Я, наверное, одна из тех, которая считает, что кинематограф, как искусство, умерло в 21 веке. И вот фильм «Молчание моря» 2004… Анонс меня не впечатлил, но об этом фильме было столько положительных отзывов, что я подумала, что на этот счет заблуждаюсь. С первых кадров стало ясно, что это посредственная поделка в духе нашего времени. Ни одной убедительной сцены, ни одного стоящего диалога. Выбор артистов неудачен. Внешность главной героини слишком проста. В те времена статус учительницы музыки был очень высок, предполагал происхождение из семьи высокого достатка. Об этом говорят собрание книг в доме Жанны. Мелкие буржуа книги не держали. Внешность Жанны на учительницу музыки из зажиточной семьи не тянет. Актриса слишком молода. Судя по сюжету, ей должно было быть лет 25. Никаких душевных импульсов в глазах не читается, внешность очень простая. Мадемуазель «Нет»: с красивым молодым мужчиной не разговаривает, к рождественской мессе не идет, не танцы не идет, продуктам не рада… В единственный раз, когда она «пробудилась», это когда игрой задержала Вернера в доме и тем самым спасла. Но это была кульминация фильма! Дедушка слишком толстый для того времени, когда были трудности с продуктами. И зачем надо было строить диалоги с дедушкой на «Вы»? Противоестественно. Два одиноких беззащитных существа - «старый и малый»- с «Вы» не чувствуется естественной в этом случае близости. Диалоги «деревянные»: «Тебе нравится фортепьяно? Ты бы предпочел играть с детьми?.. Запишитесь на курсы огородников… Хороший улов? Весна наступает…». Для того, чтобы вырастить что-то, нужны курсы? Да еще в период Второй мировой войны и оккупации? Но главное, какая любовь может возникнуть из молчания и бездействия? Молчание – это ничего. Без разговора симпатии не возникнет. Симпатия подразумевает поступки, порывы. «Я хотел вам что-то сказать…», - говорит немец. Ну так скажи же!.. У Вернера только монологи, игра в одни ворота. Со второго раза такой интеллигентный человек уже мог бы понять, что с ним не хотят разговаривать. Где действия? Ну сыграл бы своего Баха, получил бы отклик в глазах такой же романтической души. Ну потряс бы за грудки обидчика Жанны… В названии фильма «море», но моря в фильме нет – его красоты, единения героев с морем. Несколько килек покупает Жанна… Но с рыбой-то что? Война повлияло на численность косяков кильки? Пианино – беспроигрышный вариант в кино, удачный саундтрек решает многое. Вспомним знаменитых «Пианино», «Пианиста», «Летят журавли» (Марк расположил Веронику к себе игрой на фортепиано). Здесь наоборот, музыка блеклая. Хорошие классические куски так и не прозвучали. Было бы убедительнее, если бы Вернер попросил разрешения музицировать и делал бы это часто. Героев сблизила бы музыка. Линия движения сопротивления была тоже невыразительна. Симпатии к «резистантам» не вызвала. Единственная сцена, когда мальчик Пьеро бежал за грузовиком, началась динамично, потом мальчик остановился и склонился неубедительно. После «Вдовы Кудер» фильмы на подобную тему мастерить не стоит. У кинематографа всего мира не лучшие времена. 3 из 10
Знаете, если бы это была, как всегда, просто история любви двух людей по разные стороны баррикад, наверное, этот фильм бы меня так не зацепил. Несомненно, фильм не совсем о любви, он о чем-то большем, о чем-то очень личном. Как прекрасно, что совсем случайно я наткнулась на эту картину. Я люблю качественное европейское кино, и этот фильм именно такой. С каким интересом к деталям быта отнеслись создатели этой замечательной ленты, сколько вкуса и истинно французской изысканности - костюмы, интерьеры, пейзажи! Конец фильма вышел печальным, но очень органичным и утончённым, - полутона, пастельные краски, прекрасные звуки музыки и конечно же - взгляды. Эта повесть о войне, но здесь нет боевых действий, всего того, что первым делом ассоциируется с нею. На первый взгляд все очень просто, и история весьма типична. Протест Жанны и Андре - они не могут сделать ничего с навязанным им постояльцем из фермахта. Им остается только молчать. Но как много в этом молчании! В их общих сценах говорит только Вернер. Каждый монолог - брошенный камешек в бесстрастные воды молчания. У меня разрывалось сердце от безнадёжных попыток Вернера прорвать эту стену сопротивления, из вечера в вечер заходя в гостиную к хозяевам дома и говоря с ними на темы, тревожащие его душу. Надо видеть его глаза, полные отчаяния, и нежности, и вины. И глаза девушки… Молчание скрывало борьбу чувств и долга, смятение, переживания, уважение, влюбленность, настырность — хотя, впрочем, даже молчанием не удалось скрыть силу переполняющих эмоций. Поразила сила молчания — и хотя иногда молчание говорит яснее слов, уже к середине фильма хотелось кричать вместо героини! В самом фильме есть какая-то морская глубина и простор. Внешне он кажется спокойным, размеренным… молчащим. А внутри такие течения, что сносит. Я очень люблю, когда актеры играют взглядом. Вот здесь я получила настоящее удовольствие – когда герои говорили своими взглядами куда больше, чем выражали словами. Как они передали зрителю свои чувства и эмоции! Жюли Деларме и Тома Жуанне создали в фильме атмосферу любовных переживаний. И чего только стоят кадры вечера в рождество, его руки на кресле возле ее шеи, ее замирания от его приближения. Притом, что они ни разу даже не прикоснулись друг к другу за весь фильм. Больше всего меня поразило до глубины души ёе единственное слово, обращенное к нему - «прощайте!». Это было начало, и это был конец. Потому что они никогда больше не увидятся. И еще… За последнее время это один из самых сильных фильмов о войне, что мне довелось посмотреть. Может быть, потому что там не было бомбежек и смертей? Может быть потому, что страшнее всего – молчание? 9 из 10
