Обычно сочетание Советского Союза и кинематографа ассоциируется с жесткой цензурой не только по отношению к «западному» кино, но и к своему собственному. Однако история знает несколько исключений, которые дошли до советского зрителя еще даже в довоенные годы. Одним из таких редких примеров является музыкальный биографический фильма 1938 года «Большой вальс», повествующий о жизни и становлении творчества австрийского композитора Иоганна Штраусса. Синопсис Середина XIX столетия, Вена. Молодой банковский клерк Иоганн скучает на нелюбимой работе, мечтая посвятить жизнь сочинению музыки. Поссорившись с начальством, Иоганн решает изменить свою жизнь и вплотную берется за организацию концертов с собственными сочинениями. Публика в восторге, а новость о новом музыкальном гении тут же разлетается по всей Австрийской империи. Однако во время этого стремительного взлета Иоганн не замечает, как трагически разрушается его семейная жизнь, и как он причиняет боль своей любимой жене Польди. Игра актёров В случае с данным фильмом следует отметить яркий актерский состав. Так, бельгийский актер Фернан Гравей исполнил роль Иоганна Штраусса, человека страстно отдающего всю свою душу музыке, пожалуй, единственной любви в своей жизни, из-за чего он не заметил, как разрушил любовь настоящую человеческую. Также понравилось исполнение Луизы Райнер в роли Польди, преданной супруги Штраусса, которая была готова отказаться от него ради его же счастья. Наконец, следует упомянуть Милицу Корьюс в роли оперной певицы Карлы Доннер, немного капризной и взбалмошной женщины, которая, однако, сумела осознать ошибку, которую она совершила, решив соблазнить чужого мужчину. Режиссура Француз Жюльен Дювивье знаменит своей костюмированной постановкой фильмом совершенной разных жанров. В случае с «Большим вальсом» у него получился типичный для классического Голливуда музыкальный байопик, который в определенной степени одухотворяет личность самого Штраусса, делая его более значимым, чем его современники. Понятное дело, история не обходится без мелодрамы в жизни композитора, который сам себя втянул в любовный треугольник. Концепция фильма заключается в том, что на фоне всех этих событий в уме композитора зародились легендарные музыкальные произведения, которые являлись для него своего рода отдушиной. Сценарий Действие сюжета происходит в середине XIX столетия в Вене, считавшейся музыкальной столицей Европы. Иоганн Штраусс работает банковским клерком по наущению своего отца. Однако работа Иоганну не прельщает, а сам он втихаря пишет ноты. Однажды эта выходка бросается к глаза начальству, которое требует незамедлительно покинуть банк, что Иоганн делает в превеликим удовольствием. Почувствовав долгожданную свободу, Иоганн решает посвятить дальнейшую жизнь музыке и собирает частную труппу, с которой организовывает авторский концерт в местном ресторане. Хотя начало концерта проходит без рукоплесканий, случайные зеваки, услышав мелодии вальса, превращаются в неконтролируемую толпу, а сам Штраусс становится уважаемым композитором во всей Австрийской империи, в том числе в глазах очаровательной певицы Карлы Доннер. Между композитором и певицей вспыхивает роман, и здесь могла сложиться красивая история любви. Но Иоганн женат на своей единственной настоящей любви Польди, которая с горечью в сердце вынуждена делить своего мужа с чужой женщиной. Итог В общем и целом, «Большой вальс» - хорошее кино, в котором, прежде всего, красиво показан творческий путь композитора, те моменты и аспекты в жизни, вдохновившие его на создание великих музыкальных произведений. Конечно, бросается в глаза художественное оформление фильма, а также работа оператора Джозефа Руттенберга, за которую он был удостоен премии Оскар. Поэтому без лишних слов просто порекомендую фильм к просмотру.
