Ценность мультипликационных фильмов зачастую выявлялась на практике не только техническими, но и духовными причинами. Когда-то в прошлом анимация прочно ассоциировалась с потребностью уводить людей от проблем в заоблачный мир счастья, мягко внушая быть добрыми и великодушными. Многие современные мультики на практике отнюдь не беспощадны к человеку, выставляя его в кривом зеркале общественной жизни со всеми пороками и буквально вынуждая рассматривать там своё уродство. Homo sapiens, как носитель добра и зла, давно уже стал эпохальной темой для отдельных сюжетов, начиная от незабвенной повести «Двойник» Достоевского, оказавшей влияние на целый ряд авторов, в первую очередь, Роберта Льюиса Стивенсона с его неоднократно экранизировавшимся «Доктором Джекиллом…». Но в случае «Идиотов и ангелов», созданных известным мультипликатором Биллом Плимптоном, на этот процесс предлагается посмотреть уже более свежим взглядом третьего тысячелетия. Карикатурная основа «Идиотов и ангелов», на первый взгляд, выглядит незатейливо: мрачноватые улицы, по которым движутся автомобили, похожие на пушистых собак одной и той же породы; однотипные и злые лица людей; монотонная повседневность и серость города N. В нём не живёт, а существует главный персонаж мультфильма, и каждый день затачивает его и без того скверный нрав до острого напряжения натянутых нервов, готовых порваться в любой момент. Словно намекая на почти полное отсутствие ценностей у этого субъекта, публике демонстрируют единственную его радость – каждодневные походы в бар. Внутри сего заведения с обывателем происходят определённые перемены, а в некоторых действиях проскальзывают вполне лирические мотивы. Здоровое чувство скепсиса подсказывает, что всё совсем не так, ибо известно, что алкоголь может делать с людьми. Но расстояние между ангелом и бесом на поверку оказывается не таким уж длинным, сама же трансформация будет длиться бесконечно долго. В структурном отношении мультфильм, как морская вода, содержит множество острых социальных рифов, покрытых густыми слоями клишированного чёрного юмора. Под раздачу попадают практически все актуальные проблемы человечества, причём, больше других достаётся вечной теме. Привычная предметная символика в виде креста или иконы остаётся в стороне, с успехом заменяясь не менее характерными ангельскими крыльями, на получение которых, оказывается, не нужна даже индульгенция. При всей специфичности, «Идиоты и ангелы» представляют собой почти идеальное соотношение между гротеском и бытовой парадигмой как двумя равноценными явлениями. Они остаются параллельными друг другу до самого финала, к которому зритель подходит не перегруженным или оболваненным, а готовым спроецировать увиденное на себя и заполнить наполовину пустой сосуд личным духовным потенциалом. Не один раз мультфильм выдаст скорбные ноты реквиема по искренней любви и чувствам, чтобы в следующем моменте успешно воплотить их в счастливой симфонии, посвящённой Жизни и Смерти. Не раз и не два раза кто-то из оркестра сфальшивит, действие потеряет стройность, но дирижёр Плимптон всякий раз оригинальным образом будет находить счастливое решение и делиться им со всем миром.
Я пришел к рассвету с пустым, черствым сердцем, Никуда от злобы уже не деться, Нужно встать, торопливо помыться, одеться, Вместо этого швыряю в окно будильник. Ни покоя в нарисованном карандашом мире, Ни порядка в серой, убогой квартире, И нет вкуса в противном на завтрак кефире. С шумом захлопываю холодильник. Когда вы закончите это читать, крылья у вас за спиной отрастут еще на пять уродливых сантиметров. Вы подойдете к зеркалу и увидите, что ваше лицо стало еще более угрюмым и некрасивым. Палитра цветов так и останется молочно-блевотного цвета. Не тешьте себя иллюзиями о дядьке, который сидит на облаке и тратит бесконечное существование на любовь к вам. Оглянитесь. Посмотрите на тех, кому суждено подрабатывать ангелами у всевышнего. При таком раскладе мир обречен на исцеление, которого здесь никто не хотел. Просто для справки: вас никто не заставляет это читать. Вас никто не звал в страну Идиотов. Вы можете смело сваливать обратно в свое обиталище. Ах, проклятое ремесло святого. Не вижу в людях ничего такого, Чтобы спасать их от рока злого. Потерять серость в разы хуже, Чем этой серостью наслаждаться, Умирать от дозы шизорадиации И за икону наивно хвататься. Все равно все помрем на стуже. Просто для справки: вас предупреждали. Всех вас, полоумных, предупреждали о том, что это не увлекательная экскурсия и не поход в музей. Местные жители не отличают одно здание от другого, потому что все постройки одинаково похожи на раскисшие под дождем, медленно гниющие картонные коробки с тухлой людской начинкой. Условные машины двигаются по условным дорогам, пренебрегая условными правилами движения. Условные проблемы все равно приведут вас в полупустой мрачный бар, где вы будете продолжать свое условное личностное разложение. Я вообще отношусь с недоверьем к ближним. Оскорбляю бар пьяной глоткой лишней. В довершенье всего оскорбляю личным: Парой крыльев доставшихся мне в проклятье. Они считают меня убогим, Еще немного и вытрут ноги. Хотя не вижу себя жестоким, Мечтаю распять большинство приятелей. Запоминайте простые правила. Первое: вы не лучше окружающих вас тварей. Второе: вы действительно ничем не лучше этих нарисованных жалких уродцев, которые суетливо копошатся в общей навозной куче и радуются бабочке в оковах, совсем как дети. Третье: творить добрые дела совсем не приятно и уж никак не почетно. Четвертое: полет нельзя отождествлять с легкостью и величием. Пятое: все пытки, изобретенные древними народами, покажутся вам безболезненными в сравнении с ощущением того, что внутри вас борется за жизнь росток добра. И просто для справки: в этом мире чтят Бродского, ибо нельзя отрицать его правоту и действенность принципа не-выходи-из-комнаты. Лучше слиться по цвету с обоями, чем спасать мир в очередной бесполезный раз. Я вижу в стакане себя несчастного, Бьюсь в агонии от всего прекрасного, Не смотрю на тонкие струйки красного - Застрелили хозяина мрачного бара. Крылья несут вперед в непонятной тряске, Я спокойно жил много лет без ласки, И по-прежнему не буду верить в сказки, Даже с доказательством Божьего дара. У страны Идиотов есть хозяин. Творец - Билл Плимптон - утверждает минималистически-простые истины, которые, если честно, вряд ли вам помогут по возвращении в свой мир, гораздо более яркий и правильный, как вам покажется. Просто для справки: нести добро гораздо сложнее, чем вам казалось в детстве. Большинство людей инстинктивно противится любым светлым началам. Просто для справки: не у всех ангелов есть золотистые кудряшки и бездонные аквамариновые глазки с пушистыми ресничками. Вы бы очень удивились, обнаружив у себя на спине два отростка в перьях. Просто для справки: вы бы удивились еще сильнее, если бы узнали, что они там действительно есть. Это - основа любой известной гармонии. Единение с бездной Порождает облик чудесный и честный. Не знаю, как много во мне святого. Казалось бы, зло непобедимо, По Библии же искоренимо, Борьба не бессмысленна, и, вестимо, В ангела можно обратить любого.