Честно говоря, мне фильм не понравился, хуже того, оставил равнодушным. Мне он показался каким-то пустым и маловыразительным. Не хватает смысловой нагрузки, на мой взгляд. Психологического напряжения нет вообще, отсутствует драматизм. Фильм пропитан какой-то будничностью, тематика войны вообще не раскрыта. Мне кажется, что не хватает контрастов и это безусловно проблема режиссуры, она здесь явно слабая. Игра актеров — на среднем уровне, опять же, буднична, не могу выделить ни одного яркого сюжета. Так и не смог уловить основного замысла автора, может не всем дано. Немного отвлеченно: меня удивляет, почему немецкий офицер не приносит никаких подарков, хотя бы в виде небольших продуктов, например. Ведь это так подкупает и вполне естественно. Неужели немцы настолько скупы, чтобы пожалеть банку консервов, пару кусков хлеба и сахара? Странно. Не хочу никого оскорбить, но про гл. героиню я бы подумал, что она или фригидная или асексуалка, настолько ее персонаж слабо раскрыт. Потом, зачем, скажите на милость, ей сунули в рот папиросу? Нельзя было найти другое средство успокоения? Далее, у одного из героев почти на глазах погибают друзья, он чудом остается в живых и опять — ноль эмоций. Полная нелепица. Но ключевой минус повествования — отсутствие между главными героями мистической связи. Режиссером она должно быть показана. Должна быть отображена некая поворотная точка, после которой начинается их духовное сближение. К примеру, он заходит в комнату и спустя время неожиданно говорит: 'можно я для вас сыграю'. И через музыку открывает свой внутренний мир и она вдруг понимает его подлинное отношение к войне, франции, происходящему, ну и т.д. Но этого же нет. Мы видим только, что они совершенно разные, более того - враги и с чего бы им испытывать влечение друг к другу? Эта невидимая связь между героями, должна явственно ощущаться зрителем. Ее нет. Вообще отсутствует интрига, как таковая. Все какое-то бледное, вялотекущее, отчасти банальное. Ладно, с режиссурой облажались, но саундтрек могли толковый подобрать? Опять, нет. Признаться, даже удивлен обилием положительных рецензий. Одним словом, мне фильм совсем не понравился. Пустой и невыразительный. Вторично, под страхом расстрела, не стал бы смотреть. 2 из 10
«Море молчаливо, но нужно уметь его слушать» Вторая мировая война с разной степенью вовлечённости и ущерба коснулась большинства существовавших на тот момент государств и наций. И если подвиг советского народа запомнился мужеством и несгибаемостью отечественных солдат, а массовое уничтожение евреев беспрецедентной жестокостью нацистов, оккупация Франции фашистской Германией имела более лояльный характер. Боши не планировали за счет её территории увеличивать свое жизненное пространство и не осуществляли политику геноцида. Один из очевидцев тех событий, художник-иллюстратор и писатель Веркор (Жан Марсель Брюллер), отслужив в резервном батальоне, летом 1941 года в память о погибшем поэте-символисте Сен-Поль-Ру сочинил повесть «Молчание моря», выпущенную парижским подпольным «Полночным издательством» и воспринятую соотечественниками как манифест непокорённой Франции. В 1949 году уже культовую книгу экранизировал один из заметных представителей французской «Новой волны» Жан-Пьер Мельвиль, для которого фильм стал его полнометражным дебютом. А 55 лет спустя Пьер Бутрон создал его ремейк, сняв одноимённую военную мелодраму совместного франко-бельгийского производства. В одном из зданий отдалённой французской провинции, до которой ещё не добралась война, живут молодая учительница музыки Жанна (Жюли Деларме) и ее дедушка Андре (Мишель Галабрю). Днём дедушка занимается садоводством, вечера коротает у камина за чтением книг. А его внучка преподаёт детям игру на фортепиано, для себя исполняя волшебную музыку Баха. Неожиданно к ним квартируют немецкого офицера Вернера (Тома Жуанне), расположившегося в спальне погибших родителей девушки. И с появлением нового жильца в доме надолго воцаряется тишина. Хозяева покорно принимают присутствие нежданного гостя, но в качестве протеста на все попытки общения немца отвечают безразличным молчанием. Офицер окажется бывшим музыкантом, воспитанным и деликатным человеком, который с уважением будет относиться к своим «соседям», а его частые монологи об искусстве, культуре и жизни станут голосом картины. И девушка неосознанно начнёт влюбляться в своего врага… Лента Мельвиля отличалась слишком провокационным содержанием для его современников. Камерная по исполнению и больше напоминающая телеспектакль, сюжетно она фокусировалась на разочаровании немецкого капитана-франкофила в германской политике касательно захваченных земель. Зародившаяся между пианисткой и композитором симпатия там служила лишь декорацией, а основными тогда были темы взаимоотношений наций и анализ реалий отгремевшей войны. В фильме Бутрона война остаётся за кадром, а главным становится проблема нравственного выбора Жанны. Романтика отношений здесь конфликтует с мотивом гражданского долга: героиня ценит благородство нежеланного сожителя, который выглядит достойнее многих знакомых её окружения, но его защита от диверсий отрядов Сопротивления будет выглядеть предательством для своих. Кроме того, для эмоциональной яркости истории режиссёр усилил значение музыки Баха, которая в романе играла лишь вспомогательную роль, а в картине отмечает значимые вехи в развитии отношений персонажей: сцену знакомства, рождественский вечер наедине, момент их прощания. Основные события ленты разворачиваются в интерьере дома, но мастерство оператора, стремящегося показать не только важные