Сахара: отзывы и рeцензии

Алекс Маклауд
Алекс Маклауд3 сентября 2009 в 11:34
Человечно о бесчеловечном

Во времена черно-белого кино, когда о такой вещи, как 'компьютерные спецэффекты', никто и знать не знал, режиссер Золтан Корда снял по сценарию Джона Ховарда Лоусона пронзительное кино о войне, в котором главную роль играет не война, а люди, которых эта война свела вместе. В центре внимания фильма оказался командир американского танка сержант Джо Ганн. После падения Тобрука танк отстал от своих, и Джо принял решение пробиваться к основным силам через единственное не перекрытое немцами направление. Через пески Сахары. По пути к танку присоединяются несколько британских солдат, французский доброволец, суданский капрал с пленным итальянцем и сбитый немецкий пилот. Путь через Сахару без воды самоубийственен, поэтому Ганн ведет свой танк к ближайшему источнику, но там его поджидает разочарование - источник почти пересох. Он решает остаться возле источника, пока они не соберут всю воду, которую только смогут, но тут на оазис натыкается разведывательная машина целой немецкой дивизии, которая тоже движется к источнику в надежде найти там воду. Перед Джо встает выбор - или уйти от пустого источника и пробиваться к своим, или остаться и сковать боем превосходящие силы немцев, чтобы не дать им прийти на выручку возле эль-Аламейна. Джо выбирает второй вариант, и все солдаты его поддерживают. Начинается битва за источник. История создания 'Сахары' очень интересна. Сценарист Джон Ховард Лоусон написал эту историю под впечатлением от просмотра советского фильма 'Тринадцать' о борьбе маленького отряда красных с целой армией белых. Лоусон, будучи антивоенным человеком, написал историю о том, что даже война не способна вытравить из людей весь гуманизм, и на войне можно оставаться человеком. За эту историю ухватился режиссер Золтан Корда, венгерский эмигрант, воевавший в Первую Мировую на стороне Антанты. Он, в отличие от Лоусона, имел ярко выраженную антифашистскую позицию и внес в сценарий изменения. В результате все герои фильма, включая итальянца, получились открытыми, отважными, честными и преданными своему делу (вот тут кроме итальянца, так как он не верит в те идеалы, за которые воевал), а вот немцы показаны жестокими, коварными и подлыми. Впрочем, когда у них кончается вода, и они забывают о своем военном долге ради глотка живительной жидкости. В фильме ярко показаны характеры всех членов маленького отряда. Лучше всех получился, конечно же, сержант Джо Ганн, сыгранный блистательным Хамфри Богартом. Ранее служивший в кавалерии Ганн считает свой танк таким же живым существом, как и лошадь, и обращается с ним также. Даже имя дал в честь лошади - Лулабель. И самое удивительное, что танк отвечает на любовь своего командира верной работой, стойкостью и работает даже тогда, когда, по всем прогнозам, должен износиться. Боец Френчи - доброволец француз. Он сражался во французском Сопротивлении, но после всех тех зверств, что он увидел, в нем слишком много ненависти к фашистам, и поэтому он покинул Сопротивление, чтобы не ставить под удар своих собратьев, и отправился туда, где мог выполнить свое единственное желание - убивать фашистов. То есть, на африканский фронт. Итальянец Джузеппе на гражданке был механиком, у него жена и прекрасная бамбина-дочка. Но человеку с такой семьей не пристало ослушиваться дуче, и поэтому он отправился на войну и сражается за идеалы, в которые он не верит. И он считает, что в этом заслуга в том числе и Муссолини - что он заставил всю Италию жить в страхе и воевать за интересы Гитлера, но он не заставил итальянцев верить в эти интересы. И также показаны и все остальные члены маленького отряда. Кто-то раньше был наборщиком текста и прочитал все книги, которые набирал. У кого-то осталась дома красавица-девушка, кто-то сражается на войне, потому что все его предки воевали. Но всех их объединяет то, что они оказались в одном отряде, и все эти персонажи раскрыты, все показаны ярко потому, что это - фильм о людях. О