Уникальный фильм - снят именно что на стыке эпох: лет 5 раньше, и его авторов отправили бы в края очень отдаленные, лет 5 позже - и фильм без мордобоя, эротики или массовых зрелищных сцен просто не был бы снят. Из подобных фильмов - когда 'под занавес' СССР цензура была практически снята, а золотой телец в виде 'гони сверкающее, зубодробящее, динамичное' еще не вступил в свои права (и, как следствие, в фильме упор делался на сценарий, режиссуру и игру актеров) - вспоминается разве что 'Предсказание' с Олегом Басилашвили - то же чувство собственной обреченности и страшной, отчаянной правдивости - как перед казнью, когда можно уже начисто выложить все, что на душе... возможно, актеры стремительно нищающих киностудий бывшего СССР так и чувствовали... Фильм страшный, но еще страшнее осознание: по сравнению с теми временами количество честных, идейных белых ворон в органах вряд ли увеличилось, а вот число подлецов и карьеристов возросло многократно...
Об этом фильме я узнал случайно, из видеоблога, посвящённого мотоциклам. Там приведены два отрывка. Сцена групповых покатушек мне очень напомнила мои же мотопокатушки с друзьями-товарищами. А сцена побега от ментов произвела впечатление залихватского боевика по-советски. Ну и решил я посмотреть этот фильм. И получил совсем не то, что ожидал. А что я получил? Очень тяжёлый, но ОЧЕНЬ жизненный фильм о ментовском беспределе. Кажется, что снят про нынешнее время. Такая же порочная система, так же фабрикуются дела. Вспомнилась недавняя громкая история из Екатеринбурга, где пареньку, обороняющемуся от трёх кавказцев, пытаются влепить восьмилетний срок. Точно такой же механизм 'фабрикации'. И в перестроечные годы было всё то же самое. За 28 лет ничего не изменилось. Разве что поубавилось честных людей в органах. Итак, перейдём к героям. Главные герои - пять подростков, которым примерно по 17 лет, плюс-минус. Олег Чепцов 'Чепец', Коля Варенцов 'Чайник', Ваня Звонарёв 'Фонарь', Петя Зюзин 'Зюзик' и его сестра (наверно старшая) Света Зюзина. На первый взгляд, дружные, позитивные, весело катаются на мотоциклах, и не являются представителями субкультуры 'рокеров', которых в СССР изображали чуть ли не бандитами. Обычные подростки из обычного провинциального советского города. Но, как выясняется позже, не такие уж они и дружные, а некоторые совсем не позитивные. Олег Чепцов, 'Чепец'. Негласный лидер в компании с намёком на мажорство. Единственный, кто не живёт в деревяшке-двухэтажке кошмарного вида. Такой из себя крутой, на Яве, в дефицитной кожаной куртке-косухе. Поступил в престижный московский вуз. На деле оказался подлюкой. Ради спасения собственной шкуры готов друга оклеветать, лишь бы самому не сесть в тюрьму. Ваня Звонарёв, 'Фонарь'. Крепкий физически, но слабый духом. Поначалу отказывается оклеветать друга, но слишком уж легко поддаётся на шантаж Чепца и переходит на его сторону. Ему тоже есть что терять: он поступает в мореходку. Коля Варенцов, 'Чайник'. Тот самый несчастный без вины виноватый. Далеко не ангел, но и не подлюка. Обычный парень, способный на мелкое шкодничество, но готовый поделиться с другом самым дорогим - мотоциклом. В застенках 'органов' сильно портит здоровье. Петя Зюзин, 'Зюзик'. Самый младший в компании. И самый светлый во всех отношениях. Единственный, кто не предал друга, пытаясь его защитить как может. Однако идти в открытую против системы и дружков-предателей побаивается. Нелепо погибает, пытаясь спрятаться от 'карающих органов'. Света Зюзина. В целом добрая и положительная. Но идти против системы тоже побаивается. Поддалась на шантаж Чепца, но после гибели брата отказалась оклеветать Чайника. Тётка Тамара. Единственная родственница обвиняемого Чайника. Туповатое безграмотное быдло, простите. Вроде бы и любит племянника, но в силу безграмотности, суеверности и боязни гнева толпы, готова размазать по стенке адвоката, помогающего ей почти бескорыстно. Адвокат Павел Аркадьевич Бешметьев. Молодой, энергичный, талантливый, и при этом очень честный, бескорыстный, 'идейный' борец за справедливость. Готов помогать униженным и оскорблённым хоть за бесплатно. Его положительные качества прямо-таки не вяжутся с продажной профессией. Бывают ли в реальной жизни такие честные адвокаты? Хотелось бы верить, что бывают, но верится с трудом. Однако актёр сыграл реально классно, браво. Следователь Запарин. Единственный честный мент. Пытается искать настоящего убийцу, чем сильно мешает системе. За что и поплатился понижением в должности и попал в сильную немилость начальства. Как и Зюзик, побаивается открыто выступать против системы, так как ему есть что терять - семью. Капитан Рогалёв. Типичный 'мент поганый'. Винтик системы. Исправно фабрикует дела с целью как можно скорее их закрыть. А кто сидит: виновный, или невинный, ему до лампочки. В конце получил повышение до майора за самоотверженный 'труд'. Следователь Авдеев. Ещё один винтик системы. Старик, мечтающий выйти на пенсию и спокойно возделывать грядки. К работе относится 'лишь бы спихнуть', и ради этого готов первого попавшегося посадить за решётку. Кузьмичёв, Баранов и прочие 'оборотни в погонах'. Тут и комментировать нечего. Бандиты, только легализованные. Винтики верхнего уровня. 