детали, интересные ракурсы героев, но и их отражения в зеркалах, ослабляет давление замкнутого пространства и фильм смотрится свободно и легко. В картине мало диалогов, поэтому основной язык общения здесь – это взгляды, мимика и жесты персонажей, которые благодаря множеству крупных планов работают очень эффектно. Вся построенная на полутонах, намёках и невысказанности героев, для которых мелодия становится своеобразной коммуникацией, лента настолько эмоционально сильна, что потребность в вербалике просто отпадает, а чувства и мысли влюблённых синхронизируются. Любовь для Жанны и Вернера стала возможностью сбежать от внешнего мира, в котором для неё остались только воспоминания прошлого, а для него – обязанности настоящего. История о людях, ставших заложниками обстоятельств, становится притчей о достоинстве, чести и долге перед отчизной и раскрывается взаимодействием двух великих культур, подаривших миру Корнеля, Бодлера и Бальзака с одной стороны и Бетховена, Вагнера и Баха – с другой. Сюжеты о влюблённых из враждующих государств в кино не редкость: достаточно вспомнить «Франца+Полину» об отношениях молодого эсесовца с жительницей белорусской деревни и прошлогоднюю «Французскую сюиту», которую с фильмом Бутрона роднит не только время и место действия, но и связь персонажей с миром музыки. Внутренний диссонанс порою приводит героев таких фильмов либо к убийству во имя долга (Марютка из «Сорок первого»), либо к предательству во имя любви (Андрий из «Тараса Бульбы»). «Молчание моря» в этом плане сохраняет нейтралитет и метафорично говорит о том, что душевный мир человека подобен необузданной водной стихии, готовой всё сокрушить на своём пути, но одновременно скрывающей неведомые тишину и покой. Аллегорично это соотносится с безмолвием завоёванных французов, которые протестуют своим молчанием и неуступчивостью. Война бесчеловечна и разрушительна, но даже в её хаосе есть место любви, способной соединять людей, давая им веру в будущее и даря надежду на понимание.
Спокойный и полностью погружающий в свою атмосферу фильм. Вместе с этим он очень чувственный и трогательный. При просмотре забываешь о времени, о месте, котором находишься. Существует лишь маленький городок во Французской провинции, до которого еще не добралась война, но уже повсюду ощущается её присутствие. Солдаты в немецких военных формах, немецкие машины всё чаще встречаются на улицах города, даже радиостанции голосят на немецком. Между тем в воздухе уже ощущаются первые порывы тайных освободительных движений Франции. Вся эта ситуация «говорит» о готовящейся борьбе, сражении в защиту французского народа от фашистов. Как бы сильно в фильме не ощущалось присутствие войны, он вовсе не о ней. Это кино о любви - чистом и непорочном чувстве, в котором не было ласк и поцелуев, романтических вечеров и нежных объятий. Тем не менее, эта любовь была настолько сильной и печальной, что моё сердце «разрывалось» при просмотре «Молчания моря». Родители Жанны погибли в Первую Мировую, единственное, что есть в её жизни: воспоминая о них и любимый дедушка, заботящийся и всячески оберегающий свою внучку. Но девушка счастлива, она живёт легкой и беззаботной жизнью. Днём занимается домашними делами и преподаёт игру на фортепиано детям из различных семей; вечер проводит за чтением книг или исполнением прекрасной музыки Баха и других немецких композиторов… Но в один прекрасный день вся размеренность и неспешность жизни меняется. Появляется он – немецкий офицер, учтивый и вежливый, с уважением относящийся к Жанне и её дедушке. Но разве могут гордые французы спокойно жить в одном доме с захватчиком? Конечно же, нет. Начинается противостояние, безмолвное, но волнительное и безукоризненное. «Я счастлив, что нашел здесь старого человека с таким чувством собственного достоинства. И молчаливую девушку. Надо победить это молчание. Надо победить молчание Франции. Мне по душе эта задача» Монологи немца, как же они прекрасны… «Сегодня дует сильный ветер, и море очень неспокойно. Здесь так хорошо. Вам повезло, что вы живёте у моря. Что мне нравится в море — это его молчание. Я говорю не о Brandung, не о прибое, я говорю о том, что спрятано, о чём догадываешься. Море молчаливо, но нужно уметь его слушать. Я очень рад, что встретил здесь достойного пожилого человека и девушку, которая молчит». Ни одна девушка не смогла бы устоять перед такой чувственной и многозначительной речью. И даже Жанна, гордая и непреступная; её сердце не выдержало, она полюбила. Полюбила тайно и скрытно, но очень сильно и страстно. Невозможно описать словами все те переживания, волнения и чувства, которые испытывали герои. Это надо смотреть! Взгляд, брошенный невзначай, но такой многозначительный и прожигающий насквозь. Музыка, пронизывающая самое сердце. Ни одного прикосновения, ни одного поцелуя и лишь одно слово на прощание… От этого Жанниного «Прощайте…» у меня замерло дыхание. Я плакала… Не то от боли и грусти, а может от безысходности. Сильный фильм. Кроме этого он очень красивый, пейзажами можно любоваться очень долго и каждый раз находить что-то новое, ослепительно прекрасное и великолепное. Отдельный плюс за музыку. Проникновенные и чувственные композиции – они надолго остались в моём сердце, в прочем, как и весь фильм. Никогда его не забуду! ___ По окончанию просмотра у меня возник один единственный вопрос «А существует ли такая любовь в жизни? Или это всё очень умелая выдумка автора?» Надеюсь, что всё же существует. Еще мне очень захотелось почитать первоисточник Веркора, по которому снят фильм. Думаю, книга мне понравится так же сильно, как и кино, а может даже и сильнее… хотя, куда уж сильнее. 10 из 10 заслуженно!