Что ж, фильм 'Идиоты и ангелы'... Мне очень понравилась стилистика. Понравилось музыкальное сопровождение, фактическое отсутствие текста. Только сюжет, звуки жизни героев и музыка. Понравилась передача атмосферы городского дна: жители пыльного, серого города за неимением других способов развлечься тратят свое время и деньги в барах, приставая к симпатичным девушкам. Каждый живет своими 'мечтами' и каждый из них своего рода идиот. Выделим самых важных: Во-первых, главный герой, который внезапно обнаруживает у себя крылья, а затем и совесть; Во-вторых, жадный Барт - хозяин бара; В-третьих, его миловидная супруга, которая сначала терпеть не может главного героя, а потом вдруг в него влюбляется. К городскому дну не относится; В-четвертых, сумасшедший хирург, которому не терпится заработать состояние на людях и конкретно на крыльях главного героя (и конечно же закрутить роман с медсестрой); И, наконец, в-пятых, пышная дама в розовом платье. Наверняка она несла какую-то смысловую нагрузку, но я, увы, ее не уловила. Хотя... Да, она тоже представитель городского дна. Только женского пола. Буду честна, сначала не поняла, каким образом супруга Барта вдруг влюбилась в главного героя. Это же сложный процесс... Если борьба главного героя со своей ангельской сущностью была более-менее освещена, то возникновение чувства, причем взаимного, - не очень. Как-то все мгновенно произошло. Еще не совсем поняла, имела ли место операция по пересадке позвоночника с крыльями? И каким образом прижились крылья? Зачем красить крылья в черный? И множество других вопросов мучили меня во время просмотра. А ответ прост: Ее Величество Метафора и Его Святейшество Гротеск. Именно на них и держится весь фильм. И держится несколько шатко - стоит притронуться, и вся композиция развалится. Может быть, в этом есть своя прелесть. Но, на мой взгляд, фильм 'Идиоты и ангелы' не достиг планки, которую заявил. Общий итог: пыль, серость, идиоты, крылья, городское дно, алкоголь, стресс, жадность, гротеск и метафоры, любовь, совесть, пышная дама в розовом платье. И немного реальности. К просмотру рекомендуется, но гарантий, что понравится, сами понимаете, никто не дает. 4 из 10
Человек, как существо, уже давно сформировалось и смирилось с тем, что летать ему не суждено. Лишь птицы и мифические создания, к примеру, ангелы, могут порхать в облаках, вдалеке от людских проблем. Но порой случаются исключения и бесценный шанс дается земному организму, далекому от совершенства… Мультипликатор Билл Плимптон создал немало разных короткометражек и всего несколько полнометражных фильмов, в которых затрагивал разные социальные проблемы, критикуя и насмехаясь над человеческими пороками. Данная история рассказывает об одном человеке с каменным сердцем, которому некие силы послали сущее наказание – два ангельских крыла, выросшие из его спины. Удивительно, что подобный подарок судьбы выпадает именно такому главному герою, ведь чем больше мы с ним знакомимся, тем больше ужасает его характер. Для него ничего не стоит кого-то оскорбить, ударить или даже изнасиловать. И тут из его плеч вырастают белоснежные крылья, которые больше бы подошли какому-то доброму человеку, способному принять их и использовать разумно. Но это теперь его ноша, его судьба, чтобы он с ними не делал. Поразительно, как быстро этот негодяй превращается в жертву обстоятельств. Ведь даже врач рассматривает его физический недостаток, как возможную сенсацию, которая принесет ему известность и немалую прибыль. Сами же крылья являются не столько дополнением к этому пропащему человеку, сколько отличаются способностью мыслить независимо, будто в них сосредоточена некая сила. Причем сила эта, в отличие от главного героя, является чистым добром. Поэтому очень больно смотреть, как он пытается убить единственное хорошее, что в нем есть. Тем не менее, эти «ненужные отростки», которые доставляют ему столько неудобств, постепенно начинают его перевоспитывать. Каждого второпланового персонажа режиссер Билл Плимптон показывает страшным грешником, а в такую компанию ангел уж точно не вписывается. Зато главный герой чувствует себя в этом убогом баре своим человеком. Алчный Барт, несчастливая жена, случайные посетители с криминальными наклонностями – многие из них не имеют ни малейшего шанса стать хотя бы чуточку лучше. А то, что вытворяет владелец бара под конец данной истории, является верхом жестокости. Мультфильм показывает, что даже в безнадежном человеке может скрываться способность творить добро. Закономерно это относится далеко не к каждому негодяю. Режиссер вместе с четырьмя художниками хорошо поработал над художественным воплощением истории, создав темную, иногда даже отвратительную атмосферу безысходности и безнаказанности. Но тот лучик надежды, чьим символом являются крылья, играет очень важную роль. За все время здесь не сказано ни одного слова, за исключением нескольких возгласов и очень противного смеха, который делает обитателей бара еще менее привлекательными; а прекрасные грустные мелодии заменяют диалоги. Финал может неоднократно удивить и шокировать, но в этом и вся уникальность этого философского мультфильма, предназначенного отнюдь не для детей. Наличие крыльев еще не означает наличие ангельского характера. Но и бесследным их присутствие оказаться не может.
