Крестный отец - безусловно великий фильм и несравненный шедевр. Потому что за 3 часа успевает рассказать о многом, используя все возможные для кино средства: актерскую игру и слова персонажей, музыку, звук, визуальный язык. Например, в фильме особый смысл имеет кресло Дона. Есть отдельная сцена, когда герой Майкл занимает это место, но не сразу, а когда его отец отходит в сторону от дел и просит окружающих обращаться к нему. В этой же сцене, заняв кресло, Майкл ослабляет галстук, который его душит. Но не галстук его душит, а занимаемое им место босса. Также в фильме характерное значение имеют решетки на окнах, которые символизируют тюрьму для героев, отсутствие свободы в принимаемых решениях. Так решетка в телефонной будке впервые отделила Майкла от его возлюбленной. Он по телефону погрузился в дела семьи, а она осталась снаружи, беспомощно пытаясь сквозь решетки рассмотреть, что происходит. Или когда герой Хаген через окно с решетками смотрит с жалостью на человека, которого повели убивать. Другой пример. Сцена обсуждения предстоящего убийства показана таким образом, что между персонажами расположена фотография со священником или святым, который жестом благословляет будущего убийцу. Ещё пример. Пожилой бандит изображает перед ребёнком из себя чудовище. Тот вначале пугается, но потом начинает гоняться за стариком. Это тоже символ. Того, что новое поколение должно будет бороться со злом и неизбежно его победит. Можно дальше продолжать, ведь каждый очередной просмотр нестареющей классики позволяет выявить что-то новое и интересное. Такого кино сейчас не снимают. В нем слишком много для современного зрителя важных персонажей. Много деталей в разговорах между ними. Если их не уловить, зритель не поймёт логику последующих событий. Фильм часто и справедливо критикуют за романтизацию мафии. Презрительно называемые «даго» в Америке итальянцы вместе с собой привезли бандитов и их бандитский кодекс. Сицилийская мафия, ярчайшие представители которой родом из городка #корлеоне, поднялись в #сша на рэкете соплеменников. Показательно убивали несогласных, крали детей с целью выкупа, обеспечивали защиту от самих себя за ежемесячную плату. Об этом доступно и наглядно написал Майк Дэш в книге Первая семья. В кино бандиты уже состоялись как успешные бизнесмены, пережили междоусобную войну во время «сухого закона», мечтают о представительстве в Сенате. Они не вымогают, не «крышуют», а обеспечивают справедливость для простых людей. Старые мафиози соблюдают кодекс чести, следят за словами, не врут. Новый виток убийств начинается только с уходом «старой гвардии», когда дававшие обещания и гарантия люди покинули этот мир. Новое поколение бандитов в кино показательно и красиво врет. Самое главное и самое страшное - они считают себя бизнесменами, которые, к слову, наживаются на профсоюзах, т.е. на работягах, на азартных играх и проституции, с презрением относятся к коммунистам, справедливо считая их своими антиподами. Наверное, так оно и есть. Великолепный фильм, который надо смотреть и обсуждать.
Первый фильм трилогии 'Крестный отец' (снимавшейся на протяжении десятилетия) начинается с монолога пожилого человека, пришедшего за помощью к Вито Карлеоне. «Я верю в Америку и обязан ей всем. Я воспитал свою дочь американкой, воспитывал ее свободной, но, прежде всего, учил уважать свою семью». Дальше следует рассказ о попытке изнасилования его дочери группой ровесников. Молодая Америка сразу предстает как агрессор, носитель враждебных ценностей, разрушающих семьи. В 1960-е гг. множество молодых людей сбегали из дома и пополняли коммуны хиппи в квартале Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. Хиппи в массовом сознании воспринимались как синоним половой распущенности. Итак, с первых же минут фильма налицо идеологическое противопоставление консервативной, патриархальной части американского общества его радикальной части, носительнице новых ценностей, однозначно воспринимаемой как внутренний враг. Клан Карлеоне совершает неблаговидные дела под предлогом защиты своих интересов как семьи. Коппола достаточно трезв в своих оценках, чтобы не идеализировать ни клан Карлеоне, ни тем более его противников, ведущих одинаково грязную игру с убийствами, шантажом и подкупами. Центральный конфликт фильма – своеобразное противостояние традиций и инноваций в криминальном бизнесе. Возникновение клана Вито Карлеоне происходит по тем причинам, которые мы обозначили в предыдущем параграфе: социально незащищенные иммигранты, вынуждены создавать контробщество, чтобы выжить. Впоследствии это контробщество разрастается и превращается в клан. Таким образом, организованная преступность возникает вследствие социальной дезинтеграции индивидов, маргинализованных по тем или иных причинам. Вито Карлеоне прилагает все усилия, чтобы семейные отношения сохранились в его клане, несмотря на те «дела», которые он ведет. Слово «мафия» не разу не употребляется в фильме, вместо него используются такие понятия как «семейство», «бизнес». То, что люди приходят за помощью не в полицию, а к главе синдиката гангстеров свидетельствует об их неверии в закон и государство – в их просьбах постоянно сквозит ощущение ужаса от мысли, что все пошло с основ, правительство бездействует, а насилие захлестнуло улицы и проникло в дома. Здесь мы сталкиваемся с основным тезисом консерватизма – единственной разумной альтернативой хаосу стремительно меняющейся жизни, к которой мы не успеваем приспособиться, может быть только «сильная рука», способная замедлить бег времени и «подморозить» (используя слова русского философа Константина Леонтьева) общество. Вито очень хорошо чувствует перемены, происходящие в криминальном бизнесе, в частности большой размах приобретает наркобизнес, но отказывается участвовать в этом по этическим соображениям. Возвращение его сына Майкла домой и первоначальный отказ участвовать в «делах» семьи маркирует его как представителя другого поколения, не желающего участвовать в преступлениях. Если клан Карлеоне, по мысли Копполы, – метафора Америки, стремящейся уцелеть в меняющемся мире, и потому возвращающейся к авторитарным тенденциям в социально-политической жизни и традиционным ценностям, то Майкл олицетворяет блудных сыновей Америки, которые рано или поздно вернуться и примут участие в делах. Перерождение Майкла из независимого парня в безжалостного мафиозного босса показано в картине как последовательное отмирание человеческих качеств – исчезает жалость, сначала к друзьям, а потом и к родственникам, нарушающим, как ему кажется, интересы семьи. Апофеозом этого процесса становится убийство, смонтированное параллельно со сценой крещения сына – здесь амбивалентность поступков Майкла предстает наиболее очевидно: делая все ради семьи (образ, которой становится все более абстрактным), он приносит в жертву родственников, таким образом, разрушая свою реальную семью. Действия Майкла вырастают в метафору политической диктатуры. Не считая себя человеком левых взглядов, Коппола, однако, вскрывает главный парадокс неоконсерватизма – разрушение реальной семьи во имя ее абстрактного идеала. Ограничение демократических свобод во имя борьбы с «хаосом перемен», во имя государства (как семьи), ведет к преследованию инакомыслящих – преступлению против государства-семьи, ибо несогласные, «блудные» дети – тоже ее члены.