Вторая мировая война – это не только российская национальная кинотема. Но и для Франции, которая был унизительно завоевана за две недели, в литературе и кино этот исторический мотив остается довольно важным. Возможно, именно протест против этой оккупации и драматическая судьба Сопротивления побуждает авторов до сих пор возвращаться к осмыслению тех событий. В этом ряду стоит и картина «Молчание моря» (2004) Пьера Бутрона. Она снята по одноименному роману Жана Веркора уже была однажды экранизирована в 1949 году Жан-Пьером Мельвилем. Очевидно, это важное для французов произведение, раз к нему возвращаются с некоторой периодичностью. По сюжету в небольшом приморском городке живет пожилой мужчина со своей внучкой. В их доме поселяется немецкий офицер. Единственный возможный протест для хозяев – это молчание, полное игнорирование чужака, врага, оккупанта. Но офицер Вернер явно желает наладить контакт и пытается завести разговор. Он говорит о музыке, литературе, любви к Франции, и в итоге ему удается наладить эмоциональный контакт с Жанной, но он такой же негласный, каким был и сам протест. Фильм Пьера Бутрона обладает особой интонацией – невысказанной страстью. Здесь все держится на недомолвках, догадках, полутонах. Даже цветовая гамма картины – светлые, но приглушенные серо-коричневые тона – создает флер этой истории. Простота и изысканность французского провинциального быта, костюмы, дух эпохи – все это сделано на высшем уровне. А легкий налет героики возвращает нас в историю Сопротивления, которое стало одной из вех Второй мировой войны. Но историческая память российского зрителя, наверное, не позволяет ему смотреть «Молчание моря» так, как смотрит его среднестатистический европеец. Если «там» она смотрится как повесть, близкая к героической, то «здесь» нам кажется, что это оторванная от реальности романтическая поэма. Немец, который просит (!) разрешения погреться у очага. Оккупированная территория, на которой нет массовых казней – единственная сцена ареста смотрится почти гуманно. Овощной суп с кусочком сала, какао на завтрак. И немецкий офицер, у которого душа болит за Францию и поэтому он просится на фронт – в Россию! Очевидно, что нельзя все мерить под одну гребенку, и одна и та же война была очень разной в разных странах. Да и войны вермахта очень по-разному относились к населению. Поэтому лучше смотреть этот фильм несколько отвлеченно от конкретных событий, от образа конкретного врага, от мыслей «а у нас в этот время…» Возможно, и сама задумка режиссера была в этом, а не в детальной прорисовке событий и фактов. «Молчание моря» - это фильм о том, как противоестественна сама по себе война человеческой природе: насколько иначе могли бы сложиться отношения Жанны и Вернера при других обстоятельствах. И последний эпизод фильма говорит о том, что главная героиня вновь решается на протест – на протес против войны! Но, несмотря на все эти мысли, невозможно не думать о том, как будет вести себя так долго сдерживавший свои чувства Вернер в России, к которой у него нет сентиментальной привязанности.
Ремейки – это всегда деликатное и опасное занятие, а когда речь идет о ремейках классических кинокартин, то в какой-то степени и вовсе недостойное. И дело даже не в том, что приходится брать идею за руку и шагать с ней по тонкому льду времени к берегу, на котором стоят другие зрители с другим настоящим и, возможно, другим прошлым. Дело в том, так ли это необходимо. Ведь классика на то и классика, чтобы быть лицом и душой определенного временного отрывка с прилагающимися к нему характерными чертами, событиями, явлениями, и, разумеется, переживаниями. Картина Жан-Пьер Мельвилля “Молчание моря”, снятая одним из самых ярких представителей французской “Новой волны” в далеком 1949-м году, является именно таким кинополотном. Оно – дитя своего времени, прошедшего времени. Причем эта лента устарела не только с точки зрения темы (хотя, я уверен, что найдутся желающие поспорить со мной данном вопросе), но и в плане принадлежности к конкретному кинематографическому течению, к которому на кладбище кинонаправлений успели присоединиться его “дети”, причиной смерти которых стал чересчур высокий уровень зависимости от “родителя”. Пьера Бутрона я до просмотра “Молчания моря” образца 2004-го года не знал совершенно. А сейчас немного узнал. И знаете, он меня чрезвычайно заинтересовал. Заинтересовал своей творческой свободой, и это касается не только постановки, но и философии его детища. Он в лучших традициях посмодернизма воскрешает прошлое для того, чтобы переосмыслить, но, при этом, не только не использует иронию – одну из основных инструментов посмодерниста, но и абсолютно не боится показаться наивным, а это, уверяю вас, является самым большим страхом почти всех представителей данного культурного феномена. Режиссер не просто образует связующее звено, этакий своебразный мост между днем вчерашним и днем настоящим, но и находит в прошлом вечность, проникая в него через щелочки между секунд, через аккорды музыкальных произведений, через взгляды действующих лиц… Боже! Как же двусмысленно в данном контексте звучит словосочетание “действующее лицо”! Ведь героиня не просто смотрит на героя, она видит в его глазах зеркальное отражение того, что творится у нее на душе. Она не просто отводит взгляд, она боится того, что может вдруг случайно познать эзотерику происходящего. А что там, кстати, горит на огне химии и, одновременно, тлеет под давлением обстоятельств? Желание! Да, это еще не любовь, это желание полюбить, желание отдаться, желание взять (прошу не воспринимать это буквально). Герои неустанно ищут любви, ищут возможности полюбить и быть любимыми. Любовь для них – это способ уйти от окружающего мира, в котором для нее существуют лишь символы прошлого, а для него – обязанности настоящего. Он осознает, что остается для нее врагом несмотря вежливость, манеры дворянина и снятое немецкое сукно, а она понимает, что, отвергая, не перестает хотеть принять. Действие в основном происходит в интерьере, однако, несмотря на данное обстоятельство, картина смотрится крайне легко, во многом благодаря оператору Алену Ревенту, который использовал все возможные способы, чтобы сделать фильм свободным и живым. Он снимает отражения в зеркалах, он снимает тени, а порой он даже снимает тени, которые отражаются в зеркалах. Давление замкнутого пространства улетучивается как по взмаху волшебной палочки, но все же главная заслуга в этом деле принадлежит взглядам персонажей… Музыка Баха не просто сопровождает происходящее, но и комментирует, дополняет. Трансофрмации закадровой музыки во внутреннюю и наоборот и