Кандагар: отзывы и рeцензии

Дарья Тягунова
Дарья Тягунова9 марта 2010 в 20:02

Посмотрели широко разрекламированный отечественный геройский фильм Кандагар. И, знаете, он гораздо лучше, чем мог бы быть. Он мог бы стать одой патриотизму и героизму, а стал фильмом о живых людях, попавших в тяжелую ситуацию, на грани нервной адекватности, которые ползли, срывались, и снова ползли, и, несмотря ни на что, сумели не потерять лицо. Мужественный поступок превращает в геройский молва. И это сейчас они герои, а тогда им просто очень хотелось домой. Их мужество не в том, что они убежали, а в том, что они не продались. Большое достоинство фильма в том, что он рассказывает не сказку о святых мучениках, а вполне реальную историю, и каждый из пяти главных героев отнюдь не ангел, а обычный, живой человек, со своим характером, темпераментом, силой воли, слабостями и мечтами. Этот фильм не назвать наивным, напротив, он очень реалистичен, в первую очередь за счет своего психологизма. Не просто так сидели там мужики и ждали освобождения, слишком много времени они просидели в плену, чтобы спокойно ждать. Они ломались. Каждый по-своему, исходя из своего характера и своих слабостей. Ломались, потому что они не железные. Они ругались, страдали, порывались уйти, срывались, злились- на жизнь, друг на друга, на этих бородатых дикарей, на все на свете. И будь они по одному, переломали бы их, как щепки. Но они были вместе, и, несмотря на то, что с течением времени внутри группы тоже были разные настроения, их настоящая сила была именно вместе. Очень хорошо прорисованы характеры всех героев, не вширь, а вглубь, и показана самая суть- широкими мазками удивительным образом прорисованы мелкие черты. Героизм без пафоса, с человеческим, живым лицом. За это отдельное спасибо. Обязательно надо отметить актерскую игру. В фильмах подобного жанра все реже можно встретить поистине сильную игру- не фактурой, а харизмой, какими-то неведомыми рычагами воздействия на зрительское подсознание, дающими сильное впечатление, и полную веру в созданные ими образы. Три мэтра -Балуев, Машков и Панин-, а также неизвестный мне дотоле Богдан Бенюк, бесконечно лопочущий на украинской мове, сыграли очень разных персонажей, ювелирно, сильно, абсолютно органично. Молодой актер А. Голубев выглядел тоже достойно, но его роль была более поверхностная, чем у старших. Несмотря на некоторое однообразие картинки, множество разговорных сцен, и отсутствие любовной линии, фильм не выглядит скучным, он проходит на одном дыхании и лично я ни разу за время просмотра не задумалась, когда там уже будет финал. Конечно, фильм на один раз, но очень достойный, в первую очередь за счет актерской игры и натянутого психологического нерва. Резюме: тем, кто ждет зрелищности и стрелялок- смотреть не стоит. Тем, кто готов увидеть размеренный, но с внутренним нервом фильм с отличной игрой, рекомендую к просмотру.

espina99
espina9916 февраля 2010 в 20:43
Есть одна у летчика мечта

С какой же неохотой и опаской я в последнее время хожу в кино на российские фильмы. В основном, только, если кто-то попросит составить компанию – человек, которому я просто не могу отказать. И дело даже не в том, что мне жалко бесполезно потраченного времени. Дело в том, что мне жалко смотреть на то убожество, которое появляется почему-то в стране, которая могла бы весь мир заткнуть за пояс в искусстве кино. А теперь к теме. Мой любимый муж который день настойчиво звал меня в кино на «Кандагар». Балуев, Машков, Панин… Актерский состав внушает доверие, но я, стремясь избежать очередного горького разочарования, сопротивлялась до последнего. И наконец, сдалась. Мы пошли на «Кандагар». Сказать, что нам понравилось – ничего не сказать. Прекрасный фильм! Браво! Это я назвала бы, пожалуй, настоящим русским кино. Без голливудского блеска и пафоса, без нарочитой европейской интеллектуальности, без фонтанов крови и свалок безголовых трупов. Просто фильм про настоящих мужчин. И не важно, какой у них характер, о чем они думают и во что верят. Их объединяет то, что они мужчины. Хорошо, что такие люди есть в нашей стране – ведь фильм основан на реальных событиях. Главное украшение – это, конечно, игра актеров. И тут я подумала вот о чем: какого черта, если в России умеют снимать именно такое кино, жизненное, честное… почему же тогда снимают в основном абсолютное дерьмо типа «Любовь в большом городе», «Запрещенная реальность», «Горячие новости»? (наверное, вопрос риторический). Глупо как-то: мы все пытаемся кому-то подражать, искать новых героев за океаном, в то время как здесь, у нас, совсем рядом, живут настоящие герои – простые люди. В этом случае – летчики, которые просто хотят вернуться домой. И наплевать им на войну, победу, религию, спасение мира и прочий бестолковый пафос! Если серьезно, то фильм о пятерых мужчинах, попавших в плен к афганцам. И за это время (378 дней) было все: отчаяние, безумие, недоверие, надежда, борьба, стойкость, страх, дождь… Но самое главное в этой истории, наверное, то, что в жизни, в реальной жизни, случаются самые настоящие хэпи-энды. Мы привыкли говорить: «Так не бывает! В жизни у таких историй не бывает счастливых концов!» Приятно осознавать, что жизнь не такая уж дерьмовая штука, как мы привыкли думать. Приятно понимать, что не все люди такие уж безнравственные и подлые, как нам порой кажется. P.S. И еще мысль, которая заставила задуматься: '…мы победим, потому что мы сражаемся за веру, а вы – за бензин в ваших баках'. Страшно.

A69
A6921 мая 2017 в 19:18
Кандагар. О фильме.

Стране нужны герои! Герои у страны есть!... Сложно относиться к этой истории как-то однозначно, если опираться исключительно на этот фильм. С одной стороны – и наши, русские, летчики, свои, мирные, с другой – ведь действительно провозили патроны в страну, где идет война (по всей видимости, именно поэтому их не отпустили даже благодаря участию русского консульства – почему не отпустили - четкого объяснения этому факту в фильме никто так и не дал). С одной стороны командир экипажа и да, где-то мягкотелый и неуверенный, но с другой – никакой трусости за ним и не видно, да и ничего криминального по отношению к своим он не делает: своих не предает, не сдает их, не бросает и т. д… Понять мотив отвращения экипажа от своего командира – тоже непросто… Почему? За что? По какой причине?.. Как и понять тот факт, почему талибы не наказали русских за первую попытку побега и оставили в живых их и их «Мишу»… Вопросы… Вопросы… Вопросы… В то же время приятно осознавать, что не одними героями из советского прошлого славна наша земля и наш народ! Есть у нас и свои герои в новейшей истории России… Да вот только.. герои ли они для всех?.. Очень красочный, интригующий, добротно созданный российский фильм поражает хотя бы тем, что он... российский. Не знаю, при участии Марокко ли (вероятно, там и снимали…), французов ли, или же наши действительно вправе гордиться полноправным созданием картины, но картина со спецэффектами, с таким правдивым Афганистаном, настолько реалистична, атмосферна и эффектна – что остается лишь удивленно пожимать плечами: ведь могут же наши, когда захотят! В главных ролях – трио из самых известных, мощных и сильных актеров страны (Балуев, Машков, Панин) – трио, которое как никакое другое может быть похоже на настоящих русских героев. Опасность подкрадывается рывками, равномерными взрывами – после недолгих диалогов или спокойных событий периодически возникает и далеко не один раз некий нерв, некая напряжёнка, а порой и жуть, что не дает фильму где-то провиснуть или надоесть. Фильм не подходит под характеристику красочной художественной истории, но и на выдающийся шедевр о реальных событиях он явно не тянет. Ко всему этому есть определенные вопросы. Много недосказанностей по смыслу. Где-то что-то недоговаривают, где-то недопоказывают, где-то хотелось бы подробностей и уточнений. Иными словами, хотя и красиво, но не шедеврально. Удивителен тот факт, что их всех держат столько времени в плену - причин для их столь долгой задержки явно нет, когда, как не раз утверждали сами герои, их должны были зарезать как баранов, причем давным-давно, их продолжают содержать, защищать от местного населения, охранять и поддерживать их жизнь. Единственный момент, помимо концовки, который очень сильно врезался в память и который был самым эффектным и самым честным – намек на встречу с самим Бен Ладеном (правда ли это была?), когда были произнесены самые настоящие и правдивые слова о том, что происходит в мире, к чему идут русские, американцы, и афганцы. На мой взгляд, это был самый важный момент фильма, его кульминация, и я бы даже сказал – те слова, хотя бы ради которых и стоило создавать эту ленту, а не только ради рассказа о реальных событиях. Концовка, как и в тех случаях, когда фильм-трагедия повествует о реальных событиях с настоящими кадрами из прошлого, близка к одолеванию состояния «мурашки по коже». Если эта история имела место быть и с большего была именно такой – то это действительно жуть… хотя и не такая обычная и логичная, как мы могли бы ждать. Ведь это не страдальческий плен, не избиение и не унижение. Этот плен иной. И иная история. И в каких бы условиях не были в афганском плену несколько русских летчиков, их желания вернуться поскорее домой.. и увидеть родных и близких – этой жажды возвращения, у них совсем никто не отменял… 7 из 10

