Семь самураев: отзывы и рeцензии

LonelyThrowBack
LonelyThrowBack17 июля 2022 в 16:28
Длинная классика

Культовая драма Акиры Куросавы повествует о Японии 16 века. Небольшая деревня, жителей которой грабят бандиты. Набеги, угон скота, кража продуктов, насилие и прививание страха. Основной акцент режиссёр делает не на антагонистах, а именно на последствиях после экспозиции. Как защититься мирным жителям? Как противостоять угрозе, которая ещё не раз нагрянет? Нужна защита, нужны наёмники, нужны самураи. Главный акцент ленты, в тоже время основной «минус» её, долгая раскачка. Хронометраж в три с половиной часа ощущается, долгие действия и раскрытие главных героев забирают львиную долю просмотра. Понятное дело, что для большего погружения в эпоху Средних веков такая направленность действий и была бы весьма кстати, так как Куросава уделяет внимание и культуре, и быту, и трудностям в процессе поиска защиты. Тем не менее, картина концентрирует внимание на самураях и на их условиях. Кажется, что очень легко и просто найти защитников (это то в эпоху «супергеройских» блокбастеров), но режиссёр акцентирует внимание на времени, на возможностях. Сильные войны очень редки, никто не хочет работать за идею, честь, достоинство, поэтому плата весьма уместна. Жители деревни, сильные мужи и храбрые сыновья пытаются привлечь самураев всеми возможными способами. Фильм отчётливо подчёркивает упадок и бедность, когда даже не деньги волнуют наёмников, а хотя бы пропитание. Самураев найти среди горожан несложно: их отличают и форма одежды, и мечи в ножнах, и поиск работы как таковой. Но как отличить хороших воинов от шарлатанов или от неопытных бойцов? Проверки, способы оплаты, поиск реальных защитников. Найти семь героев – ещё половина дела, другое дело, что у каждого самурая свои взгляды на защиту, свои правила. В этом и исключительная сущность, что героев раскрывают. Характеры непривычных для зрителей протагонистов, «тёмные» и «светлые» стороны у каждого самурая, но весьма интересно персонажи проходят раскрытие. Самураи в деревне. Драматично и немного иронично жители встречают своих защитников, отчего возникают смутные сомнения о цели появления в городе стильных воинов. Режиссёр выставляет быт на одну чашу весов с боевиком, погружая зрителей в ожидание экшена. Долго тянутся минуты, долго самураи уживаются с крестьянами, помогают жителям, обучают слабых крестьян, но подчёркивают важный пункт – они здесь для определённой цели, они не деревенские жители, им такое умиротворение не по нраву. На фоне подготовки к боевым действиям фильм разбавляет и опасными эпизодами (похищение ребёнка, к примеру), и небольшой романтикой (женский персонаж, который косит под мальчика для своей безопасности), таким образом, те или иные самураи показывают себя не в боевых действиях, а в разных ситуациях. Кража риса вызывает опасения не за голод крестьян, а за то, что теперь не за что будет нанять наёмников, отсюда и переосмысление ценностей. По технической структуре картина содержит Интерлюдию в середине хронометража, пауза, позволившая разделить просмотр и отдохнуть. Такой элемент кинотеатрального показа был часто распространён в 50-60-х годах, особенно если полные метры собирали полные залы. История Акиры Куросавы впоследствии будет отражена в вестернах, это очередной раз подчёркивает значимость картины в целом. Сюжет о деревне, в которую врываются бандиты, грабят, собирают все блага и отправляются восвояси, чтобы спустя какое-то время снова поживиться продовольствием беззащитных людей. Наконец-таки, спустя два часа экранного времени, наступают ожидаемые события. За такой большой промежуток создалось впечатление, что может ничего не будет. Может, бандиты больше не появятся на горизонте? Но ожидания стоили того. Сцены осады, жестокости врагов, отверженности самураев красиво сочетают драму и бои. Стратегия самураев и толковых жителей позволяют насладиться и умелым сражением, и хитрыми приёмами союзников. Численное превосходство врагов с лихвой компенсируется эффектом внезапности, обороной и обманными приёмами. Лента не боготворит героев, показывает их ошибки, пороки, жестокие действия, но полноценно сочетает в себе культ самураев, смысл жизни этих опытных бойцов и выстреливает драматизмом в финале. «Семь самураев» пестрят красивыми кадрами, широкими изображениями, символичными пейзажами, что является большим преимуществом для чёрно-белого фильма. Красиво, драматично, но затянуто. Опять же кино можно не осилить за раз, а некоторые эпизоды вообще убрать. Но такова воля режиссёра! Хозяин – барин!

AlekseySM
AlekseySM16 мая 2022 в 11:11
Кому жизнь, а кому смерть.

Жанр 'дзидайгэки' или в простонародье самурайское кино многие года чтился кинематографистами Японии. Пластом этому явлению послужила многогранная японская история. На протяжении многих веков Японию разрывали феодальные войны, сёгуны сменялись одни за одним, а воинственный класс самураев все больше и больше занимал сословное первенство. Быть самураем значит быть готовым умереть за своего хозяина это ли не истинное проявление мужественности и отваги. Однако среди самураев были и те кто становился грабителем, убийцей или насильником (зачастую в одном лице). В большинстве своем это были ронины оставившие свой сёгунат, либо по причине бегства или же потому, что не смогли уберечь сёгуна от смерти. Так образ самурая в глазах обыкновенных крестьян сильно омрачился со временем. Их боялись все больше и зачастую считали за обыкновенных бандитов. Можно ли их за это винить. Ответ пытается найти в своем фильме Акира Куросава, снявший в 1953 году один из величайших приключенческих фильмов (а по совместительству и один из величайших фильмов в жанре 'дзидайгэки') 'Семь самураев'. Сюжет повествует о бедном крестьянском поселении, подвергающемуся нападкам бандитов. Лишь несколько смельчаков из деревни понимают, что долго терпеть такую жизнь невыносимо посему они отправляются на поиски ронинов, готовых за невысокую плату уберечь их от головорезов. Вскоре им посчастливится встретится со многими личностями имеющими характерные особенности. Тут и балбес, и весельчак, и мастер клинка, ну и кончено мудрый умудренный жизнью предводитель всей компании в исполнении Такаси Симуры. Он станет первым с кем крестьяне встретятся в своем небольшом путешествии и именно сцена, в которой Его герой спасает ребенка из рук захватчика определяет основной посыл фильма и тот корень на котором строится вся канва повествования. В тот момент когда Кэмбей убивает бандита Куросава прибегает к помощи рапида. Этот мародер появится всего в одной сцене фильма, далее зритель про него забудет и сюжет польется в другом русле, однако Куросава заостряет наше внимание на гибели этого персонажа, обозначив тем самым, что в этом фильме смерть не станет просто дополнением к подвигам самураев, но станет непосредственным участником всех событий и далее каждой смерти будет уделяться в фильме частичка экранного времени. Уже потом самураи прибудут в деревню, преодолеют барьер негодования и смогут сплотить крестьянское населения, отбив тем самым поселение от злостных захватчиков. Каждая смерть будет подсчитана и мы точно знаем, когда и сколько было убито врагов. Мы знаем как были убиты самураи и крестьяне. Каждый человек присутствующий на экране не безликое пустое пространство в первую очередь он человек. Мы знаем, что это всего лишь экран, а это всего лишь фильм тем не менее каждая лишенная жизнь должна отразиться в нашей памяти. Буквально кровью и потом, преодолев и огонь, и воду деревня будет спасена. Но не услышат самураи ни слов благодарности, ни щедрых подарков и возгласов прославления их храбрости. Они сыграли свою роль и отдали свои жизни как им и положено. Все, что у них осталось возможность дышать и помнить за кого они боролись и за что склонили головы их товарищи. Песни - теперь удел крестьянский. В своем фильме Куросава без сантиментов и пафоса постарался проанализировать отношения крестьян и самураев. Тех, кто боится и тех кого боятся. Тех, кто слаб и кто силен. Тех кто остался жив и тех кто погиб. Но кто в действительности выиграл вопрос остается открытым.

