Не бойся темноты: отзывы и рeцензии

Gerbus
Gerbus10 января 2012 в 17:01
Не бойся темноты - бойся её обитателей!

Фильм «Не бойся темноты» - классический хоррор, концепция которого держится на самой простой, но оттого не менее страшной темы для хоррора – страха перед темнотой. Конечно, говорить при таком раскладе о чём-то новом для жанра, показанном в этом фильме, - смысла нет никакого. Тема страха перед темнотой была раскрыта произведениями жанра и задолго до этого фильма: хватало «страшного» фольклора, людских поверий и романов известных писателей ужастиков, в первую очередь – романов Говарда Лавкрафта. Но фильм «Не бойся темноты» уникален, как ни странно, именно потому, что он обыден до мозга костей по своей сути. Его создатели в самом начале ставят зрителя перед тем фактом, что в темноте, мол, обитают какие-то странные существа и почему-то очень хотят утащить главную героиню на дно камина, где вроде как располагается их логово. Заметили? Я написал прошлое предложение неуверенно. Это и не мудрено, ибо весь фильм строится только на том, что у зрителя постоянно возникают вопросы в ходе его просмотра, ответы на которые он не получает (не запланировано, по всей видимости, сценаристом), а додумывать самому – ужас как не хочется, не тот случай. Смотрите: есть темнота, есть странные злобные существа, выпущенные на свободу и желающие смерти главной героини, а есть ли что-то ещё в этом фильме, за что его можно посмотреть – страшен ли он вообще? Такой закономерный вопрос задаст любой из вас, но, к сожалению, однозначного ответа на него нет. Судите сами, что называется. Хорроры бывают разные. К примеру, то же «Паранормальное явление» стопроцентно испугает любого зрителя, что бы он ни говорил (при условии, что он посмотрит его в одиночку глубокой ночью). С хоррором «Не бойся темноты» - особая ситуация. Здесь всё зависит от того, какой человек его смотрит. Допустим, если зритель страдает никтофобией (боязнью темноты), то, безусловно, «Не бойся темноты» (особенно в тёмные эпизоды) напугает его до чёртиков. Дети… Их тоже этот фильм способен сильно впечатлить, вот только какой родитель позволит ребёнку сесть за просмотр «Не бойся темноты» в одиночку? Дети, насколько мне известно (хотя бы и на собственном примере), и так боятся темноты. Страх перед темнотой – естественный для детей, но с возрастом он проходит… почти у всех. Могу сказать уверенно по поводу этого фильма только одно: если бы «Не бойся темноты» был построен только на эпизодах в полутьме и кромешной тьме – фильму не было бы цены, и он представлял бы собой очень жуткий классический хоррор. К сожалению, его создатели решили иначе. Главная проблема фильма в том, что Найджел Маккинд, сценарист «Не бойся темноты», зачем-то пытается раскрыть зрителю характеры главных героев, их друзей, рассказывает нам предысторию их жизни и планы на ближайшее будущее – в общем, всячески дополняет сюжет фильма не обязательными подробностями. Лучше бы Найджелл, когда писал сценарий, сосредоточился на страшных эпизодах, ведь именно из-за них люди смотрят ужастики. Вердикт. Фильм «Не бойся темноты», как это ни странно, абсолютно полностью оправдывает своё название. Найджел Маккинд, сценарист фильма, то и дело отводит сюжет картины в сторону от, собственно, темноты и её загадочных обитателей (которые так и остаются загадочными), а потому бояться темноты зритель просто физически не успевает. Складывается даже такое ощущение, что тёмные эпизоды в фильме существуют только для того, чтобы разбавлять изредка его светлые моменты, а не наоборот, как и должно происходить в порядочных фильмах жанра хоррор. Зато «Не бойся темноты» отлично смотрится как цельная история о переезде главных героев фильма в новый дом с необычной для таких историй развязкой, разбавленная при этом страшными эпизодами, чтобы зритель не расслаблялся. Но минусов при таком раскладе у фильма даже больше: развязка фильма не окончательная – с явным намёком на сиквел, которого с годами так и не последовало, да и в самом сюжете хватает пробелов на вагон и маленькую тележку. Тем не менее, «Не бойся темноты» мне понравился на уровне некой специфической сказки. Рекомендую фильм к просмотру, но с осторожностью. 9 из 10