Xatar
Xatar19 июня 2012 в 16:38

3 августа 1995 года коммерческий самолёт марки Ил-76, предназначавшийся для целей транспортных, перевозил груз боеприпасов в Кабул для наступательных сил 'Северного альянса', но был принудительно посажен талибами в районе города Кандагар под предлогом досмотра груза. Среди боеприпасов, которые с формальной точки зрения были вполне разрешены для перевозки, были также обнаружены и запрещённые снаряды. Экипаж из семи человек был захвачен и пленён. Проведя в плену более года, экипажу удалось угнать собственный же самолёт и героически возвратиться на нём через Иран в Объединённые Арабские Эмираты, а оттуда уже в родную Россию. 19 августа 1996 года все члены экипажа уже были дома, 22 августа был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Именно эти события пытается экранизировать патриотическая историческая и даже, в некоторой мере, пафосная драма 'Кандагар', на производство которой было затрачено семь миллионов долларов. Фактическую основу, лёгшую в основу картины, и точность следования её вымещаемым на экран событий следует, наверное, оставить, ибо кино художественное, хоть и основано на реальных событиях, но имеющее право на определённую выдумку. Кому-то это может прийтись по душе, кому нет. Но, так или иначе, фактический резонанс и отличия имеются. Я люблю всякого рода пафосные и поднимающие дух произведения, насыщенные способствующими этому актами, символическими сценами и поступками, имеющих сопровождение хорошей музыки (а она здесь очень хороша), непременному нагнетанию эмоций и способностью пробуждать чувство в смотрящем человеке. На мой взгляд, в этом кинофильме здесь всё это есть, что заставляет сопереживать героям и волноваться даже за них в зависимости от ситуаций. Проще говоря, кино мне понравилось, очень. Собственно сюжет в начале-прологе поста своим зачином был явлен. Но, всё-таки, обо всё по порядку. Группа российских лётчиков - членов экипажа коммерческого транспортного воздушного судна Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, будучи ещё в Турции, уже своим поведением говорит о том, что команда русская в самом расхожем представлении - побег одного из героев от турецкой полиции как бы намекает на это немного. Русские лётчики могут летать и пьяными и обкуренными, эти факты уже неоднократно всплывали в новостных телевизионных лентах. Ну вот лётчики и повезли припасы...боевые, для военизированного образования (хоть и в рамках межправительственного соглашения с Албанией), с чем благополучно и были схвачены движением 'Талибан', а затем помещены в плен, где пробыли 378 дней. И, как вполне ясно, большей своей частью кино ориентируется на пленовую камерность развития событий, на череду разнохарактерных сценок, где герои и радуются, и злятся, и страдают, и веселятся. Немалый упор в картине делается на мусульманстве и различии религиозной идеологии ислама вообще от всего чего-либо известного героям. Показателен монолог крупного верующего мусульманина перед главой экипажа, в котором звучат следующие слова (привожу дословно): 'Вы думаете, что весь мир должен подчиняться вам только потому, что у вас есть атомная бомба ? На самом деле вы слабые. Вы боитесь даже собственной силы. Через несколько лет у нас тоже будет атомная бомба. Тогда мир изменится. Вы давно отошли от заветов даже вашего Иисуса. Вы позволяете вашим женщинам продавать своё тело. Вы жените гомосексуалистов и устраиваете концерты в ваших храмах. Поэтому мы победим вас, как вы когда-то победили Рим. Бедные и голодные всегда побеждают сытых и богатых если у голодных есть вера, а у сытых её нет. Мы воюем за нашу веру, а вы воюете за бензин в вашем бензобаке. Вы с американцами раздавали нам оружие, учили нас воевать, думая, что мы будем вашими цепными псами. Но мы не псы, теперь у нас есть ваше оружие и мы готовы умереть за Аллаха. Мы вас победим'. Грязные, волосатые, оголтелые талибы в картине перережут ваше горло, не моргнув и глазом. Радикально настроенные представители умрут за свою веру в Аллаха, задавят своей массой, перекроют любое транспортное движение во время своих праздников, постоят за себя вместе. Этой силе следует поучиться и именно с этим следует считаться в своём разъярённом виде, а не с христианскими организациями и культами, на которые многие активно любят богохульничать, ибо в своей фактической основе христианская масса не решительна в ответных действиях и мыслях, а податлива и аморфна. Да и, собственно, первый и последний христианин умер на кресте, а более остальных близкая к христианству 'тусовка' подавляющей своей частью находится в монастырях и других культовых сооружениях, основная же масса населения лишь играет во все религиозные свои дела, в душонках не имея ни религиозной духовности, принципов и догматов, ни своих придуманных собственных, а, вместо этого, насаженные другими образованиями и формациями собственно. Но речь не об этом. Кто мне из актёров более всех понравился, так это Мошков - прожжённый мятежный лётчик. Герой Балуева, при всей своей командной должности и полагаемых этому волевых сильных качествах, похож на сонную бородатую муху лишь, сбрив свои волосяные покровы уже только ближе к побегу, что выглядит как какой-то акт обозначения выношенной решительности на побег. Все его ждут, все на него надеются, а он спустя год родил наконец...но хоть как-то так. Панин после просмотра вообще почему-то не припоминается, видимо ярких сцен с ним попросту не было. Некоторые эпизоды, как первоначально мне казалось, выявляли слишком необоснованные действия персонажей, как-то показ украинца фотографии присланной, после чего начались беспорядки; проигрыш фотоальбома в карты и так далее, что послужило локальной трагедией для героя Балуева. Они кажутся вроде как очень необоснованными и наигранными лишь для развития события как такового дальнейшего, но и их вполне можно возложить на длительное нахождение в определённом замкнутом месте среди определённых одних и тех лиц - стрессы, нервозность, упадок сил и настроения, необдуманные поступки. Но без этих сцен-действий фильм попросту мог получиться скучным. Авторам приходится что-то постоянно поддерживать в напряжении и выдумывать, чтобы кино никуда не скатывалось...и у них вполне себе получается. Мне особенно понравилась предпобегная пафосная дружеская сцена посиделок с распитием водки и обливанием водой. Такие эпизоды я люблю, такие эпизоды при должном восприятии сильно запоминаются. Наконец и сам взлёт не оставил равнодушным, при этом хоть и отдавая американщиной. Но голубое небо свободы в окружении белоснежных облаков, согласитесь, прекрасны в любом положении и начинании.

