Многие известнейшие киноактеры, в том числе и первого эшелона, значительно больше ценили работу в театре, где они оставались один на один со зрителем, где реальность персонажа не дробилась уловками монтажа, и где человек самого невзрачного вида на несколько часов преображался в героя или короля. Принцип искусства киноактера все же в другом, особенно сейчас, когда спецэффекты начинают и продолжают эпизод, дублеры подстраховывают в опасных и откровенных кадрах, а камера выхватывает лишь часть образа. Это два мира, которые попытался примирить герой фильма «Жертва тщеславия» (удивительно кривая локализация фильма с прекрасным названием «Последний король Лир») Сиддхартх Кумар, задействовав в главной роли в своей новой картине бывшего театрального актера Хариша Мишру. Сюжет с одной стороны прост, с другой — насыщен полутонами и размышлениями: о сути актерской игры, об искусстве, о доверии партнеру, о желании пойти до конца, и, конечно, о любви. Драма о настоящем актере, для которого игра — это не только повод засветиться перед публикой и пробухать гонорар, о том, на что готов пойти режиссер ради идеального кадра, и о том, какова может быть цена успеха. Одна бесконечно длинная ночь, которую три женщины проводят у постели больного друга, разговаривая, вспоминая, обсуждая и помогая друг другу. И бессмертные строки Шекспира в финале, которые одновременно и суть, и смысл, и метафора, и даже немножко надежда. Амитабх Баччан — актер, за спиной которого 226 ролей в кинематографе. Настоящая легенда индийского кино, идеальный выбор на роль Хариша. Он — тот самый актер, признающий только полное перевоплощение, при одном взгляде на него Станиславский бы захлопал в ладоши. Он — и склочный эксцентричный старик, и мудрый человек, на жизненный опыт которого всегда можно положиться, и прекрасный актер, не признающий полумер. Это серьезное и вдумчивое кино, не завязанное на индийской экзотике, но крепко вписанное в мировой культурный подтекст. Роль, достойная любых наград, сценарий, воплотить который на экране было бы честью для любого актера. Все очень просто — в искусстве надо идти до конца, невзирая ни на что. Хариш это знал. Кто-то сочтет его безумным, как и короля Лира, ведь он также, будучи слеп, прыгнул в пропасть, но три дочери, коротающие ночь у его кровати, знают, что такова цена, которую требует истинное искусство. 8 из 10
Это одна из тех редких кинокартин, которые не имеют национальных границ. Это не индийский фильм в том смысле, что речь в нём не о национально-индийских вещах, это фильм: • Об искусстве, причём таком искусстве, которое имеет общечеловеческое значение; • О высоком мастерстве актёрской игры, о том, что эта игра может значить для человека; • О том, как другие люди смотрят на это, как по-разному воспринимают; • О том, что выгода, достижение личной цели, амбиции, тщеславие могут стать выше дружбы, выше ценности человеческих отношений; • Фильм о страшной ошибке, о трагедии в искусстве; • О том, кто и как платит за эти ошибки, о том, на ком лежит ответственность. Ведь даже если тебя никто не станет напрямую обвинять. Никто не будет привлекать к официальной формальной ответственности. Есть суд иной, и есть совесть, которая не даст покоя никогда. Она не оставит тебя, измучает и отберёт все силы. Фильм — шедевр актёрской игры! Это просто нечто! Все актёры были великолепны, неподражаемы, восхитительны, убедительны, правдивы. Каждый мастерски и творчески выполнил свою миссию. Но Амитабх и Прити были безусловно лучше всех. Не смогу даже слов подобрать, чтобы описать то, что им удалось передать своей игрой. Думаю, что люди в современной цивилизации во многом забыли о том, что помимо прочих удовольствий есть ещё и эстетическое удовольствие, которое отличается своим особым неподражаемым наслаждением. И дать это наслаждение способно только искусство. Но в мишуре современной суеты искусство уходит на далёкий план, превращается в какой-то призрак. Все о нём слышали, но почти никто с этим не стремится тесно соприкасаться, нет времени на то, чтобы этим заниматься, прикладывать усилия, вникать в смысл и получать от этого наслаждение. Ценно только развлечение — единственная функция, оставшаяся для многих от искусства… 10 из 10