TheManWhoSoldTheWorld
TheManWhoSoldTheWorld29 мая 2017 в 14:42
Классика.

Старые фильмы и классика мирового кинематографа вещь неоднозначная. Безусловно, этими фильмами строился кинематограф и классикой они считаются заслуженно, да и критиками ценятся, но рядового зрителя может отпугнуть отсутствие звука, цвета и компьютерных спецэффектов. Но все-таки классику нужно знать, к тому же, не всегда это сложные для постижения произведения, зачастую классические культовые фильмы обладают магией кино, которая затягивает даже самого неискушенного зрителя. Да и культовыми они стали не только из за технических прорывов и нового слова в киноискусстве. Так и с фильмом '7 самураев': помимо создания сюжетной структуры, которая узнается во многих любимых фильмах, новшеств в операторской работе, Куросава создал многогранный и философский фильм, в котором каждый найдет что-то свое. Картина повествует о Японии 16 века. Жители маленькой деревеньки настрадавшись от нападок разбойников решают нанять самураев для своей защиты. Несколько крестьян отправляются в город на поиски защитников и постепенно они собирают колоритную команду из 7 самураев. За этой простотой скрывается увлекательное и разнообразное повествование. Фильм условно можно разделить на 3 части: Образование команды, подготовка к защите, битва. 'Первая' часть понравилась мне больше всего. Множество персонажей с собственными историями и особенностями, а так же обилие юмора не дают скучать. Во второй части происходит встреча самураев и крестьян. По ходу подготовки деревни и тренировки крестьян, происходит раскрытие персонажей, появляется любовная линия. Фильм оживает. В третьей части происходит схватка. Здесь крестьяне показывают чему научились и под командованием самураев сражаются с бандитами. Баталии местами выглядят детской игрой, а разбойники не просто глупы – они буквально боты. Противопоставить самураям они могут лишь ружья. Благодаря умелому монтажу и новаторской операторской работе сражения и убийства выглядят реалистично. Но выглядят несколько дней сражений очень однообразно. Операторская работа замечательная: необычные съемки диалогов, ракурсы и приемы в последствии заимствующиеся будущими киноделами. Актерская игра своеобразная: кажется, что некоторые переигрывают, но выглядит это естественно и уместно, некая гиперболизация образа персонажа. Так персонаж Кикутиё выстраивает на этом большую часть юмора картины. Но при этом является одним из самых интересных и проработанных: его вспыльчивость, ненависть к слезам и страданиям заставляют разбираться в нем и в себе. Режиссер мастерски создает запоминающиеся образы. Холоднокровный мастер меча, нахал и балагур, мудрый стратег, юный ученик восхищающийся учителем и прочие, но всех их объединяет доброта и благородство. Поражаешься как режиссеру удалось совместить столько в одной картине: Драма, приключения, комедия, боевик. Не смотря на огромный хронометраж ничего не разваливается и фильм в целом стройный, последовательный и легко воспринимается. На протяжении фильма я рассматривал только частные линии: несчастная любовь между крестьянкой и самураем, взаимоотношения самураев и крестьян, рефлексия Кикутиё, но в финале все они вылились в единую, где победители – крестьяне, а проигравшие – самураи. По мне так фильм заставляет задуматься всегда ли победа стоит затраченных средств. И нужно ли помогать, если взамен не получишь даже спасибо. Фильм не о том как сражались самураи и бандиты. Он глубже и весь потенциал раскрывается в последней сцене: 'По-моему мы все таки проиграли. Крестьяне победители, а не мы.' Многогранная картина в которой есть место и философии и истории и символизму. 9 из 10

Владимир Кот
Владимир Кот17 февраля 2014 в 21:09

Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом. Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью. Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой - дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины. Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения. Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора. Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально. И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших. 10 из 10

jumper1
jumper131 декабря 2013 в 09:02
Семь самураев

Семь самураев - знаменитая лента великого японского режиссера Акиры Куросавы, повествующая о небольшой деревушке, жители которой не могут себя защитить от разбойников, периодически их грабящих и не дающих нормально жить. Именно самураи являются выходом из данной ситуации - защитники, которые смогут занять оборону. Собственно с осознания факта необходимости защиты и начинается эта 3,5 часовая антивоенная лента. Реальность как и 400 лет назад, так и сейчас по прежнему изобилует людьми, живущими ради себя, но Куросава и после 'Расемона' указывает на тех, кто из этой толпы выделяется и заставляет 'верить в человека'. В данном случае это несколько самураев, решившихся таки помочь нуждающимся. Все они люди разные, а один даже оказывается не совсем тем, кем себя выдавал. Но эти семь самураев объединяются, и объединяют и жителей городка, готовя их к грядущей битве. Сразу говорю - не стоит ждать от ленты множества батальных сцен и огромных масштабов - первые две трети картины состоят на большую часть из диалогов и подготовки к самой обороте. Но скучно ли на это смотреть? Нет. Тут и сами персонажи интересны, и юмор имеется. А последний час картины только и покажет батальные сцены, серию боев, показанных без особого смакования и приукрашивания - все просто и реалистично, смерть есть смерть. С каждой стычкой все больше зачеркивается шариков-разбойников, и все больше становится шансов что очередной меч воткнется в небольшой холмик. Благодаря отменной режиссуре, прекрасной актерской игре и качеству съемки немаленькая по продолжительности картина просматривается на одном дыхании и заставляет в себя поверить, поверить в героев, и проникнутся ситуацией, которая на самом деле отражает любой конфликт происходящий в мире, не зависимо от типа оружия, места и времени. У него опять есть люди плохие, но главные герои - пусть и не идеальные, но честные, и главное, человечные. Они такие разные, но их объединяет общая цель, выражающая сходство героев друг с другом. Победа или нет - это совсем не важно для Куросавы, для него куда важнее сам факт потерь. Война - плохо, война - смерть. Куда важнее быть человеком и прививать другим людям стремление к миру и человечности. 10 из 10