Александр
Александр17 февраля 2010 в 03:48
Вернуться, чтобы выжить

У меня сводило зубы от обилия рекламы 'Кандагара'. Обычно после такого жесточайшего PR в отечественном кино, мне становится ясно, что в фильме или будет тотальный продукт плэйсмент или будет... ничего не будет... пустышка. Так и вышло. Андрей Кавун мне запомнился по проектам 'Охота на пиранью' - яркому боевику по мотивам Бушкова и сценарию к 'Русским амазонкам' - проходному и легкому, но местами весьма неглупому сериалу на авиационно-романтическую тематику. Т. е. опыт летной темы и динамичного боевика у автора вроде бы был, а вот то как он этим опытом воспользовался удивило меня до глубины души. Сюжет откровенно слаб и высосан из пальца. Имея на руках историю реальной драмы и Шарпатова Владимира Ильича в роли консультанта, перекроить реальную историю в 'мыло' ради спорных моментов, способных увлечь только впечатлительных дамочек? Обладая смачной фамилией Кавун, изображать то ли Мыколу, то ли Вакулу в куда более плебейском варианте, чем в юморесках Гоголя, когда реальные, хоть Западноукраинские и хоть Татарские пилоты международных авиалиний прекрасно владеют не то что русским, но и английским? Но видать без анекдотов о 'хохлах' в патриотической драме обойтись было нельзя. Хорошо что жена у этого 'героя' не Леся Украинка, а просто Олеся. Надуманные 'впечатляющие' сцены с пуском управляемых ракет (Поинтересуйтесь стоимостью одной такой ракеты. У МиГ-21, даже если его пилотирует пакистанский пилот и без таких 'спецэффектов' найдутся способы посадить гражданский Ил), с фотографиями, с водичкой и прочие, щедро выплеснутые на нас с экранов телевидения во время рекламной компании - не вписываются в реальную историю, не создают ощущения трагичности и просто пусты сами по себе. Настоящие 'пелоты' по Кавуну называют свою машину 'Ил-76Т', когда он 76ТД, топтание вокруг 'амуниции', когда перевозка патронов была санкционирована, а проблема была пожалуй в снарядах, которые перевозили поверх и ставках в политической игре. А ведь мог бы получится неплохой сценарный ход - добавить для острастки еще и казанских 'оружейных баронов'. Так или иначе все отходы от реальности к фантазии привели авторов к сопливому эпику вместо реальной трагедии настоящих людей, волею судьбы оказавшихся в плену на грани помешательства. Абсолютно невразумительно выглядит дипломатическая подоплека, обрисованная сценарными ходами. В ельцинской Российской Федерации в то время шла Чеченская война - выводы делайте сами. Подковерная возня по разделу Афганистана, в которой летчики оказалась невольными пешками, не удостоилась какой-либо внятной фразы, кроме туманно-примитивных экивоков мужа в белой парандже. Дипломатические потуги федерального и татарского правительства, усилия, идущих на все возможные и не возможные ухищрения, сотрудников авиакомпании показаны так скупо, что недоумеваешь: откуда эти баксы, шмотки, выпивка (разве что девочек не хватает) и в чем тут драма, и что и кому это стОит? Повеселила сцена с набором высоты, так воспетая в рекламных монологах - видимо 'пелоты' хотели повстречаться еще раз с ракетами, 'оставшимися' на подвеске того самого МиГа. В реальности машина, ведомая славным экипажем из 6 человек и заросшим до неузнаваемости капитаном, практически стелилась по земле на высоте 50-100 метров, уходя от глаз радаров... Вот такой сюжет. Благодаря сценарию драма стала превращаться в фарс, не давая проявить боле-менее значимое мастерство актеров. Ну именно благодаря этому актерскому составу фильм не скатился до буффонады. Тот же Машков ярче даже в 'Пиранье', Балуев в 'Реальности', Панин в 'Бой с тенью' - типичных B-movie. Так о чем говорить? Съемки очень красочны, декорации марокканских дворов показаны так, будто вывернуты 'рыбьим глазом' наизнанку. Эффектная техника всех мастей, пулевые отметины, дыры в стенах, костюмы, оружие, предметы обихода усиливают эффект присутствия в 'Афганистане'. Но не знаю кому как, а мне все эти красивости приелись еще в рекламных роликах. Проблема использования компьютерной графики в том, что она уже не новомодная фишка, а необходимый, соразмерный бюджету и маркетингу, минимум. Во всех последних отечественных более-менее раскрученных проектах она присутствовала и, если судить по рекламе, то в очередных 'Мы из будущего' или 'Утомленных солнцем' нас ждут не менее реалистичные сцены с взрывами, самолетами и т.д.. По-этому можно было обойтись и без летящих ракет/падающих бомб, а быть поближе к реальности. В результате, тем кого интересует разухабистый сюжет о летчиках - я бы рекомендовал 'Экипаж' или 'Эйр Америка'. Тем кого интересует судьба наших сограждан, попавших в ситуацию, схожую с той, что показана в этом фильме - советую обратить внимание на множество документальных источников. За пустоту, вторичность, абсурдность, излишнюю пафосность, 'мыльность' и засилье рекламы - я бы поставил 0. Но за интерес, поднявшийся к судьбам реальных людей благодаря просмотру - изменю оценку на более высокую. 4 из 10

КинАп
КинАп7 октября 2013 в 15:58
Не тот экипаж

В иностранном прокате эта лента называлась 'Экипаж'. И во время просмотра я не мог отделаться от невольных сравнений с легендарным фильмом Митты. Для многих, в том числе и для меня, 'Экипаж' 1979 года был и остается эталоном качества, да простят меня знатоки и эксперты, сомневающиеся в возможности ремонта Ту-154 из воздухозаборника среднего двигателя на скорости 400 с лишним км/ч. В остальном эта картина продолжает восхищать и теперь. Музыка Шнитке волшебна. Игра актеров талантлива и не криклива. Визуальные эффекты достойны. Посыл светел и хорошо читаем... 'Кандагар' разочаровал. И вроде бы актерский состав высокого профессионального уровня. Но за киношными трюками, не удивившими ровным счетом ни чем, психологические портреты героев разглядеть не получилось. Вместо них небрежные наброски, размытые силуэты. Мало оказалось крупных планов, монологов, глаз. Не было совсем смены ритмического рисунка картины - на протяжении большей части фильма едва ли не все эпизоды вертелись вокруг пленников, их 'тюрьмы' и орущих духов. Я не сомневаюсь, что в подобной ситуации, почти всегда в мыслях пленников жил дом, жили близкие. Эти грезы были и тягостью, и утешением. Но эта тема режиссером и актерами в достаточной мере раскрыта не была. Как можно оценивать эпизод, когда герой Балуева рассказывает духу про родственников из фотоальбома? На что он надеялся? Что фанатик-исламист проникнется словами 'неверного'? Любой нормальный человек в ситуации, когда круглые сутки на него направлены стволы пулеметов, будет держать семейный альбом, если он был на самом деле в реальной истории, в самом надежном тайнике. А как вам кидание камнями по духам? Если ты надеешься попасть домой, то не будешь заниматься глупыми провокациями, подставляя себя и своих соратников. Ведь духи могли бы оставить себе командира, а остальных пристрелить. И после всех прежних бед, Вакула продолжает дразнить моджахедов, махая у них перед носом фотографией внучки. Возможно, разгадка храбрости кроется в крепком косяке 'афганки'... Но эта тема не раскрыта, и поэтому не считана мной с экрана. По-моему, в фильме сделали упор на спецэффекты, и на спорный 'ура-патриотизм'. Я уверен, что летчики испытывали страх, в конечном итоге его поборов и выйдя из истории героями. Но тема страха и победы над ним, в фильме не раскрыта. А это очень украсило бы героев, буквально очеловечив их. Ведь все мы, так или иначе живем со страхами, и боремся с ними. Ян Шпильман из 'Пианиста' был показан глубоко, не утаены были и его страхи, но благодаря тому портрет этого героя, прошедшего через ад и не потерявшего человеческого лица, получился куда выразительнее. Мне хотелось, чтобы в 'Кандагаре' я увидел русских людей, во всей многогранности человеческой сущности. Но не увидел... Этот фильм достаточно посмотреть двумя частями: с начала, до момента пленения, и сцену побега в конце фильма. Ради остальных сцен тратить время не стоит. 4 из 10

GelStick
GelStick8 февраля 2010 в 21:52
Ну могут же, могут же, когда захотят!