Ласковым летним вечерком трое подонков в подворотне вывернули у тебя карманы, забрав последнюю тысячу и бэушный смартфон, и, не скрывая разочарования, пырнули ножом с наборной ручкой в бок. Только-только начавшую приносить прибыль точку, на которую плясал с бубном последние три года, пришлось за бесценок продать гостю с юга, ибо товарищи, приехавшие на гелендвагене, сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. Собранные на черный день накопления, лежащие на довольно неплохом депозите в солидном банке, в одно мгновение исчезли вместе с владельцами этого самого банка. Мы ведь ненавидим криминал в любых его проявлениях, правда? Оказывается, не совсем. Мерзкий и липкий в действительности, на широком экране он становится лихим и привлекательным. Пролистайте свой чарт лучших фильмов, у кого-то в авангарде «Леон», у кого-то «Бригада», многие гордо сознаются в любви к «Крестному отцу». Последний фильм, как и положено шедевру, не только вошел в элитарные списки и вывел своих творцов на орбиты признания и почитания, но и стал основой для многих последующих работ. Коллизии итальянского клана в Нью-Йорке просто обязан знать каждый уважающий любитель кино. Да что это, словосочетание «крестный отец» само по себе прочно перешло из разряда церковных в разряд криминальных. Это веха. Глупо спорить, что кино влияет на нашу жизнь. Устойчивые мемы, внешний облик, позиция по разным жизненным вопросам в большой степени уходят грибницами в запавшие в сознание ленты. Посмотрите на постер картины – рука, дергающая за ниточки. Как же талантливо это нужно делать, чтобы миллионы добропорядочных людей, имеющих немаленький жизненный опыт, веру в бога или моральные принципы, уважительно смотрели на прожженных бандитов и убийц. Рассмотрим вскользь главных персонажей. Дон Вито Корлеоне изображает Господа на своей территории. Пожаловалась челядь – посылаются дуболомы. Не дали роль великовозрастному деточке-артисту – заставим режиссера, будет упрямиться - отрежем голову любимому коню или сыну, смотря, как далеко зайдёт упертость. Зато Марлон Брандо гладит кошечку, играет с внуками и требует, чтобы наркотики не продавались в школе. Правда, когда припрёт, семья возмущается, что полиция перестала охранять раненого бандита в госпитале, его же убьют! А вот герой войны Майкл (Аль Пачино). Его с первых кадров позиционируют как хорошего человека, в грязных делах семьи не участвует, Родину защищает (правда, типично по-американски, морским пехотинцем за тридевять земель, не было б в ту пору Германии, полетел бы напалмом вьетнамские деревни жечь). Скажите, хороший человек сможет убить без содрогания, ну, к примеру, поросенка? Впрочем, в кадре мы давно привыкли, что пулю в лоб врагу может пустить любой герой, и ночными кошмарами страдать не будет. Даже в мелочах примерный Майкл был примером. Увидел красавицу на улице, сразу с дружками и карабинами к её отцу, я такой-то, давайте в жены, кстати, как её зовут. Ну, а пустячок, что в Америке тоже есть любовь, настоящему гангстеру прощаем. Кстати, само слово «гангстер» «Крестный отец» пропиарил чувствительно. Даже термин «гангстерская сага» изобрел. Ведь, бандитская история или жизнь преступников звучит уныло, не романтично, а вот гангстер – это как флибустьер, корсар, что, сути не меняет, но ореол делает контрастно лазурным. Но по другому снимать великое кино нельзя, только делая зарубку на человеческой психике. Естественно, актеры должны харизматически укладываться в атмосферу, музыка быть самой лучшей, а эпизоды – продуманными до мелочей. Поэтому перед продюсерами Коппола дрался за Брандо, а Брандо за Копполу, давался от ворот поворот многим звёздам, вроде Алена Делона, Дастина Хоффмана и Джека Николсона (кстати, их покровители скакунов продюсерам не резали, ибо это скучная жизнь, а не шокирующий кинематограф). И результат стал эталоном, по которому отныне будут равняться и гигант Серджио Леоне, и подмастерье Алексей Сидоров. А сознание многих миллионов зрителей, складывающихся в человечество, незаметно подкорректировалось. «Мы же не убийцы».
Довольно долгое время в буквальном смысле слова побаивалась просмотра этого фильма, все-таки не большая поклонница эпических полотен с большим количеством главных героев, где не могут в той мере, в какой мне бы этого хотелось, раскрыть внутренний мир персонажей. Почему-то именно фильмом такого типа мне всегда представлялся Крестный отец, однако взявшись за просмотр классики, как можно пройти мимо этой картины, возглавляющей всевозможные списки. И, как оказалось, фильм- квинтэссенция того, что я ценю в кинематографе. В первую очередь, это не история мафиозной группировки, которая переживает взлеты и падения, добывает новые сферы влияния и расправляется с врагами, это повествование о Семье и ее горестях и радостях, потерях и находках, о том, как единение перед лицом опасности спасет от самых больших катастроф, что многие позабыли в двадцать первом веке. Род Корлеоне переживал тяжелые времена в описываемый отрезок времени. Сохраняя приверженность старым идеалам ведения бизнеса, глава семьи Вито Корлеоне заработал себе врагов среди других кланов, которые решили завести новые порядки, почувствовав слабину в своем противнике Вито. По всем законам старший сын Санни должен был взять на себя обязанности по защите семьи, но настоящим Спасителем станет не он, а младший сын Вито-Майкл. Сюжетная линия становления Майкла как мужчины- одна из самых захватывающих для меня из всех увиденных. Показанный нам юношей с романтическим складом характера, мечтающим о своем пути, в трудные минуты именно он готов пожертвовать жизнью, свободой, годами жизни вдали от Родины во имя блага семьи и ее чести. Из-за трагедии, случившейся уже на Сицилии, его сердце ожесточается, а очередные потери в семье вынуждают стать ответственным за принятия судьбоносных решений в этой борьбе кланов, но при этом дают и орудия, благодаря которым месть обидчикам семьи может быть осуществлена. Финальные полчаса фильма ставят точку в этом этапе жизненного пути Майкла. Да, теперь можно с полной уверенностью сказать, что перед нами настоящий Лидер, не боящийся принятия тяжелых и неоднозначных решений, если они необходимы. Просто великолепна триада актеров- Марлон Брандо, Аль Пачино и Джеймс Каан. Каждый из них создал запоминающийся образ, будь то умудренного опытом уважаемого Дона старой закалки; хладнокровного и расчетливого нового 'короля' или горячего, вспыльчивого, но справедливого и готового дать сдачи любому, кто обидит семью молодого мужчины. Впереди еще два отрезка из жизни семьи Корлеоне, и я искренне надеюсь, что они оставят столь же неизгладимые впечатления.
