чему научились и под командованием самураев сражаются с бандитами. Баталии местами выглядят детской игрой, а разбойники не просто глупы — они буквально боты. Противопоставить самураям они могут лишь ружья. Благодаря умелому монтажу и новаторской операторской работе сражения и убийства выглядят реалистично. Но выглядят несколько дней сражений очень однообразно. Операторская работа замечательная: необычные съемки диалогов, ракурсы и приемы в последствии заимствующиеся будущими киноделами. Актерская игра своеобразная: кажется, что некоторые переигрывают, но выглядит это естественно и уместно, некая гиперболизация образа персонажа. Так персонаж Кикутиё выстраивает на этом большую часть юмора картины. Но при этом является одним из самых интересных и проработанных: его вспыльчивость, ненависть к слезам и страданиям заставляют разбираться в нем и в себе. Режиссер мастерски создает запоминающиеся образы. Холоднокровный мастер меча, нахал и балагур, мудрый стратег, юный ученик восхищающийся учителем и прочие, но всех их объединяет доброта и благородство. Поражаешься как режиссеру удалось совместить столько в одной картине: Драма, приключения, комедия, боевик. Не смотря на огромный хронометраж ничего не разваливается и фильм в целом стройный, последовательный и легко воспринимается. На протяжении фильма я рассматривал только частные линии: несчастная любовь между крестьянкой и самураем, взаимоотношения самураев и крестьян, рефлексия Кикутиё, но в финале все они вылились в единую, где победители — крестьяне, а проигравшие — самураи. По мне так фильм заставляет задуматься всегда ли победа стоит затраченных средств. И нужно ли помогать, если взамен не получишь даже спасибо. Фильм не о том как сражались самураи и бандиты. Он глубже и весь потенциал раскрывается в последней сцене: «По-моему мы все таки проиграли. Крестьяне победители, а не мы.» Многогранная картина в которой есть место и философии и истории и символизму. 9 из 10

SuperLenin
SuperLenin4 апреля 2017 в 15:23
Когда на кону твоя голова — глупо плакать по бороде

- Покажите мне самурая, который станет сражаться за еду! Самураи очень гордые. - Что ж… Значит, придётся найти голодных самураев. Это наверное один из самых сложных фильмов что я смотрел. И дело даже не в сюжетном плане, а в том, как эту историю преподнесли зрителю. Но обо всем по порядку. Я хотел сначала написать коротенький синопсис от себя, но запутался в хронологии событий и увяз в спойлерах, так что не буду этого делать. Проще самому фильм посмотреть. Теперь о самом фильме. История могла бы покрыть все погрешности и минусы картины, если бы не одно НО. Судя по всему, в 1954 году, Акира Куросава не слышал о таком понятии как монтаж. Это даже не просто затянутый, а невероятно затянутый фильм. Я бы понял еще, если бы это чем то подкреплялось, например нужными для сюжета подробностями. Но зритель видит абсолютно всё, до мелочей, которые абсолютно не нужны. История на самом деле простенькая, и могла уместиться всего в полтора часа. Но создатели напихали кучу диалогов и прочих элементов. И все это тянется как резина, пока крестьяне битый час собирают самураев. Далее конечно действие происходит чуть поживей, фильм потихоньку раскочегаривается, но монотонность повествования никуда не уходит. В итоге пришлось смотреть в три подхода, дабы не потерять нить повествования. Фильм в целом неплох, но для меня эта излишняя подробность перекрыла все плюсы. Поэтому высокую оценку поставить не могу. 4 из 10

JackNaper
JackNaper3 марта 2017 в 00:21
Воины чести

Страх то, что мы есть и то, что мы есть, есть страх Акира Куросава сделал ленту, которая показывала исторические и культурные достояния его страны, а уже спустя несколько лент «Семь самураев» стали той веткой кинематографа, которую частенько хочется потеребить в руках, а уже потом полюбоваться гигантским деревом. Что это значит? А то что «Семь самураев» оставляют после себе неизгладимое впечатление, после которого зритель одобрительно покивает головой, а затем погрузится в свои думы. Ровно также погружались в раздумье и крестьяне маленькой деревушки в Японии, когда шли войны внутри страны, и не было надежды на лучик света, им нужны были герои, как и всем нам в тягостный час. История, ставшая сказанием, герои ставшие легендами, но до этого, в мыслях жителей не было надежды, была лишь горечь, и был лишь страх. Неизвестная деревня. Ночь. Луна гордо освещает старую мельницу, а чуть ниже возле каменной тропинки журчит река, у воды сидит старушка, погрузившая морщинистые щиколотки в воду. Где-то вдали слышен плач женщины более молодой, однако обремененной не меньшими заботами, чем престарелая дама у реки. Старушка тяжело вздыхает, а из «древнего», почти слепого глаза скатывается слеза. На кого ей возлагать свои надежды? На сына? Его проткнули катаной и сбросили в пропасть, на дочь? Ее изнасиловали и оставили связанную умирать от голода, на мужа? Он давно лежит на скрипящей кровати в их общей коморке и день за днем его тело покрывается язвами. Потухают мечты старухи о счастливой старости, ровно так же потухает и свеча перед ней, но крохотный огонь пляшет на удивление игриво и забавно, и старуха улыбается. Может не все варианты упущены. В конце концов неведома затея сил свыше, и бандитам, которые во время сезона сбора урожая осаждают жителей вселяя последним ужас, уготована плачевная участь. Старая дама поднимается, и опираясь на деревянный посох тяжелыми шагами идет куда-то вдаль. А давайте на миг забудем о войне, об осажденной деревне и о ее жителях, упростив тем самым суть картины Акиры Куросавы. Как многим коммерческим проектам, фильму Куросавы не нужно кричать вам в ухо о том, что правильно или, что не есть истина, достаточно лишь нашептать. Нашептать, что нужно бороться за свое, даже в тяжелой ситуации не переставать любить, как это сделал один из самураев, также режиссер убеждает, что нужно быть свободным не только по статусу, но нужно облегчать и свою душу, если она нагружена темными думами. Тем самым война, и махание мечами отодвигаются на второй план, и больше всего это заметно к середине повествования Акиры Куросавы. А самураи, воины чести, играют большую роль для истории, но маленькую для нас, ведь важен не статус, чин или звание, важны поступки, но после просмотра этой ленты хочется ровняться именно на воинов чести, на семи самураев. Нет больше страха, есть только спокойствие и мудрость, ведь если страх есть мы, мы же его и уничтожаем. В пример нам воины чести.