Есть мультики для детей, а есть для взрослых. Есть простые как три рубля, а есть и вовсе одухотворенные натуры. Одни цензура позволяет показывать детям, а другие категорически нет. «Идиоты и ангелы» Билла Плимптона как раз представляет собой самый сложный случай в этих бинарных парах, когда ни детям не показать, не расслабиться, и вообще требуется интеллектуально напрячься и пытаться воспринимать нестандартную анимацию с не самыми ординарными идеями. «Идиоты и ангелы» - чудаковатая, нарисованная карандашом притча об одном скверном пьянчужке, у которого однажды утром выросли ангельские крылья, и как бы он не пытался избавиться от этого «уродства», на следующий день крылья отрастали вновь. Причем они не были ниспосланным небом аксессуаром, а жили какой-то своей осознанной жизнью, манипулируя пьянчугой, и заставляя его совершать благие дела. Сам же он до этого прославился лишь тем, что подорвал чужую машину, грубо обращался с животными и людьми, не работал, по-черному пил, и вообще был как человек неопрятный и неприятный. Кто-то из окружающих его людей увидел в крыльях способ прославиться, кто-то воспользовался неожиданной добротой пьянчуги, но, кажется, вместе с ангельскими крыльями в нем сам начал потихоньку просыпаться ангел. Говорят, Билл Плимптон очень талантливый мультипликатор. Говорят, он разрушает стереотипы. В «Идиотах и ангелах» он верит доброе начало человека, и сколько бы тот не стремился в себе его истребить, сколько бы ущербные люди не потешались над проявлениями добра, оно все равно окажется в человеке сильнее. Иногда, конечно, злодеи побеждают, и даже притворяются хорошими, но справедливость всегда-всегда торжествует: герой в самый последний момент делает правильный выбор, побеждает злодеев и спасает принцессу. В «Идиотах и ангелах» излагаются очень простые и хрестоматийные вещи, пропущенные через призму жизни городского дна, где обычно всё всегда кончается плохо, и для хэппи-энда нужно настоящее чудо. К тому же, рассказать о добре и справедливости так, чтобы это было свежо, нужно иметь особое видение и талант. Плимптон рискует тем, что соединяет поэзию и грязь, или, пользуясь названием фильма Мадонны, грязь и мудрость. Титаническими усилиями он извлекает из серого мира крупицы света, и здесь даже ангельские крылья, как символ первородной чистоты, не превращают персонажей одним взмахом в святых. Скорее наоборот, крылья сами превращаются в отдельный персонаж, то ведущий, то ведомый. В основе же «Идиоты и ангелы», не смотря на депрессивную подачу, очень позитивны. Они о вечности, о добре и зле, и воскресении. Правда, такого воскресения вы уж точно не видели.
Это была довольно дешевая и заурядная забегаловка. Настолько дешевая и заурядная, что если б я вдруг написал это слово через «и» никто бы не обиделся. В действительности она бы тогда хоть чем-то выделилась из ряда себе подобных. Я отстраненно мешал сахар в кофе, задумываться о чем-то не было ни малейшего повода. «Не угостите личным временем?»- спросил Он. Я с интересом оторвал взгляд от чашки. Крупные черты лица, большие голубые глаза и всклокоченные волосы. Он напоминал большого ребенка, а может взрослого, которому не хочется взрослеть. «А что взамен?» - я подпер кулаком щеку. «История, конечно же» - живо отозвался Он. Я взглянул на часы. Что ж, я мог найти лишних полтора часа. - Его звали Ангел, - начал Он свой рассказ, рисуя что-то в блокноте. – Странное имя для человека с такими моральными принципами как у него. В нем не было ничего святого, торговец оружием с садистскими замашками. Конечно, можно все списать на общество вокруг, мол, ежедневная борьба за парковку, серый унылый бар, люди с извращенным ощущением прекрасного, способные опошлить даже взмах крыльев мотылька. Но тогда как объяснить то, что по соседству в этом мире существовала Она. Она ничем не примечательная поначалу, кажущаяся такой же, как все. Она работала в баре, как две капли воды похожем на этот. Минимум обслуживающего персонала: хозяин-бармен, билетерша возле туалета, да Она – жена хозяина и уборщица в одном лице. Но, не смотря на окружение, грязь к ней, казалось, не липла. И если их тела были пристанищем душ, то ее душа была самой утонченной и хрупкой из всех. Ангел любил проводить время в этой забегаловке, срывая накопившуюся за день злобу на окружающих. И так повторялось изо дня в день, и неизвестно, сколько бы еще продолжалось, если б не этот странный случай. А случай вышел действительно презабавный. Не знаю, был ли в том перст судьбы или у кого-то наверху весьма специфическое чувство юмора, но у Ангела начали расти крылья, настоящие ангельские крылья. Сказать, что они ему были не нужны, значит, совсем ничего не сказать. Он пытался их сбрить, вырвать, но все в пустую. Как будто кто-то пытался сказать, что частичка чего-то чистого есть даже в таком негодяе как Ангел. В его глазах поселилось отчаяние. А как бы вы себя чувствовали на его месте, превращаясь в ангела помимо своей воли? А вокруг все смеялись, как смеются над балаганными уродцами. И только Она отнеслась к нему с пониманием. Он не был для нее забавной нелепой зверушкой, он был несчастным и одиноким человеком. Возможно, таким же человеком, каким в глубине души была Она. Сейчас мне кажется, что во всей этой истории Она одна была настоящим ангелом. Как там было у Шекспира? «Она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним». Очень точное описание ситуации. Потому Ангел и вступился за нее, и этот поступок, возможно первый хороший поступок, совершенный по собственной воле, что-то изменил в нем. Он замолчал. Кто-то запустил музыкальный центр, пылившийся в углу. - Вам не нравится Игги Поп?