Нельзя не заметить, изучая историю кинематографии, что каждый национальный кинематограф имеет свои культовые фильмы, часто понимаемые лишь одним народом и недоступные всем остальным. Так, являющиеся знаковыми для жителей постсоветского пространства фильмы 'Ирония судьбы', 'Место встречи изменить нельзя', 'Кавказская пленница' и прочие, часто не понимаются иностранцами, выражающими свое недоумение вопросом: 'А, почему, собственно, этот фильм стал культовым?' В свою очередь, и мы не всегда можем понять, отчего тот или иной фильм является незаменимым для, скажем, американской нации. Многие классические ленты, без которых рядовой американец не может представить себе национальный кинематограф, кажутся нам наивными, устаревшими и, хуже того, даже вторичными (на самом деле, эти ленты, становясь культовыми, порождали волну подражаний, от чего первоисточники и могут показаться нам неоригинальными). И, вне всякого сомнения, главным американским фильмом всех времен (уж в жанре драмы точно) является 'Касабланка' аж 1942 г. выпуска. На первый взгляд, это банальная история о возникшем в годы Второй мировой войны любовном 'треугольнике', где влюбленным мешают оккупировавшие Северную Африку проклятые нацисты и сочувствующие им французы. И все же: умелая постановка, первоклассный сценарий, который хочется разбить на цитаты, замечательные актеры, искренность, открытость и идеализм, - все это заслоняет собой поначалу мешающие зрителю романтические штампы, превращая обыкновенную любовную историю в гимн мужеству, жертвенности и надежде. Любовь главных героев 'Касабланки' Рика Блейна (в исполнении несравненного Хамфри Богарта) и Ильзы Ланд (которую играет удивительная везде Ингрид Бергман), - их любовь расцвела в предвоенном Париже с его туманной и таинственной атмосферой (как тут не вспомнить 'Триумфальную арку' Ремарка, в экранизации которой тоже сыграла главную роль госпожа Бергман). Встретившиеся, как кажется, случайно молодые люди договорились, что не будут спрашивать друг друга о прошлом, а станут наслаждаться каждым мгновением своей любви, словно бы предчувствия, что история ее будет недолгой. И действительно - несколько месяцев спустя германская армия оккупирует Париж, а Ильза в это ужасное время расстается со своим любимым, отказываясь объяснить, почему она не может с ним уехать. Встретятся они лишь в декабре 1941 г., когда Ильза приедет в Касабланку в Северном Марокко, не одна, а с мужем из Сопротивления. Меланхоличная и, как чувствуется, нежная история рассказывается так проникновенно, что поневоле им сочувствуешь - и брошенному Рику, и изменявшей Ильзе, и ее уверенному, мужественному супругу Виктору. Война мешает планам, разрушает семьи, разлучает близких и сталкивает их, заставляя зрителя поверить в неотвратимость - и в правильность надежд. И странно так звучат слова в финале фильма (сказанные в 1942 г.): 'Не нужно много, чтобы понять, что трудности трех маленьких людей в этом безумном мире - это всего лишь пустяки... Но вопреки всему я верю: теперь мы обязательно победим'.
Внимание: данный отзыв содержит спойлеры (частично раскрывает содержание фильма). Более пресного сюжета и картонных героев я ещё нигде не встречала! Начнём с сюжета. Действие происходит во время войны в захваченной фашистами Франции. Но где же тогда война? Её нет! Все герои ходят довольные жизнью и восхваляют Америку, куда многие собираются эмигрировать. 'Америка крута!'- главный девиз фильма. Герои фильма - мда... На протяжении всего фильма главные герои (Ильза и Рик) только ходят вокруг кафе и плачут, плачут и ходят. Нет, я всё понимаю - война, душевные терзания, но есть же и другие человеческие чувства, и действия. Рик - просто мечта. Сначала он циник, но потом показывает страстную любовь к милой Ильзе. Но так пафосно! Я понимаю, что он её любит, но из - за чего так убиваться-то? Это ещё один нюанс сюжета - нас убеждают, что Ильза и Рик любят друг друга безумно, но сцены их совместного времяпровождения в Париже крайне неубедительны, и совершенно не понятно из-за чего весь сыр - бор в дальнейшем. Любовь слишком неправдоподобна, ревность же вообще скомкана. Ильза - самоотверженная жена повстанца - мягкая снаружи, но твёрдая внутри. Но это показано как-то совсем ненатурально! Героиня - типичная кисейная барышня, умеющая только слёзы лить и от одного воздыхателя к другому бегать. Никакой твёрдости духа, никакого обаяния - Рик и Виктор твердили, что она необыкновенная женщина, что им с ней так повезло! Но ничего необыкновенного в ней я не увидела - типичная девушка с красивым личиком. Виктор - про него сказано крайне мало. В газетах его описывают как 'бесстрашного бойца сопротивления', но с виду он какой-то тормознутый и глуповатый ( сцена, где он начинает петь 'Марсельезу' меня вообще убила - в кафе сидит группа фашистов, а он патриотичность показывает! О жене бы хоть подумал!) Тут есть ещё одна несостыковка - Виктор сбежал из концлагеря, его ищут фашисты по всему миру, и когда они без особого труда находят его в кафе Рика, мило с ним беседуют и отпускают, предупреждая, чтобы он не высовывался из Касабланки. Честно говоря, в это верится с трудом. Что в фильме порадовало, так это игра актёров (но далеко не всех). Хамфри Богарт играет замечательно - его герой чересчур наигран, но Богарт своей игрой всё равно заставляет сопереживать его герою. Ингрид Бергман абсолютно провалила свою роль. Весь фильм два выражения лица - 'Я радуюсь' и 'Я грущу'. Слабо, очень слабо. Пол Хенрейд не сильно понравился - его герой получился каким-то скучным, незапоминающимся Клод Рейнс великолепен! Обаятельный, хитрый полицейский в его исполнении на меня произвел сильное впечатление Главная проблема этого фильма в том, что он слишком пафосный, много ахов и охов. Герои метаются, заламывая руки и выкрикивая страстные речи. Когда в конце фильма, Рик убивает немецкого военного, чтобы Ильза и Виктор спокойно улетели, а его друг - капитан его спасает, то я совсем обалдела. У меня создалось чёткое убеждение, что сейчас всё заполыхает яркими красками, а герои наденут сари и станцуют что-нибудь из 'Зиты и Гиты”, хотя даже в индийских фильмах не часто встречаются такие сладенькие концовки. 'Касабланка' меня разочаровала. Вышла красивая, но недодуманная сказка о любви и войне. Никакой реалистичности - всё слишком театрально. Посмотреть этот фильм можно, но я лично его смотреть больше не буду. 4 из 10 P.S: Всем любителям индийского кино 'Касабланку' нужно обязательно посмотреть! Музыка там есть, танцев правда маловато. Но снят фильм в лучших традициях Болливуда.