Gittes
Gittes2 февраля 2017 в 14:48
«По-моему мы все-таки проиграли. Крестьяне победители, а не мы…»

Не так давно мне довелось посмотреть «Великолепную семерку» от Антуана Фукуа. Фильм снят хорошо, экшен сцены крепкие, но герои и сюжет очень пустые. После этого я решил обратиться к первоисточнику, а именно «Семь самураев» от Акиры Курасавы 1954 года. И это было невероятно. Сюжет Он каждому знаком, потому что многие фильмы повторяют эту концепцию и по сей день. Крестьяне, бедствующие от набегов бандитов, решаются обратиться к самураям за помощью. Немногие из них соглашаются встать на защиту бедных людей, ведь эта затея таит в себе смертельную опасность и не принесет им никакой выгоды. Анализ И сразу хотелось бы отметить, почему фильм Фукуа так сильно проигрывает оригиналу. Ведь завязка и развязка истории, да и в целом структура повествования идентична. Что же не так? В фильме Курасавы прекрасно проработаны персонажи: их мотивация, взаимодействие с внешним миром, поведение в деревне среди крестьян, взаимоотношения внутри отряда и многое другое. За весь фильм у меня ни разу не возникло вопросов: «Почему этот герой так поступает?», «Для чего это сцена?», «Что хотел этим сказать нам автор?». Фильм выстроен прекрасно, ты проникаешься этим миром и его персонажами, ты понимаешь чего они хотят и почему они так себя ведут. Наглядно видно как под влиянием самураев деревня преображается: люди становятся более уверенными в себе, сплоченными, они снова улыбаются и искренне радуются, чего не было прежде. Помимо этого и характеры самураев в ходе истории развиваются, они познают друг друга и открывают в себе что-то новое. Особенно впечатлил Кукичио, который произносит очень запоминающийся монолог про крестьян и самураев, их место в жизни и почему они себя так ведут. И снова сравниваю с «Великолепной семеркой», где мотивации героев были высосаны из пальца, взаимодействие с жителями города ограничивается тренировками и укреплением обороны. Поэтому спустя столько лет фильм Курасавы смотрится вне конкуренции, хотя технически фильм, конечно же, уступает современным картинам по многим пунктам. Но помимо этого у фильма множество других достоинств. Натуральные и проработанные до мелочей декорации, костюмы героев и живописные пейзажи создают отличную атмосферу Японии тех времен. Фильм несет в себе огромную культурную ценность! Во время просмотра познаешь: принципы самураев, повседневную жизнь обычных крестьян, их культуру, обычаи и устои. Особенно впечатляло невероятное благородство самураев и их правила. Также приятно удивила операторская работа, некоторые моменты фильма можно смело останавливать и наслаждаться прекрасно выстроенной композицией. А заглавная тема фильма от Фумио Хаясаки это что-то незабываемое, ударные в открывающих титрах сразу западают в голову и на протяжении всего сюжета не отпускают. Особенно они хороши в напряженных сценах, отлично нагнетают атмосферу угрозы и смертельной опасности. Лично для меня, у фильма практически нету минусов. Разве что современному и неискушенному зрителю будет тяжело справиться с таким большим хронометражем(3,5 часа). Также отсутствие ясного антагониста, бандиты появляются лишь на 2-м часу фильма и то представляют из себя безликую массу. Но мне кажется в этом и смысл, ведь основной антагонист фильма это страх крестьян, их разобщенность и неспособность противостоять злу извне. И семь самураев именно те, кто не только физически помогают жителям деревни противостоять врагу, но и духовно справляются с их внутренними страхами. Итого Крепкая история, практически ни одной лишней сцены, четко проработанный мир, запоминающиеся и развивающиеся персонажи — основа достойного кино. «Семь самураев» является идеальным примером классического кино, которое можно бесконечно изучать и открывать что-то новое. 10 из 10

Abdul-pasha19
Abdul-pasha1923 декабря 2016 в 17:18
Шедевр из страны восходящего солнца