К нашему кинематографу можно относиться по разному и, разумеется, не бездоказательно. По большому счёту мы снимаем непонятно чего, копируя западные аналоги под копирку, изредка добавляя что-то своё, что-то отличительное, но в тоже время не очень вызывающее. И эта традиция преследует нас уже не первый год и порой кажется, что своего мы уже не поимеем, а будем продолжать снимать и снимать, исключительно отталкиваясь от западных аналогов. Но ведь могут же! - хочется прокричать эти слова и уже наконец насладиться этим упивающим, сладострастным смыслом, понимая что вот оно, то самое ради чего стоило каждый раз наступать на одни и те же грабли при просмотре отечественных фильмов. Вот он тот миг, когда после просмотра нашего фильма остаётся приятный осадок, остаётся чувство удовлетворённости и такое хочется ещё раз пережить пересматривая этот фильм снова и снова. Весь сюжет хитро закручен вокруг пяти человек, которые оказались запертыми в чужой стране. Все попытки как-то урегулировать этот конфликт мирно и без применения силы с нашей стороны, оказываются безуспешными. И члены экипажа 'украденного' самолёта вынуждены существовать в нечеловеческих условиях в надежде, что их пощадят и оставят в живых. Кто-то из них пытается сопротивляться, пытается не подчиняться их воли. Кто-то следует всем указаниям в надежде, что за такую преданность наступит тот самый долгожданный момент, когда их отпустят, а кто-то старается держаться в стороне не примыкая ни к кому. Безусловно, за этим приятно наблюдать, приятно сопереживать вместе с героями, приятно осознавать тот факт, что данная картина цепляет и погружает тебя в этот жестокий мир с головой, окуная в самые-самые злачные места, демонстрируя ни чуждую жестокость, вперемешку с сильной верой. Поняв, что помощи уже не будет, что все переговоры это лишь пустая трата времени, они начинают искать пути для бегства. Ведь инстинкт самосохранения, который загнан в рамки безысходности, способен творить чудеса. Они понимают, есть один единственный шанс, который они должны использовать по полной или же потерять его и захоронить свой билет домой, больше о нём не вспоминая. В этой картине задействованы очень хорошие актёры, которые вложились в свои роли с максимальной отдачей. Все их тревоги, переживания, эмоциональные состояния, всё это было передано просто блестяще. Получился очень тяжёлый фильм, очень драматичный, но в тоже время понятный и 'смотрибельный'. История настоящих патриотов, история про настоящих мужчин. Такое не понять, по отзывам, такое нужно пережить хотя бы в кинотеатрах. 10 из 10 P.s оценка заслуженная, оценка справедливая и объективная! Я очень рад, что наш кинематограф всё же умеет удивлять и дарить нам не разочарование от увиденного, а истинное удовольствие.

Дарина | Head of HR
Дарина | Head of HR8 февраля 2010 в 03:25
В лес за орехами

Безусловно, приятно не увидеть повсеместных Хабенского с Дюжевым, еще более отрадно, что режиссером фильма не является ни Бондарчук, ни Михалков, и потому никаких великих общенациональных идей фильм априори не нёс. История проста, чем, безусловно, выигрывает. Пять летчиков, пять характеров, замкнутое пространство, иная точка зрение на свободу, волю, равенство и братство. Хороший же зачин, согласитесь? Но в итоге вышел вполне средний фильм, без какого-либо накала страстей, с посредственной сюжетной линией, который драмой назвать нельзя даже с большой натяжкой. Псевдодокументальная съемка выполнена халатно, оператор, прямо скажем, с работой не справился, крупные планы крайне слабые, только общие виды и вытягивают картинку. Весь фильм откровенно тянет на себе Балуев, да и то самые, по задумке, щемящие сцены с ним (с фотоальбомом, например), ничего, кроме скуки, не вызывают. А мизансцена с потоками дождя и хохочущим Машковым ближе к концу кажется откровенно неестественной. Не захватывает. Нет веры в предлагаемые обстоятельства. Закономерные провисания сценария и вполне предсказуемый хэппиэнд. Если уж это ВОЙНА - ну, так покажите ужас войны! Несколько бутафорских взрывов не в счет, простите. Тема это страшная, болезненная и глубокая, можно было ее раскрыть, а не обозначить. Опять же, конфликт отношений показать, а не набор мизансцен. Итак, драмы как таковой - нет, конфликта - опять же нет (контрабандисты должны были быть расстреляны, и заключение - еще очень мягкий вариант), обещанный конфликт, связанный с вопросами веры, показан просто как набросок. Лучше, чем могло бы быть, хуже, чем ожидалось. Машков не вышел за рамки традиционного амплуа, скучен и предсказуем (впрочем, у него везде одни и те же краски). Балуев, чтобы показать психологический надлом, оброс бородой, которую сбрил в момент принятия решения; игра, опять же, стандартизирована. Голубеев - посредственный сериальный актер, не запоминается в принципе. Панин гротескный, но ему веришь, как и Вакуленко с его Олесей. Переводчик Мансур хорош. Вообще Афганистан показан неплохо. Впечатляет сцена диалога о некой Нине, которая вышла замуж за какого-то инженера (общая знакомая талиба и капитана) - вот это сильно. Хороший монолог у талиба с закрытым лицом - но неясно, с чего вдруг этот 'очень важный' человек разоткровенничался перед контрабандистом. Россия не показана никак, неясно, то ли страна предала своих (на что похоже), то ли нет. Вяло, очень вяло. Так что фильм разочаровал. Хотя музыка хорошая. Спасибо, что создатели попытались уйти от приевшихся рек красной краски, сумели обойтись без спирта, гармошки и матов для достижения достоверности и полноты русской души. И реклама нигде не мелькнула! Но этого мало, и до серьезного уровня - еще расти и расти. Повествование обрывочное, мозаичное, нет живости, цельности и полноты. И откровенно скучно, если уж начистоту. Ну, и ждем телеверсии, конечно, куда без неё. 5 из 10

Бродячий мостик
Бродячий мостик5 марта 2010 в 21:53

Есть верная народная примета: количество шумихи вокруг фильма обратно пропорционально его качеству. Впрочем, случаются исключения, которые с некоторыми оговорками, но нарушают правило. Можно ли оценивать 'Кандагар' только с точки зрения отображения реальных событий? Ведь для этого существуют документалистика. А художественные фильмы, пусть и опирающиеся на достоверные факты, имеют несколько иные задачи, в зависимости от намерений режиссера. Я не берусь судить, что именно хотел донести режиссер 'Кандагара', но я увидела следующее: очень разные люди, очень разные реакции, но они команда. И только вместе они способны на все. Притча о венике. Старо как мир. И также верно. Каждый из героев проходит одни и те же психологические этапы. Кто-то раньше, кто-то позже. Но в конце концов, побеждает единый организм экипажа. Что до актеров, то каждый в этом фильме чем-то да удивил меня. Поначалу очень напрягал Машков. 'Вор' и Гоцман очень сильно прилепились к его амплуа и лезут, и режут глаз своей одинаковостью и предсказуемостью. Но в конце с 'супермена и мачо' масочка слиняла и это было хорошо. Балуева мы привыкли видеть в ролях решительных, генеральских ( хотя я лично больше всего люблю его роль в 'Мусульманине'). А здесь всю первую половину фильма ловишь себя на мысли 'ну, что ж ты, командир, прогибаешься!' Но ведь потому и командир он, что мудрее всех остальных. Уступить в бою, но войну выиграть - это о нем. Голубев от фильма к фильму нравится мне все больше. Но больше всего удивил Панин. У него 'в кармане ' тоже не так много масок, но здесь я увидела новую. Где-то на заднем плане, молчаливый, и даже незаметный бывший 'афганец' поначалу, он в какой-то момент захватил все мое внимание настолько, что все остальные отступали на задний план, а Панин заполнял все пространство. Итак, если говорить о достоверности - оценивать не берусь, и боюсь, что посыл режиссерский я тоже не уловила, да и не думаю, чтоб он очень глубоко копал, но актерская работа заслуживает высшей оценки. PS Напоследок о чувстве патриотизма. Криков о нем вокруг этой картины было удивительно много, а вот во мне фильм пробудил ощущения прямо противоположные: в нашей стране спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И в действительности мужикам ОЧЕНЬ повезло.