- поинтересовался я. - Мне Том Уэйтс как-то ближе, - честно сознался Он. – Талантлив, но прост в общении. И ведет себя совсем не как звезда. Мне нравится лиричная музыка, и в принципе не так уж важно что это – шансонные напевы «Пинк Мартини» или церковный хор. Забавно, я помню музыку, которую играли в том баре, так как если бы она была осязаемой, но совершенно не помню голосов посетителей. Возможно слова, произнесенные ими, только бы все испортили. А так, история приобретает почти притчевые интонации. - Так что же случилось дальше с Ангелом? – прервал я его размышления о музыке. - Что дальше? Ну, все довольно банально. Этот мир устроен так, что всегда найдутся идиоты, мечтающие о безграничной власти. А крылья дают такую власть. Вы даже не представляете, на что способны сегодняшние хирурги за должное вознаграждение. Ангелу правда пришлось не сладко, но когда воюешь за власть – цель оправдывает средства. Жаль, конечно. Хотя, в каком-то метафизическом смысле его можно причислить к мученикам. И, конечно же, коль наш рассказ пестрит отсылками к библейской тематике, все закончится Армагеддоном. Пусть небольшим, карманным Армагеддоном, в пределах нескольких человеческих жизней. – Он подмигнул. – Но тот, кто смог осознать смысл этой жизни будет вознагражден. Я с интересом заглянул в Его блокнот. Манера рисунка показалась мне довольно знакомой. «Забавные картинки», - заметил я. «Спасибо», - ответил Он с улыбкой. «Боссам с Mtv, они тоже нравятся. Потому и покупают их за приличные деньги». «Не очень похоже на эмтивишные ролики. Слишком монохромно, что ли», - признался я. «Надо же когда-нибудь взрослеть», - подытожил Он наш разговор. «Всего хорошего», - махнул я рукой на прощание. Я шел по улице и думал об услышанном. Этот мир так похож на наш, мир в котором крылья достаются подлецам, а ангелы моют полы. И если подумать, то крылья это всего лишь лоск, внешняя атрибутика, настоящая вера она где-то глубоко в душе. Рассказанная история вышла очень уж личной, серьезной, взрослой. «Но надо же когда-нибудь взрослеть». 10 из 10
'Это не совсем то, к чему вы привыкли, это не Disney, не DreamWorks и не Pixar. Здесь есть секс, эротика, грязь'. Хоть интернет и дал возможность многим уже посмотреть эту ленту, официальный ее прокат в России только-только стартовал с подачи самого режиссера, Билла Плимптона, представившего свое детище в кинотеатре 'Пионер'. Суть его приветственных слов, не на шутку заинтриговавших пришедшую публику, еще тогда показалась мне идеальным эпиграфом к будущей рецензии. 'Идиоты и ангелы' произвели на меня сильное впечатление. Поначалу стиль рисунка - в чем-то с элементами примитивизма - немного отпугивает, но очень быстро на первый план выходят идеи, смыслы, и манера письма постепенно кажется все более и более подходящей. Ближе к концу я словил себя на мысли, что ощущаю парадоксальное, но очевидное родство образного строя и цветовых решений картины как со стилем Юрия Норштейна ('Сказка сказок', 'Ежик в тумане'), так и с приемами рисовки Сильвена Шоме. От Норштейна, кажется, унаследована и удивительная взаимосвязь музыки с изображением, на уровне сакрального, многослойная гармония чего-то необъяснимого, произнесенного шепотом. А от Шоме - еще и некоторые графические особенности (человеческие контуры, например), плюс психоделически грустный - на грани сумасшествия - аромат. Даже если это спорно, ибо субъективно, думаю, такие параллели неслучайны. Некоторые сцены особенно живо всплывают в моей памяти, как, например, связанные с полетом фантазии персонажей. До чего же разное воображение у каждого из них! При виде крыльев у завсегдатаев бара возникают свои ассоциации, но все мечтают об одном: как-то оторваться от будничности. Кто грезит о славе и богатстве, кто - об утерянной молодости, а кто - о счастье... Поразила проработка деталей, тонких психологических штрихов (птички, напитки в баре, эротические эвфемизмы, автомобильные и медицинские аллюзии). Предельно попадающие в цель наблюдения Плимптона, остроумные и терпкие. И надо сказать, не каждый режиссер смог бы передать такую палитру мыслей и одновременно обойтись без текста: да, герои этого 'мультфильма' (в данном случае, не самое подходящее жанровое определение) не произносят ни слова, но мы прекрасно понимаем, что они хотят сказать, о чем думают. Бесподобная реализация такой сложной, не самой типичной художественной задачи выдает руку мастера. Не могу не отметить блестящее звуковое оформление. Использование разных стилей и направлений как будто раздвигает грани понимания, делает сюжет и идею 'Идиотов и ангелов' более универсальными, не привязанными к какой-то определенной стране, культуре. Чем-то сродни мистическому откровению кажется мне внезапно и ниоткуда, но в то же время - так к месту появляющееся русское духовное песнопение, имитирующее звучание соборной акустики. Лейтмотивом же звучит щемяще-грустное, но и издевательски подмигивающее, как сама жизнь, насвистывание. Но самое главное, чем цепляет картина - это ее концепция, или, как бы написали наши эмпайровские бумагомаратели, 'месседж'. Не буду раскрывать здесь его содержание, это после просмотра каждый сделает лучше меня. Нужно всего лишь смотреть, вглядываться, вслушиваться, и тогда только черствый человек не сможет ощутить трепет и чистоту этого анимационного чуда!
