Думаю, не осталось в мире человека в сознательном возрасте, который не видел хотя бы одну часть Матрицы братьев (а сейчас уже сестер) Вачовски. И дело здесь не в популярности жанра, а в наличии большого количества социально-философских вопросов, преподнесенных в необычном и даже новаторском для того времени виде. Сюжет фильма до сих пор остается одним из самых захватывающих и неординарных сюжетов во всем кинематографе. Хакер Нео узнает, что мир, в котором он живет, ничего большее, чем просто подделка, матрица, подконтрольная искусственному интеллекту, а большинство людей являются для всесильных машин лишь источником энергии, необходимой для их функционирования. Особенно актуально в наше время современных технологий и развития машинного интеллекта, не так ли? А что уж говорить о 1999 году, когда такая неординарная задумка стала почти прорывом. Нео – Избранный, и должен спасти человечество от рабства в матрице. В общем-то, дальнейшие события и разворачиваются на фоне сопротивления небольшой группы восставших людей компьютерным программам. Пересказывать все, а в особенности финал я, естественно, не буду. В этом случаем, действительно, пока сам не увидишь – не поймешь. В ходе развития истории мы знакомимся с другими главными и второстепенными персонажами, в числе которых особенно понравившиеся мне помощник и наставник главного героя Морфеус и один из главных антагонистов картины агент Смит. По моему мнению, именно они были раскрыты наравне с главным персонажем. Возможно, в первой части насчет агента Смита можно еще поспорить, но в следующих фильмах серии он по-настоящему покажет всего себя и станет ведущим злодеем и противником Нео. Сложно сейчас рассказывать только о событиях первой части трилогии, так как мною неоднократно были просмотрены все 3 части. И я бы настоятельно рекомендовал не останавливаться только на одной, так как после завершения просмотра трилогия становится в сознании цельной, хотя и оставляет какие-то вопросы. Некоторые из них даже стали темой для горячих споров зрителей и фанатских теорий. Не буду сильно углубляться в это, но советую почитать про возможную настоящую роль агента Смита в матрице и событиях, разворачивающихся в ней. Хочу также упомянуть «внешние» технические аспекты фильма. Это, конечно, спецэффекты и монтаж, за которые в далеком двухтысячном году фильм получил премию Оскар. В наши дни они уже не кажутся такими впечатляющими и новаторскими, как в момент выхода, но стоит признать, что для своего времени это был прорыв, да и до сих пор они смотрятся достойно. Не могу не упомянуть тут про ставшую легендарной сцену уворачивания Нео от пуль, которая до сих пор находит отклики в нынешних произведениях поп-культуры. Матрица – это культовый фильм, идеи которого, надеюсь, никогда не устареют. Такая качественная фантастика, я считаю, обязательна к просмотру всем любителям киноискусства.
Что такое есть реальность? Как ее можно отличить от искусственного мира? Где проходит та самая грань? На все эти вопросы постарается ответить культовый фильм моего детства под названием 'Матрица'. Давно уже нужно было написать свои мысли об этом кино, но дошел я до него только сейчас. Братья... кхм-кхм... теперь уже сестры Вачовски создали практически образцовый киберпанк, на который до сих пор равняются многие режиссеры. Сюжет. Томас Андерсон ведет двойную жизнь. Днем он работает программистом в серьезной компании, а ночами он известен как хакер Нео. Однажды герою предстоит узнать страшную тайну по поводу окружающей его действительности, из-за чего его жизнь навсегда изменится... Сценарий прописан до мелочей. Авторы придумали целый мир внутри мира, благодаря чему зритель будет рад исследовать его вместе с героями. Здесь не будет неожиданных поворотов сюжета или ошеломляющей концовки: все самые внезапные события произойдут довольно быстро. Зато потом поданную зрителю на блюдечке тему будут стремительно развивать, постепенно вовлекая смотрящего в правила игры данной вселенной. Атмосфера. Практически сразу в глаза бровается серая депрессивность картинки, которая этим настраивает на нужный лад. С первых минут экшеновые сцены выглядят до такой степени здорово, что аж дыхание перехватывает. Приятно осознавать, что то, что казалось крутым в детстве, осталось таким же и сейчас. Точная смена ракурсов, великолепные диалоги и превосходная актерская игра Киану Ривза (Нео), Лоуренса Фишборна (Морфеус) и Керри-Энн Мосс (Тринити) буквально заставляет влюбиться в этот фантастический боевик. Кстати, Хьюго Уивинг (агент Смит) тоже замечательно сыграл свою роль. Перед нами тот самый редкий случай, когда антагонист запоминается не хуже протагониста. Немного расстроили недочеты картины: то у одного из персонажей на теле нет никаких кровоподтеков и ссадин, хотя минуту назад его избивали в Матрице, то след от пули меняет свое начальное положение, то происходит вообще уже что-то запредельное (это я про силу Нео в концовке)... Хорошо, что положительных моментов здесь гораздо больше, поэтому финальное впечатление от просмотра не сильно портится. Спецэффекты. Приготовьтесь к мощным взрывам, фатальным разрушениям и бодрым перестрелкам под слоу-мо. Крошиться и ломаться тут будут почти все объекты окружения, создатели явно решили не мелочиться. Музыка. Блестящий саундтрек отлично соотносится с философией картины. Выделю любимые композиции Rob Zombie - 'Dragula', Lunatic Calm - 'Leave You Far Behind' и Rage Against the Machine - 'Wake Up'. Итог. Шедевральная лента, которая, безусловно, внесла огромный вклад в будущее фантастических боевиков и навсегда увековечила свое имя среди легендарных картин. К просмотру строго обязательна. 9 из 10 (88%), 'Знать путь и идти по нему — не одно и то же...'
Согласно этому чудо-фильму мир, в котором течёт наша повседневная жизнь, — это не что иное, как компьютерная программа, которая в кругу посвящённых называется матрицей. И наше сознание, к сожалению, чётко синтезировано с этой программой… Итак, матрица — это масштабный иллюзорный фарс, искусно созданный неким сверхинтеллектуальным мегакомпьютером специально для тех людей, энергетика которых служит источником питания для этого могущественного электронного подлеца. Непосредственно телесные оболочки людей, подключённых к этому странному устройству, находятся в настоящей реальности, которая этим же мерзавцем давным-давно погружена в безобразный невосстанавливаемый хаос. Об этом знают немногие. Только те, кому чудом удалось избежать участи стать аккумуляторами для неестественного сверхразума. На них лежит опасная и сложная миссия — спасать несчастных… У них, естественно, есть свой лидер… На этом можно остановиться, так как остальные детали этой ленты меркнут перед главной интригой — матрицей, и поэтому особой ценности не представляют. Это всё, само собой разумеется, выдумка чистой воды, и мир, в котором мы живём, реален в самой высшей степени, но по всем законам фантастического жанра такое может произойти. И, наверняка, произойдёт. Но не в ближайшем будущем, а примерно через несколько тысяч лет. Наши компьютеры ещё слишком слабы и безвольны, чтобы учудить подобное. Вот где таится настоящая угроза. Вот кого нужно бояться. Какая там третья мировая война… А вот технические изобретения, созданные людьми как помощники, однажды, превзойдя учёных и неучёных по уровню IQ и физической мощи, могут восстать против своего создателя и отомстить за долгие годы рабского эксплуатирования. По-видимому, всё к этому и идёт… А сам фильм очень добротный. Снят он оригинально. Достаточно статичная картинка изобилует приглушёнными тонами, загадочными полутонами. Звуковой ряд так же пестрит 'мистическими', едва уловимыми обертонами, которые чётко обнаруживаются на общем фоне таинственной тревожной тишины и гула, который сопровождает эту тишину. Это на самом деле очень удачная имитация тишины естественной жизни, которая по мере усиления начинает аж гудеть в ушах. Это всё создаёт эффект как реальности, так и одновременно какой-то нереальности... Такое сочетание позволяет полнее раскрыть и представить зрителю идею главного сюжетного хода.