khorvat
khorvat4 марта 2010 в 08:16

Для режиссёра Андрея Кавуна, «Кандагар», это вторая работа с полнометражным фильмом. Первым был фильм «Охота на пиранью». Так же российским любителям кинематографа он знаком по сериалам «Команда», «Ваша честь» и «Курсанты». Последний, кстати, являлся, первым российским фильмом, финалистом престижной премии Эмми. Когда смотришь не обычный фильм, а фильм, снятый по реальной истории с адаптированным по неё сценарием, то ненароком начинаешь пенять на то, что фильм скучен, а история банальна. Но подобное кино, это не фильмы аля «Аватар» или «Трансформеры», где вся киношная кухня замешана на пафосе главного героя и крутых спецэффектах, в подобных фильмах акцент делается на сильную актёрскую игру, способную передать весь драматизм момента. В «Кандагаре» актёры справились со своими обязанностями на сто процентов. Возможно это ещё и потому, что в фильме, они были именно такими, какими мы привыкли их видеть в большинстве их ролей. Балуев сыграл размеренного, думающего командира, Машков – взбалмошного, эмоционального парня, а Панин главного героя второго плана, который привык держать все эмоции в себе. Нельзя не отметить отличную операторскую работу Владимира Башты, а так же композиторскую Дарина Сысоева. Музыка, которой наполнены главные цены фильма, очень гармонично вписывается в картину происходящего, а не многочисленные спецэффекты и компьютерная графика не выглядят притянутыми за уши. Нужно сказать, что на успехе картины сказалась сработанность съёмочной группы. С оператором Владимиром Баштой и композитором Дарином Сысоевым, Кавун работал над сериалом «Курсанты», с Машковым над «Охотой на пиранью», а Александр Голубев уже трижды снимался у Кавуна. А если сюда ещё добавить Олега Кавуна, сосценариста, и по совместительству отца режиссёра фильма, то вырисовывается отличная команда, которая знает возможности друг друга. Немного странно, что в «Кандагаре» не нашлось места для Андрея Мерзликина, который снимался в большинстве работ Андрея Кавуна Особого драматизма добавляет кульминация фильма, ведь в реальной жизни хеппиэнд не обещан ни кому. «Кандагар» снят в лучших традициях российского кинематографа. Что самое главное, я окончательно убедился, что в России умеют снимать кино. Моя оценка твёрдые восемь с половиной баллов.

Кинопоиск
Кинопоиск10 августа 2010 в 16:33
Краш-тест человеческих судеб

Основано на реальных событиях. Афганистан. 1995 год. Пролетающий над столицей исламского терроризма - Кандагаром - российский грузовой самолет с экипажем из пяти человек (Машков, Балуев, Панин, Бенюк, Голубев) силой посажен на землю и взят в заложники. Убежать не получается, договориться - тоже. Им придется прожить 378 дней в плену, а потом попытаться свалить. Крепкое жанровое зверство, «Кандагар», в каких-то местах чудесно плохой, а в каких-то – излишне правильный, но все равно очень искренний, созданный без бондарчуковского надрыва и михалковского мусоливания исконно русских ценностей. Лихой боевичок категории «В» можно было спокойно выпускать сразу на DVD: чего греха таить, такими продуктами нас в 90-х годах заваливал Голливуд - именно поэтому не покидает ощущение разочарованной предсказуемости, небрежной шаблонности. Самая скользкая сторона фильма - социально-патриотический подтекст, которым телевизионщики очень любят заполонять эфирное время, в «Кандагаре», кажется, и вовсе отсутствует, афганцы выставлены не в таком животном ракурсе, как мы привыкли видеть, а необъятная Родина, любовь к которой - главный лейтмотив федерального кино, здесь методично посылает (или посылается) на три или четыре буквы: брошенные на произвол судьбы пленники со временем становятся ничуть не лучше охраняющих их талибов - ведь все, что помогает им бороться за свое существование, - простой инстинкт самосохранения. На таком фоне кошерно смотрится центральная метафора фильма, та самая, где герой Балуева, обросший и грязный, с дрожащим взглядом и дерганной улыбкой говорит журналистам: «Мы и есть Россия». Афганские пытки и издевательства, как в «Забавных играх», находятся где-то за кадром, оператор намеренно сталкивает зрителя с собственным воображением: «Кандагар» представляет собой набор коротких этюдов в багрово-пустынных тонах, обрывающихся ровно на том месте, где американские кинематографисты, наоборот, предпочитают расставлять акценты - вот взрослые люди дурачатся под дождем, вот берут у пленников интервью, вот «наши» играют в футбол с талибами, а между сценами - бессонные ночи, мечты о возвращении и самый жуткий страх - неопределенность. Как и культовый советский фильм-катастрофа «Экипаж», история про российских пленников-пилотов - испытание человеческой сущности в, мягко говоря, неординарной ситуации, «Кандагар» неровно, но все-таки верно идет к тому, чтобы считаться образцовым героическим фильмом российского производства. P.S. В феврале 2010-го умер известный американский деятель Чарли Уилсон (про него в 2007-м сняли неплохой фильм с Томом Хэнксом в главной роли), кому, собственно, некоторые и предписывают ведущую роль в развале СССР. По большому счету, мистер Уилсон только и делал, что спонсировал моджахедов, которые и остановили российскую экспансию в Афганистан, превратив его в контрольный выстрел в голову советскому режиму. На своем примере этот нестандартный конгрессмен доказал, что огромную страну можно развалить одним щелчком пальцев. А кандагарские пленники подтвердили, что можно выжить даже под такими завалами.

Гвалиор
Гвалиор24 мая 2010 в 11:19
Напомнить о подвиге

Не ждите здесь чего-либо в стиле американских боевиков. Впрочем, иначе бы обвинили в слепом копировании Голливуда... Да, здесь герои и не терпят жуткие пытки, не захватывают в плен главгада и сбегают с ним же, не кладут трупы десятками, не сбивают истребители своим Ил-76 как-нибудь эффектно... И очень хорошо, что вышеперечисленного нет (и в жизни быть не может и не могло). Итак, сам фильм. Что сказать: удался! Сразу отмечу хорошую работу оператора - отдельные сцены просто пробирают не в последнюю очередь благодаря показу. Сюжет. Известен: в основе подвиг семерых лётчиков, попавших в плен в Кандагар. И спустя год вырвавшихся оттуда... Подвиг! Можно сказать, 'Кандагар' напомнил о нём, а кому-то и рассказал. Но задача фильма - не рассказать об этом подвиге, а напомнить. Что на деле там было - обращаться к документалистике. А конвертируя сюжет в художественный фильм, волей-неволей начинаешь изменять, преувеличивать... Постановка. Героям сопереживаешь - это плюс. Последние сцены сделаны довольно сильно, саундтрек берёт новую высоту. Однако есть и некоторые недостатки: фильм сделан несколько неровно, где надо было больше сделать - не сделали. Чистого боевика или драмы не получилось - вышла смесь, ни туда, ни сюда. Не очень хорошо для фильма... Актёры. Главная пятёрка отыграла на все 100%. Весь экипаж получился весьма разнообразным. Александр Балуев - Командир. Тут не убавить, не прибавить. Богдан Бенюк - после 'Мы из будущего-2' а так же расстройством отношений с Украиной на политическом уровне начинаешь воспринимать присутствие украинца как политкорректность. Впрочем, мысли об этом приходят после просмотра, так как актёр сыграл действительно здорово - с ним и больше юмора было. Владимир Машков. Пожалуй, самый яркий как образ, эдакий надёжный гуляка - но Командиром лучше ему не быть, что и было продуманно показано. Александр Голубев - самый юный член экипажа, ещё много не понимающий, способный по юношескому азарту натворить то, чего потом стыдно вспоминать будет. Но в последних сценах полностью реабилитирует себя. Что поделать, просто буйная молодость же... Андрей Панин. Человек, знающий афганцев, и потому находящийся в большей опасности. Надёжен, как и остальные. И вместе - экипаж, команда. Пусть и есть разногласия - но, когда надо, они вместе. Остальным дали меньше времени, но образы составлены хорошо - можно многое сказать о том или ином человеке. Саундтрек: сопровождающий. Что же в итоге? Патриотическое кино, снятое на неплохом уровне, причём старательно-реально, а не реалистически. И отдельно: слава героям, вырвавшимся из плена на свой страх и риск! А это: Владимир Шарпатов, Газинур Хайруллин, Юрий Вшивцев, Александр Здор, Асхат Аббязов, Виталий Рязанов, Сергей Бутузов. Побольше бы таких фильмов. 8 из 10