Акира Куросава давно вписал себя в историю не только японского, но и мирового кинематографа. «Семь самураев» пожалуй его самая известная работа, которая оказала фундаментальное влияние на всю индустрию. По каркасу этой ленты снимается большое количество фильмов вплоть до сегодняшнего дня. Последним является снятый недавно ремейк «Великолепная семерка» режиссера Антуана Фукуа, в принципе вестерн среднего пошиба, без претензий на культовость. Последний и сподвиг меня на просмотр оригинала. Хронометраж приличный, больше трех часов, но ощущаешь их только после финальных титров, ибо фильм смотрится на одном дыхании. Сюжет на удивление прост, жители бедной деревни ищут воинов для защиты своего дома от бандитов, и после долгих поисков находят в городе семерых самураев (шесть с половиной, так как один не самурай). Последние обустраивают защиту селения, и дают бой бандитам. На первый взгляд все довольно тривиально, как в каком-нибудь заштатном боевике, да и мегаэкшена тут нет. Но не всё так очевидно. Отличительной чертой что японской литературы, что кино всегда был заложенный смысл между строк. Вся эта лента пронизана глубокой идеей, заключающей в столкновении сильных и слабых мира сего. Под слабыми здесь выступают крестьяне, говоря устами Кикучио, они мстительны, хитры и трусливы (сразу вспоминается беспомощная старая женщина, которая ходить то нормально не может, но с каким остервенение, с какой злобой в глазах она убивает пленного у всех на ввиду). С другой стороны гордые, высокомерные, умные и храбрые самураи. Люди эти двух миров абсолютно не понимают и презирают друг друга. И здесь на сцену выходит Кикучио Поначалу он берет на себя только комедийную ношу, но позже оказывается, что представляет из себя намного больше, чем мог казаться. Он презирает крестьян, но в тоже время прекрасно их понимает; он хочет быть самураем, человеком чести, дерзким и сильным, но в тоже время винит их в страданиях крестьян, в том кем они стали. По сути он становиться мостом, что соединяет эти два мира. Сыгранную сцену с его монологом в исполнении Тосиро Мифунэ, можно смело записать в золотой фонд мирового кинематографа. Не забывает Куросава как и о личных драмах персонажей на фоне войны (любовь Шино и Катсуширо, и конфликт на её фоне с отцом Манзо, страдания Рикичи и его встреча с женой), так и о тактических подробностей конфликта. Война заканчивается смертью Кикучио. На следующий день Шимада и Катсуширо, по сути две ипостаси одного самурая, стоят возле погибших товарищей. Глядя на крестьян, которые неумолимо продолжают жить, несмотря на все перенесенные ими невзгоды, начинают новый день с улыбкой на лице и музыкой в устах, Шимада произносит фразу оставляющую финал открытым — «я думаю мы все таки проиграли, крестьяне выиграли». Так может быть, слабыми здесь были не крестьяне. Так может быть Кикучио был неправ? Ленту обвиняли в излишней картинности, исторической недостоверности, хотя судя по современным дорамам из страны Ямато это всего лишь особенности национального кинематографа, как танцы в Индийском кино или пафос в Голливуде. Акира Куросава стал главным популяризатором как японского кино, так и жанра Дзидайгеки на Западе, с такими фильмами как «Расёмон», «Красная борода», «Семь самураев». К сожалению, в дальнейшем жанр не получил такого распространения, как другие исторические жанры (Вестерн, Пеплум). Но тем не менее сюжетные конструкции этих фильмов стали активно использоваться в киноиндустриях других стран. Правда стоит отметить, что в большинстве своем они берут лишь видимую оболочку работ Куросавы, никаких идей и размышлений там нет. Уникальность ситуации состоит еще и в том, что Куросава не получил большой популярности у себя на родине, что еще раз показывает огромные различия в мировоззрениях, предпочтениях и ментальности Запада и Востока. 10 из 10

ssstep
ssstep21 декабря 2016 в 22:21

Куросава тратит целый час эфирного времени на то, чтобы показать, как формировался отряд из семи отважных. И делает это не столько ради того, чтобы познакомить зрителя со всеми персонажами, сколько ради того, чтобы показать насколько разной была их мотивация. Безродный выскочка-самозванец хочет наконец-то определиться кто же он на самом деле, юноша хочет найти учителя и стать настоящим мужчиной-воином, еще одному нечего есть, другому просто нечего делать. И пусть всего лишь один заявляет напрямую, «что я знаю как тяжело живется крестьянам, но иду с Вами совсем не ради них, а ради того чтобы иметь честь сражаться с Вами плечом к плечу», очевидно, что из всего отряда только его лидер отправился в деревню исключительно ради того, чтобы помочь чужим людям. Именно ему и придется больше всех пожалеть об этом. Крестьяне отвечают самураям «взаимностью». Ни одного спасибо не будет сказано, ни одного по-настоящему положительного поступка мы от них не увидим. Право, не воспринимать же за них банальное стремление выжить любой ценой, которое и животным вполне себе присуще. Любовная линия, по сути, стандартный атрибут таких сюжетов здесь играет непривычную роль, и, пожалуй, наиболее наглядно отображает основной конфликт. Один крестьянин говорит убитому горем отцу, «по крайней мере, она была с самураем, а не с бандитом». То есть понятно, что чтобы не происходило, и те и другие для них враги, просто из двух зол выбирают меньшее. И шикарная развязка, когда обесчещенная девушка сама бросает любимого, предпочитая остаться в родной деревне и всю жизнь прожить с этим позором, но среди своих. Сила кастового духа, что сделаешь. Таким образом, кино совсем не о том, как самураи победили бандитов. Главное то, что автор весь фильм сталкивает между собой самураев и крестьян, выставляя в более неприглядном свете то одних, то других, но, несмотря на финальное «победили крестьяне, не мы» сам для себя победителей здесь не находит. 6 из 10