Матрица, вероятно, самый культовый фильм из всех, и вряд ли найдется человек, который не слышал об этом фильме или не смотрел его, разве что миллениалы, которые в то время еще не родились, а сейчас еще не успели до него добраться, но в любом случае обязательно видели мемы на тему этого фильма. Наш мир - иллюзия. В фильме все пронизано духом восточной философии, которая утверждает иллюзорность нашего мира, Майи. Метафорой духовного пробуждения в фильме является отключение Нео от Матрицы и его самоосознание в реальном мире, где с неба смотрят грозовые тучи, а роботы питаются энергией человечества, погруженного в сон и живущего в компьютерной программе. Команда Навуходоносора, который подбирает очнувшегося Нео, напоминает духовную секту, со своим харизматическим лидером - Морфеусом, под руководством которого они отключают одно за другим людей от Матрицы. Их цель - пробуждение человечества, но рады ли люди этому? Не все. И тут выходит на сцену конфликт. Что лучше - жить в Матрице или в реальном мире? Часть команды остается верной Морфеусу и его идеям, но найдется и предатель, который чуть не погубит дело Морфеуса и жизни его и его команды. С подачи фильма многие современные духовные лидеры и учителя используют слово 'Матрица' применительно к нашей реальности. 'Матрица' - это наша жизнь, наши увлечения и занятия, события и ситуации, наш трехмерный мир. С точки зрения восточных учений все это не имеющий под собой реального основания сон какого-нибудь индуистского божества. Но есть и реальный мир - мир духовности, любви и энергии. В котором можно пробудиться, достигнув духовного просветления, пробуждения. Для этого необходимо выполнять различные духовные практики, читать духовную литературу и ченнелинги (то есть телепатические послания, 'channel' - в переводе 'канал') от инопланетян и высших сил, заниматься медитациями и любить окружающий мир. В первоначальном сценарии мир, в котором пробуждаются люди, отключенные от Матрицы, тоже оказывается еще одной Матрицей, компьютерной программой. Так было бы легче объяснить способности Нео, которые он проявляет не только в Матрице, но и в реальном мире. Но вне фильма, в нашем реальном мире тоже возможны сверхспособности, магия, экстрасенсорика и прочие чудеса. Многие люди, посмотрев фильм, начинали тоже называть окружающий мир Матрицей, где все предсказуемо, привычно и обыденно, ничего интересного для многоопытного человека. Таким образом, идеи фильма плотно вошли в культуру. Даже Илон Маск на полном серьезе считает, что наш мир - компьютерная программа, которая, как компьютерная игра, прогружается, простраивается вокруг игрока по мере его перемещения. Фильм, который никогда не устареет, который стоит посмотреть каждому. 10 из 10
Культовый, революционный, эпохальный, любимый боевик детства,…Что я только не слышал о трилогии «Матрица». Мне не повезло, я про эти фильмы узнал, только, в сознательном возрасте, а ознакомится смог ещё позже. Мне просто всю жизнь «Терминатора» хватало и в плане экшена и в плане научно-фантастических разговоров. Но, тем не мене, к «Матрице» я был настроен хорошо. Я ожидал увидеть реально крутой научно-фантастический боевик, про борьбу людей с машинами, которые держат людей в виртуальной реальности, с крутым Киану Ривзом в обтягивающем плаще. Но по итогам, со мной, наверное, что-то не так, но мне «Матрица» вообще не понравилась. Главная причина, что фильм — ну нереально скучный. Здесь все персонажи, особенно сам Нео, не говорят, а шепчут, да так тихо, что я их почти не слышал. Серьёзно, я сначала думал, что это у меня с компьютером что-то, потом что что-то со мной, потом я понял, что это сами персонажи тихо-тихо бубнят. А сам фильм не просто жутко затянутый и при этом, ни капли не интересный. Сначала Нео бегает в коридоре, потом скучный допрос в участке, потом скучная встреча с Морфиусом, потом скучная экспозиция Морфиусом. Короче всё здесь скучно, здесь настолько медленно идут действия, настолько нет никакой интриги или экшена или внезапных сюжетных поворотах, что я лично просто умирал от скуки. Но что меня сильнее разочаровало, это финальная развязка. Просто фильм обещает нам борьбу людей с машинами, борьбу людей за своих «виртуальных» собратьев. Я в предвкушении этой борьбы, а на деле…герои занимаются кое чем другим. И всё? Серьёзно, это всё? Это в фильме, который позиционируется как борьба с машинами? То есть я не увидел ни попыток обезвредить эти машины, ни попытки объяснить людям, что они в матрице. Нет, я ни этого ожидал. Это ни то что я хотел увидеть в фильме про борьбу с машинами. О спецэффектах. «Матрица» это же фильм, который изобилует легендами о своих спецэффетах. Так вот, меня они не впечатлили. Не знаю почему. Может в начале 2000-ых это и смотрелось круто, но лично меня Матрица не удивила в плане трюков и всего остального. К тому же меня чрезвычайно бесит слоу-мо, когда действие замедляется. Я никогда не понимал, что в этом слоу-мо крутого. А теперь представьте, какого мне было смотреть Матрицу с её постоянными слоу-мо. Я смотрел и не понимал, почему нельзя было сцену где Нео уклоняется от пуль снять в нормальной съёмке, крутости это бы не убавило. И поскольку мне было ужасно скучно, я придумал себе развлечение — искал тупости в фильме. И их набралось немало. Самый главный мой вопрос. Я может не до конца понял, как устроена Матрица, но почему она не засекает когда герои входят в неё, почему когда Тринити или Морфиус оказываются в матрице, она не чувствует это и не посылает на место кучу агентов? Ведь, насколько я понял, Матрица это есть весь мир. По этой же причине, почему Смиты, которые часть Матрицы, не могли найти Нео в офисе? Почему Матрица не могла перепрагромировать мозг Нео и заставить его отказаться от поисков Морфиуса, почему она вообще позволяет людям искать правду если правда не должна всплыть? Почему Матрица не реагирует на гадалку Пифию, что она спокойно обитает и раздаёт советы Нео, почему она не отправит к ней агентов. Каким образом в мире матрицы появляются дети, если настоящие люди лежат в своих капсулах и подключены к проводам? И чем собственно плоха матрица, я не понял? Ну лежат люди в иллюзорной реальности, а плохо что в этом, их же не используют как рабов или не истребляют как Скайнет в Терминаторе. А здесь? Вывод: Я не ненавижу этот фильм. Я признаю, что Матрица внесла большой вклад в мировую культуру, изменила подход к спецэффектам и содержит много философских размышлений о том, что лучше: реальный жестокий мир или лживый, но приятный. Мне понравился монолог Смита о том, что люди это паразиты на теле Земли. Но увы сам фильм очень скучный и вообще не интересный. Посмотрите лучше «Тринадцатый этаж» там тажа тема, но фильм гораздо интереснее. 2 из 10
Томас Андерсен (Киану Ривз) - скромный программист, первая половина жизни которого, дневная - рутинная работа, как необходимость для существования, необходимость жизни. Но вторая половина жизни - ночная, где он становится хакером, путешествующим по компьютерным сетям, находя в компьютерном мире подлинную свободу, раскрепощенность своего я. Отсюда - поздний подъем иногда. Такая раздвоенность своего я от нереализованности в мире внешнем и реализованности в мире другом, скрытом раскрыта на другом примере героя Эдварда Нортона в 'Бойцовском клубе' но под другим направлением. И эти фильмы созданы в одно время. Но сколько людей с конца девяностых и по сегодняшний день открыли для себя сладость этого нового виртуального мира компьютера, иных современных технологий, где можно реализовать себя и просто забыться. Возможно поэтому Томас - собирательный образ человека нового времени - Нео. Но хорошо ли то, когда вообще вступает противоречие между миром реальным и виртуальным, и преобладает второй? Не несет ли это угрозу? Но Томаса находят люди Морфеус - ассоциации со сном - гранью между реальностью и вымыслом (Лоуренс Фишберн), Тринити (Кэрри Энн Мосс). Они утверждают, что он Томас - этот скромный хакер, такой как многие, является избранным в неком глобальном столкновении существ, надевших темные очки и людей - невидимой войне. Столкновении, которое произойдет в будущем, которое окажется непозитивной антиутопией, миром, который уже показан: он сер, тускл, мрачен. Холодные многоэтажные здания с пустыми квартирами. Красота природы, деревьев, цветов - где все это? Этого в мире будущего нет, потому что машина в образе этих людей в темных очках пытается оказаться сильнее. 'Человек - это вирус, болезнь, которую нужно остановить. Мы - лекарство' - уверяют эти существа. Эта проблема взаимосвязи человека и техники в антиутопии будущего уже затронута в таких фильмах, как 'Терминатор', отчасти и 'Судья Дредд'. Но прежде чем стать избранным, лидером, способным возглавить сопротивление, Томасу нужно самому поверить в это: во-первых, сделав выбор из двух таблеток из рук Морфеуса о необходимости вообще входить в этот ирреальный мир, а во-вторых, что еще должно произойти, чтобы стало очевидно - действительно ли Томас - тот самый? И что способно помочь Нео в тот момент, когда он был на грани? Какова роль Тринити? И о чем это говорит? Что по прежнему является доминирующими ценностями в мире? Но что же есть матрица? И этот философский вопрос, раздвоение личности самого Томаса, как собирательного образа многих из современного человечества в том, что идет преклонение перед виртуальным миром, упоение им, его культ с одной стороны; понимание потенциальной, скрытой опасности этого мира в будущем с другой стороны, которое будет непонятно каким именно актуален, важен на сегодняшний момент. 7 из 10