великолепно исполнены, и осознанны с точки зрения взаимодействия эстетики и этики. Волшебство произведений Иоганна Себастьяна раскрывает свою космическую сущность на бытовом уровне, божеством проникая в человеческий мир. Сценарная основа на первый взгляд кажется довольно простой и понятной, однако имеет свои особенности. Например, второе поворотное событие происходит за 10 минут до конца и совпадает с кульминацией истории. Также интересны некоторые сценарные уловки. Например, когда пропадает велосипед героини, и напрашивается вывод, что герой предложит ей свою машину, она согласится, и с этого начнется развиваться их любовная линия на открытом уровне. Но все совсем не так просто. И таких примеров здесь много. Сценарист играет на шаблонах, зарабатывая себе очки. Но самый интересный сценарный ход все же имеет место быть ближе в финалу, сразу перед уже упомянутым вторым поворотным событием. Героиня, которая обещала не играть на пианино до тех пор, пока у нее дома чужой человек, и не сказавшая немцу, который, кстати, тоже пианист, ни единого слова, встает перед выбором. И выбор заключается не в том, спасти его от смерти или нет, а в том, как это сделать. Метания души в лабиринте стереотипов разума блестяще показаны через метания тела по коридорам дома. Выбор сделан, потому что чужак перестал быть чужаком, подобно чужому ребенку, ставшему родным. А затем она говорит ему первое и единственное слово, после которого они больше ничего друг от друга не услышат, ничего друг другу не скажут, никогда больше не увидятся. Но жизнь продолжается, впрочем, как и война, мастерски оставленная режиссером за кадром, дабы она служила фоном для развития сей прекрасной истории о людях, которые хотели любви. Бутрон снял историю мгновения, но затронул вечность. Посвящается Марселе. Прощай... и знай, что ты у меня в груди, предназначенное расставанье обещает встречу впереди.
Мне стыдно признаться, но плакать я начала уже после первых минут, когда стал закручиваться сюжет. И вроде бы ещё ничего толком не происходило, но я вдруг столь явно ощутила чувства героини, её боль от утраты родителей, боль, причиняемую оккупацией, боль оттого, как какой-то чужой человек отнимет и то последнее, что у неё осталось, — память. Немецкий капитан Вернер фон Эбреннак должен был поселиться в их доме, занять комнату её родителей, где каждая вещичка напоминала о них, сделать героиню и её дедушку гостями в собственном доме. Всё, деваться некуда, не откажешься и не спрячешься — и она в отчаянии бросает в огонь букет цветов, купленный «для родителей». Капитан оказался достаточно молод, приятен, опрятен и очень вежлив; он с первых же минут выказал то, как ему самому неудобно ставить хозяев в такое положение, но он вынужден это сделать и постарается причинить им как можно меньше неудобств. Однако ни аккуратность, ни симпатия, ни обходительность не могли сгладить того факта, что он оставался врагом для Жанны и её дедушки, олицетворивших собой всю французскую нацию. И они делали то единственное, что могли себе позволить, — молчали в ответ этому капитану. «Эти длинные монологи становятся невыносимы. Ты же знаешь, я не люблю оскорблять человека», — говорит Андре своей внучке однажды. Иногда молчание может быть громче и красноречивей пылких речей; молчанием можно ответить на вопрос, можно закричать, можно довести до отчаяния или признаться в любви. У меня разрывалось сердце от безнадёжных попыток Вернера прорвать эту стену сопротивления, из вечера в вечер заходя в гостиную к хозяевам дома и говоря с ними на темы, тревожащие его душу: о музыке, о Родине, о Франции, о том, что у него самого война отняла родных. «Сегодня дует сильный ветер, и море очень неспокойно. Здесь так хорошо. Вам повезло, что вы живёте у моря. Что мне нравится в море — это его молчание. Я говорю не о Brandung, не о прибое, я говорю о том, что спрятано, о чём догадываешься. Море молчаливо, но нужно уметь его слушать. Я очень рад, что встретил здесь достойного пожилого человека и девушку, которая молчит». О, надо видеть его глаза, полные отчаяния, и нежности, и вины. И глаза девушки. Конечно, актёры сыграли потрясающе, несмотря на то, что фильм телевизионный. Потрясающе! Это, пожалуй, сравнимо только со сценой в кафе «Elefant» в «17 мгновений весны», где Штирлиц и его жена изливают друг другу душу через молчание. Я уже в голос всхлипывала, когда Жанна, не поступившись принципами, не нарушив «обет молчания», попыталась задержать Вернера, чтобы он не сел в машину, заминированную участниками Сопротивления, и заиграла на пианино. Что-то из Баха. Впервые с тех пор, как немец поселился в их доме. Она не нарушила молчание слов, но в музыке, в истовой пляске пальцев по клавишам, было сказано куда больше. И лишь в финале Жанна единственный раз заговаривает с капитаном не только взглядом, чтобы сквозь слёзы выдавить одно лишь слово. 10 из 10
Сохранять человечность в нечеловеческих условиях, возможно? Как показывает нам режиссер в своем замечательном кино, можно себя вести по-разному. Кто-то может восхищаться культурой своего врага, другие же считают, что война выигрывается, ради унижения другой нации. Также и оккупанты не живут по одному прототипу, кто-то продолжает жить своим чередом, остальные готовят разного рода операции. В нашей же картине, основными героями служат молчаливая девушка, и её не менее разговорчивый дедушка, в присутствии немца, который несмотря на сложившуюся ситуацию, пытается вести себя крайне культурно. Кстати насчет ситуации, странная война в самом разгаре, такой оксюморон, идеально подходит для данного времени. Молодой немец живет в чужом доме, пытаясь наладить хоть какой-то контакт со своими новыми соседями, при этом, натыкаясь на полное отречение от разговорной речи со стороны своих сожителей. Ситуация сложная, напряженная, но в то же время и забавная. В фильме проводится много интересных сравнений, между культурами Франции и Германии, о взглядах на мир в целом, и всё в таком интересном роде. Например, я убежден, что каждый себя уважающий человек знает, что в классической музыке, тяжело кому-то сравниться с немецкими композиторами, такими как Бах, Бетховен, Вагнер. Франция же отличается своими выдающимися писателями, такими как Бальзак, Бодлер, Корнель. Хорошо, что режиссер не пытается кого-то преподнести, а показывает нейтральный взгляд главного героя, который восхищается обоими культурами. Фильм, который не придается большой огласки, но на который стоит уделить время, ситуация жизненная, интересная, промежуточная, но с ярко выраженным концом, поэтому с удовольствием посоветую своим знакомым взглянуть на этот тихий шедевр.