280179
2801797 мая 2010 в 21:16

Сначала я посмотрел документальный фильм 'Побег из Кандагара'. Затем и сам 'Кандагар'. Про сюжет: это было. Эта парадоксальная, нелепая, не вписывающаяся ни в какие привычные для нашего восприятия рамки ситуация действительно произошла. И как я рад, что сюжет практически не дает любителям поиска 'киноляпов' (что считают сие действие высшим пилотажем критики, сшибая верхушки, и не пытаясь вникнуть в замысел киноКАРТИНЫ, ух, не люблю я таких) - не дает шансов покрасоваться своей наблюдательностью. Так вот: история про захват самолета, удержания россиян более года в не то, чтобы российских, а практически в инопланетных условиях, и последующий возврат самолета с нейтрализацией вооруженной охраны гражданскими лицами - эта история уже задавала высокую планку для фильма. И, на мой взгляд, для создания успешного, замечательного фильма необходимо было выполнить два условия - не опуститься ниже заданной планки, и не подняться выше. И режиссер с обеими задачами справился, создав успешный, замечательный фильм. Основных героев, летчиков, сыграли всем понятные актеры. Хорошо, плохо ли сыграли? Ну сыграли и сыграли, нормально сыграли, хорошо даже. Нет претензий, не надо их искать, ради всяго святого. В документальном фильме 'Побег из Кандагара', по известным причинам, сыграли лучше. Да и не играли, в общем-то. Мне совершенно не важно было посмотреть на раскрытие характеров героев, на вживание в роль, вообще - на актерскую работу главных героев. Потому что после просмотра документального фильма, это все встало на второй план - участники тех событий очень точно и четко описали все с ними произошедшее, и раскрыли свои характеры в полной мере, за что отдельное спасибо постановщикам документального фильма, ну, и участникам низкий поклон. Для меня было интересно посмотреть на ту среду, которая окружала парней, на те условия жизни, на отдельные зарисовки взаимоотношений между русскими и афганским миром. И вот тут режиссер сделал талантливейшую, возможно, гениальную работу, и только за это я ставлю 10 из 10. Потому что нельзя 12 из 10. Массовка, быт, вторые роли - все это выполнено настолько достоверно, что невозможно отвезти глаз. И я сопереживал каждому летчику, потому что видел и понимал, что происходит с ним и вокруг него, и верил во все происходящее на экране. Не благодаря игре актеров, а благодаря всему тому, что их окружало. Чтобы полностью понять всю прелесть фильма, я думаю, надо удосужится посмотреть 'Побег из Кандагара'. Документальный фильм, идет около получаса, очень интересный. Эти две киноленты друг друга дополняют. И становится понятно, что 'Кандагар' по-настоящему ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм, а 'Побег из Кандагара' - по-настоящему ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ фильм. Обе картины выполнены на высоком уровне, и вполне заслуживают высших оценок. Я считаю, что фильм стоит смотреть. Не смотря на всю тяжесть ситуации, фильм не нагружает. Все ровно, и честно. В конце фильма - 'хэппи-энд', за что, опять же, низкий поклон участникам тех событий. Эмоции переполняют. Хорошие, светлые чувства. Хороший фильм. 10 из 10

Andron
Andron11 января 2011 в 12:34
И всё?!

Вся шумиха из-за полуторачасовой зарисовки?! Ну, знаете ли… Такой сюжет (еще и со ссылкой на реальные события), такие актеры, такая реклама, в конце концов, – и всё ради столь невразумительной истории?! Считаю, это не просто «несерьезно», как я обычно выражаюсь, это смешно. Сложилось ощущение, что чертовски хотелось что-то сказать. Авторам, я имею в виду. Что-то очень возвышенное, пафосное (в хорошем, насколько это возможно, смысле слова), серьезное, всем и каждому понятное и т.п. Хотелось. А слов-то и не нашлось! Для меня лично весь фильм, его содержание, уместился в одну реплику героя А. Голубева. Когда он на вопрос журналиста («Чем Вы тут занимаетесь?»), в камеру, пытается что-то ответить и… не может. Ну, в футбол играем. Ну, сидим. «Ну, вот так как-то». Ей богу, то же самое и с фильмом. Начали вроде объяснять, зачем вообще (и, главное, кому) был нужен этот полет – не смогли. Невнятная болтовня про патроны, которые, якобы, то же самое, что и продукты с лекарствами – из серии, когда хорошо бы оправдать своего виноватого только потому, что он свой. Фальшь. Концентрат. Затем Коран. Одному можно, другому нельзя, третьему всё равно, но он не будет из принципа и т.д. Суета много, смысла – щепоть. Нет, оно, конечно, можно всё это додумать, развить и пр., но только фильм за это время уйдет далеко вперёд. Безвозвратно, что характерно. Личные взаимоотношения. Опять двадцать пять. Дулись, дулись друг на друга, потом враз всё забыли – будто и не было ничего. Вопрос: на кой тогда вообще было корчить из себя принципиальных и непримиримых? Не понимаю. И ведь чего не коснись – та же петрушка! Контуры проблемы обозначат и… благополучно к следующей переходят. Знай только на экране цифры меняют: 10, 30, 100, 300 дней плена. Как один миг пронеслись, такое ощущение. Никто и не заметил. А ведь, на минуточку, больше года так-то! Убедительно? Ощутимо? По-моему, ни капельки. Чья вина? Сдается мне, никак не актеров. Просто вместо чего-то длящегося, хотя бы отдаленно напоминающего процесс, на экране представлен набор открыток, фотографий. Слайд-шоу, так называемое. Это мы приехали, это мы разместились, это мы поругались и т.д. Ерунда, а не художественный фильм. Если бы не героико-патриотическая тематика (хотя, признаться, так и просится слово «псевдо» сюда, потому как не пойму я (из фильма не пойму, прошу заметить!), в чем конкретно тут героизм с патриотизмом заключаются, особенно если учесть, что летчиков местных таки начали обучать, а уж про «послесловие» о присвоении званий Героя России и говорить не приходится), вообще ловить нечего было бы, сдается мне. Конфликт двух героев – брутального – В. Машкова, который «по определению» (с недавних пор, во всяком случае) плохих играть не может, и мутного (опять же, исключительно «волею» режиссера, не потрудившегося должным образом раскрыть сущность персонажа, мотивы его поведения и т.д.) – А. Балуева – понятен. Это на поверхности. Для зрелищности, что называется. Хотелось бы, что и говорить, очевидным-то не ограничиваться. Дабы не возникало вопросов, подобных вынесенному в «заглавие» сего отзыва. Дабы не поднималась рука ставить 7 из 10

ProActor
ProActor27 февраля 2010 в 22:37
'Куда летим? - В небо!'

'Кандагар' - просто хорошее начало 2010 года для отечественной кино-индустрии. По крайней мере, как драма стоимостью 7 млн.$, фильм очень неплох и ставить крест на дальнейшей судьбе нашего кино после просмотра не захочется. С первых же кадров радует качество постановки и, естественно, актерский состав. В общем-то, не будь в главных ролях Машкова и Балуева, история про отважных летчиков вряд ли привлекла бы столько внимания, за счет которого 'Кандагар' даже начал потихоньку окупаться. правда, весь это подсчет цифр сборов - не самое главное. Понравилось то, что действительно заявленный подвиг без киношного пафоса и героизма таким и получился на экране. С другой стороны, получилось и так, что никаких особых переживаний без пресловутого героизма фильм не вызывает. Главные герои ведут себя настолько спокойно и уверенно, что вот ни разу не возникает чувства тревоги или опасения. А ведь летчики вроде бы провели 378 дней в аду (!). С точки зрения постановки тут не придраться - необычно красивые панорамные съемки, качественный монтаж, даже парочка эффектных сцен, которые даже не всегда бывают в западных военных драмах, вроде бы скучных сцен и нет. Но - самое странное, что ни разу нет ощущения, что заложники провели столько времени в каких-то невыносимых условиях. Хотя тут и зарастают бородой чуть ли не до пола, и психологически очень неприятно, когда рвут семейный альбом, или когда протыкают мячик. Но этого явно мало. И если бы не игра отличных актеров, смотреть на пребывание пятерых миролюбивых летчиков в недружелюбном Кандагаре стало бы очень скучно. Балуева в некоторых сценах просто не узнать, уж очень здорово ему подобрали бороду. Машков выглядит очень молодо и радует привычно короткими фразами ('че?'). Остальные - Панин, Голубев, Бенюк, даже не теряются на их фоне, в общем, с летчиками все удалось. С фанатиками-талибами, наоборот, не сложилось - ни вызывают ни злости, ни жалости, вообще ничего. Складывается ощущение, что управляет всем кто-то невидимый и недоступный, а они все лишь безобидные марионетки. С самолетом все красиво - что виды из кабины, что демонстрации взлета, как будто на этом сделан акцент. Из 'Кандагара' вообще получился красивый и неторопливый фильм, но пересматривать его почему-то не хочется. На мой взгляд - просто качественно поставленная драма на один просмотр, с отличными актерами и красивыми декорациями.