«Касабланка» - вещь довольно “приторная”. Набирающий популярность с начала 40-х нуар, здесь «вылизан по шву», что делает из драматичной по своему содержанию картины (речь, всё-таки, идёт о войне), некоторую фантазию сентиментальной девушки. Фантазию, со всеми вытекающими: идеализированный «рыцарь» в виде высокомерного Хамфри Богарта (что, впрочем, уже часть его образа), галантные злодеи-нацисты и литры дорогого шампанского вперемешку со слезами об утраченной любви. Всё это создаёт определенный лоск и красочность, но уж слишком нагромождено. Касабланка - портовый город на севере Африки. Место, где во время Второй Мировой собрался весь европейский сброд вперемешку с людьми, у которых действительно настоящая трагедия. В попытках сбежать от фашистского режима, многие находили тут обходной путь в Новый Свет и настоящее убежище. Потому не удивительно, что процветающая коррупция, мошенничество и игорный бизнес процветали тут на «ура». Рик (один из таких «порядочных людей») - содержит собственное кафе, подпольное казино и отстёгивает местным властям за собственное спокойствие и спокойствие своего бизнеса. Но в такие тяжёлые времена даже самая структурированная идиллия не может продолжаться долго - в марокканский городок приезжает молодая пара, которая заставит вспомнить Рика о его прошлом и изменит будущее... Довольно неплохая история. И, нужно отдать должное, подкрепляется она довольно качественным музыкальным сопровождением, тонкими шутками и, местами, интересными диалогами. Собственно, на этом и строится весь сюжет, превращаясь почти что камерную историю. Но именно за этой неторопливостью и невнятными вскидываниями «кольта» по прошествии времени теряется весь интерес к действию. Действию вялому и неторопливому, что превращает, по сути, симпатичные повороты повествования в монотонный бубнёж героини Бергман, что всё это «ой как сложно». К слову, первая мелодраматическая роль Богарта ни чуть не сбила спесь «накрахмаленого» бэдбоя, делая картину очередным «Мальтийским соколом», но уже с чуть большим размахом и без всяких там ваших дедуктивных штучек. Смотрибельно, но, пожалуй, Warner Brothers были более чем правы на счёт «проходимости» фильма. 8 из 10
Этому фильму уже больше 60-ти лет, но его смотрят снова и снова... Почему? Лично мне, трудно ответить на этот вопрос однозначно. Лично я не очень люблю мелодрамы и очень не люблю американское кино (во всяком случае, в основных его проявлениях), но, несмотря на это, считаю эту, наивную, типичную, в общем-то, американскую мелодраму одним из лучших фильмов в истории кинематографа. Да, в этом фильме идеально скомбинированы: волнующая любовная история, захватывающая интрига и великолепная игра актеров, но разве мало фильмов в, которых все это присутствует, казалось бы, в не меньшей степени? Да это история о вечном, но разве мало режиссеров брались рассказывать эту же историю? По-моему, все попытки ответить на этот вопрос с помощью логики, анализируя законы кинематографии обречены на неудачу. По-моему, это чистой воды магия. Магия по сравнению с которой полеты Коперфильда под куполом цирка просто детские забавы. Может быть раз в сто лет что-то происходит в природе и на отдельных людей сходит что-то свыше. Лично мне такое объяснение кажется наиболее подходящим. Как иначе объяснить тот факт, что один только взгляд на Ингрид Бергман в этой картине (Ильзу) заставляет мое сердце биться чаще? Как иначе можно объяснить то необъяснимое, непостижимое обаяние, которого так не хватает большинству романтических лент, которые мне приходилось видеть? Разве объясняется это тем только фактом, что героиня Ингрид Бергман кажется мне как две капли похожей, на девушку, которая перевернула мою жизнь также как в картине Ильза перевернула жизнь Рика? Которая перечеркнула всю жизнь, поделив ее на «до» и «после», появившись буквально из ниоткуда, а потом также внезапно ушла. И я, так же, как и персонаж Богарта знал, что она уйдет, но также как знал и то, что до конца своих дней буду задавать себе и Богу вопрос «Почему?». Думаю, каждый, у кого при просмотре картины на глаза наворачивались слезы, испытывал ощущение, что этот фильм именно про него и про его любовь. Уже много лет киношные критики пишут про эту картину, что «у многих поколений совершенно непостижимым образом просмотр вызывает свою ностальгию, а ведь прошло уже столько лет…». Лично я на протяжении всего просмотра испытывал четко ощутимое чувство «дежавю». Почему-то с каждым просмотром лента нравится все больше и больше. Наверное потому, что этот фильм о вечном. Такое ощущение, что все это именно про нее и про меня… Действие происходит вроде бы даже не во Франции, а на другой планете. Война здесь - конфликт между «Марсельезой» и «Die Wacht аm Rhein». Здесь в Касабланке, перевалочном пункте Второй мировой, убиты два немецких курьера, перевозивших ценнейшие транзитные письма, без которых из города не улететь. Скользкий тип Угарти (Лорре), прячет бумаги у держателя центрового кафе — бывшего антифашиста, а ныне циничного пьяницы Рика. Хмурясь и сетуя на давно и зря пропавшие железнодорожные билеты, Рик все же отдаст транзитки любимой и памятной по Парижу Ильзе и ее опальному мужу-подпольщику. Такое ощущение, что все это именно про нее и про меня… Только действие происходит в других декорациях: нет ни игорного клуба, ни преследующих нас фашистов, ни префекта полиции, ни Второй Мировой войны, да и не про войну этот тончайший из фильмов, а про то, как спитая и практически конченная мужская жизнь вдруг снова идет на поводу у двух самых красивых человеческих иллюзий — любви и свободы. Про то, как разносторонние фронтовики с горящими взорами (будь то пражский подпольщик или фашист) напоролись на прожженный рулеточный нейтралитет Рика и что из этого вышло. Про то, как конец нечеловеческой любви одних становится началом прекрасной дружбы других. Я смотрел документальный фильм про то, как снималась «Касабланка». Там уже пожилая Ингрид Бергман рассказывала, что никто до самого последнего съемочного дня не знал, с кем останется Ильза - с Риком или Ласло. Когда же актриса как-то спросила, в кого же влюблена ее героиня, режиссер Майкл Кертис сказал ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами. И она играла так! И превосходно сыграла женщину, которая живет только чувствами и которой так тяжело в этих своих чувствах разобраться. И еще, мне кажется несколько странным, что Ингрид Бергман не была за роль Ильзы номинирована на лучшую женскую роль. 10 из 10