В смутном предвоенном 40-м году, после кровавой вакханалии массовых репрессий 37-38 гг., на киноэкранах всего Советского Союза засверкал немыслимыми оттенками черно-белых цветов фильм 'Большой вальс', вышедший, по совершенно злой иронии судьбы, в жутком 1938 году и уже успевший стать как многократным номинантом, так и обладателем премии Американской киноакадемии - Оскар, по праву награжденный за лучшую операторскую работу, ибо действительно не было равных ему в год выхода в прокат с точки зрения своего эстетического аудиовизуального совершенства. Добропорядочному обществу строителей коммунизма, пережившем подряд две революции, принудительно-добровольную коллективизацию, восстановление народного хозяйства и умело прокрученное для вящей убедительности и устрашения ради через кровавое репрессивное колесо, изнывающее в некоторых своих регионах от голода и тяжкого труда на благо партии и ее усатого босса Джугашвили, просто необходимо было нечто яркое, блистающее и, желательно, воодушевляющее и не отягощенное тлетворной буржуазной западной идеологией, которая в любом своем виде, даже тщательно завуалированном, законспирированном, законсервированном и покрытом пеной эвфемизмов, представляла для правящего режима опасность социального разочарования и возможные попытки к бегству народа, которому по определению запрещено было убегать куда-либо, кроме как по сложной траектории осенних марафонов. Обществу нужны были хлеб и зрелища и так называемые 'союзнические' фильмы по примеру 'Серенады Солнечной Долины' или 'Большого вальса' давали за практически грошовую цену пир зрелищ, а хлеб...Для очень многих в те 'роковые сороковые' единственным хлебом, которым можно было обьесться всласть, были кинематографические зрелища - своего производства, и - гораздо реже - чужого. Диковинные буржуазные творения, неведомыми путями попавшие на экраны СССР, идеологически совершенно безвредные(если что, то можно и чуть подкорректировать - надо думать, что современные представители MPAA многому научились у советских кинобонз) и сладостно-прекрасные. Фильм 'Большой вальс' стал первой режиссерской работой выдающегося французского режиссера-многостаночника Жюльена Дювивье в Голливуде, снискавшего мировую славу на нивах немого и звукового кино такими своими лентами, как 'Голем', 'Пепе де Моко' и 'Анна Каренина'. Дебют, безусловно, удался на славу, хоть над созданием фильма трудились также 'неистовый эстет' Джозеф фон Штернберг, к тому времени успешно обосновавшийся в США и режиссер 'Унесенных ветром' Виктор Флеминг, хотя кто какую лепту внес в общий целостный вид фильма 'Большой вальс' так и осталось не очень понятным, ведь доминирующим творцом фильма стал именно Дювивье, который не только умело эстетствовал, но и поучал и развлекал. Вдохновившись деталями биографии одного из ведущих австрийских композиторов классической музыки Иоганна Штраусса, Жюльен Дювивье создал не просто музыкальный фильм, а истинную феерию из музыки и всех существовавших на тот момент времени возможностей кинематографа, отчего, несмотря на свою черно-белую сущность, 'Большой вальс' является ярким, вычурным и стилистически идеальным зрелищем, аудиовизуальным перформансов в лучших традициях старого Голливуда, не имеющем вовсе каких бы то ни было художественных промахов, хотя, конечно же, можно обвинить фильм в некоторых несоответствиях в биографических деталях, можно придираться и даже обвинять фильм в чрезмерном эскапизме его создателей, но это было бы просто бесполезным делом, унылым занудством. Этот фильм изначально и не ставит перед собой высоких задач байопика; это искусно вшитая в полубиографическую историю одного конкретного композитора сказка о силе человеческого таланта, любви и вдохновения. Искать в ней параллели с реальностью было бы делом неблагодарным и неблагонадежным. Под аккомпанемент прекрасных мелодий Штраусса, звучащих в картине в обработке Дмитрия Темкина, под божественный флер оперных арий в исполнении Милицы Корьюс, 'Большой вальс' и ныне не выглядит устаревшим и перезревшим. Великолепные и убедительно сыгранные главные роли Фернаном Гравеем и Луизой Рейнер стали украшением данного фильма, который на очень продолжительное время способствует повышению уровня позитива. 10 из 10