Sheka66
Sheka6618 декабря 2016 в 12:35
Великий фильм великого режиссёра

Когда то меня привлекли чем то кадры из фильма Расёмон. И вот, пока я так сказать, доходил в пространстве и времени, пересёкся с таким явлением как аниме. От японской мультипликации интерес плавно переместился к японскому кинематографу, и вспомнил я о своей мечте, и дорвался и посмотрел, и пересмотрел — Расёмон, Семь самураев, Телохранитель, Гений дзюдо, Четверо в тайной крепости… Понимаю, прикоснуться к душе Японии через кино, которое не является её традиционным исскуством, не тот вариант, но хоть так. Вот и Семь самураев — не европейская история, иная культура, иной менталитет. Когда ты погружаешься в фильм, просто смотришь, игнорируя коварный шёпот разума — э, да это актёры, а чего эт самураи рискуют жизнями за гроши, всё черно-бело, ну и, попкорн стынет… То вдруг оказываешься там — мечешься с перепуганными крестьянами, негодуешь с самураями, которым принесли оружие и доспехи, снятые с убитых ронинов, в то нелегкое время, что переживала страна — распад, бардак, потеря ориентиров и идеалов. Грабят крестьян такие же ронины бродяги, как и те что защищают. А ведь и они кому то служили, хранили верность клану, своему повелителю. Теперь они стая, которая грабит, убивает, насилует свой собственный народ, который просто в отчаянии… И вот мудрый лидер собирает отряд — самураев всего семь, по правде, шесть — один очень хочет им стать, будучи безродным, и мы увидим, как воля к победе, решимость, вера в идеалы, доверие, преодоление вековых предрассудков, и в тоже время верность традициям принесут плоды — разве не возделывать и украшать землю предназначение человека? И поэтому этот фильм не устареет никогда. Хотите понять душу Японии? Обязательно посмотрите этот фильм.

normal flight
normal flight7 декабря 2016 в 08:37
Великолепная семерка

Японский режиссер Акира Куросава (1910 — 1998) несомненно, внес свой огромный вклад в развитие японского кинематографа. На его счету более 30 — ти различных режиссерских работ на социальную и философскую тематику. Одним из первых фильмов Куросавы был «Гений дзюдо», снятый в 1943 году. Затем было отснято еще несколько кинокартин: «Самые красивые», (1944); «Пьяный ангел», (1948) — первая совместная работа режиссера с молодым актером Тосиро Мифунэ. С этого фильма и началось многолетнее сотрудничество Куросавы и Мифунэ, который стал героем многих картин режиссера. Акира Куросава затрагивает в своих работах отражение проблем социальной действительности, взаимоотношения главных героев друг с другом; он очень увлекается мировой художественной литературой. По мотивам известных произведений русских и зарубежных классиков он ставит свои киношедевры: «Идиот», (1951) — одноимённая японская киноадаптация романа Фёдора Достоевского. В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму «Жить», создавая которую он вдохновлялся повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Еще одна картина вышла в 1957 году, историко-философская драма по мотивам «Макбета» Уильяма Шекспира под названием «Трон в крови». В том же году, после выпуска фильма «Трон в крови», Куросава снял одноимённую экранизацию пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года. Все эти художественные интерпретации были положительно оценены и одобрены зрителями и кинокритиками, а за философскую драму «Жить» режиссер получил премию «Золотого волка» в 1953 году. Следует также отметить еще один не менее удачный фильм в «копилке» режиссера, международный хит — «Семь самураев», снятый в 1954 году. Действия фильма разворачиваются в Японии XVI века в период феодальной раздробленности. В стране идет Гражданская война, царит беспорядок и хаос. На территории Японии орудуют разбойники и бандиты, которые грабят и убивают местных жителей, крадут их годовые продовольственные запасы, ячмень. Чтобы защитить себя и свое имущество от постоянных набегов со стороны неприятеля, крестьяне решают нанять самураев, готовых защищать и обучать их военному делу за еду. На их просьбу откликается отважный воин — Камбэй Симаду, который собирает отряд из семи вольных самураев и помогает подготовиться к обороне поселения. Крестьян ждет смертельная схватка с вооруженными противниками, победить в которой будет не так то просто… Для создания исторической кинокартины Акира Куросава ссылался на западную литературу, на исторические факты, послужившие основой сюжета приключенческого фильма «Семь самураев». Фильм основан на реальных событиях. В ходе работы над этим сюжетом Куросава набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников, и решил положить в основу фильма именно эту историю. Режиссер не идеализирует ни одного из героев, но создает яркие, выразительные, самобытные и достоверные образы. Вся картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим духом и человечностью. Фильм с поистине захватывающим сюжетом рекомендован для семейного просмотра, а поклонники японских лент о жизни и приключениях самураев точно не останутся равнодушными!

spaceman92
spaceman9230 июня 2015 в 00:33
Самураями не рождаются.