Касабланка - это классический голливудский фильм 1942 г. от Майкла Кертиса. Основные роли в фильме играли Хамфри Богарт, Ингрид Бергман и Пауль Хенрейд. Суть фильма: Касабланка сосредоточен на нескольких темах: война, любовь и внутренняя борьба человека. Этот фильм объединяет весь спектр военного конфликта того времени в физическом месте, под названием кафе “У Рика”. Это маленькое кафе вмещает в себя глобальные военные действия между Германия, Франция, США, Россия. И тем, как картина умрудряется это сделать, она выделяется жирным шрифтов среди остальных. Этим кафе владеет человек по имени Рик. Его таинственное прошлое, скупость на эмоции и строгая деловитость -это его броня. И все же, внимательный зритель увидит, что этот человек пытается преодолеть некие чувства, и его прошлое не дает ему покоя. В привычную жизнь кафе вмешиваются экстраординарные личности, которым суждено навсегда изменить порядок вещей. По крайней мере, здесь. И Рику, как руководителю этого спектакля, предстоит сделать выбор: свое благополучие или благая цель. Для зрителя, незнакомого совсем, или отчасти знакомого с фильмами классического голливуда, Касабланка сразу засверкает, как бриллиант в глазах искуссного вора. Это эстетически чистый, очень сентиментальный и пафосный фильм. Все это сразу бросается в глаза. Ведь фильмы нового времени всеми силами пытаются изобразить калейдоскоп чувств и событий по-другому, чтобы не быть обвиненными в использования штампованных приемов. Это честный фильм, играющий на периферии сильных чувств, как любовь. И делает он это в духе своего времени. Поэтому, такие фильмы нужно смотреть с учетом этих обстоятельств. Хамфри Богарт и Ингрид Бергман - известные имена. Уважаемые профессионалы своего дела, навсегда закрепившие свои имена в истории кино. Этот фильм, как и лица, ответственные за его создание, заслуженно занимают свои места в истории кинематографа. Вывод: Касабланка является очень цельным фильмом. Он небольшой по продолжительности, и каждый его элемент чувствуется необходимым. Перед нами один из апостолов кинематографа. Такое кино нужно увидеть хотя бы раз в жизни.
«Все приходят к Рику» - так называлась оригинальная пьеса, которая впоследствии была адаптирована сценаристами для съемок фильма. Название было удивительно точное. Рик здесь не название кафе - основного места действия в картине, - а главный герой, к которому действительно приходят все: беспринципный начальник полиции, бедные беженцы, лидер сопротивления. Какими бы ни были их цели - найти союзников в правом деле или подельников в несовсем правом, - все они действительно встречаются в одном месте - в ресторане Рика в городе Касабланка. Военно-политический конфликт стал фоном для драмы, которая развернулась в жизни главного героя. «Касабланка» - фильм о любви вне войны. Любви к женщине, которая идет вразрез с любовью к свободе и независимости. Может ли чувство долга перевесить в борьбе с эгоизмом? Ведь Рик эгоистичен как в своей аполитичности, так и в своей любви. Он брал от жизни все, что можно было взять, не подвергая себя риску, не делая громких заявлений. И хотя он открыто не боролся с режимом, что-то все-таки останавливало его и от того, чтобы переступить разделительную линию и встать на сторону врага. Значит какие-то принципы у него были. И дело не в отсутствии смелости - герой Хамфри Богарта просто слишком умен, чтобы открыто заявлять о них. Но все меняется, когда он встречает ту, которую считал главной любовью. В этот момент и рушится вся его так тщательно выверенная тактика жизни. Об этой любви зритель узнает постфактум. Автор знакомит нас с героем, который уже состоялся как бизнесмен. Мы видим ровно столько, чтобы понять - он придерживается одной линии - не высовываться против режима, но и не давать помыкать собой. Его все уважают - именно за этот стержень. Даже когда героиня Ингрид Бергман впервые появляется в кафе, зритель не видит никакой связи между ней и Риком. Пока Ильза Лунд не подсаживается к музыканту Сэму, доверенному лицу Рика. Тогда зритель впервые слышит заглавную музыкальную тему кинокартины - песню As Time Goes By. Это композиция становится лейтмотивом всего фильма. Она вызывает необъяснимую ностальгию по чему-то безвозвратно потерянному. Время проходит, меняются города, любовь проходит, но остается нечто большее. И заглавный музыкальный мотив «цепляет» слух и напоминает зрителю об этом чувстве между героями. Фильм о войне на фоне любви или о любви на фоне войны - от перемены мест слагаемых сумма не меняется. То, что между этим - чувство долга перед собой и перед другими людьми. Но выбор чего-то одного не лишает другого, он лишь подчеркивает, в чем важность обеих составляющих. Просмотр фильма оставил чувство надежды на будущее. В финальных титрах звучит Марсельеза - гимн свободы, а весь фильм «пронизывал» лейтмотив песни «Пока время идет», и именно музыка произвела на меня наибольшее впечатление. В голове остается звучать эта мелодия, немного грустная, но вызывающая приятную ностальгию по чему-то чрезвычайно хорошему и вселяющая надежду, что в будущем это хорошее еще будет не раз.