«Большой вальс» был очень популярен в Советском Союзе в первые послевоенные годы. Поэтому, мне было очень любопытно посмотреть этот фильм, пользовавшийся огромным интересов среди ровесников моих дедушки и бабушки. С первых минут и до самого конца картину сопровождает музыка Иоганна Штрауса в аранжировке «российского американца» Дмитрия Тёмкина. Сам же сюжет довольно прост. В нём рассказывается о жизни, как можно уже догадаться, великого австрийского композитора Иоганна Штрауса. Об его творчестве, любовных страданиях, мировом признании. Исполнитель главной роли Фернан Гравей гармонично вжился в образ венского композитора. Его эмоциональные взмахи дирижёрской палочкой, лучезарный открытый взгляд, видение таинств природы, лёгкий характер (но всё же, требовательный). Может быть, таким и был Штраус в действительности… Двукратная лауреатка премии Оскар Луиза Рейнер исполнила роль божественной супруги маэстро. Лёгкая, воздушная, добрая. Она, как будто, до поры до времени, и ревновать не умела. Смотришь на неё и думаешь – есть ли такие доверчивые, наивные и добродушные люди в реальности? Конечно, есть. Но их не так и много. Оперная певица Милица Корьюс очень удачно дебютировала на экране, заработав за роль Карлы Доннер в этом фильме, номинацию на Оскар. Её вокал завораживает. Её героиня запуталась в любовных похождениях, но при этом сохраняет свою аристократическую стать, не показывая все проблемы перед всем обществом. Кроме того, нужно отметить и техническую сторону фильма. Операторская работа – на высоте. Планы кружащих в вальсе ног и ножек, верхние планы играющего оркестра и красивого лица мадам Доннер. Очень хорошо была смонтирована сцена, когда мадам Штраус заходит в зал, а потом происходит её постепенное удаление, и… зал всё ближе и многолюднее. Она одинока среди этой массы? Нет. Ведь здесь дирижирует её Иоганн. Всецело, фильм получился очень многообразным. Кроме обилия музыки, в картине присутствует и тема борьбы за счастье общее (поэтому, в идеологическом понимании, фильм и приглянулся советским критикам) и счастье личное. 9 из 10
Чудесный фильм, наполненный солнечной музыкой Штрауса. После просмотра остается чувство светлой грусти, которого сейчас так не хватает на экране. Режиссер Жюльен Дювивье не ставил своей задачей снять биографическое кино и с предельной точностью показать жизнь австрийского композитора Иоганна Штрауса. Это история рождения музыки, история творческого полета и вдохновения. Откуда берутся божественные звуки? Отчего в сердце гения звучат мелодии неземной красоты? Что вдохновляет творить? Это любовь, природа, социальные потрясения? А, может быть, нечто иное, не доступное пониманию обычного человека? «Большой вальс» безумно красив. Одухотворенные лица главных героев, роскошные наряды, которые даже в черно-белом цвете сверкают и переливаются, пышные декорации. Но главное - это музыка Штрауса, радостная и трогательная одновременно. Я смотрела «Большой вальс» вместе с дамами, которые были на его первых показах в Советском Союзе, которые видели его три или четыре раза. Но во время финальных кадров, когда уже престарелого композитора приветствует вся Вена, никто не мог сдержать слез. 8 из 10
В смутном предвоенном 40-м году, после кровавой вакханалии массовых репрессий 37-38 гг., на киноэкранах всего Советского Союза засверкал немыслимыми оттенками черно-белых цветов фильм «Большой вальс», вышедший, по совершенно злой иронии судьбы, в жутком 1938 году и уже успевший стать как многократным номинантом, так и обладателем премии Американской киноакадемии — Оскар, по праву награжденный за лучшую операторскую работу, ибо действительно не было равных ему в год выхода в прокат с точки зрения своего эстетического аудиовизуального совершенства. Добропорядочному обществу строителей коммунизма, пережившем подряд две революции, принудительно-добровольную коллективизацию, восстановление народного хозяйства и умело прокрученное для вящей убедительности и устрашения ради через кровавое репрессивное колесо, изнывающее в некоторых своих регионах от голода и тяжкого труда на благо партии и ее усатого босса Джугашвили, просто необходимо было нечто яркое, блистающее и, желательно, воодушевляющее и не отягощенное тлетворной буржуазной западной идеологией, которая в любом своем виде, даже тщательно завуалированном, законспирированном, законсервированном и покрытом пеной эвфемизмов, представляла для правящего режима опасность