Он получил Оскара только за техническую сторону, тогда как надо было дать за лучший фильм, сценарий и режиссуру. Это величайшее кино Голливуда по глубине духовных и философских вопросов. Имею ввиду все три части. Неправильно говорят, что первая часть - самая лучшая. Чтоб понять задумку Вачовски, надо смотреть все три, иначе не ясен смысл. Я сначала не уверена была, правильно ли поняла задумку. Но посмотрев интервью с бр. Вачовски, которые сказали, что собрали в этом фильме сливки Западной и Восточной философии, а именно преимущественно идеи Гегеля и Индуизма, я утвердилась в мысли, что поняла все правильно. Идеи не новые и не Вачовски придуманные, но этот фильм - в своем роде мессионерский, он сделан для распространения духовных и метафизических идей в современном обществе. А чтоб заинтересовать общество этими слишком серьезными мыслями, нужно было перевести их на привлекательный язык кино как ведущий вид искусства: сочетание киберпанка с научной фантастикой - хороший выбор. Именно в перевоплощении древних философских идей на этот язык и есть продукт гениальности Братьев. В чем смысл трилогии? Выражаясь языком Индуизма, Бог (Архитектор) создал души и поместил их в разные миры - есть миры обусловленные (где Нео изначально жил), где души находятся в наиболее неестественных для себя условиях, далекие от своей истинной сущности, а есть миры духовные (как Зион). Но при этом Бог всегда оставляет за конкретной душой выбор как и где жить, собственно в этом и есть смысл существования. На примере Нео показано, что именно в этой борьбе с непреодолимыми обстоятельствами и развивается духовная идея души. Все миры и все сущности созданы Богом - аллегория с написанием компьютерных программ: и агеты Смиты, и Оракул, и даже Зион - есть по сути всего лишь написанные Архитектором/Богом программы. Как Кришна, если захочет, проявляет себя в одном из миров, заходя в иземерениях данного мира, так и Архитектор может через свою электронную версию разговаривать с существами в рахных мирах. Но в конечном счете, абсолютно все миры и люди есть всего лишь игра Господа, который для своего собственного совершенствования и развлечения создает все это. Совершенствования - в том смысле что, Ему интересно посмотреть, когда созданные им существа действуют непредсказуемо. Будучи полностью 'плоть от плоти' божьей, душа как часть Бога, однако совершает независимые от Него поступки - и таким образом через эти аффилированные части Бог познает самого себя все глубже. Разумеется, почти никто не понял всей задумки Братьев Вачовски, но какие-то проблески сознания все-таки этот фильм пробудил в зрителях, задел за какие-то подсознательные струны, попытался встряхнуть обусловленные души Западного общества. И почитав биографию Вачовски и историю создания фильма, я поняла, что именно Бог очень хотел продвинуть это кино в массы, не иначе как с божьей помощью голливудские продюсеры решили вложить уйму денег в неизвестных, неопытных и нищих на тот момент братьев. Потому что разве американские подростки стали бы когда-то читать индийскую или немецкую философию? Нет, а зрелищный со спецэффектами фильм - разумеется да. 10 из 10
Сказ о том, как Нео уделал Матрицу, стал для малоизвестных сценаристов-режиссеров братьев Вачовски той самой золотой жилой, основательно разработав которую, они смогли позволить себе всё, что душеньке угодно. Душа тандема Вачовски требовала праздника, а феноменальные сборы трилогии «Матрица» позволяли раскатать губу по полной схеме: от съемок некоммерческих, но умных фильмов («V» значит Вендетта»), до производства коммерческих провалов («Спиди Гонщик»). Но и поныне, если на экране мелькает фамилия Вачовски, то будьте уверены, их упоминают всуе благодаря «Матрице» и только. И до сих пор братьям-сестрам не удалось сотворить на экране что-нибудь более выдающееся, хотя, будем честны, они всё еще пытаются. Сюжет «Матрицы» известен абсолютному большинству любителей кино, но всё же возьмем на себя смелость напомнить его. … Мистер Андерсон, как и многие из нас, пытается ответить на главные вопросы бытия. Кто мы и откуда? Зачем пришли в этот бренный мир и куда пойдем дальше? Днем он работает заштатным программистом в солидной компании, а ночью… ночью под личиной хакера Нео видит сон, который не сон, и бродит вслед за белым кроликом в поисках ответов. Латексная девушка Тринити шепчет на ухо Нео, что ему пора определиться в этой жизни. Помочь ему в этом может только таинственный Морфеус, по пятам которого следуют не менее загадочные и суровые «пиджаки» с явно недружелюбными намерениями. Правдолюбец Нео, следуя зову души, выбирает из двух таблеток красную, после чего оказывается в реальном мире, где люди не живут, но существуют в виде элементов питания для безжалостных и беспощадных машин. По словам Морфеуса, Нео – избранный. Человек, способный не только эффектно махать руками и ногами, но и бороться с агентами Матрицы на равных. Именно с ним люди Зиона, последнего человеческого города, укрывшегося в глубинах канализации, связывают свои последние надежды. Машины, программы и прочие бездушные твари пока еще не ведают о божественном предназначении Нео. Они охотятся за Морфеусом, ибо тот является капитаном корабля и знает коды доступа к Зиону. Им невдомек, что тщедушный Нео представляет собой гораздо большую угрозу, ибо знает не только кун-фу и джиу-джитсу, но и основы программирования, что вкупе дает ему право склонять Матрицу под любыми ракурсами… Виртуальная реальность, данная нам в ощущениях, будоражила умы кинематографа задолго до прихода Вачовски. Мысль о том, что жизнь – компьютерная игра, а люди в ней актеры, десятки раз ложилась в основу фантастических книг и кинофильмов, но мало кто удосуживался прибегнуть к наглядности. Большинство мнили себя теоретиками, сумбурно повествуя о бунте машин, параллельных мирах и рисуя темные картинки неприглядного будущего. Искусственный интеллект стал своеобразным философским камнем преткновения, которого жаждали и боялись все, но толком описать его недостатки и преимущества никто не брался. В кино попытки были, и весьма достойные. Вспомним «Терминатора» Джеймса Кэмерона. «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. Культовый «Трон». И даже не снискавшие большой популярности триллеры о восставших компьютерных мозгах – «Газонокосильщик» и «Виртуозность». Свой замысел братья Вачовски пестовали несколько лет, убив на четырнадцать вариантов сценария пару березовых рощ. В результате сэр Шон Коннери, которому предложили сыграть Морфеуса, отказался от съемок, ибо ни черта не понял в тексте. Вообще, от участия в «Матрице» отказались многие известные личности. Кто-то – по личным соображениям, не желая подписываться под авантюру с малоизвестными постановщиками. Кто-то – ради крупнобюджетных фиаско (Жан Рено вместо агента Смита предпочел сняться в «Годзилле»). В образе Нео мог вполне оказаться Леонардо ДиКаприо или Вэл Килмер, и не видать тогда Киану Ривзу мировой славы. Как и целого десятилетия забвения, унылых триллеров и немощных попыток избавиться от надоевшего клейма «Избранного». Без сомнения, успех «Матрицы», в первую очередь, связан с невероятной трудоспособностью и верой ее создателей. Так долго нянчиться с проектом способны немногие голливудские деятели. Маститые режиссеры и крупные студийные боссы любят, когда лакомые куски готовы к употреблению и возлежат на блюдечке. Кому нужны трудоемкие, заумные фантастические постановки, когда уже сегодня можно на скорую руку склепать ремейк или сиквел, а завтра подсчитывать прибыли? Слава Богу, что есть еще в кино люди, способные своим усердием и целеустремленностью тормошить прогресс и увядшие умы аудитории, без конца пережевывающей одни и те же сюжеты. «Матрица» – это не просто фильм, это событие, изменившее киноиндустрию. Это сейчас, после дикого количества упоминаний, цитат и невольных подражаний картина братьев Вачовски может показаться «затертой до дыр». Но на момент премьеры зрители выходили из кинотеатров с выражением восхищения на лицах. Этому способствовало всё: необычный для кино саундтрэк, укомплектованный забойными композициями ведущих «трэшевых» исполнителей, от Rammstein до Prodigy; невероятные для того времени спецэффекты с использованием замирающей камеры и slow motion; стильная картинка (авторы специально добавили «матричным» сценам зеленоватый оттенок, а из эпизодов в реальном мире исключили голубую гамму). Но главное – это убойная смесь научной фантастики и экшна, где осмысленные диалоги сменялись мастерски поставленными драками и перестрелками. Прошло чуть более десятилетия с выхода фильма, лента уже раз двести спародирована и упомянута в кино, а технологические наработки «Матрицы» до сих пор активно используются. Для