тех, кто отважился остановить вдесятером вражескую дивизию, кто пошел пешком через пустыню, чтобы донести до основных сил просьбу о помощи, тех, кто собирая воду по каплям из источника, не выпил сам ни глотка, сберегая влагу для общего дела. О тех, кто не верит в чудеса, но видит их на самом деле - ведь сам тот факт, что десять измученных солдат остановили целую дивизию и сковали ее боями - разве это не чудо? Этим фильмом создатели ясно говорят свое 'НЕТ' войне, ибо они показывают всю бессмысленность конфликтов, когда с обоих сторон сражаются такие же люди, которые одинаково любят, ценят своих друзей, свою семью, одинаково хотят пить, в конце концов. И пусть даже Корда показал немцев подлыми солдатами, он подчеркнул в фильме, что победа достанется в итоге тем, кто более благороден. По фильму благородными были сержант Ганн и его люди. Они же, в итоге, и выиграли войну. В общем, мы имеем пронзительный, честный фильм о войне глазами простых солдат. Пусть сейчас какие-то моменты смотрятся наивно, какие-то кажутся излишне 'баянными', все это мелочи. Ибо главное - фильм даже спустя 60 лет является таким искренним, таким добрым, таким человечным, что никакие навороченные 'Перл Харборы' и рядом не стояли. Фильм, ставящий во главе угла человека и его развитие, его моральные качества, достоин самых лестных слов и тогда, и сейчас. Такой фильм вселяет веру в людей, ибо если и дальше будут появляться такие Джо Ганны, то человечество имеет шанс на светлое будущее. 9 из 10

Lintandil
Lintandil5 февраля 2015 в 09:21
Вода обетованная

Выстрелы с воздуха взметают песок вокруг танка. Но командир выдержан и хладнокровен — и вскоре самолет треклятых фашистов грохнется вниз... Интернациональная, пестрая, разношерстная, крайне затейная компания формируется внезапно на знойных просторах нетрадиционного для восприятия плацдарма боевых действий Второй Мировой. Каково о всех них заботиться несгибаемому сержанту Ганну (Хамфри Богарт), не способному оставить погибать от жажды в пустыне итальянского пленного, свой танк же называющему именем своей любимой... лошади? Нет, конечно, фильм в некоторых моментах снят в приличествующем героико-патриотичном ключе. Будут пафосные речи, коими отец-командир мотивирует своих подопечных на практически безнадежное предприятие. Вызывающие, впрочем, уважение тем, что превращаются в оду не столько Америке, сколько другим народам и их отпору фашизму. В том числе даже китайцам, перемещавшим перед японцами свои поселения на сотни километров. Будет ностальгия по ушедшим товарищам, приправленная, наверное, не одним комком в горле от того, как юноша перед концом твердил имя своей любимой, или от скупого мужского разговора стреляного воробья перед кончиной. Но все-таки тут достаточно много харизматичных и не картонных персонажей. И их разговоры про гражданскую жизнь подкупают своей искренностью и незашоренностью — такие диалоги, ну разве что с перчинкой каких-нибудь ядреных словечек, которые тогда нельзя было вставить по цензурным соображениям, вполне могут иметь место между солдатами и их пленниками в тех ситуациях, когда припасы и жизненная энергия у всех на исходе, и разумнее всего кооперироваться перед лицом общей беды. В тех обстоятельствах, при которых сержант и себе, и всем своим бойцам, и каждому военнопленному предоставит три глотка неизмеримо ценной воды... Пленный фриц изображен, пожалуй, чересчур уж фанатичным — были ж скорее всего в действительности и обычные немецкие солдаты, отнюдь не рыпавшиеся при попадании в плен. Но это для той эпохи традиция, в «Миссис Минивер», допустим, пленного летчика тоже изображают достаточно одурманенным фашистской агитацией. К тому же блеф — не самый проигрышный вариант на войне. В конце концов потом ведь и Ганн станет блефовать перед командующим немецкого батальона, суля воду в обмен на оружие фрицев, притом что у него самого воды фактически нет. Самый симпатичный и проникновенный персонаж тут, видимо, итальянец, чуть ли не затмевающий самого Ганна (отсюда и номинация