«Идиоты и ангелы» – это совсем-совсем не мультфильм, и даже не фильм; это что-то сокровенно-интимное, личное; авторская зарисовка о крылатой душе, неизбежности и чувствах; аллегоричный эскиз о существовании порхающей бабочки, что здесь, в мире вечных пробок, злобного хамства и презрительных усмешек – лишь объект зрительского равнодушного любопытства и пошлых амбициозных мечтаний, и даже это – не самое страшное. Царство безмолвия лишь изредка нарушается животным гоготом, страшными криками и никем не услышанными рыданиями, и оно прекрасно в своей сверхъестественной серости, оно убийственно в своей непоколебимой жестокости. В этом грязноватом карандашно-акварельном мире, полным беззвучных оскалов, быть ангелом – значит быть клоуном, и вовсе не хочется такой вот судьбы, когда есть чемодан оружия и черствость внутри, и место крыльев - в мусорной корзине, а не на спине; но неотвратимо после падений наступают взлеты. И среди всех долларов в глазах, крови и свистящих пуль эпизодично видны проблески сострадания, без пафоса и морали, просто - обычное человеческое чувство. Эта картина – те самые неминуемые крылья, от которых, в общем-то, никуда не убежишь, и невольно получается улыбаться, и переживать, и содрогаться, и жить надрывной музыкой, в царстве беспощадных теней и ослепляющего света. «…Он [Билл Плимптон] переворачивает все вверх дном, и я обнаруживаю себя заглядывающим в запредельный новый мир, что с ликующей решительностью манит меня своими коварными чарами. Как он может быть так поэтичен, так забавен и жесток одновременно? Где он покупает наркотики?» (Терри Гиллиам)
Или для всякого неуместного человека в этой жизни есть место. В последнее время мультипликация совершенно не используется для того, чтобы загнать зрителя в угол и заставить подумать, вместо этого с экрана нас кормят сплошной веселухой: буйство красок, графические навороты, 3D эффект, миллионные бюджеты, какие-нибудь очередные милые зверюшки, скачущие по различным ландшафтам, море смеха и позитива - таким перед нами предстает мир в картинках сегодня... По мнению среднестатистического зрителя таковым он и должен оставаться! Я не против этого! Но, однозначно против монополизации искусства. Слава всевышнему, что есть люди, которые способны показать иную сторону мультипликации. Таким мэтром в данном случае является двукратный номинант на престижную премию Оскар Билл Плимптон. Его новая лента «Идиоты и Ангелы» совсем не похожа на то, что творят мультипликаторы из Диснея, Пиксара и прочих студий, которые имеют однотипные скетчи и облекают их в разные фантики. Во-первых, анимационный фильм послностью немой, а значит отсутствует языковой барьер, который является основным ограничителем восприятия и полных впечатлений зрителей по всему миру. Во-вторых, он кардинально отличается, он другой. Но, другой - не значит хороший или плохой, он иной! Словно из другого мира, из другого времени! В нем много черных, серых и коричневых тонов. А его герой - простой человек, такие как он миллионами бродят между нами. Таких еще хоронят на могилах с номерами и чей путь очерчен круговой прямой... Перед нами лишний человек. Человек неуместный и прожигающий свою жизнь... точно такую же серую и скучную, как и мир вокруг него: в саду не растут цветы, деревья завяли и их засохшие скелеты ютятся рядом с такой же серой и мрачной лачужкой. Видимо, он привык начинать свое утро со звонка будильника и отказаться от этой привычки уже не может, как нельзя отказать себе в ежедневном приеме пищи, вдохе кислорода и освежающем душе по утру. Затем он несколько часов стоит в пробке, чтобы оказаться в душной и мрачной пивной, где и проводит весь свой день, смотрит, как периодически толстый бармен ссорится со своей молодой и красивой женой, как толстушка ютится в уголке и раскладывает пасьянс. У каждого из них есть мечта! Молодая блондиночка (жена бармена) мечтает танцевать, но вместо этого пляшет со шваброй под звуки телевизора, пышка мечтает о внимании мужчин, но знает, что никто на нее даже не взглянет, а бармен думает лишь о деньгах... и молодая прекрасная жена ему даром не нужна, хоть она и освещает это место, словно лучина темную и холодную пещеру. Совсем не понятно, что связывает такую, как она, с таким, как он. Признаемся себе откровенно, что скука и отчаяние порой съедает нас всех. Кого-то больше, кого-то меньше, но маемся и мучаемся в такие моменты жизни мы все одинаково и ненавидим их за это больше всего! Представьте себе такое на секундочку: а что если эта черная полоса не кончится никогда? Жутко стало? А у главного героя без имени подобное повторяется изо дня в день снова и снова: как всегда пасмурное настроение, пресная вода, черные тени и влажные глаза, вялые движения, напоминающие скучный балет, а дни - как таблица для умножения... и более всего волнует, когда же, на какую дату выпадет могильный крест и тяжкое существование наконец закончится? Но ответа на этот вопрос нет и он неспешно тащится дальше по проторенной дорожке жизни, не замечая, что ходит кругами по одному и тому же месту - от того и не кончается проклятая черная полоса! Тем временем над ним висит всё то же небо, он ест все те же хлопья с молоком, что и в детстве, а потом пропускает через себя унылую музыку вперемешку с дымом сигарет - подарочек «взрослой жизни». След от бессонницы отпечатывается на его лице унылой гримасой, и выглядит он просто ужасно... По утру ему хочется закрыться от света, поспать еще чуть-чуть... хотя бы лишние десять минут! Но солнце неумолимо жарит лучами окно, и какой-то заблудший птенец смотрит на него недоверчиво. Невольно на ум приходит вполне логичный вопрос: «Черт возьми, ну неужели в этой жизни нет больше нечего?» Мысли о материальном богатстве абсолютно никуда не приведут, ибо обладай хоть всеми благами мира, они не смогут подарить счастья, если нет четкой цели... Угрюмый и мрачный «господин Никто» обозлился на весь мир не на шутку! Кажется, он давно позабыл, что такое добро, что значит улыбаться, что значит просыпаться и наслаждаться утром... Он не обременен работой и это самое ужасное, так как у него есть слишком много времени, чтобы побыть наедине самому с собой, а за стаканчиком спиртного мысли в голову лезут не самые благоприятные. Однажды, сам того не желая, он совершает три ужасных поступка в один день и тогда небеса решают дать возможность исправиться безнадежному пессимисту... Не далече, как на следующее утро господин Никто обнаруживает у себя пару торчащих белых перышка прямо из спины. Без сожаления он срезает этот непонятный маразм и вновь тащится в паб... где ему суждено совершить свой первый благородный поступок! Впервые за очень-очень длительный срок. Однако если все же обратить внимание на название и взглянуть на фильм под другим углом, то окажется, что все не так просто, как кажется на первый взгляд! Если предположить, что герой - умственно отсталый, немой или бедняга с синдромом Дауна, очень многое становится понятно! Почему не работает, почему приходит в паб - чтобы посмотреть на красивую девушку, ибо, наверняка, у него никогда не было серьезных отношений... Ведь именно «недалекие» люди по мнению «далеких» имеют наиболее сильный контакт с всевышним. Именно поэтому небеса и дали ему крылья в настоящей жизни! А для того, чтобы простому и здравомыслящему человеку получить свои, нужно очень и очень постараться! Очень маловероятно, что всевышний пошлет вам такой подарок... Если вы хотите, чтобы ваше сердце после просмотра судорожно стучало, а душу грело что-то тяжелое, но невообразимо приятное, по ощущениям напоминающее хороший виски, а на глазах блестели бусинки слез, в таком случае фильм «Идиоты и Ангелы» Билла Плимптона для Вас! Обязательно посмотрите этот бесподобный шедевр, потому что где-то глубоко в каждом из нас все же живет настоящий ангел! По крайней мере, в это очень хочется верить... Быть может однажды, когда на вас в очередной раз нахлынет отчаяние, печаль и грусть, даже злость, вы вдруг почувствуете необъяснимую легкость в ногах, а обернувшись назад увидите два огромных белых крыла, которые понесут вас высоко-высоко, развеяв и вобрав в себя все дурное, что вы успели натворить за свою короткую жизнь...