Rjvtnf
Rjvtnf7 февраля 2010 в 22:51
Душевно..

Фильм понравился. Хотя абсолютно объективно его оценивать сложно, так как за каждым героем стоит реальный человек, прошедший через афганский плен. Все кадры пронизаны желанием жить, вернуться домой, сохранять в себе надежду на то, что этот ужас когда-то кончится. Заодно это можно сказать большое спасибо создателям фильма. Финальный эпизод с угоном самолета иначе как 'Триумф' назвать не могу. Гордость за ребят, счастье, ликование - все перемешалось во мне и пробудило огромное желание после приезда домой поискать в интернете фотографии летчиков, их интервью, репортажи и видео о тех страшных днях и об освобождении из плена. Еще понравилось, что фильм продемонстрировал не просто сиюминутную улыбку удачи, которая помогла сбежать. Командир шел к своей цели день ото дня, собирая информацию о расположении вышек, орудий, военных самолетов и обо всем, что могло помочь или помешать осуществиться плану. Также среди плюсов картины могу назвать сглаживание националистических настроений. Нет однобокого представления ситуации, что 'мы хорошие', а 'они плохие'. Афганистан показан изнутри в первую очередь как совокупность людей, верований, культурных традиций, где каждый поступок имеет свой мотив и свою правду. Хотя, безусловно, оправдания насильственного лишения свободы быть не может. Что не понравилось. Не всегда были понятны мотивы поступков героев, а именно их бравада и 'храбристость'. Регулярные неприкрытые провокации в сторону вооруженных охранников, попытки побега по бескрайним лысым горам с одной бутылкой воды, кидание камней в талибов с автоматами, мордобой из-за отнимания ими же личных вещей... выглядит это то ли бесконечно глупо, то ли просто искусственно, впрочем, как и резиновое терпение афганцев. Также некоторые моменты были недостаточно прояснены. Например, внезапная бомбежка города и 'спасение' летчиков талибами путем перевоза в другое место. Как оказалось из документального фильма, это была попытка наших войск освободить летчиков, и что б не допустить этого, боевики их просто перепрятали.. В любом случае, спасибо создателям фильма за то, что благодаря ему мир вспомнит (а кто-то и узнает) о наших летчиках, об их воле к свободе, о желании жить, о том, как они в практически полной безнадеге не сломались, а шли к своей цели и смогли осуществить невозможное.

Ortega-y-Gasett
Ortega-y-Gasett5 февраля 2010 в 06:58
Не перевелись еще русские герои

Чем русские режиссеры могут похвалиться перед Голливудом? Естественно, что изображением военной интриги и патриотическими образами русских героев. Фильм Андрея Кавун «Кандагар» рассказывает как раз о таких русских, находящихся на грани войны. К тому же обращает на себя внимание то, что фильм во многом документальный, основанный на реальной истории. В отличие от иностранных суперменов, русскому не обязательно быть круче всех, а главное – сохранять бодрость духа, веру в Россию и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Пятеро русских пилотов попадают в Кандагар, где, лишившись абсолютно всего, им предстоит пройти тяжкий путь самопознания. Русские пилоты оказались на самом краю жизни, когда действительность – это палач в образе бормочущего что-то на непонятном языке и машущего автоматом фанатика-талиба. В сложившейся ситуации выжить можно только вместе и только вспоминая о самом лучшем, что было. Важно, чтобы было, что вспоминать. Фильм не столько об Афганистане, сколько о философском осмыслении путей развития России. Режиссер как бы говорит: «Я Вам не буду ничего говорить, а лучше покажу». Именно поэтому в фильме очень мало сюжета и много бытовых, на первый взгляд малозначимых, сцен. Можно сказать, что весь фильм состоит из бытовухи, приправленной визуальным рядом патриотических философских идей. Кандагар не просто город, а огромный мрачный лабиринт-тупик, в котором человек может потерять себя. Режиссер поднимает важные проблемы для современного россиянина – мужественность, патриотизм, национальное достоинство, мужская дружба, человечность и с этих категорий «проверяет» своих героев. По контрасту с талибами закадрово в фильме показана упадническая Россия, которая находится где-то далеко и «рубит сук, на котором сидит». В Афганистане «Россия – это Мы», как говорит персонаж Александра Балуева. Эту человеческую Россию режиссер ставит в идеал и пытается всячески спасти, ведь «наша Russia» давно забыла своих героев. Кавун создал весьма привлекательные типичные образы русских героев, которые даже в самых страшных моментах радуются какой-то незначительной безделке или маленьким человеческим радостям. В таких тонких эмоциональных моментах проявляется вся русскость. Фильм буквально в каждом кадре проникнут этой русскостью, которая иностранцам кажется диковатой и причудливой. Талибы с интересом наблюдают за жизнью русских и не понимают, что же наши делают, а наши просто пытаются не падать духом. Образы русских лишены страха, только отвага движет их вперед, потому не случаен выбор столь звездного ансамбля актеров. Наверное, каждый уважающий себя актер хотел бы сняться в образе такого героя, как персонаж Балуева или Машкова. Они вышли очень колоритными и живыми. В интригу звездного актерского ансамбля Кавун вплетает представителя молодой киноволны – Александра Голубева. Его кинообраз получился очень удачным. В нем соединены бунтарские порывы, безответственность и вся «желчь» молодого поколения. На протяжении всего фильма он выступает учеником жизни у матерых героев. Ведь за ним стоит вся Россия. В целом фильм получился очень эмоциональным и морализаторским. Все свои идеи режиссер в большей степени воплотил в визуальном ряде и актерской игре. Именно поэтому фильм стоит посмотреть. Не случайно кульминацией действия служат скупые мужские слезы. Идеально белые рубашки героев до конца фильма так и остаются белыми, что весьма переиграно и гламурно. В фильме не показаны страшные сцены, как на них настраивала реклама фильма. Все рекламные ужасы пленной жизни героев весьма преувеличены, на деле они получились миниатюрны. Есть, конечно, и яркие моменты, но они не новы и неоднократно уже проигрывались в русском киноискусстве. Ничем сверхинтересным фильм не поражает, а просто заставляет задуматься о том, кто Мы и что Мы делаем со своей страной и своей жизнью.

Кинопоиск
Кинопоиск6 февраля 2010 в 11:14
Спасение утопающих дело рук самих утопающих