социального разочарования и возможные попытки к бегству народа, которому по определению запрещено было убегать куда-либо, кроме как по сложной траектории осенних марафонов. Обществу нужны были хлеб и зрелища и так называемые «союзнические» фильмы по примеру «Серенады Солнечной Долины» или «Большого вальса» давали за практически грошовую цену пир зрелищ, а хлеб… Для очень многих в те «роковые сороковые» единственным хлебом, которым можно было обьесться всласть, были кинематографические зрелища — своего производства, и — гораздо реже — чужого. Диковинные буржуазные творения, неведомыми путями попавшие на экраны СССР, идеологически совершенно безвредные(если что, то можно и чуть подкорректировать — надо думать, что современные представители MPAA многому научились у советских кинобонз) и сладостно-прекрасные. Фильм «Большой вальс» стал первой режиссерской работой выдающегося французского режиссера-многостаночника Жюльена Дювивье в Голливуде, снискавшего мировую славу на нивах немого и звукового кино такими своими лентами, как «Голем», «Пепе де Моко» и «Анна Каренина». Дебют, безусловно, удался на славу, хоть над созданием фильма трудились также «неистовый эстет» Джозеф фон Штернберг, к тому времени успешно обосновавшийся в США и режиссер «Унесенных ветром» Виктор Флеминг, хотя кто какую лепту внес в общий целостный вид фильма «Большой вальс» так и осталось не очень понятным, ведь доминирующим творцом фильма стал именно Дювивье, который не только умело эстетствовал, но и поучал и развлекал. Вдохновившись деталями биографии одного из ведущих австрийских композиторов классической музыки Иоганна Штраусса, Жюльен Дювивье создал не просто музыкальный фильм, а истинную феерию из музыки и всех существовавших на тот момент времени возможностей кинематографа, отчего, несмотря на свою черно-белую сущность, «Большой вальс» является ярким, вычурным и стилистически идеальным зрелищем, аудиовизуальным перформансом в лучших традициях старого Голливуда, не имеющем вовсе каких бы то ни было художественных промахов, хотя, конечно же, можно обвинить фильм в некоторых несоответствиях в биографических деталях, можно придираться и даже обвинять фильм в чрезмерном эскапизме его создателей, но это было бы просто бесполезным делом, унылым занудством. Этот фильм изначально и не ставит перед собой высоких задач байопика; это искусно вшитая в полубиографическую историю одного конкретного композитора сказка о силе человеческого таланта, любви и вдохновения. Искать в ней параллели с реальностью было бы делом неблагодарным и неблагонадежным. Под аккомпанемент прекрасных мелодий Штраусса, звучащих в картине в обработке Дмитрия Темкина, под божественный флер оперных арий в исполнении Милицы Корьюс, «Большой вальс» и ныне не выглядит устаревшим и перезревшим. Великолепные и убедительно сыгранные главные роли Фернаном Гравеем и Луизой Рейнер стали украшением данного фильма, который на очень продолжительное время способствует повышению уровня позитива.
Большой вальс – это фильм о талантливом австрийском композиторе Иоганне Штраусе, о становлении его как автора, и истории его личной жизни, в которой имел место быть выбор между музой и женой. Атмосфера фильма как музыка «короля вальса»: волшебная и проникнутая стихией танца, дополнена замечательными актерскими работами. Оперная дива - героиня Милицы Корьюс поражает красотой и голосом, хотя поначалу ее поведение кажется слишком беззаботным, к финалу мы слышим рассуждения серьезной и мудрой женщины. С персонажем Луизы Райнер связаны пожалуй самые эмоциональные моменты картины. Ее героиня воплощение благородства и самопожертвования во имя счастья любимого человека. Бесподобная актерская игра… Особенно запомнились выразительные глаза Луизы Райнер, которая одним лишь взглядом передает состояние своей героини. Исполнителю главной роли удалось показать переживания человека, стоящего перед выбором, но больше всего потрясла последняя сцена, где уже пожилой композитор со слезами на глазах слушает написанное им произведение в исполнении государственного оркестра. Помимо прекрасных актерских работ в фильме отлично поставлены сцены оперных спектаклей: роскошные декорации, танцевальные номера, и вокальные партии Милицы Корьюс. После просмотра остается ощущение ностальгии, и как бы не было жаль, так больше не снимают. 10 из 10