sergeokobylyanskiy
sergeokobylyanskiy7 апреля 2011 в 15:15

Культовый фильм знаменитого японского режиссёра Акиры Куросавы. Эта классическая философская лента прошла испытание временем и обрела статус признанного шедевра, как среди ценителей жанра, так и среди киноманов вообще. Этот фильм стал переломным моментом в истории кинематографа и значительно повысил влияние и авторитет японского кино во всём мире. А устойчивое положение фильма в двадцатке лучших фильмов всех времён и народов по версии американского сайта IMDb указывает на его широкое признание среди современных поколений. Обратите внимание на дату премьеры фильма. На тот момент рана, нанесённая человечеству Второй мировой войной, была ещё свежа, особенно для Японии. В стране царила разруха и хаос, благородное чувство взаимопонимания и взаимопомощи по отношению к ближнему было сломлено - люди превратились в трусливую кучку безнравственных эгоистов, думающих исключительно о собственной выгоде и благополучии, им было глубоко наплевать на чужое горе. Именно такой мир Куросава отобразил в своём фильме, разве что адаптировал его под атмосферу феодальной Японии, которая существовала во времена далёкого Средневековья. Разумеется, это придаёт фильму ещё больше интереса - Куросава показал правду, ничем не приукрашивая её, в то же время, окуная зрителя в таинственный и незабываемый мир страны Восходящего Солнца. Очень важная заслуга Куросавы заключается в том, что ему удалось очень точно передать стиль и атмосферу эпохи того времени. Атмосферу феодальной Японии подчёркивают декорации и костюмы, а благородный самурайский дух дополняется великолепным музыкальным сопровождением. Мастерски поставленные батальные сцены очень красивы, захватывающи и реалистичны, а главное, нет того глупого пафоса, который часто присущ современным фильмам на подобную тематику. Игра актёрского состава и сценарий обеспечили фильму яркие, запоминающиеся и очень реалистичные персонажи с подробным раскрытием внутреннего мира и психологии каждого из них. Самым интересным и сложным образом я считаю Кикутиё, исполненный японским актёром Тосиро Мифунэ, который сумел продемонстрировать как драматический, так и комедийный талант в одном фильме. И в итоге Куросава убеждает нас, что идеального общества не будет никогда, если между его представителями будут отсутствовать взаимопонимание и поддержка, поэтому это кино остаётся актуальным на все времена. И, несмотря на то, что в фильме строго выдержан самурайский дух и атмосфера, он рассчитан далеко не только на японскую аудиторию, так как понятия чести, достоинства, нравственности, морали и человечности не должны быть чужды никому из нас. Кроме того, Куросава снимает очень красиво, зрелищно, захватывающе и весьма доступно для зрительского понимания, поэтому мы получаем идеальный вариант классической философской драмы на приключенческо-историческом фоне. Я, будучи любителем приключенческих фильмов и проникновенных драм, ценителем красивого и глубокого кино, рассматриваю этот фильм важным открытием своей киноманской юности. И спасибо же Акире Куросаве за такое открытие.

Aleks Svitt
Aleks Svitt28 февраля 2013 в 18:10
«100 лучших фильмов всех времён и народов». «Семь самураев» (Япония, 1954). Магическая сила цифры 7.

«Нет большей беды, чем недооценивать противника». Лао-Цзы. Здравствуйте. Меня зовут Акира Куросава. Сегодня я хотел бы поведать вам о своём великом фильме, под названием «Семь самураев»… Так мог бы я начать свою статью, если бы, действительно, являлся этим знаменитым японским режиссёром. Однако я всего лишь маленький, простой любитель кинематографа (который просвещается, смотря классические картины, стараясь понять их, запомнить, ну и, конечно же, ухватить некое тайное послание зрителю), так, что лезть высоко, не буду. А хочется… Хочется потому, что всё то, что я смотрел в старом, классическом кинематографе мне очень близко и понятно. Вот думал раньше, мол, я парень из XXI века, мне нравится качество плёнки, первоклассный звук, динамика, зрелищный экшн, красивые и харизматичные актёры, а значит, смотреть я буду только современные фильмы… А вот, посмотрел несколько классических лент, так и поразился: не цветная, потёртая плёнка, звук чуть хуже, присутствует даже какая-то наивность, а в целом - не уступают! И сценарий сильный (лихо закрученный), и актёры – то, что надо, и музыка, и съёмки! «Да…», подумал я. «Любопытно. Любопытно и интересно». И стал смотреть... Теперь я вижу, что эти великие, классические ленты (про которые твердят многие) – стоящее зрелище… Да, вот, хотя бы, и сегодняшний пример – «Семь самураев», режиссёра Акиры Куросавы... Тем, кто любит Японию, приключенческие фильмы и жанр аниме, данная картина может оказаться особенно близкой. Восточная культура, диалоги, характеры людей, обычаи и традиции – всё это бросается в глаза сразу. Для тех же, кто совсем ничего не знает об этом крае, следует пояснить… Прежде всего, стоит отметить, что Акира Куросава для Японии, как национальный герой. Обладая безграничным талантом к киноискусству, он, начиная простым помощником при съёмочной группе, дорастает до уровня ассистента режиссёра, затем пишет первые сценарии, ну, а ещё чуть позже - становится сам у руля всего процесса… Самое интересное, во всём этом было то, что режиссёр умел грамотно находить такие темы для своих фильмов, какие были бы близки народу, понятны и, в то же время, заставляли задуматься о жизни насущной… Он рассказал нам о разных периодах из жизни Японии. Рассказал с интересом, подбирая толковых актёров, и тщательно прорабатывая детали сценария... Ну и, такое серьёзное отношение к делу, не могло не заинтересовать также Европу, Америку. И Акира прославил свой край на весь мир. Сильно, не правда ли? Вроде бы, писал для своих, а оценить смогли все… И с «Семью самураями» вышла та же история... Вот, что такое «Семь самураев»? Это художественная, драматическая, философско-приключенческая картина, рассказывающая нам о жизни крестьян XVI столетия, их проблемах с местными разбойниками (междоусобные войны, грабёж, насилие), и нанятых на защиту бедным работникам блуждающих самураев - ронинов (воинов, потерявших своих покровителей). Всё. И мир оценил эту серьёзную историю. Ведь за те 203 минуты (3 часа и 23 минуты), что идёт фильм, господин Куросава постарался показать всё: быт крестьян, поиск самураев, стратегию, подготовки, конфликты, недопонимание, юмор, юношескую влюблённость, вылазки следопытов и… оборону деревни… Честно скажу, меня потрясла эта картина. Подбор таких актёров, как Такаси Симура — Камбэй Симада (лидер самураев), Тисиро Мифунэ – Кикучио (седьмой участник отряда); логические и мудрые повороты сюжета; оборона деревни, а также неожиданная и интригующая концовка – способствовали тому, что я, со всей должной справедливостью, поставил этой картине высший балл на века. Да… Сильно. Один парень веселил, лидер мудрости учил, юноша, своими действиями напоминал, что есть определённые правила и различия… И так далее… Сильно… Сама цифра 7 тоже здесь неспроста. «Сильмарилион», 7 чудес света, «Белоснежка и семь гномов», 7 томов романа «Гарри Поттер», а в них — семь крестражей Волан-де-Морта, Джеймс Бонд – это агент 007, «Семь лет в Тибете», в азартных играх – 777 (это Госпожа Удача) и так далее… Видится мне, что магия числа до сих пор не теряет свою силу. Недаром об этом говорит огромная популярность фильма, благодаря которому появились различные переделки этой истории. Что ж… Это ещё раз подчёркивает силу японского кинематографа и безграничный талант режиссёра. 10 из 10 Благодарю за внимание.