К просмотру любого фильма мы подходим с какими-либо ожиданиями, исходя из того сколько информации у нас уже есть о той или иной картине. К просмотру этого творения Акиры Курасавы я подошел со знанием того, что фильм этот 1954 го года, идет он больше 3х часов и он черно-белый. Все это безусловно отталкивает современного зрителя, который привык к изобилию картин, наполненных яркой картинкой, популярными актерами и кучей спецэффектов. Но все же этот фильм посмотреть стоит. Я ожидал от этого фильма, что он будет некой философской притчей, наполненной диалогами с глубоким смыслом, о том каков должен быть путь воина, путь истинного самурая. Но на деле это оказалась обычна история для тех самых времен и событий, который происходили на тот момент в Японии. История, отлично рассказанная, про самых простых и бедных крестьян, которые вынуждены просить помощи у гордых, но таких же бедных самураев. Воины готовы принять в плату рис! Ведь «когда голоден, даже самурай становиться сговорчивее»(с). В фильме нет глупых моментов, нет пафосных высказываний и этим он хорош. Все по честному, по настоящему, без приукрас. В людях мы видим и плохое и хорошее, как в крестьянах так и в самураях. Эта тема раскрывается в эмоциональном монологе Кикучивы. Кикучива, кстати, стал моим любимым персонажем в фильме, хотя и в начале его персона отталкивала от себя. Этот безумный маргинал, по происхождению крестьянин, захотевший стать самураем вызывает к себе симпатию своей искренностью. Немного глупый, смелый, изобретательный он радуется появлению врага и ведет себя как дитя, в то же время жаждит сражения и смерти в бою. Настоящий, тотальный, живой психопат Кикучива, в душе истинный самурай. Вообще этот фильм мне напомнил американские вестерны 60х годов, с индейцами и ковбоями, но с Японской атмосферой. Так сказать «истерн». И для 1954 года, скажу я Вам, отличный был экшн со сражениями на деревянных копьях и самурайских мечах. Самураи учат крестьян: «Конечно вы боитесь противника, но помните, он тоже.»(с). И они смело бок о бок бьются с бандитами. Итог такой. В целом, хоть и не было резких поворотов сюжета, неожиданной концовки и фильм все таки долгий, все же фильм мне понравился. Посмотрите фильм и порадуйтесь тому, что Вам не нужно сражаться за свою еду. Потому что «участь воина терять вновь и вновь»(с). 8 из 10

Николай Таранцов
Николай Таранцов26 июня 2015 в 14:47
Четыреста лет назад Японию раздирали гражданские войны, в стране царил произвол бандитов

Фильм Акира Куросавы «Семь самураев». Ставшая уже классической история о самурайской чести о и мужском долге. О фильме уже столько написано, что поневоле задаёшься вопросом, что можно добавить нового, /оригинального/. Но, тем не менее, я попробую. В некоем японском селении, в смутные времена политической нестабильности остро стал вопрос о выживаемости, /некие бандиты регулярно экспроприируют пищевые запасы/. Старейшина подсказывает односельчанам простой выход, нанять бедных самураев, /согласных служить только за пищу/, для охраны селения. Сказано сделано. И вот семь самураев приступают к своим обязанностям. Время действия размыто, есть кое-какие ориентиры, но они только подчёркивают ошибочность предположений. 1574 год, отмечен в украденной грамоте, и путём простого вычисления мы приходим к дате 1586 год. Эпоха Сэнгоку. Смутные времена. Изгнание последнего сёгуна Ода Нобунаги и начало правления Тоётоми Хидэёси / имена эти есть в фильме, но упоминаются вскользь/. Это ещё было время первого огнестрельного оружия, впервые применённого в битве при Ногасино, /добавлю, почти все самураи из семёрки защитников деревни тоже были убиты из огнестрельного оружия/. Из чего мы делаем вывод, самурайский меч это хорошо, а технический прогресс ещё лучше. Но Курасава, как истинный художник находит компромиссы и увязывает одно с другим, японские традиции, японский менталитет с днём сегодняшним. Считается, что фильм всё таки более тяготеет к притчи и на историческом материале показан человек нашего времени. Есть предположения, что это фильм о кино, есть и другие предположения, я не буду их разбирать, у кого будет желание, тот обратится к специальной литературе. Я лучше об идее, о глубинном смысле, насколько я лично его понимаю. Я не зря говорил о техническом прогрессе, всё течёт, всё изменяется, /ох, эти вечные истины/, и в течении этом мы теряем главное. Теряем себя, теряем душу свою. Нет, мы конечно живём, наслаждаемся благами, комфортом, своим личным маленьким мирком. Мы не замечаем, /нынче такое модное слово придумали, негатив/, пытаемся не замечать этот негатив. Не понимая, что это и есть жизнь, /в конце фильма есть душераздирающий эпизод, когда оставшиеся в живых самураи стоят у могил друзей, а крестьяне, за которых те отдали свои жизни, не замечают этого, занимаясь своими текущими делами. Как будто ничего не произошло/. Ничего не напоминает? А ты никогда не был так увлечён текущими делами, что не замечал тех, кому был обязан. И не важно, кто это был, друг, брат, хороший человек, просто случайный человек, который был, и которого нет. А ты есть. Впрочем я не о том, что за добро надо ждать благодарности, быть благодарным, да, но это уже согласись немного иное. Быть на свете, это не значит просто быть, или быть, чтоб урвать своё. Видимо надо быть, для чего-то важного, а важное это надо либо сотворить из своей жизни, либо не упустить в процессе своей жизни. И для этого надо не та уж много. Быть честным, добрым, справедливым, жить по совести, уважать и любить ближнего, помнить, что все мы не вечны, а детям нашим жить после нас, /смотри шире, потомкам нашим, стране, земле нашей, человечеству в целом/. Нужно, чтоб они, /потомки/, гордились нами. И для этого нужно соответствовать этому. Соответствовать нравственно. Самурайский дух по Курасаве, это не только дух жизни, это ещё та сталь, из которой не может быть выкован плохой клинок, это правда жизни, но не только та, которая есть, а и та какой она должна быть. Иначе нам не быть, ибо, не сохранив связь с прошлым, мы потеряем связь с будущим, а потеряв связь с будущим, мы потеряем всё. И свои культурные традиции, и смысл жизни и себя как личность.