Минуло две недели после просмотра, а я все мысленно возвращаюсь к фильму. Значит, засело. Значит, надо рецензировать. Сюжет: Франция оккупирована фашистами. Немецкий офицер квартирован в дом французской девушки и ее деда. Молчание - единственный способ хозяев выказать свое презрение фашистскому режиму в лице солдата. Неожиданно, немец оказывается образованным и глубоким человеком, лишь исполняющим патриотический долг. Отношение девушки к нему постепенно меняется, в финале это глубокое понимание, тот его рубеж, что сливается с любовью. Но не той банальной любовью между мужчиной и женщиной, нет - любовью человека к человеку. Их чувства настолько синхронны, что слова не нужны, достаточно взгляда и музыки. Про последнее хочется сказать отдельно. Она - пианистка. Он - композитор. Для них мелодия становится языком. Представьте, насколько чувственно кино, если самый эмоционально насыщенный момент был выражен именно музыкой - не словом и не действием. Что меня поразило и взволновало: фильм - весь полутона и намеки. Кино того сорта, когда неприкосновение и невысказанность вызывают эмоций больше и глубже, чем любой диалог. Она слышит скрип его сапог за спиной, его дыхание, а у зрителя волоски на коже вздымаются и мурашки бегут. Ток в воздухе. Так пронзительно показать чувства, не опускаясь к плотскому - великий талант и труд. Единственный недостаток - наивность. Образ благородного фашиста - скорее утопия романтиков, в него слишком тяжело поверить зрителю с хоть сколько-нибудь реалистическим взглядом на мир, а потому: 9 из 10
Фильм «Молчание моря» поставлен по книге Жана Марселя Брюллера (Веркора), описывающей взаимоотношения пожилого француза и его внучки с одной стороны, и немецкого офицера, заселенного в их дом. Сюжет построен таким образом, что все попытки немца завязать общение с хозяевами дома наталкиваются на их горделивое молчание, но отнюдь не на отсутствие интереса к личности их «гостя». Строго говоря, по книге было снято два одноименных фильма с разницей в 55 лет. Помимо кинематографических отличий (первый фильм более камерный, почти телеспектакль), фильмы концентрируются на разной проблематике. В 1949 году главной темой стало разочарование немецкого лейтенанта – истового поклонника Франции в германской политике на оккупированных территориях, и как следствие его прошение о переводе на передовую. Возникшая между постояльцем и девушкой симпатия здесь не более чем декорация, и ее можно просто не заметить, если бы не текст от автора. Такой подход вполне понятен – в 1949 году, спустя всего 8 лет после описываемых событий, главным все-таки виделся вопрос взаимоотношений наций и оценки здравомыслящими людьми событий Второй мировой войны. Главный вывод первого фильма – и в стане заклятого врага есть люди, достойные уважения. В несколько ином ключе был снят фильм в 2004 году. Здесь тема нравственного выбора немца есть нечто само собой разумеющееся, и на первый план выходит нравственная проблема главной героини фильма – и здесь любовная линия тесно переплетается с темой гражданского долга. С одной стороны девушка осознает, что ее враг в высшей степени благороден, более того, этот человек оказывается гораздо более достойным, чем некоторые люди, окружавшие ее с детства. С другой стороны спасти его (тема, которая отсутствует в фильме 1949 года) – значит встать на пути у своих. Сложнее всего сознательно идти вразрез одновременно и со своими, и с чужими. Свои будут считать предателем, чужие никогда не будут считать своим. Ответ на этот вопрос каждый должен дать для себя сам, и ответ может быть и таким, каким он показан во втором фильме. К сожалению, несмотря на выбор девушки, чувства молодых людей друг к другу предсказуемо оказываются жертвой противостояния их народов и того решения, которое для себя принял офицер. Авторы фильма подводят зрителя к еще одной мысли: молчание ничего не добавляет в этой жизни. Времени, проведенного молча, в будущем может не хватить для важных слов. Однако очень часто молчание скрывает за собой гораздо больше, чем другой человек готов воспринять, и иногда такому молчанию лучше сохраниться навсегда.
Один из лучших антивоенных фильмов, который, казалось бы, совсем не показывает войну, то есть бои и смерть в мясорубке, но в то же время показывает саму ее суть - бесчеловечность и разрушающую силу. В этом фильме правда - это молчание героини, вернее, то, что это молчание не смогло стать преградой к истинному человеческому величию - любви. Любви к Человеку.