AkhmetovRE
AkhmetovRE17 июня 2025 в 17:09
До сих пор просто нереальный по глубине проработки и качеству реализации проект

Разумеется, перед просмотром знал, что фильм возглавляется разного рода рейтинги величайших фильмов, однако, видя хронометраж в почти 3,5 часа, терзали смутные сомнения касательно актуальности этого дела для простого зрителя сегодня, что очень долго сдвигало просмотр на потом, однако просмотр показал, что фильм не просто всё еще достоин, но и ни в чем не устарел! Причем в зависимости от общей насмотренности и уровня знаний о японской культуре в целом и самураях в частности его можно смотреть принципиально по-разному, начиная от простого линейного приключения и заканчивая серьезной психологической драмой, но попробую по порядку… Формально сюжет фильма соответствует незатейливой аннотации на Кинопоиск, а именно: «Обедневшие воины защищают крестьян от бандитов в обмен на еду», и даже в таком незатейливом режиме просмотра обращает на себя внимание изобретательность создателей, которые превратили оборону совершенно обычной деревни в изощренную тактическую дуэль, за которой интересно наблюдать, причем даже имея полный топографический критинизм и не понимая, каким образом и в каком смысле сцены связаны между собой. Даже в таком режиме сюжет держит интригу практически до конца, что до сих пор является приятным исключением из правил, т. к. в подавляющем большинстве случаев управляющая механика подобных «приключений», варьирующаяся от «герой не убиваемый терминатор» до «все или почти все умрут», становится понятна относительно быстро, и ближе к финалу уже глобально все равно, как именно закончится конкретно эта версия шаблонного сюжета. По-настоящему же сюжет расцветает при понимании контекста происходящего, в частности, того, что в фильме с названием «Семь самураев» неожиданно нет ни одного самурая! Тут, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, но самурай по определению — это служивый человек, состоящий на действующей службе у конкретного господина, и никаких опций дополнительных заработков, отгулов, перепрофилирования или увольнения та система не подразумевала от слова совсем, поэтому собравшуюся тут бравую команду правильней назвать как «1 ученик, 1 самозванец и 5 ронинов», которые, кстати, противостоят банде, состоящей из таких же ронинов, но решивших несколько иначе монетизировать свои воинские навыки. Если для условного западного зрителя, особенно времен выхода фильма, выше озвученная информация, вероятно, ни о чем не говорила, то на родине это наверняка знал каждый школьник, в связи с чем сам собой возникает вопрос: а в каком вообще смысле фильм назвали «Семь самураев»?! Дело это, возможно, не сильно оказывает влияние на понимание экшн-составляющей фильма, но для понимания развития драмы — это принципиальный нюанс. Дело в том, что если условные бывшие самураи по определению разбираются в нюансах терминологии, то для безграмотных крестьян нет никакой разницы между первым самураем и последним бандитом, так как все они несут одинаковую опасность для деревни в целом и каждого отдельного её жителя в частности. Если понимать этот нюанс, то становится понятно, что название прямо говорит о том, с точки зрения кого рассказывается эта история, а это понимание, в свою очередь, помогает понять «странности» в поведении крестьян, которые имеют место быть с точки зрения их защитников. Тут, кстати, также невозможно не отметить то, как тут в принципе выстроена экспозиция, где зритель, с одной стороны, получает информацию о мире исключительно через поступки и реплики персонажей, а с другой — имеет возможность сложить 1+1 и получить 3, что позволяет следить за развитием истории со своего рода суперпозиции, недоступной отдельным её участникам, но вернемся к крестьянам... Если принять как данность, что главным героем выступает крестьянская община, но невозможно не отдать должное тому, как настроена её эволюция. В начале она предстает перед зрителем как загнанный в угол дикий зверь, которому, по сути, нечего терять и который принимает решение нанять одних «самураев» для защиты от других «самураев», прекрасно понимая, что нанятые «самураи», придя в деревню, могут резонно решить, что забрать всё, что плохо лежит (а тут всё плохо лежит), является более заманчивой альтернативой, чем рисковать жизнью за плошку риса. Собственно, именно этим объясняется изначальный «теплый прием», а также эволюция общины из состояния загнанного дикого зверя, боящегося собственной тени, в то, какой она предстает в конце фильма. В этой части мне, кстати, очень показательным показался момент, где отец гоняет дочь за связь с самураем, на что ему в утешение говорят что-то типа «ну она же связалась с самураем, а не бандитом». Именно такая формулировка как нельзя лучше описывает эволюцию психологии крестьян, для которых в начале все были на одно лицо, но в какой-то момент группа «самураев» смогла заслужить их доверие. Собственно, в зависимости от режима просмотра и возможности считывания контекста будет напрямую зависеть и отношение к финалу этой истории. Вся соль именно такого финала, как есть, состоит в том, что его интерпретации, зависящие от понимания нюансов, не противоречат, а только дополняют друг друга. Если смотреть фильм как простое приключение, то финал станет понятным и логичным её завершением. Если вникнуть в суть характеров и мотивации самураев, то финал заиграет новыми красками, но покажется каким-то несправедливым. Если вникнуть в социальные нюансы, то откроется дорога к пониманию эволюции деревенской общины. Ну а если вникнуть в исторический контекст и понять, почему по началу жители деревни называют всех самураями и почему в названии фигурируют они же, то получится интерпретировать сюжет как своего рода исторический эпос, где все персонажи являются собирательными образами. В таком случае история из буквальной обороны одной богом забытой деревни превращается в исторический срез эпохи. Резюмируя, скажу так: фильм до сих пор смотрится на одном дыхании, даже несмотря на просто нереальный для своего жанра хронометраж. Его до сих пор можно с одинаковым успехом смотреть как легкое линейное приключение и с не меньшим удовольствием закапываться как в драматические, так и в технические нюансы истории. Если с сюжетом тут полный порядок без каких-либо «но» и «если», то в технической части можно, конечно, местами поводить носом, например, по поводу накладных лысин и «снайперского» огнестрельного оружия четырехсот (уже даже, наверно, пятисот) летней давности, но глобально даже на фоне современных фильмов подобного жанра – это чуть ли не историческая реконструкция с элементами драмы, а не просто художественный фильм. В общем, если еще не видели, то обязательно посмотрите, если видели когда-то давно, когда еще все самураи были на одно лицо, то пересмотрите, точно не пожалеете! 10 из 10