девяностых годов картина стала тем же, чем является «Аватар» Кэмерона для нулевых – эффектным завершением цикла и прорывом в будущее. Братья-режиссеры поспешили упрочить свое положение и спустя четыре года выпустили на экраны сразу два продолжения: «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». История появления этих долгожданных сиквелов памятна многим – создатели так сильно веровали в зрительскую любовь и собственные силы, что заплутали в трех соснах. Каждый последующий фильм был хуже и слабее предыдущего по всем аспектам. Позднее сами Вачовски заявляли в прессе, что изначально планировали снимать «Матрицу» в виде трилогии. При всем уважении, данное утверждение выглядит запоздалой попыткой оправдаться. Братья понимали, что, снимая второй и третий фильм, им придется качественно переработать и дополнить историю, дабы вывести проект на новый уровень зрелищности и значимости. С первым всё удалось более-менее – визуальные пиршества смотрятся мощно и слаженно, а вот со сценарием Вачовски перемудрили, чем сильно разочаровали поклонников. Размазав красочные рукопашные баталии и погони тонким слоем по нудным диалогам и ненужному пафосу, создатели трилогии собственноручно загнали себя в угол. Как бы там ни было, «Матрица» и по сей день является видным представителем жанра, входит во всевозможные списки «самых-самых» и вдохновляет кинематографистов на создание фильмов, в коих форма не должна превалировать над содержанием. 10 из 10
Сюжет: Что такое Матрица? Нео всю жизнь чувствовал себя обманутым и ощущал, что он спит. А если это правда? Нео придется узнать правду ужасной системы и спасти человечество. Неожиданный ' бум' на тему киберпанка в конце двадцатого века породил множество картин на такую тематику. 'Матрица' оказалась самой успешной из всего того количества фильмов, что было выпущено в те годы. Братья Вачовски создали свою вселенную, где машины захватили мир и сделали всех людей батарейками для своих двигателей. Чтобы люди не мешали, машины усыпили их погрузили в специальную искусственную реальность. Только некоторые люди смогли из нее вырваться. Нео стал одним из них. Вообще Киану Ривз сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей и мы вместе его героем переживаем все ощущения новой реальности. Стиль самой картины выглядит необычно. В ней мы видим постоянный зеленый едкий фильтр, который делает все очень красивым и необычным. Также, благодаря этому фильму, была внесена мода на 'slo-mo', которая являет собой эффект замедленных действий. Он используется, чтобы показывать замедленные движения в виде летящих пуль или ударов кулаков и ног. К слову, в картине много отсылок не только к японской культуре, но и к книгам Кэррола 'Алиса в Зазеркалье'. Экшен здесь захватывающий и запоминающийся. Особенно это касается перестрелки в вестибюле и схватка в метром со Смитом. К слову о Смите, злодей у Хьюго Уивинга вышел довольно харизматичный и его постарались сделать необычным, чтобы он не показался зрителю обычной программой. Конечно в картине есть минусы. Во-первых: Морфиус к середине картины становится 'мальчиком для битья' и вся его мощь, которая чувствовалась в начале, 'сливается в унитаз'. Во-вторых: любовная линия в картине вообще ничем не обусловливается и вспоминается в конце, такое чувство для галочки. Чувство персонажей не чувствуются и химии между ними особой нету. В-третьих: слегка портит общую картину иногда излишнее количество пафоса, который чувствуется не только в диалогах, но и в экшене. Вердикт: я люблю 'Матрицу' с детства, но, если смотреть на нее объективно, то в ней можно найти минусы, но, которые не влияют на тот факт, что это культовый фильм для кинематографа. P.S. Посвящается Тане. 9 из 10
The Matrix. Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке, странная мысль, но её не отогнать. А она как заноза в мозгу — она сводит с ума, не дает покоя. В этом фильме есть всё, что может интересовать современного и даже искушённого кинолюбителя: идея, диалоги, эффекты, монтаж, атмосфера. Режиссёры предлагают нам погрузиться в мир альтернативной реальности, не той которую мы ощущаем каждый день, а настоящую, ту, которую не все смогут принять, так затянувшись в эти фальшь и обман — Матрицу. Помни. Я лишь предлагаю узнать правду, больше ничего. Умные монологи и диалоги, заставляющие размышлять и ставить под сомнение повседневную жизнь, персонажи, о судьбе которых не так уж и много рассказывается, что интригует и притягивает, отличный монтаж сцен с прекрасной музыкой. Фильм побуждает много вопросов, преподнося зрителю кучу мыслей, ставящих его в унизительное положение перед реальностью и заставляющих замечать поддельность среды, и делает хороший запал для развития идеи. Я не стану предсказывать чем всё кончится, я скажу лишь с чего начнётся: сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть, покажу им мир без вас, мир без диктата и запретов, мир без границ, мир, где возможно всё. Что будет дальше — решать нам. The Matrix дает намек на то, что мир не так прост и примитивен, как нам кажется — на самом деле человек может всё, ему мешает только он сам, заложенные «конструктором» непреодолимые барьеры в мышлении, которые можно преодолеть, поверив в силу своих действий, ведь они также подчиняются общим законам их мира — системе. Герои фильма (режиссеры) видят в своих врагах систему, которой все подчиняются и без которой просветления нам не видать. Как подчинить массу? Необходимо дать ей то, что она хочет. НЕТ. Сначала следует внушить массе, что она хочет, запаковать в коробок, в ограниченную реальность, в которой её представителям будет комфортно, за которую многие готовы будут биться, а затем преподнести дар и наслаждаться властью (энергией). Человечество смогло повторить себя, создав искусственный интеллект, а искусственный интеллект смог захватить умы создателей, повторив мир. Кто же все-таки сильнее? 10 из 10
Что сказать? Фильм воспринял неоднозначно, поначалу. Местами актёры переигрывают, местами, наоборот, недоигрывают. Две сюжетные линии, которые соприкасаются, неизбежно вызывая искры. Много новшеств. Очень неординарный ход с жучком. Запоминается. Нечто подобное видел лишь в Подземелье драконов. Но это уже другой жанр… Качественный подбор актёров (кастинг, кажется называется). Приметная музычка. Добротный сценарий. И сейчас, спустя 12 лет, фильм смотрится на одном дыхании. Интересные персонажи. Морфиус - спокойный, люто ненавидящий матрицу и её автономные модули. Спокойствие ему дарует безоговорочная вера в Избранного. На этой слепой вере построена вся его жизнь- найти Избранного. Дальше надо убедить его, что он действительно Избранный. Но и этого мало- ведь Избранный должен себя весьма успешно проявить в борьбе с Матрицей, а для этого надо неплохо потрудится. И он постоянно трудится вместе со всей своей компанией таких же верующих. Пифия - улыбчивая, доброжелательная. Не любит огорчать людей. Всегда уверенна в себе, но держит спокойствие с лёгким напряжением. Иногда её как и Смита, прорывает, что выдаёт в ней программу с эмоциями. Тринити- уравновешенная, хладнокровная, заботливая, любящая. Её тянет к Нео, но она сдерживает себя в проявлениях своих чувств к нему - как будто сомневается, проверяет - Избранный ли? Агент Смит - невозмутимый, всегда спокойный и уверенный в своём превосходстве, рафинированный интеллигент. Но лишь только ситуация выходит из-под его контроля, как он теряет контроль и над собой. Программа, наделённая эмоциями. Парадокс! Власть развращает. Где бы он не находился, всегда упивается властью. В отличие от своих подчинённых- таких же как он агентов, но стоящих в их иерархии ступенькой ниже и сохраняющих невозмутимость в любой, подчас критичной для них ситуации (вспомним финал, где они отступили от Избранного, зная, что в будущем возьмут своё), Смит начинает терять голову и срывается. Нео - неуверенный, сомневающийся, отторгающий идею Матрицы со всеми её последствиями(ах, как хочется всё забыть и вернуться в свою уютненькую квартирку!). Но готов учится, учится, набирается опыта, осваивается, одним словом. И осваивается довольно успешно, хоть до конца и не ясно - Избранный он всё-таки или нет. В чём-то ошибается, в чём-то успешен (как и все!). Сайфер - самый интересный персонаж. Живёт лишь своими интересами. Он устал, устал от войны, проклятого корабля, где вечно холодно, одна и та же пакость на завтрак и ужин, устал от не взаимности Тринити, но больше всего его достал их вождь со своей верой в Избранного. И, будь у него возможность вернуться в прошлое и всё изменить, он, не колеблясь, вернулся бы и засунул красную пилюлю Морфиусу в задницу. Главные законы фильма(проверенные на чужом опыте и неоднократно!)- время всегда против нас. Если ты не один из нас, то, обязательно, один из них. Идеей Избранного нас пичкают столько, сколько существует кино, поэтому тут режиссёры не оригинальны. Зато в остальном… В реализации этой идеи Лана и Энди Вачовски вписали свои имена в мировой кинематограф золотыми буквами. По уровню фильм близок к Терми-2 и Звездным войнам. И дело тут не столько в новациях, которые они первыми ввели в сей шедевр – это всё важно, но вторично. Главный момент, мне думается, в духе фильма. Все устали от кровавых боевиков с Ван Даммом, Сигалом, Лундгреном и другими, захотелось свеженького, необычного. Времени с выхода Терминаторов прошло достаточно. Мир ждал, ждал, затаив дыхание. И он пришёл! Пришёл, чтобы спасти всех. И очень вовремя. Идея спасения есть и в Библии, только в ней все, кому не лень, с каждой страницы пугают карой божьей, адом и призывают, и даже не призывают, а приказывают(!) смирится и терпеть (ударили по правой щеке- подставь левую, содрали с тебя рубаху, отдай и всю одежду, кроткие духом унаследуют царствие божие и проч. бред и мракобесие). Но не таков Избранный! Здесь он активно сражается за свои и чужие права и свободы, не жалея своих сил и крови. Можно сделать замечания лишь по сценарию: по- моему не достаёт сцен освобождения членов команды Навуходоносора из Матрицы и откровений Пифии для Морфиуса и Тринити (для остальных это можно опустить). И самое главное- слава Пифии(!), актёров утвердили именно этих и никаких других не надо. А так 10 из 10