Оккупированная Франция. Маленький провинциальный городок. В дом к молодой француженке и ее дедушке вселяют молодого немца. Они полны негодования, презрения, ненависти. Но как могут они противостоять жестокой фашисткой машине, наверное, только выразительным молчанием. Немец, пытаясь наладить диалог с обитателями дома разговорами о великой французской литературе и гениальной немецкой музыке, постепенно открывается перед ними как интеллигент, интеллектуал, романтик. И зародившаяся, наперекор обстоятельствам, симпатия между молодыми людьми уже готова перерасти в более сильное и глубокое чувство. Что же победит в этом противоборстве чувства и долга? Для этого надо посмотреть фильм. Он поистине незабываем: проникновенное, тонкое, глубокое кино! 10 из 10
Потрясающий, очень атмосферный фильм. Все настолько тонко, точно, и при этом столько недосказанности, оставляющей после себя послевкусие и много-много мыслей в зрительской голове. Провинциальный французский городок, жизнь в котором течет достаточно спокойно и ровно, не смотря на нелегкое военное время. Молодая учительница музыки Жанна продолжает давать уроки, ее дедушка Андре занимается домом. Их тихую жизнь нарушает неожиданный приезд в их дом немецкого офицера Вернера. Гость ведет себя спокойно и вежливо, каждое утро и вечер пытается поговорить с хозяевами дома, но в ответ получает только молчание. Жанна не говорит ему ни единого слова. Однако, в этом молчании сокрыто нечто большее, чем ненависть и презрение - вскоре это становится очевидным. И вроде бы не было ничего, но одновременно было всё... Ни единого прикосновения, но столько взглядов, мыслей, разряженный воздух в комнате, в те редкие моменты, когда они оставались наедине. Водоворот чувств, эмоций, уносящий далеко-далеко, сомнения и слезы, и глубокое чувство, засевшее в груди... И мой любимый момент, когда Жанна вновь садится за пианино и играет, касается пальцами клавиш, ради того, чтобы уберечь того, кого полюбила. Терпкий вкус расстояния и расставания, понимание того, что быть вместе невозможно. И это 'Прощайте'... Единственное произнесенное вслух слово. Ком в горле после просмотра.
Пожалуй, сложно снять кино об ужасах войны, не включив в него кучу бомбежек, крови, грязи и громогласных возгласов 'За Родину!'. И то, что Пьер Бутрон умудрился это сделать, заслуживает, по меньшей мере, стоячих оваций. Думаю, нет смысла обрисовывать завязку, потому как это сделали все предыдущие пользователи. То есть ситуация предельно ясна: в доме поселился враг, это данность. И как бы ты не сопротивлялся, факт останется фактом: в твоём доме живет враг. Я вот лично считаю, что этот фильм надо всем посмотреть, притом в обязательном порядке. Потому что ни одна картина, увиденная мной ранее, не обрушила на меня такого шквала мыслей и вопросов. Почему надо считать человека врагом лишь из-за его национальности? Как молчание может стать куда более сильным и зрелым протестом, нежели демонстрация с криками, потасовками и сжиганием флагов? Почему не обязательно говорить, чтобы найти общий язык, и нужны ли слова вообще? Главная героиня - гордая, сильная, самоотверженная Жанна, которая ненавидит своего врага, но с каждым днем привязывается к нему всё сильнее. Которая холодна к нему, но в решающий момент спасает ему жизнь. Несомненно, можно было бы накрутить там любовную историю с кучей слов, объяснений и нежностей, и заставить зрителя рыдать на финальной сцене объятий главных героев перед затемнением экрана. Но зачем? Ведь эта удивительная любовная линия, развивающаяся в тишине под звуки прибоя и Бетховена куда более сильная, а расставание - куда более трагично. И сколько же чувственности во взглядах главных персонажей! Куда больше, чем во всех сценах из '9 и 1/2 недель' вместе взятых! Актёры проделали феноменальную работу - так сыграть чувство смогли бы далеко не все. Просто огромное спасибо всей команде за этот шедевр. И этот удивительный финал, который прошибёт на слезу даже самого тёртого калача. Этот последний взгляд и это 'прощайте', наполненное безысходностью. Потрясающе. ...ведь не кричать - не значит не гореть, верно? 10 из 10.