На мой взгляд лучшая мелодрама всех времен без ненужных постельных сцен и прочей ерунды. Сюжет сосредоточен на внутреннем конфликте человека, которому приходится выбирать между чувством к любимой женщине и необходимостью помочь ей и её мужу, для продолжения борьбы с нацистами. И то, как главный герой выходит из 'любовного треугольника' считаю идеалом мужского поведения. Военный в начале фильм преображается в драму, когда главные герои проделывают внутреннюю эволюцию — они приходят к мысли о необходимости принести в жертву победе нечто весьма дорогое для них. В целом все три главных героя Рик, Ильза и Виктор мне понравились, и заслуживают уважения своими действиями, попав в очень сложную ситуацию, ведут себя достойно, не теряя человеческого облика - между ними нет упреков, скандалов, мордобития и пр. Недаром персонажи, диалоги и музыка вошли в число самых любимых среди американцев, а американский институт киноискусства объявил фильм лучшей мелодрамой всех времён США. Правда стоит отметить, что на самой съемочной площадке между актерами были сложные отношения. Актерская игра на высоте. Хамфри Богарт (Рик), Пол Хенрейд (Виктор Ласло) и Клод Рейнс (капитан Луи Рено) сыграли отлично. Игрой и красотой Ингрид Бергман (Ильза) можно любоваться очень долго. 10 из 10
Мне повезло! К счастью, так получилось, что я посмотрел этот фильм в момент моего 'киноманомотографического' созревания. Сказать, что я был впечатлен - все равно, что промолчать. Для моего, тогда еще не окрепшего и не видавшего фильмы, утробного сознания это произведение оказалось идеальным миром новых ощущений. Идеальным от того, что все они были прочувствованны мной до мозга костей. 10 за игру актеров, 10 за декорации, 10 за сюжет и т.д. Впечатления от 'Касабланки' - пожалуй самые яркие впечатления, которые я когда либо получал от кино как до, так и после простора (а прошло уже больше 5 лет). И после, я начал искать. Искать похожие ощущения в других фильмах, разных жанров, режиссеров, стилистик. Но увы. Безумно простая, местами предсказуемая, возможно даже банальная, но по-настоящему красиво снятая картина, стала для меня произведением, которое на долгие годы будет оставаться первым в моем списке. И я до сих пор ищу картину лучше, ярче, красочней. Ту, что сможет вызвать еще более бурные эмоции. Надеюсь, когда нибудь найду К сожалению, на данный момент, отчаяние во мне преобладает, поэтому я думаю это мои первые и последние. 10 из 10
1942 год. Фашисты из Евросоюза 0.1 под Москвой. На окупированных Евросоюзом территориях смелые, честные люди уходят в партизаны... А Голливуд, финансируемый крупным банковским капиталлом думает о том, как бы еще подзаработать на войне и выпускает очередной свой агитационно-пропагандистский фильм в обертке 'Про любофф'. Сейчас, когда идет война и время стали, нефти, угля и пушек- не забывайте о себе, пейте шампанское, курите сигареты, наслаждайтесь женщинами- мы на этом еще подзаработаем... А самое главное спасайте Ваши потребительские шкуры. Если Фашистский Евросоюз пришел в Париж, то спасайте шкуры бегите в Марокко, если и туда придет Евросоюз бегите дальше... и т.д. пока не закончится планета. Если вопрос о том что выбрать остаться с любимой или спасать свою шкуру, главный герой делает выбор в пользу своей шкуры 'вот и вся любофф'... Экс-узник концлагеря особенно порадовал... лощеный франт. Очевидно в концлагерях кормили исключительно свежими овощами и парной говядиной. 'Лидер движения', как он сам себя называет имеет 200 000 франков на кармане...Зачем распугивать публику столь гламурного фильма? Не знали, что такое концлагерь? А итернированные японцы в американских лагерях, умирающие пачками?? В это же время в СССР снимается 'Как закалялась сталь' по одноименному роману Н. Островского, в которой воссоздаются героические страницы борьбы советского народа против немецких интервентов на Украине в годы гражданской войны. Что называется почувствуйте разницу... Откровенно слабый фильм, интриги нет. Ни одного положительного героя. Весь фильм- крысиная возня потребительских шкур В представлении главной 'героини': весь смысл побега суперпопулярного экс-узника концлагеря это бежать в США 'тогда у него будет работа, а это все, чем он живет...' В дополнение ко всему, единственный 'русский' выставлен дурачком. Власовцы апплодировали бы фильму стоя. 1 из 10
«На площадке стоял хаос и неопределенность. Никто не знал, как закончить картину: с кем из мужчин я в итоге останусь. Восторгов все это у нас не вызывало, и мы думать не думали, что снимаем фильм, который станет классикой», - вспоминала Ингрид Бергман. «Касабланка» - фильм, ставший легендарным, один из лучших фильмов о любви и дружбе. Фильм о любви двух людей на фоне событий Второй Мировой войны. Ричард и Ильза Лазло полюбили друг друга в Париже незадолго до оккупации Франции. Ильза была замужем за Виктором Лазло, который находился в это время в плену у нацистов. Его жена считала его погибшим. Виктору удается сбежать, и он пребывает в Париж. Узнав о том, что её муж жив, она оставляет Ричарда и возвращается к мужу. Проходит время, Ильза и Виктор прибывают в Касабланку, где встречают Ричарда… Фильм передает атмосферу тех лет: война, разделение мира на сторонников и противников фашизма, борьба против фашизма, массовая миграция населения, хаос и неразбериха. В центре истории любовный треугольник – Ильза, Ричард и Виктор. Ильза – красивая, умная женщина, разрывающаяся между чувством и долгом. Ильза любит Рика, но не может оставить мужа, борющегося против фашизма, за светлое будущее. Рик – самый интересный, противоречивый персонаж этой истории, разочаровавшийся в жизни и любви. На протяжении фильма он меняется. Встреча с Ильзой пробуждает в нем интерес к жизни, заставляет задуматься об обстановке в мире, побудила его к действию. Он отпускает любимую женщину, понимая, что она - надежная опора мужа и, что сейчас не время любить. Виктор Лазло – мужественный, целеустремленный человек, которого не смогли сломить ни немецкий лагерь, ни другие жизненные испытания. Ярким персонажем второго плана является полицейский в исполнении Клода Рейнса – номинация на премию Оскар (лучшая мужская роль второго плана). «Касабланка» - один из лучших фильмов о любви, ставший классикой мирового кинематографа. Фильм соединяет в себе интересный, драматичный сюжет, красивую любовную линию, потрясающую игру актеров (Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд, Клод Рейнс), печальный конец. Фильм заканчивается печально, но именно это делает фильм одним и из лучших.
Я потрясена, шокирована, удивлена и изумлена. Этот фильм не оправдал моих ожиданий, в хорошем смысле. Посколько такой человек как я, воспитанный в 21 веке, видел в основном такие фильмы о любви: тупые ромкомы, с очень даже предсказуемым концом. А 'Касабланка' - это тот фильм, который кроме тупых слез вызывает повод для размышления. На мой взгляд, после просмотра этого фильма, каждый может задуматься о своем, но раз это фильм о любви, то большинство и думает о любви, о том, есть ли в его жизни любовь, настоящая ли она? Я не хочу здесь писать о режиссуре, операторстве, сценарии и. т.п., правда, конечно же, это заслуживает должного внимания. Даже не знаю, хочу ли я писать о смысле, ведь я могла его не уловить. Все же я напишу... Лично мне кажется, каждый увидит здесь свой смысл. Но я думаю, что смысл этого фильма, его цель - это толчок к вопросу о настоящей любви, имеет ли она место в сердце того, кто задал себе такой вопрос, и на что он способен ради такой любви?.. Безусловно я не могу не упомянуть игру актеров, особенно тогда, когда в этом фильме приняли участие такие мировые легенды кинематорграфа, как Ингрид Бергман и Хамфри Богарт. Благодаря им, и не только им, но и другим замечательным актерам, сохранилась непредсказуемость конца, что доказывает их блестящую игру! Ведь это очень важно. Нельзя сказать, что в фильме счастливый конец, хотя я так думаю. Чтобы конец был таким, должна торжествовать любовь, и она торжествует! Конец показывает, какой должна быть любовь, что должен делать человек, испытывающий её. Именно поэтому я советую смотреть этот фильм.