На фоне тотального восхищения «Началом» Криса Нолана, захотелось написать своего рода рецензию-триптих на, собственно, «Начало» и фильмы, с которыми стало принятым его сравнивать – трилогию «Матрица» и «13 этаж», вышедшие в стародавнем 1999-м году практически одновременно. Что объединяет эти три картины (если считать «Матрицу» за одну)? Они про виртуальную реальность (далее – ВР). Если спросите, почему не включил сюда «Газонокосильщика», «Джонни-мнемоника» и «Экзистенцию», отвечу – там все же несколько иная подача идеи - скорее, киберпанк. Итак, триптих, часть первая Трилогия «Матрица» Энди и Ларри (ныне – Лана) Вачовски. Бюджет картины в 99-м году составил $63 млн. Немало, но и далеко не запредельно для конца 90-х – в 1991-м году на создание «Терминатор 2: Судный день» было затрачено на $40 млн. больше. Что же Вачовски нам показали за эти деньги? Начнем с момента сотворения Мира. Иначе – с идеи, задумки, смысловой нагрузки фильма. Не думаю, что осталось много тех, кто за 11 лет так и не удосужился посмотреть хотя бы первый фильм трилогии, благо центральное ТВ неоднократно его показывало, потому не буду широко распространяться по поводу сценарной идеи. Кратко: борьба людей с созданными ими самими машинами. После ряда событий машины стали хозяевами земли, а люди вынуждены держать оборону подземного города Зиона. Здесь напрашивается параллель с главной франшизой 90-2000-х годов – «Терминатор». Так вот, кроме того, машины создали «матрицу» - по сути, программную оболочку, среду, в которой содержится разум и воля тех, кто на самом-то деле взращивается машинами. Более того, эти несчастные представляют из себя всего лишь элемент питания для техники. И вот как раз в этой матрице и обитает тот, которому надлежит согласно пророчествам спасти подземное человечество от гнета машин. Пожалуй, что так. Нова ли идея? Давайте порассуждаем. Тема борьбы машин с людьми была развернута на экранах еще многими годами ранее, так что с этой точки зрения не столь уж всё оригинально. Если же ставить идею шире, представив машины аргументами «Системы» (с) в противостоянии со свободным человеком, то тут и вовсе идея уходит корнями в глубокое прошлое – не составит ни малейшего труда найти подобные литературные произведения, в сравнении с которыми замысел «Матрицы» – грубая поделка первоклассника. Так что же мы видим, если копнуть замысел фильма глубже? Вачовски взяли за основу идею классических антиутопий (например, «1984» Джорджа Оруэлла) – противостояние людей системе, а на это ядро навесили оболочку из «Терминатора», отобразив систему в виде технической среды – тех самых машин, с которыми борется население свободного Зиона. Но это уже было, это неоригинально. Тогда… Оп! Вачовски добавляют в «машинную оболочку» виртуальную реальность, этакую надстройку над оболочкой, если провести вертикаль. Но и это мы уже видели – замечательные образчики «экранного» киберпанка - «Нирвана» с Кристофером Ламбертом и «Джонни-мнемоник» с тем же К. Ривзом, вышли несколькими годами ранее. Вачовски, вероятно, понимают, что «Матрица» будет представлять из себя солянку заматерелых идей, потому режиссурно превращают картину в комикс. И, надо сказать, умело это делают – персонажей теперь не тревожат законы физики, сюжету не надо придавать хоть сколь близкие к повседневной жизни действия, зато можно уступить место буйству фантазии – бешеные, сверхНЕреальные спецэффекты, черная кожа, латекс, темные очки даже в тех местах, где и без очков-то вряд ли что-либо разглядишь… Словом, теперь можно выстроить идеальный комикс, которые так любит зритель. Ну, и сдобрить это лирикой – любовью Тринити и Нео. А если еще и щедро удобрить все события в фильме пафосными монологами и диалогами, то можно еще и попробовать встать в один ряд с философскими картинами. У Вачовски всё это получилось. Но вот же незадача – не совсем понятно зачем, но все это растянуто аж на три части в едва ли не 7 часов экранного времени. Долго, ОЧЕНЬ долго. И, собственно, ненужно. Ибо каждая последующая часть в разы скучнее и бесталаннее предыдущей – прибавляются спецэффекты, драйв, но убирается философия, а сюжет ввинчивается в совсем уж бредоносные глубины. Собственно, вот она – всеми горячо любимая «Матрица». Что можно сказать об игре актеров? Думаю, ничего особенного – какая игра может быть в комиксоидальных фантазиях режиссеров? Вовремя поднять ствол, прыгнуть, взреветь двигателем, взлететь, а на крупных планах сделать монументальное выражение лица, дабы дать всем понять, что тех, кого зритель видит на экране – ну просто Супергерои. В итоге, более остальных понравился Хьюго Уивинг – его агент Смит хоть и карикатурен, но больше всех прочих внушает. Остальные просто сыграли свои роли. Спецэффекты очень яркие, красочные, как я уже говорил – совершенно нереальные. И это не комплимент. Звуковая дорожка действительно хороша, здесь сомнений нет. Пожалуй, всё. Если откровенно, я не совсем понял, почему «Матрицу» сталкивают носами с «Началом». По сути, общего у них – только наличие виртуальной реальности: матрица в «Матрице» (уж простите за тавтологию) и сны в «Начале». Но о картине Нолана не здесь и не сейчас. Позже, позже… 5 из 10
Место действия: Матрица.'Отель Сердце города' Агент Смит: Речь идет о вашей безопасности. Лейтенант: С девкой как-нибудь справимся... (неуверенно) Послал две группы! Сейчас ее доставят. Агент Смит: Нет, лейтенант, ваши люди уже мертвы. (с) Матрица. Сладость этого слова из беспечной юности, когда трава была зеленой, идеи, как актеры бродячей труппы в мире моих мыслей, кружили голову, а кино было настоящим удовольствием. Этот фильм мы смотрели в кинотеатрах, на видеокассетах, на компьютерах - везде, где только можно, бесчисленное множество раз, и не уставали от зрелища. С друзьями и в одиночестве. Завороженно глядя на экран. Загадочность этого непонятного слова манила, его хотелось смаковать, облизываясь, - матрица. Недавно мне представилось пересмотреть эту теперь уже классическую историю еще раз. Помимо хлынувших ностальгических воспоминаний об ушедшей эпохе я наконец осознал значение этого фильма для новейшей истории кинематографа. Братья Вачовски собрали в своей работе квинтэссенцию всех наработок и имевшихся представлений об ИИ, начиная с Космической одиссеи, Чужого, Терминатора, фантастических романов, комиксов, скрестив получившийся синтез с жанром киберпанк, а вышедшую в итоге выжимку приправили особым, ранее не встречавшимся цветовым стилем. Стилем в темно-зеленых и синих тонах, которому подчинены многие предметы, аксессуары, интерьеры декораций в мире Матрицы. Но и на этом братья не остановились. С необыкновенным энтузиазмом они довели свою концепцию до совершенного технического и стилистически-целостного визуального воплощения, добавив зрелищу остроты соусом из инновационно решенных специальных эффектов. Чего стоят три крутейших кадра в главных схватках фильма, когда камера, волнообразно двигаясь, облетает объект, показывая его с 360 градусов обзора! А зависания в воздухе, слоу-мо, следы от пуль, вызвавшие волны подражаний в иных боевиках. Никто еще не выдумывал такие приспособления для съемок, никто и вообразить в то время не мог, что СиДжиАй можно настолько органично вплетать в натурно снятые кадры, при этом делая их реалистичнее, а не наоборот. Но и на стилистике, то есть довольно оригинальном оформлении созданного ими мира, братья не остановились. Их перфекционизм отображается еще и в звуке и музыке, использованной для фильма. Это тоже целый мир. И мир живой и дышащий. Ярчайший пример: в моменты замедлений звуковые эффекты тоже замедляются, изгибаются, движутся и существуют вместе с картинкой. Стремление к совершенству передалось и актерам, отыгравшим с максимальной самоотдачей. Эти роли были знаковыми для всего главного актерского состава. Но что повторять все это в тысячный раз? Достаточно помнить, что фильм этот был бомбой, взрыв которой остался в истории кино. А значит, создатели хотели не просто заработать, они творили произведение искусства, каких мало. За это, на мой взгляд, оно заслуживает высшей оценки: 10 из 10 P.S. Место действия: Матрица. Небоскреб главзлодеев Агент Смит (голосом Агента Смита): Я поделюсь с вами теорией, которую недавно создал... (с)