Chester_Bennington
Chester_Bennington11 ноября 2014 в 13:55
Волки и овцы... и овчарки

Костюмно-исторические драмы о самураях лежат у истоков японского кинематографа: в довоенное время они составляли основу проката, а после Второй Мировой пережили новую молодость, обогатившись киноприёмами, что принесла с собой вторая волна вестернизации. В 50-е ежегодно снималось более сотни представителей жанра, однако львиная их доля была поверхностной штамповкой и по большому счёту лишь одна лента смогла одержать верх в неравной схватке со временем. Американская оккупация оказала сильное влияние на японское кино и в частности на Куросаву, становление творчества которого пришлось как раз на тяжёлые послевоенные годы. В 1954-ом его «Семь самураев» стали одним из первых японских фильмов, получивших признание на Западе, продемонстрировав уникальный сплав японской культуры, американского киноопыта и новаторского гения режиссёра. Он реанимировал жанр, вписав наработки вестернов, добавил категорию глубины в прежде плоские боевики и в итоге вывел их на новый уровень, водрузив стандарт качества на высоту, добраться до которой впоследствии не смог никто. Вдохновенно экранизированный отрывок японской истории стал фильмом-космополитом, хотя и не повторившим успех «Расёмона», но имевшим популярность за границей во многом потому, что Куросава в духе своего народа перенял у Запада лучшее, вплетая это в национальную канву. Увлекательный сюжет, зрелищные битвы, немного нелепая, но реалистичная хореография и мастерский монтаж слились воедино, чтобы создать одну из самых узнаваемых картин в истории. Лента могла не увидеть свет, сложись у Куросавы сценарий о дне из жизни самурая. Но тот упорно не складывался, подтолкнув к другому сюжету о шести голодных воинах, рискуя жизнью помогавших крестьянам отбиться от бандитов. Седьмой, как и в фильме, был взят в последний момент. Тосиро Мифунэ переквалифицировался из сурового и немногословного мастера меча в пьянствующего самозванца, одолеваемого внутренними противоречиями. Эта роль обогатила чересчур сдержанное действие первоначального сценария, дополнив его яркими эмоциями, юмором и ещё одним драматическим пластом. А повесть об одном конкретном самурае вскоре расскажет Масаки Кобаяси в своём «Харакири», в душном пространстве жития бойцов-аристократов, которое особенно наглядно раскрыло вырождение принципов бусидо, попрание воинской чести, обнажившие внутренние причины деградации сословия. В «Семи самураях» же показаны причины внешние, когда войны и усобицы выбрасывали мелких дворян на обочину жизни. Ветеран Камбэй олицетворяет самурайство, пожилое и уставшее, но верное принципам. Все семеро были ронинами – бедными солдатами без хозяина и лишь условный контракт с крестьянами позволил им вновь почувствовать себя самураями, совершить поступок, достойный этого гордого звания. Но их подвиг – лебединая песня: целое воинское сословие уходило в небытие – честь, традиции, навыки. Зато оставались непобедимые и несгибаемые крестьяне, что хлебают горести от засух и паводков, от правителей и бандитов. Они невежественны и покорны, и всё же в массе своей они не проигрывают. Образ крестьян исчерпывающе передан в искрящем монологе Кикутиё, наизнанку выворачивающем персонажа, скрывающегося за маской дерзости и удальства. Крестьяне – лжецы, хитрецы и трусы, они относятся к самураям с боязливым пиететом, с каким овцы относятся к овчаркам, отгоняющим волков от стада. Они помнят, что овчарки тоже могут убивать. Они боятся бандитов, однако хорошо освоили тактику «все на одного». Земледельцы умеют убивать, когда чувство локтя пересиливает страх перед врагом. Соль земли, как говорят о них, но свои раны и слабости нужно прятать подальше от соли. Так и жили они, крестьяне и самураи, в вечной необъявленной войне. Этот подтекст добавляет напряжённость в отношения защитников и жертв: это не симбиоз и не сотрудничество. Ронинов используют и выбрасывают на свалку истории, не пролив по ним слёз. Боевые храбрость и достоинство теряют ценность, но не в душах дворян-бойцов, а в глазах общества. Эти качества не нужны, когда всё хорошо, бояться нечего, а в запруде зреет рис. И зреет новое время, без чести и доблести, мир пороха и ружей. Не зря герои погибали лишь от ружейных выстрелов – доказательство того, что в деле традиционного соперничества им нет равных, а время устанавливает новые правила, перед которыми заветы самураев слишком уязвимы. В фильме отчётливо виден антимилитаристский посыл, которым было пропитано кино тех лет. Сама фабула о бедных, но смелых солдатах – не только грустный взгляд в прошлое самурайства, но и прощание с армией, которой Япония лишилась в 1945-ом. Самураи больше не нужны. Век воинов не долог, а крестьяне будут всегда – жадные, слабовольные, глупые, всетерпящие, всепобеждающие.