Нельзя определить величину вклада, который внес этот фильм в мировой кинематограф. Он был и символом и стал эталоном. Он завоевал миллионы зрительских сердец и до сих пор остается их фаворитом. Технически он не был нов, не имел уникального сценария, но он имел ту изюминку, которую не может объяснить ни один кинокритик. Объяснить причины успеха невозможно, но я хотела бы выделить несколько аспектов: 1. Политическая значимость. Встреча Рузвельта и Черчилля в Касабланке. 2. Показ отношения США ко второй Мировой войне в лице Рика. 3. Великолепная любовная история,которая никогда не будет иметь аналогов. 4. И, конечно же прекрасная игра Клода Рейнса, Пола Хенрейда, и в первую очередь Хемфри Богарта и Ингрид Бергман, которые являются одной из самых лучших кино пар Так же хочется отметить, что не только зрители высок оценили сей фильм. Американская гильдия сценаристов признала сценарий 'Касабланки' лучшим за всю историю кино, а Американский институт кино назвал его самым романтичным фильмом всех времен. Я дума, люди, которые уже видели этот фильм обязательно пересмотрят его, а кто его еще не видел, получит массу удовольствия от просмотра. Ну, я думаю, что так понятна оценка: ШЕДЕВР -Ну а как же мы, Рик? -У нас с тобой был Париж, я про него чуть не забыл, но ты напомнила мне о нем, когда появилась в Касабланке. Не нужно плакать, все это ради тебя, детка.
Фильм “Касабланка” - поверхностный сюжет и “мягкий фашизм”. Драма любовной линии между героями осталась в прошлом. Непонимание опасности войны и настоящего времени, смертельный страх за жизнь близких, показан по-голливудски. И снова, как и в фильме “Газовый свет”, Ингрид Бергман проигрывает (как актриса) своему партнёру - Хамфри Богарту (Шарлю Буайе). Бергман превосходна в других фильмах, не случайно семейная драма (триллер) “Газовый свет” опередила по рейтингу “Касабланка”. Богарт - сыграл так, что многое из истории любви осталось за кадром, его правдивость и чувства не растаяли на фоне псевдопатриотизма. Настоящий концлагерь - это “Искра жизни” Ремарка! Если есть деньги, можно жить? У Рика вполне обеспеченная жизнь, не хватает любимой женщины. Насколько велика его “прошлая” любовь, настолька велика и вера в справедливость. Добро во имя любви! Он отдал всё. Впереди несколько лет войны и новая жизнь.
Не в том смысле, что «такого быть не могло», на каждое из которых, как известно, всегда найдется «быть не могло, но было», а в том плане, что смотришь на людей, слушаешь их и… не веришь. Фальшиво, высокопарно, просто скучно, наконец. Такие страсти изображают, а ведут себя, как манекены. Ни мимики, ни жестов – ничего. Сплошной текст. Удивительно даже. Казалось бы, такие имена… Немудрено, что максимум внимания приковывает к себе исполнитель роли второго плана К. Рейнс. Элементарно! Его персонаж живёт! И. Бергман – женщина, безусловно, очень эффектная (при правильном, как выясняется, освещении). Это не обсуждается. Но, воистину, лучшие сцены с ее участием – немые сцены! Взгляд, слезы, губы. Не более. Начинает говорить – пиши пропало. Какая любовь, о чем Вы?! Где это все?! Сценарий и без того небесспорный (не успев похоронить одного, броситься в объятья другого – вне всяких сомнений, лучший способ завоевать зрительские симпатии), так еще и убедительность на уровне ниже некуда. Хотя нет, есть куда. На фоне откровенно квёлого героя движения сопротивления его «боевая подруга» – еще хоть куда. Марсельезу парень спел неплохо – этого не отнимешь, но в его проникновенное «Я должен выбраться отсюда, чтобы продолжить свою борьбу!» верится с трудом. Не чувствуется ни внутренней энергии, ни силы воли – ничего. Что касается Х. Богарта, то разочарованный в жизни циник у него получился, а вот с романтическим образом наблюдаются явные проблемы. В результате пресловутый «их Париж» представляется самым неудачным временным отрезком картины. Возможно, стоило ограничиться устными воспоминаниями? Или взять финал. Почему-то мне всегда казалось, что он должен быть «с сюрпризом». Ничего подобного. Классический голливудский рецепт: пригоршня пафоса и щепотка утопии. В общем, ничего интересного. И вообще первая половина картины запомнилась и понравилась мне на порядок больше. Прямо скажем, восхищаться в данном случае просто нечем. Фильм совершенно не оправдывает ожиданий, и слухи о его знаковости явно преувеличены. 6 из 10
Любовь я помню до сих пор, Обид и глупостей укор… Chris Rea – «Looking for the summer» Очень старая история, заслужившая почтительное к себе отношение. Не столько мелодрама, расшитая пестрыми нитками по черному покрывалу Второй мировой, сколько поэзия надломившегося чувства, оплаканного парижским дождем. Простой, но далеко не очевидный рассказ о разрушительной силе несбывшейся мечты, рассыпавшихся надежд и неосуществленных планов. Картина, увековечившая название города-рая, чье процветание всегда было насмешкой над суровыми временами, и чья долгая жизнь также естественна, как солнечное очарование вокала Джессики Джей. «Касабланка» - проникновенная и чуткая, грустная и рассудительная, искренняя и тонкая. Картина, с веселым смехом Ингрид Бергман разметавшая грандиозные трудности со сценарием. Лента, с мудрым взглядом Хамфри Богарта встретившая свое взросление, так и не дошедшее до увядания. Быть старым – не значит оказаться устаревшим. Сияющее ночными огнями кафе «У Рика» теперь бы не блистало новизной, но почтительно звалось винтажным. А уж азарт его завсегдатаев, от очередной партии французских беженцев до самодовольного нацистского офицера, и вовсе не зависит от исторической эпохи. Люди не меняются сами – за них это делает жизнь, но и в ней остаются вещи, столь сложные для словесного толкования, сколь и необходимые каждому, кто хочет видеть перед собой не только разбитое стекло разочарования. Встреча влюбленных после горького и загадочного расставания подобна внезапному пробуждению после долгого сна. Невозможно понять, сколько прошло времени, не получается прикинуть количество высказанных слов обиды, злости, печали и недоумения, как час объяснения приближается на расстояние нот в любимой песне «Как уходит время». Оно и в самом деле ушло для усталого, укрывшегося за коркой равнодушия Рика и для бросившей