HEmaximusLL
HEmaximusLL24 февраля 2012 в 19:22
Некоторые вещи нужно оставить такими, какие они есть

Страх перед темнотой – наверное, самая старая и самая распространенная фобия. Особенно в детстве. «Я верю в то, что вижу своими глазами» - в случае с темнотой это утверждение теряет всяческий смысл. Да, мы видим темноту, но мы не видим того, что находится внутри нее. А потому наш разум порождает самых страшных чудовищ, готовых в любой момент вырваться наружу. С годами этот страх проходит, но не у всех. Итак, «Не бойся темноты», год 1973. Многие из нас любили в детстве собираться вместе с друзьями и рассказывать страшные сказки. Они были просты, незамысловаты, порой коротки и закручивались вокруг пусть небольшого, но законченного эпизода. Особенно жутко было, когда конец истории обрывался каким-нибудь страшным эпизодом. Остальное уже накручивал взбудораженный и перепуганный разум. И «Не бойся темноты» можно отнести к такой вот страшной сказке. Это даже не совсем фильм ужасов, скорее история, которой можно пугать маленьких детей. Салли со своим супругом переезжают в большой старый дом, доставшийся ей по наследству от бабушки, уже отправившейся на небеса. Интерьер, преисполненный духом старины, антикварные вещи. И маленькая дверь, всегда закрытая на ключ. Естественно, любопытство всегда возьмет верх в такой истории и Салли в конце концов заглядывает внутрь. Там оказывается пыльная комната, служившая кабинетом для ее дедушки, умершего при странных обстоятельствах. И в углу комнаты расположен камин, заложенный каменной кладкой и с плотно прикрученным люком для выгребания золы. Старый плотник, работавший еще при жизни прошлых владельцев дома, всячески старается отговорить Салли от опрометчивого поступка. Ибо некоторые вещи лучше оставить такими, какие они есть. И вновь любопытство берет верх… Создание нужной атмосферы страха и неизвестности здесь осуществляется путем использования двух факторов, можно сказать, фобий, которые так или иначе испытывал любой человек. Первая – это создание в фильме собирательного образа какого-то старого и таинственного места, с детства вызывающего страх у человека. У кого-то с детства мурашки пробегают по коже при одном только взгляде на дверь в подвал, кому-то не по себе, когда он проходит мимо много лет заброшенного дома. У сценариста Найджела Маккинда таким местом была старая печка с огромной ямой для пепла. И именно она и послужила обителью для неких существ, начавших преследовать Салли. Вторая фобия – это боязнь темноты. В детстве ее, наверное, боялись все. Но каждый по-разному. Для кого-то это была некая субстанция, способная поглощать все, что окажется рядом, кому-то казалось, что там живут чудовища. Мне, после «Дракулы» 1992 года казалось, что там обитает дух самого известного и страшного монстра всех времен и народов. Для Салли порождениями темноты стали маленькие существа, со страшными лицами и мохнатыми телами (в какой-то момент они напомнили мне мини-горилл), которые по непонятным причинам пытались утащить ее на дно ямы для пепла. Но это страшная сказка, а значит, причины здесь не играют важной роли. И именно за счет этих двух факторов, давящих на подсознание зрителя, и создана эта история, и в этом ее главная прелесть. Потому как повествование не отличается яркостью и динамичностью. Сюжет развивается прямолинейно от первых до последних кадров. Приезд в дом, находка в виде старого камина, открытие камина, первые видения, недоверие со стороны окружающих, и финальная ночь «страха». Даже концовка не претендует на звание феноменальной, шокирующей или просто необычной. Она в одно и то же время и ожидаема и неожиданна. Можно сказать, что перед нами идеальная страшная сказка, чуть растянутая до полнометражной картины. Вопросов возникает много, но ответов на них создатели нам так и не дают. Но впечатления от просмотра остаются самые, что ни на есть настоящие и яркие. Может быть, фильм и не напугает, но, по крайней мере, на мгновение позволит окунуться в пору детства, когда такая история могла служить причиной многих бессонных ночей или хотя бы источником незабываемых эмоций и впечатлений. 8 из 10