TJ_Hannabar
TJ_Hannabar11 января 2013 в 16:38
Самураи здесь больше не нужны

Что ни говори, а это классика. И кто бы что бы ни говорил. Не попрешь против этого фильма. Только не смотрев его, можно что-то там шептать. Потому что лента настолько захватывает, что нельзя оторваться от экрана. Казалось бы, многое против данного фильм сегодня. Старый, черно-белый да еще и длинный. Сейчас получила распространение режиссерская версия длиной более трех часов двадцати минут. Другую и смотреть не надо. Были многие против этой ленты и во время съемок. Никто не верил, что будет успех. Недалекие это люди. Надо просто немного настроиться на Японию. И понять, что надо знакомиться, прежде всего, с классикой. И вот уже не так страшна продолжительность и цвет. Кстати, в последнее время долгие фильмы увлекательно смотрятся даже в кинотеатрах. Все зависит от режиссера, актеров и прочих участников процесса. Акира Куросава выполнил свою задачу. Он сделал глубокое кино в достаточно развлекательном жанре. Философский смысл можно развивать до бесконечности, находя различные отсылки и сравнения. А достаточно бодрые диалоги и батальные цены развлекают зрителя. Конечно, очень постарались актеры. К концу фильма я четко разделял семерых ронинов, которые решились заняться любимой работой. Сперва возникало ощущение, что их изначально было больше. Это все на фоне масштаба происходящего. Конечно, не битва двух императорских армий. Но любая битва за свою свободу, близких и за самого себя становится самой масштабной. Для того, чтобы дать зрителю войти в положение крестьян, времени не жалелось. Конечно, на первый план выходит Тосиро Мифуне. О ком еще говорить после Акиры Куросавы? Надо заметить, он отрывался по полной программе. Неудивительно, что впоследствии наизусть повторял реплики своего персонажа. Такой ненормальный, вспыльчивый и такой же благородный и храбрый. Я первое время считал, что он прикидывается. Как же еще думать о его персонажах, после лент «Телохранитель» и «Отважный самурай». Но Мифуне был молод и полон энергии. В данной ленте он блестящее ее выплеснул. Надо будет еще раз посмотреть «Великолепную семерку». Сам Куросава говорил, что основная мысль в голливудской версии передана правильно. Но я уверен, что никогда и ничто не сможет преодолеть этот шедевр. Как все просто и гениально. Хотя не так уж и просто. Работа проделана гигантская. Остается вздохнуть и наслаждаться другими шедеврами мастеров кинематографа. Благо, их хватит на всю оставшуюся жизнь. Это если жить вечно. 9 из 10

Chudische
Chudische19 октября 2008 в 09:14
Гимн человеколюбию

Приступая к просмотру данного фильма, я изрядно волновался. Дело в том, что последний раз я его смотрел еще в далеком детстве, и хотя вынес только самые хорошие воспоминания, опасения, что зрелище окажется невыносимым, были. Развеялись они минут через десять. Фильм увлек, захватил, и не отпускал на протяжении всего просмотра. Ни разу за все время, а надо сказать, что идет фильм целых три с половиной часа, я ни разу не посмотрел на часы, считая, сколько осталось до конца. О чем же фильм? Шестнадцатый век, Японию раздирают гражданские войны. Пользуясь всеобщим хаосом, повсюду бесчинствуют банды, грабя и убивая самых беззащитных на земле людей, то есть, простых крестьян. Впрочем, крестьяне одной деревни, оказываются не такими уж и простыми, и, узнав о том, что одна такая банда собирается ограбить их деревню, эти самые крестьяне решают защитить себя. Как же им это делать? Решено нанять самураев, что бы те дали отпор обидчикам. И посланники деревни отправляются в большой город, что бы искать тех, кто будет согласен рисковать своей жизнью практически только за еду. Вот такая завязка этого фильма. Трудно не отметить актеров, которые прекрасно сыграли свои роли: мудрый глава маленького отряда, преданный юный романтик, шикарный немногословный мастер клинка. И конечно же особняком, во всяком случае для меня, стоит звероподобный «безумец» в исполнении неподражаемого Тосиро Мифунэ. Тосиро в этой роли просто великолепен, игра его феерична, а характер этого ненормального самурая оказывается наверное, самым сложным из всех персонажей. Если в начале фильма стопроцентно комедийный герой Тосиро вызывает только смех, то в середине и особенно, ближе к концу образ этого гордого крестьянина, который не желает влачить жалкое существование, по примеру своих соплеменников настолько заставляет сопереживать, что становится едва ли не главным героем картины. И вообще, актеры понравились все, от смешных крестьян и до главы бандитов. Что еще. Очень понравились съемки. Панорамы деревни, съемки сражений в ней же, финальные съемки работ крестьян в поле. Очень натуралистичные сцены боев, хоть кровь рекой и не хлещет, но, когда человека убивают, каждый раз содрогаешься. Еще можно отметить небольшую любовную линию, кстати, девушка тоже отлично сыграла. Так о чем же фильм? А фильм о простоте подвига, о том, что хладнокровные, безжалостные воины вдруг оказываются способными на сострадание, милосердие, любовь и готовы отдать свои жизни за благополучие одной маленькой деревеньки. Причем совершая свой подвиг, эти самураи не только спасают крестьян, но и дарят им внутреннюю свободу. Преодолевая укоренившееся чувство животного ужаса, уничтожая своего противника, крестьяне прекращают пресмыкаться, встают с колен и начинают новую жизнь, в которой нет уже места страху и унижению. Вот примерно так я понял то, что хотел до меня донести Куросава. Если будет возможность, не пропустите этот замечательный, с одной стороны жестокий, а с другой очень добрый, фильм прекрасного режиссера.

nuprosto
nuprosto19 мая 2012 в 05:12

Старые фильмы – это, всё же, что-то совсем-совсем другое, несмотря на то, что некоторые режиссеры в наше время пытаются снимать фильмы в подобном стиле. В старых фильмах, которые и сняты очень давно, есть своё очарование; хотя бы та же самая режиссерская и операторская работа, актерская игра, сама передача идеи и морали, которые несут в себе дух тех времен. В этом фильме есть всё вышеперечисленное, но ещё здесь реалистично и очень живо переданная атмосфера времени, цельные и проработанные характеры, да даже какие-то особенные диалоги героев и музыка. Наверное, именно всё это не давало отвлечься от происходящего на экране и следить за каждым действием, за каждым словом и взглядом. А так я даже не знаю, как ещё режиссеру удалось снять такой длинный и такой интересный фильм. В целом, я бы не назвала фильм такой уж серьезной классикой, он легкий и даже смешной, но опять же, в своём стиле. Сюжет построен на контрасте двух слоев населения: самураев и крестьян, а отсюда идут уже их взаимоотношения, разные характеры, разные жизненные ценности и цели и так далее. Здесь есть своя философия, психология и история. Людям, интересующимся историей Японии должно быть интересно наблюдать за происходящим. А вообще, я не уверена, что фильм многим понравится, его следует смотреть не спеша, не волнуясь о времени и неотложных делах. Мне фильм понравился, как превосходно сделанная работа. Не думаю, что буду пересматривать, но точно запомню.

Ugvey
Ugvey30 октября 2010 в 06:21
Лучше и не выразишь...