Кто из нас ни разу не слышал о «Крёстном Отце»? Этот культовый фильм давно уже вышел за рамки кинематографа и превратился в культурное достояние всего мира. Актёры и режиссёр фильма стали мировыми звездами, а сам фильм растаскали на цитаты. Так чем же заслужил этот фильм такой известности и всеобщей любви? Давайте посмотрим. Сюжет: В центре сюжета глава итальянской мафии Дон Вито Корлеоне и его сын Майкл. Нам рассказывают о событиях, которые заставили молодого парня стать во главе «Коза Ностры» после своего отца. Мы вместе с героями пройдем весь путь: от доброго и примерного Майкла Корлеоне, до безжалостного и хладнокровного гангстера. Сценарий фильма непредсказуем и интересен. Здесь будет все: любовь, предательство, дружба, верность и мужество. Фильм увлекает зрителей больше чем другие, благодаря своей атмосфере и колориту. Он позволяет людям проникнуть в «сердце» преступного мира и познакомиться с его законами и традициями. Актёры: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дюваль, Дайан Китон – вот настоящие гении своего жанра. Актёрская игра была самой большой заслугой этого фильма. Хотелось бы отметить Аль Пачино и Марлона Брандо, которые навсегда внесли название этого фильма в историю. Самое интересное, что после выхода фильма, почти все актёры стали звездами гангстерского кино. Режиссура: Гениально. А что еще можно сказать? Коппола проделал неимоверную работу, чтобы отшлифовать фильм до блеска. Атмосфера 40-х годов, которой пропитан фильм – заслуга Френсиса. Он не только создал классику кинематографа без срока годности, но и основал новый жанр – гангстерское кино. Музыка: Нельзя не отметить божественный саундтрэк фильма. Инструментальные композиции фильма, написанные Нино Ротой, знает каждый любитель кино. Они отыграли важную роль в создании шедевра. Итог: Похоже, Френсису Форд Копполе удалось создать фильм не подвластный старению и критике. Прошло 40 лет, а он так и не был забыт. Если вы еще не посмотрели «Крёстного Отца», то вы многое потеряли, так как это уже не просто история – это легенда! 10 из 10
Не люблю фильмов про криминал. Что толку смотреть, кто кого грохнул и кто у кого спёр, если кругом то же самое и происходит, то в лайт-, то в хард-версии. На хрена мне наблюдать, как очередной подонок в шляпе шагает по трупам, руководствуясь соображениями наживы, если я вам расскажу сколько угодно таких историй из жизни нашего крупозавода или мясокомбината? Таких, что Марио Пьюзо закряхтит. Всё это скучно; все эти дельцы, обтяпыватели, воры и ликвидаторы ни разу не герои. Настоящий герой — тот, кто выходит за пределы, созидатель, ниспровергатель, созерцатель. Если злодей, то такой, чтобы весь мир трещал, а не собственное портмоне. В нём масштаб должен быть, дикость и буйство подлинные. Какого, однако, персонажа смотрю всегда с неизменным восхищением — так это крёстного отца, godfather’a, в исполнении сверхчеловека товарища Брандо. Сам по себе фильм обыден, опять же, макаронно-криминальный. Но старина играет, конечно, не просто пожилого мафиози, — он играет старейшину, архетип старейшины, престарелого и премудрого заправилы, привычно подёргивающего за нити системы с полным осознанием того, что и сама система дёргает его за соответствующие нити. Власть, неограниченная власть, с полным осознанием собственной ограниченности, имеющего её в своих руках — вот что показывает дедушка Марлоша. «Ношеный и искусный птах», — называл такие характеры гетьман Мазепа, сам птах ещё тот. Здесь даже и не птах, а тигр, исполинского размера тигр в исполинского же размера золотой клетке, ведающий и силу свою, и свою обречённость. Это, безусловно, один из самых мощных характеров кинематографа, при скучной режиссуре Копполы и сценаристике помянутого выше Пьюзо — всецелая и сугубая заслуга старого негодника Брандо, поведением которого на съёмочной площадке Коппола так возмущался. Кстати, и следующий культовый фильм Копполы, «Апокалипсис сегодня», вытянул снова-таки гениальный безобразник Брандо, сверкая полированной макушкой Курца. В общем, кадры решают всё.
Как-то боязно не то что рецензировать – смотреть фильм, занимающий верхние строчки во всевозможных списках лучших картин всех времён (может быть, и народов), потому что высокие оценки, данные ему за все 50 лет его существования, безусловно, сбивают ориентир. С одной стороны, крепнет убеждение, что кино надо смотреть (ибо классика), с другой – сильнее страх, что, если ожидания не оправдаются, то, стало быть, с тобой что-то не так. Ну, ты туповат, ну, ты сероват, и что-то в этом духе. Не соответствуешь общепринятым вкусовым меркам. Ведь культ – дело нешуточное. Надо сказать, что опасения мои после просмотра развеялись. Но лишь отчасти… Я увидел хорошее, мощно сделанное кино, с качественной сценарной основой, убедительной актёрской игрой. Фрэнсис Форд Коппола снял поистине достойную картину. Право, за 50 лет всё стало культовым – и саундтрек, и цветок в петличке дона Вито, и разбитое лицо Майкла. Вообще всегда тяжело давать оценку фильмам такого рода – где главные герои – это заведомо лица, скажем так, незаконопослушные. Велик соблазн обвинить творцов в романтизации криминального мира, симпатии к гангстерам, создании благоприятного имиджа мафии. Но если всё же посмотреть на происходящее с позиции «над» – это нам позволяет и прошедшее время, и то, что мы принадлежим к иной культуре (хотя сколько, господипрости, было снято у нас за недавние годы всякого «ментовского» и «бандитского» навоза, что уж кажется, будто криминальный мир всё собою поглотил), – то сквозь ворох малопривлекательных вещей вроде горы трупов и крови, блатной философии и мафиозной эстетики можно разглядеть историю вот этого «слоя населения», преступной группировки выходцев из сицилийской мафии, обосновавшейся в США в послевоенное время (после Первой мировой). В конце концов, за всем показанным стоит сюжет человеческих взаимоотношений – семейных, любовных, дружеских. Во многом эти понятия извращены своеобразной нравственностью клана Корлеоне и иных коза ностр, правящих криминальный бал в городе. Но слёзы главы семейства показывают, что и у бандитов есть сердце. Ничто не вечно под луной и для сильных мира сего. Пару слов об актёрах, сделавших этот фильм. Марлон Брандо, конечно, был величайшим актёром. Вглядываешься в глаза старого дона и думаешь – неужели это Стэнли Ковальски из «Трамвая 'Желание'»? Разве это Терри Мэллой («В порту»)? Нет, это Вито Корлеоне, при всём том, что Брандо, похоже, особенно-то и не старался, чтобы завоевать второй «Оскар» в карьере (от которого, впрочем, отказался). Его герой вязок, медлителен, вальяжен. Словеса его напоминают паутину, в которую, в конце концов, попадает младший сын Майкл (Аль Пачино) – наиболее далёкий от мафиозной атмосферы член семьи, вернувшийся с войны. Пачино первую половину фильма меня повергал в довольно сильное недоумение – что же такого нашёл режиссёр в этом неменяющемся лице? Где эти пресловутые развитие и раскрытие? Но сцена в ресторане расставила всё по местам. Очевидно, Майкл всё переживал внутри себя, в глубине души, ведь война наверняка серьёзно повлияла на эмоциональную сферу. И в конце фильма мы уже видим хладнокровного циника, потеснившего своего отца на троне всевластия и жестокости. Колоритны персонажи второго плана, сыгравшие консильери, капореджиме, владельца киностудии, других мафиози. В целом же, фильм вполне заслуживает достойной оценки, однако пока – пока – я не могу разделить бешеных восторгов по его поводу. Возможно, следующие части саги дополнят моё мнение. 8 из 10