его, но не переставшей цвести чайной розой Ильзы. Ушло время, но не улетело, оставив на марокканском асфальте едва заметные следы. Окутанные аурой полыхающей где-то за их спинами войны, бывшие любовники стали дальше друг от друга, но когда-то им приходится задавать вопросы, а уговор не делать этого послушно замолк еще от стука колес на парижском перроне. В паре Богарт – Бергман без труда определяется ведущий, и это он. Признание собственной бессовестности для мужчины гораздо желаннее титула несчастного влюбленного, ведь он не утратил желания быть хозяином жизни, а не рабом. Он часто твердит, что «нет такого человека, ради которого подставил бы шею», но это не более чем последствия поневоле заученных уроков учительницы-жизни. Прошлое хотелось бы похоронить безо всяких церемоний, но ему определенно рано под землю. И теперь вновь, как и прежде утопая в огромных глазах Ильзы, Рик не может отделаться от желания нащупывать под рукой спасительный берег. Привыкший к маске циника, больше всего на свете он боится нового разочарования, и дилемма - спасать мужа своей любимой или довериться зову неугаснувшей любви – становится определяющим испытанием, и не только для него самого. Успех «Касабланки» стал большой неожиданностью для всего тогдашнего Голливуда, браво штамповавшего ленты-однодневки, и подтвердил превосходство индивидуальных трагедий над ними же – в мировом масштабе. На экране самой войны нет, Виктор Лазло, супруг Ильзы, не слишком похож на беглеца из концлагеря, и все интриги продажного французского полицейского на пару с эсэсовцем только лишь создают необходимый повод для исповеди Ильзы. Какие-то воспоминания, вроде поцелуя «как в последний раз», приятны им обоим, но бесконечно цепляться за них – значит разрушать друг друга и все то, что окружает их в неудержимо меняющемся мире. Драма поломанного и постепенно восстанавливаемого чувства становится озоном в марокканском воздухе, а предчувствие скорой развязки только усиливает желание надышаться им перед, возможно, последней крутой переменой в жизни. «Касабланку» не принято считать революционной, хотя бы в мелодраматическом жанре, но в немалой степени она ею является. Богарт и Бергман убедили бесчисленные поколения зрителей, что зачарованным любовью людям ни к чему знать слишком много. Сверкающая в самых прекрасных на свете глазах загадка – что может быть прекраснее? Прочь тяжелые мысли, для них еще придет свой черед. Строгая правда, жестокий выбор и гнетущие последствия не спрашивают разрешения перед тем как ворваться. От всего этого не поможет алкоголь, а сыгранная на пианино композиция только разожжет угли в сердце. Но выход есть, и он - в бесценных мгновениях счастья. От них можно прятаться, вновь давать волю обидам, но в жизни, как военной, так и послевоенной, всегда будет хватать тяжелых проблем и неожиданных преград. Картина убеждает в ценности каждого прожитого дня, когда секунды благословенного и сладкого на вкус единения душ крепки, как густой табачный дым в одиноком кабинете. Можно тратить время, по сотне раз проговаривая привычные слова о вечной верности, а можно просто налить шампанского и произнести: «Этот бокал за тебя, малыш». Большего не нужно, остальное найдет само. Любое начало имеет конец, и то каким он будет – подчас от человека не зависит. От судьбы не убежать, это обман, но ее можно обхитрить, когда снова почувствуешь знакомые руки на шее и ощутишь подзабытый вкус нежных губ. Волшебный миг значительнее всех мыслимых наград, и он стал самым лучшим спутником уходящему времени. Впереди у картины только бессмертие, и оно давным-давно распахнуло свои врата.
На такой мажорной ноте и заканчивается этот прекрасный, нынче ставший классическим фильм. Кстати, в фильм: 'Черная кошка, белый кот' режиссера Эмира Кустурицы, заканчивается именно этой же фразой, которую режиссер перенял у Майкла Кертица. А теперь к началу. Фильм, хоть и находится в жанре 'военных', далеко и совсем не про войну, напротив, лишь про межличностные отношения. События фильма вертятся вокруг любовного треугольника. Между солидным и знойным богатым владельцем ресторана, между борцом с фашистами, пытающимся покинуть Касабланку, улетев в Португалию, а оттуда уже и в штаты, и конечно же, обаятельной красотки блондинки, жены борца с фашизмом, которая в свое время, в последние дни перед капитуляцией Франции, завела любовные отношения с главным героем, тем самым владельцем ресторана, аля игорного клуба, так как думала, что муж ее, умер в лагерях. Рик (владелец ресторана), покупает билет себе и своей возлюбленной до Марселя, но та в последний день узнает, от старого приятеля о том, что ее муж жив, ее душа страдает, а совесть не дает покинуть Париж. Рик уезжает один, и став циником, ведет образ жизни, типичного мизантропа, но не без нотки тщеславия. Проходит время и Ильза, вместе с мужем приезжают в Касабланку, где сразу же встречаются с Риком. На Рика давят воспоминания, он не может простить Ильзу. Рик, важная шишка в городе, и через него можно достать билеты-пропуска, которые ему дал на хранение приятель, прежде чем был убит руками фашистов. Ласло, муж Ильзы, обязан покинуть зоны окупации, дабы продолжить борьбу с фашизмом. Принципиальный Рик отказывает ему в пропуске, поясняя причину отказа, его женой. Тогда сама Ильза, приходит к Рику, ночью, сначала упрашивая, после угрожая пистолетом, и тоже остается ни с чем. Тогда она исповедует свою жизнь Рику, тот понимает и обещает помочь. До конца не понятно, с кем останется Ильза и как поступит Рик. Как оказывается, верна фраза, 'Встречают по одежке...', многие отрицательные герои этого фильма, какими кажутся вначале, имеют добрые души, таким был Французский полицейский, без помощи которого, все старания и отлет Ильзы с Ласло, был сорван. Обязательно рекомендую к просмотру этот сказочный и атмосферный, а главное добрый, простой, но поучительный фильм. Обязательно смотреть версию Ч\Б, ни в коем разу не цветную. Душу лечащая музыка Макса Штайнера, второстепенные персонажи, такие как русский Бармен, толстяк официант и негр пианист, отправят вас в необыкновенное путешествие, снятое уже более 70 лет назад, и которое как коньяк, не испортилось, но лишь стало ценнее.