Буквально до вчерашнего дня я оставался в числе тех, кто не смотрел 'матрицу', не знал, кто есть Нео и понятия не имел, почему девушек в черном сравнивают с Тринити. А вчера вот перестал оставаться. Фильм впечатлил с первых кадров. Я многого ждал от культовой ленты, много и получил. Ложки нет, Нео. Если с самого начала, то первым пунктом стоит все же упомянуть спецэффекты. Их там много и сделаны они настолько качественно, что в них веришь. 'Матрица' действительно заслуживает своего звания эталона спецэффектов. Впрочем, говорить о них так же бессмысленно, как описывать северное сияние в Хибинских горах - кто видел, поймет без слов, а кто не видел, не поймет в любом случае, как ни объясняй. Вторым пунктом пойдет сюжет. Он как минимум оригинален и остается оригинальным даже сейчас, спустя десять лет после премьеры. На фоне общего увлечения идеями эксперимента в пробирке и платоновского человечества в пещере история порабощения людей машинами кажется весьма животрепещущей. Лично мне в душу запала мысль о дежа вю. Дежа вю - это смена программы, когда происходит сбой в течении событий. Так как у самого подобные случаи бывают постоянно, эпизод заставил лишний раз задуматься. Вообще, идея превращения людей в источник энергии пока как-то не особо заезжена. Разнообразные войны людей с машинами, сбои в программах, ожившие механизмы, человечество, доживающее последние дни под пятой свирепых роботов - это да, это есть такое, такого много. Наконец, актеры. О да, актеры. Тринити оставила абсолютно равнодушной. Не верю я в такую Тринити. Зато агент Смит великолепен. Я теперь понимаю, откуда взялось такое количество анекдотов об Элронде Смите - эти два персонажа являются почти полными антиподами друг друга. Один ненавидит этот мир, другой любит. Один - компьютерная программа, другой - вечно живое существо. Если Элронда многие считают неудавшейся ролью, то агент Смит шикарен. Аплодисменты Хьюго Уивингу. Нео. Показателен диалог с матерью перед самыми титрами. - Ну, я понимаю Тринити. - Еще бы, красавчик! - Ма. Красавчик - это Орландо Блум. А это - Нео. Самому Нео на протяжении всего фильма приходится дико весело. Жил себе законопослушный программист Томас Андерсон, он же добропорядочный хакер Нео, исправно платил налоги, работал в приличной компании и разве что иногда задумывался о бренности сущего. И вдруг возникает какой-то Морфеус со своим телефоном, какой-то агент Смит с пухлой папочкой и все чего-то очень активно хотят от бедного Нео, который пока даже не понимает, о чем, собственно, речь идет. Эпизод первой встречи Андерсона и Смита просто лишил мозга. Я всегда крайне трепетно относился к человеческим лицам как к внешнему отражению их душ, а тут такое. Агент Смит, пожалейте парня, верните все как было. Дальше приходится еще забавнее. Продолжающий ничего не понимать Нео ни с того ни с сего оказывается в каком-то коконе, потом его куда-то смывает, что-то вылавливает, кто-то выхаживает и при этом нещадно грузят информацией. Потом возникает Пифия, которая сначала выдает великолепную фразу 'а ты занятный, я понимаю, почему ты ей нравишься'. Затем обдает Нео дымом и начинает изрекать совсем не то, что имеет в виду. Ну и печенье напоследок. В общем, бедный Нео. Не буду петь дифирамбы Ривзу. Просто если его Нео стал персонажем всемирного фольклора и эталоном невероятной 'крутизны' наряду с агентом 007 и Индианой Джонсом, то это о многом говорит. Единственное 'но', которое не понравилось ну вот прям совсем - линия любви. Не понимаю, зачем в сплав боевика, фантастики и антиутопии включать такую банальщину. Он Избранный, она супервумен, ей было предсказано, что она полюбит Избранного, я люблю тебя, Нео! Боги, как же это приелось. Линия, достойная романтической комедии или на худой конец фэнтези, но никак не фильма формата 'матрицы'. Имхо, этот любовный сироп сослужил фильму медвежью услугу. 7 из 10. И напоследок - математики шутят. Нео почти весь фильм всех спрашивает, что такое матрица. Каждый раз, когда звучал этот вопрос, я вспоминал следующий математический анекдот: - Записываем определение: матрица - это прямоугольная таблица с числами. В этом определении все хорошо, кроме трех вещей: матрица не прямоугольная, это не таблица и в ней записаны не числа. Вот так-то, Нео.
Эта картина не для всех. На мой взгляд, фильмы такого типа заставляют задуматься и наводят на мрачные мысли. Ведь человечество с давних пор задается вопросом устройства мира. Есть люди, у которых все в жизни просто. Существует мир - и хорошо. Они просто живут и радуются жизни. Некоторые из них могут просто не понять этот фильм, потому что здесь все сложно. А есть люди, склонные к самокопанию и самобичеванию, которые всему стараются найти объяснение, добраться до сути. Таких зрителей этот фильм и ему подобные еще больше настроит на самокопание и проникновение в суть вещей - вот мое мнение. Потому что я сама к ним отношусь. Когда я посмотрела фильм, у меня невольно возник вопрос: 'А что, если?..' Думаю, продолжать этот вопрос смысла нет. Действительно, а что, если этот мир есть только Матрица? Только иллюзия, в которой пребывает наше сознание, а тела обретаются где-то в неведении и бессознательном состоянии? Ведь допускают существование неких параллельных миров, существующих рядом с нашим. Бывали случаи, когда шел человек - и исчезал бесследно. А куда? Кто знает... Есть много на земле и в небесах такого, чему нельзя найти разумное, казалось бы, объяснение. Мы наслаждаемся вкусом еды, ароматом духов, красотой цветов. Но что, если все это не настоящее? Если вкус, аромат и цвет диктует Матрица? То есть, если говорить по-простому, это все иллюзия и все вокруг нас нереальное? Нет, легче об этом не думать. Легче думать и быть уверенным, что все вокруг нас есть реальность, что этот мир есть сама реальность. Так легче. Но иногда все-таки приходит сильное ощущение иллюзорности этого мира. Что-то есть в этом фильме. После его просмотра становится не по себе. Что хотели создатели фильма сказать? Ну это понятно. Показать вот такую 'утопию' своего рода. Но здесь есть и обратная сторона медали, вытекающая из идеи картины. Почему, если мир, в котором мы живем, только Матрица, компьютерная программа, почему же в нем так много жестокости, несправедливости, иллюзии в иллюзорном мире? Чтобы люди боялись открыть глаза? Каково же тогда должно быть в реальном мире... Что бы предпочли вы: жить или только думать, что вы живете? Актерская игра обаятельного Кеану Ривза и импозантного Хьюго Уивинга на высоте. А Кэрри-Энн Мосс - нет. На роль Тринити могли найти другую актрису. 8 из 10
Что такое матрица? У этого слова множество определений. Какой-либо элемент или особое явление можно охарактеризовать как матрица. Но тот единственный термин, который знают практически все люди планеты и те, кто хоть раз смотрел этот фильм, матрица – иллюзия. Другой мир, другая реальность, наша душа и душа машин. Есть особенный мир, который правит нашей жизнью, и только избранный может управлять этим миром и спасти человечество от неминуемой гибели. Именно таким нам хотели показать этот фильм братья Вачовски. Показать нам мир с другой стороны, где за жизнь приходится воевать и сражаться, где драки – искусство боя, благодаря которым мы и можем выяснить, кто же сильнее в этой вселенной. Нео – так зовут главного героя этой эпопеи. Нео тот избранный, который и будет сражаться за мир во всем мире. Морфиус – один из помощников Нео, поможет ему любыми способами выиграть эту войну, а заодно и истребит немного агентов. Смит – агент, 3 лишний, против Нео, протии мира, против машин. Никто и ни что его не остановит, он всего лишь программа, а программу нельзя убить. Тринити – тоже помощница Нео, но для него она нечто больше – его возлюбленная. Второе «я» Нео, его верная спутница в другой мир. Все они составляют ту небольшую, но главную часть матрицы… Но все эти Нео, Морфиусы, агенты – это лишь имена. И большую работу здесь сделали актеры. Но я не буду перечислять каждого, они все гениальны по своему. Я лишь заострю внимание на одном - самый главный и самый великий актер этого фильма - Киану Ривз. Уже сложно представить, кто бы лучше него справился с этой ролью. Ривз – это уже частица той матрицы, которую мы знаем, именно он сочетается с этим фильмом при первом упоминании о нем. Безусловно, Ривз – гениальный актер, он создал образ большого и сильного человека, в котором главенствуют душа и добро, любовь и справедливость. В свою очередь, «Матрица» - это Киану Ривз. Но кто-то скажет, что вся гениальность этого фильма не только в прекрасной актерской игре Ривза и в оригинальности сюжета, а то что большою работу и самую главною сыграли спецэффекты. Да, согласен, без них сейчас не обходится не один фильм. Но разве могут так играть роботы? Все, безусловно, все сделано руками людей, их стремлениями к совершенству, к созданию нечто невероятного и фантастического, от чего бы завораживало дыхание при внезапном мгновении опасности. Вся эта игра спецэффектов – неотъемлемая часть таких фильмов. Они придают зрелищность, красоту происходящему, чему остается только поражаться и восхищаться. А ведь сюжет, на первый взгляд, кажется таким простым – драки, войны, перестрелки, ошеломляющие трюки. Казалось бы, смотри и наслаждайся. Но во всех этих рукопашных событиях заложен тайный смысл. Всего бы этого не было, если бы не красная таблетка, благодаря которой мы и попали в другой мир, то есть, в мир матрицы. Здесь другие законы, правила. Тут важна твоя логика и сила, здесь ты борешься за свою жизнь, и за жизнь всех людей планеты. Но ты всего лишь программа, и тебя в принципе не существует. Но ведь кто-то должен спасти этот мир. Весь фильм – это большая головоломка с большим количеством мнений и решений, неизведанных тайн и ужасных, фантастических открытий. Кадр за кадром ты погружаешь в иную картину происходящего. Здесь ты один, а там другой. Ты знакомишься с людьми, обреченными на вечную борьбу, и начинаешь завидовать им, восхищаться ими. Ты хочешь очутиться в этом ином мире. Но ведь это всего лишь матрица. Нереальный реальность, ну или другой, не существующий мир. И стать в нем избранным позволено только одному человеку. И тебе остается лишь наслаждаться одним из самых фантастических фильмов нашего времени… P.S.: Но в переводе Гоблина фильм мне понравился больше. 9 из 10