1972 год. В прокат выходит гангстерская драма 'Крёстный отец', режиссёром которой является Фрэнсис Форд Коппола. В главных ролях: всемирно известный Марлон Брандо и молодой актер, который после выхода этой саги получает славу и мировое признание - Аль Пачино. 'Крёстный отец' - это первый фильм, в котором мафию не олицетворяют как безжалостных и кровожадных убийц, готовых на всё ради достижения своих целей. Здесь - это прежде всего семья, со своими законами, правилами и образом жизни, со своим чувством долга, чести и достоинства. Семья, которая борется и оберегает каждого её члена. Семья, которая не даёт никому себя разрушить. 'Крёстный отец' - это история о семье, любви и мести. Картина начинается с повествования о Доне Вито Корлеоне, который является главой одного из самых влиятельных кланов мафиозных семей. Дон Вито - владелец тенегого игорного бизнеса. Так же хочется отметить не менее важного герой, одиного из сыновей Дона Вито, Майкла Корлеоне. Майкл - молодой человек, герой Второй Мировой Войны, возвращается домой к свадьбе своей младшей сестры. Майкл не хочет принимать участие в делах отца. Сам Дон Вито не желает изменять своим принципам ведения бизнеса. Это приводит к войне между кланами. То что сделал Фрэнсис Коппола, под силу ни каждому режиссёру. Он снял не просто фильм, а классику мирового кинематографа. Коппола воплотил книгу в фильм, так, что каждый момент, каждое действие заиграли другими красками. Сразу видно, что режиссёр очень серьёзно подошёл к подбору актёрского состава. Правда, других претендентов на роль Вито Корлеоне не может и быть. Брандо создал своего персонажа именно таким, каким и должен быть глава семьи, человек прошедший через множество опасностей, переживший собственную трагедию, сделавший себя и своё имя, человек чести и совести. Игра Аль Пачино вне обсуждений. Она гениальна! С самой первой минуты своего появления он обезоруживает зрителя. Его игра не оставляет никого равнодушным. Герой Аль Пачино меняется на протяжение фильма. Из человека который не хотел вести дела семьи он превращается в центр клана и становится ключевой фигурой. Каждый из актёров вжился в образ своего героя так, что ты престаёшь считать эту историю просто фильмом. Так же, нельзя не оценить работу гримёров. Один только Марлон Брандо, в образе Дона Корлеоне, чего стоит! И, конечно же, 'Крёстный отец' всегда ассоциируется с шикарной композицией Нино Рота 'Speak softly love'. Всё это создаёт атмосферу того времени, погружает нас в эту историю, делая её свидетелями и оставляет непередаваемые мысли и чувства. Картина смотрится на одном дыхании, и в тоже время у зрителя остаётся возможность анализировать и решать:' А что же является злом?',' А всё ли в конечном итоге является добром?' Фильм однозначно рекомендуется к просмотру. Он перевернёт все ваши представления о добре и зле. Заставит некоторых по-другому отнестись к таким понятиям как честь, долг перед семьёй, совесть! Каждый человек хотя бы раз должен посмотреть Крёстного отца. 10 из 10
Если задуматься, Марио Пьюзо своим романом 'Крестный отец', а затем и Френсис Форд Коппола своим одноименным фильмом проделали с читателем и зрителем довольно опасную штуку - заставили его, бедного, влюбиться в мафию, научили его, неразумного, сочувствовать ей, предложили ему, глупому, пусть и умозрительно и всего лишь на время, войти в стройные ряды солдатов семейства Корлеоне. В сущности здесь мы имеем место с подменой понятий: любить, сочувствовать, сопереживать, восхищаться должно чем-то добрым, праведным и хорошим. Хороша ли мафия? Нет. Добродетельна? Отнюдь. Так почему же мы все ее полюбили? Простой ответ - сила искусства, сила слова и сила кадра... Впрочем, современному зрителю не стоит так уж пенять (да и станет ли он это делать вообще?) на Пьюзо и Копполу, ведь за четыре десятилетия с момента выхода в свет самой знаменитой мафиозной (впрочем, я бы сказал 'семейной') саги всех времен и народов кинематограф и литература, то пересекаясь, а то и идя параллельными курсами, дали человеку множество довольно сомнительных образчиков для подражания, восхищения или простой симпатии. Что уж тут говорить, когда у Америки, а за ней и у остального мира появился, например, свой 'любимый маньяк' Декстер Морган, когда свет увидел 'Американского психопата', познакомился с ужасающим 'Парфюмером' и множеством других мрачных персонажей. Но такова, повторюсь, сила искусства. Оно умеет привить любовь даже к самому неприятному объекту. Впрочем, оставим лирику в стороне и перейдем к сути. Впервые этот фильм я посмотрел лет эдак семь назад. Мой новый сосед по университетскому общежитию как-то спросил у меня, не смотрел ли я 'Крестного отца', и очень удивился, услышав отрицательный ответ. Не помню в каких точно выражениях, но ему удалось довольно быстро склонить меня к тому, что я просто обязан 'подружиться' с семьей Корлеоне. Он был так убедителен, что я взялся за просмотр фильма тем же вечером, и уже никогда 'Крестный отец' не выходил из моего сердца. И вот недавно я прочитал книжку, а сейчас снова пересмотрел фильм (осознав, что, возвращаясь к этой истории через длительное время, понимаешь ее еще глубже, находишь в ней массу нового) и решился написать этот текст, так для себя окончательно и не решив, что же сильнее: книга или кино - настолько шедевральны и сильны обе вещи. Очень легко и вместе с тем довольно трудно рассказать о том, почему этот фильм стал культовым - слишком много придется перечислять пунктов и подпунктов, давать утомительных и пафосных пояснений. Скажу кратко: сюжет, атмосфера семейственности, диковинный пламенный сицилийский акцент, гениальная игра актеров, бессмертная музыка и режиссерский гений Копполы (разве мог бы не гений снять ЭТО в 32! года?). — Ладно. Ты их застрелишь и что будешь делать? — Сяду и доем ужин. Когда дело касается таких не картин даже, а объемных полотен, как 'Крестный отец', мне всегда не хватает стандартных оскаровских номинаций (особенно если в каких-то из них фильм по какой-то причине обойден) и я начинаю придумывать свои оскары: оскар Марлону Брандо за особый выговор и ухватки, за кошку на коленях, за 'бульдожью' челюсть, за спокойствие и внутреннюю непоколебимую силу; оскар Джеймсу Каану за кудри, за купидоновские (определение из романа Пьюзо) черты лица, за удаль, за заступничество; оскар Джону Казале за вялость и апатичность, за грусть и сумасшествие; оскар Аль Пачино за глаза-маслины, за ярость, тщательно скрываемую за нарочитой сдержанностью, за ум и решительность, за Майкла Корлеоне; оскар Роберту Дюваллу за то, что он первым (да, да, а не Киану Ривз) показал, что такое - быть адвокатом Дьявола; оскар Талии Шайр ('Сицилийские женщины опаснее ружей') за все три фильма саги, потому что из всех персонажей, кажется, она трансформировалась сильнее всего, придя от бесноватой и вспыльчивой сицилийской жены к заботливой и смиренной сестре, простившей брату все его грехи; оскар Эйбу Вигоде за то, что его Тессио очень харизматичен и стереотипен, оскар Ричарду С. Кастеллано за пляски Клеменцы на свадьбе Конни; оскар Копполе за то, что он изобразил эту историю так, как ее и нужно было изобразить (можно ли себе представить иное экранное воплощение романа Пьюзо?); оскар всем-всем-всем, кто тщательно и терпеливо выстраивал кадр за кадром, подбирал костюм за костюмом, подыскивал актера за актером даже на самые незначительные роли, создавая все это чарующее и восхитительное мозаичное единство. Я очень люблю придираться к разного рода 'белым пятнам' на кинокартах экранизаций: тут не дотянули, там перегнули, тут выкинули важное, там лишнее и ненужное добавили от себя... Фильм 'Крестный отец' трудно назвать экранизацией, потому что экранизация в данном случае не уступает, а, может, и превосходит оригинальный текст (это редчайший случай). Но все же это экранизация, в которой, кстати, есть довольно значимые расхождения с романом: значительно сокращены роли Джонни Фонтейна и Люси Манчини, образы Нино Валенти и Джула Сегала выкинуты вовсе и т.д. Однако это не делает это кино ни на толику хуже. Просто это история такого рода, что ее хочется расширять во все стороны, хочется дорисовывать в воображении недостающие куски, домысливать, догадываться. - Любовь проходит, дружба распадается. И только кровные узы нерушимы навсегда. Почему я ставлю на первое место определение 'семейная', а уж потом - 'мафиозная' сага? Потому что все и все делают здесь ради семьи, во имя семьи, именем семьи. Мафия - это то, как их называют другие. Самоопределение, в первую очередь, - семья. Итало-американская семья, спаянная прочнейшими узами и обычаями. Семья, которая карает, милует, дарует свою дружбу (высший дар в понимании семьи), семья, которая правит. Недаром во второй часть Френк 'Пять ангелов' скажет: 'Мы были как Римская Империя. Семья Корлеоне была как Римская Империя'. 100 из 10 P.S. Я всегда думал о том, что самая знаменитая фраза из этого романа-фильма ('Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться') относится только лишь к особому умению вести дела. С течением времени я все чаще думаю, что эта фраза про искусство. Пьюзо и Коппола сделали читателю и зрителю такое предложение, от которого ему никак не отказаться, да и совершенно не хочется вот уже почти полвека. Поистине велика сила искусства!