“Весь мир рушится, а мы выбрали это время, чтобы влюбиться.” Война. Любовь. Разлука. Касабланка – город беженцев, желающих спастись от пожара войны. Касабланка – город утративших последнюю надежду. Но этот город сводит вновь расставшихся возлюбленных, которые, казалось, навсегда потеряли друг друга. Главный герой, Рик Блейн, встает перед трудным выбором, возможно, самым трудным выбором в своей жизни: остаться с любимой или дать шанс её мужу бороться против фашистов. Тяжелейший выбор между чувством и долгом, между сердцем и разумом, выбор, от которого зависит судьба многих людей. Фильм Касабланка навеки вошел в золотой фонд мирового кинематографа. Это по-настоящему нетленная классика, которая на одном дыхании смотрится в любые времена и которая способна пронзить зрителя в самое сердце. История, казалось бы, обыкновенного любовного треугольника, история борьбы между долгом и чувствами, рассказана удивительно проникновенно, чувственно, и глубоко. Главный герой – Рик Блейн, разочаровавшийся в жизни американец, брошенный своей возлюбленной, великолепно сыгран Хэмфри Богартом, который передал всю сложную палитру чувств своего героя. Его взгляд, грустный, туманный, отстраненный, но он словно преображается, когда видит свою прекрасную возлюбленную – Ильзу. В роли Ильзы непревзойденная Ингрид Бергман, поражающая как своей красотой, так и великолепной игрой. Ильза мучается из-за любви к Рику и чувству бесконечного уважения и долга по отношению к своему мужу, лидеру сопротивления Виктору Лазло, в исполнении Пола Хенрейда. Трио главных актеров наполняет замечательный сюжет яркой палитрой чувств и переживаний своих героев. Фильм давно разобрали на цитаты, но все равно восхищает, насколько удачно подобрана каждая реплика, насколько продуманно снят каждый кадр, насколько красивы крупные планы героев, передающие все их сложные душевные переживания. Хорошо продуманы и персонажи второго плана – нельзя не вспомнить и капитана полиции Луи Рено, и темнокожего певца Сэма, и официанта Карла, и, конечно, бармена Сашу. Каждая роль – находка, каждый персонаж отличался своей изюминкой, хотя, конечно, ничто не сравнится с игрой Хэмфри Богарта и Ингрид Бергман, сумевших воплотить на экране поистине нетленную историю любви. Концовка фильма не была известна вплоть до конца съемок, но сейчас это кажется странным. Сложно представить фильм без финальной фразы Рика: “мне кажется, что это начало прекрасной дружбы”. Так же сложно представить мировой кинематограф без этой прекрасной истории любви, связанной с небольшим городом на севере Африки – Касабланкой.
Вот мы смотрим современные мелодрамы, считая их шедевром кинематографа. Но не подозреваем, что самая лучшая и проникновенная мелодрама была снята 70 лет назад. Называется она Касабланка. Сюжет Сыграй это, Сэм. Сыграй 'As Time Goes By.' Разгар Второй Мировой войны. Несчастные европейцы пытаются покинуть захваченную Европу и, через марокканский город Касабланка улететь в Америку. Сделать это очень трудно: нужны пропуска, нужно не попасться на глаза фашистов и не навлечь на себя подозрений. В этой суматохе случайно встречаются бывшие возлюбленные - Рик Блэйн, владелец кафе для любых клиентов, и Ильза Ланд, которая хочет улететь в Америку вместе со своим мужем, лидером Сопротивления. За что я люблю старые американские фильмы? За непредсказуемость сюжета, за великолепную актерскую игру, за черно-белую съемку, которая временами кажется лучше современных цветных. Касабланка заставляет смеяться и плакать, переживать и апплодировать, влюбляться и верить в любовь... Актеры Если бы я был женщиной, я бы влюбился именно в этот тип мужчин. Хамфри Богарт(Рик Блэйн)- центральная фигура фильма. За маской спокойствия, безразличия и равнодушия скрывается ярый борец за справедливость. Рик готов отдать жизнь за победу в войне. Он красив, элегантен, спокоен. Но когда он впервые видит Ильзу, невозможно не поверить в то, что он до сих пор ее любит. Браво! Говорят, вы самая красивая женщина посетившая Касабланку. Я подтверждаю, что это правда. Ингрид Бергман(Ильза Ланд)- вот истинный пример большинству Голивудских актрис, как надо показывать любовь! Она печальна, задумчива, прекрасна. Ильза - женщина, которая страдает. Поистине проникновенная сцена, когда она слушает как Сэм играет песню As time goes by: как она погружается в воспоминания о прекрасных днях в Париже... Я всего лишь несчастный коррупированный чиновник. Клод Рейнс(Луи Рено) - он очень точно описал самого себя. Капитан Рено выпужден следовать приказам нацистов, но он может помочь людям из-за собственных убеждений. Именно поэтому он близок Рику по духу, они похожи: скрывают свои мотивы под маской безразличия и незаинтересованности. - Я узнал Вас по фотографиям. - В концлагере обычно худеют. Пол Хенрейд (Виктор Ласло) - сыграл бывшего заключенного концлагеря и известного борца Сопротивления нацистам. Он показывает, что пытки его не сломили и он готов сражаться и дальше! Также нельзя забыть и о Дули Уилсоне в роли пианиста Сэма. Его песня As time goes by - запоминается раз и навсегда. Музыка сопровождающая фильм - волшебна. Это музыкальные темы и песни. Сэм играет на пианино и поет, певица, чье имя не названо, но ее голос и песню на гитаре - невозможно забыть. Луи, мне кажется, это начало прекрасной дружбы. Касабланка - фильм-легенда. фильм-шедевр, фильм-класика. Он уже давно разобран на цитаты и остается в памяти навеки. Смотрите и насладжайтесь. 10 из 10 Приятного просмотра!