В одном отзыве я прочитала, что написал посетитель, и он написал такую фразу: «Наверно нет такого человека на земле, который не смотрел фильм—Матрица!». Но такой человек до сегодняшнего дня был и этот человек Я! Прошло почти 10 лет с тех пор как «Матрица» появилась в кино. Многие говорили про фильм, про его величайший сценарий, сюжет, игру актёров, первые на 1999 год спецэффекты и т. п. Если б я его посмотрела 10 лет назад, я б вряд ли поняла б его смысл, так как мне было всего 8 лет. О какой «Матрице» может идти речь, когда тебе всего 8 лет, в этом возрасте ты только-только научился читать и писать. Но спустя 10 лет я его посмотрела и теперь с чистой совестью могу сказать, что это самое величайшее кино, которое, когда-либо смотрела. Этот фильм надо смотреть, не отвлекаясь ни на что и смотреть его и вдумываться в его смысл. После просмотра фильма может возникнуть множество вопросом. Иногда задаешь себе вопрос: «А вдруг это всё по настоящему!» Возможно, это так и есть, но точный ответ нам не скажет никто. Прочитав интересные факты о «Матрице», что на роль Нео претендовали Леонардо Ди Каприо, Уилл Смитт, Эван МакГрегор, но всё-таки лучше Киану Ривза Нео никто б не сыграл. Ну, как вы себе представите Ди Каприо в роли Нео, его выдвинули в претенденты из-за полученной славы в фильме «Титаник» снятого 2-мя годами раньше. И тем более Ди Каприо было всего 25 лет, он не смог бы так хорошо сыграть, как К. Ривз. У К. Ривза был опыт уже в таких фантастических фильмах. После просмотра фильма у меня сложилось впечатления, как будто сценарий был написан именно для К. Ривза, он подходит во всём по внешности, по возрасту и т. д. К остальным актёрам никаких претензий, это отличная экранная команда. Особенно понравилась игра Агента Смита. Так точно, холодно кровно он изобразил и сыграл Хьюго Уивинг своего персонажа. Хоть фильм настолько фантастический, компьютерно-технический, но даже в таком фильме есть место для ЛЮБВИ, но без неё никуда. Самый добрый и красивый момент в фильме первый поцелуй Тринити и Нео. В «Матрице» очень правдива любовь, Нео полюбил Тринити не за её внешние данные, а за её духовную красоту. «Матрицу» полноценно можно назвать классикой кино. А такие имена, как: братья Вачовски, К. Ривз, Л. Фишборн, К. Энн Мосс, Хьюго Уивинг, навсегда будут связаны с этим фильмом. Не побоюсь написать: «ЭТО САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ КИНО» Этот фильм вне конкуренции.
99 год был довольно богат на хорошие фильмы, тут и 'Мумия ', 'Бойцовский клуб ' и ещё довольно много всякой чуши. Но случилось так, что в данном году я больше всего ждал новые 'Звездные войны ', хотя никогда не являлся большим поклонником сказок о космических гражданах бегающих со светящимися лампочками, но реклама и крики сделали свое грязное дело и прийдя в магазин для приобретения какого-нибудь кина я первым делом кинулся к сказке дяди Лукаса, ну туго у нас тогда ещё с кинотеатрами было. Взял бы 'ЗВ ' и ушел, но какая-то добрая душа поставила рядом с ними 'Матрицу ', увидев на коробке товарищей в плащах, черных очках и с очень умными лицами, вспомнил я что показывали по телевизору и хвалили данную группу господ. Решил взять до кучи. Джедаистые войны после просмотра улетели в окошко в чью-то не осветленную интеллектом голову и я решил добить себя крутыми дядями в черных плащах. Запись как сейчас помню была отличная, такая отличная, что я даже к телевизору подсел, чтобы никакая красота от меня не ускользнула. Но запись это не так страшно, в те дикие и темные времена такое было модно, другое достать можно было только через довольно большой промежуток времени, а я так долго ждать никогда не уметь. Страшно стало мне, когда я услышал звук и комментатора данного репортажа, подобные комментаторы меня дико раздражали всегда, здесь вообще создавалось впечатление что идет кино не о крутых летающих хлопцах, а транслируют репортаж об одном дне из жизни колхозного коровника. С экрана неслось сплошное мычание, мычал и агент Смит и Нео, особо старательно мычал негр Морфеус, более того переводчик начинал переводить мычание на русский язык точно так же мыча, только с русским акцентом. Но видимо из-за того что моя персона уже привыкла к таким переводчикам общий смысл я выхватывал, хотя иногда создавалось впечатление, что мычатель переводит какой-то другой фильм ибо связь с картинкой я терял напрочь. Несмотря на все это кино почему-то понравилось, вслед за Лукасом Вачовски не полетели. Дело даже не в актерах или съемках пуль, мне честно говоря гораздо больше понравилась разборка с какими-то буржуйскими коммандос в зале с колоннами, выглядело здорово, плюс музыка отличная. Скорее идея не сказать что заезженная, что-то необычное, хотя если разобраться, тот же Терминатор, только с упором на 'виртуальную реальность '. Кино довольно неровное, иногда смотрится с большим интересом, проходит время и замечаешь, что Энди и Ларри заигрались и картинка зависла. Как режиссеры товарищи все-таки не так чтобы большие таланты, может как фантазеры сцен более интересны. Музыка вот подобрана идеально, люблю когда играет динамичная музыка во время драк и перестрелок, а не Моцарт с Чайковским. Если Киану Ривз мне всегда нравился, тут виной конечно 'Скорость ' и 'На гребне волны ', то вот выбор остальных актеров малость разочаровал, скорее всего денег уже не было, вот и взяли тех кого никто брать не хотел. Если с Уивингом мириться можно, да сейчас все кричат, какой агент, какой агент, я даже согласен, но вот будь на его месте кто-то другой, может было бы и лучше. Слышал как-то о отказавшемся Жане Рено, сейчас только под стол от смеха лечь можно, но кто его знает, может было бы и в кассу. Негра Фишборна взяли видимо только потому, что негр, а в каждом кине должен быть негр на одной из первых ролей, отсутствие таковых прощается только Спилбергу и Кэмерону. Ну как-то совсем не впечатлил Фишборн, дубовато выглядел, часто играл в дерево. Но все это терпимо и такого полно во многих фильмах, потому все эти персоны расстройства не вызвали, но бабища которую подсунули Киану Ривзу вызывала только удивление. Я конечно понимаю что Киану кривоногий, но он то с этим прожить сможет, а она... или это было сделано дабы показать что они созданы друг для друга, даже слеплены одинаково. Мало того она ещё и страшная как атомная бомба, а уж когда она начинала ходить или бегать своими ногами я лез за платочком, разве можно такое детям показывать? Но хвала всем богам, это меня не убило. Не очень впечатлила последняя потасовка Ривза и Хьюго, так как один вообще драться не особо умеет, а другого ещё никакой Тун Юн Пунг не успел хорошо научить махать ногами, потому их клоунада нереально выглядела, видно было что любители... Куда дели Чака Норриса? Несмотря на все минусы, кино Вачовских конечно имеет больше плюсов, потому наверно после 'БК ' оно и является лучшим фильмом того года. Печально конечно что в противостоянии плюс-минус в продолжениях 'Матрицы ' одеяло на себя перетянул именно минус. Истинно верное 9 из 10