Так можно сказать про кино истинного мастера своего дела Акира Курасава. Его особенно ранние фильмы передают весь смысл природы духа, во всей его полноте. ...В этом фильме мы можем увидеть сравнение психологии двух психотипов: 'воина' и 'крестьянина'. Самообладание, жертвенность, в противовес эгоизму, корысти. Какая будет армия из 'крестьян', полагаю, не трудно догадаться: такая же как и сейчас у нас в России с унижением другого (т. к. нет уважения к себе), со всеми вытекающими... Если быть кратким фильм передаёт психологию самурайского духа, истинных традиций воина с большой буквы, идущих ещё, по-видимому, от кшатризма (примерный период 5 тыс. лет назад). Фильм нетороплив, глубок по содержанию. Можно говорить о сценах фильма, но какой в том смысл... Каждый реценз это одна из граней этого фильма, а самих граней великое множество! Приятного просмотра всем понимающим это ценителям красоты человеческого духа!

Empal
Empal2 сентября 2010 в 22:14
Экшн как он есть

А собственно к чему я клоню таким нелепым, на первый взгляд, заголовком? Про фильм не скажу ничего, потому что он один из лучших за все время существования кинематографа. Буду говорить вот о чем. Без этого фильма не было бы современного Голливуда.'Как не было?'- спросите вы. Да вот так. Этот фильм величайшего мастера, больше чем кино о нелегкой жизни крестьян. Это энциклопедия, скрижали, фундамент современных экшн фильмов. Без этого фильма не было бы не Спилберга, не Кемерона, не кого либо еще. В этом фильме есть все, что нужно современному экшену и на чем он строится - хорошие, плохие, убийства, гибель, любовь, юмор, неожиданные повороты, и т.д. Но у этого фильма есть одно существенное отличие от современного экшена. Аттракционы вроде 'Аватара', 'Звездных войн', 'Пиратов карибского моря' служат для развлечения и зарабатывания денег, и ты видишь в них прежде всего тот самый пресловутый экшн, а уже после пытаешься разглядеть толику смысла. Но в 'Семи самураях' все наоборот. Ты видишь потрясающий мир, атмосферу средневековой Японии, видишь Актеров (именно с большой буквы), видишь глубину самого фильма, видишь перо Мастера (естественно с большой буквы) который этот фильм снял. И только потом, после нескольких просмотров, понимаешь, что это вершина современных развлекательных лент. Лучше просто не бывает. 10 из 10

normal flight
normal flight7 декабря 2016 в 05:37
Великолепная семерка

Японский режиссер Акира Куросава (1910 – 1998) несомненно, внес свой огромный вклад в развитие японского кинематографа. На его счету более 30 – ти различных режиссерских работ на социальную и философскую тематику. Одним из первых фильмов Куросавы был «Гений дзюдо», снятый в 1943 году. Затем было отснято еще несколько кинокартин: «Самые красивые», (1944); «Пьяный ангел», (1948) – первая совместная работа режиссера с молодым актером Тосиро Мифунэ. С этого фильма и началось многолетнее сотрудничество Куросавы и Мифунэ, который стал героем многих картин режиссера. Акира Куросава затрагивает в своих работах отражение проблем социальной действительности, взаимоотношения главных героев друг с другом; он очень увлекается мировой художественной литературой. По мотивам известных произведений русских и зарубежных классиков он ставит свои киношедевры: «Идиот», (1951) - одноимённая японская киноадаптация романа Фёдора Достоевского. В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму «Жить», создавая которую он вдохновлялся повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Еще одна картина вышла в 1957 году, историко-философская драма по мотивам «Макбета» Уильяма Шекспира под названием «Трон в крови». В том же году, после выпуска фильма «Трон в крови», Куросава снял одноимённую экранизацию пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года. Все эти художественные интерпретации были положительно оценены и одобрены зрителями и кинокритиками, а за философскую драму «Жить» режиссер получил премию «Золотого волка» в 1953 году. Следует также отметить еще один не менее удачный фильм в «копилке» режиссера, международный хит - «Семь самураев», снятый в 1954 году. Действия фильма разворачиваются в Японии XVI века в период феодальной раздробленности. В стране идет Гражданская война, царит беспорядок и хаос. На территории Японии орудуют разбойники и бандиты, которые грабят и убивают местных жителей, крадут их годовые продовольственные запасы, ячмень. Чтобы защитить себя и свое имущество от постоянных набегов со стороны неприятеля, крестьяне решают нанять самураев, готовых защищать и обучать их военному делу за еду. На их просьбу откликается отважный воин – Камбэй Симаду, который собирает отряд из семи вольных самураев и помогает подготовиться к обороне поселения. Крестьян ждет смертельная схватка с вооруженными противниками, победить в которой будет не так то просто… Для создания исторической кинокартины Акира Куросава ссылался на западную литературу, на исторические факты, послужившие основой сюжета приключенческого фильма «Семь самураев». Фильм основан на реальных событиях. В ходе работы над этим сюжетом Куросава набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников, и решил положить в основу фильма именно эту историю. Режиссер не идеализирует ни одного из героев, но создает яркие, выразительные, самобытные и достоверные образы. Вся картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим духом и человечностью. Фильм с поистине захватывающим сюжетом рекомендован для семейного просмотра, а поклонники японских лент о жизни и приключениях самураев точно не останутся равнодушными!

ALFA ANGEL
ALFA ANGEL26 апреля 2008 в 09:30
7 самураев

Гениальный фильм, до предела реалистично показывающий дух средневековой Японии. В нем нет места пафосу и голливудской декоративности, он настолько натуралистичен, что зритель поневоле начинает верить в происходящее. Яркие и вместе с тем человечные образы самураев, деликатная любовная линия, истинно японская постановка боевых сцен, мастерское раскрытие социальной и психологической темы, лаконизм и «самурайская» сдержанность в подаче материала оставляют особенное «послевкусие», после просмотра. 10 из 10

SuperLenin
SuperLenin4 апреля 2017 в 12:23
Когда на кону твоя голова — глупо плакать по бороде

- Покажите мне самурая, который станет сражаться за еду! Самураи очень гордые. - Что ж... Значит, придётся найти голодных самураев. Это наверное один из самых сложных фильмов что я смотрел. И дело даже не в сюжетном плане, а в том, как эту историю преподнесли зрителю. Но обо всем по порядку. Я хотел сначала написать коротенький синопсис от себя, но запутался в хронологии событий и увяз в спойлерах, так что не буду этого делать. Проще самому фильм посмотреть. Теперь о самом фильме. История могла бы покрыть все погрешности и минусы картины, если бы не одно НО. Судя по всему, в 1954 году, Акира Куросава не слышал о таком понятии как монтаж. Это даже не просто затянутый, а невероятно затянутый фильм. Я бы понял еще, если бы это чем то подкреплялось, например нужными для сюжета подробностями. Но зритель видит абсолютно всё, до мелочей, которые абсолютно не нужны. История на самом деле простенькая, и могла уместиться всего в полтора часа. Но создатели напихали кучу диалогов и прочих элементов. И все это тянется как резина, пока крестьяне битый час собирают самураев. Далее конечно действие происходит чуть поживей, фильм потихоньку раскочегаривается, но монотонность повествования никуда не уходит. В итоге пришлось смотреть в три подхода, дабы не потерять нить повествования. Фильм в целом неплох, но для меня эта излишняя подробность перекрыла все плюсы. Поэтому высокую оценку поставить не могу. 4 из 10