на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана). Джузеппе непринужденно разыгрывает перед всеми, как в Италии едят хлеб, лук, сыр и запивают вином. И американцам настроение поднимает, и сам чуть ли не насыщается от своих рассказов. Но у него хватает ума на жесткий укор режиму Муссолини, потому что он знает, в родной деревне больше нет же ни молока, ни масла, ни сыра, даже для маленьких детей, ведь фашисты уже зарезали всех коров. Вот одно из неоспоримых свидетельств того, что фашистские и родственные им режимы рушатся не только от иностранных войск. Но и оттого, что сами люди такого государства могут понять, как правительство их обманывает. Ну а Хамфри Богарт эстетически демонстрирует, что закаленный физическими испытаниями организм и крепость духа на войне очень даже совмещаются с хитроватостью и умением идти ва-банк. Ушлая, филигранная и находчивая психологическая игра Ганна против немцев снабжает его образ неким трикстерством, так что какие-то из черт сержанта возможно Василию Теркину были бы под стать. Даже метафорическое измерение картины не выглядит чересчур уж вымученным и надуманным. Сказание о Моисее совершенно непредвиденно обретает нехилую значимость для горстки затерявшихся в Сахаре. И шутит ли соратник о том, что сержанту уже пора рассечь скалу, вдруг из нее фонтаном хлынет шампанское, будто от моисеева посоха, но вдруг и впрямь чудо можно восстановить по капелькам, как воду, скудно и неохотно сочащуюся из песка? Во всяком случае, сам фильм-то уж точно — освежающий кристальный ручей.

Боб
Боб24 января 2009 в 17:50
О войне без войны

Как известно, американцы уклонялись от войны до тех пор, пока война не цапнула их за задницу. Уверенная в своем могуществе, безмятежная и спокойная Америка заняла выжидательную позицию. Можно быть уверенным, что, не будь Перл-Харбора, американцы вообще не вступили бы в войну. Второй фронт был открыт уже тогда, когда исход войны был ясен всем, а вклад американцев в победу был и остается наименьшим из всех крупных сражавшихся стран, что бы ни говорили сами американцы. Майкл Бэй может в лепешку разбиваться, показывая нам слезоточивых американских героев с чистыми взглядами, белозубыми улыбками, высокими идеалами и неземной любовью. В фальшивых дуболомов его 'Перл-Харбора' не поверил ни один даже американский ветеран, а в таких солдат, коими предстали на экране Хартнетт и Аффлек можно смело кидать гранату - это ведь просто манекены, неспособные ни на высокие мысли, ни на высокие чувства, ни на настоящий патриотизм. Но неужели все американские герои так отвратительны? О Второй Мировой американцы сняли много фильмов, большинство из них провальны или однобоки. По одной простой причине - коммерческий Голливуд был не способен создать правдивый фильм о войне, потому что это абсолютно некоммерческая тема. Только признанные гении, стоящие особняком от Голливуда, могли говорить о войне честно. В целом же военное американское кино было зависимо от студийных боссов, которым правда была не выгодна, и заняло такую же выжидательную и примирительную позицию, как и все американское общество. До сих пор лучшими антивоенными американскими фильмами тех лет являются две блистательные комедии (!!!) - 'Великий Диктатор' Чаплина - смелый и прозорливый фильм, снятый еще до вступления Америки в войну и 'Быть или не быть' Любича. Большинство же фильмов того периода - либо приключенческие боевики, либо беззубые глянцевые комедии, не разбирающиеся в сложившейся обстановке. Но была и еще одна категория фильмов: фильмы о войне без войны. Совершенно особый род военного кино, в котором война уходила на второй план, но отражалась во взаимоотношениях героев, служила сюжетной основой и своеобразным мерилом ценностей. Через такие фильмы режиссеры крупных студий, зависимые от коммерческих успехов своих лент, могли в завуалированной форме выразить и свою гражданскую позицию, и свой лозунг, и свое отношение к войне. У нас такие фильмы тоже были. Например, бесподобный фильм Леонида Быкова 'В бой идут одни старики'. Среди