Avanti
Avanti13 июня 2015 в 21:37
Хочешь мира — готовься к войне

В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце Кодекс Бусидо Гений Акиры Куросавы, выходца из старинного самурайского рода, ценителя европейской культуры и русской литературы, фактически создал новый послевоенный японский кинематограф и приоткрыл человечеству завесу тайны, за которой в сознании западного зрителя существовал полуфантастический мир цветущей сакуры, в котором люди носят кимоно, любуются на Фудзияму, в совершенстве владеют искусством меча и делают харакири. Но не в изображении подобной экзотики сила и ценность картин великого японца, а в том, что независимо от того, на каком континенте и в какой стране они бы ни демонстрировались, они понятны и внутренне близки каждому. Его фильмы — о важных вещах, которые нас всех объединяют: о справедливости, милосердии, человечности, мужестве и силе духа. И конечно, «Семь самураев» — фильм, который вышел далеко за рамки жанра дзидай-гэки — костюмно-исторических постановок о боевых приключениях японских воинов. Эта глубочайшая социально-философская драма появилась как нельзя вовремя: после Второй Мировой войны Япония еще не полностью восстала из руин, национальное самосознание находилось в упадке, а знаменитый боевой дух народа Страны восходящего солнца был сломлен. Американская оккупация и последующая демилитаризация Японии с полным запретом всей самурайской культуры (в том числе и фильмов), нищета и безработица первого послевоенного десятилетия — удивительно похоже то время на изображенный в картине Куросавы условный шестнадцатый век, когда бандиты-кочевники грабили деревни и забирали с собой весь урожай, обрекая крестьян на голодную смерть, убивали людей и сжигали их дома. В действительности средневековым японским крестьянам запрещалось даже есть рис, который они выращивали: он считался продуктом для знати. Но власть не спешила защитить своих кормильцев-тружеников от разбойничьих набегов, и как это всегда водится, им пришлось дело собственного спасения взять в свои руки: нанять для защиты деревни странствующих ронинов (самураев без господина) и вооружиться палками и кольями. Центральная тема «Семи самураев» — подготовка к вооруженному противостоянию с бандитами и сражения с ними. Но основной конфликт — в непримиримых различиях между временными вынужденными союзниками: крестьянами и самураями. Разные сословия, разная ментальность, образ жизни, этические нормы — в обычной жизни они сосуществуют как параллельные прямые, но пересечься их в маленькой деревне заставил самый мощный аргумент за всю историю человечества: голод. Две чашки риса в день для профессионального воина как возможная плата за жизнь — невеликая цена, но выбора нет, а главное — настоящий самурай знает, что в любой момент он должен быть готов умереть, и не страшится этого. Профессия самурая неизменно связана со смертью, призвание же земледельца — мирно выращивать рис, ячмень и овощи, напротив, жизнеутверждающая. Крестьянин как самое святое охраняет свой дом и семью, а воин в походе должен забыть о близких, если они у него есть. Самурайский кодекс достоинства, чести и стоицизма не позволяет убивать сдавшегося врага, простолюдины в этом смысле беспринципны: вполне способны убить и ограбить раненого воина, бросаются всей деревней на одного, из мести расправляются с пленником. Они слабы и трусоваты поодиночке, зато все вместе решительно и смело преодолевают любые катаклизмы и превратности судьбы. Жители деревни сродни природной стихии, каждый же из семи самураев показан уникальной самостоятельной личностью. В изображении их есть и уважение, и теплота, и ирония и даже трагический пафос. Аристократичный юноша Кацусиро Окамото, гуляя по изумительной красоты цветочной поляне, влюбляется в крестьянскую девушку, а потом трогательно о ней заботится и делится с ней своей порцией риса. Чистота, свежесть, нежность их первой любви вносит толику романтизма в драматичное повествование. Мудрый лидер великолепной семерки Камбэй Симада — образец идеального самурая и к тому же философ: именно он произносит главные слова «от автора». Мастер меча Кюдзо — вообще сверхсамурай: все свободное время он дремлет сидя, а почуяв опасность, моментально просыпается, рубит врагов пачками и после снова засыпает. Особняком стоит трагикомический Кикутиё — самурай не по происхождению, а по духу, переживший все беды голодного сиротства, буйный балагур и смельчак, он как никто понимает и жалеет крестьян — своих соплеменников и находит с ними общий язык. Вместе с тем нельзя сказать, что Акира Куросава симпатизирует в большей степени воинам или земледельцам, скорее он сочувствует своему народу без идеализации его милитаристского прошлого и самурайского культа. В образе бандитов, грабящих и деморализующих мирных жителей, можно увидеть намек на американскую оккупацию, а в сожженном ими доме и уничтожении его обитателей — даже символ ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, но режиссер достаточно мудр и не обвиняет в случившемся чужаков, в конце концов в фильме они тоже японцы, да и зачастую сами ронины не брезговали возможностью, пользуясь своей силой, поживиться за счет других. Это картина не про войну в отдельно взятой деревеньке, наоборот: она против войны и вражды во всем огромном мире, жестокости, порождающей жестокость, призыв к объединению японской нации во имя созидания. Для воплощения идеи универсальности картины Куросава фактически изобрел новую форму киноповествования, объединив в своем фильме японскую традицию самурайского эпоса, прочно вошедшую в кинематограф Страны восходящего солнца полувеком ранее, модную заокеанскую тематику вестерна и философскую глубину, свойственную лучшим произведениям европейских авторов. Несомненно на гуманизм посыла и образность киноязыка Куросавы оказало влияние творчество его любимых русских классиков Толстого и Достоевского, переосмысленное в картинах «Идиот» и «Жить». Фильм богат символами, аллюзиями и намеками, в полной мере понять и оценить которые западный человек может лишь, посвятив себя изучению японской культуры и истории. Но скрытую сиволику названия может оценить любой, ознакомившись с последним танка героического генерала японской армии Тадамити Курибаяси: Враг не разбит, и я не погибну в бою, я буду рождён еще семь раз, чтобы взять в руки нагинату Стойкость и отвага, достойные подражания, готовность без страха взглянуть смерти в лицо, запредельное упорство — качества настоящего самурая, каким несомненно был генерал. Воодушевляющие каждого японца строки его стихотворения — о том, что поражения не существует пока ты сам его не признал, ничто не потеряно и всегда есть за что бороться и куда стремиться даже в самые тяжелые времена. Самураи делают свою работу и уходят, оставив после себя четыре могилы с вонзенными в них мечами. Мир побеждает войну — и истинные герои, мирные труженики, запевая бодрый мотив, сажают рис, который прорастет своими корнями в воду, зазеленеет — и значит жизнь продолжается, и есть надежда, что она будет мирной и счастливой.