Буду краток. Фильм хоть и классика, но он НЕ достоин звания шедевр. Какой это шедевр, когда фильм просто тупо растянут на 2 с лишним часа благодаря диалогам, сюжет вообще ни о чем. Смотрел только из-за молодого Пачино, и то на перемотке. Сухие диалоги или наоборот, слишком насыщены высокоинтеллектуальным смыслом (и то, такового очень мало, так как большинство из этих фраз уже не раз слышалось в других фильмах) заставляют все время держать палец на перемотке. Действия, т.е. экшена почти нет, ну это ясно, ведь нам собрались показать интеллигентную мафию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Господа, да где вы видели интеллигентных бандюков, тем более в их разборках?! Если бы сняли фильм по игре `Мафия` и то было бы намного интересней. Кто-то возразит, скажет, что мол да как ты смеешь обзывать этот фильм. Да смею, это мое право. Имхо это чушь и муть полная, мафией и не пахнет. Хотите фильм о мафии, посмотрите `Славных парней` или `Дони Браско`. Просто потратил 2 часа из жизни на просмотр не понятно чего. Лучше бы пересмотрел еще раз `Лицо со шрамом`. В итоге, оценку не ставлю, так как отрицательных нет... а жаль, очень жаль.
Однажды, Стив Джобс сказал: 'Когда мне не хватало денег - я садился думать, а не бежал зарабатывать. Идея - самый дорогой товар на свете'. И мало у кого сейчас возникнут сомнения в правильности этих слов. История знает не мало людей, которые поняли эту мудрость еще раньше великого маркетолога. К примеру, так поступил американский писатель итальянского происхождения Марио Пьюзо, и не прогадал. Разоренный в 60х годах прошлого столетия, он сел и написал будущий бестселлер 'Крестный отец'. Этот шедевр и принес писателю мировую славу, а также контракт на экранизацию студией Paramount. 'Крестный отец' повествует нам о мафиозной семье Корлеоне, во времена, когда война в мире уже закончилась, а на улицах Нью-Йорка только зарождается, но уже между кланами. Глава семьи, многоуважаемый всеми Дон Вито Корлеоне, ввиду некоторых обстоятельств, начинает отходить от дел, семья теряет контроль в городе и теперь, перед сыновьями стоит задача вернуть былое величие любыми способами. Может показаться, что фильм в первую очередь о мафии, войне между кланами, и так далее. Но это не так. В первую очередь фильм о семье. О том, что главное в жизни, то, чем надо дорожить - это семья, твой дом. И если вдруг кто-то ее обидел, то нет никаких преград и запрещенных способов для того чтобы отомстить. И нет прощения тем, кто посмел на нее покушаться. Герои 'Крестного отца' уверены, что любой подобный случай не должен оставаться без ответа. Немного о составе актеров. Легендарный Марлон Брандо - тот самый случай, когда не в бровь, а в глаз. Не знаю, как остальные, при прочтении книги, я представлял Дона именно таким. Молодой Аль Пачино - еще одно сто процентное попадание. Джеймс Каан и Роберт Дювалл также буквально вжились в свои образы. Одним словом состав не подкачал. 'Крестный отец' - фильм, который должен посмотреть каждый. Посмотреть внимательно, впитывая все мудрые мысли, коих здесь достаточно. И, конечно, чтобы насладиться музыкой легендарного композитора Нино Рота. 9 из 10 P.S. Балл снят за эпизод с дракой Санни и Карло. Сцена снималась 4 дня и потребовала 700 статистов, но, по моему мнению, нужного результата Коппола так и не достиг. Было очень неубедительно.
Ах! Этим междометием я готов описать весь фильм. Все произведение, которое как никакое другое, претендует на понятие 'киноискусство'. Мухаммед Али в боксе. Пушкин в поэзии. Базон Хикса в физике... нет, теория относительности в физике. 'Крестный отец' в кинематографе. Александр Македонский в истории. Список великого, значимого, гениального, фундаментального... Этот список можно дополнить множеством других имен, объектов, вещей, но я не буду этого делать - достаточно. Фильм... нет, не фильм, кинематографическое произведение искусства, к которому нет ни единого нарекания, в котором все сложено настолько гармонично, что его можно заслуженно наречь эталоном кинематографа, занимает на виртуальной полке, да нет, не на полке, на пьедестале лучших фильмов одно из главных мест. Неважно какое. Просто этот фильм один из мною любимейших, один из немногих, которых я осмелюсь назвать лучшими, не только в своем жанре (да и глупо его причислять к какому-то определенному жанру), а в более широком смысле, в масштабе мирового кинематографа за всю историю. В этой картине есть все. Драма. Потрясающие характеры. Гениальный сюжет. Абсолютно искренняя игра актеров. Незабываемая музыкальная тема. Отличная операторская работа. Да что я перечисляю, гораздо сложней сказать, чего в этом фильме нет. Эта рецензия нацелена на любителей множества букаф. Иначе это кино описать нельзя. Слишком много впечатлений. Сюжет. Пересказывать его не собираюсь. Практически все люди с доступом к телевизору фильм видели, следовательно, делать зарисовки на тему 'а помните как этот того...' нет смысла. А те, кто это кино не видел... Ах! Как же я вам завидую. Все происходящее на экране настолько правдивое, искреннее, гармонично сложенное, грамотно преподнесенное, что хочется каждый раз видеть все это как в первый раз. И это практически удается. Истории. Если разобрать фильм на составляющие по хронометражу и событиям, происходящим по ходу действия, каждую из подысторий можно использовать в современном кинематографе как отдельный сценарий для кассового блокбастера. Будь то качественный боевик, чувственная мелодрама или же напряженный триллер. Невольно возникает желание уделить внимание каждой составляющей по-отдельности. Но делать это досконально подробно я тоже не буду, иначе рецензия превратится в полноценную книгу. Дон. Ах, этот Марлон Брандо! Где-то читал, что это, якобы, не лучшая его роль. Окститесь, люди, помолитесь своим богам, попросите прощения за грех, ибо клеветать грешно. Это лучшая роль Марлона Брандо, это одна из лучших ролей в истории кино, это одна из самых запоминающихся ролей за все времена, все эти жесты, мимика, глубочайшее вживание в образ. Браво и еще раз браво! Люди, приходящие к нему с рассуждениями о справедливости, с просьбами о наказании, этот образ отца, не крестного, а будто родного, мудрого, старшего, чье мнение непререкаемо, чей голос вызывает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, эти католики, пришедшие к самому Папе Римскому, пожалуй, не испытали бы большего трепета и уважения. И как же достоверно Марлон Брандо создал этот образ, с трудом верится, что он не стоял на том самом месте и не решал проблемы своих крещаемых. Свадьба. Само мероприятие показано настолько красиво, пышно и естественно, что закрадываются подозрения, будто съемки велись на настоящей свадьбе, а съемочная группа с актерами затесалась в происходящее и уловив момент запечатлела искреннюю радость людей, танцы, песни 'Джонни Фонтейна' ' - Когда Джони начинал свою карьеру, он подписал контракт с одним из дирижеров, но вскоре он становился все более