Я так что-то устал от этих всех фильмов со 'скрытым глубоким смыслом'. Может даже от не именно непосредственно таких, но где посыл завуалирован под чередой на первый взгляд непонятных, странных и абсурдных ситуаций. Где образность велика, метафоричность высока и народ типа гадает, что же хотел сказать автор. Что-то мне это всё опротивело и данный мультфильм, хоть он и является вполне интересующим, я наблюдал по инерции. Хочется чего-то простого, иногда глупого и прямого, чтобы не вызывало лишних течений мысли - извивающиеся в похотливом водовороте половые органы, что сотрясаются, трутся и извергаются; второсортные боевики из 80-х и 90-х; низкобюджетные фильмы ужасов. Мрачный серый мир, очерченные локации, опустошённые нравственно персонажи. Круг однотипной затасканной жизни, жадность, похоть, желание славы. Вырастающие из одного из таких персонажей ангельские крылья прямо-таки силой хотят возвратить его на 'путь истинный', он противится, их отрезает, но они снова вырастают. Остальные герои над ним потешаются, но кто-то в них видит новый и быстрый способ достижения денег и славы. За крыльями начинается охота и их вредоносное использование. Главный герой, под видом вдалбливания крыльями ему необходимых действий и посылов, отбивает жену хозяина бара, которая под его игом была словно в клетке, а ей ведь так хочется летать. Кто-то выявит во всём этом деле борьбу главного героя за свою душу и духовное преломление, кто-то факт о том, что в каждом человек теплится романтика, добро и светлое и просто надо кинуть туда искру; кто-то скажет о любви, что меняет жизни и судьбы; кто-то пойдёт более цинично и будет твердить, что это история о том, что человеку для более-менее комфортного существования, для того, чтобы на душе и в голове всё было тихо и спокойно, нужна женщина для удовлетворения половых позывов и проявления чувств ухаживания и заботы, проистекающих из животности человек; и так далее и тому подобное. Без слов, без диалогов, движущиеся рисованные картинки и прекрасная музыка.
Еще одно доказательство того, что мультипликация - серьезнейший жанр. И средствами мультипликации можно донести до зрителя ничуть не меньше, чем посредством игрового кино. Этот фильм я б назвала зеркалом нашего социума. Я так думаю, режиссер намеренно не давал привязки ни к какой-то конкретной стране или культуре, потому что речь именно об общечеловеческом. В центре сюжета человек, живущий унылой жизнью, один из масс, в достаточной степени не хороший, как и многие. И вот однажды у него начинают расти крылья. Он становится ангелом поневоле. И выросшие крылья пытаются подвигнуть его на добрые дела, а он-то не готов к этому. Окружающие потешаются над ним, а он всеми силами пытается избавиться от крыльев. Все будет на пути этого ангела: и люди, пытающиеся поживиться за его счет, и равнодушные, и просто дураки, но будет и любовь и.. перерождение. Не могу не отметить музыку. Очень хороша! 10 из 10
Сказка для взрослых о взрослых. В одном сером городе живет серый человек. По утрам он выбрасывает будильник из окна и ест хлопья. В серой машине и по серым улицам добирается до работы. После чего идет в бар. Он - посторонний, почти, мешает циничность и злобливость, но не ему. Ему, по-настоящему, начинают мешать крылья, когда, внезапно, одним привычным серым утром они начинают расти. Что это? Душа, которая устала и жаждет полета и добра и которая больше уже не может терпеть? Этакий дух, который веет, где хочет? А может просто птичьи крылья? Наверное, это не важно, суть в том, что человек способен летать, и для этого ему не нужны крылья.
Пожалуй, суть этого мультфильма в том, что это отражение. Отражение того, что люди пытаются убить все самое лучшее в себе, надевая кандалы на свои крылья. Главный герой 'Идиотов и ангелов' живет по одной схеме- встал, умылся, поел и пошел в бар, по ходу дела издеваясь и насмехаясь над прохожими и незнакомцами. Но как-то раз утром у него за спиной выросли крылья, на которые он поначалу не обратил внимания, просто отрезал, не понимая. Что же, конечно, не у каждого могут вырасти крылья, но многие с такой же легкостью отказываются от своей души. Серая повседневность, люди - одна серая масса, прогнившая изнутри. И лишь для ангелов крылья - это свобода и любовь. Для остальных же это что-то вроде способа достигнуть славы или денег. Так, внешний лоск. И эти остальные смеялись вслед тому, у кого выросли крылья, не смотря на то, что в их головах это символ собственных примитивных фантазий, на чьей -то спине они воспринимаются как уродство. Из-за их смеха главный персонаж, и без того весьма нервный субъект, еще больше возненавидел свои крылья, которые по воле судьбы выросли именно у него, внутри и снаружи такого же как и все, возможно он даже хуже, но уж точно не лучше. И по воле же этой самой судьбы у него чуть ли не раздвоение личности - он хочет делать то, что дурно, а его крылья идут против него, заставляя делать противоположное. И они добились того, что он стал другим. Они повели его к тому, что он пошел дальше, не оглядываясь на других. Но, конечно, куда без трагедии. Серая масса всколыхнулась и погубила его, а крылья выдернули вместе с позвоночником. Теперь с их помощью вновь хотят делать то, что противоестественно самой природе крыльев - красть деньги, пытаться взорвать весь город. И это приводит к краху, не только сам факт злодеяния, а то, что новый владелец крыльев просто не мог идти дальше, он не смог стать другим, то есть был совсем глух к себе и своим крыльям. А главный персонаж воскресает, возможно, чтобы все-таки преподать пример людям, объяснить им, что нельзя быть такими. Или же просто для того, что ему был дан второй шанс. Так значит нашей жизни еще есть надежда на то, что люди смогут быть добрыми, а окружающие не станут воспринимать это как уродство. Не надо быть для этого чем-то особенным, это есть в каждом из нас, стоит лишь посмотреть внутрь себя и попробовать все изменить. Если только тебя не убьют за это. Ведь воскреснуть куда сложнее, чем отказаться от себя.