Dentr Scorpio
Dentr Scorpio17 марта 2015 в 16:43
Первая семёрка.

Одним словом — классика. Культовый фильм Акиры Куросавы, долгое время для меня оставался незамеченным, и всё же это было неплохо. Для понимания общей картины описываемой в данном случае, мне требовался как минимум жизненный опыт и возраст, и вот уже чуть более во взрослом возрасте, я смог узреть кино «7 самураев», входящее на данный момент в 10-ку лучших фильмов по версии известных изданий (Empire). Немного о самом фильме: как более современный зритель для себя я не чего нового в сюжете и подаче героев не увидел, понятное дело, что в то время, в первую половину 50-ых годов прошлого века, это было серьёзным новаторством. Как факты — первый фильм, где каждый из основных героев имеют только свойственные себе способности. Где, кстати, каждый из семи самураев прописан как отдельная личность. Личность, имеющая в себе все основные признаки здравого человека, а ещё каждый из них имеет своё чувство юмора. Каждый из них способен на настоящее геройство, кто-то из них как Кикутиё (Тосиро Мифунэ) по началу видет себя как недовольный подросток, или как лидер группы сыгранный Такаси Симура опытный, и мудрый воин. Каждый из них достоин отдельного внимания, на каждого из них стоит равняться. Самобытная, кустарная, детальная, душевная работа Акиры Куросавы, ставшей бессмертной классикой на долгие годы вперед, послужившая для многих современных авторов примером для подражания, а также стоит отметить, что фильмов с подобной системой в наше время хватает.(Мстители (2011 год) и т. д). К просмотру естественно рекомендуется, хотя бы для знания классики, а тем кто любит Японию (как и я) смотреть рекомендуется. Об оценке — я придурок! 9 из 10

Chester_Bennington
Chester_Bennington11 ноября 2014 в 16:55
Волки и овцы… и овчарки