успешным, и захотел его расторгнуть. Джони - крестник моего отца, и отец поехал к этому дирижеру, и предложил десять тысяч долларов, чтобы тот отпустил Джони, но дирижер отказался, на следующий день отец опять поехал к нему, но в этот раз с Лукой Брази, и через час тот расторгнул контракт взамен на чек в тысячу долларов. - Как твой отец его убедил? - Сделал ему предложение, от которого тот не смог отказаться. - Какое же? - Лука Брази приставил пистолет к его виску, а отец заверил его, что на контракте будет либо его подпись, либо его мозги. Чистая правда.' (Майкл) У меня всегда вызывало уважение как в этом фильме построены диалоги героев, в них нет ничего лишнего, ни пафоса, ни напускной важности, все четко и выверено, каждое слово будто приобретает материальный вес и можно ощутить его физическое воздействие. Дела семейные. Ах! Каков же талант. Истинным даром обладает Френсис Форд Коппола, иначе невозможно объяснить, как ему удалось из, вроде бы, тривиальной мафиозной истории, создать нечто подобное. Мог ли кто другой показать преступный мир с таким романтизмом? Все эти переплетения 'бизнеса' и семейных уз, трагедий, возникающих из-за конфликта этих двух понятий, вряд ли кто-то еще смог бы показать все это в таком проникновенном ракурсе, вышедшим из под руки этого замечательного режиссера. Пожалуй, этот фильм - красивейшая демонстрация попирания закона государственного законами 'семейными'. Само слово 'семья' приобретает новый смысл, это что-то объемное, всеохватывающее и в то же время сплоченное и ограниченное в масштабах. Семья, прежде всего, все что кроме - несущественно. А какие яркие персонажи формируют семью. Дон Корлеоне, столп, монолит, высеченный из кремня, возвышающийся над всеми и в то же время ведущий себя как простой человек, не наделенный какими-то особыми привилегиями и не обладающий огромной силой и властью. Поразительный образ. Сантино. Взбалмошный, эксцентричный, излучающий харизму, внушающий страх и уважение, там, где он, всегда что-то происходит, женщины отдают ему свои сердца и тела, его натура как вулкан, извергающий решимость в делах и мыслях. Фредо. Резко выделяющийся образ человека слабого, на фоне волевых персонажей фильма. Слабое звено, не вписывающееся в общую картину. И, тем не менее, являющийся частью одного целого, именуемого 'familia'. Майкл. Истинный сын своего отца. Удивительно, как мастерски Аль Пачино смог передать перевоплощение из законопослушного гражданина, ветерана войны в жесткого, продуманного главу 'семьи'. На мой взгляд, образ Майкла - ярчайший во всем фильме. Актерское мастерство в лучшем его проявлении. В общем и целом, актерская игра всего состава достойна наивысших похвал. Пожалуй, это как раз та составляющая, главная из всех, которая и делает эту картину легендарной, всем персонажам веришь от начала и до конца, ни грамма фальши и брака. Можно долго перечислять достоинства этого кинофильма, их еще предостаточно, взять хотя бы оскароносное музыкальное сопровождение, которое идеально созвучно с видеорядом, и будто переносит зрителя по ту сторону экрана в происходящее, но написано итак много, и не только мной, да и описывать этот фильм не имеет смысла, поэтому прошу прощение за многословность. Его нужно показывать и смотреть, с этим ничто не сравнится. Ах, как бы я хотел посмотреть его в первый раз, снова и снова...
Картина Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» («The Godfather») является одной из знаковых не только для режиссера, но и для мирового кинематографа. Фильм получил три Оскара, также был отмечен десятками других наград. При небольшом бюджете, всего в 6 миллионов, картина собрала 250 миллионов долларов. Что, я думаю, говорит само за себя… В отличие от остальных гангстерских фильмов, картина показывает не только драки, перестрелки, но и отношения, семейные ценности. И в каком-то смысле на последнем делается акцент. Лента повествует нам о главе итало-американского клана – Вито Корлионе и его семье. Традиции и принципы Дона Корлионе мешают развитию нового течения подпольного бизнеса Америки (распространению наркотиков). В купе с недовольствами других семей это приводит к разборке пяти кланов Нью-Йорка и других городов Америки. В конце концов, Корлеоне решают свои проблемы, и главой клана становится новый Дон – младший сын Вито Корлеоне, Майкл. Мафия (кстати, это слово в фильме не употреблено ни разу) в картине представлена не десятком ребят с пушками, а строго упорядоченной организацией с четкой иерархией. Дон в клане является отцом для каждого, кто входит в клан. На фоне бандитских разборок разворачивается трагедия семьи. И причиной этого является – стирание грани дела (работы) и личного пространства (семьи). Что приводит к смерти сына Корлеоне, жены Майкла. Но вопрос не только в этом, но и итальянском менталитете, который очень полно раскрыт в фильме. Тема Италии, ее обычаев очень полно раскрыта в фильме. На меня фильм произвел смешанное впечатление. С одной стороны фильм очень глубокий, он показывает отношения людей. Но с другой хронометраж фильма - почти 3 часа. Действия разворачиваются медленно, не спеша. Какие-то события (так сказать экшен) начинаются ближе к концу. В принципе, это объясняется тем, что фильм не является ни триллером, ни боевиком, а драмой. Меня впечатлил финал, не могу назвать его неожиданным. Тем не менее, он меня зацепил. Понравилась работа операторов. Красивые итальянские пейзажи, интересные крупные планы. Не понравилась некоторая скомканность при показе убийств врагов клана Корлеоне. Я думаю, что актерскую работу не имеет смысла нахваливать. Имена Аль Пачино и Марлон Брандо говорят за сами за себя. Игра других актеров была достойной. Им веришь. В общем, «Крестный отец» - эта такой рассказ, новелла. От него не стоит ожидать обилия загадок как в детективе или щекотящего душу сюжета как в триллере. Зато эта лента заставит задуматься, что гораздо важнее. P.S. Не знаю чего ожидать от двух следующих частей. Боюсь, что все уже сказано в этой части. Но обязательно посмотрю всех «Крёстных отцов». 8 из 10
Марлон Брандо и Аль Пачино. Это уже говорит о многом. Крёстный отец Копполы - это не фильм. Это шедевр. В нём есть всё, что заставит вас пересматривать эту картину не один десяток раз: великолепная игра актёров, ставший классикой саундтрек от Нино Рота, трагичная история, захватывающая дух. Вообще, трилогия Крёстного отца - это изменения души Майкла Корлеоне в первую очередь. В начале он является человеком, который абсолютно не хочет иметь ничего общего с делами своей семьи, ну а потом. Ну а потом вы должны видеть сами. Крёстный отец - это история про самую настоящую мафию, про победы и проигрыши, про радость и про грусть, про дружбу и предательство. Эта картина учит многому, особенно проблеме выбора между большим и меньшим злом. 'На что готов человек ради своей семьи?' - такой вопрос ставится Пьюзо и Копполо. И ответ: он готов на многое. 10/10. Была бы моя воля, поставил 100/10.