'Боксёр'. Уголовник. Настоящий убийца. Благодаря общему бардаку свободно разгуливает по городу и делает свои мутные дела. Алексей Яковлев, 'Ася'. Спекулянт, торговец спиртным. Наглый прощелыга. Фильм в целом получился очень сильный. Хорошая илюстрация предразвального СССР. Я в то время пешком под стол ходил и помню те годы смутно. Так вот, благодаря таким фильмам и получаешь представление об эпохе. И что самое главное, сравниваешь с нашим временем, и... не видишь особой разницы. Из всех перестроечно-чернушных фильмов этот наверно единственный актуальный и сейчас, за что и ценен.
Этот фильм обязательно стоит посмотреть, чтобы понять каким было противостояние нравов тех времён. И что самое печальное - проблемы, описанные в ленте, никуда не исчезли, в сегодняшней реальности можно увидеть множество параллелей. Особенно порадовала игра актёров. Казалось бы, торжество справедливости наступило во второй серии (момент судебного заседания, когда Варенцов смеётся от счастья после невыносимого отчаяния и безысходности сквозь слёзы). Однако дальше происходит то, чего никто не мог предположить... Это фильм не только о разлагающейся системе управления и покрывательстве, но и о судьбах простых людей, которые по воле случая могут запросто оказаться в самых ярых жерновах. Страх, который посеян в головах людей самыми изощрёнными политическими наставлениями, способен довести многих до самых низменных поступков - от безразличия к происходящему до предательства близких...
Жизнь в провинции течёт совсем по иным правилам, нежели в крупном городе, или тем паче в мегаполисе. Здесь все про всех знают если не всё, то многое. А того что не знают, додумают, или что ещё хуже - просто выдумают. С одной стороны, из-за ограниченного числа жителей, очень трудно быть не таким как все, 'белой вороной', приходится подчиняться правилам некой игры, не тобою выдуманным. А любая попытка 'высунуться' заканчивается поголовным остракизмом, и превращением в пария. С другой стороны, провинция и по сей день живёт по законам патриархального общества, где есть чётко выраженный 'демиург' (первый секретарь горкома, председатель райкома, начальник райотдела милиции; а уж какой нибудь инспектор из области, или чиновник из 'самой' Москвы, и вовсе воспринимается земной ипостасью Бога)способный одним взмахом руки казнить, либо миловать оступившегося. Прибавьте к этому тотальную зависимость от работы (другой часто просто нет), и вот перед вами ничем не прикрытая картина российской глубинки, вне зависимости от того, как назывался общественный строй в нашей стране. И эту вневременную картину нам и показывает режиссёр Искандер Хамраев. Без прикрас. И герои его (за исключением разве что адвоката в исполнении Андрея Ташкова) словно взяты из реальной жизни. Типичная провинциальная гопота, с вкраплением местечкового мажора, убивающая бесцельные вечера за распитием спиртного. Провинциальные 'Мегрэ' - цель которых побыстрее отчитаться перед начальством, и отрапортовать что преступление раскрыто, а уж виновен подозреваемый, или нет, это дело десятое. 'Отцы города' - для которых самое страшное, это если о их проделках узнают в 'области', или не дай бог, подпортится официальная статистика. Родственники и друзья наших гопников - такие же забитые и серые, не способные на собственную защиту - только повзрослевшие. И для которых самое страшное - а что подумают и скажут соседи? А тот единственный, у которого хватит духу выступить против этой Системы, вынужден делать это тайком, ведь он точно такой же участник этой 'омерты', и разрыв с нею означает, что теперь врагом становится он. А у него тоже есть семья и дети, и поэтому его бунт имеет чётко ограниченные размеры. Ни граммом больше, ни граммом меньше. Победители здесь не живут... 10 из 10