Касабланка – маленький марокканский городок, который стал последним островом надежды для беженцев из Европы в годы второй мировой войны. Он последняя преграда на пути в Лиссабон и Новый Свет. Картина «Касабланка» - давно уже стала классикой мирового кинематографа. Хотя, этой картине не предсказывали такого будущего. Когда-то она была одной из рядовых картин, которые десятками штамповал Голливуд. Тогда никто не мог подумать, что фильм получит три Оскара и навсегда занесет себя в историю кинематографа. Но это все лирическое отступление. Я всегда с некоторым страхом и трепетом сажусь за просмотр подобных картин. Потому что понимаю, что нет в этом фильме гениального музыкального сопровождения, а довольно банальная, прослеживаемая во многих картинах мелодия, диалоги и монологи могут мне быть не понятны, так как они другого времени, затрагивают другие вопросы. Да, в «Касабланке» присутствуют штампы Голливуда, но, к счастью, это не умоляет прелести картины. Эта лента повествует о Рике – владельце небольшого, но пользующегося популярностью заведения на Касабланке. Он циничен и равнодушен, ему ни до кого нет дела. Но мы понимаем, что не всегда это было так. По ходу развития сюжета мы узнаем, что когда-то он был ярым борцом против нацизма. Но некое событие заставило его поменять жизненные приоритеты. И вскоре мы знакомимся с этим «событием»… Картина раскрывает тему конфликта между чувствами и долгом, между тем как удобно жить и как нужно. В одном из своих монологов Рик говорит, что они (Ильза, ее муж и он) всего лишь маленькие крупинки. И это настроение прослеживается во всей картине. Именно поэтому «крупинки» жертвуют собой во имя борьбы против нацизма, за светлое будущее. Признаться честно, я с некоторым осуждением относилась к Ильзе. Она, по моему, мнению лицемерна, говорит, что любит одного, но потом говорит тоже самое другому. Но если посмотреть с другой точки зрения, не могла же она всё рассказать мужу, тем самым ослабив его боевой дух. Эта тема поднимается еще и в паре двух молодых болгаров, которые не дано поженились. Она могла изменить мужу, и они бы смогли уехать в Лиссабон, а могла быть честной с ним и они бы остались, может быть навсегда на Касабланке. И ответ на вопрос - что же я должна делать - не может быть простым. Ну и последняя проблема, о которой я хочу сказать, но не последняя проблема фильма – нужно ли подчиняться сильным мира сего? Рик занял равнодушную позицию, он никому не помогал и никому не мешал, равно как и префект полиции. Но впоследствии они все же решают занять более жесткую позицию и начать принимать радикальные меры. И я думаю, что это правильно. Еще никто не побеждал бездействием. Глупо говорить об актерской игре в таком фильме. Тем не менее, она великолепна. Операторская работа тоже заслуживает внимания. Для того чтобы глаза Бергман блестели камеру и свет ставили под определенным углом, также не возможно не заметить рассеивающие фильтры на крупных планах. И музыка волшебна... В общем, фильм однозначно стоит посмотреть, хотя бы из уважения к мнению американской киноакадемии. 8 из 10
Декабрь 1941 года. Европа охвачена войной. Беженцы заполонили дороги, которые могут привести к свободе. Один из основных маршрутов в далекую от войны Америку - транзитом через Французское Марокко и Португалию в США. Последним перевалочным пунктом перед Португалией является Касабланка. Город наводнен теми, кто стремится покинуть страну, теми, кто стремится на этом нажиться, а также просто несчастными, неудачниками, французскими и немецкими военными и множеством других. По вечерам вся разношерстная публика сходится в кафе 'У Рика', которым владеет американец Рик Блейк. В кафе проводятся игры в рулетку, продаются и покупаются выездные визы, различные ценности и все то, что может купить свободу. Владельцем кафе является таинственный мистер Рик, циничный и харизматичный персонаж. Все меняется в тот день, когда в кафе Рика появляются Виктор Ласло, известный борец с фашистским режимом, и его жена Эльза. По невероятному стечению обстоятельств, Рик и Эльза знают друг друга - у них был бурный роман в Париже, который оборвался в тот день, когда немцы вошли в город, а Эльза не пришла на вокзал, с которого уезжал Рик. Виктор и Эльза пытаются всеми способами выбраться из Касабланки, ведь по их следу идет гестапо, и в город уже прибыл майор Штрассер. Заручившись поддержкой префекта полиции, капитана Рено, Штрассер старается перекрыть Ласло путь на свободу. В такой сложной ситуации выясняется, что единственный, кто способен помочь супругам Ласло - это Рик. Но поможет ли он? Ведь Эльза разбила его сердце, бросив Рика в Париже, а в Касабланке Рик известен как циничный человек, которому абсолютно все равно, кто побеждает в войне, каких политических взглядов придерживается его оппонент. И до женщин ему дела нет. Или же все это - лишь маска, за которой скрывается сентиментальный, честный и открытый к чужим проблемам человек, который не любит фашистов, воевал против Франко, возил оружие в Эфиопию, помогает несчастным и все еще любит свою малышку Эльзу? Малышке Эльзе тоже несладко. Она мечется между двумя мужчинами, не зная, кого она любит больше, Виктора или Рика, и вынуждена страдать, так как один из них может помочь другому, но не хочет из-за тех неприятностей, что причинила она, Эльза. Персонажи Рика и Эльза наиболее ярко раскрываются в фильме, но не менее ярки Виктор и капитан Рено. Просто им уделяется мало времени, но и этого хватает. Все видят в Викторе Ласло только бойца за свободу, но он еще и человек, и любящий муж. И Виктор нежно любит свою жену, и догадывается, что у нее было что-то с Риком тогда, когда он считался мертвым. Не менее примечателен и капитан Рено. Хитрый и пронырливый, ориентирующийся на победителей, но в душе, возможно, патриот своей страны, азартный игрок и проницательный человек, 'чуть более мужчина, чем все остальные'. Клод Рейнс сыграл своего персонажа так, что был номинирован на 'Оскар' как лучший актер второго плана. Впрочем, в 'Касабланке' все актеры хороши, все играют искренне, самозабвенно и харизматично. И хмурый и циничный Рик, и любящая Эльза, и благородный Виктор, и проныра Рено, и нацист Штрассер, и пианист Сэм, и владелец другого бара Феррари - все они составляют великолепный актерский ансамбль фильма. 'Касабланка' вообще являет собой идеал фильма в том плане, что в нем великолепно все - и сценарий, и актерская игра, и диалоги, и блестящий коктейль юмора, интриги, драмы и любовного треугольника. Все это обессмертило имя Куртиса в истории кино и внесло фильм в списки обязательных для просмотра. Итог: Блестящий фильм, с потрясающим актерским составом, гениальным сюжетом и интригой, держащей в напряжении до последней минуты. Идеальный баланс детектива, драмы и мелодрамы, показывающий развитие человеческих отношений на фоне величайшей трагедии XX века - Второй Мировой войны. 10 из 10