Костюмно-исторические драмы о самураях лежат у истоков японского кинематографа: в довоенное время они составляли основу проката, а после Второй Мировой пережили новую молодость, обогатившись киноприёмами, что принесла с собой вторая волна вестернизации. В 50-е ежегодно снималось более сотни представителей жанра, однако львиная их доля была поверхностной штамповкой и по большому счёту лишь одна лента смогла одержать верх в неравной схватке со временем. Американская оккупация оказала сильное влияние на японское кино и в частности на Куросаву, становление творчества которого пришлось как раз на тяжёлые послевоенные годы. В 1954-ом его «Семь самураев» стали одним из первых японских фильмов, получивших признание на Западе, продемонстрировав уникальный сплав японской культуры, американского киноопыта и новаторского гения режиссёра. Он реанимировал жанр, вписав наработки вестернов, добавил категорию глубины в прежде плоские боевики и в итоге вывел их на новый уровень, водрузив стандарт качества на высоту, добраться до которой впоследствии не смог никто. Вдохновенно экранизированный отрывок японской истории стал фильмом-космополитом, хотя и не повторившим успех «Расёмона», но имевшим популярность за границей во многом потому, что Куросава в духе своего народа перенял у Запада лучшее, вплетая это в национальную канву. Увлекательный сюжет, зрелищные битвы, немного нелепая, но реалистичная хореография и мастерский монтаж слились воедино, чтобы создать одну из самых узнаваемых картин в истории. Лента могла не увидеть свет, сложись у Куросавы сценарий о дне из жизни самурая. Но тот упорно не складывался, подтолкнув к другому сюжету о шести голодных воинах, рискуя жизнью помогавших крестьянам отбиться от бандитов. Седьмой, как и в фильме, был взят в последний момент. Тосиро Мифунэ переквалифицировался из сурового и немногословного мастера меча в пьянствующего самозванца, одолеваемого внутренними противоречиями. Эта роль обогатила чересчур сдержанное действие первоначального сценария, дополнив его яркими эмоциями, юмором и ещё одним драматическим пластом. А повесть об одном конкретном самурае вскоре расскажет Масаки Кобаяси в своём «Харакири», в душном пространстве жития бойцов-аристократов, которое особенно наглядно раскрыло вырождение принципов бусидо, попрание воинской чести, обнажившие внутренние причины деградации сословия. В «Семи самураях» же показаны причины внешние, когда войны и усобицы выбрасывали мелких дворян на обочину жизни. Ветеран Камбэй олицетворяет самурайство, пожилое и уставшее, но верное принципам. Все семеро были ронинами — бедными солдатами без хозяина и лишь условный контракт с крестьянами позволил им вновь почувствовать себя самураями, совершить поступок, достойный этого гордого звания. Но их подвиг — лебединая песня: целое воинское сословие уходило в небытие — честь, традиции, навыки. Зато оставались непобедимые и несгибаемые крестьяне, что хлебают горести от засух и паводков, от правителей и бандитов. Они невежественны и покорны, и всё же в массе своей они не проигрывают. Образ крестьян исчерпывающе передан в искрящем монологе Кикутиё, наизнанку выворачивающем персонажа, скрывающегося за маской дерзости и удальства. Крестьяне — лжецы, хитрецы и трусы, они относятся к самураям с боязливым пиететом, с каким овцы относятся к овчаркам, отгоняющим волков от стада. Они помнят, что овчарки тоже могут убивать. Они боятся бандитов, однако хорошо освоили тактику «все на одного». Земледельцы умеют убивать, когда чувство локтя пересиливает страх перед врагом. Соль земли, как говорят о них, но свои раны и слабости нужно прятать подальше от соли. Так и жили они, крестьяне и самураи, в вечной необъявленной войне. Этот подтекст добавляет напряжённость в отношения защитников и жертв: это не симбиоз и не сотрудничество. Ронинов используют и выбрасывают на свалку истории, не пролив по ним слёз. Боевые храбрость и достоинство теряют ценность, но не в душах дворян-бойцов, а в глазах общества. Эти качества не нужны, когда всё хорошо, бояться нечего, а в запруде зреет рис. И зреет новое время, без чести и доблести, мир пороха и ружей. Не зря герои погибали лишь от ружейных выстрелов — доказательство того, что в деле традиционного соперничества им нет равных, а время устанавливает новые правила, перед которыми заветы самураев слишком уязвимы. В фильме отчётливо виден антимилитаристский посыл, которым было пропитано кино тех лет. Сама фабула о бедных, но смелых солдатах — не только грустный взгляд в прошлое самурайства, но и прощание с армией, которой Япония лишилась в 1945-ом. Самураи больше не нужны. Век воинов не долог, а крестьяне будут всегда — жадные, слабовольные, глупые, всетерпящие, всепобеждающие.

Lucy the shooter
Lucy the shooter21 сентября 2014 в 16:49
Настоящие шедевры не стареют и не устаревают

Казалось ничто не могло сподвигнуть меня посмотреть этот фильм. Черно белый, пятьдесят восьмого года, от в целом, не известного лично мне на тот момент режиссера. Решил посмотреть лишь по одной причине: я фанат огнестрельного оружия, и случайно узнал, что оно в фильме будет. Потому и решил увидеть его. А начав смотреть, я понял, что Куросаву не зря считают гением среди режиссеров. Во первых, в фильме была положена целая куча новаторских решений: до него в фильмах подобного жанра (добро против зла) был либо главный герой-супермен, уничтожающий в одиночку всех врагов, либо безликая толпа, где никто даже не назван по имени. И лишь Куросава предложил новый вариант — команда из нескольких человек, где каждый имеет свои слабые стороны, но вместе они дополняют друг друга и становятся непобедимые. Уже этим фильм породил целую кучу ремейков и книг, будь то великолепная семерка от США, или отечественные «А зори здесь тихие». Во вторых это первый фильм, где появилось столь любимое многими режиссерами действие sword VS gun (меч против огнестрельного оружия). Ну и великолепную игру актеров нельзя не заметить. Плюс, в этом фильме все оружие, что холодное, что огнестрельное абсолютно настоящее, все выстрелы сняты в реале, что не часто встретишь в современных фильмах. Пожалуй, единственный недостаток, но не режиссера, а дубляжа — не слишком качественный перевод. Надо бы озвучить фильм заново, более качественно. Ну и из-за старости фильма звуковая дорожка не поспевает за видео, особенно это хорошо заметно на выстрелах. Но это опять-таки не вина создателей. 9 из 10