Фильм, вышедший почти 20 лет назад, не утратил своей актуальности и сегодня. Сменилась власть и время, а проблемы остались те же: явку с повинной у подозреваемого нередко просто «выбивают». Основной принцип правосудия в западных странах звучит так: «Лучше оправдать виновного, чем осудить невинного». Увы, у нас все наоборот. Попав в жернова милицейской системы, оправдаться крайне сложно. В странах бывшего СССР правоохранительные органы работают на рейтинг. «Раскрыл» преступление — получил повышение! А кто будет сидеть - виновный или невиновный, уже не так важно. И что немаловажно в фильме нет классического «хэппи-энда». Всё как в реальной жизни: продажные свидетели, жестокие милиционеры, выбивавшие показания и лживый следователь - все остались безнаказанными. Дай Бог некому из нас не придётся испытать на себе все радости милицейских застенков. 10 из 10
Впервые 'Адвокат' я посмотрел в 1998 году, когда мне было 9 лет. Тогда конечно всей изюминки фильма я не понял, а вот когда стал постарше, все стало предельно ясно. Для меня фильм получился очень запоминающимся, и на редкость, это одна из самых лучших картин своего жанра. Сюжетная линия фильма выполнена весьма правдоподобно, учитывая начало девяностых, этот фильм мог получиться достаточно скандальным, из-за пропаганды самоуправства органов милиции. Об этом фильме можно излагать достаточно долго, потому что очень много тематик для обсуждения отдельных эпизодов, но всё же аналогов такому фильму я просто не видел, есть конечно приближенность некоторых, но не совсем то. Как итог, хочу порекомендовать этот фильм к просмотру любому и сказать, что никто не потеряет 157 минут жизни. Действительно, фильм затягивает и не дает отвлечься, необходимо слушать каждую фразу и погрузиться в ауру 90-х годов. Удачного просмотра. 10 из 10
Один из моих самых любимых фильмов, готов его пересматривать снова и снова...Считаю, что из 'совковых' фильмов эпохи перестройки, пожалуй, только фильмы 'Адвокат','Афганский излом' и 'Ночные забавы' можно назвать настоящими шедеврами киноискусства в отличие от, скажем, киношного мусора типа 'Меня зовут Арлекино','Маленькая Вера','Интердевочка','Собачье сердце','Асса','Чёрная роза...' и т.д... За 20 лет 'Адвоката' пересматривал несколько раз, но всегда не с начала(обычно пропускал почти всю 1 серию),из-за чего постоянно был не в курсе всех нюансов смысла картины...Только 2 дня назад по 7ТВ просмотрел фильм полностью, от начала до конца, и в очередной раз, до глубины души восхитился личностью героя, которого сыграл А. Ташков. На волне этого восхищения и восторга хочу с вами обсудить это кино и поделиться кое-какими наблюдениями... Действительно, в отличие от подавляющего количества перестроечных фильмов этот актуален и сейчас...Вопрос только в том, возможно ли существование в современной России адвоката с такой чистой неподкупной душой и откровенно пассионарным духом как у главного героя картины?Если вы заметили, даже авторы фильма в его финальной сцене завуалированно задают этот вопрос не только зрителям эпохи перестройки, но и будущим поколениям России...И оставляют вопрос открытым. Как вы помните, ещё один положительный герой фильма(Киселюс),на протяжении всей картины исправно помогавший адвокату свершить справедливость, сам в отличие от последнего совсем не пассионарен, боится вступать в открытую схватку с подлецами от властных структур, опасаясь, что это может навредить в первую очередь не столько ему самому, сколько его жене и детям(короче, не 'комиссар Катани' однозначно).А вот герой Ташкова не женат, детей у него нет, а потому ему вроде как и нечего терять...И вот он, открытый вопрос...Женится ли в будущем ещё молодой герой Ташкова, передаст ли свою пассионарность по наследству детям или распрощается с ней навсегда, опасаясь за благополучие своей семьи?Вопрос, как понимаете, открыт, и варианты ответов могут быть разными... Ещё одно наблюдение...'Преступник' Варенцов...Наблюдая за поворотами его судьбы на протяжении фильма, мне невольно пришла в голову крылатая фраза, произнесённая 'муровцем' Жегловым в легендарном 'Месте встречи...',мол,'наказания без вины не бывает'.И действительно, что мы видим касаемо Варенцова...Нарушает не только официальный гос. закон о запрете покупать алкоголь лицам до 21 года(морально-этическую сторону этого вопроса мы даже не будем обсуждать),но и совершает фактически уголовное преступление, своровав хоть и у проходимца-барыги, но при этом всё же полноправного гражданина страны бутылку водки...