Это очень герметичное кино, где действие развивается по собственным законам. Впрочем, хуже от этого оно не становится, особенно, если зритель готов 'понять правила игры'. Итак: Франция оккупирована фашистской Германией. Немцы враги. Помогать им нельзя. Режим довольно либеральный: критиковать немцев можно. Но бороться с немцами в открытую нет сил. Врагов они могут и уничтожить. Существует Сопротивление, которое потихоньку уничтожает немцев (в том числе с помощью терактов) А еще в доме главной героини поселился немец. Согласно правилам она могла с ним бороться только одним способом - молчанием. Только он уж слишком культурен и одухотворен. Этим он выгодно отличается от соседских молодых людей. И встает практически шекспировский вопрос о роли долга и любви в жизни человека и что делать в случае их конфликта. В итоге Жанна сделает свой выбор. На самом деле фильм лучше всего смотреть в оригинале, если вы не знаете французского, ведь фильм про молчание и про эмоции, которые нельзя показать. И в таком кино звук будет только мешать. Ведь важны не слова, а то что они выражают 9 из 10
Я не очень люблю фильмы о войне. Это страшное время, в которое граница между светом и тьмой становится как никогда явственной и ощутимой. От выбора, сделанного человеком, зависят жизни, судьбы и будущее... Так вот, фильмов о войне я стараюсь избегать. Но алгоритмы ютьюба подбросили мне 14-минутное видео с ключевыми сценами из 'Молчания моря' под инструментальную музыку. Знатный спойлер, но я не в претензии. Фильм, конечно же, я почти сразу посмотрела, потому что он показался мне построенным на полувзглядах-полутонах - люблю такое, когда не в лоб - любовь до гроба - а знаете, все сложно, неясно, невысказанно и непонятно. Но оттого - пронзительно. Прочитала я и одноименный рассказ Веркора, по мотивам которого снят фильм. И заключила, что это два немного разных произведения. У Веркора акцент сделан на войне (ключевая сцена - 'прозрение' Вернера и утрата им утопических иллюзий о возможности 'брака' между Германией и Францией). В экранизации Пьера Бутрона конфликт переносится в плоскость живых человеческих отношений. Вернер и Жанна - просто хорошие молодые люди, которых связывают музыка, человечность, доброта. Они могли бы быть вместе, но тут эта чертова война. Жанна милая, иногда резкая и нетерпимая, гордая, неидеальная, и еще она совсем девчонка. Вернер мягкий, чуткий, порядочный, иногда беззащитный, и он тоже как будто бы еще 'не вырос'. В рассказе все немного по-другому. Конфликт там обрисован крупнее, хотя и более скупыми красками. Героиня представляет для Вернера всю прекрасную и неприступную Францию, которую он мифологизировал в своем сознании. В рассказе Вернер в первую очередь - мыслитель. Поэтому ключевой сценой становится не доказательство любви и милосердия, как в фильме, а полное крушение его иллюзий. Это придает рассказу философское звучание, которого в фильме нет. И чудесный пассаж о сказке 'Красавица и чудовище' от литературного Вернера - жаль, что ему не нашлось места в фильме. Но как отдельное произведение фильм действительно хорош. Музыка, костюмы, предметный мир, игра актеров - все очень качественно. Может, хотелось бы немного больше моря - оно прекрасно всегда, в любую эпоху и в любую погоду. Этот фильм займет у меня место на полке с такими теплыми и душевными мелодрамами, как 'Разрисованная вуаль' и экранизации по Джейн Остин.
40-е годы. Война. Оккупированная немцами Франция, отряды Сопротивления. Вот декорации, на фоне которых будет разворачиваться действие этого фильма. Действие поистине непримечательное и довольно обыденное. Оно знакомо нам, оно в равной степени наше, как и чужое. Это действие – молчание. Молчание города, охваченного страхом, молчание моря, приютившего около себя этот город…фортепиано, в старом доме, немецкого офицера, гостящего у обитателей этого дома… молчание девушки – пианистки… Жанна живёт в старом доме со своим дедушкой. Её родители умерли, и теперь он для неё самый близкий человек. Она зарабатывает на жизнь преподаванием музыкой, покупает скудную еду, играет на фортепиано. И вроде бы её жизнь не претерпевает никаких перемен, до тех пор, пока в её доме не размещается пост немецкой армии. В доме появляется новый жилец, офицер. Он-то и принесёт с собой перемены. И в доме, где звучала музыка, на долгие полгода воцарится тишина… Жанна будет сознательно игнорировать постояльца, ненавидя его и презирая, но, может, правы классики, и от ненависти до любви один шаг?.. Офицер окажется музыкантом, композитором, благородным и честным человеком. Он с уважением будет относиться к обитателям дома. И Жанна, сама того не замечая, начнёт влюбляться в своего врага. Она полюбит этого офицера. Полюбит настолько, что спасёт от смерти, когда члены отряда Сопротивления подстроят взрыв его машины, в которой погибнут два его друга. Она спасёт его игрой на фортепиано, которое до этого будет молчать целых полгода. Но жизнь такая странная штука… молчание, которое объединит этих двух людей, едва прервавшись, разлучит их... Фильм заканчивается с гнетущим ощущением, но остаётся и иное чувство. Ощущение покоя, тепла, понимания…а ещё, прекрасной операторской работы, идейности и грамотности подобранных диалогов.
Меня фильм поразил неподдельной игрой актеров! Как они передали зрителю свои чувства и эмоции, от экрана будто исходил ток! Ни разу даже не прикоснувшись друг к другу, они создали в фильме атмосферу любовных переживаний. Пара сцен в 'Молчании моря' подобны эротическим, с тем лишь отличием, что это 'эротика взглядов', взять хотя бы новогоднюю ночь, когда офицер Вернер испепеляет глазами шею Жанны или ту, где она приближается к нему по мосту, и каждый шаг отдается болью наслаждения... Такому фильму не жаль поставить 10 из 10
Казалось бы, все просто. Вторая мировая, во французский город вторгаются немцы и один из них нагло поселяется в доме Жанны и её дедушки Андре. Какие чувства могут питать люди к захватчикам? Ненависть, злобу. Но что поделать, если начинаешь понимать, что не все немцы негодяи и убийцы, что они тоже люди и как у всех людей у них есть чувства и собственное понимание военной чести и доблести? Самое главное в этом фильме не слова и даже не действия героев. Самое главное в этом фильме - взгляды героев. То, как смотрит Жанна на Вернера, как постепенно изменяется её отношение к нему - её глаза говорят обо всем. Несмотря на то, что Вернер - немец, захватчик, постепенно начинаешь сочувствовать ему, сопереживать. Чувствуя всю неловкость своего положения, понимая, что в этом доме ему не рады и что он здесь всего лишь гость, хоть и крайне нежеланный, он каждый вечер пытается заговорить с его обитателями, встречая при этом упорное молчание. И поставив себя на его место каждый может понять, насколько тяжело любому человеку разговаривать с пустотой, стараться найти темы для разговора, сделать так, чтобы тебя услышали и поняли. Я считаю, что это один из лучших фильмов, просмотренных мной за последнее время 10 из 10