Тезис. Что такое “Матрица”? Это отличный боевик с элементами фантастики 1999го года с Киану Ривзом в главной роли. В данной картине были собраны воедино захватывающий сценарий сестер Вачовски, их хорошая постановка экшн сцен с рукопашными боями и перестрелками, отличные актерские работы Киану Ривза и Лоренса Вишберна, украшение картины – молодая Кэрри-Энн Мосс, неплохая работа со светом и цветом и немало атмосферных саундтреков. Сценарий. По сюжету, главный герой Томас А. Андерсон (Киану Ривз) ведет двойную жизнь: днем он разработчик программного обеспечения в солидной компьютерной компании, а ночью он Нео – известный хакер. День за днем он проводит время в поисках ответа на вопрос “Что такое матрица?” и в один из них, после звонка загадочного “Морфеуса”, он его находит. Для начала я скажу о том, что мне понравилось в этом сценарии. Сестры Вачовски умело играли с интригой – в начале фильма вас будет терзать немало вопросов, а во второй его половине вас вовсе ожидает открытый саспенс. Сюжет довольно резво развивается в первой части картины, несколько затормаживает до серединного сюжетного поворота, но быстро набирает темп после. Большую часть фильма сложно оторваться от экрана. В “Матрице” все персонажи, за исключением главного героя и Морфеуса (Лоренс Фишберн) почти не были раскрыты и выступали, как некая декорация к происходящему. По большей части, это не повредило фильму, за исключением его любовной линии между Нео и Тринити (Кэрри-Энн-Мосс), которая вышла несколько спонтанной и неправдоподобной со стороны Нео, который практически не показывал своих чувств в отношении Тринити. Данный фильм имеет определенный библейский подтекст. Он выражается через слова агента Смита о том, что первая “Матрица” была идеальным миром, в котором не было место боли и страданиям – корни явно идут из Сада Эдема с Адамом и Евой. Также библейский подтекст виден в том, как Морфеус и его окружение зовут Нео “избранным”, подобно волхвам, нашедшим Иисуса и в самой задаче “избранного” условно спасти человечество, подобно тому же персонажу. Постановка(Режиссура). То, что определенно хочется отметить в фильме “Матрицa” – это постановка экшн сцен и в особенности эпизодов с рукопашным боем, пары запоминающихся погонь и нескольких отдельных изобретательных решений при работе с зеркальными поверхностями. В данной картине есть как минимум одна сцена с хорошей перестрелкой – это эпизод в фойе здания, в котором держали Морфеуса. В ней было все: крутые костюмы, уместный “слоумоушн”, тысячи пуль выпущенных в непонятном направлении, зрелищные акробатические номера и взрывной саундтрек. Если говорить о сценах с рукопашным боем в этом фильме, сразу на ум приходит слово танец. Движения актеров были максимально отточены, чувствовалась сила удара, и до последних мгновений было непросто понять, кто одержит вверх. Сцены погонь тоже были сняты, как надо: постоянно чувствовалась опасность от надвигающейся угрозы, убегающий все время находил новый путь для побега, а преследователь всегда был не настолько близко, чтобы нагнать героя, но достаточно, чтобы обозначить свое присутствие. Отдельно хотелось бы выделить сцену с выбором таблетки, где через отражения в очках главного героя можно было увидеть те самые два варианта и Нео, усилив визуальное различие между красной и синей таблеткой. Свет и цвет. Свет в Матрице имеет особое значение и используется для условного разделения пространства в фильме. В освещении картины царствуют три цвета: зеленый, покрывающий все и вся в матрице, синий, главенствующий на летающем корабле и красный, которым залиты человеческие плантации искусственного интеллекта. Зеленоватое освещение в матрице передает чувство искусственности окружающего мира и приводит к мыслям о различных зеленых символах, которые можно увидеть на компьютерах героев, отображающих саму “матрицу” в некоторые моменты фильма. Синий свет на корабле передает чувство холода, одиночества и страха, которое испытывают герои фильма а, красный человеческих плантаций призван вселять ужас и вызывать неприязнь от этого жуткого зрелища. Актерская игра. В Матрице у меня почти не возникло нареканий в отношении актерской игры. Среди всех работ я бы выделил Киану Ривза, Лорэнса Фишберна(Морфеус) и Хьюго Уивинга(Агент Смит) – они особенно органично смотрелись в своих образах. Нео веришь с первых минут фильма, его реакция на события довольно правдоподобна (но местами казалось слишком резкой) и не выходит за рамки образа, правда разыграться в этом фильме ему было особо негде. С Лорэнсом Фишберном похожая история, но у него была одна сцена, где он хорошо отыграл пытаемого. Персонаж Хьюго мне запомнится надолго не в последнюю очередь благодаря харизме самого актера, но и благодаря его особенной, протяжной манере речи и философским изречениям, кажущимся сейчас рудиментарными. Работы остальных актеров, кроме Кэрри-Энн Мосс (в силу ее чертовской привлекательности в те годы) и Джо Пантольяно (Сайфер) (благодаря немалой роли в сюжете) не запомнились мне и показались довольно блеклыми, в том числе из-за их “декоративности”, продиктованной сценарием. Костюмы, монтаж, спецэффекты, саундтреки. Хотелось бы отдельно поблагодарить художника по костюмам данного фильма за наряды основных персонажей в матрице. Их длинные черные пальто (и обтягивающие кожаные штаны Кэрри-Энн) классно смотрелись в кадре и своим экстравагантным видом показывали, что эти герои явно не из этой эпохи, да и не из этого мира. Большую часть фильма в нем используется стандартный “рваный монтаж” и монтаж с переходами к сцене, однако в нескольких эпизодах вместо него мы имеем пролет через множество символов и вылет в каком-то электронном устройстве – этот переход, в рамках данного мира, смотрелся довольно органично. Отдельно стоит выделить спецэффекты, за которые фильм получил премию Оскар в двухтысячном году (равно как и за монтаж). Сейчас они, естественно не выглядят так же впечатляюще, как выглядели в тот год, но смотрятся до сих пор достойно. Саундтреки в этом фильме были на уровне, они усиливали напряжение, когда это было необходимо, передавали ощущение погони и задавали темп экшн сценам. Отдельно я бы выделил трек от Rob Zombie в сцене на дискотеке, который я определенно не ожидал услышать в этом фильме. Итог. Подводя итоги, я скажу, что “Матрица” – это определенно отличное кино, ядреный коктейль с интересными решениями по свету, захватывающим сценарием и режиссурой от сестер Вачовски и культовой актерской работой Киану Ривза. Я бы порекомендовал этот фильм почти каждому, а в особенности фанатам Киану и фантастики. 8 из 10
Итак, 'матрица' - 5 лет написания сценария, мучительное выбивание бюджета и острый ум тогда ещё братьев Вачовски. Сегодня уже забавно наблюдать, как система прошлась по братьям, разглядев в матрице экстремистский подтекст. Понятно, что мужской пол более логичный, поэтому из братьев сделали сестёр... и это, конечно же, сказалось на их творчестве, которое стало более глупым... Многие говорят, что братья в этом фильме просто грамотно понатаскали из других источников вдохновения. А почему бы и нет? Своё слово фильм буквально проорал. Первый фильм растаскивали на цитаты и даже фильм о съёмках смотрели с интересом. Тарантино тоже многое из старых фильмов переносит в свой сценарий. А теперь о фильме. При его разборе понимаешь, что для вникания в сюжет нужно обладать уймой знаний и кучи первоисточников - 'призрак в доспехах', 'акира', 'тёмный город', 'Алиса в стране чудес и Зазеркалье', 'Волшебник страны Оз' и др. Разборов этого фильма уйма и каждый раз при просмотре открываешь новые нюансы, которые собираются в цельную картину. Полноценный разбор фильма займёт не один десяток страниц. Хоть и недостатки всё сильнее бросаются в глаза. Морфеус, который не верит в судьбу из-за манипуляций, но верит в предсказания Оракула о пришествии избранного. Сюжет, который предлагает борьбу с с системой, но не показывает альтернативы. Особенно эта вся борьба смешно выглядит на фоне сиквелов - сначала матрица это абсолютно зло и воплощение мирового контроля за людьми. А в сиквелах матрица не такое уж и зло, а истинное зло - сверхвирус в виде бывшего агента Смита. Также действительно непонятно, как Сайфер выходил на связь со Смитом без оператора... Кто его подключал? Но это всё мелочи. Лоуренс Фишберн как и Морган Фримен идеально объясняет канву сюжета. 'Матрица - диктат, целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы скрыть правду - ты только раб и с рождения в цепях, в клетке, которую не ощутить'. Многие критики цепляются к мелочам, хотя упускают временные рамки событий фильма - это всё-таки XXII век. А откуда вы знаете, как там люди живут? Многое из XIX века нам сейчас кажется странным. К тому же матрица лишь имитация мира из XX века. А откуда кто знает, как должно происходить всё в иллюзий. Кто-то не понял фразу 'ментальное воплощение виртуального Я'. Делом в том, что в программы в компьютерах имеют цифровой вид. А этот вид не слишком подходит для имитации реальности. Поэтому в дело вступает оболочка, то есть проекция кода в головы людей в виде привычных импульсов в мозговые рецепторы - зрительные, обонятельные, осязательные... Так же объясню фразу Тринити в машине к Нео о дороге, которую он уже знает. Это о том, что он по этой дороге вернётся в свою привычную рутину и также не будет ничему удивляться. Весь фильм это сатира на общество потребления. 'Каждый неразбуженный - потенциальный агент'. 'Мы не освобождаем разум взрослых людей'. Подростки - легко внушаемы, а взрослый человек с возрастом сильнее цепляется за привычный уклад и не хочет это терять. Авторы очень тонко ходят по грани, маскируя критику системы элементами боевика и зрелищными постановками. Те, кто не понимает фильма, не знакомы с аллегорией и не понимают отсылок. Опять же фильм не идеален, но это хорошое и глубокое произведение. Р.S. Не нужно было делать сиквелы... как трилогия 'Матрица' вообще не воспринимается. 8 из 10