Кроме того впоследствии он не подчиняется требованиям милиции остановиться и бежит от неё,тем самым совершая ещё одно противоправное действие(между прочим, в Питере около 10 лет назад была история, когда ночью 2 подростка не стали останавливаться по требованию мента, просто хотевшего проверить их док-ты, а побежали от него, и тот в свою очередь, не раздумывая, прострелил им ноги, сделав их на всю жизнь инвалидами...Уверен на 100%,что если бы они подчинились его требованиям и остановились, было бы всё в порядке, он бы установил их личности и отпустил бы, невиновному человеку милиции и её подозрений нечего бояться, ведь подозревать людей в преступлениях - это её обычная работа, которая иногда может способствовать предотвращению этих преступлений)...Ну и как вы понимаете, в результате Варенцова за мелкое шкодничество, к его несчастью, настиг чересчур огромный карающий меч судьбы, после того, как он по глупости оставил отпечатки пальцев на кошельке-улике... Моя мама этот фильм прокомментировала так:парню жутко не повезло из-за того, что он перед лицом своей страшной беды оказался практически один, и что главная беда была не столько в том, что его посадили с обвинениями в преступлениях, которых он не совершал, а в том, что у него не было родителей, которые в данном случае сделали бы всё возможное и невозможное для его спасения. Да, у него была полуграмотная тётя, которая поехала в Москву за адвокатом. Но ведь она бы не поехала туда, если бы добряк Киселюс не дал бы ей адрес хорошего адвоката и немного денег на адвокатский гонорар. И вообще тётя при всём уважении -это не то...Только родители будут отважно и до конца бороться за своё дитя...И конечно, родители бы послушали героя Ташкова тогда, когда тётка Варенцова послала его на х.,предварительно расцарапав лицо. Родители бы обязательно схватились за последнюю соломинку в виде молодого адвоката. Вот собственно и всё...Кроме этого фильма настоятельно советую вам для просмотра 2 американские картины-'аналога' нашего 'Адвоката'.Один - 'Правосудие для всех'.Фильм, в котором Аль Пачино играет очень благородного судебного защитника, самоотверженно и бескорыстно боровшегося за подсудимых из бедных слоёв общества...А ещё посоветую фильм 'Несколько хороших парней' с Крузом...Не люблю Круза, но поглядев этот фильм, я его зауважал...Круз играет адвоката военно-морского ведомства, вставшего на защиту в военном суде 2-х морпехов, совершивших тяжёлое преступление по приказу начальства...
Очень сильная, психологическая, пронзительная, душераздирающая кинолента, которая смотрится на 'одном дыхании', заставляющая переживать и погрузиться в ауру 90-х. Удивительно, но картина актуальности не потеряла до сих пор, всё тоже самое могло произойти и сегодня, и нет ничего нового под солнцем. Отлично также здесь обыгрывается фраза Жеглова 'Наказания без вины не бывает', только парня всё равно жаль, пусть хоть он и стырил бутылку волки, но не дай Бог кому-нибудь пережить тоже самое. Сценарий Игоря Агеева очень толковый, уважаю данного автора и по другим кинофильмам. Постановка Искандера Хамраева шикарная, прекрасно передана атмосфера того времени. Актёры играют отлично и причём так убедительно, что порой кажется, что это реальные люди. Ну а Ташков в роли адвоката бесподобен. Ну и музыкальное сопровождение радует, просто идеально подходит для данной картины. Отлично здесь также показана мысль, что кто сильнее, тот и прав, а также то, что бороться со всей системой бессмысленно, это тоже самое, что плыть по течению, а значит, идти ко дну. Фильм и смысловую нагрузку несёт, чего нельзя сказать о современных 'шедеврах'. Считаю, что 'Адвокат' - один из самых лучших и сильных кинофильмов перестройки. Всем тем, кто создавал это произведение, аплодирую стоя. 10 из 10
Фильм 'Адвокат' мне показался конъюнктурным, так как снят в 'махровые' 90 годы, когда стало модным переворачивать всё с ног на голову. Раньше милиция была хорошая, а теперь это монстры, готовые засадить за решётку первого попавшегося, лишь бы только закрыть дело. Наверное, это было и, уж конечно, имеет место сейчас, но уж слишком сильно сгустили краски. Но самым неправдободобным мне кажется образ главного героя. Когда смотришь, попадаешь под обаяние героя, сыгранного Андреем Ташковым, и забываешь, что перед тобой представитель этой продажной профессии. Почему-то я сомневаюсь, что и в те годы были такие честные адвокаты, готовые за символическую плату или вообще бесплатно втянуться в заведомо бесперспективное дело. От адвоката, конечно, многое зависит. Он может любое чудовище представить белым и пушистым за хорошую плату. А тут адвокат бескорыстный, имеет моральные принципы. Поэтому 'не верю'. 3 из 10