Большинство кинолюбителей, увидев название и грозный постер нового российского фильма, могут ошибочно (но вполне объяснимо) воспринять его как новый экшн военного характера. С постоянной стрельбой и взрывами, бомбежками и кровью… и все это после, и по причине, уже нашумевших и не без успешных фильмов - «9 рота» Федора Бондарчука, и «Грозовые Врата» Андрея Малюкова. Но хочу сразу обратить внимание большинства и огорчить (для тех, кто не любит читать анонсы и сюжет)… в фильме есть стрельба и взрывы, бомбежки и даже местами напряжение, но вот экшна и драматизма, к которому мы так привыкли, нет. Нет, и все. Но, не спешите судить строго и преждевременно. Ведь главная загвоздка и причина не в умении режиссера, и творческого опыта сценариста, все проще (или сложнее). Фильм снят по реальным событиям, что происходили в 1995 году в Афганистане. Впрочем, кого не отпугнуло то, что экшном там и не пахнет, могут смело смотреть фильм – ведь посмотреть есть на что. Первое, браво режиссеру за подбор актеров. Пятерка главных действующих лиц (хотя по реальным событиям их должно было быть шестеро), подобраны прекрасно. Балуев, Машков, Панин, Бенюк, Голубев… четверо из них, уже давно заслужили «звезду на Алее». Чего только стоит один Машков... только ради этого актера уже стоит посмотреть фильм. Харизматичный и яркий Владимир Машков, привлек мое внимание давно, блестяще сыграв в фильме «Вор», а его работа в «Ликвидации» Сергея Урсуляка заслуживает не просто похвал, но минимум мирового признания. Так и в данной картине он себе не изменил, и типаж героя, которого он сыграл – вспыльчивого, своенравного и горделивого второго пилота, был ярко обрамлен талантом и харизмой актера. Как всегда, браво Машков! О работе режиссера сложно судить… ведь он работал в рамках «реально произошедших событий». Где выдумка, а где правда, узнают лишь герои тех событий. Но все же видно, по некоторым эпизодам, как например эпизод с гранатой или братанием под дождем, что Андрей Кавун пытался привнести в реалии немного художественной палитры и добавить фильму творческих зарисовок. Что-то удалось, а что-то нет – это уже судить критикам. Второе, хотелось бы выделить работу оператора и музыкальное оформление. Не смотря на всю сухость сюжета, оператор старался работать так же творчески и не стандартно. Прекрасные панорамные съемки местности и не обычный подход к ракурсу съемки ключевых эпизодов, украшают и наполняют фильм. Звуковое оформление и музыка, достаточно гармонично вписываться в картину. Ничто не выпадает и не отвлекает. Музыка позволяет, как расслабиться, так и добавляет напряжение в соответствующие моменты. Не плохо, очень даже не плохо. Картина снята добротно, хотя конечно не без помарок. Но и грубо винить режиссера и сценаристов, не стоит. Если посмотреть с другой стороны, режиссер из ничего (сюжет) сделал целый фильм. Но конечно это не является оправданием. Главные минусы, как по мне, недостаток драматизма и сухость сценария. С такими актерами и их талантами, можно было добавить больше диалогов и динамики, чтобы оживить картинку… чего-то не хватает. Но что вышло, то вышло. Данная картина, попытка современного российского кинематографа экранизировать подвиг в современных реалиях. А насколько она была удачной, объективно смогут судить герои этой истории, а субъективно – кассовые сборы.

+44
+448 февраля 2010 в 07:42

Истории, основанные на реальных фактах, всегда были ходовым товаром среди кинематографистов, поэтому каждый опыт экранизации событий требовал лишь правильного определения сути конфликта. Найти её хорошему режиссеру «Охоты на Пиранью» Андрею Кавуну не составило труда, тогда как умения растолковать острые углы непростых отношений захваченных в Кандагаре лётчиков ему не хватило. Ну да, персонажи разные по характеру. Ну да, капитан, на которого все смотрят, не предпринял усилий ради досрочного освобождения из плена. Но это только завязка истории, а развивать её нужно постоянной борьбой конфликтующих героев. И ни сколько не сидением по разным углам кишлака и описанием нелёгких будней под палящим солнцем Афганистана, а постоянным обменом ударов, точек зрения, колкостей и упрёков. Кому как угодно – лишь бы было интересно. При всём этом в кадре постоянно шастают коллеги захваченного экипажа, консулы, журналисты и международные наблюдатели, которые пленных не пытаются выручить и те, в свою очередь, не обращаются к ним за помощью. А вот родственников, которые могли усилить драматическое начало фильма, ни разу не показали. Если всем указанным лицам наплевать на судьбу героев, то их многочисленным женам, детям, тёщам и тестям жизни близких людей явно были не безразличны. Актёры для фильма подобраны сильные, опытные и почти все знаменитые. Поставить им задачи, которые они должны выполнить на четырёх квадратных метрах затхлого дворика непросто даже мэтрам, умеющим делать это лёгкой рукой. В Кандагаре каждый герой существует сам по себе не по причине разобщённости интересов, а потому что достойного материала в сценарии не нашлось. Лётчикам Владимиру Машкову, Александру Балуеву и Андрею Панину по статусу их физиономий положено разыгрывать спектакль покруче шекспировских трагедий, вместо этого они тратят свой потенциал на изображение безразличия к самим себе и зрителю, который ждёт от них всплеска эмоций и ярко выраженных физических действий в борьбе за собственные жизни. Не став хорошей драмой, Кандагар только к финалу становится хотя бы слабым подобием боевика.

DRoon4iK
DRoon4iK21 мая 2010 в 13:21
Шаг влево, шаг вправо...

So patriotic Ругать фильмы родом из России - это уже совсем неинтересно, не модно и не круто. Хочется просто устало отмахнуться. Лично я не могу вспомнить ни одного по-настоящему удачного фильма начиная с конца девяностых (в первую очередь имею в виду творчество Балабанова, который нынче снимает только жесткий артхаус, да такой, что упаси Боже). В чем причина-то? Что ж нам все мусор-то всякий подсовывают? Грубо говоря, в современном отечественном кинематографе наблюдается всего две тенденции: мейнстрим-плагиат (безжалостное слизывание Голливудских, подчас не самых удачных, картин, где неудобоваримо все, кроме экшена) и артхаус-чернуха (про суровую жизнь нашего любимого социального дна). Все остальное - лишь небольшие отступления. Из 'Кандагара' можно было сделать любую историю, максимально отдалившись от этих шаблонов. Но, увы, опять не сложилось. 378 суток После небольшого вступления (Машков удирает от погони и нашим героям впаривают 'совсем не оружие' в качестве груза) действие переносится на тот самый злополучный (или спасительный?) самолет. Взлет. Голубое небо. Белоснежные облака. Пять членов экипажа. Разговоры, профессиональные и не очень. Ничто не предвещало трагедии. Дальше - вынуждение к посадке, плен, чужая страна и чужие люди, долгие дни ожидания... Сразу скажу, что оцениваю только фильм, а никак не реальную ситуацию 1995 года, поскольку картина имеет к ней крайне посредственное отношение. Очевидно, когда имеешь дело с историческими фактами, очень хочется наврать. Основное действо будет разворачиваться, разумеется, в той самой афганской деревне, где удерживали наших героических летчиков. Тут надо сразу отметить, что это вроде как драма, так что особо жестоких военных действий ожидать не стоит. Правда, спецэффекты тут все же есть, и они весьма неплохи (хорошая сцена бомбежки и в целом эффектно обставленный побег в конце). Избавившись от предрассудка, что это боевик, сидим и ждем драмы. Ждем все экранные 378 дней, но так толком и не дождемся. Во-первых, не верится, что нашим летчикам действительно было тяжело в плену. Их держали в относительно хороших условиях, всегда была еда и вода и никакого физического насилия. Ключевые драматические эпизоды лично у меня должных эмоций не вызывали (кого напугаешь проколотым мячиком, разорванным альбомом и хождением босиком?). Во-вторых, тут явная проблема с сопереживанием персонажам. Пока летчики под 'строгим' присмотром гоняют мяч, играют в карты и вкусно завтракают, наши же самолеты бомбят дома афганских мирных жителей, а речь того мужчины с закрытым лицом несет в себе вполне рациональные зерна. Поэтому когда 'наши' все-таки поднимаются в голубое небо, испытываешь не облегчение, а, скорее, недоумение из которого вытягивает разве что динамичный саундтрек. Актеры - вот кого тут действительно жалко. Мне вообще очень обидно за наших актеров. Панин - это же вообще уникальный типаж, с его голосом роль любого злобного гения у него в кармане. Машков - так отжигал в 'Охоте на пиранью', что создавалось ощущение просмотра реального блокбастера (у 'Кандагара' с 'Пираньей' общий режиссер). Балуева я не очень люблю, но внешность у него как минимум колоритная. Жили бы они в США, заимели бы уже себе по паре Оскаров. В России им только и остается, что перекочевывать из одного провального проекта в другой, надеясь, что хоть когда-нибудь хорошее кино у нас перестанет быть чем-то недостижимым. И что в итоге? 'Кандагар' - это от силы троечное кино. Многие любят говорить, что, мол, в России все по-другому, и сравнивать нас с Западом глупо. А потом они обычно завышают оценку и говорят, что 'это в учет будущих достижений, дальше лучше будет'. Не будет. По крайней мере, пока главной целью наших режиссеров не станет снимать именно кино, а не 'срубить бабла' и 'донести собственное новаторское видение'. Но 'Кандагар'-то как раз таки выбивается из общей кучи, он 'троечный' и по меркам Голливуда тоже. А это уже неплохо. Там и в разы хуже снимают. Вопрос в том, нужна ли вообще нам эта конкуренция. Лично я бы просто хотел увидеть российский фильм без каких-либо оглядок на Голливуд, без лишнего пафоса и плагиата, с нормальным сценарием и режиссурой. Неужели это так уж много? Оценка 5 из 10