Люблю я странность, оригинальность, нестандартность. Это ведь риск, авантюризм! И хотя часть необычных явлений и предметов представляют интерес только в виду своей нетривиальности, существуют и настоящие, эксклюзивные оригинальности. Я люблю сюрреализм и абсурд. Есть в них что-то бунтарское. Чувствуется свобода! Свобода воображения. Сознание без границ! Без правил и рамок. Лишь собственное восприятие вселенной. Название 'Идиоты и ангелы' мне понравилось. Необычное оно (по крайней мере для меня). Сочетание этих слов приводило меня в состояние возбуждения - не терпелось ознакомиться с сюжетом 'мультфильма'. О нестандартной анимации я был наслышан, но для меня это было скорее плюсом чем недостатком. Но еще кое-что удивление у меня все же вызвало: отсутствие диалогов. Тут уж секундное промедление способно лишить меня жизни ввиду переизбытка любопытства и я начал просмотр. О будильниках и галстуках. Итак фильм начинается. Необычная анимация сразу же бросается в глаза, и поначалу от непривычки чувствуешь определенные неудобства, но вскоре примитивность превращается в волшебство и ты понимаешь - лишь такой стиль анимации необходим. Одна из главных деталей такого рода анимации стала поразительно реалистичное изображение мелочей. И напротив здания, транспорт, деревья и прочее изображено как можно абстрактнее, схематично. Автор сознательно акцентирует внимание зрителей на мелочах, словно призывает нас переоценить значимость окружающего мира. Мрачная, угнетающая атмосфера мира в котором живет главный герой поневоле заставляет настроение зрителя из радостного превратиться в хмурое. Будильник, отрывающий от сладких сновидений; пробки, исчерпывающие терпение. Апофеозом же становится битва за парковку. После сокрушительной победы главный герой отправляется в бар, где также царит угрюмая атмосфера. Где властвует равнодушие, граничащее с пустотой жизни. Где хамству и злобе всегда найдется место. Бабочка в оковах. Вообще удивительная вещь наше воображение. Одна и та же мелочь, вроде бабочки, вызывает у людей разные ассоциации. Психологи утверждают, что ассоциации - зеркало души. Так пожалуй и есть. Фантазии не возникают из ниоткуда. Полету мысли нужен толчок, ну или взмах крыльев. Человек часто становится заложником имиджа. Пленником обстоятельств. Жертвой случайности. Он может потерять свободу действовать, свободу говорить, но свободу мечтать ему не потерять никогда. Главный герой вечно сердит, угрюм, нагл, черств и бессердечен. Эгоистичный и циничный снаружи и внутри, он имеет укромное место в сознании, где он романтик и ангел. Однажды воображение взбунтовалось и у него выросли крылья. Но укромное место не стало его постоянной 'резиденцией'. Он стыдился. Он пытался воспротивиться. Он пытался подавить. Но ничего не получалось. Частичка добра несгибаемо продолжала расти. И как он не пытался обуздать свободу души, крылья вновь и вновь уносили его в мир грез и фантазий. И он сдался. Так наш герой стал ангелом. Ангелом помимо своей воли. Крылья в петле. Но ангел в мрачном и бездушном мире - изгой. Его благие поступки и намерения в лучшем случае вызывают удивление. И ангелу тяжело приспособиться к такому миру. Циничность и равнодушие, зависть и эгоизм, лицемерие и корысть давно пропитали мир. Но наш главный герой не будучи ангелом этого попросту не замечал. Он ведь был частью этого прогнившего мира. Но теперь он изгой и выхода нет. С потолка свешивается петля и он просовывает в нее...свои крылья. Он жертвует своей душой, чтобы вновь стать безликим в равнодушном и сером обществе. Цветки, растущие в сердце. Так что станет спасительным кругом для человека, тонущего в море отчаяния, безысходности? Что станет утешением для страждающего? Что станет лекарством для больного? Как бы это не прозвучало пафосно, но это любовь. Любовь светлая и искренняя. Любовь, что способна освещать темноту. Любовь бескорыстная. Нетребующая взамен ровным счетом ничего. И тогда сердце растает и семена добродетели наконец-то взойдут. Возвращение. Любовь найдена. Отчаяние преодолено. Витание в облаках и фантазиях прекращено. Человек вновь стал человеком, а крылья... Для того чтобы быть человеком. Для того чтобы любить. Для того чтобы противостоять гнилому миру вовсе не обязательно быть ангелом. И не обязательно иметь крылья. 'Идиоты и ангелы' - замечательная сюрреалистическая притча, в которой простая на первый взгляд мораль по мере ознакомления становится все более глубокой и менее очевидной. Все зависит от восприятия нашего воображения. Оригинальная, и не побоюсь такого слова как гениальная, анимация красочно воплощает весь замысел автора. Повествование истории дополняется прекрасным, пронзительным звуковым сопровождением и тонким юмором. Мрачная, и одновременно светлая картина. Пессимистичная, но одновременно наполненная надеждами. Простая, но невероятно мудрая история о человеке. Обычном человеке, который является и ангелом, и идиотом.