Странное чувство. Когда я несколько лет назад прочитала роман Пьюзо, то была несколько разочарована и говорила себе: 'Да, конечно, эта книга лёгкая и интересная, но мне не совсем понятно, почему среди сотен других приключенческих романов именно она вызвала такой ажиотаж'. Тем не менее я бы не отказалась перечитать книгу ещё раз, чтобы её посмаковать. С фильмом - всё ровно наоборот. Шедевр. Вне всяких сомнений шедевр. Но пересматривать его я бы не стала. Почему? Наверное, потому, что из-за слишком сильного уклона в философичность фильм утратил живость книги и стал слишком мрачным. В чём это выражается? Книга не содержит в себе каких-то глубинных размышлений о трансцедентальном. Её, так сказать, фишка заключается в социальной подоплёке, в критике устоев общества: неожиданно оказывается, что патриархальный мафиози может совершать больше добра, чем те, кто поставлен на это законом, - судьи, сенаторы... Достаточно вспомнить начало произведения: большая часть просителей так или иначе пострадала из-за того, что государственная машина их пережевала и выплюнула и теперь единственная их надежда на справедливость - найти управу у дона. Так, гробовщик не смог добиться в суде возмездия для подонков, изуродовавших его дочь, а дочь пекаря не может выйти замуж за симпатичного ей парня, потому что того депортируют. Но Вито Корлеоне готов им помочь - пусть даже не совсем законными путями, раз уж легальные методы, равнодушные к судьбам простых живых людей, забуксовали. В этом оксюмороне и заключается обаяние семьи Корлеоне, в этом заключается и обаяние книги. Этакий Робин Гуд, если бы он родился итальянцем. Фильм же совсем не про то. То есть формально сюжетно-событийная канва почти не нарушена, но та же самая история подаётся под другим углом. Здесь акцент не на несправедливом устройстве общества, а на борьбе добра и зла в отдельно взятом человеке. Всё вертится вокруг двух вопросов: был ли у Майкла выбор и может ли человек исправиться, ступив раз на путь зла. Но решив сделать акцент именно на этом, создатели фильм хоть и сняли шедевр (фильм просто роскошен именно с кинематографической точки зрения), но уничтожили атмосферу книги, сделали кино очень мрачным (что само по себе не удивительно, ведь исследуется природа зла - какое уж тут веселье?). В романе семья Корлеоне - преступники, но в то же время защитники бедняков и вообще носители семейных и прочих ценностей (тут можно вспомнить семейку Аддамс - тоже ещё одну весьма специфичную семью, заигрывавшую с силами зла, но зато очень дружную). В фильме семейство Корлеоне - люди, за которыми остаются горы трупов. В книге, конечно, отец с сыновьями тоже совершали убийства, но только тогда, когда это было продиктовано необходимостью (или они, или их, так сказать). А в фильме Майкл открывает охоту чуть ли не на всех мафиози города, что выглядит просто глупо. Ещё одно важное изменение - образ Кей Адамс. В книге она искренне любила Майкла. Да, ей не нравился его 'бизнес', но её любовь оказалась сильнее всего - даже сильнее наивной полудетской веры в то, что закон всегда прав, сильнее моральных ценностей, которые культивировали её родители-протестанты. В фильме же Кей не любит Майкла. В фильме она - плоть от плоти американского протестантизма с его строгостью, с его фанатичной приверженностью правилам, заветам, догмам, разного рода нормам... В фильме она любит не самого Майкла, а придуманный ей самой образ успешного героя войны, подающего надежды. Недаром книжная Кей ждёт Майкла во время его вынужденного отъезда, а киношная - нет. Книжная Кей менялась ради Майкла (например, перешла в католичество), а киношная всё время ныла, что это Майкл должен поменяться ради неё. И постоянные конфликты Майкла и Кей, которые достигнут апогея во втором фильме, как раз являются ходячей метафорой борьбы добра и зла. Зла - притягательного, харизматичного, но кровавого, оставляющего за собой мертвецов и разъедающего человека изнутри. Добра - формально доброго, но порой ужасно формалистичного, бюрократичного, мертвенного. 8 из 10
Приветвую. С меня взяли обещание, сроки которого я неимоверно пропустил, написать о Godfather. Признаюсь, этот фильм я посмотрел со второго раза. Первая моя попытка остановилась на первом эпизоде свадьбы, которая показалась мне достаточно затянутой, бессмысленной, но… Как оказалось, все кроется в деталях. Тут как с картинами, сначала нужно лицезреть все полотно, а затем рассматривать детали. Фильм отправляет нас в послевоенную Америку внутрь итальянской семьи. Френсис Коппола, итальянец по происхождению, прекрасно понимал, как доподлинно изобразить колорит сицилийской семьи. Через отношение к еде, машинам, женщинам, через шутки, жесты проводится линия между американским и итальянским образами жизни. И сделано это так тонко, что сразу этого не понимаешь различия, но когда герою необходимо действовать, в этот момент и проявляется его сущность. Отдельно стоит отметить визуальную сторону фильма. Автор частно использует изобразительную технику теннебризма, когда яркие, броские части вещей выделяются светом и контрастируют с тьмой. Такой примем еще больше погружает в обстановку опасности, фатальности, ада, заставляет приковать свое внимание к тем деталям, которые этого требуют. Примечательно, что фильм - криминальная драма, но самих разборок, перестрелок не так уж и много. Подсознательно понимается, что на фоне достаточно медленно продвигающегося сюжета происходит что-то великое. Первое и, наверно, самое основное, это преображение Майкла по воле судьбы. So to say, итальянская жизнь его не отпускала: даже если переодеться в американскую военную форму и вести себя как янки, итальянские корни никуда не уйдут. Второе, это игра контрастов, наиболее сильное - это построение семьи по формату католической церкви, но все свидетельствует о том, что во главе стоит Дьявол. Вот на этой напряженной ноте стоит остановиться. Поскольку фильм заложил основу нового жанра и стиля, а также стал предметом пародий и подражаний, то здесь я не могу не поставить 10 из 10. Настоящее искусство должно превозноситься.