ssstep
ssstep21 декабря 2016 в 19:21

Куросава тратит целый час эфирного времени на то, чтобы показать, как формировался отряд из семи отважных. И делает это не столько ради того, чтобы познакомить зрителя со всеми персонажами, сколько ради того, чтобы показать насколько разной была их мотивация. Безродный выскочка-самозванец хочет наконец-то определиться кто же он на самом деле, юноша хочет найти учителя и стать настоящим мужчиной-воином, еще одному нечего есть, другому просто нечего делать. И пусть всего лишь один заявляет напрямую, «что я знаю как тяжело живется крестьянам, но иду с Вами совсем не ради них, а ради того чтобы иметь честь сражаться с Вами плечом к плечу», очевидно, что из всего отряда только его лидер отправился в деревню исключительно ради того, чтобы помочь чужим людям. Именно ему и придется больше всех пожалеть об этом. Крестьяне отвечают самураям «взаимностью». Ни одного спасибо не будет сказано, ни одного по-настоящему положительного поступка мы от них не увидим. Право, не воспринимать же за них банальное стремление выжить любой ценой, которое и животным вполне себе присуще. Любовная линия, по сути, стандартный атрибут таких сюжетов здесь играет непривычную роль, и, пожалуй, наиболее наглядно отображает основной конфликт. Один крестьянин говорит убитому горем отцу, «по крайней мере, она была с самураем, а не с бандитом». То есть понятно, что чтобы не происходило, и те и другие для них враги, просто из двух зол выбирают меньшее. И шикарная развязка, когда обесчещенная девушка сама бросает любимого, предпочитая остаться в родной деревне и всю жизнь прожить с этим позором, но среди своих. Сила кастового духа, что сделаешь. Таким образом, кино совсем не о том, как самураи победили бандитов. Главное то, что автор весь фильм сталкивает между собой самураев и крестьян, выставляя в более неприглядном свете то одних, то других, но, несмотря на финальное «победили крестьяне, не мы» сам для себя победителей здесь не находит. 6 из 10

Sheka66
Sheka6618 декабря 2016 в 09:35
Великий фильм великого режиссёра

Когда то меня привлекли чем то кадры из фильма Расёмон. И вот, пока я так сказать, доходил в пространстве и времени, пересёкся с таким явлением как аниме. От японской мультипликации интерес плавно переместился к японскому кинематографу, и вспомнил я о своей мечте, и дорвался и посмотрел, и пересмотрел - Расёмон, Семь самураев, Телохранитель, Гений дзюдо, Четверо в тайной крепости... Понимаю, прикоснуться к душе Японии через кино, которое не является её традиционным исскуством, не тот вариант, но хоть так. Вот и Семь самураев - не европейская история, иная культура, иной менталитет. Когда ты погружаешься в фильм, просто смотришь, игнорируя коварный шёпот разума - э, да это актёры, а чего эт самураи рискуют жизнями за гроши, всё черно-бело, ну и, попкорн стынет... То вдруг оказываешься там - мечешься с перепуганными крестьянами, негодуешь с самураями, которым принесли оружие и доспехи, снятые с убитых ронинов, в то нелегкое время, что переживала страна - распад, бардак, потеря ориентиров и идеалов. Грабят крестьян такие же ронины бродяги, как и те что защищают. А ведь и они кому то служили, хранили верность клану, своему повелителю. Теперь они стая, которая грабит, убивает, насилует свой собственный народ, который просто в отчаянии... И вот мудрый лидер собирает отряд - самураев всего семь, по правде, шесть - один очень хочет им стать, будучи безродным, и мы увидим, как воля к победе, решимость, вера в идеалы, доверие, преодоление вековых предрассудков, и в тоже время верность традициям принесут плоды - разве не возделывать и украшать землю предназначение человека? И поэтому этот фильм не устареет никогда. Хотите понять душу Японии? Обязательно посмотрите этот фильм.

spaceman92
spaceman9229 июня 2015 в 21:33
Самураями не рождаются.

К просмотру любого фильма мы подходим с какими-либо ожиданиями, исходя из того сколько информации у нас уже есть о той или иной картине. К просмотру этого творения Акиры Курасавы я подошел со знанием того, что фильм этот 1954 го года, идет он больше 3х часов и он черно-белый. Все это безусловно отталкивает современного зрителя, который привык к изобилию картин, наполненных яркой картинкой, популярными актерами и кучей спецэффектов. Но все же этот фильм посмотреть стоит. Я ожидал от этого фильма, что он будет некой философской притчей, наполненной диалогами с глубоким смыслом, о том каков должен быть путь воина, путь истинного самурая. Но на деле это оказалась обычна история для тех самых времен и событий, который происходили на тот момент в Японии. История, отлично рассказанная, про самых простых и бедных крестьян, которые вынуждены просить помощи у гордых, но таких же бедных самураев. Воины готовы принять в плату рис! Ведь 'когда голоден, даже самурай становиться сговорчивее'(с). В фильме нет глупых моментов, нет пафосных высказываний и этим он хорош. Все по честному, по настоящему, без приукрас. В людях мы видим и плохое и хорошее, как в крестьянах так и в самураях. Эта тема раскрывается в эмоциональном монологе Кикучивы. Кикучива, кстати, стал моим любимым персонажем в фильме, хотя и в начале его персона отталкивала от себя. Этот безумный маргинал, по происхождению крестьянин, захотевший стать самураем вызывает к себе симпатию своей искренностью. Немного глупый, смелый, изобретательный он радуется появлению врага и ведет себя как дитя, в то же время жаждит сражения и смерти в бою. Настоящий, тотальный, живой психопат Кикучива, в душе истинный самурай. Вообще этот фильм мне напомнил американские вестерны 60х годов, с индейцами и ковбоями, но с Японской атмосферой. Так сказать 'истерн'. И для 1954 года, скажу я Вам, отличный был экшн со сражениями на деревянных копьях и самурайских мечах. Самураи учат крестьян: 'Конечно вы боитесь противника, но помните, он тоже.'(с). И они смело бок о бок бьются с бандитами. Итог такой. В целом, хоть и не было резких поворотов сюжета, неожиданной концовки и фильм все таки долгий, все же фильм мне понравился. Посмотрите фильм и порадуйтесь тому, что Вам не нужно сражаться за свою еду. Потому что 'участь воина терять вновь и вновь'(с). 8 из 10