американских фильмов таким событием стала картина Золтана Корды 'Сахара', рассказывающая о противостоянии кучки отставших от своих армий солдат-союзников и большой дивизии немцев. Венгерский эмигрант, Корда снимал в основном успешное приключенческое кино и до сих пор самым известным фильмом его остается яркая сказка 'Книга джунглей'. Однако сам он воевал в I мировую, был ранен и имел ярко выраженную антигерманскую и антигитлеровскую позицию. Поэтому именно Корда ухватился за сценарий Джона Ховарда Лоусона, который тот написал, посмотрев задевший его советский фильм '13' о борьбе маленького отряда красных с целой армией белых. Но Лоусон, в отличие от Корды, не был антифашистом и стоял на позиции гуманизма, что отчетливо видно в 'Сахаре'. Кстати, много позже Лоусон попал в список антиамериканских активистов, и чуть было не лишился работы за симпатии к коммунистам. Лоусон не был коммунистом, он просто был человеком. Фильм по его сценарию оказался именно таким - в нем нет ни коммунизма, ни фашизма, ни патриотизма, и вообще никаких 'измов'. В нем есть люди. Разные люди войны. Правда, Корда существенно обострил углы, не позволив осуществить примиренческий замысел Лоусона, и немцы в этом фильме все-таки остались врагами. Режиссер и сценарист увели нас подальше от взрывов и стрельбы - в самое сердце африканской Сахары. Здесь война теряет свое значение. Этот маленький отряд из нескольких американцев, французов, англичан, суданца и пленных итальянца и немца (не хватает только русского, но уже то, что в фильме о русских отзываются с уважением - не мало для американского фильма) не имеет ни конкретных целей, ему некому приказывать. Эти люди вместе спасают свои жизни. Корда объединил разных людей, блестяще показав характер каждого. Даже с итальянца режиссер-гуманист снимает печать фашизма, представив нам человека, толком не понимающего, за что и против кого он борется. Только немец у него остается непреклонной сволочью и врагом. Но ненависти к немцам нет. Несмотря на то, что они стали причиной гибели многих из этих сдружившихся парней, режиссеру удалось главное - он с успехом показал, что перед страхом смерти равны все. Жажда, голод, палящее Солнце - им не страшно ни оружие, ни танки, ни речи Гитлера. Они объединяют всех. В Сахаре только один закон - не стрелять ни в кого на водопое. Впрочем, мы это еще по 'Книге джунглей' знали. Что еще удалось режиссеру? За 2 года до победы он дал ее ясное и четкое определение. В этой войне победит не тот, у кого больше оружия, а тот, у кого хватит силы воли, терпения, жажды к жизни, любви к Родине и веры в человека. Этот фильм пропитан верой в человека. Да, он о войне. Мы почти не видим войны, но война неотступно следует за нами весь фильм, она подкрадывается незаметно, она - даже в далекой Сахаре. Она везде. Солдаты говорят о девушках, друзьях и своих Родинах, и на всем этом печать войны. И в тоже время, в первую очередь, фильм о человеке. О таком, который решится вдесятером задержать многосотенную немецкую дивизию, или о том, что собирал воду по капельке из скалы, но сам не посмел выпить ни глотка из собранного, или о том, кто умер с именем любимой девушки, или о том, кто за воду выложил все секреты своей базы, или о том, кто в одиночку был готов убивать за фюрера всех вокруг, или о том, кому постыла и служба, и война, а просто хочется домой, увидеть дочку. Через этих людей Корда сказал свое яркое и звучное 'НЕТ' войне. Этот фильм воодушевляет, обнадеживает, вселяет веру, очеловечивает, поднимает дух. Наверное, именно поэтому фильм, в котором почти не было войны, стал сенсацией военных лет. У каждого своя война. И иногда оружие на войне значит много меньше, чем человеческие качества. Фильм пользовался успехом много лет, и, хотя ни один человек в нем не льет слез, ни в кого не влюбляется и не произносит пламенных речей, этот фильм скажет о войне гораздо больше и правдивее, чем все 'Перл-Харборы', вместе взятые. А отличать истину от красиво поданной фальши - именно такова задача зрителя. 10 из 10