Ах эта 'классика' кинематографа, которую ты смотришь через десятки лет, как её посмотрел каждый ленивый. Впрочем, до лычки классического кино Крёстному Отцу далеко. Перед нами скорее один из Зашедших прото-мейнстримов, который задал тон и манеру повествования 'гангстерского' кино. Затяжного, с 'мутными' делишками, который в целом можно охарактеризовать, как наблюдение за группами гопников при костюмчике. Впрочем, не всё так однозначно: Брандо, хоть и разгильдяй, образ Большого Босса реализовал невероятно картинно, помпезно и со вкусом. Вкупе с операторской работой и саундтреком сморится хорошо. Но это - поверхность и обёртка. Что же внутри? Внутри нас ожидает показательный пример того, как не надо жить и кем не надо быть. Но, как и в случае с отечественной дилогией Брат, задумка прошла мимо обывателя и он пустился в подражательство, игнорируя факты и логику происходящего. На деле же мы наблюдаем драму человека, который увяз в своём прошлом посреди не самого радужного будущего. Красота фильма в том, что за всем Стилем Американской Мечты таится лишь поддельная бездушная машина, стравливающая людей между собой. Семейные Ценности, которыми так дорожит Вито, явно обошли стороной его потомков. И не мудрено: отец занимался организацией невероятных приключений итальянцев в Америке, забыв, что дети будут рисовать с него то, что наблюдают, а не то, что он им твердит день за днём. Пытаясь получить индульгенцию за манеру своей 'деятельности', Вито бессильно наблюдает, что оставляет после себя: в семье царит раздор, 'бизнес' не особо-то делает счастливыми тех, кто жил за счёт него на всём готовеньком, а потомки явно не понимают противоестественный путь, который проделал их предок. И не мудрено: они не бежали от расправы на свет лживой мечты, им не довелось голодать, наблюдая, как соотечественники убивают друг друга, они не варились в социальном котле Нового Света, сотканного из рабства и презрения. Для них видение Вито Корлеоне - чуждо. И каждый из них - лишь фрагмент личности. Как оказалось - нежизнеспособный. По итогу трагедия делает петлю и снова всё в исходной точке: Младшенький, на поверхности казавшийся обладателем благих намерений, оказывается лишь копией и подобием Вито, устраивает своего рода небольшой холокост для местных Воротил Бизнеса. Почему так происходит и как они при своей Организованности вообще дожили до своих лет - загадка. Впрочем, драматургию она не особо портит и это придирка. Хорошая ли это картина? Скорее да, чем нет. Стоит ли её смотреть каждому? Скорее нет, чем да. Оригинал Крёстного Отца - фундаментальная и проработанная задумка. Идея фильма о Подонке и о том, как твои стремления совершенно не всегда будут сходиться с действительностью - весьма размыта для понимания большинства. Фильм весьма взрослый, но...взрослому человеку он не скажет ничего нового, а Майкл Корлеоне не сможет стать новатором преступного мира. А человеку незрелому фильм не сможет показать ничего путного, как Вито не смог показать своим многочисленным детям. Картина хорошая, местами - феноменальная. Но чем-то 'классическим' и вневременным, увы, не является.
Чем для нас сегодня является «Крестный отец»? Нам известно, что это один из самых известных фильмов в истории кино, для большинства людей это в принципе само воплощение слова «кинематограф». Это идеал авторского драматического кино, которое при этом близко и понятно широкому кругу зрителей. Это неотъемлемая часть массовой культуры, растасканная на цитаты, образы и мемы. Хоть этот фильм и несёт трехактную структуру, но все акты хорошо набиты содержанием. И поэтому фильм смотрится на одном дыхании. А главное, какой посыл… Каждый человек, в праве решать для себя какой смысл был заложен автором. Для меня центральной темой повествования является - тема семьи и ее важности. За три часа экранного времени два главных героя переживают гигантскую эволюцию, во взаимодействии друг с другом превращаясь в свои противоположности. Всесильный мафиози становится немощным стариком, а идеалистически настроенный юноша — беспринципным убийцей. Неописуемой красоты операторская работа заслуживает не меньшего внимания. Кадры в фильме наделены большим зерном и насыщенными цветами. Подобная особенность придает изображению ощущение если не ностальгии, то воспоминания. Ключевым цветом для фильма оператор выбрал желтый с медным оттенком. Такой цвет кажется наиболее соответствующим эпохе действия. Также жесткое противопоставление света и тьмы в кадре соответствовало драматургическому мотиву борьбы доброго и злого начал в душе человека. Конечно же, как можно было обойти стороной музыкальное сопровождение фильма. Композитором выступил Нино Рота, который успешно справился с требовавшимся от него диапазоном задач. В фильме звучат как легкие, ненавязчивые, так и драматические аранжировки, как фоновые, так и заполняющие все экранное пространство. Таким образом, Рота навсегда вписал себя легенды, его композиции стали своего рода гимном романтически настроенных мафиозных кинокартин. В заключение хочу сказать, что базированная классика обязательна для ознакомления.
Не люблю фильмов про криминал. Что толку смотреть, кто кого грохнул и кто у кого спёр, если кругом то же самое и происходит, то в лайт-, то в хард-версии. Зачем наблюдать, как очередной подонок в шляпе шагает по трупам, руководствуясь соображениями наживы, если я вам расскажу сколько угодно таких историй из жизни нашего крупозавода или мясокомбината? Таких, что Марио Пьюзо закряхтит. Всё это скучно; все эти дельцы, обтяпыватели, воры и ликвидаторы ни разу не герои. Настоящий герой — тот кто выходит за пределы, созидатель, ниспровергатель, созерцатель. Если злодей, то такой, чтобы весь мир трещал, а не собственное портмоне. В нём масштаб должен быть, дикость и буйство подлинные. Какого, однако, персонажа смотрю всегда с неизменным восхищением — так это крёстного отца, godfather’a, в исполнении сверхчеловека Марлона Брандо. Сам по себе фильм обыден, опять же, макаронно-криминальный. Но старина играет, конечно, не просто пожилого мафиози, — он играет старейшину, архетип старейшины, престарелого и премудрого заправилы, привычно подёргивающего за нити системы с полным осознанием того, что и сама система дёргает его за соответствующие нити. Власть, неограниченная власть, с полным осознанием собственной ограниченности, имеющего её в своих руках — вот что показывает дедушка Марлоша. «Ношеный и искусный птах», — называл такие характеры гетьман Мазепа, сам птах ещё тот. Здесь даже и не птах, а тигр, исполинского размера тигр в исполинского же размера золотой клетке, ведающий и силу свою, и свою обречённость. Это, безусловно, один из самых мощных характеров кинематографа, при скучной режиссуре Копполы и сценаристике помянутого выше Пьюзо — всецелая и сугубая заслуга старого негодника Брандо, поведением которого на съёмочной площадке Коппола так возмущался. Кстати, и следующий культовый фильм Копполы, «Апокалипсис сегодня», вытянул снова-таки этот гениальный безобразник, сверкая полированной макушкой Курца. В общем, кадры решают всё.
Стабильно входит в первую пятерку лучших фильмов в истории кинематографа. 11 номинаций на «Оскар» и 3 победы: за лучший фильм, сценарий и главную мужскую роль. «Крестный отец» Марио Пьюзо - моя любимая книга. Прочтите ее, прежде чем смотреть фильм. Если этого не сделать, фильм не раскроется всеми красками. Мельчайшая мимика актеров, чуть заметно реагирующих на происходящее, может быть незаметна, если не знать контекста и мыслей? героев, обильно описанных в книге. Успех же экранизации обеспечили, в первую очередь, четыре человека: режиссер Френсис Форд Коппола, феноменальные актеры Марлон Брандо и Аль Пачино и потрясающий? композитор Нино Рота. Гений Марлона Брандо неоспорим, велик и многогранен. Я стараюсь не разбрасываться словом «гений», но в данном случае оно подходит как нельзя кстати. Адепт школы Станиславского, он «проживал» своих персонажей, наделяя образы деталями, которые после будут взяты за канон. За свою жизнь Брандо сыграл безумное количество совершенно разноплановых героев, которые впоследствии стали величайшими эталонами актёрской игры. Истинным преемником Брандо стал не только по сюжету, но и по высочайшему уровню игры является Аль Пачино. Он психологически точно сыграл Майкла Корлеоне, превратившегося из юнца-идеалиста в хладнокровного диктатора, который уже лишен милых отцовских замашек Дона Вито. Cцена в итальянском ресторане, где герой Пачино встречается с Солоццо и начальником полиции, демонстрирует гениальную прозорливость режиссера. P.S.: продолжение мало чем уступает (а по большинству мнений, даже превосходит) оригиналу, но вот третья часть- это досадный промах, который лучше не смотреть. P.P.S.: фильм нужно смотреть только в оригинале.