Подобное кино выходит очень-очень редко и важно успеть посмотреть этот фильм. Зачастую же, такое арт-хаусное творение носит социальные подоплеки, которые будут интересны и актуальны всегда. В данном случае, фильм не на один раз, но второй раз смотреть не хочется. Дело не в том, что фильм очень тяжелый и грустный, а в том, что увидеть еще раз самих себе в это уникальном зеркале захочет не каждый. Увидеть себя можно с самых первых минут фильма 'Идиоты и ангелы'. Обычный мужик. Злой, нервный. Следующая сцена - бар. Три человека, не считая главного героя. Девушка-мечтательница, владелец заведения и толстая дама, играющая в карты. Каждый день - одно и тоже. Каждый миг серый и блеклый. Эмоции только злые, ненавистные, но по большому счету здесь акцент сделан все же безразличие. Появляются крылья у этого плохого дядьки, который всех ненавидит, но он не хочет меняться, а крылья эти предполагают только хорошие и честные деяния. И все смеются. Важный момент. Самый важный момент фильма. Обратите внимания на злой смех и совершенно неуместные шутки и действия, со стороны абсолютно всех персонажей. Не надо смеяться. Это мы с вами. Это мы смеемся над пошлостью, глупостью и нам безразличны чужие проблемы, на которые легче закрыть глаза, чем помочь. И не надо удивляться, надо меняться. Кино затрагивает лишь фоном эти фантазии второстепенных персонажей. Самое важное в фильме это то, что происходит с героем и без него в этом ужасном, суматошном мире. И с ним-то не все так гладко и красиво, но он не столько старается, сколько его заставляют обязанности. Но он пытается и даже пускает скупую слезу. Вот он - ключевой момент в развитии персонажа. За этим надо внимательно следить и не упустить момент, когда бармен будет бить свою жену, а слеза мелькнет по щеке, а наш герой закатает веко и капля соленого вещества вернется обратно в свое пристанище. Но мы не забудем и герой поменяется. Он умрет и воскреснет. И это тоже важно, ведь умер и воскрес только один человек, имя которого не знать нельзя. Да, в Библейских притчах главный герой - человек без пороков, идеальный. А здесь вариант еще лучше. Он меняется и улучшается каждую минуту и его добротой в конце будет сиять весь мир, ну или хотя бы отдельный дом. Незнакомый человек становится ближе и уже переживаешь. когда пуля пронизывает его сердце и вылетает наружу, а он замертво падает. Кощунственные деяния врача и идиотские планы владельца таверны - пик жизненности этого фильма, ведь многие корыстные люди поступили бы именно так же. А главгерой не верит, что меняется, но сам того не замечая, становится лучше и даже влюбляется. Нет, не любовью пластмассовой, а любовью настоящей, чистой, искренней. А что до секса, так это лишь вопрос времени, а здесь это ярко подчеркивает характер фильма. Неторопливое серое общество изображено без слов, да и что еще мы могли услышать, кроме ругани и нескончаемого запаса ненависти друг к другу и бесконечного желания выгоды. И фильм потому и рисованный, что такое общество показать обычной камерой слишком легко. А здесь - мы очень четко и ярко видим все сравнение и другие приемы. И мы видим, что это реально и что это есть, пусть в одном единственном маленьком мультфильме. Музыкальное оформление изумляет и потрясает глубиной каждой мелодии, каждой композиции. Оно, как самый острый меч пронизывает твое сердце и в самые важные моменты ты не сможешь быть равнодушным, даже если сам хочешь. Важно понять, что такое кино выпускается в эксклюзивном, единственном экземпляре и не должно подвергаться сиквелам или ремейкам, да и кто захочет увидеть эту серость и скуку, ведь в картонную, но красивую любовь поверить легче... Смотреть нужно очень пристально и искать в каждом кадре что-то живое и настоящее. Оно там есть. Каждый может изменится, не каждый - стать другим
Достаточно смелый проект. Среди 'ангелов' в том мире можно отметить только уборщицу. Удивительно?Нет, в наше время даже попахивает закономерностью тот факт, что 'крылья' достаются подлецам, каким представлен ГГ с самого начала. Этот ГГ постоянно борется со своей душой,'топчет' ее, пытается 'отрезать'.Личность и душа-две противоположные ветви человеческого существа, поэтому только к концу ГГ дал ход душе и стал добропорядочным гражданином. В обществе 'Идиоты и Ангелы' выявляются все оттенки человека, каждый герой является особенной чертой и каждое действие-это проявление этой самой черты внутри человека. Все герои-одна целостность, личность. Билл Плимптон со своей командой нарисовали очень глубокий, философский 'мультик',который носит в себе очень много проблем различных масштабов. Перечислять их можно до бесконечности. В итоге смотреть стоит только думающим, понимающим людям. 10 из 10 Такого рода творения редки в наше бурное время. Браво!
идея связанная с тем что в каждом из нас есть справедливость, добро, и нам просто не надо сопротивляться если он начинает проявляться; да и сами крылья которые проявляются у героя оказываются не ангельскими, а птичьими, просто создатели фильма сделали птиц некоторой подобие воплощения доброты (если приглядеться с начало); просто потрясающая музыка, да и сама постановка кадров - стильно, душевно - вообще просто цепляет!; где то в середине мультфильма проявляться храбрая фантазия создателей, что даже удивляет в наше время. с начало отпугивает стиль художников мультфильма - чем то напоминает старые советские 'шизофренический' стиль, но с каждым кадром понимал на сколько они красивы и сколько информации в них вложено; конечная развязка, вообще слаба по сравнению со всем мультфильмом - какая та не внятная. Стоит ли смотреть? Удовольствия от простора вы явно получите. Да и в общем это является чем-то на подобии нуара. А хороший даже 'псевдо-нуар' в наше время вообще очень редкое явление. 8 из 10
Великолепнейший мультфильм. В атмоферу погружаешся с самых первых минут и, что самое главное, остаёшся в ней до конца. Фильм обличает очень много отрицательных человеческих качеств (жестокость, жадность, эгоизм) и повествует историю любви. Ну разве часто встретиш такое сочетание? Особое внимание хочу уделить великолепному музыкальному сопровождению. Каждая мелодия идеально подходит к своему эпизоду и отлично компенсирует отсутствие диалогов. Мораль мультфильма довольна просто, хотя моралей тут несколько, главная из них заключается в том, что каким бы ты небыл жестоким и чёрствым, если ты изменишся (пускай даже не по своей воле) - люди к тебе потянутся. Философии в фильме никакой нет, сложно назвать философией обличение жизни, какая она есть. Могу сказать только одно: каждый кадр в мультфильме - правда. Ну вот, наверно, и всё, что я хотел сказать. С фильмографией Билла Плимптона, к сожалению, я почти не знаком (смотрел только трилогию короткометражек о собаке - 'Guard Dog','Guide Dog','Hot Dog' ), но теперь постараюсь уделить побольше внимания этому режиссёру. 10 из 10